Сценарий всемирный день солнца

Цель: создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о солнце, его значении в жизни людей и природы.

«День Солнца»  (сценарий тематического дня для детей подготовительной группы)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Цель: создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о солнце, его значении в жизни людей и природы.

Задачи:

Образовательные:

– конкретизация и углубление знаний о значении солнца;

– развитие навыков общения средствами музыкальной игры;

– развитие мышления, памяти и речи (расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);

– развитие общей и мелкой моторики.

Развивающие:

– обогащение и активизация словаря за счет слов, различающих различные эмоции, чувства, настроения и их оттенки;

Воспитательные:

– обогащение эмоциональной сферы ребенка;

–воспитание открытого проявления социальных эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесным, творческим);

–воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

–воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса.

Предварительная работа:

– цикл бесед о солнце;

– чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и загадок о Солнце;

– рисование на тему «Солнышко лучистое»;

– слушание музыкальных произведений, разучивание песен, хороводов, музыкальных игр.

Оборудование: картинки, игрушка солнышко,  аудиозаписи, видеотека.

1-я половина дня.

Утренняя беседа.

«День Солнца»

Цель: познакомить детей с историей праздника.

Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) в 1994 году решило создать этот праздник. Это было сделано с целью привлечения внимания общества к возможностям использования возобновляемых источников энергии.

В этот день по всей Европе организуются мероприятия различного рода, которые направлены на демонстрацию возможностей солнечной энергии.

Очень важно, что, забирая часть солнечной энергии, мы не привносим серьезных изменений в энергетический баланс планеты. В последнее время использование солнечной энергии становится все более популярным. Это связано с подорожанием других видов энергии. Сегодня производится большое количество различных товаров, работающих на солнечных батареях. Ведь этот вид энергии является дешевым и экологичным, позволяет избежать добычи и сжигания отравляющего топлива.

Утренняя гимнастика

«Солнышко лучистое» (аудиотека)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

Минутка приветствия

Цель:  развить чувство ритма, интерес к происходящему, координацию движений, речь, память, внимание.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Рефлексия

Дети садятся в кружок и передают друг другу солнышко (меняя имена детей)

Вышло солнце из-за туч,
протянуло Кате луч.
Катя тронула рукою:
— Вот ты,
солнышко, какое!
Тёплый, маленький кружок…
Ну, куда же ты, дружок?

            М. Фабиянский

НОД

«Солнце: что это?»

Цель: расширять знания детей о солнце, его значения для природы, людей.

Солнце представляет собой центральную и единственную звезду Солнечной системы, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы. Солнечное излучение принимает участие в процессе фотосинтеза, оказывает непосредственное влияние на погоду, климат и смену времен года на нашей планете. Продолжительность солнечного дня очень сильно влияет на жизнедеятельность организмов.

Кстати, Солнце светит беловатым светом, но, проходя через атмосферу Земли, он становится жёлтоватым.  

Люди издревле поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры. Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния.

Солнце излучает ультрафиолет, который обладает антисептичес-кими свойствами. Его можно использовать с целью дезинфекции воды и различных предметов. Это излучение также способно вызывать загар на коже человека, и обладает некоторыми другими биологическими эффектами – к примеру, оно способствует выработке в организме человека витамина Д. Нужно отметить, что большие дозы ультрафиолетового излучения вредны для нашего здоровья – они способны вызывать солнечный удар и некоторые другие проблемы. Поэтому людям в летний период, когда солнце является наиболее активным, нужно защищаться от его лучей. Для этого мы носим головные уборы, солнцезащитные очки и пользуемся солнцезащитными кремами.

Викторина

«Солнечная викторина»

— Солнце – это звезда или планета?  (Это звезда.)

— Назовите самую солнечную геометрическую фигуру (Луч, круг.)

— Кто целый день печёт, жарит, а пирогами и блинами не угощает?

(Солнце.)

— Луна похожа на лимон, а солнце на… (апельсин).

— Солнце светит ярко, как… (костер, фонарь).

— Солнце такое же румяное, круглое, как… (блин).

— В небе солнышко цветет, как большой… (подсолнух).

— Любят солнце все вокруг, это наш хороший… (друг).

— Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (Солнечный луч.)

— Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик)

— У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (У солнечного.)

— В каких очках отправляются на пляж? (В солнечных очках)

— Как называют яркую, радостную, счастливую улыбку?

(Солнечная улыбка)

— Кто из героев сказки обращался к солнцу? (Королевич Елисей.)

— Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут… как? (Колобок)

— Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

А) Дюймовочке;                        б) Снегурочке;

в) Царевне-лягушке;                 г) Красной Шапочке.

Дидактическая игра «Подбери прилагательные».

Воспитатель говорит начало предложения, а дети добавляют слово

— Солнышко какое? (жаркое, теплое, ласковое, желтое, круглое, лучистое  и т.п.)

Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)        

Заучивание стихотворения

Е. Серовой

Отгадывание загадки

Встало утром солнышко                            

И гулять отправилось;          

И на нашей улице

Все ему понравилось…

Побежало солнце

Золотой дорожкой,

И попало солнце

Прямо к нам в ладошку.

C:UsersСветланаDesktop1931165.jpg

Встает рано, светит ярко

Греет жарко (Солнце)

Зрительная гимнастика

«Солнышко и тучки»

Цель: снятие зрительного напряжения.

Солнышко с тучками в прятки играло. 

(посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: 

(вправо-влево)
Серые тучки, чёрные тучки. 

(вверх-вниз)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. 

(закрыть глаза ладонями)
Продавало солнышко на весёлой ярмарке

Платья разноцветные, яркие — прияркие.
(поморгать глазками)
Приходил на ярмарку весёлый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.

C:UsersСветланаDesktopsun103.png

Прогулка

«Солнце по небу гуляло»

Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.

— Какие изменения в природе мы наблюдаем? Какой сейчас месяц весны? Чем он отличается от апреля? Что помогает природе? (солнце, дает свет и тепло). Изменилось ли солнце? (оно стало еще ярче, еще жарче). В какой части света оно появляется и куда уходит? (появляется на востоке и уходит на запад).

Чтение стихотворения Г. Бойко «Милое солнышко»

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Исследовательская деятельность.

Посмотреть на солнышко через солнцезащитные цветные очки. Калейдоскопы направить на солнце, в сторону. Когда интереснее смотреть?

Игра- развлечение  с солнечными зайчиками.

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики,

Мы зовем их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там  — и  нет их там.

Где же, зайчики? Ушли.

Мы нигде их не нашли.

C:UsersСветланаDesktopscrn_big_1.jpg

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать двигательную активность детей, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.

C:UsersСветланаDesktoparticle13864.jpg

Воспитание культуры еды.

Цель: продолжать воспитывать у детей культуру еды; аккуратно есть.

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед!

Поработай ложкой,
Скушай все до крошки!

C:UsersСветланаDesktop3861_fotopechat_na_potolke_dlya_detskoj.jpg   

                         C:UsersСветланаDesktopdetskij-zavtrak-768x824.jpg

2-я половина дня

Гимнастика пробуждения «Пробуждение солнышка»

Цель: поднять мышечный и эмоциональный тонус.

1. «Солнышко просыпается» — И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» — и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» — и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» — и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» — и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» — и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Ходьба босиком по «дорожкам закаливания».

Пальчиковая гимнастика

Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули.

(Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.

(Делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки,

(Ритмично сгибают и разгибают пальцы)
Тук – тук, молоточками,

(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками).
Хлоп – хлоп, лапоточками,

(Ритмично хлопают по коленям)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут детки на лужайке.

(Поскоки)

Упражнение на мимику.

Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.

