Сценарий викторины краски осени

.

Викторина  «Краски осени»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  • Формировать навык коллективного общения и активности.
  • Создать настроение весёлых состязаний.

Ход викторины

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Но сначала я разделю вас на команды. А вам надо придумать им названия. За правильный ответ, каждая команда получит жетон. А начнем мы с разминки ума.

РАЗМИНКА «Доскажи словечко»  (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.(листья)

1 КОНКУРС: ОТГАДАЙ!

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

ИГРА: ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ ЛУЖИ!

Дети (по три от каждой команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

2 КОНКУРС: БЛИЦ – ОПРОС!

Ведущий: . Жетон получает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • Какие животные питаются грибами?
  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  • Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
  • Какого жука называют — «опасным преступником»? (колорадского)
  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  • Кого называют санитаром леса? (волка)
  • Кого называют лесным доктором? (дятла)
  • Из какого дерева делают спички? (осина)
  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  • Назвать второй осенний месяц.
  • Перечислить перелетных птиц.
  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  • Почему осень золотая?
  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

3 КОНКУРС: ЛИТЕРАТУРНЫЙ.

Ведущий: Давайте вспомним эти строки. Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле …
( Ф.И. Тютчев)

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
(А.А. Фет)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

(Н.Н. Некрасов)

4 КОНКУРС: «Пейзаж осени».

Ведущий: Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать осенний пейзаж.

5 КОНКУРС: «ВСЕЗНАЙКА»

Ведущий:  Кто больше даст  правильных ответов получит-жетон.

1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)

2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые.)

3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? 
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки и др.)

4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)

5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)

6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)

7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

6 КОНКУРС: «СОСТАВЛЯЕМ ПОСЛОВИЦЫ».

Ведущий: А сейчас новый конкурс: на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой. Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны.

1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.

8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

Ведущий: Вот и закончена наша викторина. Давайте подведём итоги.

Подведение итогов. Награждение.

1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.

8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

Викторина «Осенние краски»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

1. Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.

2. Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.

3. Формировать навык коллективного общения и активности. Создать настроение весёлых состязаний.

Ход викторины

Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

Разминка ума:

«Доскажи словечко» (ответы хором)

У избы помоет крышу.

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

— Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…(капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом… (картошка).

Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый… (кабачок)

Викторина «Что мы знаем об осени»

  1. Когда по народному календарю наступает осень? (14 сентября)

  2. Почему осень птицы улетают в тёплые края? Как называются эти птицы? (перелётные), (уменьшается количество корма, труднее его найти)

  3. Сколько дней длится «бабье лето»? (с 14 по 21 сентября)

  4. Что происходит каждый год 23 сентября? (день осеннего равноденствия)

  5. Какого числа заканчивается лето? (24 сентября, когда продолжительность светового времени суток становится меньше продолжительности темного времени суток)

  6. Какие три поры мы различаем у осени? (сентябрь – первоцветенье, октябрь – глубокая осень,

ноябрь – предзимье)

  1. На какую пору осени обычно приходится листопад? (на первую половину октября)

  2. У каких деревьев мы наблюдаем самый поздний листопад? (дуб, осина)

  3. Листья каких деревьев осень краснеют? (рябина, клён, осина)

  4. О каком месяце в народе говорят, что он – сын октября, внук сентября и родной батюшка зиме? (ноябрь)

Пословицы и поговорки об осени:

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь холоден, да сыт.

Осенней озими в закром не сыплют. Осенняя муха больнее кусает.

Осень — запасиха, зима — подбериха. Осенью и воробей богат.

Осень не лето в листву одета. Осенью и у кошки пирог.

Осень прикажет, а весна своё скажет. Осенью серенькое утро, красненький денёк. Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.

Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу. Дождливое лето, хуже осени.

Весна да осень, на дню погод восемь. Весна богата цветами, а осень снопами.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень. Пчелка мала, да и та работает.

Будет дождь, будут грибы.

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь

Озорник, а не уймёшь. (ветер)

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (осень)

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)

Осень в сад

К нам пришла. Красный факел Зажгла.

Здесь дрозды, Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,

В землю увяз. (дождь)

Загадки «Богатый урожай»:

Какие овощи усатые? (горох, фасоль)

У какого овоща есть глазки? (картофель)

Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного) Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)

У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)

Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат листья разных цветов (бардовый, желтый, красный, зелёный). Или листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Из каждой команды выходят по два человека и на скорость собирают листья в букеты..

Блиц-опрос:

Какие животные питаются грибами?

Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)

Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)

Какого жука называют — «опасным преступником»? (колорадского) Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

Кого называют санитаром леса? (волка) Кого называют лесным доктором? (дятла) Из какого дерева делают спички? (осина) Что такое тихая охота? (сбор грибов) Назвать второй осенний месяц.

Перечислить перелетных птиц.

Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.) Почему осень золотая?

Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад) Перечислите съедобные грибы.

Игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Послушайте и запомните ещё приметы осени:

В кругу луна в октябре

Говорит с небес тебе:

— Летом будет сухо,

Не напьётся муха.

***

Много соломы кроты

В норы свои натащили

Ждите холодной зимы

И утепляйте квартиры.

***

Гром раздавался в октябре,

Знай, бесснежной быть зиме.

***

Если лисья осыпаясь

Лягут на изнанку,

То зимы не опасайся,

Будет она мягкой.

***

Если ж листья осыпаясь

Лягут лицевой сторонкой,

То зимою будет зябко,

Жди зимы холодной.

***

Перелётные птицы летят

Очень низко к земле, Это – к морозной зиме,

Если птицы летят высоко от земли,

То дождёшься ты теплой зимы

***

Появился поздний грибок –

Будет поздний снежок.

***

Много рябины – Осень дождлива, Мало рябины – Сухо и мило.

***

Полетели журавли – На Покров мороза жди.

Улетели до Покрова,

Зима будет, будь здорова!

Бабье лето без дождей Будет сухо много дней.

***

Птицы поздно улетают,

Зиму теплую предвещают.

***

Лето сырое,

А осень тепла,

Значит, холодной будет зима.

***

Если поздний листопад,

То никто ему не рад, Продолжительная зима

Ожидается тогда.

***

Если в осень лист опал

С дуба и берёзы,

Но не все листочки снял,

Ожидай мороза.

***

В сентябре гром гремит

Осень тёплую сулит.

***

Кто автор этих строк?

Славная осень!

Здоровый.

Ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

Н.А.Некрасов

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

— Кто автор этих строк?

А.С. Пушкин

***

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

А. Твардовский. «Лес осенью «

***

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

И. Бунин. «Осень»

***

Осень.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

***

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. А.С. Пушкин

***

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее

К. Бальмонт

***

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Ф. Тютчев

Назовите Русских художников, написавших в разное время картины с одним и тем же названием «Золотая осень» (И.С. Остроухов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан)

Кроссворд

По горизонтали:

1.Он круглый и красный, как глаз светофора Среди овощей нет сочней…

2.За хохол да в котел, а потом борщок на стол… 3.Красна девица, росла в темнице.

Люди в руки брали, косы срывали….

4.Растет листик интересный: кислый – кислый, но полезный…

5. Щеки красные, нос белый, в темноте сижу день целый…

1

О

2

В

3

О

4

Щ

5

И

Отгадайте загадки:

Шло по грядке вдоль забора Войско храброе дозором.

Держат пики сотни рук, Подрастает горький … (лук)

***

Летом в огороде свежие, зелёные, А зимою в бочке жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас …? (огурцы)

***

Круглый год с зелёной крышей, С каждым днём круглей и выше. Он без окон и дверей,

И живут в нём сто друзей. Сто весёлых карапузов,

А зовётся дом … (арбузом)

***

Что копали из земли, Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели, да хвалили? (картофель)

***

Выросло из зёрнышка

Золотое солнышко. (подсолнух)

***

Лето целое старалась: Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Все наряды отдала – Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок. (капуста)

***

Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей нет Сочней … (помидора)

***

Овощ сладкий первоклассный В цвет окрасит темно-красный Борщ, салат и винегрет.

Конкурентов ему нет! (свёкла)

***

Полюбуйся алой шапкой

С белой россыпью накрапкой. Попадётся – погляди,

Но в лукошко не клади. (мухомор)

***

Круглая, а не солнце, Жёлтая, а не масло,

Сладкая, а не сахар,

С хвостиком, а не мышь. (репа)

***

Десять мальчиков

Живут в зелёных чуланчиках. (горох)

***

На сучках висят шары, Посинели от жары. (слива)

***

Повстречался старый дед.

Дед совсем ещё не сед,

Стал средь листьев и травы –

В шляпе, но без головы. (гриб)

***

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок, Расколоться не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз и треснул бок. (орех)

***

Сидит – зеленеет, Падает – желтеет,

Лежит – чернеет. (лист)

Кроссворд

По горизонтали:

    1. Дерево — символ нашей Родины?

    2. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью или весной. Что это?

    3. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

    4. Это бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывает листву. Что это?

    5. Летом он тёплый — грибной, а осенью холодный – моросящий?

1

2

3

4

5

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
  • Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.

Предварительная работа:

  • экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • беседы об осени;
  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень», «Осенние листья», «Овощи»;
  • дидактические игры «Узнай дерево», «Какого дерева листочек», «Угости соседа»;
  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
  • выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Участники мероприятия:

  • дети подготовительной группы «Смешарики» – 2 команды по 8 человек;
  • учитель-логопед – ведущий;
  • жюри – заведующий д/с, старший воспитатель, воспитатель;
  • зрители – дети др.групп.

