Сценарий выставки музыкальных инструментов

На современном этапе развития общества актуальными являются вопросы обучения средствами искусства, используя возможности культурного наследия поколений. 

                    Выставка музыкальных инструментов

                                    «Звучащая коллекция» 

     (старшая группа, ученики 3 класса «Вольновской СШ»)

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русской культуре.

Задача:

Образовательная:

 Расширять  знания  детей о русских народных музыкальных инструментах: дифференцировать и классифицировать их по существенным признакам. Знакомить с историей их создания.

Развивающая:

—  Развивать умение участвовать в коллективных разговорах, развивать связную монологическую речь: умение составлять повествовательный рассказ о изготовлении инструментов.

— Развивать умение точно выражать свои мысли, используя в речи разные виды предложений.

— Развивать умение сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

— Формировать приемы игры на простейших музыкальных инструментах, развивать ритмический слух.

Воспитательные

—      Воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, чувство патриотизма.

Материал:

Детские музыкальные инструменты. Конверты с карточками – символами, изображающие музыкальные инструменты, пособие «Соты», диски с музыкальными произведениями.

Предварительная работа:

—      Рассматривание музыкальных инструментов;

—      загадывание загадок, чтение стихов о русских народных инструментах, чтение отрывков из былины «Садко»;

—      д/и «Угадай, какой инструмент звучит»;

—      игры – имитации «На чем играю»;

—      прослушивание музыкальных произведений в исполнении оркестра народных инструментов;

—      обучение детей игре на музыкальных инструментах.

Ход:  ( Дети приходят в музыкальный зал и располагаются свободно).

—  Воспитатель:   Здравствуйте  Ребята сегодня мы собрались не случайно.

 «Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из — под рук».

—      О чем говорят строки стихотворение?

—      Это слова о музыке.

—      Что такое музыка, как Вы думаете?

—      Какая музыка Вам нравится?

—      А Вы знаете,  как появляется музыка?

Дети: Её сочиняют композиторы и народ

Воспитатель: композиторы талантливые люди  сочиняют музыку, и помогают нам услышать её. Как их еще называют ?

Дети: Музыканты.

Воспитатель: А как они помогают нам услышать музыку?

Дети: Они играют на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Музыкальных инструментов очень много, какие музыкальные инструменты Вы знаете?

(Дети перечисляют).

Воспитатель: А назовите русские народные инструменты.

(Дети перечисляют).

Воспитатель: Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древних времен и до наших дней музыка сопровождает жизнь человека. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. Сегодня у нас в зале открылась выставка русских народных инструментов. Я приглашаю Вас посетить её.

 (Дети рассматривают музыкальные инструменты, свободно общаются).

Технология «Открытое пространство».

—      А теперь давайте встанем в круг, руки опустим – наше пространство открыто. Мы обсудим такой вопрос – для чего нам нужна музыка? Каждый выскажет свое мнение, а потом мы сообща сделаем вывод.

—      Музыка нужна, что бы передать свое настроение.

—      Музыка может успокоить человека.

—      Музыка может развеселить.

—      Под музыку можно помечтать.

—      Музыка помогает провести праздник.

—      Музыка помогает маршировать во время зарядки.

—      Музыка нужна, чтобы жить веселея.

—      Под веселую музыку можно танцевать.

Воспитатель :Да, все верно.  Всем взрослым и детям в жизни нужна музыка.

Света 3 класс:

(читает стихотворение М.В. Сидорова «Музыка».)

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам сможет передать:

И шум волы, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам сможет рассказать.

Стас  3 класса: 

То звонкою капелью засмеётся,

То вьюгой заметет, запорошит дождем

 весенним радостно прольется,

Листвою золотой  закружит.

 Насстя: 3 класс:

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза.

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без неё прожить никак нельзя.

Воспитатель: Можно ли одновременно послушать звучание нескольких музыкальных инструментов?

(ответы детей).

—      Как называется одновременное звучание нескольких инструментов?

 Дети: Оркестр.

Воспитатель: Да, ребята, есть  оркестр балалаечников, баянистов, ложкарей.

—      Я вам предлагаю послушать в исполнении оркестра русскую народную мелодию «Я с комариком плясала».

Физминутка (импровизация детьми свободной пляски под музыку).

—      На нашей выставке представлены музыкальных инструментов, которые изготовили своими руками дети вместе со своими родителями. 

Наши ребята расскажут, как и из чего делали свои инструменты

Воспитатель: А теперь мы всех приглашаем на чаепитие.

 ( Звучат русские народные песенки «Жили у бабуси 2 веселых гуся», «Во саду ли,  в огороде» и.т. д.)

Воспитатель: Наша  Встреча, посещение выставки подошли к концу. Спасибо всем за внимание.

«В Стране Музыкальных Инструментов»

Концертная программа

из цикла «Давайте знакомиться!»

для учащихся начальных классов

совместно с Детской школой искусств.

Автор разработки – учитель музыки

Баранова Маргарита Вячеславовна

Описание работы:  В данном концерте-путешествии в страну музыкальных инструментов зрители принимают активное участие. Материал рассчитан на детей младшего школьного возраста. 
Цель: Сформировать понятие о видах искусства – музыки (инструментальной и вокальной), театра, и фотоискусства.
Задачи: 
•Сформировать интерес к видам искусства;
•Обогатить духовный мир детей посредством слушания вокальной и инструментальной музыки;
•Развивать у детей познавательный интерес к видам искусства;
•Воспитывать любовь к музыке, как к искусству, обладающего наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Оборудование для проведения: 
•Музыкальная аппаратура для воспроизведения музыки; 
•Музыкальные инструменты: аккордеон, баян, фортепиано, домра. 
•Медиа проектор, фотоаппарат.

Ведущая: — Здравствуйте дети! Здравствуйте, взрослые!

— Сегодня вы отправитесь в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов и Сказочных звуков.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали:

— пение птиц (звучит фонограмма «пение птиц») , шум ветра(…), шелест листьев(…),

раскаты грома(…), стук дождя, (…), – это всё шумовые звуки, они не зависят от человека.

А вот когда мы приходим на концерт – мы слышим музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью.

Есть школа на земле одна,

Всегда в ней музыка слышна.

Поёт там хор, оркестр звучит.

Там кто-то иногда бренчит.

И раздается скрип порой,

И нот фальшивых шумный строй.

Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.
Дается с потом мастерство…
Там изучают волшебство!

— Закрываем глаза…

Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Добрый музыкальный день! Я – Фея Звуков. Летаю там, где звуки превращаются в музыку!

Я буду помощницей в вашем путешествии, потому что знаю волшебные слова. Тишина…

Звучит музыка, Фея произносит волшебные слова.

«Тили-тили, тили, бом. Открывается альбом».

Фея Звуков уходит, на сцену выходит пианистка.

Пианистка: — Добрый музыкальный день! Вы попали в Город Клавишных инструментов.

В этом городе живут пианино и рояль. Картинка на экране — рояль и пианино.

— Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет струну. (Нажимает клавишу)

Отгадайте про них загадки:

1.Он стоит на трех ногах

Ноги в черных сапогах

Зубки белые, педаль

А зовут его……… (РОЯЛЬ)

— Правильно. На рояле исполняют музыку в больших концертных залах. Вторая загадка:

2.Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое…  (Пианино)

— Правильно! На пианино играют дома и в классе.

