Сценарий вежливость это норма

Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;научить правильно, употреблять слова вежливости;научить различать вежливое поведение и вежливую речь;научить вежливо, приветствовать, прощаться, выраж

Классный час «Вежливость на каждый день»

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

научить правильно, употреблять слова вежливости;

научить различать вежливое поведение и вежливую речь;

научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.

Ход классного часа.

— Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

— Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?

Но кем бы вы, ни работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское слово «вежа» – «знаток». Старинное «вежа» еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым — значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.

— Какие же вежливые слова рождает тепло души?

(Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Вежливость»)

Перечислите вежливые слова, которые вы знаете:

Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:

Здравствуйте!

Будьте добры.

Спасибо.

Будьте любезны.

Извините.

Доброе утро!

Благодарю.

Спокойной ночи!

Пожалуйста.

Добрый день!

До свидания!

Добрый вечер!

Скажите, который час?

Извините за беспокойство.

— Ребята, как вы думаете, откуда взялись правила поведения? Может быть, их кто-то выдумал?

Ребята, никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.

Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет». Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано. А откуда же появились вежливые слова?

Ученик 1:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ученик 2:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

— Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

Ученик 3:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 4:

ИЗВИНИТЕ.

Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Как часто вы произносите вежливые слова».

Слово

Иногда

Редко

Часто

Спасибо

13%

26%

61%

Здравствуйте

13%

0%

87%

Пожалуйста

25%

50%

25%

Извините

26%

44%

30%

Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)

— Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

— А теперь давайте поиграем еще в одну в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь …(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: … (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ….. (извините пожалуйста).

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Давайте, рассмотрим с вами несколько ситуаций.

Ситуация 1:

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

— Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять ручку и сказать: «Возьмите, пожалуйста!»).

— А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?

Ситуация 2:

Бывает так, что учителя ВАС ругают, пытаются показать, что ВЫ неправы в той или иной ситуации.

Учитель говорит Коле:

— Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны и по отношению ко мне и к Богу.

А Коля отвечает:

— Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.

Ситуация 3:

Учитель говорит Вике:

— Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой.

А Вика отвечает:

— Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.

Ситуация 4:

Лена пришла в школу в блузке, на рукаве которой было грязное пятно. Ее одноклассница это заметила и говорит: «Лена, а у тебя блузка грязная!»

Лена отвечает:

«Спасибо, что сказала мне об этом».

Ситуация 5:

Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

Ситуация 6:

Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

Раздаются каточки, работа в группах.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? Что нужно было сказать?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрасте! – ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

— Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Итог

Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
  2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
  4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
  5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
  6. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
  8. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк — здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. Самым «грубым и невежливым» городом был признан индийский Бомбей.

— Давайте, постараемся, чтобы и наш класс в школе был самый вежливый.

— Ребята, вам понравился наш классный час?

Если вам было интересно, радостно и понравилась наш классный час, то поднимите зеленый смайлик, если же «нет» и вам было скучно и грустно, поднимите красный смайлик.

Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и вежливые слова. Давайте постараемся быть вежливыми каждый день и везде.

Сценарий

открытого внеклассного мероприятия

«Школа вежливости».

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения;

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова вежливости.

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование: песня «Улыбка», цветик — семицветик (видео ролик), советы — памятки для каждого ученика, «вежливые» слова (слайды).

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ученик.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи —

Не встать, обращаясь к учителю –

Взять билеты в автобусе –

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы —

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель показывает на экране слайды с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:… (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю… (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик» (видео включение — ролик)

Учитель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад — на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели…

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится — стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни –

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика — семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся — так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой — проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь — подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил — сам убирай!

Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятка отпечатана на лепестках цветка для каждого ученика.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь… (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:… («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:… («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

— Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

— Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?

— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

01.12.2016

Сценарий занятия «Вежливость на каждый день»

Полетаева С.Ю.

Занятие позволяет расширить, закрепить представления о морально — этических нормах поведения и общения.

