Сценарий выступления казаков

Полный сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки», который был подготовлен силами казаков и посвящен юбилейной дате образования регионального

Полный сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки», который был подготовлен силами казаков и посвящен юбилейной дате образования регионального казачества.

Публикуем материал, как есть, без редакции и правок.  Этот сценарий казачьего концерта был предоставлен казачеством г. Данкова. Сценарий торжественного мероприятия, посвящен 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

Сценарий казачьего концерта «Слава Богу, что мы казаки!»

  • На фоне музыкального сопровождения (музыка) выходят ведущие со словами:

ВЕД 1. Здорово дневали, братья-казаки и сестры- казачки! (Ответ зала: «Слава Богу!) Уважаемые земляки и гости праздника! Сегодня вы станете свидетелями и участниками большого, яркого исторически культурного события!

ВЕД 2. Через века казачество пронесло свои традиции. Всю культуру, которая помогала нам жить, любить и побеждать, пронося сквозь столетия святой казачий девиз: «Душу — Богу, Сердце — людям, Жизнь — Отечеству, Честь — никому!»

ВЕД 1. Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Богу, что мы казаки!».

ВЕД 2. На гимн Всевеликого Войска Донского встать! Смирно!

(Звучит гимн Всевеликого Войска Донского).

ВЕД 1. Праздничное мероприятие, посвящённое 30-летию возрождения Донского казачества на Липецкой земле, считается открытым! Любо, казаки!

ВЕД 2. Слово для приветствия предоставляется атаману Регионального отделения «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» в Липецкой области, казачьему полковнику Гордееву Сергею Андреевичу.

ВЕД 1. Для приветствия на сцену приглашаются:

(Вызываются почетные гости праздника к микрофону).

ВЕД 2. История казачества, это неотъемлемая часть нашей земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Давайте все вместе посмотрим на наши победы, достижения и успехи…

ВИДЕОРОЛИК ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА

ВЕД 1. Многая лета Донскому войску!
Многая лета донским казакам!
Многая лета Войсковому Атаману
Многая лета станицам, и хуторам!

ВЕД 2. Многая лета нашей державе!
Многая лета нашим доблестным войскам!
Слава нашей вере Православной!
Слава нашим казакам!

Церемония награждения

ВЕД 1. Начинаем церемонию награждения, которую проводит атаман…

(Ведущими вызываются атаман почетные и награждаемые казаки).

  • Проходит церемония награждения

Концертная программа

В сказаньях древних, в седых былинах,
В былых сраженьях, в победах наших,
В любви к Отечеству — нет чувства краше.

Вас приветствуют воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко», с обрядовой композицией «Посвящается всем казакам и казачкам!»

  • НОМЕР «ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ КАЗАКАМ И КАЗАЧКАМ»

ВЕД 1. Донское казачье войско — самое старинное, именитое и заслуженное казачье войско России. Казаки Дона всегда стояли на страже границ своей Родины, бережно хранили её духовные ценности, православную веру и любовь к Отчизне.

ВЕД 2. Казак, это воин, который должен уметь защитить Отечество, дом, детей. Только на своем примере мы сможем преподать урок юному поколению. Наши традиции казачата уже перенимают, начиная с детских садов.

Разойдись, честной народ!
Не пыли дорожка!
Казачки сейчас идут
Поплясать немножко!

Снова на сцене воспитанники детского сада казачьей направленности №1 «Солнышко» Данковского муниципального района.

  • НОМЕР «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ»

ВЕД 1. Православный, удалой,
Наш казак — всегда герой.
А казачка — вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Приглашаем на сцену юных казачек — воспитанниц детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «ЧЕТЫРЕ ДВОРА»

ВЕД 2. Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Полюбуйтесь, как в Данкове
Пляшут казачки!

На сцене воспитанники детского сада казачьей направленности № 3 города Данкова.

  • НОМЕР «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС»

ВЕД 2. Слава казачья — добрая слава,
Стойкая, мудрая вера!
Ну, и конечно, признание по праву,
Доблесть, отвага без меры!

Встречаем Народный вокально- инструментальный ансамбль «Казачий разъезд», руководитель Михаил Петрунькин.

  • НОМЕР (2 песни) «КАЗАЧИЙ РАЗЪЕЗД»

ВЕД 1. Молодёжь наше будущее! Поэтому в первую очередь мы воспитываем казачью молодую смену на основе исторических и культурных традиций, привлекаем казачат к малоизвестным фактам истории своей малой Родины.

ВЕД 2. На сцене казачья театральная студия «ЛЮБО!» Липецкой областной детско- молодежной общественной организации «Казачий военно- патриотический клуб «Донцы» с постановкой «Казачья ярмарка»

  • НОМЕР «КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА»

ВЕД 1. Сегодня действительно большой праздник. Собрались ценители и носители казачьей культуры и казачьих традиций. Так пускай этот день станет памятным для каждого присутствующего в нашем зале, поможет сохранить надолго эту памятную дату в наших сердцах.

