Сценарий викторины осенний листопад

Данное мероприятие поможет учителю начальных классов малокомплектной школы в организации праздника, посвященного прекрасному времени года - осень.

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

Сценарий конкурсной программы

на тему:

«Осенний листопад»

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Дмитриева С.Н.

2017-2018 учебный год

Цель: обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  1. Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  2. Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  3. Формировать навык коллективного общения и активности.
  4. Создать настроение весёлых состязаний.

Оборудование: плакат «Осенний листопад», гирлянда из осенних листьев, шары, компьютер с музыкальными произведениями, конфеты, осенние листья, фломастеры, листы бумаги, яблоки, воздушные шары, овощи, картинки с изображением фруктов, овощей и ягод, толстые варежки, короны с изображением овощей, стулья.

Ход мероприятия:

Ведущий: – Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! (Чтение стихотворения)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницей ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

А.С. Пушкин. 1833

Ведущий:  Этими замечательными строками из стихотворения «Осень» А.С. Пушкина мы открываем нашу конкурсную программу «Осенний листопад». Само название говорит о её содержании. Речь пойдет об осени, об этом удивительном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и подарками.

Ведущий: – Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её! 

 Уважаемые, зрители! Для вас приготовили небольшие стихотворения, об осени, обучающиеся начальных классов. (Выступают обучающиеся начальных классов) (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

Бродит в роще листопад          (Виноградова Валентина)     

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер          (Дмитриева Дарья)

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед           (Черкесов Иван)

Листья улетают.

Значит, лета больше нет-

Осень наступает.

Осень! Славная пора!                 (Чернышов Павел)

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград —

Всё поспело для ребят.

Осень лебёдушкой тихо явилась,                        (Ви Марианна)

В жёлтое платье она нарядилась.

Кисти с оранжевой краской взяла,

Красить деревья, траву начала.

Серым раскрасила тучи на небе,                         (Иванов Данила)

Белым – туман, что плывёт на рассвете.

Для паучков вот клубок серебра,

Чтоб паутинка блестела с утра.

Кистью разбрызгала капли воды —                      (Карпенко Данил)

Это сентябрьского неба дожди.

Свежести в воздух добавила запах,

Спрятала рыжики ёлкам под лапы.

Сколько забот у красавицы этой!                        (Чернышова Полина)

Всё изменить нужно ей после лета.

Ведущий:  Давайте вспомним поэтические строки, посвященные красавице – осени! Я приглашаю принять участие в литературной викторине. Ваша задача – назвать автора поэтических строк.

  1. Унылая пора! Очей очарованье!..

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин. 1833)

  1. Есть в осени первоначальной…

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев)

  1. Ласточки пропали…

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

(А.А. Фет. 1854)

Ведущий:  Уважаемые, зрители! Предлагаю вспомнить, какие явления природы можно увидеть в это время года. Конкурс «Отгадай загадку». Вам необходимо отгадать следующие загадки и сказать, бывает это осенью или нет. (Чтение загадок)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.              (Ветер — бывает)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.       (Радуга — не бывает)

Нашумела, нагремела;

Все промыла и ушла,

И сады и огороды

Всей округи полила.               (Гроза — не бывает)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

Как ветер нападет,

Этот бархат опадет.                (Иней — бывает)

Посмотри в окошко:

Идет тоненький Антошка.     (Дождь — бывает)

Ведущий: (Чтение стихотворения)

Настоящий листопад

Это чудо, говорят.

Всем он людям, без сомненья,

Поднимает настроенье.

 Чтобы у вас, уважаемые зрители, настроенье поднялось еще больше, устроим здесь осенний листопад. Для участия в нем я приглашаю двух помощников (Михайлов Сергей и Ефимова Маргарита) и 5 участников (дети). Конкурс «Осенний листопад». Помощники одновременно подбрасывают засушенные листья. Участники собирают их. Затем, определяем, у кого осенний букет будет пышнее?! (Звучит музыка) (Подведение итогов)

Ведущий:  Как вы уже заметили, дорогие зрители, осенние листья настолько прекрасны, что хочется постоянно держать их в руках и даже придумывать с ними разные игры.

Ведущий:  Конкурс  «Осенние листья». Нарисовать с закрытыми глазами листья дуба, клёна, берёзы.