Оценить




872

Содержимое разработки

6

Конспект занятия «Вежливость на каждый день»

В Учреждении с 2004 года реализуется сквозная программа «Через творчество и духовность к воспитанию души» (2004-2018 гг.). В рамках данной программы проходят мероприятия в формах этических бесед, социальных акций, семейных праздников, викторин, интеллектуальных игр, диспутов, круглых столов, защиты проектов, конкурсных программ, фестивалей, выставок, конкурсов, поэтических вечеров, конференций, семинаров, интерактивных бесед, индивидуальных консультаций и другие. В рамках сквозной программы было разработано данное мероприятие, которое способствует воспитанию у обучающихся нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, чуткости, ответственности, толерантности.

Форма проведения:беседа-игра

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Цель занятия: ознакомление с эстетическими нормами поведения, формирование представлений о вежливом общении, привычки употреблять слова вежливости.

Задачи:

Образовательные:

— формировать у обучающихся этическую культуру, повышать знания по этике;

— прививать, расширять, закреплять представления о морально — этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми, способствовать выработке собственных взглядов, суждений, оценок;

— прививать любовь к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре.

Развивающие:

— развивать внимание, память, мышление;

— развивать эстетический вкус, чувство прекрасного;

— развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

— воспитывать личность, формировать нравственные и моральные качества, дисциплинированность, культуру поведения;

— обучать следовать принципам морали в повседневной жизни;

— воспитывать самосознание, самодисциплину;

— воспитывать уважительное отношение, любовь к окружающему миру.

Рабочие материалы для обучающихся: мягкое сердце, искусственный цветок.

Словарь: вежливые слова, приветствие, благодарность, воспитанность

Ход занятия

Педагог: — Дорогие друзья, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Каждый поворачивается друг к другу и говорит: «Здравствуй, дружок».

Чтение стихотворения А. Барто «Невоспитанный мальчик»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовём..

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»,

Не одолел его язык..

Ему бывает просто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошёл… Пока! Всего!

Вопросы:

-Каких слов не знает мальчик?

— Как ему помочь?

Педагог: — Чему будет посвящено мероприятие?

— Мы поговорим сегодня с вами о волшебных, вежливых словах. Мы поймём, что не только нужно знать эти слова, но и уметь правильно их употреблять. Мы уверимся в том, что важно в жизни совершать только добрые поступки.

Рассказ о вежливых словах

Вежливые слова – это обычные, простые, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному. Вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были красивыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться.

Педагог: -Назовите вежливые слова. Каждый из Вас должен передать друг другу маленькое сердечко и назвать вежливое слово.

Игра «Вежливо- невежливо»

Условия игры просты- если вы со мной согласны и считаете, что поступок хороший, не сидите, не молчите хлопайте в ладоши. Ну а если плох поступок, и вы его не одобряете, тогда все вместе, дружно потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте её другу.

6. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинился,

Поступок этот мы простим.

Игра «Продолжи предложение»

Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова:

— В день, пожалуй, раз до ста говорить……(пожалуйста)

-Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…..(здравствуйте)

— Если хорошо поел для силы, скажешь слово ты….(спасибо)

— И во Франции и в Дании на прощание говорят ….(до свидания)

-Встав с постели ранним утром, скажем дружно…(с добрым утром)

Педагог: -Какие вежливые слова мы произносим при встрече?

Рассказ о приветствиях

Люди издавна приветствовали друг друга при встрече. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвёртые прикасались носами, пятые – показывали язык. А как приветствуем сегодня мы? Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А другие двое приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются, целуются. А девчонки налетели друг на дружку – чмок, чмок, потараторили и разбежались. Не поприветствовать друг друга считается невоспитанностью и неуважением. Ведь в приветствии заключается очень важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен, и я хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго».

Педагог: — Откуда появились слова «спасибо», «благодарю»?

Из истории слов

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:- Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить человека за его доброе отношение.

Игровая пауза

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача- узнать по голосу говорившего. Водящий отворачивается. Один из обучающихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать обучающегося по голосу.

Игра «Цветок доброты»

Условия игры такие – вы передаёте друг другу цветок (тому, кому вы хотите) со словами из известной сказки «Цветик-Семицветик». А дальше вы, например, говорите: «Вели, чтобы Юля сказала Грише… что-то хорошее, доброе».

