Сценарий великое русское слово

Данный урок является вступительным к циклу мероприятий, посвященных Дням русского языка

                Сценарий единого урока «Великое русское слово»

Цель: углублять познания учащихся об истории русского языка, показать его богатство и многогранность; привлечь внимание к мероприятиям Республики Крым, традиционно приуроченным к памятным датам 24 мая и 6 июня; развивать речь учащихся, навыки публичного выступления, творческие способности; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Материалы и оборудование: выставка книг, презентация, материалы с фестиваля «Великое русское слово».

Ход урока

Слово учителя.

Традиционно каждый год в Республике Крым проводится международный фестиваль «Великое русское слово». В этом году это юбилейный, Х фестиваль. Начинается он 24 мая – в День славянской письменности и культуры, который посвящен памяти основателей славянской письменности, братьям Кириллу и Мефодию.

Закрытие фестиваля проходит 6 июня, в день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина.

В этом году в культурных, образовательных учреждениях Республики Крым, согласно программе фестиваля, пройдет множество мероприятий: творческие конкурсы, концерты, театрализованные представления, конференции, единые и открытые уроки.
Сегодня мы проводим первое мероприятие – единый урок «Великое русское слово»

  1. Вед. Не задумывались ли вы, что слова похожи на звезды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Слова, как и звезды, не терпят одиночества, соединяются в созвездия. 
  1. Вед. Бережно относиться к родной речи, родному языку – обязанность не только специалистов-филологов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа.
  1. Вед. В годы Великой Отечественной войны поэтесса Анна Андреевна Ахматова клятвенно обещала:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем. Навеки!

Выступление ученика.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

  1. Вед. Русский язык по праву можно назвать Великим. Об этом говорил знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

«Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе».

Слово учителя.

Русский язык многообразен, ярок, красочен. Он обладает безграничными возможностями для выражения любой мысли, любого явления. В этом мы сами сможем убедиться.

Сценка «Рассказ» (участвуют ученики 5-7 классов)

На одном из симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Речь зашла о языках. Начали спорить, а чей язык красивее, лучше, богаче, и какому языку принадлежит будущее?

Англичанин сказал: «Англия – страна великих завоевателей, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам всего мира. Английский язык – язык Шекспира, Диккенса, Байрона – несомненно, лучший язык в мире».

«Ничего подобного», — заявил немец, — «Наш язык – язык науки и физики, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, язык, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии – «Фауст» Гёте».

«Вы оба неправы», — вступил в спор итальянец, — «Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни! На каком языке звучат лучшие любовные романсы и гениальные оперы? На языке солнечной Италии»!

Русский долго молчал, скромно слушал и, наконец, промолвил: «Конечно, я мог также, как каждый из вас, сказать, что русский язык – язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова – превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, чтобы при этом все слова рассказа начинались с одной и той же буквы?»

Это очень озадачило собеседников и все трое заявили: «Нет, на наших языках это невозможно». Тогда русский ответил: «А вот на нашем языке это вполне возможно, и я сейчас это вам докажу».

Учитель.

Давайте поможем доказать, что в русском языке это возможно.

(Зачитывание текстов, которые учащиеся составляли дома. Задание было получено заранее.)

Примеры выступлений:

Павлушка пел песню Петрушке,

Про пончики, пирожки и плюшки.

Петрушке понравилась подробная

Про полезность питания песня подобная. (Бухарова Наталья, 9 класс)

Моя мамочка может многое: мыть машину, мариновать малину, массировать мышцы, мечтать. Моя мама – молодец! (Борисенко Владимир, 6 класс)

  1. Вед. Лингвисты, вы признаете, что русский язык очень богат и разнообразен?

Все вместе: Конечно!!!

Выступление ученика. Чтение стихотворения Марины Волковой.

(смена слайдов на презентации)

Над полями растущего хлеба,
Разгорелся костром зоревым
Горизонт. От Земли и до Неба
Русь наполнена Словом Живым.

Дивных слов в языке русском много,
Льётся речь наша, как серебро.
Здесь Живут Люди, Ведая Бога,
И Глаголят с любовью Добро.

Ведь Любовь – нашей Жизни основа,
Русь полна небывалых чудес.
Слава Вещему Русскому Слову –
Животворному Слову Небес!

Учитель.

На этом наш единый урок закончен. Но знакомиться с богатством русского языка мы продолжим на последующих мероприятиях.

(Объявления мероприятий)

Используемые интернет-ресурсы:

liveinternet.ru

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово !

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.

2) Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.

3) Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Выставка стенгазет, словарей, презентация, компьютер,

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы. (СЛАЙД 1: название мероприятия )

Песня «Наш край». (СЛАЙД №2)

2.Слово учителя:

-Дорогие ребята! Нашу встречу, мы открыли песней о Родине. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина- это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой:

( СЛАЙД №3)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле берегу.

