Сценарий викторины колесо истории

Сценарий празднования 23 февраля. Интеллектуально-познавательная игра «Колесо истории». Материалы доступны для бесплатного просмотра и скачивания с сайта.

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры «Колесо истории». Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить — значить жить.В пути их сопровождает архивариус.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной.
Цветов наших ярче и крепче народ,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!
Он вынес нашествия полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков,
Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.

Итак, в путь!

Задание 1

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины. С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.

  1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
  2. Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
  3. Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов

Задание 2

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов

Задание 3

Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.

Солдат спит, а …. (служба идет)

Щи да каша – …. (пища наша)

Дыма… (без огня не бывает)

Пуля – дура, … (штык молодец)

Сам погибай, а… (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?

Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4

Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы. Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий. В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

  • Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
  • Три богатыря (В.Васнецов)
  • Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
  • Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
  • Оборона Севастополя (А. Дейнека)
  • Победа (П. Кривоногов)

Задание 5

Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

  1. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго,
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За Родину свою!
  2. Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
  3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба

Задание 6

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6. Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос

  1. Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником. Что защищали участники это сражения?
  2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
  3. Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы. А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

  1. Где проходила дорога жизни?
  2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
  3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

  1. Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
  2. Какая песня стала гимном ВОВ?
  3. Назовите города-герои.

Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7

(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом. В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу. Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7. Отгадать названия песен

  • Москвичи
  • В землянке
  • Темная ночь
  • Журавли
  • Священная война
  • Катюша

Задание 8

Ведущий:

Много разных памятников есть,
Множество цветов на пьедесталах,
Сколько бы цветов сюда не несть –
По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8. По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям. Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина. Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Архивариус: памятник «Алеша»

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

для пришкольных лагерей

Цели игры: способствовать воспитанию патриотизма и нравственному             развитию личности,  развитию интереса  к истории  России.

Оборудование: 2 столба, на которых  прикреплены большие плакаты с нарисованными верстами с каретами красного и зеленого цвета, элементы костюмов.  

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды — ребята из разных кружков и педагоги.
  2. У каждой команды карета красного или зеленого цвета. На плакате изображены версты – путь, по которому движется карета. Всего 5 верст – 5 заданий игр для экипажей.
  3.  После переезда – команды меняются, приглашаются другие воспитанники кружков.

Звучит музыка

Входит ведущая.

Вед.1: Добрый день, дорогие гости! Приветствуем всех, кто сегодня с нами!

Приближается большой государственный праздник – День России. А когда мы его будем отмечать?

Коль уж мы сегодня собрались все вместе, коль уж у нас с вами сегодня такой праздник,  приглашаем всех ребят и педагогов отправиться в путешествие по нашей родной стране.

Но не по той стране, в которой мы с вами живем, а по Древней Руси.

Приглашаем вас вспомнить историю нашего государства, его обычаи и традиции, его песни да танцы.

Вед.1: Сегодня в нашей игре «Колесо истории» встретятся два экипажа. Возглавлять их будут мои помощницы. (Выходят девочки)

Вероника: Я буду сопровождать экипаж в красной карете.

Юлиана: А я – в зеленой.

Вед.1: Экипажам предстоит преодолеть 5 верст по просторам

России. Если какой-то экипаж будет отставать, ему смогут помочь ребята в зале. А встречаться на просторах нашей страны будут сегодня команды двух лагерей — ПЕРЕКЛИЧКА

Вероника А отправимся мы из далекой земли Сибирской в наш родной донской край.

Юлиана  А мы – из края русского севера тоже к  нам в донские степи.

Вед.: Кто будет играть на каждом этапе пути, кто будет соревноваться —  мы

узнаем, когда достанем карточки из 2 мешочков — красного и зеленого цвета (достают карточки с номерами мест и рядов) Итак, начнем нашу игру.

1 ВЕРСТА

Звучит  музыка

Вед.1: Первый этап пути – викторина. Отвечая на вопросы викторины  

каждый  экипаж  за правильный ответ будет получать карточки со словами, из которых в итоге сложится девиз команды.

Девизом каждой команды будет русская народная пословица.   Ребята пробуют ответить самостоятельно, в случае, если они затрудняются, могут попросить помощь вожатого.

