Сценарий визита компьютерные пираты телевизионный мост

Работа по теме: сборник упражнений. Глава: 25. Определите, какие из выделенных слов являются лексическими. ВУЗ: БГУ.

омонимами, а какие —

омофонами, омографами, омоформами.

Град размером с куриное яйцо —

старинный град; свиные почки

берёзовые почки; три яблока —

три моркови; печь пироги —

нетопленая печь; красные щёки —

красные молодцы; глубокая

пропасть —

пропасть в тумане; посол России в Швеции

пряный посол сельди; старинный род —

беззубый рот; пороть

чушь —

пороть розгами; рациональное использование
средств —

рациональное число; дальняя дорога —

память дорога; парить

солому —

парить в небесах; в течение дня —

в течении реки;

сказать зло —

совершить зло (в значении злой поступок);

засыпать зерно —

крепко засыпать; сорока-воровка. —

у сорока

учеников; не сомкнуть век —

двадцать первый век; зимняя

doll

рога —

ткань дорога; лицо грустно —

на душе грустно; вкусный

груздь —

отогнать грусть; съезд учителей —

съест булочку;

сущая напасть —

внезапно напасть; гнёт подкову —

тяжёлый

гнёт; неподвижный часовой —

часовой циферблат; простой

вывод —

простой вагонов; гвардии рядовой —

рядовой поступок;

голубой атлас —

атлас мира.

26. Определите значения, в которых
указанные слова могут выступать

как лексические омонимы, омоформы,
омофоны или омографы.

Проиллюстрируйте эти значения
употреблением слов в

соответствующих контекстах.

Гриф, ласка, ласточка, пеночка, норка,
хлопок, безобразный,

промокнуть, лечу, глава, глас, край, пол,
полагать, рожь,

рядить, рок, стекло, наклонение.

27. Найдите омонимы в следующих текстах.
Определите, к какому виду

(лексические, фонетические, морфологические,
графические) они

принадлежат.

1. Мир, нам нужен мир!

Мир, чтоб смеяться,

Мир, чтоб трудиться,

Мир, чтоб любить и дружить!

Мир, чтоб любовью своею гордиться

И песни о ней сложить. От.

2. Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина. Бл.

3. Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты. Безым.

4. Гражданин фининспектор,

я выплачу пять,

все нули

у цифры скрестя!

Я

по праву

требую пядь

в ряду

беднейших

рабочих и крестьян. М

12

28. Разграничьте омонимы и многозначные
слова, пользуясь одним из

приёмов: а) подбором синонимов; б)
родственных слов; в) лексико-

синтаксической сочетаемостью. Учитывайте
то, что один из

омонимов может быть многозначным словом.
Обращайтесь к толковым

словарям.

Сбиться с такта —

отбивать такт —

отсутствие такта.

Душевное тепло —

в доме тепло —

сидеть в тепле —

на улице один

градус тепла. Метать искры —

метать гранаты —

метать

икру —

метать стога. Титул чемпиона —

титул книги —

графский титул. Знать толк в чём-нибудь

рассуждать с толком —

либералы разного толка —

толк ногой под столом. Въехать во

двор —

ходить по дворам —

птичий двор —

явиться ко двору.

Спрос и предложение —

предложение руки —

вопросительное

предложение. Гербовая печать —

обзор печати —

печать горя

на лице. Гусиное перо —

взяться за перо —

перья лука —

бойкое

перо. Важный мотив —

мотив пьесы —

весёлый мотив.

Завязать дружбу —

завязать галстук —

завязать глаза.

29. Найдите слова, которые имеют омонимы.
Определите их лексическое

значение.

1. И чужие миру звуки

Издалека набегают,

И незримый бисер руки,

Задрожав, перебирают. Гум.

2. Между страданьями земными

Одна земная благодать:

Живя заботами чужими,

Своих не видеть и не знать. Бл.

3. Её лицо изобразило так много мук, что
может быть,

Когда бы вы их разгадали, то поневоле
зарыдали. Л.

4. Мы можем бросать беспокойные тени,

Их МеСЯЦ ВЫТЯГИВаТЬ будет В ДЛИНу. Балъм.

5. Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра. П.

6. И в молчаливом кабинете,

Забыв на время всё на свете,

Осталась наконец одна. 77.

7. Открыли дверь, и в кухню паром

Вкатился воздух со двора.

И всё мгновенно стало старым,

Как в детстве в те же вечера. Паст

13

30. Определите, какие языковые явления
лежат в основе игры слов в

следующих текстах.

1. Чему ты, маска, рада?

Чем объяснить твой лик?

Во время маскарада

Я —

маска, а не лик. ЯК.

2. Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу. Бл.

З.День отработала сполна

И спала, и спала волна, if. Зубарев

4. В камзоле Баклажан

Был полон блеска,

На кухне утром

Треска зазналась!

Ишь, как много треска

Изволила поднять на сковородке! ЯК.

31. Определите значение слов-паронимов.
Какими признаками они

отличаются друг от друга (значением,
сочетаемостью на лексическом и

синтаксическом уровнях, стилистической
окраской)? Для справок

используйте толковые словари. Приведите
примеры употребления

паронимов в контексте.

Предоставить —

представить; проступок —

поступок; рыбий —

рыбный; генеральный —

генеральский; претендент —

прецедент; экономия —

экономика; чувствительный —

чувственный; дипломат —

дипломант; адресат —

адресант; абонент —

абонемент; праздный —

праздничный; обидный —

обидчивый;

здравица —

здравница; человечество —

человечность; деловой —

деловитый; надеть —

одеть; индеец —

индиец; факт —

фактор;

несоизмеримый —

неизмеримый; континент —

контингент,

реалистичный —

реалистический.

32. Учитывая значение паронимов, подберите
к существительным

согласующиеся с ними по смыслу
прилагательные и глаголы.

Книгу, право (представить, предоставить);
дом, стену

(перекрасить, приукрасить); работа,
бумага (писчая, письменная);

процесс, роман (реалистичный,
реалистический); чистота,

мировоззрение (идеальный, идеалистический);
человек, поступок

(величавый, величественный); пособие,
государство (социаль-

14

ный, социалистический); жизнь, музыкант
(бродяжий,

бродячий); случай, порыв, родственник
(единый, единичный,

единственный); дерево, яблоко (встряхнуть,
стряхнуть).

33. Выделите в текстах омонимы и паронимы.
Определите их виды и

цель употребления.

1. Новым чувствам всем сердцем отдался,

Как ребенок душою я стал;

И я сжег всё, чему поклонялся,

Поклонился всему, что сжигал. Т.

2. Черты прекрасные, молю я,

Изобрази мне, их малюя,

И я написанный пастелью,

Портрет повешу над постелью. Мин,

3. Такой же точно ночью, как вот эта

Встречаете вы двадцать первый век.

Прочтите книгу старого поэта:

Я тоже не смыкал сегодня век. Анток.

4. По лужку

За водой

За тишайшею

Я бреду,

Как в бреду,

Что же дальше, а? Вл. Жуков

Синонимия и антонимия

34. С помощью любого словаря синонимов
подберите синонимы к

следующим словам и составьте с ними
словосочетания или

предложения.

Друг, дружеский, дружить.

Учитель, ученый, учить.

Жалоба, жалобный, жаловаться.

35. Выпишите из двух групп слова, находящиеся
в синонимических

отношениях. Составьте синонимические
ряды, начиная с доминанты.

1. Способный, вежливый, активный,
энергичный, недурной,

правдивый, корректный, милый, честный,
приятный,

даровитый, хороший, деятельный, догадливый,
деликатный,

сметливый, талантливый, обходительный.

15

2. Надоедливый, высокомерный, надменный,
равнодушный,

дурной, скверный, бесчувственный,
докучный, робкий, гордый,

боязливый, плохой, гадкий, трусливый,
назойливый, несмелый,

навязчивый, заносчивый, отвратительный,
безучастный.

36. Определите значение каждого из
приводимых ниже членов

синонимических рядов (с помощью толкового
словаря). Укажите, какой

семантический признак для них является
общим и в чём заключаются

смысловые различия (оттенки значений).

Понять, постичь, постигнуть, разгадать,
раскусить.

Кушанье, блюдо, яства.

Незначительный, ничтожный, мизерный,
нищенский,

пустяковый, пустячный, пустой, чепуховый.

