Сценарий великая сила искусства

Автор Хаданович А.Е., Баринская Е.А.Тема "Великая сила искусства" (сценарий интегрированного занятия литературы, музыки, изобразительного искусства).Цель: развитие эмоционально-эстетического  вос

Сценарий интегрированного занятия для студентов средних профессиональных учебных  заведений (2 часа).

                                        Авторы: Хаданович А. Е., Баринская Е.А.

Тема: « Великая сила искусства».

                         Музыка должна сыграть  по отношению к

        поэтическому произведению ту же  роль,

     какую  по  отношению к точному рисунку

     играет яркость  красок.

                                        Кристоф Глюк.

Цель:
Развитие эмоционально-эстетического  восприятия  действительности, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи.

Образовательные:

— совершенствование  знаний по  теории  литературы и  музыки (логическое ударение, интонация,  звук, мелодия, лад, ритм,  темп, регистр, тембр,  динамика, штрихи, гармония; изобразительно-выразительные  средства в литературе);

— выявить и установить в ходе анализа произведений прием  — контраста;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

— закрепить понимание студентами главных выразительных средств живописи: композиция, рисунок, цвет.

Развивающие: 

— научить сравнивать музыкальные произведения с точки зрения изменения  настроения и характера музыки;

— формирование умения сравнивать произведения литературы, музыки и живописи, находить их соответствие друг другу;

— развивать умение слушать, понимать содержание музыкального произведения и различать выразительные средства музыки, понимать их значение и уметь связать с содержанием  худ. произведения;

— развивать и совершенствовать творческое воображение;

— развивать творческое  мышление, умение сопоставлять увиденное и услышанное;

Воспитательные:

— прививать интерес к сокровищам русской  музыкальной культуры;

— воспитывать умение вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения;

— через изучение произведений искусства  прививать любовь к русской культуре, родной земле, русской природе,  воспитывать патриотическое самосознание.

Музыкальный материал:
1.  Музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» —  «Январь», « Март», «Апрель», «Май».

2. Песня «Родные места». Музыка Ю.Антонова, Слова М. Пляцковского.

3. Песня «Утренняя молитва». Музыка П.И.Чайковского.

4. Песня  «Моя Россия». Музыка Г. Струве.

Картины русских художников XIX века.:

В.М. Васнецов.  «Аленушка».

К.А. Коровин. «Лунная ночь. Зима». 1913 г.

А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

И.И. Левитан.  («Март», «Весна. Большая вода», «Начало весны», «Золотая осень»,

«Березовая роща», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Избушка на лугу», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь». 1900.

На занятии можно использовать подготовленную заранее презентацию — «Музыкальная живопись времен года».

Ход занятия.

План на доске.

1. Краски слов на палитре музыки.

2. Власть интонации.

3. Окрыленное музыкою слово.

4. Музыкальная живопись.

I.  Организационный момент. Определение цели  занятия.

Учитель литературы:

        Сегодня  наше занятие  необычно, уже  потому,  что перед  вами, уважаемые  студенты, сразу два  преподавателя, каждый из  которых на своих  занятиях касается одного из трех  видов   искусств.

Учитель музыки:  

Как вы уже знаете музыка, литература и живопись — это виды искусства, имеющие один общий источник вдохновения — это окружающая нас реальная жизнь.

Учитель литературы:

Нам предстоит провести исследование в некоторых областях искусства и определить, каково  влияние   искусства на психологическое  состояние  человека. Ответить  на вопрос: что  объединяет три  вида  искусства? Повторить художественные, музыкальные и поэтические средства выразительности. Итак, цели оглашены, и мы начинаем наш урок.


   Введение в тему. Постановка основополагающего вопроса.(5:00)

II.

Поет Анфиса Попова. Видеоклип.

«Родные места»

Музыка Ю.Антонова                                                           Слова Михаила Пляцковского.

В родных местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя…

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристей голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга,

Стволы берез – прямее и стройнее,

И разноцветней радуги дуга!

Припев:

В родных местах на капельках росинок

Горят зари веселой огоньки.

В родных местах все лучше и красивей –

От звезд ночных  до утренней росы.

На фоне последнего слайда картины В.М. Васнецова «Аленушка» учитель читает стихи:

 «Берегите лес»

Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип они не расторжимы,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес и, как в безлунной бездне,
Всё-всё до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

                                Н. Жоговолева  

        Слова учителя   литературы:

        Язык   слов и  язык   музыки….  На  первый   взгляд они  очень  далеки  друг от  друга.  Язык   музыки  не  обладает  конкретностью,  а слово проигрывает в  соревновании  со  своим  другом-соперником в передаче  эмоций.

        Слова учителя   музыки:

        Не  все можно  передать  словами. Бывают  в  жизни  такие моменты,  когда  обычный  человеческий  язык не  в   силах  раскрыть чувства, которые владеют  нами. И  тогда   мы  обращаемся  к   музыке.  Музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывает весь этот внутренний душевный  мир. Музыка, не  упоминая  ни  о  чем, может  рассказать  все. Происходит общение чувств, разговор сердец. Искусством поэтической мысли называют музыку композиторы.

                А.Фет.

Как беден  наш  язык! – Хочу и  не  могу.-

Не  передать  того ни другу , ни врагу,

Что буйствует  в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит  голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь  у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает  на лету и  закрепляет  вдруг

И темный бред души и  трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облако Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах

                                                        <1887>

        Учитель литературы:

        В художественной литературе при желании можно найти немало примеров образного раскрытия музыки словом. У Максима Горького есть рассказ, который так и называется «Музыка».

        Действие происходит в кабинете жандармского полковника, куда молодого писателя, подозреваемого в революционной деятельности,  приводят на допрос. И тут он услышал, как в соседней комнате заиграл рояль.  Женщина, пишет Горький, «играла без нот – негромко, медленно, как бы вспоминая забытое.. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно; тяжелые вздохи басов  говорили о чем-то настойчиво и строго, а в общем, это напоминало картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течет сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья. Вдали уныло поет колокол невидимой церкви… Потом среди поля явился человек с открытой головою; высоко подняв руки он бежит, гонимый ветром, как «перекати-поле», — бежит и все оглядывается назад. Глухой, темный гул сопровождает его, а дали полевые становятся все шире, все глубже, и, умаляясь перед ними, он исчезает с земли».

        Учитель музыки:

        Как бы ни была неопределенна и многозначна музыка, почти всегда, слушая ее, мы способны перевести звучание в какие-то картины, в мимолетные образы. И их можно передать словами.  Писатели часто прибегают к ассоциациям, рожденным музыкой, чтобы показать своего героя ярче, глубже, разностороннее.

Слова учителя   литературы:

        Но художественное слово,  живопись  и  музыка раскрывают  чувства, эмоции  человека, хотя и  используя  различные  средства   воздействия  на   сознание  человека.  

        Что же роднит различные  виды  искусства?  Благодаря какому свойству, общему  для   всех  видов искусств, они  могут  идти  в   едином  строю?

        На этот  вопрос мы сегодня постараемся дать  ответ, обращаясь  к теме природы в творчестве русских художников  и поэтов ХIХ  века,  и музыке П.И. Чайковского.

        Так вот  сейчас в единстве предстанут  три вида  искусства: поэзия, музыка и живопись.

