«Жизнь
моя, судьба моя – родной мой, неповторимый Узбекистан!»
Цели мероприятия:
расширить и углубить знания о Родине, ее богатом и культурном наследии,
воспитать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости, развивать
речь и память, формировать у них сознательное отношение к учебе.
Звучит Гимн Узбекистана.
1-й чтец:
Узбекистан! Моя земля,
Мой дом, ты – Родина моя.
Ты светом ярких теплых дней
К себе влечешь сердца людей.
2-й чтец:
Узбекистан! Ты край любви,
Цветов и вечного богатства.
И ты земля, где люди все
Живут с любовью, веря в братство.
1-й ведущий. 31
августа 1991 года было торжественно провозглашено образование суверенного
государства – Республики Узбекистан. Тогда же Верховный Совет установил 1
сентября Днем независимости Республики Узбекистан и объявил этот день
праздничным.
2-й ведущий.
Узбекистан обладает всей полнотой государственной власти, самостоятельно решает
свою судьбу. Официальные деловые отношения установлены более чем со 130
странами мира. Независимость дала узбекскому народу возможность заново оценить
своё историческое наследие, возродить национальную культуру и традиции веру
язык и духовность.
3-чтец:
Стихотворение К.Юнусова «Твой главный день»:
Нам всем сегодня дан
Для радости большой
Твой день, Узбекистан,
Великий праздник твой!
Ты в этот день познал
Невиданный подъём,
Ты независим стал,
Пошёл своим путём!
Трёхцветный реет флаг
И герб сияет твой,
Взгляни сегодня как
Ликуем мы душой!
И славим этот день,
Свободы день когда
Времен минувших
тень
Исчезла навсегда.
(фото герба и
флага)
1-й ведущий.
Государственный флаг был утвержден 18 ноября 1991 года на седьмой сессии
двенадцатого созыва Верховного Совета Республики Узбекистан. Символика
государственного флага продолжает лучшие традиции, свойственные флагам могущественных
держав, существовавших на территории нашей страны, одновременно отражает
природные особенности республики.
2-й ведущий.
Небесно-голубой цвет на флаге – это символ голубого неба и чистой воды.
Лазурный цвет почитаем на Востоке, когда-то его избрал для своего флага Великий
Амир Темур. Белый цвет – символ мира и чистоты. Белый цвет на флаге означает
добрые пожелания, чтобы путь был чист и светел. Красные полосы жизненные силы,
пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни. Зеленый цвет олицетворение
благодатной природы. В настоящее время во всем мире ширится движение по охране
окружающей среды, символом которого тоже является зеленый цвет.
1-й ведущий.
Полумесяц отражает многовековые традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды
– символ безграничного неба, мира. Число 12 изначально считается знаком
совершенства, поэтому на нашем флаге 12 звезд. Государственный флаг – символ
нашего прошлого, настоящего и будущего.
4-й чтец.
Стихотворение С.Милушевой «Флаг свободы»:
Не счесть знамен, любимых всюду нежно,
Но нам с тобою ближе и родней
Цвета свободы, счастья и надежды
На стяге родины моей.
Он как равный среди равных
Взмывает ввысь во всех концах земли.
Судьбою путь нам предначертан славный,
И по нему мы флаг свой понесли.
Мы знаем: счастье не дается даром,
А дружным добывается трудом,
И бережно не разрушая старый,
Мы строим новый, благодатный дом.
3-й ведущий.
Государственный герб утвержден 2 июля 1992 года на десятой сессии двенадцатого
созыва Верховного Совета Республики Узбекистан. В центре герба изображена птица
Хумо с распахнутыми крыльями – как символ счастья и свободолюбия. Великий
Алишер Навои называл птицу Хумо самым добрым из всех живых существ. В верхней
части герба находится восьмигранник, который символизирует знак утверждения республики,
внутри – полумесяц со звездой.
1-й ведущий.
Изображение солнца означает пожелания, чтобы путь нашего государства всегда был
озарен ярким светом, а также уникальные природно-климатические условия
республики. Колосья – символ хлеба насущного, стебли хлопка – одно из богатств
нашей солнечной земли.
2-й ведущий.
Колосья и коробочки хлопка означают единство и дружбу народов. Герб в цветном
изображении выглядит так: птица Хумо – серебристого цвета, солнце, колосья,
коробочки хлопка и надпись «Узбекистон» — золотистого, ветки и листья хлопка,
долина – зелёного, горы – голубого, хлопок, реки, полумесяц и звезда – белого,
лента флага четырёхцветная.
5-й чтец.
Стихотворение Ф.Калинина «Мой дорогой Узбекистан»:
С великим праздником страны
Вновь поздравления прими.
О ты, народ мой трудовой,
Узбекистан мой дорогой!
И легендарная Хумо,
Покину свой волшебный стан,
К тебе летит на торжество,
Мой дорогой Узбекистан.
Столица древняя моя,
Ташкент, я так люблю тебя.
Ты – путеводная звезда
Свободы, мира и добра.
Так здравствуй, Родина моя!
Так здравствуй, мой , народ родной,
Цвети и крепни на века,
Узбекистан мой дорогой!
1-й ведущий.
Конституция нашей республики была принята 8 декабря 1992 года Верховным советом
Республики Узбекистан. В каждом независимом государстве конституция является
главным защитником людей, служит основой для их спокойной и благополучной
жизни.
2-й ведущий.
Прошедшие годы показали, что она оправдала мечты народа о достойной жизни. Это
самая демократическая конституция, которую имел народ Узбекистана в своей
истории, она является справедливым законодательным документом, так как защищает
интересы людей.
3-й ведущий.
Именно конституция открыла широкую дорогу для предпринимательства и бизнеса. В
последние годы она защищала людей от террористов, которые угрожали миру и нашей
стране.
1-й ведущий.
Многие зарубежные гости удивляются спокойствию и стабильности в нашем общем
доме, этим мы обязаны основному закону.
2-й ведущий. В нем
говорится, что народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан
независимо от их национальности, поэтому представители разных наций в нашей
стране живут мирно и дружно. Конституция представляет нам права и свободы.
Путь, который мы выбрали, освещает свет нашей конституции.
1-й чтец. Стихотворение
Ф.Калинина «Я гражданин республики»:
Скоро я паспорт получаю,
Буду гражданином республики моей,
Я полноправный гражданин
Теперь родины моей.
А помнишь, Родина моя
Мой каждый шаг оберегала,
Любовно, нежно воспитала
И терпеливо обучала.
1-й ведущий.
Ташкент – столица нашей родины. Независимость дала новую жизнь древнему
Ташкенту. Его жители неустанно трудятся и этим вносят достойный вклад в
развитие любимой Родины. История Ташкента насчитывает более 2000 лет. За эти 20
столетий Ташкент повидал и пережил немало разных событий.
2-й ведущий. В
Ташкенте сохранились уникальные памятники архитектуры. Ташкент – город
международных конференций и симпозиумов, деловых встреч. Ташкент был и будет
родиной великих инициатив и традиций, служащих миру и дружбе.
(Звучит фонограмма песни «Тошкентим онам»)
3- ведущий.
Самарканд – обитель вечного величия. Это город со славным прошлым, счастливым
настоящим и будущим, это священная обитель, прославившая наш народ на весь мир.
