Сценарий встреча солнца

Материал для учителей родного языка, воспитателей дополнительного образования.

Сценарий чукотского праздника «Встреча солнца»

«Тиркытир».

Звучит национальная музыка и звучит закадровый голос.

«В краю, у берегов Северного ледовитого океана, в краю вечной мерзлоты, живет северный народ. Чукчами он зовется, что в переводе означает «человек, богатый оленями». Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствие информации о прогрессе на земле, у них сложилось свое понятие о существовании жизни, свои праздники и свои устои. Об одном из праздников, сейчас мы вам и поведаем. Праздник этот называется «Тэркытир», или праздник встречи солнца…»

Начинает звучать национальный бубен и на сцену выходит Шаман (Энэныльын).

Чукча О, великий Энэныльын! Поведай нам откуда берет свои корни сей праздник. Праздник встречи солнца «Тэркытир», однако?

Шаман: Хорошо, расскажу я вам легенду о Возвращении солнца. Но все ли хотят услышать её, однако?

Все чукчи: Хотим! Говори шаман! Рассказывай!

Шаман: Тогда слушайте, народ чукчей, легенду про то, как храбрые и отважные наши предки, спасли солнце.

Давно это было, однако. В вечном мраке жили звери, птицы и люди. С трудом отыскивали они себе пищу. А все потому, что однажды злые духи – тунгаки, похитили у жителей тундры Солнце…

Тунгаки.

Они крадут солнце и прячут его под землей, повесив на вход огромный замок. На землю опускается сумрак. Тунгаки уходят.

Появляется Шаман. Бьет в бубен, и начинает созывать людей на большой совет.

Шаман: Жители тундры, братья и сестры! До каких же пор мы будем жить во тьме? Слышал я от стариков, что недалеко от нашей земли, живут тунгаки, похитившие у нас свет. Держат они наше Солнце в глубоком подземелье. Если победить тунгаков в состязании, и забрать у них солнце, то земля вновь озарится светом. Кого стоит нам послать за солнцем?

Чукча: Я думаю надо послать за Солнцем самого большого и сильного из нас – богатыря Алелекэ.

Все кричат: Алелекэ, Алелекэ! Он самый сильный! Он сможет забрать солнце!

Шаман: Но Тунгаки не только сильные, но и очень быстрые, однако. Не может Алелекэ с ними в быстроте равняться.

Чукча : Тогда, вместе с Алелекэ, за солнцем надо послать Гивынкэ. Он самый быстрый. Никому не угнаться за его оленьей упряжкой.

Все кричат: Правильно! Верно! Гивынкэ! Гивынкэ! Он самый быстрый!

Шаман: Это верно. Гивынкэ самый быстрый среди чукчей. Но, Тунгаки еще и очень ловкие. Не справятся Алелекэ и Гивынкэ с ними. Еще им в помощь кто-то нужен, однако.

Чукча: Самый ловкий среди чукчей Тыгрынкэв. С одного броска гарпуна бьет он тюленей и китов. Ловчее его нет на всем севере. Он поможет забрать солнце у Тунгаков.

Все кричат: Правильно! Верно! Тыгрынкэв! Тыгрынкэв! Он самый ловкий из нас! Пусть он идет!

Шаман: Но и это еще не все. Тунгаки очень хитрые. Могут так просто солнце не отдать. Нужен нашим богатырям еще помощник. Тот, кто сможет их перехитрить. Есть ли среди чукчей такой мужчина?

Чукча: Эмемкут! Он самый умный. Все он знает. Все секреты предков дарованы ему. Он сможет перехитрить Тунгаков.

Все кричат: Эмемкут! Эмемкут! Он самый умный! Пусть он идет! Он сможет перехитрить Тунгаков!

Шаман: Вот они, наши спасители! Алелекэ, Гивынкэ, Тыгрынкев и Эмемкут! Идите, и верните нам солнце! И пусть с вами будут духи предков!

4 мужчин отправляются в путь. Сделав круг по сцене, они останавливаются.

Эмемкут: Братья! Думается мне, даже если победим мы их в состязаниях, не отдадут нам Тунгаки солнце.

Алылекэ: Ты прав Эмемкут, могут обмануть нас.

Гивынли: Так что же делать нам братья?

Тэгрынкев: Как перехитрить проклятых тунгаков?

Эмемкут: Есть у меня одна задумка. Перед самым приездом к Тунгакам, оберните меня в оленью шкуру, и поднесите им как дар. Состязайтесь с ними, обо мне не думайте. Если Тунгаки не захотят отдавать солнце, мое появление будет для них сюрпризом.

Алылекэ: Молодец Эмемкут, хорошо придумал, однако!

Гивынли: Перехитрим злых Тунгаков!

Тэгрынкев: Вернем солнце чукчам.

4 мужчин  отправляются в путь и уходят за сцену.

На сцене появляются Тунгаки.

1 дух: Нет больше солнца на свете, теперь мы будем править тундрой.

2 дух: Не будет теперь пищи зверям и людям. И все они погибнут во мраке!

На сцене появляются мужчины чукчи.

3 дух: О великие духи, посмотрите, к нам люди пожаловали!

4 дух: Чего же вам надо, жители тундры?

Алылекэ: Пришли мы к вам, Тунгаки, с подарком. Вот молодой олень, для вас убитый. Просим мы взамен его  отдать нам солнце

Тунгаки смеются.

1 дух: Хотите назад солнце получить? Хорошо. Только просто так мы его не отдадим. Придется вам посоревноваться с нашими самыми сильными духами в мастерстве.

2 дух: Вот наш первый участник. Лучше него никто не владеет оленьей упряжкой. Обгоните его, мы, может быть, и вернем вам солнце.

Гивынли: Хорошо! Я готов с ним сразиться!

Начинается гонка. Гивынкэ побеждает.

Гивынли: Победил я вашего наездника. Отдавайте нам солнце.

3 дух : Не так быстро. Пусть кто-нибудь из вас сразиться с нашим самым ловким духом. Самый меткий он во всей тундре. Если сможете его победить, то может быть, и вернем вам солнце.

Тэгрынкев: Я буду состязаться с ним.

Метают гарпун в цель. Тэгрынкев побеждает.

Тэгрынкев: Победил я вашего духа, отдавайте нам солнце!

4 дух: Не так быстро, юноша. Сразитесь теперь с нашим самым сильным духом. Победите его в честной схватке, отдадим вам солнце.

Алылекэ: Я буду бороться с тобой.

Алелекэ побеждает.

Алылекэ: Победил я тебя дух, отдавайте нам солнце!

1 дух: Не бывать этому! Не отдадим вам солнце!

Алелекэ: Но вы же обещали?

2 дух: Мы вас обманули!

3 дух: Солнце мы вам отдавать не собирались!

4 дух: А собирались убить вас!

Все духи: Убить! Убить! Убить!

Тунгаки надвигаются на чукчей и хотят их убить.

В это время из оленьей шкуры выбирается Эмемкут, подходит к замку и срывает его.

Эмемкут: Эй, тунгаки! Не захотели вы по-честному состязаться, решили обмануть нас, так знайте, есть в тундре человек, который хитрее вас.

Эмемкут срывает цепи и солнце поднимается в небо.

Все чукчи: Ура! Слава победителям! Слава героям, добывшим солнце! Ура! Ура!

В это время за кадром голос:

«С тех пор, каждую весну, жители тундры встречают солнце и празднуют праздник «Тэркытир». В этот день они собираются вместе, приносят друг другу подарки, угощают оленьем мясом и душистым травяным чаем, участвуют в соревнованиях по борьбе, метанию гарпуна и в скачках на оленьих упряжках. Весь день они поют песни, а шаманы рассказывают легенду о том, как четверо мужчин спасли тундру от вечной темноты. Так и живет этот народ многие годы, и нет его счастливее на всем крайнем севере!»

Праздник Солнца

Сценарий ненецкого праздника, посвященногоСолнцу-хайеру!