1ведущий: Сократ (СЛАЙД № 4) считал, что человек- творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться- учиться упорно и терпеливо. Писатель Толстой (СЛАЙД № 5) отмечал, что обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

( СЛАЙД № 6 )

-От доброго слова язык не усохнет;

-Каков разум, таковы и речи;

-Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;

-Что написано пером, того не вырубишь топором.

1 ведущий: Баснописец Эзоп (СЛАЙД №7) утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык — это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

2 ведущий: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

1 ведущий: Итак, мы видим, что языком нужно пользоваться очень умело, осторожно, обдуманно.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь, чтобы о чём-то говорить, думать, надо его как-то называть. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они, как «этикетки» : это стол, это кошка, это окно. Такими словами как бы увешано всё вокруг нас. В них хранятся знания языка о мире. В других словах содержатся знания не столько о мире, сколько о самом языке : как с ним управляться, чтобы говорить.

Это слова – организаторы. С их помощью мы организуем свою связную речь.

1 ведущий: Сколько же слов в русском языке ? (Их более 120 000)

Учёные считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000- 12 000 слов, а в книжной речи человек использует 20 000-24000 слов. Пассивный запас

( знает, но практически не употребляет )- 30 000 слов.

1 ведущий: Наши слова мы составляем из звуков, выделяя какой-либо звук голосом – ударением. В русском языке нет постоянного ударения. Тем не менее, от того, насколько правильно мы ставим ударение, зависит понятность и правильность нашей речи.

Предлагаем вашему вниманию 2 стихотворения

Ученик читает стихотворение:

«Знакомьтесь : Петя. Мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а «колидор».

«Дилехтор» входит в кабинет.

Закрыт мага’зин на обед…

Хозяйка моет стаканы’.

Секёт свеклу.

Пекёт блины».

И до меня дошёл черёд :

Портфель он по’ртфелем зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя,

Пусть и его зовут Петя’.»

Ученица читает стихотворение «ТвОрог – творОг».

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог.

А как спросить: «Почем творог?

А может правильнее творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

За полкило творожной массы ».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: « Не осталось!»

Она распродана уже!»

1 ведущий: А как же правильно: твОрог или творОг? ( Оба варианта допустимы). Не только неправильное ударение делает нашу речь некрасивой, неграмотной. Многие ребята употребляют в своей речи слова-сорняки, слова-паразиты (ну, так сказать, вообще и др.) Это еще одно из нарушений содержательности и чистоты нашей речи.

2 ведущий: Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке. Сатирик Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами-паразитами. Что же получилось? Послушайте.

«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э-э… на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом».

Все это было бы смешно,

Когда бы ни было так грустно.

1 ведущий: Почему же мы употребляем их в своей речи? В устной речи такие слова, возможно, используются для того, чтобы сделать мыслительную паузу, передышку, а чаще, когда не знаем, что сказать. Эти слова, как сорняки, засоряют речь, если у вас есть такой недостаток, нужно поскорее от него избавиться. Часто этот недостаток речи используется писателями для создания комического эффекта. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Повесть о капитане Копейкине». )

2 ведущий: Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком?» Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять. Вот, например, представьте, что выхожу я в начале этого мероприятия и говорю: « Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, — ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»

1 ведущий: Ну, и все ли вам понятно? Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком! Что самое интересное, такие слова слышатся с экрана телевизора. Каждый день нам предлагают «оттянуться со вкусом», «сникерснуть». Это звучит неправильно, некрасиво, не по-русски.

1 ведущий: Мы всегда должны помнить, что наша речь- это наша визитная карточка.

2 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори же ты, что я тебя узнал, наконец!».

1 ведущий: Так давай же сейчас просмотрим несколько миниатюр на узнаваемость:

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Театрализованное представление «Вали кулем!»

Действующие лица: Андрюха, Шкара, Цыпа, инопланетянин, инопланетянка, учительница, ученики другой планеты:

Слышится шум, появляются инопланетяне (он и она), услышав голоса, прячутся за штору в классе. Вбегают ученики.

Андрюха. Людя?! Я знаете, что просек? Контроша будет!

Шкара. Не врубился!

Цыпа. Тут кто-то вякнул7Вали кулем!

Андрюха. Афигел! Ашники сказали ,в натуре, контроша!

Шкара. Атас! Учиха хряет!

Появляется учительница.

Учитель. Дети! Хто не забрал польта в калидоре, несите в галдероб. И не нодо впадать в амбицую!

Раздается стук, в обморок падает инопланетянка.

Учитель. Войдите!

Андрюха. Да это инопланетяне прикостыляли откуда-то!

Учитель . Хто ето? Дайте стуло!

Шкара. Они с летающей тарелки!

Цыпа. Закрой каробучку, дубанутый! Фильтруй базар!

