Сценарий виртуальной выставки

Cкачать: Проект "Виртуальная выставка". Конспекты

Областное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 2 им. Г. А.
Карманова» г. Курска

МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ

по
реализации проекта

«Виртуальные
выставки»


рамках Соглашения № 03. W04.21.0039 от 30.06.2017 г. между Министерством
образования и науки Российской Федерации, областным бюджетным
общеобразовательным учреждением «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г.
Курска и администрацией Курской области о предоставлении гранта в форме
субсидии из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой
программы развития образования на 2016-2020 годы)

составитель:

Шагаева
М. Д.

Курск
2017

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Проекта

Пояснительная записка

1.     Реализация
Проекта

2.     Описание
Практической базы Проекта

3.     Ресурсное
обеспечение Проекта

4.     Контроль
реализации Проекта и оценка его эффективности.

5.     Список
используемой литературы

Паспорт
Проекта

Наименование
Проекта

Проект
«Виртуальные выставки»

Основания
для разработки


Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О библиотечном деле»;


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О библиотечном деле» в части создания федеральной
государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека»;


Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26
ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;


Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;


Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;


Приказ от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных
информационно-библиотечных центров»;


Закон Курской области от 9декабря 2013 года № 121-зко «Об образовании»;


Положение об инновационной деятельности об в ОБОУ «Школа-интернат № 2» г.
Курска № 163 от 31. 08. 2016 г.;


Положение о порядке осуществления инновационной деятельности в областном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат № 2 им. Г. А.
Карманова» г. Курска № 1 от 29. 08. 2016 г.;


Положение об информационно-библиотечном центре № 99 от 31. 05. 2016 г.;


Соглашение № 03. W04.21.0039 от 30.06.2017 г. между Министерством образования
и науки Российской Федерации, областным бюджетным общеобразовательным
учреждением «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г. Курска и
администрацией Курской области о предоставлении гранта в форме субсидии из
федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы
развития образования на 2016-2020 годы;


Приказ № 188 от 31.08.2017 г. «О реализации проектов
информационно-библиотечного центра школы-интерната»

Разработчики,
организаторы и соисполнители

Шагаева
Мария Дмитриевна, заведующий библиотекой, учитель английского языка,
maria_shagaeva@mail.ru,
+79081207171,

учителя
начальных классов, учителя-предметники

Сведения
об организации

Адрес:
305007, г. Курск, Парк Солянка, 8, ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска

Официальный
сайт образовательной организации:
http//in2k.ru

Адрес
электронной почты:
shcola_internat2@mail.ru

Контактные
телефоны: +7(4712) 35-05-81; +7(4712) 35-05-86

Цель
проекта

Создание
информационной базы виртуальных выставок, обеспечивающей методическую
поддержку и помощь педагогам школы для реализации ФГОС и способствующей
формированию духовно-нравственной культуры, развитию познавательных
способностей, расширению эрудиции, кругозора учащихся с ориентацией на
социальную адаптацию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Основные
задачи

1.
Формирование базы виртуальных выставок; освоение новых форм поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, хранения и передачи информации

2.
Информационная открытость школьной библиотеки

3.
Приобщение детей к культурному наследию страны; духовно-нравственное
воспитание обучающихся

4. Развитие
навыков использования информационных технологий в проектной деятельности

Сроки и
этапы реализации Проекта

2017-2020

Ι этап –
подготовительный (апрель – август 2017)

1.
Изучение и подбор материалов по теме проекта. Оформление проекта

2.
Разработка тематического плана выставок

3.
Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуальных выставок

4.
Создание примерного образца виртуальной выставки

5. Создание
и пополнение страницы школьной библиотеки на сайте школы

ΙΙ этап
— организационно-внедренческий (сентябрь 2017-май 2020)

  1.
Фактическая реализация мероприятий по тематическому плану

ΙΙΙ этап
— аналитико-обобщающий (июнь 2020)

1.
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами

2. Отчет
с выводами об эффективности Проекта. Определение перспектив и путей
дальнейшей работы над Проектом

Тематический
план проведения мероприятий

Дата

Тема
выставки

Целевая

аудитория

2017
г.

Октябрь

Выставка,
посвященная празднованию 985-й годовщины г. Курска

«Город
Мой! Прошлое и настоящее…»

5-10
классы

Ноябрь

Виртуальная
выставка «Писатели детям»: детство с книгой! 130 лет со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака;

1-4
классы

Декабрь

Виртуальная
выставка:

«Книги-юбиляры
2017. Отмечает книга юбилей!»

1-4
классы

2018
г.

Январь

80
лет со дня рождения В. Высоцкого, поэта музыканта и актера.

8-11классы

Февраль

Виртуальная
выставка, посвященная 75-летию окончания Сталинградской битвы.

5-11
классы

Март

Виртуальная
выставка «375 лет со дня рождения И. Ньютона»

6-11
классы

Апрель

Виртуальная
выставка

«Земля
– наш общий дом!»

5-11классы

Май

Виртуальная
выставка, посвященная празднованию 73-й годовщины победы в Великой
Отечественной войне.

1-11
классы

Сентябрь

Виртуальная
выставка, посвященная иконе Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная

0-1      классы

2-4
классы

5-11
классы

Октябрь

Виртуальная
выставка, посвящённая 110-летию со дня рождения Н. Н. Носова, детского
писателя, прозаика, драматурга

1-6
классы

Ноябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева, русского писателя,
поэта, публициста

7-9
классы

Декабрь

Виртуальная
выставка «Все профессии нужны, все профессии важны»

1-11
классы

2019
г.

Январь

Виртуальная
выставка «Коррупция и сферы её распространения».

5-11классы

Март

Виртуальная
выставка «Храмы Курского края»

1-11
классы

Май

Виртуальная
выставка, посвященная празднованию 74–й годовщины победы в Великой
Отечественной войне.

1-11
классы

Сентябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, великого
русского поэта и писателя

1-9
классы

Ноябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Туве Янсон, финской
писательницы, художника, иллюстратора

1-5
классы

Декабрь

Книги-юбиляры
2019

1-4
классы

2020
г.

