Сценарий вечер памяти композитора

   Концертная программа, посвященная 100 летнему юбилею композитора Г.В. Свиридова рассчитана на учащихся младших и средних классов общеобразовательных  школ и детских школ искусств. Сл

 1.    Вечер памяти Свиридова  «Музыки высокое звучанье». 

ВЕДУЩИЙ 1          —  Добрый вечер,  дорогие друзья! 

 ВЕДУЩИЙ 2        -ЗДРАВСТВУЙТЕ, ув. гости!

 ВЕДУЩИЙ 2. — Сегодняшний вечер  мы посвящаем памяти  одного  из самых крупных композиторов современности,     педагогу,  исполнителю, критику,  народному артисту Советского Союза, герою Социалистического труда  лауреату Ленинской  и Государственных премий СССР – Георгию  Васильевичу Свиридову. 

 Ведущий 1.  

Музыка Свиридова — одна из главных загадок ушедшего века. Многие его сочинения, едва появившись, становились классикой. Свиридов любим и знатоками, и так называемыми «простыми слушателями.   

В    100-летний юбилей  Г.В. Свиридова каждый город нашей страны старается отдать дань памяти  таланту композитора.   И  не только на курской земле, родине композитора,  и не только жителями нашей широкой, необъятной России, но и музыкальными ценителями творчества Свиридова во всём мире.

Ведущий 2  .Ежегодно на курской земле на родине  композитора    проводятся Свиридовские фестивали, конкурсы, конференции, посвященные памяти композитора.
В Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора, который  постоянно пополняется новыми экспонатами: личными предметами с рабочего стола Георгия Васильевича, пластинками, книгами, сборниками его произведений.  

  В Москве и Санкт-Петербурге были открыты мемориальные доски Георгию Васильевичу, подготовлена к изданию вторая книга о жизни музыканта.

Ведущий1.   —   , Завершая юбилейный год, и мы в свою очередь хотим  отдать дань памяти великого русского композитора Г. В. Свиридова,

показать нашим слушателям  духовную красоту и национальную самобытность музыки композитора.  Созданное им является непреходящей ценностью  русской нации,    гордостью нашего народа , нашим «алмазным» музыкальным фондом.

Ведущий 2.   «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Свиридов. А  открыть   наш вечер  мы хотим  произведением,  получившим  поистине всенародное признание, музыкой, которая  воспринимается как выражение духа нашего времени, является звуковым символом   нашей эпохи,  музыкой  к кинофильму Михаила Швейцера «Время вперёд» по роману  В. Катаева,  посвящённому строительству Магнитогорского металлургического комбината. 

Ведущий 1 

В 1968г. На основе музыки к кинофильму была создана оркестровая сюита  «Время вперёд». Её композитор написал очень быстро: едва ли не за час. Впоследствии её использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными программы «Время». Сюита использовалась в постановке церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи

1. Хореографическая постановка уч-ся 8 кл. «Время, вперёд!»

Ведущий 2  

. «Когда я думаю о музыке,- писал Свиридов, — мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. У нас другие цели, другие задачи, иными чертами определяется наше искусство. Но мне хочется, чтобы к ней было такое же,  святое отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы жизни, своей судьбы» — говорил композитор.

Ведущий 1.

В рамках нашего концерта трудно охватить масштаб личности композитора, и мы предлагаем вам вспомнить лишь отдельные  моменты, эпизоды из творческой жизни Г. В.  Свиридова.  

 И в этом нам помогут некоторые  предметы, которые  мы специально приготовили для наших слушателей, где  за каждым таким предметом лежит отдельный случай из жизни композитора или целая жизненная  история .  ( на журнальном столике разложены предметы: стихи Пушкина, Есенина , Блока,  Сказки, подарочный пакет с «секретом», балалайка, дирижерская палочка, альбом для детей.)

Ведущий 1.Ведущие подходят к столику и рассматривают предметы…..В руки берет балалайку и задаёт вопрос. «Ребята,  как называется этот инструмент»? А как вы думаете,  почему мы приготовили его для вас?

Ведущий 2.

Дело в том, что в детские годы Свиридова  балалайка была любимым его инструментом . Но первым инструментом для Георгия был инструмент  фортепиано, на котором он начал заниматься с 9 лет. Занятия на фортепиано  не приносили радость и удовольствие мальчику, а вот балалайка ,случайно попавшая ему в руки, настолько его увлекла,  что Юрий стал просиживать за инструментом по несколько часов подряд, подбирая по слуху знакомые мелодии.

Ведущий 1.

  И вскоре научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов, в г. Курск, куда переехала семья композитора.  Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование.

2. Музыкальное приношение композитору                  

 Обработка  Широкова «Елочки – сосёночки»

Ведущий 2 -Так значит Свиридов так и не полюбил фортепиано?

Ведущий1  — Молодец, Саша,  Что задала этот вопрос.  Конечно, уже спустя какое-то   время, фортепиано  станет   любимым инструментом композитора. До конца своих дней композитор  не расставался с роялем, доверял ему свои самые сокровенные, самые ценные  музыкальные  мысли, запечатленные в звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми и природой.

    И хотя, Свиридов не стал блестящим виртуозом – пианистом,   но  довольно долгое время исполнял на нем в  различных концертах свою и чужую музыку. 

Ведущий2

Вспоминая юные  годы композитора, хочется  отметить тот факт,  что   в 1929г   Юрий поступает в  курскую музыкальную школу, (Свиридову  исполнилось уже  14 лет). На вступительном экзамене сыграл марш собственного сочинения .  Комиссии это  понравилось, и в школу его приняли,  определив в фортепианный класс В. Уфимцевой . Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литератур,  и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Ведущий 1.

За свою творческую жизнь Георгий Свиридов написал множество гениальных сочинений.  Жанровая палитра творчества Свиридова весьма разнообразна: камерные вокальные и инструментальные, хоровые, кантатно-ораториальные, симфонические сочинения, оперетты, а также музыка к спектаклям, кинофильмам.

   Своё художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьёзных.»

Ведущий 2.

Талант композитора наиболее ярко проявился в вокальной музыке.

 А   сейчас мы познакомим вас с инструментальной музыкой. Это фортепианный цикл «Альбом пьес для детей», который вошёл в сокровищницу детской музыкальной литературы. Пьеса, которая прозвучит открывает Детский альбом.

3. «Колыбельная песенка»  

Ведущий 1

.В Альбом пьес для детей , который был создан к рождению сына в 1948году, вошли 17 небольших сочинений. Все они разного характера.    Ярко и красочно показаны музыкальные сценки из детской жизни, картины природы, образы сказочных героев, детские портреты. И все это написано простым и лаконичным языком.

4 «Старинный танец»  

Ведущий 2..

Главным достоинством пьес Свиридова является то, что  они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию   применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.

5. «Музыкальный момент»  

Ведущий 1.

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. Это странички жизни каждого ребёнка — его мысли, забавы, игры,  мечты, фантазии, переживания и многое другое. Учащиеся хореографического отделения приготовили к сегодняшнему концерту  свой танцевальный номер из Детского альбома Г. Свиридова.

Ведущий2.

 «Весёлый марш» — исп. уч-ся хореографического отделения.

( подходим к столику, где стоят предметы и обращаем взор на….. книги стихи Лермонтова, Пушкина, Блока,,,,)

Ведущий1

. Кроме музыки, которой свято и трепетно служил всю жизнь композитор, громадное внимание Свиридов  уделял литературе. И в первую очередь подлинно русской, питавшейся соками народной жизни. Выписывал литературную периодику, покупал много книг современных авторов. В его библиотеке, весьма обширной, были десятки томов с автографами писателей. Некоторые из них перечитывал постоянно. Свиридов был страстный книгочей. При всех его бесконечных скитаниях и переездах, в домах, где он жил, всегда бывала приличная, хорошая подборка книг. В его последней московской квартире на Большой Грузинской собрана великолепная библиотека, насчитывающая около двух с половиной тысяч книг и журналов. В ней прекрасно представлена поэзия, как русская, так и мировая, классическая литература от Софокла и Еврипида до Томаса Манна и Уильяма Фолкнера. Не говоря уже о русской литературе, от «Слова о законе и благодати» и «Повести временных лет» до последних романов Виктора Астафьева и Валентина Распутина.

