Сценарий всем кого касается

Постановка Константина Райкина

ВСЕМ КОГО КАСАЕТСЯ


1 час 40 минут


без антракта

Пушкинская карта


12+

Ближайшие показы

О спектакле

В одном из старших классов московской школы появляются два загадочных ученика. Они общаются на странном, понятном только им языке прикосновений. Вместе с тем в школе начинают происходить необъяснимо — тревожные события. Современная пьеса Даны Сидерос говорит о часто встречающемся жестоком явлении — травле подростка в школе, но касается не только буллинга. История метафорична, иносказательна и при этом в ней есть новый уровень правды, надежда и свет. Именно это соединение и заинтересовало Константина Райкина, который решил поставить пьесу в «Сатириконе» и через неё поговорить о проблемах общества.

Автор пьесы Дана Сидерос – поэт, драматург и иллюстратор, лауреат поэтической премии пермского фестиваля SlovoNova.Автор двух поэтических сборников, либретто оперы «Оборона» (композитор Дмитрий Суворов), написанной и исполненной в рамках лаборатории “КоOPERAция”. Пьеса «Всем кого касается» — лауреат конкурса новой драматургии «Ремарка» — 2018, вошла в шорт-лист премии «Кульминация».

Премии:

  • В 2019 году Константин Райкин был представлен в лонг-листе премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссёр» за спектакль «Всем кого касается».

Благодарим за сотрудничество Академию детского мюзикла
и киноагентство «Талантино»

В ролях третьеклашек в спектакле принимают
участие юные артисты:

Егор Лео Ариков
Станислав Безгин
Дмитрий Морозов
 а также: Марина Боровская
Даниил Галич
Арсений Задорин
Мария Закарая
Наталья Коцюба
Ева Ляпина
Майя Молодкина
Александра Николаева
Кирилл Простакишин
Максим Сивохин
София Ширшова
Герман Юсупов

Премьера состоялась 3 апреля 2019 года

Фото: Ира Полярная

Создатели спектакля

Актерский состав

Фотографии

Видео

Связанные материалы

Элитная гимназия. Образцовый класс. Вполне благополучные ученики, оттачивающие на уроках русского языка не грамматику, а стиль и отсутствие штампов. И вроде бы все как у всех подростков – сложности первой любви, борьба за лидерство, стремление быть яркой индивидуальностью… Но привычный мир вдруг взрывается двумя событиями – не стихающей пожарной сиреной и приходом в класс двух новичков. Братья росли в детском доме. Они имеют скверную репутацию, поменяв несколько школ. Они разговаривают на особом, только им понятном языке прикосновений и жестов. Они – иные, отталкивающие, пугающие. С этого момента все резко меняется: типичная бытовая история лихо закручивается в почти детективную интригу. Школьникам предстоит пройти длинный путь, чтобы по-настоящему услышать и принять друг друга. И понять, что примирение с окружающим миром возможно, если просто сделать шаг навстречу.

Режиссер Евгений Маленчев: «Сочиняя спектакль, мы работаем с темой, которую по сюжету пьесы школьный учитель исследует со своими учениками – как избежать зла. Мы задали себе этот простой вопрос, на который довольно сложно найти ответ. Персонажи спектакля ищут его внутри этой истории, мы ищем снаружи. „Всем кого касается” – эссе на заданную тему. Мы работаем с пьесой Даны Сидерос, и одновременно актеры пишут собственные тексты. Это их мысли, эмоции, позиции, взгляды, которые будут вписаны в ткань спектакля. Можно сказать, что в „Глобусе” будет эксклюзивная версия пьесы. Для меня важно, что два этих сюжета существуют параллельно, и художественное взаимодействует с личным. Эта история должна быть близкой, во всех смыслах, поэтому сценическое пространство объединит актеров и зрителей. Место действия спектакля – школьный спортзал. Это игровое и телесное пространство, в котором мы будем говорить о принятии себя и другого, о кризисе общения и о необходимости коммуникации, даже когда это кажется невозможным».

Участие спектакля в фестивалях

2021 г. – г. Москва. Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска», программа «Детский Weekend». 