Ведущая: — Пьеса «Пастушок» исполняет на фортепиано А.П.

В зал входит девушка — фотограф с большим фотоаппаратом. Обращается к гостям:

Девушка – фотограф: -Из редакции журнала к вам приехала сейчас.

Наш начальник дал заданье — для обложки снять всех вас!

Все девчонки в этом зале обаятельны, стройны! (подходит к девочкам, разглядывая)

-А мальчишки так отважны, остроумны и сильны! (подходит к мальчишкам)

-А с Вас, Мадам, (обращается к учителю) писать портреты можно!

Присядьте здесь (показывает стул), прошу Вас, осторожно…

Учитель выходит и садится на стул. Делает фото.

-Вы просто чудо, как фотогеничны!

И камера вас любит. Все отлично!

Обращается к залу.

А если мы мальчишек в кадр добавим,

Тираж журнала станет небывалым!

Шесть молодцев прошу я выйти к нам

И с двух сторон украсить лик Мадам…

Мальчики (6 чел.) выходят и становятся по обе стороны от учителя. Делает фото.

-Все стало лучше в сотни раз!

Чтоб было без ошибок.

Добавить стоит мне сейчас

Пять девичьих улыбок!

Выходят девочки, становятся рядом с мальчиками.

-Мальчишек не стесняемся,

Все дружно улыбаемся!!!

Делает фото.

— Всем спасибо, господа,

Печатать снимки мне пора!

Убегает, машет рукой.

Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Фоторепортеры тут как тут, ни одно путешествие не пропускают.

А нам пора отправляться в следующий город – город Духовых Клавишных инструментов.

На экране фото баяна и аккордеона.

— Ну-ка отгадайте, кто там живет?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (баян)

От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?

(Аккордеон)

— Правильно! Приглашаю познакомиться поближе с жителями этого города, их называют – баянисты и аккордеонисты.

Фея Звуков уходит, на сцену выходит баянист и аккордеонистка с инструментами.

Баянист: БАЯН – это клавишный инструмент, у баяна много кнопочек и в правой и левой руке, но чтобы они заиграли, нужно растянуть меха… (показывает).

А если не нажимать кнопки, то можно услышать, что баян «дышит», как человек! (показывает)

— Баяну подвластно многое — от простых народных песен, до шедевров мировой классики. Он пользуется большой популярностью в народе. Недаром баян называют — «душа русского народа».

Аккордеонистка: — Аккордеон очень популярный инструмент во многих странах мира. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать, как орган или даже целый оркестр. В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках». Сейчас 75 000 американцев умеют играть на этом инструменте. В штате Калифорния даже имеется памятник аккордеону и аккордеонисту.

Ведущая: «Перепелочка» р.н.п.иполняет на баяне Д.Т..

Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Я вижу, вы довольны нашим путешествием, поэтому летим в Город Струнных народных инструментов! В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Вперед!

— Если отгадаете загадку, узнаете, какой инструмент в этом городе живет?

На экране фото домры.

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка…(домра)

-Правильно! Нас встречают жители Города – домристы!!!

Фея Звуков уходит, на сцену выходят домристы с инструментами.

1-й домрист: — Домра — любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос привлекал к себе слушателей. Домра часто была в центре событий, в результате чего исчезла из народного творчества на несколько столетий. В 1654 году по распоряжению Никона — патриарха всея Руси пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.

2-й домрист: — Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кино, когда нужно подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

Ведущая: — 1. «Веселая карусель» — исполняет на домре К.П.

  1. «Вальс» — исполняет на домре Д.М.

Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Слышу звуки ваших бурных аплодисментов! Значит, вам понравились домристы и их звонкие домры. А может кому-то из вас захотелось тоже сыграть на любимом инструменте скоморохов? А? Поднимите руки? Выходи! (приглашает участника на сцену)

Ведущая: — Ты наверное думаешь – это шутка, но нет. В школе Искусств есть преподаватель высшей категории – А.Е., которая может научить тебя сыграть песенку на домре за 5 минут на глазах зрителей! Не верите? Тогда смотрите – «Мастер-класс игры на домре»!

«Мастер-класс игры на домре» директор ДШИ А.Е.Примак

Фея Звуков: — Чудеса! Просто сказка какая-то! Только Город Сказок у нас следующий в маршруте. Летим?… Жители Города сказок с детства учатся профессии выступать на сцене и играть роли. Кто они? Опять загадка!

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит,

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии — …(актёр)

— Правильно, они уже ждут своего выхода, чтобы рассказать вам сказочную историю, встречайте!

Ведущая: — Фрагмент спектакля «Лопнувший шарик» исполняют учащиеся театрального отделения ДШИ.

Фрагмент спектакля «Лопнувший шарик».

Звучит музыка, появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Очень поучительная сказочная история. Не правда ли. ребята?

Отгадайте, что сейчас делают жители следующего по маршруту города?

Там ребята не играют –

Не поют и не рисуют…

Никогда не отдыхают

А почти всегда — … (танцуют)

— Конечно, танцуют, потому что это Город ТАНЦЕВ!!! Встречайте танцующих человечков из Города Танцев!

Ведущая: — Танец «Непохожие» – исполняет танцевальный коллектив

Звучит музыка, появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — В маршруте нашего путешествия по стране музыки остался один город. И конечно последняя загадка:

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — … (Песня)

— Верно, это город ПЕСЕН! Поющие человечки уже готовы вас повеселить своими песенками!

Выходят хористы и рассказывают по очереди.

1. В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. —

2. Небо, научи людей радоваться, — попросила однажды Земля.

3. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток.

4. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли.

5. Первыми подхватили песни птицы.

6. А потом и люди научились петь.

7. Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое.

Ведущая: — Песня «Кукушкины гаммы» исполняют участники детского хора.

Звучит музыка,появляется Фея Звуков.

Фея Звуков: — Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу. Вам понравилось в Стране Музыки? …. Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?

Появляется девушка с фотоаппаратом и фотографиями

Девушка: — Конечно, хотят! Посмотрите (показывает Фее фотографии), как горят их глаза! Как сверкают их улыбки! Их счастливые лица могут стать украшением любого журнала!

Фея Звуков: — Несомненно, Вы правы. Где вы научились такому фото мастерству?

Девушка: — Как это, где? Конечно же в этой музыкальной стране! В наше время везде есть фотостудии и в нашей школе тоже.

Фея Звуков: — Интересно, для чего!

Девушка: — Чтобы научиться снимать самые яркие и счастливые моменты жизни талантливых личностей!

Фея Звуков: — Замечательно! Тогда я вас очень попрошу, снимите пожалуйста счастливый конец нашего путешествия – это — сводный оркестр шумовых инструментов!

Девушка: — Что это значит?

Фея Звуков: — Это значит, что я сейчас достану из волшебного ящика музыкальные инструменты и раздам их всем зрителям, и мы вместе сыграем веселую народную музыку!

Девушка: — Какой интересный материал, я обязательно сниму! Готовьте инструменты, а я пока подарю фотографии тем, кто участвовал сегодня в моей фотосъемке.

Девушка раздает фотографии тем, кого фотографировала в начале путешествия.

