Сценарий викторины осень золотая

Мероприятие проводится с целью обобщения знаний детей об осени и разработано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Ориентировано на развитие познавательных процессов и логического мышления. Учитывается естественная склонность ребенка к игровой деятельности и проводятся в виде соревнования.

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  • Формировать навык коллективного общения и активности.
  • Создать настроение весёлых состязаний.

Предварительная работа: (Приложение 1)

  • Беседа с детьми по группам о текущем времени года.
  • Уточнение знаний о признаках осени.
  • Пословицы и поговорки, народные приметы об осени.
  • Выучить физ.минутки.
  • Придумать от группы загадку, касающуюся осенней тематики.

Материалы:

  • На листах ребусы из предметных картинок- 4 штуки (по количеству команд).
  • Ручка шариковая- 4шт. (по количеству команд).
  • Осенние листья (формат А4): дубовые-8 шт.
    осиновые-8 шт.
    берёзовые-8 шт.
    ивовые-8 шт.
    тополиные -8 шт.
  • Конверты для заданий- 8 шт. (Приложение 2)
  • Разрезные картинки осенних цветов- 4 шт. (по количеству команд).
  • Газета- 6 шт.
  • Жетоны – листочки кленовые (в осенних красках) 30-40шт.
  • Медали для награждения команд-4 шт. (по количеству команд).
  • Подарок каждому участнику — 40 шт. (по количеству детей). (Приложение 3)

Ход викторины

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

А начнем мы с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

-А сейчас мы превратимся в осенние листочки…проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1)

Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

-Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

-Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

Пословицы и поговорки об осени:

  • Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенней озими в закром не сыплют.
  • Осенняя муха больнее кусает.
  • Осень — запасиха, зима — подбериха.
  • Осенью и воробей богат.
  • Осень не лето в листву одета.
  • Осенью и у кошки пирог.
  • Осень прикажет, а весна своё скажет.
  • Осенью серенькое утро, красненький денёк.
  • Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
  • Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
  • Дождливое лето, хуже осени.
  • Весна да осень, на дню погод восемь.
  • Весна богата цветами, а осень снопами.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
  • Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  • Пчелка мала, да и та работает.
  • Будет дождь, будут грибы.

Ведущий: — Здорово! Получите свои заслуженные жетоны…

-Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками), что это? …Правильно — «овощи»

-Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же — поиграем!

Игра: «Перевези с поля урожай»

В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

Ведущий проводит блиц-опрос:

  • Какие животные питаются грибами?
  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  • Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
  • Какого жука называют — «опасным преступником»? (колорадского)
  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  • Кого называют санитаром леса? (волка)
  • Кого называют лесным доктором? (дятла)
  • Из какого дерева делают спички? (осина)
  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  • Назвать второй осенний месяц.
  • Перечислить перелетных птиц.
  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  • Почему осень золотая?
  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  • Перечислите съедобные грибы.

Ведущий: — Молодцы, и с этим заданием справились отлично! (раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

-Ребята, кажется, дождик собирается!

физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1)

Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

-А вот я сейчас проверю…

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер)

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень)

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

Ну, а теперь мы поиграем!

Игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Ведущий: У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Приложение 4)

Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

-Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям

  • «Самые активные»
  • «Самые дружные»
  • «Самые внимательные »
  • «Самые любознательные»

ВедущийБлагодарит детей за отличную работу и дарит на память подарки-задания

(Приложение 3)

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы, для детей с общим недоразвитием речи», Детство-Пресс, 2009 г.
  2. Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника», Санкт-Петербург 2007г.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»», Москва, 2003г.
  4. Горькова Л.Г., Когергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии к занятиям по экологическому воспитанию», Москва 2005г.
  5. Чохонелидзе Т.А. «Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста», Москва 2009г.
  6. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль 1997

Сценарий  викторины   «Золотая осень»

для детей старшей группы

Цель: формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их; закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.

Задачи:

1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.

2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень.

3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

Представление команд«Кленовые листочки» и «Дружные ребята».

А начнем мы с разминки ума:

  1. «Доскажи словечко»

Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором).

1. У избы помоет крышу.

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

— Кто ты? – И услышим? (осень)

2. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья (осень)

3. Шёл долговяз,

В землю увяз (дождь).

4. С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись (дождь).

5. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (Листопад)

6. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

7. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (ветер)

8. Летит, а не птица,

Воет, а не зверь (ветер)

9. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

10. На грядке привалился на бочок

Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени? (да).

Ведущий:     ( прислушивается)

              Слышу, кто-то тараторит…(оборачивается)Ах , это овощи спорят!А  о чем это вы спорите?

Ведущий:  И Редька плачет, не унять,

              Что случилось, не понять!

Овощи: (все) Ты нам, Редька, не сестрица,

               Не хотим с тобой водиться.