Январь

Виртуальная
выставка, посвященная жизни и творчеству А. П. Гайдара

4-7
классы

Февраль

Виртуальная
выставка: «Марьино – жемчужина Курского края»

5-11
классы

Март

Виртуальная
выставка: «Гордость Курского края: Н. В. Плевицкая»

5-11
классы

Апрель

Виртуальная
выставка «Терроризм – угроза обществу»

5-11
классы

Целевые
потребители

Обучающиеся
1-11 классов ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Объем и
источник финансирования

Дополнительного
финансирования не требуется

Ожидаемые
и конечные результаты

1. Создание
базы виртуальных выставок

2.
Создание и пополнение страницы школьной библиотеки на сайте ОБОУ
«Школа-интернат №2» г. Курска

3. Востребованность
виртуальных выставок у обучающихся и педагогов ОБОУ «Школа-интернат №2» г.
Курска

Критерии
и показатели

№пп

Критерий

Показатель

2017

2018

2019

2020

1

Полнота реализации плана

100%

100%

100%

100%

2

Пополнение базы виртуальных выставок

Создание 3 виртуальных выставок в 2017
году

Создание 5 виртуальных выставок в 2018
году

Создание 5 виртуальных выставок в 2019
году

Создание 5 виртуальных выставок в 2020
году

3

Востребованность виртуальных выставок
у целевой аудитории обучающихся

20% обучающихся школы

25% обучающихся школы

35% обучающихся школы

40% обучающихся школы

4

Открытость школьной библиотеки на
сайте ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Размещение 3 выставок на сайте

Размещение 5 выставок на сайте

Размещение 5 выставок на сайте

Размещение 5 выставок на сайте

Система
контроля реализации Проекта

Результаты
реализации Проекта за год вносятся в сведения работы
информационно-библиотечного центра

Пояснительная
записка

Современное состояние исследований и
практических разработок в области заявляемой инициативы

Актуальность и востребованность проекта определяются
тем, что глобальная информатизация общества, развитие сети Интернет
обуславливают снижение читательского интереса к традиционным печатным изданиями
и читательской активности во всем мире, что влечет понижение уровня
грамотности, в том числе и россиян. Эффективным ресурсом в решении этой
проблемы может стать современная школьная библиотека. Школьная библиотека
сегодня это центр активного внедрения инновационных форм и методов работы.
Существенным преобразованиям подвергается выставочная деятельность школьной
библиотеки. Она призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а
также стимулировать способность к информационному общению. Для современного
читателя, который является равноправным участником коммуникативного процесса,
осуществляемого в библиотечной среде, возникает необходимость внедрения и
использования в выставочной деятельности форм и методов, позволяющих войти в
открытое информационно-образовательное пространство, создать условия для саморазвития
и самосовершенствования. Информационные технологии служат новым импульсом для
развития многих направлений библиотечной работы в школе.  Информационные
технологии послужили новым импульсом для развития многих направлений библиотечной
работы в школе. Существенным преобразованиям подвергается выставочная деятельность
школьных библиотек.[1]
Наряду с традиционным форматом выставок важно использовать в работе и
виртуальные выставки, главными критериями которых являются общедоступность,
многофункциональность, возможность использования расширенного спектра технологических
решений. Первые виртуальные (электронные, интерактивные) выставки в сфере
культуры появились в крупнейших музеях России – Государственном
историко-культурный музее-заповеднике «Московский Кремль», Третьяковской
галерее, Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева.

Электронные выставки (виртуальные) – это синтез
традиционного книжного и новейшего электронного способов представления
информации.
Наиболее проработана
методика школьных выставок в области библиотечной работы в школе. Еще К. Д.
Ушинский отмечал, что особенно полезно использовать потенциал выставочной
работы в детской библиотеке, так как «дитя мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями вообще». Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и
является актуальным проводником в обширном потоке информации. В настоящее время
нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Предлагаются различные
определения этой формы библиотечной работы: «Виртуальная выставка — это новый
вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез
традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления
информации»[2].
«Виртуальная выставка — это новый вид информационно-библиотечного обслуживания
пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного)
способов предоставления информации»[3].

Для детей, в частности для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата наглядность играет важную роль, поскольку
восприятие ребёнка носит наглядно-образный характер. А потому использование
наглядности в библиотечной работе с детьми – это разговор с ребёнком на
понятном ему языке.
Поэтому, мы
рассматриваем виртуальную выставку в школьной библиотеке как новый
многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу
пользователей возможность повысить
эффективность
поиска информации, расширить кругозор.

Исходя из выше сказанного, мы видим социальную
значимость проблемы реализации проекта «Виртуальная выставка». Социальный
эффект от проекта может стать значительным не только для обучающихся ОБОУ
«Школа-интернат № 2» г. Курска, но и для педагогов школы.

Целью Проекта является: Создание информационной базы виртуальных
выставок, обеспечивающей методическую поддержку и помощь педагогам школы для
реализации ФГОС и способствующей формированию духовно-нравственной культуры,
развитию познавательных способностей, расширению эрудиции, кругозора учащихся с
ориентацией на социальную адаптацию детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата.

Задачи
Проекта:

1.
Формирование базы виртуальных выставок; освоение новых форм поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, хранения и передачи информации.

2.
Информационная открытость школьной библиотеки.

3.
Приобщение детей к культурному наследию страны; духовно-нравственное воспитание
обучающихся.

4.
Развитие навыков использования информационных технологий в проектной
деятельности.

Срок
реализации проекта:
2017-2020 г.

Ожидаемые
результаты проекта:

1.
Создание базы виртуальных выставок

2.
Создание и пополнение страницы школьной библиотеки на сайте ОБОУ
«Школа-интернат №2» г. Курска

3.
Востребованность виртуальных выставок у обучающихся и педагогов ОБОУ
«Школа-интернат №2» г. Курска

1.    РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА

Проект «Виртуальная выставка» реализуется в 3 этапа:
подготовительный, организационно-внедренческий и аналитико-обобщающий.

Ι
этап (апрель – август 2017) – подготовительный

На данном этапе необходимо изучить Проект и подобрать
необходимый материла для создания виртуальной выставки; разработать
тематический план выставки, а также подготовить методические рекомендации по
созданию виртуальной выставки в помощь педагогам школы, и создать вкладку
«Виртуальная выставка» на сайте ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска,
позволяющей демонстрировать выставки в Интернет пространстве.

Алгоритм
подготовительного этапа:

1.  Изучение и
подбор материалов по созданию выставки;

2.  Разработка тематического
плана выставки;

3. Подготовка
методических рекомендаций по созданию виртуальной выставки;

4. Создание
примерного образца виртуальной выставки;

5. Создание и
пополнение страницы школьной библиотеки на сайте школы

ΙΙ
этап (сентябрь 2017 – май 2020)

организационно-внедренческий

В течение всего срока реализации данного этапа
проводятся мероприятия, посвященные значимым датам в литературе, науке и
искусстве согласно тематическому планированию виртуальных выставок,
представленного в таблице 1.

Тематическое
планирование виртуальных выставок на 2017-2020 год.

Таблица
1.

Дата

Тема
выставки

Целевая
аудитория

Организаторы
выставки

2017
год

Октябрь

Выставка,
посвященная празднованию 985-й годовщины г. Курска

«Город
Мой! Прошлое и настоящее…»

5-10
классы

зав.
библиотекой,

учителя
истории,

учителя
русского языка и литературы

Ноябрь

Виртуальная
выставка «Писатели детям»: детство с книгой! 130 лет со дня рождения Самуила
Яковлевича Маршака;

1-4
классы

зав.
библиотекой,

учителя
начальных классов

Декабрь

Виртуальная
выставка:

«Книги-юбиляры
2017. Отмечает книга юбилей!»

