Сценарий выход домового

Сценарий праздника Именины Домового, отмечается 10 февраля. В сценарии игры, песни, театрализованное представление, презентация.

Тема занятия:  «Именины домового»

Цель: развитие  творческого потенциала и активности  у депривированных детей посредством   театрализованной деятельности.

Задачи:
— возрождение этнической культуры и народных промыслов;
— приобщение детей к историко-культурному наследию родного края;
— развитие творческих способностей и мотивации духовного
роста подрастающего поколения через изучение и пропаганду
этнической культуры родного края.


 Предварительная работа: разучивание частушек, песен к занятию.

Оборудование: ноутбук,  мультимедийный проектор,  презентация «Кудесы- именины домового»,  инвентарь к конкурсам,  русская народная одежда, посуда, короб.   

                                      Ход   занятия:

  1. Организационное начало.   Введение в тему занятия.

Под музыку в зал заходит ведущая в русском народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости!  Обратимся сейчас к Народному календарю и узнаем, какой сегодня день и каким событием он отмечен.

Слушайте загадку:
Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки,
кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый…
(домовой).

Кудёсы будем справлять,
Домового угощать!

  1. Основная часть
  1. Рассказ воспитателя с презентацией.

1 слайд.  Итак, на календаре 10 февраля. Ребята, это день Ефрема Сирина. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником. Одним словом, сегодня  Именины Домового. Хотя он и придуманный, а день именин у него самый настоящий, 1О февраля. Еще в народе этот день назывался Кудесы — день угощения домового.

2 слайд. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

3 слайд. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом.

4 слайд. Домовой считался самым добрым духом изо всей нечисти – духом дома. Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой – к добру, начнет скакать – к радости, будет подыгрывать на гребешке – к свадьбе.

5 слайд.  Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого: если гремел посудой – будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы – опасайся семейного раздора.

6 слайд. В Кудесы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», поминали перед сном добрыми словами.

7 слайд. По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен.

8 слайд. Домовой — любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

  1. Инсценирование «Встреча домового»

Сцена оформлена в виде крестьянской избы. В углу – макет русской печки, лавка, возле нее деревянная лопата и ухват. Рядом стоит деревянный стол. На нем самовар, деревянные и глиняные кружки. Хозяйка суетиться по хозяйству, а в это время…

Вдруг за печкой раздаётся шум, падает кочерга.  Мать хватается за голову и причитает: 
Ой, батюшки! Забыла. Сегодня же Кудёсы, угощенье нужно готовить Дедушке-суседушке. (убегает).
Музыкальная заставка. Из-за печки выскакивает домовой.

  1. Выход домового

ДОМОВОЙ:
Эй, привет, ребята.
Чай, узнали вы меня.
Этак лет уже с десяток
С этой печкой дружен я.
Кто я? Проша -домовенок
А вы -моя семья!

2.4. Домовенок поет свою песенку на мелодию песни «Шоколадный заяц» из репертуара П. Нарцисса, сл. Л.К. Зуб 

Припев: Я, Проша Домовёнок, всех знаю вас с пелёнок
И очень всех люблю.
За всеми наблюдаю,
По именам всех знаю,
Капризных не терплю.
Я, Проша Домовёнок,
Я счастлив как ребёнок,
Ведь гости у меня
Мы будем веселиться смеяться и кружиться,
Вы все мои друзья!

Домовой прячется за печку. Входят мать с дочкой.МАТЬ:  
Дочка, поясок найди,
Распустехой не ходи.
Вон, в лукошке пояски.
Дуня берет лукошко с поясами, начинает их разбирать. 

ДУНЯ:
Ой, на каждом узелки!
МАТЬ:
Кто запутал их, Дуняха?
ДОМОВОЙ (ребятам): 
Это я, назло неряхе!
ДУНЯ: 
Не распутать, хоть ори!
Глянь, уж вздулись волдыри.
МАТЬ:
Ладно, Дунюшка, бросай,
Больше ручки не ломай,
Это горе – не беда.
Настька, где ты? Марш сюда!
Входит падчерица Настя.
НАСТЯ:
Здесь я, матушка.
МАЧЕХА: 
Вот в лукошке пояски.
Развяжи все узелки!
Пойдем, Дуняша.
Мачеха и Дуня уходят. 
ДОМОВОЙ:
Ой, наделал я делов.
Наломал  ты Проша дров!
Глянь, свалили все на Настю,
Всю работу. Вот несчастье!


— Ребята, помогите исправить мою оплошность, давайте поможем Настеньке узелки распутать. Один поясок одному, второй – второму. Кто быстрее развяжет узелки, тот и выиграет.

  1.  Соревнование «Кто быстрее развяжет». 

По окончании конкурса  Проша  вручает детям  леденцы на палочке.
Входят мать и Дуняша.

МАТЬ:
Ишь, как быстро ты справилась!
Никак, Домовой тебе помог.
Заплетайся, Дуняша!
И не будь неряхой.
(Дуню заплетают).


Ведущий: Навостри-ка,   Проша, ушки, мы споем тебе  частушки.

  1. Частушки.

Дети поют частушки Проша, подыгрывает на  трещотках.

Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас!  
Все


Ваня. Домовому не сидиться.

Так и носиться, шальной!

Нет, чтоб лечь, угомонится…..

Глядь, а он уже с метлой!

Коля. С домовым играю в прятки.

Где его и как искать?

Хоть бы показал мне пятки,

Так и пяток не видать.

 Катя. Домовой мой, как хозяин,

Все без дела не сидит:

То кота за хвост потянет,

То в кастрюлю загремит.

 Рафик. Домовой озорничает —

Ночь посудою гремит

То по чайнику ударит,

То в свисток его свистит.

 Ангелина. Домовому в Новый Год

Наварила кашу.

Глядь, а он салат жует

С тарелки у мамаши.

Все. Старину мы уважаем, старину мы бережем,
И о домовенке  Проше  частушки звонкие поем.

Домовенок:  А я   научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?

  1. Игра «Придвинь предмет»

(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).

Ведущий. Кузя незлопамятен и страшно любит подарки. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку.
9 слайд. Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому.  Вот и мы приготовили тебе Домовушку (дарят домовому)

Ведущий.
 10 слайд. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
Семья.
— А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!

Ведущий. А еще, Проша, ребята приготовили сказку  для  тебя   и для всех гостей.

  1. Театрализация сказки «Как домовенок Кузька в лесу жил»

Занавес опущен. На выносной сцене сбоку интерьер деревенской избы. Видна большая печь с устьицем и заслонкой. Под волшебные звуки появляется Сказочница.

Сказочница:

Солнце, дождик, приходите!
К детям сказку приводите!
Как из тучи гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Ярко освети светлицу,
Расскажи нам небылицу.

Как в одной сторонке,
В маленькой избенке
Жил-был — не котенок,
Жил-был — не мышонок,
Даже не ребенок — …
(
В щель занавеса просовывается голова Кузи.)

Голова: …А маленький домовенок. Это я! Кузька. (Скрывается.)

Звучит мелодия на мотив песни «Ах, вы сени…». Появляется домовенок с вязанкой дров.

Домовенок: 

Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
(Сваливает дрова у печки.)
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться —
Дело мастера боится.
Танцует.

Кузька:

Ох, приморился я что-то, дай сяду у печи отдохнуть.(Сидит смотрит на печь).

На огонь люблю смотреть.

Сказочница (тревожно):
Заслонку надо запереть!

Кузька:

За день Кузенька устал. (Зевает.)
Что-то я давно не спал!
 (Открывает заслонку.)

Сказочница (с нарастающей тревогой в голосе):
Мать толста,
Дочь красна,
Сын — бес,
Взлетел до небес.
(Из устьица высовывается рука в красном, шевелит пальцами, машет красным платком.)
Огонь в печке бьется
И наружу рвется!

Из печки вылезает Огонь, машет руками — красными крыльями.

Огонь:

Я огонь,
Меня не тронь.
Я ж вокруг все охвачу
Пламенем и проглочу!

Сказочница:

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кузькин дом!
А Кузька знай себе спит,  да во сне сопит.
Надо его разбудить, о беде предупредить!

