Сценарий вечера портрета вечера памяти

2009 год на Алтае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В этом году ему бы исполнилось 80 лет. Мероприятие ставит цель: приобщиться к творческому наследию писателя, узнать новое из его биографии, научиться у нашего земляка умению думать, ценить родную землю и труд человеческий. Можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.

Изо всех сил буду стараться рассказать
правду о людях, какую знаю, живя с ними в одно
время.
В.М.Шукшин

В зале портрет В.Шукшина, цветы, гроздья рябины,
книжно-иллюстративная выставка, музыкальная
обработка песни «Вниз по Волге-реке».

1 ведущий

35 лет отделяют нас от того дня, когда
остановилось сердце Василия Макаровича Шукшина.
35 лет: А искусство его, его человеческий талант
продолжает жить, тревожить:

Явление Шукшина. Его не понять вне пространства
земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью
своей, самой внешностью «он был похож на свою
Родину».

(на экране документальный фильм «На родине
Шукшина»)

1 чтец

Василий Шукшин. Признание в любви.

«:Мое ли это — моя родина, где я родился и
вырос. Мое. Говорю это с чувством глубокой
правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе,
люблю ее, жив ею, она придает мне силы. Когда
случается трудно и горько: Я не выговариваю себе
это чувство, не извиняюсь за него перед земляками
— оно мое, оно — я. Не стану же я объяснять кому то
ни было, что я есть на этом свете. Пока это,
простите за неуклюжесть, факт.»

(слова Шукшина звучат на фоне песни в
исполнении матери «Думу свою донести»)

2 чтец

В.Шукшин , из статьи «Только это не будет
экономическая статья»

«Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год,
когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне
еще хотелось разбежаться и прокатиься на ногах
по гладкому, светлому, как стеклышко, льду, а нпдо
было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни
одного человека родного или просто знакомого.
Было грустно и немножко страшно. Мать проводила
меня за село, перекрестила на дорогу, села на
землю и заплакама. Я понимал, ей больно и тоже
страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на
голодных детей. Еще там оставалась сестра, она
маленькая. А я мог уйти. И ушел.»

2 ведущий

Он уходил тогда не только по зову сердечному
(очень еще смутному). Он просто уходил. Из-за куска
хлеба. Не лишнего, а насущного куска, которого не
было. Вини войну:

Но что же было с ним дальше, потом?

Вот его рассказы, статьи, романы,
немногочисленные сохранившиеся письма. Вот —
опубликованные и неопубликованные воспоминания
друзей и знакомых. Вот — свидетельства
очевидцев, легенды, наконец:

(музыка «Вернулся я на Родину» в исп. Л.Утесова)

Ушел из деревни в 1946 году, вернулся туда после
своих скитаний и военно-морской службы — в 1952
году. Вася Шукшин, шестнадцатилетний юноша, бог
весть куда едущий и бредущий под песни
фронтовиков по весенней России 1946 года, был
дважды сирота. «А вот мать моя, — скажет в
наброске документального сценария. — Дважды
была замужем, дважды осталась вдовой. Первый раз
овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, в 1942 году».
Родного отца Шукшин по малолетству не запомнил, а
отчима полюбить успел.

3 ведущий

Только исполнилось Василию 25, как он снова
покинул родимые края. Для поездки в столицу нужны
были деньги, и немало по тем временам. Пришлось
продать хорошую телочку. Но сделала это мать не
только под несокрушимым нажимом сына, а потому
что почувствовала в его непонятном для нее
намерении выстраданность и боль, высокую,
ощущаемую только любящим сердцем матери
устремленность. Кто-кто, а она не могла не видеть,
как измаялся к этому времени душой Вася, как
жадно он что-то писал на листках бумаги по ночам.

1 чтец

В.Шукшин: «Меня спрашивают, как это случилось,
что деревенский парень все бросил и уехал в
Москву в Литературный институт (правда, тут меня,
понятное дело, не приняли — за душой не было ни
одной написанной строки: поступил на
режиссерский факультет в мастерскую М.И.Ромма).

Сама потребность взяться за перо лежит,
думается, в душе растреваженной, трудно найти
другую причину, чем ту, что заставляет человека,
знающего что-то, поделиться своими знаниями с
другими людьми».

4 ведущий

Вступительные экзамены в оба вуза он сдавал
почти параллельно, он жил среди в гиковской
абитуры, и, чем больше общался с «киношниками»,
тем сильнее ему хотелось поступить именно в этот,
единственный в мире институт.

Шукшин вспоминает: «И, конечно, не забуду, как
на собеседовании во ВГИКе меня Охлопков — сам! —
прикупил: Вышел к столу, сел: Охлопков сеоьезно
так спрашивает: «Слышь, земляк, а где сейчас
Виссарион Григорьевич Белинский работает? В
Москве или в Ленинграде?» Я оторопел. «Критик-то
который?..»-«Ну да, критик-то:» — «Дак он вроде
помер уже:» А Охлопков подождал и совсем
серьезно: «Что ты говоришь!» Смех, естественно,
вокруг, а мне-то каково?.. «

Потом, после ВГИКа, случилось четыре года
подряд пустоты — и виновника здесь не найдешь:
не было прописки, вот и не снимал. Правда, пока
учился и жил в общежитии — «четыре гаврика в
одной клетке», написал «Любавины, роман».

1 ведущий

И все-таки четыре года: Их не вернуть, хоть
тресни. Чтобы стать режиссером, которым уже был,
надо было совсем малое — штамп в паспорте: В
тридцать пять получил. И лед тронулся:

(фрагмент из фильма, где Шукшин — актер)

1 чтец

В.Шукшин, из статьи «Вопросы самому себе»

«Если ты посмотрел умный фильм, где радуются,
горюют, любят, страдают, обманывают, обретают
себя живые люди, значит тебе предложили подумать
о самом себе. Тебе показали, как живут такие-то и
такие-то, а ты задумаешься о себе . обязательно. В
этом сила живого, искреннего, реалистического
искусства. Если авторы сами радуются хорошему,
если ненавидят дурное в людях и если все это —
правда, если сам ты знаешь, что в жизни так бывает,
как тебе только что показали, то ты не захочешь
спрашивать: на кого быть похожим? На себя, только
станешь умнее, крепче, отзывчивее».

2 ведущий

«:Но вот и диплом, а что с ним, скажите, делать?
Совсем недавно сростинский киномеханик
объявлял, что нынче в клубе будет показываться
художественный фильм «Два Федора», в котором:
Сеансы были «битковыми», как говорится, яблоку
негде упасть: Зал будет столь же переполнен и
тогда, когда покажут «Золотой эшелон». И о
простой истории будут говорить долго в Сростках.
Будут роли, многие роли, ныне из которых Шукшин
спустя время сам посчитает дежурными и
проходными:

Роли будут, но режиссер Шукшин будет неизвестен
вплоть до 1964 года. А в 1960 году и еще два года у
«дипломированного молодого специалиста» ни
московской прописки, ни постоянной работы, ни
угла своего, а ему уже тридцать один, тридцать
два, тридцать три:

Москва , как известно, слезам не очень верит, да
и не умеет и не собирается плакаться дяде доброму
в жилетку этот человек:»

3 ведущий

Шукшин после защиты диплома обитал в Москве на
птичьих правах, без прописки. Постоянно носил с
собой маленький чемоданчик, в котором свободно
умещалось все его добро: рукописи и единственная
смена белья.

4 ведущий

Вот несколько эпизодов из воспоминаний о тех
годах Ольги Румянцевой, сотрудницы журнала
«Октябрь».

«:Любил вечера, когда мы все после работы
собирались дома, читали что-нибудь или
рассказывали. Вася приходил и устраивался
непременно в углу. А иногда садился почему-то на
пол, на корточки, и негромким голосом начинал
петь. Он любил песни. Пел разные, больше
сибирские».

(запись песни «Миленький ты мой»)

1 ведущий

«Сельские жители» — первая книга В.Шукшина —
увидела свет в середине лета 1963 года в
издательстве «Молодая гвардия». Критикой она
была встречена весьма благожелательно. Все
рецензенты отмечали незаурядный талант молодого
писателя, его яркую и ограниченную самобытность.

(звучит фрагмент из записей рассказов
В.Шукшина)

2 ведущий

В 1964 году состоялся еще один творческий дебют —
в кинематографе: на экраны страны вышел его
первый фильм — «Живет такой парень».

3 ведущий

Вчитываясь в воспоминания актеров и других
киноработников, слушая их устные рассказы,
знакомясь с различными интервью, журналистскими
отчетами о съемках, репортажами, приходишь к
такому заключению: Василий Макарович и в самом
деле «учил» и «проверял»(точнее — вскрывая
потенциальные возможности актера), но — как! Не
самоцельно, не специально, исподволь, попутно, ни
о какой «учебе» и «проверке» не помышлял,
памятуя лишь о правде и движении жизни в фильме.
Шукшин стремился создать на съемках такую
внутреннюю атмосферу, при которой артистам
казалось, что все движется само собой, легко и
просто, собственными их стараниями.

