Сценарий вечер городского романса

Сценарий вечера романса - скачать работу ☛ Опубликованные материалы на сайте СМИ Солнечный свет ★★★ Наталья Николаевна Трахина

СЦЕНАРИЙ

Концерта, посвященного Дню города в ЦБ им. А.С.Пушкина

( для общественности города)

«Тебе, наш город, романса звуки посвящаем!»

ВЕДУЩАЯ:Добрый вечер, дорогие друзья!!! Сегодня у нас не обычная встреча, сегодня мы собрались в музыкальном зале, чтобы послушать русские романсы и узнать историю их создания.

Родиной романса является Испания. Именно там, в 18-19 веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».

Это камерно-вокальные произведения. Романсы пишутся для сольного исполнения голосом в сопровождении инструмента, чаще всего фортепиано, но возможны варианты исполнения под гитару, арфу или камерно-инструментальный ансамбль. Главная цель композитора – стремление выразить музыкой с большей чуткостью замысел поэта и усилить эмоциональный тон стихов.

Возникновение того или иного музыкального сочинения, песни, романса часто происходило в литературно-музыкальных салонах, кружках. Здесь авторы в кругу единомышленников создавали в непосредственном общении свои произведения. В дальнейшем из этой любительской среды вышло много талантливых представителей, для которых музыка становилась профессиональным призванием.

В начале 19 в. таким заметным явлением в русской музыке стало творчество А.Варламова, А.Балакирева и многих других композиторов.

А мы с вами сейчас послушаем романс:

1.»Обойми, поцелуй» Муз. А.Балакирева сл.А.Кольцова

ВЕДУЩАЯ: Русский романс всегда стремился расширить грани традиционного романсового жанра. Русский романс необычайно гибко впитывал в себя все новые тенденции отечественного искусства. В это время особой популярностью пользуются стихи Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Васильевича Кольцова. Очень много романсов на стихи Кольцова написаны Александро Львовичем Гурилевым. «Грусть девушки», «На заре туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая». Гурилев был превосходный пианист, исполнитель и педагог, но лучшая, ценнейшая часть наследия композитора – романсы. Один из таких романсов «Сарафанчик».

2.«Сарафанчик» муз. А Гурилева, стихи Н. Грекова

ВЕДУЩАЯ:Русская музыка конца 18-начала 19 веков создала основу для рождения творчества Михаила Ивановича Глинки. Глинка, подобно Пушкину, создает такую музыкальную речь, в которой органично сплелись разные элементы русской песенной культуры. Глинка был необыкновенно чутким к народной музыке разных народов.

Все мы знаем и любим его замечательные романсы «Не искушай меня без нужды», «Сомненье», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» и мн. др.

3.» Признание» Муз М. Глинки Сл.А. Пушкин

4. «На заре ты ее не буди» Муз. А.Варламова сл. неиз автора

ВЕДУЩАЯ:Вторая половина 19 в. – время больших изменений в общественной и культурной жизни России. Русское искусство обогатилось крупными именами: Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский — Корсаков, Кюи, Антон Рубинштейн, Серов, Булахов, Чайковский.

5.» Тук, тук, тук так сердце бьется». Муз П.Булахова сл. неизв. автора

6. «Ночь светла». Муз. неиз. автора сл.Н.Шишкина

7. «То было раннею весной». Муз П.Чайковского сл.А.Толстого

8. «Я Вас любил». Муз Б.Шереметева сл. А.Пушкина

ВЕДУЩАЯ:К концу 19 века и особенно началу 20-го, вплоть до 1917 года, в жанре романса происходила заметная дифференциация направлений. С одной стороны, вокальная музыка все больше превращалась в кабинетный сосредоточенный жанр изысканного сочинительства, с другой стороны в развлекательную эстрадную продукцию.