Дети и Сказочница:

Кузька! Просыпайся!
Кузька! Поднимайся!

Кузька (вскакивает и испуганно протирает глаза):
Что? Откуда? И куда?
Ой, беда, беда, беда!

Огонь:

Домовенок Кузька, стой,
Я — Огонь коварный, злой.
Съем я лавку и стол,
Съем я стены и пол,
Съем всю избенку
Вместе с домовенком!
Вот сейчас налечу,
Ухвачу и проглочу!

Кузька: Охти мне, матушки! Охти мне, батюшки!

Кузька мечется по избе, прячется от Огня. Огонь машет крыльями, загораживает путь. Кузька подныривает под крылья Огня и выбегает  в дверь.

 Освещение боковой сцены гаснет. Занавес открывается. Декорация леса. Сказочница: Бежит Кузька по дороге, куда несут его ноги. От дыма глаза плачут, от страха в груди сердце скачет.

Кузька (выбегая на середину сцены):
Ох, как долго я бежал! Устал. Вверх лаптями упал. Кувырк!
(Падает.) Надо отдышаться и с мыслями собраться. 

Домовенок: Где это я? Где избенка моя? Кругом — дремучий лес. Деревья до небес. Домовые в лесу не живут. Домовые в лесу пропадут.

Кузька садится под куст и плачет. Ложиться, неожиданно оттуда выскакивает Лешонок.

Лешонок: Ой-ой-ой! Это кто мое место занять пытается? Какой ты страшный! Уходи! Никто тебя сюда не звал.

Кузька: Я позабыл, откуда прибежал.

Лешонок: А ты кто?

Кузька: Домовой.

Лешонок: Ой! (Прячется в кустах.)

Кузька: Ты чего спрятался-то?

Лешонок: А что ты меня пугаешь? Домовых на свете не бывает. Про них только в сказках рассказывают. У них язык наружу и живот мешком.

Кузька (обиженно поглаживая свой животик): Ты перепутал. Это про леших сказки рассказывают: у них клыки до самого носа торчат и язык во рту не умещается.

Лешонок: Врешеньки-врешь! Я Леший и есть. Только маленький. А клыков у меня нет и язык на месте. (Поглядывает на небо.) Заболтался я с тобой. Вот и дождик собирается. (Прячется в кусты.)

(Слышны капли дождя.)

Кузька: Ой, беда, беда, беда! Не туда, так сюда. Из огня да в воду без всякого броду. Есть тут кто-нибудь добрый? Помогите! Бедного домовенка спасите! (дрожит)

Лешонок: Да ты совсем замерз. Пойдем-ка к моему деду Диодоху. Он в здешнем лесу хозяин, зря без дела не сидит: деревья растит, зайчат пасет, птиц бережет.

Кузька (стуча зубами): П-п-пойдем-м!

(Закрывает глаза и падает на землю.)

Лешонок: Ой, беда! Все сюда! Домовенок в лес попасть не успел, как сразу заболел!

Под музыку появляются Медведь, Лиса и зайчата. Зайчата теснятся поближе к Дереву, подальше от Лисы.

Медведь: Отчего переполох?

Лешонок (показывает на Кузьку):

Домовенок совсем плох.

Лиса:

Домовенок? Кто такой?
Кур он не принес с собой?

Зайчата:

У него ужасный вид.
Он от холода дрожит.

Медведь: Дрожать дрожит, а шерсть почему-то не отрастит. Кому холодно, пусть шерстью обрастает.

Зайчата: Может, он об этом не знает?

Лиса: Все бы вам «ах» да «ох»!

Лешонок: Ждет нас дедушка Диадох.

Звери поднимают Кузьку и уносят его (уводят под руки) со сцены. Появляется дед Диадох, похожий на большой мшистый пень с сучками.

Диадох:

У лешего осенью много забот —
К зиме подготовить здешний народ:
Букашек и мошек,
Медведей, ежей,
Лягушек и мышек,
Болотных ужей.
(Лешонок вводит Кузьку.)
А это еще кто? Для медвежонка — слишком голый. Для лягушонка — слишком лохматый. На кикимору не очень похож. И весь трясется. Не родня ли нашей осине?

Лешонок: Дедушка! Это домовенок. Он устал, промок в дороге и его не держат ноги.

Диадох (трогает Кузькину рубашку): А это — мокрое — на тебе растет?

Кузька: Нет, это мне к лицу идет.

Диадох: Тогда снимай. Пусть сохнет. И деревья по осени листву сбрасывают.

Полезай-ка, домовой,
В короб с теплою листвой./
Лежи, согревайся,
Сил набирайся.

(Кузька залезает в короб. Оттуда торчит только его голова.)

Кузька: Славное местечко: тепло, как у печки. А теперь мне бы поесть.

Диадох: Эй, зверята, приходите, угощенье приносите!

(Вбегает ежик.)

Еж: Я колючий серый ежик. Принес сушеных лягушек и мышиных ножек. Хоть ты и не ежонок, съешь лягушку, домовенок!

Кузька: Сушеные лягушки? Тьфу! Это совсем не для домовят!

(Диадох, Лешонок и ежик разводят лапками и переглядываются.)

Лешонок: Не вкусно? А что же они едят?

(Ежик убегает. Вбегают зайчата.)

Зайчата: Мы сорвали у канавки пучок подсохшей осенней травки.

Хоть ты и не зайчонок, скушай травку, домовенок!

Кузька: Пучок травы? Тьфу! Тьфу! Это совсем не для домовят!

(Зайчата разводят лапками и переглядываются с лешими.)

Леший: Не вкусно? А что же они едят?

(Появляется Медведь.)

Медведь: Я от самого брода притащил большую колоду меда. Хоть ты не медвежонок, скушай меду, домовенок!

Кузька: Колода меда? Вот это да! Это для домовят еда! (Облизывается.)

Я согрелся, весел, сыт.

Лешонок: У тебя прекрасный вид.

Диадох: Теперь домовенок не пропадет. Зимою в лесу у нас поживет. Придет весна, и в урочный час дам я семи ветрам наказ, чтоб в разных концах земли побывали и с печкой дом для него отыскали.

Занавес закрывается.

Сказочница: Вот такая сказка, дети. Разное случается на свете.

Коли встретится вам бездомный домовой, пригласите его к себе домой!

  1. Заключительная часть

Домовенок: 

Вам ребята говорю: «Всех вас очень я люблю!
Обещаю вас беречь, что ж  друзья, до новых встреч!»
А сейчас всем  друзьям я гостинцы  раздам

(раздает сладости) 

Дети поют песню о Домовом.       

Песня «Домовенок Кузя»

Ведущая: А теперь чайку попьем с именинным пирогом.

(под музыку песни «С Днем рождения» в исп. ансамбля «Золотое кольцо» дети, в сопровождении Проши садятся пить чай с пирогами).

Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение

дополнительного
образования

«Центр
детского и юношеского творчества»

города
Армянска Республики Крым

СЦЕНАРИЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«В
ГОСТЯХ У ДОМОВЕНКА»

Разработала:

Куликова Татьяна Владимировна

Педагог дополнительного образования

СЦЕНАРИЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«В
ГОСТЯХ У ДОМОВЕНКА»

ЦЕЛЬ:
Познакомить с обычаями и обрядами славян, народными приметами и пословицами.

            
Прививать интерес к изучению народных традиций.

МАТЕРИАЛЫ :
ватман, фломастеры, набор цветной бумаги, набор деталей образа домового,
бусины, проволока, клей, ножницы, картон, скотч, набор пазлов пословиц.

ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕД 1  
здравствуйте ребята, сегодня мы хотим пригласить вас в гости к домовенку.

            
А вы знаете кто такой домовой.   (ответ детей.)    Молодцы.

Издавна наши
предки верили в домовых и считали его духом домашнего очага.

ВЕД 2. Откуда
же взялся Домовой? Говорят, что он и его собратья, когда-то были ангелами, но
своенравными и непокорными. Разгневался на них Бог и послал Архангела Михаила
усмирить бунтовщиков. Битва была недолгой. Многих низверг Михаил в преисподнюю,
но некоторые ангелы спрятались в лесах, реках, болотах, сараях, домах, 
 Те из
них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым,
а кто в дом – домовым.