1-4
классы

зав.
библиотекой,

учителя
начальных классов,

2018
год

Январь

80
лет со дня рождения В. Высоцкого, поэта музыканта и актера.

8-11классы

зав.
библиотекой,

учителя
русского языка и литературы

Февраль

Виртуальная
выставка, посвященная 75-летию окончания Сталинградской битвы.

5-11
классы

учителя
истории

Март

Виртуальная
выставка «375 лет со дня рождения И. Ньютона»

6-11
классы

зав.
библиотекой

учителя
математики и физики

Апрель

Виртуальная
выставка

«Земля
– наш общий дом!»

5-11классы

учитель
географии

Май

Виртуальная
выставка, посвященная празднованию 73-й годовщины победы в Великой
Отечественной войне.

1-11
классы

зав.
библиотекой,

учителя
истории

Сентябрь

Виртуальная
выставка, посвященная иконе Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная

0-2    классы

2-4
классы

5-11
классы

зав.
библиотекой

Октябрь

Виртуальная
выставка, посвящённая 110-летию со дня рождения Н. Н. Носова, детского
писателя, прозаика, драматурга

1-6
классы

зав.
библиотекой, учителя начальных классов

Ноябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева, русского
писателя, поэта, публициста

7-9
классы

зав.
библиотекой,

учителя
русского языка и литературы

Декабрь

Виртуальная
выставка «Все профессии нужны, все профессии важны»

1-11
классы

зав.
библиотекой

зам.
директора по УВР

2019
год

Январь

Виртуальная
выставка «Коррупция и сферы её распространения».

5-11классы

зав.
библиотекой,

учителя
истории

Март

Виртуальная
выставка «Храмы Курского края»

1-11
классы

зав.
библиотекой

Май

Виртуальная
выставка, посвященная празднованию 74–й годовщины победы в Великой
Отечественной войне.

1-11
классы

зав.
библиотекой,

учителя
истории

Сентябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, великого
русского поэта и писателя

1-9
классы

зав.
библиотекой,

учителя
русского языка и литературы

Ноябрь

Виртуальная
выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Туве Янсон, финской
писательницы, художника, иллюстратора

1-5
классы

зав.
библиотекой,

учителя
начальных классов, учителя русского языка и литературы

Декабрь

Книги-юбиляры
2019

1-4
классы

зав.
библиотекой,

учителя
начальных классов

2020
год

Январь

Виртуальная
выставка, посвященная жизни и творчеству А. П. Гайдара

4-7
классы

зав.
библиотекой,

учителя
начальных классов, учителя русского языка и литературы

Февраль

Виртуальная
выставка: «Марьино – жемчужина Курского края»

5-11
классы

зав.
библиотекой

Март

Виртуальная
выставка: «Гордость Курского края: Н. В. Плевицкая»

5-11
классы

зав.
библиотекой

Апрель

Виртуальная
выставка «Терроризм – угроза обществу»

5-11
классы

зав.
библиотекой

зам.
директора по ВР

Май

Виртуальная
выставка, посвященная празднованию 75–й годовщины победы в Великой
Отечественной войне.

1-11
классы

зав.
библиотекой,

учителя
истории

Алгоритм
организационно-внедренческого этапа:

1.    
Фактическая реализация мероприятий по
плану

ΙΙΙ
этап (июнь 2020 г.) – аналитико-обобщающий

Аналитико-обобщающий
этап позволит получить объективную информацию о необходимости корректировки
Проекта и целесообразности его использования в дальнейшем.

Алгоритм аналитико-обобщающего этапа:

1. Соотношение
результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами;

2. Отчет с
выводами об эффективности Проекта. Определение перспектив и путей дальнейшей
работы над Проектом

2.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект
будет реализован на базе библиотеки областного бюджетного общеобразовательного
учреждения «Школа-интернат № 2» г. Курска, расположенного по адресу: 305007, г.
Курск, Парк солянка, 8.

Виртуальная
библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» — электронной
презентации.

Существует достаточно большое число сервисов, которые
могут помочь в создании виртуальных выставок на сайте:

PhotoPeach.
Сервис хорош для создания простых, но ярких фотовыставок.

Sharesnack.
Сервис позволяет создать озвученную выставку по творчеству одного писателя или
по определенной теме.

Playcast.
Сервис позволяет небольшую выставку-открытку по отдельному произведению,
использовав текст, фотографии, музыку.

Calameo.
Сервис позволяет создать виртуальную выставку-книжку.

Технология
создания виртуальной выставки

I.
Разработка модели виртуальной выставки:

1) Выбрать тему выставки.

2) Проанализировать
необходимый материал для организации выставки.

3) Подобрать необходимые
книги и иллюстрации.

4) Составить схему
выставки.

II.
Техническая подготовка виртуальной выставки

1)    Провести
сканирование иллюстраций, подготовить текстовые материалы.

2)    Создать
на диске отдельную папку для предварительных материалов.

III.
Оформление работ в формате Power Point

1)    Создать
6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.

2)    Проиллюстрировать
слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации.

3)    Провести
предварительный просмотр выставки.

4)    Исправить
недостатки.

5)    Подготовить
виртуальную выставку к показу.

3.РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

№п/п

Материально-технические
ресурсы

Финансовые
затраты

Примечание

1

ПК

Материально-техническая
база школы имеет выделенный ПК

2

Проектор

Материально-техническая
база школы имеет выделенный ПК

3

Сканер

Материально-техническая
база школы имеет выделенный МФУ

4

принтер

Материально-техническая
база школы имеет выделенный МФУ

5

Программное
обеспечение

 Таблица
2

Сотрудники библиотеки ОБОУ «Школы-интерната №2» г. Курска
квалифицированы и соответствуют занимаемой должности.

4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ОЦЕНКА
ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Контроль хода и координацию действий Проекта
осуществляет заместитель директора по УВР ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска.
В конце учебного года заведующий библиотекой анализирует достигнутые результаты
по критериям и показателям, представленным в таблице 3 и делает оценку
эффективности реализации Проекта.

Критерии
и показатели эффективности реализации Проекта

Таблица
3.

Критерии
и показатели эффективности реализации Проекта

№пп

Критерий

Показатель

2017

2018

2019

2020

1

Полнота
реализации плана

100%

100%

100%

100%

2

Пополнение базы
виртуальных выставок

Создание
3 виртуальных выставок в 2017 году

Создание
5 виртуальных выставок в 2018 году

Создание
7 виртуальных выставок в 2019 году

Создание
8 виртуальных выставок в 2020 году

3

Востребованность
виртуальных выставок у целевой аудитории обучающихся

20%
обучающихся школы

25%
обучающихся школы

35%
обучающихся школы

40%
обучающихся школы

4

Открытость
страницы школьной библиотеки на сайте ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Размещение
3 выставок на сайте

Размещение
5 выставок на сайте

Размещение
7 выставок на сайте

Размещение
8 выставок на сайте

Результаты реализации Проекта за год вносятся в
сведения работы информационно библиотечного центра (ИБЦ).