В это время на сцене появляется сундук с музыкальными инструментами (трещотки, бубны, ложки, маракасы и т.п.)

Ведущая: — Уважаемые зрители, мы предлагаем вам завершить нашу встречу оркестром народных шумовых инструментов, которые вы все знаете. Прошу первый ряд -взять ложки, второй –бубны, третий- маракасы и четвертый – трещотки.

Раздают инструменты поочередно каждому ряду.

Ведущая: — Для начала порепетируем – ложки …. И так с остальными инструментами.

— А теперь под музыку, слушайте внимательно ритм и друг друга. Начали!!!

Сводный оркестр шумовых инструментов.

Ведущая: — Спасибо всем артистам и зрителям за участие в концерте!

Концерт окончен. До свидания!

На выходе детей музыкальные инструменты участники собирают в сундук.

5

Сценарий музыкальной гостиной

«В стране музыкальных инструментов»


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы
совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных
инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что
поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты
бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся.
На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы
познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут
нам в этом обучающиеся объединений музыкально-художественного отдела.

          На
протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных
инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший
рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным
музыкальным инструментом, является голос.

         Удачное
строение горла, голосовых связок, ещё нескольких важнейших элементов и
деталей “певческого аппарата” необыкновенно важны для формирования сильного
звука, приятного тембра и большого диапазона певца.

Основой
классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов
различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и
сопрано.

      Но красиво и
правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все.
Красиво петь — нужно долго учиться.

             И вот
сейчас Брехова Настя исполнит песню «Кукушка»     

                   
                  Музыкальный номер

— Родоначальницей баяна и
аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за
границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный
инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась.
Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски.
Сейчас — это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только
песни, но и крупные серьезные произведения.

           Давайте послушаем
«                  » в исполнении Мендеева Г. П.

— Теперь подошла
очередь для удивительного инструмента — инструмент-оркестр. Этому
музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые
тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка
или изображать мерцание звезд на небе — высокими, «хрустальными» звуками. На
этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки,
так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого
инструмента тоже удивительное.
             Я
стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
             Зубы
— белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
— Слово  рояль  означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех
ножках. Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для
домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру — пианино. А общее
название этих двух инструментов— фортепиано.

300 лет назад
итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при
помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как
громкие звуки — форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте).
Поэтому инструмент получил такое название — фортепиано.

 (Итак, на сцене
одна из самых юных участниц нашего концерта)

                                 
Звучит фортепианная пьеса

(дети Фадеевой И. Н.)

Движенья плавные
смычка приводят в трепет струны

Мотив звучит
издалека – поет про ветер шумный,

Как ясен звуков
перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный
мотив – ему названье …скрипка.

Скрипка — струнно — смычковый музыкальный
инструмент высокого регистра. Струнный — потому, что у него есть струны. А
смычковый – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который
сделан из деревянной трости и конского волоса.

Скрипка один из
важнейших инструментов современного симфонического оркестра.

Ни один другой
инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и
технической подвижности.

Формы скрипки
установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные
изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной
формой и превосходным материалом. Скрипка является сольным инструментом с
XVII века.

Скрипка имеет
четыре струны, настроенные по квинтам.

Корпус скрипки
имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Гриф
скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы.    

        Давайте
скорее послушаем, как она звучит.

Пьеса, исполненная на скрипке (Серкова Л. Е)

Сейчас мы
отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими
аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад
отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А
инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

Посмотрите на нее
(показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется
гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки.
Звук извлекается при помощи пальцев.

Гитару полюбили
разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

« Испанская
красавица, всем нам очень нравится!» И сейчас мы услышим её звучание.

                           
Музыкальный номер на гитаре (играет Косяков В. Г.)

А этот инструмент вы
наверняка узнали. Это — балалайка!

 Балала́йка
русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет
корпус треугольной формы, струн — три. Характерным приёмом звукоизвлечения на
балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка — один из
инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый
известный русский инструмент.

Однозначной точки
зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка
получила распространение с конца XVII века. Современный вид балалайка приобрела
благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф.
Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её
усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть
балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 60-70 см. Сделанное Ф.
Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас)
стало основой русского народного оркестра.

Длина балалайки
составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас).
Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы.
Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из
них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). Звук
звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание,
пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и
гитарные приемы.

Жалейка. Слово «жалейка» не встречается ни в одном
древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в
записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание
предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Происхождение
слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с
«желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в
некоторых местностях игру на жалейке.

Одинарная
жалейка

представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см,
в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или
гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты.
Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых
отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд
жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр
жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

               
Послушайте, ребята, как звучит жалейка (Играет Мендеев Г. П. )

Ну вот,
ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным.

МАДОУ детский сад №10

Конспект

 образовательной деятельности

по музыкальному развитию

«Выставка музыкальных инструментов»

Подготовительная к школе группа.

Музыкальный руководитель:

Волошина Анна Олеговна

Каневская

2017год.

Образовательные задачи:

Дать понятие о различных музыкальных инструментах;

Уметь определить инструмент по характерному для него звуку.

Развивающие задачи:

развивать слуховое внимание, ладовое, ритмическое, динамическое, играя на инструментах;

создать целостное восприятие о музыкальных инструментах, постараться запомнить инструмент; добиваться быстроты реакции на смену частей музыкального произведения;

уметь своевременно с одного движения переходить на другое, четко и качественно исполнять игровое упражнение;

продолжать развивать общую и мелкую моторику, желание фантазировать

Воспитательные задачи:

ощутить красоту гармоничной музыки;

социализировать детей в мире музыки;

развивать коммуникативные навыки;

прививать любовь к музыке, к ритмодвижению, ко всему живому;

Здоровьесберегающие технологии:

-системное чередование нагрузок и отдыха;

-создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения;

-использование психогимнастики, элементов ритмики;

-использование сюрпризной мотивации;

Оборудование: Мультимедийная установка, музыкальные инструменты, ширма, ИКТ.

Предварительная работа: предварительные беседы о музыкальных инструментах, прослушивание произведений различной тематики, умение охарактеризовать их, выразить свои эмоции.

Ход занятия:
 

Ведущая: Дорогие ребята, сегодня мы приглашаем вас на необычную выставку. В этом маленьком мире живут музыкальные инструменты. Они очень разные по внешнему виду, их звуки различаются, но объединяет все музыкальные инструменты огромная любовь к музыке и желание ее исполнять. Подходите поближе и посмотрите, есть ли инструменты, которые вам знакомы?

Дети отвечают.

Ведущая: Да, многие инструменты вы знаете, слышали, как они звучат, но есть и новые, с которыми сегодня состоится приятное и интересное знакомство.

Вот, например, лютня. Это старинный деревянный инструмент с 3-5-ю струнами. В шестнадцатом веке, очень-очень давно, лютня стала самым популярным инструментом в европейской музыке. Через некоторое время о лютне забыли, так как появились другие, более современные инструменты, и только в девятнадцатом веке началась ее вторая жизнь. Многие ансамбли стали включать лютню и ее репертуар в свои концерты. Ее звучание завораживает, предлагаем вам послушать.

