Сценарий вечер дайвинг культура древних славян

ИГРА ЗНАКОМИТ РЕБЯТ С БЫТОМ И КУЛЬТУРОЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ЗДЕСЬ И ЕДА, И ОДЕЖДА, ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ.

МАОУ «Лицей №7», г. Бердск

Автор: Манерова Полина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель интеллектуального клуба

«УМНАЯ ПЯТНИЦА».

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

ТЕМА ИГРЫ: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».

  • Одежда

  • Обычаи и традиции

  • Еда

  • Быт (посуда, устройство избы)

  • Ремёсла и народные промыслы

  • Кириллица

  • Архаизмы и историзмы

  • Пословицы и поговорки

  • Изобразительное искусство

  • Славянская мифология

Сценарий игры

интеллектуального клуба «Умная пятница»

Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».

  1. В кабинете столы стоят для 3-х команд. При входе в кабинет участники игры выбирают жетон для жеребьёвки.

  1. Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Умная пятница». Для участия в игре необязательно иметь «5» и «4» по предмету. Можно заранее посмотреть тему и подготовиться. Один раз в месяц вы будете участвовать в таких играх. Темы и даты игр можно посмотреть на 1 этаже. Результаты всех восьми игр фиксируются и суммируются. Администрация лицея во главе с директором в конце года награждает самых активных участников и лучших игроков года.

  1. Правила игры.

А) В игре 3 вида вопросов по степени сложности: лёгкие – 8 (уровень А), средние – 6 (уровень В) и сложные – 4 (уровень С). От сложности вопроса зависит и количество баллов за ответ на вопрос: уровень А-1 балл, уровень В-2 балла, уровень С-3 балла. Выбираете на ваше усмотрение. Игра заканчивается тогда, когда ответили на все вопросы.

Б) Сейчас согласно жеребьёвке вы займёте свой ряд. Теперь на эту игру вы одна команда.

В) На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Вопрос обсуждается в команде. Но вы учитываете, кто в команде первым дал правильный ответ. Если ответ верный, то он засчитывается всей команде и балл дополнительно тому, кто в команде дал верный ответ. Если другая команда выкрикнула, помешала, то у них снимаются баллы.

Г) У меня есть наблюдатели, кто будет следить и за временем, и за справедливым ходом игры.

Итак, начинаем игру. Просьба занять свои места.

Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».

Об уровне культуры восточных славян известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI — VII векам.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, — это язык.

Особое место в формировании культуры Древней Руси занимает литература, выступавшая как форма общественного самосознания. Независимо от сюжетной канвы, древнерусское литературное произведение представляло мир в его целостности, и человека, автора и читателя, не покидало чувство значительности происходящего, важности всего временного, непреходящей ценности человеческого бытия. Человек ощущал себя ничтожной частицей, и одновременно участником мировой истории. Поэтому любая историко-политическая перемена вызывала необходимость переписывания “всей истории” заново.

Имеются также свидетельства, что, кроме греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и в фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета». В сказках Иван-царевич прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. Разматывая этот своеобразный древний путеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места.

О культуре древних славян мы узнаём из учебников по истории, исторических документов, произведений художественной литературы. В музее нашего города (Бердский Историко-художественный музей) вы можете увидеть в одном из залов предметы быта, утварь русской избы (печь. лапти, корыто, колыбель, горшки, ухват и др.). Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем культуру и быт древних славян.

1-й вопрос первой команде……….

4. Подсчёт баллов. Подведение итогов игры. Результаты вывешиваются на 1 этаже лицея. До свидания. Спасибо за участие. До следующей игры в январе 2017 года.

Вопросы и ответы игры

заседания интеллектуального клуба «Умная пятница»

Тема игры: «БЫТ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН».

Вопросы – уровень А («лёгкие вопросы»). За правильный ответ – 1 балл.

1 Замените устаревшие слова на современные эквиваленты: НЫНЕ, УСТА, ОЧИ.

2 У западных и восточных славян — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе: а) Даждьбог б) Перун в) Святобор

3 Этот старинный народный промысел зародился в 17 веке в округе нижнего Новогорода: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону: А) хохлома б) гжель в) жостовская роспись
г) палехская миниатюра

4 Обработка древесины. Перед вами бондарные изделия 10-13 веков: лохань, шайка, ушат, бочка, ведро, кадка.

Назовите НОМЕР изделия «УШАТ»

5 Народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Отмечается 24 июня. Назовите этот праздник:

а) коляда б) масленица в) Иван Купала

6 Перед вами буквы кириллицы. Каждой букве соответствовало определённое слово. Какое слово соответствовало букве «Л»:
а) люди б) лень в) лес

7 Закончите русские пословицы о труде.

Дело мастера …………….
Труд кормит, а ………. портит.
…………….. дело — гуляй смело.

8 В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
Ошеломить – 1.ударить по шелому (шлему); ударить по голове; 2. обеспамятеть с испугу.
Дайте современное толкование слова.

1Сейчас, губы, глаза.

2 в) Святобор

3 А) хохлома

4 номер № 4

5 в) Иван Купала

6 а) люди

7 боится, лень, кончил

8  Крайне удивить, внезапно озадачить.

О. неожиданным вопросом. Синонимы (поразить, обескуражить, огорошить).

Вопросы – уровень В (средний уровень сложности). За правильный ответ – 2 балла.

1 Самое почетное место на столе искони занимали 2 продукта. Назовите их.

2 Мужская одежда крестьянина.
Что такое онучи?

3 Кокошник – это старинный русский головной убор замужней женщины. Назовите номер картинки.

4 Какой из перечисленных музыкальных инструментов
НЕ является исконно русским?

5 Что такое фреска? В чём особенность такой живописи?

6 Русская изба. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме.
Что находилось в этом месте?
Как нужно было себя вести, входя в русскую избу?

1 хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

2 Онучи — кусок плотной ткани, навертывавшейся на ноги при ношении лаптей или сапог.

3 Номер № 4

4 Кастаньеты

5 Фре́ска (от итал.  fresco — свежий)— живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.

6 Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас.

Войдя в дом, человек прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.

Вопросы – уровень С (высокий уровень сложности). За правильный ответ – 3 балла.

1 Ботви́нья — блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп.

Из чего готовили такой суп?

2 Этот Художник через свои картины хочет показать нам – что есть Русь.
Цикл своих картин, который посвящён истории древней, языческой, славянской Руси, называется «Ведическая Русь».
Изучая его необычайно красивые картины, иногда кажется, что вдруг проваливаешься в те стародавние времена и находишься среди русских богатырей, русских девушек, совершаешь путешествие в славянскую историю. 
О каком художнике идёт речь?

3 В древней Руси, когда ребеночка в первый раз купали, то клали в таз с водой 3 вещи: монетку, уголёк и зёрнышко.