Безгранично и велико уважение к легендарному городу Самарканду.
1-й ведущий.
Голубые купола, устремленные в небо минареты Самарканда, их неповторимые узоры
и краски вызывают у нас чувство гордости. Благодаря гению Сахибкирана великий
город Самарканд стал украшением земли. Сегодня мы отдаем дань памяти и воздаем
хвалу сотням и тысячам зодчих мастеров, воплотивших в этих уникальных
памятниках мечты Амира Темура.
2-й чтец.
Стихотворение Р.Фархади «Сахибкиран»
На коне, —
Отлитым в бронзе,
Он сегодня предстает.
Повелитель гордый, грозный
Продолжает свой поход.
В битвах многих победитель
И объединитель стран,
Справедливости воитель –
Темурбек, Сахибкиран!…
3-й чтец. Стихотворение
Р.Даминова «Новое поколение»:
Отважные, с горячими сердцами
Нужны сыны и дочери стране,
Чтоб в них не гасло
Алпомыша пламя,
Идут ли или скачут на коне.
Мангуберды потомки и Темура,
Они растут, они идут вперед,
У школьного порога встретят утро –
За знаниями первый их поход.
Свой опыт и стремленья
Им передать родители должны.
И станет новый облик поколенья
Лицом народа, будущим страны.
(Звучит песня в исполнении Насибы Абдуллаевой
«Мой Самарканд», две девочки и два мальчика танцуют в национальных костюмах).
2-й ведущий.
Бухара – жемчужина Востока. Городом-сказкой называют Бухару, это один из
древнейших городов мира, областной центр Республики Узбекистан. Прошлое города
богато важными событиями. В Бухаре сохранились шедевры архитектуры: Минарет и
мечеть Калян, мавзолей Исмаила Самани, ансамбль Ляби-хауз.
3-й ведущий.
Будучи одним из городов Великого шелкового пути, Бухара внесла знаменитый вклад
в развитие мировой культуры. Сегодня открыта новая страница в истории древнего
города: Бухара как исторический город Узбекистана переживает возрождение и
обновление.
4-й чтец.
Стихотворение Т.Хамида «Ночи Бухары»:
Бухара родная! Как чарует
Волшебство литых твоих ночей!
И фонтанов призрачные струи
Бьют до маковок карагачей.
Ночь рифмует темноту со светом.
Фонарей во мраке
виснет гроздь…
Бледная луна над
минаретом
Медленно плывет на
фоне звезд
Судьбы и события, люди, даты
Оживают в сумраке густом.
Ночи Бухары! Как вы богаты
Тайнами, мечтой и волшебством.
(Звучит песня о Бухаре).
1-й ведущий. Хива
– сердце Хорезма – уникальный памятник архитектуры Среднего Востока. Здесь
расположено более 110 памятников, имеющих национальную и культурную ценность.
Не случайно еще в 1990 году решением ЮНЕСКО Хива была включена в список городов
мирового культурного наследия. Она – один из городов мира, где высоко ценилось
народно-прикладное искусство, семейные традиции передавались от отца к сыну. Во
все времена здесь ткали знаменитые на весь мир ковры. Славится и искусство
хивинских ювелиров, чеканщиков, керамистов.
2-й ведущий. День
ото дня Хива хорошеет и приобретает современный вид. В середине века Хива
играла важную роль в Великом шелковом пути. Город распахивает свои ворота перед
многочисленными туристами.
5-й чтец.
Стихотворение Р.Фархади «Хива»:
Хива – ты вечная мечта
Людей о мире, и добре.
Твоих строений красота,
Твоих узорой чистота
Подобны утренней заре.
Ведут ступени в даль веков.
И снова открывают нам
Легенды синих куполов,
И тайны струн, и вещих снов
Сверкать твоим дворцам .
Рукам строителей хвала,
Поклон устозам-мастерам,
Мир украшаешь ты, Хива.
(Исполняется танец «Хоразм лазгиси»).
1-й чтец.
Стихотворение А.Иплина «Узбекистан»:
На карте много стран.
Там есть и мой Узбекистан.
Пусть молод, юн, по праву он
На карту мина нанесен.
Здесь молодежь за годом год
Успехами страны живет.
Расправив гордо плечи, стан,
Ликует мой Узбекистан!
И все плоды, усилья рук –
От пашни и до гениев наук –
Несем на общий наш хирман
Тебе, родной Узбекистан!
2-й чтец.
Стихотворение А.Тетивкина «Юному другу»:
Ты будешь, может быть, врачом,
Полярником отважным,
Изобретателем, ткачом…
А это очень важно.
А вдруг стихи начнешь писать – и
станешь ты поэтом
Или отважишься слетать
На новую планету?
Быть хлеборобом хочешь – будь!
А может – водолазом.
Где б ни работал, не забудь:
Ведущим быть обязан.
Быть может, превратишь металл
В чудесную машину?
Но кем бы ты, мой друг, не стал,
Всегда будь гражданином!
(Завершает вечер песня «Бахт тилайлик»).
Ведущий: Здравствуйте дорогие учителя!
Узбекистан — необыкновенный край, самобытный, с богатым наследием. Здесь живут удивительно талантливые и щедрые люди. Люди очень добрые, чистые душой, бережно сохраняющие свои традиции и обычаи. Каждый национальный праздник стал для всех жителей Республики государственным. Народ ждет их и с удовольствием отмечает.
ВЕДУЩИЙ; Сегодня мы проведём мероприятие «Моя Родина» .
Учащиеся школы № 34 г Намангана выступят своими стихотворениями и танцами о Родине.
Первый ученик:
На карте мира много стран.
Там есть и мой Узбекистан.
Пусть молод, юн, по праву он
На карту мира нанесён.
Здесь молодёжь за годом год
Успехами страны живёт.
Расправив гордо плечи ,стан,
Ликует мой Узбекистан!
Второй ученик:
Нам всем сегодня дан
Для радости большой
Твой день, Узбекистан,
Великий праздник твой!
Ты в этот день познал
Невиданный подъём-
Ты независим стал,
Пошёл своим путём!
Третий ученик:
На свете много разных стран,
Одна другой милей и краше.
А я влюблён в Узбекистан
Мне сердце говорит: «Спеши,
Раскрой друзьям объятья»
И я дарю тепло души,
Вам, милые друзья и братья
.
Четвёртый ученик:
Земля, где всё во имя человека,
Свободна, величава и сильна.
Мечта Темура, Беруни и Улугбека,
Узбекистан , ты – звёздная страна.
Пятый ученик:
Сколько творений высоких, прекрасных,
И не узнаешь знакомый проспект.
Вместе с тобою встречаем мы праздник,
Наша столица-наш добрый Ташкент!
Шестой ученик:
Много разных народов живёт,
Все народы, как братья равны,
Всем народам любовь почёт.
Седьмой ученик:
У нас друзья на всей планете,
Идут послы из разных стран.
Мы распеваем громко песню:
Цвети , родной Узбекистан!
Восьмой ученик:
За верность братству и за твой успех,
За радость жизни- счастья ради всех,
все, что вмещается в охват,
все, что вмещается в охват,
тебе мы говорим: «Рахмат!»
Девятый ученик:
Это наш просторный дом –
Наш родной Узбекистан.
Здесь мы учимся , растём,
Все пути открыты нам
Хоровое Я ЛЮБЛЮ УЗБЕКИСТАН!!!