Внимание!
У спектакля особая рассадка зрителей. Вход в зал после 3-го звонка будет невозможен. Не опаздывайте, пожалуйста!

Касаться — значит притрагиваться. Касаться — значит иметь отношение. Здесь не придется выбирать один из смыслов, ведь новый спектакль Сатирикона сразу и о том, и о другом.

Представьте: элитная частная школа, лучший в параллели предэкзаменационный класс. Классная руководительница, учительница русского языка, пропагандирует свободу и по-настоящему учит мыслить. К ней попадают либо дети очень обеспеченных родителей, либо те, кто сумел выиграть стипендию на учебу. В классе семь человек, все роли уже распределены. Есть стильная заводила Лиза, правильная отличница Гузель, умная и жесткая Рита, постоянно ерничающий Семен, задира Паша, занудный Валентин и вдумчивый Карим. Идеальная экосистема с эффектом теплицы, в которой прививается уважение и критическое мышление.

Что будет, если в такой класс попадут ребята с нерелевантным опытом, сменившие до этого шесть школ? Приживутся, станут изгоями или изменят всех под себя? Этого сюжета уже достаточно, чтобы действие касалось каждого, кто смотрит спектакль, но Дана Сидерос, автор пьесы, делает предлагаемые обстоятельства еще интереснее.

Два новичка в классе — братья. Младший, Костя, не разговаривает вслух. Со старшим, Мишей, они общаются, используя особую систему прикосновений. Взял за запястье — значит, страшно. Потер ухо — выразил сочувствие. Тронул щеку — разозлился (а если гнев сильный, то можно погладить себя по щеке и немного успокоиться). Притронулся к плечу — ничего специально не хочет сказать, просто демонстрирует: «Я здесь». Язык, в котором нужно распознавать свои эмоции и передавать их другому. Точная и простая система, которая задействует табуированную в нашей культуре тактильность. На начало спектакля ее понимают только двое братьев и зрители, развернувшие программку. А остальные герои — и ученики, и взрослые — настороженно относятся к «странным» мальчикам. Когда в школе начинают происходить таинственные возгорания, новички оказываются первыми подозреваемыми — просто потому, что они не такие, как все.

Непонимание приводит к страху. Одни боятся темноты, потому что не знают, что в ней. Другие боятся непохожих людей, потому что они кажутся небезопасными. Мгновенная реакция на страх, заложенная в древнейшем отделе коры головного мозга, неизменна: застыть, побежать или атаковать. Важно, что человек будет делать с этой реакцией дальше. В закрытой системе, какой является даже лучшая школа, из нее может вырасти травля — либо прямая, агрессивная, либо косвенная, игнорирующая.

Спектакль Константина Райкина — модель того, как это может произойти и разрешиться. Но благодаря заданным обстоятельствам картина получается очень светлой: новички не отвечают на провокации, любопытство побуждает их одноклассницу научиться тайному языку и подружиться с братьями, вовремя вмешавшаяся учительница авторитетом и уважением склоняет класс принять мальчиков и отстаивает их перед директором. Хэппи-энд вызывает вопрос: может ли так случиться на самом деле?

Хочется поверить, что может, потому что в спектакле много психологической правды. Героев с такими характерами вы наверняка встречали раньше среди одноклассников, однокурсников и коллег по работе. Актерский курс Константина Аркадьевича очень точно перевоплощается в школьный класс, но знакомыми кажутся не только дети: можно узнать и истеричного директора, и простецкого строгого охранника, и импульсивную, яркую учительницу, которую все любят, и ее уставшую коллегу. Для полной достоверности не хватает только родителей и их чатов, гудящих от сообщений.

Перед спектаклем Константин Райкин сказал, что пьеса открывает новый уровень правды о школе. Действительно, на сцене всё максимально реалистично: выбранный язык (иногда с ненормативной лексикой), кружки-тамблеры и планшеты, которые ученики достают из рюкзаков, декорации — парты, учительский и директорский стол, маркерная доска, белые стены, яркие лампочки и спокойный голос сработавшей пожарной сигнализации. Всё показывает, что перед нами современная школа, в которой подобный сюжет вполне способен произойти. Однако самое веское доказательство достоверности — внимание, с которым подростки в зале смотрят на сцену, и искренность, с которой они смеются.

