Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
г. Фурманов
Сценарий праздника
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В МИР
УДИВИТЕЛЬНЫХ УЗОРОВ»
Разработала педагог
дополнительного образования
Горбунова А.П.
Цель. Познакомить воспитанников объединений направления «Художественное творчество» с традиционными видами росписи по дереву России (мезенской, пермогорской, городецкой, хохломской).
Задачи.
1.Образовательные:
— показать:
-
умения и навыки обучающихся объединения «Народные узоры» составлять и правильно компоновать орнаментальные композиции, соответствующие форме предмета и его назначению;
-
умения и навыки воспитанников выбирать наиболее эффективное цветовое решение для выбранного орнамента и данного предмета;
-
умения и навыки выполнения технологического процесса росписи по дереву по мотивам мастеров-художников Хохломы, Городца, Мезени и Пермогорья.
2.Развивающие:
— развивать творчество, фантазию и активность обучающихся;
— развивать чувство гармонии и меры при работе с декоративной композицией;
— развивать глазомер, остроту зрения, мелкую моторику пальцев рук.
3.Воспитательные:
— прививать у воспитанников объединений направления «Художественное творчество» интерес, бережное отношение к традиционной культуре народов России, чувство уважения к творчеству народных мастеров;
— воспитывать у обучающихся объединения «Народные узоры» трудолюбие, ответственность, усидчивость, терпение при декорировании изделий, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами;
— воспитывать у воспитанников объединения «Народные узоры» и воспитанников объединений направления «Художественное творчество» социально-коммуникативные качества: вежливость, уважение к результатам своего и чужого труда.
Время и место проведения: МАУ ДО Центр детского творчества, кабинет объединения «Народные узоры».
Участники праздника: воспитанники объединения «Народные узоры», воспитанники объединений направления «Художественное творчество».
Оборудование: образцы декорированных деревянных изделий, деревянные изделия для росписи (грунтованные), кисти беличьи №1,2, краски гуашь (10 цветов), карта «Путешествие в мир удивительных узоров», русские народные костюмы для ведущих; столы и стулья для оборудования «мастерских» и «цехов» художников; надписи населенных пунктов «Семеново», «Городец», «Пермогорье», «Мезенский район, Архангельской области»; предприятие «Хохломская роспись», фабрика «Городецкая роспись», фабрика «Беломорские узоры»; выставка детских работ объединения «Народные узоры»,
ПЕДАГОГ
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие в мир удивительных узоров, в мир народных орнаментов.
Древний-древо-дерево-деревня… Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня – это древний мир дерева. Известный исследователь крестьянского быта В.С. Воронов писал: «Изба, телега, скамья, прялки и игрушки – от зыбки до гроба и намогильного креста сопутствовало дерево народной жизни». Дерево украшали резьбой, инкрустацией и росписью.
Мы войдем сегодня с вами в мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама! Росписи Северной Двины, Великого Устюга, Поволжья, Урала и Сибири… Все эти группы включают в себя множество разновидностей, потому что каждая деревня имела свой неповторимый художественный стиль, каждая семья – свою культуру.
Сегодня мы с вами вновь поговорим и побываем в мастерских России, где народные умельцы – наши юные мастера покажут нам свое мастерство, умение с помощью народных орнаментов, удивительных узоров делать из простых деревянных предметов произведения народного декоративно-прикладного искусства. Таким образом, мы еще раз откроем для себя, но сделаем это наиболее полно, подлинное искусство России, такой ее неиссякаемый жанр, как роспись по дереву.
Помощниками будут Глебова Женя и Сидорин Женя.
Итак, мы отправляемся в дорогу.
Сначала мы едем в Нижегородскую область. А чтобы веселее нам было, в дорогу с собой мы берем танец «Русский сувенир» в исполнении танцевальной студии «Россияночка»
(Танец)
(На стене висит карта «Путешествие в мир удивительных узоров»)
1-й ВЕДУЩИЙ
— Кому не знакомо яркое, нарядное и поистине народное искусство Хохломы.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуешься.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчик – что-нибудь да обязательно найдется в каждом доме.
Искусству этому более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым промыслом России.
Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень Нижегородской губернии – Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино. А к концу 19 века этим ремеслом занимались уже почти в 150 деревнях. Хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились не только по России, но везли их в Азию, Европу, Австралию.
2-й ВЕДУЩИЙ
— В настоящее время хохломские изделия производятся более чем на 30 предприятиях России, но подлинных хохломских центра два: «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в Семенове Нижегородской области.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Еще характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
ПЕДАГОГ
— Вот мы с вами и в городе Семенове на предприятии «Хохломская роспись». Зайдем в «цех» и посмотрим, как работают мастера по росписи.