 Ведущий 2.

 Георгий Васильевич прекрасно знал классическую русскую и мировую литературу. Часто в обычном разговоре цитировал Гёте и Шиллера, и Бернса, и ещё много известных, а порою и совсем неизвестных авторов прошедших эпох.

 Память у Свиридова была феноменальной, он помнил всю написанную им музыку, знал наизусть множество стихотворений, бесконечное количество

песен и молитв, мог читать наизусть и прозаические тексты. . Многое из прошлой жизни помнил так, как если бы это произошло вчера.

Ведущий 1 Творчество Свиридова крепкими узами тесно связано с поэзией, как классической , так и современной. Это Пушкин  и Лермонтов, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян.

 Ведущий 2.   «Песенка о Москве» на стихи А. Барто  — исп хор

Ведущий 1.— Вы знаете, дорогие слушатели, мы не случайно приготовили для вас сборники книг, т.к. возвращаясь к юбилейным датам этого года, 2015г – это и год литературы, потому что  все ценности  человек черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Марк Твен: «Человек, который не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать».

Ведущий 2.

Среди любимых авторов для Свиридова были Есенин, Блок, Шекспир, Лермонтов и А.С. Пушкин. 20 век подарил нам блестящий творческий диалог Александра Пушкина и Георгия Свиридова.

Ведущий 1

Если мы обратимся к творчеству Свиридова, то обнаружим, что к произведениям А.С. Пушкина композитор обращается на протяжении всего творческого пути.   Г.В. Свиридов вошел в музыку с циклом романсов на стихи А.С. Пушкина, которые принесли ему успех и сделали его имя известным еще в 1935 году, в годы учёбы в музыкальном техникуме г Ленинграде.  

Ведущий 2.

Через некоторое время  Свиридов  приступает к созданию оратории «Декабристы», где использовал стихотворение А.С. Пушкина «Послание в Сибирь» и стихи поэтов – декабристов (1954). В 1964 году Свиридовым был создан романс «Ворон к ворону летит», который стал любимой «музыкальной иллюстрацией» к повести «Метель».

 Ведущий1  Музыка, которая сейчас прозвучит,  любима и знакома каждому из  вас.. Сегодня каждая пьеса превратилась в самостоятельное сочинение,   живёт своей жизнью в кино, в концертном зале, в музыкальном театре. На эту музыку поставлен балет.  

 Это музыка  кинофильму «Метель», по произведениям Пушкина.  

И мы хотим вспомнить вместе с Вами историю создания этого произведения.

(Рассаживаются оркестранты.)

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.. Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию; — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне повести.

Спустя   9 лет  после фильма композитор вернулся к этой музыке, решив собрать отдельные фрагменты музыки в одно целое. Новое музыкальное произведение было окончено в 1974 году.

Музыкальные иллюстрации –  так называется новый жанр, созданный композитором. Иллюстрации — это не просто сопровождение событий повести, это картины, которые можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

9 номеров сюиты  не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.

 Из 9 номеров сюиты, сегодня вы услышите   3 пьесы. “Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса.  

  1. «Вальс» —  ИСПОЛНЯЕТ симфонический оркестр  . 

По накалу эмоций и страстей Романс можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

 «Романс»

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи .  Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы 
Пробирается луна, 
На печальные поляны 
Льет печально свет она. 
По дороге зимней, скучной 
Тройка борзая бежит, 
Колокольчик однозвучный 
Утомительно гремит. 
Что-то слышится родное 
В долгих песнях ямщика: 
То разгулье удалое, 
То сердечная тоска…… 
Ни огня, ни черной хаты, 
Глушь и снег…. Навстречу мне 
Только версты полосаты 
 Попадаются одне…

Человек жив, пока есть память о нём. Память о великом композиторе XX века Г. В. СВИРИДОВЕ  будет жить в его музыке, которая оставлена человечеству в наследство.  Завершить наш концерт мы хотим словами самого композитора, которые были высечены на его памятнике в г. Курске в 2005г.

«Воспеть Русь, где Господь дал время мне жить, радоваться и мучиться».

Молиться, петь, надеяться и верить…

Сценарий концерта памяти хорового дирижера, композитора

П.Г. Чеснокова (к 140-летию со дня рождения)

В созвездии имён известных композиторов российской духовной музыки есть одно имя, при произнесении которого у многих россиян становится тепло и благостно на сердце. Это имя не затмили другие, порой очень знаменитые имена, оно выдержало испытание самым строгим судом — беспристрастным Судом Времени. Это имя – Павел Григорьевич Чесноков.

24 октября исполнилось 140 лет со дня рождения русского композитора, хорового дирижера, потомственного регента, автора широко исполняемых духовных композиций Павла Григорьевича Чеснокова. Уже второе столетие его музыка окрыляет души и пробуждает сердца, а его энциклопедическая работа «Хор и управление им» по-прежнему является настольной книгой хоровых дирижеров. Сегодняшний вечер памяти проводится в рамках нового проекта СМУ им. Л.П. Кирюкова «Музыкальный календарь». Наш концерт – еще одно свидетельство почтения и уважения Мастеру, еще одна попытка оценить величие музыкального дара композитора и глубину его человеческого смирения.

Это была незаурядная личность. Последний регент Храма Христа Спасителя, бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когда храм был разрушен в 1932 году, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания… Как композитор он умер вместе с Храмом.

А началось все в 1877 году. В Звенигородском уезде Московской губернии близ города Воскресенска (ныне г. Истра) в семье сельского регента родился мальчик.

Знаменателен тот факт, что родился он в день памяти преподобного Космы Маиумского, песнописца, который, по словам архиепископа Филарета «составил для Церкви сладкие стройные песни».

Родители Павла – Григорий Петрович и Марфа Фёдоровна, имели многодетную семью — 10 детей (две сестры и восемь братьев). Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

Синодальное училище было практически единственным бесплатным учебным заведением: учащиеся постоянно жили в училище и находились на полном пансионе. Они занимались игрой на рояле, скрипке, изучали латынь и греческий, научные предметы.

Из «программ» ученических концертов известно, что Павел Чесноков постоянно исполнял соло и дуэтом произведения на фортепиано и скрипке. Более того, он считался первым скрипачом в училище.

Параллельно с учебой совершались службы в Успенском Соборе, где Павел пел в составе Синодального хора.

Его учителями были великий Василий Сергеевич Орлов, ученик Чайковского, и легендарный Степан Васильевич Смоленский, первый и главный учитель Чеснокова, который «берёг и лелеял» нарождающийся талант.

В своих мемуарах Смоленский упоминает неоднократно: «Паша Чесноков несомненно талантлив, знает хор. Я считаю Пашу выше Кастальского по дарованию».

Окончив в 1895 году училище с золотой медалью, Чесноков четыре года частным образом занимается композицией с Сергеем Ивановичем Танеевым, профессором и директором Московской консерватории. Попутно Павел Григорьевич работает преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях.

В 1903 году он становится регентом хора при церкви Святой Троицы на Покровке («на ГрЯзех»). Хор приобретет славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова», — вспоминал позднее старейший московский регент Николай Данилов.