Монетка символизировала богатство.

Вопрос: А что символизировали другие 2 предмета.

4 Какова история выражения «чур, меня»?

Почему говорят: «пиши с красной строки»?

Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»?

1 Ботви́нья — блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп на кислом квасе, в который добавляют предварительно сваренные и протёртые щавель, свекольную ботву, шпинат, зелёный лук, крапиву и другую съедобную траву (по-старорусски «ботву»).

2 Вс. Иванов

3 Уголёк – тепло, зёрнышко – всегда быть сытым.

4 Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка».

Тьма – часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» — бесчисленное множество.

Использованная литература.

В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М-2014 г.

Культурология. Культура славянской древности. Реферат http://uchit.net/

Источник: http://referat.niv.ru/view/referat-other/261/260975.htm

http://www.bestreferat.ru/ Реферат: Культура древних славян

Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org

http://www.inksystem-az.com/viktorina-po-istorii-rus-drevnyaya/

Сценарий мероприятия «Наши предки славяне»

Цель: Познакомить детей с древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.

Задачи: Познакомить с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; способствовать расширению кругозора и развитию словарного запаса детей.

Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков, патриотизм, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.

Содействовать созданию общей радости, хорошего настроения.

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили в далеком прошлом.

Откуда же пошла русская земля? На прекрасной великой равнине, где реки, нивы, леса и долины волшебным ковром разлились, жили наши предки славяне. А земля, на которой жили славяне, стала называться Русью. И вот, сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто же такие предки?

Дети: Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.

— А для вас кто предки? Кого мы можем назвать?

Дети: — Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.

Учитель: — Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (слайд 1). Это слово напоминает слова: слава, славный. Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ.

1. Учитель: Откуда они пришли и где селились наши предки нам расскажет … (рассказ ученика см. Приложение 1).

2. Учитель: Как выглядели наши предки? (слайд 2) Нам расскажет (рассказ ученика см. Приложение 2).

3. Учитель: Когда наступила стужа, предки наши задумались о том, как сделать себе более крепкий и теплый кров. Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние. Как выглядел дом и что было внутри дома? (слайд 3) Узнавал … (рассказ ученика см. Приложение 3).

4. Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов, которые облегчали и ускоряли их труд, а также и улучшали их жизнь. Постепенно на Руси стали появляться первые ремесленники. Каким ремеслом занимались наши предки славяне (слайд 4), нам расскажет …(рассказ ученика см. Приложение 4).

Физминутка.

Учитель: Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славяне и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду, стреляют из лука, рубят деревья»

5. Учитель: — Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой.

О славянах – защитниках нам расскажет (слайд 5)… (рассказ ученика см. Приложение5)

6. Учитель: А вы знаете ребята, что имена наши предков очень отличались от ваших. Вот как в старину зарождались имена нам расскажет… (рассказ ученика см. Приложение 6).

7. Учитель: Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым одушевлённым. Наши далёкие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляли их в виде живых существ – богов. Кому поклонялись наши предки, расскажет (слайд 6 — 11) … (рассказ ученика см. Приложение 7).

8. Учитель: Считалось, что обычаи играть, петь песни и водить хороводы увеличивают силу плодородия земли. У славян было особенное отношение к земле и к берёзке.

Девушки на лужайках выбирали самую красивую берёзку и украшали её разноцветными ленточками, венками. Берёзку, чествовали особо: пели песни, водили хороводы. Взрослые приносили на лужайку всякие угощения, обязательным среди которых была яичница.

Ребёнок раздаёт ленточки. Дети и гости на фоне мелодии завязывают ленты на берёзку

Учитель: берёзоньку уже украсили, а теперь давайте хороводы водить, берёзоньку, да землю-матушку прославлять.

Дети заводят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла» (песню можно скачать по адресу http://pochemu4ka.ru/_ld/3/386_AKD.mp3).

11. Учитель: Все вы, особенно девочки, наверняка любите играть в куклы. В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Мощным оберегом были у славян обрядовые куклы — мотанки (слайд 12). Их наши предки делали без ножниц и иголок, из соломы, ниток или тряпочек, и каждая кукла наделялась определенной силой. Например, «пеленашка» отводила беду от новорожденного (клали к нему в кроватку), «кормилица» была покровительницей достатка и благополучия в доме, «зерновушка» приносила урожай и богатство. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

— Сейчас я предлагаю вам сделать такую куколку-оберег, только не из ткани, а из бумаги (Этапы выполнения — слайд 13).

12.Учитель: Хорошо плясали, хорошо играли. Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали, какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.

Литература.

1. Детская энциклопедия – 2011г. «История России» составитель Е. В. Волкова.

2. История тульского края: Учебное пособие для начальной и средней школы. – Тула: Приок.кн.изд-во, 2007. – 96с., ил.

3. http://masterveda.ru/vsie_zapisi/domashnie-oberegi-slavyan.html

4. http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

5. http://slavs.org.ua/voinskoe-iskusstvo-nashikh-predkov

6. http://ancient.astrostar.ru/slavjane/24697

7. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 104с.: ил.

Приложение 1

Несколько тысячелетий назад территория, которую ныне занимает Европа, была покрыта дремучими лесами. В эпоху каменного века, примерно в V тысячелетии до нашей эры, здесь стали селиться люди. Сначала это были племена балтов и финно-угоров. В VIIIIX веках на берегах рек Оки, Упы, Осётра, Черепети, Верхнего Дона переселяются славяне. Большинство из них принадлежало славному племени вятичей. Земля вятичей была окраиной восточнославянского мира. Вятичи – предки современных жителей нашего края.

Приложение 2

Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха, а также плащи или накидки из меха. На ногах лапти, позднее научились делать кожаную обувь.

Приложение 3

Вятичи жили в неукрепленных поселках – селищах. В каждом поселке жило несколько семей. Дома древних славян были небольшие, углублены в землю (полуземлянки). Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину. Убежищем в случае опасности были городища.

Приложение 4

Славяне умели выплавлять железо и делать из него топоры, серпы, ножи, стрелы, наконечники для них. Изготавливали глиняную посуду, делали украшения. Но главным занятием было земледелие. Об этом свидетельствуют найденные учеными земледельческие орудия труда. Занимались наши предки и торговлей. Через земли вятичей проходил важный Донской торговый путь. Торговали с народами Востока, Прибалтики, с другими славянскими племенами. Об этом говорят арабские монеты, предметы конской упряжи, украшения, костяные гребни из бронзы, стекла, янтаря, сердолика и горного хрусталя.

Приложение 5

Наш народ не был воинственным и агрессивным, но когда заходила речь о защите родной стороны, не было славянам равных в силе и храбрости. Все мужчины вооружались и становились воинами, когда приближался враг. Один древний византийский писатель сказал: «Сей народ отважен до безумия, храбр и силён». У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь. Идя в бой, они давали клятву на щите и мече «Победа или смерть!» Плен считался позором для воина- славянина.