Педагог:- А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?

Почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?

Игра «Пожалуйста»

-По моей просьбе вы исполняете определённые команды. Как я должна вас об этом попросить? (Конечно, вежливо).

-А какое вежливое слово я могу сказать? (Слово «пожалуйста»).

Договоримся о важном условии — если я не произношу волшебного слова, то команду вы не выполняете.

Закрепление.

Пока                                               Салют!

Здорово!                                        Сколько лет, сколько зим!

Привет!                                          Как я рада тебя видеть!

Здравствуйте!                                Ба! Кого я вижу?!

Доброе утро!

Педагог: — Какие слова уместны в разговоре школьника при встрече с незнакомым   человеком?

—  Какими словами вы приветствуете своих друзей?

— А, есть ли среди этих слов  приветствие, которое подходит для всех?

Заключение. Рефлексия.

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Ну вот, пришло время прощаться.

— Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.

— Что вам сегодня на занятии понравилось больше всего?

Я надеюсь, что вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/230474-scenarij-zanjatija-vezhlivost-na-kazhdyj-den

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Праздник в начальной школе

«Вежливость — первая и самая приятная добродетель»

Работу выполнила:

учитель английского языка

Тырышкина О.В.

с. Нагорное, 2015г.

Тема: «Вежливость — первая и самая приятная добродетель».

Цель:

  • Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”.
  • Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике.
  • Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход праздника.

Ведущая. Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нам. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками. Наш сегодняшний день мы посвящаем вежливости. Что такое – быть вежливым? Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда, ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как взрослые… Но это не так.

1 чтец.

Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придешь обедать к трем часам, —
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам…
А сам явился ровно в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

(Стук в дверь, в класс вбегают Пятачок и Вини-пух)

Действующие лица: Винни – пух, Пятачок.

Куда идём мы с Пятачком

Большой, большой секрет,

И не расскажем мы о нём,

О нет, о нет, о нет…

Винни — пух: Пятак, куда мы идём?

Пятачок: ВИННИ, мы же собрались к Кролику на день рожденья!

Винни — пух: К этому длинноухому, ушастому, занудливому очкарику (громко кричит), который вечно учит: так не делай, так не говори, не кричи, будь вежливым. Фу, зануда!

Пятачок: Винни, не нужно так кричать.

Винни — пух: А я и не кричу. Слушай Пятачок, какие я знаю правила о дне рожденья.

Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Ведущая: Согласны, ребята?

Вини-пух:

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

Ведущая: Ребята, чтобы быть вежливым, какие надо знать слова?

(Игра «Подскажи словечко»)

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого
/спасибо/

Зазеленеет старый пень
Когда услышит
/добрый день/

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы
/спасибо/

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь
/здравствуйте/

Когда нас бранят за шалости,
Говорим
/прости, пожалуйста/

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
/до свидания/

Ведущий: Но это не простые слова, а «волшебные». И сейчас вы в этом убедитесь.

1 чтец:

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
— Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

2 чтец:

За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

3 чтец:

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду

4 чтец:

Отменить, что ли, слово «пожалуйста» —
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

5 чтец:

Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

6 чтец: — Добрый день! – тебе сказали.
— Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

7 чтец:

Эти слова всем известны давно.
Видишь – они и просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
— Добрые люди, будьте здоровы!

(Дети исполняют песню «Если добрый ты»)

(Входит Незнайка)

Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?

Ведущий: Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

Незнайка. Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.

Ведущая: Я поняла, это значит «Не попади впросак, верно?»

Незнайка. Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,

С добры утром” скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?

Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Незнайка: молодцы!

(Исполняется песня «Улыбка»)

Ведущая. Человек, который говорит волшебные слова – словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно.

Игра “Вежливо – невежливо”

Водящий называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация “вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то мяч надо отбить.