Слова, прежде всего воздействуют на ум,  а   потом  уже  на   чувства.         

Послушайте  строки  из стихотворения русского поэта XIX века Ф.И.Тютчева

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

        Учитель  литературы: Как вы думаете, что хотел сказать поэт людям? Каким предстаёт в его воображении образ природы? (Поэт всецело утверждает одухотворённое бытие природы).
        
Слова учителя   литературы:

        Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в тоже время, уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире.

        -А что такое музыкальный пейзаж?
        
Слова студентов:

        Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Понятие пейзажа используется в различных видах искусства.
Новый термин.


ПЕЙЗАЖ
 (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.

        Учитель  литературы: А теперь  обратимся  к зимнему музыкальному пейзажу.

        Учитель музыки:

        Нередко композиторы, чтобы помочь слушателям лучше понять музыку, дают «программу», то есть, предпосылают сочинению, прежде всего инструментальному, литературное описание. Такую музыку называют «программной». Очень помогают следить за развитием музыкальных тем, глубже воспринимать музыкальные  образы – эпиграфы, которые иной раз композиторы предпосылают всему музыкальному сочинению. По программе, предложенной нотным издателем, Чайковский написал свой знаменитый фортепианный цикл «Времена года». Сборник состоит из двенадцати программных пьес – по числу месяцев в году. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона — зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Каждая из них рисует, какой либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название:

        Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» — «Январь» в исполнении студентки.

        На экран проецируется картина художника Коровина К. А. «Лунная ночь. Зима». На фоне музыкального фрагмента учитель читает эпиграф.

«Январь. У камелька».

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголек,

И свечка нагорела.

        Учитель литературы: Эти стихи молодого Пушкина удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из зимней неги зимнего вечера, проведенного у камина, где так отрадно думать. Вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение легкой тревоги, печального предчувствия. И снова — тишина, полная поэтического очарования.

        Учитель музыки: 

        Может ли этот маленький отрывок рассказать о характере мелодии?

        Слова студентов:

        Да, сначала зарождается звук. Как из зерна вырастает растение, так и из музыкальных  «зерен» вырастают звуки, фразы, мелодия, все произведение.  Главное в «зерне» – характер музыки. Слушая небольшой отрывок, где спрятано «зерно» интонации, можно узнать все о произведении.

        Учитель музыки:  что такое мелодия?

        Слова студентов:

        Именно в мелодии музыкальные интонации достигают высшей  пластичности, завершенности, и подобно словам в предложении, образуют своеобразную мелодическую фразу. Мелодия – это не просто звуки различной высоты и разной длительности, соединенные воедино,  мелодия – это душа музыки, мысль музыкального произведения.

С помощью мелодии,  без слов, возможно, выразить чувства, волнующие композитора.

        Учитель музыки: какими средствами музыкальной выразительности передает композитор настроение зимнего пейзажа?

        Слова студентов:

        В музыке часто мелодия неожиданно меняет свое движение, ритм, темп, динамику, лад, регистры. Такой прием развития в музыке называют  — контрастом.  Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты.

Таблица элементов музыкальной речи.

Мелодия

нисходящая

восходящая

Лад

минорный

мажорный

Темп

медленный

быстрый

Регистр

средний

высокий

Динамика

не очень громко

тихо

Штрихи

легато

Ритм

ровный

Гармония

консонанс

        Слова студентов:

        В музыке много интонаций, так же, как и в разговорной речи. Слушая литературное произведение, мы можем представить, что описывает писатель. Слушая музыку, тоже можно представить, что хотел показать композитор. Например, художник не может изобразить на одной картине развитие чувства от печали к радости. Композитор наоборот, может выразить развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения  к другому.  Смена частей в музыке связана с изменением характера.  При этом композитор использует выразительные интонации,  выразительные интонации передают чувства человека, изобразительные интонации – описывают картины природы.

        Учитель музыки:

        В музыке, как и в стихах, передается настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам.  Тогда луна в стихах выглядит мрачной, как и рассерженный человек, вьюга злится.  

        Студенты выразительно  читают стихи.

Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачная желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                               А. Пушкин.


        ***

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мертвого окна.

И снится нам прекрасная,

В улыбке солнца, ясная

Красавица весна.

                        С. Есенин.

        Учитель литературы: А какими средствами автор  передает  состояние  лирического  героя? (логическое ударение, замедление темпа – речевые интонации). Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи вам известны?

        Учитель музыки: Давайте обратимся к живописи. Вспомним главные выразительные средства живописи. (Демонстрируются слайды с определениями терминов).

        Студенты по очереди читают с экрана.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного). Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающее произведению единство и целостность, соподчиняющий  его компоненты друг другу и  целому.

РИСУНОК – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (преимущественно на бумаге) карандашом, углем, маслом, пером и т.д.  с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен, в одном или нескольких цветах.

Виды рисунка – эскиз, этюд, зарисовка с натуры, набросок.

ЦВЕТ —  колорит, система соотношений цветовых тонов.

        Учитель музыки:

В каждом конкретном произведении колорит образуется  сложным и неповторимым взаимодействием красок – в живописи, звуков – в музыке,  слов – в литературе и поэзии, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контрастов, и является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности.

        Учитель литературы.  

        Много живописных полотен о родной земле, ее красотах у русского художника Исаака Ильича Левитана. Обратите внимание на автопортрет художника.

        На экране проецируется портрет художника. ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна.

        Сообщение студента: Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900), русский художник. Родился в Кибартах  (ныне Кибартай, Литва). 18 (30) августа 1860 года,  в семье железнодорожного служащего. В 1873 году, в возрасте 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил через 2 года. Жил преимущественно в Москве. Работал в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму.

Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем  не менее, никогда не отдавался чистой радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны. — ( «Осенний день.  Сокольники», 1879).

        Зрелый период Левитана как мастера картины – пейзажа открывается «Березовой рощей» (1885-1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» — («Вечер на Волге», 1888;  « Вечер. Золотой плес», 1889; «После дождя. Плес» 1889; «Свежий ветер. Волга», 1891–1895). Он создает шедевры церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение. («Вечерний звон», 1892 ).

        Или напротив, скорбное чувство бренности всего земного — («Над вечным покоем», 1893 -1894,  «У  омута», 1892, либо в знаменитой «Владимирке», 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника. Позднее, краски художника обретают все более мажорное звучание – («Март», 1895; «Золотая осень», 1985; «Весна – большая вода», 1807); с другой стороны его все более увлекают картины вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана —  

( «Озеро. Русь», 1900, Русский музей), является — вопреки смертельной болезни едва ли не  самым радостным его произведением.  Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900.

ВНИМАНИЕ!!!  Студенты читают с экрана.

Новые понятия:
ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение — Товарищество передвижных, художественных выставок, образованное в 1870. Они обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы,

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; Оно сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
«МОДЕРН» (франц. moderne — новейший, современный) стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
        
Учитель литературы:

        Левитан-создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, раскрытие тончайших состояний природы. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации, а также его собственная личность.

        Учитель музыки: А что  мы знаем  о творчестве и жизни П.И. Чайковского?

На экране портрет П.И.Чайковского (1840 -1893)

        Слова студентки:

        Среди русских композиторов классиков имя Чайковского выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира. Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке Чайковского вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами. И о чем бы ни говорил Чайковский  — он всегда правдив и искренен.        

