Сценарий военно патриотического фильма

В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (За жизнь) предыдущее по теме………………………………… следующее по теме предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам Неприятная особенность ряда профессий – то, что работать приходится и в самое неподходящее время. Так что днем 1 января я…
Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Неприятная особенность ряда профессий – то, что работать приходится и в самое неподходящее время. Так что днем 1 января я шел по больничному коридору, трезвый и лишь слегка усталый.

Дверь в кабинет моего старого знакомца доцента Живодёрикова была приоткрыта, и оттуда периодически доносились горестные стоны. Я деликатно постучал и, не дождавшись возражений, заглянул. Живодёриков сидел перед компьютером и раскачивался из стороны в сторону в творческих муках, на мониторе был виден документ «Ворда» с единственным словом: «СЦЕНАРИЙ».

— Ты что, тоже собрался перебежать из медицины, вслед за Чеховым, Розенбаумом и прочими любителями легкой жизни?

Живодёриков бросил на меня страдальческий взор:

— Понимаешь, у нас мужик один неделю без сознания лежал. Вмазался по пьяному делу. А тут очнулся, спросил, какое число, и начал орать как зарезанный. Ну, за мной послали. Оказывается, он – сценарист, взял подряд на сценарий военно-патриотического фильма по заказу министерства обороны. Аванс, естественно, пропил, а сдавать сценарий нужно до 12 ночи 1 января – это они в министерстве так мобилизационную готовность идеологического отдела проверяют. Просил меня помочь, телефоны министерские дал и даже успел бумагу написать, что я – типа его соавтор и все, кроме аванса, мне, пока его успокоительные, которыми его сестрички накачали, не сморили. Я в министерство позвонил – подтвердили, что ждут сценарий на 30-40 страниц и эта бумага их устроит. А сумма там …

И он назвал величину гонорара, которая объяснила, почему по госзакупкам военной техники планируется только 50 вертолетов. Потом на его лице появилась надежда:

— Слушай, может у тебя знакомый сценарист есть, скооперируемся?

— Сценарист, который был бы во вменяемом состоянии днем 1 января?

Взор Живодёрикова потух. Я сел в кресло.

— Говоришь, за день сценарий на 40 страниц? А, вспомнил – ты не стал связываться с национальными образовательными проектами. Вот там да, действительно – мне надо было за три недели выдать полторы тысячи страниц учебно-методической литературы. Итак, печатай, а я диктую:

СЦЕНА 1
Малолюдная Москва, сумерки. На перекрестках стоят противотанковые ежи, ходят патрули. В окнах бутиков – вечерние платья в камуфляжной расцветке, сумочки и туфли цвета болотной жижи. По Тверской проезжает кортеж из танков с госномерами и «мигалками». Камера фокусируется на плакате фильма «Если тебе россиянин имя!». На нем изображены трое солдат в парадной форме кремлевских гвардейцев, слегка продранной, в простреленных киверах, которые с автоматами наперевес плечом к плечу бегут в атаку. Центральный из них – белый, соседи – негр и китаец.

СЦЕНА 2
Зал Московской товарно-сырьевой биржи, освещенный изнутри несколькими прожекторами. Света нет, всюду стоят грифельные доски, к которым подбегают люди с мелом и тряпкой, стирают и пишут цифры. За окном мелькают лучи прожектора, слышна канонада, звуки пролетающих самолетов и падающих бомб. Время от времени раздается звук от взорвавшейся бомбы, здание встряхивает, на брокеров сыпется известка, но они мужественно продолжают делать свое дело.

СЦЕНА 3
Комната в московской квартире, на стене – фотографии нескольких юношей в военной форме. За стол садится мужчина лет 50, по виду – из рабочих, надевает очки, раскрывает газету и начинает читать, шевеля губами: «Торги на бирже показали 12%-ное повышение котировок акций Челябинского танкостроительного после того, как пришло радостное известие, что руководству холдинга удалось продать большую партию танков нашему противнику». Взгляд рабочего теплеет, он энергично взмахивает кулаком и говорит: «О как мы их сделали!». Включает телевизор и начинает смотреть сводки с фронта.

СЦЕНА 4
Передовая, в окопах – бойцы. Перед ними из-за холма выползает и начинает развертываться колонна парусных танков. Бойцы трусят, начинают бежать, но им дорогу преграждает политработник в рясе с погонами майора…

— А политрука, естественно, играет Никита Михалков – бросает реплику усердно колотящий по клавишам Живодёриков, вспомнивший легендарную колонну немецких танков под парусами из рекламного ролика Михалковского «Утомленные солнцем – 2». Я киваю и продолжаю диктовать:

— который останавливает их словами: «Куда? Как Вам не стыдно? Вы что – хотите, чтобы акции АвтоВАЗа достались Опелю?»

— Бойцы пристыжено останавливаются. «Вы что – хотите дать министра здравоохранения Голикову врагу на поругание?» Бойцы возвращаются в окопы. «Вам что – не дороги такие завоевания свободной России, как либеральные ценности?» Услышав про либеральные ценности, бойцы с диким криком «Ура!» бросаются в штыковую атаку на танки.