(на экране фрагмент из фильма «Живет такой
парень»)

4 ведущий

К концу 1965 года работа над вторым фильмом «Ваш
сын и брат» была закончена, а вскоре после Нового
года режиссер его угодил в больницу.

1 чтец

В.Шукшин, из рабочих записей:

«Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил
себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно
напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не
позволил сшибить себя, плохо — начинаю
дергаться, сплю с зажатыми кулаками: Это может
плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

1 ведущий

Хотя и признавался Василий Макарович, что
«загнал себя настолько, что — ни в какие
ворота», хоть и сознавал всю пагубность
перегрузок для своего и без того не очень
крепкого организма, но никаких соответствующих
выводов из этого так и не сделал, вернее запретил
себе их сделать. «Вот, думаю, как много угробил
времени зря: Сейчас надо крепче делать» — с
такими мыслями Шукшин вступил в новый главный
период своей жизни — зрелость. Он теперь не толь
не щадит себя, но и тратит так, как будто заранее
точно знает: жить остается семь-восемь лет:

(музыка из фильма «Живет такой парень»)

2 ведущий

1968, 1969 годы прошли у Шукшина в высочайшем
творческом и житейском напряжении. Лучше всего
об этом свидетельствует письмо Василия
Макаровича матери и сестре:

Чтец

«Здравствуйте, дорогие мои!

Пишу вам из Венгрии, из Будапешта. Я здесь в
связи со съемками одного фильма. Как актер. Дней
на десять.

Дома все, слава богу, все хорошо. Дети здоровы,
но дают прикурить. С этой картиной («Странные
люди») вроде все в порядке. Но сдавал я ее восемь
месяцев. Устал, изнервничался. Может зимой на
курорт съезжу. Каждый год предлагают поехать, мне
все некогда.

Сниматься в фильме «У озера» закончил.
Осталось еще в Ленинграде в фильме «Любовь
Яровая» (комиссар Кошкин) и вот здесь —
венгеро-советском «держись за облака». Тут
вовсе мало — эпизод.

Приеду домой, пошлю вам денег побольше. Теперь
будут

Здоровье у меня хорошее. Устаю только. Закончил
роман о Степане Разине и сборник рассказов. Роман
будет называться «Я пришел дать вам волю».
Сборник «Земляки» должен выйти в конце года.

Ну, и скоро, очевидно, начну свой фильм. Или о
Степане Разине, или современный — еще не знаю.

С работой беспросветно.

Присвоили звание — заслуженный деятель
искусства РСФСР.

Квартиру должны скоро дать, дом строят. Дом
будет великолепный. Квартира четырехкомнатная —
с кабинетом, с детской, спальне, залом. В центре
Москвы. Ничего, жить можно, дал бы нам всем бог
здоровья. Родных людей теперь становится больше,
обо всех болит душа. Соскучился по ребятишкам.

Ну, целую вас, дорогие мои.

Василий.»

3 вед. Но зачем, зачем он так много снимался в эти
годы? Понятно, скажем, и оправдано его участие в
фильме Сергея Герасимова «У озера». Но так ли уж
надо, необходимо было сниматься в «Любови
Яровой», в «Держись за облаками», в
«Освобождении», а затем в «Даурии», чуть раньше
— в «Мужском разговоре»? конечно, фильмы эти и
тогда «смотрелись», и сейчас воспринимаются
неплохо, но: разве не лучше было для всех нас,
если бы энергия, силы и здоровье, отданные этим
картинам, пошло бы на другое: новую книгу, новый
фильм авторский, например. Особенно если учесть,
что сценарий «Печек-лавочек» был в 1969 году уже
практически готов:

4 ведущий

Зачем? А затем, что художник живет не на облаке,
у него не только семья, у него сестра, которая
одна растит двоих детей, его матери шестьдесят
лет, а пенсии она, хоть и работала всю жизнь, не
получает (каких-то справок не нашлось).

«:Пошлю вам денег побольше. Теперь будут».
Значит, не было, значит, надо было их
зарабатывать.

1 ведущий

1970 год. Известный советский кинорежиссер Глеб
Панфилов вспоминает: «Шукшин в бороде Степана
Разина, в кепочке массового пошива и в плаще
неизвестного происхождения едет в Парижский
киноцентр на премьеру своей картины «Странные
люди» и моего «Начала». Тогда я подумал о нем —
какое удивительное сочетание скифской дикой
силы с незащищенностью ребенка. Вот таким он мне
и запомнился — властный, пронизывающий взгляд и
худое слабое тело. Голова бунтаря — и тонкая
щиколотка усталой ноги, которая болталась в
неуклюжем ботинке. Он внимательно, как прилежный
ученик, вслушивался в то, что нам говорили, и,
казалось, не чувствовал, не понимал, какой силой
обладает:»

1 ведущий

Глеб Панфилов заканчивает:

«Мы встретились через два года на лестнице, он
бежал вниз, я наверх.

— Слушай! — крикнул он на ходу. — Ну как ты,
жив-здоров?

— Спасибо. Ничего: А ты..?

— Тоже ничего:

И мы расстались на два года.

И все бывало недосуг мне с ним поговорить. То
уезжает он, то я. Вечных этот недосуг, эта надежда
на завтра, которое, бывает, так и не наступает.
Некогда, некогда, некогда:»

2 ведущий

Но ведь и правда было некогда, особенно Шукшину.
Словно девятый вал работы его захлестнул в
начале семидесятых. 1970-й год — опубликовано
десять новых рассказов, 1971-й год — семнадцать,
1972-й год — еще десять. Кроме того, написаны:
предисловие к сборнику рассказов и повестей
Василия Белова, сценарий «Иван Степанович» для
фильма «Пришел солдат с фронта», Н.Губенко,
набросок документального сценария «Вот моя
деревня:», рецензия на повесть Скалона «Живые
деньги», статья памяти М.И.Ромма, снялся в
«Даурии» и «Освобождении»,консультировал
экранизацию «Любавиных» (режиссер Л.Головня),
снял «Печки-лавочки», где сыграл главную роль. В
конце 1972 года написаны «Калина красная»,
«Версия», «Ванька Тепляшин», «Гена
Пройдисвет». А сколько еще бесед, интервью: Не
слишком ли много для одного человека!.. А Василий
Макарович будет искренне утверждать обратное:
работаю в литературе непрофессионально.

3 ведущий

Юрий Скоп — известный писатель, хорошо знавший
Шукшина, говорил: «Шукшин — универсал. Актер,
режиссер, драматург, писатель: Кому-то это не
понятно и раздражает. Слыхивать приходилось
разговоры, в которых судят его за данное
«многостаночие». Неправильно судят. Не по уму:
Макарыч, сам с собой, во всех ипостасях —
единомышленник одно лишь дополняет другое,
образуя и объемность, и глубину…»

(запись фрагмента из спектакля «Энергичные
люди»)

1 чтец

Василий Шукшин:

«Русский народ за свою историю отобрал,
сохранил, возвел в степень уважения такие
человеческие качества, которые не подлежат
пересмотру: честность, трудолюбие,
совестливость, доброту:

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши
сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши
страдания — не отдавай всего того за понюх
табаку. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком.»

4 ведущий

Валентин Распутин, из статьи «Твой сын, Россия,
горячий брат наш: будь человеком:».

«Все, что сделал Шукшин в искусстве, освящено у
него этим требовательным понятием, этой страстью
и этой болью, которым он заставил внимать всех —
кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за
последние десятилетия другого такого художника,
который бы столь уверенно и беспощадно во всякую
человеческую душу и предлагал ей проверить, что
она есть, в каких просторах и далях она
заблудилась, какому поддалась соблазну, ил,
напротив, что помогло ей выстоять и остаться в
верности и чистоте. Читателям и зрителям Василия
Шукшина была и остается вся Россия от самых
высоких умов до самых падших душ, его талант —
это прежде всего голос совести.»

1 чтец

«Нравственность есть правда. Не просто правда,
а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит
жить народной радостью и болью, думать, как
думает народ, потому что народ всегда знает
Правду.»

1 ведущий

Михаил Александрович Шолохов:

«Не пропустил он тот момент, когда народу
захотелось сокровенного. И он рассказал о
простом, не героическом, близком каждому так
просто, негромким голосом, очень доверительно.

Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло
творчество Шукшина в сердцах многих тысяч
людей:»

(на фоне музыки)

2 ведущий

Те, кто провожал его в последний путь, никогда
этого не забудут. А провожали, прощались тысячи.
Сергей Герасимов сказал на одном из первых
вечеров памяти Шукшина, сто подобных похорон
деятелей культуры Россия не помнит со времен
прощания с Львом Толстым: Не так уж мало:Но все
стоит, стоит перед глазами всенародное молчание,
клятвенное прощание с ним: пламенеет на тесной
могиле Новодевичьего кладбища калина красная:

Москва, Россия прощалась с одним из лучших
своих сынов навсегда, как святыню, оставляла в
своей памяти, в своем сердце:

3 ведущий

Как святыню?