Единый, цельный, целостный, неделимый,
нераздельный,

неразделимый, монолитный.

37. В одном из словарей синонимов к слову
лёгкий приведены три

синонимических ряда, обусловленных его
многозначностью.

Определите лексическое значение
доминанты в каждом ряду.

Лёгкий, легковесный, невесомый.

Лёгкий, воздушный, эфирный.

Лёгкий, нетрудный, несложный, простой,
элементарный,

нехитрый, пустяковый, немудрёный.

38. К следующим словам подберите синонимы
(синонимические ряды),

учитывая многозначность слова.

Звезда. Лицо. Мгновенье.

Свежий. Сырой. Острый.

Идти. Любить. Открыть.

39. Выделите в следующих группах слов
многозначные слова.

Определите их значения, подберите
синонимы, учитывая каждое значение

многозначного слова. Находятся ли
подобранные слова в

синонимических отношениях между собой?

Голос, жаркое, время, напрасно, люстра,
положение, изюм.

Найти, табель, передовой, абажур, расчёска,
парта.

Редкий, область, картофель, форма,
правило, едва, лишний.

40. Определите, к какой группе относятся
синонимы в следующих

синонимических рядах (семантические,
стилистические,

семантико-стилистические, дублеты).
Выделите доминанту в каждом ряду.

1. Легкомысленный, несерьёзный,
неосновательный, пустой,

ветреный, шалопутный. 2. Лентяй, ленивец,
лодырь, лежебока,

16

байбак. 3. Мелодия, мотив, напев, голос.
4. Мерить, измерять,

вымерять, замерять, обмерять. 5. Энергичный,
активный,

деятельный. 6. Пассивный, инертный,
бездеятельный,

бездейственный. 7. Глаза, очи, зенки. 8.
Обманщик, плут, пройдоха.

9. Пасмурный, хмурый, сумрачный, серый,
тусклый,

ненастный. 10. Паломник, странник, пилигрим.
11. Языковедение,

лингвистика, языкознание. 12. Поцеловать,
расцеловать,

облобызать, чмокнзнгь.

42. Найдите в предложениях и текстах
синонимы. Определите, к какой

группе они относятся, какими оттенками
значений или

стилистическими свойствами различаются.
С какой целью употребляет

синонимы автор? Какое общее значение
объединяет эти синонимы?

1. Что-то неуловимо восточное было в его
лице, но седой дре-

мучести светились, горели, сияли огромные
голубые глаза. Сол.

2. Так вышло, что необщительный, даже
нелюдимый художник

оказался у Невредимовых. С.-Д 3. Через
двести-триста лет

жизнь на Земле будет невообразимо
прекрасной,

изумительной, ч. 4. Фашизм враждебен
всякой культуре, в том числе и

немецкой. Всякую национальную культуру
он стремится

разгромить, уничтожить, стереть самую
память о ней. А.Т. 5.

Конторщик напрягся и изобразил черт
знает что: и умиление, и

восторг, и восхищение, и немое обожание.
И все это по поводу

счастливой встречи с представителем
власти. И., П. 6. То, что он

увидел в них [глазах], он никогда не
назвал бы радостью, но

это было больше радости, было ликование.
Ф. 7. Началась

анархия, то есть безначалие. С.-Щ. 8. Катя
обожала природу, и

Аркадий ее любил, хоть не смел признаться
в этом. Т. 9. Он знал в

детстве не нужду, но бедность. Н.Э. 10.
Каким молодым он еще

был тогда! Как часто и упоенно хохотал

именно хохотал, а не

смеялся! Берг. И. Петр Михайлович явно
запоздал со своей

здравицей. Да и голос его был ненатурален,
неестественен и

фальшив. Ал.

43. Подберите синонимы к выделенным
словам, учитывая значение этих

слов в контексте. Укажите разную
стилистическую окраску, сферу

употребления, активность употребления
(новые, устаревшие), тип

значения (свободное, фразеологически
связанное) подобранных слов.

{.Страшный сон увидел я сегодня:

Снилось мне, что я сверкал на небе,

Но что жизнь, чудовищная сводня,

Выкинула мне недобрый жребий. Гум.

2. Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо.

У страха глаза велики. Паст.

3. Я бледные вижу ланиты,

Я поступь лебяжью ловлю,

Я слушаю говор открытый,

Я тонкое имя люблю Бл.

18

4. Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь. Ее.

44. Подберите синонимы к следующим
заимствованным словам.

Абстрактный, абсурд, дидактический,
интеллектуальный,

архитектор, игнорировать, инверсия,
инцидент, максималист,

мизантроп, филантроп, гуманный, мажорный,
паритет,

нейтралитет, минорный, презентация,
фатальный.

45. Найдите в текстах синонимы. Определите,
какие из них можно

считать общеязыковыми, а какие
контекстуальными. Укажите оттенки

значения семантических синонимов:
степень проявления признака,

расширение или сужение значения,
абстрактное и конкретное

значение, дополнительное значение.
Назовите стилевую принадлежность

слов-синонимов.

1. Костер был погашен. Но головешки оттого
костра с их

едким, щиплющим глаза дымком и резким,
раздражающим

запахом каким-то образом переселились
в мое сердце, отчего

жизнь, ещё вчера полная очарования и
ослепительного смысла,

сразу же потускнела для меня, слиняли
её краски, побледнели,

и всё вдруг как бы задернулось серой,
нерадостной пеленой,

через которую не мог пробиться ни один
солнечный лучик и

осветить, согреть осиротевшую, напуганную
душу ребенка. Ал.

2. Почему всегда пишут о человеке —

худой, а не сухопарый, не

тщедушный, а тощий? Почему не стужа, а
холод? Не хибарка, а

хижина? Не каверза, не подвох, а интрига?
Многие… думают,

что девушки бывают только красивые.
Между тем они бывают

миловидные, хорошенькие, пригожие,
недурные собой, —

и

мало ли какие еще. Чук. 3. Когда-нибудь
заедем к ним; ты их

обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: два
раза заглянул, а там

уж к ним и носу не покажешь. 77. 4. Девчонки
сразу же

разбегались по домам. Ребята же вели
себя совершенно по-иному.

Они вылетали из школы пулей, точно их и
вправду

выстреливали оттуда. Шалые от радости,
они …

вприпрыжку

проносились мимо меня и тут же, за
оградой, начинали разные игры. Ал.

46. Составьте словосочетания с данными
синонимами, используя слова,

помещенные в скобках.

Тонкий, ювелирный, филигранный, изысканный,
щекотливый,

проницательный, чуткий (работа, ум, слух,
пальцы, запах,

обращение, человек).

2* 19

Работать, творить, делать, созидать,
производить, создавать

(проект, дело, портрет, картина, продукция,
будущее,

произведение, шедевр).

Смешной, смехотворный, забавный, комичный,
потешный,

курьезный (случай, человек, заработки,
происшествие, актер,

выступление).

Ясно, ярко, четко, отчетливо, рельефно,
наглядно, определенно

(объяснять, рисовать, говорить, писать)

Буйный, бурный, шумный, беспокойный,
неудержимый,

безудержный, стремительный (радость,
веселье, поток, человек,

хохот, торжество).

Сторожить, охранять, беречь (имущество,
граница, огород).

Горячий, жаркий, жгучий, раскаленный,
знойный (песок, день,

погода, лучи, почва, пища).

Погасить, потушить, задуть, выключить
(электролампа, свеча,

костер).

47. Подберите синонимические ряды (либо
слово-синоним) к

прилагательному крепкий, учитывая его
значение в данных контекстах.

Охарактеризуйте экспрессивно-стилистические
и смысловые

особенности синонимов в каждом ряду

Образец: Крепкий чай —

густой, наваристый, «колерный».

Крепкий краситель, крепкий раствор,
крепкая материя,

крепкий запах, крепкие духи, крепкие
напитки, крепкий лед,

крепкий мороз, крепкий ветер, крепкий
сон, крепкий организм,

крепкая дружба, крепкие устои, крепкий
удар, крепкое слово,

крепкое рукопожатие.

48. Дополните синонимические ряды,
определите различия в

употреблении отдельных синонимов,
составьте с ними предложения.

Скоро, быстро, бойко, проворно, живо…

Рассказывать, передавать, разглашать…

Старожил, абориген…

Дарование, умение, талант…

Старый, закоренелый, давний, вековой…

49. Подберите антонимы к словам, укажите
среди них однокорневые и

разнокорневые.