Звучит лютня.

Ведущая: Еще один старинный инструмент-мандолина, которая является дальним родственником лютни. Они немного похожи, но их различное звучание определило место каждой. Лютня была популярна при царских дворах, а на мандолине играли простые люди. Мандолина-народный инструмент. Предлагаем послушать, как она звучит.

Звучит мандолина.

Ведущая: А теперь современный инструмент-электрогитара. Она появилась в 30-х годах двадцатого столетия в США, когда возникла необходимость в инструментах с мощным звучанием. Благодаря мощному звуку электрогитара стала основным инструментом в музыкальных группах. Она превратилась в королеву сцены, которой остается и по сей день.

Послушайте ее звучание.

Ведущая: Ребята, я представлю вам все инструменты нашей выставки, а вы скажете, о каких вам хотелось бы узнать побольше.

Называет инструменты.

Ведущая: Итак, саксофон. Изобрел его бельгиец Адольф Сакс в девятнадцатом веке. Этот инструмент прошел долгий путь, чтобы завоевать признание, но сейчас саксофон-это целый мир возможностей в симфонической и джазовой музыке.

Внимание, звучит саксофон.

Ведущая: Вы все узнали скрипку. Да, скрипка-королева струнных инструментов. В Европе она появилась очень давно, в шестнадцатом веке и сразу завоевала популярность при царских дворах. Но и простые люди с удовольствием танцевали под аккомпанемент скрипки. Она используется в различных музыкальных стилях, и великолепно звучит в симфонических оркестрах, в джазовых и народных (кантри).

Сейчас вы услышите и вспомните ее звучание.

Ведущая: А какие инструменты вы назвали бы веселыми, ритмичными?

Дети называют.

Ведущая: Убедили, у всех окружающих поднимается настроение, когда звучат задорная балалайка, ритмичные барабаны или звонкая труба.

Балалайка-символ России. Считается, что эмоциональность этого инструмента, легко переходящей от радости к грусти передает русский характер. История популярности балалайки непростая, она подвергалась гонениям со стороны государства в семнадцатом-восемнадцатом веках, в девятнадцатом веке выдержала соперничество с семиструнной гитарой, и, благодаря талантливым музыкантам, заняла триумфальное место в оркестрах русских народных инструментов.

А звучит балалайка так.

Ведущая: Барабаны-старейшие из традиционных инструментов. Испокон веков они использовались в различных ритуалах, детали этого инструмента были найдены при раскопках в эпоху неолита. В шестнадцатом-семнадцатом веках он успешно ипользовался в армии, а с восемнадцатого века барабан занял почетное место в группе ударных инструментов оркестра, которое сохраняет и по сей день.

Сейчас услышите звуки ритмичного барабана, можно ладошками попытаться повторить ритмический рисунок.

Ведущая: Труба пользуется огромной популярностью, а ведь начали ее использовать в музыке относительно недавно. Сначала ее прообраз использовали воины и служители культа, потом военные и лишь недавно, во второй половине двадцатого века, труба стала солирующим инструментом в джазовом оркестре.

Представьте, что вы играете на трубе. Итак, начали!

Звучит труба, дети имитируют игру на инструменте.

Ведущая: Дорогие ребята, сегодня мы побывали на необычной выставке музыкальных инструментов. Какие инструменты показались вам наиболее интересными?

Дети отвечают.

Ведущая: Выставка будет пополняться новыми коллекциями, а мы с удовольствием будем вам рассказывать о них.

А сейчас, скажите, вы хотите составить нам компанию и стать музыкантами оркестра?

Дети отвечают.

Ведущая: Выбирайте себе инструмент и для всех зрителей музыканты детского сада  исполнят русскую народную плясовую.

Звучит фонограмма, дети и взрослые на музыкальных инструментах подыгрывают. Можно подключить гостей.

Дата проведения:  24.10.2008 г.

Место проведения: актовый зал или
кабинет музыки

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, баян, кларнет,
    гитара.
  • На стенах развешаны иллюстрации музыкальных
    инструментов: кантеле, цимбалы, кобза, бандура,
    скрипка, виолончель, литавры, флейта, гобой,
    фагот, и другие.

В подготовке мероприятия принимали учащиеся 5-х
классов и учащиеся музыкальных школ.

Цели:

  • показать детям разнообразие музыкальных
    инструментов;
  • обобщить и углубить жизненные представления
    детей об уже  известных музыкальных
    инструментах.

Задачи:

  • расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт
    детей их представления о музыкальной культуре;
  • развивать тембровый слух умение определять
    звуковую окраску инструмента узнавать его
    звучание;
  • развивать слуховое внимание и музыкальную
    память.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вход детей под музыку П.И.Чайковского « Вальс
цветов» из балета « Щелкунчик».

– Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
Приглашаю вас посетить сегодня Галерею
музыкальных инструментов. Вначале мероприятия
вы неслучайно услышали музыку великого
композитора в исполнении симфонического
оркестра. Ведь именно в этом оркестре собрано
наибольшее количество разнообразных 
музыкальных инструментов. О некоторых из них мы
сегодня будем говорить.
Давайте мысленно перенесёмся в город Москву, где
находиться Музей музыкальной культуры имени М И
Глинки. Там собраны музыкальные инструменты
разных народов, стран, от самых древних до
современных. И посетители музея имеют
возможность не только рассматривать их, но и
слышать.
Итак, представьте, мы входим в огромный
необъятный зал. Весь этот зал заполнен звуками, а
в зале … полная тишина. Потому что звуки
спрятались внутри всевозможных деревянных
ящиков, скрылись в сверкающих металлических
трубах, затаились в чутких напряжённых струнах.
Но мы чувствуем присутствие звуков. Кажется, ещё
мгновенье – и зал взорвётся, зазвучит
тысячеголосым хором. Это Мир Музыкальных
Инструментов. В каждом инструменте скрывается
своя тайна. И только человеческая рука, рука
умелого музыканта способна извлечь эту тайну.
Удивительным свойством наградила природа
человека, дав ему возможность выражать свои
мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Но если
слово адресуется к сознанию, к системе мышления,
то тембр голоса, его звуковая окраска –
непосредственно к чувствам и переживаниям. Для
передачи огромного разнообразия и богатства
настроений, тонкости выражения их оттенков,
одного тембра человеческого голоса было
недостаточно. Выход был найден. Человек
создал  большое количество музыкальных
инструментов для исполнения музыки самого
разнообразного характера, жанров и стилей.
Огромная художественная сила воздействия музыки
передаётся слушателю через выразительное
исполнение  на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека,
который никогда не слышал звучания какого-либо
инструмента. Но каждый ли может отчётливо
представить себе тембр отдельного инструмента,
знает его название? Можно ли воспитать культуру
слушания музыки без информации об инструментах,
без знания специфики каждого инструмента?
Инструменты, которые будут сегодня представлены
без сомнения, многим знакомы. Но не все знают
историю его создания, о способах
звукоизвлечения, из какого материала изготовлен
инструмент и какие музыкальные произведения
можно на нём исполнять. Итак, начнём…

Гобой

О старинных предшественниках гобоя
создано немало легенд, сказок, преданий. В одной
старинной немецкой балладе рассказывается о том,
что однажды на один город напали полчища крыс.
Сами жители города никак не могли от них
избавиться. И тогда обратились за помощью к
Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую
дудочку и начал на ней играть, да так, что все
крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он
шёл медленно, уводя крыс от города всё дальше и
дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд
и продолжал играть. Крысы настолько были
заворожены игрой музыканта, что даже пред водой
не смогли остановиться. Так Крысолов избавил
город от нашествия крыс.