В 1913 году журнал «Хоровое и регентское дело» восторженно напишет о юбилейных концертах к 10-летию творческой работы знаменитого маэстро: «П.Г. Чесноков в деле дирижирования хором и виртуоз замечательный, и тончайший художник. Просто и серьезно, смиренно и строго пел хор. …Все оттенки даются такими, каких требует внутреннее чувство и музыкальная красота каждого исполняемого произведения».

В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве, (а в эти годы он регентствовал также в церкви Косьмы и Дамиана на Скобелевской площади), часто ездит по России: выступает как дирижёр духовных концертов, проводит занятия на различных регентских и учительских курсах, участвует в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения.

Но сам он никогда не был удовлетворён собой, а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России, 36-летний композитор поступает в Московскую консерваторию.

Здесь он занимается композицией и дирижированием с Михаилом Михайловичем Ипполитовым-ИвАновым, а инструментовкой с Сергеем Никифоровичем Василенко.

Своё сорокалетие в Чесноков ознаменовал окончанием консерватории с серебряной медалью по классу свободного сочинения, имея в творческом портфеле около 50-ти опусов духовной и светской музыки.

В списке созданных им в это время «светских» работ: «Увертюра на русские темы», опера «Купец Калашников», музыкальная поэма для соло, хора и оркестра «Потоп», обработки народных песен. И в том же 1917-ом именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации патриарха Тихона в Успенском соборе в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Чесноков много работает: ведет класс хорового дирижирования в Синодальном училище, преподает хоровое пение в начальных и средних школах, руководит хором Русского хорового общества и служит регентом в нескольких церковных хорах.

Особая дружба связывала Павла Григорьевича с архидьяконом Константином Розовым, которому он посвятил несколько своих церковных сочинений. Из воспоминаний прихожан, 1919 год: «Вчера был в церкви Гребневской Божией Матери. Пел «Художественный квинтет» одного из талантливейших духовных композиторов П.Г. Чеснокова, с его личным участием. Служили ещё трое самых голосистых протодиаконов: К. Розов, Китаев и Солнцев…». Или ещё (1920 год): «Отправился в свой приходской храм Спаса в Пушкарях, где была совершена Всенощная по чину Успенского собора. Пел прекрасный хор под управлением знаменитого регента и выдающегося композитора Павла Чеснокова. К. Розов исполнил соло «Блажен муж», «Ныне отпущаеши» и новое чесноковское произведение «Спаси, Боже, люди Твоя». Это больше походило на концерт, чем на богослужение».

К этому времени Чесноков автор Песнопений Всенощного бдения, Литургии Иоанна Златоуста для смешанного хора а капелла.

В эти же годы он начинает работать над главным трудом своей жизни – книгой «Хор и управление им». «Бог вложил мне мысль, что я должен написать книгу… Я, никогда не написавший для печати двух строк, сел за писание большой книги потому, что, проработав двадцать лет в области своего любимого хорового дела, понял, что в нашем искусстве нет науки. Поняв это, я задался смелой мыслью — создать если не науку, то хотя бы верный и прочный фундамент для нее».

Революция застала Чеснокова в расцвете его творческих и жизненных сил и, конечно же, была сильным ударом для него. Регент, композитор, педагог – вся его деятельность была всецело посвящена Церкви… Мог ли он помыслить в то время, когда Россия была еще православным государством, что грядущая революция перевернёт все устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственной стране? В это время многие деятели искусства эмигрировали, родной брат Александр уехал в Париж, но Павел Григорьевич остался в Москве…

Несмотря на недвусмысленное отношение к себе властей, он пользуется огромным авторитетом среди коллег-музыкантов, и в 1920 году Ипполитов-ИвАнов приглашает его преподавать в Московскую консерваторию. В 1923 году «Народная хоровая академия», созданная вместо упразднённого Синодального училища, прекратила своё существование. Вместо неё был организован подотдел при инструкторско-педагогическом факультете Московской консерватории. У его истоков стояли главный «идеолог» нового направления Александр Дмитриевич Кастальский и бывшие педагоги Синодального училища, а затем Народной хоровой академии Александр Васильевич Никольский, Николай Михайлович Данилин, Александр Васильевич Александров.

Находясь у истоков создания в Консерватории кафедры хорового дирижирования, Чесноков явился родоначальником отечественной хоровой школы. С 1920 года Павел Григорьевич ведет хоровой класс, а созданный им курс хороведения входит в число учебных дисциплин консерватории.

Кроме этого, он руководит Московской Академической хоровой капеллой, работает хормейстером Большого театра.

И, конечно, пишет музыку. В этот период появляется немало глубоко лиричных и психологичных светских хоров и романсов на стихи русских поэтов. Великолепнейший музыкант, Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих. И всё это отражал в музыке.

С советской властью у Павла Чеснокова сложились довольно напряжённые отношения. Его книга «Хор и управление им» была отвергнута, в СССР ее не печатали. Истинная причина была в том, что написал ее Чесноков – бывший церковный регент и духовный композитор. И все же представители официального государственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большого таланта композитора и хормейстера, и в 1931 году разрешение на публикацию книги все-таки было дано.

Книга посвящена памяти учителя и друга Степана Васильевича Смоленского. Правда, до выхода из печати прошло еще целых девять лет, полных моральных страданий и потрясений.

За границей же его сочинения издавались и пользовались большим успехом. Брат Александр писал из Франции: «Не преувеличивая, я скажу тебе, что ни один из советских композиторов не исполняется здесь столько, сколько ты. Здесь предпринято переиздание почти всех твоих произведений для удовлетворения спроса из Америки, Азии и Европы».

В 1940 году книга была, наконец издана в Союзе, но с неодобрительным предисловием. Постоянного регентства ему так и не простили… Сборник сразу стал библиографической редкостью: при выходе из печати весь тираж разошелся в считанные часы.

С тех пор она остается настольной книгой ведущих мировых дирижеров. Во вступительной статьей ученика Павла Григорьевича – народного артиста Советского Союза, хорового дирижера Клавдия Борисовича Птицы читаем: «Его вокально-хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало равных не только в произведениях отечественной, но и зарубежной хоровой литературы. Он знал и чувствовал «тайну» вокально-хоровой выразительности…»

Имя Павла Григорьевича называют рядом с такими знаменитыми представителями московской композиторской школы, как Чайковский, Рахманинов, Танеев, Ипполитов-ИвАнов. Простота и доступность музыки Чеснокова, ее узнаваемость и сердечность восхищают и возвышают, воспитывая вкус и исправляя нравы, пробуждая души и окрыляя сердца.

В нашем концерте звучит сочинение современника Чеснокова – Этюд-картина до-диез минор Сергея Васильевича Рахманинова.

Павел Григорьевич Чесноков умер ранней весной 1944 года в военной голодной Москве. Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композитор от эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством, которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение Павел Чесноков почитал выше собственной жизни. Старые певчие вспоминают, что Чесноков провёл последние дни в очередях в булочную на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и нашли его замёрзшее, бездыханное тело.

Отпевание было совершено в Воскресенской церкви в Брюсовом переулке, а похоронили Павла Григорьевича на Ваганьковском кладбище.

Наследие Чеснокова включает около пятисот хоровых произведений. Примерно пятую их часть составляет светская музыка: обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества – духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры.

Сочинения Павла Григорьевича отличаются эффектностью и яркой красочностью звучания. Тем самым они зачастую мешают углублённости и строгости молитвы. Ему было тесно в узких рамках, и композитор Чесноков часто спорил с регентом Чесноковым, и этот спор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

«Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего», – слова из некролога памяти Павла Чеснокова, опубликованного в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1944 год, наилучшим образом характеризуют уникальный дар крупнейшего автора духовной музыки ХХ века.

Оценивая многогранный, самобытный талант Чеснокова, современники отмечали в нем уникальное сочетание различных качеств, как музыкантских так и «великих человеческих»: строгий профессионализм и глубокое уважение к своему труду, громадная музыкальность, блестящее артистическое дарование, великолепный утонченный слух и душевная чистота, искренность, глубокая человечность и уважение к людям.

