Сценарий викторины осенний калейдоскоп

Творческая работа для учителя начальных классов для всех классов. Публикации для всех классов.

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи: 
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор; 
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали: 
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. 
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
 

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

1 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

холодно

Какая бывает осень

золотая

2 команда

Осенний месяц

ноябрь

Осенний признак

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

3 команда

Осенний месяц

октябрь

Осенний признак

ветрено

Какая бывает осень

унылая

4 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

 (слякоть)

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

( дождь)

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Используемая литература:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад № 96 «Елмаю» НМР РТ

«Утверждаю»

« ______» ______________20____г.

Зам. зав по ВР:__________А.П. Кузнецова

Викторина

«Осенний калейдоскоп»

Конспект

в  подготовительной группе №14

Составил воспитатель

Сафарова Р. Н.

г.Нижнекамск

Тема: «Осенний калейдоскоп»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель:

 Обобщить знания детей о времени года — осень. 

Программное содержание:

  1.  Обобщить и закрепить знания детей об осени, осенних приметах, о жизни животных и растений в осеннее время года.
  2. Развивать сообразительность, внимание, пространственное мышление.
  3. Развивать грамматический строй речи, расширять детский словарь.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру, сезонным изменениям природы и жизни животных и растений.

  1. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
  2. Воспитывать умение работать в команде.

Предварительная работа с детьми: 

  • наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • беседы об осени;
  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень»«Осенние листья»«Овощи»;
  • дидактические игры «Узнай дерево»«Какого дерева листочек»«Угости соседа»;
  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка.

Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ООД.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: названия команд, письмо, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мольберт.

 Раздаточный: фишки, листья со стикерами, лабиринты, разрезные картинки, карточки, медали.

Методы и приемы: Рассматривание, показ, вопросы воспитателя, объяснение, поощрение детей, художественное слово.

Структура ООД:

  1. Вводная часть – 4 мин.
  2. Основная часть – 19 мин.
  3. Заключительная часть – 3 мин.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Организация детей на ООД:

  1. Дети сидят полукругом на ковре.
  2. Дети размещены за столами.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 304 с.

1. Вводная часть.

— Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады Вас приветствовать в нашей группе.

—  Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый конверт. Откроем, посмотрим от кого оно? (Да)

(Читаем письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Наступила зима и моё время подошло  к концу. Мы встретимся с вами через год. Но я для вас приготовила интересные задания. На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Вы сегодня покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Если вы будите правильно выполнять задания, то получите от меня призы»

— Ребята, вы догадались от кого письмо?  (осень)

— Я  приглашаю вас принять участие в увлекательной викторине, посвященной прекрасному времени года – Осень! Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды. А чтобы сделать это,   нам надо вспомнить осенние месяцы.

— Передавайте этот осенний лист и называйте по порядку три осенних месяца (дети называют сентябрь, октябрь, ноябрь и собираются в компании по месяцам).

  Ну что ребята вы готовы?

 Дети: Да!

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

За каждый правильный ответ команда получит фишку. Если ответа нет, право переходит в команду соперников.

2. Основная часть.

— Какая бывает осенью погода? Ответы детей: пасмурная; ясная; солнечная; облачная; прохладная; ветреная; дождливая;  холодная; тёплая.

 Задание  № 1. «Приметы осени»

—  А теперь мы вспомним приметы осени.  

Назовите приметы сентября? (Ярко светит солнце, дни стоят теплые, еще много насекомых, начинается сбор ягод и грибов, с полей убирают овощи, а в садах — фрукты).
           — Назовите приметы октября (Становится холоднее, дожди идут часто, холодный ветер, начинают желтеть и опадать листья, начинают улетать птицы на юг, а насекомые и животные готовиться к зиме, почти все убрали с полей).

Назовите приметы ноября? (Уже совсем сыро и холодно, листья полностью облетели, улетели все перелётные птицы, насекомые спрятались, первые ночные заморозки и возможен первый снег).

Задание  № 2. «Загадки о дарах осени».

Отгадывают загадки команды по очереди. За каждую правильно отгаданную загадку –1 балл.

  1. Опустели наши грядки.

     Огород и сад в порядке.

     Ты, земля, еще рожай.

