Сценарий восприятия архитектуры

Архитектурно-строительная библиотека Totalarch. Книга: Восприятие архитектурной среды. Середюк И.И. Вища школа. Львов. 1979. В монографии предпринята попытка подойти к эстетическим проблемам современной архитектуры с точки зрения идей, возникающих на стыке наук. Рассмотрена возможность распространения на зодчество информационно-кибернетических теорий, общей теории систем,

В монографии предпринята попытка подойти к эстетическим проблемам современной архитектуры с точки зрения идей, возникающих на стыке наук. Рассмотрена возможность распространения на зодчество информационно-кибернетических теорий, общей теории систем, семиотики, психологии, позволяющих проследить новые закономерности в области архитектурного творчества, которые способствуют повышению уровня достоверности знаний архитектора. Проведен анализ формообразующих факторов современной архитектуры, даны рекомендации по использованию методов экспериментальной эстетики при изучении архитектурной среды. Философская основа исследования — марксистско-ленинская теория отражения, с помощью которой познавательные процессы и формы их реализации рассматриваются во взаимосвязи со спецификой архитектуры, с исторически и социально детерминированными свойствами творческого сознания. Предназначена для архитекторов, искусствоведов, преподавателей и студентов архитектурных специальностей.

Глава первая. Основные понятия кибернетики и теории информации
1. Статистическая теория информации
2. Семантические подходы к теории информации
3. Прагматические концепции теории информации

Глава вторая. Теория информации и восприятие архитектурной среды
1. Системные идеи в архитектуре
2. Информационные процессы и архитектура

Глава третья. Развитие визуальной культуры
1. Исторические этапы развития видения искусства
2. Два аспекта восприятия архитектуры
3. Объективные предпосылки формирования видения нашего времени

Глава четвертая. Семиотика и архитектура
1. Начала семиотики
2. Идеи семиотики и архитектура

Глава пятая. Процесс восприятия в архитектуре
1. Некоторые особенности зрительного восприятия
2. Процессы «сбора» архитектурной информации (экспериментальные методы)

Предисловие

Прогресс современной архитектуры и повышение ее эстетических качеств предопределены принципиальными особенностями зодчества нашего времени, уровнем науки и техники, общественно-историческим развитием социалистического общества, значением архитектурно-строительной практики в построении материально-технической базы коммунизма.

В наше время человек возводит сооружения в самых сложных природных условиях, открываются реальные перспективы строительства в космосе. Однако и сегодня, как и во все времена, характеризуемые бурным ростом науки и техники, технология строительства намного опережает развитие эстетической мысли в архитектуре. Это приводит к созданию массовой архитектуры, не удовлетворяющей нас прежде всего с эстетической точки зрения.

На необходимость повышения уровня архитектурно-строительной практики указывал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. Л.И. Брежнев: «Сейчас, когда миллионы людей уже улучшили свои бытовые условия,— отметил он,— появляется возможность уделять больше внимания качеству строительства, удобной планировке квартир, внешнему виду проспектов, кварталов, общественных зданий. Паши зодчие могут и должны покончить с однообразием застройки, невыразительностью архитектурных решений».

Успешное решение этих задач требует теоретического обобщения архитектурно-строительной практики, поиска новых творческих направлений, основанных на сформулированных концепциях современной архитектуры. Поэтому необходима дальнейшая разработка теории, способной управлять творческим процессом и служить основой архитектурной критики. Только на таком фундаменте возможно создание надежных критериев оценки качества архитектуры, которые будут влиять на все направления архитектурной практики и в первую очередь на такую важную область, как массовое жилищное строительство.

Неизбежность связи проблем разработки архитектурной теории и архитектурной критики, также нуждающейся в научно обоснованных принципах и критериях,— одна из специфических задач современной архитектурной практики. Нередко считают, что архитектурная критика, строящая свои доводы на теоретических предпосылках, фактически является теорией. Однако такое понимание неверно, хотя между критикой и теорией есть много общего. Теория архитектуры многоаспектна: одни из этих аспектов стоят на высшей ступени иерархии, другие — на низшей.