Ситуации:

уступить в транспорте место;

поздороваться при встрече;

толкнуть и не извиниться;

помочь поднять упавшую вещь;

не заплатить за проезд;

не вставать, обращаясь к старшему;

обозвать обидным словом;

перевести бабульку через дорогу;

улыбнуться прохожему;

помочь малышу на дет. площадке залезть на качельку;

подождать кого-нибудь у лифта, чтобы вместе ехать;

придержать дверь;

помочь донести тяжелую сумку бабушке;

сделать кормушку для птиц;

покормить бездомных кошек или собак косточкой из супа;

позвонить родителям или родственникам в др. город;

сделать угощение (пряники или печенье) и угостить соседей.

ЧАСТУШКИ

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

*************

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

****************

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

*************

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

**************

В поезд входят три юнната:

— Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!

***************

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать!

— Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

************

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

****************

Интеллектуальная игра «Восстановите пословицу».

На табличках вы видите слова пословиц. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем зачитать ее.

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

От какого слова произошли все эти слова? (Доброта)

Ведущая: Кто в дружбу верит горячо,

Кто друга чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт.

Ты добрых слов не пожалей

Произнеси их для друзей.

— А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, теплые слова, комплименты.

(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.)

Ведущая: вы все, ребята, любите сказки. А кто ваши любимые герои? Хорошо. А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)

Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Это мой самый лучший друг, я спасла его от снежной королевы. (Герда)

Ведущая: Сейчас мы будем собирать добро «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.

Учащиеся рассказывают о своих добрых делах, и силуэты птиц, кошек, собак и др.

Ведущая: Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце. Вот видите, мы победили зло.

Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная Королева, Герда, Том, Ариель, сватья баба Бабариха.)

Игра: «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Игра «И мы» (народная). Правила игры.

Я буду рассказывать, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы должны сказать «и мы». Слушайте внимательно и думайте, где надо сказать, а где лучше промолчать.

«Пошёл я однажды в лес…

….и мы

Смотрю в кустах медведь малину ест…

..?

Я как закричу…

И мы!

Медведь как зарычит..

Да как побежит..

И я дальше пошёл..

..!

Смотрю дятел на сосне головой об неё стучит…

Я как свистну…

….!

Дятел испугался и улетел…

А я дальше пошёл…

И мы.

Разыгрывается сценка. Появляются Мальвина и Буратино.

Мальвина: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Здравствуй, Мальвина!

Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино: Плохо я справился с заданием.

Мальвина: Почему?

Буратино: (злобно выкрикивает): Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино: Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино; Не было этого, не было, не было…

Мальвина: Ну, вот, опять ты своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» или «Хочу в школу, хочу в школу» — разве это не было сказано капризным голосом?

Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я ему плохого сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел. Нехорошо он поступил. Правда, ребята?

Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А. замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи начинают друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведёт себя, а просто станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит. Слово ранит». Запомни это!

Доброта — это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Тогда и я хочу сказать вам на прощанье,
Перед тем, как нам расстаться
И уйти по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Хорошо воспитанный, культурный человек, соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Каждый человек должен знать и соблюдать правила вежливости. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдать правила вежливости.

Ежегодно в январе месяце у нас в школе проходит неделя «Школа доброты и вежливости». Открывается неделя торжественной линейкой. Предлагаю сценарий проведения тематической линейки и презентацию к мероприятию.

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Задачи:

  • прививать правила вежливости и красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
  • воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;
  • стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся;
  • научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.

Оформление: плакаты с высказываниями:

  • «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И. Гёте;
  • «Вежливость порождает вежливость» Э. Роттердамский;
  • «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес.

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги и ребята! Сегодня мы открываем неделю вежливости и доброты. И в гости мы пригласили Фею Вежливости. Встречайте!

(музыка, появляется Фея)

СЛАЙД 2

Фея:

Добрый день Друзья!
Я – фея Вежливости
И вот мои слова:
«Спасибо», «Извините»,
«Пожалуйста», «Простите»,
«Здоровья вам с утра!».

В общении друг с другом
Слова нам всем нужны:
«Простите, вам удобно?»,
«Ах, будьте так добры!».

И в жизни очень важно
Их часто повторять,
А грубыми словами
Людей не обижать.

Ребята! А вы всегда пользуетесь этими волшебными словами?

Дети: Да!

Фея: Молодцы! Ведь от таких добрых слов становиться теплее и радостнее всем окружающим.