Ученицы 8- класса исполняют танец.
ВЕДУЩИЙ: Главным городом — столицей нашей Республики является прекрасный город…. Ташкент
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент – как драгоценный камень в нем.
Ташкент, тебя прекрасней нет
Ташкент, любимый мой навек.
Приезжайте в гости, каждый будет рад
Подадут лепёшку, сладкий виноград
Он гостеприимством славится всегда
Я люблю свою столицу – это навсегда
ВЕДУЩИЙ: Символами нашей страны является герб, флаг и гимн Узбекистана.
УЧЕНИК 1:
Флаг Узбекистана – наш с тобою флаг
Каждый цвет на флаге – не случайный знак.
Нежно – голубая полоса на нём
Это наше небо ясным летним днём.
УЧЕНИК 2:
Белая полоска – символ доброты
И её на флаге тоже видишь ты
Протяни же руку, если друг в беде
Знай, что наша сила скрыта в доброте.
УЧЕНИК 3:
А в полоске третьей – свежая листва
Что весною шепчет нежные слова
С матерью природой, связанный навек
Цвет зеленый любит каждый человек.
УЧЕНИК 4:
Флаг Узбекистана – наш с тобою флаг
Каждый цвет на флаге – это добрый знак.
Обещаю верность Родине хранить
Вырасту и честно буду ей служить.
Ведущие: — Спасибо за внимание!
Узбекистан — моя родина! Сценарий события
Узбекистан — моя родина!
Введение
Студенты в школьной форме. В классе есть условные обозначения и карта Республики Узбекистан. Плакаты по экономике Узбекистана.
Привет, часть:
1) Сияние, как солнце,
Он открывает путь к знаниям,
Он обнял нас
Все: Это слово для тебя
Здравствуйте, учителя!
2) Яркий класс днем
Мы дети, ты мама
Как пропеллер для нас
Хамма: Драгоценное слово в сердце
Привет, школа!
3) Представьте страну миру,
Всем, кто дает свободу
Мы вернулись к вере
Хамма: Драгоценное слово в сердце
Привет независимая страна!
Будет исполнен Государственный гимн Республики Узбекистан.
1 — стартер: Мы счастливое поколение, идущее по пути детства в то время, когда светит солнце независимости
2 — стартер: — Да, мы дети независимого Узбекистана.
1 — стартер: — Да здравствует наш Глава государства, подаривший нам сегодняшние мирные дни и поддержавший нашу независимость!
2 — стартер: — «Узбекистан — моя родина!» Добро пожаловать на наше мероприятие под названием!
1 — стартер: — Ребята, а что вы понимаете под Родиной?
1 — студент: — Родина — это земля, где пролилась наша пуповинная кровь.
2 — студент: — Родина — наша колыбель, наша улица, наш дом, наша обитель!
3 — студент: — Родина — наш священный родной язык!
4 — студент: — Родина — наша великая нация
5 — студент — Родина — наша школа!
6 — студент: — Родина — это все богатства и блага Матери Природы!
2 — стартер: — Что вы имеете в виду под независимостью?
7 — студент: — Независимость — это своя свобода, Родина наша.
1 — стартер: — Что дала нам независимость?
8 — студент: — Благодаря независимости наши духовные ценности были восстановлены.
9 — студент: — К нашему народу вернулись Файзулла Ходжаев, Абдулла Кодири, Чолпон, Фитрат, Осман Насир, отстоявшие самобытность и национальную гордость нашего народа.
10 — студент: — Наша религия, наши духовные сокровища, такие как Священный Коран, Хадис Шариф, Навруз, праздники Курбан-байрам, обычаи и ценности вернулись нашему народу.
«Птица Хумо«Песня
Стихотворение «Мой узбек» I — II банди
Ваша история насчитывает тысячи веков
Ихра пинхон узбегим.
Сенга пэр Помиру
Домработница Тянь-Шань, узбек т
Пусть говорит Афросиёбу
Поговорим о письме Орхона.
В свете древней истории
Одно ожерелье, мой узбек
Узбекистан. Официальное название — Республика Узбекистан. Столица — Ташкент. Худуди — 448,9 тыс. Км2. Население — 26 миллионов человек.
Государственный язык — узбекский. Дини — Ислам, свобода вероисповедания определяется законом штата. валюта — сумах
Географическое положение — Страна в Средней Азии
Экономика — аграрное государство. Есть почти все отрасли промышленности.
Соседние страны Узбекистана: Казахстан на севере, Туркменистан и Афганистан на юге, Кыргызстан и Таджикистан на востоке. (Показано на карте)
Ковры,
‘Сила языка’
Автор: В древности было два ученых. Они оба были влюблены в красивую девушку ангельского типа. Тогда дядя девушки спросил их:
«Я хочу знать, что вы думаете о воспитании детей», — сказал он.
Затем первый ученый:
— Я хочу научить своего ребенка математике и астрономии. Я научу его иностранным языкам
Второй ученый:
— Я учу своего ребенка родному языку — главному богатству, передаваемому из поколения в поколение. Я хочу научить вас жертвовать своей жизнью ради родного языка, а не предавать язык. Расскажу ему сказки, былины, песни на нашем родном языке
Отец девочки был мудр и расчетлив. Ему понравились слова второго ученого, и он посмотрел на него:
«Я сделаю тебя своим зятем, потому что он сказал:« У тебя хорошая идея учить ребенка ».
Да, язык имеет огромную силу.
Поэма «Родной язык»
Тимур Великий по всему миру
Язык, который оставил свой след.
Мир Алишер — один из моих предков
Унаследованный язык
Из стихотворений Бабура Мирз223о
Цвет и контрастный срез
Если бы я был тонером с такого языка
Мясной фарш — пусть фарш нарезать
Это звучало как Бог
Мой родной язык моя душа
— Ребята, а вы знаете наши главные даты?
Флаг, герб, гимн
Это символ нашего государства
Понять суть
Мальчик — долг девушки.
Республики Узбекистан Государственный язык — Узбекский язык.
Конституция Республики Узбекистан. 4 — Статья
Республика Узбекистан конституция 1992 декабря 8 г. принял. В нем отражены права, свободы и обязанности граждан, будущее Республики Узбекистан.
1991 августа 31 г. — Республика Узбекистан объявлена независимым государством.
1991 сентября 1 г. — День Независимости Республики Узбекистан
1991 ноября 18 г. — Принят Государственный Флаг Республики Узбекистан.
1992 декабря 10 г. Принят Государственный гимн Республики Узбекистан.
1992 июля 2 г. Принят Государственный Герб Республики Узбекистан.
1989 октября 21 г. Был принят государственный язык Республики Узбекистан — узбекский.
Песня «Баркамол авлод»
Наши великие предки:
-
Поэма Мирзо Улугбека
-
Поэма Амира Темура
-
Чужой на Западе не обрадуется
Эль-анга не будет доброй и сострадательной
Если в золотой клетке растет красный цветок
Соловья не съедят, как шип
«Я сшила доппи» танец
Вот сегодня дорогие гости, студенты и так далее. «Узбекистан — моя родина«Событие подошло к концу.