Ведущий:  Конкурс «Осенняя эстафета». Я приглашаю по 3 человека в каждую команду. Играющие становятся на старте, в руки каждому дается осенний лист из бумаги. Первым номерам необходимо бросить его как можно дальше. Вторые номера встают на место упавшего листка, сворачивают свой осенний лист в виде конуса так, чтобы получилась морковь, и бросают его. С того места, где упал последний лист, третьи номера сворачивают свой лист в комок так, чтобы получилось яблоко и бросают его, но уже в корзину. Выигрывает та команда, третий участник которой первым попал в корзину. (Звучит музыка) (Подведение итогов)

Ведущий:  Широко известны в наших краях яблоки. Но эти незамысловатые фрукты наделены необычной силой в русских народных сказках, песнях и преданиях.

Ведущий:  Конкурс «Возьми приз». Назовите сказку, пословицу, песню,  и этот приз будет вашим (демонстрируется настоящее яблоко). (Подведение итогов)

Ответы:

1. Сказки: «Иван-царевич и серый волк», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван, вдовий сын», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о молодце-уральце, молодильных яблоках и живой воде».

2. Пословицы: От ивы яблоко не родится. От яблони – яблоко, а от ели – шишка. По яблоку в день – и доктор не надобен. Червивое яблоко на ветке до первого ветра. Яблоку негде упасть. Не тряси яблоко на ветке до первого ветра. Криво дерево, да яблоки сладки. В незрелом яблоке вкуса нет.

3. Песни: «Яблоки на снегу», «Эх яблочко, да на тарелочке».

Ведущий:  Объявляется танцевальный конкурс «Яблочко сидя». Ведущий кладет по яблоку на головы участникам и предлагает им, не вставая со стула, сплясать матросский танец «Яблочко». Если яблоко падает с головы, участник выбывает из конкурсной пляски. Побеждает тот, кто сохранил яблоко на голове. Приглашаю пять участников. (Подведение итогов)

Ведущий:  Кроме яблок существует много других фруктов, овощей и ягод, которые мы с удовольствием употребляем в пищу. Давайте вспомним о них известные песни. Конкурс «Вспомни песню». Я буду показывать на картинках изображение фруктов, овощей, ягод. Вы вспоминаете о них песни. (Показ картинок)

  1. Картошка («Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», В. Шаинский — Ю. Энтин).
  2. Калинка («Калинка, малинка», русская народная песня).
  3. Виноград («Пойду по Абрикосовой, сверну на Виноградную», Ю. Антонов; «Там смуглянка-молдованка собирала виноград», Я. Шведов — А. Новиков).
  4. Груши («Расцветали яблони и груши», М. Блантер — И. Исаковский).
  5. Рябина («Ой, рябина кудрявая», Е. Родыгин — М. Пилипенко).

(Подведение итогов)

Ведущий: – Уважаемые, зрители! Для вас подготовили стихотворения об осени обучающиеся старших классов. (Выступают обучающиеся старших классов)

За окошком лист осенний пожелтел,                    (Васильева Милана) 

Оторвался, закружился, полетел.

Жёлтый листик подружился с ветерком,

Всё кружатся и грают под окном.

А когда весёлый ветер улетал,                               (Ефимова Маргарита)

Жёлтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живёт всю зиму у меня.

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,         (Михайлов Сергей)

Потому что пожелтели листья на осинке!

Осень – ласковое слово, тёплые денёчки,

Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком!

Осень – вкусненькое слово, варится варенье,                  (Васильева Милана)

Потому что фруктов много, много угощенья!

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,

Потому что снова в школу – вот как получается!

Только ветер налетел,                                                    (Ефимова Маргарита)

Переделал много дел:

Тучки в небе разогнал,

Листья с дерева сорвал,

Закружил их высоко,

Разбросал их далеко!

Ведущий: – Конкурс «Осенний ветер». В игре участвуют два человека. В руках у каждого воздушный шар. По сигналу надо надуть воздушный шар, кто быстрее. (Подведение итогов)

Ведущий: – Уважаемые, зрители! Я знаю, что все любят отгадывать загадки. Конкурс загадок «Угадай овощ». (Чтение загадок)

  1. Что это за голова, только зубы и борода? (Чеснок)
  2. Красный Макар по полю скакал и в борщ попал? (Перец)
  3. Круглая, а не месяц; белая, а не мука; горькая, а не полынь? (Редька)
  4. Была ребёнком — не знала пелёнок; а старой стала сто пелёнок иметь стала? (Капуста)
  5. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
  6. Жёлтая курица под тыном дуется? (Тыква)
  7. Под листочком у оградки, лягушонок спит на грядке, весь зелёный, прыщеватый, а животик – беловатый? (Огурец)
  8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю варят из меня томат, в щи кладут и так едят? (Помидор)
  9. На ощупь очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая, по цвету – красноватая, и нравится ребятам? (Морковь)
  10. Сама красная, а чуб зелёный? (Свёкла)

(Подведение итогов)

Ведущий: – Осень – пора сбора урожая. Уважаемые, зрители, вашему вниманию предлагается сценка «Спор овощей». (Выступают обучающиеся школы)

Кто из нас, из овощей                                          (Ви Марианна)

И полезней и вкусней?