Приложение 6

Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно — ложное, для всех, и другое — тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)

2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)

3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)

4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)

5) И основная группа имен – двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

Приложение 7

Бог-громовержец Перун тёмные тучи стрелами-молниями поражает. А также является богом войны и оружия.

Стрибог – бог ветров. Он выпускал из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущим.

Лада – богиня нежности, заботы и любви. Она покровительствовала влюбленным, охраняла брак и заботилась о детях.

Макошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества

Хорс — олицетворённое солнце

Даждьбог — солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца

Велес (Волос) — (сын Рода, брат Хорса). Покровитель домашнего скота и богатства, золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Также покровитель искусств.

Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»

Сварог — сын Рода, бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, возможно, бог-кузнец

Сварожич — сын бога Сварога, олицетворённый огонь

16.11.2018

Сценарий открытого мероприятия «В гости к древним славянам»

Ермакова Елена Юрьевна

Сценарий открытого мероприятия «в гости к древним славянам»

Оценить




1302

Содержимое разработки

9

Древние славяне.

( Звучит наигрыш гуслей у дверей гостей встречают Костромы и Купала они раздают гостям повязки и каждый вытягивает из мешочка себе бейджик с именем, проходят в зал и рассаживаются на скамьи, которые стоят вдоль трех стен, так чтобы середина была пустая)

(славянская этническая)

Лада: Прежде чем зайти к нам вам надели на голову повязки и каждый вытянул себе имя. Сейчас мы расскажем для чего это.

Смерагл:Древние славяне, как мужчины, так и женщины носили на голове повязки возникает вопрос зачем? На этот вопрос есть несколько вариантов ответа:

Купальница:Люди старались зафиксировать волосы, чтобы они не мешали,

Смерагл:А может быть определенный цвет, ширина, символика повязки могли указывать на принадлежность к какой-нибудь группе или роду

Купальница:В складках повязки можно было спрятать небольшие предметы.

Смерагл:Может быть повязка это некий оберег или амулет.

Купальница:А может быть их носили для красоты.

Кострома:Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его втайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Назвать кому – либо своё имя – значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. Поэтому в древности настоящее имя человека было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его другим именем.

Купальница: Вы тоже выбрали себе имя, и на то время, пока вы будете находиться в этом зале, вас будут звать этим именем.

Купала:(обращается к купальнице) Здравь будь Купальница.

Купальница: (обращается к Купале) Здравь будь Купала.

Лада: Так здоровались наши предки. Давайте и мы поприветствуем друг друга на древне славянском языке.

(гости в зале здороваются )

Лада:Историки считают, что предки славян принадлежат к древним индоевропейским племенам, говоривших на одном языке и имевших много общих черт во внешности.

Фильм «Восточные славяне»

Смерагл:Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен мир, они искали объяснение всему неизвестному.

Купала:В те далекие времена человек лучше всего знал самого себя, живущих рядом с ним людей, поэтому и на все другие существа, предметы и явления он переносил человеческие свойства. Трава, деревья, реки, камни, — словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым, он наделял его умом, чувством, речью. Весь мир казалось, населён добрыми и злыми духами.

Доля: Славяне были язычниками т.е. поклонялись многим богам. Наиболее почитаемыми были:

( Слайдовая презентация «Боги»)

Бог неба Сварог считался владыкой Вселенной отцом светлых богов: бога Солнца, бога Грома и других. После их рождения он ушёл на покой, а миром стали править его дети.

Кострома:Богиню земли называют Макошь.Древние славяне считали землю и небо супружеской парой. Макошь еще была богиней пряхой, так как она пряла судьбы людей. Этой богине посвящен один из дней недели- пятница.

Купальница:Перун –бог грома и молний. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Этому богу был посвящен один из дней недели – четверг. Считалось, что Перун должен особенно охотно выполнять просьбы в свой день. А так как, мольбы славян часто оставались невыполненными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала употребляться по отношению к тому, что, неизвестно когда исполнится.

Лада:Бога Солнца называют – Дажьбог. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»,

Доля:Кроме того почитали предки наши Стрибога – бога ветра, Велеса — бога скота или скотий бог хозяин дикой природы, Лада – богиня любви. Ярило бог весны и плодородия.

И многих других богов почитали наши предки.

Ко всем своим богам славяне обращались с просьбами и благодарностями, приносили им подарки и жертвы.

( песню «Макошь, макошь»)

Макошь

Только зори поднимались над лесами,

Свет и славу не нашли еще славяне.

Было то – начало дней,

И молились, будто матери своей.

Припев:

Наши предки пели:

«Ты нужна нам тож,

Словно свет-Ярило,

Мокошь, Мокошь!

Мы тебе поклоны бьём,

Ткани и воды сторож,

Жертвы воздаём,

Мокошь, Мокошь!»

Копьями потомков загоняли в Днепр,

С болью людям к Вере отворяли дверь,

Осеняли сталью и крестом,

НадВоды Богиней воспылал костер.

Припев.

Сквозь столетья нитями ты проросла,

Параскевой стала, Мокошью была.

Заверши поток нелегких дней!

Пятнице мы молимся своей!

(слайдовая презентация «Низшие духи»)

Смерагл:Кроме высших богов славяне поклонялись и низшим духам. В каждой избе за печкой живет добрый старичок домовой. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям.

Купальница: Иногда в доме поселяется злое существо, старающееся выжить его обитателей. Это кикимора, в нее превращался родившийся мертвым ребенок.

Кострома:Стоило вступить в лес, и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками и козлиными ногами, подчинялись все обитатели леса.

Купала:Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с зелёными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуёй.

Доля:Предкам казалось, что духи следуют за человеком по пятам, но с ними как с простыми людьми можно договориться, задобрить подарками.

Защититься от злых сил, принести счастье и благополучие могли специальные предметы – обереги, которые носили все славяне от мала до велика.

Макошь:И мы с вами сейчас тоже сделаем оберег.

До наших дней дошли сведения о том, что первые обереги изготавливались из разнообразных растений и трав. И по сей день, такие обереги считаются обладателями самой большой силы.