               К нам на грядки вот сюда                                

               Не пропустим никогда!

Редька: ( плача) Я прошу, не выгоняйте,

               Редьку вы не обижайте.

               Я не закопченная,

               Просто цветом черная.                                      

Овощи: (все) Черной некрасиво быть,

               Не хотим с тобой дружить.

               Гадкая и грязная

               Просто безобразная.

Помидор: (хвастливо) То ли дело, Помидор!

               Оторвать не можешь взор.

               Я красивый, ярко-красный,                                  

               У меня кафтан атласный.

Огурец: Я- зеленый Огурец

               Сочный, яркий молодец,

               Цветом я своим горжусь                                      

               Показаться не стыжусь.

Морковь: Не хвалитесь вы, друзья,

               Всех красивей- это я!                                          

               Я – Морковка ярче всех

               У меня большой успех.

Горох: Я – зелененький горох,

             Цветом тоже я не плох,

             Я в землице не сижу,                                  

             С высоты на всех гляжу.

Свекла: У меня — кафтан бордовый,

              Очень тонкий, нежный, новый.

              Заглядишься на меня.                              

              Всех красивей — это я!

Лук: Ох , как ты распетушилась!

         Больно сильно загордилась!

         Мой цвет самый дорогой,

         Потому что золотой.                                  

         Не согласен кто со мной,

         Будет слезы лить рекой.

Баклажан: Я- красавец Баклажан,

         Фиолетовый кафтан.                                      

         Цветом редкий, благородный,

         Дворянин чистопородный!

Капуста: Чтобы всем вам было пусто!

         Я красивей всех — Капуста!                              

         Серединка белая, потому что спелая,

         А края зеленые, сочные, ядреные.        

Овощи: А ты, редька, уходи!

           Нам с тобой не по пути.

         (редька плачет)

Редиска: Мне за вас сегодня стыдно,

           И за редьку мне обидно,

           У меня чудесный цвет-

           Но хочу сказать в ответ:                                        

           Хоть редиска не черна,

           Редьке черной я — сестра. ( обнимает  Редьку)

Редька: Хоть редиска и мала,

            А вступилась за меня.

            Рада я сестре такой,

            Мы подружимся с тобой.                                          

            Яркий цвет хорош , друзья, понимаю это я.

            В вас так много красоты, только мало доброты.

Ведущий : Всех я помирить хочу,

             Спор ненужный прекращу.

             Важна польза, а не  цвет,

             Вот такой вам мой ответ.

             Все вкусны вы и полезны, прогоняете болезни.

             А с Редькой надо помириться,

             Черной Редьке поклониться.

             Если горло заболело, если кашляешь, продрог-

             Я скажу, что от простуды

             Вам поможет редькин сок.

             Некрасива и черна — витаминами полна!

Лучше за руки беритесь и друг с другом помиритесь.

Вед: Овощи помирились, можно продолжать

  1. Игра «Осенние приметы».

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени.

  1. Игра«Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья (дуб и клёна). Каждая команда собирает определенны листья в букеты. Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.

Вед: Дети поют песню «Каприза-осень»»

(Дети садятся)

Пословицы и поговорки об осени:

1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

2. Сентябрь холоден, да сыт.

3. Осенняя муха больнее кусает.

4. Дождливое лето, хуже осени.

5. Весна богата цветами, а осень снопами.

6. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

7. Пчелка мала, да и та работает.

8. Будет дождь, будут грибы.

Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием.

— Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задаем вопросы командам.

Ведущий проводит блиц-опрос: задает вопросы по очереди каждой команде.

1. Какие животные питаются грибами?

2. Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

3. Кого называют санитаром леса? (волка)

4. Кого называют лесным доктором? (дятла)

5. Что такое тихая охота? (сбор грибов)

6. Назвать второй осенний месяц.

7. Перечислить перелетных птиц.

8. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)

9. Почему осень золотая?

10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

— А сейчас поиграем все вместе.

Подвижная игра«Листья» для всех детей.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

  1. Игра «Перепрыгни через лужи».

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) с одного конца зала доберётся до другого конца зала.

Ведущий. У нас осталось последнее задание.

  1. Задания в конвертах (Кто быстрее соберет разрезной лист)

Ведущий.  С заданиями справились отлично. Подведем итоги . Награждение команд.             А сейчас мы танцуем «Буги — вуги».

Ведущий благодарит детей за отличную работу.

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи: 
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор; 
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали: 
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. 
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
 

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

1 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

холодно

Какая бывает осень

золотая

2 команда

Осенний месяц

ноябрь

Осенний признак

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

3 команда

Осенний месяц

октябрь

Осенний признак

ветрено

Какая бывает осень

унылая

4 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

 (слякоть)

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

( дождь)

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Используемая литература:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Викторина  «Осень золотая»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.