Спасибо за быль православную,

За веру родной старины,

За песню созвучную, славную,

В виденье грядущей Весны.

Спасибо за пламень горения –

Живет им молитва в тиши.

Спасибо за все наслаждения

Восторженной нашей души.

Мы Вас многолетьем приветствуем,

Пусть гений до века живет

И Вечное нам, многолетствуя,

 На радость России поет!

Благотворительный вечер посвящен памяти музыканта, сценарий уникальный, с авторским текстом, ход мероприятия полностью прописан и предоставляется для ознакомления и возможностью использовать сценарий благотворительного вечера.

Чтобы провести благотворительный вечер сценарий должен быть душевный, без пафоса и лживых эмоций, но вместе с тем, ели речь идет о конкретном человеке, необходимо отразить его образ в разных предлагаемых обстоятельствах.

Если кому-то пригодятся разработанный сценарий благотворительного вечера, его можно скачать бесплатно, для этого есть кнопка внизу страницы. Копировать и распространять сценарий запрещено, только для использования материала в своих постановках.

Связанные публикации:

  • Сценарии событий и мероприятий
  • Организация праздников и мероприятий
  • Сценарий благотворительного вечера

Посвящен памяти бас-гитариста народного ВИА «Славяне» А. Гречникова «По волнам нашей памяти»

  • Оформление сцены: на авансцене – бас-гитара на стойке, у основания стойки – живые гвоздики.
  • На экране выведено название мероприятия.
  • Текст ведущего сопровождается фото и видеоматериалами о жизни и творчестве музыканта.
  • Луч высвечивает гитару.

На фоне мелодии и демонстрации слайдов, диктор озвучивает текст:

За суматохой дел, проблем, волнений,
За бесконечной серой суетой,
За сменой лиц, событий и явлений,
Уходит жизнь дорогой непростой.

И вместе с ней уходят наши годы,
И блеск красы, и свежесть ярких чувств,
И вереницы беспокойных муз,
И первые победы, и невзгоды…

Уходят навсегда от нас друзья,
Дорогой под названием «бесконечность»,
Их удержать, иль возвратить, нельзя,
Теперь над ними властвует лишь Вечность.

  • На сцене загорается свет, выходит ведущая вечера.
  • На фоне музыки.

ВЕД: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отдать дань глубокого уважения человеку, который всю свою жизнь, бескорыстно и преданно, служил прекрасному, очень сложному и не всегда благодарному делу: развитию самодеятельного инструментального творчества в районе. Вот уже год, как от нас ушел замечательный человек, редкий музыкант, человек необъятного сердца, весельчак и острослов, мудрый наставник и неподражаемый друг, бас-гитарист народного вокально-инструментального ансамбля «Славяне» Анатолий Гречников. Ему было всего 54.

  • На экране фото-заставка главного героя вечера.
  • На фоне музыки

Сегодня здесь собрались все те, кто знал и любил Анатолия Александровича, кто имел бесспорное право и счастье быть его близким и родным человеком, кому довелось вместе с ним заниматься творчеством, работать, созидать, дружить и любить, те, кто был в числе его многолетних зрителей и почитателей. Сегодня с этой сцены прозвучат воспоминания и музыкальные произведения, которые прошли через жизнь нашего главного героя, песни, которые отражали его внутренний мир, его отношение к людям, ну и конечно же, песни, в которых сегодня звучит голос нашей памяти. Но прежде, чем начать наше мероприятие, позвольте поблагодарить всех, кто пришел на наш вечер, для того, чтобы еще раз поговорить об этом удивительном человеке и о его несказанной любви к жизни.

На сцену, при приглушенном свете выходят солисты коллективов, участники вечера, которые исполняют песню «Как прекрасен этот мир». Во время исполнения песни на экране демонстрируются фото из семейного архива.

  • На фоне музыки.

ВЕД: Мы совершенно не случайно начали наш вечер с исполнения песни Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «Как прекрасен этот мир». Анатолий, выходец из простой, но весьма музыкальной семьи, очень любил жизнь, любил ее во всех проявлениях. Он умел по-настоящему радоваться каждому приходящему дню. Рано ощутив в себе потребность в творчестве, Анатолий еще в школьные годы, по воспоминаниям одноклассников, очень пристрастился к игре на гитаре.

  • Звучит мелодия 70-ых.

В 70-ых самодеятельное творчество быстро набирало обороты, повсеместно создавались вокально-инструментальные ансамбли, участниками которых становились ребята, даже не знавшие нотной грамоты. Они имели колоссальный успех среди своих сверстников и считались душой любой компании. Вот и в нашем городе создалась творческая группа единомышленников, в число которых вошел и Анатолий. Я думаю, что пробежаться по «волнам нашей памяти» в этот период жизни Анатолия нам поможет Виталий Николаевич Чебуланкин – многолетний участник народного вокально-инструментального ансамбля «Славяне», которого я с удовольствием приглашаю на нашу сцену.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки.

ВЕД: Семья…, пожалуй, это то, без чего себя не мыслит ни один человек. Каждый стремится, по образу и подобию людей, подаривших жизнь, выстроить «свой собственный мир, пристань своей судьбы, свою незыблемую крепость». Анатолий не был исключением. Семья занимала в его жизни самое важное место. Да и его близкие друзья, вхожие в дом, испытывали не меньшую привязанность и уважение к его обитателям – родителям и единственному брату.

Мы приглашаем на сцену того, кто не понаслышке знал об удивительной атмосфере семьи, близкого друга семьи Владимира Васильевича Курченко.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: Популярность Анатолия, как хорошего гитариста, талантливого звукооператора, обладающего прекрасным музыкальным слухом, своеобразными вокальными данными и весьма неплохими организаторскими способностями, достигла и районного Дома культуры. И в январе 1983 года Анатолий был приглашен на работу в ДК в качестве руководителя вокально-инструментального ансамбля «Славяне», а еще через два года в жизни Анатолия произошла главная судьбоносная встреча с самым дорогим и любимым человеком. Но обо всем этом, я думаю, нам расскажет Марина Ивановна Галкина, которую мы с удовольствием приглашаем на нашу сцену.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: Любое занятие творчеством, безусловно, предполагает развитие, рост, достижение каких-либо высот и вершин. Анатолий не был тщеславным человеком, но знал истинную цену вложенному в дело труду, стремился постоянно развивать свои способности и, конечно же, не раз становился на путь соперничества и соревнования, вливаясь вместе со своим коллективом в самые различные конкурсные программы и фестивали самодеятельного народного творчества. Этот период жизни был очень ярким, запоминающимся и, несомненно, оставившим в памяти массу впечатлений и неординарных историй, ставшими в последствии почти что легендами.

Я приглашаю на сцену человека, который разделил вместе с нашим героем все перипетии гастрольной жизни «артиста из народа» — Надежду…

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: Следующая страница нашего повествования – профессиональная деятельность. Один мудрец сказал: «Нам только кажется, что мы выбираем себе ремесло…Нет! Это ремесло выбирает нас и уже не отпускает до конца жизни». Свою трудовую деятельность в химической промышленности Анатолий начал в 1987 году и проработал на данном предприятии, несмотря на все перемены, до июля 2014 года – 27 лет. Считается, что человек познается в богатстве, в горе, и в совместном труде. Думаю, что именно последнее раскрыло в Анатолии самые глубокие и сокровенные черты характера, укрепив в людях, окружающих его, абсолютную уверенность в его надежности и порядочности.