Именно так! Никакой натяжки, никакого
гиперболизма в этом сравнении нет: констатация
факта, не более. Смерть Шукшина была воспринята
как величайшая утрата, оплакана, как самое
большое горе. В первый месяц его похорон в
редакции. На телевидение, в Комитет по
кинематографии пришло более ста шестидесяти
тысяч писем. С пронзительной силой эти общие
чувства были переданы в стихах. Не менее ста
стихотворений откликов — опубликованных и
неопубликованных — появилось на смерть Шукшина.

1 ведущий

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве — шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
— Шукшин: Шукшин:
Под всхлипы трубки бешеной
Теряя твердь:
Да что ж она, да что ж она
Ослепла, смерть?!
Что долго вкруг да около
Бродила — врет!
Взяла такого сокола,
Сразила влет.
Он был готов к сражениям,
Но не под нож.
Он жил не на снижении,
На взлете сплошь!
Ему ничто, припавшему
К теплу земли.
Но что, же мы:
Но как, же мы
Не сберегли,
Свидетели и зрители,
Нас — сотни сот!
Не думали, не видели,
На что идет.
Взваливший наши тяжести
На свой хребет:
Поклажистый?
Поклажистей —
Другого нет:

Далее читаются стихи, посвященные В.М.Шукшину.

В заключении звучит запись песни Высоцкого
«Памяти Шукшина».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Будённовская средняя общеобразовательная школа № 80

Сальского района, Ростовской области

На конкурс «Растим патриотов»

Вечер – портрет

ветерана Великой Отечественной войны,

освободителя Конезавода им. Будённого,

Сальского района, Ростовской области

Василия Федоровича Меньшикова.

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА»

Провёл: Ткаченко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Будённовской СОШ № 80

Цель: воспитание у детей патриотизма и гражданственности на примере конкретной личности.

Задачи:

1.Воспитывать у учащихся уважение к героическому прошлому страны.

2.Формировать у школьников чувство патриотизма и любви к Родине.

(Для учащихся 5-11 классов)

Место проведения: актовый зал МБОУ

Будённовской СОШ №80.

  1. На фоне «Оркестр Поля Мориа» (идут кадры презентации до слов: «Память сердца»(14 слайдов))

На фоне слайда:

Вед.1: Сначала ровно тысячу дней,

Потом еще 400 дней,

А потом еще 18 дней

(Так подсчитано) шла война…

Невозможно было привыкнуть к ней,

Невозможно было не думать о ней.

Благословляла, крестила, казнила,

И миловала она.

Вед.2 И тот, чья юность осталась в ней,

Кто не может забыть о ней,

Говорит о ней и молчит о ней

В окружении внуков, лекарств и седин.

Мечтает прожить еще тысячу дней,

Потом еще 400 дней,

Потом еще 18 дней,

А после…. – хотя бы еще один день.

Ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы написать портрет человека. (А чем можно написать портрет?). И писать мы его будем не кистью и карандашом, а сердцем, душой и памятью.

Вед2. Память! Да, именно ее мы сегодня призовем в союзники для того, чтобы написать портрет нашего освободителя, гражданина, воина, труженика – портрет Василия Федоровича Меньшикова.

(слайд – портрет Меньшикова)

Вед1. А чтобы помнить, надо знать. Знать, кто же он, В.Ф. Меньшиков? Кем он был для нас – жителей конезавода? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно для начала заглянуть в далекое прошлое, перевернуть страницу не одного столетия.

(слайд – «Всадник на коне»)

… Яицкие казаки (сегодня их величают – уральские) взбунтовались, царице Екатерине служить отказались, самых ярых бунтарей велено было с Урала сослать, дабы другим неповадно было. Гнали этапом через горы и Казахские степи. Там в степях на взгорке стояла старая полуразрушенная крепость Яны – Курган. В ней остановились на ночлег. Чуть забрезжил рассвет, этап пошел дальше. А молодого бунтаря Меньшикова стражники оставили в крепости. Уж очень он был болен. Сказали – помрет к ночи.

Ан нет! Казахи вылечили, выходили казака. Вернулся он тайно на Урал. Женился. И отправился назад в Казахстан, в Яны – Курган. Да еще семью двоюродного брата по матери Козырева позвал с собой. От них и повелся в Казахстане род Меньшиковых.

(слайд – «фото родителей»)

Вед.2: Отец Василия Федоровича – Федор Евсеевич Меньшиков был рыбаком, человеком обстоятельным. Мать – Степанида Петровна, в девичестве Козырева, по дому хозяйничала. Детей у них было – 4. Дочь Фаина и три сына: Евгений, Геннадий и младший Василий.

Вед.1: Жили дружно. Отец дома бывал редко. Ходил по речке Сырдарье до самого Арала, рыбачил. Дети все учились. Мать слушались беспрекословно. Родители были староверами. Уклад в семье строгий. Женщины почитаемы, грамоте обучены.

Вед.2: Василий закончил семь классов и поступил в техникум. Планы на жизнь грандиозные.

(Звучит – «Вставай страна огромная»)

Вед.1: И тут – война! В один день, в один час все планы, надежды, мечты рухнули. И хоть Казахстан от западной границы далеко, но всё едино: одна страна, одна беда. Братья ушли на фронт. Евгений, Геннадий, а Василия не берут – подрасти.

(1 куплет и припев)

(слайд – война)

Вед.2: И только в начале 1942 г. он всё же уходит на войну. Добровольцем. Краткосрочное обучение в военном училище связи и вот он – фронт, уже повоевавшая 156 отдельная стрелковая бригада – «Пехота – матушка». Командир – легендарный, уважаемый солдатами, полковник Григорий Федорович Демурин. Пример молодым офицерам во всем. Молодому лейтенанту Меньшикову доверено было командовать взводом связи бригады. (слайд – «Демурин», слайд – «Меньшиков»)

(слайды- пушки + солдат)

Вед.1: Бригаду ввели в состав 28 Армии Южного фронта. Служили в нем в основном выходцы из Средней Азии. Для Меньшикова почти земляки, соседи. Вместе освобождали Калмыкию. Бои были тяжелые. Да ничего, под Сталинградом в это время было еще страшнее.

(«Шел солдат» 1 куплет и припев)

Вед.2: А потом были Сальские степи. И приказ командующего 28 Армии генерал -лейтенанта Василия Филипповича Герасименко: стремительным ударом освободить Конезавод им. С.М. Буденного.

Вед.1: В районе Пролетарска находились огромные немецкие силы: несколько дивизий, в том числе танковых. В помощь фашистам была естественная преграда – река Маныч. Из – за солености воды она даже в лютые морозы не замерзала, а две переправы находились под постоянным обстрелом немецкой авиации и артиллерии. Попробуй, пробейся!

Кстати, именно на р. Маныч немцы впервые предприняли ночной бой.

Вед.2: Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин.

Вед.1: Только несколько часов удалось отдохнуть солдатам бригады в нашем поселке. Разместили в здании бывшей школы (теперь больница). А их было несколько сот. Наскоро посчитали потери –( более 800 человек похоронены в братской могиле на кладбище населением). Несколькими строками сообщили о себе близким.

Вед.2: В такие редкие передышки, после страшных потерь и невзгод, очень хотелось согреть душу. Помогали фронтовые концертные бригады. Да куда там в такое человеческое крошево артистов! Согревали душу чтением писем из дома, стихов.

Вед.1: В 28 Армии в то время в командировке был военный корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов. Собирал материал для статьи. О сальских степях в ней он потом написал :«Холода, морозы, бомбежки все время. Лютые места, голая степь, на 100 км. Одна саманушка, а ветры – глаза не откроешь».

Да, да. В нашем поселке в январе 1943 г. в качестве военного корреспондента был писатель с мировым именем Константин Симонов.

(слайды – «Лир. Дневника» — Симонов)

Вед.2: К тому времени на всех фронтах, все, от бойцов до генералов, посылали в письмах женам и невестам строки из его стихотворения «Жди меня». «Ожиданием своим ты спасла меня». Это стихотворение звучало, как молитва, как заклинание.

Стих «Жди меня» (Серикова Анастасия.)

Вед.1: Отправил солдатским треугольником стихотворение «Жди меня» своей молодой жене и Саша Калоев, сослуживец лейтенанта В. Меньши-кова. И именно сюда, в наши Сальские степи, возможно в конный завод, пришел ответ от жены. Карачаевка Аминат Калоева написала его так же в стихах. И солдаты переписывали их для себя на клочках бумаги для махорки.

Стихотворение Аминат Калоевой «Жду тебя» ( читает Мирсалиева Мавлюда).

(слайд – «Будем жить»)

Жду тебя в глухую полночь,

Жду морозным днем,

Жду, когда метель, рыдая,

Бьется под окном…

Жду тебя, пусть все тропинки

Снегом замело.

Жду и верю – ты вернешься

Всем смертям назло!

Пусть пройдут весна и лето,

И зима опять.

Ждать тебя я не устану,

Жду. И буду ждать.