  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.

  • Формировать навык коллективного общения и активности.

  • Создать настроение весёлых состязаний.

Ход викторины

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Но сначала я разделю вас на команды. А вам надо придумать им названия. За правильный ответ, каждая команда получит жетон. А начнем мы с разминки ума.

РАЗМИНКА «Доскажи словечко»  (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.(листья)

1 КОНКУРС: ОТГАДАЙ!

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

ИГРА: ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ ЛУЖИ!

Дети (по три от каждой команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

2 КОНКУРС: БЛИЦ – ОПРОС!

Ведущий: . Жетон получает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • Какие животные питаются грибами?

  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)

  • Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)

  • Какого жука называют — «опасным преступником»? (колорадского)

  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

  • Кого называют санитаром леса? (волка)

  • Кого называют лесным доктором? (дятла)

  • Из какого дерева делают спички? (осина)

  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)

  • Назвать второй осенний месяц.

  • Перечислить перелетных птиц.

  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)

  • Почему осень золотая?

  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

3 КОНКУРС: «Пейзаж осени».

. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать осенний пейзаж.

4 КОНКУРС: «ВСЕЗНАЙКА»

Ведущий:  Кто больше даст  правильных ответов получит-жетон.

1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)

2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые.)

3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? 
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки и др.)

4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)

5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)

6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)

7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

5 КОНКУРС: «СОСТАВЛЯЕМ ПОСЛОВИЦЫ».

Ведущий: А сейчас новый конкурс: на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой. Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны.

1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

7. В сентябре огонь – / и в поле, и в избе.

8. В сентябре одна ягода – / и та – горькая рябина.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.

6 конкурс: «Разгадай кроссворд».
Каждой команде даётся кроссворд, где необходимо отгадать по 7 слов. Объяснить детям, как вписывать слова в горизонтальном и вертикальном направлении. Время для задания — 7 мин. За каждое отгаданное слово команда получит 1 балл.
1 команда «Грибочки»

По горизонтали:
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.
Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец

4. баклажан
6. редис
2 команда «Ягодки»

По горизонтали:
2. Весной веселит, летом холодит,
осенью умирает, весной оживает.
3. Антоним к слову «солнечно»?
7. Что же это за словечко?
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат
В тучах редкая просинь,
Наступила…
По вертикали:
1.Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
4.Косою острой скошено
Горой высокой сложено.
5.Без крыльев, а летит, без ног, а бежит.
6. Антоним к слову «тепло»?

Ответы:

По горизонтали:
2. лес
3. пасмурно
7. осень
По вертикали:
1. листопад
4. сено
5. туча
6. холодно
По истечении времени подсчитывается количество правильных ответов и присуждается определённое количество баллов.
Физкультурная минутка «Хлопай – топай» (дети выполняют движения в соответствии с текстом песни)
7 конкурс: «Разгадай ребусы»

Отгадай осенние признаки:
1 команда «Грибочки»

(Холодно)

(Дождливо)
2 команда «Ягодки»

(Ветрено)

Отгадай лесные дары осени:
1 команда «Грибочки»

(Ягода)

(Облепиха)

(Боровик)
2 команда «Ягодки»

(Гриб)

(Голубица)

(Груздь)
Отгадай дары осеннего огорода:
1 команда «Грибочки»

(Огурец)

(Укроп)
2 команда «Ягодки»

(Томат)

Подсчитывается количество правильно отгаданных ребусов (за правильное слово или фразу — 1 балл)
8 конкурс: «Подбери действие»
За каждый правильный ответ команде присуждается по 1 баллу.
1 команда: «Грибочки»
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Деревья осенью — роняют листья.
Урожай осенью — убирают.
2 команда: « Ягодки»
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Птицы осенью — улетают.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Зарядка для глаз «Следи за листочком»(под музыку дети следят за листочком)
За листочком наблюдайте,
Свои глазки развивайте.
9 конкурс: «Обведи по контуру рисунки».
С помощью цветных карандашей необходимо обвести по цифрам рисунок. Сделайте его ярким и весёлым. Балл присуждается той команде, которая быстро и безошибочно всё сделает.
1 команда: «Грибочки»

2 команда: «Ягодки»

Дорогие ребята, вы все молодцы! Подошла пора подсчитать наши баллы. Победителем будет считаться та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Проводится подведение итогов конкурсов и награждение каждого участника обеих команд медалями: «Самый(ая) умный(ая)», команде, набравшей меньшее количество баллов – грамотами, а победителей викторины – дипломами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий винипух идет на день рождения
  • Сценарий викторины осенний листопад
  • Сценарий виндовс что это
  • Сценарий викторины осенний калейдоскоп
  • Сценарий виндовс тихая установка