(подходят с гостями к столу)
— Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.
(За столом сидят две девочки: одна выполняет «верховое письмо» хохломской росписи на деревянном кувшине, другая – «фоновое письмо» на деревянном подносе).
1-я ДЕВОЧКА
— В хохломской росписи существует два вида письма: «верховое» письмо и «фоновое». Я выполняю работу «верховым» письмом, т.е. сначала на предмет наносится золотой фон, а на нем рисуется орнамент. В орнамент входят такие основные элементы: травка, ягодки, листочки, цветы, могут быть птицы. Основные цвета в хохломской росписи – красный, золотой, черный, иногда применяются зеленый и коричневый (показывает, как рисует).
2-я ДЕВОЧКА
— Я выполняю работу «фоновым» письмом, т.е. «под фон». Фон может быть разный: черный, красный, зеленый, золотой. Сначала наносится на предмет рисунок, затем вокруг него обрисовывается фон. Это сложнее и дольше, чем верховое письмо. После росписи изделия покрываются два раза лаком.
ПЕДАГОГ
-
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
-
А теперь мы отправляемся дальше. Мы двигаемся по Нижегородской области в центр, где работают не менее талантливые мастера – мастера городецкой росписи (показывает по карте).
2-й ВЕДУЩИЙ
— В самом названии Городец слышатся слова «город», «гордый», как бы напоминая о своем искусстве изображать все больше городскую жизнь, одинаково гордых людей, птиц и лошадок.
Городец – старинный русский город на левом берегу Волги. Он известен с 12 века, когда здесь, в глухих тогда местах, поселились староверы. Вокруг стояли леса, дававшие дешевый материал резчикам и плотникам. К тому же на Заволжских землях хорошо родился лен, женщины много пряли и ткали, поэтому в больших количествах изготавливались прялки. Донца прялок сначала украшались резьбой, затем инкрустацией, и только во второй половине 19 века городецкие мастера стали их расписывать. Сейчас городецкие мастера работают на фабрике «Городецкая роспись».
ПЕДАГОГ
— Вот мы и в Городце. Зайдем в «мастерскую» и познакомимся с городецкими художниками.
(подходят к столу)
— Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, расскажите нам о своем ремесле.
1-я ДЕВОЧКА
— Купавка – основной цветок городецкой росписи. Это символ таинственного цветка папоротника, как гласит легенда. Он цветет один раз в год на купальную ночь и показывается только самым бесстрашным, делая их богатыми и счастливыми. Купавки рисуют всегда, даже в сюжетных композициях (показывает, как рисует).
2-я ДЕВОЧКА
— Очень часто в сюжетных композициях городецкой росписи рисуется конь. А впервые он появился на городецких прялках только во второй половине 19 века. В 1870 году в деревню Курцево Нижегородской губернии приехал иконописец подновить роспись церкви. Он показал местным мастерам темперную технику наложения красок, оживки белилами, эффект темных и светлых штрихов (показывает, как рисует).
ПЕДАГОГ
-
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
-
А теперь наш путь лежит далеко на север (показывает по карте).
Последние годы светлые росписи Русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Изучение этих росписей началось с 1959года, когда Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину.
Сегодня мы с вами поговорим о пермогорской росписи.
1-й ВЕДУЩИЙ
— Пермогория – это пристань на самом высоком, гористом берегу северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, Греденская и Черепаново. Эти деревни и являлись центром пермогорской росписи.
Возникла пермогорская роспись в 18 веке и просуществовала до 30-х годов 20 века. А с конца 60-х годов 20 века ее стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры».
Пермогорские узоры можно было раньше увидеть на прялках, люльках, хлебных коробах, туесках. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели — сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба.
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
ПЕДАГОГ
— Вот мы и на Архангельской земле. Зайдем в «мастерскую» фабрики «Беломорские узоры», познакомимся с художницами.
(подходят к столу)
— Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своем ремесле.
1-я ДЕВОЧКА
— Пермогорская роспись графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета, в конце контур обводится черной краской. Основной цвет – красный, сопутствующие ему цвета зеленый и желтый, иногда используется синий цвет.
Основные элементы пермогорской росписи: трилистник, древо, цветы (главный цветок – тюльпан), птицы (курочки-кутюшки, так их называют на севере), волшебная птица Сирин.