Делаются такие травяные обереги очень просто. Берут холщевый мешочек, в него насыпают траву или смесь трав. Горловину мешочка завязывают 3-мя узлами. Когда вы будите завязывать узелки, поднесите его к губам и пошепчите заветные слова, чтобы они «остались» в узелке, а не развеялись по всему пространству. Основным растением нашего оберега будут берёзовые листья. Древесина и листья берёзы обладают лечебными свойствами, а её чудодейственные силы принесут удачу и хорошее настроение своему владельцу. Чтобы усилить действие оберега можно добавить в него и другие травы

Валериана 
Ладанки с валериановым сушеным корнем носили на груди как мощное тонизирующее средство. Люди с такими ладанками не уставали, могли преодолевать огромные расстояния. Валериановый корень завязывали в наузы, висевшие на узде коней, чтобы кони были быстры и неутомимы. 
Зверобой 
Благодаря его лечебным свойствам слабого природного антибиотика люди придали ему множество дополнительных магических и мистических свойств. Если носить на груди ладанку с сушеными веточками зверобоя, человеку будут сопутствовать счастье, здоровье.
Крапива 
Магические свойства крапивы заключаются в ее способности отгонять злых духов, которые боятся ожогов. Крапива, высушенная и носимая на груди, возвращает спокойствие, лечит бессонницу. Также крапива придает человеку храбрости.
Петрушка 
Защищает от сглаза и порчи. 
Ромашка 
Если засушенные соцветия носить на груди, это защищает от вирусных заболеваний, в первую очередь от простуды.
Чабрец 
Она считается могучей защитой от тоски и грусти — аромат этой травы, носимой на груди, снимает нервное напряжение и улучшает настроение. 

Берёза

Славянский символ житейской радости и счастья! Из неё делали обереги на удачу, и хорошее настроение. Чудодейственные силы берёзы уберегут владельца от любой порчи, сглаза и злых духов.
( гости делают оберег под музыку славянская этническая)

Доля:Если люди не могли объяснить что-либо, то они додумывали, воображали, как оно могло произойти. Так рождались сказки, былины, легенды.

(инсценировка сказки )

Макошь:Ой, вы, гой – еси, добры молодцы,
Расскажу я вам сказку древнюю,
То ли сказку древнюю, то ли быль — былинную
О Купале-боге и сестре его.
Жили — от во времена стародавние
Боги юные, боги славянские
Да Купальница и Семаргл — бог
Как пошла однажды Купальница
По земле гулять, да на мир глядеть,
Да и встретился ей Семаргл – бог,
Приглянулась ему Купальница.
Полюбилися, поженилися,
Стали вместе жить, да детей плодить.
Родились у них двое детушек,
Двое детушек – ясных звёздочек.
И назвали-то старшего да Купалушкой,
Во честь матери, во честь Купальницы,
А и младшую назвали-то Костромушкой
Сколько лет прошло – то неведомо, 
Подросли Кострома с Купалою,
Стали бегать во чисто полюшко
Всё игратися, догонятися,
Да венки из трав полевых плести.
Говорила им матушка ласково:

Купальница: «Вы не бегайте во чисто полюшко,
Пролетает там птица чёрная
Да поёт свои песни чудные,
Песни чудные, песни дивные.
Кто услышит её – всё забудет враз,
А зовётся она Сирин — птицею.
Налетит на вас туча черная,
Да помощники её крылатые,
Унесут к себе да в царство тёмное».
Макошь: Не послушались дети малые,
Побежали опять в чисто полюшко.
Налетела тут туча чёрная,
Завертела, закружила вихри пыльные,
Обернулася Сирин — птицею,

(голос птицы)

Стала песни петь, да всё волшебные,
Дивным голосом, да неслыханным.
Засмотрелися детушки, заслушалися,
Позабыли, что матушка наказывала,
А и оставили память свою в чистом полюшке.

(славянская этническая)

Прилетела тут туча черная,
Подхватила, подняла Купалушку,
Понесла его в царство тёмное,
В царство тёмное, царство подземное,
Кострома на расстанях* осталася,
Да и забыла всё, о чём помнила,
Насилу домой вернулася.
А и прошло с той поры да двенадцать лет,
Расцвела Кострома, распустилася,
Стала девицей, да раскрасавицей,
Красоты — от неописуемой.
Выходила на берег – реки,
А и плела венок, да из трав полевых,
Да на волосы одевала огненные.
Стала Кострома похвалятися, 
Похвалятися, да прихвастывать:

Кострома: Не сорвать с головы моей
Буйным ветрам венка плетёного.*

Макошь: Похвальба такая богам не понравилась,
Наказать решили они красавицу,
Налетели вдруг ветры буйные,
Ветры буйные, шаловливые,
Сполагоря* венок-то и скинули,
Да в спокойные воды реки его кинули,
И поплыл венок по течению,
А по реченьке-реке плыл Купалушка,
Плыл Купалушка, да на ладье своей.
Сам Купала-то красавец писаный,
Наклонился к воде, да и поднял венок,
Да не знал, что венок тот сестры его.*
Да и поплыл Купала вдоль берега
Стал искать девицу, что венок сплела.
А и встретил сестру свою, Кострому,
Да и не вспомнил, что брат он её.
Приглянулася ему красна — девица,
Приглянулася, да полюбилася.
Да и девица загляделася,
Загляделася, да зарделася,

(хоровод Купала и Кострома)

Так и свадебку сыграли шумную,
Свадьбу шумную, да весёлую,

(славянская этническая)

Да недолгим счастье оказалося,
Приходили на праздник люди древние,
Да не люди вовсе, а боги небесные,
Говорили молодым, рассказывали,
Да глаза отворяли на правду им.
Лада: Брат вы с сестрой родимые,
И нельзя вам было женитися,
И нельзя вам было любитися.
Макошь: Закричала тут красна — девица,
Взвыла голосом, да нечеловеческим,
Кострома:  «Вы за что, за что наказали так?
За какие такие провинности?
Как же жить то с позором таким?
Искуплю его смертью лютою!»
Макошь: Потемнели глаза её светлые,
Побежала к озеру тёмному,
Оглянулась у самой воды на Купалушку,
В последний раз посмотрела на любимого,
Да и нырнула в озеро с головушкой.
Не смогла утонуть дочь Купальницы,
Превратилася в лесную русалочку,
В ту, что кличут люди старые Мавкою.
И Купала черней чёрной тучи стал,
И шагнул в костёр за любимою,
От греха и позора очиститься.
Удалось богам их отмщение,
А и отмщение, да наказание,
Только мало им в этом да было радости,
Вишь, жестокой месть показалася.
Да и раскаялись боги древние,
Решили воскресить возлюбленных,
Да не в облике человеческом,
А в цветке красоты невиданной,
А и прозвали цветок Купалой-да- Мавкою.
И поныне цветок тот встречается,
Иваном-да-Марьей кличется,*
В нём Купала сияет цветом огненным,
То огонь очищающий помнится,
Кострома синим цветом светится,
То бездонные воды озера.
В Ночь Купалы цветы будут люди рвать
станут петь они, станут сказывать
«Вот трава-цветок — брат с сестрою,
то Купала — да с Костромою.
Братец — это желтый цвет,
а сестрица — синий цвет…

Доля:В сказке отразились верования и обычаи, праздники и нравы славян.