Зима, вечер, верх, добро, грязь, свет, ад,
победа, встреча.

Грамотный, актуальный, спокойный, редкий,
конкретный,

внешний.

20

Бледнеть, отрицать, похвалить, радоваться,
угнетать, бросить,

расцвести.

50. Найдите антонимы в следующих
предложениях. Какое общее

значение выражает каждая пара антонимов?
Какова в связи с этим

функция антонимов в каждом тексте?
(Выражение временных,

пространственных отношений, средство
характеристики персонажа и др.).

1. Сперва он накормил Муму хлебушком,
обласкал её, уложил,

потом начал соображать, да всю ночь
напролёт и соображал,

как бы получше её спрятать. Т. 2.
Действительность раздражала

его, пугала, держала в постоянной тревоге,
и, может быть, для

того, чтобы оправдать эту свою робость,
своё отвращение к

настоящему, он всегда хвалил прошлое и
то, чего никогда не

было. Ч. 3. Голова у Ивана Ивановича похожа
на редьку

хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича

на редьку

хвостом вверх Г. 4. Общество погрузилось
с некоторых пор в такую

смуту, что и само не разберёт, пьяно оно
или трезво. С-Ц. 5. Кто

не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего
положения нет. Бел

6. Трусливый друг страшнее врага, ибо
врага опасаешься, а на

друга надеешься. Л. Г. 7. Вереница дам,
говорливых и

молчаливых, тощих и толстых, потянулась
вперёд, и длинный стол

зарябел всеми цветами. Г.

51. Укажите, на противопоставлении каких
признаков (количественных,

качественных, временных, пространственных
и др.) основана

антонимия выделенных слов в отрывках
из произведений М.Ю. Лермонтова.

Как называется стилистический приём,
основанный на

словах-антонимах?

l.Co всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

2. Из груди извлечён не речь, но стон;

И не привет, упрёк услышит он.

3. Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

4. Родится с жизнью этот ключ

И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в другом могуч,

Но всех он увлекает.

5. Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней.

21

6. Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой.

52. Подберите антонимы к слову, различное
значение которого

формируется контекстом. Укажите слова
с фразеологически связанным

значением.

1. Цветущий вид, цветущий сад. 2. Сладкое
яблоко, сладкая

жизнь. 3. Крепкий сон, крепкое здоровье.
4. Легкое пальто,

легкая задача, легкий смех. 5. Ритмичная
работа, ритмичные

движения. 6. Мягкий характер, мягкий
хлеб, мягкое кресло.

7. Узкий берег, узкий взгляд. 8. Косой
дождь, косой взгляд.

9. Глубокое ущелье, глубокий сон, глубокие
познания. 10.

Тихая улица, тихий свет. 11. Жидкие волосы,
жидкий кофе.

12. Короткое платье, короткий срок,
короткий век.

53. К разным значениям многозначных
существительных,

прилагательных, глаголов, наречий
подберите антонимы. Там, где это возможно,

образуйте антонимические пары. Составьте
по три предложения с

антонимами каждой части речи.

Образец: Минус —

черточка —

плюс; минус —

ниже нуля —

выше

нуля; минус —

недостаток —

достоинство.

Минус, завязка, взлет, чуткость, доход,
труд, тоска, ядро,

пессимизм.

Мутный, полный, грубый, новый, молодой,
сильный,

талантливый.

Краснеть, залезть, продать, ввести,
говорить, любить,

разрешать.

Ловко, нежно, горячо, густо, слегка,
дешево, точно.

54. Вспомните и запишите пять пословиц
или поговорок, в которых

употреблены антонимы.

55. Найдите антонимы к каждому члену
синонимического ряда в

следующих словосочетаниях.

Высокий, громкий, звенящий, звонкий
звук.

Маленький, крошечный, миниатюрный
прибор.

56. Продолжите ряд названий, построенных
на антонимии.

«Война и мир» Л.Н. Толстого, …

57. Найдите в текстах слова, связанные
антонимическими отношениями.

Выделите общеязыковые и контекстуальные
антонимы. Назовите

структурные и смысловые признаки, по
которым определяется про-

22

тивоположное значение слов. Какой
стилистический прием основан

на употреблении антонимов?

1. Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, а завтра далёк.

Отчего же на этой странице

Я когда-то загнул уголок? Ахм.

2. Уж заметна воздуха прохлада,

И убыль дня, и ночи рост. Инб.

3. Он был какой-то для всех подходящий.
И такой, и этакий, и

с теми, и с этими, и не злой, и не добрый,
и не очень жадный, и

не очень уж щедрый, и не то чтобы осьминог,
и не совсем

оглоед, и не трусливый, и не смельчак, и
вроде бы не хитрец, и

влб же время не простофиля… Он был
совершенно никакой,

/В ад и к Батон. Триф.

/

58. (Обобщающее) Найдите в поэтическом
тексте антонимы. Выделите

среди них общеязыковые и
индивидуально-авторские, определите

цель их использования. Можно ли подобрать
синонимы к каждому

антониму? Проанализируйте все случаи
употребления слов в

переносном значении, определите вид
переноса.

Окошко. Стол. Половики.

В окошке —

вид реки…

Черны мои черновики,

Чисты чистовики.

За часом час уходит прочь,

Мелькает свет и тень.

Звезда над речкой —

значит, ночь.

А солнце —

значит, день.

Но я забуду ночь реки,

Забуду день реки:

Мне спать велят чистовики,

Вставать —

черновики.

Н.Рубцов

Формирование лексики русского языка.

Исконно русская и заимствованная лексика

59. Распределите слова по группам исконно
русской лексики: а)

общеславянские слова; б) восточнославянские;
в) собственно русские.

Используйте «Краткий этимологический
словарь русского языка»

23

Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской
или «Этимологический

словарь русского языка» М. Фаем ер а.

Мать, отец, брат, сестра, шурин, сирота;
брусника, береза, ель,

дуб, земляника, яблоко, жимолость; болото,
ветер, солнце,

небо, месяц; коростель, журавль, перепел;
бойня, колобок,

бочка, клинок, кружево; лавка, печь,
потолок, дом, изба;

ведать, корчевать, взять, болеть, затеять,
коверкать;

беспризорный, беспечный, упругий, гнедой,
бравурный; сутки, племя,

беседа, четверг, вкус.

60. Распределите слова по двум группам:
а) общеславянские, б)

собственно русские, обращая внимание
на семантику и особенности

строения слов. В случае необходимости
обращайтесь к этимологическим

словарям.

Рать, ратай; доклад, класть; глубина,
глубокий; землянка,

приземление, земля; игла, иглоукалывание;
быть, быль, былина;

чело, челка, челобитная; вилы, вилка;
голубь, голубцы; баба,

бабка, бабушка; друг, дружина, дружинник;
мало, меньше,

меньшинство; валить, валежник; колос,
колоситься, колосова-

ние; большой, большевик; дерзать, дерзкий,
дерзость; знамя,

знаменосец, ознаменовать; бодрствовать,
бодрый; жена, жених,

женщина, женственный; громада, громоздить,
громоздкий;

вожатый, вести.

61. Выпишите отдельно восточнославянские
и собственно русские слова,

обращая внимание на их семантику и
структуру. Используйте

этимологический словарь.

Баян, бурлак, барин, барахтаться, бурлить,
брыкать, баранка,

буханка, балалайка, баловать, бабочка,
балагур, байдарка,

багульник, багрец, багор.

62. Выпишите из «Краткого этимологического
словаря русского языка»

Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской
последовательно все

общеславянские, восточнославянские и
собственно русские названия

птиц и рыб.

63. С помощью указанного выше словаря
установите происхождение

названий месяцев года.

64. Сгруппируйте старославянизмы согласно
их фонетическим

признакам (неполногласие, сочетание
ЖД, начальные А, Е и др.). Укажите

соответствующие русские варианты слов,
если это возможно.

Вред, плен, измождённый, краткий, пещера,
жажда, невежда,

агнец, прах, союз, помощь, растение,
юдоль, ладья, гражданин,

24

разница, младенец, возбранять, страна,
хищный, юный,

единый, мощь, страж, освещение, брада,
жребий, предать,

сокращать, хождение, юродивый, бредить.

65. Выделите морфемы старославянского
происхождения, которыми

характеризуются следующие слова.
Подчеркните слова, в которых

таких морфем несколько, а также слова,
в которых наряду со

словообразовательными есть фонетические
признаки старославянизмов.