— Мы выражаем наши пожелания и желания в следующих стихах:
Да благословит Бог Узбекистан
Будущее — большое светлое будущее
Он молится за своих верных детей
Тишина и спокойствие будут твоими спутниками (М. Юсуф)
1 вед. Ассалому алейкум, хурматли мехмонлар! Хуш келибсизлар! Бугинги дустлик байрами муборак булсин! Салом!
2. Здравствуйте! Привет!
1 вед.
—Край родной Узбекистан
Солнечным зовется!
Солнце дружбы светит нам,
Радостное солнце.
Говорим друзьям: «Салям!»
Мира вам и счастья!
Солнечный Узбекистан!
Главным городом — столицей Узбекистана является прекрасный город…. Ташкент
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент – как драгоценный камень в нем.
Ташкент, тебя прекрасней нет
Ташкент, любимый мой навек.
— Узбеки самый многочисленный народ в Центральной Азии. Название народа произошло от имени хана Золотой Орды Узбек хана. Имя Узбек значит «хозяин себя», т.е. «свободный человек». Народ узбеков значит «народ свободных людей».
Особенность узбекской культуры — ее кухня.
Традиционная национальная кулинария Узбекистана заслужено
пользуется популярностью и уважением у настоящих гурманов. Культура
узбекского народа предполагает трехразовую трапезу: завтрак — нонушта,
обед — тушлик овкат и ужин — кечки овкат.
Добро пожаловать в узбекскую чайхану!
Звучит национальная музыка и участники выносят национальные
блюда.
У каждого участника на фартуке прикреплена табличка с
названием трапезы «нонушта», «тушлик овкат», «кечки овкат».
1 участник «нонушта»:
Завтрак нонушта буквально означает «ломать
лепешки» или «есть хлеб». Сохранилась древняя традиция уважительного
отношения к хлебу. Лепешку нельзя класть на стол лицевой стороной вниз. Ни в коем случае нельзя бросать хлеб на землю. Как правило, сухой хлеб собирают в пакеты и относят в дома тех, у кого есть домашние животные. В Узбекистане любят ходить друг к другу в гости и приносить разнообразные красиво выпеченные лепешки.
2 участник «тушлик овкат»:
Узбекский плов завоевал себе славу
национального блюда. Узбеки говорят, что плов всему голова. А также бытует мнение, что если ты не пробовал узбекского плова, значит, на свет не родился. Плов считается самым почетным блюдом. Готовить плов – довольно хлопотное дело. И, как правило, доверяют его только мужчинам.
3 участник «кечки овкат»:
После плова ближе к ужину подают густозаваренный зеленый чай, а в Ташкенте — черный. Чай, как церемония, является одной из самых прекрасных восточных традиций. Чай предлагается
сначала гостю и также существует дополнительный набор обычаев,
включающих подготовку, подачу и употребление чая. Обряд чаепития в
узбекской кухне не проходит без таких блюд, как самса, лепёшки, халва,
сухофрукты и всевозможные жареные и печеные продукты.
Вновь звучит национальная музыка, участники относят национальные
блюда жюри, чтецы уходят со сцены.
Звучит фонозапись.
Особенно узбекский стол богат в праздники. С обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.
Для вас «Узбекская полька»
После танца все участники выходят на сцену.
1 чтец: О мой Родной Узбекистан!
Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый.
Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса, гор снежных башни,
которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте,
2 чтец:
О мой Родной Узбекистан!
Ташкент, Хива и Андижан,
Какими стали города?
Цветущими, как никогда.
И каждый город твой музей.
И в мире нет людей добрей.
А как умеет твой народ трудиться, на заре встает.
Чтоб собирать твой хлопок нежный,
он золотой, хоть белоснежный.
3 чтец
Мой тёплый край, Моя любовь! Тебе мой ум, и плоть и кровь!
Тебе мой труд, стремленье, страсть. Возьми же все себе во власть.
Тебе я все отдам цвети. И городами ввысь расти.
Пусть в небе над тобой покой. И войн народ не знает твой.
И всем народам разных стран.
Прославлю я (все вместе) УЗБЕКИСТАН!
Звучит национальная музыка, все участники берутся за руки и
кланяются и уходят со сцены.
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«Моя родина Узбекистан »
Как ещё сказать о месте действия?
ДЛЯ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ.
Байматова Д.С.
Учитель высшей категории шк№62
Янгиюльского района Ташкентской области
Класс: 4
Лексическая тема: «Моя Родина — Узбекистан »
Грамматическая тема: Как ещё сказать о месте действия?
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с лексическим материалом на тему: «Моя Родина — Узбекистан». Дать понятие об обстоятельстве места. Усвоение слов и словосочетаний: родина, страна, президент, флаг, герб, гимн, независимость, праздник.На материале усвоенной лексики, выработать использование слов, выражающих место действия;
Развивающая: отработать навыки устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас; формировать навыки правильного использования в речи слов, выражающих место действия; способствовать развитию внимания , памяти и связной речи учащихся; вызвать интерес к уроку.
Воспитательная: воспитание патриотических чувств, привитие любви и уважения к представителям других национальностей в Узбекистане.
Учащиеся запомнят образ Родины, государственные символы Узбекистана. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага Республики Узбекистан. Слова: (Родина, край, страна, государство. Президент, флаг, герб, гимн, независимость, праздник.)
Тип урока: комбинированный
Метод: Беседа, кластер, метод проектов, игровые методы.
Оборудование: раздаточные материалы, иллюстрации, мультимедийная презентация, мультипликационный герой Лунтик.
Формирование ключевых компетенций.
Ход урока. |
Элементы ключевых компетенций |
метод |
|
1. |
Организационный момент. |
Коммуникативная компетенция (понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке; умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного материала; умеет вести диалог, состоящий из вопросов и ответов). |
Беседа. |
2. |
Актуализация знаний. |
Коммуникативная компетенция -умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного материала; |
игровые методы, работа по картине |
3. |
Изучение нового материала. |
Компетенция личностного самосовершенствования — психологически готов к изучению русского языка, совершенствовать свои знания и умения; Информационная компетенция (понимает простые фразы на русском языке в пределах изученного материала); |
Кластер, мультимедиа, метод проектов. |
4. |
Закрепление изученного материала |
Коммуникативная компетенция — умеет правильно писать изученные слова, составлять связной текст, в пределах изученной лексики, умеет читать слова и предложения; Общекультурная компетенция – может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого; Компетенция социально-гражданской активности (умеет рассказать о своей родине на русском языке в пределах изученного;) |
Метод проектов, кластер. |
5. |
Итог урока. Рефлексия. |
Коммуникативная компетенция— понимает на слух простые фразы и несложный разговор на русском языке в пределах изученного, умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного. Компетенция личностного самосовершенствования — стремится совершенствовать свои знания и умения; |
игровые методы |
6. |
Домашнее задание. |
Информационная компетенция умение пользоваться существующими источниками информации, такими как: книги, учебники, |
Самостоятельное чтение текста, запись изученных конструкций |
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель:
Ты белым золотом одета,
Ты вся, как золотой хирман,
Республика тепла и света,
Мой солнечный Узбекистан.
— Путешественник Лунтик оказался в нашем городе и совершенно случайно попал к нам, в 4 класс. Ему очень интересно, где же он, о чем могут рассказать те мальчишки и девчонки, которых он увидел. Ребята, вы согласны помочь Лунтику? Итак, мы начинаем путешествие по нашей необъятной Родине – Узбекистан.