Разработчики: Яндо Н.Т., руководитель музея

Дубовцева Т.Ф., заведующий отделом

Куокканен С.В., педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой

Аннотация.Сценарий театрализованного представления посвящён ненецкому празднику встрече Солнца. Конспект сценария расширит знания о народных традициях этноса Ямала, поможет в изучении истории наследия коренных народов Ямала. Праздник Солнца отмечают коренные жители тундры в первой половине января с наступлением нового временного периода, связанного с появлением после долгой Полярной ночи СОЛНЦА – ХАЯР. Начало конца «большой темноты», считали ненцы, это и есть начало Нового календарного года.

Цель:расширить знания обучающихся о народных традициях коренных народов Ямала, использую форму театрализованного представления.

Задачи:

ознакомление обучающихся с этническим ритуалом ненецкого праздника встрече Солнца;

приобщение детей к материальной и духовной культуре, истории ненцев;

воспитание национального самосознания, уважения к самобытности, культуре народов, проживающих на территории Крайнего Севера.

Оборудование.Музыкальный центр, видеопроектор, фонограммы этнической музыки, презентация, сценический чум, предметы быта (кухонный столик, тарелки, кружки, ложки), желтые ленточки, палка для проведения игры, имитация огня, ненецкие сумки.

На сцене темно. Звучит фон горловое пение или игра на варгане.

На экране – заголовок «Праздник Солнца».

Звучит голос: «Давным-давно, когда ненецкий народ не умел ни читать, ни писать, над тундрой вдруг появилось огненное раскаленное солнце. Народ был напуган, а Хозяйка тундры успокоила людей, рассказав им легенду о чуде небесном и благодати земной – Солнце – сыне земной женщины»

Выходит чтец(из правой кулисы) девочка в костюме Хозяйки тундры,

встаёт к экрану, рассказывает легенду о Солнце.

Чтец: Жила бедная женщина. Развела она однажды огонь в чуме и села возле огня со своим маленьким сыном. Вдруг из огня вылетела искра и обожгла кожу малыша. Малыш стал громко плакать, а женщина разозлилась и облила огонь водой, приговаривая: «Ах, какой ты неблагодарный! Я тебя кормлю, поддерживаю, ухаживаю за тобой летом и зимой, а ты обжёг моего сына!».

Вскоре в чуме стало холодно и темно. Хотела женщина развести огонь – а он не разгорается, тухнет. Побежала женщина в соседний чум – и там огонь потух. Во всех чумах стойбища, куда входила женщина, огонь угасал. Остался последний чум – Мудреца. Когда мать с ребёнком вошла в него, огонь стал трещать и чахнуть. Спрашивает жена мудреца: «Что же ты натворила, что наш священный огонь не хочет тебя принимать?» Женщина поведала о своей беде и ошибке, и услышала в ответ: «Для того, чтобы вернуть огонь в чумы стойбища, тебе придется отдать сына Хозяйке Огня». Делать было нечего. Чтобы спасти всех жителей стойбища от смерти, пришлось женщине отдать своего сына. Хозяйка Огня взяла мальчика и полетела с ним на небо. И превратился мальчик в Солнце. И с тех пор в тундре берегут огонь, который стал священным для любого её жителя.

Чтец уходит.

На сцене темно. Звучит фонограмма – вой ветра, завывание вьюги.

На экраненочное небо со звёздами.

Фон Вьюга стихает.

Звёзды тухнут, на сцене становится чуть светлее (светает)

На экране – вид зимней тундры.

На сцене слева чум (вид изнутри), спят хозяйка, хозяин. Хозяйка просыпается, встаёт, разводит огонь, садится шить,поёт песню народная ненецкая песня «Моё рукоделье» «Мань сед-ини» а-капельно или

Звучит фон женское пение на ненецком языке.

На сцене становится ещё светлее.

Хозяйка откладывает шитьё, будит мужа.

Хозяйка:Хасаваку, просыпайся! Ты не забыл, что сегодня у нас праздник Солнца, соберётся вся родня! Я дошила твою праздничную одежду, надевай!

Хозяин встаёт, облачается в одежду, поданную женой, при этом спрашивает:

Хозяин:А что же твой наряд?

Хозяйка:А я с утра пораньше уже нарядилась (показывает на свой наряд, выходит на середину с цены).(в зал): Ягушка моя сшита из четырёх летних шкур, внутри тоже мех – четыре осенних шкуры; (к мужу): Видишь – на моей ягушке не зря нашит узор в виде белки, — ведь белка – священное животное для ненцев! (муж подходит к ней, жена красуется) Ягушка на плечах, по краю бортов и рукавам обшита жёлтым и красным сукном, потому что красный цвет – это символ огня и родной крови, а — жёлтый – это солнце и тепло. Паяк мой – налобное украшение – тоже сегодня праздничный – расшит узором из бисера, а на кисах узор, напоминающий оленьи рога! По силуэту мой костюм напоминает форму чума.

Хозяйка:А теперь, Хасаваку, пойди, поприветствуй светило!

Хозяин переходит на правую половину сцены, поворачивается лицом к экрану, поднимает вверх руки, обращается к небу:

Хозяин:Я, старейшина нашего рода, благодарю тебя, небо, что мы пережили долгую зиму, которая подходит к концу, что вся семья наша жива-здорова, что на оленей наших не напала болезнь, а лайки наши сильны и послушны. Я прошу тебя, великий нум, разреши обратиться к сыну земной женщины – Солнцу-хайеру!

На экране сполох северного сияния.

Хозяйка(радостно):Небо разрешило!

Хозяин:Сын земной женщины – Солнце! Сегодня мы будем воспевать тебя, благодарить за тепло, которое ты нам даёшь, и радоваться твоему появлению на небе, что говорит о близком окончании долгой зимы! Выйди, светило, обогрей тундру! Фон (радостный, хвалебный).

На экране – восход солнца

Фон меняется (какая-то песня на ненецком языке радостная),

На экране: видео -едут гости на упряжках

(В это время чум со сцены убирают).

Далее с двух сторон из-за кулис выходят гости, приветствуют, обнимаются, звучат приветственные слова на ненецком языке .

Хозяин: Гости дорогие, прежде чем мы начнём праздновать, приглашаю вас на обряд очищения огнём!

На экране — светит солнце

Фон танцевальный, выбегают дети(танцоры) с деревянными полешками,

(происходит какое-то небольшое танцевальное действие, в конце они встают в круг, соединяют полешки над головами уголком в форме кострища, опускают их к полу, а когда расходятся – в центре танцует девочка в костюме огня – не знаю, как это сделать), На экране появляется заставка Огонь. дальше начинаетсяТанец вокруг огня- обряд очищения (короткий, из нескольких движений ), в него включаются все, кто есть на сцене.

Обряд очищения заканчивается.

На экране – солнце.

Хозяйка (после обряда): А чтобы светило было не только на небе, но и с нами на земле, пусть дети нарисуют солнце!

Фон танцевальный, танцевальная композиция «Хайерако-солнышко» (выбегают дети с красными, жёлтыми, оранжевыми лентами, что-то танцуют, в конце выкладывают ленты на полу в форме солнца, (лучи только сверху), появляется шаман, танцует в кругу). Артисты на сцене располагаются кто сидит, кто стоит – смотрят на танец.

Танец закончился, танцоры убежали, шаман остался, он начинает выбивать ритм, артисты на сцене поют песню «Праздник солнца» под сопровождение бубна шамана.

Хозяин:А ну-ка, гости, поиграем да померяемся силой и ловкостью!

Фон какой-то весёлый,

Игра «Перетягивание палки» (два человека берут палку за концы, один в центре солнечного круга, другой — за кругом. Тот, кто за кругом,- должен вытянуть из круга другого.

(2-3 пары). Во время игры звучат подбадривающие слова на ненецком языке .