Оборудование: 

  • эмблемы команд «Миньоны» и «Смайлики», 2 доски, музыка, подобранная муз.руководителем, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мнемотаблица для составления рассказа об осени;
  • стулья по количеству детей, презентация к викторине, плакат с изображением солнца и тучи, карточки для рефлексии, призы.

Ход викторины

Логопед: — Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.

— Встречаем наших участников: команда «Миньоны» и команда «Смайлики».

(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).

Логопед:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)

— Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

Команда «Миньоны» — девиз команды:

Наша команда всегда впереди,
Лучше команды нигде не найти.

Команда «Смайлики» — девиз команды:

Девиз наш:
Дружба и успех!
Мы победим
Сегодня всех!

Логопед: — Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

Логопед: — Мы приступаем к нашей викторине.

1. Конкурс «Отгадай загадку»

Задание: внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.

Команда «Миньоны»

А)

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)

Б)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Команда «Смайлики»

А)

Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Б)

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

  • Команда «Смайлики» — Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
  • Команда «Миньоны» — Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).

2. Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Логопед: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды:

  1. Осенью идут дожди? (да)
  2. Осенью растут грибы? (да)
  3. Жаркий ветер прилетает? (нет)
  4. Тучки солнце закрывают? (да)
  5. Туманы осенью плывут? (да)
  6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
  7. Листья с клёнов облетают? (да)
  8. Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды:

  1. Урожай все собирают? (да)
  2. Птичьи стаи улетают? (да)
  3. Часто – часто льют дожди? (да)
  4. Достаём мы сапоги? (да)
  5. Солнце светит очень жарко? (нет)
  6. Можно детям загорать? (нет)
  7. Ну а что же надо делать –
    Шорты-шляпки надевать? (нет)
  8. Или лучше в тёплой куртке
    Погулять по переулку? (да)

Обоим командам:

Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?  ……Да!

3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»

Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.

Команда «Смайлики»

— Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)

Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)

Команда «Миньоны»

— Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)

— Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)

4. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?)»

Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с нужным деревом (береза, клен, дуб, осина).

Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: раз, два, три,
Оторвались от земли.

— Посмотрите, как много листьев сдул ветер! Надо их собрать и определить, с какого дерева лист.

Дети с каждой команды поочередно поднимают лист, прикрепляют на соответствующее дерево, называют какой это лист (лист с осины – какой? – осиновый и т.д.)

5. Конкурс «Осенние стихи»

Задание: выразительно, громко рассказать стихотворение на тему «Осень».

Команда «Смайлики»

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь?

Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый дуб,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом,
Вся земля желта кругом.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.

День осенний так хорош!
Сколько листьев соберёшь!
Золотой большой букет
Нам от осени привет!

Команда «Миньоны»

Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Что ты осень рано осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла.

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.

В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод
У лесной рябинки,
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….

6. Конкурс физминуток

Задание: показать физминутки с речевым сопровождением, демонстрируя четкость, слаженность, синхронность движений.

— Мальчики и девочки, что-то засиделись мы, пришло время размяться.

Выходит на середину зала команда «Смайлики»Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Команда «Миньоны» — Фрукты

Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»

Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.

— Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!

— Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).

(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)

8. Конкурс «Посчитай, не ошибись»

Задание: согласование существительных с числительными.

— Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.

Итак, задание для команды «Миньоны», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов  (показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).

— Команда «Смайлики». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали (карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).

Вопросы для капитанов:

— Команда «Смайлики», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)

— Команда «Миньоны», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)

9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

Логопед: поиграем в слова с противоположным значением.

Задание для команды «Миньоны»: (Отвечаем по «цепочке»)

Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….

Задание для команды «Смайлики»

Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

10. Конкурс «Расскажи об осени»

Задание: капитаны выбирают для членов команды по 3 карточки из 6, со схемами, для составления предложений об осени. Дети со схемами выходят, их необходимо выстроить в нужном порядке и каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.

Дети все вместе исполняют песню «Наступила после лета осень». Пока дети исполняют песню, жюри подводит итоги.

— Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.

Какой конкурс Вам понравился больше всего?

Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).

Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.

Подведение итогов конкурса. Вручение призов.

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи: 
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор; 
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали: 
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. 
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
 

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

1 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

холодно

Какая бывает осень

золотая

2 команда

Осенний месяц

ноябрь

Осенний признак

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

3 команда

Осенний месяц

октябрь

Осенний признак

ветрено

Какая бывает осень

унылая

4 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

 (слякоть)

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

( дождь)

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Используемая литература:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий викторины колесо истории
  • Сценарий викторины ко дню россии
  • Сценарий викторины ко дню космонавтики
  • Сценарий викторины ко дню конституции рф
  • Сценарий викторины ко дню влюбленных