Сценарий вечера химического сценарий вечера сценарий

   

Вечер занимательной химии

  1. Вступительное слово учителя химии

Ведущий:

— Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Сегодня на нашей встрече мы хотим показать вам, что химия – это удивительная наука. У неё богатая история и перспективное будущее.

Химические темы, как перроны

Проносятся, на каждом столько лиц!

На траектории не люди – электроны,

И жизнь почти невидимых частиц!

И как планеты в космосе частицы

Несутся, открывая мир идей.

Не химия ли открывает принцип

Валентных связей и среди людей?

Не знать законов?!

Что ж, сказать по чести,

Безграмотный, увы, убог и сир.

Все движется, мир не стоит на месте,

И ХИМИЯ – окно в огромный мир

Ведущий: А сейчас, друзья. Для вас из истории рассказ.

Ночью или утром рано спали горожане,

вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

 Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.

Так под лавой и под пеплом погиб город славный.

Мы покажем вам, как сумеем, гибель города Помпеи.

По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики

Опыт 1. Вулкан

На асбестовою сетку высыпать растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Ведущий: Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. Итак, внимание!

Опыт № 2. Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

Ведущий: — А теперь представляем вашему вниманию — “Стреляющую бумагу”.

Опыт № 3.

Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.

Ведущий: — У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Описание:

Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ведущий:

— Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 5.

Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Ведущий: — Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Ведущий: — Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 6.

Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

— Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт № 7.

Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

Опыт№8

Ведущий обращается к участнику вечера:

— Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.

Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.

Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.

Ведущий:

— Безобразие, ты же меня чуть не отравил!

Участник вечера:

— Простите меня, наверное, перепутал стаканы.

Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.

Ведущий:  — Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 9.

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Ведущий: Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо.

Опыт №10. Эскимо

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.

Ведущий:

— Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры! 

III. Командные игры.

Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.

Игра № 1. Химическое лото.

На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.

Игра № 2. Химическая викторина.

Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.

Игра № 3.

Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.

Игра № 4.

Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.

Опыт №11. Хирургия

Ведущий: Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают восьмиклассника.

Ведущий: Оперируем без боли, правда, будет много крови.

 При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!

Один момент! (Подает «йод»).

 «Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!

Делает ножом «разрез», течет «кровь».

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от разреза ни следа.

Заранее готовили растворы хлорида железа (Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца,  смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель,  раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого  «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.

  1.  Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

Ведущий: Приглашаются капитаны команд.

Конкурс «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.

Химическая викторина

Ведущий: А сейчас проведем небольшую викторину

  1. Родной брат алмаза ?                                                                         (графит)
  2. Единица количества вещества.                                                        моль
  3. Родина фарфора .                                                                                  Китай
  4. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении.                   Коэффициент
  5. Какой русский химик был знаменитым музыкантом?         (Бородин)
  6. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)
  7. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)
  8. Чем пахнет после грозы? (Озон)
  9. Металл, вызывающий лихорадку  (Золото)
  10.  Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров.   (Углекислый газ)

    11.Самое распространённое вещество на земле (Вода)

 12. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической
системе химических элементов?
(Водород).
13. какой элемент всегда рад?
(Радон).
14. Какой газ утверждает, что он не он?
(Неон).
15. Какой элемент является лесом?
(Бор).
16. Какой элемент состоит из двух животных?
(Мышьяк).
17. Какой элемент является настоящим гигантом?
(Титан).
18. Каким твердым неметаллом вы постоянно пользуетесь? (Углерод)
.
19. Какие химические элементы состоят из различных рек?
(Индий,
радон, нильсборий).
20. При открытии какого газа химик Вудхауз (1800г.) пел и плясал?
Почему? (Веселящий газ).
21. Какую водку не пьют пьяницы? (Царскую).  Какое молоко не пьют дети?
(Известковое).
22. Какая кислота имеется в желудке?  (Соляная).

23. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

Ведущий: А теперь попробуйте отгадать химические загадки

Конкурс  Загадок

  1. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (азот)

  1. У меня дурная слава:

Я — известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит (мышьяк)

  1. Я растворю любой металл,

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь. (серная кислота)

  1. Я всюду есть – но понемножку

 Черню серебряную ложку.

 Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу на лицо,

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит(сероводород)

Заключительные слова учителя.

 Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку.

Цели:

Подчеркнуть значение химии в жизни человека,

Познакомить учащихся с периодической системой химических элементов,

Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,

Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов.

Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Литература:

Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2014.

Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2013.

М. Ю Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс.- М.: ВАКО, 2012.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вечер открывают  ведущие

 Ведущий первый: Читает стихотворение  Степана  Щипачева

                                                                        «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,—

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!

1948

Ведущий второй:  Знаете ли вы, …  

что до Менделеева делали   попытки создать систему   элементов ученые Добрейнер, Одлинг,  Шанкуртуа, Ньюлендс, Мейер, но  периодического закона они  не  открыли;

что первое  сообщение  о новой системе элементов за больного Менделеева сделал ученый Меншуткин на заседании Русского химического общества в 1869 году. Первый вариант таблицы химических элементов, выражавшей периодический закон, Менделеев опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 года многим русским и иностранным химикам. 

3. … что Д.И.Менделеев был доктором  6 университетов, членом

             7 научных обществ и  академий, почетным членом 42 обществ,

              членом- корреспондентом 6 академий. И в то же  время  он  был

              членом Российской Академии наук.

Первый ведущий: Удивительная страна — химия! Каких только  диковинок в ней нет! Воздух в ней  превращают в удобрения. Глину  перерабатывают в фарфор и фаянс. Из  древесных опилок получают спирты, а из газа и нефти — красивые ткани, меха, кожу. И в этой стране есть город, основанный 1 марта 1869 года, с названием « Периодическая система»

Ведущий второй:   А сейчас, друзья, мы отправляемся в воображаемое путешествие  по этому городу. Мы побываем на его улицах, проспектах, в домах /клетках/ и узнаем много  нового о  некоторых его  жителях. Путешествие  начинается!

II. Командные игры.

1. Конкурс шифровальщиков.

Высказывание М.В.Ломоносова

    Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова.

    Чтобы расшифровать запись, нужно найти этот элемент в таблице Менделеева, в названии элемента выбрать ту букву, которая указана цифрой- индексом.  Если индекса нет, то надо читать первую букву химического знака.

Es4Li2RbSnKN3   HgAtSPtB3Co2AgTeTi2Mn3AlBe2Na3 ClO2MoZn2As5

Br2Ru2OMg5 SHF3Zr2 V DbCu2C3S4 …

(Широко   распростирает  химия руки свои в дела… человеческие)

Попробуйте продолжить фразу.

2. Кто дальше?

Играют по 1 представителю от команды. С помощью Периодической таблицы по очереди участники называют химические элементы (по алфавиту)  и делают шаг вперед при правильном ответе. Если участник  не знает элемента, то- шаг назад. Побеждает тот, кто прошагает дальше. 

3. Музыка в химии.

С помощью ПС определить, какие элементы являются музыкальными?

В состав каких элементов входят ноты или музыкальный инструмент?  Побеждает команда, которая назвала элемент последней.

(водород, серебро, рений, резерфорд, кадмий, радон, гольмий, фермий, сиборгий, кобальт)

4.  Шуточные вопросы-загадки

1.      Какой элемент всегда рад?  (радон)

2.      Какой газ утверждает, что он – это совсем не он?  (неон)

3.      Какой неметалл является лесом? (бор)

4.      Какой химический элемент состоит из двух животных?   (мышьяк)

5.      Какой элемент вращается вокруг Солнца?   (Уран)

6.       Какой элемент является настоящим гигантом?  (титан)

7.      В состав каких химических элементов входят деревья? (никельдубний)

8.       Какой благородный металл содержит болотные водоросли? (платина)

9.  В названия каких химических элементов входят названия рек? (Индий, полоний, радон)

10.   В какой химический элемент входит табун лошадей? (цирконий)

11.   От какого металла нужно отрезать две буквы, чтобы получить известную кость человека?  (серебро)

12.   Название какого металла прячет в себе волшебника? (магний)

13.   В названиях каких химических элементов есть тройки? (натрий, иттрий)

 14.   Какой элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор

5. Знакомство с химическим  оборудованием – игра «Для чего?»

    На столе набор химического оборудования. Учащиеся должны назвать его и рассказывать,  для чего оно предназначено.

III.Опыты:

Облако из колбы:

Наверни-ка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако.

Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.

Эскимо:

Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо.

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.

Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать.

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

Закрытие:

Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось, и вы по другому взглянули на эту сложную науку.