Издать, исход, истекать, измерить,
возглавить, низвергать,

ниспадать, воплотить, воспрянуть,
предпочесть, чрезмерный,

прелесть.

Властитель, хранитель, утешитель,
воспитатель, свидетель;

боязнь, жизнь, болезнь; кормчий, ходатай,
глашатай; дерзание,

вдохновение, мание, изречение, забвение;
телесный,

словесный, древесный, чудесный; алчущий,
будущий, страждущий,

сидящий, влачащий; бедствие, путешествие,
странствие,

сочувствие; царство, богатство, господство,
средство; твердыня,

гордыня, битва; надменный, смиренный,
согбенный, бренный.

Злодеяние, суеверие, благонравие,
добродетель, злонравие,

благодарить, благословенье.

66. Выпишите из текстов старославянизмы,
укажите их признаки

(фонетические, словообразовательные,
семантические); назовите

стилистические функции, которые выполняют
эти слова.

1. Вот с мыслью о гражданском браке,

С челом мрачнее сентября,

Нечесаный, в нескладном фраке он предстоит
у алтаря,

Вступая в брак «принципиально», —

Сей новоявленный жених.

Священник старый, либеральный

Рукой дрожащей крестит их Бл.

2. Однажды странствуя среди долины дикой,

Незапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Как тот, кто на суде в убийстве уличен
17.

3. Когда надеждой озаренный

От рабства пробудился мир,

И галл десницей разъяренной

Низвергнул ветхий свой кумир… /7.

67. Выпишите старославянизмы. Распределите
их на три группы по

употреблению (вытеснившие исконно
русские слова; отличающиеся по

25

значению от русских вариантов; не
употребляющиеся, но известные

по памятникам).

1. И в какой иной обители

Мне влачиться суждено,

Если сердце хочет гибели,

Тайно просится на дно? Бл.

2. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной… Л.

3. Превращен внезапно в ягуара,

Я сгорал от бешеных желаний,

В сердце —

пламя жгучего пожара,

В мускулах —

безумье содроганий. Гум.

4. Ты всем несёшь свой дар успокоенья,

И даже тем, кто суетной душой

Исполнен дерзновенного сомненья.

К тебе, о царь, владыка, дух забвенья,

Из бездны зол несётся голос мой:

ПриДИ. Я ЖДу. Я Жажду ПрИМИреНЬя! Балъм.

68. Прочитайте текст, посвященный
этимологии слов «лето», «год»,

«погода», «время». Составьте по этому
образцу рассказ о происхождении

названий осенних и зимних месяцев,
учитывая их древнерусские

наименования сентябрь —

«ревун», октябрь —

«грязник», ноябрь —

«грудень» и т.д.

В древнерусском языке слово лето
(буквально «период

дождей» —

от лить) обозначало не крайне жаркое
время года, но

год календарный, то есть двенадцать
месяцев. Год произошло

от годити —

«ждать», «ожидать». Слова год, година
означали

«время», «пору» и даже «судьбу». И
выражение сколько лет

понималось как «сколько времени, сколько
годов». Год

календарный известен только с XIII века.
Лето же в смысле «год»

упоминается в 907 году, в «Договоре
великого князя Олега с

греками».

Древний смысл слов лето —

год —

время (от глагола вертеть,

то есть повторяться, приходить и уходить)
дошёл до нас в

словах летопись, многолетние травы,
столетие, в здравице

«Многая лета…».

От слова год образовалось годовати, то
есть «проживать год»,

«позволять», «угождать»; угодить —

«сделать вовремя, доста-

26

вить радость»; негодовать —

«возмущаться теми, кто делает не-

позволенное и не вовремя»; непогода —

«дурное время»,

«дурная погода», (раньше звучало —

негода); негодяй —

подлый,

низкий человек (раньше —

не годящийся к военной службе,

увечный, больной); погожий день —

хороший день; пригожий —

«красивый, красный» (лето красное).

Итак, слова лето, год, погода, время
связаны друг с другом

своим происхождением. (ПоД. Кобякову)

69. С помощью «Словаря иностранных слов»
определите, из какого языка

заимствованы русским языком следующие
слова. Разбейте их на

тематические группы.

Аренда, аспирантура, анапест, амфибрахий,
брокер, базис,

башка, башлык, балласт, бурдюк, буржуа,
декан, институт,

интеллект, интеллигент, иллюзия, плед,
пленэр, прайс,

ревматизм, рифма, реноме, кукла, казна,
кафе, колосс, лингвист,

лампа, литература, музей, магия, магнитола,
митинг, предмет,

объект, параметр, прагматика, парадигма,
структура, сервис,

сайра, сардины, секрет, огурец, фонарь,
халат, организм,

сервер, школа, фальшь, поэт, трагедия,
комедия, ярлык.

70. К каждому заимствованному слову
высокого стиля (из греч., лат.,

франц. языков) подберите русский синоним.
Запишите

синонимическую пару (ряд), назовите
язык-источник, пользуясь приметами

заимствованных слов.

Активный, претензия, детально, контур,
революция,

конституция, оригинальный, пассивный,
компетентный, идеальный,

компенсировать, абсурд, абсолютный,
контакт, лидировать,

персональный, культура, префикс, флексия,
эмоции, дискуссия,

адекватный, фонема, негативный, мизантроп,
филантроп.

71. Распределите заимствованные слова
по группам согласно способу их

освоения русским языком (семантический,
фонетический,

графический, грамматический). Пользуйтесь
словарями иностранных слов,

этимологическими словарями, словарем
«Новых слов и значений».

Выделите экзотизмы и варваризмы.

Кемпинг, хобби, хит, леди, франк, крендель,
матрос, сюртук,

георгин, ландшафт, марля, кухня, хот-дог,
хэппи энд, мини,

бордо, макароны, курага, сельдь, металлург,
шахматы, лекция,

денди, франт, банзай, фиеста, сейм, иена,
аб ово, альма матер,

окей, шашлык, авокадо, зурна, перламутр,
клипсы, вокзал,

лидер, лауреат, дилер, маркетинг, менеджер,
сервер, веб-сайт,

овация.

27

72. С помощью словаря иностранных слов
переведите заимствованные

элементы слов, укажите язык-источник,
приведите не менее трех —

пяти примеров слов, в составе которых
присутствуют эти элементы.

Аква-, био-, вита-, теле-, кардио-, интер-,
архи-, макси-, гео-,

поли-, моно-, экстра-, супер-, экс-, им-,
транс-, порт-, фило-,

оним-, син-, -тор.

73. (Обобщающее) Выпишите из текста
заимствованные слова (в том

числе старославянизмы). Пользуясь
словарем иностранных слов,

наблюдая фонетические и грамматические
приметы, определите, из

каких языков они заимствованы. Какова
стилистическая функция

употребления этих слов? Сравните в
количественном отношении

заимствованные и исконно русские слова.

Иван Петрович вернулся в Россию
англоманом. Коротко

остриженные волосы, накрахмаленное
жабо, долгополый

гороховый сюртук со множеством
воротничков, кислое выражение

лица, что-то резкое и вместе с тем
равнодушное в обращении,

произношение сквозь зубы, деревянный
внезапный хохот,

отсутствие улыбки, исключительно
политический и политико-

экономический разговор, страсть к
кровавым ростбифам и

портвейну —

все в нем так и веяло Великобританией;
весь он

казался пропитан ее духом. Но —

чудное дело! —

превратившись

в англомана, Иван Петрович стал в то же
время патриотом,

хотя Россию знал плохо, не придерживался
ни одной русской

привычки и по-русски изъяснялся странно:
в обыкновенной

беседе речь его, неповоротливая и вялая,
вся пестрела

галлицизмами; но чуть разговор касался
предметов важных, у

Ивана Петровича тотчас являлись выражения
вроде: «оказать

новые опыты самоусердия», «сие не
согласуется с самою

натурою обстоятельства» и т.д. Иван
Петрович привез с собою

несколько рукописных планов, касавшихся
до устройства и

улучшения государства; он очень был
недоволен всем, что

видел, —

отсутствие системы в особенности
возбуждало его

желчь. И Тургенев

74. Над каким явлением в русской речи
иронизирует данный текст?

Куда ж это мы попали?

В бенуар, дяденька-с, —

проговорил несколько озадаченный

Сеня.