ВЕД 3        Внешность домового
отличается от человеческой своеобразными аномалиями, необычными для человека
признаками. Иногда когда хозяина нет дома, домовой принимал его облик и
расхаживал по дому. (показ слайдов изображения домового)

        У домового может быть
сиплый или громкий голос, он может сильно шуметь, шуршать или скрипеть, иногда
домовой начинает выть или петь. Передвигается домовой необычайно быстро, так
что разглядеть его не удается, а еще домовой может внезапно менять свой внешний
облик.

Из домовых духов особенно популярны трое – домовой,
дворовой и овинник. Однако со временем невозможно стало отличить, когда речь
идет о домовых, а когда о дворовых.

ВЕД 1  А давайте с вами создадим образ домового . Для
этого мы разделимся на команды. У каждой команды будет ватман, набор цветной
бумаги, клей.  Ваша задача придумать и нарисовать своего домового и придумать
ему имя. Из цветной бумаги можно вырезать детали одежды волосы, шляпу. На это
задание вам отводится 5 минут.

(проходит игра)

Команды
справились с заданием. И я попрошу первую команду представить своего домового.

(закрепить
рисунок на доске), после представления пригласить вторую команду.

Молодцы все
команды справились с заданием.

ВЕД 2 .
Ребята а вы знаете как зовут домового в разных странах.

У русских:
«дедко», «хозяин», «доможил», «суседко»
;

у белорусов:
«хатник», «господар»;

у украинцев:
«хатнiй дiдко»;

 у поляков
«хованец»;

у чехов:
«скржитек», «рарашек» .

ВЕД. 3   А
ещё у домового есть день рождения. Он отмечается в ночь с 9 на 10 февраля. Этот
праздник в народе ещё назывался Кудесы.

В этот день  необходимо
ставить угощение для домового. Если дедушка-суседушка останется без гостинцев,
то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого
духа и с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не
пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул — это домовой
свое недовольство выражает.

ВЕД 1 для
«суседушки»  ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не
вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: «Хозяин-батюшка,
побереги скотинушку» или так…

«Домовишко-дедушка,
всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко
Домовой-то домовой да сам не будь плох, заботься о домашнем хозяйстве, содержи
его в чистоте и порядке, будь трудолюбив . В дружной и заботливой семье и
домовой живет в ладу с хозяевами. На что и клад, коли в семье лад. Любовь да
совет так и горя нет.

Вся семья
вместе, так и душа на месте».

Примечали в
этот день: ветер спутает погоду — быть сырому году.

ВЕД 2  А еще
10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили имениннику серебряную
монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную.
Подарок обычно клали под печку. Чтобы угодить домовому, в этот день говорили в
доме тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса.

ВЕД 3  А еще
дарили в  подарок: бусинку либо шарик стеклянный, подойдет и пуговка. Главное,
что подарено – не отнимается. Давайте и мы с вами соберем бусы в подарок нашему
домовому.

Для этого мы
с вами разделимся на команды. Командам необходимо стать на расстоянии вытянутой
руки друг от друга.  На стуле в начале у каждой команды будет стоять ведерко с
бусинами, а в конце пустое ведерко. По команде первый игрок берет бусину и
передает ее другому игроку, затем берем вторую бусину и снова передает и так  
вы должны передавать по цепочке бусины.  Побеждает та команда которая быстрее
всех перенесет все бусины из одного ведерка в другое.. Все поняли задание.

 (проведение
игры)  

ВЕД 1 Домовой
выбирает наитеплейшие уголки в доме. Его излюбленное место – за печью или даже
в самой печи или в камине. Домового, особенно пристрастившегося к печи,
называют печуркою. Этот домовой дух неведомыми силами накрепко привязан к своей
печке, он является добрым божком тепла и домашнего уюта, от него нередко можно
услышать: «Хорошая ночь – поел хорошо, и на печь». Печь для такого домового
печурка самое дорогое, что есть на свете. «Пусть три дня не есть, только б с
печи не слезть». Он может обитать в венике, который стоит метелкой вверх, в
шкафу, за печью, в камине и т.д. Домовой дух предпочитает полумрак.

ВЕД 2   А
теперь так как у нас нет здесь печи давайте соберем с вами веничек , чтобы было
где ему жить. Для этого мы с вами снова разделимся на команды.  На доске возле
вашего домового закреплена основа веничка. Рядом стоит стул, на котором
находятся импровизированные веточки. По очереди член команды подбегает, снимает
одну ленту двухстороннего скотча , берет одну веточку и приклеивает её. Чья
команда справится быстрее та и станет победителем. Все поняли задание.

(проведение
игры)
Вот
и собрали мы с вами домик для нашего домового.

ВЕД 3
Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях
в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых
петухов — то есть до 4 часов утра.

Наш домовенок
пошутил и разбросал все приметы. Чтобы нам их узнать надо пазлы собрать.  В
каждом конвертике находится  одна примета. У каждой команды будет по 2 приметы.

Команды могут
приступить к выполнению задания. (После того как пословицы собраны команды
зачитываю в слух пословицы)

Дергает за
волосы — к семейной ссоре.

Стучит по
трубе — к обидам.

Гремит
посудой — к пожару.

Охает — к
убыткам.

Плачет — к
горю.

  Молодцы
ребята. А вы знаете что днем домовой может передавать предупреждения и
предсказания через кошку

Если кошка:

…долго
умывается — жди гостей;

…скребет
лапами по полу — к метели;

…лезет на
кровать — к холодам;

…ложится
животом вверх — к благополучию в семье;

…тянется
лапами к хозяину (или хозяйке) — к прибыли.

ВЕД 1
Переезжая в новый дом или квартиру не забудьте взять с собой своего домового.

Домовой всю
свою домовую жизнь жил в одном доме и не мог самостоятельно сменить место
жительства.

 Покидая
старую квартиру, на пороге произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной» 

Переносят
домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением
домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без
приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со
своим домовым благополучье на новом месте вам обеспечено.

ВЕД.2  Так же
домового перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике . На Федорин день
(24 сентября) он вообще не покидал своего убежища и в этот день мусор не
выносили.

ВЕД 3  если 
вы недавно переселились в новостройку и она еще совсем не обжита.  Домового
можно  призвать. Возьмите новый веник и, метя от углов к центру,
приговаривайте: «Я – тут, а ты  — там. Приди, батюшка, ко мне по углам! Будем
жить – не тужить, с тобою дружить, дом наш холить – сторожить!» 

Вед 1 Домовые
были всегда домовитыми, следили за хозяйством, помогали с уборкой. И сейчас я
предлагаю вам следую игру. Перед вами находится размотанный клубочек ниток. 
Каждой команде необходимо будет смотать клубок. Пока играет музыка участник
сматывает нитку, как только музыка остановилась нитка передается другому
участнику и так до тех пор пока команда не справится с заданием. Побеждает та
команда которая быстрее справится с заданием.

(проходит
игра)

Ну что-ж
команды справились с заданием. И пока мы подсчитываем балы , что бы узнать кто
же победил в сегодняшней игре я предлагаю вам  посмотреть  мультфильм о
домовенке Кузе.  

(просмотр
мультфильма)

Вот и подошло
к конку наше знакомство с праздником Кудесы или днем рождения Домового. Вы
узнали  о верованиях наших предков.  И сейчас узнаем кто же стал победителем.
(Проходит оглашение результатов конкурса
)

До новых
встреч дорогие ребята

Сценарий праздника «Именины Домового»

Под «Русскую этническую музыку» дети вместе с взрослыми заходят в зал, садятся на скамеечки.

ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята, уважаемые взрослые, в нашем детском саду

появился календарь (показывает). А календарь этот непростой: в нём написаны не только дни и месяцы, как в обычном календаре, но и отмечены народные праздники. А что же это такое – народные праздники? Да это праздники, которые мы с вами отмечаем и дома, и в детском саду,празднуют их и дети, и взрослые! Вот, смотрите

(открывает календарь) после Нового года праздник Рождества…а вот Крещенье… а между двумя этими праздниками мы с вами колядовали, Святки встречали…Хотите посмотреть, какой праздник на следующем листочке? (открывает) – 10 февраля, Кудесы! Кудесы — это именины, день рождения… А чьи именины? -попробуйте угадать!