2-я ДЕВОЧКА
— В основном в пермогорской росписи на всех предметах присутствуют различные сюжетные композиции: катание на санях, свадебный поезд, выезд купца, посиделки, семья за трапезой, сбор березового сока, рубка леса, доение коров, служивые солдаты. В общем, изображают мастера свои житейские наблюдения. И еще характерно было раньше для пермогорской росписи – это присутствие очень интересных надписей:
на рукомойнике — «люби мыться белей, воды не жалей, будешь бел как снег»;
на парадной чаше — «просим кушать деревенского кваску с перышком (т.е. с хмельком)»;
на колыбели — «сия колыбель для младенца малого, для усыпания и просыпания, и чтоб он рос и добрел на ум, учился закону божию, родителей почитал».
ПЕДАГОГ
-
Спасибо, девочки (девочки продолжают работать).
-
А теперь наш путь лежит в Мезенский район Архангельской области (показывает по карте).
2-й ВЕДУЩИЙ
— Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского района Архангельской области. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жигалова, Миловский, высказывают разные версии.
Воронов говорил о необыкновенной схожести мезенской росписи с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон (8-й век до н.э.).
1-й ВЕДУЩИЙ
— Академик Рыбаков находил в мезенской росписи отголоски индоевропейской культуры скифских культов.
2-й ВЕДУЩИЙ
— Жигалова отмечала поразительное сходство мезенской росписи с открытыми в середине 20 века наскальными рисунками Заонежья.
1-й ВЕДУЩИЙ
— Миловский отыскал в Пушкинском музее мезенскую рукопись, датируемую 19 веком и с очень похожим орнаментом.
2-й ВЕДУЩИЙ
— Круглова говорила, что образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают мезенскую роспись.
1-й ВЕДУЩИЙ
— Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870 – 1930 годах, а самая ранняя в 1854 году. Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Возродился мезенский промысел в 60-х годах 20 века.
ПЕДАГОГ
— Вот мы и приехали к «мастерам», занимающимся мезенским ремеслом. Давайте посмотрим на первый взгляд простую, но очень интересную мезенскую роспись.
— Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Расскажите нам о своих орнаментах.
1-я ДЕВОЧКА
— Основным элементом мезенской росписи является конь. Эта роспись так и называется в народе – мезенская или «лошадки на ножках». Позднее стали рисовать лосей и оленей тоже на тоненьких, изящных ножках. Рядом с конем всегда рисовали уточку (по-местному «курицу»). Уточка и конь – знаки закатного и восходящего солнца. Утром конь возводил солнце на небосвод, а вечером уточка прятала его на ночь в воду. Фигурками коня и уточки украшали крыши изб. Даже и теперь бытует на Мезени поговорка: «курица и конь на крыше – в доме тише» (т.е. спокойнее, они как бы охраняют дом).
2-я ДЕВОЧКА
-Еще характерны для мезенской росписи сплошные полосы с геометрическим узором, напоминающие вышивку или тесьму. А также по всей длине поверхности расписанного предмета художники разбрасывали различные мелкие элементы: звездочки, капельки, точки, ромбики, семечки, косы, спирали, крестики, перышки, скобочки. Основные цвета – красно-коричневый и черный. Раньше краски приготавливали из глины и сажи, растертой на смоле лиственниц. Наносили краски прямо на деревянную поверхность мазками выдернутой из веника размочаленной палочкой – «тиской». А затем глухариным или тетеревиным пером черной краской наводили контур. Сейчас рисуют гуашью и кистью.
ПЕДАГОГ
-Спасибо, девочки. Дети Архангельского края дарят нам в подарок танец «Калинка» в исполнении студии эстрадного танца «Прикосновение».
-
А теперь мы возвращаемся домой в г. Фурманов.
(звучит русская народная музыка)
1-й ВЕДУЩИЙ
— Вам понравилось у нас?
Приходите, просим вас!
2-й ВЕДУЩИЙ
— Присылайте к нам детишек:
И девчонок, и мальчишек!
ПЕДАГОГ
— Ну а мы приглашаем всех вас, гости дорогие на выставку-продажу.
(звучит русская народная музыка)
Сценарий
класс – концерта «Русские узоры»
Можно секунду
всего танцевать,
Можно от танца вовек не устать!
С танцем по жизни шагать веселей,
Танец опять собирает друзей!
Будем мы вместе опять танцевать,
Улыбки дарить и не унывать!
Необычный концерт начнётся сейчас!
Длится он будет почти целый час!
1.
Вход и проходки — 1 ст. 2 г.об.
2.
Вход и проходки — 1 ст. 3 г.об.
3.
«Барыня» — 1 мл. группа
Заиграла музыка,
Танцевать зовет.
Лебедем по комнате
Девушка плывет.
Грациозно двигаться
Училась с ранних лет,
Без ошибок выполнит
каждый пируэт.
Танец — дело тонкое,
Здесь нужна душа.
Чтобы тело звонкое
Парило не спеша.
4.
«Хоровод с платком» — 2 мл. группа
5.