По ходу действия становится понятно, что главных героев в спектакле нет. Каждый ученик в классе «не такой, как все»: одна младше всех на два года, у другого нет мамы, третья учится по стипендии, четвертый не мечтал об этой школе, а перешел сюда по настоянию отца, у пятой, самой богатой, разводятся родители… Любой из этих ребят отличается от других. Каждый из них заслуживает того, чтобы быть принятым.

Психологи говорят, что травля возникает в сообществах с иерархичной, тоталитарной системой отношений. Обычная школа попадает сюда наряду с армией или тюрьмой, но показанный на сцене класс не вписывается в предложенные рамки. У ребят отношение к новичкам — это, скорее, реакция системы на появление новых элементов: сперва отторжение, затем исследование и, наконец, принятие и трансформация. Практически идеальный случай, тем не менее, служит триггером для размышлений: почему даже в равноправной просвещенной системе способна зародиться травля и как можно с ней справиться?

Обычно на вопросы такого рода приходится отвечать самостоятельно. Это бывает непросто, особенно если искусство срезонировало с заряженной темой и вызвало яркие эмоциональные переживания. Лучший способ преобразить и расширить полученный на спектакле опыт — поговорить о нем. После двадцатого показа «Всем кого касается» 27 ноября 2019 состоялось именно такое обсуждение. Оно могло бы стать регулярной практикой Сатирикона, в репертуаре которого есть несколько острых социально-психологических спектаклей.

Зрители, актеры, режиссер и приглашенные эксперты вместе размышляли, кто и почему важен в ситуации травли, каким должен быть хороший педагог и почему школа — это модель мира.

О подростках, травле и принятии различий на обсуждении говорили:

  • Константин Райкин — актер, режиссер, художественный руководитель театра Сатирикон
  • Никита Карпов — психолог, работающий с подростками
  • Анна Макарчук — директор Центра толерантности, в котором проводится профилактическая антибуллинговая программа «Каждый важен»
  • Лилия Кукушкина — лидер российского отделения Национального фонда очаговой алопеции, человек, столкнувшийся с травлей по причине внешних отличий, преодолевший ее и помогающий людям с алопецией принять себя

Во время разговора, по времени равного продолжительности спектакля, вспомнилось много личных историй. Несколько зрителей рассказали, что живо помнят школьную травлю, происходившую несколько десятилетий назад, и до сих пор носят с собой этот опыт. Дефектолог сказала, что у отклонений в поведении могут быть биологические причины, о которых важно знать. Педагоги поделились, насколько проблема различий и страха быть непринятыми актуальна для их учеников. Психологи обратили внимание на переживания родителей и учителей — взрослых, которые уже сталкивались с травлей в жизни и отчаянно боятся о ней думать и говорить. Эксперты рассказали об особенностях подросткового возраста и о том, как важны свидетели — единственные люди внутри группы, которые могут остановить травлю. Молодая девушка, будущий учитель, подняла важнейший вопрос о границах свободы, и режиссер спектакля придал ему государственный и планетарный масштаб с точки зрения истории и культуры. Под конец обсуждения еще одна девушка поделилась тяжелой личной историей о потере близких и о том, как горюющий человек остается невидимым, нежеланным для других. В ответ на это больше ста человек в зале молча захлопали себя по груди — в знак поддержки и с радостью от того, что девушка нашла в себе силы рассказать об этом.

Спектакль в Москве

Всем кого касается

Постановка Сатирикон

© пресс-служба театра Сатирикон

1/5

О спектакле Отзывы (10)

Спектакль Константина Райкина по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
В одном из старших классов московской школы появляются два загадочных ученика. Они общаются на странном, понятном только им языке прикосновений. Вместе с тем в школе начинают происходить необъяснимо — тревожные события. Современная пьеса Даны Сидерос говорит о часто встречающемся жестоком явлении — травле подростка в школе, но касается не только буллинга. История метафорична, иносказательна и при этом в ней есть новый уровень правды, надежда и свет. Именно это соединение и заинтересовало Константина Райкина, который решил поставить пьесу в «Сатириконе» и через неё поговорить о проблемах общества.