     Мы собрали…       (Урожай) 

  1. Круглое, румяное,

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

     И маленькие детки.      (Яблоко) 

  1. Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко…

Как зовут её? …      (Морковка) .

  1. Выкопали из земли,

Жарили, варили.

И тушили, и пекли.

Ели да хвалили.      (Картошка) 

  1. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?      (Лук) 

  1. И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.      (Грибы) 

  1. Раскололся тесный домик
             На две половинки.
            И посыпались оттуда
            Бусинки-дробинки.
            (Горох)
  2. Красный, сочный,
               Вкусный, прочный.
              Он растёт, не тужит,
              С огурцами дружит.
              От чего же до сих пор
             Не сорвали… (помидор)?
  3. Круглая да не мяч,
            Желтая, да не масло,
          Сладкая, да не сахар,
          С хвостиком, да не мышь.
          (Репа)

3.  Задание «Каждому дереву свой листочек» (на столах лежат листья со стикерами, а на доске деревья)

— Ребята, вот и следующее задание: для каждой команды есть свои деревья, надо выбрать те листья, которые относятся к вашей команде и прикрепить к нужному дереву. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику:

1,2,3,4,5 – будем листья собирать:
Листик березы, листик осины,
Листики тополя, листик рябины,
Листики дуба мы соберем, 
Маме осенний букет отнесем!

 Деревья для команд:
«Сентябрь» — клен, ива
«Октябрь» — дуб, береза
«Ноябрь» — каштан, рябина
 

Молодцы, все справились на отлично! Продолжим путь? Предлагаю всем участникам  занять места за столами.

— Давайте назовем деревья ласково? (упражнение  «Назови ласково») 

дуб — дубок, дубочек

береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка,      

ива — ивушка,

клен — кленок

 Задание 4.  «Лабиринт от Ежика«

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2018/11/1_4c1d91cb37ddb09bb0954740383440b1.jpg

— Ребята как   изменилась  жизнь   птиц   с   приходом   осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

 — Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

— Каких зимующих птиц Вы знаете?

(Воробьи, голуби, синицы)

 Задание 5. «Сколько птиц спрятались на картинке» 
 — Найти всех птиц на картинке и сосчитать.  

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2018/11/6788_9456344e984a97696a46a8ecc2b2b9ba.jpg

Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,(дети машут руками,как крыльями)
Небо синее вокруг. (поднимают вверх руки, показывая небо)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (машут руками,как крыльями)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.(приседают на корточки)
Предстоит им долгий путь,(имитируют как клюют зернышки) 
Надо птичкам отдохнуть. (имитируют как спят,руки под щечку)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!(поднимают руки вверх и машут, как будто приветствуют)
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Задание  6. «Посчитай, не ошибись»

— Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.

Итак, задание белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов  (показ карточек: 1 орех – 4 ореха – 5 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 5 подосиновиков; 1 шишка  – 3 шишки  – 4  шишек- 3 шишки).

Задание  7 «Четвёртый лишний».

Условия игры:

На экран выводят четыре продукта и необходимо решить:

1) Что не кладут в БОРЩ? (свекла, лук, картофель, тыква);

2) Из какого фрукта не варят КОМПОТ? (вишня, слива, яблоко, банан);

Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

3) Какой овощ не попадает в рагу? (кабачок, морковь, перец, огурец);

4) Какого супа не бывает? (картофельный, томатный, луковый, баклажановый);

5) Какого сока не бывает? (яблочный, томатный, морковный, картофельный).

7) Какие грибы не собирают? (лисички, опята, подберёзовики, мухоморы).

Задание  8.  Разрезная картина.

Детям предлагается рассмотреть на экране картину и после собрать ее из частей. 

Люди осенью собирают урожай овощей и фруктов, а в лесу грибы и ягоды. Осенью люди одеваются теплее. Они надевают куртки, шапки, перчатки. Если идет дождь обувают сапоги и берут зонтики.

Задание  9. Вот мы и подошли к последнему, заданию «Подбери действие»

  • Осенью дождь что делает? (моросит, идет, сеет)
  • Осенью листья что делают? (желтеют, опадают, летят)
  • Осенью ветер что делает? (срывает листья с деревьев, воет)
  • Осенью птицы что делают? (готовятся к отлетусобираются в стаи, улетают на юг)
  • Осенью звери что делают? (Делают запасы на зиму, готовят место для спячки, меняют шубки)
  • Осенью люди на огородах, в садах что делают? (собирают урожай, делают заготовки)

Вот и подошла к концу наша викторина.  Все вы показали прекрасные знания о времени года — осень. Молодцы! Пора подводить итоги. 