Хоровод «Ты плыви венок» — ср.группа
3 год.об.
Не
постижима красота!
Душа поёт и рвётся.
А звуков дивных широта
С движением сольётся!
На сцене снова торжество:
Танцуют наши дети.
В рисунке танца колдовство!
Забудешь всё на свете!
6.
«Русское попурри»
— ср.группа 1 год об.
7.
«Белая метелица». Ансамбль.
8.
Перепляс общий «Кто кого …»
Словно
радуга живая
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла.
Не руки – крылья распластались!
А из под ног – огонь, огонь!
Да можно ль русских нас представить
Без русской пляски под гармонь?!
9.
«Барыня». Ансамбль.
Россия!
Хороводами кружась,
Стремишься
ты сквозь время и невзгоды,
К
неведомым высоким рубежам,
Через
снега, дожди и непогоды,
И кто бы ни твердил, что ты не та, —
В тебя, Россия, верим мы упрямо!
В тебе, Россия – жизнь и красота,
И любим мы тебя одну, как маму,
И — верим, – возродим твоё величье,
Всё лучшее в тебе произойдет!
Традиции мы помним и обычаи,
Объединит нас дружбы хоровод!
В танце кружится Земля.
Танец — счастье ваше.
Пусть же в танце ваша жизнь
Будет полной чашей!
Чтобы радость день и ночь
Ярко вам светила,
Чтоб горячая любовь
В сердце не остыла!
Чтоб умение, талант только возрастали;
Радость, счастье и любовь Вас не
покидали!
ОБГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Белгородская область, Белгородский район, с.Веселая Лопань
Сценарий тематического вечера
Русские узоры
Составитель: инструктор по труду
Малышева Светлана Николаевна
2014 г.
(слайд 1) Русские узоры
(слайд 2)
Ведущая : Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей, так начинается сказка. Давайте вспомним, как еще могут начинаться сказки?
(дети отвечают)
— Жили – были…
— В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…
— Давным-давно жил на свете..
(слайд 3)
Ведущая: Сегодня и мы к себе пригласили гостей, со всех волостей. Девицы красавицы расскажут нам, откуда они пришли, работы свои принесли. Мастерством поделятся, работа не безделица.
(слайд 4)
1 мастер: Расскажу о хохломе, о той, что краше золота, а пришла она к нам из Нижегородской области, из села Хохлома. Деревянная посуда с древних времен была на столе боярыни и в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Возьмешь в руки чашу – загляденье. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком.
(слайд 5)
Золотом и алым цветом — чаша лебедь расцвела,
Солнцем, ягодами, летом вдруг наполнилась она,
Посмотрите, что за чудо, это чудо хохлома.
Ведущая: Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов, и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня Хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
(слайд 6)
2 мастер: Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
(слайд 7)
3 мастер: Самый любимый и стародавний «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше — кустиком. Травка обычно изображается красным и чёрным цветом.
(слайд
1 мастер: Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
(слайд 9)
2 мастер: Посмотрите, как легко можно нарисовать узор листочки.
(слайд 10)
3 мастер: Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
(слайд 11)
Ведущая: Следующий рассказ о Дымковской игрушке. Игрушки эти из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а мастера еще сказки, да загадки сказывают.
4 мастер: Посмотри, как хороша, эта девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво, наша барышня красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Как игрушка эта называется? Дымковская красавица.
(слайд 12)
Ведущая: Посмотрите на яркий орнамент одежды, он повторяет тканые узоры льняной пестряди, вышивок. Применяются яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел. Широкие и узкие разноцветные полосы создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии — змейки.
(слайд 13)
5 мастер: В свистульки играли старые и малые на местном народном празднике. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. В дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных, птиц; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек.
(слайд 14)
Ведущая: Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.
(слайд 15)
Ведущая: Наша ученица выполнила аппликацию – «Дымковская барышня». Сейчас она расскажет последовательность работы.
Ученица: Берем трафарет игрушки и карандашом переведем контур на белую бумагу. Ножницами вырежем, получилась фигура барышни. Аккуратно ее приклеим на картон, располагая по центру. Берем трафарет кокошника, обводим карандашом, головной убор по цвету может быть желтый, красный, зеленый, голубой. Вырезаем ножницами и приклеиваем.
Возьмем черную бумагу и нарисуем пряди волос, вырежем и аккуратно приклеим. Черным фломастером нарисуем дуги бровей, глаза.
Красным фломастером нарисуем рот и румянец щек. Затем из красной бумаги вырежем кофту, приклеим. Узором украшаем юбку, это круги, полосы, волнистые линии. Рисунок юбки можно выполнить фломастером. Нарисуем бусы. Работа выполнена
(слайд 16)
Ведущая: Следующий рассказ о матрешке.
Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес гулять, за ней вторая, третья, четвертая, пятая. А уж как одна на одну похожа, губы у каждой бантиком, щечки розовые, сарафаны луг цветной.
Какой русский сувенир, покорил уже весь мир? Балалайка? Нет. Гармошка? Нет. То русская матрешка.
(слайд 17)
1 мастер: Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в селе Полховский Майдан. Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются своей яркостью и оригинальностью.
2 мастер: В росписи мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.
(слайд 18)
3 мастер: Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Ведущая: Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, — просто «точеная игрушка».
(слайд 19) Филимоновская игрушка
4 мастер: Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, что добро в дома несут. И добро там не простое, и не злато, серебро. Филимоновской игрушкой называется оно.
5 мастер: Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.
(слайд 20)
Ведущая: Расписывать филимоновскую игрушку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.
(слайд 21)
6 мастер: Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни.
2)животные — олени, коровы, петухи и наседки.
3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка.
(слайд 22)
Ведущая: Сюжеты филимоновских игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Ученик: Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый — дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, рисуют точки – глаза, пятнышки – рот.
(слайд 23) Гжель
1 мастер: Распустились синие цветы, развернулись синие листочки. Не в саду, не в лесочке, не в поле, а на белоснежном фарфоре. Подарило небо ей свою акварель. Что это за роспись? Это роспись гжель.
(слайд 24)
2 мастер: Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы.
3 мастер: Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений.
(слайд 25) Городецкая роспись
4 мастер:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Эти славные узоры
Тонко вывела рука!
(слайд 26)
Ведущая: Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки с симметричными листьями. Основные типы орнамента: букет, гирлянда, ромб. «Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы.
(слайд 27)
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
(слайд 28)
Ведущая: Вся земля наша — земля мастеров, все может человек сделать, если постарается. От отцов к сыновьям, от дедов к внукам передается умение сделать вещь – не только пользы, но и красоты ради. Хорошо иметь умелые руки, потому как дело ладиться. На занятиях вы сможете попробовать свои силы и превратиться в народных умельцев. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент росписи и аккуратно выполнить свою работу.
Список используемой литературы:
- Осетров Е. Краса ненаглядная, рассказы о русских народных художественных промыслах, изд. Малыш, М.1985г.
- Народные художественные промыслы России, м.Проспект Просвещения,
- Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983.
МКУ ДОД «Новодугинская ДШИ»
Сценарий проведения фольклорного фестиваля
«РУСЬ ТРАДИЦИЯМИ СЛАВИТЬСЯ»
Составитель преподаватель
Фольклорного отд.
Кислова Т.В.
2014г.
Цели: Расширять знания детей о русских традициях, о чаепитие,
об устройстве самовара, о музеях самоваров.
Активизировать внимание, память детей при разгадывании
загадок, кроссворда.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время игр.
Создать радостную, комфортную атмосферу для детей.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, сценок, поделки из бумаги птиц, зверей техникой «оригами», постановка танца: «Веселый самовар и чашки», знакомство со стихотворением Д. Хармса И. И. Самовар.
Разучивание частушек, изучение устройства самовара.
Задачи:
Обучающие:
-
Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
-
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры посредством тематических игр;
Развивающие:
-
Развивать желание детей участвовать в подобных мероприятиях посредством участия родителей;
-
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
-
Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции с помощью экспромт – постановки сказки;
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;
-
Воспитание творческой, гармонично развитой личности.
Предварительная работа: изготовление оформления для зала, атрибутики к играм, пригласительных для семей – участников, закупка подарков для детей, сервировка столов.
Сцена украшена
Колокольный звон
Ведущий
Россия, Россия…
У нее глаза,
Как небо, синие,
Добрые и ясные глаза,
У нее – судьбы моей –
России,
Брови, как над Волгою леса.
У нее душа – степей раздолье,
Чуткий, словно песня, слух.
Выйдешь
В пору жатвы в поле –
И захватит дух.
Над ней
Шумят такие ливни,
В сполохах
Слепящих грез,
Что навек
Становишься счастливым
От ее черемух и берез.
Ведущий .
У нее, родной,
Такие выси,
Родниковой свежести вода,
Что она тебя,
Как мать, возвысит
И в обиду никому не даст.
У нее
Такой звенящий ветер,
Что на цыпочки встают хлеба.
Вся она –
Былинкой каждой светит,
Славой своего герба!
С ней дано
любую даль осилить –
Пусть, как Млечный путь,
И далека…
Вот такой была
И есть Россия
На века!
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль «Русь традициями славиться». Россия – многонациональная страна. В нашей стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
Ведущий
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.