Да что за черт такой, пенуар-то этот?

Вероятно, что буфет, дяденька-с…

Выдумал тоже: пенуар —

буфет… Дурень!

28

Французское слово меня спутало,
дяденька-с, —

виновато

заговорил Сеня, —

я теперь вспомнил-с, —

выпивка-то

по-французски, «буар» выходит, а не
бенуар.

Не заведу-с, потому будуар, дяденька,
это дамская спальня-с,

а не буфет-с… Главное, что меня сбило,
слова сходствен-

ны-с, буар, бенуар… Распивочное слово-ci
И. Мяснищий

Лексика русского языка

с точки зрения сферы употребления

75. Выпишите из текстов диалектизмы.
Распределите диалектную

лексику по группам: а) лексические; б)
лексико-семантические; в)

этнографические. Где это возможно,
укажите фонетические и

грамматические признаки диалектизмов.
Какие стилистические функции

они выполняют? Пользуйтесь «Толковым
словарем живого

великорусского языка» В.И. Даля.

1. За топкой надо бы сходить. Завтра хлебы
печь, а топка

сырая. Прасковья надевала кичку, гляделась
в зеркало. За столом

в дыму, словно за торжицем, писарь сидит.
С подмарья

спрыгнул КОТ. Зам.

2. …Как только вышли за деревню, да попали
в эту темь, во

мглу, в холод, да прошли, может, с версту,
так и заблудились.

Тут большой верх, агромадный луг, буераки
до самого села

идут, а над ними дорога всегда есть, вот
мы и потрафляли по

ней, всё думали, что верно держимся. Б.

3. —

Почему вы не знаете «измигул» и «сутемень»?
Это меня

удивляет. Забыл тоже сказать о «вшивом
спорте», как

«пускают ВОШЬ На ВЫГОНКИ» С Другой
ВОШЬЮ. Леек.

4. —

Ить нету зараз своих (лошадей), все наши,
а вот так оно…

За худобой не хотят смотреть, многим
она обчужала… Вчера

дежурил Куженков, коней сам не повёл
поить, послал

парнишку; энтот сел верхи, погнал весь
табун к речке в намёт.

Напилась какая, не напилась —

опять схватил в намёт и —

до

конюшни. И никому не скажи супротив,
оскаляются… Ш

5. Тотчас привели к нам верховых лошадей;
мы поехали в лес

или, как у нас говорится, «на заказ». Т.

6. Старик ссыпал в кубышку распаренное
пахучее жито, по-

хозяйски смёл на ладонь упавшие зёрна
и, припадая на левую

ногу, захромал к спуску. Григорий,
нахохлясь, сидел на

баркасе. —

Куда править? —

К Чёрному яру. Спробуем возле

энтой карши, где надысь сидели. Ш

29

76. Найдите в тексте специальную лексику.
Определите ее

профессиональную область (области).
Какова ее стилистическая функция и как

она включается в текст?

Вечером под Введение несло непроглядной
мокрой вьюгой. В

просторной и низкой конторе, когда-то
белёной мелом, было

очень тепло и сыро, густо воняло махоркой,
жестяной

лампочкой, горевшей на верстаке, сапожным
варом, политурой

и мятной кислотой кожи, куски и обрезки
которой, вместе с

инструментами, старой и новой сбруей,
хомутиной, потниками,

дратвой и медным набором навалены были
и на верстаке, и

на затоптанном, сорном полу… Шорники
пристально

работали… А Бунин

11. Найдите в текстах профессионализмы.
Определите область их

употребления, способ толкования. Какую
семантико-стилистическую

функцию выполняют профессионализмы в
тексте? Есть ли общее у

термина и профессионализма?

Травить прекратили. Теперь надо было
захлестнуть петлю на

хвост торпеды. Чтобы охлестнуть петлей
хвост торпеды, ему

надо было подвсплыть. Набрав воздух в
скафандр, Костя

оторвался от грунта. На миг он проворонил
предел воздуха…

Костя изо всех сил нажал на золотник в
шлеме и крепко

ухватился за трос. С об.

Если, выходя из дома, я спускаюсь по
лестнице, на бульваре

отдыхаю на скамейке, а придя домой,
разогреваю чай на плите,

то, стоит мне попасть на судно, (хотя бы
и мысленно), эти

предметы сразу превращаются в трап,
банку и камбуз

соответственно И.

Каждая рукотворная картина —

единственна и уникальна, как

единственен ты, ибо ты —

Человек, а каждый человек уникален

и неповторим. Это единственное, «живое»,
подлинное

произведение искусства, находящееся в
музее, в мастерской

художника, называют подлинником, или
оригиналом. Репродукция

же —

его повторение, но сделанное не руками,
а с помощью

фотографии и машин типографского
производства… Ал.

78. Найдите в тексте жаргонизмы, определите
их стилистические

функции. Назовите социальную группу, в
которой употребляются

жаргонные слова, укажите цель их
применения.

1. Наконец Семенов пробрался до стены.
Здесь Омега и

Шестиухая Чабря играли в плевки. Оба
старались как можно

выше плюнуть на стену. Игра шла на смазь.
Шестиухая Чабря

30

плюнул выше. —

Подставляй! —

сказал он, расправив в воздухе

свою пятерню. Омега выпятил свою лупетку
(лицо).

Надувайся! —

сказал Чабря. Омега надул щеки. —

Шире бери!

Омега до того надулся, что покраснел. —

Верховая, —

начал

Чабря, прикладывая свою руку ко лбу
Омеги: —

низовая, —

прикладывая к подбородку, —

две боковых, —

прикладывая к одной

и другой щеке. —

Надувайся! Омега надулся. —

И всеобщая! —

торжественно вскрикнул Шестиухая Чабря.
я. Помяловский

2. —

Давай насчет вчерашнего, —

сказал Папаша. —

Ну, был.

Сосунки. А строят из себя. Морды бы набил
им, да пачкаться

неохота. —

Мне покупатель нужен. —

Это пожалуйста. У нас

клиентура обширная. Недавно, между
прочим, парочку

цигейковых шубок провернули. Шик модерн.
Заграница. А завтра

отрезик габардина подбросят. Заодно
могу и твое барахло

спустить. А. Адамов

3. Вышел на арапа. Канает буржуй.

А по пузу золотой бамбер.

«Мусью, сколько время? —

Легко подхожу…

Дзззызь промеж роги… —

и амба». И. Сельвинстй

Лексика русского языка

с точки зрения активного и пассивного
запаса

79. Выпишите из текста устаревшие слова,
которые нельзя заменить

синонимами —

историзмы и заменяемые синонимами слова

архаизмы.

Какие явления они обозначают?

С пищалью меткой и копьем,

С булатом острым и нагайкой,

На аргамаке вороном

По степи мчится Наливайко.

Как вихорь буйный конь летит.

По ветру хвост и грива вьется.

Густая пыль из-под копыт

Как облако, вослед несется…

Летит… привстал на стременах,

В туман далекий взоры топит,

Узрел —

и с яростью в очах

Коня и нудит и торопит.

К, Рылеев

31

80. Выпишите из предложений архаизмы,
распределив их по группам:

а) лексические; б) семантические; в)
фонетические; г)

словообразовательные. Найдите слова
одной тематической группы —

обозначение

частей тела человека. Укажите историзмы,
определите их смысл.

Какую стилистическую функцию выполняют
устаревшие слова?

1. Явился изумленному взору народа своего
Петр. журн.

2. Яркое чело кумира воссияло солнечными
лучами. Долг.

3. Вскоре увидят, что я ни до чего на
родине не дотронулся и

перстом. С.Гл. 4. Погибнете! Глаголю вам
заране! Лишь вервие

да колья впереди! Сельв. 5. Явилась мне
божественная дева;

зеленый лавр вился в ее власах… Од. 6.
Затаскаете тут по

приказам туды-сюды. Что я —

тать?! Зл. 7. Бегут… Уж стогны

миновали, кругом —

поля. Бл. 8. Он [Потемкин] прижал к

персям своим образ, осенился крестом…
С.Гл. 9. С сею моею

истинною откровенностью, повергаясь к
стопам вашего

величества, всенижайше прошу избавить
меня от губернаторской

должности. Я.Ш. 10. Сумерки, сумерки вешние,
хладные волны

у ног… Бл. 11. …Покуда смотри посольские
дела, приучайся.