Учитель: Давайте обратимся к видеозаписи  о  доме-музее Чайковского П.И. Видеофильм.

        Слова учителя литературы:

        Как и в музыке  П.И. Чайковского, так и  в палитре  Левитана   явственно  звучат минорные  аккорды,  печальные  ноты. Но  односторонний художник не  завоевал  бы   симпатии зрителя, тем  более его  любви. Иногда из-под кисти  Левитана выливались  радужные,  ликующие творения.

        Слова студентки.

        Никогда еще гимн торжествующей жизни не  раздавался в   таком гармоничном созвучии разнообразных  аккордов. И если  прихотливые создания Куинджи поражали  нас световыми эффектами, то  поразительное впечатление от  творений Левитана достигалось средствами  проникновения в  природу в   моменты ее переходных  состояний   — от  зимы к   весне,  от весны к лету, от дня к  вечеру.  От  вечера   к ночи.

        Слова учителя  музыки.

        Левитана  по праву называют непревзойденным мастером настроения в  живописи. Его часто  сравнивают с Чайковским, в произведениях которого русская  природа нашла удивительно сердечное выражение. Сопоставьте картины  осени на   полотнах  Левитана,  например  с «Осенней  песней» Чайковского или с  «Временами года»,  и  вы ощутите нечто  родственное в  этих  произведениях. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу мелодия русской песни. И художнику,  и композитору удалось  спеть свою  песнь в   искусстве – лирическую  песнь русской  души.

Давайте  обратимся   к  весенней  песне.   На экран проецируется картины

И. И. Левитана   «Март» Звучит музыка из альбома  «Времена года» П. И. Чайковского — «Март».

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,        

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

                                А. Майков.

        Учитель музыки:

        Задушевная и задумчивая  музыка, с легко запоминающейся плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.

Какие средства музыкальной выразительности сделали музыку нежной, прозрачной?  (Минорный лад, спокойный темп).

        Учитель литературы:

        Давайте обратимся  к картине Левитана «Март» (1895), одной  из  самых поэтичных  пейзажей не  только в русском,  но  и  в   мировом  искусстве.

«Это  такая же  жемчужина, как «Оттепель» Васильева, «Грачи  прилетели» Саврасова.

В этом пейзаже  так   много  весеннего  тепла, так   много  света,  согревающего  солнца»,  —  говорил живописец Бакшиев В.Н.

        Какова тема этой картины? Что  же  необычного  в ней?

        Слова   студентки.

        Левитану  посчастливилось уловить  неуловимое —  подстеречь самые  первые  мгновения весны. Ее дыхание ощущается   во  всем,  несмотря  на  то, что  повсюду   лежит снег —  и  на  земле,  на   крыше  этого деревянного дома,  такого  знакомого,  будто  и  мы  когда-то,  может  быть  в   раннем  детстве.  

        Запряженная в крестьянские сани лошадки  смирно дожидается своего  хозяина. Дверь  в   доме  открыта. Эта  деталь  не   случайна,  она   играет в   пейзаже  большую  роль…

        Слова учителя.

         Открытая дверь  говорит  о  присутствии  человека. Все выглядело бы  значительно бедней   без  такой, казалось  бы,  несущественной подробности,  мелочи.  

        Какое  настроение вызывает  эта   картина?

        Слова студентки:

Общее  настроение ожидания  трогает  нас в картине. Это ожидание прихода  настоящей весны. Скорое наступление  ее ощущается во всем: в  ослепительном  снеге, и в  набухших  почках, и в цвете  теней, которые из холодно-синих становятся  лиловатыми.

        Слова   студентки.

        Природа вместе с этим горячим  чувством ожидания весны еще   хранит признаки  зимы. На голых  ветвях  тополя еще   сиротливо ютится  пустой  скворечник,  а в  лесу.  где  еще снег  лежит  плотным  слоем,  еще, наверно  холодно. Но как  ни  хмурится   март, все же   быть  весне!  

        Учитель литературы: Любуясь  картиной,  какие эмоции мы  испытываем?

Весна идет  как будто из того леска, который сейчас нежится под теплым голубым  небом. Голубизна эта пронизывает и насыщает снег, темную хвою сосен, белоствольные  березки…

        Учитель музыки:

        Почти все пейзажи Левитана музыкальны. Его живопись поет. Поют краски, поют линии. Поет сама природа, изображенная на холсте.

        На экран проецируется картины И. И. Левитана  «Начало весны».   Звучит музыка из альбома  «Времена года» П. И. Чайковского – «Апрель».

Эпиграф:

Голубенький, чистый

Подснежник цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок..

Последние слезы

О горе былом,

И первые грезы

О счастье ином…

Слова студентки:

        Эти строки поэта Майкова растворяются в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. Мы словно слышим ее рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробирающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручеек, звенит капель, словно «первые грезы» весеннего обновления.

Слова студентки:

        Весна  —  светлый праздник рождения природы.  Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень. Вот появился первый подснежник..

Звучит фонограмма  пьесы «Апрель» П.И Чайковского. На фоне музыки звучат стихи.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил и тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Учитель музыки:

Человеку легче дышится весной. Славная зима, не тяжкая. Но вот уже надоел старик –мороз, надоела его вечно мохнатая, белая шапка, а застывший в холодном сне лес уже не тянет, скучен он и пуст зимой – и мы ждем весны, ждем тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.

Читают стихотворение  Тютчева Ф.

«Весна»

Звучит  музыкальный фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года» — «Май». На экран проецируется картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

На фоне первых аккордов учитель читает стихотворные  строки:

«Какая ночь! На всем, какая нега!

Благодарю родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

        Слова учителя музыки:

        Выдающийся советский искусствовед академик Михаил Алпатов так описывает это полотно: «У Левитана все запело, все зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее и случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая  душа художника… тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые березы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо…Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели; из этого хора выкрикивают отдельные сильные голоса более могучих стволов…»

        Слова учителя литературы:

Музыкально-художественные  образы природы, отраженные  в музыке Чайковского  и живописи Левитана, можно выразить через стихотворение –

Е. Пяткина «Лесная увертюра»

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звучит многоголосье увертюры,

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будоражат лес синицы не смолкая.

Курлычут журавли. Один… Еще один…

И сердце дрогнуло, ликуя и страдая,

Мелодия весны… В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта, над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая.

        Учитель музыки:

В пейзажах Левитана поет все, даже тишина.

        Звучит  П.И. Чайковского  «Утренняя молитва». Исполняет студентки.

На экран проецируется картины Левитана  — «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем».

Утренняя молитва.

День чуть светает, всюду покой,

Льются туманы над грешной землей.

Утро несет нам свой первый привет.

Мелькая зарею, плывет рассвет.

Идет к нам рассвет!

        III. Заключение. 

        Учитель литературы:

        Так давайте подумаем, при  помощи,  каких  средств композиторы, поэты и  художники  воздействуют  на  психологическое  состояние человека (слушателя, читателя, ценителя живописи).

        Если говорить  о  музыке и поэзии,  то,  прежде   всего  вспоминаем  об  интонации.