Поскольку же критика связана с суждением, оценкой и анализом того или иного явления, то ее можно рассматривать как составную часть теоретических проблем, сконцентрировав внимание на вопросах качества, которыми теория в целом не ограничивается. Как видим, теория — понятие более широкое, чем критика, пользующаяся этой теорией.

Поэтому с каждым годом возрастает количество исследований, посвященных теоретическим проблемам современного зодчества и направленных на выявление закономерностей и путей развития архитектуры нашего времени. В основном литературные источники по этому вопросу имеют два направления. К первому относятся работы, в которых исследование эстетических проблем архитектуры проведено на традиционной основе; они имеют, как правило, описательный характер, отражают субъективные взгляды, вкусы их авторов. Другое направление связано с проводимыми на стыке наук комплексными исследованиями, ориентирующими теоретика архитектуры на использование современного научного аппарата.

С нашей точки зрения особенно важны труды, основывающиеся на системном подходе, идеях кибернетики и психологии. Мы обращались также к работам, где сделаны попытки приложить теоретико-информационные методы к исследованию эстетической структуры в архитектуре, обобщить изучение особенностей восприятия архитектурного пространства.

Наше исследование в значительной степени базируется на трудах, использующих универсальный подход, и в какой-то мере является их логическим продолжением.

Цель работы — осветить сравнительно широкий круг вопросов организации и восприятия архитектурной среды, синтезировать как можно больше данных о ней. По мнению автора, такой подход наиболее продуктивный, так как позволяет раскрыть многообразие и сложность искусственного окружения.

Некоторые работы, посвященные малоизученным проблемам архитектурного творчества, слишком фрагментарны, лишены цельных концепций. Бывает нередко, что отдельные авторы, высказав однажды, казалось бы, весьма перспективные мысли о направленности архитектуры, не проявляют последовательности в дальнейшем развитии своих идей. До известной степени это можно объяснить опасением быть обвиненными в нескромном стремлении создать «еще одну теорию архитектуры». Между тем без таких попыток — своего рода «перебора вариантов» — вряд ли можно выделить наиболее целесообразное для создания теории архитектуры направление поиска. В предлагаемой работе автор принципиально поддерживает исследователей, избравших путь обогащения своих поисков новыми методами, хотя и не отрицает правомочности некоторых традиционных подходов к изучению архитектурной среды. Автор сторонник так называемых точных методов и считает, что именно они должны привести к новым положительным результатам.

Вместе с тем, обращаясь к новым методам исследования архитектуры, необходимо критически переосмысливать их толкование буржуазной наукой, «чтобы, не упуская ничего ценного, отсечь их реакционные тенденции и проводить в эстетических исследованиях линию марксистской методологии. Одним из существенных ее отличий от буржуазного сциентизма является то, что марксистская эстетика отвергает абсолютизацию структурального, семиотического или любого другого сциентистского подхода к искусству и остается философской наукой, определяющей границы и возможности каждого из них, а также обосновывающей научную мировоззренческую базу для подобных исследований». Однако недостаточное количество отечественных исследований по данной проблеме приводит к чрезмерному увлечению работами А. Моля, М. Бензе и других буржуазных теоретиков.

Научные труды нового направления вызывают споры и разногласия. Безапелляционность высказываний оппонентов мешает поступательному развитию новых исследований, малая результативность которых тенденциозно используется в качестве «доказательств» бесплодности применения «информационных» и других подобных методов для целей архитектуры.

Кандидат технических наук И.Б. Гутчин отмечает: «Не знать, можно ли моделировать элементы творчества — полбеды. Беда, когда твердо «знают», что моделировать нельзя; ибо в силу ошибочности этого предвзятого мнения перед пытливым умом закрываются плодотворнейшие пути исследования». Автор приведенной цитаты ссылается на следующее высказывание Винера: «Мощь человеческого разума сводится на нет, если сам человек ставит какие-то жесткие границы своей пытливости».

Попыткам выйти за пределы шаблонных представлений противостоит труднопреодолимая преграда — инерция мышления. Поэтому вполне естественно, что в ситуациях, связанных с выходом за пределы существующей системы знаний, вряд ли можно ожидать безоговорочного признания категорических поворотов, предпринимаемых исследователями.