Этот эстрадный салонный романс имел свои отличительные черты: декламационность мелодической фразы, несложность сопровождения, куплетность, приближая его к песенным формам, интонационную близость к цыганскому фольклору. Но и среди этого потока творчества разного сорта авторов выделялись произведения, которым суждено было остаться в памяти: «Я встретил вас», «Темно-вишневая шаль», «Утро туманное». А Вашему вниманию мы предлагаем романс

9. «Побудь со мной»

Муз.Н.Зубов сл. неизв . автора

10. «То было раннею весной» Муз П.Чайковского сл.А.Толстого

ВЕДУЩАЯ: Творчество советского композитора Вениамина Ефимовича Баснера. Любая песня В.Баснера проста и доходчива, она запоминается с первого раза. И от каждой песни веет ароматом юности, молодости. «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»); «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»); «Березовый сок» (из к/ф «Мировой парень»); «Белой акации гроздья душистые» (из к/ф «Дни Турбиных»); «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»); «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы») и др.

Почти все свои песни Баснер написал на стихи своего хорошего друга поэта Михаила Львовича Матусовского.

11. «Романс» из к/ф «Дни Турбиных».

муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского

ВЕДУЩАЯ:Еще один известный советский композитор, который писал песни к кинофильмам Андрей Павловича Петрова . В том числе и музыку к кинофильму «Служебный роман», где звучат стихи Роберта Бёрнса, Евгения Евтушенко, Николая Заболоцкого, Эльдара Рязанова, проникновенно, с большой бережностью воплощенные в музыке, то, несомненно, можно усмотреть в этом влияние бардовских творческих традиций. Сам композитор считает, что основным интонационным источником его музыки является песня как русская народная, так и современная.

12. «Песенка о погоде».

Муз.А.Петрова сл Э.Рязанова

Многие отечественные фильмы своей долгой экранной жизнью обязаны музыке А.Петрова. Его музыка отличается мелодизмом и эмоциональностью. В мире музыки и культуры за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика.

13.«Романс Настеньки»

муз. А. Петрова, стихи М. Цветаевой

ВЕДУЩАЯ: И хочется закончить сегодняшний вечер стихотворением томской поэтессы Тамары Бакшт «О романсе»:

Романсов сладостные звуки волнуют сердце вновь и вновь.

В них боль печали и разлуки, и всё любовь, любовь, любовь…

В них радость встреч, очей сиянье, туманной юности рассвет.

И струн гитарных рокотанье, вишнёвой шали тёмный цвет.

И скачут тройки с бубенцами, и отцветает пышный сад.

А мы всё слушаем, и сами готовы все цветы собрать.

Очаровательные звуки и чувств восторженных слова…

Пусть будет радость! Будут муки! И пусть кружится голова!

Автор сценария :ТРАХИНА Н.Н.-

преподаватель фортепиано

МБУ ДО»Городская детская музыкальная школа».

Октябрь 2020

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

Дорофеева Людмила Ивановна

Учитель русского языка ГБОУ СОШ №25

Звучит музыка Е.Доги из кинофильма»Мой ласковый и нежный зверь» -фон

Сегодня я нисколько не боюсь

С веком нашим временно расстаться.

Позвольте о любви вам расскажу

Высоким слогом русского романса

Я романс о романсе пою,
Словно искренность светлого мира,
Я в романсах любовь познаю,
Лишь в романсе живёт моя лира.

Сколько в нём драгоценных минут,
Пылких чувств и бессмертных преданий,
И поныне в легендах живут
Звуки милых любовных признаний.

С нами часто жестока Судьба,
Но в романсе сердечность людская,
Пусть романса святая мольба
О любви говорит не смолкая.

Да услышит мир тайну мою:
Я романс о романсе пою.


Слайд№1,2

В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), называли романом.

Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами

К нам, в Россию, слово» романс» пришло из Франции, несмотря на то, что оно испанского происхождения. В те времена в России детей аристократов обучали французским манерам и языку, и, естественно, большой популярностью стали пользоваться романсы. 

Барышни непременно должны были уметь изъясняться по – французски, сносно играть на фортепиано, и обязательно знать хотя бы несколько романсов. Следуя тогдашней моде, русские композиторы стали сочинять множество таких «офранцуженных романсов».

Слайд№ 4 ,5

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной

Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн Прощаясь, Пушкин подарил небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:

 Я помню чудное мгновенье,
 Передо мной явилась ты…

Слайд№6,7

А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Вскоре у неё появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием. . 

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». М.И. Глинка

Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами-любителями. Они имели сходство с русской народной песней.

Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски,
Мелодия плыла хрустально, не спеша,
Цветочным вальсом из забытой сказки.