Хозяин (обращаясь в зал):А теперь проверим на силу и ловкость наших гостей! (из зала выходят дети, играют на сцене, садятся снова в зал).

Хозяйка:Гости! Жертвенного оленя уже привели, приглашаю вас на угощение! (нужно или нет про жертвенного оленя?)

На экраневидео – ненцы едят мясо (если найдётся такое видео), гости на сцене вносят стол, рассаживаются вокруг, хозяйка и девочки начинают накрывать – ставят пиалы, хозяйка вносит на подносе лепёшку, ставит в центре стола со словами:

На экране – солнце.

Хозяйка:Угощайтесь праздничной лепёшкой, она такая же круглая и большая, как светило наше и земля-матушка!

Ребёнок из числа гостей берёт лепёшку и нож, хочет отрезать хозяйка его останавливает:

Хозяйка:Эдейко, сынок, остановись! Ненцы лепешку ломают руками, а не режут ножом, ведь лепёшка символизирует солнце и землю!

Каждый гость отламывает себе по кусочку.

Хозяйка: (обращается в зал к жюри сначала на ненецком языке, потом дублирует фразу на русском): Угощайтесь и вы, дорогие гости! Отведайте нашу праздничную лепёшку! (выносит к жюри блюдо Праздничная лепёшка — на подносе, покрытом полотенцем с национальным узором, лежит большая лепёшка, на ней несколько маленьких, рядом деревянные вилки, выструганные из палочек. На другом подносе выносят пиалы с ягодами – морошка, брусника, голубика и ложки деревянные.)

Хозяйка,Хозяин:Дорогие гости, наш праздник подходит к концу. Мы желаем вам долголетия, здоровья и добра. А чтобы ваши мечты и желания исполнялись – повяжите ленточку на наше Светлое дерево. По преданию, это желание сбудется в течение года.

Фон Ритуал «Светлое дерево»

Все участники действия на сцене повязывают ленточки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304889-prazdnik-solnca

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ТЭРКЫТИР» — ЧУКОТСКИЙ ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ СОЛНЦАСЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ТЭРКЫТИР» — ЧУКОТСКИЙ ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ СОЛНЦА

Работу выполнил — музыкальный руководитель МАДОУ 66 г.Екатеринбург Ромицына Александра Сергеевна 2020 г.

Актуальность театрализованной постановки:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова).

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Поэтому так важно в дошкольном возрасте знакомить детей с разными культурами и обычаями нашей многонациональной страны. Одной из форм приобщения к культуре является театрализованная деятельность.

Скачать конспект

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей интереса и уважения к народам России, в частности, к жителям крайнего Севера
  • способствовать развитию чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям чукотского народа.
  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
  • Расширять кругозор детей, развивать любознательность
  • обогащать и активизировать словарь
  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • познакомить воспитанников с чукотским народным костюмом
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Роли детей:

  • Шаман
  • Чукчи
  • Тунгаки

На сцене стоит яранга – жилище чукчей, в котором сидит ребенок, исполняющий роль чукчи-шамана. Рядом с ярангой лежит оленья шкура и висит солнце.

Голос за кадром: В краю, у берегов Северного ледовитого океана, в краю вечной мерзлоты, живет северный народ. Чукчами он зовется, что в переводе означает «человек, богатый оленями». Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствие информации о прогрессе на земле, у них сложилось свое понятие о существовании жизни, свои праздники и свои устои. Об одном из праздников, сейчас мы вам и поведаем. Праздник этот называется «Тэркытир», или праздник встречи солнца.

Звучит фоном народная чукотская песня Адан Ралтан, на вступлении шаман чукчей выходит на сцену Танцует ритуальный танец и усаживается около костра. (Бьет в бубен)

Ребенок-шаман:

Крайний Север – край снегов.

Не видать полгода солнца.

Неба тёмное оконце.

Звёзд серебряных покров.

Здесь оленями богаты –

Чукчи славные живут.

Песни славные поют,

Что душе чукотской святы.

Праздник чукчей на весь мир:

Встреча солнца – ТЭРКЫТИР

Шаман ходит по сцене

Шаман-ребенок:

Чтобы все люди жили во мраке,

Похитили Солнце духи ТУНГАКИ.

Чтобы все звери жили во мраке,

Похитили Солнце злые ТУНГАКИ.

Чтобы вся тундра окуталась мглой,

Чтоб не найти нам дороги домой.

Шама уходит в ярангу, тем временем, на сцену выходят Тунгаки и крадут солнце, прячут его под землёй, повесив на вход огромный замок, уходят. Из яранги опять появляется Шаман. Бьет в бубен, и начинает созывать людей на большой совет. На сцену выходят чукчи.

Шаман:

Жители тундры! Скажите вы мне:

Нравится жить вам без Солнца во тьме?

Голос за кадром: Жители тундры сказали в ответ:

Все: НЕТ!

Шаман:

Чтоб у тунгаков нам Солнце добыть,

Чтобы тунгаков лихих победить,

Надо послать нам того, кто хитрее,

Кто их сильнее, ловчей и быстрее.

1-й чукча:

Выше, сильней не найти человека

В тундре, чем наш богатырь Алелэка.

Все: АЛЕЛЭ́КЭ!

2-ой чукча:

Гивы́нкэ догнать – бесполезно стараться!

Им за упряжкой его не угнаться!

Все: ГИВЫНКЭ́!

3-й чукча:

Бьёт гарпуном Тыгрынкэв наш без лени

С броска одного и китов, и тюленей!

Север вы наш хоть сто раз обойдёте,

Только ловчее его не найдёте!

Все: ТЫГРЫНКЭВ!

4-й чукча (девочка):

Самый умный – Эмемкут!

По натуре он не плут.

Хоть по возрасту не стар,

Эмемкут имеет дар:

Все секреты наших предков –

Дар бесценный, чудный, редкий.

Сможет всех перехитрить,

Солнце красное добыть.

Все: ЭМЕМКУТ!

Шаман:

На правое дело без страха идите!

Ясное Солнце народам верните!

(Шаман бьёт в бубен. Звучит музыка. Появляются 4 оленя. Мужчины садятся на них. Все чукчи и шаман в ритуальном танце уходят, а 4 чукчи на оленях под музыку отправляются в путь. Сделав круг по сцене, они останавливаются.)

Эмемкут (обращается к братьям):

Братья! Когда мы врагов победим,

Если нам Солнца они не вернут,

С вами обманщиков перехитрим –

Кражу посеяв, утрату пожнут!

В шкуру оленя меня заверните

И как подарок тунгакам вручите.

Все:

Солнца нет нужней и краше!

Знаем: будет солнце наше!

Чукчи заворачивают Эмемкута в шкуру оленя. На сцене появляются Тунгаки. Они танцуют танец.)

1 дух:

Солнца больше нет на свете!

Тундрой правим мы! Ура!

2 дух:

Значит, взрослые и дети,

Погибать пришла пора!

Чукчи, увидев тунгаков, обращаются к ним

Алелэкэ:

Мы пришли с подарком к вам:

Молодой олень убитый. (показывает на завернутого в шкуру оленя чукчу)

Тыгрынкэв:

Солнышко верните нам.

Вот и будем с вами квиты.

Тунгаки:

Ха-ха-ха!

Значит Солнышко хотите?

Нас, великих победите!

Ха-ха-ха!

Голос за кадром: И начали соревноваться чукчи с тунгаками, кто быстрее проедет на оленьей упряжке.

Проводятся соревнования, кто быстрее проскачет на мячах.

Голос за кадром: Победили чукчи тунгаков, и стали требовать назад свое солнце!

Алелекэ:

Договор наш выполняйте

Что украли – возвращайте!

1 дух (девочка): Ишь, чего вы захотели

Обмануть мы вас сумели!

2 дух (девочка): Солнце вам не отдадим

Убить мы чукчей всех хотим!

Все духи: Убить! Убить! Убить!