(слайд – «Обож. письмо «Треугольник»»)

Вед.2.: Александр Калоев погиб на Миус- фронте. Василий Меньшиков тогда стихов еще не переписывал. Не для кого было. Он в свои 19 лет, тогда еще не успел полюбить.

Вед.1: В тот раз лейтенант Меньшиков Сальск не увидел. Не зашла в него бригада, устремилась по полям и степям дальше – к Гиганту, к Целине.

Вед.2: 28 Армия стремилась к заветной цели: «Вперед – на Ростов!». Передохнуть можно было только там, его освободив.

Вед.1: А тут после страшных морозов (как у нас водится), да распутица. В грязи увязала не только немногочисленная техника, но и главная тягловая сила – лошади и верблюды.

(слайд – «На берегу бойцы»).

Вед.2: Да, да, 28 Армии был придан «Верблюжий батальон». Его в шутку называли «кавалерией Яновского». Начальник тыла армии генерал Яновский вспоминал: «Этот батальон был очень полезен. Он регулярно, в любую погоду ,днем и ночью, совершал свои рейсы и не нуждался в горюче – сказочных материалах, в которых была острая нехватка. За один рейс «Верблюжий батальон» поднимал 12 тыс. пудов груза, что заменяло 134 грузовых автомашины».

Вед.1: Преодолевая в сутки 20 – 25 км., освобождая на пути поселки и хутора, на пятый день после Сальска, войска Армии оказались в районе Зернограда. И тут начались шквальные очистительные бомбежки. Да такие мощные, что потери бригады были еще больше , чем под поселком конезавода.

(слайд – «Демурин») .

Вед.2: Тяжело был ранен командир бригады полковник Демурин Г.Ф.. Рана оказалась смертельной. Живым до госпиталя в Сальск его уже не довезли.

Вед.1: После гибели командира и больших потерь 156 бригада влилась в состав 152 – й под общим командованием майора Иосифа Ефимовича Ходоса.

(слайд – «Ходос»)

Его имя и имя полковника Демурина сегодня носят улицы города Сальска.

Вед.2: После Сталинградского шока фашисты остервенело защищали Ростов. Вражескую оборону буквально прогрызали боями. И вот он уже виден – город Ростов – на – Дону.

(слайд «Ростов»)

Вот они окраинные домишки. И тут массированный минометный обстрел. И первое для лейтенанта Меньшикова ранение. Очень тяжелое. Увесис — тый осколок мины проломил грудную клетку, разорвал легкое и остано-вился в 2,5 миллиметрах от сердца. Это было ночью 9 февраля 1943 года.

Вед.1: Бесчувственного, под бомбежкой переправили Василия обратно через Дон, на салазках на Зеленый остров, где находился полевой госпиталь. Там, в госпитальной палатке ,ему была сделана первая операция по удалению осколка. («Госпиталь»).

18.10.2022

Калабугина Марина Геннадьевна

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА—ПОРТРЕТА «ВЕЛИКИЙ И СМЕШНОЙ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ЮРИЯ НИКУЛИНА
Данный сценарий может быть использован руководителями творческих объединений, художественными руководителями театральных студий.

Оценить




188

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА—ПОРТРЕТА «ВЕЛИКИЙ И СМЕШНОЙ»,
ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ЮРИЯ НИКУЛИНА

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

При входе на второй этаж, зрители видят фотозону, которая оформлена в цирковом стиле, рядом с фотозоной стоит плоская декорация Юрия Никулина, каждый зритель сможет подойти и сфотографироваться с легендой смеха.

Сцена актового зала колледжа разделена на две части, одна часть оформлена в стиле кинематографа, вторая в стиле цирка. Свет выключен. Исполнение песни «Берегите клоунов» музыка В. Иоффе, слова О. Левицкого

Звучат цирковые фанфары (к/ф Цирк)

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья, преподаватели, студенты!

Ведущий 2: Наше сегодняшнее мероприятие, посвящено выдающемуся человеку, клоуну по диплому и актеру по призванию, любителю хороших шуток и анекдотов, одному из тех, с кем ассоциируется советское кино XX века, человеку, которому в этом году исполнилось бы 100 лет Юрию Владимировичу Никулину.

Ведущий1:Он был предметом всенародной любви и обожания, его знали миллионы людей. В жизни он достиг таких высот, которые некоторым современным артистам даже и не снятся, но при этом оставался простым и скромным. Так ведут себя по-настоящему великие люди. Его появление на публике всегда вызывало смех и улыбки, ведь он не боялся быть смешным. Юрий Никулин всегда был уверен, что смех самый лучший помощник в жизни. Он был великим клоуном, и великим артистом, фильмы с его участием никогда не постареют, и будут с интересом смотреться всеми

грядущими поколениями.

Ведущий 2: Будущий великий клоун родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове, Смоленской области, в семье актеров. Они были актерами комедийного жанра, и это, конечно же, сказалось на судьбе их сына.

Отец, Владимир Андреевич Никулин, демобилизовавшись из Красной Армии, организовал театр революционного юмора «Теревьюм». Мать Лидия Ивановна Никулина тоже была актрисой, но после рождения сына оставила сцену и воспитывала маленького Юру.

Ведущий 1: Когда Юрику исполнилось 4 года, вся его семья переехала в Москву, где отец зарабатывал на жизнь литературным трудом. Он писал интермедии, номера для конферансье, репризы для эстрады и цирка.

Ведущий 2: В своей книге «Почти серьёзно» Никулин вспоминал свое первое посещение цирка, куда его в 5-летнем возрасте привел отец: «Мне настолько понравились в цирке именно клоуны, что и захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном»

Исполнение песни «Товарищ цирк» музыка О. Фельцмана, слова Р.

Рождественского

Звучит ФМ№1

Ведущий 2: В 1929 году как и все его ровесники, Юрий в семилетнем возрасте пошел в школу. Он учился в престижном учебном заведении, в котором даже был свой театральный кружок. Кстати, руководил им Юрин отец. Учился он неважно, и учителя постоянно жаловались родителям на его успеваемость и плохое поведение. По их мнению, мальчик постоянно занимается клоунадой, всех смешит и срывает уроки. У него была плохая память, поэтому выучить что-то наизусть было большой проблемой. Зато он с лету запоминал курьезы и смешные случаи, мог рассказывать их часами. В школьные годы Юрий Никулин стал заниматься в театральном кружке. И отец старательно развивал его таланты.

Ведущий 1: 18ноября1939года Никулин получил школьный аттестат и сразу «загремел» в армию. Служил он в зенитной артиллерии под Ленинградом. Еще до прибытия в воинскую часть новобранцев настраивали на то, что им следует морально подготовиться к предстоящей советско- финской войне.

Ведущий 2: Об этом времени Юрий Владимирович пишет: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах, но я нисколько не обижался, но в тоже время смеялся вместе со всеми»

Ведущий 1: Весной 1941 года Никулин готовился к демобилизации, но не успел, началась Великая Отечественная война.

Отрывок из к/’ф «20 дней без войны»

Исполнение песни «Теплушка» музыка И. Николаева, слова М. Танича

Звучит ФМ №2

Ведущий 2: О себе на фронте и о своих товарищах Никулин говорил так: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявлялся…»

Ведущий 1: Война для Юрия Никулина закончилась в 1946-м, когда он полностью демобилизовался и вернулся домой старшим сержантом. Ратный подвиг артиста отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией». За год до демобилизации Никулин получил приказ организовать художественную самодеятельность в своей воинской части. На его плечи ложится организация концертов и постановок.

Ведущий 2: После возвращения домой Юрий Никулин решил продолжить обучение любимому актерскому делу, и остановил свой выбор на

Всероссийском государственном институте кинематографии имени Герасимова. Приготовив свои фото и монологи, он предстал перед преподавателями приемной комиссии. Педагоги не увидели в Никулине актерских способностей. Такие же слова он услышал и в других театральных вузах. И тогда актер достал из хранилищ своей памяти одну старую мечту своего детства…. ЦИРК.

Ведущий 1: В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре.

Ведущий 2: В этот раз вступительные экзамены оказались для него удачными, и его и его напарника Бориса Романова зачислили в группу знаменитого клоуна Михаила Николаевича Румянцева известного всем под творческим псевдонимом Карандаш.

Ведущий 1: Цирк стал для Никулина родным домом. Здесь он начал свою творческую деятельность. 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка, которых будет в последствие очень очень много.

Видеоролик репризы «Бревно»

Звучит ФМ№3

Ведущий 1: Чуть позже у Юрия Владимировича сменился напарник и им стал Михаил Шуйдин. Работа клоунов в основном строилась на противоречиях характеров: Никулин изображал трогательного романтика (и взял себе сценическое имя «Юрик»), а Шуйдин — предприимчивого забияку Мишу.

Ведущий 2: Осень 1958 года Никулин и Шуйдин провели в Ленинграде, показав свой новый репертуар отечественным зрителям. В это время была создана знаменитая реприза «Лошадки», ставшая одной из визитных карточек этого клоунского дуэта.

Ведущий 1: Юрий Никулин становится знаменитым, к нему ходят всей

семьей, водят детей, приезжих родственников, на билеты записываются на много месяцев вперед, смеются до слез, до упаду. Юрий Владимирович мог работает по три представления в день до полного изнеможения, но так чтобы об этом никто не знал.