На сцену выходят по 3 чел. и вожатый

Ведущий 1 задает вопрос и за каждый ответ дает карточку со словом:

1. Кто является основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий)

2. На чём писали в древней Руси? (На бересте)

3. В Древней Руси девушки  вокруг головы повязывали ленту, а что носили замужние женщины? (легкую шапочку, под  которую прятали свои волосы.)

4.Как называлась наша Родина в старину? (Русь)

5.Как называется главная башня Кремля? (Спасская).

6. Обувь крестьян на Руси? ( Лапти)

Вопросы второй команде:

  1. Мехом, какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя).
  2. Им сверху церковь украшают,

        И купола под ним сияют.

        Вопрос тебе несложный дан –

        Назвать лишь символ христиан. (Крест)

  1. Кто охранял в далекие времена Русскую землю?  (Богатыри)
  2. Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь).
  3. Такой пирог раз в год пекут,

        И в церковь к батюшке несут.

        Он станет после освященья

        Для православных угощеньем. (Кулич)

  1. Закончите пословицу: «Человек без Родины,  как соловей без … (Песни)

(Девочки раздают слова)

Вед.1:Итак, все слова получены – ваша задача сложить девиз команды!

Посмотрите, какая пословица у вас получилась. Прочитайте свой девиз хором громко для всего зала.

(Дети собирают пословицу, если не хватает слова –  должны догадаться и вставить нужное слово)

Пословицы — Большая заслуга – выручить в бою друга.

Птица сильна крылом, а человек дружбой.        

Вед.1: Молодцы, ребята, первая верста осталась позади! Аплодисменты!

Под аплодисменты зрителей  передвиньте, пожалуйста, свои кареты

на 1 версту. (Кареты под музыку  перемещаются на стендах каждой командой)

Звучит музыка  

2 ВЕРСТА

Вед.:Для продолжения пути нам нужно обновить экипажи.

         Из зала приглашаются

( Ведущие вытягивают их мешочков карточки с мест и рядов)

Вероника: Говорят, у каждого народа есть своя душа. Она живет в песнях и

танцах, в былинах и сказках.

 Юлиана:   С юных лет мы все с вами дружим с героями русских народных

сказок, любим их, переживаем за них.

Вед.: Дорогие друзья, представьте, что вы рассказываете историю, похожую на сказку. Для этого вам сейчас будут предложены тексты. Помните, что от вас в этом случае ждут сказочной интонации: неторопливости, некоторой загадочности тона или игривости и, конечно, мудрого наставления.

А слушатели попробуют  оценить, насколько удачен ваш сказочный

           рассказ.  А чтобы вам легче было перевоплотиться в сказочника, за кулисами вам предлагаются необходимые элементы костюмов и декорации. В помощь командам на сцену приглашаются педагоги театральных коллективов.

(На сцену приглашаются педагоги)

 (Дети выбирают карточку, проходят  готовиться)

Карточка 1

Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.

Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопьиных Прокопенят. Сказка  — быль ли, не быль, да и  не вранье.

Карточка 2

Тень – тень — потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку – небылицу. Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб, что лопата, да ума не богато.

Пойдет- не дойдет, сядет да вздремнет, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнет, всхрапнет да присвистнет, присвистнет да проснется, проснется да вновь свернется: мол, я не я, да и лошадь не моя. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша.

Вед.2: А пока ребята готовятся, мы приглашаем на сцену вокальный ансамбль.

Музыкальная пауза – «Я живу в России» — «Эдельвейс»

Вед.:  Итак, наши сказочники готовы.

Вед.: Замечательные сказители получились из наших ребят. А чей рассказ

вам больше понравился нам расскажут ваши аплодисменты.

Вед.: Обе команды с успехом преодолевают еще одну версту.

 (Кареты перемещаются на стендах каждой командой)

3 ВЕРСТА  Звучит музыка  

Вед.: Не будем задерживаться в пути – мы приглашаем из зала новых

членов экипажей.

(Достают карточки с номерами)

Юлиана: Самобытность любого народа отражается, прежде всего, в  его

костюмах. По одежде в давние времена как по книге можно было многое прочесть и узнать о ее владельце. Русские люди издавна украшали рубахи, юбки и сарафаны красивыми узорами с цветами да колосками, листьями да ветвями.

Вероника: Вот и вам, дорогие ребята, предстоит поработать в мастерской

        Марьи — искусницы и украсить узором русский сарафан.