(Звучит фрагмент из симфонической
сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

Гобой в переводе с французского
означает «высокое дерево». Звук гобоя в разных
регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно
резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного
гнусавым оттенком; высокие же звуки –
пронзительные. Очень хорошо гобой передаёт
мечтательное, задумчивое настроение, помогает
рисовать картины сельской природы.

Кларнет

Если гобой, флейта и фагот насчитывают
уже более четырех столетий своего пребывания в
оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18
веке. Предком кларнета был средневековый
народный инструмент – свирель «шалюмо».
Считается, что в 1690 году немецкому мастеру
Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний
регистр инструмента поразил современников своим
резким и пронзительным тембром – он сразу
напомнил им звук трубы, которая называлась в то
время «кларино». Новый инстумент назвали
clarinetto, что означает «маленькая труба».
Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это
цилиндрическая деревянная трубка с
венчикообразным раструбом на одном конце и
тростью-наконечником на другом.
Из всех деревянных духовых только кларнету
доступно гибкое изменение силы звука. Это и
многие другие качества кларнета сделали его звук
одним из самых богатых по выразительности
голосов оркестра. Любопытно, что два русских
композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом,
поступили совершенно одинаково: в обеих
«Снегурочках» – Римского-Корсакова и
Чайковского – пастушеские наигрыши Леля
поручены кларнету.
Нередко тембр кларнета связывают с мрачными
драматическими ситуациями. Эту область
выразительности «открыл» Вебер. В сцене
«Волчьей долины» из «Волшебного
стрелка» он впервые угадал, какие трагические
эффекты скрыты в низком регистре инструмента.
Позже Чайковский использовал жуткое звучание
низких кларнетов в «Пиковой даме» в момент,
когда появляется призрак графини.

(Звучит пьеса в исполнении учащегося
музыкальной школы на кларнете).

Фортепиано

Много есть на свете разных инструментов.
Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто
слышите и видите его на музыкальных занятиях. Это
– пианино.
Скажу вам по секрету: этот инструмент – мой самый
лучший на свете друг. Потому, что он как ни кто
другой умеет чувствовать, понимать и откликаться
на моё настроение. Когда мне грустно, я начинаю с
ним разговаривать, сажусь к нему поближе  и
играю. Он утешает меня звуками нежными,
ласковыми. Когда мне весело, он ликует и радуется
вместе со мной. Мой друг умеет быть разным.
Может быть, поэтому у него есть ещё одно имя –
фортепиано. По-русски его следовало бы назвать
«Громко-тихо». Такое имя ему дали потому, что
в отличие от своего предшественника и близкого
родственника по имени Клавесин, который был
очень похож на пианино и имел почти такое же
устройство, но издавал звуки только одинаковой
силы и громкости, форте или пиано.
Вот какой замечательный инструмент изобрёл в 1711
году в итальянском городе Падуя мастер
Бартоломео Кристофори.
Пианист нажимает на клавишу, деревянный
молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам,
которые дрожат, вибрируют, – так возникает звук.
Инструмент получился замечательный: диапазон
включает в себя диапазоны почти всех остальных
музыкальных инструментов. Он может звучать
совсем тихо и легко, как арфа или флейта, а может и
как целый оркестр.
Специально для публичных концертов, где
собирается много народу и где звук должен быть
мощным, сильным, изобрели рояль, что в переводе
означает «Королевский». Чтобы звук лучше доходил
до слушателей, у рояля поднимают крышку, похожую
на огромное чёрное крыло. Рояли и пианино имеют
одинаковую клавиатуру и по две ножные педали, с
помощью которых меняется окраска звука.

(Звучат произведения для фортепиано в
исполнении учащихся).

Арфа

Диалог двух учащихся:

– Я полагаю, мне 5 или 10, а возможно, и все 20 тысяч
лет.

– Не может быть! В таком почтенном возрасте вы
выглядите просто по-королевски: педали сверкают
золотом, на самом верху что-то вроде небольшой
короны, прозрачная накидка из струн, и вся вы
такая резная, изящная. Будто крыло огромной
золотистой бабочки.

– Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была
божественным инструментом, моей игрой
наслаждались боги Олимпа, по моим струнам
пробегали их пальцы. Затем я стала инструментом
аристократическим, то есть для богатой знати.
Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.

На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен.
Она никогда не звучит
Под рукою раба…

– так писали обо мне поэты.
– Самый древний мой предок – простой охотничий
лук. Когда-то очень давно, на заре человечества,
охотник, задев тетиву своего лука, удивился, как
она долго и мелодично звенит. Ему понравился этот
звук, и он рядом натянул ещё несколько жил
по-короче. Это было гениальное музыкальное
открытие – так появились струнные щипковые
инструменты. Среди моих близких родственников –
знаменитая Лира, так называли её древние греки, а
также Лютня – любимица Европы лет этак 300 тому
назад. Но, знаете ли, годы идут. Теперь они на
пенсии и поселились в музее. И дальних
родственников у меня очень много. Это все те
струнные инструменты, на которых играют щипком.
Они хоть и не относятся к благородным, но всё же
родня. Это я о гитаре, мандолине, гуслях…
– Скажите, а где вас можно встретить?
– На концерте, конечно…

(Звучит музыкальный фрагмент в аудиозаписи).

Гитара

У гитары мало конкурентов – это всем
инструментам инструмент. Почему – не сразу и
ответишь. Рояль и скрипка, конечно, солиднее, но
на гитаре во всём мире играет несравнимо больше
людей, чем на скрипке и рояле. И это не случайно.
Она идеально аккомпанирует, а в руках у мастера –
прекрасный солист. Гитару нередко называют
струнным щипковым инструментом, но это не совсем
верно. Звук на ней извлекается не щипком, а скорее
«ударом» пальцев, или «броском». Можно играть и
медиатором. В Испании это поистине народный
инструмент. Невозможно представить испанскую
песню, да и самого испанца без гитары. Самые
великие гитаристы-испанцы.

(В исполнении учащегося звучит «Испанское
каприччио)

Скрипка и виолончель.