Я приглашаю на сцену бывшую коллегу по цеху и по сцене, доброго друга нашего героя Светлану Юрьевну Ребрикову.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: Продолжая тему профессиональной деятельности и творчества, хотелось бы пригласить на сцену человека, который в определенный период жизни Анатолия, был не просто рядовым свидетелем, а самым активным организатором такого массового движения, как «фестивали цеховой самодеятельности» Данковского химического завода, где Анатолий был очень востребован. Я с удовольствием приглашаю для выступления Алексея Ивановича Мартынова.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: В 1986 году в жизни Анатолия произошло еще одно очень важное и яркое событие – у него родилась дочь Анастасия. Анатолий был чутким и любящим отцом, стремившимся сделать для своей дочери все, что было в его силах. Настя же всегда считала и считает, что ее отец – самый добрый, отзывчивый и бесконечно щедрый человек.

Уважаемые зрители, сегодня на нашем вечере присутствуют гости из города Лебедяни – Елена и Анастасия Подмарковы, которые откликнулись на наше приглашение и приехали, чтобы отдать дань уважения нашему общему другу и его близким.

  • Выступление.

Номера концертной программы

ВЕД: Тему друзей, творчества и совместной работы в самодеятельном коллективе «Славяне» в последние годы жизни Анатолия продолжает Елена Голубева.

  • Выступление.

Номера концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: По всем правилам организации самодеятельного творчества у каждого коллектива, помимо основного состава, непременно должен быть коллектив-спутник. Говоря откровенно, дело это весьма непростое. Суметь разглядеть, почувствовать в подростке ту самую изюминку творчества, помочь ему испытать в себе потребность в самореализации, поддержать на самых первых робких шагах, научить и повести за собой – дано далеко не каждому.

Анатолий в полной мере обладал этим редким даром. Его стремление не дать угаснуть инструментальному творчеству в нашем районе было настолько велико, что порой многие просто удивлялись: откуда он черпал терпение и силы. Сегодня на нашем вечере присутствует воспитанница Анатолия Гринникова, участница младшего состава народного вокально-инструментального ансамбля «Славяне» Оксана Афонина. Я приглашаю ее на нашу сцену.

  • Выступление.

Номер концертной программы

ВЕД: Наш вечер продолжает народный вокально-инструментальный ансамбль «Казачий разъезд».

Номер концертной программы

  • На фоне музыки

ВЕД: Часто ли мы задаем себе вопрос: для чего я живу? Зачем я пришел в этот сложный, временами жестокий, но такой прекрасный человеческий мир? Каково мое назначение в нем?

Наверняка эти сакраментальные вопросы задавал себе и Анатолий. Знал ли он на них ответы? Пожалуй, знал! Ведь ему удавалось делать для всех нас немало, для каждого что-то свое особенное. А еще он на собственном примере ежедневно доказывал, что человек – существо гордое и свободное, что никакими сокровищами мира невозможно купить любовь, привязанность, дружбу и истинное уважение людей, людей, которых он учил слышать, понимать и любить музыку и дарить свое творчество людям.

На сцене эстрадное трио «Авантюрин» и гость нашего вечера, бывший участник ВИА «Славяне» Александр Иванников.

Номера концертной программы

ВЕД: Я приглашаю на сцену….

Выступление представителей администрации города или района.

  • На фоне музыки

ВЕД: Уносится от нас за годом год…
Бег времени неслышно — быстротечен,
И ноша лет, оттягивая плечи,
Напоминает: наша жизнь идет…

Летит, спешит, стремится, ускользая,
Торопит нас, и в гонке круговой,
Мы, к сожаленью, часто забываем,
Что жизнь – одна и не дадут другой.

Друзья, давайте ж радоваться жизни,
И улыбаться каждому мгновенью,
И каждой доброй, каждой чистой мыслью,
Нести в наш мир надежду и терпенье!

  • Звучит финальная песня «Ты меня не забывай» в исполнении всех участников концертной программы.

ВЕД: на проигрыше. Мы прощаемся с вами, благодарим всех участников нашего мероприятия и желаем всем здоровья, мира и благополучия!

До новых встреч!