5.     СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)    Васильев
В. В. Информационные технологии в библиотечном деле: учеб. -метод. пособие / В.
В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
364 с.: ил. (Библиотекарь и время. XXI век. 100 выпусков; № 60). Библиогр.: с.
360–361 (43 назв.).

2)    Виноградова
Е. Б. О том, как «минутка» превратилась в «час»: новые формы работы московской
медиатеки // Медиатека и мир. 2008. № 1. С. 17–20.

3)    Збаровская
Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / [отв. ред. Т. Захарчук].
СПб.: Профессия, 2004. 224 с.: ил. (Библиотека). Библиогр.: с. 159–163 и в
прил. Крат. терминол. слов.: с. 164–166. Прил.: с. 167–224.

4)    Збаровская
Н. В. Виртуальные помощники // Библиотека. 2003. № 10. С. 45–47.

5)    Матлина
С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные/ С. Г. Матлина. – М.: Чистые
пруды, 2008. – С.19-21. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в
школе»; вып. 19).

6)    Пантюхова,
Т. Каждый проект — это образ моря с иллюзией движения: [лицей № 28 города
Нижнего Новгорода, методические рекомендации по организации выставочной
деятельности, создание выставки-проекта и выставки-инсталляции] [Текст] / Т.
Пантюхова// Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 66-68. – Библиогр.: с. 68. – ил.

7)    Смутнева,
Е. Г. Вики-Сибириада // Современная библиотека. 2012. № 1. С. 49–50.

8)     Степанова
А. С. Интерактивные выставки: навстречу читателю // Новая библиотека. 2009. №
23. С. 26–31.

9)   
Сервисы для создания виртуальных книжных
выставок [Электронный ресурс] // WEB 2.0 – сервисы для школ: блог. – 2012. –
URL: http://schoolservis.blogspot.ru/2012/09/blog-post.html.

10)                      
Lim
J.Ch. Creating virtual exhibitions from an XML-based digital archive / J.Ch.
Lim, Foo Sch. // Journal of Information Science. – 2003. –
Т.
29. – № 3. –
С. 143-157.

Сегодня для привлечения
внимания к книге уже недостаточно просто поставить её на выставочную полку. Пользователи
все чаще идут в Интернет за необходимой информацией и нужными книгами. Поэтому
библиотекарям необходимо искать новые формы доведения информации до своих
пользователей.

Использование
мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную
деятельность библиотеки — выставочную.

 Виртуальная выставка — публичная демонстрация в
сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов
специально подобранных и систематизированных произведений печати и других
носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых
удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Цель виртуальной выставки – публичное Интернет — представление различных видов документов.
Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным
проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью
оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке,
облегчающего навигацию и восприятие информации.

 Виртуальная выставка, в сравнении с
традиционной, предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные
возможности и преимущества.

Использование
информационных технологий

делает виртуальную выставку живой и динамичной. Яркие, красочные,
с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с
анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки
привлекательны для читателей, и особенно для детей.

Виртуальная выставка не
ограничена местом и временем
– с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно
получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме.

Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке? Создавая виртуальные
выставки, библиотекари решают сразу несколько задач:

· осваивают новый вид
работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки;

· сохраняют экспозицию
на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;

·    поддерживают
сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде;

· дают возможность
удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.

Виды и формы виртуальных выставок книг:

·        
Выставки одной книги

·        
Выставки коллекции
книг

·   Презентация обложек
и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением

·        
Видеообзор с
рекомендациями библиотекаря

·        
Коллекция
буктрейлеров

·        
Коллекция
аудиозаписей

·        
Выставка книг в виде
интерактивного плаката

·        
Выставка книг в виде
карты ума

·        
Выставка книг
какого-либо автора в виде ленты времени

·        
Выставка книг в виде
3D-книги.

В отличие от традиционной,
виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям
дополнительные возможности:

1. использование информационных
технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для
читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с
использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных
заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и
динамичной;

2. использование ИНТЕРНЕТ
даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в
порядке индивидуального обращения;

3. массовость. На обозрение
может быть представлено большее количество книг;

4. вариативность. В любое
время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или
вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн;

5. автономность. Работу
выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным
текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

6. мобильность. Чаще всего
электронные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно
их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах,
классах;

7. экономичность.
Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами,
стендами, выставочными шкафами.

 Благодаря возможности организации постоянно
действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных
выставок, действующих одновременно.

Структура

 Виртуальная выставка, как и
традиционная, должна состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами,
вступительными статьями, иллюстративным материалом. Выставка должна быть удобна
для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую
информацию:

•  визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги:
предисловие, вступление и т. п.),

•  библиографические данные (библиографическую запись и шифры
фонда библиотеки, представляющей выставку),

• аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям,
рецензии, отзывы читателей и т. п.),

• оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные
выдержки и пр.),

• ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке
или сети Интернет.

Также можно разместить дополнительные
материалы по теме выставки:

•  ссылки на интернет-ресурсы (биографии, критические статьи,
рецензии, отзывы, тематические сайты),

•   сведения о наличии книг в других библиотеках, интернет-магазинах
и пр.

Особые требования
предъявляются к
оформлению виртуальных выставок. Первый слайд должен
содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие
слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют
иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами,
фотографиями и т. п.). Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд,
должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется
размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

При использовании анимации
учитываются два варианта режима показа: произвольная демонстрация и
демонстрация, регулируемая пользователем. Целесообразно использовать
анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам.
Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а
большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и
фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать
цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на
экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер
деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте
человеческого зрения.

Существует определенный
набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с
информацией в электронном виде:

•          яркость объекта должна быть в разумных пределах;

•          контрастность изображения относительно фона необходимо
выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть
контрастность;

•          наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению
желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;

•          размер символа должен быть согласован с остротой зрения
человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

•          поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается
размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым
разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие
моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают
красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации,
фото, картинок увеличивает время загрузки странички.

Стоит также отметить, что создание
качественной, привлекательной и удобной для просмотра виртуальной выставки
предполагает использование современной техники и программного обеспечения. 