В настоящей монографии автор не излагает готовую теорию архитектуры с ясно сформировавшейся структурой, работа представлена не в виде защищаемых тезисов, а как некий свод гипотез, открывающих пути для дальнейших поисков художественной направленности современной архитектуры, испытавшей в последние десятилетия слишком одностороннее влияние технологических концепций. Очевидно, речь не может также идти о каких-то неоспоримых идеалах творчества, рецептах красоты и т. п., предписываемых архитектору. Вернее, ему предлагается принять участие в дискуссии, кажущейся автору допустимой в предлагаемом аспекте.

Одна из ее целей — направить внимание зодчего на проблемы новой архитектуры, предоставив ему по возможности систематизированный материал для размышлений.

В произведениях советских художников «чаще, а главное — глубже, находит отклик то основное, существенное, чем живет страна, что стало частью личных судеб советских людей». Эти слова, справедливы также и для архитекторов, поскольку определяют значение и роль в жизни человека архитектуры как материальной среды, в которой он обитает.

Философская основа нашего исследования — марксистско-ленинская теория отражения, позволяющая рассматривать познавательные процессы и формы их реализации во взаимосвязи со спецификой архитектуры, с исторически и социально детерминированными свойствами творческого сознания.

Автор выражает глубокую признательность лауреату Ленинской премии, проф., д-ру архит. И. А. Страутманису, кандидатам архит. Ю.Н. Евреинову, Г.И. Лаврику, канд. техн. наук В.О. Курт-Умерову за поддержку и ценные советы при подготовке книги.

Автор искренне благодарит своих ближайших сотрудников кандидатов архит. П.П. Марьева и М.Б. Консулову, а также архитектора Н.А. Занько, принимавших активное участие в обсуждении работы.

Автор статьи

Алёна Булатова

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Основные особенности восприятия архитектурных форм и пространств

Архитектура — это каждодневная и естественная среда обитания человека, которая влияет и на его психоэмоциональное состояние и на сознание, поэтому сложно переоценить воздействие архитектурных пространств на восприятие человека.

Основная задача архитектуры — это создание единства композиции из отдельных элементов. В рамках архитектурного дела анализируются особенности отдельных элементов: плоскости, объема, пространства.

В рамках восприятия архитектурных пространств выделяют следующую закономерность:

  • функция: влияние целостного восприятия функционала здания,
  • форма: влияние основных геометрических форм здания,
  • цвет: влияние цвета и цветовых сочетаний интерьера и экстерьера здания,
  • пластика: влияние декоративных элементов, деформаций геометрических форм,
  • масштаб: влияние масштаба здания и его элементов относительно друг друга, а также относительно самого человека,

Стань инженером по тестированию

Научим с нуля, поможем с трудоустройством, оформим резюме с карьерным консультантом

Записаться на курс

В настоящее время в рамках исследования восприятия архитектурных пространств особенной популярностью пользуется семиотический подход — анализ архитектурных пространств, их выразительности, эстетичности и художественности воплощения с позиции знаковых и символических систем (визуальных кодов), которые влияют на восприятие архитектурного пространства.

Использование семантики как инструмента позволяет значительно расширить архитектурное пространство и осуществить преемственность: включение узнаваемых элементов прошлого в новые формы и композиции.

Так или иначе, семантический элемент в архитектуре сейчас определяется функционалом геометрических форм: формат и геометрия здания определяют тип здания, членение фасадов, их облицовка формируют гармоничный масштаб здания.

Исторический контекст

Интерес к исследованиям влияния архитектуры на психологию человека, а также восприятие человеком архитектурных форм и пространств зародился еще в 19 веке.

Родоначальником такого направления в философии архитектуры является Г. Вельфлин. Он отметил, что архитектура способна производить на человека два абсолютно противоположных впечатления в зависимости от того, воспринимается ли она как нечто статичное и неподвижное или как то, что при своей статичности, способно производить иллюзию движения.