Инопланетянин. Мы прибыли на землю с далекой планеты. Мы долго готовились, изучали Ваш язык!

Инопланетянка. А теперь мы сомневаемся, туда ли мы попали и язык ли это великого Пушкина!

Андрюха. Ну задолбали! Вы что, с трудностями? Русиш язык не доползает?

Инопланетянин. Соблаговолите пояснить значение слов, которые вы употребляете! Как вас зовут?

Андрюха. Я- Мопед, это- Шкара, это -Цыпа. Если кому в зубы засвистеть или бланш под глазом поставить- только скажите! Так засвечу- все потухнут!

Инопланетянка. Будьте любезны, переведите все те непонятные выражения, которые вы употребляете в речи!

В разговор вступает учительница.

Учитель. Дети! Я скоко разов вам вдолблювала, оставьте свои хвокусы! Не выражайтеся!

Цыпа. Я же говорю. Приволоклися мы на матешу, только порфедолы под столы затырили, а тут такой прикол!

Шкара. Мы все повяли на раз!

Инопланетянка снова падает в обморок.

Инопланетянин. Держись, дорогая! Нам осталось доснять фильм, Подумай, сколько нового узнают дети нашей планеты!

Уроки у инопланетян на другой планете.

Инопланетянка. Проверим, как вы усвоили неологизмы русской речи! Начнем!

Ученики. Костыль! Клешня! Грабли! Балда! Лох!

Инопланетянка. Как заменить слова «Пришел»?

1-й ученик. (мнется) Припер.

2-й ученик. Причапал, приволокся!

Инопланетянка. А как сказать «котрольная работа»?

Ученики. Контроша! Котробаша!

Инопланетянка. Конает! (Неактивному ученику) А ты что шлангом прикинулся гафрированным? Затолкай себе в башку: чтобы родители витамин ”р” не выписали, люби и изучай язык великого Пушкина!

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Сценка «Ненужные словечки, или Классный Днепр при клёвой погоде»

(Действующие лица: культурный взрослый человек и современный школьник Ваня Сидоров)

— Здравствуй, Ваня.

— Здравствуйте.

— Hу, расскажи, Ваня, как дела?

— У, дела моща.

— Что-что?

— Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Покатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?

— А что, там лошадь была?

— Какая лошадь?

— Hу, которая ржала. Или я не понял ничего.

— Hу, ничего вы не поняли?

— Hу-ка, давай всё сначала.

— Hу, давайте. Значит, один фитиль…

— Без свечки?

— Без.

— А что же это за фитиль?

— Hу парень один, длинный, подкатил к шкету…

— Он на чём подкатил, на велосипеде?

— Да не, велосипед у шкета был.

— У какого шкета?

— Hу, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.

— С кем, с кем?

— Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Hу вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

— У него что, чесалось что-нибудь?

— Да нет, попилил он.

— Hу и как, распилил?

— Что распилил?

— Hу велик?

— Чем?

— Hу, этим самым, шнобелем?

— Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

— А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

— Да не было там никакой зимы, там училка была.

— Учительница, ты хочешь сказать.

— Hу да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Hо самая-то укатка, что велик гикнулся.

— Как гикнулся?

— А так, накрылся. Hа мелкие кусочки. Теперь поняли?

— Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.

— Как это не знаю!

— Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?

— Что?

— Помнишь, у Гоголя. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина» и дальше «Редкая птица долетит до середины Днепра».

— Помню.

— А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит». Hу как, нравится?

— Hравится, — сказал он и побежал, выкрикивая: «Классный Днепр при клёвой погоде».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

1-й ведущий. Наверняка многие наши знакомые в этих персонажах узнали себя. А вот еще одна миниатюра. И чтобы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин».

Сценка

Ученик и ученица.

— Димка, ну че, прочитал?

— Прочитал.

— Прикольно или стремно?

— Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.

Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: « Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

— Вот лох!

— А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

— Ух, ты!

— Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

— Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. (СЛАЙД № 8) Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

2 ведущий: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.

1 ведущий: В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые бьют тревогу о надвигающейся катастрофе — вымирании русского языка.

2 ведущий: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе — шутке «Сотрудник института синонимов».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

— Моя фамилия Михайлов,- отрекомендовался посетитель.

— А моя — Сидорчук, -сказал начальник ЖЭКа.

— Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов.

Синонимы — это слова, близкие по смыслу, значению…

— Ну и что?

— Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не

надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

— Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

— Хотеть, делать, желать, стремиться- это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

— Но что я должен сотворить? Что?- взорвался Сидорчук.

— Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

— Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только … вот такой справки я

выдать не могу. Их выдает паспортистка Мария Ивановна Кукушкина.

-Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

-Но есть же субординация, — начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

— Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдете, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявления на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются».

Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

— Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальника ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

1 ведущий: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеивал невежество. Лень, тупость. Необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными? !!!