(Тунгаки надвигаются на чукчей и хотят их убить. В это время из оленьей шкуры выбирается Эмемкут, подходит к замку и срывает его, достает солнце.)

Тыгрынкев: Обернитесь, оглянитесь

Эмемкута не боитесь?

Алелеке: Солнце наше он вернул

Вас самих он обманул

(Эмемкут срывает цепи и солнце поднимается в небо. Тунгаки пугаются света и все прячутся в пещере. Эмемкут вместе с друзьями вешают цепь на пещеру. В это время на сцену выходят все чукчи и празднуют свою победу.)

Все чукчи:

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Победителям – ура!

Будем славить до утра!

И закатим на весь мир

Славный праздник ТЭРКИТИР!

Звучит музыка, все чукчи начинают танцевать праздничный танец с солнцем в руках «Тэректир».

Шаман-ребенок: С тех пор, каждую весну, жители тундры встречают солнце и празднуют Праздник «Тэркытир». В этот день они собираются вместе, приносят друг другу подарки, угощают оленьем мясом и душистым травяным чаем, участвуют в соревнованиях по борьбе, метанию гарпуна и в скачках на оленьих упряжках. Весь день они поют песни, а шаманы рассказывают легенду о том, как четверо мужчин спасли тундру от вечной темноты. Так и живет этот народ многие годы, и нет его счастливее на всем крайнем севере!

< Предыдущая   Следующая >

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Кукольный спектакль для детей от 3,5 до 7 лет в форме интерактивного развлечения посвящен встрече Весны и первому дню празднования Широкой Масленицы.

Действующие лица:взрослые(куклы театральные: снеговик первый, снеговик второй, сова, белочка, медвежонок, зайка); взрослые (два скомороха и Весна-Красна); два ребенка (девочка и мальчик).

Декорации и атрибуты:куклы,сугробы, изображение солнца, подборка мелодий для музыкального сопровождения, презентация для обеспечения иллюстративного фона.

Содержание

Действие происходит зимой в парке. Неподвижно стоят два снеговика (муз. фрагмент №1).

Девочка: Какие получились у нас веселые снеговички! Правда?!

Мальчик: Да я бы их назвал снежными человечками! Только жако мне их!

Девочка: А, почему?

Мальчик: Ну как почему! Придет весна, а значит и солнышко. Недолго им осталось стоять здесь, ведь от солнца они растают. Эх!

Девочка: Да, жалко, ну ничего, не расстраивайся. Пойдем играть в снежки!

Девочка и мальчик убегают.

1-й Снеговик: Ой!

2-й Снеговик: Ты чего?

1-й Снеговик: А. почему мы здесь стоим?

2-й Снеговик: Так нас же сделали ребята. Они ушли, а мы остались здесь.

1-й Снеговик: Вспомнил я… Когда мы еще были неживые, какой-то голос сказал, что этим снежным человечкам жить недолго: придет весна, выглянет солнышко и растопит их!..

2-й Снеговик: И что же нам делать?

1-й Снеговик: Не знаю…

2-й Снеговик: А как выглядит это солнышко?

1-й Снеговик: Не знаю, я его никогда не видел!

2-й Снеговик: А нельзя ли попросить его, чтобы оно не приходило?

1-й Снеговик: Нельзя. Мы ведь даже не знаем, где оно живет!..

2-й Снеговик: Слушай, зачем так сразу вешать нос? Давай пойдем его искать. Найдем и попросим, чтобы оно не приходило, дало и нам немножко пожить. Пойдем?

И Снеговики отправились в путь (муз. фрагмент №2). По дороге они пели свою походную песню.

Снеговики (поют):

Пусть бушует буря
Завывает ветер,
Не страшна нам вьюга,
Холод властвует на свете –
Мы спасем друг друга!
Не страшны нам снегопады,
Свет луны тоскливый
Нам не холодно – мы рады,
Счастливы почти мы!
Солнца нам не надо:
Без него нам лучше!
Мы довольны снегом…
Страшен солнца лучик!..
Не страшны нам снегопады,
Свет луны тоскливый,
Нам не холодно — и мы рады!

Неожиданно прилетает сова (муз. фрагмент №3).

Сова: У-угу-у-угу! Кто такие еще в нашем лесу появились?

1-й Снеговик: Мы снежные человечки. А ты кто? Ты случайно не солнце?

Сова: Да, вы что такое говорите! Я сова! Птица такая! А зачем вам солнце?

2-й Снеговик: Да вот, идем искать солнце, хотим сказать ему, чтобы оно не приходило, потому что от него мы растаем.

Сова: Какие же молодцы! Это правильно, ведь от солнца один вред. Я тоже не люблю солнце. Это так ужасно, когда оно ярко светит, от его у сов болят глаза. Ух! Поэтому мы, совы, летаем только ночью, а днем солнце слепит глаза и, мы вынуждены скрываться от солнца. Скажите ему, пусть вообще никогда не приходит к нам. И тогда будет вечная тьма! Красота-а-а-а-а-а-а-а-а!

1-й Снеговик: Хорошо! Нам пора в дорогу. Прощай, сова!

Снеговики снова идут на поиски солнца (муз. фрагмент №4).

2-й Снеговик: А, как думаешь, какое оно солнце?

1-й Снеговик: Не знаю, но думаю большое!

Снеговички исчезают из виду. Внезапно на дереве появляется маленькая белочка.

Белка (поет):

Целый день трещит мороз колючий,
Сыплет снег из туч, как из ведра,
Ветер воет, стонет и горюет,
Студит гнезда птичьи, как всегда,
Летом с мамой белкой мы усердно
Запасли орехи и грибы
А теперь в сугробах этих снежных
Ничего не можем мы найти.
Над полями, лесом и над речкой
Пролетают буйные ветра.
Заметают наши кладовые
И разбили домик наш вчера.
Прыг и скок – весь день скачу по веткам,
Чтобы мне согреться хоть чуть-чуть.
Я мечтаю отыскать орешек.
Съесть его и в домике уснуть.

(Автор неизвестен)

Белочка замечает Снеговиков, скачет за ними, наблюдая за незнакомыми живыми существами. 1-й Снеговик тоже заметил белку.

1-й Снеговик (поднимаясь):Ой! Ты кто?

2-й Снеговик: И как тебя зовут?

1-й Снеговик: И почему ты так резвишься и прыгаешь?

Белка: Я маленькая белочка. А прыгаю я потому, что у меня нет больше терпения ждать солнышка.

2-й Снеговик: Как? А разве ты его не боишься?

Белка: Бояться солнышка? Да я так жду его! Кладовую моей мамы-белки и наш дом разрушила зимняя вьюга, ребята, а чем питаемся, мы, белки?

Дети: Шишками и желудями!

Белка: Верно, вот то-то и оно, что теперь мы напрасно ищем желуди и еловые шишки – все покрыто снегом! Только солнышко может нам помочь! А еще я очень замерз!..

1-й Снеговик: Слушай, Белка! Возьми мой шарф, согреешься.

Белка: Да, нет, не надо!

2-й Снеговик: Бери, бери, белочка! А то ты дрожишь.

Белка: Вот спасибо! Вот здорово! Ну, я побежала!

Снеговики собрались идти дальше, но голос Белки их остановил.

Белка: Эй! Если вы увидите солнышко, то передайте ему, что мы очень соскучились по нему и очень ждем его! Пусть поторопиться!

Снеговики переглянулись, но пошли дальше (муз. фрагмент №5).

1-й Снеговик: Странная эта белочка! Солнца не боится, она его ждет!

2-й Снеговик: Да, но нам-то оно ни к чему, от него мы погибнем, да и сове тоже лучше живется без солнца!

Снеговики идут вперед, вдруг сугроб, стоящий у них на пути, зашевелился.

2-й Снеговик: Ой, это, наверное, солнышко вылезает!..

Снеговики прячутся за деревьями, из сугроба вылезает маленький Медвежонок (муз. фрагмент №6). Он не может удержаться на верхушке этой снежно-ледяной горки и, скатился вниз.