Виолончель (В.): Здравствуй,
Скрипка!
Скрипка (С.):  Добрый день, Виолончель!
В. Сотни лет знакомы, в каждом концерте
играем вместе, а всякий раз я рада встрече с
тобой.
С. Мы же родственники. Только ты большая,
и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я
маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.
В. Маленькая, да удаленькая. Ведь это
тебя называют «Королевой оркестра». Мы самые
певучие из всех инструментов.
С. Меня сделали около 400 лет тому назад
добрые мастера-волшебники из итальянского
города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати,
Гварнери и великий Страдивари.
В. Неужели настоящие волшебники?
С. Конечно. Ведь все вещи портятся со
временем, с годами теряют качество. А скрипки
кремонских мастеров чем дольше живут, тем
прекраснее звучат.
В. А моё имя происходит от имени наших с
тобой предков – Виол, что в переводе означает
фиалка, анютины глазки. Выходит, я, Виолончель, –
Большая Фиалка. Говорят, что мой голос больше
других инструментов напоминает человеческий и
ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно
удаются широкие, напевные мелодии, но я легко
справляюсь и с виртуозными произведениями.
С. По части виртуозности я тоже большой
специалист. Каких я знала прославленных
скрипачей! Вот, например, гениальный Никколо
Паганини. Его даже обвинили в колдовстве, потому
что не верили, что обыкновенный человек  сам,
без помощи волшебной силы, может так великолепно
играть на скрипке. С его именем связаны легенды.
Одна из них гласит, что однажды во время
публичного концерта у Паганини вдруг одна за
другой начали лопаться струны. Случайно это
произошло или по чьему-то злому умыслу – никто не
знает. Но великий скрипач продолжал играть, как
будто ничего не происходило, и закончил
произведение на единственной оставшейся целой
струне под гром оваций.
В. Вот что значит талант, мастерство и
самообладание!
С. Извини, мне пора на репетицию.
В. Увидимся вечером на концерте.

(Звучит  фрагмент А.Вивальди «Времена
года»)

Баян

Баян — музыкальный инструмент, разновидность
гармоники с полным хроматическим звукорядом на
правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым
аккомпанементом на левой; назван в честь
древнерусского певца-сказителя Бояна.
Современный баян оснащён пятирядной правой
клавиатурой с регистрами-переключателями и
готово-выборной шестирядной левой и обладает
отличными художественно-исполнительные
возможностями, позволяет играть не только
простейшие мелодии, но и шедевры мировой
классики.
Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус,
левый полукорпус, меха. Звук в баяне возникает за
счёт колебания язычков — металлических
пластинок — под воздействием воздушной струи из
мехов.

Флейта

Кто знает, когда и зачем первобытный
человек срезал камышовую тростинку или веточку,
или стебель бамбука и , увидев, что внутри она
полая, пустая, подул в нее. Получился сипловатый,
но довольно громкий звук. Звук этот один, а
хотелось играть разные мелодии. Можно было,
конечно, нарезать много разных дудочек, и
больших, и маленьких, но играть попеременно на
всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на
дудочке он вырезал дырочки – отверстия, которые
можно было затыкать пальцами. Вы и сами можете
смастерить летом такие дудочки. По такому
принципу устроены и действуют все деревянные
духовые инструменты, в том числе и флейта.
Флейта – латинское слово. Переводится оно как
«дыхание», «дуновение». Звук у нее светлый,
высокий, немного свистящий.

(Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К.Глюка в аудиозаписи).

Какая прекрасная, печальная музыка! Она мне
напомнила одну легенду. Жили два брата. Один
злодейски убил второго из зависти и корысти.
Никто не знал страшной тайны, и злодей
наслаждался украденным счастьем. Но прошло
время. На могиле убитого брата вырос тростник.
Кто-то срезал тростник и сделал из него флейту,
поднес к губам, и та поведала людям печальную
историю. Вот такая сказка во славу флейты, а может
быть и самой музыки, которая умеет рассказать
правдивее всяких слов.

Итак, наше  путешествие по Галерее
музыкальных инструментов подошло к концу. Вы
имели возможность соприкоснуться с
высокохудожественными произведениями мирового
классического наследия. Я надеюсь, что у вас
вспыхнул интерес к музыкальным инструментам и
возникло желание научиться играть на каком-либо
из них.

Внеклассное мероприятие
«В мире музыкальных инструментов»

Автор: Сапегина Татьяна Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Ростовская область, Сальский район, х. Маяк

Цель занятия — расширение знаний о роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Задачи:

1. Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.

2. Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.

3. Установить значение музыки в жизни человека.

Ход занятия:

  1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята. – Здравствуйте учитель (отвечают дети нараспев).

Учитель читает эпиграф:

О, музыка, – язык любви,

Язык всемирного общенья!..

Как звуки вечные твои

Нас призывают к пробужденью.

Слайд1.

На уроках музыки мы знакомились с разными музыкальными инструментами. И вы знаете что, музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека. Но интересно, как это происходит.

Сегодня мы поговорим о роли музыкальных инструментов в жизни человека. Но прежде поиграем на инструментах шумового оркестра.

  1. Игра в детском шумовом оркестре. Учитель раздаёт музыкальные инструменты учащимся. Звучит запись русской народной песни «Ах вы сени» — дети играют на инструментах шумового оркестра.
  1. Беседа с учениками.

Учитель:

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись.

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотели жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь?

Ответы детей: без музыки скучно было бы жить, не интересно.

Учитель продолжает: Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни. Задумавшись об этом, можно предположить, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной.

Музыка необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностях.

Учитель: Ребята кто знает, когда появились музыкальные инструменты и какой из них был первым?

Выступление ученика (подготовленный заранее доклад):

Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.

И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притопывания – чем не ударные звуки?

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы.

Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.

Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает. Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты. Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров.

В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.

Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем… У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба.

Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков. Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.

Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек.

Есть инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и гармонь.

Первые упоминания о балалайке относятся к 17 веку. А гармонь сначала появилась в Германии и лишь потом зазвучала в России. Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке.

Все музыкальные инструменты делятся на группы, вот основные из них, давайте назовём их вместе:

Ученик называет группу инструментов: Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас (ответ класса).

Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется, арфа. Какие инструменты являются её «родственниками»?

— Гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли (ответ класса).

Медные духовые (продолжает ученик) – труба, тромбон, валторна, туба (ответ класса).

Семейство деревянных духовых – флейта, гобой, кларнет, фагот.

Ударные инструменты – это барабаны, бубны, тарелки, колокола.

Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах – стали учиться не только музыканты. Музыка стала важным элементом образования.

Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге. Мы слышим ее всегда.

— Учитель благодарит ученика за доклад.

Учитель: Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. И некоторые произведения, написанные много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения.

Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё на фоне музыки активизируется мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка — величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать.

Обратившись к интернету, я увидела необычные инструменты. Глядя на них задумываешься, а музыкальные ли это инструменты вообще. Да, это Коллекция музыкальных инструментов в Метрополитен-музее. Возникла в 1889 году благодаря пожертвованию нескольких сотен экспонатов из частной коллекции Джозефа В. Дрексела и миссис Джон Кросби Браун. Коллекция продолжает расти и в настоящее время, и сейчас она насчитывает уже более 5000 экспонатов. В нее входят музыкальные инструменты всех культур и эпох. Данное собрание считается лучшим в мире.

Вот некоторые из них:

Слайды — Индийский музыкальный инструмент (подобие лютни) 1880.

Вибротон, Италия середина XVII века. Музыкальная лягушка. Мандолира, США 1905 год. Фагот, Россия 1825. Клависитериум (вертикальный клавесин), Германия 1750. Двухместный хордофон. Двухместная хроматическая арфа. Арфа, Мьянма 1870. Саринда, Индия 1890. Цитра Сесандо, Индонезия 1890.

  1. Обучающиеся выполняют творческое задание. Учитель предлагает нарисовать музыкальные инструменты которые больше всего запомнились, понравились после просмотра презентации.

Во время выполнения задания звучит музыка по усмотрению учителя.