Кто от всех болезней

Будет нам полезней?

Горох: Я такой хорошенький                             (Черкесов Иван)

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу.

Всех горошком угощу…

Свёкла: Свёклу надо для борща                     (Чернышова Полина)

И для винегрета.

Кушай сам и угощай!

Лучше свёклы нету!

Капуста: Ты уж, свёкла, помолчи!!!               (Ви Марианна)

Из капусты варят щи

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчишки-плутишки

Любят кочерыжки!

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой!

Редиска: Я — румяная редиска                          (Виноградова Валентина)

Поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь: Про меня рассказ недлинный         (Дмитриева Дарья)

Кто не любит витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку

Будешь ты всегда, дружок

Сильным, смелым, ловким.

Томат: Не болтай, морковка вздор                  (Иванов Данила)

Помолчи немного

Самый вкусный и приятный

Уж конечно, сок томатный.

(все хором)

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Лук: Я приправа в каждом блюде                          (Карпенко Данила)

Я всегда полезен людям

Угадали? Я ваш друг.

Я простой зелёный лук.

Картошка: А картошка так скромна.                    (Васильева Милана)

Слова не сказала.

Но картошечка нужна

И большим и малым.

Баклажан: Баклажанная икра                                (Чернышов Павел)

Так полезна, так вкусна.

Ведущий:

Спор давно кончать пора

Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить,

Все без исключения,

В этом нет сомнения.

Ведущий: – Осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят». (Колос)

Ведущий: – Правильно, ребята, это колос. Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

 А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб?

(Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Хлеб всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Чья земля, тот и хлеб.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Горек обед без хлеба.)

 Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу. (Читают стихотворение обучающиеся 5 класса)

Убран хлеб. И тише стало.           (Аркадьев Павел)

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Но не сразу зёрна стали                (Ёмин Сергей)

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Слава миру на земле!                     (Малков Михаил)

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой  витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Над селом дымки плывут.              (Смирнов Роман)

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Ведущий: – Продолжаем конкурсную программу. Конкурс «Пойми меня». Я буду называть только прилагательные, а вы должны назвать фрукт, подходящий под это описание.

— Сочное, наливное … (яблоко)

— Жёлтый, кислый … (лимон)

— Сладкий, оранжевый … (апельсин)

— Вкусная, зелёная … (груша)

Ведущий: – Конкурс « Черный ящик». В ящике находятся известные всем овощи. Отгадавший получает этот овощ.

1. Вопрос: « В древности этот овощ рыцари носили на груди в качестве «амулета»?   (Лук)

2. Вопрос: «А этот овощ уж совсем страшно называли – «чертово яблоко»?   (Картофель)

3. Вопрос: «В старину этот овощ называли «золотое яблоко»?  (Помидор)

Ведущий: – Конкурс «Угадай-ка». Надев толстые варежки, с завязанными глазами, определить на ощупь овощ.

Ведущий: – Викторина для тех, кто много читает и много знает.

  1. Когда начинается осень в Австралии? (В марте)
  2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
  3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? (Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки)
  4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
  5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
  6. Когда начинался новый год на Руси? (1 сентября)
  7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
  8. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

Ведущий: – Слово для поздравлений представляется директору школы – Арличенковой Людмиле Валентиновне. (Поздравление обучающихся, подведение итогов летней рабочей практики)

Ведущий: – (Чтение стихотворения)

Засыпает тихий пруд,

Клумбы опустели,

Птицы больше не поют —

К югу улетели.

В чистоте и тишине

Осень отдыхает,

День за днём она Зиме

Место уступает.

Ведущий: – Вот и подошёл к концу наш праздник. А осень оставила всем свои дары. Спасибо осени за её щедрость! Всем спасибо!!! (Раздаются яблоки)

МАУДО Центр детского творчества Промышленного района

СЦЕНАРИЙ

игровой программы для младшего и среднего

школьного возраста

«Время листопада»

Автор-составитель:

педагог-организатор детского

клуба по месту жительства

им. К.Н. Котова

Соловых О.А.