Тихо стало, ночь приходит, и уснули все давно,

Но по дому кто-то бродит, хотя дома и темно.

Шевелит в углу поленьем, половицами скрипит…

Что же это за явленье? Кто же ночью там не спит?

И куда исчезли ножик, ложки, кочерга с метлой?

Это всё, конечно, сделал хитрый добрый. (домовой)

А ведь сегодня именно 10 февраля! Значит сегодня, по народному календарю, мы с вами отмечаем именины домового, Кудесы! Кто же такой домовой? Где он живёт?

Какой он?. Домовой — добрый дух, он, по народному поверью, живет в каждом доме. Обитает он обычно за печкой, но может жить и в чулане, и под порогом, и даже на чердаке. Однако, он никогда не покидает дом, не выходит за его пределы. Поэтому и прозвище у него такое – домовой, то есть тот, кто живёт в доме. Дружной, работящей семье он помогает, а у нерадивых, плохих хозяев хулиганит, пугает их. Давайте мы порадуем нашего, детсадовского, домового, угостим его и повеселим – в общем, устроим Кудесы –самые настоящие именины. Тогда наш домовой будет добр к нам, будет нам помогать, будет играть с нами!

За занавесом слышится шум, что-то падает.

ВЕДУЩАЯ: Ой, ребята, заговорились мы с вами тут, забеседовались! А

домовой, слышите? напоминает о себе! Пора идти к нему в гости, а то вдруг обидится! Надо взять с собой горшочек каши, крынку молока и хлебушка – домовой очень любит такое угощение! Да и подарки не забыть!

Ведущая берёт угощение, корзину с подарками. Воспитатели открывают занавес. «Сцена» оформлена «под русскую избу», с печкой, домашней утварью.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, наш домовой прячется! Надо позвать его такими

словами: «Дедушка — суседушка! Кушай кашу да храни избу

нашу!» Давайте все вместе скажем!

ДЕТИ: Дедушка — суседушка! Кушай кашу да храни избу нашу!

Из-за печки выглядывает Домовой.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, батюшка – домовой! Прими наше угощение в

Кудесы — свой день рождения! (с поклоном подаёт угощение, Домовой берёт и ставит на печку)

ДОМОВОЙ: Здравствуйте, ребята! Я – ваш детсадовский домовой, имён у

меня много, по-разному меня называют – величают, но чаще

всего Дедушкой кличут.

В детском садике живу с самого открытия,

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живёте, как поёте, что на завтрак, на обед —

Всё я знаю, всё я слышу, ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты, могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

Спасибо вам за угощение и за то, что не забыли мой день

рождения!

ВЕДУЩАЯ: А мы к тебе, дедушка, не с пустыми руками пришли –

подарки приготовили! И первый наш подарок – это песенка!

Ведущий: Милый мой, Домовой, Не серчай, постой!

Про тебя споем мы песню.

Домовой: Что за песня, интересно?

Ведущий: Кузенька, послушай Приготовь-ка, уши.

ПЕСНЯ «Домовой поиграй ка со мной» 

Домовой: Ай-да песня! Хороша:

А теперь спою вам я.

(поет на мотив «я – шоколадный заяц»)

У меня сегодня праздник, день рожденья у меня

Пригласил я всех вас в гости, ведь вы все моя семья

Я с утра испек печенье, торт испек, открыл варенье я,

Принимаю поздравленья, очень уж волнуюсь я.

Припев: Я, Кузя Домовенок, всех знаю вас с пеленок.

Я очень всех люблю.

За всеми наблюдаю, по именам всех знаю.

Капризных не терплю.

Я, Кузя Домовенок, я счастлив как ребенок,

Ведь гости у меня

Мы будем веселиться, смеяться и кружиться

Вы все мои друзья!

ДОМОВОЙ: Спасибо вам, ребятки, за песенку! Повеселили вы меня,

порадовали! А теперь хочу играть! Приглашаю в круг всем встать.

Игра»Передай ложку»

ВЕДУЩАЯ: Дедушка-домовой, а ты говорил, что величают тебя,

называют по-разному! А какие имена бывают у домовых?

ДОМОВОЙ: Имена разные – есть Шишок, Кузя, Нафаня, Доброхот,

Кормилец, Игровик, Лизун, Хозяин, Дедушка, Суседко,

Афонька, Буян, Молчан, , Поплеша, Сдобыш… Вот

сколько имён!

ВЕДУЩАЯ: Ой, а многие имена нам знакомы, правда, ребята! Про

домовёнка Кузю и его соседа Нафаню мы мультик смотрели.

А про других мы дразнилки знаем! Ну-ка, ребятишки,

давайте подразнимся! Только, чур, не обижаться!

ДРАЗНИЛКИ:

  1. Сел Афонька на быка, в лес поехал по дрова.

А дрова сгорели, Афоньку волки съели. — девочки —

  1. А наш Сдобыш заболел, аппетита нету –

Три кастрюли супа съел и одну котлету. — мальчики —

  1. У Поплеши на носу ели свиньи колбасу.

Ели-ели три недели, ели-ели, не доели!. — девочки —

  1. Молчан-воришка, украл топоришко,

Полез в окошко, упал в лукошко! — мальчики —

ВЕДУЩАЯ: Ребятки, полно дразниться! Мы про подарки чуть не забыли!

Какие же именины без подарковДомовые очень любят

кошек или котов… Ну-ка, … (имя ребёнка, доставай из

нашей корзинки подарок!

Названный ребёнок достаёт игрушечного котёнка, ставит его на пол и, не выпуская из рук, говорит:

РЕБЁНОК: Дарим тебе, Домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый

двор!

ДОМОВОЙ: Благодарствую! (берёт игрушку в руки, сажает кота на

печь) Днём, ребятки, я обычно прячусь, не показываюсь. А

вы тогда следите за кошкой, я через неё вам подсказки даю!

ВЕДУЩАЯ: Это какие же подсказки, дедушка?

ДОМОВОЙ: А вот какие! Коли вы увидели, что кошка долго умывается –

ждите гостей! А если увидели, что кошка на кровать лезет –

это к холодам…

ВЕДУЩАЯ: А когда кошка лапами к хозяину или хозяйке тянется – это

что значит?

ДОМОВОЙ: Это к прибыли!

ВЕДУЩАЯ: А если кот лежит на спине, животом вверх?

ДОМОВОЙ: А это к благополучию в семье! Вот так я вас предупреждаю… Ну, а ночью я люблю играть с котом вжмурки! Хотите, и с вами поиграю?.

Затем дети поют дразнилку: «Иди, кот, за порог – там сметана и творог. Повернись 5 раз, лови мышек, а не нас!» и разбегаются. «Кот» с завязанными глазами ловит детей.

Игра музыкальная «Кот и мыши»

ВЕДУЩАЯ: Дедушка – домовой, а с чем ещё ты любишь играть?

ДОМОВОЙ: Ой, мне так нравятся разные блестящие пуговички, бусы,

монетки…

ВЕДУЩАЯ: Дедушка, вот тебе коробочка с блестяшками. Вот тебе

денежка на сапоги и семечки. От души даю, тебе дарю.

А другие блестящие предметы, такие, как ножи, вилки,

ножницы, тебе нравятся?

ДОМОВОЙ: Никогда их нигде не бросайте, на столе не оставляйте!

Кладите их на своё место! И вы не порежетесь, и мне поспокойнее будет!

ВЕДУЩАЯ: Ребята, запомнили? … Никогда не бросайте и не оставляйте

на столе острые предметы! А то дедушка домовой рассердится! Начнёт греметь, предметы двигать, да, наш домовой?

ДОМОВОЙ: Да, лучше меня не сердить – порядок и чистоту соблюдать,

старших слушаться, не ссориться, не ругаться, а ещё самим

быть опрятными, причёсанными, в чистой одежде. И чтоб

игрушки не были разбросаны!

Ведущая: Навостри-ка, Кузя ушки Мы споем тебе частушки.