Интеллектуально-познавательная викторина «Осенний калейдоскоп»

(3-6 кл. коррекционной школы)

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. 
Задачи:

  • закрепить знания детей о характерных приметах осени — о явлениях живой и неживой природы, закономерностях в природе; 

  • расширять кругозор воспитанников, развивать логику, память, внимание, восприятие, речь, воображение.

  • формировать навык коллективного общения и активности, умение работать в команде, создать настроение весёлых состязаний, прививать любовь к природе

Ход мероприятия: 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса… 
А.С. Пушкин
Здравствуйте ребята! Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Осень — одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Сегодня будут соревноваться 2 команды, команда Умники и команда – Умницы. Команды, представьте нам своих капитанов. Мы познакомились с командами, капитанами. А судить наши соревнования будет строгое жюри, Каждое задание будет оцениваться и в конце викторины жюри подведёт итог. И так начнём…

Команда представляет своих капитанов. А начнем мы с разминки для ума

1. Разминка «Доскажи словечко» (первая все вместе, а остальные по очереди каждая команда выбирает картинку –ответ)
1) Желтые крылья осины, березы,
Красные — ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет…(Листопад)

2) Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я…(капуста) 

3) И зелен, и густ — 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко: 
Под кустом… (картошка).

4) Возле леса на опушке, 
Украшая темный бор, 
Вырос пестрый, как петрушка, 
Ядовитый … (мухомор). 

5) Круглый бок, жёлтый бок, 
Сидит на грядке колобок. 
Врос в землю крепко. 
Что же это? (репка) 

6) Шло по грядке вдоль забора 
Войско храброе дозором. 
Держат пики сотни рук, 
Подрастает горький … (лук) 

7) Рыжий Егорка 
Упал в озерко. 
Сам не утонул 
И воды не всколыхнул (лист) 

8) Что за дерево стоит? 
Ветра нет – оно дрожит (осина) 

9) Есть у родственницы елки 
Очень мягкие иголки. 
Но в отличии от елки 
Опадают те иголки (лиственница) 

2. «Подумай и найди»

А сейчас мы вспомним осенние месяцы. Надо найти соответствующую картинку Я буду читать стихи, а вы по описанию будете определять, о каком месяце я говорю.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

Все мрачней лицо природы: 
Почернели огороды, 
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса, 
Мишка в спячку завалился. 
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

 Поле черно-белым стало: 
Падает то дождь, то снег. 
А еще похолодало — 
Льдом сковало воды рек. 
Мерзнет в поле озимь ржи. 
Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Молодцы, с этим заданием вы справились. Мы знаем, что у каждого месяца есть своя примета. Сейчас каждая команда получит приметы о каждом из месяцев, но приметы будут перепутаны, ваша задача составить правильно.

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. 

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

В ноябре зима с осенью борются.

3. Конкурс «Составляем пословицу».

Ведущий: А сейчас новый конкурс: на карточках пословицы, начало на одной строке, а продолжение – на другой. Надо найти продолжение пословицы и соединить по смыслу. Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны.

Весна красна цветами

то и пожнешь.

Что посеешь –

берись за дело

Рожь поспела –

а осень – плодами.

Кто землю лелеет –

весна своё скажет.

Осень прикажет –

урожай потерял.

День прозевал –

и в поле, и в избе.

В сентябре огонь –

того и земля жалеет.

В сентябре одна ягода –

на небо взирают.

Хлеб убирают –

семь погод на дворе.

В осеннее ненастье –

и та – горькая рябина.


4.Конкурс «Всезнайка»

  • Ведущий: Кто больше даст правильных ответов получит — жетон.

  • У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)

  • Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)

  • Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)

  • Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

  • Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

  • Кого называют санитаром леса? (волка)

  • Кого называют лесным доктором? (дятла)

  • Из какого дерева делают спички? (осина)

  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)

  • Стеклянный приют овощей (банка).

  • Плоды, сваренные в сиропе (варенье).

  • Результат пчелиного труда (мёд).