Цель: организация познавательного досуга младших и средних школьников.

Задачи:

— расширять кругозор, по средствам знакомства с народным праздничным календарем;

— развивать сообразительность, речь, творческие возможности;

— формировать коммуникативные умения.

Ход мероприятия

Вед: Осень за окошком бродит не спеша,

Листья на дорожки падают шурша,

Тонкие рябинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, что наша сегодняшняя игровая программа посвящена красивейшему из времен года- осени.  А начинается она с месяца сентября.За ревущие в непогоду ветры и дожди на Руси издавна прозвали сентябрь ревуном и хмурнем. А еще сентябрь — рябинник, рябина в этом месяце настоящая именинница.

А приметы у сентября вот какие:

Чем теплее и суше

Сентябрь стоит,

Тем позднее зима

По земле пробежит.

Рябины славен урожай —

Морозов лютых ожидай.

Если в сентябре

В небе гром гремит,

Осень на дворе

Теплая стоит.

Перелетные птицы

Высоко пролетели —

Значит, снега сугробы

Наметут нам метели.

А сколько в сентябре праздников! Вы, наверное, думаете только один — День знаний, когда все, дружно взявшись за руки, идут в родную и любимую школу? А вот и нет!

4 сентября — «день лешего» В этот день леший выходит из дремучего леса и хулиганит вовсю, срывая шапки с прохожих. Вот и я предлагаю вам немного похулиганить. Согласны? Но сначала вам нужно разделиться на 2 команды по цвету жетонов. (Дети делятся на команды по цвету жетонов)

Вед: Замечательно! Команды в сборе. Представьтесь! (Представление команд). А теперь, внимание задание! Перед вами на полу круг. В него по очереди входят по одному игроку от каждой команды, которым на голову надета шапка. Они должны, удерживая левой рукой левую ногу снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка — очко. Задание понятно? Тогда начали!

(Идет конкурс «Сорви шапку»)

Вед: В этом конкурсе больше очков заработала команда…. А вы, команда…не расстраивайтесь, впереди еще много конкурсов.

С 21 сентября начинались «опожинки», праздник собранного урожая. Веселье могло продолжаться целую неделю. Чем обильней был урожай, тем веселее были народные гуляния. А вот интересно, какая из наших команд соберет наибольший урожай.

Перед вами, на полу разложены разнообразные овощи. Их на 1 единицу меньше, чем игроков в двух командах. Сейчас обе команды становятся в большой круг, и ходят по нему пока играет музыка. Как только она смолкнет, игроки команд должны схватить овощ, тот кому не досталось, выбывает из игры. Количество овощей уменьшается каждый раз на 1 единицу. Побеждает, та команда, большее число игроков которой осталось в игре. Задание понятно? Тогда, вперед!

(Идет конкурс «Сбор урожая»)

Вед: В этом конкурсе победила команда…Так держать! А мы продолжаем. Второй месяц осени — октябрь. Его в старину называли листопадник, грязник, зазимник.

Приметы октября:

Солнце в облаках купается — дождик собирается.

Луна покраснела — жди ветра, ветра-пострела.

Быстро листва опадает — скоро зима наступает.

Ох, всюду паутины много!

Но пусть оставит нас тревога,

Не стоит горевать напрасно,

Поверь, что осень будет ясной.

Золотая осень наполняет мир шорохом опадающей листвы. Это карнавал листопада.

Солнца луч проглянет редок,

Ветер дунет, и летят

Золотые листья с веток,

За окошком листопад.

И в наш зал ветер намел много листьев. Посмотрите и запомните где они лежат. Наша с вами задача их собрать. Собирать листья будут капитаны команд, которым мы завяжем глаза, а остальные игроки команды, будут ему подсказывать: «правее», «левее», «вперед», «назад». Итак, капитаны, завязываем глаза. Команды готовы помочь капитану? Тогда, раз, два, три, начали.

(Идет конкурс «Собери листья»)

Вед: С этим заданием быстрее справилась команда….Их капитан был быстрым, как ветер. А все ли игроки команды такие же проворные? Сейчас проверим! Я объявляю следующий конкурс «Быстрее ветра». Командам нужно разбиться на пары. Парам на скорость нужно пробежать вот эту дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а также берутся за руки. Так они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Побеждает та команда, все пары которой быстрее справятся с заданием

Итак, вы готовы? Тогда на старт, внимание, марш!