Медвежонок (поет):

В нашем лесу заповедном
Снова метели поют
Щиплют зайчишке за ушки
Мишке уснуть не дают.
Дремлется сладко в берлоге
Тихо, уютно, тепло.
Дом наш медвежий под елью
Снегом совсем занесло.

Вьюги поют над берлогой
Мишкин баюкают сон.
Жаркое чудится лето…
Будто в малиннике он.
Алые ягоды дразнят.
Липовый манит медок.
Только Мишутке известно –
В лесу лишь мороз и снежок.

(Автор неизвестен)

Медвежонок: Ой. Холодно как. (К берлоге.) Ма-ма! (Пытается залезть в берлогу, но все время скатывается вниз.) Маа-ма-а!..

Снеговики выходят.

2-й Снеговик: Ты кто?

Медвежонок: Ребята, кто я?

Дети: медведь!

Медвежонок: Ну, я еще маленький. Я медвежонок. А когда вырасту, то буду медведем, большим-пребольшим, как моя мама. Я – Медвежонок. А вы, наверное, белые медведи, мне о вас мама рассказывала.

1-й Снеговик: Нет, мы – Снеговики, еще нас называют снежными человечками! Мы идем солнышко искать.

Медвежонок: Ого! Как увидите… его, так передайте… ему, что если… оно не поторопится, то придет… мне конец!..

2-й Снеговик: Как? А разве ты его тоже не боишься?

Медвежонок: Что вы, я морозов боюсь. Я от морозов на зиму в берлогу прячусь. Я уснул. Мы, медведи, зимой спим. Ну я заснул, а потом выкатился случайно из берлоги. А найти берлогу свою не могу, потому что снегом все замело. Ой, ну где же вход в берлогу! Ой, холодно как…

2-й Снеговик: Медвежонок, возьми мою шапку! Тебе теплее будет.

Медвежонок: Спасибо! Я пойду тогда, сделаю небольшую берлогу себе, а потом, когда придет солнышко, меня мама и найдет, а вы идите за солнышком, позовите его.

Медвежонок уходит, скрывается за сугробом. Снеговики стоят на месте и не знают, идти ли им дальше.

2-й Снеговик: Ну что ж, пойдем дальше?

1-й Снеговик: Надо идти…

И только они собрались продолжить свой путь, как появилась Сова.

Сова: Да что же вы делаете такое!

2-й Снеговик: Ой, здравствуй снова, сова!

Сова: Да уж, по лесу о вас только и молва идет. Ты зачем свой шарф белочке подарил, а ты, зачем свою шапку отдал медвежонку, а?

1-й Снеговик: Белочке было холодно, вот я и пожалел ее. Потому и отдал свой шарф.

2-й Снеговик: А, потом мы встретили медвежонка. Ему тоже было холодно. Чтобы он не замерз, я отдал ему свою шапку.

Сова: Да что же это творится такое! Жалеют они! Не надо никого жалеть! Надо быстрее найти солнце. А не со всякими зверями беседы вести и еще одаривать! Хм, вишь какие добренькие нашлись. А они вам что-то сделали хорошее?

1-й Снеговик: Нет! Мы просто так.

Сова: Ну и глупо!

1-й Снеговик: Не нравишься ты мне, сова, улетай прочь! Помогать надо всем и всегда, просто так, по-дружбе!

Сова: Ну и не надо мне вашей дружбы!

2-й Снеговик: А, еще она сказали, когда солнце светит, то это хорошо.

Сова: Обманывают они вас. Солнце – это ваш враг, и враг для сов. От солнца вы растаете. А мы, совы, из-за солнца голодаем. А если бы солнца не будет, то будет всегда ночь, и я смогу ловить мышей.

1-й Снеговик: А, зачем тебе мыши?

Сова: Глупые снежные человечки! Ребята, а вы знаете, зачем совы охотятся на мышей?

Дети: Совы ими питаютсяих едят…

Сова: Правильно, ну вот умные человечки, не то, что вы глупые снежные человечки! Да, я их ем!

2-й Снеговик: Ой, как страшно! Жалко мышат. Улетай прочь!

Сова улетает. А из-за куста показались два длинных заячьих уха (муз. фрагмент №7). Снеговики в растерянности остановились.

2-й Снеговик: А, вот это уж точно – Солнце!..

1-й Снеговик: Не подходи к нему, пусти лучше меня… (Прячется за 2-го Снеговика, обращается к ушам.) Будьте добры!.. Выйдите к нам, пожалуйста… Нам надо с вами поговорить!..

Зайка (из-за куста): Если вы хотите мне что-то сказать, подойдите ко мне поближе!

1-й Снеговик: Мы не можем, мы вас боимся!..

Зайка (из-за куста): Я тоже вас боюсь!..

2-й Снеговик (1-му Снеговику): А-а-а!..

1-й Снеговик: Нет уж, выходите, солнце сами!

Зайка выпрыгивает на сугроб.

Зайка: Я не солнце! (смеется) Кто я, ребята?

Дети: Заяц!

Зайка: Верно, я заяц, а мама меня зовет нежно зайкой. Но только я всего-всего на свете боюсь. А вы кто такие:

2-й Снеговик: Мы снежные человечки. А что ты здесь делаешь?

Зайка: Я снег рою. Может быть, какой-нибудь корешок найду (поет):

Вот такие у меня дела
Шишкой я позавтракал вчера.
По ночам морковка снится мне!
Вот бы оказаться в этом сне.
Там еще капусты был кочан.
Я такого чуда не встречал
Я хочу, чтоб сон мой вещий был.
И что б я морковку раздобыл.

(Автор неизвестен)

Жалко, что это был только сон! (Замечает носы Снеговиков.) А-а-а!!! Морковки!!!

1-й Снеговик: Нет, это у нас носы!

Зайка: А, можно укусить вас за нос?

2-й Снеговик: Нельзя.

Зайка (вопит): С голоду умираю!!! Ребята, объясните им, что люблю кушать?

Дети: Зайцы любят есть морковку, капусту и т.д.

Зайка: Вот я и вижу, такие большие морковки. Сочные…сладкие…

Зайка притворно падает в обморок, Снеговики подбегают к нему,

Зайка: (приподнимается). А может быть, все-таки можно укусить?

Снеговики поняли, что Заяц хотел их обмануть, и отошли от него. Заяц грустный встает и медленно отходит за свой куст. Снеговикам стало жалко Зайца.

1-й Снеговик (Зайцу): Слушай, Зайка, возьми морковку… (Засовывает голову за куст, но Заяц морковку не берет.) Хм…Не берет…Отказывается…

Снеговики о чем-то шепчутся между собой.

2-й Снеговик: Зайка! Возьми морковки!

1-й Снеговик: А, мы себе носы из снежков сделаем!

1-й и 2-й Снеговики (вместе): Бери!..

Снеговики отдали Зайке прямо в лапы свои носы, ставшие теперь простыми морковками, и отвернулись от зрителей, вместо морковок у них появились носы из снежков.

Зайка: Спасибо!!! (Прячется за кустом, начинает хрустеть морковками, выглядывает.) А вы куда спешите?

1-й Снеговик: К солнцу!

Зайка: Передайте, пожалуйста, Солнышку, чтобы поскорей пришло. Если придет солнце придет и весна.

2-й Снеговик: А, что такое весна?

Зайка: Весна – это время года. Весна приходит всегда после зимы.

1-й Снеговик: А, как понять, что пришла весна?

Зайка: Очень просто. Становится теплее, потому что солнце светит ярче, тает снег, все лесные звери просыпаются, прилетают птицы с юга, они начинают красиво петь, а на лужайках расцветают цветы.

2-й Снеговик: Я никогда не видел цветов.

1-й Снеговик: И я тоже не видел!