Песня «Мы вместе»
Ведущий
Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Ведущий
Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу едва ли.
Звучит песня «Русские традиции»
Ведущий
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Кадриль – задорный игровой танец. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.
Для вас народный танец «Кадриль» исполняют уч-ся фольклорного отд..
Ведущий
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
Ведущий 2 Слайд ( избы, терема)
Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо- распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.
Ведущий 1 Слайд (русская печь)
Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.
Ведущий Слайд (убранство избы)
В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».
В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца. В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.
Песня «Русская изба»
Ведущий Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод
Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Русское застолье чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара. В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя. На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.
песня «Россия милая моя»
Ведущий: Слайд (матрешки, игрушки)
Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным. Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.
Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».
В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни
В середине 19 века зародилось филимоновское искусство. Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново. Особенность данного промысла, не только наличие свистульки, а ещё и специфическая яркая жёлтая, малиновая, алая и зелёная роспись, в которой, как правило, используется чередование цветных полосок.
Гжель
Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.
В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние. Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Ещё один популярный мотив – это птицы. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы. Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.
Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
песня «Россия» (Хохлома)
Ведущий
Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.
История
Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. С этой игрушкой люди связывают особенную историю. В прошлом был обычай приносить в жертву языческим божествам женщин. Но кто-то однажды решил совершить подмену. Перед обрядом взяли полено и нарядили его в сарафан, цветастый платок. Его-то и отдали божествам вместо живой женщины. С того времени такую куклу стали делать перед Новым годом и отдавать в дар Морозу. В то время люди хорошо знали, как сурова может быть зима и опасны заморозки по весне. Чтобы задобрить во время праздника Мороза, «одетое» березовое полено сжигали на костре, приговаривая при этом: Мороз, Мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной пшеницу, жито Всякую пашницу.Как полено горело, так, считалось, и пройдет год. Этот обряд пошел из западноевропейской культуры. Славяне своих кукол не сжигали. Считалось, что игрушка олицетворяла покровительницу рода, мать. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.
Значение Создавались игрушки не только для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.
Традиции сегодня В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? Мастер-класс, который будет приведен чуть ниже, проиллюстрирует последовательность, с которой проходил этот процесс. В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности.
Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие: зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;
Крупеничка – оберег на сытость и достаток;
Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;
Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;
Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;
Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.
Песня «Золотые купола»
Ведущий.
На Руси всегда славилась сила и удаль богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд. С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные игры. Выбирается водящий, он будет «гореть». Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле:
Ходят грачи да едят калачи.
Птички летят, колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а «горит» тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
«Вьюнок».
В игре участвуют несколько команд по 4-5 человек. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360 ° , затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360 ° , далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять. Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее (во время поворотов отпускать
Ведущий.
Мир — солнышку и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!
Звучит песня «Россия, мы дети твои»
10
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»
Селезнёва Валентина Константиновна
Цель мероприятия:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.
- Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
- Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
- Создавать радостное настроение.
Ход праздника.
Дети входят в зал под музыку хороводным шагом и образовывают 3 круга.
Хоровод «Пойду ль я, выйду ль я да»
1 ребенок.
Россия! Россия!
Твой праздник сегодня
И взрослый, и детский —
Праздник народный.
2 ребенок.
Сколько песен, сколько плясок
Сколько лиц повсюду разных
В каждый дом и в детский садик
К нам идет осенний праздник.
3 ребенок.
Все прекрасно: и земля, и небо
И поля, и леса, и луга.
И березок стройных листва
Шелестит чуть дыша.
Танец «Березки»
Под музыку появляются Дымка, Хохлома, Гжель (взрослые).
Дымка.
У нас на Вятке свои порядки –
Мы вячки-робята хвачки.
Семеро одного не боимся,
А один на один
Так и котомки отдадим.
Я из Дымковой слободки
Добиралась всю неделю,
По сестрицам я скучала,
Хохломе моей и Гжели
Хохлома. Очень рада видеть вас.
Гжель. Я тоже очень рада.
Хохлома. Вот и праздник осенний у ребят.
Гжель. Какие все красивые и радостные.
Дымка.
А у нас в старину когда-то праздник
Свистопляской назывался,
И народ со всех окраин
На веселье собирался.
Кто бросал шары из глины
По откосу прямо в ров,
Кто в кулачный бой бросался
Свист и пляски будь здоров.
Хохлома.
На таком увеселеньи
Были сладости горой.
Дымка. Много глинянных игрушек.
Гжель. Весь товар был расписной.
Дымка. Я на праздник сегодня
Показать себя хотела.
Белолица, круглолица
И похвастать вот нарядом,
Что слепила мастерица.
Хохлома. У тебя на украшеньи
Косички, жгутики, оборки.