Ведущий: А еще: доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а злое калечит».

СЛАЙД 3

Фея: Ребята, умение пользоваться волшебными словами, вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, называется вежливостью.

Ведущий: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

Фея: Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.

Ведущий: Давайте посмотрим видеоролик, и вы скажите – правильно ли ведут себя ребята?!

(видеоролик)

Фея: Ребята, правильно поступали герои минисценок?

Дети: Нет!

Ведущий: Вы правы! Вежливые, культурные, воспитанные дети – никогда не дерутся, всегда употребляют волшебные слова, помогают старшим, уступают место в транспорте пожилым людям.

Фея: Амы сейчас проверим, воспитанные вы дети или нет. Давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если звучит правило культурного поведения – вы хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами.

СЛАЙД 4

Фея: Здороваться при встрече (хлопаем)

Ведущий: Нельзя перебивать взрослых (хлопаем)

Фея: Толкнуть кого-то и не извиниться (топаем)

Ведущий: Опоздав на урок, сказать: «Извините, можно войти?» (хлопаем)

Фея: Не нужно уступать в транспорте место пожилым (топаем)

Ведущий: Ребята всегда соблюдайте правила культурного поведения, а не только на неделе Вежливости.

Фея: Молодцы, ребята! А вот еще одно задание. Мои помощники прочтут стихи, а вы должны сказать – Вежливо так поступать или нет?!

Ученик 1:

Витя вежливость у нас
Проявил на деле:
Витя в полночный тихий час
Поднял мать с постели.

СЛАЙД 5

Ученик 2:

– Что с тобой?! – вскричала мать,
Заболел сыночек?
– Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи».

Ведущий: Ребята, как вы считаете: Вежлив Витя или нет?

Дети: Нет!

Фея: В этом случае говорят: Перестарался! Слушайте дальше!

Ученик 1:

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
«Извините, свою ошибку признаю».

СЛАЙД 6

Ученик 2:

На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».

Фея: Ребята, а теперь правильно поступил Витя?

Дети: Да!

Фея: Молодцы!

Ведущий: Ребята, а сейчас мы вас познакомим с мероприятиями, которые вас ждут на неделе Вежливости и доброты.

СЛАЙД 7 

День недели Дата проведения Мероприятие Классы
Понедельник 23.01.17г. Линейка, посвященная открытию недели «Школа доброты и вежливости».
Конкурс раскрасок «Вежливо – невежливо».
Заочная викторина «По страницам этикета».
Кукольный театр «Новогодние приключения».
1–10
1–4
5–7
3–10
Вторник 24.01.17г. Беседа «Культура. Вежливость. Этикет» в краевой юношеской библиотеке. 8–10
Среда 25.01.17г. Рейд «В человеке все должно быть прекрасно» (внешний вид, состояние учебников). 1–10
Четверг 26.01.17г. Открытое мероприятие: «Всемирный день Спасибо».
Подведение итогов конкурса раскрасок и заочной викторины.
2–4
1–7
Пятница 27.01.17г. Линейка, посвященная закрытию недели «Школа доброты и вежливости». 1–10
23.01.17г. – 27.01.17г. Книжная выставка «Что такое хорошо, что такое плохо?» 1–10
Просмотр тематических мультфильмов и видеофильмов 1–10
Урок общения «Подари улыбку другу» 5–7
Громкие чтения по произведениям О. Осеевой «Мы взрослеем» 2–4

СЛАЙД 8

Фея: Ребята, в конце нашей встречи мне хотелось бы сказать:

Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.

Ведущий: На этом наша линейка подошла к концу. Давайте никогда не будем забывать добрые волшебные слова, будем чаще говорить их друг другу.

СЛАЙД 9

Фея: Говорить ласково, улыбаясь, потому что от улыбки мир становится добрей и светлей.

(Песня «Улыбка»)

СЛАЙД 10

Ведущий: Спасибо всем за внимание! До новых встреч на мероприятиях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ведьминской вечеринки
  • Сценарий ведьминского шабаша
  • Сценарий ведьмина служба доставки
  • Сценарий веселые старты ко дню матери
  • Сценарий ведьма варит зелье