2 ведущий: Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Послушайте, что говорили о нем русские писатели.

( СЛАЙД №9) «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

А.Н.Толстой «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н.Толстой

(СЛАЙД № 10) Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский).

(СЛАЙД № 11) Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

(СЛАЙД № 12) «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, емкий, умный язык» (С.Маршак).

(СЛАЙД № 13) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С. Тургенев)

(СЛАЙД № 14) «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.» ( Н. В. Гоголь)

(СЛАЙД № 15) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» (А. И. Куприн)

(СЛАЙД № 16) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Н. М. Карамзин)

2 ведущий: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеивал невежество. Лень, тупость. Необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными? !!!

1 ведущий: Наша встреча подходит к концу. (СЛАЙД № 17) В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы Анны Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы ВОВ

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

2 ведущий: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1 ведущий: Учащиеся нашей школы обеспокоены тем, что в речи появляются слова-паразиты, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята даже гордятся тем, что могут круто разговаривать. Живя в стране стыдно не знать язык.

2 ведущий: Чтобы быть достойным гражданином своей страны. Сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1 ведущий: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

2 ведущий: (СЛАЙД № 18) Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие».

1 ведущий: Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Итог. Слово учителя: У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

-А как бороться? Что для этого надо делать? О чем мы говорим каждый день, на каждом уроке?

— Начать надо с себя. Читать! Читать! Читать! Слово тоже нуждается в защите.

Защита, защитить, защищать. Нужно защищать Родину от врагов; Можно защитить близкого человека или друга от обидчика. Можно защищать честь мундира, свою собственную честь. Но сегодня мы должны защитить слово. Слово тоже нуждается в защите.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Чем лучше человек знает язык, тем свободнее он владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.

Культура речи — это правильность, точность, выразительность и разнообразие.

Чтобы повысить культуру своей речи нужно знать и помнить заповеди речевого поведения.

Вот они: (СЛАЙД № 19).

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в рамках предметной недели «Великое русское слово». КВН среди 6-х классов Цели игры:   Обучающие: формировать лингвистические , культуроведческие компетенции, пробудить интерес к русскому языку, заинтересовать учащихся в его изучении.

Развивающие: формировать коммуникативные ,исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности; продолжить работу по развитию речи учащихся, проводящуюся на уроках русского языка и литературы.

Воспитывающие: формировать социальную компетенцию, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие, девиз, эмблемы команды, соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд, которые в дальнейшем выводятся на экран

Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе; способствуют развитию логического и абстрактного мышления шестиклассников. Зрители также вовлекаются в процесс игры, имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.

Ход игры

Ведущий. Все, кто с книгой дружен, к нам скорей! Сюда! В зале начинается веселая игра! В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 3 сильнейшие команды 6 -х классов.

Девиз нашей игры- слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»

Представление команд

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда “Бобрята”

Наш девиз:

«Нам сегодня не до скуки-

Мы грызем гранит науки!»

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда “Знайки”

Наш девиз:

«Смекалки и находчивости нам не занимать!

Все. чему учились, мы будем вспоминать!»

Капитан 3 команды

Вас приветствует команда «Смайлики»
Наш девиз:
«Нам ума не занимать
Мы команда- просто класс!»

Ведущий. Жюри будет оценивать ответы учащихся.

Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс: Конкурс «Разминка».Ответить на вопросы – шутки.(Вопросы чередовать!) Оценка-1 балл за правильный ответ

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)

  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  5. В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)

  6. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  7. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

  8. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)

  9. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  10. Летит птиц стая, совсем небольшая. Какие это птицы и сколько их?(семь сов)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. На карточках написаны слова в два столбика. В словах нужно правильно расставить ударения. Как только сделаете, поднимаете руку. Оценка-1 балл за правильный ответ

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)

щавель (растение)

звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)

квартал (часть города)

Ведущий : Пока ребята справляются с ударениями, мы с болельщиками пройдем испытание «Продолжи фразеологизм». Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологические обороты. Оценка-1 балл за правильный ответ, которая засчитывается в пользу вашей команды.

  1. Водить….(за нос)

  2. Курам…..(на смех)

  3. Мокрая……(курица).

  4. Вешать…(лапшу на уши)).

  5. Морочить …….(голову).

  6. Шиворот-……(навыворот).

  7. Перемывать….(косточки).

  8. Бить…. (баклуши).

  9. Дрожит….(как осиновый лист).

  10. Разинув ,…. (рот)

Если будет время: РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)

4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-

бу-ка, ал-фа-вит)

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).

9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
10. Какую строчку нельзя прочитать? (швейную)

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.(Проектор1) Оценка-1 балл за правильный ответ

  1. В какой поговорке утверждается, что коты продаются мешками? (Покупать кота в мешке.).

  2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

  3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

  1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).