Интонация  — это международный язык чувств. Желание донести  до  слушателя смысл высказывания,  заразить  его  тем,  что  чувствуем, невольно  рождает особую  интонацию.

Но если  в речи  интонация сопутствует  словам,  которые  сами  по  себе   уже несут  смысл.  То в   музыке она выражает  этот  смысл  одним  лишь  звучанием. «Музыка есть  — подчеркивал Асафьев, -прежде   всего искусство интонации, а вне интонации – только комбинация звуков».

        Учитель музыки:  

        Еще М.Ю. Лермонтов в  одном из  писем  сетовал на  то,  что  написанные слова – это  застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно. «Следовало  бы в   письмах,  —  предлагал  поэт, — ставить  ноты  над  словами»…  Тогда  до  адресата  дойдет  именно  то  звучание,  а   значит,  и  чувства, которые  имел  в   виду   автор. Именно живые  интонации делают  музыку говорящей, а  слово  музыкальным.

        Учитель литературы:

        Давайте вспомним вопрос, который был  задан  в начале нашего  разговора: так что же объединяет три  вида  искусства? Каково влияние музыки, живописи, литературы на сознание   человека?

        Ответы студентов.

        Учитель: русская классическая музыка развивалась в тесной связи с передовой русской литературой и искусством. Творчество Чайковского и Левитана – это великое сокровище  русской культуры ХIX века.

        В их произведениях отражена многовековая история нашей Родины, воспет народ с его душевной красотой и мечтой о светлом будущем.

        Вся жизнь русских литераторов, композиторов, живописцев ХIX века – это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине.

        На фоне презентации «Музыкальная живопись времен года» вся группа исполняет песню Г. Струве «Моя Россия».

Слова Н. Соловьевой                                                    

 Музыка Г. Струве

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Актуальность темы урока поможет учащимся увидеть красоту в окружающем нас мире, научиться разбираться во внешней и внутренней красоте и понять, что это разные вещи.

Человечество с древнейших времён тянулось к воспитанию, познанию, эстетике, что и по сей день играет огромную роль в духовно-нравственном становлении личности. А так как искусство, по моему мнению,  – это не развлечение и  не забава, то его, несомненно, можно отнести к категории прекрасного. Именно  подлинное искусство, по словам П.И.Чайковского, «создаёт хороших людей и формирует человеческую душу».

И мне бы, как учителю словесности, хотелось, чтобы из стен образовательных учреждений выходил не «зомбированный, усовершенствованной техникой» экспонат, а  коммуникабельный человек, испытывающий потребность в постижении прекрасного, в познании внутреннего мира, в понимании окружающих событий.

Автор: Нестерова Наталия Владимировна

Сценарий урока литературы «Великая сила искусства…»

(по произведению В.В. Вересаева «Состязание»)

6 класс

Визитная карточка урока

Цель урока: познакомить учащихся  с биографией В.В. Вересаева, с его сказкой «Состязание», создать условия для понимания художественной идеи произведения: у каждого человека есть своя «изюминка», которая делает его неповторимым, учит находить  и понимать истинную красоту в окружающем нас мире.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать прозаический  текст, понимание проблемы сказки В.В. Вересаева «Состязание», умение находить художественные детали в описании внешности героев и их психологического состояния.

 Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.

Личностные:  продолжение формирования у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто окажется в трудной ситуации.

Тип урока: урок-путешествие по стране Литературе.

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради для самостоятельной работы, карточки-закладки для рефлексии, портреты женщин,  учебник литературы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 6 класс. 

Задачи:

  • узнать биографические сведения о писателе В.В. Вересаеве;
  • сопоставить психологические характеристики художников: Учителя и Ученика;
  • проанализировать и сравнить два женских портрета;
  • разобраться, чему научит читателей эта сказка.

1. Начало урока. Психологический настрой.

Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я всегда рада встрече с вами.

Улыбку – ту, что нежностью согрета,

Я попрошу у радуги цвета:

Раскрашу в них людское настроенье,

Чтоб в мире жили только доброта,

Тепло души и радости свеченье!

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране Словесного искусства – Литературе. Удачи вам и новых открытий!

2. Мотивация

Учитель: Приглашаю вас заглянуть в один из залов Третьяковской галереи.

Инсценировка (ГИД рассказывает о трех шедеврах из  Третьяковской галереи: К. Сомова «Дама в голубом», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Портрет В.Э. Мейерхольда»).

Тётя Лена: Ты обратила внимание, что у каждой эпохи своё представление о красоте?

Вера: Да, причём, это касается и женской, и мужской красоты. Интересно, совсем разные люди на портретах, но в них во всех есть что-то общее.

Тётя Лена: Ты права. Посмотри, они все прекрасны, потому что в глазах светятся ум, доброта, благородство.

Вера: А бывает злая красота?

Тётя Лена: Да, бывает, но она производит отталкивающее впечатление. А вообще внешняя красота человека – вещь — весьма относительная. Каждый человек по-своему красив: у кого-то открытая, приветливая улыбка, или красивая летящая походка, или неправильные черты лица, но при этом – огромные блестящие глаза…

Учитель: Ребята, кого мы встретили в Третьяковской галерее?

Ученики: Мы встретили Веру и её тётю Лену. Это сквозные персонажи, которые на уроках литературы сопровождают нас от одного художественного произведения к другому. (Ребята вспоминают, что они знают о Лене и тёте Вере)

Также мы видим, что тётя привлекает любовь у Веры не только к литературному искусству, но и к балету (ранее мы говорили о впечатлениях Веры после просмотра балета «Щелкунчик» с музыкальным оформлением П.И.Чайковского), а сегодня и к изобразительному искусству.

3. Актуализация

Учитель:  Что может стать темой урока?

«Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).

Какие задачи поставим для себя на сегодняшнем уроке?

Ученики:

  1. Чтобы лучше понять произведение, мы должны узнать биографические сведения о писателе.
  2. Охарактеризовать художников: Учителя и Ученика.
  3. Проанализировать и сравнить 2 женских портрета.
  4. Разобраться, чему научит нас эта сказка.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с информационным проектом Ивана Горбунова о писателе, а чем будете заняты вы?

 Ученики: Будем внимательно слушать и кратко записывать в тетрадь интересные для нас факты из жизни Вересаева.

ПРОЕКТ О В.В. ВЕРЕСАЕВЕ

Учитель: Что привлекло ваше внимание в биографии Викентия Викентьевича Вересаева?

Ученики:

1.Он был врачом, как и А.П.Чехов и печатался под псевдонимом.

А были ли они знакомы? (Да. Встретились в Коктебеле).

2.На годы его жизни выпали и революции и войны: русско-японская, гражданская и Великая Отечественная. Как писатель он считал, что создать общество людей-братьев можно, но для этого потребуется много усилий; мало совершить государственный переворот, нужно изменить человека, его отношение к ближнему.

Учитель: А когда было написано произведение «Состязание»? ( в 1919 году).

Ученики:

  1. Я высчитал, что писатель прожил 78 лет.
  2. Так же, как и А.С. Пушкин, был на некоторое время выслан из Санкт-Петербурга.
  3. Я прочитал на слайде, что В. Вересаев занимался литературоведческими и критическими исследованиями о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.
  4. Мало изменить государственный строй, надо изменить человека, его отношение к ближнему.

4. Выполнение пробного действия

Учитель: С чего начинается работа с текстом?