Вед.: Сейчас наши помощницы вынесут вам макеты сарафанов, и вы пройдете к столикам с красками для выполнения работы.

(Дети работают, украшая бумажные сарафаны)

Вед.2: А пока экипажи заняты работой мы с вами посетим наш виртуальный

музей. В нем собраны домашние предметы, утварь, одежда русских людей. Знаете ли вы их – сейчас узнаем!

(Дети из зала отвечают – в зале ведущие девочки с микрофонами)

ПРЯЛКА приспособление для ручного прядения, изготовления нити ,  

 ВЕРЕТЕНО ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине ,    

УХВАТ приспособление для подхватывания в печи горшков или чугунов — железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти,  

 ЛУКОШКО ручная корзинка,  

 ТУЕСОК небольшой круглый короб с тугой крышкой для хранения и переноса меда, икры, ягод и т. п., обычно берестяной или лубяной,

 КОСОВОРОТКА мужская рубашка с стоячим воротом, застёгивающимся сбоку,    ЧУГУНОК металлический горшок для приготовления пищи в печи,  

  КОРОМЫСЛО в виде опираемого на плечи изогнутого деревянного шеста для ручного ношения двух вёдер или других грузов,    

СЕРП сельскохозяйственное орудие для срезания растений, крепящийся на ручке дугообразный нож с острой зазубренной внутренней кромкой,  

 ЛАПТИ плетёная обувь из лыка, охватывающая ступню ноги

Вед.: Наши мастера и мастерицы славно потрудились над своими нарядами

и уже готовы их нам продемонстрировать.  

(Показ сарафанов, определение лучшего аплодисментами)

Вед.: Ваши сарафаны уж очень хороши и определить лучший просто не

представляется возможным! Молодцы, настоящие мастера! Благодарим вас и приглашаем передвинуть кареты!

(Кареты перемещаются на стендах каждой командой)

Звучит музыка  4 ВЕРСТА

Вед.: А на смену ребятам спешат новые члены экипажей!

( Ведущие вытягивают карточки с номерами)

Вероника: А путь наш лежит через картинную галерею, в которой собраны

лучшие произведения русских художников, воспевших в своих картинах красоту русской природу, героизм народа, быт простых людей.

Юлиана: Мы не предлагаем вам посоревноваться в мастерстве рисования, а

лишь попробовать воспроизвести на наяву то, что запечатлели художники на своих полотнах.

Вед.: Сейчас вы проходите за кулисы, смотрите на репродукцию картины и по возможности воспроизводите ее на сцене. Задача болельщиков узнать эту картину.

А пока команды готовятся – у нас снова музыкальная пауза – на сцене ансамбль эстрадной песни «Эдельвейс»- «ВСЕ СБЫВАЕТСЯ НА СВЕТЕ»

Вед.2: Итак, приглашаем всех на вернисаж! Картина первая! (Дети показывают картины, остальные отгадывают)

Здорово, все молодцы! Вы заслужили бурных аплодисментов – оба

экипажа! Благодарим вас и приглашаем передвинуть кареты!

(Кареты перемещаются на стендах каждой командой)

Звучит музыка  5 ВЕРСТА

Вед :Ну, вот осталось  нам преодолеть последнюю версту.

Вед :  В 5 туре играют…

( Ведущие достают их мешочков карточки.)

Вед : Ребята, как  вы думаете — как наши предки отмечали праздники?

(Отвечают) Правильно играли, пели песни и танцевали.

Совершенно верно, невозможно представить Россию без танцев. 

Широко известны такие пляски как: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Валенки», «Сибирская потеха», «Круговая — плясовая», «Камаринская», «Чеботуха» и другие.

Вероника: Такие интересные названия – сразу как то стало весело.

Юлиана:  И … даже захотелось пуститься в пляс?

Вероника:  А пусть у нас будет танцевальный конкурс!

Вед :  А почему бы и нет!  Музыка есть, да и танцоров  целых 6 человек, и

есть зрители!

Юлиана: Нет,  зрителей не будет, все будут участниками —  русского флешмоба! Под весёлую музыку  обеим  командам  необходимо исполнить

русский танец. А зрители  будут  помогать нашим экипажам.

Вед: Для помощи в этом конкурсе мы приглашаем большого специалиста в области народного танца – хореографа Дома детского творчества.