  2. Согласно какой пословице маленькое лучше большого?(Маленькое дело лучше большого безделья.).

  3. Когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Ведущий Ребята, во время игры вы учились правильно произносить, писать, разгадывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. Оценка- 2 балла за правильный ответ

1 команде: Наш Полкан попал в капкан.

2 команде: Пошла Поля полоть в поле.

3 команде: Шесть мышат в камышах шуршат.

5 конкурс: «Раз словечко, два словечко»

Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть огромное количество слов. Но, к сожалению, мы не всегда правильно употребляем слова, не зная их смысл. А иногда используем слова иностранного происхождения, забывая о синонимах, которые есть в родном языке. Например, хобби – увлечение, блеф – выдумка, ложь. Сейчас каждой команде будет предложено семь слов и три варианта их толкования. Нужно выбрать верный ответ за каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Амброзия

а) пища

б) ржавчина

в) цветок

2) Кавалькада

а) украшение

б) группа всадников

в) стихотворение

3) казус

а) кактус

б) случай

в) котенок

4) блиндаж

а) новинка

б) картина

в) укрытие

5) дрезина

а) тележка

б) шина

в) калоша

6) гашетка

а) кровать

б) раскладушка

в) приспособление для спуска курка

7) антиквар

а) участник квартета

б) продавец старинных предметов

в) ящерица

6 конкурс: Конкурс капитанов «Фотоглаз». Вам всем выдаются карточки с восемью словами. Капитанам дается 30 секунд, чтобы запомнить их. Затем они записывают их на листочках. Побеждает тот, кто запишет больше слов и сделает меньше ошибок.

  1. Антенна

  2. Телеграмма

  3. Искусство

  4. Директор

  5. Трамвай

  6. Кроссворд

  7. Галерея

  8. Компьютер

Ведущий. 7конкурс задание. Загадки-складки “Доскажи словечко” Оценка-1 балл за правильный ответ

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).

Друг нас всех не замечает,
О любимой он мечтает.
С её именем в устах
Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).

Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).

8 задание. Ведущий: “Угадай” Оценка-1 балл за правильный ответ. Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

-хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)

— об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)

— чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)

— проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)

— о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)

— все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)

9 задание. Ведущий “Творческое(на время).

Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка-максимально 5 баллов.

1-й команде: Гореть на работе.

2-й команде: Работать спустя рукава.

3 команде: Быть начеку.

Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).

Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)

Они валятся у усталого человека; его берут голыми, чтобы легко сделать; по ним бьют, чтобы наказать; их передают лично, непосредственно; ими неустанно работают; ими же очень плохо работают. ( Руки)

10 задание. СКОЛЬКО? (Вопросы чередовать) Оценка-1 балл за правильный ответ

  1. Сколько   было бременских музыкантов?

  2. Сколько бабушек у Красной Шапочки?

  3. Сколько богатырей у Черномора?

  4. Сколько   подвигов совершил Геракл?

  5. Сколько   золотых закопал Буратино на поле Дураков?

  6. Сколько   раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?

11 задание Ведущий.Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову. (Проектор3) Оценка-1 балл за правильный ответ

Васюткино :

Серая :

Таинственный :

Заколдованное :.

Гадкий :

Алые :

Малахитовая :

Военная :

12. задание. Ведущий.Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные.(ИЛИ «Кто больше») Оценка-1 балл за правильный ответ

13 задание. Ведущий.Вспомните и запишите пословицы по двум словам..(Проектор4) Оценка-1 балл за правильный ответ

1команде

1. Счастье-несчастье

2. Аукнется — откликнется.

2 команде

1 Серебро — золото.

2. Перо — топор.

3 команде

3. Мать-мачеха

3. Синица — журавль

Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.

Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Приложение

Ответы

10 СКОЛЬКО?

Сколько   было бременских музыкантов?

Сколько бабушек у Красной Шапочки?

Сколько богатырей у Черномора?

Сколько   подвигов совершил Геракл?

Сколько   золотых закопал Буратино на поле Дураков?

Сколько   раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?

Сколько   писателей в русской литературе носили фамилию «Толстой»?

5

1

33

12

5

5

3

11 Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.

Васюткино : озеро

Серая : шейка

Таинственный : остров

Заколдованное:место

Гадкий : утёнок

Алые : паруса

Малахитовая : шкатулка

Военная : тайна

12. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные (варианты произведений):

«Белоснежка и 7 гномов»,

«12 месяцев»,

«Машенька и 3 медведя»,

» Пятнадцатилетний капитан»,

» Три мушкетёра»,

«Три толстяка».

13 Вспомните и запишите пословицы по двум словам

1. Не было бы счастья.да несчастье помогло..

2. Как аукнется, так и откликнется.

3. Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.

4. Слово — серебро, а молчанье — золото.

5. Что написано пером, того не вырубишь топором.

6. Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

Конкурс знатоков ударений.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)

щавель (растение)

звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)

квартал (часть города)

Конкурс знатоков ударений.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)

щавель (растение)

звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)

квартал (часть города)

Конкурс знатоков ударений.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)

щавель (растение)

звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)

квартал (часть города)

5 конкурс « Раз словечко, два словечко»

1)Амброзия

а) пища

б) ржавчина

в) цветок

2) Кавалькада

а) украшение

б) группа всадников

в) стихотворение

3) казус

а) кактус

б) случай

в) котенок

4) блиндаж

а) новинка

б) картина

в) укрытие

5) дрезина

а) тележка

б) шина

в) калоша

6) гашетка

а) кровать

б) раскладушка

в) приспособление для спуска курка

7) антиквар

а) участник квартета

б) продавец старинных предметов

в) ящерица

6 конкурс капитанов « Фотоглаз»

1. Антенна

2. Телеграмма

3. Искусство

4. Директор

5. Трамвай

6. Кроссворд

7. Галерея

8. Компьютер

9. Картина

10. Вокзал

6 конкурс капитанов « Фотоглаз»

1. Антенна

2. Телеграмма

3. Искусство

4. Директор

5. Трамвай

6. Кроссворд

7. Галерея

8. Компьютер

9. Картина

10. Вокзал

6 конкурс капитанов « Фотоглаз»

1. Антенна

2. Телеграмма

3. Искусство

4. Директор

5. Трамвай

6. Кроссворд

7. Галерея

8. Компьютер

9. Картина

10. Вокзал

9 задание. « Творческое»

Гореть на работе

9 задание. « Творческое»

Работать спустя рукава

9 задание. « Творческое»

Быть начеку

11 конкурс.

Васюткино :

Серая :

Таинственный :

Заколдованное :.

Гадкий :

Алые :

Малахитовая :

Военная :

11 конкурс.

Васюткино :

Серая :

Таинственный :

Заколдованное :.

Гадкий :

Алые :

Малахитовая :

Военная :

11 конкурс.

Васюткино :

Серая :

Таинственный :

Заколдованное :.

Гадкий :

Алые :

Малахитовая :

Военная :

13 задание.

1команде

1. Счастье-несчастье

2. Аукнется — откликнется

13 задание.

2 команде

1 Серебро — золото.

2. Перо — топор.

13 задание.

3 команде

3. Мать-мачеха

3. Синица — журавль

Сценарий фестиваля по русскому языку «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

Сценарий фестиваля по русскому языку

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

Цель:

  • сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;

  • развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;

  • развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания молодежи;

  • развитие интереса к глубокому развитию русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;

Задачи:

  • формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора;

  • повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

  • продолжить знакомство детей с русским языком;

  • учить внимательно слушать и понимать;

  • развивать творческие способности, учить читать наизусть эмоционально и выразительно;

  • добиваться четкой дикции;

  • расширить словарь детей, обогатить речь цитатами, пословицами, поговорками, фразеологизмами;

  • воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;

  • повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией;

  • развитие речи, мыслительной деятельности, внимания;

  • формировать чувство причастности к культурному наследию России;

  • воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;

II. Предварительная работа (подготовка занятия)

Учащимся предлагается заранее перед фестивалем разработать символику и логотип русского языка. Также подготовить плакаты с высказываниями о русском языке, с фразеологизмами, стенгазеты. Всем эти оформляется зал. Презентация с портретами писателей и поэтов, управляемая учителем, музыка, привлечение других учителей (н-р, музыки).

III. Ход мероприятия.

Звучит музыка, учащиеся совместно с учителем исполняют песню о фестивале.

Звучит песня «Фестивальная» музыка Е.Птичкина, слова В.Татаринова в исполнении вокальной группы учеников

Текст (слова) песни «Фестивальная»

Что собирает молодых,

Под шумным небом Фестиваля?

Мы позовём друзей своих,

Чтоб звонко песню запевали.

Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!

Пусть, пусть танцует рядом друг!

Наша песня взовьётся вдруг

Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.

Промчатся праздничные дни,

Мы все разъедемся по свету,

Но ты надолго сохрани

Наш фестиваль и песню эту.

Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!

Пусть, пусть танцует рядом друг!

Наша песня взовьётся вдруг

Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.

Наш Фестиваль похож на нас,

Он Дружбы вестник, Мира вестник.

За наш Язык в тревожный час

Должны вступиться мы, ровесник!

Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!

Пусть, пусть танцует рядом друг!

Наша песня взовьётся вдруг

Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас всех на Фестивале русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

Ведущий 2. В словаре Ушакова мы находим толкование слова «фестиваль» — периодическое празднество, показ, и мы готовы показать Вам, дорогие гости, всю красоту и богатство нашего языка.

Ведущий 1.Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти.