СЦЕНА 5
Спрятавшись за пригорком, лежит небритый и измотанный человек в форме лейтенанта. Раздается звонок – он достает мобильный телефон. Слышан мужественный усталый голос: «Слушай, лейтенант – важное задание. Завтра пополнение прибывает, разношерстное и необстрелянное, надо его будет в атаку поднимать. Ты уж такие лозунги напиши, чтобы до каждого дошли, чтобы всех взяли. Давай, одна на тебя надежда». Лейтенант прячет мобильник, достает из вещмешка ноутбук», открывает и начинает печатать:

«Решения Орловского регионального съезда Единой России – выполним!»;
«Смело мы в бой пойдем за Дерипаску!»
«Не дадим врагу сорвать свободные демократические выборы!»
«Отстоим неприкосновенность членов Федерального собрания!»
«Руки прочь от юридического управления при администрации президента!»

Свист, звук разорвавшегося снаряда. Видна окровавленная левая рука лейтенанта, но он отрывает от мобильника тесемку, перетягивает левое плечо, поправляет ноутбук и начинает печатать одной правой рукой:

«Сохраним самобытность коренных северных народов!»
«Не отдадим супостату нанотехнологии!»

К нему подбегает сержант и два рядовых, у них повязки с красным крестом и брезентовые носилки. Сержант:
— Вот и ладно, давайте мы Вас быстренько на грузовик и в госпиталь…
— Нет, у меня важный боевой приказ, я не могу оставить пост.
— Так ведь, Марат Гельманович, кровью истечете!
— Если так – зашивайте прямо здесь.
— Хорошо, вот мы Вам быстренько укольчик обезболивающий…
— Нет – мне нужно сохранять ясную голову. Делайте так.

Камера по очереди показывает посеревшее от боли лицо Марата Гельмановича с закушенной рукой, пинцеты, роющиеся в ране в поисках осколков, и руку, выстукивающую на клавиатуре все новые лозунги:

«Пушкин – это наше все!»
«Под мудрым командованием министра Сердюкова – от победы к победе!»
«Зенит – чемпион!»

СЦЕНА 6
Кабина летчика. Он ведет неравный бой с несколькими наседающими на него самолетами, отстреливаясь очередями и приговаривая: «Это вам, суки – за то, что в ВТО не пустили», «А это – за унижение Прохорова в Куршавеле», «А это – что акции Опеля не продали»… Кабина сотрясается и начинает гореть, рука тянется к кнопке катапультирования, но возвращается, и с криком «За Абрамовича!» летчик-герой идет на таран…

Тут Живодёриков бросил печатать и горько бросил:
— Зачем издеваешься, знаешь же, какое у меня сейчас материальное положение?
— Знаю. Как у султана. Если б я был султан, я б имел трех жен…
— И тройными алиментами был бы окружен – продолжил Живодёриков в тон – не примут же.
— Вот я об этом и говорю – надо было в свое время не сачковать, а в нацпроектах участвовать, понял бы технологию. Во-первых, сейчас они работу будут принимать по весу и соответствию названия, разбираться будет некогда. Во вторых, потом, чтобы отозвать деньги, нужно будет писать конкретные замечания. Вот начнем с начала. Может, есть идеологически выдержанные замечания против того, что в битве за Россию будут плечом к плечу участвовать белые, негры и азиаты?

До Живодёрикова начало доходить.

— Так что основная проблема у тебя – это так написать, чтобы формально придраться было нельзя, но чтобы, не дай бог, потом фильм по этому не поставили. Или ты хочешь видеть себя в титрах этого киношедевра, идущего по телевидению?

Живодёрикова передернуло.

— Так что давай не только печатай, а еще и думай, как себя обезопасить от постановки.

— Может, тогда путь политрук будет не только в рясе, но еще и с Кораном в руке и в хасидской шляпе поверх каски?

— Хорошо, но тогда ему еще и бубен дай, для более полного охвата традиционных религий народов России – ответил я.

И работа закипела с удвоенной силой.



Посвящается Истинному Учителю Истины.


Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф
“Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От
героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он
перебирает струны гитары и читает стихи А.
Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень
похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень
цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен
Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не
надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот
звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы
ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то
делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то
светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы
вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не
вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за
жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских
пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990
году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь
к зрителям
) мы слышали о ней от старших, не
могли не слышать, потому что эта война пришла в
каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная
война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до
Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

2-й ведущий. Это если читать по прямой. Так
мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом –
четверо суток, самолетом – четыре часа, а
перебежками по — пластунски – четыре долгих года.
1418 дней! 34 000 часов!

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников
Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это
клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами
Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа
под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги,
это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии,
это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать
память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не
вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой
Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь,
посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая
сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых
платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки.
Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия
Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги
шампанского”.