Клин в посольствах хожалый —

научит. Зл. 12. Князь Зубов

крестил Вознесенскую, а Курляндия
преклоняла выю и

отрицалась от всех связей своих с
Польшею. Долг. 13. Она [супруга

Тучкова] преклоняет колена, она возносит
и длани, и дух

сокрушенный к Отцу небесному… С.Гл. 15.
Долго ль мне гулять

на свете то в коляске, то верхом, то в
кибитке, то в карете, то в

телеге, то пешком. П

81. Объясните значение устаревших слов.
Разделите их на две группы:

историзмы и архаизмы.

Анахорет, вежды, шелом, жандарм, городовой,
урядник,

акцизный, армяк, драгун, земство, зерцало,
всуе, гайдук, гетман,

инок, магистратура, кандальник, епанча,
верста, десятина,

дилижанс, клобук, опахало, ударник,
фабзаяц, ликбез, денница,

втуне, сонм, титло, устав, рало, прасол,
посад, халдей, халиф,

челядь, челобитная, ярыга, чернец.

82. Пользуясь словарям и-справ очникам
и «Новые слова и значения»,

толковыми словарями, определите значение
неологизмов.

Экология, дискотека, рейтинг, бионика,
телешоу, форвард,

шоумен, скейтборд, спонсор, клип, рокер,
фотомодель, кетчуп,

Интернет, биг-мак, гамбургер, чизбургер,
камуфляж,

программист, провайдер, крекер, кутюрье,
менеджер, бой-френд,

диггер, лейбл, лизинг, сайт.

32

83. Какие новые значения приобрели
следующие слова? Можно ли их

назвать неологизмами в настоящее время?

Династия, Дума, мэр, губернатор, форум,
дипломант, команда,

сфера, пионер, процедура, пиратство,
ЭВМ, инфляция.

84. Найдите в следующих словосочетаниях
неологизмы, определите их

группу (лексические, семантические);
укажите отличия неологизмов

от жаргонизмов и профессионализмов.

Сценарий визита, компьютерные пираты,
телевизионный мост,

трудное авторалли, надпись на значке
«бэдж», приз лучшему

рэперу, генеральный спонсор, значительные
инвестиции,

отмывание денег, валютная интервенция,
раунд переговоров,

спектр деятельности, высокие дивиденды,
раскрученный

певец, спальный район, деревянный рубль,
получить грант,

отпустить цены, вертикаль власти, теневая
экономика, поместить

информацию на сервере.

85. Найдите индивидуально-авторские
(окказиональные) неологизмы в

поэтических текстах И. Северянина,
определите способ создания

неологизмов.

1. Вдруг видите брильянтовый браслет,

Как бракоцепь, повиснувший на кисти.

2. Поэзно —

«да», а «нет» —

оно так прозно.

3. Июль блестяще осенокошен.

Ах, он уходит! Держи! Держи!

4. О, небо, небо! Твой путь воздушен!

О, поле, поле! Ты —

грезы верфь!

Я онебесен! Я онездешен!

5. Уже деревья скелетеют

И румянеют, и желтеют.

S6. Найдите индивидуально-авторские
(окказиональные) неологизмы в

поэтических текстах В. Маяковского,
определите способ создания

неологизмов.

1. Не бойся,

что у меня на шее воловьей

потноживотные женщины мокрой горою
сидят, —

это сквозь жизнь я тащу

миллионы огромных чистых Любовей

и миллион миллионов грязных любят.

2. И вот, громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошенное.

Будет любовь или нет?

Какая —

большая иль крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький, смирный любеночек.

Стилистическая дифференциация лексики

87. К нейтральным словам подберите
синонимы из книжной,

официально-деловой или разговорной
лексики. Используйте толковые словари,

обращая внимание на пометы функциональных
стилей.

Упрямиться; врач; еда; юноша; доказательство;
нерушимый;

худой; торопиться; просить; хотеть;
казаться; совсем.

88. Распределите слова по группам: а)
общеупотребительные

(межстилевые); б) книжные; в) разговорные;
г) поэтические.

Компонент, вода, управлять, видение,
чудесный, оппонент,

остряк, карапуз, баня, каждый, парадокс,
анахронизм,

презентация, парадиз, импонировать,
вариация, улица, надлежит,

константа, пакт, парафировать, априори,
лига, ответственность,

лучезарный, амплитуда, локальный,
лазурный,

интервьюировать, безналичка, прессинг,
харизма.

89. Продолжите ряды слов с характерными
для публицистического стиля

значениями.

«Сторонник» —

рыночник, державник, …; «оценка» —

террорист, коррупционер, …; «интенсивность»

информатизация,

криминализация, …; «коллективный член»

аппаратчик,

номенклатурщик,…; «противоположность»

антиобщественный,

деидеологизация.

90. Найдите в текстах термины, укажите
область их научного

применения. Выпишите общенаучные
термины, укажите их происхождение,

назовите язык-источник.

Вскрыл перикард. В полости немного
жидкости. Отсосать.

Хороших помощников при операции не
замечаешь. Только

подумал: «Вот тут отодвинуть ткани» —

чья-то рука с инструментом

уже тянется и отодвигает Я. Амосов

34

Сама по себе тератология —

наука об уродствах —

имеет 300-

летнюю историю и своими современными
достижениями

обязана открытию генетических механизмов.
Но только недавно,

уже после введения развитыми странами
обязательных тестов

на тератогенность новых лекарств, было
обнаружено, что

коварная ХИМИЯ может вызывать И Невидимые
нарушения

развития организма —

сердечно-сосудистой, имунной,

эндокринной Систем. Из газет

Педагогическая стратегия формирования
субъектной позиции

студента должна соответствовать
некоторым важным

принципам: ориентации на личностную и
профессиональную

индивидуальность каждого студента,
обеспечению

дифференцированного и индивидуально-творческого
подхода к его

подготовке; усилению субъектных
потенциалов личности каждого

студента; открытости, вариативности;
динамичности

изменений в содержании, формах и методах
профессиональной

подготовки… В. Сластенин

91. (Обобщающее) Найдите в поэтическом
тексте лексику различных

функциональных стилей —

научного (термины), публицистического,

разговорного и т.д. Выделите слова с
эмоционально-экспрессивной

окраской.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир её дремучий!

В ожесточённом пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.

Н. Заболоцкий

92. (Обобщающее) В отрывке из романа В.
Астафьева «Царь-рыба»

найдите и проанализируйте по два примера
метафорического и

метонимического употребления слова;
выделите слова, которые могут

иметь омонимы. Подберите синонимы и
антонимы к выделенным

словам. Найдите пять исконно русских
слов, пять старославянизмов,

пять заимствованных, укажите язык-источник.
Выпишите лексику

пассивного запаса, распределите ее по
группам (историзмы,

архаизмы, неологизмы —

если есть). Найдите лексику ограниченного

употребления, определите её стилистические
функции. Выпишите

разговорные, книжные, нейтральные слова.

Обзавёлся таёжный человек мотором,
дюралевой лодкой. Надо

на промысел —

два-три дня, и он на месте, в старой своей,

з* 35

потаённой избушке. Семья же в посёлке
Чуш, на берегу

Енисея, можно сказать, в центре культурной
жизни, где ходят

пароходы, самолеты летают, ревёт бесплатно
радио день и ночь,

в клубе каждый вечер кино показывают,
вино в магазинах хоть

какое. Изба —

не то лесное горе, слепое, под еловой
корой.

Изба, как у всех добрых людей, с окнами
и на три стороны, с

верандой, с холодильником, с диваном и
ковром. Говорят, к

концу пятилетки и телевизор в Чуш
проведут. Вот бы дожить.

Самый бы дорогой телевизор купил и
каждый день бесплатно

кино смотрел. Тятя, поди-ка, в гробу
переворачивается —

не зря

же он во сне является, чёрным перстом
грозит, губами синими

шевелит —

проклинает. Аж в поту холодном проснётся

старообрядец, осенит себя двуперстным
крестом да и живёт в грехах

и мирском смраде дальше. «Что поделаш,
культура наступат.

Не можно дальше дикарями в лесу жить.
Пусть хоть дети свет

увидают…»

Фразеология

Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время

Тема: «Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время».

Цель: обобщить знания студентов о неологизмах и их разновидностях; научить находить неологизмы в тексте, определять их лексическое значение; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

Организация учащихся на работу.Работа по теме урока.1.Объявление темы и цели урока.