21 июня, в день летнего солнцестояния, празднуется Купала. Купала – один из самых больших и важных праздников годового круга.

Смерагл:На Купалу наши предки разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Называлось это Купальские игрища.

Купальница:Сейчас мы разучим с вами элемент свадебного обряда Костромы и Купалы (начинают водить хоровод Купала и Кострома приглашая гостей)

Кострома, Кострома,

Ты за что любишь Купалу?

А я за то люблю Купалу,

Что головушка кудрява!

Кострома любит Купалу,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява,

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Уж, Купалушка,

По горенке похаживает!

Уж, Купалушка,

По горенке похаживает!

Эх, сапог, да об сапог,

Да поколачивает!

Кострома, Кострома,

Ты за что любишь Купалу?

А я за то люблю Купалу,

Что головушка кудрява!

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява!

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Кострома:На Ивана — Купалу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, цветок папоротника). Считалась, что вода в это день обладает лечебными свойствами. В река и озерах проходили ритуальные купания, омовения.

(музыка Ящер)

Купала:Наши предки жили бедно и трудно, но они любили и умели веселиться. Особенно славяне любили играть в игры. Давайте разучим игру «Ящер» — в которую играли наши предки на Купалу. Главным персонажем является «Ящер» (владыка подземного мира), избирающий девушек. Девушка, которую выбрал Ящер, должна откупиться от него, т.е. поцеловать.

(проводится игра «Ящер»)

Суть игры: Участники становятся в круг, в середине которого сидит игрок (юноша), изображающий ящера. Глаза «ящера» закрыты повязкой. Вокруг «ящера» начинают водить хоровод, припевая:

Хор:

И сидит ящер, ладу-ладу

На ореховом кусте, ладу-ладу

Орешки лущит, ладу-ладу

очками плёщет, ладу-ладу

А в болоте, на колоде

Линь воду колышет

Ой лёли, лёли

Линь воду колышет

Потом девушки спрашивают:

Кто сидит?

Ящер: — Ящер.

Что грызет?

Ящер: — Ядра

чего хочет?

Ящер: Жениться хочу!

Хор:

Возьми себе девку, девку молодую.

Ящер: Кто она такая,

Как её зовут

И откуда привезут?

Хор: Вот она!

(«Ящер», не снимая с глаз повязки, указывает на очередную «жертву». Если «жертвой» оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то она должна поцеловать «ящера» .)

Макошь: Люди русские, русичи, слушайте!

Вы, потомки Перуна!

Почитайте друг друга, сын – мать и отца,

Убегайте от кривды и следуйте правде! В правде сила!

Возлюбите Русь! Помните! Русь жива, пока дух русский жив!

Кострома:Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа. Радость и печаль, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков. Но главное в народной жизни это стремление к совершенству, простоте и красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. Так давайте же и мы с вами будем жить в согласие и мире друг с другом и тогда богатство, любовь и удача обязательно будут сопутствовать нам.

Макошь: Древние славяне прощались и благодарили друг друга низким поклоном. Мы благодарим вас за то, что вы пришли к нам в гости и прощаемся с вами как это делали наши далёкие предки. (все участники кланяются до земли)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332234-scenarij-otkrytogo-meroprijatija-v-gosti-k-dr

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Внеклассное мероприятие

Тема: Славянские истоки

(педагог Жирнова Е.Е.)

Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Тип урока:  комбинированный.

Форма:  познавательный, урок-поиск

Ход мероприятия:

Педагог:

Ребята, наше мероприятие  посвящено  истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог?  А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Многие  обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен.  В этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.

И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу познавательную  игру – “Славянские истоки».

Слайд №1 название темы занятия

Итак, мы с вами отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты

Слайд №2

 Педагог: Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за что-то своё.

Давайте  вспомним славянских языческих Богов. Как вы помните из уроков истории, у  славян были ВЫШНИЕ БОГИ и БОГИ-ОХРАНИТЕЛИ. И  некоторых из них сейчас  мы вспомним.

— Сейчас ребята расскажут вам о наиболее почитаемых богах. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Эти знания расширят ваш кругозор о богах наших предков.

— Перед вами изображение главного бога Перуна.  

Слайд №3

— О нем нам расскажет (Ф.И.ученика)

Ученик: Бог Перун был грозный бог, его считали  богом войны. Рука его управляла громом и молниями. В честь него ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучего дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.

Дополнение педагога : Перун – бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии.  Если черные тучи закрыли небо, значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот, людей.

Педагог: — Древние славяне верили в бога Сварога. О нем нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Сварог – бог огня, неба, ненастья, ветров, ураганов. По преданию он бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является защитником кузнецов.

Слайд №4

Педагог: — Сыном Сварога был бог Даждьбог. Об этом боге расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Даждьбог – это бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Именно от него ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Даждьбога считали добрым богом. Даждьбог — “дающий Бог”.

Слайд №5

Педагог: — Была у древних славян и богиня. Её звали Макошь. О ней нам расскажет (Ф.И.ученика).  Слайд №6

Ученик: Макошь — богиня урожая, подательница благ, “ма” означает “мать”, “кошь” — корзина.

Макошь считалась самой главной богиней восточных славян. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому ещё её называли богиней судьбы. Слайд №7

Педагог: У древних славян был и бог солнца. О нём нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Ярило — бог солнца. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.

Слайд № 8

Дополнение педагогом: Но бывает, что бог Ярило сердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.

— Молодцы ребята. Вы подготовили интересные сообщения.

Педагог: И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с  духами. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Задание командам:

Давайте вспомним основных духов, в которых верили древние славяне? Называйте по очереди. (Команды по очереди называют духов)

 Духи

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину кого  в этом винили? 

Слайд №9 Леший

Педагог. Леший какой он?

(Ответы учеников) Леший — хранитель лесов. Леший похож на человека. Волосы у лешего длинные серо-зелёные. В лесу леший может выглядеть гигантом, а на открытой местности он чуть выше травы. Чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой.

Педагог. — Что нужно сделать, чтобы выйти из леса?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)

Соревнование между командами « Кто быстрее  оденется»: необходимо вывернуть одежду на изнанку и одеть на себя.

Вопрос второй команде:

– Древние славяне считали, что в каждом доме живет? ( Домовой.)

Слайд № 10 Домовой.

 В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

 Вопрос третий  командам:

– Хозяевами рек и озер славяне считали? ( Водяных)

Слайд № 11 Водяной.

 Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

А вот так Водяного изображают в современных мультфильмах.

 Педагог: – У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Команды вместе танцуют  хоровод. Слайд № 12  (Во поле берёза стояла…)

И вновь командам предлагаются вопросы:

– Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Правильно! Вот поэтому в бане тоже парились берёзовыми вениками.

Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? (“Ложись спать, утро вечера мудренее”.)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Педагог: Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян. Теперь проверим, как ребята внимательно слушали. Предлагаю выполнить задание на карточке. С левой стороны записаны боги, а справа значение богов. С помощью стрелки соедините слова левого и правого столбика.

Перун

бог жатвы

Сварог

бог войны

Даждьбог

бог неба

Ярило

богиня урожая

Макошь

бог солнца

— Поменяйтесь карточками. Проведем взаимопроверку с помощью экрана.

— (Ф.И. ученика) читай первое предложение. (и т.д.) Слайд №13, №14

— Оцените работу. Кто выполнил без ошибок? Молодцы.

 Педагог. Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян мы отмечаем до сих пор?

— Масленица. Это один из праздников, которую проводили в честь бога Ярило. В последний день масленицы сжигали соломенное чучело — символ зимы и блинами встречали бога солнца Ярило. Этот праздник дошел и до наших дней.

Слайд №15

— В масленую неделю пели песни, зазывали масленицу.

— Были и другие праздники.

Вопросы:

— В честь какого бога проводится праздник Ивана Купалы?

— Когда отмечают этот праздник?

— Как отмечают его?

 Слайд № 16

Итог урока

— Наш урок подходит к завершению. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу с использованием карточек с цифрами. В каждом вопросе 3 варианта ответа. Вы показываете нужную карточку с ответом.

 Слайды № 17,18,19,20

1. Перун был богом:

а) солнца;

б) войны;

в) огня. 

2. Славяне верили, что в лесу живёт:

а) водяной;

б) леший;

в) домовой.

3. Масленицу проводили в честь:

а) бога Ярило

б) злых духов

в) просто так

— Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.

Оценивание детей.

В данной защите представлены результаты работы исследовательских групп по темам «Моя родословная», «Славянская мифология», «Обряды, игры славян», «Одежда славян», «Жилища славян».

Ход мероприятия

I. Вступление.

Ведущий 1 (вынимает из люльки завернутую в пеленки куклу):

– В руках у меня маленькое чудо – ребенок-куколка , который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все спереди.

Ведущий 2: На свет появился человек. У него есть родители – мама и папа, недалеко живут близкие и родные, а все вместе они живут на земле, которую называют своей Родиной. У этого человека есть своя родословная – история нескольких поколений родственников, появившихся от одного предка.

Ведущий 1: Родословную изображают в виде дерева. Корни этого дерева – наши предки, а ветви кроны – потомки. У каждого из нас своя родословная.

(Выходят дети, демонстрируя генеалогические деревья, сделанные в ходе проекта «Моя родословная». Они прикрепляют их к большому дереву. В это время идет фонограмма песни «Я, ты, он, она…» муз. Тухманова)

Ведущий 1: Без корней не могут жить не только деревья, но и люди, народы.

Ведущий 2: Мы пытались понять, а где корни нашего народа? Как мы связаны с ними?

Ведущий 1: Нам интересно было узнать, что из далекого прошлого пришло в сегодняшний мир? Что нам досталось то наших предков в наследство?

Ведущий 2: А помогла нам ответить на эти вопросы наука история- наука о прошлом.

Ведущий 1: Мы предлагаем отправиться в путешествие в прошлое к нашим предкам – восточным славянам с помощью машины времени (показывает табличку с надписью «восточные славяне» и прикрепляет ее к основанию большого генеалогического дерева). А отправимся мы в IX век.

(Звучит древняя мелодия в исполнении волынки. Под звуки «загадочной2 музыки ведущий передвигает рамку с XXI века на IX век).

II. Вера древних славян.

(На экране появляется изображение поселения древних славян со святилищем. Затем поочередно идут изображения древних языческих богов, о которых пойдет рассказ.

Выступление идет на фоне звуков старославянской музыки)

а) Жизнь наших предков была полна лишений и трудностей. В те далекие времена люди не знали причин многих природных явлений и поэтому всего боялись. Пытаясь как-то объяснить происходящее, славяне населили свой мир различными богами и духами. Наши предки были язычниками. Они зависели от природы, поклонялись грому и молнии, деревьям, камням, рекам и источникам.

б) Давным-давно главным славянским божеством был Сварог (слайд), потом Перун – бог молнии и грома (слайд). Были у славян и другие боги: бог Солнца – Дажьбог (слайд), ветра и бурь – Стрибог (слайд) , бог скотоводства – Велес (слайд).

в) Славяне считали, что кроме богов окружающий мир населен злыми и добрыми духами.

а) Все вокруг имело своего хозяина: лес – лешего (показ игрушки), вода – водяного (показ), баня – банника (слайд). В каждом доме жил домовой – хранитель дома. Это дух умершего главы рода – пращура. Его называли так же «щура» или «чура». Поэтому, когда злые духи угрожали людям, они просили защиты и говорили «Чур меня» Чур меня!»

в) Леший (показ куклы)– обитатель леса, большой шутник и проказник.

б) Русалки (показ куклы)- берегини, помогающие плывущим по воде, терпящим бедствие добраться до берега.

а) Баба-Яга (показ куклы) изначально являлась положительным божесвом, хранительницей рода. Она была заступницей всех сирот. Постепенно ей стали придавать злые черты, и Баба-Яга превратилась в очень злую и старую колдунью и стла причисляться к злым духам.

б) К злым духам относились кощей – символ окостенения и Кикимора – божество сна и страхов. О том, что это злой дух говорит вторая часть слова «кикимора» – «мора». Мора, Морана – древняя богиня смерти.

в) Оказалось, что современные герои сказок – Баба-Яга, Кощей, Леший, Русалка, Домовой пришли к нам из далекого прошлого. Это духи, в которых много веков назад верили наши предки.

(показ слайдов с современными мультипликационными героями : Домовенком Кузькой, Водяным из м/ф «Летучий корабль» и т.д.) Первая группа уходит.

III. Обряды, игры.

(Выходит вторая группа)

а) Жить среди божеств и духов нашим предкам было бы страшно, если бы они не придумали правил, как с ними общаться, задабривать или избегать их. Такие правила назвали обрядами.

б) С обрядами наших предков мы встречаемся и сейчас. Они живут в праздновании Масленицы, Святок, Троицы-Семика.

в) Главной целью календарных обрядов было воздействие на плодородие земли обрядами с чучелами, такими как Масленица, Кострома , Ярило (слайды). В семик в роли чучела выступала береза- священное дерево славян.

г) Чучело украшали, ходили с ним по улицам, а потом сжигали. Сожженное чучело должно было сообщить плодородие земле. (Показ отрывка из фильма «Снегурочка», эпизод празднования Масленицы).

д) К языческим обрядам относятся и игры. В дни языческих праздников народ сходился на игрища, в которых участвовали взрослые и дети. В своих играх дети повторяли семейные и календарные обряды.