Юноши и девушки:

— Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не
кончалась наша последняя школьная ночь. Как же
хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
— Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо –
ведь дальше будет настоящая жизнь.
— Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы
все институты закончим. Вырастем.
— Может, кто и замуж выскочит.
— Ага, или женится.
— Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу
поеду.Романтика.
— А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
— А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время
военные профессии?
— А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
— А я мечтаю приносить людям добро.
— А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники.
Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают
к нему, становятся для фотографирования
.

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент,
запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2
г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса
выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных,
3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь
нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит
голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши
пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем
юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают
пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай,
война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1
девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Девушка.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Юноша.

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не
выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или
Родина.

Инсценировка по мотивам повести
Э.Казакевича “Звезда”.

<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель
Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из
боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над
могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о
женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы,
чтобы на одну чашу можно было положить военный
подвиг наших солдат, а на другую – трудовой
подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы
вровень, как стояли, не дрогнув, под военной
грозой в одном строю с мужьями и сыновьями
героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин
доблестно сражались в бою.

Инсценировка по мотивам повести
Б.Васильева “А зори здесь тихие…”..

<Приложение 2>

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего
класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов,
Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От
голода умер Валерий Павлович, наш любимый
учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина
Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша
Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

Звучит отрывок из Концерта для голоса с
оркестром Р. Глиэра.
На экране – кадры кинохроники.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые
преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в
их глаза, услышать их простые, бесхитростные
рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут
скрупулезно подсчитать количество дивизий,
участвовавших в том или ином сражении, число
сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что
чувствовала семилетняя девочка, на глазах
которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний
мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде
кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются
прожектора.

Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки
выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор
щепок, поднимается по ступеням на сцену во время
хроники).
Кончились у нас дрова, и я ходила по
дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в
разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было
это очень страшно, так как в этих домах были крысы
такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну,
иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было,
поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и
тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в
бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И
мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит
на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает
фразу)
Танечка, у нас есть полкусочка хлеба,
давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то
если они нас разбомбят вечером, мы же голодными
умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в
кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и
отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к
маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на
него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую
корочку и радовались, что фрицам не достанется
этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом
другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране
хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера
удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в
осажденный город доставлялись продукты и оружие,
а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но
не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где
начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит
памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем
прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро
повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они
хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести
В.Катаева “Сын полка”.

<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме
А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).

<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная
ночь”.)
Странное и суровое время… И в душах, на
первый взгляд, взаимоисключающие чувства:
ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к
Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла
нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в
песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от
сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз.
Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я
проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца
жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя,
волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не
слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись
к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое,
ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на
посту, при лунном свете перечитал твое последнее
письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки
обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое
письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до
победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность,
мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются
с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на
обгоревшие леса, на изуродованные города, на
убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя,
выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе,
быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет
тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова
“Жди меня”.

Он:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с
тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под
который мы любили с тобой кружиться по нашей
комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет
усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с
той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы”
Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в
живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых
осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы
встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и
счастливо и радоваться жизни за всех, кто не
вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои.
Но, чтобы никогда на земле не повторились те
жестокие битвы, Родина призывает под свои
знамена молодых защитников, тех, кто сумеет
достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в
форме
воина Российской Армии.

Чтец 1:

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Чтец 2 :

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Чтец 3:

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Чтец 4:

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Чтец 5 :

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера,
выходя на сцену, хором
): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед
сценой и все девушки – участницы вечера.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа имени В.Л. Аншукова с.Великовисочное»

Сценарий

/ внеклассного мероприятия патриотической направленностие /

Киновечер «Мы не забудем той войны»

Для 5-11 классов

                                                        Разработала: Соболь Евгения Александровна

                                                         Педагог-организатор

Великовисочное 2017 г.

Мы не забудем той войны

Комната. Бабушка в кресле вяжет. Девочка крутится возле зеркала, мальчик смотрит на нее.

Мальчик: Катька, ты куда собралась?

Девочка: Гулять с подружками.

Мальчик: Так ваш же класс сегодня в кино идти должен!

Девочка: Чего там смотреть-то? Было бы что-нибудь интересное, а то фильм про войну будут показывать. Что мы еще не видели в этих фильмах? Скукота. На улице вон весна, погода какая, а тут в зале сидеть заставляют.

Мальчик: А ваша классная  потом ругаться будет.

Девочка: Не будет, она и не заметит, если я тихонько не пойду туда. Это вам, мальчишкам еще, может и интересно такие фильмы смотреть, а нам – нет.

Мальчик: С чего ты взяла, что нам это интересно? Я вон лучше пойду в приставку к Кольке поиграю.

Девочка направляется к двери.

Девочка: Бабуля, я пошла гулять!

Тут она замечает, что бабушка тихо плачет. Дети кидаются к бабушке.

Мальчик: Бабушка, что с тобой?

Девочка: Ты чего, опять сердце болит? Сейчас я твое лекарство принесу, подожди!

Бабушка останавливает ее за руку.