Приведу некоторые ссылки на виртуальные выставки, «подсмотренные» мною на сайтах разных библиотек:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ

«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ  ЦЕНТРАЛЬНАЯ  БИБЛИОТЕКА МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН

ИМЕНИ И.Ф. ВАРАВВЫ»

 ВИДЕОРОЛИК

https://pbs.twimg.com/media/D-uznG2X4AES6Mr.png:large

 И ЭЛЕКТРОННАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ

https://mirag.ru/inc/cache/thumbnails/cut_970_544/images/news/2018-07-19-1.png.jpg

Староминская

2020 год

         Библиографическое пособие рекомендовано сотрудникам библиотек занимающихся популяризацией литературы — онлайн, студентам.

         На основе опыта других библиотек даны пошаговые инструкции как правильно создать онлайн — мероприятия.

КАК СОЗДАТЬ ВИДЕОРОЛИК

          (на примере программы Windows Movie Maker)

  1.              Написать сценарий будущего видеоролика.
  2.          Скачать видеозаписи. Пример: скачать видеозаписи из Youtube: на странице с выбранным видео в адресной строке между «you» и «tube» пишем «magic» (без пробелов, тире) и нажимаем «Enter». На открывшейся странице нажимаем «Download» начинаем скачивать. Второй вариант: между «you» и «tube» написать  «ss» (без пробелов, тире)  и также нажать «Enter».
  3.        В программе Windows Movie Maker используются форматы видео avi, аудио –mp Соответственно, если скачанные файлы не поддерживаются, их необходимо конвертировать, т.е. перевести в нужный формат. Для этого в интернете набираем в поиске«Online-Converter»  и заходим в OnlineConverter.  Выбираем нужный формат, начинаем загрузку и преобразование файла и сохраняем его на компьютер. Более поздние версии программы поддерживают любые форматы.
  4.        Чтобы добавить видео для монтажа, нажимаем «Импорт» в поле «Операции» в левом верхнем углу. Далее перетаскиваем его на шкалу времени видео в нижнюю панель. Справа будет отображаться фильм и значок обрезать, — два прямоугольника, разделенные пунктиром, а на шкале времени мы сможем его обрезать. Для этого двигаем начало и конец фрагментов фильма  и обрезаем ненужное, нажимая  «Удалить» правой кнопкой мышки.
  5.        Чтобы заглушить звуковую дорожку фильма, нажимаем на плюс возле надписи«Видео» видеодорожки фильма, и на нужном нам фрагменте кликая правой кнопкой мышки, выбирая из списка «Выключить».
  6.        Чтобы создать титры, нажимаем в поле «Операции» в левой верхней колонке«Создание названий и титров» — «Выбрать титр», печатаем текст, меняем  шрифт, анимацию. Чтобы добавить титр перед определенным слайдом, нажимаем «Добавить название на выбранном клипе на шкале времени».
  7.        Чтобы создать переходы и эффекты, нажимаем «Отображение раскадровки», далее в поле «Операции» в левой верхней колонке выбираем  «Монтаж фильма» — «Просмотр видеопереходов» и выбираем понравившийся переход. Затем перетаскиваем выбранный переход в приготовленное место между нужными частями фильма.

Для создания эффекта на частях фильма или изображениях, изменяем шкалу времени на раскадровку, нажимаем «Отображение раскадровки». Кликаем на «Просмотр видеоэффектов» в поле «Монтаж фильма», выбираем нужный и перетаскиваем его на выбранный эпизод фильма или  изображение.

  1.        Для добавления музыки, добавляем аудиофайл, перетаскиваем файл с музыкой на звуковую дорожку. Если в каком-то фрагменте фильма не заглушена изначальная аудиозапись, она сохранится вместе с общей для всего ролика.
  2.        Чтобы сделать начало и конец фильма, нажимаем «Отображение шкалы времени», выбираем видеоэффект «Появление из черного».
  1.     Сохраняем на компьютере в высоком качестве нажимая «Сохранить как». Обратите внимание, что во время монтажа фильма, при его воспроизведении будет низкое качество. После сохранения этот дефект будет устранен. 

ВИРТУАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА

https://3.bp.blogspot.com/-p_rYyffoges/XLmHE7-pSWI/AAAAAAAAPSg/47n40hoFx0Agn94EKMkbNY_ZpcyRAMBMgCLcBGAs/s1600/Builders%2BGuild.png

         Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

         Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.  

         Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков:

         По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете);

         По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;

         По целевому назначению — в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

         По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

         По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;

         По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные, газетные, электронные), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты), сайты, блоги, мультимедийные приложения;

         По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

         Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки  на странице в социальной сети.

         Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для их создания):

  1. Презентация (Power Point, Slide Share)
  2. Слайд-презентация (слайд-шоу) обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach,Photosnack).
  3. Видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью «громких чтений» читателей, видеовпечатлений читателей и известных в городе людей (Windows Movie MakerYoutube).
  4. Выставка в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).
  5. Выставка в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (WordPower PointMindmeisterFreemindMap,Popplet).
  6. Выставка в виде ленты времени (Power Point, Dipity,  Xtimeline, Free Timeline, Timerime, Timtoast, Ourstory Capzles).
  7. Выставка в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook).
  8. Выставки на географической карте (Google Maps)
  9. Выставка – виртуальная доска  (ThinglinkGoogle Презентации)
  10. Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast). 

         Подходы к  организации виртуальных выставок  весьма разнообразны:  от уже ставшей традиционной,  консервативной формы -изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа  помещается подробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов. Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в стенах библиотеки. Зачастую они начинают делаться как мини-сайты.

         При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы: Adobe PhotoshopFSViewerCorel DRAWImageReady. При размещении выставки на сайте, блоге, используется программный язык HTML . Сканирование обложек, иллюстраций по распознаванию и правке текстов производится в программе FineReader.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ

  1.    Разработка модели электронной книжной выставки: выбор темы, отбор документов, информационных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, составление схемы выставки (на листе бумаги можно нарисовать макет).

         2 Техническая подготовка проекта: фото или сканирование обложек, иллюстраций, поиск изображений обложек в интернете, подготовка текстовых материалов, обрезка аудио- и видеофрагментов, сохранение предварительных материалов в отдельной папке.

3.Оформление работ в выбранной программе или онлайн-сервисе.

         В самом общем виде выставку можно оформить в презентации

MS Power Point, а затем сохранить как отдельные картинки каждый слайд. После – вставить картинки в видеоролик и разместить готовое видео на сайте или в социальных сетях.

Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок

         На первом слайде  размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде), нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней.

         Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 –«Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой».

         Оформляем гиперссылки — кнопки перехода. Первая  кнопка перехода – надпись «Сергей Тармашев» на Слайде 1.   Выделяем текстовый блок«Сергей Тармашев». Вверху, в панели управления, нажимаем «Вставка», выделяем «Гиперссылка». Выбираем «Связать с», далее нажимаем на «Место в документе» и выбираем из списка справа «Слайд №2» – «Издания Сергея Тармашева».

         Затем, для того, чтобы вернуться к началу выставки и выбрать следующую книгу (тему) для просмотра, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу выставки. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Гиперссылка» — «Связать с» — «Место в документе» — «Слайд 1». Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися названиями – «Сергей Лукьяненко»«Мария Семенова» те же действия.