(Хореограф объясняет и показывает движения, все повторяют)

ТАНЕЦ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ

Вед :  Молодцы! Громкие аплодисменты звучат для всех танцоров! Мы все благодарим членов экипажа за этот зажигательный танец и приглашаем передвинуть ваши кареты.

Звучит музыка (тихо)

Вед 1:  Преодолев все препятствия и испытания, мы добрались до  города

Гуково — нашей малой родины!

Юлиана  Есть такая поговорка «Нет в мире лучше родного края». У каждого он свой: город, деревенька или поселок.  

Вероника Как ручейки сливаются в одну большую реку, так города и деревни,  районы и области  —  в Великую Россию!

Юлиана — Любите и берегите Россию,

Вероника — Цените и уважайте тех, кто рядом с вами,

Юлиана — Дружите и понимайте друг друга.

Вед : До новых встреч, дорогие друзья!

Цели игры: способствовать развитию интереса
к изучаемому предмету; формированию логического
мышления; способствовать воспитанию патриотизма
и развитию личности.

Оборудование: Барабан с секторами
окрашенными в красны, зеленый и желтый цвет; 3
кареты, волчок, портреты исторические деятелей,
иллюстрации, термины – таблички; условные
денежные единицы для игры “Аукцион”.

Правила:


  1. В викторине участвуют три команды (на груди у
    них приколоты красная, желтая или зеленая бирки).
    У каждой команды карета.
  2. За любой правильный ответ присуждается 10
    “верст”.
  3. В начале каждого тура, игроки крутят барабан.
    Если цвет выпавшего сектора совпадает с цветом
    бирки на груди игрока, то на его счет зачисляется
    дополнительно 50 “верст”. В дальнейшем эти
    действия будут называться – “переезд”.
  4. После “переезда” задается вопрос
    зрителям-болельщикам (они также рассажены по
    секторам: красный, желтый, зеленый), которые,
    правильно ответив на вопрос, могут принести
    “своей” команде еще 10 “верст”.
  5. В суперигре участвует команда, набравшая
    наибольшее количество баллов. После того, как им
    будет задан вопрос суперигры, она выбирает тот
    вариант-дорогу, по которой продолжит игру.

Звучит музыка. Входит Ведущий.

Ведущий. “За морем теплее, а у нас милее”.
“На чужой стороне Родина мила вдвойне”. “Где
кто родился, там и пригодился”. Вот некоторые из
пословиц о Родине, которые сложил русский народ.
Русский человек всегда готов отдать свою жизнь,
преданность, любовь Родине, своему народу. Такого
человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории”
встречаются две дружины. Воевода красной
дружины…. Воевода зеленой дружины…. Начнем нашу
викторину.

Первый заезд “Историческая мозаика”

История таит в себе немало любопытных и
интересных фактов. В какой бы области не
происходили события – литературе, искусстве,
точных науках, – все это достояние истории.

Вопросы:

1. Создателем первой на Руси библиотеки был
Ярослав Мудрый. Датируется этот факт 1037 годом.
Где располагалась библиотека Ярослава Мудрого?

  • Преображенский собор;
  • Успенский собор;
  • Софийский собор города Киева;
  • Софийский собор Новгорода.

2. Кто из этих российских царей умер своей
смертью?

  • Петр III;
  • Николай II;
  • Петр I;
  • Александр II.

3. Кто из российских императоров и царей был
первым коллекционером, занимаясь эти делом
всерьез?

  • Иван IV Грозный;
  • Петр I;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина II.

4. Как в старину называли щеки?

  • уста;
  • ланиты;
  • чресла;
  • персты.

5. За что в армейской роте отвечал хорунжий?

  • знамя;
  • провиант;
  • лошади;
  • пленные.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50
“верст”).

Игра со зрителями.

1. Как в Древней Руси называлось согласие
родителей невесты на брак с молодым человеком?

  1. Упои;
  2. Запой;
  3. Припой;
  4. Удой.

2. В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне
гравюру, на которой было изображено красивое
здание. Император выразил пожелание, чтобы такое
здание было выстроено в России, в Москве. Каково
же было изумление

Александра, когда ему сказали, что это здание
существует как раз в Москве и гравюра изображает
именно его, только в более раннее время! Какое же
архитектурное сооружение было изображено на
гравюре?

  1. Храм Василия Блаженного.
  2. Большой театр
  3. Зимний дворец
  4. Здание МГУ

3. В какой стране впервые стали пить чай из
фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).