Вот изящные воланы
По твоей округлой форме.
Дымка (обращается к детям).
Ну-ка барышни-подружки
Расскажите о наших игрушках.
(выходят девочки в костюмах под «Дымку»)
1 ребенок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое «Дымково» назвали.
2 ребенок.
Там любили песни, пляски.
Там рождались чудо-сказки.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые.
3 ребенок.
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки!
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой казалось бы узор.
4 ребенок. Но отвести не в силах взор.
Танец «Дымковские барышни с гусарами».
Дымка. Уж я топну ногой,
Да притопну другой,
Выходи-ка мне Николка
Поиграйка ты со мной.
Игра с дудочкой.
(выходят 3 сестрички: Дымка, Хохлома, Гжель)
Дымка. Сестрица, Хохлома,
Ты у нас самая яркая,
Покажись детям, покружись
В своем наряде красивом.
Гжель. Блещут краски так ярко
Золотой хохломы.
Кто в лучах её теплых
Согреваемся мы.
(выходят девочки в костюмах под «Хохлому»)
1. За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
2. Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу.
Лишь сухие былинки,
Ветер гнет на весу.
3. Пламя лижет дровишки
И от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
4. Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок
И блеснул на посуде
Золотой завиток.
5. Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди называют Хохломой.
6. Посуда наша для щей и каши
Не бьётся, не ломается.
7. Порчи никакой не подвергается.
Дымка. Чудо-блюдо, да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Все (хором). К вам приехала сама – золотая Хохлома.
Танец девочек «Золотая хохлома»
Хохлома. А сейчас для всех ребяток
Загадаю я загадку.
Знаю наперед, вы смекалистый народ.
Загадка. Деревянная подружка
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
Песня «Ложки деревянные»
Гжель и Дымка. Полюбуйтесь, полюбуйтесь
Ведь ложки-то волшебные
Они даже плясать умеют.
Танец «Хохломские ложки»
Гжель и Дымка. Ну, сестрица, Хохлома,
У тебя все ярко, весело.
Хохлома. А у тебя сестрица Гжель все цвета нежные: белый, голубой, синий.
(выходят дети в костюмах под Гжель)
1. Есть в Подмосковье такое местечко —
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
2. И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Гжель. В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Песня «Гжель»
Гжель. У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
- Игра с платочками «Заря-зареница»
- Игра «Выложи узор»
Гжель. Все у нас тут весело,
Все у нас тут ладно.
Дымка. Да у нас дети и пляшут и поют.
Хохлома. А скоморошьих затей мы еще не видели.
А какой-же праздник без скоморохов.
Танец «Скоморохи»
Скоморохи:
1. Внимание! Внимание! Внимание!
Продолжается веселое гулянье.
Торопись честной народ
Тебе развлечение ждет.
2. Дорогих гостей
Ждет множество затей.
В игры можно поиграть
Силу, ловкость показать.
От души повеселиться,
Вкусного чайку напиться!
А вот и самовар поспел.
Хоровод «Самовар»
Самовар. В гости всех мы к нам зовём.
И чайку мы все нальем.
Сверху – пар, снизу – пар,
Вот он русский самовар.
Милости просим на чашку чая.
Вот так мы живём,
Пряники жуем, чаем запеваем.
Всех в гости приглашаем.
А напоследок спляшем вам
Нашим дорогим гостям.
Танец «Хозяюшки и самовар»
Хохлома, Гжель и Дымка (выносят пироги):
- Счастье будет вам горой.
- Урожая воз большой.
- На столе всегда пирог.
Легких вам всегда дорог (вместе).
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Сценарий «Народные промыслы России»
Цель:
Познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.
Задачи:
Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.
Развивать творческий потенциал личности,
формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.
В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».
1-Й ВЕДУЩИЙ: Добрый день дорогие наши гости!
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём и учимся в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.
(в исполнении ансамбля « Берегиня» звучит песня «Гляжу в озёра синие»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.
Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Мы рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.
( видео и слайды «Гжель»)
Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Гжель – это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.
2-Й ВЕДУЩИЙ: При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.
( показ коллекции театра мод «Гжель»)
( видео и слайды «Резьба по дереву»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.
В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но вся увеличивающаяся армия любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Поле деятельности для творчества самодеятельных художников здесь достаточно велико. Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь: резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.
Резьбой украшают и небольшие предметы сувенирного характера, и солидные, практические вещи, например, наборы мебели для кухни, для детской комнаты или, например, дачный гарнитур. Прикладное направление творчества поможет художнику-любителю сделать свое жилище особенным, придать ему неповторимый облик.
( видео и слайды «Матрёшка»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
2-Й ВЕДУЩИЙ: Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».