C:UsersСветланаDesktopdepositphotos_2385655-stock-illustration-cartoon-suns.jpg

Просмотр мультфильма «Петушок и Солнышко»

Цель: учить детей внимательно смотреть сказку, сопереживать ее героям.

C:UsersСветланаDesktop61.jpg

Оригами «Солнышко»

Цель: учить детей создавать образ солнца с помощью техники оригами.

C:UsersСветланаDesktopmaxresdefault.jpg

«Я и солнышко – друзья»

Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения. Прививать основы здорового образа жизни.

Ход развлечения.

Ведущий.

-Кто мне может дать ответ?
Летом греет, зимой – нет!
Весь мир обогревает,
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все…

Дети.

 — Солнце!

Ведущий.

 Сегодня у нас необычный день — 3 мая мы отмечаем день рождения Солнца.

 -Мы сегодня, всем на диво
В гости Солнце пригласили!

В небе ясно солнышко пироги пекло,

Попросили  мы, чтоб оно пришло.

С ясным солнышком веселее жить.

Будут наши дети с солнышком дружить.

 Дети –чтецы.

1. В небе солнце катится,

Словно жёлтый мячик,

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

2. Выйди, выйди, солнышко,

Посвети щедрее,

Улыбнись нам ласково,

Сделай нас добрее!

 3. Солнышко,  покажись!

Красное,  снарядись!

Выйди  поскорее,

Будь  к  нам  подобрее!  

Дети хором.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко (пружинка)

Твои детки плачут

По камушкам скачут! (прыжки на месте)

Ведущий.

 — Побежало  солнышко

Золотой  дорожкой,

И  попало  солнышко

Прямо  к  нам  в  окошко!

Входит Солнышко.

Солнышко.

Здравствуйте, ребята!

Я солнышко лучистое,

Доброе, золотистое.

Рано – рано я встаю,

Всех детишек разбужу.

Просыпайте спозаранку,

Будем делать мы зарядку.

Под музыку проводится ритмическая гимнастика

«Солнышко лучистое»

Ведущий. 

Вот какие молодцы,

Повеселились от души.

Солнце приготовило для нас интересные игры. Вы готовы играть?

Игра «Загорай, но не сгори!».

Дети становятся в круг вокруг Солнца. Оно называет разные части тела, которые должны подставить солнцу (ладошки, нос, лоб, колени, пятки, живот), но как только солнышко хочет их коснуться, дети должны их спрятать.

Ведущий.

  -Солнце  разгорается,

Праздник  продолжается!

Сколько  у  солнышка  ярких  лучей,

Столько  у  нас  забав  и  затей!

Мы  стихи  ещё  про  солнца  знаем,

Их  сейчас  вам почитаем.

Дети -чтецы:

1. Утром  солнышко  встаёт, 

Спать  ребятам  не  даёт.

Ну-ка,  детки,  подымайтесь,

Заряжайтесь,  поднимайтесь,

Аккуратно  одевайтесь

И  за  завтрак  принимайтесь!

 2. В  полдень  солнышко  в  зените,

У  него  лучи,  как  нити.

Землю  щедро  согревают,

Всех  к  обеду  приглашают.

3. Ну,  а  вечером,  ребята,

Всё  окутает  прохлада.

Солнцу  отдых  тоже  нужен,

А  ребятам —  вкусный  ужин.

Солнышко.

Замечательные стихи. Спасибо, ребята! А теперь я вам раздам свои лучики и приглашу на новую игру.

Игра «Кто быстрее выложит солнышко?»

Дети становятся в две колонны, у каждого в руках по ленточке, на расстоянии 6 метров – обручи. Дети по очереди бегут к обручу, кладут свою ленточку, бегут обратно, передают эстафету. Игра заканчивается, когда все дети положат свои ленточки – лучики.

Ведущий.

В день рождения прими от нас песню.

Дети поют песню «Выглянуло солнышко» сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова

Солнышко.

Спасибо, мои дорогие. Чудесная песенка. А теперь продолжаем играть.

Посмотрите, желтый мяч так похож на солнышко. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Горячее солнышко»

Ты катись, катись, горячее солнышко. 
Быстро, быстро по рукам. 
У кого горячее солнышко, 
Тот сейчас станцует нам. 
Дети под весёлую музыку, по кругу передают «горячее солнышко», когда музыка заканчивается, у кого солнышко остается в руках, тот танцует с ним. 

Солнышко.

А сейчас немного отдохнем. Я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.

Загадки.

1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет, 

Не фонарь, а ярко светит, 

И не пекарь, а печет?        (Солнце) 

2.Утром бусы засверкали, 

Всю траву собой заткали, 

А пошли искать их днем, 

Ищем, ищем — не найдем?     (Роса)

3.Он зеленый, по — прыгучий,

 Совершенно неколючий,

 На лугу весь день стрекочет, 

Удивить нас песней хочет?      (Кузнечик) 

4.После дождя бывает, 

полнеба закрывает. 

Дуга красивая, цветная,

Появится, затем растает?    (Радуга) 

5.На зеленой хрупкой ножке,

Вырос шарик у дорожки. 

Ветерок прошуршал,

И развеял этот шар?    (Одуванчик)               

  6. Самый маленький жучок

  В черных крапинках бочок. 

                                            (Божья коровка.)

7. Кто смыл сор и грязь с тропинки, 

Напоил листы, травинки,

Отгадал загадку ежик,

Он фырчит: … Пролился … 

                                (Дождик)

8. Стоят в поле сестрички,

 Желтый глазок, белые реснички. 

                                (Ромашка.)

Солнышко.  А сейчас я хочу поиграть в самую любимую мою игру.

Игра «Заря-Заряница».

Дети стоят в кругу, водящий с платочком – за кругом. Под песню дети идут хороводом в одну сторону, водящий – в другую.

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

В конце песни ребенок с платочком останавливается между двумя детьми, протягивает платочек. Проговариваются слова: «Раз, два, не воронь, а беги как огонь!» и двое детей бегут в разные стороны. Водящим становится тот, кто первым взял платочек.

Ведущий.

 -Вот и  подошёл  к  концу  наш  праздник  Солнца. Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого просто нужно стать добрее и улыбнуться друг другу.

А  ещё  я  хочу  вам  пожелать,  чтобы  ваши  родители почаще  называли  каждого  из  вас  «моё  ты солнышко!».

 Песня «Пусть всегда будет солнце».

Солнце:

 -Я  хочу  вам дать  совет:

Чтобы быть здоровым,

Надо быть весёлым!

Бегайте, скачите,

Прыгайте, пляшите!

Будет самый интересный
В нашей встрече миг сейчас!
Всем ребятам пожелаю
От души здоровья я
И подарок вручаю
Вам на память от меня! (даёт  воспитателю  сладкое угощение  в  виде  солнца)

Ведущий.

 — Давайте скажем Солнышку «спасибо» и помашем ему вслед.

Солнышко уходит.

В группе после праздника проводится «солнечное чаепитие»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

 Цель: создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о солнце, его значении в жизни людей и природы.

развитие мышления, памяти и речи (расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);

развитие общей и мелкой моторики.

обогащение и активизация словаря за счет слов, различающих различные эмоции, чувства, настроения и их оттенки;

воспитание открытого проявления социальных эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесным, творческим);

воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса.

слушание музыкальных произведений, разучивание песен, хороводов, музыкальных игр.

Оборудование: картинки, игрушка солнышко, аудиозаписи, видеотека.

1-я половина дня.

Утренняя беседа.

«День Солнца»

Цель: познакомить детей с историей праздника.

Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) в 1994 году решило создать этот праздник. Это было сделано с целью привлечения внимания общества к возможностям использования возобновляемых источников энергии.