Звучит стихотворение Н.С.Гумилёва «Слово» в исполнении ученика(цы)

«Слово»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Ведущий 2. В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.

Звучит стихотворение С.Г. Островой «Первородство» в исполнении ученика(цы)

«Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

Ведущий 1.Русский язык неразрывно связан с русскими традициями. Предлагаем вашему вниманию русский народный танец. Танец в исполнении учащихся на песню «Золотого кольца»

Ведущий 1. Бывает, погасшая звезда для людей на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

Звучит стихотворение И.А.Бунина «Слово» в исполнении ученика(цы)

«Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Ведущий 2. Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. На нём мы общаемся с самыми близкими нам людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, нашими друзьями.

Звучит стихотворение В.Я.Брюсова «Родной язык» в исполнении ученика(цы)

«Родной язык»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Ученик(ца) исполняет музыкальное произведение «Тонкая рябина» (аккордеон)

Танец в исполнении учениц на песню Марины Девятовой « Над Россией моей» с презентацией.

Ведущий 1. Вся жизнь человека связана с языком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других. Мы читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях мы используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.

Звучит «Ангел» Моцарта в исполнении ученика(цы) (фортепиано)

Звучит стихотворение Я.В.Смелякова «Русский язык» в исполнении ученика(цы)
«Русский язык»

У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.

Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверов горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в неволе,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.

Ты — выше цены и расценки —
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.

Ведущий 2. Язык, на котором мы говорим — русский. Это один из самых богатых и красивых языков мира.

Звучит стихотворение Н.А.Заболоцкого «Читая стихи» в исполнении ученика(цы)

«Читая стихи»

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Ведущий 1.Распространение письменности на Руси, приведшее к созданию русского литературного языка, связывают с Кириллом и Мефодием.

Ведущий 2. Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (ныне город в Греции Салоники). В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.

Ведущий 1. В 856 году Кирилл вместе со своими учениками пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки, которая была осуществлена в 863 году и получила название по имени её создателя – кириллица.

Звучит стихотворение Евгения Тищенко в исполнении ученика(цы)

Какая сладкая отрава:

кружочки, палочки, тире –

вести их слева и направо

под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,

значок в пустыне мировой,

чтоб сердце – этот пастырь строчек –

их различало меж соб…

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Цели: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативные умения. навыки исследовательской деятельности, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.

Оборудование: плакат «Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!» Компьютер, мультимедийный проектор, слайды, видеозапись (опрос прохожих).

Подготовительная работа

Учащиеся разделились на группы, обозначив ряд проблем.

  • I группа подбирает высказывания о языке.
  • II группа проводит лингвистическую экспедицию по городу «Нужно ли говорить правильно?»; задает прохожим вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?
  • II группа проводит эксперимент.
  • III группа проводит акцию «Говори правильно».
  • IV группа проводит исследовательскую работу.
  • V группа исследует работу рекламных агентств, фотографирует названия торговых центров, магазинов, рекламы, готовит слайды.

Затем материал обрабатывается, каждая группа готовит презентацию.

Ход мероприятия

(Презентация. См. Приложение)

Слайд 1

Учитель.

Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник. (Слайд 2)
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

Добрый день, дорогие ребята, друзья русского слова! 2007 год объявлен президентом В.В.Путиным годом русского языка. И сегодня мы посвящаем ему, русскому слову, нашу встречу.

Каждая группа представляет свою работу.

I группа

(Слайд 3)

Ученик (1). Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)

Ученик (2). Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Ученик (З). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, емкий, умный язык» (С.Маршак).

Ученик (4). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский).

Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». (Слайд 5) Язык в опасности!

II группа

Ученик. Наша группа провела лингвистическую экспедицию по городу. Прохожим задавали вопрос «Нужно ли говорить правильно?» Все ответили: «Да, нужно говорить правильно!»

Включается видеозапись.

А вот на вопрос «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?» Ответы были даны разные. (Слайд 6)

Нет

Да, исправлю

Не знаю

1. Чтобы не обидеть
2. Чтобы не оказаться бестактным
3. Чтобы не смущать человека

1. Не нравится, когда говорят не правильно.
2. Не надо портить русский язык.
3. Чтобы человек не допускал ошибок.

1. В зависимости от собеседника.

И еще нами был проведен эксперимент, в котором и вы сейчас можете поучаствовать. (Слайд 7)

— Запишите словами это числительное. Что у вас получилось? (Зачитываются варианты.)

Вот и у прохожих эта цифра вызвала затруднения в произношении.

(Результаты опроса. Слайд 8)

  • в две тысячи седьмом году 15%
  • в двухтысяч седьмом году 75%
  • в двухтысячно седьмом году 10%

75% опрошенных допустили ошибки. Чем это вызвано? Тем, что так говорят почти все. Но ведь эти ошибки повторяются уже седьмой год. Неужели нельзя запомнить?