Информация предоставлена Организатором

Дата премьеры3 апреля 2019

Продолжительность1 час 40 минут, без антракта

Специальные предложения

Место проведения

Планета КВН

10

Были в Москве проездом и решили немного окультуриться. Выбор пал на Сатирикон,потому что предыдущие увиденные спектакли оставляли положительные впечателени. А тут еще и премьера. Сказать что понравилось,это ничего не сказать. Так должен выглядеть современный театр.затрагивать больные места,учить хорошему, сыпать соль на раны…тронуло до глубины души. И смешно,и страшно..но поскольку финал оптимистичный то и чувства от спектакля самые светлые!

8Мимимишный, милый, неровный

Добротная пьеса, сочные характеры и диалоги.
Опять очень, очень и очень хорошие сатириконовцы. Илья Рогов и Розалия Каюмова снова крайне понравились, как и в #НеПушкине, плюс теперь запомнил еще и Ярослава Медведева, прекрасно отыгравшего.
Понравилось практически все, за исключением редких взрослых. Почему учительница и директор вечно кричат, они контуженные? Учительница мимо роли вообще — нельзя себя заставить всерьез поверить, что, во-первых, дети крайне хотят у неё учиться и с ней дружить, а во-вторых, что в неё еще и влюбляется молодой мальчик.
Учительницу и директора заменить — будет совершенно прекрасный спектакль.
И очень удачная мимимишная концовка, прекрасная придумка!

7

Был на спектакле 15.06.2019.
Рекомендую к просмотру.
Прежде всего хочется отметить довольно интересный выбор пьесы для постановки. Пожалуй, сразу и не вспомнишь, в каком взрослом театре есть «взрослый» спектакль про школьную жизнь со всеми её основными атрибутами: классами, партами, уроками, учителями, звонками. Ну, разве что, вспомнился спектакль Гоголь-центра «Мученик», подпадающий под школьную тематику.
Так что здесь в очередной раз хочется снять шляпу перед Константином Райкиным за определённую смелость в выборе пьесы.
Если описать кратко, то история спектакля такова: в класс вливаются два новых ученика, один из которых немой. Ребята общаются на своём языке жестов, что выглядит странно и вызывает неприятие других учеников. Далее действие развивается и постепенно всё приходит к общей дружбе, братанию, улыбкам и взаимопониманию))).
Спектакль смотрится с интересом. Я как-то сразу «включился» в действие и совершенно не «выпадал» из него.
При этом концовка откровенно разочаровала. Мне она показалась какой-то детской что-ли, очень слащавой, чересчур счастливой. Этакий хэппи-энд.
Не бывает такого в жизни.
Запомнилась Полина Райкина, исполнившая роль учительницы. Не знаю, какие сейчас учителя в школах, тем более в элитных, но мне показалось, что Полина была достоверна и убедительна.
В завершении хочу изложить впечатление от спектакля в другой форме, проведя параллель с ощущениями от другого спектакля «Сатирикона», которые мне запомнились.
Речь пойдёт о спектакле «Человек из ресторана», который я смотрел уже довольно давно. Запомнилось, что во время просмотра спектакль как-то не «цеплял» меня. Ничего особенного. Однако в концовке Константин Райкин, исполнявший главную роль, произнёс простую, глубокую реплику, подводящую черту под спектаклем. И стало легко, понятно и радостно как-то.
За счёт этой реплики впечатление от спектакля резко изменилось в лучшую сторону и он «застрял») в памяти.
А вот со спектаклем «Всем кого касается» у меня сложилась обратная ситуация. Спектакль сразу захватил, современная и злободневная тематика увлекла и не отпускала. И я ожидал какой-то неожиданной, интересной развязки… Но, увы((. Всё закончилось прозаично.
Общий посыл спектакля, безусловно, верный и правильный — учиться понимать и принимать. Даже тех, кто вызывает отторжение, неприятие.
Но сюсюканья, обнимашек или взаимных прикосновений старшеклассников и, к примеру, первоклашек (как это происходит в спектакле) в школьные годы видеть никогда не приходилось.