Частушки (читают или поют дети)

В нашем доме, ой-ёй-ёй! Поселился домовой.

Домовой — проныра, Бедная квартира!

Прячет вещи домовой, Потеряли мы покой.

Ищем клей и краски, А находим сказки.

Нужен очень нам альбом, Ни в шкафу, ни под столом,

Нет альбома, хоть ты плач! Вдруг, находим красный мяч.

Мы вчера его искали, И искать уже устали.

Домовой – воришка, Где про птичек книжка?

Вдруг выходит домовой И качает головой:

«Это мальчик непослушный Не прибрал свои игрушки,

Я не брал чужие вещи, На меня ты зря клевещешь.

Как порядок наведёшь Так пропажу и найдёшь!

Исполняется танец (2 мл.гр.)»Динь детский сад»

Ведущая :дедушка Домовой , а что еще умеешь делать?

Домовой: Я научился в домах, в квартирах, мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать.

ВЕДУЩАЯ: Дедушка-суседушка, а научи нас предметы двигать! Как это

ты делаешь?

ДОМОВОЙ: Как я это делаю – я вам не покажу, а вот вас научу! Ну-ка,

кто у нас смелый? Ну, что ребята, поиграете со мной?

Игра «Стул ко мне» (Игра).

Два ребёнка стоят в обручах. На расстоянии от них стоят 2 стула с привязанными верёвками. Другие концы верёвок привязываются к поясу детей. По сигналу дети начинают кружиться, наматывая на себя верёвку и двигая стул к себе. Кто быстрее.

 ВЕДУЩАЯДомовой приучает нас к порядку и чистоте. Иногда над

нами шутит. Дедушка домовой, как ты ещё проказничаешь в

доме?

ДОМОВОЙ: Я не только шумлю и двигаю стулья и посуду, ленты – нитки

запутываю… Бывает, спрячу какую-нибудь вещь, а потом

смотрю, как вы её ищете!

ВЕДУЩАЯ: Домовойдомовой, а как же нам найти пропажу?

ДОМОВОЙ: А вы меня ласково попросите… Скажите: «Домовой,

домовой, поиграй и отдай!» и сразу свою потерю найдёте!

ВЕДУЩАЯ: Нынче у домового Кудесы – именины! Вот уж и подарки

домовому подарили, и наигрались вволю, а ещё не плясали!

Какой же день рождения без весёлого танца? Дедушка-

суседушко, идём с нами танцевать!

ДОМОВОЙ: Да стар я для плясок стал! Я лучше на печке посижу, на

ребятишек погляжу

ТАНЕЦ «КУЗЯ – ДОМОВЁНОК»

Ведущая : Мы видим, дедушка у вас печка самое любимое место.

Домовой Кузя:Да ,ребята ,печка мое любимое место в доме. В доме-то я раздетый хожу, на печи греюсь. А печь надо каждый день топить. Вот дрова тяжело носить. Не поможете?

 (Соревнование команд: кто быстрее перевезет дрова на машинке за веревочку. Оборудование: 2 машинки с веревочкой, поленья дров).

Домовой Кузя:Молодцы, быстро справились. Натоплю печку, тепло будет. Вот только шума от вас много. А у меня есть валенки. Проверьте сами, какая тишина в доме, если в валенках-скороходах по комнатам бродишь. Да помогите припасы перенести. 

(Соревнование 2-х команд «Кто быстрее перенесет сухарики Кузи из одного чугунка в другой в валенках-скороходах». Оборудование: валенки очень большого размера, сухарики, 4 миски).

Домовой: Ой, спасибо, ублажили, сухариками угостили,

Буду в доме вашем жить, Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать, Счастье буду привечать.

Ведущий: Дорогой Дедушка –суседушка, мы так старались с ребятами, чтобы тебе было весело и уютно в день твоих именин, а напоследок мы тебе частушки споём, а ты нам подыграй!

ЧАСТУШКИ:

1. Мы из садика ребята, мы в Покойном все живём, Мы про деда домового вам частушки пропоём.

2. С домовым играю в прятки… Где его и как искать! Хоть бы показал мне пятки, так и пяток не видать.

3. Домовой озорничает — ночью чем-то он гремит: То по чайнику ударит, то бумажками шуршит.

4. Домовой мой, как хозяин, всё без дела не сидит: То он с кошкой поиграет, то за печкой приглядит.

5. Старину мы уважаем, старину мы бережем, С домовёнком добрым нашим очень дружно мы живём.

Ведущий: Мы обещаем, что будем поддерживать чистоту в нашем детском саду, а ребята не будут шалить и ссориться.

Все: Ты самый лучший.

Исполняется пляска «Дружба крепкая»

Домовой: «Вам ребята говорю«Всех вас очень я люблю!»

Спасибо вам, ребята, и за подарки, и за веселье! Уважили

старого дедушку домового, не забыли мои именины!Обещаю вас по ночам не пугать, во всех делах вам помогать! Но и вы про меня не забывайте, мисочку молочка с горбушкой хлеба мне оставляйте!

Ведущая: Кузя, а мы тебе пироги спекли ко дню рождения. Угощайся

( подает пироги) и споем для тебя любимую песню.

Исполняется песня «Пусть бегут неуклюже»

Домовой: Спасибо, ребятки. Вот только мне одному их не сьесть. Мы обязательно сьедим их вместе с вами. Спасибо Вам ребята, вот теперь это дом хорошего настроения.

Обещаю вас беречь, что ж, друзья, до новых встреч. А сейчас всем гостям пироги я раздам,

Ведущая: Спасибо Вам ребята, вот и подходит к концу наш замечательный праздник День Рождения Домового, вы сегодня много нового узнали и подружили нас с Домовым, теперь будем дружить и горя не знать

До Свидания!

Развлечение
«Хозяин дома — Домовой»

Цель: познакомить людей с верой наших предков в Домового, Кикимору; рассказать им о празднике Домового, о том, как его отмечали раньше; способствовать развитию интереса и желанию самим устроить такой праздник дома; закрепить знание новогодних песен, дразнилок, скороговорок, потешек; создать у детей радостное, доброе настроение.

Материал.

Проигрыватель, пластинка с народными песнями, длинная веревка с привязанными на нее разными предметами, яблоки на нитках, кубики (20 шт.), мешки (2 шт.),

Персонажи:

1. Домовой.

2. Кикимора.

3. Дети, ведущая (хозяйка) в костюмах.

 Ход занятия: Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, мы рады тому, кто в нашем дому. Поздравляю вас с Новым годом! Здоровья, счастья вам на долгие годы!

А где же мои деточки?

Звучит веселая народная музыка. Заходят дети.

Проходите, мои дорогие, мои цветочки. Где цветок, там и медок. Усаживайтесь по удобнее, дайте мне на вас полюбоваться. Вот и собрались мы все вместе. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Я очень рада, что вы все пришли на праздник. А чей это праздник, вы знаете? Как его еще зовут? (Дедушко, хозяин.)

Каждый год, под Новый год, у Домового праздник. Наши предки считали главным хозяином дома — Домового.

Домовой — дух рода. Считалось, что в этот праздник Домовой 8 раз вылезает из своей норки, и хозяйка, которая живет в этом доме, должна 8 раз переодеться. Этим самым она, наверное, хочет показать, как хорошо относится к домовому, хочет доставить ему радость, удовольствие. На стол она ставит все угощения, какие есть в доме. Если домового хорошо накормить, то весь будущий год он будет помогать хозяйке.

Еще этот вечер называли и называют «щедрый вечер», потому что готовятся самые разные вкусные-превкусные вещи. Хозяйки наготавливают различной снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих соседей и знакомых. Щедрый стол — обеспечение хозяину круглогодового достатка. Но если хозяйка не поставила на стол какое-то угощение, которое есть в доме, то дедушка Домовой все равно узнает, и тогда накажет ее — он будет проказничать.

Предки считали, что Домовой живет за печкой, и чтобы он был добрым к хозяевам, они ставили ему туда блюдце с молоком, чтобы он смог полакомиться.

У домового есть подружка, зовут ее Кикимора, которая пакостит «по мелочи»: путает пряжу, все разбрасывает, а больше всего любит пугать маленьких детей.