Бабушка: Подай  мне лучше вон ту коробочку.

Девочка берет со столика  шкатулку. Бабушка достает из нее фотографии.

Фоновая музыка

Бабушка: Это прабабушка с прадедушкой вашим молодые. .. До войны. А это уже вся наша семья в 1941. Зимой. Вон сколько у нас в семье ребятишек было – 5. Вот это, самая маленькая, я. Не знали мы тогда еще, что придется пережить… Папу, вашего прадедушку забрали сразу в начале войны. В то время самым долгожданным гостем в каждом доме почтальон был. Сколько было радости у кого-то, когда письма получали, сколько горя с первыми  похоронками.

(на фоне той же музыки продолжает рассказ)

Мы, дети, тоже быстро повзрослели. У каждого были свои обязанности. Несмотря на столько дел и забот, все ребята ходили в школу, продолжали посещать уроки, хотя зимой в здании школы сидеть было невозможно – замерзали.

Девочка (тихо): И что, бабушка, не страшно было?

Бабушка: Как не страшно – страшно. Все боялись, но страха не показывали. Так и жили: всегда полуголодные, считая умерших, ожидая писем и молясь за тех, кто был на фронте. Но страшнее всего было попасть в плен фашистам, уж лучше умереть, потому что они как только не издевались над нашими людьми.

А сколько же семей было разрушено, сколько знакомых, родных, близких полегло на фронте у каждого! Тот, кто пережил то время, никогда не забудет день победы. Сколько было слез, криков, как радовались люди, выбегали на улицу, обнимались друг с другом! А как встречали потом оставшихся в живых с фронта! И мы своего отца тогда  встречали вместе с остальными. Это была поистине великая победа, которая завоевана была целой страной, потом, кровью и слезами, за которую были отданы миллионы жизней.

(Бабушка замолчала, глядя перед собой, дети тоже задумчиво продолжали сидеть около нее).

Бабушка: Катенька, а фильм-то какой сегодня показывают у вас?

Девочка: « А завтра была война», кажется.

(Бабушка вздыхает): Хороший фильм. Вот, все письма папы с фронта, которые он написал (передает детям письма). В них вся его жизнь и жизнь других солдат. Мне когда-то мама их передала в память о моем отце. Теперь я хочу передать их вам. Потому что вы должны обо всем этом знать и помнить.

Бабушка продолжает вязать

Девочка: 

(мальчику): Сережка, сколько времени?

Мальчик: Без двадцати 3.

Девочка (бабушке): Бабушка, я в кино! (убегает)

Мальчик (вслед за ней бежит): И я тоже! Подожди меня! (убегает)

(появляются ведущие)

Отстояли Родину в годы суровые

 Нет следов далеких, дорог боевых

 Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили

Имена героев своих.. .

В.1:А, что такое война?

В.2:Откуда мы о ней узнаём?

В.1: Из рассказов выживших, военной хроники и фронтовых писем, из кинофильмов.

В.2. Сегодня нам удастся не только узнать о фильмах о Великой отечественной войне, посмотреть  фрагменты ,но и

 Наше поколение знает об ужасах Великой Отечественной Войны из книг, фильмов, а кому повезло, из рассказов прадедов и дедов. Но картины войны врезались в нашу память строками стихотворений, куплетами песен, документальными фотографиями. Мы будем помнить об этой войне всегда. И когда — нибудь, наши дети услышат от нас

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто остался у станков и в поле.

А завтра была война.

Начало сороковых. Герои фильма — обычные советские старшеклассники. Они учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. Но не всегда «правильность», внушаемая учителями, совпадает с внутренними убеждениями юных душ — им сложно смириться с тем, что их родные и любимые люди оказываются вдруг «врагами народа».

Они сражались за родину

Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы

В бой идут одни старики

Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали. Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам

А зори здесь тихие

В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг

Отец солдата

Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале. Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом

Битва за Севастополь

Любовь под нескончаемым огнем противника, дружба с Элеонорой Рузвельт, выступление на конференции, повлиявшее на исход Второй мировой войны, желание жить и страх потерять любимого человека — справится ли со всем этим хрупкая женщина? Это реальная история Людмилы Павличенко – легендарной женщины–снайпера. Солдаты шли в бой с ее именем на устах, а враги устроили на нее охоту. На поле битвы она видела смерть и страдания, но самым серьезным испытанием для нее стала любовь, которую у нее могла забрать война…

Сталинград

1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, занявшие правый берег Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу – 19-летнюю Катю. Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров

Мы из будущего

Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты – четверо «черных следопытов» (людей этой сомнительной профессии называют также «черными копателями») – Борман, Череп, Чуха и Спирт. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие. Дело это выгодное, но опасное. Однажды на месте раскопок начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, вдруг обнаруживаются фотографии самих «следопытов (ПОИСКАТЬ ДРУГОЕ ОПИСАНИЕ!)

-Что это? Ты слышишь?

-Это колокола-колокола памяти.

-Памяти? А разве такое бывает?

-Бывает…Слушай. Это говорит сама память.