Романсы с полным правом называют песнями любви, т.к. именно любовь является причиной для создания многих из них. Музыка и тексты остаются, а вот имена создателей часто забываются и романс становится «народным» . У знаменитого и очень мелодичного романса «Только раз бывает в жизни встреча» есть авторы  сл. П. Германа, муз. Б. Фомина.

Звучит романс

Видеоролик из кинофильма «Табор уходит в небо» — фон

Знает ли вы историю цыганской песни в России.?

Цыганская песня – это на самом деле русская песня, только переделанная на цыганский лад.  В России первые цыгане появились в самом начале  XVIII века, во времена правления Петра I. Родство душ обнаружилось практически сразу. 

Видеоролик — цыганский романс

Русский человек всегда любил послушать живое исполнение музыкантов и солистов. А поскольку цыгане сразу, с первых месяцев своего пребывания в России, благодаря своим уникальным способностям,  переняли русские песни и придали им собственный, неповторимый оттенок, внесли в исполнение свои краски, — это русским понравилось, и они охотно привечали цыган у себя в домах

Звучит романс  А Петрова «Мохнатый шмель»

Несмотря на неприветливый климат, цыгане остались. Быстро освоились, заговорили по-русски, но всегда оставались цыганами – независимыми и гордыми людьми.

Песня Рады из к.ф «Табор уходит в небо»

Ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами

  Жестокий романс, я смеюсь над тобою 
 За то, что красив ты и светел, 
 За то, что на все, что случилось с судьбой 
 Ты просто и ясно ответил. 
 За то, что умна твоя старая грусть, 
 И я перед нею немею. 

Звучит романс А.Петрова «А напоследок я скажу…» 

  Начало XX века называют «золотым веком» русского романса,

Он стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом.

Слайд№8,9,10

Классическое направление романса основывалось на художественной литературе  Это всегда исповедь души о чём-то тайном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный трепет. Романс тонкими струнами касается тайников человеческого сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется.

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны, что как бы сами ложатся на музыку.

Романс «Отговорила роща золотая»

 Грустит романс тревожно и светло, 
 И к вам непостижимо в слове каждом. 
 Приходит откровение само, 
 Как вы в мою судьбу вошли однажды. 

Сегодня не уснуть. Горят несмело свечи.
Окно я распахну — и ветер, словно шаль,
Осенней ночи шарм накинет мне на плечи…

Настрой же струны на своей гитаре,
 Настрой же струны на старинный лад, 
 В котором все в цветенье и разгаре. 
 Сияла ночь, луной был полон сад

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые»

Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки.

Бытовой — значит, связанный с повседневной жизнью.

В 20- веке главенствует так называемый городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования

Видеоролик «У самовара я и моя Маша»

Это культура малообразованной части городского населения, отдалившаяся от деревенской народной лирики и имеющая источником городской фольклор. Давайте заглянем в мир столетней истории .

Видеоролик «Все хорошо, прекрасная маркиза»

Бытовой романс постепенно объединяется с блатной песней и звучит на улицах городов, вытесняя сельские частушки и страдания. Так появляется уличный романс

Видеоролик «Чемоданчик» из кинофильма «Мы из джаза»

С 30-ых годов 20 века романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс-танго входит в каждый дом.

Звучит–«Рио- рита» . Танец

Послевоенная судьба романса тесно связана с кинематографом. Люди больше времени проводят перед телевизором, песни из любимых кинофильмов зазвучали в каждом доме по всей стране. Русский человек любит петь, вкладывая в исполнение «души прекрасные порывы».

Постепенно место романса заняла советская песня. Она обладает особой певучестью, настроением , поэтому и в 21 веке мы с удовольствием поем эти старые песни-романсы.

Песня из кинофильма «Весна на Заречной улице»

Но времена менялись. Менялись мелодии. Менялись стихи. Молодёжь ждала чего-то нового. В 60-е годы 20 века возникает жанр авторской песни одновременно в нескольких странах. Обычно такие песни исполняют под гитару, исполнитель является автором и слов, и мелодии. Появилось новое понятие «бардовская песня». У известного исполнительского дуэта Татьяны и Сергея Никитиных удивительная история. Сергей Никитин по профессии физик , он с женой создал музыкальное оформление ко многим известным фильмам и мультфильмам

Звучит песня «Какое небо голубое»

Предшественником бардовской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. В 80 –х годах 20 век автор и исполнитель Виктор Цой создал песню, которую приняли и поняли миллионы людей . Именно она во времена перестройки зазвучала призывом обновления и возрождения для многих. Авторская песня стала гимном перемен.