Например: «Канцона» Франческо да Милано.

Лучшие рисунки можно показать всему классу и объявить о выставке рисунков на неделе музыки.

  1. Заключение.

Сегодня на уроке вы познакомился с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.

Всем ребятам в классе запомнилась игра в детском шумовом оркестре.

Надеюсь, что всем понравилось изучение музыкальных инструментов,

Ребята, те кому понравилась эта тема могут выполнить домашнее задание: Совместно с родителями сделали подборку загадок и стихов о музыкальных инструментах.

Спасибо за урок!

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 7,6 МБ

Опубликовано: 07.12.2020

автор: Смирнова Татьяна Юрьевна

Преподаватель МБУДО “Детская школа искусств №4”, г. Ангарск

Сценарий: “Знакомство с музыкальными инструментами”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4»

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА ШКОЛЬНОЙ  ФИЛАРМОНИИ «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ  ИНСТРУМЕНТАМИ»

Разработал: преподаватель

МБУДО «ДШИ № 4»

Смирнова Т.Ю.

г. Ангарск

2018 г.

Место  проведения:            концертный  зал ДШИ № 4 г. Ангарска

Зрители:                           воспитанники  дошкольных учреждений

Ведущая   концерта:     Смирнова  Т.Ю. (преподаватель ДШИ№4)

Звучит   музыка из  мультфильмов,  в зал заходят  воспитанники дошкольных  учреждений со своими воспитателями. На  стенах концертного зала висят картины и  гобелены учащихся художественного отделения. На  сцене – рояль, на экране – герои сказок.

Звучат  фанфары,  концерт начинается.

ВЕДУЩАЯ:    Здравствуйте,  дорогие ребята,  уважаемые воспитатели, мы  очень рады вас видеть в нашей  школе искусств №4! Давайте поприветствуем   друг друга аплодисментами, это мы так поздороваемся с вами!

Ребята, давайте на машине времени перенесёмся  в далёкие- далёкие времена, когда люди жили не в домах, а в пещерах.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности, и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам).

СЛАЙДЫ:  наскальные  и пещерные рисунки  первобытных людей.

Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу. Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам.

Из чего были сделаны первые музыкальные инструменты? Из костей, рогов и шкур животных, из ракушек, из бамбука.

Если разделить инструменты, по способу извлечения из них звука, то получится три группы – ударные, духовые и струнные.

СЛАЙДЫ:  древние ударные  инструменты.

Ударные инструменты  возникли у первобытных людей, когда они сопровождали свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Первые ударные инструменты были сделаны из высушенных шкур животных и всевозможных  скорлуп крупных плодов, позже глиняных горшков. Били по ним разными способами: пальцами, ладонями, палками.

Следующая группа – духовые.

СЛАЙДЫ:   древние духовые  инструменты.

Древний человек подул в кусочек бамбука, камышовую тростинку, рог или полую кость животного, и  инструментом это стало тогда, когда появились специальные отверстия.

СЛАЙДЫ:   древние струнные  инструменты.

Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт».

Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!

Время шло, и музыкальные инструменты изменялись, становились всё лучше и совершеннее. И сейчас мы познакомимся с инструментами, на  которых учатся играть ученики нашей школы.

ВЕДУЩАЯ:         Ребята, а вы любите  отгадывать загадки?

ДЕТИ:                   Да, любим!

ВЕДУЩАЯ:         Весёлая птичка в орешнике пела,

                               Лесного ручья где–то струйка звенела,

                               А, может, в траве колокольчик звенел?

                               А, может, не птичка, а ветер свистел?

                                Весёлую, звонкую песенку лета

                                Пропела волшебная дудочка…

ДЕТИ:                    Флейта

ВЕДУЩАЯ:           Правильно, флейта!

СЛАЙД:                 Флейта

ВЕДУЩАЯ:        Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Флейты бывают  продольные и поперечные. Продольная флейта называется блокфлейта.

СЛАЙД:                   Блок – флейта

ВЕДУЩАЯ:      Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от того, какое отверстие открыто.

В современных оркестрах играют на поперечных флейтах.

СЛАЙД:            Поперечная флейта

ВЕДУЩАЯ:      Ее создал Теобальд Бем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий.

ВЕДУЩАЯ:      Кислова Даша на флейте  исполнит – Р.Ловланд «Песня  таинственного сада»

СЛАЙД:            фантастический пейзаж

ВЕДУЩАЯ:     В исполнении солистки хореографического ансамбля «Радуга»  Шангиной Алины посмотрите танец «Северные мотивы». И скажите – какой  музыкальный инструмент вы там увидите и услышите?

СЛАЙД:          Танец шамана

ВЕДУЩАЯ:   Ребята,  какой музыкальный  инструмент вы увидели  в танце?

ДЕТИ:           Бубен!

ВЕДУЩАЯ:      Слушайте  загадку про  другой музыкальный  инструмент:

                           Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

                           Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.

                           Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

                           Звучит мечтательный мотив, его играет …

ДЕТИ:                Скрипка!

ВЕДУЩАЯ:      Правильно, скрипка!

СЛАЙД:             Скрипка

ВЕДУЩАЯ:       Скрипка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Скрипку называют – Королева оркестра. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе  Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются самыми лучшими. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Скрипки играли и во дворцах королей, и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом.

Солдатова  Ульяна исполнит – А Комаровский «Кукушечка»

СЛАЙД:            Кукушка

ВЕДУЩАЯ:      Ребята,  слушайте ещё  загадки про музыкальные  инструменты:

                           Очень древний и простой

                            Инструмент, внутри пустой.

                            Палочки упруго бьют,

                            Ритм ансамблю задают.

                            Он всегда бывает рад

                           За собой вести парад.

ДЕТИ:                Барабан!

ВЕДУЩАЯ:       Правильно,  барабан!

СЛАЙД:             Барабан

ВЕДУЩАЯ:       Всем известна на Руси,

                            Хоть кого о ней спроси!

                            У неё лишь три струны,

                            Но она любовь страны.

                            Выйдет Ваня за плетень

                            И сыграет: “трень” да “брень”

ДЕТИ:                Балалайка!

ВЕДУЩАЯ:      Правильно, балалайка!

СЛАЙД:            Балалайка

ВЕДУЩАЯ:       За обедом суп едят,

                            К вечеру «заговорят»

                           Деревянные девчонки,

                           Музыкальные сестрёнки.

                           Поиграй и ты немножко

                           На красивых ярких…

ДЕТИ:               Ложках!

ВЕДУЩАЯ:     Правильно,   ложки!

СЛАЙД:           Ложки

ВЕДУЩАЯ:     Они  похожи  на погремушку,

                           Только это не игрушка!

ДЕТИ:               Маракасы!

ВЕДУЩАЯ:      Правильно, ребята,  это – маракасы!

СЛАЙД:            Маракасы

ВЕДУЩАЯ:      Слушайте  следующую  загадку:

                            Я стою на трех ногах,

                            Ноги в черных сапогах.

                            Зубы белые, педаль.          

                            Как зовут меня?

ДЕТИ:                 Рояль!

ВЕДУЩАЯ:       Правильно, рояль!

СЛАЙД:             Рояль

ВЕДУЩАЯ:      Фортепиано (от итал. forte — громко, piano — тихо).