II. Опрос пройденного материала.
1. Обобщение ранее полученных знаний.
— О чем же мы можем рассказать? Ответить на этот вопрос нам поможет игра «Лифт». Прокатим в лифте то место, где живет каждый из вас, она может быть двухкомнатной, трехкомнатной и т.д. Это… (квартира).
— Лифт едет вверх. Квартира – это наш дом.
— Подъезд – это часть нашего дома.
— Дом – это часть нашей улицы.
— Улица – это часть нашего города или района.
— Наш город – это часть Янгиюльского района.
— Янгиюльский район – это часть Ташкентской области.
— Ташкентской область – это часть нашей страны.
— Наша страна – это независимое государство Узбекистан.
— Узбекистан – это часть планеты Земля.
— Быстро ли мы поднялись на лифте? Вот и Лунтик даже глазом моргнуть не успел, а ему так хочется подробнее ознакомиться с местом, где вы живете. Придется возвратиться назад, но с остановками на некоторых этажах.
III. Работа по изучению нового материала.
— Итак, мы на вершине лифта. Где же мы? Доскажите словечко.
Ни начала, ни конца,
На затылка, ни лица,
Знают все и млад, и стар,
Что наш дом – большущий… (шар).
— Планета Земля имеет форму шара.
Учитель на карте показывает место, где находится Республика Узбекистан.
— Наша страна находится на материке Евразия.
— Какие еще имена есть у нашей страны? (Край, Родина.)
— Кем является каждый из нас для своей страны? (гражданин, житель )
Словарная работа:
Родина — Vatan
Край — Yurt
Страна — Mamlakat
Независимость — Mustaqillik
Символы — Ramzlar
Праздник — bayram
Столица — Poytaxt
Президент — Prezident
Народ — Xalq
Гражданин — Fuqaro
Житель — aholi
— Какой город является столицей нашей страны? (Ташкент)
Показ мультимедийной презентации «Ташкент».
— Ташкент – столица Республики Узбекистан, главный город государства. Поднимите руки те, кто бывал там. Какой это город?
— У каждого государства есть не только главный город – столица, но и свои символы: герб, флаг и гимн.
Показ презентации «Государственные символы»
— Что такое герб? Это эмблема государства.
— Что такое флаг? Это символ государства, прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов.
— Но есть еще у каждой страны торжественная песня. Как она называется? (гимн) Когда можно услышать гимн своей страны? (Прослушивание первого куплета гимна стоя).
Золотые эти долины – дорогой Узбекистан,
Славный дух твоих предков с тобой!
Сила великого народа в тяжкие времена
Создала тебя на радость всему миру!
А знаете ли вы пословицы о Родине? Какие? ( Пословицы о Родине на таблице).
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Будем крепко мы дружить и стране родной
служить.
Родная земля – золотая колыбель.
Все земли хороши, а своя – всех лучше.
Родина — мать, умей за нее постоять.
На чужбине и собака тоскует.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Своя земля и в горсти мила.
На чужбине родная землица во сне снится
— Многое узнал Лунтик, а хочется ему узнать еще больше. Закрываем глаза. Лифт едет вниз.
Показ презентации «Древние города Узбекистана».
* Физкультурная минутка .
IV. Закрепление изученного материала.
Составление кластера на тему Родина.
— Нашему гостью Лунтику очень хотелось бы познакомиться поближе с каждым из вас. Он доволен вашими познаниями о своем городе, о своей стране считает вас хорошими исследователями, и ему приятно было оказаться именно в Узбекистане.
Поэтому он решил попросить вас заполнить анкеты, которые прочитает вечером, и, может быть, ему захочется еще раз побывать у нас в гостях (заполнение анкеты, см. приложение).
Приложение
О том, что уже знаю
1. Мой адрес:
город ______________________________________
район ______________________________________
улица ______________________________________
дом___________ квартира _________
2. Адрес моей школы:
улица _________________________ дом _________
3. Моя Родина:
страна ______________________________________
символы________________________________________
4. Я живу на планете _________________________
V. Подведение итогов урока.
— Спасибо вам, ребята, за активное участие в путешествии. Вы действительно многое узнали о своей стране – это наша Родина!
— До свидания, Лунтик! Приходи к нам еще, если хочешь узнать много нового и интересного.
VI. Задание на дом. Заполнить анкету.
Наша Родина — Узбекистан
Стюардесса:
Уважаемые господа!
Мы с вами находимся на борту самолёта А-310, выполняющего рейс по маршруту Париж – Ташкент. Пристегните ремни. Наш самолёт взлетает.
(Звук взлетающего самолёта).
Через 4 часа мы приземлимся в аэропорту города Ташкента, столице республики Узбекистан.
(На экране карта Узбекистана)
1.Узбекистан расположен в Центральной части Средней Азии граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией, Киргизией и Афганистаном.
Население 32 миллиона человек. Государство многонациональное. Основное коренное население – узбеки. Символ Узбекистана птица Хумо. В исторических кругах её называют Семург. Хумо означает приносящее счастье. Эта легендарная птица завоевала славу как символ спасительной силы, благодарства и самоотверженности. Эта птица изображена на гербе Узбекистана. Основная сельскохозяйственная культура – хлопок. Жители Узбекистана называют хлопок «белым золотом». Столица город Ташкент, исторические города Бухара, Самарканд, Хива.
Основная религия – Ислам.
(звук самолёта)
Уважаемые господа ! Наш самолёт приземлился в аэропорту города Ташкента. Желаем вам приятного путешествия.
(Звучит музыка)
Гиды (3 девочки)
1. Сегодня вашими гидами будем мы.
Мы постараемся вам рассказать о нашей стране , её истории, праздниках и традициях, зная больше о нашей стране, легче будет понять людей, которые в ней проживают. Итак в путь.
2. Ташкент – столица нашего государства. В этом прекрасном городе проживает более двух миллионов человек. Городу более 2000 лет. Название города в переводе на русский язык обозначает «каменный город», так как город расположен в долине, которая окружена со всех сторон горами.
1. Ташкент – это современный город Несмотря на то, что он находится в сейсмичной зоне, здесь можно встретить много красивых высоких зданий. В 1966 году в Ташкенте произошло мощное землетрясение. Город был сильно разрушен. На помощь пришли все народы других национальностей и город был отстроен заново.
2. Давайте пройдем по улицам и площадям города, полюбуемся его великолепной архитектурой.
(Фотографии Ташкента) клип
Стихотворение «Ташкент»
2. Другой крупный город Узбекистана – Самарканд
Самарканд – один из древнейших городов на земле, ровесник Рима и Афины, ему более 2500 лет. Удачное географическое положение сделало Самарканд местом пересечения многих торговых путей, здесь проходил Великий шёлковый путь из Китая в Европу.
Стихотворение «Самарканд»
3.Стены Самарканда осаждали войска Александра Македонского и Чингисхана, город то процветал, то наполовину пустел. Небывалого расцвета Самарканд достиг в эпоху правления Темира. Он украсил Самарканд роскошными зданиями, величественными минаретами, которые сохранились и по сей день.
4. Мавзолей Тимуридов Гур Эмир виден со всех концов города. Древние поэты писали «Если исчезнет небо, купол Гур-Эмира заменит его». Здесь под нефритовым надгробием нашёл свой последний приют великий правитель Тамерлан.