Зайка: первыми появляются подснежники, их так называют, потому что их ростки всю зиму пролежали под снегом. А потом благодаря солнышку они вырастают и радуют всех нас. Но мне пора, а то мама будет волноваться. Передавайте привет от лесных жителей Солнышку!

Заяц прячется за куст.

1-й Снеговик: Ну что, пойдем к Солнышку?

2-й Снеговик: Что, просить, чтобы оно скорей пришло?..

1-й Снеговик: Нет… Лучше уж тогда совсем не пойдем!..

2-й Снеговик: Да нет, им-то хорошо, но нам как быть, пойдем все же и попросим не приходить.

И только Снеговики собрались идти дальше, как все деревья, стоящие вокруг, ожили и запели.

Деревья (Поют):

Ох!.. Ох!..
Ох, болит у нас все тело –
Много снегу налетело,
Столько снегу навалило,
Много веток обломило!..
Ох, от стужи замерзаем, 
Под кору мороз влезает.
Под корой мороз хлопочет!
Нету листьев, нету почек!..
Почему вы не идете?
Весна, Солнце! Что вы ждете?
Весна, Солнце, приходите
И деревья оживите!..
Ох!.. Ох!.. Ох!..

(Автор неизвестен.)

Снеговики остановились, теперь совершенно не зная, как им поступить дальше.

1-й Снеговик: Пошли к солнцу, если оно не поторопится, то пропадут и рыженькие белочки…

2-й Снеговик: … И зайцы ушастые…

1-й Снеговик: … И медвежата…

2-й Снеговик: … И весь лес погибнет!..

1-й Снеговик: Так ему и скажем!

Вдруг прилетает сова.

Сова: Что вы такое говорите! Вы что теперь наоборот решили позвать солнце к нам, чтобы оно не ушло, а пришло! Вы что?

2-й Снеговик: Да! Другим без солнышка плохо! Ты вот можешь ночью охотится на мышей. Ничего страшного! А днем отдыхай, спи в дупле своем.

Сова: А как же вы, снежные человечки! Вы же пропадете, растопит вас горячее солнце, не пощадит!

1-й Снеговик: Ну и пусть. Главное, что остальным будет хорошо. А о себе мы не думаем.

Сова: Нет, не понимаю я, как можно любить остальных больше, чем себя, заботиться о других больше, чем о себе! Вы настоящие друзья! Жаль, больше мы не увидимся! Но звери будут вас помнить, ваш храбрый поступок. Спасибо вам за вашу доброту! Я тоже буду добрее, вы научили меня тому, что важно думать не о себе, а прежде всего о других! Прощайте!

2-й Снеговик: Прости, но нам пора. От зимы и холодов все устали, зима – это хорошо, но пора приходить весне, а значит нужно позвать солнышко. Вместе с солнцем придет и весна.

Сова улетает. Медленно появляется солнце (муз. фрагмент №8).

2-й Снеговик: Солнышко, покажись! Где же ты!

Вдруг позади снеговиков стало появляться солнце.

2-й Снеговик: Ой, что это ?!

1-й Снеговик: Что такое?

2-й Снеговик: Я плачу?

1-й Снеговик: Нет, вроде! Посмотри, это солнце! Ты таешь! И я тоже!

2-й Снеговик: А, это не страшно, правда?

1-й Снеговик: Нет, не страшно вовсе! Просто это необычное чувство! Мы ведь таем впервые!

Снеговиков становится все меньше видно, и они исчезают за ширмой.

Звучит муз. фрагмент, раздаются звуки поющих птиц (продолжает звучать муз. фрагмент №8), вместо снеговичков появляются два цветка.

Затем музыка сменяется на веселую народную о встречи Масленицы (муз. фрагмент №9). Из ширмы выходят взрослые в маскарадных костюмах.

Скоморох 1-й:

Нынче праздник начинаем!
Масленицу мы встречаем
Зиму с вьюгой провожаем!
Весну-Красну закликаем,
В гости мы Весну все ждем!
Дружно вместе позовем!

(Автор: Сиджах Г.Д.)

(Сзади появляется чучело Масленицы, русские народные тряпичные куклы).

Скоморох 2-й:А, чтобы весна к нам пришла нужно ее действительно позвать! Позовем вместе Весну-красну! (дети читают веснянку-зазывают весну)

Весна-матушка, к нам приди!
Мы гонцов твоих повстречали!
Солнце красное величали!
Птицы звонкие запели!
Ночи кроткие пролетели!
День с каждым днем прибывает!
И весна к нам поспешает!
Ты приди, к нам весна!
Ты приди к нам Красна!
С травушкой-муравушкой,
С зерном, да хлебцом!

(Автор неизвестен)

Скоморох 1-й:

Ай-да зимушка-зима,
Зима славная была,
Но пришла пора проститься
Да с весною подружиться!
Идет весна ясная, идет весна красная
С радостью весельем,
Звонким птичьим пением!

(Автор неизвестен)

Выходит из ширмы Весна-Красна.

Весна-Красна:Я Весна-Красна к вам на праздник пришла. Знаю заждались вы меня! Встречайте меня громко, хлопая, с блинами, с играми-забавами и пением, да с хорошим настроением! С Праздник народным – Масляницей краснощекой!

Скоморох 1-й:

О тебе, весна, поэты стихи свои слагают!
Празднику Масленичному строки свои посвящают.
И эти стихи наши ребятушки тебе прочитают!

(Автор: Сиджах Г.Д.)

Дети читают стихи о весне, о Масленице.

Скоморох 2-й: А песню о весне знаете? (дети исполняют песню Т. Морозовой «Весна-Красна идет и песенку поет»). Ну, значит вы точно готовы встречать весну!Давайте, ребята, веселиться! А вы умеете загадки отгадывать?

Дети: Да!

Скоморох 1-й:

«Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький».

(Автор неизвестен)

Дети: Подснежник!

Скоморох 2-й:

«Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?»

(Автор неизвестен)

Дети: Март!

Весна: Ребята, и я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать!

«Гнездышки из веток-
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть…»

(Автор неизвестен)

Дети: Птенцы!

Весна: Вот это молодцы! А такую загадку отгадайте, ребятушки:

«В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звонче
Этот озорной…»

(Автор неизвестен)

Дети: Ручей!

Весна: Самую сложную загадку загадала! Молодцы! (далее загадывает загадки про Масленицу) Ребята, а давайте танцевать? Есть веселая песня про блины. Давайте вместе ее споем! (дети поют русскую народную песню «Ой, блины мои, ой, блиночки мои» и выполняют движения по тексту) (муз. фрагмент №10)

Скоморох 2-й:

Отмечаем праздник Масленицы!
На празднике нашем железный закон!
Хмурым, угрюмым вход воспрещен.
Кто умеет веселиться, тот ничего на свете не боится!

(Автор неизвестен)

Проводится игра №1 (муз. фрагмент №11), дети передают быстрее друг другу под музыку игрушку-блинок, на ком остановится музыка, тот выходит в центр и начинает танцевать.

Проводится игра №2 «Отгадай начинку»: дети пробуют блины с различными начинками и стараются угадать.

Скоморох 2-й:Вы, ребята, молодцы! На Масленицу принято петь частушки. А Вы знаете частушки?

Дети исполняют танец и поют частушки (муз. фрагмент №12).

Скоморох 1-й: Что же, Масленичная неделя только началась! Мы с вами еще встретимся! (детям предлагаются различные командные спортивные эстафеты, примеру: «Перенеси блины в другую тарелку», «Солнышко» (каждый ребенок должен прицепить к солнцу лучик и передать эстафету следующему игроку) и т.д.)

Ну а нам теперь пора! Мы с Весной-Красной к другим ребяткам в гости пойдем. Но к вам еще не раз придем!

Весна-Красна:

В леса, в берлогу нужно заглянуть:
«А ну, вставай, медведь! –
На веточки надо бы дохнуть –
Пора зазеленеть!»

(Автор: К. Кубилинскас)

«Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои».