В этот день по всей Европе организуются мероприятия различного рода, которые направлены на демонстрацию возможностей солнечной энергии.

Очень важно, что, забирая часть солнечной энергии, мы не привносим серьезных изменений в энергетический баланс планеты. В последнее время использование солнечной энергии становится все более популярным. Это связано с подорожанием других видов энергии. Сегодня производится большое количество различных товаров, работающих на солнечных батареях. Ведь этот вид энергии является дешевым и экологичным, позволяет избежать добычи и сжигания отравляющего топлива.

Утренняя гимнастика

«Солнышко лучистое» (аудиотека)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

Минутка приветствия

Цель: развить чувство ритма, интерес к происходящему, ко­ординацию движений, речь, память, внимание.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Рефлексия

Дети садятся в кружок и передают друг другу солнышко (меняя имена детей)

Вышло солнце из-за туч,
протянуло Кате луч.
Катя тронула рукою:
— Вот ты,
солнышко, какое!
Тёплый, маленький кружок…
Ну, куда же ты, дружок?

М. Фабиянский

НОД

«Солнце: что это?»

Цель: расширять знания детей о солнце, его значения для природы, людей.

Солнце представляет собой центральную и единственную звезду Солнечной системы, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы. Солнечное излучение принимает участие в процессе фотосинтеза, оказывает непосредственное влияние на погоду, климат и смену времен года на нашей планете. Продолжительность солнечного дня очень сильно влияет на жизнедеятельность организмов.

Кстати, Солнце светит беловатым светом, но, проходя через атмосферу Земли, он становится жёлтоватым.

Люди издревле поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры. Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния.

Солнце излучает ультрафиолет, который обладает антисептичес-кими свойствами. Его можно использовать с целью дезинфекции воды и различных предметов. Это излучение также способно вызывать загар на коже человека, и обладает некоторыми другими биологическими эффектами – к примеру, оно способствует выработке в организме человека витамина Д. Нужно отметить, что большие дозы ультрафиолетового излучения вредны для нашего здоровья – они способны вызывать солнечный удар и некоторые другие проблемы. Поэтому людям в летний период, когда солнце является наиболее активным, нужно защищаться от его лучей. Для этого мы носим головные уборы, солнцезащитные очки и пользуемся солнцезащитными кремами.

Викторина

«Солнечная викторина»

— Солнце – это звезда или планета? (Это звезда.)

— Назовите самую солнечную геометрическую фигуру (Луч, круг.)

— Кто целый день печёт, жарит, а пирогами и блинами не угощает?

(Солнце.)

— Луна похожа на лимон, а солнце на… (апельсин).

— Солнце светит ярко, как… (костер, фонарь).

— Солнце такое же румяное, круглое, как… (блин).

— В небе солнышко цветет, как большой… (подсолнух).

— Любят солнце все вокруг, это наш хороший… (друг).

— Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (Солнечный луч.)

— Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик)

— У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (У солнечного.)

— В каких очках отправляются на пляж? (В солнечных очках)

— Как называют яркую, радостную, счастливую улыбку?

(Солнечная улыбка)

— Кто из героев сказки обращался к солнцу? (Королевич Елисей.)

— Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут… как? (Колобок)

— Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

А) Дюймовочке;                        б) Снегурочке;

в) Царевне-лягушке;                 г) Красной Шапочке.

Дидактическая игра «Подбери прилагательные».

Воспитатель говорит начало предложения, а дети добавляют слово

— Солнышко какое? (жаркое, теплое, ласковое, желтое, круглое, лучистое и т.п.)

Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Заучивание стихотворения

Е. Серовой

Отгадывание загадки

Встало утром солнышко

И гулять отправилось;

И на нашей улице

Все ему понравилось…

Побежало солнце

Золотой дорожкой,

И попало солнце

Прямо к нам в ладошку.

Встает рано, светит ярко

Греет жарко (Солнце)

Зрительная гимнастика

«Солнышко и тучки»

Цель: снятие зрительного напряжения.

Солнышко с тучками в прятки играло. 

(посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: 

(вправо-влево)
Серые тучки, чёрные тучки. 

(вверх-вниз)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. 

(закрыть глаза ладонями)
Продавало солнышко на весёлой ярмарке

Платья разноцветные, яркие — прияркие.
(поморгать глазками)
Приходил на ярмарку весёлый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.

Прогулка

«Солнце по небу гуляло»

Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями.

— Какие изменения в природе мы наблюдаем? Какой сейчас месяц весны? Чем он отличается от апреля? Что помогает природе? (солнце, дает свет и тепло). Изменилось ли солнце? (оно стало еще ярче, еще жарче). В какой части света оно появляется и куда уходит? (появляется на востоке и уходит на запад).

Чтение стихотворения Г. Бойко «Милое солнышко»

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Исследовательская деятельность.

Посмотреть на солнышко через солнцезащитные цветные очки. Калейдоскопы направить на солнце, в сторону. Когда интереснее смотреть?

Игра- развлечение с солнечными зайчиками.

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики,

Мы зовем их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там — и нет их там.

Где же, зайчики? Ушли.

Мы нигде их не нашли.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать двигательную активность детей, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.

Воспитание культуры еды.

Цель: продолжать воспитывать у детей культуру еды; аккуратно есть.

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед!

Поработай ложкой,
Скушай все до крошки!

2-я половина дня

Гимнастика пробуждения «Пробуждение солнышка»

Цель: поднять мышечный и эмоциональный тонус.

1. «Солнышко просыпается» — И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» — и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» — и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» — и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» — и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» — и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Ходьба босиком по «дорожкам закаливания».

Пальчиковая гимнастика

Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули.

(Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.

(Делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки,

(Ритмично сгибают и разгибают пальцы)
Тук – тук, молоточками,

(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками).
Хлоп – хлоп, лапоточками,

(Ритмично хлопают по коленям)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут детки на лужайке.

(Поскоки)

Упражнение на мимику.

Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.

Просмотр мультфильма «Петушок и Солнышко»

Цель: учить детей внимательно смотреть сказку, сопереживать ее героям.

Оригами «Солнышко»

Цель: учить детей создавать образ солнца с помощью техники оригами.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания, полученные на занятиях астрономического кружка «Твое Солнышко»
  2. Дополнять и углублять знания и представления о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел
  3. Знакомиться с достаточно сложными и абстрактными понятиями, которые, согласно психологии, доступны младшим школьникам

Развивающие задачи:

  1. Развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, наблюдательность, любознательность
  2. Формировать умение логически мыслить и применять знания, полученные ранее
  3. Осуществлять открытие «мира красоты и красоту мира», дать простор радостному эмоционально-образному восприятию мира

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувства дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно относиться к выполнению порученного дела
  2. Развивать интерес к астрономии и космонавтике
  3. Осуществлять экологическое воспитание

Учебно-наглядный комплекс: Плакаты: «Праздник Солнца», «Солнышко любимое наше». Буклеты: «Стихи о Солнце», «Загадки о Солнце», «Пословицы и поговорки о Солнце», «Песни о Солнце», «Народные приметы, связанные с Солнцем». Репродукции картин, связанные с изображением Солнца. Выставка книг. Таблица «Солнечная система». Материалы к аукциону «Солнечный букет», карточки с пословицами, эмблема Солнца, вырезки из газет и журналов с публикациями о Солнце. Записи песен. Блины

Подготовительный этап: Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. Под руководством учителя учащиеся подбирают материал, составляют выше перечисленные буклеты и другую наглядность.

Учащимся раздаются слова стихотворений и песен для предварительной подготовки. С ними проводится несколько занятий по подготовке к празднику.