«Психология строительства: восприятие человеком архитектурных форм и пространств» 👇

Следующий этап в теории искусства связан с исследованиями А. Гильдебранда и Р.Арнхейма в гештальтпсихологии, которые фокусировались на изучении восприятия форм в рамках особенностей восприятия архитектурного пространства.

В отечественной психологии в 20-40 годы 20 века Л .С. Выготский активно занимается изучением психологии искусства, он исследовал воздействие искусства с помощью объективных методов, рассматривая произведение искусства как систему раздражителей, выстроенных таким образом, чтобы создать эстетический отклик.

Параллельно этому, в 20-е годы архитектор Н. Ладовский продвигал идею о формировании новой и современной архитектуры, которая будет эмоционально воздействовать на самого человека, и утверждал, что архитектурные элементы должны быть функционально обоснованы.
В итоге, Н. Ладовский создал собственное направление в котором были разработаны идеи применения пропорций и художественных форм с целью психоэмоционального воздействия на человека. Н. Ладовский видел в особенностях восприятия объективные основания для архитектурной композиции.

Уже в 40-е годы возрос интерес к особенностям видимости объектов, создания перспективы, приемов оптического целенаправленного воздействия на человека в зависимости от дистанции его восприятия, создание иллюзий оптического восприятия.

В 50-60- годы активно разрабатывались вопросы масштабирования в архитектуре: исследовались искажения, которые возникают при непосредственной реализации сооружения, в отличие от его проекта.

Период с 70-х до 90-х годов был посвящен исследованиям психологов в содружестве с представителями художественных профессий архитектурных композиций и форм, объемов и плоскостей архитектурных объектов в контексте влияния на зрительное восприятие.

В начале 80-х годов активно исследовалось влияние цвета на человека в архитектуре в зависимости от расположения, плоскости.

Основные закономерности восприятия архитектурных форм

Основные параметры восприятия архитектурного пространства строятся на первичных пространственных характеристиках: степень открытости или закрытости пространства (определяет в психологическом смысле экстравертированность или интровертированность), степень выстраивания геометрических границ (в психологическом смысле определяет границы «свое – чужое»), понятие внутреннее — внешнее пространство, понятие верх — низ пространства (в психологическом смысле определяет легкость или тяжеловесность пространства), понятие правый — левый (формирует ориентацию в пространстве), понятие перед — зад (в психологическом смысле формирует ощущение перспективности и развития, неизвестности или опоры на опыт), понятие наполненности пространства (в психологическом плане формирует ощущение слабости или силы), понятие кривое — прямое ( в психологическом смысле отражает динамику разума или чувств), понятие статичность — динамика (в психологическом смысле отражает пассивность или активность).

Основные аспекты формирования архитектурного пространства:

  • семантический — анализ функциональной и морфологической стороны архитектурного сооружения,
  • эстетический — анализ морфологической стороны пространства с точки зрения композиционно-художественных элементов,
  • технологический — анализ пространства с точки зрения ее технических особенностей,
  • эмоционально-психологический — анализ экспрессивности и выразительности пространства,
  • функциональный — количественные и качественные показатели осуществляемых в данном пространстве процессов жизнедеятельности,
  • экологический — анализ природно-климатических параметров пространства,
  • морфологический — это количественный и качественный анализ с точки зрения материальной стороны реализации пространства,
  • эволюционно-генетический — временная многослойность, включающая в себя различные элементы архитектурных решений.

Человек способен воспринимать архитектурное пространство в его целостности, комплексно, а также детально — выделяя определенные элементы композиции. Это проявление феноменов гештальта — выделение фигуры из фона.

Согласно принципу гештальта, бесспорно целостность является приоритетной для восприятия, поскольку это гораздо экономнее для работы нашей психики — целостные и гармоничные фигуры быстрее поддаются перцептивной обработке.

Соответственно, дискомфорт в восприятии архитектурных пространств вызывают негармоничные фигуры и композиции, которые нарушают гармоничное соотношение форм самих зданий, их масштабности между собой, а также относительно самого зрителя.