ВЕД 2. Вас приветствует казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 1. Театральная деятельность способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

ВЕД 2. Встречаем молодежную театральную студию «Донские Родники» Новоникольского центра культуры и досуга Данковского района.

  • НОМЕР «КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

ВЕД 1. История России и история казачества стали единым целым.

Казачество возрождается не только в том, чтобы носить форму. Возрождается тот самый дух православного воина, казака, который и приводит к многочисленным победам и подвигам.

ВЕД 2. Ни Москвой, ни Петербургом сильна Россия, вся сила и мощь культуры казачества хранит провинция, малые города и сёла, как неиссякаемые святые источники вдохновляют и питают страну своим трудом, творчеством, танцами и песнями. Приветствуем казачий ансамбль «Вольный ветер» станицы «Данковская».

  • НОМЕР (2 песни) «ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

ВЕД 1. В станице погулять вышли казачата. Веселятся от души парни и девчата. Вас продолжает радовать казачий хореографический коллектив «Виктория», руководитель Ольга Сомова.

  • НОМЕР (1 танец) «ВИКТОРИЯ»

ВЕД 2. Над казаками не властно ни время, ни топор палача, ни глухая стена молчания. Сегодня Россия возродится только благодаря крепким своим регионам, в первую очередь тем, где проживают казаки.

ВЕД 1. Как и в стародавние времена, казаки справятся, выстоят и одолеют все невзгоды. Свидетельство этому — их горячая любовь к Родине. Любить Россию означает для казака служить ей верой и правдой. И никак иначе…

ВЕД 2. Встречаем Народный ансамбль русской песни «Звонница», станица «Подгоренская» Липецкий район, руководитель Светлана Лунькова.

  • НОМЕР (2 песни) «ЗВОННИЦА».

ВЕД 1. Наши казаки чтят семейные традиции. В казачьих семьях растет достойная и талантливая смена. На сцене юная казачка Погребная Варвара.

  • НОМЕР СОЛИСТКИ

ВЕД 1. Вся история донского казачества пример многовекового служения России и верности традициям. 30 лет прошло с момента возрождения Донского казачества на Липецкой земле.

ВЕД 2. С тех пор Донское казачество продолжает и развивает свои традиции и культуру, успешно реализует многочисленные социально значимые проекты, получая поддержку на районном, региональном и федеральном уровне.

ВЕД 1. Наша задача — сохранить эту историю и передать ее другим поколениям. Сейчас перед вами выступят наши добрые соседи, известные исполнители казачьей песни…

ВЕД 2. Встречаем Народный коллектив Рязанской области Казачий ансамбль песни и пляски «Станица Православная», руководитель Сергей Захаров.

  • НОМЕРА (4 песни приглашенных артистов)

ВЕД 1. Как говорилось ранее, Донское казачество старейшее в России. На протяжении многих лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений — воспитывают молодежь и служат России.

ВЕД 2. Отшумел, отгулял праздник. Сыграны главные песни, прославлена удаль казачья. Есть повод сказать: «Любо!» всем, кто пришёл прикоснуться к родным истокам и духу донского казачества.

ВЕД 1. Сегодня мы ещё раз поддержали огонь большого костра любви традиций братства и единства всех казаков России. И пусть горит этот костёр в каждом человеческом сердце, согревая теплом радушия и гостеприимства.

ВЕД 2. Мы прощаемся с вами. Возьмите в дорогу с собой искорку казачьего пламени, собравшись вокруг пылающей любви к славным народным традициям! Слава Богу, что мы — казаки!

© ТЁММИ

Читайте также:

  • Сценарии концертов
  • Сценарии собыйтий и мероприяти

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы получать свежие и нужные материалы для творчества и культработы.