-Ну разве память бывает живой?

-А ты не веришь? Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда догонит пуля. А второй раз в памяти народной.

-Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить.

Ведущая: Песня Щербатый месяц была написана для фильма «А зори здесь тихие. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Тысячи женщин надели солдатские гимнастерки и сапоги. Женщина убивала врага обрушившегося на её землю, на её дом, на её детей. Сколько женщин — столько и судеб, но объединила их общая доля — война.

ВЕД.1 Трудно пришлось нашему народу выстоять да ещё и победить в той страшной войне.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат!

В исполнении учащихся 7 класса звучит песня « Шел Ленинградский паренек».

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя. Из кинофильма «В бой идут одни старики

Песня «Эх, дороги…» или просто «Дороги» была одной из самых популярных песен послевоенной поры. Авторы песни, композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин, сами неоднократно бывавшие на фронтах Великой Отечественной, написали её в победном 45-м.

По воспоминаниям самих создателей песни, их волновала тема предстоящего боя, его ощущения, чувства солдат, готовых вот-вот ввязаться в сражение. Композиция должна была воплотить раздумья бойцов о новых свершениях и горьких потерях, выразить горячую веру каждого воина в неминуемую победу. Такая песня могла быть создана только в 1945 году с позиции осознания всего происшедшего на той войне.

«Кукушка» – песня Виктора Цоя, написанная им незадолго до гибели. В дискографии «Кино» она представлена в «Чёрном Альбоме», чистовая версия которого была сделана уже после смерти автора. Произведение считается одной из последних песен Виктора Цоя.

Песня «Кукушка» в канонической версии издана на «Чёрном Альбоме». Черновой вариант произведения включён в так называемый «Белый Альбом», в котором собраны демо-версии последних записей группы «Кино».

Военно-патриотический спектакль

«Вспоминая 41-й…»

Авторы: педагог-психолог Кравчук Татьяна Петровна,

учитель начальных классов Черкесова Любовь Ивановна

НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» г.Москвы

Декорации и реквизит. Оборудование.

Компьютер, динамики, флеш-карта с музыкальными композициями, осветительный прожектор, гарнитура — микрофоны, 2 ширмы металлических на колёсах, 2 баннера («Парк» и «Землянка»), фонарь, скамейка, книга, веточка, самолёт, шахматы, военная форма для мальчиков и девочек, для землянки – баян, ковровая дорожка, самовар, металлическая посуда, ведро алюминиевое, кружка, ватник, брезент или ткань цвета хаки, сетка маскировочная, бинокль, планшет, муляж оружия, костёр или буржуйка, карандаш, керосиновая лампа, бумага; письма, сложенные треугольником; бинты, тулуп, фляжка, каска.

Действующие лица и исполнители: учащиеся 3 класса

 Таня

Коля — Максим

Слова Левитана говорит Михаил

Лёня — Егор

Ученики 3 класса

Сцена 1:

На экране – фото парка, на ширме слева баннер «Парк», фонарь на подставке, садовая скульптура, в отдалении — скамейка

Костюм Тани: платье, косынка, узкие бантики, носочки, туфли, книга, веточка.

Подружки: Яна, Тома, Лиза С.

(Егор в широких штанах, клетчатой рубашке и кепочке с самолётом – аэропланом в руках.)

Летний вечер. Горит фонарь. Звуки — цикады-сверчки. Тихо звучит музыка духовой оркестр (Вальс «Ночь коротка…», потом фоном идёт музыка вальса «Учительница первая моя»). Таня сидит на скамейке (в книжке закладка-веточка) и учит стихи. Мимо проходит Яна в красивом платье.

Таня: Привет. Какое у тебя красивое платье!

Яна: Как у Валентины Серовой! (Кружится). На эстраде оркестр играет и танцы сейчас будут. Пойдешь?

Таня: (со вздохом) У меня экзамен на носу, мне учить надо.

Яна: Ну, учи, учи! (Уходит и за кулисами переодевается в военную форму.)

Таня (не прекращая говорить, утвердительно кивает).

Таня бубнит тихо: «Если скажут слово Родина, сразу в памяти …»

Проходят мимо мальчик с девочками, он им увлечённо рассказывает о модели самолёта:

Музыка звучит тише.

Егор: Вот видите, какой получился. А если сделать его не из дерева, он будет обладать другими аэродинамическими свойствами…

Девочка (насмешливо): И что, он будет сам летать?

Егор: Ну, когда-то будет…

Таня в это время прижимает книгу к груди, закрывает глаза, повторяет тихо стихотворение.

2 девочка (воодушевлённо): Лёнечка, мы тебе верим, конечно… Но слушай, пошли уже, покатаемся на велосипедах?

Вторая девочка замечает Таню: О, Танюшка, привет!

Все: Здравствуй!

Таня подходит: Здравствуйте, ребята.

Первая девочка: Поехали с нами кататься?

Таня (со вздохом): Не могу, надо готовиться к экзамену, вот никак не могу выучить стихотворение.