Профилизация образования привела  не столько к тому, что учащиеся стали углубленно изучать заявленные в профиле предметы, но главным образом к тому, что дети получили официальное подтверждение того, что одни уроки являются важными, а другие второстепенными, а тогда, следовательно, их можно и не учить. Химия, как один из наиболее сложных предметов в школе, уже давно подвергается дискриминации. Это касается и отсутствия централизованного снабжения реактивами и оборудованием (чрезвычайно дорогими для школьного бюджета), и сокращения общего количества часов преподавания вдвое, а по органической химии втрое, и немотивированной проверки  хранения и учета прекурсоров, и бытующего  отношения к химии, как области знаний, весьма вредной и опасной для общества в целом. Если к этому еще добавить ухудшение психофизического состояния детей,  практически повсеместное отсутствие мотивации к обучению вследствие углубляющегося  экономического, социального и культурного кризиса в стране, то становится понятным насколько сложно вести преподавание химии в школе, особенно если она работает по гуманитарному профилю. В нашем варианте положение усугубляется еще и тем, что профиль является двойным: юридическим и кадетским, а форма обучения – школа-интернат. Отсюда, как следствие, низкий уровень знаний и соответственно качества образования по химии, да и по другим предметам естествознания. Для того чтобы пробудить интерес у детей к обучению, учителю приходится постоянно искать новые, часто нестандартные формы  работы. Одним из таких мероприятий хорошо себя зарекомендовал вечер химических фокусов.

Название вечера вполне оправдано, так как любые химические явления для большинства учащихся воспринимаются как фокусы вследствие отсутствия знаний и навыков наблюдения и анализа происходящих процессов. Это обстоятельство, однако, дает и очевидный положительный результат – радостную эмоциональную реакцию зрителей, доходящую временами до восторга. Образовательная задача при проведении такого вечера тоже может быть решена, если организатор путем логических упражнений подведет участников к «разоблачению этой химической магии», к объяснению сути опытов. Это может быть проведено и на конкурсной основе, как в индивидуальном, так и в коллективном первенстве, что еще более накалит эмоциональный фон.

Сценарий вечера

    Вечер проводит учитель химии, облаченный в мантию и соответствующий головной убор. Учителю могут ассистировать один или два учащихся – членов химического кружка, имеющие навыки экспериментальной работы. Место действия – кабинет химии, так как наличие демонстрационной тяги необходимо. Помещение можно оформить в стиле алхимической лаборатории с помощью химической или бытовой посуды и различных приспособлений, портретов мыслителей античности и средневековья, их цитат, подходящих  данным обстоятельствам. Весьма уместно соответствующее музыкальное сопровождение.


Ведущий:

Добрый вечер, почтеннейшая публика!

Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения чародейка Химия, покажет свои чудеса, задаcт загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия благосклонна лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится  тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии,  к тому она будет очень щедра.

Итак, мы начинаем!

1. Какие чудеса возможны без волшебной палочки?! Сейчас мы с ее помощью добудем огонь.

(Ведущий предварительно готовит смесь из слегка растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В качестве волшебной палочки лучше использовать пластмассовую трубочку. Один ее конец можно украсить пером павлина, в другой набрать приготовленную смесь и затем этим концом прикоснуться к влажному фитилю спиртовки. Спирт загорается. Опыт следует повторить несколько раз. Тушить пламя – закрывая колпачком спиртовки. После проведения опыта конец трубочки с остатками смеси следует отрезать ножницами, а палочку использовать для следующего опыта.)

2. Итак, мы получили огонь, но что-то не видно дыма. Горячее пламя! Пламя без дыма! А дым без огня?! Все знают, что так не бывает! И только Химии подвластно все!

(Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония.)

3. Известно, что огонь можно затушить с помощью воды, а зажечь пламя водой кому под силу?! Только Химии!

(Ведущий  в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание.)

4. А может ли Химик разжечь настоящий костер одним только усилием воли? Конечно!

(Ведущий на дне фарфоровой чашки делает предварительно кашицу из растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты вокруг смеси, не касаясь ее помещает сухие деревянные стружки. Между пальцами незаметно для зрителей ведущий держит ватку, смоченную спиртом. В нужный момент фокусник проделывает пассы над костровищем  и надавливает на ватку таким образом, чтобы капли спирта попали в окислительную смесь. Костер моментально разгорается.)

5. Но чудеса Химии на этом не кончаются. Сейчас мы получим пламя в жидкости.