  • Наша группа Вконтакте 
  • Наша группа Одноклассники  

Сценарий выступления «Казаки»
ФОНО: МИНУСОВКА «КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ОСТАЛСЯ»
(Под музыку выносят хлеб – соль, небольшой танец)
Казачка: Здравствуйте гости жданные, званные и желанные!
По обычаям станичным
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом­солью! С хлебом­солью!
(Уносят каравай в зал)
Казак: Здорово дневали! (кланяется).
Казачка: Здорово ночевали! (кланяется).
Все: Слава Богу!
 1: Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на благодатной земле. Наша Родина – это 
Ставропольский край, где живут казаки. 
2 ­ Ты – казачий мой край необъятный.
     Ты – родная  сторонка моя.
      И просторы твои не объять мне,
      Не объять своим взором поля.
3­  Слово «КАЗАК» пишется и так, и так; что слева направо, что справа налево, хоть вверх, хоть 
вниз — читай хоть как! КАЗАК, он был и есть — КАЗАК!!!
4­ Казачество – это искра, высеченная из груди Русского народа ударами бед.
5­ Это свободолюбивый народ; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению, они 
храбры , выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.  Скромность и 
трудолюбие их женщин превышает всякую человеческую природу
6­ Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает свои  традиции и обычаи.
7­ Беспощадные к врагам, в своей среде казаки были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. 
8­ В основе характера казака лежит некая двойственность: он может быть веселым, забавным, 
шутливым, а потом становиться грустным, молчаливым, замкнутым. 
9­ Во многом это объясняется тем, что казаки, постоянно сталкиваясь с войной и смертью, старались 
не пропускать выпавшую им радость.
10­ Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого 
старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры 
величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
11­ Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и
пословицы у них были сложены: «Казаку конь себя дороже»,  «Казак с конем и ночью и днем».
ПЕСНЯ: КАЗАК БЕЗ КОНЯ НЕ КАЗАК
­ А еще у казаков: дружба – это обычай, товарищество – это традиции, гостеприимство – это закон.
­ Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за столом и на отдыхе.
­ Считалось неприличным в течение трех дней спрашивать гостя, откуда он и какова цель его 
прибытия. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брать с 
собой еды ни для себя, ни для коня. 
­ В любом хуторе или станице у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват  
или просто сослуживец, который встретит его, накормит и его, и коня. 
­ С давних времён по окончании бабьего лета, когда заканчивались все работы в поле, казаки 
собирались на посиделки и  гулянья! Приходили за околицу красны девицы и добры молодцы 
хороводы поводить  да песни попеть, себя показать да на других посмотреть. Казачка: Какие же посиделки без частушек и без семечек?!
           Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.
ФОНО: ТЕРСКИЕ ЧАСТУШКИ
1­я:  Я казачка удалая, рядом казачок лихой,
Пропоём мы вам частушки, вы похлопайте с лихвой.
2 –ой: Казаки мы хоть куда, всем в округе нравимся
Приглашаем к нам в станицу, скажите,­ останемся.
3 –я: Сколько раз я зарекалась, под гармошку песни петь.
         Как гармошка заиграет,   не могу я усидеть!
      
 4 –я: Добре дивчина спивает, мне б такую в куреню!
          За хорошее старанье я ей серьги подарю!
 5 –я: Я немножечко волнуюсь, ты сердечушко, молчи
         Тайну девичью не выдай,  потихонечку стучи.
6 –я: Вы, ребята­кавалеры, отодвиньтеся от нас
         Мой миленок всех пониже, мне не видно из­за вас
7 – я: Полюбила я его, тихого­претихого,
          В тихом омуте чертей полным понапихано.
8 – я: Неужели я плохая, или я не хороша?
          Неужели я не стану, да женою казака?
9 –ой: Моя милая красива, за рекой она жила,
            Захотела повидаться, в решете переплыла.
10­ я:  Чем тебе не угодила, мой соколик дорогой
          Супом голову помыла, чтоб не бегал за другой
11 –я: Ой, бяда, бяда, бяда­ в огороде лебяда,
          Черемушка белая, что любовь наделала?
12 – я: Ходит милый по деревне, ходит, улыбается,
            Оказалось, зубы вставил, рот не закрывается.
13 – я:  Если  я тебе не пара, если  я не хороша
          Так какую ж тебе надо, окаянная душа
14­ я:  Хороши наши частушки, и напев у них простой.
На сегодня петь закончим — ставим точку с запятой. Все вместе.
1­й казак:  Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды!   
2­й казак:  Земля тутачки не провалится, когда казаки в пляс пойдут?
Казачка: та неее…Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, 
но и в казачьей пляске!
 