Место проведения: Актовый зал школы

Участники мероприятия: Учащиеся 2 класса – члены астрономического кружка

Содержание праздника: Солнце – главный источник жизни на Земле, поэтому люди с давних времен преклонялись перед ним и воспевали его.

Ход мероприятия

Учитель: Лунная ночь. Мягкий серебристый свет луны заливает землю. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна постепенно опускается все ниже и, наконец, исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся ещё ярче.

Проходит ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится все слабее. Небо с каждой минутой светлеет, теперь звезд не видно совсем. И, наконец, у самого горизонта появляется край Солнца! Начинается новый день! Так продолжается на Земле каждый день уже миллионы лет!

Земля наша – единственная живая планета в Солнечной системе, и источником жизни на ней является Солнце. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и холод царили бы на земном шаре.

Во всей Вселенной для нас – землян – нет ничего щедрее и справедливее этого светила. Оно действительный Бог нашего мира.

Наш праздник сегодня мы посвящаем Солнцу! (Выходят дети в русских народных костюмах).

  1. Наши предки – древние славяне почитали Солнце как божество. Имя ему было – Ярила.
  2. Зимой Ярила сердился на людей. Не грел. Светил мало. И люди взывали к Богу, заклинали Солнышко.
  3. Нам зиму провожать,
    Весну-красну закликать.
    С солнышком, с цветами,
    С песнями, с журавлями.
    Побежит кругом вода,
    Растает снег, не будет льда!
  4. Где ты, солнце, в самом деле?
    Мы совсем окоченели.
    Без тебя вода замёрзла,
    Без тебя земля промерзла,
    Все озябли, все простыли,
    Все продрогли, приуныли.
    Выйди, солнышко, скорей,
    Приласкай и обогрей!
  5. Солнышко-вёдрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись!
  6. Солнышко, колоколнышко,
    Выйди из-за облышка!
    Сядь на пенёк,
    Разгуляй весь денёк!
    Солнышко, повернись!
    Красное, разожгись!
    Красное солнышко,
    В дорогу выезжай!
  7. Солнце, встань! Покажись!
    На гнедом прокатись!
    На гнедом, золотом
    Поскачи прямо ввысь!
    Все края посети!
    Все поля освети!
    Дай любому ростку
    По листку и цветку.
    Все холмы озари,
    Все ручьи отвори,
    Малышей приласкай,
    Всем по солнышку дай!
    А мы вслед за тобой
    Выйдем в поле гурьбой,
    Будем петь и играть,
    И ручьи догонять.
  1. Солнышко, покажись!
    Красное, снарядись!
    Чтобы год от года
    Давала нам погода:
    Тёплое летечко,
    Грибы в берестечко,
    Ягод в лукошко,
    Зелёного горошка!
  2. В марте Ярила добрел. Его сияющий лик всё дольше оставался на небе. Снега таяли. Весенние ветры струились над землёй. Люди радовались теплу, свету и на радостях устраивали в честь Ярилы праздники. Угощением на тех праздниках были блины (показ) – хлебные портреты Ярилы-Солнца.
  3. Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за полгода – за весну и лето. Называются они яровые. Легко догадаться, откуда такое название. Оно от Ярилы, согревшего землю после зимней стужи.
  4. В фольклоре Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

Учитель: Много загадок было посвящено Солнцу (показ буклета «Загадки о Солнце).

(Ребята загадывают загадки о Солнце и других небесных телах)

  1. Без него плачемся,
    А как появится –
    От него прячемся. (Солнце)
  2. Что выше леса,
    Краше света,
    Без огня горит? (Солнце)
  3. Голубой платок,
    Красный колобок
    По платку катается,
    Людям усмехается. (Солнце и небо)
  4. Кто-то утром, не спеша,
    Надувает красный шар,
    А как выпустит из рук –
    Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
  5. Катится вертушечка,
    Золотая коклюшечка,
    Никто её не достанет,
    Ни царь, ни царица,
    Ни красная девица. (Солнышко)
  6. По небу ходит
    Маляр без кистей.
    Краской коричневой
    Красит людей (Солнце)
  7. Один костер
    Весь мир согревает (Солнце)
  8. Ночью скроется – спит,
    Утром выйдет – печку растапливает,
    Днем – поджаривает,
    К вечеру — свою сковороду
    Красной показывает (Солнце)
  9. Вечером умирает,
    Утром – воскресает (Солнце)
  10. Золот хозяин – на поле,
    Серебрян пастух – с поля (Солнце и Месяц)
  11. Пламя не больше чаши,
    А весь народ греет (Солнце)
  12. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печет (Солнце
  13. Золотое яблочко по небу катится:
    А улыбки-лучи
    Очень горячи (Солнце)
  14. Среди неба голубого
    Яркий блеск огня большого,
    Не спеша огонь тот ходит,
    Землю-матушку обходит,
    Светит весело в оконце,
    Ну, конечно, это …(Солнце)
  15. Гадай, гадай, угадывай,
    Загадочку разгадывай!
    Был у нашей мамы
    Золотой клубочек,
    Рано утром в небо
    Мать его бросала.
    Целый день катился
    Он над облаками,
    Целый день катился
    Он по небосклону.
    А под вечер падал
    Посредине моря –
    Голубое море
    Золотом сверкало
    Отгадали, отгадали,
    Мы его видали.
    Золотой клубочек –
    Солнце золотое!

Учитель: Ребята, загадок о Солнце очень много. Но вы и сами можете придумать свои загадки, ребята.

Кроме загадок, много пословиц и поговорок сложил народ о Солнце. Поиграем в игру «Собери пословицу». На столе две стопки карточек. В одной стопке – карточки с началом пословицы, а в другой – с окончанием. Нужно собрать пословицу полностью и правильно.

-При солнышке тепло / при матери добро

-Не всё ненастье / проглянет и солнышко красно

-Солнце низенько / так и вечер близенько

-Кто рано встает / тому Бог подаёт

-Солнышко садится / у работника живот веселится

-Солнце, как родная матушка / никого не обидит

Учитель: А сколько народных примет связано с Солнцем!

1 ученик: Чистое небо при заходе Солнца – будет хорошая погода, а покрытое тучами – к ненастью

2 ученик: Солнце, восходящее рано и ясно, предвещает хороший день, а если выходит бледное и из облаков, то будет дождь

3 ученик: Светлый кружок около Солнца – переменится погода

4 ученик: В продолжительное ненастье птицы вдруг начали петь – жди солнышка

5 ученик: Если весной снег тает от солнышка – к урожаю, а от дождя – к засухе

Учитель: Звезду по имени Солнце воспевали поэты разных стран и народов

1 ученик: Аромат Солнца. К.Бальмонт

Запах Солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Всё сплелось в согласный хор,
Всё слилось в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной…
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вечным пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

3 ученик: Ах, как здорово! Пер. А.Громыхина.

Ах, как здорово кругом!
Лес и речка – рядом!
Искупаюсь, а потом
Побегу по ягоды!
Я уже почти большой.
Пусть устал немножко…
Хорошо нести домой
Солнышко в лукошке!

5 ученик: Солнце людям остаётся. З. Халил.

Стала ярче позолотца
Уходящих летних дней.
Ниже небо, меньше солнца,
Горы ближе и темней.
Но сияет в апельсинах
Солнце – доверху! – в корзинах!
Всходит жёлтою айвой
Над моею головой.
В краснокожие гранаты
Запечатаны закаты.
И выходит так, что Солнце
Для себя мы сберегли:
Солнце людям остаётся
В золотых плодах Земли.

2 ученик: Солнышко. Зинчёнков.