Исполнение ремейка репризы «Лошадки»

Во время исполнения выносится на сцену ведро

Звучит ФМ№2

Ведущий 2: В 1949 году Юрий Никулин знакомится с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре становится его женой.

Вот что она сама рассказывала о первой их встрече:

Видеоролик Татьяна о Юрии

Звучит ФМ№3

г/

Ведущий 1:14 ноября 1956 года в семье Никулиных случилось прибавление — родился сын Максим. Максим Никулин окончил журфак, долго работал на радио, вел на телевидение программу «Утро».

Ведущий 2: На арену цирка Юрий Никулин выходил на протяжении тридцати лет своей жизни. При этом он совмещал выступления с активной работой в кинематографе.

Ведущий1:Юрий Никулин перестал выступать в цирке, когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году его повысили до главного режиссера, а год спустя он занял место директора.

Ведущий 2: Благодаря ему старый цирк, обрел новое здание, он построит новый, такой о котором мечтал с самого детства и то что актеры и звери выходят в фойе к зрителям это тоже идея Юрия Владимировича, потому что он помнил всю жизнь как его маленького мальчика папа привел за кулисы… И мальчик обомлел.

Исполнение песни «Ночной Цветной бульвар» музыка и слова Ю. Никулина

Звучит ФМ№4

Ведущий 1: В 1958 году когда Юрию Никулину было 36 лет, он впервые снялся в кино. В то время режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой». На один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Вот тогда и предложили попробовать эту роль Никулину. Тот первоначально отказался. Артист еще помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом он все-таки изменил свое решение.

Ведущий 2: Никулину досталась роль пиротехника-неудачника, который показывает отборочной комиссии свой коронный номер — фейерверк.

Роль всем понравилась, а вот сам Юрий Владимирович, увидев себя на экране жутко расстроился, не когда не думал, вспоминал он позднее, что выгляжу так глупо.

Отрывок из к/ф «Девушка с гитарой»

Звучит ФМ№5

Ведущий1:3наменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс».

Ведущий 2: Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал. Фильм имел успех не только в СССР: «Барбоса» закупили 100 стран мира.

Ведущий 1: Высокую оценку зрительской аудитории получил и фильм «Ко мне, Мухтар!», вышедший в 1964-м. Юрий перевоплотился в младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы органично смотреться в этой роли, артист много времени проводил в милиции, смотрел, как они работают. Находил время и побывать в питомнике, чтобы подружиться с исполнителями роли

Мухтара. Этой кличкой потом назвали половину овчарок в СССР.

Ведущий 2: Первоначально актер было отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!». И все же режиссер смог уговорить актера.

Отрывок из к/ф «Ко мне, Мухтар!»

Звучит ФМ №6

Ведущий 1: Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая.

Ведущий 2: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — знаменитый фильм снятый в 1965 году был лидером кинопрокат того времени. Во время съёмок «Операции» Гайдай сказал: «Нужна песня, какая-нибудь блатная». Никулин спел парочку, но они показались ему грубыми, а нужна была жалостливо-лирическая. И он вспомнил «Постой, паровоз» — она подошла.

Исполнение песни «Постой, паровоз» музыка и слова Ю. Никулина.

Ведущий 1: Знаменитая троица, появляется в полнометражном фильме «Кавказская пленница». Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, большинство фраз и песен из эпизодов фильма «ушли в народ».

Отрывок из к/ф «Кавказская пленница»

Исполнение песни «Если б я был султан» музыка А. Зацепина, слова Л.

Дербенёва

Звучит ФМ №8

Ведущий 2: Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

Фильм «Бриллиантовая рука» специально написанный для Юрия Никулина была расхватан зрителями на цитаты, успех был необычайный.

Видеоролик «Бриллиантовая рука»

Ведущий 2: Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов.

Ведущий 1: Критики высказали свое отрицательное отношение к фильму, но зато зрители оценили его по достоинству.

Исполнение песни «Песня про зайцев» музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенёва

Звучит ФМ 9

Ведущий 1: В жизни Юрия Никулина, было еще одно увлечение анекдоты. Анекдотов он знал множество, рассказывал всем и везде при первом удобном случае. «Я стал собирать анекдоты ещё в пятом классе. Я знал, расскажешь анекдот, все засмеются — будет весело. Мой школьный друг подарил мне заграничную пухлую записную книжечку, в которую я и стал записывать анекдоты… Никогда не писал анекдот целиком — только несколько ключевых слов». Вот так и родилась в 1993 году телепередача клуб «Белый попугай» с ведущим Юрием Никулиным.

Ведущий 2: Помимо работы на телевидении Юрий Никулин также написал несколько книг, представ перед своими поклонниками в образе писателя и автора-составителя. Среди них такие книги как «Почти серьёзно», «Семь долгих лет», «Жизнь на колесах» и многие другие.

Ведущий 1: В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо.

Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. Однако чуда не произошло — 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось… Ведущий 2: В память о великом артисте в разных городах России

установлены мемориальные доски в его честь, а также многочисленные памятники.

Ведущий 1: Один из знаменитых памятников, который был установлен перед зданием цирка, в котором актёр и клоун проработал более полувека. Памятник представляет собой бронзовую фигуру Никулина, выходящего из припаркованного кабриолета, который известен нам по фильму «Кавказская пленница». Никулин одет в свой клоунский пиджачок с галстуком и шляпу- канотье. Вместо номеров на автомобиле закреплена табличка с надписью «Юрий Никулин».

Видеоролик о памятнике на Цветном бульваре

Звучит ФМ10

Ведущий 1: Также памятники можно встретить в Тюмени, Курске,Сочи и в родном для актера городе Демидове

Ведущий 2: Много памятников посвящены знаменитой троице «Никулин — Вицин — Моргунов», такие можно встретить в Хабаровске, в Перми,в Иркутске.

Ведущий 1: Имя Юрия Никулина носит также крупный теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

8 сентября 1981 года советским астрономом Людмилой Журавлёвой в Крымской обсерватории был открыт астероид и назван в честь Юрия Никулина.

Ведущий 2: Юрий Владимирович Никулин — это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с цирком.

Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей.

Ведущий 1: Прошло уже много лет, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив. Ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы всегда пересматриваем с огромным удовольствием.

Звучит музыка из к/ф «Цирк»

Ведущий 2: Сегодня на протяжении всего мероприятия вас радовали наши талантливые и яркие участники, уверенны что все выступления не оставили вас равнодушными и принесли вам немало радостных и положительных эмоций!

Ведущий 1: Встречайте бурными аплодисментами:

— Очаровательные танцоры (участники по очереди выходят на сцену вместе с шарами)

Ведущий 2: — Эмоциональные исполнители….

Ведущий 1: — Оригинальные и в тоже время прекрасные исполнительницы….

Ведущий 2: — Артистичный исполнитель….

Ведущий 1: — Весёлые ковбои…..

Звучит песня «Берегите клоунов»

И на том прощаемся, дорогие зрители
Вечер юбилейный, подошёл к концу,
И улыбки ваши и аплодисменты
Здесь на этой сцене будут нам к лицу.

Ведущий 1 поёт 4 куплет песни, после чего участники идут в зал и дарят зрителям воздушные шары и уходят из актового зала.

Ведущий 1 поёт припев песни к нему выходит ведущий 2.

Ведущий 2: До свидания, друзья Ведущий 1: До новых встреч!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/509114-scenarij-vecheraportreta-velikij-i-smeshnoj-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»

Фойе
и зрительный зол клуба части, красочно
оформлены. В фойе развернуты:
иллюстративно-книжная
выставка «Люди долга и чести»; выставки
рисунков,
чеканки,
коллекции участников различных кружков
и клубов по интересам (фила
телистов,
филокартистов, нумизматов и т. п.);
фотогазеты, рассказывающие о
жизни
воинов части; выставка фотопортретов
лучших офицеров; фотобюллете
ни,
посвященные чествуемому офицеру.

Играет
духовой оркестр. В паузах по местной
трансляционной радиосети зву
чат
песни российских композиторов о Родине,
армии, о славе ратного труда.

При
входе в фойе и зал гостей встречают
активисты и приглашают всех присутствующих
пройти в фойе и осмотреть выставки,
фотогазеты, стенды.

Оформление
сцены: на портале слева — красочный
плакат со словами:

Признание
народа,

Что
может быть краше!

Достойнее
этой не знаю наград.

И
дорого всем, рядовому и маршалу,

Высокое
звание

российский
солдат!

Справа

фотопортрет
чествуемого офицера.

В
глубине сцены — киноэкран. На авансцене
столики с цветами.

В
зале медленно гаснет свет. На экране
кадры документальных фильмов, посвя
щенных
Российской армии, одновременно звучит
фонограмма песни о командире из
фильма
— «Я — Шаповалов Т.П……

Заканчиваются
кинокадры, умолкает песня. Дается полный
свет. За столика
ми
у микрофона

ведущие.

ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте, дорогие товарищи!

Сегодня
мы посвящаем вечер-портрет одному из
наших товарищей. Одному из
тех, содержанием жизни которого стала
защита нашей Родины — России.

ВЕДУЩАЯ:
Мы посвящаем наш вечер командиру
отличного подразделения
(воинское
звание, фамилия, имя, отчество офицера).

Ведущий
приглашает чествуемого подняться на
сцену. Звучит музыка, офицер
в
парадной форме одежды поднимается на
сцену и занимает почетное место за
столиком.

ВЕДУЩИЙ:
Уважаемый;
(имя,
отчество офицера), поэт

Феликс
Чуев написал замечательное стихотворение.
Я думаю, что его строчки относятся
к Вам, ко всем Вашим друзьям в военной
форме. Позвольте, я его прочту:

Я
хочу, чтобы гордость

Была
за страну,

Чтоб
красивым был прожитый день,

Чтоб
заснуть у хорошего чувства в плену,

Вспоминая
хороших людей.

Я
гордиться хочу!

Я
для этого рос

И
готовил себя для побед,

Потому
что изведал

До
счастья, до слез:

Выше
славы Отечества — нет.

ВЕДУЩАЯ:
Дорогие друзья! В этот праздничный
вечер, посвященный передовому
офицеру
(воинское
звание, фамилия), нам хотелось бы
вместе с вами с помощью участников
художественной самодеятельности
«пролистать» страницы жизни героя
нашего сегодняшнего торжества, жизни
прекрасного
человека, любящего мужа и отца, заботливого
командира.

Свет
постепенно гаснет. На экране — кинокадры
о просторах нашей Родины
(киномонтаж).
Одновременно звучит песня «Уголок
России» композитора В. Ша
инского.
Постепенно музыка умолкает, кинокадры
идут в тишине (без музыки).
ВЕДУЩАЯ
коротко рассказывает биографию офицера.
По окончании кинокадра
дается
полный свет.

На
сцену выходят три чтеца

участники
художественной самодеятельности
(девушка
и двое юношей поют на мотив популярных
песен).

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ: Рассказать
хотим мы О солдатской жизни. Пригласить
вас, зрители, В
прошлое на миг.

Вы
сейчас увидит, вы сейчас услышите, Как
служил Отчизне И
каких успехов офицер достиг.

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ: И
улыбка в этот вечер Пусть
коснется ваших глаз, Принимайте
с пониманием Этот шуточный рассказ.

ТРЕТИЙ
ЧТЕЦ: Страничка первая — выбор пути.

Все
расходятся по сцене, как бы организуя
гулянье. Выходит молодой парень и поет:

Как
родная меня мать провожала,

Сразу
вся моя родня набежала…

ДЕВУШКА
(в роли матери):

Ах,
куда ты наш родной, ах куда ты?

Не
ходил бы ты сынок во курсанты…

ПАРЕНЬ:

А
мне говорят:

Куда
пошел?

В
военной карьере

Ты
что нашел?

А
я говорю:

Служить
пойду

Без
армии я не могу.

Все
уходят. Остается один ЧТЕЦ. На сцене
появляются четверо военнослужа
щих:
трое в погонах курсантов, четвертый с
погонами старшины. «Курсанты»
как
бы моют полы, среди них прохаживается
«старшина».

ЧТЕЦ:

Во
году то было 19

На
начале курсантской юности,

На
закате счастливого отрочества.

Во
граде то был

В
военном
училище.

Не
сокол летал по поднебесью —

Старшина
прохаживался по казарме

И
курсантов бедовых поучивал:

«СТАРШИНА»:

Вы
трудитесь, добры молодцы,

Поработайте,
курсантики,

Буйные
головушки.

Помойте
полы дубовые,

Потрите
брюки казенные,

Испытайте
науку солдатскую.

Не
просто стать командирами

Силу
командирскую добываючи.

А
трудитесь вы, не жалея рук,

Не
щадя своих буйных головушек.

Звучит
сигнал трубы «Сбор». Все убегают. На
сцене два ЧТЕЦА.

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ: Страничка вторая — лейтенантская
юность.

Все
с годами —

И
опыт и смелость

Служба
бросит

На
чаши весов…

Взвод,
равняйсь!

Командирская
зрелость

Начинается
с этих азов.

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ:

Приехал
я в отпуск

Бравый
лейтенант

Застенчивый
и ….важный,

И
на погонах у меня —

Две
звездочки на каждом.

Выходят
девушки, становятся полукругом, а перед
ними не спеша, проходит молодой лейтенант.

ДЕВУШКИ
ПОЮТ:

И
стояли девушки у обочин,

Лейтенанты
нравились девушкам очень.

Но
когда и где ты ни живи,

Только
двое созданы для любви…

ОДНА
ИЗ ДЕВУШЕК: Страничка третья — семейная.

Все
хором: «Ах, любовь!…» (расходятся по
сцене). Свет затемняется, на экране
с
обратной стороны подсветка: силуэты
парня и девушки, сцена свидания. Зву
чит
фонограмма лирической песни.

ВЕДУЩИЙ:
Нелегок наш армейский быт, и не каждому,
и не сразу раскрывается
смысл таких слов: «Семья — опора в
воинской службе». И действительно,
семья военнослужащего становится опорой
и поддержкой. И наш рассказ о
(имя,
отчество чествуемого) был бы не полным,
если

бы
мы не сказали о том, что всегда рядом с
ним его жена, верная спутница его жизни
(имя,
отчество жены), и дети
(имена).

ВЕДУЩАЯ:
Уважаемая
(имя,
отчество жены)! Просим

вас
и детей подняться к нам на сцену.

После
того как жена и дети заняли места за
столиками, к ним обращается
ведущий.

ВЕДУЩИЙ:
Позвольте сказать сегодня большое
спасибо вам, той, которая всегда
рядом с мужем, вместе делит с ним радости
и горести. Это о вас и других женах
военнослужащих очень хорошо сказал
поэт:

Низко
кланяюсь вам,

Офицерские
жены.

В
гарнизонах, на точках,

Вдали
от Москвы,

Непреклонен
устав,

И
суровы законы,

По
которым живете и служите вы.

После
этих слов солдаты преподносят букет
цветов жене чествуемого.

ВЕДУЩАЯ:
Есть неплохие стихи и о наших детях:

Наши
дети рождаются

Не
в покое родильного дома,

А
порой в гарнизонной санчасти

Обретают
гражданства права,

И
годам к четырем

Нашим
детям отлично знакомы,

Что
такое ученья, поход, замкомвзвод

И
другие «мужские» слова.

ВЕДУЩИЙ:
А сейчас, страничка четвертая —
командирская зрелость.

ЧТЕЦ:

А
в личном деле ему бы так написать:

Служил
стране, как сердцу было велено.

Профессия?
— Отчизну защищать!

Заслуги?
— Верность Родине — России!

Свет
гаснет (убирается). На экране демонстрируется
любительский кинофильм
(проецируются
фотографии, слайды), рассказывающий о
боевой подготовке, об
служивании
техники, массово-политической работе,
о спорте, художественной
самодеятельности
и других формах работы роты.

В
это время звучит стихотворение:

ЧТЕЦ:

Мы
по плоти и духу

Питомцы
народа.

От
зеленого поля

Погоны
у нас.

Пусть
эмблемы на них

И
различного рода,

Только
сущность одну

В
них вложила страна.

Мы
не можем ни жить,

Ни
работать вполсилы

Или,
руки сложив,

Ждать
погожей весны.

Содержание
наше

Не
в форме красивой

Мы
едины сознаньем

И
этим сильны.

У
любого из нас

Есть
и поле сраженья,

И
заботы такие,

Что
рвут на куски.

Мы
всегда и везде

В
постоянном движенье

Время
дарит нам рано

Седые
виски.

На
последних словах все участники
художественной самодеятельности дарят
цветы офицеру и членам его семьи.

В
это время из зала на сцену поднимается
командир части. Командир приветствует
славную офицерскую семью, рассказывает
о службе чествуемого, харак
теризует
его как грамотного офицера, принципиального,
последовательного в сло
вах
и поступках, говорит о его близости к
людям, высоких нравственных качествах,
о беззаветной преданности делу.

Затем
зачитывается приказ по части о поощрении
чествуемого и передовых офицеров,
прапорщиков, солдат и сержантов роты.

После
зачтения приказа ВЕДУЩИЙ обращается к
офицеру.

ВЕДУЩИЙ:
Уважаемый
(имя,
отчество)! Просим Вас рассказать
о службе. Что Вы считаете главным в своей
работе? Какие качества Вы стремитесь
воспитать у своих подчиненных?

Выступление
чествуемого офицера.

ВЕДУЩИЙ:
Вся служба, вся жизнь офицера — это
постоянное проявление твердого
духа, высокого благородства, готовности
к любым испытаниям. Сколько офицеров
уже в мирное время, выполняя свой воинский
долг, снискали себе заслуженную
славу, удостоились государственных
наград. Немало их в нашей части.
Это (называет фамилии, имена и отчества
награжденных офицеров).