Вторая: А какое стихотворение?

Таня: Зинаиды Александровой «Родина». Вот послушай:

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно…наверно…

(огорчённо) Ну вот. Забыла

Первая девочка: Ну, тогда учи, а мы пошли…(ребята уходят)

Музыка становится громче (Школьный вальс) Таня сначала ходит туда-сюда с книжкой, потом начинает пританцовывать в такт, откладывает книжку на скамейку. Вальсирует.

Сцена 2

Появляется Коля с шахматами под мышкой.

Коля одет в чёрную куртку – пилот (под ней уже гимнастёрка), сапоги, брюки.

Коля (насмешливо): «Привет, актриса!»

Таня: Смеёшься? А я вот всё равно стану великой актрисой (выходит вперёд, смотрит в зал. (Тихо звучит музыка Школьного вальса) — Буду петь и танцевать на большой сцене, и все будут мне аплодировать!

Коля: Ну-ну, давай…(пауза)…Слушай, Тань, а давай в кино сходим?

Таня: Не хочу, я картину «Весёлые ребята» уже три раза видела.(Восхищённо) Любовь Орлова – это что-то! Она так танцует! (Обращается к Максиму) Вот ты умеешь танцевать вальс?

Коля (нерешительно) Да нет…

Таня (машет рукой, уверенно). Это просто. Положи шахматы. (Коля кладёт их на скамейку) Я тебя научу, надо просто считать раз-два-три, раз-два-три ,раз-два-три…(танцуют, Коля наступает ей на ногу (Таня смеётся…) Колька, ну ты слон…(Оба берутся за руки, кружатся, смеются.)

Вдруг грохот. Звучат раскаты орудий. Таня и Колька замирают в тревоге, смотрят по сторонам (мигают огни). Коля медленно отходит назад. И быстро переодевается за кулисами в военную форму.

(На экране кадры хроники летящих фашистских самолётов.) Таня смотрит в зал, прижимает ладони к лицу…

Звучит метроном. Таня садится на скамейку. Выходит вперёд Миша в военной форме и торжественно говорит слова Левитана:

Миша: Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

(На экране заставка – летящие из самолётов бомбы.)

Звучит марш «Прощание Славянки».

Выходит Тамара, читает стихотворение

Тамара:

Горнили «К бою» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать.

Но все равно в боях они умели

Не отставать, не отступать

И побеждать.

Тамара уходит

Сцена 3.

Звучит минус Ирины Шведовой «Тучи в голубом». Таня поёт первый куплет и припев, на проигрыше между первым и вторым куплетом выходит Коля в военной форме, встаёт за Таней и поёт с ней второй и третий куплет (на третьем куплете – на экране кадры хроники воздушных боёв), на припеве второго куплета танцуют вальс, на минуте 2.31 песни Коля уходит, не поворачиваясь за кулисы, Таня медленно снимает косынку, машет ему и скрывается за другими кулисами.

Музыка песни (медленная её часть продолжается).

В это время декорации меняются, на скамейку накидывается ткань хаки, выдвигается баннер – «Землянка», подвигается стол, накрытый брезентом, на нём самовар, посуда, планшет, патефон, фляжка, каска, костёр или буржуйка, ящик у Артёма, пенёк, карандаш, бинты, керосиновая лампа, старая газета, хворост.

Под мелодию балалайки песни «Тучи в голубом» тихо выходят бойцы и медсёстры, рассаживаются по местам. На 3.21 музыка останавливается.

Сцена 4

Раненый Миша (голова забинтована) полулежит на скамейке, медсестра Яна зачёрпывает воду из ведра и даёт попить раненому бойцу, помогая ему, потом садится на пенёк, смотрит на огонь. Егор «подбрасывает хворост» в костёр, медсестра Вика садится к костру, греет руки, Егор набрасывает ей ватник на плечи, садится рядом с печью. Вика начинает скатывать бинты, третий боец Коля (Максим) садится к столу пишет письмо за столом «химическим» карандашом.

Коля: подкидывает щепки в печку, спрашивает:

Почты не было ещё?

Егор: Не было…

Миша: А разведчики вернулись с задания? Должны уже…

В ответ – молчание.

Сцена 5

Ваня заходит с бумагами в левой руке.

Ваня (отдаёт честь): Товарищ лейтенант, задание выполнено, «язык» взят, вот схемы укреплений (отдаёт бумаги)

Миша медленно встаёт: Вольно, отдыхайте. (Ваня отходит. Садится возле печи, чистит оружие).

Яна встаёт, подходит к Мише, помогает ему сесть, прикладывает руку к его лбу, поправляет повязку на голове.

Яна: Так хорошо? Не давит повязка?

Миша машет головой, благодарно пожимает руку.

Гаснет свет, всё внимание на Яну, она подходит к краю сцены, читает стихотворение «Бинты».

Яна

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Яна возвращается, садится на пенёк)

Звучит музыка «В землянке». Бойцы тихо поют.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

(Яна уводит Мишу за баннер)

Максим за столом пишет письмо «химическим» карандашом.