Нынче Солнце рано встало
С золотой постели,
Изумрудом засверкало
На верхушках елей.
Разбудило всех в лесу:
Мишку с медвежатами,
Черно-бурую лису
С хитрыми лисятами.
Лосей вывело гулять,
К заводи напиться.
От его лучей в полях
Нива золотится.
Все приветствуют его:
Взрослые и дети,
Потому что без него
Жить нельзя на свете

4 ученик: Ленивая пора. Н.Юркова

Ленивая пора –
Тридцать градусов жара.
Все поляны опустели.
Неподвижны сосны, ели.
Медленно течёт река…
Где же? Где же облака?
Спят, наверно, за утёсом.
Дремлют спицы на колёсах
Моего велосипеда.
Я в тени сижу, не еду…
Только Солнце светит ярко.
Видно, солнышку не жарко!

6 ученик: Сёстры. Ян Райнис.

Что заря рассветная,
Что заря вечерняя,
Обе дочки Солнышка,
Сёстры неразлучные.
Сёстры неразлучные,
А далёко отданы,
А далёко отданы
Молодым мужьям.
Западу – вечерняя,
А Востоку – ранняя,
Меж дворами этими –
Море да гора.
День – гора высокая,
Море – ночь глубокая.
Тянут сёстры рученьки
Да не дотянуть.

Учитель: Солнце прославляют и современные композиторы.

(Учащимися исполняется песня «Чтобы солнышко светило», стихи С.Фурина, музыка Н.Пескова)

  1. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтоб цвели в лугах цветы,
    Чтоб дружили я и ты
    Чтоб дружили я и ты

    Припев: За руки возьмёмся,
    Встанем в круг.
    Каждый человек
    Человеку друг!
    За руки возьмёмся,
    Пусть пойдет
    По земле
    Огромный хоровод

  2. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтобы пели утром птицы,
    Чтоб сияли счастьем лица,
    Чтоб сияли счастьем лица (Припев)
  3. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтоб на целом белом свете
    Спать могли спокойно дети,
    Спать могли спокойно дети, (Припев)
  4. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтобы не было грозы,
    Чтобы не было беды,
    Чтобы не было войны (Припев)

Учитель: Ребята, мы с вами очень много говорили и даже пели о Солнце. А что это такое – Солнце?

1 ученик: Это раскалённый плазменный шар с поверхностной температурой около 6 тысяч градусов.

2 ученик: Солнце – это небесное тело – звезда. Солнце – звезда жёлтого цвета и маленького размера по сравнению с другими звёздами, поэтому его называют жёлтым карликом.

3 ученик: Солнце – ближайшая к земле звезда. Оно находится на расстоянии всего лишь 150 млн. километров. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд.

4 ученик: Солнце образует Солнечную систему из 8 больших планет (показ таблицы) вместе со спутниками, более 100000 малых планет-астероидов, порядка 1 триллиона комет, а также бесчисленное количество мелких метеорных тел.

5 ученик: Поперечник Солнца в 110 раз больше поперечника Земли. Внутри такого шара, как Солнце, могло бы поместиться почти 1,5 миллиона земных шаров.

6 ученик: В мире всё когда-то возникает, появляется, и всё обязательно умирает, исчезает. Так и звезды, в том числе и наше Солнце. Оно появилось в результате гигантского взрыва 6 миллиардов лет назад. И оно исчезнет, постепенно превратясь из жёлтой звезды сначала в красную, затем в белую и, наконец, в чёрную мёртвую звезду. Угасание Солнца неизбежно, но нам оно пока не угрожает.

Учитель: По прогнозам учёных, через 600 миллионов лет планеты будут разрушены, в том числе и наша Земля, хотя Солнце будет продолжать слабо излучать свет и тепло неограниченно долго. Но оно уже не будет иметь для Земли никакого значения. Это всё будет не скоро, гораздо страшнее деятельность людей, которая приводит к необратимым процессам. Поэтому жизнь в нашем доме – на планете Земля – может исчезнуть гораздо раньше, чем угаснет Солнце. Всё это очень мрачно, поэтому мы должны радоваться каждому закату и особенно восходу Солнца.

Учитель: Всё тела, процессы, явления на Земле, так или иначе, связаны с Солнцем.

Ребята, давайте проведем аукцион знаний «Солнечный букет». (Заранее оформляется большой зимний букет. На белых «снежных» веточках висят разноцветные подвески – «солнышки». На каждом – загадка, связанная с Солнцем. Игрок выбирает «солнышко», читает загадку. Дети отгадывают её.)

1 игрок: В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький как Солнце, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2 игрок: Это очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел Солнышко, которое осветило его жёлтым лучиком. И с тех пор – светит Солнышко – раскрывается цветок, спрячется Солнышко – и цветок закрывает свои лепестки. А когда цветок постареет, то становится седым. (Одуванчик)

3 игрок: В Древней Руси растение это было названо в честь бога Солнца Ярилы. Богу Солнца Беленусу было оно посвящено и у древних кельтских племен. О страшной силе этого растения знали уже много веков назад. Человек, пожевавший его, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Отравление может быть смертельным. (Белена)

4 игрок: В Японии этот цветок называют цветком Солнца. Его изображают на денежных знаках, на флаге. (Хризантема)

5 игрок: По преданию этот цветок был самым первым на земле. Когда первый человек только обустраивался, ему во всем помогало Солнце, ни на минуту не сходящее с неба. Расставались друзья только для того, чтобы прилечь отдохнуть. Но, однажды днём, тучи затянули небо, и пошёл дождь. Когда Солнце снова выглянуло, человек взмолился: «Я не могу без тебя! Пожалуйста, разгони тучи навсегда и свети мне снова!»

«Я не могу это сделать, — возразило Солнце. – Лучше я пошлю тебе своего маленького брата. Он очень похож на меня и всегда знает, где я». Так появился на земле … (Подсолнечник). Человек лелеял его, но цветок не обращал на него внимания – он смотрел только на Солнце.

6 игрок: Петухи назывались в Индии «солнечными птицами», «певцами утренней зари». О чем сообщали они древнему индусу? Древние индусы верили, что, когда садится Солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи побели дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете петухи сообщали: злые духи покинули Землю.

Учитель: Ещё несколько фактов из жизни Солнца.

  • Солнце – знак сильной царской и королевской власти. Известны солнечные правители: Людовик – Король – Солнце во Франции; Владимир – Красное Солнышко на Руси; Солнечный Лик – властитель города индейцев майя в северной Америке.
  • Страной восходящего Солнца называют Японию. На белом полотнище в центре изображено Солнце.
  • С культом Солнца обычно отождествляется знак Зодиака – Лев.
  • Эмблема Солнца – огонь.
  • Металл Солнца – золота.
  • Образ Солнца в человеке – сердце.
  • «Солнечное затмение», «Солнечные пятна», «Солнечная корона», «Солнечный ветер» — всё это существует на самом деле.
  • Дитя Солнца – солнечный зайчик.

Ученик: (читает стихотворение А.Громыхина «Солнечные зайчики»)

Солнечные зайчики бегают по стенкам,
Солнечные зайчики садятся на коленки.
Исчезают зайчики, лишь начнёт смеркаться…
Почему бы зайчикам на ночь не остаться?
Я бы уложила их с куколками рядом
И жила бы день и ночь в нашем доме радость!

Учитель: Про Солнце можно говорить бесконечно. Но на нашем празднике всё сказать невозможно. Кого заинтересовал этот вопрос, обращайтесь к своим друзьям — книгам (показ выставки книг). Они помогут вам узнать много нового и интересного. А мы заканчиваем наш праздник.