Ученики: С заголовка и пытаемся дать значение .

Учитель: С какими словарями мы можем поработать?

Ученики: Поработаем со словарями: толковым словарём, словарём синонимов.

Состязание — СОСТЯЗАНИЕ, состязания, ср. 1. Организованное спортивное соревнование на первенство в чем-нибудь. Состязание в беге. Теннисное состязание. Состязание по фигурному катанию на коньках. Футбольные состязания. 2. Вообще соревнование. Состязание в остроумии. 3. Борьба сторон, участвующих в судебном процессе (юр., офиц. ).

Синонимы: 34 синонима, зачитаем понравившиеся: соревнование, дуэль, спор.

Учитель: Вспомните, в каких произведениях нам встречались данные понятия?

Ученики:

  • Е. Ильина «Четвёртая высота», Гуля Королёва соревновалась по прыжкам в воду с вышки;
  • А. Дюма «Д’Артаньян и три мушкетёра», Д’Артаньян вызвал на дуэль Атоса, Партоса и Арамиса;
  • М. Пришвин «Кладовая солнца», между Настеной и Матрашей завязался спор, как дойти до палестинки с клюквой;
  • М. Метерлинк «Синяя птица» герои боролись за свою независимость…

5.Постановка проблемы

Учитель: О каком же состязании идёт речь в сказке, которую вы прочитали к сегодняшнему уроку?

Ученики: О состязании в изобразительном искусстве.

Учитель: В чём сущность объявленного состязания?

Ученики: На главной Площади древнего города представить картину, изображающую красоту женщины. «Чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость».

Учитель: Удалось ли художникам подарить радость народу?

Ученики: Удалось, но не тому, от кого ожидали.

«всеобщий вздох и великая тоска..» ( стр.81) пронеслась над Площадью древнего города от картины Дважды-Венчанного; «рты сомкнулись, кричащие и хохочущие, поднятые с камнями руки опустились…как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял всё кругом» (стр.78, 83).

Учитель: Почему так получилось?

Ученики: Потому что Ученик и Учитель абсолютно разные люди.

6.Проект выхода из затруднений

Учитель: Предлагаю составить психологический портрет участников состязания по отрывку из 1-ой части произведения.

1в.- Дважды-Венчанного; 2в.- Единорога.

Чтение по ролям стр.77-78.

Учитель: Какими вы увидели главных героев?

Ученики: 1в. Дважды-Венчанный – это старец, признанный народом мастер. Он уверен в себе, богат, но боится своего бедного ученика, поэтому с осторожностью спрашивает о Красоте Единорога. Самоуверенный  и лукавый ( «в груди забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным», «пряча лукавство, сказал..»).

Он богат и одинок. Пошёл по свету искать высшую КРАСОТУ. Прославленный на весь мир художник, гордость всего города. В его победу верит народ.

2в. Единорог – молодой художник, у него есть любимая женщина и хозяйка Зорька. Открытый («говорит правдиво»), смелый ( « не художник тот, кто бы испугался борьбы»), гостеприимный («накрывает стол: лучшим вином, сыром, виноградом»). Остался писать картину дома. Его имя – символ любви, цвета и духовной чистоты.

Учитель: Что пришлось испытать Учителю во время поиска своей Красоты?

Ученики: Усталость, отчаяние, разочарование, стыдливость («В теле была усталость, в душе – отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдёт он того, чего ищет. Не найдёт, потому что не способен найти… Что же и это за колдовство в мировой красоте, что оно вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима не укладывается целиком ни в какие формы природы?.. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намёки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего никогда он не смог воплотить в формы и краски».)

Учитель: В начале урока я тоже перед вами предстала в образе художника – художника настроения, а теперь предлагаю вам попробовать себя в образе художника-акварелиста.

7.Физминутка.

Учитель: Уважаемые, творческие натуры, приглашаю Вас на Площадь Красоты…Что перед нами?

(открываю портреты).

8.Самостоятельная работа.

Ученики: Это же картины из сказки.

Учитель: Удалось ли нашим художникам передать содержание портретов, задуманных художниками-соперниками из сказки В.Вересаева? Докажите.

Ученики: 1-ый портрет – Фиалковенчанная. «Предгорный холм…залитая лучами солнца спускалась стройная дева в венке из фиалок. За нею громоздились тёмно-серые выступы суровых гор, ещё не тронутых солнцем. Большие глаза девы, как утреннее небо после ночной грозы»;

2-ой портрет – Зорька. «На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперёд, сидела и смотрела на толпу – Зорька! За нею – полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою – виноградные листья, красные по краям, меж них – тяжёлые сизые гроздья, а вокруг неё – горячая, напоенная солнцем тень…Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем…».

Учитель: А какой вам портрет больше нравится? Почему? Художники-портретисты, а что вас заинтересовало в этой работе? Ведь вы же передали содержание картин глазами героев В. Вересаева.

Ученики: Мы обратили внимание на символы в наших работах и решили разобраться. Оказывается,  фиалка – красивая, добродетельная олицетворяет весну, пробуждение природы и смерть.. Виноград является символом мудрости, гостеприимства и достатка.

9.Включение в систему знаний.

Учитель: Возвращаемся к началу урока и проанализируем, что удалось, а о чём ещё не сказали?

Ученики:

  1. Мы познакомились с новым автором В.В.Вересаевым.
  2. Разобрались с сюжетом произведения.
  3. Сравнили и проанализировали психологические портреты художников и женские портреты .

А не сказали о том, чему учит эта сказка?

  1. А учит эта сказка, наверное, Красоте: видеть красоту мира в окружающем нас. Так же, как и Морис Метерлинк в «Синей птице» научил нас видеть счастье в своем доме, в родителях, хлебе, воде, а В.Гауф в «Маленьком Муке» показал нам, что деньги не главное в жизни.
  2. Внешняя и внутренняя красота – это не одно и то же. Учитель изобразил внешнюю красоту, а ученик – внутреннюю. Внутренняя красота открывает сердце любимого человека.
  3. Главное – уметь увидеть ту «изюминку», индивидуальность, красоту, которая есть у каждого. Именно они делают человека неповторимым.
  4. Сила искусства и литературного и изобразительного воздействовать на разум человека.

Учитель: Как вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке?

Ученики:

  1. Мне понравилось побывать в Третьяковской галерее, Александре удалось справиться с ролью гида;
  2. А мне понравилось чтение по ролям, ребятам удалось интонационно передать характеры героев.
  3. А мне понравились картины, я не умею так рисовать, я рад, что учусь с такими талантливыми одноклассниками.
  4. 4.А я рад, что у нас есть такой путешественник-учитель.

10. Домашнее задание: Ответы на вопросы стр.84 по разделу «Сказки для взрослых»

Учитель:  Скажите, а кто для вас самый красивый человек на Свете?

Ученики: МАМА.

Учитель: Что такое мама?

11.Чтение стихотворения о маме (заранее подготовленных учеников).

Мама – это небо! Мама – это свет!

Мама – это счастье! Мамы лучше нет!

Мама – это сказка! Мама – это смех!

Мама – это ласка! Мамы любят всех!

Мама улыбнётся, Мама погрустит,

Мама пожалеет, Мама и простит.

Мама – осень золотая, Мама – самая родная,

Мама – это доброта, Мама выручит всегда!