  • Пчелиный дом (улей).

  • Чем заканчиваются сентябрь, октябрь, ноябрь (мягкий знак).

  • С чего начинается осень (с буквы О).

  • Что едят зимой ежи и медведи (ничего, они спят).

  • Куда осенью деваются бабочки (прячутся или гибнут от холода).

6 конкурс «Золотая книга сказок»

Осень часто называют «золотой», потому, что из всех цветов, которыми она раскрашивает листья, предпочтение отдает золотому. И людям очень нравятся осенние пейзажи золотой осени. Известный русский художник Левитан посвятил золотой осени свою картину, которую так и назвал «Золотая осень». Давайте вместе посмотрим на эту картину. (Показать картину)

Наш следующий конкурс связан со словом «золотой», потому, что называется «Золотая книга сказок».

Это конкурс – викторина по сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы. На экране появляются фрагменты сказок.(Презентация)

  • В какой сказке рассказывается о вершках и корешках? («Мужик и медведь».)

  • Она уродилась большая – пребольшая. (Репка.)

  • Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. («Теремок».)

  • В какой сказке у донного царя был великолепный сад с яблоней, на которой росло много золотых яблок? («Иван – царевич и серый волк».)

  • В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? («Дюймовочка».)

  • В какой сказке грибы воевали с ягодами? («Война грибов и ягод».)

  • Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас меда да его же в этом и обвинила? («Медведь и лиса».)

  • Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики? («Три поросенка».)

7 конкурс «Дары осени»

Каждая команда получает карточки с осенними дарами — словами: картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. лук, укроп, огурец, редиска. Надо разделить их на группы — овощи, фрукты, ягоды, грибы.

8 конкурс «Поварята»

Надо взять карточки и приготовить салат, суп, второе блюдо и компот.

Игра «Дайте правильный ответ»

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да).

  • Осенью цветут цветы(нет).

  • Осенью растут грибы(да).

  • Тучки солнце закрывают? (да).

  • Часто — часто льют дожди? (да).

  • Туманы осенью плывут(да).

  • Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

  • Звери норки закрывают? (да).

  • Урожай все собирают? (да).

  • Птичьи стаи улетают? (да).

  • Солнце светит очень жарко? (нет).

  • Все купаются в реке? (нет).

  • Можно детям загорать? (нет).

  • Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

  • Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени.

9 конкурс «Осенняя азбука»

 Вам будут даны буквы. За 1 минуту кто больше придумает и запишет осенних явлений, предметов, которые встречаются осенью. За каждое слово – 1 жетон. (Каждой команде – по 4 буквы.)

1команда 

Л — листья, листопад;

Д — дождь;

  • В — ветер;

  • Г — грибы, гроза, гром;

2 команда 

С — слякоть, сырость, сапоги;

  • О — овощи;

  • У — урожай;

  • Ф — фрукты;

10 конкурс «Осенняя азбука»

Каждой команде выдаётся карточка с заданием по 3 слова. Необходимо написать одним словом, что это такое. За каждое слово – 1 жетон.

1 команда:

  • сазан — (рыба)

  • брусника — (ягода)

  • репка- (овощ)

  • дуб — (дерево)

2 команда:

  • горох — (овощ)

  • вишня — (ягода)

  • опята — (грибы)

  • тополь – (дерево)

Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора
Пришла к нам опять чудо-осень!

На этом наша интеллектуально-развлекательная игра подошла к концу. Подведём итоги, подсчитаем заработанные  фишки и выявим команду-победителя.

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет

которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А

угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и

артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежнобелыми цветами; хороша летом, в зелёном

ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью

рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когдато в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней

полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой

частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод

калины вышивала полотенце,придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много

позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным

угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт

печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на

могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что яркокрасные, точно кровь,

плоды,это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаромонгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери.

Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить как говорят. А

мастерицы! Чего только не умели их умелые руки шили, пряли, вышивали, цветы

растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети.

Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому

материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что

скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери

…Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст

осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение счастье и судьбу дарит,

от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок

создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на

котором русский богатырь, Иванкрестьянский сын, победил 12главого змея. Для

славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви

и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой

фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И

неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы

медового дерева.