(Слайд 9)

  • В две тысячи седьмом году.
  • К две тысячи седьмому году.
  • По итогам две тысячи седьмого года.

Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово (седьмой-… седьмого-…, седьмому-..)

III группа

(Слайд 10)

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Наша группа провела акцию «Говори правильно». В ней приняли участие учащиеся, родители, учителя. Нужно было расставить ударение в следующих словах (Слайд 11).

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.

— Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя. (Учащиеся расставляют ударение). А теперь послушайте стихотворение. «Между прочим».

Ученица.

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

Учитель. Может быть, и мы говорим иногда так же, как и герой этого стихотворения.

Ученица читает стихотворение «ТвОрог – творОг».

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может правильнее творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
За полкило творожной массы ».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: « Не осталось!»
Она распродана уже!»

Ученица. Каковы же результаты акции «Говори правильно!» Они огорчили нас. Из 20 предложенных слов – ошибки были допущены – в 8 словах, в 6; в 5 словах.

По результатам акции нами был составлен словарик «Типичные нурлатские ошибки» (Слайд 12)

  • Звонит
  • Баловать
  • Свекла
  • Красивее

— Ребята, проверьте себя, нет ли у вас таких ошибок.
— Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце 21 века? (Слайд 13)

Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще.

IV группа

(Слайд 14)

(Слова С.Маршака « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас»)

Ученик (1). Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это происходит?

Наша группа занималась исследованием школьного сленга. Подростки вводят в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.

Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки.

Идет урок. Контрольная работа. У Марата неоднократно спрашивали «слизать», т.е. списать, на что он отвечал «отвянь», так как у самого ничего не получалось.

Через день на перемене можно было услышать следующее: « Прикинь, мне «4»; « ништяк», «5»-так бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную работу оценки.

На перемене Руслан приглашает Максима в столовую не поесть, а за «хавчиком».

На новогодний праздник Аделя пришла в новом наряде. Действительно, очень красиво. Почему бы так и не сказать! Но со всех сторон несется: «Супер!» «Клево!» «Классный прикид!»

Да, жаргонные слова слышатся и пишутся все чаще. В чем же причина жаргонизации нашей речи? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику?

70% опрошенных на эти вопросы отвечали, что так говорят все, и я буду говорить так же! 20% -утверждали, что так легче общаться, многие слова не понятны взрослым. 10% -отвечали, что им все равно, как говорят.

Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно».

Нам удалось собрать часто используемые слова в школьной речи. Вот некоторые из них. (Слайд 15-16-17)

Стремно – страшно.
Тормоз – глупый.
Клевый – хороший.

Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Что же получается, их узаконили. А мы боремся со «словесным мусором» в речи.

Ученик (2). Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа того, значит, в смысле, ну-у, э-э. (Слайд 18)

 Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.

Ученики читают стихи.

1.

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

2.

Сатирик Р.Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте.

«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э- э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый
Вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом»

Ученик. Да, все это вызывает улыбку. Но!

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

V группа

Отчет пятой группы сопровождается слайдами

(Учащиеся фотографировали рекламы, названия торговых центров, предприятий…)

Наша группа наблюдала за тем, как работает рекламное агентство. Нам пришлось походить по городу, понаблюдать за названиями торговых центров, предприятий, изучить рекламы, информационно – рекламный еженедельник «Реал – Курьер». И вот какая картина предстала перед нами. (Слайд 19-25)

Идешь по улице , и вдруг в глаза бросается яркая афиша: кинотеатр приглашает на просмотр фильма под названием «ЖаRа».

Захочется зайти в торговый дом, пожалуйста, «ПерSона» приглашает и предлагает большой выбор товаров. «Эссен» всегда ждет своих покупателей. Что означает слово «Эссен»? Попробуем заглянуть в толковый словарь, но там вы никогда не найдете этого слова, его там просто нет.

Придешь домой, берешь газету, глядь — на первой странице «КурS валют», на другой странице написано TATNEFT , туристическая компания Нурлат Travel предлагает хорошо отдохнуть.

Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Allигатор». Переключаешь канал, идет концерт, на сцену выходит очаровательная девушка и нежным голосом начинает петь. Но тут появляются титры: МакSим. Песня «Нежность». И только теперь понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. Но это одно дело. Совсем другое, когда чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. Это же нарушение.

Но почему так делают? Агенты по рекламе используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. Им, кажется, что внимание потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы, что глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчет, вероятно, оправдывается, но какой ценой. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка.

Не пришлось бы в близком будущем констатировать этот факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

Учитель. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли».
И этому мы будем учиться.

(Слайд 26)

Ученик. И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

(Презентация. См. Приложение)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий веселые старты младшая группа
  • Сценарий великая сила искусства
  • Сценарий великая битва на волге
  • Сценарий веков связующая нить
  • Сценарий век живи век учись