(На экране появляется исписанный лист военного «треугольника».)

Максим встаёт, тушит лампу (гаснет свет), подходит к краю сцены. На него направляется свет.

Максим

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

(Максим садится за стол.)

(На экране переворачивается страница — военнаяпочта)

Сцена 6.

Входит военный почтальон Лиза (с сумкой)

Лиза (громко): Получайте корреспонденцию, бойцы! (Раздаёт) Петрушин, Солнцева, письма! Михайлов, тебе газета, держи! (Бойцы подходят, получают, расходятся).

Лиза читает стихотворение про почтальона (на экране картинка военного почтальона).

Лиза

Где вчера кипела схватка,
Стлался дым пороховой, —
Там раскинута палатка
Нашей почты полевой.

Снова слышен русский говор,
И гармоника поет,
И бойцам советским повар
Щи и кашу раздает.

 

К ним идет письмо без марки
Сквозь огонь и град свинца,
И дороже, чем подарки,
Строчки писем для бойца.

 

Эти письма — словно стая
Белых, синих, серых птиц —
Со всего родного края,
Из поселков и станиц..

 

С каждой нашею победой,
С каждым новым днем войны
Письма дальше, дальше едут —
К рубежам родной страны.

(Лиза отходит в сторону, становится за столом.)

Свет приглушён. Выходит Нина (мама) – длинная юбка, полушубок, платок, валенки. Читает письмо сыну на фронт:

«Здравствуй, дорогой мой сынок Коленька! Шлём тебе пламенный привет, я, тётя Шура, Леночка. У нас всё хорошо, бодро работаем на трудовом фронте. Тыл у нас крепкий, и неразлучны мы с вами, дорогие наш воины. Леночка, правда, болела воспалением лёгких, до сих пор кашляет тяжело, ну, даст Бог, поправится. Тётя Шура недавно получила похоронку на мужа, сникла вся, ведь ей троих деток ещё поднимать. Только и живём, что надеждою на скорую встречу. Лишь бы война быстрей кончилась. За сим прощаюсь с тобой, сыночек, береги себя, тепло одевайся, не болей. Целую тебя, твоя мама.

(Нина уходит за занавес. Лиза выходит на передний план.)

Общий свет.

Ваня подходит к Лизе (с надеждой): А Костину ничего нет?

Лиза (пожимает губы, поднимает вверх плечи, разводит руками): Извини, солдатик, ничего…

(Ваня отходит в сторону, опускает голову)

Максим подходит к Лизе, подаёт ей треугольник: На-ка, вот, черкнул пару строк своим (Лиза кладёт треугольник в сумку.), потом садится обратно за стол, ремонтирует патефон. Лиза уходит.

Егор оглядывается на Ивана, замечает его состояние, подходит к нему с газетой: Иван, смотри, свежие новости:

(читает газету) От советского Информбюро… (пауза) В течение 1 декабря между реками Сож и Днепр, юго-западнее Гомеля, наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов…(воодушевленно) Наши наступают!

(И тут же, повысив голос, удивлённо) Слушайте (пауза), а на фотографии сосед мой (пауза) Пашка! Не…, ну точно он! (пауза) Жив, чертяка…Здоровская фотокарточка (пауза) Эх, как же я скучаю по нашей мирной жизни…

Ваня кивает, уходит за занавес

Егор выходит к сцене, читает стихотворение «На фотографии в газете». (На экране фотография бойцов.)

Егор

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем —

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

(Егор отходит, садится к костру.)

Яна держит в руках письмо, обращаясь ко всем:

Яна: А я письмо от своих получила, голодают они, мама хворает, боязно за неё, братишка вот на заводе работает в 2 смены, снаряды для фронта делает, пишет…(читает – Бей сестра, фашистов, за всех нас…улыбается – систра, через букву И…учиться бы ему…(пауза) Ну ничего, закончится война, всё успеет… (отходит вглубь сцены)

Свет гаснет, на экране фотография подростков на заводе

Сцена 7

Свет на середину. Выходит Артём (в телогрейке, шапке, валенках) с ящиком, ставит ящик, залезает на него. Снимает шапку, мнет её в руках.

Артём

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла ‘

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года.

Когда занимался над Камой холодный рассвет.

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим — всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию — банку варенья —

Пред ними, мальчишками, кто — то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем — то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей негорька.

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

(Свет включатся. Артём уходит за занавес)

Коля (Максим): Всё! Починил! Сейчас патефон должен работать.

Ваня: Ну ты умелец!

Коля: А то! (пауза) До войны я собирался стать радиоинжинером, (пауза) люблю технику.

Сцена 8.

Выходит Вика в костюме медсестры, берёт в руки пластинку: А я танцевать люблю! Вот кончится война, обязательно вернусь в наш ансамбль. (Ставит пластинку на патефон.)

Звучит музыка «Риорита». Вика танцует.

Внезапно музыка прерывается. Иван встаёт. Кричит: Воздух! Ложись!

Грохот. Налёт авиации. Звуки падающих снарядов. Все приседают.