Мам мы скоро всех поздравим и много счастья пожелаем!

Учитель: В преддверии замечательного и доброго праздника хотели бы всех присутствующих поздравить с «Днём матери» и оставить о нашей встрече памятные подарки друг другу в виде закладок с изображением птичек счастья.

На творчество нас всех вдохновила истинная красота – душевная…

(Дети обмениваются в конце урока с соседями по парте закладками, сделанными своими руками).

Автор: Нестерова Наталия Владимировна

Сценарий музыкальной гостиной «Волшебная сила искусства» (личность, творчество, время)

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Данный материал можно использовать как во внеурочной работе, так и на уроках. Встреча друзей в музыкальной гостиной «Волшебная сила искусства» (личность, творчество, время)
Цель: опираясь на художественный опыт и произведения искусства помочь выявить эстетическую ценность искусства, его нравственный потенциал, способность сделать человека лучше, чище, духовно богаче; развитие коммуникативных способностей учащихся.
Обстановка и оборудование: учащиеся располагаются группами за столами вокруг учителя, на столах подсвечники с горящими свечами, букетики цветов; портреты композиторов, аудио записи, пианино, видеофильм «Потерянный рай» о Шопене; иллюстрация скульптурного портрета Бетховена Антуана Бурделя; портреты Шопена, Моцарта, художника Константина Васильева.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 50 Kb
Количество скачиваний: 18

Скачать

Просмотров: 77

Похожие материалы

  • Конспект урока по предмету слушание музыки на тему «Виды хоров»
  • Конспект урока по математике на тему «как найти неизвестное слагаемое» (2 класс ПНШ)
  • Конспект музыкально — валеологического занятия «Приключения кота Мурзика в мышином королевстве»
  • План-конспект урока по предмету музыкальная литература на тему «Клавирное творчество Й.Гайдна»
  • План-конспект урока по предмету слушание музыки на тему «Женские певческие голоса»
  • Конспект открытого урока по предмету сольфеджио на тему «Размер 4/4»
  • Методическая разработка посвященная 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева . Лекция- концерт : «Музыкальные образы в музыке С.С. Прокофьева»
  • План-конспект открытого урока»Прогулка под дождем».Нотная грамота.
  • Сценарий развлекательной программы «День весеннего именинника «
  • Сценарий развлекательной программы «День зимнего именинника»
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2023

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Политика Конфиденциальности сайта uroki.me

02.10.2015

Методическая разработка интеллектуально — игровой программы «Волшебная сила искусства»

Закирова Елена Дмитриевна

Интеллектуально- игровая программа рассчитана для учащихся начальной школы.

Оценить




818

Содержимое разработки

Конспект занятия

Тема: Интеллектуально-игровая программа «Волшебная сила искусства»

Цель: Приобщить детей к миру искусства, расширить их представления о видах искусства.

Задачи:

Привить детям любовь и интерес к различным видам искусства.

Развивать внимание, память.

Учить детей работать коллективом.

ТСО: компьютер (ноутбук), 3 фонограммы с отрывками популярных песен, фоновая ритмичная музыка.

Наглядное оформление: Название «Волшебная сила искусства», Плакат, название видов искусства с цветовым обозначением , 20 крестиков, 20 ноликов.

Оборудование: кубик для жеребьевки, 2 связки шаров, в каждой по 3 одинакового цвета, табличка «МОРЮТНАРТ», черный ящик, портрет, 3 мягкие игрушки, таблички с перевертышами, 2 картинки «Лыжник», разрезанная репродукция картины, диск, музыкальные фонограммы(отрывки песен),инструменты (молоток, пробойник, нож), 2 кожаных изделия, Дымковские игрушки, призы, 2 столика.

Литература:

Журналы «Последний звонок», 99-2004 г.,

Д.Л. Брудный, беседы о театре, Ленинград, Просвещение, 1983г.

П.И. Уткин, Н.С. Королева «Народные художественные промыслы», Ю,М.Высшая школа, 1992г.

«Основы художественного ремесла»,М. Просвещение, 1986г.

Разработчик: Пряхина Л.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята и дорогие наши гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы окунуться в волшебный мир искусства. Искусство – это очень емкое и многогранное понятие. Что вы представляете когда слышите это слово? (послушать, ответы)

Искусство включает в себя очень много жанров, это и живопись, и архитектура, и музыка, и дизайн, и театр и много другое. Обо всем мы, конечно же поговорить не сможем поэтому остановимся на 6 видах искусства:

декоративно-прикладное искусство

изобразительное искусство

литература

музыка

театр

телевидение

1

2

3

1

2

3

4

5

6

4

5

6

7

8

9

7

8

9

1

2

3

1

2

3

4

5

6

4

5

6

7

8

9

7

8

9

Ну а что бы наша беседа не была скучной, я предлагаю вам известную всем игру «крестики — нолики». Итак, игра. Тема игры определена, области так же обозначены. Осталось объявить команды и компетентную комиссию по спорным вопросам.

Наш зал условно поделен на две половины, правая часть зала команда «Х», левая «0», помогают решать спорные вопросы: (представить членов комиссии).

Правила игры следующие: перед вами игровое поле из 4 секторов. Каждый сектор в свою очередь разделен на 9 клеточек определенного цвета, цвет обозначает виды искусства:

декоративно-прикладное искусство — фиолетовый

изобразительное искусство — зеленый

литература — красный

музыка — желтый

театр – оранжевый

телевидение — голубой

Начнем игру с первого сектора. Команда, которой по жребию выпадает право выбрать вопрос, называет номер от 1 до 9, не забывая о жанре. Я читаю вопрос, команде дается время на размышление. В случае верного ответа – в выбранной клеточке ставим их знак, если ответ неверный – знак команды противника. Затем наша комиссия произведет подсчет «Х» и «0» и объявит победителей игры.

Что ж объяснения были долгими, наверно вы слегка устали. Давайте немного отдохнем и поиграем. Ловите шары.

(Выпускаем 2 связки шаров, в каждой из которых есть 3 одинаковых шара. Включаем музыку. Через некоторое время музыку выключаем.)

И так у кого в руках шары белого цвета просим выйти вперед. Это наши команды. Прошу за столики. Начинаем 1 тур. Определим начинающую команду, бросим кубик у кого выпадет большее число точек, та команда и начнет игру.

ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА

ТЕАТР

1. Представьте, что вы попали на машине времени в 22 век. Постарайтесь объяснить землянам 22 века, как выглядят ножницы и для чего они нужны, меньше слов больше мимики и жестов.

4. Плакса в белом одеянии с длинными рукавами. (Пьеро. В Италии в эпоху Возрождения родился жанр комедии. В каждом спектакле неизменно участвовали постоянные образы: добродушный и обаятельный слуга Арлекин, глупый жадный купец Пантолоне, а Пьеро плакса, которого все обижали).

7. Свою первую куклу с которой Сергей Образцов не расставался всю жизнь он окрестил:

а)Марусей б)Таней в)Ванечкой (Ванечкой)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2. Вам дано слово, измененное до неузнаваемости, постарайтесь за минуту восстановить его первоначальный вид. Чтобы облегчить задачу объясню значение этого слова. Жанр изобразительного искусства, в переводе с французского обозначает мертвая природа, натура. На картинах этого жанра изображают неодушевленные предметы, но так же могут включаться и природные формы.