Автор сценария — И. В. Квеквескири

© ДОНКОВЬЕ Сценарии событий и мероприятий

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Белым облаком память витает…
Ведущий   1:   Добрый   вечер,   дорогие   гости!   Мы   рады   видеть   вас   на   нашем   празднике,
посвящённом вечеру памяти нашего земляка, русского поэта и композитора, заслуженного
артиста Российской Федерации  – Александра Токмакова.
Ведущий   2:   Родился   Александр   Иванович   Токмаков   5   августа   1949   в   селе   Россошь
Репьёвского района. Уже в детстве мальчик увлёкся музыкой и в пятом классе его родители
купили ему баян. В семье Токмаковых все любили петь. 
Ведущий 1: Детство и юность Александра прошли в родном селе Россошь. Он был обычным
деревенским  мальчишкой.  Играл в футбол,  ловил в Потудани рыбу.    Давайте  послушаем
стихотворение нашей землячки Марии Ивановны Якуниной «Друг детства»(читает автор):
Он в детстве с нами рос,
Был озорным и очень  смелым.
Но слабых никогда не обижал
И был готов отдать всё  бедным.
Мне вспоминается из детства
Как мы, проснувшись на заре, 
С ним брали  удочки с собою­
К прохладной бегали реке.
Ловились караси, ерши.
Их бережно с крючка снимали,
Немного подержав   в руках
Их тут же в речку отпускали.
Его   лучистые глаза И эта добрая  улыбка
Нас зажигали – и тогда
Мы с ним готовы хоть куда.
Он за околицу нас уводил в поля,
В высокой ржи срывали васильки,
Там гнёздышки мы птиц искали,
Но никогда не разоряли.
Здесь Саша начинал  читать стихи.
Его талант нас покорял.
А если в руки брал баян,
С восторгом каждый  замирал.
Судьба ему  подарила
Видеть   страны и города,
Где бы ни был в дороге дальней
В мыслях видел деревню всегда.
Край родной был дорог ему,
Он с восторгом им любовался,
Много песен, стихов посвятил
И не смог до конца с ним расстаться.
Ведущий   2:Уроки   пения   в   школе,   музыкальный   кружок   в   клубе   были   центром   внимания
будущего   артиста.   В   1966   году   он   окончил     школу   и   поступил   на   хоровое   отделение
Воронежского   областного   культурно­просветительского   училища.   В   1970   году,   поступив
заочно  в Орловский филиал Московского государственного института культуры, он работает
в   доме   культуры   художественным   руководителем.   С   1973   года   работал   директором   и
одновременно художественным руководителем районного дома культуры в селе Репьёвка. Там и заметил его Воронежский народный хор и его пригласили работать в хоре. Так началась
его артистическая карьера. 
Ведущий1:   В   1983г.   Александр   Иванович   создал   ансамбль   русской   песни   «Кольцовский
край»,   при   воронежском   Дворце   культуры   машиностроителей   (ныне   городской   Дворец
культуры).
Творческий коллектив под управление Александра Токмакова не раз становился лауреатом
областных, всероссийских конкурсов. К сожалению, жизнь Александра Ивановича оборвалась
в   2001   году,   но   в   память   о   замечательном   поэте   и   композиторе   в   Воронеже   регулярно
проводятся городские фестивали русской песни «Русь стозвонная» им. А. И. Токмакова.
Ведущий 2: Организует фестиваль управление культуры администрации городского округа
города Воронежа. И наш сегодняшний вечер – это тоже малый фестиваль народной песни, где
прозвучат   замечательные   стихи   и   песни,   написанные   Александром   Токмаковым   и   для
Александра Токмакова.
Ведущий 1: Одной из центральных тем его творчества является историческая тема. Давайте
послушаем песню «Русь стозвонная» в исполнении фольклорного хора Россошанского Дома
культуры совместно с детским хором «Родничок»:
Русь стозвонная,
Хлебосольная,
Колокольная
И раздольная!
По твоим степям
Ветры буйные
Донесли до нас
Песню русскую.
С этой песней жил
И живёт народ
Как в беде своей, Так и в радости.
Помнит песню ту
Поле бранное,
И звучит она
В дни желанные.
Русь стозвонная,
Хлебосольная,
Колокольная,
И раздольная!
В знак любви большой
К твоей милости
Ты прими, изволь,
Наш поклон, хлеб­соль![1, 4]
Ведущий 2: Тема войны также нашла своё отражение в творчестве Александра Ивановича.
В исполнении фольклорного ансамбля прозвучит песня «Баллада о Чижовском плацдарме»:
На Чижовском плацдарме отца монумент.
 Сын пришёл и отцу поклонился.
 И велик, и торжественен этот момент:
 Его сын в День Победы родился.
 А под небом России стоит тишина…
 Вспоминает погибших солдат имена.
 Вспоминает, вспоминает тех солдат имена.
 На Чижовском плацдарме солдата жена С непокрытой стоит головою.
 Ей судьба не сказала, что станет она
 В сорок пятом солдатской вдовою.
 А под Курском и Брестом стоит тишина…
На груди ветеранов горят ордена.
Ветеранов, ветеранов на груди ордена.
На Чижовском плацдарме холодный гранит
Да цветов неувядших корзина…
А усталая мать за иконой хранит
 Похоронку любимого сына.
 А в лесах под Хатынью стоит тишина…
 Будто иней блестит матерей седина.
 Будто иней, будто иней матерей седина.
 Тот солдат не услышит уже никогда
 Долгожданное слово – «Победа!»
 Его внук будет в память о нём навсегда
 Свято верить в бессмертие деда.
Пусть как памятник будет стоять тишина!
Где посмертен народ, там бессмертна страна!
Там бессмертна, там бессмертна.
Там бессмертна страна! [1, 6]
Ведущий 1: Особое место в творчестве Александра Токмакова занимает тема малой Родины.
Этой   теме   посвящена   песня   «Поговори   со   мной,   моя   деревня»,   а   также   стихотворение
«Золотая околица». Чтец: 
Увезите меня, мои кони,
           В безоглядные дали свои,
           Где под звуки рояльной гармони
           Каждый вечер поют соловьи.
            Где ласкаются зори с луною,
            И предутренний запах в стогу,
            Где целуется май с тишиною
            У Потудани на берегу.
            Увезите меня в моё детство,
             Пусть оно посудачит со мной.
             Там колышется клён по соседству
              С обнажённой сиренью лесной,
             Там глубокая синь и прохлада,
             Там стрекозы и пух тополей…
             Больше мне ничего и не надо –
             Увезите меня поскорей.
            Я хочу на Потудани – речке
            Поутру наловить пескарей…
            Чтоб душа отогрелась у печки,
            Увезите меня поскорей!
            Увезите меня, мои кони,
            В безоглядные дали свои – Там под звуки весёлой гармони
            Озорные поют соловьи. 
             …Золотая околица
              Наскучилась по мне,
              Рожь высокая клониться
              К твоей тёплой земле.
              Золотая околица –
               Словно рай в тишине..
               Каждый низко поклониться
               Твоей милой, твоей доброй  земле. [1, 21]
Ведущий 2:  27 мая 2001 года тяжёлая болезнь жестоко оборвала жизнь этого замечательного
человека. На самой торжественной ноте перестала звучать задушевная русская песня, которой
он служил  беззаветно и преданно. Похоронен Александр Иванович Токмаков  в родном селе
Россошь, на сельском кладбище, рядом с могилами матери и отца.
  Ведущий   1:   Малая   родина   с   благодарностью   чтит   память   своего   земляка.   Ежегодно
проводятся вечера памяти, школьники посвящают ему свои стихи:
Чтец1  Николай Ельшин:
Село моё родное­
Живу я здесь давно
И каждую травинку
Я знаю хорошо.
Здесь родина Поэта,
Писателя, творца.
Он даже уезжая, Был с нами до конца.
Писал он с детства песни
Про сёла и поля,
Играл так на баяне­
Гордилася земля.
Россошь он прославил
Песнею своей
Что живёт в народе
И в памяти моей.
Пролетело время
И прошли года­
Песни Токмакова 
Встречают на «Ура!»
Чтец 2 Елизавета Чужикова
Я Токмаку не родня­
Живу на той же улице.
Расту, учусь я тоже здесь,
Близёхонько к околице.
Но сопричастность ощущаю,
Когда смотрю на старый дом,
Где дядя Саша Токмаков
К родным местам проникся чувством.
И встретился с большим искусством. Искусством петь, искусством жить,
Искусством Родине служить.
Ведущий 2: Вот и подошёл к концу наш вечер, на котором мы очередной раз вспомнили
нашего земляка. Эта память будет жить в наших сердцах вечно. Спасибо всем за  внимание. 
Список литературы:
1. Токмаков   А.     «Русь   стозвонная».   Воронеж.   Издательство   им.   Е.А.Болховитинова,
2003г.

Автор:
Саркисова Галина Владимировна Преподаватель , МБУДО «ДШИ № 1 им. Т.П. Николаевой», г. Брянск Ул. 22 съезда д.15 кв.32

Сценарий концерта «Памяти Т.П. Николаевой»

«Музыка наполняла её жизнь до краев. Глаза светились счастьем, когда она шла по сцене к роялю. Шла, предвкушая величайшее чудо – чудо звучащей живой музыки».

Т.П. Николаева

Добрый вечер! Сегодняшний концерт посвящается памяти гениальной пианистки 20 столетия , композитору, педагогу, видному музыкальному и общественному деятелю, народной артистке СССР и нашей землячке — Т.П. Николаевой.

В концерте принимают участие воспитанники ДШИ города Брянска, а также студенты Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусств.

4 мая Татьяне Петровне исполнилось бы 90 лет со дня рождения. Но ей не суждено было дожить до этого дня. Она не переступила даже порог своего 70-летия, и покинула нас фактически на сцене – во время концерта в Сан-Франциско, исполняя си-минорную фугу Шостаковича.

В действительности это выступление нельзя назвать последним. Татьяна Петровна продолжает жить с нами в музыке – уникальными записями, блестящими выступлениями своих учеником, композиторскими сочинениями. Она продолжает жить в памяти и сердцах брянцев. И её последнее выступление, которое мы видели во ДК БМЗ в 1990 году также для нас не стало последней встречей. Связь с Татьяной Петровной у нас продолжается. Её имя для юных поколений музыкантов является путеводной звездой на их творческом пути.

Имя Татьяны Петровны для брянцев значимо, оно присвоено школе № 1 , школе, где Татьяна Петровна сделала первые музыкальные шаги и откуда начался её путь в большое искусство. Именем Татьяны Петровны назван Международный конкурс юных пианистов, который проводится в Брянске с 1996 года. Этот конкурс стал визитной карточкой родины великой пианистки, а г Брянск – городом фортепианной славы.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Сценарий Владимир Высоцкий

Вечер памяти артиста, поэта и певца Владимира Высоцкого

Осипова Г.Ю. , учитель средней школы № 865 Москвы

Ведущий. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Семья Высоцких: мать — работник архива, отец — в прошлом полковник связи, после ухода в отставку работал преподавателем в техникуме. Жили на 1-ой Мещанской. Когда Высоцкий окончил школу и хотел поступить в театральное училище, родители воспротивились этому. Отец, например, говорил, что в молодости сам писал эстрадные куплеты, а вот стал кадровым военным. И Высоцкий поступил в строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Проучившись два года, он ушел из вуза. Вскоре, через полгода, поступил в школу-студию МХАТа. Руководителем курса был народный артист СССР П.С. Массольский. Через четыре года закончил студию. Играл в театре миниатюр, затем в театре им. Пушкина, затем перешел в театр на Таганке, где играл до последнего дня.