Песня В.Цоя «Перемен, требуют наши сердца»

Старинному русскому романсу досталась судьба Золушки — судьба бедной, гонимой, но доброй красавицы. Превращение в принцессу наступает через разные периоды ,но наступает обязательно.

Романс сам по себе никогда не умирает. Он исполняется в узком кругу на семейных вечеринках, в филармониях, в залах учебных заведений

Романс — самый живой жанр вокального искусства, ибо «душа романса» созвучна каждому. Ей смело можно доверить свои самые сокровенные переживания. Если вам не с кем поделиться, а чувства переполняют, обратитесь к романсу. Он разделит с вами и печаль, и радость. Поможет как истинный друг, как любящий и любимый человек. Вы можете петь, а можете просто слушать. В романсе обязательно прозвучат те слова, которые вы хотели услышать. И ваша любовь будет взаимной и искренней

Пройдут года.

Мы станем взрослыми,

Придет желание зажечь свечу

И с трепетом, и замиранием

Произнесем слова :

–Я …люблю

И пусть звучит в унисон с сердцем нестареющая мелодия русского романса

А. Макаревич «Пока горит свеча» . Танец

Не забывайте песен старых, 
 Они о многом скажут вам, 
 Их пели под гармонь и под гитару, 
 И просто так, и просто так. 
 Их разнесло по свету ветром, 
 Но в наши годы, в наши дни, 
 Для радости и грусти светлой, 
 Друзьями к нам придут они

В 1939 году для кинофильма «Большая жизнь»была написана песня о  вливании в трудовой коллектив молодого парня. Вскоре после выхода фильма на экраны эту песню исполнили по радио, ее полюбили люди, чьей профессией стала добыча угля. Сколько лет прошло , но нет на Донбассе человека, который не знает этой песни

Исполнение песни « Вышел в степь Донецкую»

Подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Благодарим всех, кто помог провести этот вечер. До новых встреч!

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 города Сатка

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ…»

в рамках Погружения в эпоху XIX века

Автор – составитель сценария

Титова М.Ю., учитель МХК

МАОУ «СОШ №13»

Цель: 

  • открыть для современных школьников малоизвестные страницы русской музыки, литературы и искусства второй половины XIX века;

  • приобщить их к культурному наследию России, опираясь на различные виды искусства.

Задачи:

Обучающие:

— знакомство с творчеством А.Н.Островского; с лирическими страницами биографии А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, И.С.Тургенева;

— знакомство с вокальным творчеством русских композиторов XIX века, городским и цыганским романсом;

— формирование умений исследовать интонационно-образные особенности русского романса, выявлять роль музыки в раскрытии содержания поэтического текста.

Развивающие:

— систематизация знаний о жанрах русской литературы и вокальной музыки XIX века;

— выявление связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой, изобразительным искусством;

— совершенствование навыков слушания музыки, поэтических произведений, навыков ассоциативного мышления;

— создание условий для творческой самореализации личности учащихся, для воплощения ими художественно-образного содержания романсов, фрагмента пьесы А.Н.Островского.

Воспитательные:

— воспитание потребности в общении с русским национальным искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

— развитие коммуникативных, организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связи школьников, педагогов и родителей.

Возрастная группа: 5 – 11 классы

Место проведения: актовый зал школы

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран

  • Презентация в формате Microsoft Power Point

  • Звуковые файлы в формате mp3

  • Театральные костюмы

Музыкальный материал:

1. Музыка А. Обухова, слова А. Будищева романс «Калитка»
2. Музыка П.Булахова, слова В. Чуевского романс «Гори, гори моя звезда»
3. Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника романс «Жаворонок»

4. Музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева “Нет, не любил он…”

5. Музыка А. Петрова, слова Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу»

из кф «Жестокий романс»

6. Музыка М.И.Глинки Полонез из оперы «Иван Сусанин»

7. Вальс «Венский юноша»
8. Музыка П. Чайковского, слова А. Толстого романс «Средь шумного бала»

9. Музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева романс «Я встретил вас»

10. Музыка Ю. Абазы, слова И. Тургенева романс “Утро туманное”
11. Музыка Н.Шишкина «Слушайте, если хотите»

12. Цыганская песня «Очи черные», Бриллиант Дадашева, Николай Слииченко

13. Музыка Ф. Шопена «Душа»

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.