Помимо самих форм и пространств, на гармоничность восприятия влияет также и цветовая специфика: важно учитывать психоэмоциональное воздействие на человека определенных цветов, их сочетаний, их месторасположения. Это значительно повышает степень гармоничности и комфортности для восприятия архитектурного пространства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

PERCEPTION OF URBAN SPACE ARCHITECTURE: EXPERIENCE OF ARTICULATION AND MODELING

  • Authors:
    Danilova E.V.1, Valshin R.M.1, Ivanova M.M.1
  • Affiliations:

    1. Samara State Technical University
  • Issue: Vol 1, No 3 (2016)
  • Pages: 52-55
  • Section:
    URBAN SPACE
  • URL: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/81300
  • DOI: https://doi.org/10.17673/IP.2016.1.03.10

Cite item

Full Text

  • Abstract
  • Full Text
  • About the authors
  • References
  • Statistics

Abstract

The aim of the work is to determine the method of transferring the experience of space perception into the language of abstraction and then architecture. The importance of research is to develop the mechanisms that make it possible to compare the emotional experience, obtained as a result of the space perception, and the real environment with its material and physical characteristics. The results of this approach allow us to identify the spatial features that cause a particular emotional state. Realizing principles and relationships of space qualities, feelings it evokes, it is possible to design a comfortable environment, based on an emotional scenario and combining it with spatial qualities.

Keywords

Full Text

Над проблемой восприятия пространства работают ученые разных сфер: философы, психологи, социологи, архитекторы, градостроители, урбанисты [1-7]. Первыми в этой области были русские авангардисты. Н. Ладовский применил психоаналитический метод в архитектуре, добившись поразительных результатов [8, 9]. В начале 1970-х гг. сформировалась научная дисциплина психология среды (environmental psychology), в которой рассматривались аспекты взаимодействия человека и среды [10]. С развитием урбанистических исследований проблема восприятия и эмоционального воздействия становится центральной, поскольку основная среда обитания человека — город — подвергается значительным изменениям, оказывая воздействие на мышление и бытие горожан, число которых увеличивается с каждым годом. Сегодня недостаточно решать только проблемы быта, как это делали модернисты. Необходимо создавать психологически комфортное пространство для всех сфер жизни человека. Как определить психологически комфортное пространство? Какими качествами обладает такое пространство? На что должен опираться проектировщик? Это сложный вопрос, на который не существует однозначного ответа [13]. Слишком сильно и быстро меняется окружение, и только благодаря экспериментам мы можем приблизиться к пониманию и осмыслению восприятия городской среды. Чтобы выявить эмоциональное состояние, вызванное теми или другими пространственными характеристиками среды, эксперимент становится необходим. В качестве урбанистического нарратива были выбраны улицы Молодогвардейская и Ленинградская. Это центральные улицы и, что самое интересное для эксперимента, — изменяющиеся пространственно и стилистически на всем протяжении, включая в себя весь исторически-временной контекст [11-14]. Прогулка по этим улицам равносильна прочтению учебника истории. В основу эксперимента лег психосемантический подход и метод свободных ассоциаций. Перед началом была сформулирована гипотеза: на эмоции оказывают большое влияние последовательность и композиция всех средовых компонентов: характер застройки, пространственные параметры — ширина и высота уличного фронта, его ритм, отношение застроенного к свободному, видовые точки на панораму и природу, функциональное наполнение заданий, временной и стилевой контекст построек, их наличие или отсутствие. В эксперименте принимали участие два респондента разной возрастной категории и профессии. Изначально движение начиналось от перекрестка ул. Невской и ул. Молодогвардейской по направлению к исторической части города, затем по ул. Ленинградской в сторону Волги и обратно. Нарратив улицы был разбит на 9 фрагментов, определенных границами кварталов. Эксперимент проводился в следующей последовательности: в середине каждого квартала наблюдатели останавливались и фиксировали свое эмоциональное состояние; проводилась фотофиксация среды; была выстроена презентация, в которой кадры среды сопровождались текстом (рис. 1). После этого была построена десятибалльная шкала для личностно-субъективной оценки эмоциональной комфортности исследованных фрагментов. Шкала позволила определить эмоционально-личностное отношение к определенному фрагменту улицы архитектора и не архитектора, выявить специфику и возможные различия восприятия респондентов. На основе полученных данных была сформирована диаграмма эмоционального состояния. Диаграмма показала, что в целом восприятие респондентов было схожим, варьируясь по интенсивности эмоционального состояния (рис.2). Диаграмма была связана с планом ул. Молодогвардейской. Так можно было наглядно представить связь эмоционального состояния и характер урбанистического пространства — объемно-планировочные и архитектурные аспекты. На следующем этапе нужно было выявить ассоциативные связи между эмоциональными состояниями и поверхностными характеристиками среды — цветовой палитрой и фактурами. Для этого была создана пространственная модель (рис. 3). Модель, в которой было выявлено соотношение высот и пространственных пропорций, позволила увидеть ритм пустот и застройки на всем протяжении улицы (рис. 4). В результате все аспекты эксперимента и последующего моделирования были объединены в таблице и проведен сравнительный анализ по следующим показателям: границы участков; архитектурно-планировочная характеристика застройки; эмоциональное состояние респондентов. Архитектурно-планировочная характеристика Рис. 1. Квартал No 6. Кадр из презентации Пространство города 54 Рис. 2. Диаграмма, представляющая связь эмоциональной шкалы и пространства Рис. 3. Модель цветовой палитры и фактуры пространства Innovative Project. 2016. Т1. № 3 55 учитывала следующие данные: этажность по разным сторонам улицы, соответствие красной линии, открытость/закрытость уличного фронта; материал; пропорциональные контрасты; временные контрасты; контраст общественной и жилой функции; функциональная насыщенность квартала. Семантический аспект — метафора — стал посредником между архитектурно-планировочными характеристиками и эмоциональным состоянием. Таким образом, был создан эмоциональный сценарий. Сопоставление метафоры, эмоций и пространственного характера застройки дало возможность составить пары взаимодействия среды и эмоционального восприятия. Выводы. Опыт артикуляции пространственного восприятия и его последующая трансполяция на язык архитектуры показали, что можно использовать данный метод в последующем исследовании. Полученные результаты являются основой для построения обратной связи — между эмоциями и проектируемым пространством.