Цель: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3-го класса в процессе интегративного обучения с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

  1. развивать устную речь обучающихся;
  2. расширять кругозор обучающихся в области литературы, музыки и живописи;
  3. пополнить знания обучающихся в области русского народного фольклора;
  4. воспитывать любовь к родной природе;
  5. формировать основы экологической культуры;
  6. развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие;
  7. развивать навыки работы обучающихся с интерактивной доской.

Ход мероприятия

Слайд 1 (Презентация 1)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)

Праздник посвящается прекрасному времени года – осени и называется «Осенний калейдоскоп».

Слайд 2.

Ведущий: Что такое калейдоскоп? Калейдоско́п (от греч. красивый, вид, наблюдаю)

  1. оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
  2. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову

Сегодня в путешествие нас приглашает «Осенний калейдоскоп». Каждый поворот калейдоскопа – это новый конкурс. Какие конкурсы, и в какой последовательности они будут проходить, подскажет нам калейдоскоп. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Вы поиграете в разные игры, примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осени. В нашем мероприятии участвуют три команды. Команды представляются (один из членов команды читает стихотворение, а другие команды должны угадать о каком месяце идет речь)

Команда «Сентябрь».

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?

Команда «Октябрь».

Все мрачней лицо природы –
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

Команда «Ноябрь».

Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
И сильней похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Конкурсы будет оценивать жюри в составе:…

Каждый конкурс оценивается по трехбалльной системе.

Слайд 3. (переход в Презентацию 2)

Конкурс «Поэтический»

Ведущий. Осень наве­вает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

(Чтение стихов участниками конкурса сопровождается показом на экране портретов поэтов)

  1. Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный.
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    (И. Бунин)

  2. Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день.
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась…
    (А. Пушкин)

  3. Ласточки пропали,
    А вчера зарей
    Все грачи летали
    Да как сеть мелькали
    Вон над той горой.
    (А. Фет)

  4. Заунывный ветер гонит
    Стаи туч на край небес.
    Ель надломленная стонет,
    Глухо шепчет темный лес.
    (Н. Некрасов)

  5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят,
    Лишь вдали красуются, там на дне долин,
    Кисти ярко-красные вянущих рябин.
    (А. Толстой)

  6. ОСЕНЬ
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.

    Вянет и желтеет
    Травка на лугах,
    Только зеленеет
    Озимь на полях.
    (А. Плещеев)

  7. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
    Миновало лето,
    Осень наступила.
    На полях и в рощах
    Пусто и уныло.

    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.
    (А. Плещеев)

  8. Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца…
    (А. Плещеев)

  9. Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    (А.С. Пушкин)

Оценка жюри

Слайд 4. (переход в Презентацию 3)

Конкурс «Осенние загадки»

(Загадки поочередно задаются каждой команде)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (осенний лист)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее … (ледок)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый … (снег)

Солнце больше нас не греет,
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки … (Птицы)

Оценка жюри

Слайд 5.

Знаете ли вы?

Команда «Сентябрь»:

Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Охота» из цикла «Времена года»)

Слайд 6. (переход в Презентацию 4)

Конкурс «Грибы»

Ведущий:

Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы изображены на картинках. (О некоторых грибах ведущий читает стихотворные строки).

Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Почему?

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые … (лисички)

Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот… (белый)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок … (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы … (волнушки)

На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются … (опята)

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – … (сыроежки)

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (мухомор)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – … (подосиновик)

Оценка жюри

Слайд 7

Конкурс – физминутка «Кто соберет больше листьев»

Ведущий:

Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора:
Пришла к нам опять чудо-осень!

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

Слайд 8.

Знаете ли вы?

Команда «Октябрь»:

Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)

Слайд 9. (переход в Презентацию 5)

Конкурс «Осенние рифмы»

Подберите рифмы к словам: шишка, клен, ветерок , тучка, лист, картина, картошка, лужа, дождинка.

Варианты ответов

  • шишка – крышка, мышка, пышка
  • клен – силен, зелен, влюблен
  • ветерок – горшок, дружок, творожок
  • тучка – кучка, ручку, почемучка
  • лист – свист, твист, таксист
  • картина – машина, Марина, плотина
  • картошка – ложка, Антошка, сережка
  • лужа – нужен, стужа, кружит
  • дождинка – тропинка, слезинка, соринка

Слайд 10. (переход в Презентацию 6)

Конкурс «Какая птица лишняя?»