1 ученик:

Встанем утром рано,
Выглянем в окно,
Смотрит с неба Солнце,
Светит нам оно.

2 ученик:

Солнце всем одинаково светит,
И живём мы под Солнцем одним,
Значит, должен быть мир на планете,
Если все мы его захотим.
(Песня «Солнечный круг»)

27.05.2019

Конспект мероприятия «День Солнца»

Колесник Елена Алексеевна

конспект мероприятия на тему «День Солнца», включающий в себя интеграцию социально-коммуникативную , речевую, художественно-эстетическую, познавательную области. данная разработка рассчитана на среднюю группу ДОУ.

Оценить




2265

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗДОРОВЬЕ»

Конспект мероприятия

«День солнца»

В средней группе

Воспитатели:

Гусейнова М.В.

Колесник Е.А.

г. Ставрополь

2019 г.

Тема: «День солнца»

 Цель: создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о солнце, его значении в жизни людей и природы.

Задачи:

Образовательные:

 конкретизация и углубление знаний о значении солнца;

развитие навыков общения средствами музыкальной игры;

развитие мышления, памяти и речи (расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);

 развитие общей и мелкой моторики.

Развивающие:

обогащение и активизация словаря за счет слов, различающих различные эмоции, чувства, настроения и их оттенки;

Воспитательные:

обогащение эмоциональной сферы ребенка;

воспитание открытого проявления социальных эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесным, творческим);

воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса.

Предварительная работа:

цикл бесед о солнце;

чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и загадок о Солнце;

 рисование на тему «Солнышко лучистое»;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Оборудование: интерактивная доска, игрушка солнышко, аудиозаписи, видеотека, жёлтый картон, жёлтая бумага с нарисованными полосками (длина 14, см, ширина 1 см),клей – карандаш, ножницы, фломастеры.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Тема нашего занятия спряталась в загадке. Давайте вместе ее отгадаем.

Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)!

Праздник, «День солнца»  отмечается ежегодно в мире 3 мая. По сути, солнце является  звездой, которая расположена наиболее близко к  Земле, все остальные звезды расположены на более дальнем  расстоянии от нашей планеты. Наша Земля, как известно практически всем в настоящее время, вращается вокруг Солнца.  Наше Солнце необходимо нам в первую очередь для жизни, без его света и тепла мы не смогли бы существовать.

Солнце является для Земли, нашей планеты мощным  источником космической энергии. Тепло и свет, которое оно дает, необходимы не только людям, а также растениям и населяющим нашу планету животным. Следует  отметить, что благодаря солнцу у нас есть  воздух и вода. Ведь при низкой температуре  воздух превратился бы наверняка  в жидкий азотный океан, вся вода бы замерзла, а суша обледенела. Земля, наша планета на которой мы живем, возникла около солнца и благодаря ему  на ней зародилась жизнь.

Люди издревле поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры. Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния.

Солнце излучает ультрафиолет, который обладает антисептическими свойствами. Его можно использовать с целью дезинфекции воды и различных предметов. Это излучение также способно вызывать загар на коже человека, и обладает некоторыми другими биологическими эффектами – к примеру, оно способствует выработке в организме человека витамина Д. Нужно отметить, что большие дозы ультрафиолетового излучения вредны для нашего здоровья – они способны вызывать солнечный удар и некоторые другие проблемы. Поэтому людям в летний период, когда солнце является наиболее активным, нужно защищаться от его лучей. Для этого мы носим головные уборы, солнцезащитные очки и пользуемся солнцезащитными кремами.

(во время рассказа воспитателя на интерактивной доске листаются картинки с изображением солнца)

2.«Солнечная викторина»

— Солнце – это звезда или планета? (Это звезда.)

— Назовите самую солнечную геометрическую фигуру (Луч, круг.)

— Кто целый день печёт, жарит, а пирогами и блинами не угощает?

(Солнце.)

— Луна похожа на лимон, а солнце на… (апельсин).

— Солнце светит ярко, как… (костер, фонарь).

— Солнце такое же румяное, круглое, как… (блин).

— В небе солнышко цветет, как большой… (подсолнух).

— Любят солнце все вокруг, это наш хороший… (друг).

— Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (Солнечный луч.)

— Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик)

— У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (У солнечного.)

— В каких очках отправляются на пляж? (В солнечных очках)

— Как называют яркую, радостную, счастливую улыбку?

(Солнечная улыбка)

— Кто из героев сказки обращался к солнцу? (Королевич Елисей.)

— Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут… как? (Колобок)

— Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

А) Дюймовочке;                        б) Снегурочке;

в) Царевне-лягушке;                 г) Красной Шапочке.

3. физ. минутка «Солнышко лучистое» (аудиотека)

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

4.Исследовательская деятельность.

Я всегда со светом дружен,

                              Если солнышко в окне,

                              Я от зеркала, от лужи

                              Пробегаю по стене.

Воспитатель.Ребята, о чем говорится в этой загадке? Правильно, о солнечном «зайчике! Пригласим в нашу группу много солнечных зайчиков? Вы мне поможете? (Раздаю зеркала детям)

Воспитатель.Ребята, давайте посмотрим, как появляется солнечный «зайчик» (рассматриваем его). Да, солнце попадает на наше зеркальце и на стене появляется его отражение — солнечный «зайчик» (предлагаю детям самостоятельно поиграть с солнечными лучиками и помогаю тем, кто не может поймать отражение солнца).

— Ребята, сейчас сядьте на стульчики. Найдите его, где солнечный зайчик (направляю зеркалом по всей группе) . Представьте, что Солнечный зайчик! Заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал по вашему лицу; нежно погладьте его ладонями. Вот, он побежал по лбу, по носу, по щекам. Погладьте его. Откройте глаза.

5. Аппликация.

Воспитатель.Ребята, вы такие молодцы! А сейчас предлагаю вам сделать каждому свое солнышко. Пусть оно греет вас даже в самые пасмурные и холодные дни.

Для работы нам понадобиться бумага и картон жёлтого цвета, ножницы, клей, фломастеры. Свои творческие работы мы будем делать в технике — аппликация. Для начала мы выстрижем круг из жёлтого картона.

Но какое солнце без лучей. Лучи мы с Вами будем делать в технике объёмной аппликации, используя полоски бумаги. Полоски бумаги мы должны с вами выстричь.

Выстригание полосок.

А теперь возьмите полоску жёлтой бумаги и аккуратно согните её пополам, не прижимая середину, соедините её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепите клеем.

Дети самостоятельно проделывают данный этап работы.

— Молодцы. Вы научились делать лучи для солнца. Теперь нам нужно приклеить их на круг.Выполнение работы приклеивание лучиков.

— Теперь выстригаем второй круг из цветной бумаги и приклеиваем на лучи.

А сейчас мы должны дорисовать портрет солнышка.

Дети рисуют «лицо» солнышка фломастерами .

-Солнышко, покажись!

Солнышко, улыбнись!

— Давайте полюбуемся на наши солнышки.

И чтобы у нас всегда было тепло и светло мы украсим солнышками нашу группу.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/362092-konspekt-meroprijatija-den-solnca

Также вас может заинтересовать

  • Тренинг по профилактике «эмоциональнального выгорания» у педагогов ДОУ
  • Конспект совместной деятельности воспитателя с детьмив подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающей технологии «Подвижные игры» «Путешествие в русскую деревню»
  • Постройка для инопланетянина
  • Конспект совместной деятельности в старшей группе в центре «Пожарная безопасность»
  • Конспект занятия на тему: «Дуслыкның көче»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Мероприятие для детей начальных классов «День солнца».

Ведущий: -Кто мне может дать ответ?
Летом греет, зимой – нет!
Весь мир обогревает,
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все…

Дети:

 — Солнце!