е) В ходе исследования мы открыли, что многие игры наших предков сохранились до сих пор: горелки, салочки, лапта, вождение хороводов. А игральные фишки, которыми мы пользуемся в настольных играх, очень схожи с игральными костями, найденными в древних захоронениях – курганах.

а) Мы составили сборник древних игр и хотим поиграть с вами в одну из них, которая рассказывает нам, как наши предки обрабатывали лен – главный материал для одежды. Играйте с нами, повторяйте движения.

Игра «Кострома»

(Выходят девочки в русских костюмах)

Кострома. Кострома в славянской мифологии – образ весны. Также Костромой называли ленивую бабу, которая просит у всех помощи.

(Далее исполняется игра под музыку песни «Кострома» в исполнении группы «Ивана Купалы»)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен посадить, а у меня мизинчик болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют посев льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен собрать, а у меня на правой ноге пятка болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют сбор льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен молотить , а у меня на левой ноге пятка болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют обмолот льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен расстелить , а у меня правое ушко болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют расстилание льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен мять, а у меня левое ушко болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все как бы мнут лён)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен трепать, а у меня мизинчик болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все как будто держат в правой руке лен, а левой бьют по нему трепалом)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен чесать , а у меня правая бровь болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют вычесывание льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен прясть, а у меня левая бровь болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все левой рукой как бы вытягивают из кудели нить, а правой крутят веретено)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Больна, помираю!

– Привести знахарку?

– Ой, приведи, приведи!

(Появляется знахарка)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Помираю!

– Тебе помочь?

– Поворачивайся на живот, я тебя вылечу!

(Знахарка достает скалку. Кострома убегает)

IV. Одежда.

(Выходят 3 хозяюшки и Хозяин в подпоясанных рубахах. Хозяин несет сундук, в котором лежат куклы, одетые в рисованные славянские одежды. Рассказ сопровождается слайдами или демонстрацией реальных вещей)

а) Главной в русской одежде была рубаха. Рубахи носили все: мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст».

б) Женщины носили длинные рубахи изо льна или шерсти. Добавлялись понева и передник.

в)(Хозяин) Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные ремнями рубахи и штаны из грубого льняного холста. Пояса носили не только мужчины, но и женщины. Пояс служил оберегом от проникновения злых сил.

а) Раньше не было четкого разделения на женскую и мужскую обувь. Крестьяне обувались в лапти, плетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

б) Головной убор был частью костюма. Замужняя женщина покрывала голову целиком. Незамужняя была свободна от этого. Девичьи уборы – коруны, венки, венцы, венчики.

в) В праздники надевали одежду, украшенную узорами. Но узоры служили не столько украшением, сколько оберегали хозяина от недружелюбных сил.

Охранительным узором вышивали ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

а) Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета. Красный цвет – цвет крови, жизненной силы.

б) Очень интересен язык древних орнаментов. Орнамент – это заклинание. С помощью орнаментов человек просил удачи, хорошего урожая, охоты у Неба, Солнца, Земли.

(Хозяин и хозяюшки поочередно показывают элементы орнаментов и рассказывают о них)

– Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, жизни, плодородия.

– Волнистые линии – знак воды.

Горизонтальные линии – знак земли.

Наклонные линии – знак дождя.

Точки между линиями – зерна, посаженные в землю.

Солярные знаки – знаки солнца.

Силуэты коня, собаки, петуха, сказочные птицы с женским лицом – знаки дружеских человеку магических существ.

Женщина с поднятыми вверх ладонями – Мокошь – богиня счастья, удачи.

Женщина с опущенными вниз ладонями – Лада – богиня супружества, материнства, плодородия.

в) Это не просто узоры – это письмо предков.

а) Мы попытались создать эскизы одежды наших предков, украсили их всевозможными узорами и приглашаем познакомиться с ними.

(Хозяин и хозяюшки вынимают из сундучка кукол с рисованной одеждой и под музыкальное сопровождение демонстрируют зрителям).

(Хозяюшки и хозяин ставят сундучок и кукол в декорацию избы и уходят)

Ведущий 1. А теперь подойдем поближе к жилью наших предков .

(Выходит следующая группа к макету дома)

V. Жилье славян.

а) В ходе исследования мы узнали, что до недавнего времени Русь называлась деревянной страной. Дерево играло огромную роль в жизни наших предков. На протяжении многих веков крепостные стены, башни, дома – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилища, из него делали мебель, посуду, орудия труда, сани, телеги и лодки. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Дерево заменяло бумагу – на бересте писали. (Слайды)

б) Причин такому широкому применению дерева множество. Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. И, наконец, деревянное жилище экологично. Оно дышит.

в) В старину славяне видели в доме подобие человека.

(Ведя рассказ, ученики прикрепляют элементы дома к макету)

Фасад избы рассматривался как образ головы. Конек символизировал головной убор. Окна – глаза. Само слово «окно» произошло от слова «око» – так в старину называли глаза. Наличники на окнах рассматривались как украшение «на лице2 дома. Даже происхождение слова «улица» объясняется как расположение изб лицом напоказ – «у лица».

г) В языческие времена человек старался защитить свое жилище от проникновения злых духов . Конек на крыше считался хранителем дома. (Рассказчик прикрепляет конек к макету).

д) На полотенце, спускающемся от конька, вырезали солярный знак – солнце. (Прикрепляет) Знак солнца должен был принести в дом свет, радость, счастье. На ставнях часто вырезали узоры в виде ромба, символизирующие главное занятие крестьян – обработку земли. (Прикрепляет)

б) Переезд в новый дом сопровождался различными обрядами. Так хозяева несли в новый дом петуха, кошку, каравай хлеба, горшок каши, жар (угли) из старой печи, мусор из прежнего дома. Кошку с петухом запускали в дом первыми, считая, что они смогут принять на себя возможные неприятности. Следом в дом входили хозяева, отрезали от каравая кусок и клали его под печку в дар «домовому хозяину». (Дети несут все эти предметы в декоративную избу).

а) Традиции постройки и украшения деревянных домов прошли через века и существуют и поныне (показ слайдов)

г) Мы тоже побывали в роли артели плотников и воспроизвели некоторые деревянные постройки. (Дети вносят модели деревянных построек)

(Звучит «загадочная» музыка. Ведущие передвигают рамку ленты времени в ХХI век.)

Заключение

Ведущий 1. Вот и вернулись мы из путешествия к нашим предкам.

Ведущий 2. Оказывается, наша современная жизнь, культура имеют корни в прошлом!

5а) Прошли через века и дошли до нас секреты древних зодчих.

5б) А современные горожане, «замурованные» в бетонные жилища и окруженные изделиями из металла, пластмассы мечтают о деревянном доме, мебели и посуде.