-Продолжаем разговор о лексике, составляещей пассивный запас слов; выявить отличительные признаки новых слов, научиться находить новые слова в тексте, объяснять их лексическое значение.

2.Вступительная беседа.

Что называется неологизмами? (Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения понятий, явлений.)С чем связано появление неологизмов в языке? (С развитием науки, техники, культуры, экономики, спорта, дипломатических отношений.)Какие же слова можно считать неологизмами? (Вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже устаревшие.)На какие группы можно разделить неологизмы, расскажите?1) В зависимости от способа :

а)лексические — это неологизмы, которые образовались по продуктивным моделям, из элементов, имеющихся в языке; заимствованные из других языков;

б)семантические — это неологизмы, которые возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам.

2)в зависимости от условий создания неологизмы делятся на:

а)общеязыковые (узуальные) — это неологизмы, появившиеся вместе с новыми понятиями, реалиями;

б)индивидуально-авторские — это неологизмы, введенные в употребление конкретным автором. К этой группе относятся и окказионализмы – созданные в контексте конкретным автором.

3)В зависимости от целей создания неологизмы делятся на:

а)номинативные — выполняют чисто номинативную функцию;

б)стилистические — дают образную характеристику предметам, которые имеют другое название.

III.Практическая часть.

1. Запишите слова в 3 столбика: общеупотребительные, устаревшие, неологизмы.

Общеупотребительные

Устаревшие

Неологизмы

Дискотека

Целинник

Брифинг

Стажер

Райком

Менеджмент

Президент

Купец

Инвестиция

Сериал

Комиссар

Лицензия

Космос

Красная Армия

Гриль

Компьютер

Лицей

Кетчуп

Джинсы

Мэр

2.Обобщение: Что данное упражнение помогло нам понять?

3.Пользуясь толковыми словарями, словарями «Новые слова и значения», определите значение неологизмов.

Форвард (нападающий)

Рейтинг (степень популярности, авторитет какого-либо лица, группы в определенное время)

Гамбургер (мягкая булка, запеченная с рубленым бифштексом, овощами)

Саммит (встреча глав государств, правительств)

Шоумен (тот, кто заминается организацией и проведением шоу)

Рокер (член молодежной группировки, разъезжающий по улицам без глушителя,

пренебрегая правилами дорожного движения)

Приватизация (передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность)

Обобщение: Что можно сказать об этих словах? К какой группе неологизмов можно отнести? Как они появились в языке?

4.Какие новые значения приобрели следующие слова? Можно ли их назвать неологизмами в наше время?

1.Дума — царская дума (верхний совет из бояр под председательством царя) -старое

Государственная дума — нынешняя палата Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная дума — выборный орган городского управления

2.Династия — род, дом, говоря о государе — старое

поколение, из которого вышло несколько последних людей

одной профессии

3.Губернатор — начальник губернии (большой округ России, разделяющийся на уезды) –

старое

— глава исполнительной власти крупного города

4.Пират — морской разбойник — старое

угонщик самолетакомпьютерный пират5.Пионер — человек, который одним из первых поселился в новой стране, местности

человек, который помешал начало чему-то новому (переносное)член детской организации5. Распределить неологизмы в две группы в зависимости от способа появления: лексические, семантические.

Лексические

Семантические

Высокие дивиденды (доходы, которые получает владелец акции)

Трудное авторалли (гонки на машинах)

Главный рефери (судья в спортивных состязаниях)

Значительные инвестиции (вложения капитала)

Сценарий визита (1. литер. — драматическое произведение для кинофильма; 2 план)

Компьютерные пираты -Телевизионный мост (1.сооружение; 2. прямая связь)

Деревянный рубль (1. деньги; 2. обесцененный, не имеющий хождения на мировом рынке)

Валютная интервенция (1. вмешательства во внутренние дела государства; 2. засилье определенной валюты на мировом экономическом рынке)

Обобщение: 1) Как отличить лексические и семантические неологизмы?

2) Как появились лексические неологизмы в языке?

6.Найдите индивидуально — авторские неологизмы в поэтических текстахИ.Северянина, определите способ создания неологизмов.

Откройте учебник П.А.Леканта, с. 37. Найдите № 85.Находим окказионализмы. Как образовался?7.Обобщение: Какую роль играют неологизмы в художественном тексте?

IV. Итог урока: 1) Что называется неологизмом?

2)С чем связано понятие неологизма?

Какие же слова можно считать неологизмами?Назовите группы неологизмов?

V. Домашнее задание: Упражнение 86 (сборник упражнений под редакцией П.А. Леканта).

Если вы решили устроить тематическое мероприятие для взрослой или разновозрастной аудитории, то, пожалуй, лучшим выбором для вас станет пиратская вечеринка.


Сценарий вечеринки в пиратском стиле

Приключения, наполненные колоритом времен флибустьеров, с налётом романтики и лёгкой брутальности – это именно то, что зажжёт публику независимо от её возраста и темперамента.

На пиратской вечеринке каждый сможет проявить самые сильные стороны характера, показать навыки и умения, подчеркнуть свою индивидуальность и в то же время сработать, как часть команды.

А самое главное – весело и интересно провести время!

Если в Вашей компании есть дети, то и они тоже смогут быть активно задействованы в вечеринке.

Встреча гостей

Приглашение на вечеринкуС чего начинается любой праздник? Конечно же, с приглашения!

За несколько дней до «встречи пиратов» гости получают пригласительные, которые могут быть выполнены в виде свитков, перемотанных бечёвкой или уложенных в бутылку, либо как открытки, напоминающие по форме сундуки или пиастры.

Хорошая интрига завяжется, если каждый отдельный пригласительный будет представлять собой кусок одной целой карты. В последующем эти куски можно использовать для конкурса, который мы опишем ниже.

Поставьте на входе костюмированного персонажа, который, встречая прибывающих, будет спрашивать у них пароль (пароль заранее прописан в пригласительном).

Гостям на вечеринке, верно назвавшим секретные слова, выдайте пиратские атрибуты: банданы, пистолеты, повязки для глаз и т.д. Затем нарисуйте им пиратские татуировки, синяки и шрамы при помощи аквагрима.

Теперь ваши гости готовы к приключениям!

Идея сценария

Тортуга – прекрасный остров в Карибском море, напоминающий огромную черепаху. Прослыть самым смелым и богатым среди жителей этого «гнезда свободного братства» — большая честь для каждого истинного пирата. И сегодня у ваших гостей появится такая возможность.

Но для этого им придется пройти ряд захватывающих и порой опасных испытаний.

Экипажи поднимают флаг

Флаг на пиратский праздникПрежде, чем приступить к соревновательной части, необходимо создать две пиратские команды. Но какая же команда может справиться без капитана? Выберите двух капитанов «по-пиратски» — кто громче крикнул, тот и главный. Выдайте им по пиратской шляпе и мечу.

А теперь каждый из капитанов набирает себе экипаж, используя считалочку:

— Приглашу на абордаж,
к себе чудо экипаж.
Знаю я в пиратах толк.
Ко мне быстро, морской волк!

Когда обе команды сформированы, каждая придумывает себе пиратское название, например, «Чёрная каракатица», «Отчаянные головы», «Весельчаки-повесы» и т. д. и необычно презентуют себя. Именно эти две команды и будут соревноваться за звание самого храброго экипажа на Тортуге.

Обязательно заранее заготовьте два флага с пиратской символикой, на одном может быть изображен Весёлый Роджер, на втором – штурвал с черепом или две сабли.

Проверяем знания пиратской терминологии

Конечно же пираты хорошо знакомы с пиратской терминологией. Чтобы убедиться в этом, нужно выслушать ответы команд на ряд вопросов (заодно можно и посоревноваться за звания наиболее «осведомлённого»).

Вопросы:

  • Как называется задняя часть корабля? (корма)
  • Как называется передняя часть корабля? (нос)
  • Комната на корабле, где готовят еду? (камбуз)
  • А еду на камбузе готовит?.. (кок)
  • Комната капитана на корабле? (каюта)
  • Как называется боковая часть корабля? (борт)
  • Помещение, где обитают матросы, называется… (кубрик)
  • Название лестницы для спуска с корабля? (трап)
  • Название руля на судне? (штурвал)
  • Полы на корабле (палуба)
  • Туалетная комната (гальюн)
  • Название колокола на корабле (рында)
  • Стальной крюк (гак)
  • Как называется скамейка в шлюпке? (банка)
  • Окно на судне? (иллюминатор)
  • Пиратское имя песочных часов? (склянки)
  • Канат на морской лад? (конец)

Команде, давшей большее количество правильных ответов, выдайте одну монету (это может быть вырезанный из картона пятак, бумажная купюра из настольной игры «Монополии» либо купленная в магазине шоколадная монетка).