4.Когда и где в русской истории опасность
представляла свинья? (Ледовое побоище)

II тур. “Маска, я вас знаю”

Биография тех, кто оставил в истории страны
заметный след, – это в какой то мере ключ к
пониманию истории. По отдельным фрагментам
биографий различных исторических личностей
попробуйте определить о ком идет речь. Вам
предоставляются варианты ответов. Выберите
правильный, прикрепив на него свой знак.

1. Он: одновременно был другом опального
декабриста М.Ф.Орлова и доверенным лицом
императора Николая I; получил прозвание
“келейный реформатор”; был назван Николаем I
“начальником штаба по крестьянской части”; в
конце своей карьеры был русским послом в Париже;
обладал незаурядными дипломатическими
способностями и участвовал в заключении
Адрианопольского мира; добился здания царского
указа 1842 г., который историки назвали
“своеобразным” памятником неудавшейся попытки
отмены крепостного права в России.

На стенде портреты

  1. Киселев
  2. Канкрин
  3. Сперанский
  4. Уваров

2. Он: свою карьеру начал в армии, был участником
военных действий в Грузии и войн против
Наполеона; говорил на нескольких языках, но не
умел правильно писать ни на одном из них и вообще
в распространении знаний видел лишь опасность
для существующего строя; сыграл не слишком
благовидную роль в следствии по делу
декабристов; “взлет” его карьеры состоялся в
июне 1826 года, когда он возглавил два
государственных органа; стал графом Российской
империи.

На стенде портреты

  1. Бенкендорф.
  2. Нессельроде.
  3. Чаадаев.
  4. Аракчеев.

3. Из любимых его занятий среди прочих были
рубка дров и расчистка снега. Он женился на
женщине которую звали
Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его
родственник объявил ему войну. Все, что он имел он
хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел
жениться на следующий день после смерти своего
отца, и только решительные протесты
родственников помешали ему осуществить
намерение. Во время всеобщей переписи он,
заполняя анкету, в графе “Профессия” написал:
“Хозяин земли русской”.

На стенде портреты

  1. Александра.
  2. Николая II.
  3. Петр I.
  4. Николай I.

4. Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с
канцлером А.М. Горчаковым. Он родился в Дрездене,
учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал
в Петербурге, умер в Киеве. Его правая рука
практически не действовала, тем не менее он
ухитрялся ей исписывать горы бумаги. Своим
оппонентам он однажды твердо отметил: “Вам нужны
великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
На его жизнь дважды покушались, и второе
оказалось роковым…

На стенде портреты

  1. Столыпина.
  2. Витте.
  3. Керенский.

4. Плеве.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50
“верст”).

Игра со зрителями:


  1. Какой царь любил плотничать? (Петр 1)
  2. Правитель какого огромного по территории
    государства жил в Сарае? (хан Золотой Орды)
  3. В романе Пушкина “Евгений Онегин” читаем:
    “латынь из моды вышла ныне…” А какой
    иностранный язык был в моде среди российских
    дворян в пушкинскую эпоху? (французский)

III тур. “Исторические события”.

История и литература неразделимы. Через
литературу история глубже входит в создание
народа. Иногда об исторических событиях мы
узнаем из литературных произведений. В свою
очередь история стала неисчерпаемым источником
вдохновения, откуда выходит мысль, вооруженная
рифмой. Приведенные отрывки литературных
произведений повествует т том или ином
историческом событии. Постарайтесь определить, о
ком идет речь и какие мгновения истории отражены
в них.

  1. …Позади у воинов Непрявда,
  2. Слева – затуманившийся Дон.
    И простор великий только на два,
    Только на два стана разделен.
    Вот сейчас – не в дальней дали где-то –
    Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
    Грянул поединок Пересвета,
    Вышедшего в бой с Теми-Мурзой.
    (Н. Старшинов. Там за Непрявдою, за
    Доном…Куликовская битва 1380 г)

  3. А впереди по звонким льдинам,
  4. Гремя тяжелой чешуей,
    Ливонцы едут грозным клином –
    Свиной железной головой.
    Был первый натиск немцев страшен.
    В пехоту русскую углом
    Двумя рядами конных башен
    Они врубились напролом.
    (К. Симонов. Ледовое побоище. Ледовое побоище 5
    апреля 1242 г.)