Вот мы здесь говорим-говорим про Домового, а где же он сам? Его праздник, а его нет. Это он опять спрятался. Давайте споем ему песню «Каравай».

Дети встают в круг и поют, на последние слова «… вот такой ширины» вбегает Домовой.

Домовой: Ой, я услышал песню и давай быстрей бежать сюда, а то вдруг без меня все съедят. Ну что же я забыл? Ах, беда-беда, огорчение. А-а-а вначале надо поздороваться.

Домовой: Здравствуйте, ребятишки: девочки и мальчики. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй, хозяюшка.

Все с ним здороваются.

А что это вы такие нарядные да красивые? Почему здесь собрались?

Дети: Праздник потому что.

Домовой: Какой, чей?

Дети: Да твой же!

Домовой: Ой, опять забыл. Ах, беда-беда, огорчение! если праздник, то давайте все танцевать.

Звучит народная песня «Барыня», все танцуют.

Хозяйка: Дедушко Домовой, наши дети приготовили тебе подарки. Мы долго думали, что же тебе подарить, и придумали.

Чтение потешек, скороговорок, дразнилок.

Домовой: Ах, так вы дразниться надумали!.. А вот и я вас подразню.

Федя-медя-требуха

Съел печеного быка,

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,

Две кадушки щей,

Полну печь калачей.

Хозяйка: это почему же дедушка убежал, обиделся что ль? Как вы думаете?

В это время появляется (под музыку) Кикимора и тащит за собой веревку, на которой привязаны разные вещи (коробки, бумага, туфли и т.д.).

Кикимора: Конечно, обидели моего дружка, он не будет с вами дружить! У него только одна хорошая подружка — это я, Кикимора!

Обращается к Домовому.

Правда, Домовой? Пойдем со мной, дружочек, ну их всех.

Домовой: Не пойду.

Кикимора: Пойдем, пойдем.

Хозяйка: Мы не отдадим тебе Домового, он здесь живет, а хозяин дедушко не может покинуть свой дом.

Дом без хозяина — сирота, и хозяин без дома — тоже сирота.

Дети стают в круг перед елкой, а Кикимора ловит Домового (типа игры «Кошки-мышки») Затем кикимора ловит детей и не может их поймать.

Кикимора: Ну и ладно, подумаешь и не нужен он мне, и вы мне не нужны, ушла я (а сама во время разговора бросает бумажки от конфет).

Уходит.

Домовой: Вот, ушла, а сколько мусора после себя оставила. Полы не помела, вещи не убрала, надо самому порядок наводить. Ах беда-беда, огорчение!

Поднимает бумажки, берется за конец веревки, веревка «тащит» его к выходу. Домовой скрывается за дверью

Хозяйка: Что же нам делать, как спасти нашего хозяина?

Выслушивают ответы детей.

Хозяйка: Может быть, Кикимора похитила Домового потому, что мы не пригласили ее на праздник? Так давайте ее пригласим.

Дети: Кикимора! Кикимора!

Появляется Кикимора.

Кикимора: Я все слышала, о чем вы говорите, хорошо, верну я вам Домового, но только вы отгадаете три мои загадки. Отгадаете, будет ваш, не отгадаете — будет мой.

Загадка 1.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплой весной придут ветра И меня прогонит со двора. (Зима.)

Загадка 2.

Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

А других он подгоняет. (Ветер.)

Загадка 3.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежка.)

Кикимора: Эх, все отгадали, так и быть, придется вернуть вам Домового, пойду за ним.

Звучит музыка, в зал заходит Кикимора и ведет за руку Домового.

Хозяйка: Спасибо тебе. Кикимора, что вернула нам Домового. Оставайся и ты с нами.

«Танец Иванов» (танцуют мальчики).

Сейчас будем играть.

1 игра: откуси яблоко, не держа его руками.

2 игра: кто быстрее и выше построит башенку из кубиков.

3 игра: бег в мешках (вокруг елки).

Кикимора и Домовой завершают бег в мешках.

После игр Домовой подходит к елке.

Домовой: Как я люблю нарядную елку, особенно когда вы поете около нее. А для меня вы споете?

Дети встают вокруг елки и поют песню: «Елочка, елочка, зеленая иголочка».

Хозяйка: А сейчас милости прошу всех в группу, где и детей, и Домового с Кикиморой ждет сюрприз.

Дети под музыку выходят из зала, идут в группу, где их ждут накрытые кчаю столы.

ГБОУ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специальная (коррекционная) школаинтернат №2 для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида

города Вышний Волочек

Конспект праздника «Именины домовых».

Подготовила и провела

учитель начальных классов:

Воробьёва Елена Алексеевна

г. Вышний Волочек

2012г.

2

Цель:

формирование национального самосознания, развитие у ребёнка системы

общечеловеческих ценностей;

ознакомление детей с народными традициями, поверьями, фольклором.

Задачи: 1) прививать любовь к Родине;

2) развивать у детей интерес к народному творчеству;

3) обогащать словарный запас детей.

Действующие лица: ведущий, баба Яга, Кузька.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ой вы, гой еси, люди русские!

Разудалые добры молодцы,

Раскрасавицы – красны девицы!

Собрались мы все на праздничек,

Все на праздничек да на русский день!

Как на том на весёлом праздничке

Разгуляемся как захочется!

Да покажут нам добры молодцы,

Удаль русскую, богатырскую!

И споем еще, красны девицы,

Песни звонкие, песни русские,

Как певали их наши бабушки!

Отгадаем загадки мудрые,

Что придумали наши дедушки.

Золотые припомним пословицы,

Вспомним жизнь наших предков – пращуров,

Сказки мудрые, слово меткое…

Баба Яга: Здравствуйте, сегодня у нас большой праздник. Праздник Домового,

а значит и нашего Кузеньки. Жду я Кузьку в гости, да его друзейдомовят. Как

я люблю эти праздники весело: загадки, потешки, игры, считалки,

дразнилки… (слышится стук)

А вот и Кузенька мой золотой, да и гостей привёл ости дети). Это ж

кто ко мне пришёл? Гостеньки разлюбезные пожаловали погостить, навестит

бабушку Ягу. Красавцы писаные, драгоцунчики мои. И куда ж мне вас,

гостенёчки поместить, посадить, и чем же вас. Гостюшечки, угостить,

усладить?

Ах вы. Ватрушечки мягонькие, кренделёчки сахарные, утютюшечки

драгоценные. Садитесь на самые удобные скамьи, на самые мягкие

подушечки, а я дам вам медовый пряничек, да сусального петушка, да

3

сахарного всадника на сахарном коне. Всех накормлю, спать положу на

шёлковые простыни, бархатные одеяла, лежи на печи, ешь калачи…

К у з ь к а: Да хватит уж, баба Яга, в любезностях – то рассыпаться .

Приступай к делу.

А вы, домовята не бойтесь её. Видите какая она добрая. Это потому, что

мы с вами собрались в » Доме для хорошего настроения». В этом зале она злой

не бывает, никого не съедает, не обижает. А теперь, баба Яга. Расскажи, что за

праздник нынче. Не все, поди, его знают».

Баба Яга: Ах ты, чадушко бриллиантовое, всё то ему знатеньки надобно, уж

такой разумник: Ну, мои голубчики, слушайте. По народному поверью, сегодня

именины домовых. А кто такие домовые? Это добрые духи дома,

единственные из нечистой силы добрые. Все остальные сердитые: лешие,

русалки, кикиморы, вурдалаки, да и я – баба Яга. А всех злей водяной.

Домовые живут в домах под печкой, или в лапте, подвешенном на печку.

Домовые следят за порядком в доме, хорошо ли хозяйка дом обихаживает,

мужу подлаживает, деток поднимает.

Кузька : баба Яга, а ты помнишь, дедушка домовой говаривал, что про него

сам Александр Пушкин написал, просил деда, чтобы он дом соблюдал.

Баба Яга : Да нет, запамятовала я, стара уж. А из вас ктонибудь знает?

Ребёнок: /отрывок/ Я его сейчас прочитаю:

«… Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхой,

С обрушенным забором… /А. Пушкин . » Домовой» /

Кузька: баба Яга, а на кого же мы, домовые, похожи?