Он снялся в 22 фильмах, в 3 телефильмах. Песен написал по собственному утверждению более 500. Пластинки с записями его песен выходили и продолжают выходить во многих странах мира.

Умер В.С.Высоцкий в Москве 25 июня 1980 года от инфаркта.

Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснется коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником сутулящейся куртки?

Чуть помедленнее, кони,
Чуть помедленнее…

Это великая песня и великая поэзия, судьбу поэта слышим в ней:
Коль дожить не успел, так хоть бы допеть…
Чуть помедленнее…

Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, незаметен дома, его все любили, что редко в актерской среде. Трудно говорить о нем, такая мука слышать его диски — так жив он во всех нас. Смерть просветила даже снобов, многие нынче повернулись к нему, появилось много прекрасных стихов его памяти.

Это хорошо, когда цветы ложатся на могилу, но как они нужны ему были при жизни! Неужто надо умереть, чтобы люди поняли и поверили! Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его “посмертных друзей” сразу же начинает бешено расти. И объяснить это явление в общем-то можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы, хотя бы посмертной. Но у Высоцкого и у его песен и в самом деле великое множество истинных друзей! Тех самых, ради которых он работал и для кого жил.

Звучит песня “Горизонт” – 1 куплет

Высоцкий любил слово “работа”, произносил его без всякого актерства, сам работал с неправдоподобным напряжением — в театре, на съемках, на любых подмостках, а более всего со словом наедине. Когда он выступал, можно было физически ощутить и другого рода работу — работу над нашим сознанием. Поднять, преодолеть, победить чужую инерцию, раздвинуть горизонт — это было смыслом его труда.

При жизни Высоцкий знал громкую славу — после смерти завоевал пристальное внимание к себе. В день похорон он, — навсегда смолкший, подчинившийся проклятой церемонии, — казалось, тоже работал. И ни чем иным, как его именем на Таганской площади была установлена небывалая тишина. Когда из дверей театра актеры вынесли гроб, над площадью раздался странный звук, похожий на тихие долгие аплодисменты. Это со всех крыш, окружающих площадь, мальчишки запустили в небо голубей. Было много замечательных человеческих лиц вокруг. Вот уже и автобус отъехал от здания театра, а люди все стояли; они стояли так с утра и еще раньше — с вечера, а потом целый день.

С первых же шагов в искусстве началось сложное переплетение песен с созданием ролей. Оттолкнувшись от собственной песни, Высоцкий мог вынести какую-то роль, выходил к целому циклу, множил, варьировал в нем содержание спектакля, чтобы потом уйти от него совсем к созданию совершенно самостоятельных ролей в песнях-монологах и в песенных диалогах.

Звучит песня “0-7” – 2 куплета

Спектакль “Павшие и живые” во многом определил путь Высоцкого. Война — трагедия народа. Протяженность ее отзвука — многие десятилетия Высоцкому было свойственно слышать и впускать в себя голоса ушедших поколений. Оттого он назвал своим любимым спектаклем “Павшие и живые”.

Звучит песня “Он не вернулся из боя” – 2 куплета

Эта песня — одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней есть ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того, — не может о ней не писать! А все дело в судьбе, в личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то обособленным от других человеческих судеб. Она, твоя судьба, — часть общей судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только судьбы своих собственных родителей, но и многих других людей.

“Звезды”, “Разведка боем”, “Аисты” — это трагические песни. Высоцкий исследовал состояние человека на войне так, как это должны делать психологи. Содержание поэзии Высоцкого можно объяснить так — он писал о павших и живых. Буквально о павших — ушедших, погибших, не вставших. И еще о живых, о том, как бьется в человеке эта жажда жизни — до последнего мгновения. Он защищал эту жизнь в каждом.

Звучит песня «Мы вращаем землю» — 2 куплета
У Высоцкого есть песни чем-то похожие на роли из никем не написанных пьес. Он хотел играть эти роли сегодня, немедленно, и потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем, он влез в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и говорить, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, ободрял и поддерживал. Причем он делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в песнях.

Чувство личной ответственности во весь рост встает в песнях о войне, не ослабляя силы входит в темы вполне мирные, становится лейтмотивом всех лучших песен и стихов В.Высоцкого.

Звучит «Военная песня»

А Высоцкий снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песни-роли и в общем-то это уже были не роли, а скорее целые пьесы со своими неповторимыми характерами, конфликтами и тонким сюжетом.

Песня “Диалог у телевизора” – 2 куплета

Исполняя свои песни, Высоцкий мог быть таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто бы от сильного ветра закрывать глаза и втягивать голову в плечи, и казалось, еще секунда и рухнет потолок, взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнувшись умрет прямо на сцене. Казалось, невозможно петь на таком нервном накале, нельзя дышать…, а он пел…, он дышал…

Песня «Охота на волков» – 1 куплет

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой, и от этого она больше западала в душу.

Песня “О земле” – 1 куплет

Высоцкий, который недавно казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по- особенному трепетно.
Стихотворение “Я люблю”:

Люблю тебя сейчас, не тайно, напоказ,
Не после и не до, в лучах твоих сгораю.
Навзрыд, или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю.

В прошедшем я любил печальнее могил,
Все нежное во мне бескрылит и стреножит.
Хотя поэт поэтов говорил:
“Я вас любил, любовь еще быть может”.

Так говорят о брошенном, отцветшем,
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем,
Стремленье, где утеряна стремительность
И, как бы недоверье к “я люблю”.

Люблю тебя теперь, без обещаний верь,
Мой век сейчас стоит, я вен не перережу.
Во время, в продолжении, теперь
Я прошлым не дышу, я будущим не грежу.
Приду и вброд и вплавь к тебе, хоть обезглавь,
С цепями на ногах и гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после “я люблю” добавил я “и буду”.

Есть в этом “буду” горечь, как ни странно,
Подделанная подпись, червоточина
И лаз для отступления в запас.
Бесцветный яд на самом дне стакана
И словно настоящему пощечина.

Сомненья в том, что я люблю сейчас.
Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем не так и в прошлом по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я языковому.

Ах, разность в языках, не положенье — крах,
Но выход мы вдвоем поищем.
Люблю тебя и в разных именах,
И в будущем, и в прошлом, настоящем.

Песня «Романс» – 1 куплет

Он написал много песен, и, конечно, не все они равные. Высоцкий никогда не пел свои песни свысока, никогда не стоял над зрителями, над слушателями, и эстрада была для него не пьедесталом, а местом, откуда его просто лучше видно и слышно.

Его песни поют разные исполнители, порой хорошие певцы, но песня все равно получается другой, взятой напрокат. И дело даже не в своеобразной исполнительской манере. Ведь в конце концов манеру его можно скопировать. Манеру можно, а душу — нельзя.

Если для нормальных людей Высоцкий был близким, необходимым и любимым актером, то для мещан он был, прежде всего, модным. Именно они распускали слухи о нем, нелепые толки, фантастические сплетни и в то же время заискивали, лебезили перед ним. А он … ненавидел мещан и снобов.

Песня «Я не люблю» — вся

В театре на Таганке всегда любили поэтов. Великим — посвящали спектакли, внимательно изучали. Павших — поднимали и ставили в ряд с живыми, забытых — вспоминали, современным — давали слово. Театр дал Высоцкому многое, он не заглушил его поэтический голос, а напротив, потребовал — пой ! Придя в театр автором “дворовых” песен, Высоцкий стал художником — интеллигентом.

Так кем же он все-таки был, Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Об этом можно спорить. Но прежде всего он был личностью, явлением, и факт этот в доказательстве уже не нуждается.

Лучшие песни Высоцкого — друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, неповторимая нежность и размах души человеческой, и еще есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша с вами память.