5. Что находится в черном ящике, если

есть глаза – не видят,

есть уши – не слышат,

есть рот – не говорит,

есть нос – не нюхает (портрет)

8. Какой скульптурный материал нередко используют медики?

а) мрамор, б) глина, в) гипс. (гипс)

МУЗЫКА

3. Какая, очень популярная ранее, группа использовала в своем названии команду тренера на занятии физкультурой?

(Руки вверх)

6. Какие 3 одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу? (Три о)

9. С именем какого певца связана долгая жизнь популярной патриотической песни Давида Тухманова «День Победы»?

а) Рома Зверь, б) Дима Билан, в) Лев Лещенко. (Лев Лещенко)

Отдохнем и поиграем.

В руках у меня две игрушки. Одну я даю «Крестикам» другую «Ноликам». Под музыку весело передаем, их друг другу по рядам, когда музыка остановится тот, у кого окажется игрушка выходит ко мне. Начнем. (Музыка останавливается 3 раза).

Итак, по три человека представителя от каждой команды у нас есть. Они и продолжат игру во втором туре.

ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Русская деревянная кукла «два в одном» (Матрешка)

2.Гладь, тамбур, золотое шитье и так далее, это термины:

а) вязания, б) вышивания, в) чеканки. (вышивание)

3.Что в черном ящике, если это мягкое, пушистое, милое, забавное так и хочется взять в руки и поиграть? (Мягкая игрушка)

ЛИТЕРАТУРА

4.Он хоть и ничего не знал, а стал героем книги Николая Носова. (Незнайка)

5.Кто автор этих строк?

Мороз и солнце; день чудесный! 

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

 Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

а) Лермонтов, б) Есенин, в) Пушкин. (Пушкин)
6. Кто и в каком произведении рассказал о мальчике Тимуре, девочке Жене, хулигане Квакине? (Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

7. В молодости он выслеживал преступников, а на склоне лет разводил пчел в Суссексе, а своему другу и помощнику он сообщал: «Выслеживаю на досуге трудолюбивых пчелок, как выслеживал лондонских преступников». О ком идет речь? (Шерлок Холмс)

8.Взрослых реклама, порой раздражает, а вот многим детям она очень нравится. Думаю, вы без труда вспомните по ключевым словам того или иного рекламного ролика, что рекламируют.

Нука, фрукты,встаньте в ряд! Вместе мы фруктовый сад! (Сок «Фруктовый сад»)

— Ты – не ты, когда голоден! (шоколад «Сникерс»)

— Не кисни! На радуге зависни! (конфеты «Скитлс»)

9.На телевидении очень много передач. На табличке приведены три зашифрованных названия популярных телепередач. Вам их нужно разгадать. Подскажу, что даны названия перевертыши. Каждое слово нужно заменить противоположным по – значению. Например, написано «зло», значит «добро», «белый» — «черный».Итак приступим.

а) Доброе утро, старушки! («Спокойной ночи, малыши!»)

б) Привет! Один на улице (Пока все дома)

в) Болезнь (Здоровье)

Молодцы! И снова немного отдохнем. Предлагаю отгадать загадки.

Загадки команде «Крестики»:

Загадки команде «Нолики»:

1.В деревянной рубашке

Черная душа

(карандаш)

1.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

2.Пушистая вата

Плывет куда — то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(облака)

2.Ты за ней,

Она от тебя,

Ты от неё,

Она – за тобой.

(тень)

3.Я одноглазая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну.

(иголка)

3.В небе желтый цветок

Круглый год не вянет

И любой лепесток

До земли достанет.

(солнце)

( Кто, верно, отвечал, выходит к ведущему.)

Итак, выбраны игроки следующего тура. Начинаем третий тур нашей игры.

ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

1.Сколько всего медведей мы видим на протяжении мультсериала «Маша и медведь»?

а) 2, б) 3, в) 4.

(4: сам медведь, медведица, дальний родственник Мишки Панда и соперник Гималайский Медведь)

2.Я прочту фразы из популярных фильмов или мультфильмов, ставшие крылатыми, а ваша задача назвать фильм , из которого взяты эти слова.

— «Алиса, миелофо-о-о-о-он!» («Гостья из будущего»)

— «Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся — гипс» («Бриллиантовая рука»)

— …потому что совместный труд, для моей пользы, он объединяет!( «Зима в Простоквашино»)

3.Вашему вниманию сейчас будет представлено краткое содержание той или иной телевизионной программы. Ваша задача определить, что это за программа.

— интеллектуальная викторина, в которой в лучшем случае участник получает три миллиона рублей, в худшем – ноль. («Кто хочет стать миллионером»)

— информационно-аналитическая программа, выходящая на первом канале ежедневно в 21.00. («Время»)

МУЗЫКА

4.Какими нотами мореходы измеряют расстояние? (ми-ля-ми)

5. Перед вами диск популярной группы, но буквы в названии перепутались, расставьте буквы в правильном порядке и назовите, чей это диск? (Серебро)

6.Послушайте отрывки песен и назовите исполнителей.

(включается 3 отрывка песен популярных исполнителей)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

7.Перед вами незаконченное творение художника, закончите его и назовите. Что же это такое? (картинка «Лыжник»)

8.Назовите фамилию англичанина, который придумал и изготовил особую плотную бумагу.

а) Ватман, б) Промокашка, в) Холст. (Ватман)

9. Перед вами репродукция картины известного художника. Правда она немного пострадала. Вам нужно её восстановить и ответить: кто автор картины и как она называется? (разрезанная на части репродукция «Джоконда» Леонардо да Винчи).

Закончен третий тур. Думаю, необходимо немного отдохнуть. Отдохнем и проверим ваше внимание, может вы уже очень устали. Играем в игру «Нос-пол-потолок». (Кто ошибается становится следующими игроками, по 3 человека в команде).

ВОПРОСЫ ЧЕТВЕРТОГО ТУРА

ЛИТЕРАТУРА

1. По чему ходил Тибул из сказки Юрия Олеши «Три толстяка»?

а) по земле, б) по шесту, в) по канату. (по канату)

4.Содержание воза «Мужичка с ноготок» в стихотворении Н.А.Некрасова. (хворост)

7.И литературное произведение и мужское имя. (Роман)

ТЕАТР

2.Что означает абривиатура ТЮЗ? (театр юного зрителя)

5. Пьеса, кулисы, занавес, дрессировщик, антракт, труппа. Нет ли в этом ряду лишнего термина? (Дрессировщик)

8.О ком идет речь? Слово латинского происхождения, дословно означает действующий, исполнитель, декламатор. Тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене и в кино. (Актер) 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3.В разных странах изделия из этого материала называют по разному: в Индии – хар, в Эфиопии –гале, на Кубе- каяр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдавии – гарданы, згарды, в Литве – каролинес, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляцуенки и горлячки, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и фенечки. Из чего же все это делают? (из бисера)

6.В черном ящике находятся предметы, для изготовления которых, нужны следующие инструменты: молоток, пробойник, нож. Что в черном ящике? (изделия из кожи).