5в) Сейчас возрождается частное деревянное строительство, выдержанное в старых традициях.

4а) Через века дошли до нас элементы одежды и украшений наших предков.

4б) Рубашка прочно вошла в нашу жизнь, а использование узоров является модным стилем.

2а) представления наших предков продолжают жить в народных праздниках – Масленице, Святках, Семике;

) в песнях и сказках о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном, Сивке Бурке, Аленушке и Иванушке;

2в) в народных играх.

2а) Они учат нас добру, трудолюбию, смелости, находчивости, почитанию старших и любви к родной земле.

(Звуки детского плача)

Ведущий 1. Ой, наш малыш проснулся. Он тянет к нам свои ладошки. Слово ладонь произошло от имени древней богини любви и супружества Лады.

Ведущий 2. Мы вырастим, у нас будут свои семьи, дети. Наше древо жизни будет еще выше и сильнее, потому что у каждого из нас крепкие корни – история рода и Родины. И мы будем крепко стоять на Земле, пока будем изучать свои корни и не терять связь с ними.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

«Мы – славяне!»

праздник в рамках общешкольного проекта «Мы дети твои, дорогая Земля»

ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48 г. Ростова-на-Дону

Колмакова И.Э., воспитатель,

Тоцкая О.В., классный руководитель

Проект посвящен истории, традициям и быту древних славян, рассчитан на обучающихся 5-7 классов. В период подготовки к празднику с детьми проводились беседы о славянских традициях, происхождении славян, организован мастер-класс по изготовлению славянских кукол-оберегов.

Цели и задачи мероприятия:

создать благоприятные условия для творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями;

вовлечь в воспитательный процесс всех его участников (детей, родителей, учителей);

развивать индивидуальную творческую успешность;

воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре славянских народов.

Во время праздника используется компьютерная презентация.

СЦЕНАРИЙ

Ведущий: Наш проект посвящен истории, традициям и быту древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянской истории.

(Под мелодию песни «Со вьюном я хожу» дети водят хоровод, потом выстраиваются в линию. Демонстрируется слайд «Хоровод»).

1 ученик:

Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

— Мы – славяне! (Все хором)

2 ученик:

Вы все красивые, пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне россияне;

Скажите, кто вы?

— Мы – славяне! (Все хором)

3 ученик:

Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Кати, Лены, Ани,

Антоны, Саши.

— Мы – славяне! (Все хором)

(Под мелодию песни «Со вьюном я хожу» дети уходят, остаются 4 человека)

4 ученик:

Здравствуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник наш начинаем!

5 ученик:

Приглашаем вас о быте славянском побольше узнать,

Да песни русские с нами распевать.

6 ученик:

Встретим мы вас не с пустыми руками,

Вас накормим славянскими мы пирогами.

(Демонстрируется слайд «Обереги». Выносится столик с изготовленными детьми оберегами )

7 ученик: А еще обереги вам мы покажем,

Для начала вот только о них мы расскажем:

4 ученик:

Вот свистулька глиняная (показывает свистульку)

Бока крутые, рога золотые.

Копыта с оборкой, на спине Егорка!

Будет дом украшать,

Свистом веселым радовать зло отгонять.

5 ученик:

А еще у мужчин талисманы есть

Они на охоте могут нас уберечь

Бог может помочь тебе через меч —

Поэтому надо на поясе меч носить и крепко беречь.

6 ученик:

Ну а женщины носят на поясе ложки —

Чтоб богатство было и удачи немножко.

7 ученик:

Если обереги в доме все иметь,

Можно жить и долго не стареть

(Дети раздают обереги присутствующим)

Ведущий: Гости дорогие! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус, кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

(Инсценировка песни «Во деревне то было в Ольховке»)

1. Во деревне то было в Ольховке,

Во деревне то было в Ольховке.

Там жил-был парень Андрияшка,

Там жил-был парень Андрияшка…

Припев: Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!

Эх, лапти, да лапти, да лапти вы мои,

Лапти лыковые, вы не бойтесь, ходитë,

Тятька лыка надерет,

Лапти новые сплетет!

2. А в деревне жила и Парашка 2раза

Полюбил Андрияшка Парашку 2раза

Припев

3. Не велел ему тятька жениться 2 раза

Как заплакал тут наш Андрияшка 2 раза

А за ним заревела Парашка 2 раза

Припев

4. За детишек тут мамка вступилась,

Наказать она тятьку решилась

Припев

Ведущий:

Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

А вот загадки и слова

Из прошлого из нашего!

(Демонстрируются слайды «Загадки». Выходят дети, один из учеников со связкой бубликов. За каждую отгаданную загадку вручается бублик).

8 ученик:

Кто загадку отгадает

Сразу бублик получает!

9 ученик:

Ехал Бог, рассыпал горох.

Стало светать, нечего собрать! (Звёзды)

10 ученик:

Летит птица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

11 ученик:

Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (Солнце и небо)

12 ученик:

Выгляну в оконце – лежит белое суконце!

Всю зиму лежит, а весной – убежит! (Снег)

Ведущий:

Живет в нашем доме тихонечко где-то,

От бед защищает и дарит покой,

Не тьмы порождение, посланник он света,

Хороший и светлый, родной домовой!

(Демонстрируется слайд «Домовой». Под музыку выходит ученик в костюме Домового»

Домовой:

Я дом ваш всегда от невзгод ограждаю,

Незримо я доброе дело вершу.

И только добро в ваши семьи пускаю!

Я счастье и лад в вашем доме храню!

13 ученик:

А вот для домового угощение,

Чтоб был он добрый к нам весь год.

Благодарим его за доброту и попросим у него прощенье,

Пусть никогда он не доставит нам хлопот.

(Дети несут домовому стакан с водой, хлеб и конфеты)

Ведущий:

Гости дорогие, хватит вам грустить

Будем вместе песни петь и хоровод водить!

(Музыкальный номер «Славянский танец», общий финал)

Приложение 1

Презентация «Мы — славяне!» 

Презентация «Мы славяне!»
PPTX / 3.49 Мб

Приложение 2

Презентация «Славянские куклы-обереги» 

Презентация «Славянские куклы-обереги»
PPTX / 2.91 Мб

Приложение 3

Фотоотчёт

Проект «Мы-славяне!» был рассчитан на несколько месяцев. Учащимися изучались славянские мифы, была проведена беседа о куклах-оберегах и проведён мастер-класс по их изготовлению. Завершился проект праздником.

r1571392544.JPG

a1571392533.JPG

s1571392502.jpg

o1571392486.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вечера памяти директора школы
  • Сценарий вечер памяти друга
  • Сценарий вечер городского романса
  • Сценарий вечера памяти героя россии
  • Сценарий вечер памяти высоцкого