­ Во станице погулять вышли казачата. Веселятся от души парни и девчата.
  Веселье продолжается. Пляска начинается.
ТАНЕЦ
ФОНО: «Я НА ПЕЧКЕ МОЛОТИЛА»
­ На казачьих посиделках и гуляньях не только песни пели  и водили хороводы. Добры молодцы 
приглядывались к девушкам, невест себе выбирали. И вскоре ходили сватать полюбившуюся  
девушку…
ФОНО: ЗПРЯГАЙ­КА, БАТЬКА, ЛОШАДЬ…
Запрягай­ка, батька лошадь, да серую, лохматую.
Поедем, батенька, да в хуторочек тот, девчоночку засватаем.
 ОБРЯД СВАТОВСТВА
(Стук в дверь)
Мать  – иииду…что ты стоишь чухаешься, иди посмотри, кто в двери там тарабанит…кого там 
приперло до нас!
Сваха – понарожали девок богато, аж 6 штук, теперь вот будут сваты хороводом в дом ходить…
здравствуйте, хозяин с хозяюшкой
Мать – здравствуйте – здравствуйте
Мать  – а что треба вам, люди добрые, у нашем курене? Чо вас сюды привело, чого  вы пришлы?
Сваха –ну,  як, чо мы сюды пришлы? Дивись, какой у меня купец распрекрасный есть!
Казак ­ О! Красавчик какой!
Мать – а   у вашего купця  чоботы есть?
 Сваха: та! А как же шь? Туда ли мы попали? И чиво это вы нас как под микроскопом разглядуете?  
Мать: а как же шь не разлядувать, када он встал и не шевелится, вмер што ли?
Сваха: типун тебе на язык, он живее всех живых! А ну дернись! (толкает жениха легонько), да моргни
хучь! Ну вот, видала? Ой, совсем меня с понталыку сбила! Мы не за энтим сюды пришли
Мать: а зачем?
Сваха: Лебедушку поискать, ведь у нас лебедь, утушку для нашего селезня , ярочку,  ведь у нас   
барашек!   Словом, у вас товар, у нас купец. Есть ли у вас что предложить? Или нам дальше искать?
Мать: Да уж и так ехали­ехали, семь верст проехали, на самый край мира забрались, ближе ничего 
подходящего не сыскали.
Сваха: А может ждете кого? Может не вовремя?
Сваха: Знаем есть у вас товар, Только вы нам его покажите. А то как без погляду товар брать? А 
потом изъян на изъяне окажется – кривая или косая.
Сваха:  А то бывает хромая. Или пока сидит ничего, а как встанет  больше двух метров росту в ней.
 Страсть! Давайте уже показывайте невесту!
(выталкивают бабуську в центр комнаты, так кружится вокруг себя, приседает)
Сваха: ой, люди добрые! Что то она передержанная какая то! Старую перечницу выпустили!
Настя: а вам то что? Меня что, жувать что ли? И что, раз я стара, так замуж не хочу?
Сваха: нам тебя не жувать, а детей рожать нам надо, нам за сына земли дадут!
(Настя обходит вокруг жениха, осматривает его, крутит)
Настя: ох, и гарний казак, замуж хочу! Может и рожу!
Сваха: да не, лучше посадим тебя на лавку, дадим тебе цибарку семечек, да и лузгай!
Настя: неее…да у мене ж зубьев нема!
Мать: а чо ж ты мне сразу не сказала?
Настя: а чо ж ты сразу не спросила? Я жениха как вбачила, так про зубья сразу и забыла!
Сваха: да унеси ж ты уже витселя свой сухостой отседа!
 (Настя подходит к матери невесты) Сваха: а ну подавайте уже нам натуральную невесту.  Да, пусть уж ваша голубушка – лебедушка 
пройдется, повернется, слово какое скажет.
Мать: Чтоб все без обману было. У нас вот все по списку значится: глаза – как агаты, кожа как 
персик, волосы как шелк, талия осиная, зубы как жемчуг, ручки – нежные, ножки – как у Золушки, 
характер – ангельский.
Сваха: Вы уж нам все это предъявите, чтоб мы убедились, а то ведь, знаете, влюбленные – то через 
очки розовые смотрят, а мы люди поопытнее.
Мать: выходи, доча ( проходит мимо жениха )
Сваха: ой, гарна девка! Вроде бы как наш купец рассказал сходится. Берем весь товар оптом – и 
ручки, и ножки, и глазки и зубки, и все что полагается – все берем!
Мать: а сейчас при всем честном народе спрашиваю, люба она тебе или нет?
Жених: люба
Сваха: а станешь нашему купцу второй половиночкой?
Невеста: стану
Сваха: Вы нам наш товар упакуйте, как положено, а мы попозже заберем. ( подводят невесту и ставят
рядом с женихом)
Сваха: о це гарна пара! Такое дело и обмыть можно. У нас с собой кое­что есть. Брали с собой в 
дорогу дальнюю. 
ФОНО: СВАТАЮТ НЕВЕСТУ
( все, пританцовывая, уходят со сцены)
­ А вы знаете, что самым богатым на свадьбы был праздник Покрова Пресвятой Богородицы.    
Многие девицы на выданье считали для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в 
церкви; поставить свечи перед иконою Покрова Богородицы. Этот день вообще старались провести 
весело, веря что “если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь”.
Казак: Покров — свадеб покровитель.  Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает. 
  И гуляли свадьбы весело, вольно, широко!!!
Казачка: а еще  у казаков в старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. И мы 
хотим, чтоб  на этой Земле  счастливых людей стало больше! И на добрую память мы дарим вам 
подковки, пусть они принесут вам счастье!
(Дети вручают гостям подковки)
И как  у нас, у казаков, говорят: «Солнце землю согревает, песня сердце утешает».
­  Будем песни петь, 
­  Будем хлеб растить,
 ­ Да  за правду горой стоять
­  Мало Родину просто так любить 
 ­ Будем Родину прославлять…защищать!
ФОНО: НА ГОРЕ СТОЯЛ КАЗАК
Казачка:  и на сегодня мы окончим наш рассказ о казаках!
Казак:     Но  нескончаем  гордый наш казачий род
Казачка: Через год на это место приходи, честной народ.
Казак:    Снова будут в этом зале  песни  вольные звучать 
Вместе все участники праздника:              
                 Вместе будем край казачий, степь родную прославлять!!! КАЗАК  БЕЗ КОНЯ НЕ КАЗАК
1. Когда мы уходим в поход
Коней вороных мы седлаем
В походе полгода и год
С коней вороных не слезаем
Припев: казак без коня не казак
Его без коня ждет могила
Нельзя без коней нам никак
Казак на коне – это сила – повторить 2 раза
2. Когда мы походом идем
Друг другу плечо подставляем
Горбушкой и крепким вином
Мы верных друзей угощаем 
Припев: казак без друзей не казак
Его без друзей ждет могила
Нельзя без друзей нам никак
Друзья, казаки, ­ это сила ­ повторить 2 раза
3. Когда мы с похода придем
То жён дорогих обнимаем Потом за родимый курень
Мы чарку вина подымаем
Припев: казак без жены не казак
Его без жены ждет могила
Нельзя без жены нам никак
С женою казак – это сила ­ повторить 2 раза
 
КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ:
1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 
2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В СВОИХ ПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, 
НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ». 
3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЁМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЁМ. 
4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ.
 5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО. 
6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ. 
7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА.
 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ. 
9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БАЗДЕЙСТВУЙ. 
10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ. Семья ­ святыня брака. Никто не
имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья ­ основа казачьего 
общества. Глава семьи ­ отец, с него спрос за всё.

Автор:Маликова Зоя Федоровна

Место работы: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей и взрослых Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Должность:методист

Отдел художественного творчества

г. Санкт-Петербург

2016 г.

Сценарий концертной программы «Душа одна на всех»

(на основе казачьей культуры)

Зрители проходят в зал, звучит аудио-запись казачьих традиционных песен.

Выходят ведущие и ансамбль казачьей песни

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие друзья! Спасибо, что пришли провести этот вечер с нами!

Ведущий 2:

Здравствуйте, дорогие зрители! Вас приветствуют ведущие сегодняшнего концерта(называется имя ведущих)

Ведущий 1:

Ясным светом заливает

Солнце синеву.

Я с тобой земля родная

Радуюсь, живу.

Ты светла и ты красива

Русская земля.

Я люблю тебя Россия,

Родина моя.

Твоя мудрость, твоя слава

Сотни лет живут.

Ты Великая Держава,

О тебе поют.

Ты о радости вещаешь,

Зная жизни суть.

Ты сынов благословляешь

На Великий Путь.

Над широкими полями

Облака плывут.

В тихой роще над рекою

Соловьи поют.

Я к земле могучей, сильной

Сердцем прикоснусь.

Ты живи моя Россия,

Дорогая Русь.

(Светлана Жачук)

Историческая песня донских казаков

«Ой, ты Россия, матушка Россия»

Ведущий 2:

В последнее время все чаще и острее возникают недопонимания между людьми, и даже между целыми народами. Во многом это связано с незнанием или нежеланием познать культура и быт другого человека. Ведь дружба завязывается, прежде всего, на интересе. А как народ может быть интересен, если о нем ничего не известно. Что мы знаем друг о друге? Давайте знакомиться?

Ведущий 1:

Сегодня мы поговорим о казачестве, о казачьей культуре. Кто такие казаки? Образ казака в широком понимании связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем история казачества уникальна и интересна. И сегодня мышь лишь частично прикоснемся к самобытной культуре казачества.

Казачья народная песня «За высокий, за курган»

Ведущий 2:

Нам с вами посчастливилось, мы живет в одном из самых красивых уголков нашей страны, в Республике Карелия. Карелия – уникальный регион, ставший родным домом для представителей разных народов и этнических групп. Каждый народ, находясь вдалеке от родных земель, особо чутко радеет за свои обычаи, обряды, образ жизни и культуру, но, несмотря на различия, все народы Карелии, живут в согласии и понимании.

Ведущий 1:

Так в Карелии вот уже много лет живут казаки – потомки Донского, Кубанского, Терского, Уральского, Сибирского, Семиреченского и других казачьих войск России.

Казаки в любые времена являлись опорой и военной силой Русского Государства. Защита границ Отечества становилась традиционным занятием казаков.

Историческая песня донских казаков «По горам Карпатским»

Ведущий 2:

Казак – это не просто воин, это мудрый, справедливый, строго соблюдающий и чтущий свои традиции и уклад жизни человек. Казачья мудрость отражается в пословицах. Так одна из них гласит:

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество — традиции;

Гостеприимство – закон.