Звучит мелодия романса «Калитка», музыка А. Обухова, слова А. Будищева.

1 ведущий: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

2 ведущий: Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Звучит мелодия романса «Калитка»,

1 ведущий:  Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

2 ведущий: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

1 ведущий: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

2 ведущий:  Жанр романса нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

1 ведущий:  В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. С XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как очень известные поэты и музыканты, так и малоизвестные.

2 ведущий: Классический романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов.

2 ведущий: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Первая инсценировка

А.Н. Островский “Бесприданница”, третье действие, явление 11

Действующие лица  появляются под музыку романса “Нет, не любил он…”,

музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван. 
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов. Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса.  Мне что-то нездоровится.

Паратов. Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Ларса Дмитриевна не станет петь.

Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть и станет.

Лариса.   Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.

Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов . Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю.

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! Я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!

Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов. Что?

Лариса. “Нет, не любил он…”,

Кнуров (Ларисе). Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов (с мрачным видом). Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)

Вожеватов. Послушать да и умереть — вот оно что!

(Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

Карандышев. Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны. Мы сейчас выпьем шампанского за ее здоровье.

Вожеватов. Умную речь приятно и слышать.

Карандышев (громко). Подайте шампанского!

Огудалова (тихо). Потише! Что вы кричите!

Карандышев. Помилуйте, я у себя дома. Я знаю, что делаю.

(Громко.) Подайте шампанского!

Продолжают ведущие.

1 ведущий:  Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого.

Поэту дано было испытать высокое, одухотворяющее чувство: в 33 года он полюбил Софью Андреевну Миллер – женщину редкой духовной красоты, блестяще образованную, отличавшуюся тонким художественным вкусом.

Вторая инсценировка

Выходят старшеклассники: юноши и девушки, садятся. Заводят салонный разговор.

1 девушка: Вы знаете, у Толстого с Миллер РОМАН?

2 девушка: Я точно знаю, что маменька Алеши против.

3 девушка: Разумеется, против. Она же не партия для него.

4 девушка: Да не быть этому роману или браку: сам Миллер, конногвардейский полковник всё расставит по своим местам.

Звучит мелодия вальса Штрауса. Все участники надевают маски. Кавалеры приглашают дам, танцуют вальс. Мелодия стихает, одна пара останавливается, молодой человек читает:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

2 ведущий: Этой любовью вдохновлены многие лирические создания поэта.  Вот еще одна история любви. (Рассказ о любви Ф.Тютчева, истории создания романса «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора).

Девушка: (на фоне звучащей музыки) 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано другому.

Но Амалия и Федор Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Последняя встреча состоялась в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора.

.

1 ведущий:  Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный романс Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Романс “Утро туманное”, музыка В. Абаза на стихи И. Тургенева,

1 ведущий: (на фоне цыганского романса «Слушайте, если хотите»)

Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах.

2 ведущая: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов. Среди этих сочинений “Очи черные”

Танцевальная композиция – цыганский танец.

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер. (Звучит лирическая музыка)

2 ведущая:  Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

16. Материалы сайта «Первое сентября», статья М.А. Гречишниковой «Под звуки нежные романса..» и другие интернет-ресурсы.

Цель: открыть для современных
школьников малоизвестные станицы русской
литературы, приобщить их к культурному наследию
страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои
организаторские, вокальные, театральные
способности с неизвестной для них самих стороны,
укрепить взаиморасположение школьников и
педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным
жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета; знакомство с творчеством русских
композиторов и цыганским романсом; знакомство с
новыми тенденциями в развитии литературы в
России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по
литературе второй половины XIX века; развитие
представления о жанрах русской литературы;
обобщение знаний о культуре пореформенной
России; расширение связей литературы с другими
областями искусства – театром, музыкой; развитие
коммуникативных навыков и совершенствование
умений вести себя на публике, подготовка к
успешной социализации в обществе.