(Ведущий предварительно наливает в цилиндр концентрированную серную кислоту слоем 3-4 см, затем осторожно с помощью воронки с длинным носиком приливает этиловый спирт таким образом, чтобы жидкости не смешивались. Измельченные кристаллы перманганата калия всыпает небольшими порциями в цилиндр. На границе с серной кислотой они образуют окислительную смесь, которая взаимодействует со спиртом. Появляются яркие, непрерывно потрескивающие вспышки.

Внимание! Смесь нельзя встряхивать! Затем осторожно нейтрализовать!)

6. Химии огонь подвластен. Он может все сжигать на своем пути, а может быть ласковым, кротким.

(Ведущий предварительно мочит в воде и отжимает носовой платок, затем смачивает его спиртом или эфиром и поджигает, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель. Мокрый платок не загорается.)

7. Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А могут ли служители Химии сотворить извержение вулкана?

(Ведущий насыпает в тигель горкой бихромат аммония, в центр холмика капает несколько капель этилового спирта. Тигель можно поставить на коническую колбу, имитируя гору. Под колбу с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. С помощью большой горящей лучины ведущий зажигает смесь. Реакция экзотермична, протекает бурно. Раскаленные частицы зеленого оксида хрома разлетаются, создавая впечатление извержения вулкана.)

8. Химия может сотворить даже огненную метель.

(В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% -ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль  закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени  спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать.)

9.  Но самое удивительное огненное чудо – это рождение в химическом пламени змей.

(Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения  из горки начинают вылезать черные змеи.)

Итак, почтеннейшая публика, кудесница Химия представила вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на ее загадки. А может быть кто-то захочет стать ее помощником? Мы все ждем новых чудес!

Литература

  1. Енякова Т. М. «Внеклассная работа по химии» – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.
  2. Алексинский В. Н. «Занимательные опыты по химии» — М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

УЧЕБНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

  • Формировать химические знания учащихся в процессе проведения викторины.

  • Организовать проведение занимательных опытов с целью формирования интереса учащихся к химии.

  • Развивать творческие способности учащихся, формируя их актерское мастерство.

  • Формировать коллектив учащихся в ходе подготовки важного общешкольного мероприятия.

  • Осуществлять эстетическое воспитание учеников, создавая яркое театральное представление.

Действующие лица:

ХАН – в восточных одеяниях, чалме возлежит на подушках.

ДВА УЧЕНИКА – в современной одежде.

АЛХИМИК (учитель химии) – в соответствующей одежде, слева от сцены за столом, уставленном реактивами. За ним висит таблица с алхимическими знаками.

ДВОЕ СЛУГ – один с опахалом стоит за ханом, другой пытается его развлечь.

ДВА СТРАЖА – грозные, стоят за ханом, поодаль слуги.

Гертруда – пьяный брат хана.

Мероприятие можно проводить в химическом кабинете. Возвышением для хана служит кафедра, за ней на доске нарисованы или наклеены аппликации восточных городов.

Сцена:
на возвышении сидит хан, позади с опахалом стоит один слуга, а другой перед ханом развлекает его. Телохранители, стоящие за ханом, не сводят с него глаз. Слуга сначала безуспешно жонглирует чем-либо, хану это не нравится, потом пытается танцевать и показывает фокус, но тщетно, раздосадоного хана ни чем не развеселить. Наконец, хан, бубня себе под нос, о том, что зря денег на танцовщиц пожалел, начинает диалог.

Хан – Такой скукатищи я в жизни не наблюдал, тебе бы коров пасти. Хан быстро подзывает стража и велит тому отрубить голову слуге. Бедный раб в страхе падает на колени и начинает молить хана о помиловании. В этот момент за сценой что-то грохает, завывает сирена. Хан от испуга говорит «Египетская сила! », нелепый слуга под шумок убегает из класса. Страж слишком поздно замечает побег слуги и ничего не предпринимает. Хан, рассерженный, смотрит за сцену и видит, как оттуда выходят двое детей в современной стиляжной одежде. Не раздумываясь, он говорит:

Хан – А ну, поди отруби этому негодяю!

Слуга хватает за шкирку ребенка, но тот дерзко отвечает: «Не трогай меня, я защищен законом о правах ребенка!»

Хан, возмущенно – Что это за люди и как смеют они дерзить хану?! Что за странная одежда на вас?

Ученик – Мы из России, ходим в школу.