Ведущий 1:

Охраняя границы Империи казаки, накопили огромный опыт взаимодействия с народами Кавказа, Азии, Европы и дружеские отношения со многими народами нашей страны. Почитание, уважение традиций других народов у казаков, во многом связано с тем, что казаки сами являются свободолюбивым народом, уважающим свободу личности.

Ведущий 2:

Основой жизненного уклада и традиций казачества является православная вера. Православие является не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью связано и рождение, и крещение и венчание. Казаки молились отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах и станицах, кроме того существовали и казачьи монастыри. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, нам нельзя МЫ КАЗАКИ.

Духовный стих «Уж вы голуби»

Ведущий 1:

Чрезмерно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались семейные традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Вот три основных семейных казачьих закона:

1. Уважительное отношение к старшим

2. Безмерное почитание гостя

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Ведущий 2:

А ведь, не правда ли? Все начинается с семьи. Семья – как говорили казаки – это маленькая церковь. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Гимн Донского казачества

Ведущий 1:

Казаки ценили семейную жизнь. Казак рождался воином, и появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули. В будущих воинах атаманы ценили смелость, лихость, удаль и отвагу.

Ведущий 2:

Когда казаченку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня под узды и проводил его по двору.

Рекрутская казачья песня «За лесом солнце воссияло»

Протяжная песня донских казаков «Черный ворон»

Донской пляс

Ведущий 1:

Огромную роль в казачьей семье играла женщина. Пока мужбыл на службе, на её плечи ложилось практически все.Выполняя все женские обязанности, она обладала и такимикачествами как бесстрашная решимость, способностьсохранить присутствие духа в моменты неожиданнойопасности. Поэтому казачка не хуже мужчин умелаобращаться с оружием и встать на защиту своих детей, куреня,станицы.

Находясь в походах, казак всегда вспоминал свою подругу,жену, семью.

Казачья народная песня (на основе стихотворения Д.Самойлова «Песенка гусара») «Когда мы были на войне»

Походная, частая песня донских казаков «Пролягала путь дорожка»

Ведущий 2:

Казаки всегда жили в соседстве с другими народами, культурами, что привело к взаимопроникновению культур. Проживание на одной территории с другими народами наложило свой отпечаток на праздники и обряды, культурные традиции, но в целом казаки всегда сохраняли и чтили свои особенности и самобытность.

Культура и быт казаков живущих на Северном Кавказе – терских казаков, складывалась под влиянием местного горского населения – чеченцев, ингушей, черкесов, кумыков. Так некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения напоминают горскую лезгинку

Терский танец

Ведущий 1:

Как мы уже говорили, одним из семейных законов казаков является безмерное уважение к гостю, гость являлся посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый, из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостю отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице его встретят как гостя, накормят и его, и коня.

Ведущий 2:

Плясовая, частая песня кубанских казаков «Вы казачки-казачки»

Ведущий 1:

Душа одна на всех – можно по-разному развивать данную мысль, это и семья, и маленькая деревенька, и город, и страна, и наша планета Земля. Мы части этого мира, части одной души, и от каждого из нас завит состояние мировой души.

Людмила:

У всех народов мира традиционная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, Родине. Музыка является неотъемлемой и важнейшей частью традиционной народной культуры. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут.

Зоя:

Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу все поймешь, что к чему».

Гулебная, частая казачья песня «Ой, вы морозы»

Кубанская песня «Ȉхали казаченьки»

Популярная казачья народная песня «Любо братцы, любо»

Людмила:

Дорогие друзья, вот и подошел к концу наш концерт. В концерте принимали участие (перечисляются участники концерта).

Мы говорим вам до свидания! Желаем вам добра, любви и мира! До новых встреч!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/235426-scenarij-koncertnoj-programmy-dusha-odna-na-v

МБОУ Алексеевская СОШ

Педагог-организатор

Болдырева Анна Алексеевна

Сценарий фольклорного праздника

«КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предварительная работа: Разучивание песен, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Песня «Гуляй да пой, Казачий Дон»

Чтец. (1. Слайд)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый день!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вас приветствовать на нашем празднике «Казачий край»!

2-й вед. А теперь мы открываем наш устный журнал «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!». Первая страница историко-этнографическая.

(2 Слайд)

1-й вед. День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев в неразрывном единстве со всей Россией.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.

(3 Слайд)

В истории казачества, особенно 20-го века, сохраняется слишком много «белых пятен», без изучения которых проблемы образа жизни, обычаев, культуры казаков останутся невыясненными и спорными.

1-й вед. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

2-й вед. Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

1-й вед. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

2-й вед. В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

1-й вед. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

2-й вед. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

 (4 Слайд)

1-й вед. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Чтец. 