Воспитательные: воспитание любви к русской
национальной культуре, знакомство с её
традициями; влияние русской литературы XIX века на
становление и развитие личности современного
молодого поколения; открытие нового,
малоизвестного современным школьникам пласта
русской национальной культуры; патриотическое
воспитание; развитие организационных навыков и
самоуправления в коллективе старшеклассников;
укрепление связей школьников и педагогов,
создание условий для творческой самореализации
личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского
“Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого
“Живой труп”:

  • Федя
  • Маша
  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о
композиторах, авторах романсов, а также
исполнителях русских и цыганских романсов.
Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в
кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно),
диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих –
юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Ведущий:

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Ведущая:

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и
эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем
русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс
занял определенное место со второй половины XVIII
века. Постепенно этот жанр как бы разделился на
два потока: классический, “профессиональный”
романс и романс бытовой, любительский (т.е.
создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая
видное место в концертной деятельности многих
исполнителей, сформировался в творчестве таких
великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский,
Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин,
Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему
характеру и большей простоте формы был ближе
песням. Хотя композиторы-классики обращались к
бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в
основном, любители. То, что бытовой романс
сохранил популярность в течение почти 250 лет,
говорит о высоком уровне любительского
музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы
коллекции русского романса являются поистине
шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс
ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н.
Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой
инсценировки

под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и
Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса
Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна,
попросить осчастливить нас! Спойте нам
какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год
не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же
просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне
действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на
колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной
школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса
второй половины XIX века представлены прежде
всего произведениями Петра Ильича Чайковского
на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва
Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву
считается романс Сергея Рахманинова “Весенние
воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к
написанию великолепных романсов Николая
Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIX
века остались в истории благодаря одному-двум
произведениям – гениальным озарениям. Таков
задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза
на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его
биография заключена в художественных
произведениях. Об этой истории он поведал в
романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была
одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна
Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану
Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими
чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой
Варвары Петровны, которая давно держала обиду на
сына. Обрадовалась она случаю пристыдить
“берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам.
Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина
потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына,
упрекала его в безнравственности и безбожии.
Иван Сергеевич сообщил о своем намерении
жениться на Авдотье. Последние слова вызвали
настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и
обещала лишить его наследства. Авдотью же
выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны
девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у
матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в
Спасском. Здесь девочка росла на положении
дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая.
Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала
пустить по миру – слово свое сдержит. С
грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев
Спасское. Жгучей болью ложились на сердце
последние события. Дорога была прикрыта первой
снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй
тянулись до самого небосклона, сами собой
складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс
“Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с
инструментальным сопровождением, как правило,
фортепианным. Текстами романсов могут служить
лирика, повествование, сатира. Содержание и
музыкально-выразительные особенности романсов
отличаются большей сложностью, нежели песенные,
но эти жанры зачастую достаточно сложно
разграничить. Пик развития романса в России
пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального
жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в
частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни
исполнялись бродячими певцами того времени на
языках романской группы, что повлекло в
дальнейшем название сочинений такого плана –
“романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему
камерно-лирическому, интимному складу нашел
благодатную почву в творчестве русских
композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли
проявиться душевные качества и запросы русского
народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук
прелестный”.

Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило
большое распространение выступление цыганских
артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в
ресторанах, а затем часто и в концертных залах.
Многие из цыганских музыкантов были прекрасными
аранжировщиками, в частности, русских романсов и
песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая
цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно,
представителю этой династии Андрею Шишкину
принадлежит блестящий концертный романс на
стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я
люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является
автором романтически возвышенных романсов с
благородной мелодией “Слушайте, если хотите”
(стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая
Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся
сочинения близких к цыганским кругам
аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова,
Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс
Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты,
мой голубчик” сочетает в себе мелодические
интонации романсов начала XIX века. Романс
Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе
рождение” в конце XX века, также находится в русле
цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры
Паниной вызывали у слушателей настоящие
переживания, погружали в атмосферу страстной
любви. Удивительный образ
цыганки-исполнительницы романсов создал в своей
пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер,
Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла
речка)” — аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это
десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще,
Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я
умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут
цыгане… Так жене завещаю. И запоют – так я из
гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь
нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не
понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого
люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных
произведений, известных романсов неизвестных
авторов, имена которых со временем забылись.
Среди этих сочинений “Очи черные”,
“Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один
анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева
“Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он
сохранился в памяти великого певца И.С.
Козловского, который и сделал обработку напева,
мы имеем возможность радоваться этому
прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со
старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый,
почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер
оставит у вас приятные воспоминания и привлечет
новых почитателей жанра.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 можно получить у автора статьи.