(Автор: В. Кудлачев)

Дел много важных ждет меня, пробудить мне нужно всех зверей лесных от зимнего сна. Белки, зайцы, медведи, птицы, и даже деревья ждут меня с нетерпением.

Спасибо вам, ребята, за теплую встречу! Масленица – это мой любимый праздник! И я приготовила для вас подарок!

До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!
До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!
С джемом, с медом и с вареньем,
Со сгущенкой – объеденье!!
С мясом, с маслицем, с грибами,
С фруктами и овощами…
С творожком или с капустой,
С пудрой сахарною, вкусно!..
Как блиночки хороши!
Напекла вам от души!
Вы, друзья, за стол (в группах) садитесь
И блинками угоститесь!!!

(Автор: Юдина Т.)

Скоморохи и Весна-Красна: До сви-да-ния!

Дети уходят из музыкального зала под муз. сопровождение № 12.

« Встреча солнца»

Конспект спортивного праздника

Инструктор по физической культуре

Григорьева Надежда Алексеевна, высшая квалификационная категория

г. Красноярск МБДОУ 303

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель: Формирование представлений о народе живущих на Севере, воспитание желания быть такими же сильными, ловкими посредством разнообразных национальных игр и эстафет.

Задачи:

Образовательные:

— Ознакомить детей с национальным праздником Северян.

— Познакомить с подвижной игрой «Хейро»

— Знакомить с разными народами Севера: эскимосы, ненцы, ханты, манси, ямалы.

— Расширять словарный запас: снегоступы, оленьи упряжки, Хейро (солнце).

-Совершенствовать навыки детей в основных видах движений (ловкости, силе) путем применения их в игровых ситуациях.

Развивающие:

— Развивать мотивацию к двигательной активности и потребности в физическом совершенствовании.

— Развивать силу, смелость, решительность.

— Умение действовать по сигналу.

— Собирать палатки из мягких модулей.

— Умение пользоваться снегоступами.

— Умение метко бросать снежки в цель.

— Проползать в тоннель.

Воспитательные:

— Воспитывать потребность в регулярных занятиях физической культурой.

— Воспитывать основы безопасного поведения во время выполнения ОВД и подвижных играх.

Перечень видов деятельности и соответствующие им формы работы:

— Расширять представление детей о многообразии национальных игр народов Севера

— Развивать воображение и творческую активность во время занятия.

— Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

— Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

Перечень используемых методов и приемов:

— наглядно-зрительный (зрительные ориентиры, показ физических упражнений, имитация)

— наглядно-слуховой (сигнал свистка)

— словесные (показ, беседа, вопросы к детям)

— практические (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме)

Планируемые результаты:

— Прививать интерес к здоровому образу жизни.

— Воспитать стремление к взаимовыручке, смелость, умение радоваться успехам других.

— Дети познакомились с национальным праздником народов Севера.

Перечень оборудования и используемых материалов:

Карта Севера; аудиозапись с мелодиями народов Севера: «Мы поедем, мы помчимся на оленях». Лыжи-снегоступы; обручи; мягкие модули; тоннель; плоскостная фигура лисицы; канат.

Мотивационно-побудительный этап:

Ход праздника.

Зал празднично украшен, звучит аудиозапись с мелодиями народов Севера.

Ведущий: Ребята, каждый год с наступлением в тундре весны, коренные жители устраивают праздник «Встреча солнца». В нем принимают участие охотники, оленеводы, рыболовы – любой желающий кто захочет состязаться в силе, ловкости, быстроте, меткости. Женщины и мужчины одеты по-праздничному: кухлянки, малицы и цветастые рубашки. Олени тоже украшены: привязаны колокольчики, на уздечках ленточки и цветы. А какие замечательные люди живут в тундре: эскимосы, ненцы, ханты, манси, ямалы – охотники и оленеводы. На Севере необходимо быть не только быстрым и сильным, но и ловким. Для того чтобы поймать оленя, справиться с арканом и запрячь его в нарты. Дети играют в снежки, строят крепости, горки, фигуры из снега, в своих играх подражают взрослым, желая подрасти и стать смелыми охотниками. А какие вы знаете зимние игры? (ответы детей). После того, как прошли состязания все танцуют хоровод «Хейро» (Солнце).

Ребята, хотите отправиться на праздник «Встреча Солнца»? Как мы туда отправимся? (ответы детей). У меня в руках волшебный бубен. Давайте закроем глаза, ударим в бубен и представим, что мы на Севере. Ребята, не забудьте взять с собой хорошее настроение.

Основная:

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, высоко поднимая колени, ходьба широким шагом (имитация лыжника), бег по прямой, бег змейкой, подскоки, ходьба обычная, перестроение в колонну по трое.

ОРУ

1.«Олени» и.п. о.с. руки на поясе.

1-поднимаем руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, скрещивая над головой.

2-и.п.

2.«Охотник» и.п. ноги врозь, руки на поясе.

1-пружинка, руки на колени, поворот туловища вправо

2-и.п.

3-4- тоже в левую сторону.

3.«Бег на снегоступах» и.п. о.с., руки внизу

1-пружинка, правая рука прямая вперед, левая назад

2-смена положения рук.

4.«Ловкий охотник» и.п. стойка на правой ноге, руки в стороны

1-подпрыгивание на правой ноге, удерживая равновесие

2-подпрыгивание на левой ноге,

3-4- меняем положение ног.

5.«Оленьи упряжки» и.п. стоя парами друг напротив друга,

на плечи.

1-4 прыжки парами

4-8 прыжки парами.

Давайте поприветствует участников наших состязаний. Это команды: «Охотники»; «Рыбаки»; «Каюры». Они продемонстрируют свою силу, ловкость, сноровку. Первыми принимают участие команда «Каюры»

Ведущий: Дикого оленя поймать не так просто. Для этого нужна длинная веревка с петлей на конце, которую накидывают на его рога. Когда олень пойман, его отправляю в стадо, где живут оленеводы. Тогда он начинает служить людям. Олень в тундре первое средство передвижения, управляет упряжкой каюр (наездник).

Ребята, кто ухаживает за оленями? (оленеводы), что вы знаете о работе оленевода?

Оленевод должен быть смелым, решительным, быстрым. Оленеводам приходиться много передвигаться по тундре в поисках оленей. Дети, живя в тундре, помогают взрослым, учатся ловко справляться с маутом. Давайте мы с вами узнаем, чья команда быстрее поймает оленей.

«Чтобы оленя поймать за рога

Охотнику сноровка и удаль нужна

Будем аркан здесь мы ловко бросать

Оленя – красавца будем седлать»

Игра «Ловля оленей»

На одной стороне зала «Охотники», на другой стороне зала «Олени»

У охотника в руках обруч. По сигналу дети начинают передвигаться, имитируя оленей. По сигналу «раз, два, три – оленей лови. Охотник бросает обруч, стараясь набросить на убегающего оленя. Обруч наброшен на игрока, считается пойманным.

Ведущий: Народ, живущий на севере, не только разводит оленей, но они еще хорошие охотники. Как вы думаете, а на чем ещё могут передвигаться по тундре северные народы? (ответы детей). Конечно же, лыжи появились там, где есть снег и где нужно уметь быстро передвигаться по нему. А вы умеете ходить на лыжах? (ответы детей). А еще у них есть одно средство для передвижения – снегоступы.

Эстафета «Бег на снегоступах»

Команды стоят у линии старта, по сигналу первые участники на лыжах передвигаются до ориентира, выполняют бросок снежком в мишень ( плоскостная фигура лисицы), возвращаются обратно, передавая лыжи следующему участнику.

Ведущий: На Севере надо быть не только ловким, быстрым, но и сильным, чтобы уметь удержать оленя на аркане. Поэтому состязания на силу самые зрелищные и азартные. Чья команда сумеет одержать победу в наших состязаниях?