(Идет конкурс «Быстрее ветра»)

Вед: Проворней в этом конкурсе оказалась команда…. Аплодисменты победителям! А мне интересно узнать какая из команд окажется сообразительнее. Проверим? Отлично! У меня в руках букет из осенних листьев, на каждом листочке вопрос. Я буду их вам задавать, задача команд, первыми дать правильный ответ. Итак, внимание, начинаем!

(Идет конкурс «Осенний букет»)

Сколько дней длится осень? (91 день)

Как в России называют период тёплой погоды в середине осени?

( бабье лето).

Когда начинается бабье лето? (14 сентября).

Сколько дней длится бабье лето? (7 дней).

Какое дерево является символом осени? (клён).

Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней).

Что такое листопад? (листопад – время опадания листьев с растений.)

Что особенного в дате 23 сентября? (это день осеннего равноденствия).

Чем заканчивается осень? (ноябрём).

Вед: Больше правильных ответов дала команда…Молодцы! Вы сейчас сказали, что осень заканчивается ноябрем. Ноябрь — ворота зимы. Сентябрев внук. Октябрев сын. Зиме родной батюшка.

Приметы ноября:

Еж на опушке устроил нору —

Будет зима очень теплой в бору.

Если же в чаще нора, в глубине,

Будут морозы трещать по весне.

Если стаи синиц

Вьются возле домов,

Знай: прилет этих птиц

Значит — жди холодов.

Коль на мокрую землю

Первый снег упадет,

То лежать остается.

На сухую — сойдет.

4 ноября в народе праздновали Казанскую (день Казанской иконы Божьей Матери, которая по легенде защитила землю русскую от поляков-захватчиков). Это был день расчета с работниками. А сейчас в этот день отмечают День народного единства. Вот и наш следующий конкурс называется «В единстве наша сила». Этот конкурс рассчитан на быстроту реакции, ориентации, сплоченность команды. По хлопку ладони я буду предлагать вам быстро построиться по определенному признаку. Побеждает команда, которая правильно и быстро справится со всеми заданиями. Итак, готовы? Тогда постройтесь:

по цвету волос (от светлых к темным);

по алфавиту первых букв имен;

по размерам обуви (от меньшего к большему);

по цвету глаз (от темных к светлым).

(Идет конкурс «В единстве сила наша»)

Вед: В этом конкурсе бесспорным лидером была команда…Отлично, ребята! Вы состязались в быстроте, ловкости, интеллекте, сплоченности, а в нашем последнем конкурсе «Осенняя лира» я хочу, чтобы вы проявили свои творческие возможности и сочинили стихи на заданные рифмы, между прочим, это занятие было одним из развлечений праздника Кузьминки, который отмечался 14 ноября. Кузьминки, по осени поминки. С этого дня все работы переносились под крышу дома. Девушки собирались в одной из изб, приносили рукоделие, а после работы устраивали  с парнями состязание по придумыванию рифм, так рождались русские народные песни, пестушки, потешки. А вы готовы к сочинительству? Тогда получайте карточки с набором слов и вперед.

Карточки:

1. листы-кусты, лужа-стужа

2. дожди — не жди, облетают-исчезают.

Вед: Ну, а пока команды готовятся, мы вами, дорогие болельщики, немного поиграем, загадки отгадаем. Готовы? Тогда слушайте!

1. Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам…(дождик)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …(листопад)

3. Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …(осень)

4. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (лужи)

5. Иду по тропке не спеша,

Песни поёт моя душа…

О, как ярко золотист

И красив кленовый …(лист)

6. Я стою, смотрю в окно,

В мелких капельках оно —

Ливень хлещет за окном,

Громыхает где-то …(гром)

7. На улице кто-то рычит,

Подвывает и стучит…

Лучше дома сидеть в кресле

Когда дует сильный …(ветер)

8. Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

9. Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

А куда летят все птички

Ну-ка быстро расскажите? (На юг)

10. Осень тучами седыми

Затянула горизонт

Чтобы прогуляться с ними

Мы с тобой откроем … (зонт)

Вед: Молодцы, ребятки, разгадали все загадки. А наши команды уже готовы прочесть свои сочинения. Итак, вам слово.

(Идет конкурс «Осенняя лира»)

Вед: Обе команды очень старались, и я думаю, что в этом конкурсе победила дружба, как и во всей нашей игровой программе. Ведь самое главное, что мы отдохнули, узнали что-то новое для себя, зарядились хорошим настроением.