5. Центральная площадь древнего Самарканда – Регистан. С трех сторон её украшают монументальные медресе Улугбека, Шер – Дор и Тиля-Кори. Обратите внимание, как украшены стены. Здесь нет изображения человека, так как в эго время было запрещено изображать людей.
6. Но не только архитектурой и ремёслами был славен Самарканд. Сюда стекались крупнейшие поэты и учёные со всего Востока. Здесь жил и творил величайший учёный, астроном внук Эмира Тимура Мирза Улугбек , человек который создал первую в мире обсерваторию.
7. А другой древний город Бухара известен во всём мире не только своими памятниками древней архитектуры. Это город, где жил литературный герой, острослов Ходже Насреддин.
Стихотворение «Бухара»
Клип «Бухара»
8.Ходжу Насреддина и его длинноухого спутника – только в Узбекистане но и повсюду на Востоке. Этот острослов воплотил в себе народный юмор, смекалку, жизнелюбие и справедливость.
На востоке рассказывают…. 3 сценки Насреддина Эфенди.
9. Мы отмечаем много различных праздников. Это такие праздники как «День учителя», «8- марта», «Международный женский день». Но самый древний и самый знакомый праздник для нашего народа «Навруз».
Стихотворение «Навруз»
10.Навруз – это любимый праздник всех жителей Узбекистана. От мала до велика, Его начинают праздновать 21 марта. Это время когда природа просыпается и начинается новая жизнь на земле. Вот почему жители Средней Азии считали что этот день начинали Нового года.
11. Навруз – это праздник дружбы! На протяжении многих столетий он воспитывал в людях любовь к родной земле, бережное отношение к природе, призывал людей к единству и миролюбию.
12. 8 – декабря мы отмечаем ещё один важный праздник – это день конституции Республики Узбекистан.
13. Но самый любимый праздник наших детишек – это Новый год который мы отмечаем 31 декабря. В этот день все ребята Узбекистана ждут к себе Деда Мороза — Кор Баба и Снегурочку — Кор киз.
Стихотворение «Новый год»
Танец «Снежинки»
14. Узбекистан славится своими восточными базарами и неповторимый кухней. Любимое блюдо – плов. Это гордость узбекской кухни. Здесь любят говорить не попробовал плова, не родился на свет. Многие блюда узбеки готовят в тандыре. Обычно в нём пекут лепёшки. Это гордость хозяек.
Стихотворение «Лепёшка»
15. Есть много традиций, связанных с хлебом. Нельзя класть лепёшку низом к верху, иначе рискуете потерять уважение хозяина, Надолго уезжая из дома, принято откусить кусок лепёшки, а она будет сохранена до тех пор, пока человек не вернется и не съест её.
16. Давайте представим себе узбекский праздничный стол дастархан. Он будет накрыт на полу или на низеньком столе. Вокруг стола постелят мягкие матрасики для сидения. Приборы для узбекского застолья, как известно, не нужны вовсе. Супы и полужидкие блюда пьют прямо из пиал, помогая себе кусочками лепёшки.
17. В Европе есть целый этикет использования столовых приборов, а в Средней Азии – свой лепёшечный этикет. Поэтому помните – лепёшки не режут ножом. В начале еды их нужно разломать на куски руками и разложить около каждого гостья.
18. Любое застолье начинается и заканчивается чаем. Узбекское чаепитие – это целый ритуал. Чай пьют в основном зелёный, по-узбекски, кок – чай в некоторых районах предпочитают чёрный чай. Чай пьют из пиал, без сахара, но со сладостями.
19. У узбеков принято: чем более уважаемый гость, тем меньше чая в его пиале. Можно проявлять заботу о госте, регулярно подливая ему чай. Полная пиала означает пренебрежение: пей быстрее и уходи.
20. То есть вкусного плова и выпить ароматного чая можно в чайхане. Для узбека чайхана культовое место, которое посещали на протяжении веков его предки. Мужчины даже считают своим долгом посещать чайхану: здесь узнают последние новости, проводят свободное время.
21. Узбекистан – это независимое государство. Независимый Узбекистан уверенно шагает вперед. Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах.
22.Стратегия Действий.
23. Стихотворение ,,,,
24. Наше путешествие подошло к концу. Вот видите, сколько нового и интересного мы узнали в нашем путешествии по Узбекистану. Знание традиций, культур и обычаев других народов помогают людям находить общий язык, понимать и уважать друг друга и жить в мире и дружбе на нашей прекрасной планете.
1.
Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в Узбекистан!
Все: Хуш
келибсиз
Исполняется Государственный гимн Республики Узбекистан.
1.Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
И особенно весной.
2.Почему мой край так дорог мне?
На вопрос извечный я ответил:
Разных стран немало на земле –
Родина у всех одна на свете.
3.1 сентября 1991 г. наша республика объявила всему миру о
своей независимости. А 8 декабря 1992 года был принят наш главный закон – КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
4. В 1989 г. Организацией Объединенных Наций была принята
конвенция о правах ребенка. А в 1992 году эта Конвенция была принята
Республикой Узбекистан. Конвенция во всем перекликается с
КОНСТИТУЦИЕЙ нашей страны. Цель её – обеспечить всем ребятам счастливое
детство.
5.Дети от рождения обладают своими правами .Взрослые должны
соблюдать права детей .Каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровье, на
бесплатное образование, на заботу в семье, и на развитие талантов и
способностей, на право голоса.
6.Ученик несёт лист с надписью
«свидетельство о рождении».
Только ты на свет родился…
Право первое твоё
Получи, чтоб им гордиться,
ИМЯ ЛИЧНОЕ СВОЁ.
7.Выходит ребенок с плакатом, где изображена семья
Очень трудно самому
Жить на свете – одному
Правом с мамой жить и с папой
Пользуемся мы, ребята !
Если ж вдруг случилось горе –
Стал ребенок сиротой,
Детский дом – уютный, добрый,
Даст ему и кров, и стол.
8.Выходят дети с рисунками и газетой «КЛАСС»
Есть ещё такое право –
Помнить, думать и творить!
И другим свои творенья,
Если хочешь, подарить.
9. Сцена “Не обижай слабых!”
Участвуют 2 детей. Более крупный замахивается на слабого,
тот грозит ему пальцем:
Я росточком недоволен
И пока не так силён
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон!
10.Выходит ребенок в белом халате и с градусником:
— Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры
То позвать врача на помощь-
Тоже право детворы !
11.Подрасту, возьмусь за книжки
И отправлюсь в 1 класс
В школу ходят все детишки-
Это право есть у нас!
12.Выходят дети с книгами «АЛИФБЕ» и «АЗБУКА»
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке,
Правом пользуюсь —
Учиться на родном мне языке!
13.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – всё равно.
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
1.Столица Республики Узбекистан – город Ташкент .
Узбекистан – наш общий светлый дом
Ташкент — как драгоценный камень в нём. Нашему родному городу исполняется 2200
лет .
2.Республика Узбекистан имеет свои государственные
символы флаг, герб
и гимн, утверждаемые законом.
3.Флаг Узбекистана – наш с тобою флаг.
Каждый цвет на флаге – неслучайный знак
Нежно — голубая полоса на нём
Это наше небо ясным летним днём.