Ведущий:

-Мы сегодня, всем на диво
В гости Солнце пригласили!

В небе ясно солнышко пироги пекло,

Попросили  мы, чтоб оно пришло.

С ясным солнышком веселее жить.

Будут наши дети с солнышком дружить.

Выходят  дети –чтецы.

1. В небе солнце катится,

Словно жёлтый мячик,

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Выйди, выйди, солнышко,

Посвети щедрее,

Улыбнись нам ласково,

Сделай нас добрее! (смотрит  по  сторонам,  пожимает плечами)

 2. Солнышко,  покажись!

Красное,  снарядись!

Выйди  поскорее,

Будь  к  нам  подобрее!  (смотрит  по  сторонам, отрицательно  качает  головой

Выбегает веснушка.

Веснушка: беда! Беда! Страшный крокодил наше солнце проглотил!

Под музыку выходит крокодил

Крокодил: да, да, да! Я проглотил ваше солнце. И я вам его не отдам.

Веснушка: что же нам теперь делать без солнышка?

Крокодил: спойте мне песенку, а подумаю, может и верну вам солнце

Песня «Солнышко проснулось»

Крокодил: да, песенка красивая, и вы молодцы, но я все равно не верну вам солнце. Я бы вернул, но только умным детям.

Веснушка: а наши дети умные.

Крокодил: а вот вы мне это и докажите.

Веснушка: сейчас, сейчас. У меня есть листочек, там записано как доказать что мы умные. Достает листочек. Читает.

1.умные дети знают ответы на следующие вопросы:

1.Любят солнце все вокруг, это наш хороший. (друг)

2Хоть без ножек и без рук по небу гуляет круг.

Он гуляет только днем. Ночью круг мы не найдем.

Догадались, что за круг освещает все вокруг?

Это в ясный день в оконце светит ласковое … (Солнце)

3Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет.

У него нет лап и ушек. Нет его среди зверушек.

Скок-поскок то там, то тут.

Знаешь, как его зовут? (солнечный зайчик)

4Лучик солнца золотистый пробежал по лицам чистым.

Вале, Тане и Ванюшке разбросал на нос. (веснушки)

5Припекает солнце ярко,

Режут глазки у Тамарки:

Держат ушечки крючки

В чёрных стёклышках… (очки)

6Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел – значит, новый день пришёл (солнечный луч)

7Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь — недовольна мама.

Я — шапка летняя … (панама)

8В синем небе, как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека.

Как зовут их?. (облака)

9По небесам оравою бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда из мешков течёт вода.

Спрячемся получше от дырявой. (тучи).

Веснушка: видишь, какие мы умные?

Крокодил: вижу, вижу. Но мне скучно! Но солнышко отпущу если поиграете со мной

Игра «Солнышко и дождик»

Веснушка: понравилась тебе игра?

Крокодил: понравилась, но солнышко все равно не отпущу, пока не расскажете стихи

Веснушка: хорошо, это мы можем, это мы умеем.

Солнышко лучистое,

Дарит нам тепло,

Солнечные зайчики,

Светят сквозь стекло!

Солнце встало высоко,

Стало на земле светло,

Сверху лучики летят,

Все вокруг согреть хотят!

Солнце в небе ярко светит,
Улыбается всем детям.
Я ладошки подниму,
Солнце крепко обниму.

А у солнца — сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.

Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется.

Веснушка: мы рассказали тебе стихи, спели песенку, поиграли. Отпусти пожалуйста наше солнышко. Нам без него очень плохо. Ребята, давайте все вместе попросим крокодила отпустить солнышко.

Дети просят крокодила.

Крокодил: ну хорошо, хорошо. Выпущу ваше солнце, но пусть мне солнце станцует танец, а то опять проглочу.

Выводит из-за кулис солнце.

Танец солнца и солнечных лучиков

Солнце: спасибо ребята, помогли меня освободить, теперь я буду светить вам и греть вас. Но мне пора возвращаться на свое место. До свидания, мы с вами будем видеться каждый день.

Солнце и лучики уходят.

Крокодил, веснушка:

С Днем Солнца, сегодня мы всех поздравляем,

Солнечных, погожих дней, от души мы желаем,

Пусть оно согреет вас и зимой и летом,

Озарит ваш путь земной, своим ярким светом!

Пусть свои рассветы вам дарит бесконечно,

И над нашею планетой пусть сияет вечно!

1.Любят солнце все вокруг, это наш хороший. (друг)

3Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет.

У него нет лап и ушек. Нет его среди зверушек.

Скок-поскок то там, то тут.

Знаешь, как его зовут? (солнечный зайчик)

2Хоть без ножек и без рук по небу гуляет круг.

Он гуляет только днем. Ночью круг мы не найдем.

Догадались, что за круг освещает все вокруг?

Это в ясный день в оконце светит ласковое … (Солнце)

4Лучик солнца золотистый пробежал по лицам чистым.

Вале, Тане и Ванюшке разбросал на нос. (веснушки)

5Припекает солнце ярко,

Режут глазки у Тамарки:

Держат ушечки крючки

В чёрных стёклышках… (очки)

6Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел – значит, новый день пришёл (солнечный луч)

7Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь — недовольна мама.

Я — шапка летняя … (панама)

8В синем небе, как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека.

Как зовут их?. (облака)

9По небесам оравою бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда из мешков течёт вода.

Спрячемся получше от дырявой. (тучи).

Веснушка: видишь, какие мы умные?

ВЕД.                Эй, люди добрые, поглядите на красно солнышко!

                          Улыбнитесь! Порадуйтесь!

                          Девицы красные! Добрые молодцы! Детвора шаловливая!

                          Станем песни петь, плясать, хороводы водить,

                          Чтоб никто не хотел уходить!

ВЕД.                 Угадайте – ка, что такое:

                           По заре зарянской катится шар вертлянский,

                           Никому его не обойти, не объехать.

                                                                    (СОЛНЦЕ)

ВЕД.                  Да и праздник – то у нас ДЕНЬ СОЛНЦА

ВЕД.                  Что выше леса?  Что краше света?

                                                                    (СОЛНЦЕ)

                             (ВЫНОСЯТ СОЛНЫШКО НА ШЕСТЕ И НЕСУТ К ЖЮРИ)

                           — У нас гость дорогой, не купленный!! Честь им и хвала!        

                              Загадывайте желание!

                             (Жюри завязывает ленточки на лучиках солнца)

ВЕД.                 А сейчас самое время поиграть. Игра «Солнышко»

                                                 Гори, солнце, ярче!

                                                 Лето будет жарче,

                                                 А зима теплее,

                                                  А весна милее!

ВЕД.                Поиграли – отдохните. А мы сейчас начнем играть в  

                                 другую игру.

ВЕД.                 Разрешите представить наших гостей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЕД.              Разрешите представить участников конкурса.

                         Команда 5 класса – Солнечный зайчик

                         Команда 6 класса – Друзья солнца

ВЕД.                   Так восточные славяне поклонялись богу Солнца.

         Ярило-весень во яри еси во силе стани колом воспряни возъяри солнце златое донце размети стрелы во все пределы пребуди ярен пребуди славен буем восстании пребуди с нами! Слава! Гой!

Вырей – орелей  семя свято сей вей окрест полей света сурью лей перекрест огней жара не жалей  роди ярь полей полей земле благо всей!гой!

Яро буди вще – то живо вще – то живо яро буди возроди возъяри жито яро  жито яро буди вще – то живо яро буди яро буди вще – то живо! Гой!

Приехал к нам младой ярила ярый бог на белом коне зеленый как травушка росистый как роса привез жита колос да от солнца добрую весть! Слава яриле! Гой!