А наш праздник прошел,

Вы довольны, друзья?

Значит все хорошо,

Мы встречались не зря!

До свиданья! До новых встреч!

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников по теме  «Урок листопада»

Описание: Игра-викторина для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на воспитание любви к природе, развитие познавательного интереса детей, развитие любознательности детей.

Цель: закрепить и уточнить знания детей о растениях и грибах, которые растут в осеннем лесу.

Задачи: 

— развивать творческие способности детей,  активность, сообразительность и речь;

— расширять знания о природе;

— вызывать положительные эмоции.

Оборудование:  плакаты – «Осенний лес», «Грибы», «Ягоды», обручи, предметы (грибы, ягоды), эмблемы для игроков, призы, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков леса.

Воспитатель. Ребята, сегодня в игре-викторине принимают участие две команды- «Ягодки» и «Грибочки». Представляю Вам жюри. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ  жюри начисляет один балл. Команды под музыку строятся в две шеренги напротив друг друга.

Задание 1.

  1. Назовите птиц,которые осенью улетают в тёплые края?

(Ласточки, журавли, скворцы)

  1. Из каких частей состоят грибы?

(Из ножки, шляпки, грибницы)

  1. Какую ягоду любит, есть медведь?

(Малину)

  1. Что растёт в лесу кроме грибов и ягод?

(Растения, деревья)

  1. После какого времени наступает осень?

(Лето)

  1. Какие красные ягоды в лесу растут на деревьях?

(Ягоды рябины)

  1. Что можно приготовить из ягод?

(Варенье).

Игра-соревнование «Соберём урожай»

Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой-пустой обруч, а в отдалении-с предметами ( грибы, ягоды). Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай».

Задание 2.

— Кто больше назовёт грибов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, опёнок….

— Кто больше назовёт ягод: малина, рябина, калина, клюква, рябина, черника….

— Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени: листопад, прохлада, спячка…

— Кто больше назовёт птиц, которые остаются зимовать: чижи, снегири, дятлы,синицы…

Задание 3.

Команды загадывают друг другу загадки.

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела… (земляника).

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются… (опята)

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая… (клюковка)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с… (малиной)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —… (черника)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

На колючем кустике

Желтенькие бусики.

Наступила осень тихо,

И созрела… (облепиха)

Задание 4

Команды произносят за ведущим скороговорки:

— для команды «Ягодки»:

«Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.»

— для команды «Грибочки»:

— Продаются на рынке рыжики в корзинке

Грузди, сыроежки продаются в тележке.

Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов.

Игра на внимание «Грибы и ягоды».

Две команды стоят  в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные ягоды и грибы. Если слово относится к грибам, то дети должны быстро присесть, а если к ягодам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Задание 5. «Угадай название варенья на вкус»

Игроки из разных команд пробуют варенье и угадывают:

— из облепихи- облепиховое;

— из черники- черничное;

— из малины- малиновое;

— из голубики- голубичное.

Воспитатель. Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо справились с заданиями. Пора подвести итоги нашей игры-викторины. Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи: 
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор; 
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

Ведущий:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали: 
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. 
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
 

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

1 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

холодно

Какая бывает осень

золотая

2 команда

Осенний месяц

ноябрь

Осенний признак

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

3 команда

Осенний месяц

октябрь

Осенний признак

ветрено

Какая бывает осень

унылая

4 команда

Осенний месяц

сентябрь

Осенний признак

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

СЮЖЕТЫ:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

 (иней)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

 (слякоть)

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

( дождь)

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

(ветер)

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Используемая литература:

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Интернет-источники

http://eti-deti.com/zagadki-pro-osen/

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-osen

Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет)

Наталия Канушина
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет)

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их; закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.

1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.

2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень.

3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

Представление команд: «Кленовые листочки» и «Дружные ребята».

А начнем мы с разминки ума:

Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором).

1. У избы помоет крышу.

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы еётихонько спросим:

— Кто ты? – И услышим? (осень)

2. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья (осень)

В землю увяз (дождь).

4. С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись (дождь).

5. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (Листопад)

6. Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

7. Тучи нагоняет,

Поет да свищет (ветер)

8. Летит, а не птица,

Воет, а не зверь (ветер)

9. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

10. На грядке привалился на бочок

Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени? (да).

Игра «Осенние приметы».

Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да).Дайте правильный ответ:

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья (дуб и клёна). Каждая команда собирает определенны листья в букеты. Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.

Пословицы и поговорки об осени:

1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

2. Сентябрь холоден, да сыт.

3. Осенняя муха больнее кусает.

4. Дождливое лето, хуже осени.

5. Весна богата цветами, а осень снопами.

6. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

7. Пчелка мала, да и та работает.

8. Будет дождь, будут грибы.

Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием.

-Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками, что это?. Правильно — «овощи», как вы думаете, чем мы сейчас займемся? …. Конечно же — поиграем!

Игра: «Кто быстрее перевезет с поля урожай».

От каждой команды по 5—7 человек. В одной стороне стоит грузовик, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего играющие везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее перевезет овощи.

— Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задаем вопросы командам.

Ведущий проводит блиц-опрос: задает вопросы по очереди каждой команде.

1. Какие животные питаются грибами?

2. Какая птица умеет считать годы? (кукушка)

3. Кого называют санитаром леса? (волка)

4. Кого называют лесным доктором? (дятла)

5. Что такое тихая охота? (сбор грибов)

6. Назвать второй осенний месяц.

7. Перечислить перелетных птиц.

8. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)

9. Почему осень золотая?

10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

— А сейчас поиграем все вместе.

Подвижная игра: «Листья» для всех детей.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

Игра «Перепрыгни через лужи».

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) с одного конца зала доберётся до другого конца зала.

Ведущий. У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Кто быстрее соберет разрезной лист)

Ведущий. А сейчас мы танцуем «Буги — вуги».

Ведущий благодарит детей за отличную работу.

«Дарит осень чудеса». Итоговое мероприятие по теме «Осень» Мы все привыкли к осени, как привыкают к чему то обыденному: приходит каждый год после лета и незаметно исчезает, растворяясь в зиме…за.

Интеллектуальная викторина для начальных классов «Здоровье не купишь — его разум дарит» Викторина «Здоровье не купишь- его разум дарит» 1. При вывихе или растяжении связок к больному месту следует как можно скорее приложить.

Источник

Сценарий викторины «Осенний калейдоскоп»

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи:
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор;
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:

— Добрый день всем участникам викторины,посвященной золотому времени года.

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер.
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай».
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай. «

Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность.

1 конкурс «Представление команд»

Каждая команда говорит своё название и девиз. (получают по 2 балла)

2 конкурс «Разминка»

(Представители команд выбирают карточку с загадками, читают их и отгадывают.За каждый правильный ответ 1 балл)

1..Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» осень)

2. Все мрачней лицо природы –

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

3.Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел? (сентябрь)

4. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи. (ноябрь)

3 конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали:
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки.
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?

По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника.
Ищём что мы? .
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

4 конкурс «Осенние приметы»

(каждая команда получает листочки с половиной фразы, необходимо эту фразу закончить)

Сырое лето да теплая осень -………………….(к долгой зиме.)

Гром в сентябре предвещает ……………(теплую осень.)

Если осенью паутина стелется по растениям — ……………..(это к теплу).

Если в октябре листва с березы и дуба опадает не чисто -……..(готовься к суровой зиме)

Если в лесу много рябины — ………….(осень будет дождливая, если ж мало — сухая.)

Много желудей на дубу уродилось — ………………(к лютой зиме).

Если листопад пройдет скоро, ……………..(надо ожидать суровой зимы.)

Появление комаров поздней осенью — …………………(к мягкой зиме.)

5 конкурс «Ребусы»

сентябрь

холодно

Какая бывает осень

золотая

ноябрь

дождливо

Какая бывает осень

поздняя

октябрь

ветрено

Какая бывает осень

унылая

сентябрь

пасмурно

Какая бывает осень

хмурая

6 конкурс «Театр осенних миниатюр»

Каждой команде предлагается вытянуть 2 карточки, на которых написано задание, сюжет которого вам нужно изобразить. В конкурсе может принимать участие вся команда. А угадывать сюжеты будут другие команды. В данном конкурсе оценивается находчивость и артистичность.

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

4. Прощальный танец журавлей.

7 конкурс «Чёрный ящик»

(угадать по описанию, что находится в чёрном ящике)

Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.

Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, — придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…

Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, — это сердца тех, кто пал в боях с врагами.

Послушайте ещё одну легенду.

Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.

Спрятались девушки в лесу за селом…

Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.

А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван — крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.

Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы — медового дерева.

8 конкурс «Загадки»

1. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …

3. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?

4. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…

5. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.

6. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)

7. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

8. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (зонт)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Пора подвести итоги.

Жаданова К.Х. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1.- Алматы: Алматыкитап, 2015.

Козловский Е. Нам слово скука незнакомо.- М.: Молодая гвардия, 1990.

Источник

Цели:

  • способствовать объединению классов двух
    параллелей,
  • развитие умений работать в команде,
  • создание благоприятного психологического
    климата в коллективе.

Подготовка к празднику.

1. Домашнее задание командам:

а) “Осенняя композиция”
б) “Овощная поделка”

Проведение праздника.

Программа предназначена для учащихся 5 – 6
классов. Участвуют команды по 5 человек.

Ведущий:

Унылая пора! Очей очарованье!…
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Этими замечательными строками из
стихотворения А.С.Пушкина мы открываем нашу
конкурсную программу “Осенний листопад”. Само
содержание говорит о ее содержании. Речь пойдет
об осени, об этом удивительном времени года,
немного грустным, но таком щедром своими
красками и подарками.

Конкурсы.

1. “Осенняя композиция”

2. “Овощная поделка”.

3. Восстановить слова и ответить на вопрос: что
растет в наших садах осенью?

Слова: -б-он-, с- -ва, — р-ш-, -я-ин-, б-р-ар—, об- -п-х-, а-
-и-ос

Ответы: яблоня, слива, груша, рябина, барбарис,
облепиха, абрикос

4. Угадай овощи и фрукты.

На тарелочках представлены натертые овощи и
фрукты. Надо с закрытыми глазами угадать их
название. (Например: свекла, редька, морковь,
яблоко, капуста, лук, груша).

Игра со зрителями – конкурс загадок. Загадки
– обманки про овощи.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется……Капуста.
Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …..Огурец.
Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.
Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется….Свекла.
Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.
Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется …..Кабачок.
Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно…..Помидор.
Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно….Тыква.
Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то…Лук.
Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ…..Чеснок.

5. Конкурс “Составь пословицу”.

(На карточках пословицы: начало на одной, а
продолжение на другой).

  1. Весна красна цветами — / а осень – плодами.
  2. Что посеешь — / то и пожнешь.
  3. Рожь поспела — / берись за дело.
  4. Кто землю лелеет — / того и земля жалеет.
  5. День прозевал — / урожай потерял.
  6. В сентябре огонь — / и в поле и в избе.
  7. В сентябре одна ягода — / и та горькая рябина.
  8. Хлеб убирают — / на небо взирают.
  9. В осеннее ненастье — / семь погод на дворе.

6. Конкурс “Черный ящик”.

Задание – отгадай, что в черном ящике.

  1. В старину этот овощ называли “любовное
    яблоко”, “золотое яблоко”. И сейчас у него есть
    два имени. Какой овощ лежит в черном ящике?
    (Помидор, томат)
  2. Родина его – Южная Америка. Индейцы называли
    его “папой”. У нас этот овощ в старину называли
    “чертово яблоко”. Подсказка: В России его первое
    время разводили как цветы, а за нежелание его
    сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь.
    О каком овоще идет речь? (Картофель).

7. Конкурс капитанов.

А теперь мы с вами побываем в поле, где выросли
горох, фасоль, подсолнечные семечки, тыквенные
семечки. Кто из вас окажется самым проворным и
ловким? Каждому капитану нужно собрать в свою
чашку только семена своего растения,
разбросанные по “полю”

8. Викторина.

  1. Почему листья верхушек деревьев опадают
    последними? (Они самые молодые)
  2. У какого зверя осенью в листопад появляются
    детеныши? (Заяц)
  3. Корнеплоды какого растения называют вторым
    хлебом? (Картофель)
  4. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  6. Единственный гриб, имеющий ухо. (Мухомор)
  7. Единственное растение, из которого делают мясо.
    (Соя)
  8. Животное – гриб. (Лисичка)
  9. Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь)
  10. Животное – безбилетный пассажир. (Заяц)
  11. Кого по осени считают? (Цыплят)

9. “Угадай мелодию”.

Звучат мелодии из песен об осени. Надо угадать
песню.

10. Конкурс фантазеров.

Нарисуйте овощ или фрукт, которые никогда не
существовали, и придумайте ему название.

11. Подведение итогов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий виндовс что это
  • Сценарий викторины осенний калейдоскоп
  • Сценарий виндовс тихая установка
  • Сценарий викторины народы россии
  • Сценарий виндовс расширение