2-Й ВЕДУЩИЙ: Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.
( звучит песня «Красно солнышко»)
( слайды «Балалайка»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры.
2-Й ВЕДУЩИЙ: До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах.
Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка — это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.
( видео и слайды «Береста»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло. В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.
А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…
2-Й ВЕДУЩИЙ: Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.
И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.
( звучит песня «Ромашковое поле»)
( видео и слайды «Дымковская игрушка»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья.
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
(показ коллекции театра мод «Дымка»)
( видео и слайды «Жостовские подносы»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостово, Троицком, Новосельцеве и других.
Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле Свердловской области.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов, производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам, и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
( слайды «Чугунное литьё»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: История каслинского художественного литья неразрывно связана с развитием русского и европейского искусства и скульптуры XIX в. На Каслинском заводе работали известные русские скульпторы. Они предоставляли для отливки свои собственные модели.
Уникальной продукцией завода является скульптура, мебель и предметы интерьера, изготовленные из чугуна. Все изделия завода отличает высокое качество исполнения, художественная ценность и историческая значимость. Традиции и мастерство каслинских литейщиков, передаваемые из поколения в поколение сохранились до сих пор. В изготовлении чугунных изделий используются уникальные приемы художественного литья, ручной чеканки и покраски.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Изделия из чугунного литья придают неповторимый и гармоничный облик как городским улицам, так и ландшафту загородных коттеджей. В любом архитектурном ансамбле литые ограды и ворота, фонари, скамейки, камины и мебель превращаются в наиболее яркий и эффектный элемент дизайна.
( видео и слайды «Тульский самовар»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Глухая тоска без причины
И дум неотвязных угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар.
Словосочетания русский самовар и тульский самовар неразрывно связаны друг с другом. Уже непонятно, что более на слуху. Но факт остается фактом – первый массовый выпуск самоваров начался в Туле, благодаря чему мы можем выделить среди всего самоварного производства именно тульский самовар.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Первые самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были братья Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием – крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки».
1-Й ВЕДУЩИЙ: В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар – символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.
(Звучит песня «Печки – лавочки»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: А продолжит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.
Палехская, городецкая, хохломская роспись — лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края.
( видео и слайды «Палех»)
2-Й ВЕДУЩИЙ: Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).
1-Й ВЕДУЩИЙ: Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.
2-Й ВЕДУЩИЙ: События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников – лаковой миниатюре. Одним из основателей Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.
На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.
( видео и слайды «Городецкая роспись»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Городецкая роспись этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…
( видео и слайды «Хохлома»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Хохломские краски, алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной сарафан парчовый,
По волнам узора яхонты горят.
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанный, праздничный наряд?!
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
2-Й ВЕДУЩИЙ: Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни. Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.
(показ коллекции театра мод «Хохлома»)
( видео и слайды «Вологодское кружево»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево.
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.
Промысел существует с 1-й четв. 19 века. Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел — загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решeтки» («сцепная» техника).
Основные каноны вологодского кружева это симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.
Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера, которое известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
( видео и слайды «Павлопосадские платки»)
1-Й ВЕДУЩИЙ: Павловский Посад — старинный русский город, расположенный недалеко от Москвы. А знаменит этот город тем, что здесь делают удивительной красоты платки. Их так и называют павловские платки. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции. Основателями платочной мануфактуры Павловского Посада в начале 60-х годов были Лабзин и Грязнов.
Изначально на павлопосадских платках красовались турецкие огурцы и др. растительные мотивы восточного происхождения. К концу 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…
2-Й ВЕДУЩИЙ: Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.
И ведь даже не странно, что спустя столько лет этот платок живет и продолжает радовать нас своим прекрасным настроением, яркостью красок.
Смотря на этот русский павлопосадский платок, мы еще раз убеждаемся в том, что настоящие, качественные вещи всегда способны найти ценителей в любое время года и в любом месте.
( видео и слайды «Бисероплетение»)
1- ВЕДУЩИЙ: Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.
Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла. Существует даже древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер. Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики. На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.
Новый всплеск популярности бисера относиться к нашему времени. Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.
1-Й ВЕДУЩИЙ: Мы живем на Дальнем Востоке, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в техникуме тоже есть свои мастера – умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе: квиллинг, простыми словами говоря – зто техника бумагокручения, декупаш – салфеточное искусство, канзаши – поделки из атласных ленточек, бисероплетение, мягкая игрушка, вязание спицами и крючком.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.
Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.
( Звучит песня «Россию сохрани»)
(показ коллекции театра мод «Русь»)
1-Й ВЕУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с вами! Досвиданья! До новых встреч!