  5. Среди людей блуждали смерть и злоба,
  6. Узрев комету дрогнула земля.
    И в эти дни Димитрий встал из гроба
    В Отрепьева свой дух переселя.
    (К. Бальмонт. Смутное время. Лжедмитрий I)

  7. Дело было так под Плевной,
    Дело славное друзья!
    Мы дрались тогда все с туркой под знаменами царя.
    В бой водил нас всех кровавый
    Наш ли Скобелев удалый.
    (Казачья песня. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50
“верст”).

Игра со зрителями.

  1. Каково приблизительное расстояние между
    Царьградом и Константинополем? (это разные
    названия одного и того же города)
  2. Кто является первым русским царем? (Иван
    Грозный)
  3. Какую фамилию носил Петр I? (Романов)

IV тур. Аукцион

  • участникам задается конкретный вопрос;
  • право на участие может купить любой из
    участников;
  • первоначальная стартовая цена каждого лота 50
    “историков”. Торговый шаг 50 “историков”;
  • участник предложивший наибольшую сумму
    отвечает на вопрос;
  • участники получают кредит в 1000 “историков”,
    кредит возвращается;
  • торговаться можно до имеющейся на их счету
    суммы.

Вопросы открытого лота.


  1. Воспитатель Александра I (Ф.Лагарп.)
  2. Бабушка Николая I. (Екатерина II)
  3. Чьи это слова: “Дней Александровых прекрасное
    начало”? (А.С.Пушкина.)
  4. Кружок единомышленников Александра I в
    начальный период его царствования. (Негласный
    комитет.)
  5. Год открытия лицея в Царском Селе. (1811г.)
  6. Организатор военных поселений, доверенное лицо
    Александра I. (А.А.Аракчеев.)
  7. Высший судебный орган страны. (Сенат.)
  8. Автор “Записки о древней и новой России”.
    (Н.М.Карамзин.)
  9. Место ссылки М.Сперанского. (Нижний Новгород.)
  10. Командующий 2-й русской армией в Отечественной
    войне 1812 года. (П.И.Багратион.)
  11. Первое тайное общество декабристов. (Союз
    спасения.)
  12. Лидер Северного общества. (Н.М. Муравьев.)
  13. Глава третьего отделения его императорского
    величества канцелярии. (А.Х. Бенкендорф.)
  14. Автор “Философических писем”. (П.Я.Чаадаев.)
  15. Автор “теории официальной народности”.
    (С.С.Уваров.)
  16. Какие станции связала первая в России железная
    дорога? (Петербург — Царское Село.)
  17. Создатели первого паровоза в России. (Братья Ю. и
    М. Черепановы.)
  18. Автор теории общинного социализма. (А.И.Герцен.)
  19. Министр финансов при Николае I. (Е.Ф.Канкрин.)
  20. Место смерти Александра I. (Таганрог.)

Вопросы закрытого лота.

  1. Прозвище Екатерины И. (Фике.)
  2. Сколько отделений было при императорской
    канцелярии Николая I? (6.)
  3. Место проведения торговли. (Ярмарки.)
  4. “Светило русской бюрократии”. (М.М.Сперанский.)
  5. Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов.)
  6. Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф.В.Ростопчин.)
  7. Архитектор, творец храма Христа Спасителя.
    (К.Тон.)
  8. Автор оперы “Жизнь за царя”. М.Глинка.)
  9. Командующий 1-й русской армией в Отечественной
    войне 1812 г. (М.Б.Барклай де Толли.)
  10. Самый крупный город в начале ХIX века.
    (Петербург.)
  11. Самое многочисленное сословие в России.
    (Крестьянство.)
  12. 0 ком сказал П.Вяземский: Сфинкс, не разгаданный
    до гроба”? (об Александре I.)
  13. Программный документ Южного общества.
    (“Русская правда”.)
  14. Самая знаменитая ярмарка. (Нижегородская.)
  15. Самая знаменитая ювелирная фирма в России.
    (Фаберже.)
  16. Национальность П.И.Багратиона. (Грузин.)
  17. Создатель “неевклидовой” геометрии.
    (Н.И.Лобачевский.)
  18. Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812
    г.? (6 месяцев.)

Финал.

3 дорожки ведут к портретам Кутузова,
Багратиона, Барклая де Толли.

Отвечая на вопрос финалист выбирает одну из
дорожек. Путь до портрета представляет три
вопроса, на которые необходимо ответить.