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На могилах – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

1-й вед. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

2-й вед. Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

1-й вед. Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

2-й вед. Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

1-й вед. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

(5 Слайд)

2-й вед. Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

1-й вед. Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

 2-й вед. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

— парадный синий мундир,

— зимний синий мундир для обыденной носки,

— гимнастерку защитного цвета,

— шинель серого цвета,

— брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

— полушубок,

— шапку (папаху),

— фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

— две пары белья,

— два полотенца,

— носки,

— платки носовые,

— сапоги (две пары),

— шашка,

— лошадь строевая,

— седло,

— попона,

— узда,

— две простыни,

— одеяло байковое или шерстяное,

— две наволочки,

— чехол для матраца,

— сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

1-й вед. Казаки участвовали в скачках. На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.

( Инсценировка «Проводы казака в армию»)

(6 Слайд)

Отец: Гляди, мать, никак урядник идет! (подходит урядник) Желаем здравствовать, господин урядник!

Урядник

Здорово дневали! Это нужный мне курень?

Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.

Атаман меня прислал, да наказ свой передал.

Казаку уж девятнадцать – пора службой заниматься.

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.

Прощевайте, я пошел…

Мать :

Может сядете за стол? (кланяется), отобедаем гуртом.

Урядник:

Это как – нибудь потом.

Много дел у нас в управе –

ну до встречи на заставе.

Мать начала голосить. Плач по сыну, забираемому во солдаты:

Ах ты, милое мое дитятко,

Куда спешишься да торопишься

Изо своего ты дому благодатного,

Изо светлой из светлицы,

Из новый да новы горницы?

Отемнеет светла светлица,

Опустеет дом — подворыщо.

«Провожала маты» — песня

Отец — Цыц, баба, чего голосить вздумала, место свое забыла? Доставай-ка из сундука снаряжение, вырядим сына достойно на святое дело.

Выходит дед , баба и дочь, и сын наряжают сына

Дед – (беря в руки казачье обмундирование, накидывает внуку на плечи, целует его в лоб, приговаривая)

Послужи-ка, внучок, славно. Продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего.

Бабушка:

Поди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших — уважай старость. Каждого старика почитай отцом, а престарелую казачку – матерью.

Вот внучок

Вот землица донская.

Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю. (вручает внуку оберег с родной землей и читает молитву):

Мать: (причитает)

Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек

Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.

Отец (строго):

Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.

Сестра (ласково):

Ой, ты родненький мой братка

Будет там тебе не сладко

Потемнеет белый день, опустеет наш курень.

(обнимает брата).

Бабушка:

Ишь, коза, разголосилась, ничего ведь не случилось. ( задумчиво).

Я вон деда провожала, и во след ему бежала.

Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!»

Внучек возьми, икону нашу, она ить от пули злодейки тебя уберегёть.

Отец, обращаясь к жене:

Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.

Мать:

Иди, сынок, под благословение родительское.

Сын становится на колени перед отцом и матерью, целует икону после слов благословения.

Сережа.

Прости батяня, может чем обидел, дай мне своё родительское благословение.

Отец.

(взяв икону) Бог тебя простит, сынок, и я прощаю. Вот тебе моё родительское благословение, береги сынок землю русскую от ворога. Помни свой долг, своих родителей. Покажи свою казачью удаль. Помни сынок моё завещание, с ним тебя ни вражеская пуля, ни возьмет, ни острая шашка головы не коснётся.

Сын.

Маманя, и ты прости меня.

Мать.

Господь тебя прощает и я прощу.

Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.

Держи слово –слово казака дорого!

Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала.

В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.

Мать повязывает рушники со словами:

1. «Служи — не тужи»,

2. повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Ведущая

Мать перевязывала сына крест- накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. перевязывая призывника рушниками участники обряда желают ему доброго пути.

Песня «Как родная меня мать провожала».

(Песня «На службу»)

Слышится звук трубы.

Сестра

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Отец: Да, сынок. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть! Вот тебе сабля сынок!

Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.

Сын:

Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом.

Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной.

Честь семьи я соблюду, деда не посрамлю.

Отец:

Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал — не забудь.

Мать:— Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты — за ними.

Звучит песня «Вдоль да по улице».

 (7 Слайд)

Чтец .

Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, —

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

1-й вед. Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту и конкурс на знание истории казачества.

Ведущий. 

1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Бирюк – волк.

4. Брех – лгун, собачий лай.

5. Бродить – ловить рыбу бреднем.

6. Будя – довольно, хватит

7. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

8. Вар – кипяток.

9. Вечерять – ужинать.

10. Гачи – ноги.

11. Годить – ждать.

12. Добре – хорошо, ладно.

13. Догляд – присмотр.

14. Докель, докеле – до каких пор.

15. Житный – ржаной.

16. Жито – рожь.

2-й вед. Последняя страница нашего устного журнала Музыкальная»

Танец.

Чтец.