(Работа на интерактивной доске) Выбрав «лишнюю» птицу, учащийся объясняет по какому признаку он сделал этот выбор, нажимает на картинку на доске и она исчезает.

Слайд 11.

Знаете ли вы ?

Команда «Ноябрь»:

Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» посвящена ноябрю.

Слайд 12. (переход в Презентацию 7)

Конкурс «Художественная мастерская осени»

Ведущий: Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Участники каждой команды нарисуют осенний лист.

А мы не будем скучать и побываем в Картинной галерее. К тому же мы будем наслаждаться великим искусством живописи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)

Оценка жюри

Слайд 13, 14.

Конкурс «Кроссворд»

(Нумерация сверху вниз)

  1. Жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков
  2. Состояние, в котором периодически пребывают некоторые животные, наступает осенью
  3. Движение воздуха относительно земной поверхности, явление природы
  4. Твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов
  5. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах при охлаждении земной поверхности ниже нуля градусов
  6. Периодическая смена наружных покровов у животных
  7. Представитель семейства млекопитающих, среди которых есть беляк и русак
  8. Большое темное густое облако, несущее дождь, снег или град
  9. Птица, о которой И.А.Крылов сочинил басню
  10. Помещение для скота
  11. Хвойное дерево
  12. Цвет осени
  13. Опадание листьев осенью
  14. Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений
  15. Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега
  16. Он бывает деревянный, железный и журавлиный
  17. Стужа, холод
  18. Класс позвоночных животных, передние конечности которых превращены в крылья

Слайд 15.

Подведение итогов.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Награждение победителей.

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Абдулино

Развлекательно — игровая программа «Осенний калейдоскоп»

Подготовила: Калинина Т.А.

2022 год

Развлекательно- игровая программа «Осенний калейдоскоп»

Цель: Создание условий для приобретения устойчивой мотивации детей на сохранение окружающей среды.

Задачи:

Сформировать представления детей о процессах, происходящих в природе осенью.

Способствовать осознанию учащимися правил поведения на природе.

Повысить познавательный интерес детей к изучению экологии.

Ведущий. О чём мы будем сегодня говорить вы уже догадались.

                                  Солнышко не хочет землю согревать,

                                  Листья пожелтели, стали опадать.

                                  Часто дождик льётся, птицы улетают,

                                  Отгадайте дети, когда это бывает?

 «Август месяц хлопотливый —

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в …»  (Сентябре)

«В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок —

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …» (Октябрем)

«Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи!» (Ноябрь)

 Ведущий: Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень – одно из любимых времен многих людей, потому что это самое яркое время года!

  Осени поэты посвящали свои стихотворения, а художники – картины. Осень воспевают, осень ждут. Осень всегда будет непредсказуемым и самым желанным временем года.

 Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий: Сегодня мы с вами  узнаем много нового и интересного об осени.

Конкурс «Представление» (командам придумать свои осенние названия)

 Ведущий: И так, слово для представления получает (Каждая команда представляет своё название).

Вы готовы отправиться в удивительное путешествие?

Первый конкурс   «Конкурс загадок» .

1)    Если дождик, мы не тужим – бойко прыгаем по…(Лужам)

2)    Летит орлица через тридевять земель, крылья распластала, солнышко застлала.         (Туча)   

3)    Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут.  (Дождь)         

4)    Что не сеяно – родится?    (Трава)        

5)         Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.   (Берёзы)

6)    У кого одна нога, да и та без сапога?   (Гриб)

7)    Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат.       (Подсолнух)

8). Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам…(дождик)

9). Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку … (слякоть)

10). Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …(листопад)

11). Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …(осень)

12). Иду по тропке не спеша,

Песни поёт моя душа…

О, как ярко золотист

И красив кленовый …(лист)

13). Я стою, смотрю в окно,

В мелких капельках оно —

Ливень хлещет за окном,

Громыхает где-то …(гром)

14). Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

А куда летят все птички

Ну-ка быстро расскажите? (На юг)

 Ведущий:  Считайте, что вы размялись перед следующим очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться.  Ваша задача – восстановить перепутанные части пословицы.