Хан – Из какой такой России? Вы вламываетесь в мой дворец и начинаете рассказывать про какое-то нелепое государство! Если бы оно существовало, я бы давно его покорил!

Ученик – Нет, Россия действительно существует. Просто, по-видимому, мы оказались в прошлом. Тут один говорит другому: «Так вот, что бывает, когда крадешь машину времени у физиков. А еще дырку жвачкой заклеил!- А чем, по-твоему, заклеивать надо было?! Спросить–то не у кого, ты ж всех усыпил! Ребята начинают толкаться.

Хан (говорит стражу)– Слушай, а веселых нам ребят закинуло, (страж соглашается) Поди, разними их, (после окончания драки хан продолжает говорить)

Хан – Слушайте, на позапрошлой неделе к нам прилетело пятеро фокусников, которых мы заставили показать фокус, а неких «кроликов» у нас не водится, поэтому они решили сфокусничать с крокодилом. В итоге Жора всех съел. На прошлой неделе прилетели атлеты, которые не перепрыгнули через лаву. Теперь вы тут со своими разборками! Скучно тут у меня, вот если покажите чудо, тогда может я помогу вам вернуться домой. У меня из помощников алхимик остался, вы его возьмите с собой.

Ученик – Ну, если ваш алхимик поможет нам с необходимыми веществами, то кое-какие чудеса вы увидите, не зря же мы у химиков списываем? (Стол с реактивами переносят поближе).

Хан – (ищет бокал вина, но все вино кончилось, тогда хан кричит за сцену: « Гертруда, хватит пить мое вино»). Из-за сцены слышится пьяный голос: «Помогите, меня преследует бешеная белкааа! К зрителям: «Брат мой непутевый. Как узнал, что ему такое имя дали так сразу спился!» Снова диалог:

Хан – Превратите вон ту воду в вино, а то Гертруда все выпил (показывает на бокал), да так, чтоб не стыдно было пить!

Ученик – Конечно, по-другому и не делаем, у нас вон Алексей по этому делу спец.

Опыт 1 «Из «воды» «вино» и наоборот»

Ученик (Алексей) – Постойте, Я еще и водку могу сделать! Чтоб вам скучно не было, (в стакан с «вином» льет «воду», «вино» обесцвечивается).

Хан – (возмущенно) Эй, непутевый, ты куда вино дел?!

Ученик (Алексей) – Я вино превратил в водку, только водка покрепче вина будет, поэтому сейчас не пейте, а то больше ничего не сможете увидеть.

Хан (довольный, подзывает стража и говорит ему: «Поди, спрячь от Гертруды эту водку, чтоб тот не пил. Страж уходит. Из-за сцены снова слышаться пьяные крики: «А ну отстаньте от меня кузнечики-переростки! » Выходит страж и говорит, что спрятал водку.)

Хан – Ну ладно, с напитками все хорошо, но этого недостаточно. Вот у меня еще одна проблема. У нас вулкан разбушевался, пеплом брызжет во все стороны, и его все боятся. Сделай так, чтобы у меня тоже был свой вулкан и его все боялись.

Ученик – Ну хорошо, сделаем. Вот только вы нас перед родителями прикройте.

Опыт 2 «Вулкан»

(Слуга пугается)

Хан – Египетская сила! Мне нравится управлять стихиями. А вот сделайте облако, чтобы оно с грозой было!

Ученик – И это можно. Только без грозы, а то я ее боюсь.

Опыт 3 «Дым без огня»

Хан – Ладно, грозу я сам добавлю, у нас есть мастер по таким делам, а вот так, чтобы горело, горело, да не сгорело?

Ученик – Можно и это сделать, только что же мы сжигать будем? (Хан достает носовой платок). А вот хоть мой носовой платок.

Ученик – Хорошо, назовем этот опыт «антипригарные сопли хана»

Опыт 4 «Несгораемый платочек»

Хан – (говорит стражу о том, что его сопли можно использовать для ходьбы по углям) А еще что-нибудь необыкновенное можешь забабахать?

Ученик – Вот разноцветное пламя, к примеру. Такое обычно появляется, когда много водки пьешь.

Опыт 5 «Разноцветное пламя»

Хан – Ну хорошо много пить я не буду, вот только у меня еще беда: мои воины не бессмертны. В битвах получают ранения и умирают. Хочу, чтобы было средство залечить любую рану.

Ученик – Есть у нас такое средство.

Опыт 6. Наносят «рану» друг другу.