О ком идет речь в эпиграмме?

“К чему так лаврами шатер мой украшают –
  сказал светлейший князь. – Велите прочь их
снять”.
“Пожалуйте, ему солдаты отвечают. –
Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять”.

1. Кружок особо близких Александру I лиц, сильно
влиявших на политику императора в первые годы
правления.

А) негласный комитет
Б) ученая дружина
В) верховный тайный совет

2. Судебник

А) свод законов единого государства
Б) княжеская грамота
В) крепостной крестьянин

3. Кто является основателем династии Романовых?

А) Петр I
Б) Александр I
В) Михаил Федорович

Литература.


  1. Горяйнов С.Г. задачник по истории России
    Ростов-на-Дону.: Изд-во “Феникс”, 1997.
  2. Предметные недели в школе. История.Общественные
    дисциплины. Соссавитель Н.С. Кочетов. Волгоград.
  3. Потапова Н.Б. Турнир знатоков истории «Россия
    первой половины XIX в.» // Преподавание истории и
    обществознания в школе. – 2003, № 3.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Разработка конспекта конкурсной программы

«Колесо -истории»

Составила: педагог –организатор

Рыжкина Ю.М.

Белорецк

2018

Цель: воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

— развивать метапредметные и межпредметные умения учащихся,;активизировать познавательную деятельность;

— воспитывать у школьников интерес к истории и уважение к прошлому;

— развитие логического мышления, внимания, находчивости и смекалки;

— воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма.

Оборудование:

разноцветные жетоны для зрителей-болельщиков 3-х секторов: белого, синего, красного;

отличительные знаки игроков (белый, синий, красный) и карточки тех же цветов, используемые для отметки вариантов ответа;

таблички с вариантами ответов для заданий;

тексты исторических справок;

призы для участников игры

проектор, презентация игры

Ход игры

Отборочный тур. В игре принимают участие 2 команды.

Учитель: Как Вы знаете, у любой игры есть правила.

Викторина проводится в несколько туров. Каждый правильный ответ оценивается определённым количеством баллов.

Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей.

За подсказки баллы снимаются.

В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели_________________________ имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается

Игру начинаем,
Для умных детей.
Сюда приглашаем,
И наших гостей.

Думайте, спорьте,
Решайте, друзья,
Итак, начинаю
Игру с вами я.

 

Игра состоит из трех туров. В каждом туре по два вопроса, вопрос к зрителям и вопрос для суперигры. Игрок, набравший наибольшее количество верст – баллов, приглашается на суперигру. При этом игрок, имея карточки с вариантами ответов, может привлечь на обсуждение зрителей. Перед этим все три игрока получают призы.

Время на ответы дается не больше 30 секунд. За каждый правильный ответ игрок получает 10 верст (сумма баллов), за неверный ответ – ноль. Для всех игроков дается один вопрос (зачитывается ведущим). После каждого вопроса жюри оценивает.

Правильный ответ на вопрос от зрителей дает дополнительные 10 верст в общую сумму верст игрока, например, команда зеленых. После каждого ответа на вопрос, данный игроками, ученый секретарь обязательно озвучивает правильный ответ.

Вот как о своей Родине (России) высказывается великий русский писатель А.С.Пушкин.(на доске)

Эпиграф:

«…клянусь честью, что ни за что на свете я не
хотел бы переменить отечество, или иметь другую
историю, кроме истории наших предков, такой,
какой нам Боже дал».

А.С.Пушкин.

Вопросы первого отборочного тура

— Что обозначает каждый цвет на флаге России? (Белый- свобода, откровенность, благородство. Синий — Богородица, верность, честность. Красный — державность, мужество, смелость, любовь).

Вопросы второго отборочного тура:

год основания города Белорецка (1762г.);

— кто изображен на гербе нашего города?

-в 19 веке этот продукт, изготавливали в нашем городе и продавали под маркой «Чёрный соболь». Что это? (металл)

Второй тур: Что за событие инсценируют ребята в нашем клубе?

Вопросы 3 тура «Крылатые выражения»

Объясните смысл крылатых выражений:

«Положить в долгий ящик» — В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределённый срок.

«Кричать во всю ивановскую» — В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государственные указы. Употребляется в смысле осуждения, слишком громко разговаривающего человека.

«Работать спустя рукава» — Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает работать плохо, неаккуратно.