Эстафета «Перетягивание каната»

Команда «Рыбаки» стоит напротив команды «Каюры», По сигналу начинают перетягивать канат каждая команда на свою сторону. Победитель

соревнуется с командой «Охотники».

Ведущий: Ребята, вы уже убедились, что без ловкости, смелости, решительности, трудолюбия невозможно быть хорошим охотником. У них должны быть не только сильные руки, они настоящие умельцы. В тундре у каждого народа Севера есть свое жилище, и называется оно по-разному. Вы знаете, как называется дом у народов северных? (ответы детей)

Игра «Спрячься в чум»

В середине зала собраны две палатки (мягкие модули), к входу каждой проложен тоннель.

Звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу. Музыка становится тревожной — налетает пурга. По сигналу «пурга» каждая команда должна быстро перебраться по тоннелю в свое жилище.

Ведущий: Наш северный народ, встречая долгожданный приход весны, очень любит повеселиться и поиграть в народные игры. Сейчас мы с вами поиграем в эту игру, называется она «Хейро» (солнце)

Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро». В центре круга сидит шаман с бубном и ритмично бьет в него.

Ведущий: Вот так и идет жизнь северных народов: суровый климат, короткое лето, пастбища, охота и редкие, но веселые праздники.

Наше путешествие на Север закончилось. Как нам вернуться обратно в детский сад? (давайте закроем глаза, ударим в волшебный бубен и мы снова вернемся в детский сад)

Рефлексивный:

Ведущий: Какие конкурсы и эстафеты понравились? Что нового для себя узнали? С кем сегодня познакомились? Какое задание для вас оказалось самым трудным?

«Санно-лыжные старты»

Конспект спортивного праздника.

Инструктор по физической культуре

Григорьева Надежда Алексеевна, высшая квалификационная категория

г. Красноярск МБДОУ 303

Возраст: старшая группа.

Цель: Формирование представлений о зимних видах спорта, воспитание желания быть сильными, ловкими, посредством разнообразных физических упражнений, подвижных игр и эстафет.

Задачи:

Образовательные:

— Ознакомить детей с зимними видами спорта.

— Расширять словарный запас: лыжные гонки, биатлон, хоккей, хоккейная клюшка.

-Совершенствовать навыки детей в основных видах движений (ловкости, силе) путем применения их в игровых ситуациях.

Развивающие:

— Развивать мотивацию к двигательной активности и потребности в физическом совершенствовании.

— Закреплять умение детей работать различными способами (поточный, групповой)

— Развивать силу, ловкость, глазомер.

— Умение действовать по сигналу.

— Умение пользоваться лыжами

— Умение пользоваться санками

— Умение метко бросать мячи в цель

— Передвигаться на ледянке

— Умение пользоваться хоккейной клюшкой.

Воспитательные:

Способствовать общему оздоровлению детского организма.

— Воспитывать потребность в регулярных занятиях физической культурой.

— Воспитывать основы безопасного поведения во время выполнения ОВД и подвижных играх.

Перечень видов деятельности и соответствующие им формы работы:

— Расширять представление детей о Зимних видах спорта.

— Развивать воображение и творческую активность во время занятия.

— Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

— Развивать мелкую моторику рук.

— Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

Перечень используемых методов и приемов:

— наглядно-зрительный (зрительные ориентиры, показ физических упражнений, имитация)

— наглядно-слуховой (сигнал свистка)

— словесные (показ, беседа, вопросы к детям)

— практические (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме)

Планируемые результаты:

— Создавать условия для развития эмоциональной сферы ребенка.

— Прививать интерес к здоровому образу жизни.

— Воспитать внимание, ловкость, инициативность на протяжении всего занятия.

— Дети познакомились с Зимними видами спорта.

Перечень оборудования и используемых материалов:

Аудиозапись музыки «Трус не играет в хоккей», мишень для метания, хоккейные клюшки, лыжи, ледянки, санки.

1.Мотивационно-побудительный этап:

Под музыкальное сопровождение дети входят на спортивную площадку детского сада.

Инструктор приветствует детей и проводит беседу о здоровом образе жизни.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не болеть и быть здоровым?

Если человек занимается спортом и физической культурой каждый день, то это становится вредной или полезной привычкой?

Подумайте и скажите, что полезного для здоровья умеете делать вы? (ответы детей).

Есть страна Зимних видов спорта. Все ее жители – это крепкие, здоровые дети, каждый день они бегают, играют в снежки, катаются на санках, лыжах. И они вас приглашают в гости, чтобы стать такими же сильными и здоровыми.

Ребята, мы принимаем приглашение? Тогда в путь. Как нам добраться до этой страны? (ответы детей).

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Зимних видов спорта. Все ее жители – это крепкие, здоровые дети, каждый день они бегают, играют в снежки, катаются на санках, лыжах. Тогда в путь. Как нам добраться до этой страны? (ответы детей).

2.Основной этап.

1 станция «Разминка»

Ходьба обычная, ходьба в парах, бег в колонне по одному, ходьба приставным шагом правым, левым боком, бег с высоким подниманием колен, перестроение в колонну по двое.

ОРУ в движении.

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(дети выполняют движения,

словно работают лыжными палками)

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит.

(вращение туловищем влево, вправо)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок.

(прыжки вперед)

Инструктор: Молодцы, вы отлично справились

2.станция «Двигательная»

Инструктор: «Во дворе с утра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу, шайбу, мимо, бей!»

Значит там игра (хоккей)

Эстафета «Хоккеисты»

( По сигналу первый участник бежит с клюшкой, прокатывая шайбу перед собой до ворот, забивает шайбу в ворота, возвращаясь к своей команде, передавая клюшку следующему игроку).

Инструктор: «Спорт на свете есть такой,

Популярен он зимой,

На полозьях ты бежишь,

За соперником спешишь» (лыжные гонки)

Эстафета «Лыжники»

( Дети стоят в колонне, за линией старта, по сигналу «марш» первый участник передвигается на одной лыже до ориентира, обегает его и возвращается к своей команде, передавая лыжу следующему игроку).

Инструктор: «Трудно, что не говори,

Мчать на скорости с горы!

И мишени здесь стоят,

Там флажков есть целый ряд

Быстро бегать всем привычно,

Со стрельбой все справляются отлично» (биатлон)

Эстафета «Биатлонист»

( У каждого участника пластмассовые лыжи, по сигналу «марш» первый участник бежит до стойки на которой крепится мишень, из корзины берет мяч (3шт) и по одному бросает в цель)

Инструктор: «Сажусь и качусь,

С горы я мчусь,

Но это не санки,

А просто (ледянки)

(Участник ставит ледянку и садится на нее верхом, поставив ноги на землю, по сигналу «марш» игрок передвигается на ледянке до ориентира, отталкиваясь ногами, огибает ориентир и возвращается к своей команде.)

Инструктор: «Каких спортсменов ловких,

Увидим мы сейчас!

Что значит тренировка.

Ну, просто высший класс!

3.станция «Игровая»

Игровое задание «По местам»

На противоположных сторонах площадки в две шеренги стоят санки. Около санок встают по паре детей. По сигналу все играющие разбегаются по площадке, кружатся в разные стороны. На сигнал «по местам» все должны занять свое место на санках. Игра повторяется 2-3 раза.

3.Рефлексивный этап.

Инструктор спрашивает у детей, какие им понравились конкурсы и эстафеты. Что для себя нового они узнали? С какими видами спорта они познакомились? Были ли у детей трудности? Инструктор говорит, как дети выполняли эти задания (быстро бегали на лыжах, метко попадали в цель, точно забивали в ворота гол, правильно отгадали загадки)

Инструктор побуждает рассказать детей, какой вид спорта больше понравился? Каким видом спорта хотели бы дети заниматься? (дети рассказывают о понравившемся виде спорта)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий всемирный день бездомных животных
  • Сценарий всем кого касается
  • Сценарий встреча солдатских матерей
  • Сценарий вселенная танца
  • Сценарий встреча рождества