9Заслуживает высокой оценки,способен обратить внимание каждого из нас на проблемы, требующие решения

ОТЗЫВ

В среду были на премьере «Всем кого касается»🎉🎉🎉
Спектакль действительно выше всех похвал! 👏🎉💪
Действительно для тех, у кого есть потенциал, такт и желание меняться!
Принять НЕПОХОЖЕСТЬ людей и во всем этом разобраться ☝️.

Действия разворачиваются в стенах элитной московской школы…

В одном из старших классов появляются два загадочных ученика – братья, которые общаются друг с другом на особом, понятном только им языке прикосновений✋

Признаюсь, я не имела представления о том, что меня будет ожидать на этом мероприятии.

Нестандартный формат — камерная сцена, где зритель находится в самой гуще событий атмосферы современной школьной жизни

Где Педагог с большой буквы,
Полина Райкина отлично справилась с этой ролью!!!
должен показать безграничное доверие без гарантированной отдачи со стороны учеников

Когда находишься на грани между отсутствием стабильности в настоящем и неопределенностью в будущем.

И Это состояние ОСОЗНАННОСТИ педагога в атмосфере затянувшегося межличностного конфликта среди одноклассников элитного класса

Проблема семейных отношений затронута в пьесе очень тонко, каждый ученик переживает собственную жизненную драму, и это можно наблюдать в течение всей игры.

Проявляется она не только через агрессивное поведение учеников, имея осадок неразрешенных проблем с родителями, но и попытку суицида одного из учеников, скрывающего чувства к педагогу.

Проблема угрозы внешней среды – постоянные попытки поджога школы. Эта тема как нельзя актуальна в наши дни.

..Кстати, если бы не было матов, спектакль можно посещать 12+
Я понимаю до зрителя хотели донести одну из проблем 🤔, но это же театр!!!☝️

Но! так же было Очень много интересных и порой смешных реплик, которые хочется запомнить)😂

Например:

•Споткнулся о гранит науки

•Я вас сразу поняла, можно было и без танцев..
•Просили лёгкую провокацию, пожалуйста, быстрая доставка!

•Смотреть противно!!! а всё смотришь и смотришь…!) И Оторваться ведь не можешь!

•Ну ты замолчишь когда-нибудь?
•Да! Когда сдохну…
•Быстрей бы!
•Лиз, я тебя не подведу…

•Я звоню папе!
•Звони сразу адвокату!
•Нас накрыли, будем всё отрицать…

•Ох, Марат Валерьевич, вы разбили мне ❤️
•Тяжело в учении, а в бою, вообще, сдохнешь

•Сердитый 🔺

•Что это было?
Это наше массонское!
Тебе не понять
•Щупальное братство

•Мне нужно что-то об этом знать?
•Это ложная корреляция!

•Я чувствую, как во мне поднимается волна 💩

•Ребята! Приложите усилия быть более тактичными, я вижу в вас некоторые резервы

•Нет!
Язык отказа! Прекрасно!!!

•Я ударилась в патетику и пафос)))

Спектакль заслуживает высокой оценки, он способен обратить внимание общества и каждого из нас на проблемы, требующие решения, создавая условия изменения сознания всем кого касается!!! 👏🔥💪😎🎉🎉🎉

С уважением к всему составу спектакля «Всем кого касается» театра Сатирикон
Валерия

10Супер!

Покупали на премьеру билеты заранее, потому что очень любим с мужем смотреть новинки. Спектакль выше всех похвал. Для тех у кого есть сердце, душа и пожалуй ум. О непохожести людей и о том что все равно ЭТО надо принять.

Все отзывы

infekcia2008

Репутация
879374

Россия, Москва

Интересный спектакль, мне понравился.

12

08.04.2019

Достоинства:

Отличный современный спектакль на модную ныне тему. Игра актеров.

Недостатки:

Матерные слова в устах актеров. Много орут.