Хан – Ой! У меня тоже свой метод есть!!! («шпагой» пронзает слугу, тот падает. Хан выливает на него стакан воды. Проходит время. Слуга не поднимается. Другой его утаскивает).

Хан – Ну мой метод следует доработать. А в целом ваше выступление мне понравилось. (К алхимику): – Вот, учись, а то все камень свой философский ищешь, да золото. И ладно б что-нибудь получилось, так только казну царскую переводишь! В яму тебя, к тиграм!

Алхимик – Обижаете, мы тоже кое-что умеем. Мне удалось сотворить лекарство от алкоголизма Гертруды. Называется «серная кислота». Пусть выпьем – и проблема уйдет. Нет Гертруды – нет проблемы.

Хан – Нет, нет, он мне еще нужен. А вот сотворить какой-нибудь фокус с этой жидкостью можешь?

Алхимик – Ну сейчас попробую.

Опыт 7 «Волшебный кувшин

Опыт 8 «Волшебная палочка» зажигает костер без спичек «Зажигание свечи без спичек»

Хан – Египетская сила! Ты сделал огонь из ничего! Ты полезный человек, поэтому еще поживешь. А вас, ученики химии, я не хочу отпускать! Но, так уж и быть, слово держать надо. А вы еще прилетите к нам?

Ученик – Прилетим, ваше добрейшество. Вот еще подучимся и прилетим.

Хан: Ну хорошо прощайте. (дети уходят за сцену)

(К зрителям) – А вы учите химию, чтобы однажды вас тоже пощадил какой-нибудь хан.

Химический вечер: «Посвящение в химики». Провела: Озерова Л.В.

Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Слайд №1,2 Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.
Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Опыт №1 «Фараоновы змеи» в год Дракона

А как произошло зарождение химии?

Сценка «Алхимик»

В тиши секретных подземелий, слайд№3,4(алхим. сим

При свете трепетных свечей

Искал алхимик способ верный,

Как золото добыть скорей. Сл№5самород золото

Мечтал он философский камень

Найти, чтоб мог он волшебством

Любые заставлять металлы

Сверкать в сиянье золотом. Сл№6,7

Летели дни, века и годы,

Сменялись троны и цари, сл№8

Заветный камень философский

Он так и не сумел найти.

Открыты многие лекарства, л№9

Стекло, керамика, металл.

Ведь множество секретов разных

Алхимик в опытах познал.

Склонясь к таинственным ретортам,

Он свойства открывал веществ,

И тайны сплавов и растворов

Ему открылись наконец.

И труд его не стал напрасным:

Алхимия из волшебства

Дала нам путь простой и ясный.

Так к людям химия пришла.

Но стала истинной наукой,

Когда свой вклад внесли в нее

И Ломоносов, Бойль и Бутлеров, сл№10,11

Открыв законов громадьё. Портрет Бутлерова вкаб

Венцом химических теорий сл№12

Стал Менделеева закон,

В веках прославился ученый,

Открытий много сделал он.

Без химии, как без науки, сл№13

Немыслима нам жизнь сейчас,

Ведь каждый день, везде, повсюду сл№14

Она поддерживает нас.

Зовет нас к новым горизонтам.

Учи, дерзай и открывай л№15

Законы новые свободно,

Завет ученых продолжай!

Сегодня у нас посвящение в подмастерья – химики.

Опыт№2 « Удачи Вам »

Мы видим, что химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Было дано домашнее задание, посмотрим, как с ним справились наши будущие химики.

Опыт №3 «Натрий на воде». Молодцы за вас радуются даже металлы.

Теперь мы знаем технику безопасности. В народе говорят: «Нет дыма без огня», а в химии бывает дым без огня.

Опыт №4 стакан с раствором аммиака, второй с соляной кислотой. Поднести отверстиями друг к другу появляется дым.

Конкурс – разминка.

Опыт№5 О каком веществе идет речь? Кто знает? (Ответы учащихся и запись формулы на доске). Да, действительно, сова и другие животные, и человек выдыхают углекислый газ – СО2. В этом можно легко убедиться с помощью такого реактива, как известковая вода. Если через нее пропустить углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас хочет провести этот опыт?

Ученик дует в трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой (раствор гидроксида кальция). Раствор мутнеет.

Опыт №6» Несгораемый платок»

Опыт № 7: На столе три стакана с растворами кислоты, щелочи и с водой:

Распознавание с помощью лакмусовой бумажки.