Этот  клавишно – струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино).

СЛАЙДЫ:         Рояль и пианино

ВЕДУЩАЯ:      Звук в нём извлекается ударом  молоточка по струнам. Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды.

СЛАЙДЫ:         Клавесин и клавикорд

ВЕДУЩАЯ:       Посмотри-ка, у рояля

                             Крышка есть, и есть педали

                             На спине крыло большое,

                             Словно парус над волною.

                             Много чёрных, белых клавиш-

                             Сразу их не сосчитаешь!

                             Вот послушайте-ка, дети,

                              Голоса у клавиш этих!

Лещак   Миша со своим преподавателем Юрсаковой В.В. исполнят

песню  «Бременские музыканты» Г.Гладкова  из м/ф «Бременские музыканты»

ВЕДУЩАЯ:      В исполнении  хореографического ансамбля «Радуга»  посмотрите танец «Скоморошьи игры». Какой  инструмент вы там увидите?

СЛАЙД:        Скоморохи

Ведущая:       Какой  инструмент  вы увидели в  танце?

ДЕТИ:             Ложки!

ВЕДУЩАЯ:    Правильно,  ложки! Слушайте  следующую загадку:

                          Играет, а не гитара.

                          Деревянная, а не скрипка.

                           Круглая, а не барабан.

                          Три струны, а не балалайка.

ДЕТИ:               Домра!

ВЕДУЩАЯ:      Молодцы,  ребята, правильно,  это – домра!

СЛАЙД:            Домра   

ВЕДУЩАЯ:      Домра – старинный русский народный инструмент

Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата», музыкально-развлекательный коллектив, где скоморохи  играли на домрах и гуслях. Домры и исполнители на домрах – скоморохи пользовались большой популярностью в народе.

                           Домра, как забытая царица,

                           Что жила когда-то на Руси,

                            Балалайки старшая сестрица,

                            Звуком ладным в голубой выси,

                            Разносила на потеху миру

                             В скоморошьих озорных руках

                             Складных песен звонкую сатиру

                             В старых сказках, баснях и стихах.

Зеленов  Тимофей исполнит  русскую народную песню  «Пчёлочка златая».

СЛАЙД:     Пчёлочка

ВЕДУЩАЯ:    А  сейчас  давайте поиграем   в такую игру: я буду  называть разные слова, и  если слово обозначает музыкальный  инструмент, то вы хлопаете в ладоши, а  если слово не обозначает музыкальный инструмент,  то вы топаете ногами. Хорошо?

ДЕТИ:        Да!

ВЕДУЩАЯ:      Барабан          телевизор

                           Гитара компьютер

                           Скрипка телефон

                           Домра магнитофон

                           Кларнет велосипед

                           Флейта карандаши

ДЕТИ:         Хлопают  в ладоши  или топают  ногами.

ВЕДЩАЯ:   Какие   вы молодцы!  Знаете музыкальные  инструменты!

Слушайте   следующую загадку:  

                             У него рубашка в складку,

                            Любит он плясать вприсядку,

                            Он и пляшет, и поет —

                            Если в руки попадет.

                            Сорок пуговиц на нем

                            С перламутровым огнем.

                            Весельчак, а не буян

                              Голосистый мой…

ДЕТИ:                 Баян!

ВЕДУЩАЯ:        Правильно,  баян!

СЛАЙД:               Баян

ВЕДУЩАЯ:     Баян –  один из самых распространённых русских народных инструментов. Любители и профессионалы играют на нём соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению. Баян сопровождает людей в различных этапах их жизни. До сих пор сохранилась традиция приглашать гармониста на сельские свадьбы. Иногда городские жители также приглашают музыканта с баяном, чтобы  вместе попеть любимые песни.

Инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя  БОЯНА. Баян – инструмент с богатыми музыкально-выразительными возможностями.

Храпов Максим исполнит на  баяне русскую народную песню «Блины»

СЛАЙД:               Блины

ВЕДУЩАЯ:   В исполнении  Шангиной Алины  посмотрите танец «Танго», и  скажите – какой инструмент там  будет звучать?

СЛАЙД:              Танго

ВЕДУЩАЯ:        Какой инструмент  аккомпанировал танцу?

ДЕТИ:                  Скрипка!

ВЕДУЩАЯ:        Правильно, ребята, скрипка!

Слушайте  ещё загадку:

                             Звенит струна, поет она,

                              И песня всем ее слышна.

                              Шесть струн играют что угодно,

                              А инструмент тот вечно модный.

                              Он никогда не станет старым.

                              Тот инструмент зовем…

ДЕТИ:                  Гитарой!

ВЕДУЩАЯ:         Правильно,  ребята, это  гитара!

СЛАЙД:               Гитара

ВЕДУЩАЯ:         Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента. Сейчас гитара – один из самых распространённых инструментов. Любой вокально-инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: под неё так хорошо поется вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. Из других стран приезжают к нам гитаристы показать свое искусство, познакомить с мелодиями родного края.

Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании.

Из Испании гитара распространилась по всей Европе. Ее полюбили в Италии и Германии, Франции и России… Гитары бывают шести- и семиструнные.

Гитара прекрасно звучит с голосом, с хором и с духовыми инструментами.

Ансамбль «Милонга»  исполнит – «Старинный  английский танец»

СЛАЙД:     Старинный танец

ВЕДУЩАЯ:   Ребята,  а как вы  думаете – голос – Это музыкальный инструмент?

ДЕТИ:     ДА!

ВЕДУЩАЯ:   Да, ребята,  голос- это тоже  музыкальный инструмент!

Человеческий голос – самый совершенный музыкальный инструмент.   На протяжении всей истории человечества люди создали множество музыкальных инструментов, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом  является голос, обладающий разнообразным звучанием и одинаково понятный всем живущим на Земле. Это дар, преподносимый щедрой природой каждому ребёнку. По силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент.

Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано.

                                 Голос – это самый тонкий

                                 Музыкальный инструмент,

                                 Самый сложный, самый звонкий,

                                 Ярче самых ярких лент!

                                 Он и хрупкий, словно волос,

                                 Он и сильный, как тайфун,

                                 Сам в себе имеет голос

                                 Миллион незримых струн!

                                 В нем так много разных клавиш,

                                 Молоточков и колков,

                                 Что себе и не представишь,

                                 До скончания веков!

                                 От природы у кого-то

                                 Он волшебный, золотой,

                                 Но тяжелая работа –

                                 Ведать этой красотой.

 Фёдорова Арина  исполнит песню «Я рисую  новый мир»

СЛАЙД:            Детский рисунок

ВЕДУЩАЯ:      Ребята,  сегодня вы   услышали голоса  различных музыкальных  инструментов. Приходите в  нашу школу искусств учиться играть  на полюбившемся вам инструменте!

А  мы,   учащиеся    и преподаватели  школы искусств №4,  говорим вам – до новых  встреч!

Опять  звучит музыка  из мультфильмов,  дети прощаются и возвращаются  в детские сады.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий выкупа невесты портрет невесты
  • Сценарий выставки костюмов
  • Сценарий выкупа невесты перед подъездом
  • Сценарий выставки картин местных художников
  • Сценарий выкупа невесты на серебряную свадьбу