На протяжении всего праздника одаривайте членов лидирующего экипажа такими «пиастрами».

Пиратские конкурсы для вечеринки

Призы на пиратский праздник

Во время соревнования хорошо бы поощрять не только команду, но и тех пиратов, которые лучше всего справлялись с заданием.

Здесь подойдут такие призы, как воздушные шары, банданы и футболки с пиратским рисунком, магнитики и брелки в виде якоря, попугаев, штурвала и другие тематические сувениры.

Перетягивание каната

Пираты – сильный и бесстрашный народ. И доказать это легче всего в классической пиратской забаве – перетягивании каната.

Пометьте середину веревки, привязав к ней красную ленту, на полу нарисуйте границы двух кораблей. А теперь пусть каждая команда попытается перетащить на свой «корабль» членов второй команды.

Победившей будет считаться команда, трижды перетянувшая соперников.

Драим палубу

Хороший матрос должен уметь натереть палубу до блеска. Выдайте обеим командам по щетке на длинной палке и маленькой коробке, которая будет представлять собой мусор.

Теперь их задача: довести при помощи метлы коробку до отметки, затем вернуть ее обратно и передать эстафету следующему участнику.

Кто быстрее из команд справится, тот и станет победителем.

Переправа

Если пираты попадут на остров, то им обязательно нужно научиться проходить по мосту над рекой или пропастью.

Двух капитанов попросите подержать веревку с разных концов вверху над головой. По этой же траектории выложите веревку на полу – это будет мост. Теперь обе команды по очереди будут переходить по мосту, держась за верхнюю веревку, которую капитаны должны сильно раскачивать из стороны в сторону – ветер как-никак!

Чья команда меньше срывалась с моста – получает монету в этом конкурсе.

«На абордаж»

Конкурсы для пиратовПока играет музыкальное сопровождение, все пираты пляшут.

Как только музыка замолкает, им нужно залезть всей командой на свой корабль (стулья составленные вместе, диван).

Побеждает экипаж быстрее справившийся с заданием.

С помощью караоке можно разнообразить конкурс. Лучший голос Карибского бассейна получит отдельный приз!

Музыку для конкурсов на вечеринке логично взять из широко известных фильмов с пиратским сюжетом. Это может быть вступление к фильму «Пираты Карибского моря» или песни из популярного мультфильма «Остров сокровищ».

«Пьем на скорость»

Налейте в два больших бокала ром-колу и выдайте всем взрослым участникам по длинной трубочке (соедините по две штуки вместе).

А теперь проверим, какая команда быстрее выпьет этот пиратский напиток?!

«Подводный волейбол»

Выдайте обеим командам по большому куску ткани голубого цвета – это будут волны. Теперь пиратам нужно перекидывать друг другу пляжный мяч при помощи этих самых волн.

Счет ведется как в обычном волейболе, монету получает команда, скорее набравшая 15 очков. Этот конкурс скорее годится для вечеринки под открытым тропическим небом острова Тортуга.

«Сосчитай монеты»

Посчитать монетыРазбросайте по всей комнате золотые и серебряные монеты (заранее распечатайте и вырежьте из плотной бумаги).

А теперь пусть каждая команда на скорость соберет и сосчитает свои монеты.

Пока взрослые играют в последние три игры, дети могут нарисовать пиратские карты, где обязательно изобразят океан и материки со всеми их красочными рельефами.

В этом конкурсе лучше всего сделать судьей виновника торжества или капитанов, а победителем — каждого ребенка, номинировав его рисунок как «Самый веселый», «Самый яркий», «Наиболее креативный» и т.д.

Когда все участники немного устанут от активных игр, сделайте в программе перерыв на «интеллектуальную паузу» и проверьте обе команды на знание «Пиратов Карибского моря». На выбор предлагаются несколько вариантов ответа, один из которых верный.

Вопросы для конкурса по мотивам «Пиратов Карибского моря»

Имя капитана Барбоса:

  1. Крокет
  2. Алефтин
  3. Гектор (+)

Имя и фамилия актрисы, сыгравшей Элизабет:

  1. Деми Мур
  2. Кира Найтли (+)
  3. Мила Йовович

Джек Воробей настаивал, чтобы его называли:

  1. Капитан (+)
  2. Господин
  3. Сеньор

Что от Сирены хотели взять искатели?

  1. Слезу (+)
  2. Волос
  3. Голос

Четвертый фильм серии назывался: «Месть королевы…»

  1. Елизаветы
  2. Анны (+)
  3. Елены

Как звали прорицательницу и гадалку в фильме?

  1. Мариотта
  2. Констиния
  3. Калипсо (+)

Прозвище отца Уилла Тернера:

  1. Прихлоп (+)
  2. Шлепок
  3. Горластый

Победившую команду фанатов этого фильма наградите монеткой или каким-нибудь пиратским атрибутом.

Церемония награждения

Награждение победителей конкурса пиратовВсе задания выполнены, пора подводить итоги.

Посчитайте, какая команда собрала больше монеток, именно она будет объявлена самым смелым и богатым экипажем острова Тортуга. Заранее подготовьте медали с надписями и раздайте всем участникам.

Если победитель не выявлен, можно выдать дополнительную монету за лучший наряд. В жюри конкурса на лучший пиратский костюм вечеринки будут обе команды, принимающие решение простым голосованием.

Примеры надписей:

  • Смельчак-капитан
  • Ловкач-капитан
  • Зоркий глаз
  • Отчаянный
  • Шустряк
  • Болтунишка
  • Весельчак
  • Силище-кулачище
  • Красотка
  • Гроза морей
  • Очарование

Все награждены, а теперь пора проверить свои навыки в действии.

Поиск пиратских сокровищ

Поиск пиратского кладаВот и настало время вспомнить о пригласительных, с которыми пришли гости.

Каждое из них – часть одной большой карты. Лишь соединив все части воедино, пираты смогут найти клад.

Командам ничего не остается, как объединиться вместе и начать свое путешествие. На каждой отправной точке должно быть задание, выполнив которое пираты смогут получить часть записки.

Пункт «Буйки»

В большом тазике плавают пластиковые коробочки от Kinder Surprisе с записками. Смелые участники по очереди вылавливают их ртом, пока не добудут слово «сокровище».

Пункт «Лопни шар»

На веревке висят воздушные шары, в которых находятся либо пустые листы, либо записка с надписью «спряталось». Участники кидают острые дротики, пока не лопнут нужный шар.

Пункт «Игра вслепую»

На столе стоят пять непрозрачных посудин с лапшой, разбитыми яйцами, какими-нибудь пушистыми растениями, ватой и игрушечными лизунами. Нужно оттуда достать не глядя коробочки, в одной из которых прячется записка «от вас».

Пункт «Финал»

Завершение вечеринкиЗдесь висят шесть конвертов, на каждом из которых написаны цифры от 1 до 6. Один из участников бросает игральный кубик. Конверт с выпавшей цифрой вскрывается: в нем либо задание-фант, либо последняя часть надписи.

Участники выполняют фанты до тех пор, пока не найдут записку. Содержание финальной записки будет оповещать, где находится клад, например, в холодильнике, в чулане, на балконе и т. д.

Лучше всего, если сокровище будет иметь общий характер: торт, небесные фонари, билеты на боулинг, праздничный салют и т.д.

Если вы проводите пиратскую вечеринку под открытым небом, то можно добавить бой на водных пистолетах, поиск записок на дне бассейна. А все игры лучше распределить на пунктах по всей территории.

И, наконец, в завершение праздника просто необходимо сделать фото пиратских экипажей во главе с капитанами. Простор для фантазии участников неограничен.

Песенку из клипа ниже можно использовать для музыкальной разминки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий визита деда мороза домой
  • Сценарий визитки юный друг полиции
  • Сценарий визитной карточки преподавателя
  • Сценарий визитки юнармейского отряда
  • Сценарий визитной карточки поваров