         Затем добавляем дизайн, анимацию (по желанию), настраиваем время показа: «Показ слайдов» — «Настройка времени» и выбираем продолжительность показа каждого слайда. Нажимаем  клавишу F5 и включаем режим просмотра. 

         При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать правила просмотра  выставки, а при ее использовании на мероприятии демонстрировать  ее в форме интерактивной игры.

Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисеThinglink

         Заходим на сайт  thinglink.com, нажимаем «Get started».

В открывшемся окне выбираем «Free» — бесплатную версию, и нажимаем «Start».

         Регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, email, пароль. Если есть аккаунт библиотеки в  GoogleFacebook или Twitter, можно зайти через них.

         Нажимаем «Create», далее «Upload images» — «Choose images» и выбираем нужную картинку для выставки на своем компьютере – «Открыть». На появившейся странице с выбранной нами картинкой начинаем создавать виртуальную выставку. Нажимаем левой клавишей мыши по книгам и добавляем в поле слева аннотации, описания изданий и другие сопроводительные материалы:

         После того, как ко всем книгам будут составлены сопроводительные надписи, сохраняем выставку. Для этого нажимаем «Save image». Чтобы разместить ее в блоге, нажимаем «Поделиться» и копируем html-код для вставки в блог. Заходим на страницу блога и вставляем код в сообщение/страницу. Если выставка получилась больше по размерам, чем нужно, в скопированном коде смотрим какие заданы значения и меняем их, например, с 1000 меняем на 490. Если нет блога, ссылку на выставку вставляем в сообщение на странице в социальной сети.

Список использованной литературы и источников:

  1. Буктрейлер — современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская] – Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014. – 16 с.
  2. Буктрейлер [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80.
  3. Виртуальная выставка [Электронный ресурс]: сайт / Ивановская областная библиотека для детей и юношества. – Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/528/100/.
  4. Виртуальная книжная выставка: рассказываем о книгах в новом формате [Текст]: методические рекомендации / Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина. – Крым, 2015. – 8 с.
  1.      Дети, компьютер и детская библиотека: сб. ст. и докладов ведущих специалистов ЛОДБ / сост. Т. Н. Третьякова. – СПб.: ЛОДБ,2002. – C. 61. – (Вып.1).
  2.     Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек

     [Текст]  / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 118.

  1. Матлина С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные/   

        С. Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – С.19-21. –  

        (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»;   

        вып. 19).

  1.       Пантюхова, Т. Каждый проект- это образ моря с иллюзией

        движения : [лицей № 28 города Нижнего Новгорода,

        методические рекомендации по организации выставочной

        деятельности, создание выставки-проекта и выставки-

        инсталляции] [Текст] / Т. Пантюхова// Библиотека. – 2007. – №

        10. – С. 66-68. – Библиогр.: с. 68. – ил.

  1.      Создание игр и викторин с помощью Power Point [Электронный  

    ресурс]: сайт // Eliademy. – Режим

    доступа:https://eliademy.com/catalog/education/sozdanieigriviktorins—   pomoschjupowerpoint.html.

  1.      Ястребцева Е.Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета [Текст].– М.: Библиомир, 2015. – 224 с.

                                                                                            Составитель: зав МБО Волошко Н.А.

Блоги и страницы библиотек в социальных сетях открывают такую сферу применения инноваций, как  виртуальных выставки, которые служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда.

На настоящее время нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Учебное пособие Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек» дает следующее определение: «Виртуальная выставка — это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации» [6]. 

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [2, С. 6].

Виртуальная выставка позиционируется как  новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) [1].

Первые виртуальные выставки появились в рамках проекта Интернет-ресурсов Торгово — Промышленной Палаты России. Ресурс предполагает размещение на виртуальных выставочных стендах (мини-сайтах) информации на русском и английском языках   для продвижения и  обмена деловой информацией о предприятиях и организациях, их товарах и услугах. графические и видеоматериалы. В условиях развития новых информационных технологий, виртуальные выставки появляются в сфере культуры и образования: музеях, вузах, библиотеках всех типов. 

Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.   

Преимущества и возможности виртуальной выставки:

1. Для просмотра выставки читателю необязательно находиться в библиотеке, достаточно выхода в интернет. Читатель может ознакомиться с выставкой в любое время.

2. Возможность экспонирования большего количества документов по сравнению с тра-диционной выставкой, не занимая реального пространства библиотеки. На выставке может быть представлено большое количество книг; в любое время можно их менять, убирая ненуж-ные и выставляя новые.

3. Каждый документ можно сопроводить аннотацией, рефератом, копией оглавления и/или фрагментами текста, иллюстрациями, историей создания произведения, описанием эпо-хи, аудио- и видеофрагментами. Компьютерные технологии делают виртуальную выставку живой и динамичной.

4. Документам, представленным на виртуальной выставке, не грозят повреждения. Вы-ставка в интернете может функционировать постоянно.

5. Затраты на создание виртуальных выставок ниже, чем на организацию аналогичных традиционных.

Среди ограничений применения электронных книжных выставок, следующие: 

1. Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра вы-ставки. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится не-возможным.

2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями для ознакомления с электронной книжной выстовкой

3. Производитель книжной выставки должен обладать необходимыми компьютер-ными умениями и художественным вкусом [савкина].

Типология виртуальных книжных выставок

Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков: [3,4]: 

По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете); 

По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные; 

По целевому назначению — в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»; 

По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные; 

По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения; 

По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки  на странице в социальной сети.

Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для создания выставки):

1. Презентация (Power Point, Slide Share)

2. Слайд-презентация (слайд-шоу)обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach, Photosnack)

3. Видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью «громких чтений» читателей, видеовпечатлений читателей и известных в городе людей.

4. Выставка книг в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).

5. Выставка книг в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet). 

6. Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени (Power Point, Dipity,  Xtimeline,  Free Timeline, Timerime, Timtoast, Ourstory Capzles).

7. Выставка книг в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook.

8. Выставки на географической карте (Google Maps).

9. Выставка – виртуальная доска  (Thinglink, Google Презентации).

10. Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast).

Подходы к  организации виртуальных выставок  весьма разнообразны:  от уже ставшей традиционной,  консервативной формы  —   изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа  помещается по-дробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов. Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в  стенах библиотеки. Зачастую они начинают делаться как мини-сайты.

При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы: Adobe Pho-toshop, FSViewer, Corel DRAW, ImageReady. При размещении выставки на сайте, блоге, используется программный язык  HTML. Сканирование обложек, иллюстраций по распознаванию и правке текстов производится в программе FineReader.

Алгоритм создания виртуальной книжной выставки следующий: [8]

1.Разработка модели электронной книжной выставки: выбор темы, отбор документов, информационных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, составление схемы выставки (на листе бумаги можно нарисовать макет выставки).