Стихотворение “Спасибо, друг, что посетил…”

Спасибо, друг, что посетил последний мой приют!
Постой один среди могил — послушай бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил!
Как расширялась грудь!
Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть!

И воскресают, словно сон, былые времена.
И в хриплый мой магнитофон влюбляется страна!
Я пел и грезил, и творил, я многое сумел!
Какую женщину любил! Каких друзей имел!

Прощай, Таганка и кино, и весь зеленый мир!
В могиле страшно и темно, вода течет из дыр…
Спасибо, друг, что посетил приют последний мой!
Мы все здесь узники могил, а ты пока живой!
За все, чем дышишь и живешь — зубами, брат, держись!
Когда умрешь, тогда поймешь, какая штука жизнь!
Прощай! Себя я пережил в кассете “Маяка”,
А песни, что для всех сложил, переживут века.

Существует такое понятие — судьба. Оно не вполне совпадает с представлениями о реальной жизни человека. Жизнь Высоцкого кончилась.
Но судьба, которая шире и больше его жизни, только еще разворачивается. Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим не на одного человека, а на многих и на самих себя.

И, как сказал однажды А. Блок:
“Не лучше ли для поэта такая память, чем том критических статей и мраморный памятник?”

Хор учащихся исполняет «Песню о друге»:

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни, рискни, — 2 раза
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой –чужой, — 2 раза
Ты его не брани – гони,-
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,-
Если шёл он с тобой, как в бой, — 2 раза
На вершине стоял, хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

(На усмотрение педагога-организатора можно вставить стихи о Высоцком)

А.Вознесенский.

Реквием оптимистический.

За упокой Высоцкого Владимира
Коленопреклонённая Москва
Разгладивши битловки заводила
Его потусторонние слова.

Владимир умер в два часа
И бездыханно
Стояли полные глаза
Как два стакана.

А над губой росли усы
Простой утехой,
Резинкой врезались трусы
Разит аптекой.

Спи, шансоньё всея Руси
Отпетый,
Ушел твой ангел в небеси
обедать.

Володька,
Если горлом кровь,
Володька,
Когда от умных докторов
Воротит,

А баба, русый журавель,
В отлёте
Орёт за тридевять земель
“Володя”!

Бродил закатною Москвой,
Как богомаз мастеровой,
Чуть выпив,
Шел популярней, чем Пеле,
Носил гитару на плече,
Как пару нимбов
(один для матери- большой
Золотенький,
Под ним для мальчика — меньшой…)
Володенька!

В. Гафт

Памяти Владимира Высоцкого

На цифре 37 с меня в момент слетает хмель.
Вот и теперь, как холодом подуло.
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль.
И Маяковский лёг виском на дуло.

Всего пяток прибавил бы к той цифре “37”.
Всего пять лет накинул к жизни плотской.
И в 42 закончил петь и Пресли, и Дассен,
И в 42 закончил петь Высоцкий.

Не нужен нынче револьвер, чтоб замолчал поэт.
Он сердцем пел и сердце разорвалось.
Он знал — ему до смерти петь.
Не знал лишь сколько оставалось.

А оставалось петь такая малость.
Но на дворе 20-й век.
Остался голос жить, записанный на дисках и кассетах.
И плёнок столько по стране, что если разложить,
То можно ими обернуть планету.

И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер НАШ ВЫСОЦКИЙ.
Что нам Дассен? О чём он пел? Не знаем мы совсем.
Высоцкий пел о нашей жизни скотской.

Он пел о том, о чём молчали, пел
Свою большую совесть в мир обрушив.
По лезвию ножа ходил, кричал, хрипел
И резал в кровь свою и наши души.

И этих ран не залечить, не перевязать.
Вдруг замолчал — и холодом подуло.
Хоть умер от инфаркта, но можем мы сказать
“За всех за нас он лег виском на дуло”.

В. Солоухин.

Памяти Высоцкого.

Хоть в стенку башкой,
Хоть кричи, не кричи.
Я услышал такое
В июльской ночи.

Что в больничном загоне,
Не допев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.

Смолкли лучшие трели
Хоть кричи, не кричи.
Что ж вы смотрели,
Друзья и врачи?

Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса — злость.
Отчего россияне
Так у нас повелось:

Только явится парень
Неуёмной души.
И сгорит, как Гагарин,
И замрёт, как Шукшин,

Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт…
Словно кто поразмыслив
Стреляет их влёт.

До свидания, тёзка!
Я пропитан тобой.
Твоей рифмою хлёсткой,
Твоей хлёсткой судьбой.

Что там я — миллионы,
А точнее — народ,
Твои песни-знамёна
По жизни несёт.

Ты был совесть и смелость,
И личность и злость.
Чтобы ТАМ тебе пелось,
И, конечно, пилось…

В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свиданья, товарищ,
НАРОДНЫЙ АРТИСТ!

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ТЕАТРА “СОВРЕМЕННИК”

Предложена Высоцкому во время работы над спектаклем “Мой остров”.

Имя, фамилия, отчество —
Высоцкий Владимир Семёнович

Должность:
Актёр

Самые любимые писатели:
Булгаков

Поэты:
Б. Ахмадуллина

Актёры:
М. Яншин

Актрисы:
З. Славина

Любимый театр, спектакль:
Театр на Таганке, “Живой”

Режиссёр:
Любимов

Любимый скульптор, скульптура:
Роден, “Мыслитель”

Любимый художник, картина:
Куинджи, “Лунный свет”

Любимый композитор, музыкальное произведение, песня:
Шопен, “12этюд”, песня “Вставай страна огромная”

Страна, к которой вы относитесь с симпатией:
Россия, Польша, Франция

Идеал мужчины:
Марлон Брандо

Идеал женщины:
Секрет

Человек, которого ты ненавидишь:
Их мало, но все-таки список значительный

Самый дорогой для тебя человек:
Сейчас не знаю

Самые замечательные исторические личности:
Ленин, Гарибальди

Исторические личности, внушающие тебе отвращение:
Гитлер, Мао

Самый выдающейся человек современности:
Не знаю таких

Скажи мне, кто твой друг:
Валерий Золотухин

За что ты его любишь:
Если знать за что, тогда это не любовь, а хорошее отношение

Что такое по-твоему дружба:
Когда можно сказать человеку всё, даже самое отвратительное о себе.

Черты характера для твоего друга (подруги):
Терпимость, мудрость, ненавязчивость

Любимые черты характера человека:
Одержимость, отдача.

Отвратительные качества человека:
Глупость, серость, гнусь

Твои отличительные черты:
Друзья разберутся

Чего тебе недостаёт:
Времени

Каким человеком ты себя считаешь:
Разным

Любимый цвет, цветок, запах, звук:
Белый, гвоздика, запах выгоревших волос, колокольчик

Чего ты хочешь добиться в жизни:
Чтобы помнили, чтобы везде пускали

Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ:
Ещё одну жизнь

Какое событие стало бы для тебя самым радостным:
Премьера «Гамлета»

Какое трагедией:
Потеря голоса

Чему ты последний раз радовался:
Хорошему настроению

Что тебя последний раз огорчало:
Всё

Любимый афоризм, изречение, девиз:
Разберёмся

Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства:
Отменил цензуру

Твоё увлечение:
Стихи, зажигалки

Любимое место в любимом городе:
Самотечная улица в Москве

Твоя мечта:
О лучшей жизни

Ты счастлив?
Иногда да

Хочешь ли ты быть великим и почему:
Хочу и буду. Ну это уж знаете…

Любимая футбольная команда:
Нет

Дата твоего рождения:
25 января 1938г.

Поставь сегодняшнее число и подпишись:
28/YI-70 Высоцкий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вечер дайвинг культура древних славян
  • Сценарий вечера памяти директора школы
  • Сценарий вечер памяти друга
  • Сценарий вечер городского романса
  • Сценарий вечера памяти героя россии