4. В гербе узбекском – пики синих
гор.
Дары полей – созревший хлеб и хлопок.
Вот птица счастья – слышишь этот клёкот
Зовущий нас на солнечный простор?
5.Узбекистан- восточной кухни
лик.
Кебаб бараний, с курдюком шашлык. Дымок
мангалов , с пловом
казаны.
Как много блюд хороших у страны.
6. Лагман, манты, в бульоне чучвара,
Самсу с тандыра вынимать
пора.
Горох с бараниной — по узбекски
нут.
Кук-чай, зелёный кипяточек
крут.
Лепёшки — тут особый
разговор.
Пекут лепёшки каждый дом и
двор.
Арбузы, дыни, персик,
виноград,
Инжир, тутовник — фрукты для
услад. А
в чайхоне под виноградною
лозой
Ждёт дастархан с прекрасною едой.
7. У каждого гражданина есть не только права, но и обязанности
перед своей страной. Мы знаем их и обещаем.
8.Будем хорошо учиться
Землю отчую любить
Будем Родиной гордиться
Аксакалов наших чтить.
9. Песня льётся над долиной –
Это мой Узбекистан!
Хлопок цветом лебединым-
Это мой Узбекистан!
10. Самарканд мне часто снится –
Это мой Узбекистан!
— И Ташкент — краса – столица –
Это мой Узбекистан!
1. Спасибо всем за внимание! До новых встреч! До свидания!
Все: ҳозирча хайр
Дети дарят хлопок гостям.
Тема: «Узбекистан, моя земля, ты Родина моя».
Цели: воспитательная — рассказать учащимся об условиях, созданных государством для получения образования независимо от пола, языка, национальности и т.д.; развивающие — закрепить знания понятий «независимость», «государство», «символика», «Президент», «Родина», о Родине, богатом культурном наследии, воспитать сознательное отношение к учебе, труду.
Оборудование: дидактическое оснащение — фотографии и картинки с изображением пшеничных и хлопковых полей, голубого неба, реками Амударья и Сырдарья, государственными символами Республики Узбекистан — флаг, герб, карта Республики Узбекистан, плакаты, мультимедийная презентация, музыкальное оборудование, проекционные материалы, слайды, связанные с тематикой урока.
Ход урока
Учащиеся исполняют гимн Республики Узбекистан.
Учитель: — В этом году наша страна отмечает великую дату — 30 лет со дня провозглашения независимости Республики Узбекистан. Кто скажет, что такое «независимость»?
Ученица: — Независимость означает, что государство во внутренних и внешних делах ни от кого не зависит.
Учитель: — Как вы понимаете значение слова «Родина»?
Ученик: — Родина — самое великое и священное слово для каждого из нас. Это место, где мы родились, где живут наши родители. Наша Родина — это не только солнечный и цветущий край. Главное — это проживающие в нашей стране миролюбивые, трудолюбивые люди.
Учитель: — Как называется главный закон нашего государства?
Ученица: — Конституция — это Основной закон, защищающий наши права,
Учитель: — Сколько в нем разделов, глав и статей?
Ученик: — 6 разделов, 26 глав, 128 статей.
Учитель: — Когда был принят Основной Закон нашего государства?
Ученик: — 8 декабря 1992 года.
Учитель: — Какое наше государство?
Ученик: — Статья 1: Узбекистан — суверенная демократическая республика.
Учитель: — Какие символы республики Узбекистан вы знаете?
Ученик: — Статья 5. Республика Узбекистан имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн утверждаемые законом.
Флаг Узбекистана — наш с тобой флаг.
Каждый цвет на флаге — это добрый знак.
Обещаю верность Родине хранить,
Выросту и честно буду ей служить.
Ученица:
— В гербе узбекском — вся Отчизна-мать
Он — символ нашей Родины свободной,
Зовет и нас Отчизну воспевать.
Ученик: — Воспевая славу Родины Абдулла Арипов и Мутал Бурханов создали звучащий гордо гимн.
Ученица: — Статья 6. Столица Республики Узбекистан — город Ташкент.
Учитель: — Ребята, вспомним особенно важные статьи из Конституции Республики Узбекистан, которые мы должны хорошо знать. В какой статье говорится о праве на образование?
Ученик: — Статья 41. Каждый имеет право на образование.
Учитель: — Какое право имеет каждый гражданин Республики Узбекистан?
Ученица: — Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание.
Учитель: — Какой долг есть у каждого гражданина страны?
Ученик: — Защита Республики Узбекистан — долг каждого гражданина Республики Узбекистан.
Учитель: — Что обязаны оберегать граждане нашей страны?
Ученица: — Статья 49. Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана. Памятники культуры охраняются государством.
Учитель: — К чему мы должны бережно относиться?
Ученик: — Статья 50. Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.
Игра «Цепочка».
Ученики отвечают на вопросы по цепочке.
Люди, население страны? (Граждане.) Основной Закон? (Конституция.) Правила, установленные государством, обязательные для всех? (Закон.) Человек, любящий свою Родину? (Патриот.) Все вместе — население страны, территория, органы власти? (Государство.) Народ — единственный источник … (власти).
Учитель: — Скажите, сейчас какое время года?
Ученица: — Золотая осень. Самая прекрасная пора. Время, когда поспевают фрукты и овощи, пшеница и хлопок.
Ученики декламируют стихотворения и исполняют узбекский «Танец с дойрой».
Учитель: — С каждом годом хорошеет родной Узбекистан, страна становится могущественнее, а ее земля — еще краше. Все это достижение независимости.
Еще раз ответьте на вопрос: «Что такое независимость?»
Ученица:
— Независимость! Это слово
Прекраснее слова любого!
Цвети, родной Узбекистан,
Ты независим и свободен.
Ученики (хором): — Гулла, яшна, Ўзбекистон, — так говорят в народе.
Учитель: — Руководство нашего государства стремится, чтобы наша страна стала богатой и развитой. Все зависит от нас. Сегодня вы должны хорошо учиться, любить свою Родину, потому что будущее нашей страны в ваших руках.
Робия ШАРИПОВА, учитель общеобразовательной школы № 16 Галляаральского района.
Джизакская область.
Автор: Рябова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Средней общеобразовательной школы №44
Населённый пункт: Галляаральского района Джизакской области
Наименование материала: Разработка урока русского языка для 4 класса
Тема: «Моя Родина — Узбекистан»
Раздел: начальное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«Моя родина — Узбекистан»
ДЛЯ ШКОЛ СМЕШАННОГО ТИПА
Рябова Ирина Михайловна,
учитель высшей категории
Средней общеобразовательной школы №44
Галляаральского района Джизакской области
2020 год.
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с лексическим материалом на тему: «Моя Родина — Узбекистан»;
дать понятие об обстоятельстве места; толкование значений слов и словосочетаний: Родина, страна, президент, флаг,
герб, гимн, независимость, праздник; на материале усвоенной лексики, выработать использование слов, выражающих
место действия.
Развивающая: отработать навыки устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас; формировать
навыки правильного использования в речи слов, выражающих место действия; способствовать развитию внимания,
памяти и связной речи учащихся; вызвать интерес к уроку.
Воспитательная: воспитание патриотических чувств, любви к своей стране; привитие любви и уважения к
представителям других национальностей в Узбекистане. Учащиеся запомнят образ Родины, государственные символы
Узбекистана. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага
Республики Узбекистан. Слова: Родина, край, страна, государство, Президент, флаг, герб, гимн, независимость,
праздник.