2. Техническая подготовка проекта: фото или сканирование обложек, иллюстраций, поиск изображений обложек в интернете, подготовка текстовых материалов, обрезка аудио- и видеофрагментов, сохранение предварительных материалов в отдельной папке.

3. Оформление работ в выбранной программе или онлайн-сервисе:

3.1. Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок: 

На первом слайде  размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, представленные на выставке, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде или темы, нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней). 

Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 – «Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой. 

Оформляем гиперссылки — кнопки перехода. Первая  кнопка перехода – надпись «Сер-гей Тармашев» на Слайде 1.   Выделяем текстовый блок «Сергей Тармашев». Вверху, в панели управления, нажимаем «Вставка», выделяем «Гиперссылка». Выбираем «Связать с», далее нажимаем на «Место в документе» и выбираем из списка справа «Слайд №2» – «Издания Сергея Тармашева». Затем, для того, чтобы вернуться к началу выставки и выбрать следующую книгу (тему) для просмотра, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу викторины. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Гиперссылка» — «Связать с» — «Место в документе» — «Слайд 1». Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися названиями – «Сергей Лукьяненко», «Мария Семенова» те же действия. 

Затем добавляем дизайн, анимацию (по желанию), настраиваем время показа: «Показ слайдов» — «Настройка времена» и выбираем продолжительность показа каждого слайда. Затем нажимаем  клавишу F5 и включаем режим просмотра.  На страницу с описанием издания также можно записать краткий аудирассказ-пояснение или прикрепить мелодию, звуковые эф-фекты.

При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать схему просмотра  выставки, а при ее показе на мероприятии объяснить правила и показать ее в фор-ме интерактивной игры. Во время показа презентации  читатель выбирает книгу, кликает на нее мышкой и попадает на страницу с описанием выбранного издания. Чтобы вернуться в начало, он нажимает левой клавишей мыши на слайд и возвращается на первый слайд. Те же действия читатель выполняет для просмотра остальных изданий, размещенных на Слайде 1.

3.2. Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для встав-ки в блог/страницу в социальной сети:

Заходим на сайт  thinglink.com, нажимаем «get started»:

В открывшимся окне выбираем «Free» — бесплатную версию, и нажимаем «Start»:

В открывшейся форме регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, e-mail, па-роль. Если есть аккаунт библиотеки в  Google, Facebook или Twitter, можно зайти через них.

Нажимаем «Create», далее «Upload images» — «Choose images» и выбираем нужную картинку для выставки на своем компьютере – «Открыть». 

На появившейся странице с выбранной картинкой начинаем создавать виртуальную выставку, нажимая левой клавишей мыши по книгам и добавляя в поле слева аннотации, описания изданий и другие сопроводительные материалы: 

После того, как ко всем книгам будут составлены сопроводительные надписи, сохраняем выставку. Для этого нажимаем «Save image». Чтобы разместить ее в блоге, нажимаем «поделиться» и копируем html-код для вставки в блог. Заходим на страницу блога и вставляем код в сообщение/страницу. Если выставка получилась больше по размерам, чем нужно, в скопированном коде смотрим какие заданы значения и меняем их, например, с 1000 меняем на 490.

Если нет блога, ссылку на выставку вставляем в сообщение на странице в социальной сети: 

Аналогичным образом выполняются выставки и в других онлайн-сервисах.


Примеры виртуальных книжных выставок:


Виртуальная книжная выставка Национальная библиотеки Удмуртской республики предлагает полноценную экскурсию по виртуальной библиотеке с книгами на стеллажах, при наведении курсора на которые, отображаются аннотации. 






Книжные выставки в форме сообщения-рассказа:
Виртуальная выставка МБУК ЦБС им. А. М. Горького г. Красноярск



Виртуальная выставка в социальной сети «В контакте» в группе «Виртуальный методист» МУК ЦБС г. Краснодара:






Виртуальная книжная выставка Российской государственной библиотеке в виде мини-сайта с презентациями:

Список использованной литературы: 

1. Виртуальная выставка /Ивановская областная библиотека для детей и юношества. – Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/528/100/.

2. Виртуальная книжная выставка: рассказываем о книгах в новом формате: методические рекомендации / Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина. – Крым, 2015. – 8 с.

3. Виртуальные выставки. Типология. Структура. Методика создания // Виртуальный дневник методиста. – Режим доступа:  http://ulyanovbib.blogspot.ru/2016/02/blog-post_25.html

4. Виртуальные книжные выставки? Да!: методические рекомендации / МБУК «ЦБС» Центральная детская библиотека. – Бирюч, 2012. – 9 с.

5. Гурьян, З. П. Выставка в библиотеке: интерактивная, виртуальная, синяя, поющая, звучащая. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/vystavka_v_biblioteke_2015.pdf.

6. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 118.

7. Книжная выставка – это всегда интересно: методико- библиографический мате-риал / Красногвардейская центр. районная б-ка, Методико-библиографический отдел; сост. Н.А. Верютина; ответ. за выпуск О.В. Олейникова. – Бирюч: ЦРБ, 2011. – 47 с.

8. Методические указания по созданию виртуальных выставок. – Режим доступа: https://portal.dnmu.ru/fileadmin/EDITDATA/bibl/Metod-ukazan-virt-vistav-2015.pdf

9. Савкина, С. В. Электронные книжные выставки: потребительские свойства, технологии подготовки / С. В. Савкина // Библиотечное дело. Библиотечные технологии. — 2009. — № 1 (спецвыпуск). — С. 24-29.

     Библиотечные сайты, страницы в соцсетях, блоги открывают такую сферу применения инноваций, как виртуальные выставки, которые служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда.

       Цель виртуальной выставки – публичное Интернет — представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации. Существенным достоинством виртуальных выставок является то, что виртуальные экспозиции доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

                    Алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок.

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе. На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы — изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги.

Но, в любом случае, создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды (программу подготовки презентаций PowerPoint, программу написания интернет-страниц HTML — Frontpage и др.). В виртуальной книжной выставке, как и в традиционной, используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

• художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

• библиографическое описание книги;

• аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

                                       Разработка модели электронной книжной выставки:

• выберите тему вашей электронной выставки;

• проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки;

• подберите необходимые вам книги и иллюстрации; — составьте схему выставки.

                                          Пояснительная записка

Чаще всего библиотекари используют виртуальную выставку в виде презентации обложек с аннотациями. Это не всегда удобно, т.к. читатель не может заглянуть вовнутрь книги, пролистать ее, рассмотреть иллюстрации. Удобно в этом случае разрабатывать виртуальную выставку, где не только можно пролистать книгу, но и прослушать аудиозапись книги и даже прочитать ее всю. Виртуальная выставка может включать в себя не только книги, но и аудиозаписи или видеофайлы, которые даже могут и не быть в фонде данной библиотеки.

Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода на сайт или ссылки на странице в социальной сети.

             Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок

1. Презентация (Power Point, Slide Share)

2. Слайд-презентация (слайд-шоу) обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach, Photosnack)

3. Видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью «громких чтений» читателей, видеовпечатлений читателей и известных в городе людей.

4. Выставка книг в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).

5. Выставка книг в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet).

6. Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени (Power Point, Dipity, Xtimeline, Free Timeline, Timerime, Timtoast, Ourstory Capzles).

7. Выставка книг в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook.

8. Выставки на географической карте (Google Maps).

9. Выставка – виртуальная доска (Thinglink, Google Презентации).

10. Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast).

Среди онлайн-сервисов, которые широко используются для создания мультимедийных онлайн-презентаций можно выделить программу Emaze.

Сервис обладает возможностью встраивания любых мультимедийных объектов (аудио сопровождения, видео, анимированных диаграмм и т.д.), а также современным дизайном и динамическими переходами. Emaze позволит создать интересную, современную презентацию для демонстрации на любом библиотечном мероприятии. Единственное, что потребуется – выход в интернет. Помимо этого, возможно разместить (встроить) презентацию на сайте библиотеки, в социальных сетях и т.д. Для того, чтобы создать презентацию достаточно перейти на сайт производителя, войти в свой личный кабинет, выбрать тему оформления и создать слайды проекта.

Этот вариант подходит для оформления выставки одной книги. Как правило, она посвящена книге с необычной судьбой, книге, очень популярной среди читателей и т.п.

Когда начинаешь работать над оформлением выставки, всегда возникает вопрос, что же сюда включить. Тем более, если речь идет о выставке одной книги.

      Основой такой выставки может стать:

оформление книги (можно представить несколько изданий одной книги по-разному оформленных);

формат книги (малый- выставка миниатюр, большой – выставка книг-великанов, великий – выставка книг-гигантов);

издательство (например, выставка просмотр книг этого издательства);

серия, в которой вышла книга (выставка книг этой серии);

год издания книги (просмотр «Книги десятилетия»: 40, 50, 60, 70-е годы, в ходе которого вы можете изучить книжную картину эпохи, картинку чтения);

издание книги (сделать выставку нескольких изданий книги и найти десять отличий);

страна, где вышла книга (выставка «Страна и ее писатели);

язык, на котором написана книга, может стать поводом для выставки «Подлинник и перевод» или выставки переводов (например, «Алиса в стране чудес» Л.Кэрррола в переводах Б.Заходера, Владимира Набокова, Нины Демуровой).

Обычно на обложке печатаются сведения о том, получила ли эта книга какую-либо литературную премию, была ли экранизирована (выставка книг лауреатов премии или других книг автора, получившего премию). Еще одна разновидность такой выставки: книги, по которым поставлены фильмы-лауреаты кинопремий.

День рождения автора или юбилей – повод для большой персональной выставки. Обратите внимание на имя автора: не скрывается ли за ним кто-то другой? Не псевдоним ли это? В результате может появиться выставка «Мистификация». Можно просто исследовать псевдонимы: когда появились, причины, выбор псевдонима – и открыть выставку «Великие псевдонимы» (среди которых Агата Кристи, Марк Твен, Даниил Хамс, Владимир Ленин).

Событие из жизни автора книги – тоже хороший повод для выставки (например, когда возник замысел книги, когда автор сел писать, когда закончил, отправил издателю и т.д.)

Можно проследить всю биографию книги: рождение, выход в свет, отзывы в прессе, премии, экранизации, переиздания, современное состояние. Это все внешние поводы для создания книжной выставки. Но и в самой книге найдется множество интересных моментов, которые могут стать поводом для выставки.

Дата содержащегося в книге события (4 мая 1891 года произошло решающее сражение Шерлока Холмса и профессора Мориарти у Рейхенбахского водопада. 110-летие страений отмечается во всем мире).

Дата рождения главного героя (100 лет со дня рождения Остпа Бендера совпало со 100-летие И.Ильфа. Шерлок Холмс родился 6 января 1854 года. Под знаком Козерога. Можно было бы исследовать характер сыщика с точки зрения знака Зодиака и оформить выставку «Знаменитые Козероги»).

День свадьбы главных героев. Интересно было бы на выставке сравнить описания свадеб, встречающиеся в художественных произведениях.

Интересные детали, встречающиеся в книге тоже могут стать поводом для запоминающейся выставки.

Книги, которые читают герои (Что читала Эмма Бовари? Татьяна Ларина? Евгений Онегин?

Человек то, что читает. Такого рода выставки помогают лучше узнать характеры главных героев.

Кулинарные пристрастия героев тоже могут быть «выставлены».

Тематические книжные выставки имеют цель познакомить читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме.

Страна, описанная в книге может стать поводом для страноведческой выставки.

Путешествие, которое совершают герои могут стать основой выставки библиопутешествий.

Есть и другие поводы для создания выставки одной книги:

Жанр книги – выставка, например, литературных мелодрам, эссе, путевых заметок, сказок для взрослых…

Тема книги становится особенно актуальной, когда появляются экранизации, ремейки (современные версии).

                                                                  Пошаговая инструкция

Шаг 1.

Выбор темы выставки. Выбор цитат для названия или вступительной статьи.

Шаг 2.

Сбор информации, материалов по данной теме, анализ материала, необходимого для организации выставки. Цель представления книг на выставке — привлечь читателя, заинтересовать его информацией, представленной на выставке, не просто проинформировать читателя, а включить эмоциональную составляющую, вызвать интерес к книге и автору. И для этого необходимо использовать все возможности имеющихся программ для создания презентаций.

Шаг 3.

Продумав дизайн выставки, начинаем подготовку художественного представления книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.).

Обязательно добавляем на каждую книгу библиографическое описание на книгу; краткую аннотацию.

Проводим сканирование и поиск иллюстраций, подготовку текстовых материалов. Создаём на диске компьютера отдельную папку, в которую сохраняем все собранные материалы.

Шаг 4.

Переносим собранные материалы на слайды.

Располагаем слайды согласно схемы выставки.

По необходимости корректируем гиперссылки присоединённых мультимедиа файлов. Тестируем работоспособность выставки.

Шаг 5.

Получаем одобрение начальства на размещение выставки в сети Интернет.

Размещаем готовую выставку на Интернет ресурсах.

В общем, поле для творчества безгранично, было бы желание. «Возьмите книгу, покрутите ее как Кубик Рубик, откройте ее разные грани. Подчас бывает очень полезен такой неожиданный взгляд на книгу. Чтобы освежить свое и читательское восприятие».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вирт секса
  • Сценарий викторины про зиму
  • Сценарий виноваты звезды
  • Сценарий викторины про войну
  • Сценарий винной дегустации