«Необычные имена»(Еще 3 вопроса)

Назовите исторических деятелей, которым принадлежат эти прозвища.

Денежный мешок – Иван I Данилович, князь московский, а затем Владимирский. Собиратель земель вокруг Москвы. Скопил богатства в Москве, что помогало ему откупаться от Золотой Орды, сохраняя мир и предотвращало набеги на Русь. Был прозван Калитой, т.е. «денежным мешком».

Вопросы 4 отборочного тура

Какую фамилию носил Пётр I? – Романов.

Когда в военной истории опасность представляла свинья? – В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены клином – «свиньёй».

8 сентября 1380 г. встретились в поле Пересвет и Челубей. Бой между ними, был смертельным, и оба погибли. Где же происходил этот бой? (Куликовское поле)

Вопрос 4 тура

«Символы России»

— На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

Вопросы 5 отборочного тура

«Словесный портрет»

  1. Она приехала в Россию , имея, всего 3 платья и полдюжины рубах и столько же носовых платков. В 1754 г. у нее родился сын Павел . Политика ее была национальной и благоприятной дворянству . При ней возникла внушительная основа коллекции сегодняшнего Эрмитажа , её агенты – искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для неё.

    Первый русский учёный –естествоиспытатель , поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье крестьянина-помора . Он был инициатором разнообразных научных , технических и культурных начинаний . Просветительская деятельность его не ограничивалась рамками Академии Наук . Он предложил проект создания в Петербурге отдельного университета.

    Он был очень неординарным человеком . Прежде всего, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом , флотоводцем и законодателем. Его можно было встретить и с топором и пером в руках , вырезающим новый шрифт и сидящим за чертежом нового корабля , озабоченным постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы , за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства. Однако он был не только дельцем, но и мыслительным.

Вопрос 5 тура.

Кто автор этих строк?

«Науки юношей питают ,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают ,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне.

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде».

Вопросы 6 отборочного тура.

« Знаешь ли ты?»

1. О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять». (О Наполеоне сказал Суворов)

2.200 лет отмечалось в 2012г. со дня одного из важнейших событий в Отечественной истории. Что это за событие? (Отечественная война 1812 г., Бородино)

3.Назовите русский аналог турецкой пословицы: «Кто нюхает розу, тот терпит боль от её шипов». Ответ: Любишь кататься, люби и саночки возить

Вопрос 6 тура

Какое советское оружие изображено на гербах 5 стран? (автомат Калашникова)

Вопросы 7 отборочного тура

(Презентация фото праздников)

Вопросы 8 отборочного тура

В старину на Руси этот день считался свободным от работы, и тогда с помощью этой поговорки характеризовали бездельника. Назовите эту поговорку.
Ответ: Семь пятниц на неделе

В русскую армию забривали, как известно, не всех крестьян. Рекрутов тщательно выбирали. Например, у пригодного к службе рекрута значение одного из параметров должно было составлять не менее 30. А чему равно значение этого параметра у здорового взрослого человека?  Ответ: 32 (количество зубов).

После поражения, в каком сражении впервые Германия объявила трехдневный траур? (Сталинградская битва)

Вопрос 8 тура ( Триплекс)

(Про факты о 2 мировой войне).

Подведение итогов и награждение победителей.

Рефлексия.

Я приобрел….

Я понял что….

Было трудно….

Было интересно….

Хочу похвалить…..

Список литературы.

История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий/ авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Ученики,2007.

Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс. / Дереклеева Н.И. – М. «5 за знания», 2006.(«Классному руководителю»)

История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт.-сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2008

Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5 – 11 классы/ сост. И.И.Варакина, С.В.Парецкова. — Волгоград: Учитель, 2007

История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб.для 6 класса общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2006.

Классные часы по теме «Нравственность»: 6 класс. / Дереклеева Н.И. – М. «5 за знания», 2006.(«Классному руководителю»)

Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/[Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2008.

Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн.Гимн.Флаг. – М.: ВАКО, 2005.- (В помощь школьному учителю).

Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. — Москва.: Просвещение,1983.

Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Федорчук И.А. история. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий викторины ко дню россии
  • Сценарий викторины ко дню космонавтики
  • Сценарий викторины ко дню конституции рф
  • Сценарий викторины ко дню влюбленных
  • Сценарий викторины знатоки сказок