ВЕДУЩАЯ:
Среди награжденных и
(называет
воинское звание
и фамилию чествуемого), который за успехи
в боевой и политической подготовке
награжден ….
Поздравляем
Вас!

(имя
и отчество) и дарим в подарок песню,
которую исполняет вокально-инструментальный
ансамбль.

ВЕДУЩИЙ:
Товарищи! Сегодня на нашем вечере
присутствуют сержанты и солдаты роты,
которой командует награжденный. Им
слово.

На
сцену поднимаются солдаты и сержанты
роты. Один из сержантов (сол
дат)
рассказывает о своем командире, о его
отношении к личному составу, приводит
конкретные примеры. Воины дарят семье
чествуемого сувениры, изготовлен
ные
своими руками, и спускаются в зал. На
сцене остается чтец

участник
художественной самодеятельности.

ЧТЕЦ:

…И
в
том
заслуга

командиров
наших,

Что,
не жалея времени и сил,

Они
тебя растят

бойцом
бесстрашным,

Чтоб
ты в любом сраженье победил.

С
тобою командир

в
пути нелегком,

Он
ясно видит

каждый
твой просчет.

Примером
личным,

вдохновенным
словом

Уверенность
вселяет и ведет.

В
жару и стужу,

под
дождем и ветром

Научит
брать крутые

рубежи.

И
ты его

полюбишь
беззаветно,

Поймешь
всю красоту его души.

Почувствуешь,

как
возмужал и вырос,

И
скажешь брату младшему потом:

Равнение
держи на командира! —

Таков
у наших воинов закон.

ВЕДУЩАЯ:
Уважаемые товарищи! Наш вечер закончен.
Позвольте нам еще
раз поблагодарить
(воинское
звание, фамилия, имя и отчество чествуемого)
за отличную службу. Мы желаем ему и его
семье счастья,
здоровья и всего самого хорошего.

ВЕДУЩИЙ:
Всего вам доброго, товарищи, до новых
встреч!

Ведущие
объявляют, что после небольшого перерыва
состоится концерт участников художественной
самодеятельности части.

Примерный
сценарий тематического вечера
«Полевая
выучка — основа боеготовности»

До
начала вечера звучат песни родов войск
(фонограмма).

В
фойе вывешены написанные на небольших
планшетах пословицы и поговорки:

«За
победу ручаются не головой, а выучкой»;

«Воевать
приемом избитым — самому быть битым»;

«Находчивость

неиссякаемый
резерв солдата»;

«Овладеешь
искусством боя — станешь сильнее вдвое»;

«Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!»

На
сцене лозунг: «Важнейшим условием
постоянной боеготовности является
высокий
уровень боевой подготовки, основу
которой составляет полевая выучка
личного состава».

Журнальный
столик, микрофоны.

Сцена
и экран открыты. По сигналу позывных
все приглашаются в зрительный
зал.

Звучат
фонограмма сигнала утреннего подъема
и песня «Утренняя строевая»
(музыка
3. Компанейца, слова К. Ваншенкина):

Выходит
солнце лучезарное

Над
военным городком.

Всходит
солнце красное

Над
солдатскою казармой,

Над
моим родным полком.

Звук
песни уменьшается.

Выходят
два чтеца.

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ (на фоне песни):

Мы
идем то дорогой,

То
тропою узкою,

Мы
форсируем реки,

Выходим
в поля…

Нас
встречает приветом

Земля
наша русская,

Дорогая,

Навеки
земля.

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ:

Много
подвигов с ней

Героических
связано,

Много
славных традиций

Имеется
здесь.

Приумножить
их —

Сердцем
солдату приказано —

Служба
в армии нашей —

Высокая
честь!

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ:

Мы
поздравляем ветеранов,

Кто
шел в невиданный поход,

Мы
верим свято, беззаветно

И
в молодых своих сынов,

Кто
ныне принял эстафету

От
старших братьев и отцов.

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ:

И
в этот час у Знамени клянусь я,

Что
ни на шаг в бою не отступлю.

Я
— славный сын российского народа

Сильнее
жизни Родину люблю!

Эпизод
первый. Опыт войны — на поля учений.

Звучит
фонограмма первого куплета и припева
песни «Огненные годы» (музыка
В.
Соловьева-Седого, слова Е. Долматовского):

Вспомним
друг, когда кипели

Сражения
былые,

Вспомним,
вспомним сорок первый

Страдания
России,

Но
никогда и нигде

Не
уроним честь солдата

Бывалые
ребята, товарищи в беде…

(Если
нет фонограммы, то стихи должен прочитать
чтец.)

Песня
прекращается. Со звуком идут кадры
кинофильма «Берлин» (часть 6-я)
о
беспримерном героизме и мужестве воинов,
сражавшихся в Берлине. Продолжи
тельность

5 минут.

ВЕДУЩИЙ:
Слово предоставляется участнику Великой
Отечественной войны,
командиру танка Т-34 товарищу (5—7
минут он рассказывает
о действиях танкового экипажа в
наступательных боях в битве за Берлин).

Эпизод
второй. Оружие грозно — уменьем солдата.

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ:

Однажды
(в энской части это было)

На
полигоне встретились

Ракета,

Тяжелый
танк

И
боевой их брат —

Солдатский
автомат.

Сошлись
и спор затеяли они,

Кто
в армии важнее в наши дни.

Ракета
скромно молвила:

«Друзья!

Себя
хвалить не собираюсь я.

Однако
обо мне тоскует свет:

«Оружия
сильней Ракеты нет!»

«Да,
это так, —

Заметил
басом Танк, —

Но
обо мне

И
о моей броне

Не
зря слагали песни на войне.

Я
и сейчас,

Скажу
вам без прикрас,

На
фронте был бы поважнее вас».

«Сильны
вы, братцы, этому я рад, —

Сказал
друзьям с улыбкой Автомат,

Но
вдруг, представьте, грянет ближний бой,

Меня
бы оценил Тогда любой!…»

Пожалуй,
продолжался б этот спор

И
до сих пор,

Когда
б не подошел к героям нашим

Солдат
бывалый — Михаил Черкашин.

Прислушался
он к жаркой перепалке

И
головою покачал.

«Мне
жалко,

Что
зачастую

Понять
не можете вы истину простую,

Здесь
говорили о своей вы силе,

А
то забыли,

Что
все вы — это твердо помнить надо —

Бессильны
без умелого солдата».

ВЕДУЩИЙ:
Дорогие товарищи: Сейчас мы попросим
начальника бронетанковой
службы части (командира батареи, роты
связи, понтонной роты, авиазвена)
товарища
рассказать
об особенностях действий танкового
экипажа (ракетчиков, связистов, понтонеров,
авиаторов) на полевых занятиях
(выступление 10 минут).

Выступающий
е заключение говорит о том, что не
внезапное вдохновение, а
точный
расчет, глубокое знание возможностей
техники, уверенность в ней прида
ют
солдату смелость в сложных ситуациях.

Гаснет
свет. Со звуком идут кинокадры учебного
кинофильма о полевых совре
менных
учениях различных родов войск (5 минут).

Зажигается
свеет. Звучит фонограмма песни «Порядок
в танковых войсках»
(музыка
О. Фельцмана, слова Е. Долматовского) (в
зависимости от рода войск —
звучит
песня связистов, автомобилистов,
ракетчиков, понтонеров, авиаторов).

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ (на фоне песни):

Ты
обязан

Метко
бить из пушек,

Знать
и автомат, и пулемет,

Должен
быть и танк тебе послушен,

И
подвластен в небе самолет.

Ратному
искусству нет предела,

В
нем источник будущих побед.

Изучай
его неутомимо,

Береги
Отечество свое.

ВЕДУЩИЙ:
Дорогие товарищи! Слово предоставляется
механику-водителю
танкового экипажа (командиру отделения:
связистов, ракетчиков, автомобилистов,
понтонеров и др.) товарищу

Просим
его поделиться своим опытом работы по
достижению высоких показателей
в полевой выучке на недавно прошедших
учениях (5 минут).

Эпизод
третий. Уверен в победе и к бою готов.

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ:

Для
нелегкой воинской науки

Смелость
сердца солдату нужна,

Неустанной
молодости руки

И
пытливой мысли глубина.

Отдавай
стране богатства эти,

Смелым,

Стойким,

Мужественным
будь:

Ни
в каких сражениях к победе

Легким
не был и не будет путь!

Свет
гаснет. Со звуком идут кинокадры учебных
и документальных фильмов:
«В
годы
испытаний, «Великий подвиг», «Герои и
подвиги», «За нами была Моск
ва»,
«Эстафета мужества» и т. д. (в зависимости
от наличия в прокате)
Г/5—
20
минут).

ВЕДУЩИЙ:
Дорогие товарищи! О моральной и
психологической подготовке
воинов в современных условиях мы попросим
рассказать помощника командира
по работе с личным составом товарища
(выступление
10 минут).

Эпизод
четвертый. Вышел в поле — действуй, как
в бою.

ВТОРОЙ
ЧТЕЦ (на фоне музыки):

Помня
заветы и подвиги старших,

С
каждым ученьем, с каждым маршем,

Сил
набираясь, мужай душой.