Пословицы для первой команды:

Чтобы рыбку съесть/  да горы копает.

На одном месте лежа / тому бог подает.

Муравей не велик / надо в воду лезть.

Кто рано встает / и камень мхом обрастает.

Пословицы для второй команды:

Кончил дело / не вытащишь рыбку из пруда.

Лентяй праздники знает / гуляй смело.

Без труда / а лень портит

Труд человека кормит / да будни не помнит.

Пословицы для третьей команды:

Кто пахать не ленится / когда спишь до обеда.

Не спеши языком / не нажить палат каменных.

От трудов праведных / у того и хлеб родится.

Не пеняй на соседа / торопись делом.

Пословица для четвертой команды:

У ленивого, что на дворе / чужая ребром торчит.

На печи лежать / так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки / так и хлеба не видать.

Трудовая денежка плотно лежит / то и на столе.

Пословицы для пятой команды:

 Без дела жить / в лес не убежит.

Работа не волк / только небо коптить.

Под лежачий камень/ и сена много.

Под острую косу / и вода не бежит.

  Какая из команд назовёт больше пословиц об осени?

ИГРА «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» (общая для всех команд)

Что означает слово “калейдоскоп”? Наверняка некоторым из вас знакома игрушка под таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры. Но у слова “калейдоскоп” есть еще и второе значение: быстрая смена чего-либо.

Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам осени, — похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будет проходить в быстром темпе!

Бушует листопад. (Да).

Улетают на юг птицы. (Да).

Льют дожди. (Да).

Разливаются реки. (Нет).

По утрам бывают туманы. (Да).

Приходит бабье лето. (Да).

Исчезают насекомые. (Да).

Набухают почки на деревьях. (Нет).

Понижается температура. (Да).

Собирают урожай с полей. (Да).

Утром иней на траве. (Да).

Собирают клюкву. (Да).

День становится короче, а ночь длиннее. (Да).

По рекам идет лед. (Нет).

Конкурс «Осенние истории»

В предложенном тексте командам необходимо найти ошибочные высказывания о природных явлениях, происходящих в осенний период и высказать правильное суждение.

Осенняя пора. (Ошибочные высказывания подчеркнуты). Совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе. Серебряные нити паутинки тихонько плыли над полем. Нет, да и выскочит из леса заяц, он уже стал совсем белый. В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Везде слышен веселый птичий пересвист. Это поют соловьи, славки и кукушки. Хорошо в эту пору в лесу, грибов много: подосиновики, опята, подберезовики, а на опушке цветут ландыши. Белка собирает грибы, сушит их, ведь у нее только что родились бельчата, их кормить нужно.

Правильные ответы. Заяц в эту пору не белый, а серый с белыми пятнами. Ландыши цветут в мае, а бельчата у белки родятся весной. Не могут петь птицы в лесу, т.к. славки, кукушки и соловьи улетают на юг. Умолкли песни птиц, лишь короткие покрики выводков разных птиц слышны иногда в лесу.

 Ведущий: А сейчас станет еще веселее.  Угадать названия песен об осени.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ КОНКУРСА.

1.     «Листья желтые»;

2.     «Вновь дождей пора настала»;

3.     «Старинный вальс. Осенний сон»;

4.      «Отговорила роща золотая»;

5.     «Что такое осень?»;

6.     «Осень, осень»

Конкурс «Осенние приметы»

Ведущий:  Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?

  Осенью ложка воды —  ведро грязи, весной ведро воды – ложка грязи.

В двадцатых числах сентября начинается уборка лука. Нужно обратить внимание на луковый покров. Много одежки на луковицах – быть зиме холодной.

 Ведущий: А сейчас очередь за командами —  вспомнить как можно больше разных примет.       

      Игра “Я начну, а ты продолжи”.

Облака идут низко — … (ожидай стужи).

Если первый снег упадет на мокрую землю — … (он растает).

Гром в сентябре — … (к теплой осени).

Много рябины — … (к дождливой осени).

Облака редкие — (будет ясно и холодно).

Если орехов много, а грибов нет — (зима будет снежная и суровая).

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.

Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

  Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Конкурс « Черный ящик».

В ящике находятся известные всем овощи. Отгадавший получает этот овощ.