References

  1. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с.
  2. Глазычев В. Л. Урбанистика. М: Directmedia, 2013. 169 с.
  3. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 382 с.
  4. Михайленко С.Б. «Обнаженный город»: психогеография в контексте исторической урбанистики 1950-1960 гг. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obnazhennyy-gorod-psihogeografiya-v-kontekste-istoricheskoy-urbanistiki-1950-1960-gg (дата обращения: 15.12.2016).
  5. Тарасов А. Ситуационисты и город. Страна Икс. М.: АСТ, 2006. 346 с.
  6. Lynch K., Banerjee T., Southworth M. City sense and city design: writings and projects of Kevin Lynch. Cambridge: MIT press, 1995. 872 р.
  7. Zardini M. Sense of the City. An Alternate Approach to Urbanism. Montréal: Lars Müller Publishers, 2005. 352 р.
  8. Хан-Магомедов С. О. Рационализм — «формализм». М.: Архитектура-С, 2007. 520 с.
  9. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. М.: Архитектура-С, 2007. 88 с.
  10. Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy.url.ph/publications/shteinbahelenskypsylivespace.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
  11. Кузнецова Я.А. Эволюция принципов организации главной улицы во времени // Градостроительство и архитектура. 2012. №4 (8). С. 39-42.
  12. Ахмедова Е.А., Шабанов В.А. Городская среда: Проблемы реконструкции: Куйбышев: Кн. изд-во, 1989. 112 с.
  13. Малахов С.А., Сабирова Л.Р. Общественные пространства и объекты. Взаимосуществование в городской среде // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство. Самара, 2016. С.136-141.
  14. Синельник А. К., Самогоров В. А. Архитектура и градостроительство Самары 1920-х-начала 1940-х годов. Самара, 2010. 350 с.

Copyright (c) 2016 Danilova E.V., Valshin R.M., Ivanova M.M.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий вручения знаков комплекса гто
  • Сценарий волшебной свадьбы
  • Сценарий воспоминание об убийстве
  • Сценарий вручения зачетных книжек
  • Сценарий волшебное кольцо читать