Позавчера мы с приятельницей побывали на спектакле «Всем кого касается», поставленном в театре «Сатирикон» режиссером Константином Райкиным по пьесе молодого российского драматурга Даны Сидерос. «Сатирикон» временно располагается в здании Концертного зала Планета КВН (Россия, Москва)…

Екатерина-Катя

Репутация
9809

Россия, Москва

Актуально, современно, открыто, свежо

12.08.2019

Достоинства:

сам сюжет, актеры, молодость, естественнность

Недостатки:

наверное некоторым не понравится ненормативная лексика

Были на спектакле 26.07.2019 в здании планеты КВН. Отличным бонусом перед спектаклем стало появление самого Константина Райкина! Райкин даже не заходил на сцену, а просто сказал вступительное слово перед спектаклем, настроил на просмотр спектакля, поблагодарил…

Бойцовая Мышь

Репутация
45

Россия, Москва

Прекрасная игра почти всех актеров, но куча мата.

08.04.2019

Достоинства:

Прекрасная игра почти всех актеров, их реальный возраст стал виден лишь на поклоне.

Недостатки:

Поток матершины и игра Полины Райкиной

06.04.2019 года пошли на другой спектакль, но узнав о замене на «Всем кого касается», решили остаться. Сразу хотело бы заменить администрации спектакля — заявленный спектакль «Лекарь по неволе» имел возрастной ценз 12+ и на него…

light-room-2

Репутация
1

Россия, Москва

слабо

04.05.2019

Достоинства:

не длинный по времени, декорации

Недостатки:

сценарий, драматургия

Как бы мне ни хотелось похвалить и порадоваться за этот спектакль, за постановку, сценарий, за К. А. Райкина, Марию Кустовскую (Дана Сидерос) — но, не получается. Увы. То, что хотели авторы донести до зрителя -…

LanaUsh

Репутация
2

Россия, Москва

Слабовато, не рекомендовала бы

28.04.2019

Достоинства:

Актриса, игравшая роль Риты, отлично справилась с ролью. Семён, Константин тоже понравились.

Недостатки:

Игра учительницы, переигрывание. Ненормативная лексика. хотели донести хорошую мысль, да не удалось.

Идея спектакля изначально интересна. В престижную школу попадают 2 брата, которые общаются между собой на непонятном никому языке… Далее — как развиваются их отношения с новыми одноклассниками. Не понравилось:1) игра учительницы в исполнении Полины Райкиной…

наталья яяя

Репутация
11

Россия, Москва

Супер

08.07.2019

Достоинства:

пьеса,постановка,молодые артисты

Недостатки:

не заметила

Очень современный, молодежный, свежий спектакль. О современном обществе и непринятии людьми друг друга. Главные герои пьесы два мальчика отличающиеся от других речью, вернее ее отсутствием. Они попадают в элитный класс, где быть не крутым и…

Аноним2518440

Репутация
0

Россия, Саратов

Впечатление замечательное

20.07.2019

Достоинства:

Игра ,постановка и пьеса. Да все хорошо.

Недостатки:

нет

Блестящий спектакль, без всяких слов и натяжек. Очень современная и трогательная история двух маьчишек. Волею судеб они наделены удивительным даром-посредством своей непохожести на других делать людей лучше и добрее. КОнечно с другой строны их непохожесть…

itisalissa

Репутация
1

Россия, Москва

Осталась в восторге

31.07.2019

Достоинства:

Отражение реальной школьной жизни, театральные навыки актеров, игравших Семена, Риту, Лешу и Костю

Недостатки:

Крики и вопли классной руководительницы и директора (слишком наигранно и звонко)

Буквально час назад была на спектакле. Могу сказать, что постановка не имеет какого-то тяжелого смысла. Смотреть было интересно и местами смешно. Как говорят некоторые, что мат и нецензурные слова- минус спектакля, на что я отвечу…

Аноним2502221

Репутация
1

Россия, Москва

Очень понравился спектакль!

11.07.2019

Достоинства:

Молодые актеры играют великолепно

Недостатки:

Не обнаружены

Прекрасная постановка! Современная школа, современные школьники, хороший юмор и, естественно, современные выражения. Все реально-натурально, смотрится взахлёб! Советовала бы и детям (лет от 12 ти), посмотреть спектакль, а заодно на себя со

Lamabezshlyapi

Репутация
1

Россия, Саратов

Чудесно провели вечер!