Ходил – бродил ярила по всему белу свету полю жито родил людям чады плодил куда ярила ногою там жито копною куда он взглянет там ярь взыграет! Слава яриле!гой!

ВЕД.                   КОНКУРС №1 – ИСТОРИЧЕСКИЙ

(кто первый ответит правильно, тот   получает один балл )

1.Как зовут бога Солнца у древних  египтян? (Амон-Ра)

2.С кем всю ночь сражается Амон – Ра? (с богом тьмы Апопом в образ змея)

3.Как зовут бога Солнца у восточных славян?  (Ярило)

4.Чем задаривали славяне Ярило? (яйца и зерно)

5.Назовите символы, которые держит Ярило в руках? (в правой руке символ жизни –сноп         колосьев, в левой символ смерти – череп)

6. Какие игры проводится в честь бога Ярило? (катание яиц с холма, кулачные бои, хождение по горячим углям)

Вед.  КОНКУРС №2

домашнее задание  (участники должны были выучить стихотворение про Солнце. Оценка – 5 баллов)

ВЕД,  КОНКУРС №3

 загадочный (Я загадываю загадки каждый правильный ответ -1 б., кто быстрее ответит тот и получает балл)

1.золотая кубышка на воде не тонет. (солнце)

2.из ворот в ворота лежит чурка золота.(лучи солнца, свет)

3.голубой платок, красный колобок,

  По платку катается, людям усмехается. (небо и солнце)

4.золот хозяин на поле,

   Серебрян пастух с поля.

   Хоть не видятся, а не сойдутя.(солнце и месяц)

5. хозяин спит –овцы на выгоне,

    Хозяин выглянет – овец не видно. (солнце и звезды)

6. без огня  горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.(солнце, туча ,река сердце)  

7. чего со стены не вырубишь? (солнце)

8.золотой ушел, серебряный пришел(солнце, луна)

9. Встанет выше коня,

    Ляжет выше кота.(солнце)

10 Гоню, гоню-не выгоню,
Зову, зову-не вызову,
А как время придет,
Само уйдет.
(Солнце и его лучи)

11.Летом греет, зимой холодит. (Солнце)

12.Из окна в окно-золотое веретено. (Солнечный луч)

13.Барыня на дворе, а рукава в избе. (Солнце)

14.Стоит дуб стародуб, на том дубе стародубе сидит птица веретеница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце на небе)

15.Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)

Вед. А сейчас прозвучит песня  «Солнце двадцать первого века»

Солнце двадцать первого века,

Над планетой нашей взойди,

Солнце двадцать первого века,

Тучи от людей отведи.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Мы дети солнца,

Мы дети солнца,

Живём на лучшей

Из всех планет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Солнце двадцать первого века,

В море жизни стань маяком,

Солнце двадцать первого века,

Светом озари каждый дом.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Мы дети солнца,

Мы дети солнца,

Живём на лучшей

Из всех планет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Солнце двадцать первого века,

Стань мечтою в каждой судьбе,

Солнце двадцать первого века,

Песню посвящаем тебе.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

ВЕД. Конкурс №4 «Сказочный»

 — вы должны прослушать отрывки из сказок и сказать как  

                                               называется сказка.

1. — Теплое, как наша кошка Мурка! А еще оно круглое и нежное, как живот коровы Марты! А лучи  

       его так же струятся, как парное молоко и водица, в которой купает меня мама. И солнышко

        веселое, как мои друзья!

— Из какой это сказки?
(Сказки планеты Земля. Солнышко и звезды.)

2

— Здесь все мое и все белое: белая хижина, белый сад, белая земля.
Потом он показал человеку другое место:
— А здесь владения ночного мрака Дуо, здесь все черное. Отсюда приходит темнота ночи.
Наконец он привел человека в третье место:
-Здесь владения Хивио-солнца. Тут все красное: красная хижина, красный огород, красная земля. Так уж заведено: за тьмою ночи всегда приходит свет солнца.

                                                     (В гостях у Солнца, Луны и Ночи)

3. На двадцать пятом этаже сидел воробей и радовался, оттого что раньше всех увидел краешек восходящего солнца.
Светило потягивалось длинными лучами, проникая во все прямые и косые улочки Ивантеевки, и ласково грело воробья. И у него в груди что-то взорвалось и чириканьем вырвалось на волю.
— Здравствуй, Солнышко! — воскликнул воробей.
Утреннее солнце нежно и мудро улыбалось в ответ.

— Чего верещишь? — прилетела Галка, — Червяка нашел на крыше, что ли?
— Тебе не понять, — ответил воробей.
— Где-то увидел хлебную корку? — появился откуда-то скворец.
— Да, нет же, — чирикнул воробей.
— Да, он вопит, потому что влюбился! — царапнула воздух гаканием чайка с помойки.
— Не угадал никто! — заключила ворона, — ха! Ха! Ха! Кар! Так чего же все-таки ты чирикаешь?
— Солнышко увидел, радуюсь.
— Оно ведь каждый день бывает! — удивились птицы.

                                                     (воробей и Солнышко)

4. А ненцы крепко спали, ничего не слышали. Наконец проснулись и не узнали своей земли. В тундре стояла темная ночь. Дул холодный северный ветер, бушевала пурга. Озера и реки покрылись толстым льдом.
С тех пор стало бродить несчастье по ненецким чумам. Дети рождались слабыми. Старики слепли от дыма костров. Не было солнца — приходилось в холодных темных чумах днем и ночью костры жечь. Раньше ненцы любили песни петь, а без солнца про песни забыли.

                           ( Как могучий орел вернул ненцам Солнце)

ВЕД.  КОНКУРС № 5 «Умелые руки»

           Из того материала который у вас на парте вам надо приготовить аппликацию на тему нашего праздника. Время пошло. Работы  сдаем жюри.

Вед.   Конкурс №6 «Пословица» за одну минуту вы должны написать пословицы про солнце. Баллы считать по количеству пословиц.

ВЕД.  Песня про «Солнышко»

Солнечные зайчики встали на заре,
Как тепло и весело стало на земле.
По тропинкам зайчики прыгают в лесу
Собирают раннюю росу.

Пара – па – пам…
По тропинкам зайчики
Прыгают в лесу
Собирают раннюю росу.

Плещет речка золотом
Выше в тишине
Солнечные зайчики пляшут на волне
Заглянули зайчики
В комнату мою,
С добрым утром, я уже встаю!

Пара – па – пам…
Заглянули зайчики
В комнату мою,
С добрым утром, я уже встаю!

ВЕД. И еще один конкурс №7

  1.Солнце –это звезда, она относится к группе (желтый карлик)

   2.кто первым увидел в телескоп темные пятна на Солнце (Галилео Галилей)

  3. какова температура на поверхности Солнца (6000 гр.)

  4. кто первым научно доказал, что центром мира является Солнце? (Николай Коперник)

  5. каково расстояние  Земли от Солнца? (150ьмлн.км)

  6. на небе Солнце и Луна нам кажутся одинаковыми, хотя мы знаем, что по размеру они сильно отличаются (разное расстояние)

 7. влияет ли Солнце на круговорот воды? (да)

 8. в каком году было решено создать этот праздник? 1994

 9. назовите праздники, которые праздновали на Руси в честь Солнца. (масленица, день летнего солнцестояния, день весеннего равноденствия)

10.назовите древние памятники которые связаны с Солнцем. (Мегалиты)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий всемирный день сердца
  • Сценарий встречи выпускников детского сада
  • Сценарий всемирный день сельской женщины
  • Сценарий встречи выпускников вуза
  • Сценарий всемирный день сельских женщин сценарий