Баба Яга: Ах ты, мой яхонтовый , домовой похож обличьем на хозяина дома,

только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в тулуп, лапти. Каждый

хозяин зовёт своего домоврго по разному :у нас, у русских дедко, хозяин,

доможил, суседко , домовик, дедушка, постень, лизун, жировик, нежить,

батанушка, духхранитель…

Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды. Вот так то,

мои бесценные.

Кузька: А какие же обряды?

Баба Яга: Вот какой разумничек. А обычаи и обряды такие. Кормление

домового. Я вот для тебя, мой любимец, всегда на печке оставляю каши, а ещё

любишь ты щи, блины, пироги, кисель.

Приглашение домового на новоселье, в новый дом. Когда люди

переезжают, то домового зовут с собой: «Батюшка домовой, кланяемся мы

4

тебе низёхонько, собрали мы своё житьё бытьё на новое место, так и тебя

просим пойдём с нами». А перевозили домового в горшочке с углями. Но,

мой славный Кузенькадомовой, не только хранитель дома, но и воспитатель

наказывает людей за несоблюдение обычаев, если они линевые, дом не

обихаживают, или кричат друг на друга.

Кузька: А как же их наказывать?

Баба Яга: Надо их мой серебряный, пугать во сне.

Кузька: А дедушка мой иначе наказывает людей он вёдра переворачивает,

кошку на стол загоняет, в воду мусора насыплет.

Баба Яга: Ну не знаю, не знаю, а только если наказание не помогает, собирает

домовой свои пожитки тулуп, да лапти и уходит, мой задушевный друг

Кузенька, и пусто будет в этом доме, скучно.

Кузька: А дедушка домовой сказывал. Что хозяевам можно его вернуть,

позвать: «Батюшка домовой, хранитель и ревнитель моего рода, возвернись

со широких дорог, со чужих окраин к отчему порогу, ко своему углу».

Баба Яга: люди говорят: » В ухе звенит это домовой колокольчиком звонит».

(У кого дома есть домовые ?)

Кузька: Всё хватит о нас, домовых, рассказывать. Давайте посмотрим, кто из

моих друзей на наши именины пришёл?

Ведущий: Что ж, давай познакомимся! Каждый из вас встанет и назовёт имя,

которое вам досталось. А я объясню значение имён, т. к. это старинные,

забытые уже слова.

ИМЯ ЗНАЧЕНИЕ ПО СЛОВАРЮ ДАЛЯ

1. Агапчик добрый, милый.

2. Афонька вечный, бессмертный.

3.Белебеня болтун, враль, пустомеля.

4. Беря бережливый, жалостливый, накопитель.

5.Вуколочка оборотень, перевёртыш.

6.Куковяка неженка, баловень.

7. Нафаня хитрый, лукавый.

8.Поплеша любит плеваться,

9.Пудя любитель пугать

10.Сдобыш кругленький, румяненький.

11.Фортунат счастливчик, баловень судьбы

Ведущий: Как видите, домовые такие же разные, как и люди. Но ведь,

каждый домовой похож на своего хозяина.

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Давайте познакомимся»

передавая друг другу мягкую игрушку, при этом называя своё имя и имя

своего товарища.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

5

Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ.

Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.

Загадки.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Баба Яга: Так вот, мои цыпляточки, дитятки мои сладенькие, на именинах

положено играть. Сейчас мы с вами и поиграем. Нука, посчитайтесь,

выберите 4х человек для игры. (Считалки. )

Ведущий проводит с ними русские народные игры.

1-я игра : » Какая твоя буква?» Игрок выбирает букву ,например С.

Ведущий: Я буду задавать вопросы, на которые ты отвечаешь словами на

букву «С».

Вопросы: 1. Как тебя зовут? Сергей

2.Твоя фамилия? Снегирёв

3.Откуда ты приехал? Сочи

4.Куда ты едешь? В Смоленск

5.На чём ты туда поедешь? сани

6.Что там растёт? Соя

7. А ещё что? секвоя

8.Какие там птицы водятся? Совы

9.А какие звери? Серны

10.Кто тебя встретит дома? Соня

11.Что ты привезёшь в подарок? серьги.

2я игра «Охотник».

Ведущий: А теперь следующая игра, «Охотник» идёт в лес, чтобы поймать

диких зверей. Он делает 10 шагов, и на каждый шаг называет животное.

Повторился, или задержался – проиграл.

/ Ловить можно, не только зверей, но и 10 птиц, рыб, насекомых/.

Тому, кто проиграл, ведущий говорит «Ты охотник плохой, возвращайся

домой».

6

Баба Яга: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Ктото пусть

скороговорит, остальных прошу молчать.

Гость. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара

словить.

Ведущий: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Ребята по очереди говорят скороговорки

Скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки изпод простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я

приготовил скороговорки. Нука, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайтека скорей, да

скажите веселей.

Зрители участвуют в конкурсе скороговорок.

Ведущий: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

Баба Яга: Ах вы, мои игралечки. А ведь хочется вам, домовятки, пошалить. Я

научу вас правильно дразниться. Вам всем выданы карточки с дразнилками на

каждого. Встают двое тот, кто дразнит и тот, кого он дразнит. После

дразнилки каждый говорит в ответ: » Ты сорока белобока, твоя тетка

кривобока, обзывайся целый век, а я хороший человек»! И так все по очереди

дразнятся.

Дразнилки (на карточках написать)

1. Агап воробей

Не гоняй голубей

Голуби боятся

На крышку не садятся

2.Сел Афонька на быка,

В лес поехал по дрова,

А дрова сгорели,

Афоню волки съели!

3. Белебеня съел медведя

Утром рано съел барана.

На закуску съел лягушку,

Хотел волка, да неловко,

Хотел гуся, да боюся.

4.Беря – меря – требуха

Съел корову и быка,

И 15 поросят –

7

Только хвостики торчат.

5. У нашего Вуколочки

Голова баранья:

Глазки человечьи,

А лицо овечье,

Ноги козлячьи,

Руки медвежачьи.

6. Куковяка – бедный

Нашёл кувшин медный

Пошёл по водицу,

Начёл рукавицу!

7. Нафаня – карапуз

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Нафаня отпирается,

Это бабушка, не я !

Это кошечка твоя!

8.У Поплеши на носу

Ели свиньи колбасу

Ели – ели три недели

Елиели не доели!

9. Пудя – мудя.

Упал с небес,

Со всего размаху

Разорвал рубаху.

10. А наш Сдобыш заболел,

аппетиту нету

три кастрюли супу съел,

Сто одну котлету.

11. Фортунат, дай полено.

Нечем печку растопить!

А из печки дым идёт

Фортунат Галю ведёт.

/Не забудьте про ответы: «ты сорока – белобока, твоя тётка кривобока,

обзывайся целый век, а я хороший человек»./

Как известно всем, подружки мастерицы петь частушки. И вы, парни не

зевайте и девчатам помогайте.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться;

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На горе стоит телега,

Слёзы капают с души.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

8

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поёт частушки,

Значит, жив ещё народ,

Ни за что не пропадет!

Так живи, частушка, всяко,

Под гармошку и струну!

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня неодну!

Ах, ах, аханьки,

Наши парни махоньки.

Изза кочек, изза пней

Не видать наших парней!

Ведущий: Вы пропели нам частушки

И скажу вам от души

Хороши частушки ваши

И вы тоже хороши.

Баба Яга: Ох, мои зайчики, серенькие, котятки беленькие, козлики

прыгучие и устала я старая, притомилася. Заканчивается наш праздничек

именин. Возвращаю вам ваши имена, да не забывайте меня. А в конце

праздника обычно чай пьют. Так давайте и мы попьём чайку! Приглашаю

вас всех на чаепитие.

Дополнительный материал.

Считалки.

1. Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге,

Сколько гвоздей, говори поскорей.

2. Шёл баран по крутым Гором,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.

3. Инцы брынцы балалайка,

Инцы брынцы поиграйка,

Инцы брынцы не хочу,

Инцы брынцы вон пойду.