Темно. Сверкают лучи прожекторов.

(Тишина)

Свет. Яна и Вика отряхивают гимнастёрки. Егор трясёт головой

Максим: Завтра наступление, надо готовиться…(Максим надевает пилотку)

Сцена 9.

Звучит музыка…Бойцы по одному подходят к краю сцены, подхватывают песню.

Максим, Яна, Вика, Миша, Ваня, Егор. Потом подходят остальные актеры из-за кулис.

Песня «Десантный батальон»

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

Бойцы замирают на месте.

Таня читает стихотворение «Если скажут слово «Родина» (отрывок которого она учила в 1 сцене)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Сцена 10

Вика (звучит реквием Моцарта)  Война…как давно это было…и мы , поколение  21 века ,знаем лишь ее историю, не познав едкий вкус …Война…Сколько слез было пролито…сколько убито было сыновей ,дочерей ,сестер, братьев ,мужей…Война…Это жестокое слово пронзит сердце каждого человека. Это невыносимая боль, страдания, переживания ,страх и жажда …Жажда Победы….Мы помним тех, кто отдал за нас жизни…Тех, кто взял в руки оружие, сражаясь за нас с вами..Тех, кто выживал под  фашистскими пулями ,тех, кто ощущал холод и голод. Мы посвятили им все наши слова, мысли, чувства. Вечная память героям!

На экране фото бойцов «Бессмертного полка».

Яна: Мы помним их поимённо: (пауза) санитарка Анастасия Тихобаева, была в партизанском отряде, воевала под Смоленском.

Таня: Медведев Леонид Николаевич, рядовой 62 гвардейской стрелковой дивизии. Погиб 22 января 1944года в районе села Тимошовка Черкасской области.

Артём: Левин Николай Михайлович в 1917 году вступил в ряды Красной Армии. Воевал, в Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную войну.
Во время войны командовал артиллерией. Освобождал наши Южные города и Прибалтику. После войны был преподавателем Академии Генштаба.

Егор: Гамаюнов Алексей Васильевич, воевал с 1-го дня войны в составе 2-го Украинского фронта в звании капитана. Награждён орденами и медалями, в числе которых и медаль «За взятие Берлина».

Вика: медсестра Дробышева Галина Павловна, в прифронтовом госпитале лечила и оперировала раненых.

Максим: красноармеец Петрушин Николай Петрович, погиб от ран в марте 1945-го.

Иван: Костин Иван Васильевич, погиб в плену, захоронен в братской могиле близ Калининграда.

Миша: лейтенант Васильев Сергей Владимирович без вести пропал под Сталинградом.

Вика: (пауза) Они защищали Родину!

Тихо звучит музыка из фильма «Офицеры».

Под неё Нина читает стихотворение «Не забывайте обелиски».

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых. 
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.

Не забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда,
Не обесцените победу.

Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит: 
— Забыл победу — побежден!

Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше. 
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.

(Музыка звучит громче, усиливается.)

Конец.

В спектакле использованы стихотворения Ю.Друниной «Бинты», З. Александровой «Родина», Е.Трутнева «Фронтовой треугольник», С.Кадашникова «Не забывайте о войне», В.Суслова «Сыны полков», Р.Казаковой «На фотографии в газете», В.Радкевич «Зачем ты, война, у мальчишек детство украла?», С.Маршака «Почта военная».

Слова монолога Вики взяты из источника https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/16/stsenariy-voenno-patrioticheskogo-spektaklya

Фонд поддержки военно-патриотического кино объявил отбор сценарных проектов, которые получат финансовую поддержку Военкино. Приём заявок продлится до 20 декабря 2022 года включительно.

В отборе могут принять участие сценарные проекты, направленные на патриотическое воспитание, сохранение культурных, военно-патриотических, исторических ценностей, формирование и укрепление гражданской идентичности.

Отбор сценарных проектов открыт по трем темам: «Замуж за офицера» (семейное кино), «Выбор цели» (производственное кино) и «Ребята с нашего двора» (детские и подростковые фильмы).

Деятельность Фонда поддержки военно-патриотического кино, учреждённого в текущем году, сосредоточена на четырех направлениях, связанных между собой, – производство, поддержка, вовлечение и смыслы. Одной из задач Фонда является создание качественной библиотеки сценариев. Планируется, что к 2024 году ее пополнят не менее 20 проектов.

В августе Военкино открыло обор заявок в трех категориях: художественные (игровые) полнометражные фильмы, анимационные фильмы и художественные (игровые) сериалы и анимационные сериалы. На данный момент в Фонд поступило уже около 200 проектов.

В дальнейшем планируется провести отбор еще в нескольких категориях, в том числе поддержка культурно-массовых проектов, проектов в сфере искусства, а также цифровых и документальных проектов.

Источник – Фонд поддержки военно-патриотического кино

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий военно патриотического слета
  • Сценарий военно патриотического концерта
  • Сценарий военно патриотического выступления
  • Сценарий водное путешествие
  • Сценарий водно спортивный праздник