Тип урока: комбинированный
Метод: беседа, кластер, метод проектов, игровые методы.
Оборудование: раздаточные материалы, иллюстрации, мультимедийная презентация, мультипликационный герой
Лунтик.
Формирование ключевых компетенций.
Ход урока.
Элементы ключевых компетенций
Метод
1.
Организационный
момент
Коммуникативная компетенция — (понимает на слух простые
фразы и несложный разговор на русском языке; умеет задать
простой вопрос и дать ответ в пределах изученного материала;
умеет вести диалог, состоящий из вопросов и ответов).
Беседа.
2.
Актуализация
знаний
Коммуникативная компетенция —
умеет задать простой вопрос и
дать ответ в пределах изученного материала.
Игровые методы, работа по картине
3.
Изучение нового
материала
Компетенция личностного самосовершенствования —
психологически
готов к изучению русского языка, совершенствованию своих знаний и
умений.
Информационная компетенция — понимает простые фразы на
русском языке в пределах изученного материала.
Кластер, мультимедиа, метод проектов.
4.
Закрепление
изученного
материала
Коммуникативная компетенция — умеет правильно писать изученные
слова, составлять связной текст в пределах изученной лексики, умеет
читать слова и предложения.
Общекультурная компетенция – может следовать морально-
нравственным правилам русского речевого этикета в пределах
изучаемого.
Компетенция социально-гражданской активности — умеет
рассказать о своей родине на русском языке на основе изученного
материала.
Метод проектов, кластер.
5.
Итог урока.
Рефлексия.
Коммуникативная компетенция — понимает на слух простые фразы и
несложный разговор на русском языке в пределах изученного материала,
умеет задать простой вопрос и дать ответ в пределах изученного.
Компетенция личностного самосовершенствования
— стремится
совершенствовать свои знания и умения;
Игровые методы
6.
Домашнее задание
Информационная компетенция — умение пользоваться
существующими источниками информации, такими как книги и
учебники.
Самостоятельное чтение текста, запись
изученных конструкций
Ход урока
1.
Организационный момент. Постановка темы и целей урока. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель:
Ты белым золотом одета,
Ты вся, как золотой хирман,
Республика тепла и света,
Мой солнечный Узбекистан.
— Путешественник Лунтик оказался в нашем городе и совершенно случайно попал к нам, в 4 класс. Ему очень интересно,
где же он, о чем могут рассказать те мальчишки и девчонки, которых он увидел. Ребята, вы согласны помочь Лунтику?
Итак, мы начинаем путешествие по нашей необъятной Родине – Узбекистан.
II. Опрос пройденного материала.
1. Обобщение ранее полученных знаний.
— О чем же мы можем рассказать? Ответить на этот вопрос нам поможет игра «Лифт». Прокатим в лифте от того места,
где живет каждый из нас. Она может быть двухкомнатной, трехкомнатной и т.д. Это…? (квартира).
— Лифт едет вверх. Квартира – это наш дом.
— Подъезд – это часть нашего дома.
— Дом – это часть нашей улицы.
— Улица – это часть нашего города или района.
— Наш город – это город Галляарал.
— город Галляарал – это часть Джизакской области.
— Джизакская область область – это часть нашей страны.
— Наша страна – это независимое государство Узбекистан.
— Узбекистан – это часть планеты Земля.
— Быстро ли мы поднялись на лифте? Вот и Лунтик даже глазом моргнуть не успел, а ему так хочется подробнее
ознакомиться с местом, где вы живете. Придется возвратиться назад, но с остановками на некоторых этажах.
III. Работа по изучению нового материала.
1. Напоминание о том, что планета Земля имеет форму шара.
— Итак, мы на вершине лифта. Где же мы? Доскажите словечко.
Ни начала, ни конца,
На затылка, ни лица,
Знают все и млад, и стар,
Что наш дом – большущий… (шар).
Учитель на карте показывает место, где находится Республика Узбекистан.
— Наша страна находится на материке Евразия.
— Какие еще имена есть у нашей страны? (Край, Родина.)
— Кем является каждый из нас для своей страны? (гражданин, житель )
2. Словарная работа:
Родина — Vatan
Край — Yurt
Страна — Mamlakat
Независимость — Mustaqillik
Символы — Ramzlar
Праздник — bayram
Столица — Poytaxt
Президент — Prezident
Народ — Xalq
Гражданин — Fuqaro
Житель — aholi
— Какой город является столицей нашей страны? (Ташкент)
3. Показ мультимедийной презентации «Ташкент» и работа по вопросам.
— Ташкент – столица Республики Узбекистан, главный город государства. Поднимите руки те, кто бывал там. Какой это
город?
Вывод: У каждого государства есть не только главный город – столица, но и свои символы: герб, флаг и гимн.
4. Показ презентации «Государственные символы»и работа по вопросам.
— Что такое герб? Это эмблема государства.
— Что такое флаг? Это символ нашего государства. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или
нескольких цветов.
— Но есть еще у каждой страны торжественная песня. Как она называется? (гимн) Когда можно услышать гимн своей
страны? (Прослушивание первого куплета гимна стоя).
Золотые эти долины – дорогой Узбекистан,
Славный дух твоих предков с тобой!
Сила великого народа в тяжкие времена
Создала тебя на радость всему миру!
— А знаете ли вы пословицы о Родине? Какие? ( Пословицы о Родине на таблице).
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Будем крепко мы дружить и стране родной служить.
Родная земля – золотая колыбель.
Все земли хороши, а своя – всех лучше.
Родина — мать, умей за нее постоять.
На чужбине и собака тоскует.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Своя земля и в горсти мила.
На чужбине родная землица во сне снится.
Вывод: у каждой страны есть свои государственные символы.
— Многое узнал Лунтик, а хочется ему узнать еще больше. Закрываем глаза. Лифт едет вниз.
5. Показ презентации «Древние города Узбекистана».
* Физкультурная минутка.
IV. Закрепление изученного материала.
Составление кластера на тему Родина
Родина
Город
Символы
Край
Страна
— Нашему гостю Лунтику очень хотелось бы познакомиться поближе с каждым из вас. Он доволен вашими познаниями
о своем городе и о своей стране. Лунтик считает вас хорошими исследователями и ему приятно было оказаться именно
в Узбекистане. Поэтому он решил попросить вас заполнить анкеты, которые прочитает вечером, и, может быть, ему
захочется еще раз побывать у нас в гостях (заполнение анкеты, смотреть приложение).
V. Обобщение и подведение итогов урока.
— Спасибо вам, ребята, за активное участие в путешествии. Вы действительно многое узнали о своей стране – это наша
Родина!
— До свидания, Лунтик! Приходи к нам еще, если хочешь узнать много нового и интересного.
VI. Оценивание.
VII. Задание на дом. Подготовить небольшой рассказ о своём родном городе Галляарале.
Приложение
О том, что я уже знаю
1. Мой адрес:
город ______________________________________
район ______________________________________
улица ______________________________________
дом___________ квартира _________
2. Адрес моей школы:
улица _________________________ дом _________
3. Моя Родина:
страна ______________________________________
символы________________________________________
4. Я живу на планете _________________________