Приложение 4

Вечер русского романса – это возможность знакомства  с русской музыкальной культурой.

Приглушённый свет. На столах горят свечи. Гости рассаживаются за свои столики.

Сценарный ход вечера:

Звучит романс « Очарована, околдована…»
(сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского)

Ведущий 1: Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России.

Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущий 2: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII – XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущий 1:  «Романс – это усложненный вид «комнатой», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи… лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

Ведущий 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

Ведущий 1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Ведущий 2: А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

Звучит романс «Отцвели хризантемы»
(сл. В. Шумского, муз. Н. Харито)

Ведущий 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить. (В.И. Красов «Звуки», 1835г.)

Ведущий 2: Со временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появились его разновидности: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс.

Давайте поговорим о каждой из них и начнем с народного романса. Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Он напоминает своеобразное лирическое высказывание. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Живет моя отрада».

Звучит романс «Живет моя отрада»
(сл.С. Рыскина, муз. Д. Шишкина)

Ведущий 1: Далее наш разговор пойдет об элегии. Элегия – это лирико-философское стихотворение. Примером элегии может служить романс «Утро туманное» на слова Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. А романс «Утро туманное» любим и сейчас.

Звучит романс «Утро туманное»
(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза)

Ведущий 2: Для романса, имеющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями и легендами. Они повествуют об исторических событиях и героях, раскрывают их переживания и деяния. Так, в романсе «Из-за острова на стрежень» рассказывается о лихом атамане Стеньке Разине и его дружине.

Звучит романс «Из-за острова на стрежень»
(сл. и муз. народные).

Ведущий 1: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить невзгоды.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»
(сл. В. Чуевского, муз. П. Булакова)

Ведущий 2: Примерами городского романса можно назвать произведения «Я помню вальса звук прелестный», «Ямщик, не гони лошадей!», «Мне нравится, что вы больны не мной». Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса «Темно-вишневая шаль»

Звучит романс «Темно-вишневая шаль»
(авторы неизвестны)

Ведущий 1: Романс – драматический монолог исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, которые его переполняют. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Сейчас для нас прозвучит романс – драматический монолог «Только раз бывает в жизни встреча».

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»
(сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущий 2: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны супруги Николая 1, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма  III . За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Положенное на музыку, это стихотворение стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас»
(сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

Ведущий 1: Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

Ведущий 2: В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье»
(сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Ведущий 1: Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю еще одного романса.

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему-то сразу обратил на неё внимание. Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала».

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Это стихотворение будет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым станет тогда, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его своей будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. А теперь давайте послушаем этот романс.

Звучит романс «Средь шумного бала»
(сл. А.К. Толстого, П.И. Чайковского).

Ведущий 2: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Звучит романс « А напоследок я скажу»
(сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»

Ведущий 1:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечере русского романса!»

 ОТЧЕТ проведенного мероприятия.

Список литературы:

  • Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей – М.: Дет. лит.,1978
  • Золотая коллекция русского романса. –М.: Соврем. музыка, 2000
  • Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.:  Моск. рабочий, 1983.
  • Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.:Просвещение,1989.
  • Мархасев Л. Серенада на все времена. –Л.: Сов. композитор,1988.
  • Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…»  //Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем».- №11.- 2005
  • Соболева Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980.
  • Русские песни и романсы. /Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.:     Худож. лит.,1989.

     Автор и составитель: В.И. Баюжева, заведующая отделом обслуживания ЦМБ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вечер гитарной музыки
  • Сценарий вечер памяти выдающегося человека
  • Сценарий вечер встречи на день пожилого человека
  • Сценарий вечер памяти вов
  • Сценарий вечер встречи комсомольцев