— в кислоте – красный цвет,

— в щелочи – синий цвет,

— в воде – не меняется цвет.

Ребята, кто из вас может сделать из воды сок, а из сока – воду? А я могу! Хотите посмотреть?

Опыт № 8: На столе три стакана. В первом стакане – раствор щелочи (имитация воды). Во втором («пустом») стакане на дне несколько капель фенолфталеина. В третьем («пустом») стакане – незначительное количество концентрированной серной кислоты.

Ведущий выливает содержимое первого стакана во второй – раствор приобретает малиновую окраску – получилось «вино», затем содержимое переливают в третий стакан, раствор становится бесцветным – «вино» превратилось в «воду».

Как вы думаете, можно ли попробовать эту «воду» на вкус? (Ответы учащихся).

Химические грамотеи Слайд №19-1

Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотен. В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком.

 I тур — каждой команде предлагается по два уравнения, в которых необходимо расставить коэффициенты.

Например :

а ) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl

б) P2O5 + H2O = H3PO4

Все задания через проектор выводим на экран.

 Слайд №19-2

II тур – запишите уравнения к предложенным схемам. Каждой команде предлагается по две схемы.

Например:

а) гидроксид натрия + серная кислота

б) хлорид натрия + нитрат серебра

Все задания через проектор выводим на экран.

Слайд №19-3. Запишите уравнения логической цепочки.

Слайд №19-4. Исправьте ошибки.

Химические эрудиты

Крестики — нолики. Слайд №20 предлагается зачеркнуть:

а) металлы

S

Na

N

Fe

Mg

Cl

Ca

Zn

O

 б) неметаллы Слайд №21

O

N

Cu

K

C

P

Si

Al

H

в) кислоты Слайд №22

NaCl

KOH

H2SO4

HNO3

HCl

H2CO3

H2S

H3PO4

CuSO4

в соответствующих квадратах.

Подведение итогов. Правильные ответы показываем через проектор.

Следующий этап – «Химико-географическая викторина» Слайд №23

I команда

II команда

1.

Какие химические элементы названы в честь частей света?

1.

Перечислите элементы, названные в честь стран

2.

Какой химический элемент назван по имени острова?

(Купрум)

2.

Какой элемент назван в честь полуострова?

(Скандий)

3.

Какой элемент назван в честь России?

(Рутений)

3.

Какой элемент назван в честь города Древней Греции?

(Магний)

Опыт№9 Вулкан

«Тёмная лошадка».

«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).

1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.
( Железо).

1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4. Из этого металла делают украшения, монеты.
5. Этот металл – символ Солнца.
( Золото).

1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
4. Пары металла ядовиты.
5. Находится внутри градусника.
( Ртуть).

1. Его называют безжизненным газом.
2. Это довольно инертный газ.
3. Он легче воздуха.
4. Он входит в состав воздуха.
5. Его химическая формула – N2.
(Азот).

Итак, ребята, вы прошли посвящение. Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено:
Я, юный химик, торжественно клянусь:
Любить уроки химии и всегда их посещать.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Соблюдать правила ТБ.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Не тратить зря химические реактивы.
Клянусь!

Салют в честь химиков.
Опыт «Звёздный дождь».

(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».

Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. Гимн химиков: «Нам суждено пролить все то, что льется, Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить! Все выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!»

Исполнение песни на мотив «Кабы не было зимы»

Если б не было у нас

Химии-науки,

Как бы жили мы сейчас,

Нам представить трудно.

Что бы доктор прописал,

Не было б лекарства?

И картин не написал

Художник бы без краски.

И не рос бы на полях

Хлеб без удобрений.

Чем бы мылись мы сейчас

Без шампуней-гелей?

Если б не было у нас

Тканей, кожи, меха,

Чтоб носили мы сейчас?

Вот была б потеха!

Ни духов и ни помад

У девчонок наших,

ни фейерверка, ни петард,

Ни конфет, ни каши.

Кабы не было стекла,

Жили б мы без света.

Все нам химия дала –

Обуты мы, одеты.

Будем химию учить

До последней точки,

Будем химию любить,

Как маманьку дочки!

Вручение диплома: «Посвящен в химики»

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вечера трудовых династий
  • Сценарий вечера давайте познакомимся
  • Сценарий вечера толкуновой
  • Сценарий вечера встречи старых друзей
  • Сценарий вечера танго