И
если придется,

ни
крови, ни жизни,

Как
и герои минувших дней,

Не
пожалеет солдат для России,

Верный
солдатской присяге своей!

ВЕДУЩИЙ:
Дорогие товарищи! О задачах по рубежам
и нормативам на предстоящих полевых
учениях мы попросим рассказать командира
части товарища
(выступление
10 минут).

ПЕРВЫЙ
ЧТЕЦ:

Пусть
все усвоят поголовно:

Все,
что «условно», безусловно,

Российской
армии во вред.

Долой
беспечную условность

Нужна
Отечеству всегда

Российской
армии готовность

К
защите мирного труда!

‘ВТОРОЙ
ЧТЕЦ:

Потрудились
мы немало

На
учении с утра.

У
опушки на привале

Отдохнуть
пришла пора.

Начинается
небольшой тематический концерт
агитбригады (30 минут).

Организация
работы
самодеятельных
творческих коллективов

Художественная
самодеятельность занимает важное место
в культурном воспитании
личного состава. Она служит действенным
и доступным средством
удовлетворения культурных запросов
воинов, средством широкой популяризации
искусства и составляет неотъемлемую
часть организованного отдыха
военнослужащих.

Всемерно
содействует развитию художественной
самодеятельности в подразделениях
части клуб. В этих целях он организует
ротные смотры самодеятельности
подразделений, выставки произведений
солдатского творчества, популяризирует
лучших участников художественной
самодеятельности.

Начальник
клуба — непосредственный организатор
художественной самодеятельности
в части.

На
основе выявления творческих наклонностей
и потребностей людей в клубе
организуются разнообразные кружки
художественной самодеятельности:
хоровые, танцевальные, драматические
и др.

Особое
внимание уделяется подбору руководителей
кружков. Руководство кружком
может осуществлять хороший организатор,
человек, обладающий знаниями
в данной области искусства, умеющий
увлечь других на путь творчества. Такие
люди могут оказаться как в среде офицеров
и членов их семей, так
и в солдатской среде.

В
клубе организуются систематические
занятия и регулярная работа в кружках.
Занятия в кружках проводятся, как
правило, в установленные дни и часы.
Руководитель
кружка разрабатывает план занятий (на
зимний, летний период или на год), в
котором предусматриваются репетиции,
изучение музыкальной грамоты или
актерского мастерства, а также другие
мероприятия в зависимости
от характера кружка. План утверждается
начальником клуба.

Организация
смотра художественной самодеятельности

В
организации культурно-досуговой работы
важное место занимают смотры армейской
и флотской художественной самодеятельности,
проводимые в частях
и гарнизонах. Организаторами и
руководителями этой работы являются
командиры и их заместители по воспитательной
работе. Именно они помогают в проведении
мероприятий, направленных на развитие
талантов военнослужащих,
удовлетворение их духовных запросов.

Смотры
решают двуединую задачу: с одной стороны,
рекреационную, т. е. способствуют
восстановлению физических и духовных
сил личного состава, с другой стороны
— развивающую, т. е. повышают знания и
навыки военнослужащих,
популяризируют лучшие образцы творческой
деятельности солдат, сержантов, офицеров
и их семей.

Успех
смотра во многом зависит от методики
подготовки руководителей коллективов.
Интересы дела требуют, чтобы подготовка
смотров продумывалась
в деталях и планировалась. Вот почему
разработка основных организационно-методических
документов, своевременное доведение
их до исполнителей
(подразделений, частей) являются основным
условием успеха проведенного смотра

Начальник
учреждения культуры отрабатывает
проекты организационно-методических
документов и представляет их заместителю
командира части по
воспитательной работе, после чего они
утверждаются командиром части.

Организационно-методическими
документами смотра являются:

  • приказ
    командира части (начальника гарнизона)
    о проведении смотра;

  • положение
    о смотре;

  • график
    смотра;

  • репетиционный
    график;

  • программа
    заключительного концерта;

  • приказ
    командира части (начальника гарнизона)
    об итогах смотра и поощрении
    участников.

Смотры
в частях и гарнизонах проводятся в
несколько этапов, количество которых
зависит от числа подразделений и частей,
их штатной структуры, а также от служебной
занятости. Как правило, продолжительность
смотров составляет
в частях и соединениях около 2 месяцев.

В
ходе смотра необходимо особо подходить
к оценке отдельных номеров и концертных
программ на основе сложившихся критериев
оценок.

Критерии
оценки отдельного номера;

  • тематическая
    направленность;

  • уровень
    исполнительского мастерства;

  • художественное
    достоинство номера;

  • оригинальность
    режиссерского решения номера.

Критерии
оценки концертной программы:

  • тематическая
    направленность;

  • пропорциональность
    и контрастность использования жанров
    искусства;

  • ярко
    выраженный темпо-ритмический рисунок;

  • эмоциональный
    рост концерта;

  • точность
    местонахождения каждого номера в
    программе.

Определяющее
значение для самодеятельности имеет
ее репертуар. Он должен
быть полноценным в художественном
отношении. В репертуар включаются
лучшие произведения литературы и
искусства, народного творчества.

На
оценку концерта в целом влияют и такие
показатели, как массовость, активное
участие различных категорий военнослужащих,
гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации,
членов их семей, использование различных
средств эмоционального воздействия,
сценическая культура, творчество
самодеятельных авторов.

Знание
указанных выше критериев поможет
начальнику учреждения культуры как
члену комиссии отобрать лучшие номера
и построить концертную программу
на заключительный тур.

Среди
организационно-методических документов
смотра художественной самодеятельности
одним из важнейших является приказ
командира части о проведении
смотра В проекте этого документа в
сжатой форме излагаются:

  • цель
    смотра;

  • период
    (сроки) проведения;

  • состав
    смотровой комиссии;

  • кому
    и к какому сроку представить на
    утверждение график смотра;

  • виды
    и формы поощрения лучших коллективов
    и отдельных исполнителей;

— задачи
командирам подразделений и их заместителям
по воспитательной работе
по участию подразделений в смотре;

— срок
представления итогового документа по
результатам смотра командиру
части на утверждение.

Цель
смотра определяется прежде всего его
тематической направленностью,
предусматривает Воспитательные аспекты,
развитие творческих способностей
личного состава, вовлечение новых
участников в художественную самодеятельность

Сроки
проведения смотра, исходя из
организационно-штатной структуры части,
определяются следующим образом. Например,
в воинской части имеется
5—6 батальонов (дивизионов) и 24—25 рот
(батарей). Поскольку смотр коллективов
художественной самодеятельности рот
(по обычной войсковой практике) проводится
по средам, субботам и воскресеньям и в
эти дни будут просмотрены
6—7 подразделений, то период проведения
ротных смотров составит
3—4 недели, т. е. один месяц. Смотры
коллективов художественной самодеятельности
батальонов проводятся обычно по субботам
и воскресеньям,
поэтому период проведения батальонных
смотров — 3 недели, и на подготовку
и проведение заключительного концерта
затрачивается 1,5—2 недели. Таким образом,
период проведения смотра в части занимает
от 2 до 2,5 месяцев
и проводится обычно в 3 этапа. А так как
до начала смотра необходимо организовать
репетиционную работу с коллективами и
отдельными исполнителями,
то приказ командира части должен быть
доведен до подразделений не
позже чем за 3—4 недели до начала смотра.

В
состав смотровой комиссии обычно
включаются командиры подразделений,
их заместители по воспитательной работе,
начальник клуба, военный дирижер,
руководители коллективов художественной
самодеятельности, члены семей
военнослужащих, имеющие специальное
образование, другие лица, способные
качественно и -квалифицированно оценить
отдельные номера и концертные программы
в целом. С членами комиссии проводится
инструктивно-методическое занятие, на
котором они получают оценочный лист с
критериями оценок отдельных номеров и
концертных программ. В смотровую комиссию
обычно входят 9—13 человек, председателем
назначается заместитель командира
части по воспитательной работе, которому
в указанный срок предписывается
представить на утверждение командиру
части график смотра.

Виды
и формы поощрений в проекте приказа
командира части определяются
для коллективов художественной
самодеятельности батальонов (дивизионов),
рот (батарей), занявших соответственно
1, 2, 3-е места, для жанровых коллективов
и отдельных исполнителей.

В
части желательно иметь переходящий
приз для поощрения лучшего коллектива
художественной самодеятельности
батальона (дивизиона) и переходящий
вымпел для лучшего ротного (батарейного)
коллектива. Они вручаются
вместе с дипломом и грамотой.

Жанровые
коллективы и отдельные участники смотра,
показавшие высокое исполнительское
мастерство, поощряются в соответствии
с ДУ ВС РФ.

Ниже
приводятся варианты документов для
проведения смотра художественной
самодеятельности в воинской части.

Вариант

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вечера первокурсников
  • Сценарий вечер портрет женщины труженицы
  • Сценарий вечера памяти художника
  • Сценарий вечер портрет активного человека
  • Сценарий вечера памяти работника культуры