9. Перед вами игрушки. Подобные игрушки лепили мастерицы одного из сел близ города Кирова (бывшая Вятка). По названию села именуются и игрушки. История этих игрушек связана с праздником «Свистунья». Существует легенда, что некогда на месте деревеньки произошел бой, и первая часть праздника была посвящена поминовению усопших своих близких и родственников, а вторая часть посвящена народному гулянию. Многие игрушки делались как свистульки. В них свистели, свистом изгоняли злых духов, катали глиняные яйца с гор, пробуждая землю, провожая зиму, водили хороводы, пели песни. Позже игрушки ставили между рамами в окне до следующего года.

Что же это за деревня и как называются игрушки? (д. Дымково, Дымковская игрушка)

Наша игра закончилась, подведем итоги.

(подсчет очков, награждение победителей)

Всем спасибо!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/150403-metodicheskaja-razrabotka-intellektualnoigro

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Открытый Всероссийский конкурс инновационных методических разработок «Открытое образование в открытой среде»

Номинация Культура и искусство

Методическая разработка практического модуля по теме

«Великая сила искусства»

для учащихся 14-17 лет

Автор : к.п.н., учитель МБОУ «Гимназия №11»

Антонова Светлана Юрьевна

г. Бийск, Алтайский край

Бийск, 2018

Содержание

  1. Обоснование актуальности

  2. Блоки модуля

  3. Полезные ссылки

  4. Приложения

Обоснование актуальности

Данная разработка создана с целью прокачать гибкие навыки учащихся через такую замечательную тему как искусство. Блоки модуля можно использовать как конструктор для проведения занятия любого формата, в любых временных рамках (в рамках 3 часов), любого образовательного пространства (в некоторых блоках наличие WiFi обязательно)

Творческие навыки: создание творческого продукта

Навыки общения: обсуждение в командах, практика публичного выступления

Цифровые навыки: работа с гаджетами, поиск информации, работа с приложением QRcode scanner,ресурсами www.kahoot.it , www.menti.com

Навыки критического мышления: анализ данных, работа с информацией

Навыки сотрудничества: работа в 4 командах (5-6 человек), в общей группе 20-24 человека

Цель – создание условий для совершенствования навыков 21 века через тему «Великая сила искусства»

Задачи:

— повысить интерес учащихся к теме искусство

— повысить уровень компетентности учащихся в вопросах искусства

— сплотить команды учащихся

Оборудование – проектор, компьютер,WiFi, мобильные устройства учащихся с приложением QR code scanner , 4 листа формата А3, краски , кисти на 4 команды, репродукция картины (в эой разработке «Подсолнухи» Ван Гога, хотя может быть любая на выбор), QR code картин для квеста

Критерии оценки работы на мероприятии

— вовлеченность учащихся

— мотивация к деятельности

— позитивная самооценка деятельности на этапе рефлексии

Блоки модуля

Блок 1. Zoom in введение в тему. Угадайте картину по ее фрагменту. (Приложение 1 Презентация Power Point)

Блок 2. QR code квест (в парах для команды найти данные для маршрутного листа) Приложение 2

Заполнение маршрутной карты

Название картины

Имя Художника

Год создания

В каком музее хранится

Блок 3. Викторина «Что мы знаем об искусстве»

Выполняется на платформе www.kahoot.it с помощью мобильных телефонов учащихся, в режиме командной игры (ссылка https://play.kahoot.it/#/?quizId=ddf7b317-ac36-4f2e-80af-2aa6681af13c )

Блок 4. Публичная речь (Приложение 3)

Выбрать цитату об искусстве, приготовить двух спикеров от команды.

Блок 5. Рисуем картину

Каждая команда получает лист формата А3. Перед всей командой стоит задача нарисовать часть этой картины, чтобы воспроизвести этот шедевр в более крупном масштабе. Во время работы можно подходить к другим командам, примерять свой кусочек, подгонять к общему итогу. У всех на столе есть все необходимое, и сама репродукция, часть которой нужно посторить

3 команда

2 команда

4команда

1 команда

Блок 6. Рефлексия

Рефлексия проводится с помощью ресурса www.menti.com

Предложены вопросы для саморефлексии, оценки работы команды, познавательного потенциала мероприятия. https://www.menti.com/708a92cf — ссылка для голосования

https://www.mentimeter.com/s/763bddd62d4182f42fd4e35a059719f3/ec15ad774eb5 ссылка для просмотра результатов

Полезные ссылки

  1. Галерея Эрмитажа https://gallerix.ru/album/Hermitage

  2. Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/

  3. Национальная галерея https://www.nationalgallery.org.uk/

  4. Метрополитан музей искусства https://www.metmuseum.org/

Приложение 1

Презентация Power point (см. папку с разработкой)

Приложение 2

QR коды знаменитых картин необходимо распечатать и вырезать. Распределить по территории мероприятия

Приложение 3

Темы для публичного выступления (прием уголки, в разных углах необходимо разместить эти фразы, учащиеся выбирают тему сами для своей речи, 2 человека готовятся от команды)

Самая возвышенная цель искусства — заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце — центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества.

Жан-Мари Гюйо

————————————————

В познании мира имеются два пути: путь научного познания и путь познания средствами искусства. Искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

В. А. Жуковский

Общение с искусством — всегда общение с другим человеком.

Б. М. Неменский

——————————————-

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Приложение 4

Таблица ответов по QR code квесту

Название картины

Имя Художника

Год создания

В каком музее хранится

Утро в сосновом лесу

Иван Шишкин

Константин Савицкий

1889

Третьяковская галерея, Москва

Грачи прилетели

Алексей Саврасов

1871

Третьяковская галерея, Москва

Алёнушка

Виктор Васнецов

1881

Третьяковская галерея, Москва

9 вал

Иван Айвазовский

1850

Государственный Русский музей Санкт Петербург

Мона Лиза

Леонардо да Винчи

1503-1519

Лувр, Париж

Черный квадрат

Казимир Малевич

1915

Третьяковская галерея, Москва

Уислджекет

Джордж Стаббс

1762

Национальная Галерея, Лондон

Дама в Голубом

Гейнсборо

1780

Эрмитаж, Санкт Петербург

Голубые танцовщицы

Эдгар Дега

1897

Музей искусств им. А.С. Пушкина

Девушка с жемчужной сережкой

Ян Вермеер

1665

Мауриухёйс, Гаага

Звездная ночь

Ван Гог

1889

Метрополитен Музей, Нью-Йорк

Пруд с Лилиями

Клод Моне

1899

Национальная Галерея, Лондон

Автопортрет

Зинаида Серебрякова

1909

Третьяковская галерея, Москва

Купчиха за чаем

Борис Кустодиев

1918

Государственный Русский музей Санкт Петербург

Бал в Мулен де ла Галет

Огюст Ренуар

1876

Музей Орсе, Париж

Подсолнухи

Ван Гог

1888

Национальная Галерея, Лондон

Девочка на шаре

Пабло Пикассо

1903

Музей искусств им. А.С. Пушкина

Первые шаги

Пабло Пикассо

1943

Художественная галерея Йельского университета, США

Опять двойка

Федор Решетников

1952

Третьяковская галерея, Москва

Погулка

Марк Шагал

1917

Государственный Русский музей Санкт Петербург

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий великая битва на волге
  • Сценарий веков связующая нить
  • Сценарий век живи век учись
  • Сценарий вежливость это норма
  • Сценарий ведьминской вечеринки