1. Вопрос: « В древности этот овощ рыцари носили на груди в качестве амулета»? (Лук)

2. Вопрос: «А этот овощ уж совсем страшно называли – «чертово яблоко»? (Картофель)

3. Вопрос: «В старину этот овощ называли «золотое яблоко»? (Помидор)

Ведущий: Осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок. И даже младший школьник знает, что это Болдинская осень. А ещё Осенью открываются театральные сезоны. Любимые артисты возвращаются отдохнувшие и готовые порадовать нас, зрителей, новыми премьерами.

Продолжаем наш праздник, и следующий наш конкурс это миниатюры, по данным сюжетам.

Сюжеты. 

1.     Медведь  благоустраивает берлогу  и укладывается в спячку.

2.     Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3.     Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4.     Прощальный танец журавлей.

5.      Цыплят по осени считают.

Ведущий: Пришло время капитанам команд продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый вдумчивый и сообразительный – покажет следующий конкурс, который называется «Поединок капитанов».  

Вопросы для капитана 1 команды:

1.     Как называется осенний отлет птиц (миграция).

2.     Время от рассвета до заката (долгота дня).

3.     Стеклянный приют овощей (банка).

4.     Плоды, сваренные в сиропе (варенье).

5.     Результат пчелиного труда (мед, воск).

6.     Как называется искусство выращивания карликовых деревьев (Бонсай).

7.     Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).

8.     Чем питается растение росянка (насекомыми).

Вопросы для капитана 2 команды:

1.     Где возникло искусство выращивания карликовых деревьев (в Японии).

2.     Какой сезон длится с 14 по 20 сентября (Бабье лето).

3.     Вьют ли птицы, улетающие в теплые края, там гнезда (нет).

4.     Как называется горячая пора уборки зерновых (страда, жатва).

5.     С чего начинается осень (с буквы «о»).

6.     Что означает слово «картофель» (земляное яблоко).

7.     Какие лиственные деревья остаются зелеными до поздней осени (тополя).

8.     Что едят зимой еж и медведь (они спят).

Вопросы для капитана 3 команды:

1.     Самая сказочная осень (Болдинская).

2.     Что остается на поле после жатвы (ничего).

3.     Какие птицы раньше всех улетают на юг (ласточки).

4.     Тотальное заполнение погребов (заготовка).

5.     Цветочная композиция (букет).

6.     Мальчик-луковка (Чиполлино).

7.     Какие птицы могут спать на лету (стрижи).

8.     Какой день считается днем осеннего равноденствия (23 сентября).

Вопросы для капитана 4 команды:

1.     Искусство составления цветочных композиций (Икебана).

2.     Обезвоженные плоды (сухофрукты).

3.     Деревянная «обитель» квашенной капусты (бочка).

4.     Зерновая пудра (мука).

5.     Куда осенью деваются бабочки (прячутся в укромные места или гибнут от холода).

6.     Что изучает наука орнитология (птиц).

7.     Какое растение является японской родственницей вишни (сакура).

8.     Назовите перелетных птиц, которые, чтобы миновать горные хребты, поднимаются на высоту 8 тысяч метров (горные гуси).

Вопросы для капитана 5 команды:

1.     Пчелиный дом (улей).

2.     Дождливая, ветреная погода (циклон).

3.     Композиция из обезвоженных растений (гербарий).

4.     Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» (у природы нет плохой погоды).

5.     Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными (смородины).

6.     Что означает слово «помидор» (золотое яблоко).

7.     Почему опасен зеленый картофель (он ядовит и может убить ребенка).

8.     Зимний приют городских ласточек (Африка).

Ведущий. Мы семь раз в ладоши хлопнем

И семь раз ногами топнем,

С осенью  поздравим

Всех плясать  заставим!

От каждой команды по 1 представителю танцуют «Яблочко».

Желающие садятся на стулья. Ведущие кладут каждому участнику на голову яблоко. Сидя на стуле, исполнить танец так, чтобы яблоко не скатилось с головы.  Руками яблоко поддерживать при этом нельзя.

Ведущий : Нашим участникам предлагается « Литературный конкурс». Выразительно прочитать стихотворение, назвать его автора.

Список литературы:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий викторины народы россии
  • Сценарий виндовс расширение
  • Сценарий викторины моя беларусь
  • Сценарий викторины мои игрушки
  • Сценарий викторины краски осени