10.07.2019

Достоинства:

Все было отлично.

Недостатки:

Ну может соглашусь с тем что учительница не в кассу. Ее бы я заменила.

Немного удивлена тем что в отзывах фигурирует такой мину как МАТ. Не сказать чтобы его там было много. Да и совершенно художественно оправданно. Этим знатокам бы в ГОголь центр сходить… По спектаклю. Актуальная, живая тема…

Alexa8

Репутация
1

Россия, Москва

Лучше бы остались дома)

08.04.2019

Достоинства:

Актёры старались

Недостатки:

Скучный сюжет, много мата

Оказались на спектакле случайно, произошла замена (о которой сообщили по факту) Ладно, первый ряд же, остались, может понравится. Но увы, скучный сюжет, много мата. Актеры сыграли не плохо, но это не меняет все ситуации. Рекомендую…

Я безумно рада, что издательства в последнее время обратились к драматургии: несколько сборников пьес вышло в «Белой вороне», классические пьесы вышли в «Речи» и т.д. Но опыт «Самоката» в этом плане уникален: они выпустили сборники современной драматургии для подростков 12+ и 18+. Те, кто связан по работе с театральными студиями или драмкружками, знают, как сложно подобрать материал для постановки, а уж тем более отыскать что-то современное и неизбитое. Такая проблема стояла всегда, но в советское время библиотеки получали какие-то методички, брошюры с пьесами, и это хоть как-то помогало в ее решении. Сейчас, конечно, что-то можно отыскать в интернете. Но вот бумажных сборников пьес для детей я не видела очень давно. Хотя всегда следила и слежу за этим направлением, так как и по работе долгое время была связана, и просто интересуюсь и хочу быть в материале.

В издании «Самоката» очень понравилось оформление: аналогов я не встречала. Это не книга в классическом понимании: это папка-футляр с набором отдельных брошюрок-пьес. Каждая пьеса напечатана отдельно, обложки не имеет. Такой формат облегчает работу с материалом: можно взять с собой не всю папку, а какую-то одну пьесу. Ее легко ксерокопировать, сканировать, если материал взяли для постановки. Также при желании можно делать заметки на полях.

Сборник «Всем, кого касается» (18+) включает в себя пять пьес, затрагивающих важные подростковые проблемы. Это общение с родителями, учителями, сверстниками, пробудившаяся сексуальность, наркотики, суицид и т.д. Общение здесь происходит через гаджеты, приоритеты сомнительны. В текстах встречается ненормативная лексика, молодежный сленг.

Не могу сказать, что это те пьесы, которые я взялась бы ставить, но прочитать их интересно. Это жесткий, во многом, провокативный, современный взгляд на жизнь подростков. Пожалуй, мне больше понравились пьесы «Хлебзавод» Алексея Олейникова (автора «Сони из 7буээ») и «Всем, кого касается» Даны Сидерос.

Алексей Олейников представляет школу как хлебозавод, перемалывающий зерно и выпекающий необходимый продукт согласно ГОСТу. Таким продуктом становятся дети.
Пьеса написана в стихах, вернее, ритмической прозой, которую можно читать как рэп.

«Всем кого касается» — пьеса о школе. В класс приходят двое новеньких — братья, один из которых не разговаривает. Не зная об этом, в классе истолковывают способ общения братьев совсем иначе. Конфликт обостряется тем, что школа элитная.

«Фото топлес» Натальи Блок – пьеса о том, как невинная шутка становится причиной массового конфликта. В сети оказывается фото одноклассницы с обнаженной грудью, а выложил его парень, который ей нравился. Школа разделилась на два лагеря.

Пьеса Ирины Васильковской и Дарьи Уткиной «Бог ездит на велосипеде» — болезненный сон, морок, где грань между болезнью и «нормальностью» стерта, где непонятно, кто пациент, а кто психолог.. И где тошнит от однообразного кружения на карусели..

Пьеса Андрея Иванова «Это все она» показалась мне особенно страшной. Мать и сын абсолютно разобщены. Ситуация усугубляется еще и тем, что недавно умер отец, и они переживают каждый свое горе в одиночку. Желая наладить общение, мать делает фейковую страничку и заново знакомится со своим сыном. А сын влюбляется в новую знакомую.