9

Список использованной литературы

Александрова Т. » Кузька»

Даль В. И. «Толковый словарь«

Козак О. Н. » Считалки, дразнилки, мирилки»

» Тридцать три пирога»

» Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть»

«В часы досуга»

«Детям на потеху»

«Потешки, считалки, небылицы»

Баба Яга и Кикимора встречают Кузеньку.

11

Исполнение русской народной песни «Калина».

Выставка предметов быта.

03.02.2015

Харламова Татьяна Александровна

методист, педагог-организатор

Праздновать 10 февраля День домового — это старинный обычай, скорей обряд. В этот день даже верующие люди «задабривают» хранителя своего дома, чтобы он не оставил его, а берёг от силы зла и всякого вреда семье. Праздник знакомит детей с народными традициями, поверьями, фольклором и прививает любовь к Родине, её истокам.

Оценить★★★★★

7421

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО»

для детей 7 — 9 лет

Праздновать 10 февраля День домового — это старинный обычай, скорей обряд. В этот день даже верующие люди «задабривают» хозяина своего дома, оставляя на столе для него лакомства и напитки. Есть поверье, что домовые— это наши очень далекие предки, а потому они всегда желают нам добра. Переезжая в другой дом, хозяева зовут «своего» домового с собой, ведь он, заботливый и дом бережёт, и мир в нём.

Чтобы хранитель дома не оставил его, а берёг от силы зла и всякого вреда семье, наши предки всячески задабривали домового, особенно активно угощая его в День рождения. Для доброго друга готовились каша и пироги, чтобы ночью лакомство не остыло, его обкладывали горящими углями. Была и еще одна хитрость – чтобы домовой привлекал в дом богатство, под горшочек с кашей клали серебряную или медную монету.

Цель:познакомить детей с народными традициями,поверьями, фольклором; формирование национального самосознания, развитие у ребёнка системы общечеловеческих ценностей;

Задачи: 1) прививать любовь к Родине,её традициям и обычаям;

2) развивать у детей интерес к народному творчеству;

3) обогащать игровой и словарный запас детей.

1. Выставка работ ребят – подарков домовому.
2. Выставка книг.
3. Плакат.

Ведущий
Сегодня у нас необычный праздник. Мы решили его посвятить доброму духу дома. Обитает он обычно за печкой, но порой живет и под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе. Однако ОН никогда не выходит за пределы дома.

Как вы думаете, кто это? Что за добрый дух дома? Догадались? (ответы)

Правильно. На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет этот дух – домовой. Хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных

Вы спросите, а почему мы сегодня вдруг вспомнили о домовом? Да ведь 10 февраля у домового день рождения. Поэтому 10 февраля все, кто дорожит присутствием этот человечка у себя дома, справляют его именины. А для этого делают ему специальные подарки, задабривают. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепешку и кладет ее под печь, кто-то оставляет для домового монету.

Давайте поздравим домового песенкой.

РНП «Дома ли кума воробей»

Ведущий: Чтобы в доме царили мир, покой и согласие жители стремились всеми способами задобрить домового: старались сделать приятное домовому на большие праздники Рождество, Пасху, Новый год. А если семья переселялась в новый дом, то домового звали с собой ведь он, заботливый и дом бережет, и мир в нем. Говорили так: «Батюшка – домовой, кланяемся мы тебе низёхонько, собрали мы своё житьё – бытьё на новое место, так и тебя просим – пойдём с нами».

Давайте порадуем Домового игрой на народных инструментах

РНП «Светит месяц»

Ведущий:Как вы думаете, а на кого домовые похожи? (ответы)

Считалось, что домовой похож обличьем на хозяина дома, только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в тулуп, лапти. Каждый хозяин зовёт своего домового по разному: у нас, у русских – дедко, хозяин, домовик, дух-хранитель…

А у белорусов : хатник, господарик.

На Украине – хатнiй дiдко ( домовой дед)

У поляков — хованец (т.е. тот, кто прячется)

Приглашаю сюда желающих поиграть.

Игра «Наряди домового»

(две команды детей по 5 человек, выбирая вещи, наряжают одного из членов команды так, как они видят домового).

Ведущий
А знаете ли, какие прозвища даются домовым? Это зависит от того, где обитает домовой. Вот некоторые из них: хлевник, голбешник (голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати), избной, подпечник, подпольник, дворовый, банник. Почему так? (ответы) А для кого-то он – господарь, большак дедко, доброхотушко, кормилец.

Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды. А связаны они с кормлением. Как вы думаете, чем на Руси кормили домовых? ( каши, щи, блины, пироги, кисель).

Давайте и мы покормим кашей нашего домового.

Песня «Манная каша»

А еще известно, что домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: “Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно”. Ленивых злых людей Домовой наказывает: вёдра переворачивает, кошку на стол загоняет, в воду мусора насыпает. Так что старайтесь не сердить Домового.

А ещё любит Домовой загадки загадывать. Некоторые даже я не могу разгадать. А вы сможете?

Загадки:

1. Полна горница, а увидеть нельзя. (Тепло)

2. Бабушка в углу сидит: кто с морозу зайдет, тот руку и подает. (Печь и люди, греющие руки)

3. Один на другого смотрят, а никак не встретятся. (Потолок и пол)

4. Девица росточком мала-малехонька, каждый день танцует. (Метла)

5. Четыре ноги – одна шапка. (Стол)

6. Возрос на один годок, а уже никому не нужен. (Календарь)

7. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

8. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Ведущая: Молодцы! Для таких знатоков музыкальное поздравление

РНП «Перевоз Дуня держала»

Ведущий: Вот ещё задание для вас, ребята, уж постарайтесь сделать.

Игра “Засели дом домовыми”.

Ведущий раздает командам детей воздушные шарики и фломастеры. Необходимо на воздушном шарике нарисовать человечков-домовых. Какая команда больше за определенное время нарисует, та и победила..

Ведущий: Как вы думаете: домового можно увидеть?

Если верить старинным легендам, то нельзя. А тот, кто уверяет, будто видел домового, скорее всего, лукавит.

Но можно почувствовать присутствие домового. Особенно, если в вашем доме есть кошка. Считается, что животное видит домового. Вы когда-нибудь замечали, как ваша кошка вдруг ложится на спину и начинает махать лапками. Это домовой ее щекочет. А замечали, как ваш питомец, вылизывая шерстку, ни с того ни с сего начинал смотреть в пустоту немигающими глазами? Это он провожал взглядом домового.

Ещё люди говорят так: » В ухе звенит — это домовой колокольчиком звонит». Так что мы можем хозяина дома поздравить, а увидеть у нас не получится.

(из:за двери доносится: Кхе- кхе. Ведущая в недоумении пожимает плечами.

Опять:кхе-кхе.Появляется Домовой)

Домовой: Может в обычный день нельзя меня увидеть — а в праздничный можно.

Ведущий: Здравствуйте! Рады вас видеть у нас на празднике. Да, ребята? (ответы)

Домовой:И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Зрители участвуют в конкурсе скороговорок.

Домовой:Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Ребята по очереди говорят скороговорки

Скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Домовой:Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

Ведущая:А мы ещё тебе песенку в подарок приготовили

Домовой: Да вы чего?!! Послушаю, с удовольствием!

Исполняются частушки. Домовой приплясывает, подпевает.

Домовой: Спасибо! Порадовали меня детки. Только мне нельзя надолго дом оставлять без присмотра. Возвращаться обратно пора. А это вам от меня угощение: пряники.

Дети прощаются в Домовым. Домовой уходит. Ведущая раздаёт угощение.

Ведущая:На празднике побывали: пели да играли. Про Домового узнали, его

привечали. А теперь, детвора, нам домой идти пора. Весело живите,

с Домовым дружите.

Музыка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/102337-scenarij-prazdnika-imeniny-domovogo-dlja-dete

Также вас может заинтересовать

  • Игровая программа по книге Т.Александровой «Домовёнок Кузька»
  • Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой».
  • Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «Моя семья»
  • Презентация программы гражданственно-патриотического воспитания
  • Классный час «Мы все родом из детства»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий выставки музыкальных инструментов
  • Сценарий выкупа невесты портрет невесты
  • Сценарий выставки костюмов
  • Сценарий выкупа невесты перед подъездом
  • Сценарий выставки картин местных художников