Некоторые пьесы уже поставлены в театрах России: в сети можно посмотреть спектакль «Бог ездит на велосипеде», в театре «Сатирикон» недавно прошла премьера «Всем, кого касается» в постановке Константина Райкина. Остальные пьесы ждут своих режиссеров. Рекомендую для чтения 16+.

Спектакль Константина Райкина «Всем, кого касается», поставленный по пьесе Даны Сидерос, не оставляет равнодушными ни заядлых театралов, ни тех, кто предпочитает кино. Это спектакль о способности принимать и понимать другого. Иного. Не такого, как вы, представляете? С особенностями, которые с первого взгляда могут показаться странными и непривычными. Даже неприятными.

«Положить ладонь на голову – это дом. Или поехать, наконец, домой»

Как мы реагируем, когда сталкиваемся с тем, что не входит в нашу жизнь, с тем, чего мы не касались и с чем не взаимодействовали? А что с этим делают пятнадцатилетние подростки, у которых в силу возраста все умножается надвое?

«Всем, кого касается» – это история о подростках, учащихся в одной из престижных школ. В классе появляются новенькие – два брата, один из которых немой. Братья общаются на странном, одним им понятном языке – языке прикосновений и жестов. Они не вписываются в местное «королевство», где роли и титулы уже распределены – есть шут, есть супергерой, есть принцесса и дурнушка. В королевство, где, на первый взгляд, все понятно и нормально. Они сразу же раздражают и вызывают негатив и некую брезгливость.

Это история про буллинг, про то, как одна насмешка способна ранить и оставить травму на всю жизнь. Это история про рамки «нормальности» и благополучия – в королевстве тоже далеко не все спокойно. И вместе с тем это добрая и чистая история. О том, что когда ты чувствуешь рядом плечо – ты можешь многое. О том, что взаимодействие и контакт могут решить все недопонимания. О том, что добра всегда больше, чем зла – в конце концов в это нужно верить! О том, что мудрый и справедливый учитель поможет разобраться, не бросит и поддержит, даже если против него и обстоятельства, и начальство, и факты.

Оставаясь всегда в позиции «здесь и сейчас», настоящий педагог сохраняет взаимодействие «взрослый-взрослый», тем самым давая ученикам понять и принять цепочку поступок-результат.

Проблема толерантности к людям с ограниченными возможностями актуальна всегда. И эта пьеса способна глубоко обратить внимание общества на проблемы, которые нельзя игнорировать. К просмотру тем, кого касается – а это касается всех!

Похожее

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Содержание книги — Всем, кого касается: современная подростковая драма

Всем, кого касается: современная подростковая драма — описание и краткое содержание, автор , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки
paraknig.me

Сборники современной драматургии для подростков — это возможность познакомить читателей с текстами новых талантливых драматургов, создающих сейчас образ российского театра для самой сложной и требовательной категории зрителей. Это первый опыт издания современной подростковой драматургии в виде бумажного сборника. Это и ответ на запрос режиссеров, которые ищут новых текстов и тем, и фиксация подростковой драматургии 2010-2019 гг., и интересный материал для читателей — в числе драматургов есть уже известные авторы подростковой прозы и лауреаты литературных премий, которые теперь предстают в роли драматургов.
Все авторы сборника — участники и победители драматургических лабораторий и конкурсов. Многие из пьес, включенных в сборник, уже идут в театрах.
9 пьес 10 драматургов разделены на 2 сборника по возрастной адресации — «Хочу по правде» 12+ и «Всем, кого касается» 18+.
В сборник «Всем, кого касается» вошли пьесы:
Бог ездит на велосипеде / И. Васьковская, Д. Уткина;
Всем, кого касается / Д. Сидерос;
Это всё она / А. Иванов;
Фото топлес / Н. Блок;
Хлебзавод / А. Олейников.
Составитель Елизавета Спиваковская.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий встреча солдатских матерей
  • Сценарий вселенная танца
  • Сценарий встреча рождества
  • Сценарий вручения юбилейной медали
  • Сценарий встреча преподавателей