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поют

Исполнение казачьих песен…https://fsd.videouroki.net/html/2017/11/14/v_5a0a9bc1ae938/99699422_11.png

1-й вед. Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Время и люди оставляют подле себя лишь лучшие. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

2-й вед. Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

« Казачьи песни… — писал В.Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

1-й вед. Благодарим вас за участие в сегодняшнем мероприятии!

Сценарий

«Слава тебе, Господи, что  мы – казаки !»

(18 октября – день памяти войсковой казачьей славы)

Звучит мелодия казачьей песни.

Чтец 1: Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем вы хороши:
Вы терпите, когда вам больно,
И веселитесь от души;
Вы зорко бдите честь державы –
Лицом бить в грязь вам не с руки!
С Днем войсковой казачьей славы!
Спасибо, братья-казаки!

Вступительное слово библиотекаря.

Библиотекарь 1: Казачество – это совершенно уникальные люди, это русская, славянская история, неповторимая часть славянского этноса. Невозможно представить появление казачества где-то еще, кроме нашей страны и стран, заселенных восточными славянами – Беларуси и Украины.

Давайте в первую очередь разъясним, кто же такие казаки. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов. Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.

На самом деле, существует очень много версий и гипотез, откуда именно пошло слово «казак».  Это может быть кавказский народ косоги или топоним их государства – Касахия.  У тюрков было слово «казак» в значении свободного, независимого человека, бродяги. Есть и древнерусское слово «козакъ»  в значении вольнонаемного работника. В принципе, большинство ученых склоняются именно к этой версии.

     Страница 1.   История казачества России.

Библиотекарь 2: В истории казачества главную роль играют три ветви, параллельно развивающиеся на разных территориях. Это Запорожская Сечь, Донское казачье войско и Уральское казачье войско.

Запорожские казаки какое-то время служили на службе у польского короля, числились в реестре, даже успели повоевать с Турцией и Швецией. Однако в дальнейшем начались коренные разногласия между польской администрацией и церковью – с одной стороны, и вольным казачеством – с другой. Что неизбежно переросло в успешную освободительную войну против Речи Посполитой, которая завершилась образованием независимой Запорожской сечи и последующим принятием украинского казачества по его же просьбе в состав Русского государства.

Запорожские казаки, к слову, знамениты не только этими фактами. Вы же наверняка видели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или хотя бы слышали что-нибудь о ней? Да, Илья Репин прославил храбрых казаков, написавших в ответ на ультиматум турецкого султана Мехмеда дерзкое письмо, ставшее известным впоследствии благодаря найденной копии.

Впоследствии из запорожцев, многие из которых были переселены Екатериной ІІ на Кубань, возникло Кубанское казачье войско.

Донское казачье войско всегда имело хорошие отношения с Российским государством, помогая осваивать и колонизировать новые земли. Долгое время оно было независимым, и отношения с русской администрацией велись через послов. Присягнули донские казаки на верность русскому царю лишь в 1671 году. Пятьдесят лет спустя их подчинили военной коллегии, была создана типичная для тех времен администрация. Донские казаки стали охранять южные и восточные границы Российской Империи.

Уральское казачье войско (долгое время называлось Яицким по причине обитания возле реки Яик, нынешнего Урала) в полной мере олицетворяло негласный принцип, по которому беглые могли совершенно спокойно быть приняты в казаки и их никто не выдавал. Такой принцип сохранялся до начала 18 века. Это была наиболее разношерстная казачья группа. Однако им не повезло принять участие в бунте Емельяна Пугачева, после чего случился ряд переименовании, уральские казаки лишились автономии. Существовали и существуют и другие казачьи войска, оставившие свой след в истории:  Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско и так далее.

Многие географические открытия были сделаны казаками. Казаками были Ермак и Поярков, Дежнев и Атласов. Благодаря своей отваге и бесстрашию казаки смело шли покорять и открывать новые, неизведанные территории. И зачастую им сопутствовала удача.

Чтец 2: Память о бравых казаках живет
В наших с тобою сердцах навсегда.
Вниз по течению она нас несет,
Туда, где казаки все жили тогда. 
Пусть слава рыцарей нашей степи
Не угасает пусть ни на мгновение.
Память о тех, кто при мысли «терпи!»
Мир дарил будущему поколению!

 

          Библиотекарь 1:  В дальнейшем в жизни казачества возникали некоторые перемены: если раньше они слыли бунтарями и поднимали восстания, то уже после стали главными защитниками государственности, гвардией императора, лучшими солдатами и офицерами русского войска. Сам Наполеон отмечал, что казачья гвардия сравнима с его лучшими гвардейцами, покорившими практически всю Европу.

В дальнейшем судьба казачества была тяжелой. Многие казаки погибли или были вынуждены бежать после Октябрьской революции и Гражданской войны. Многих репрессировали в советские годы. В Великой Отечественной Войне тоже был некоторый раскол: большая часть казаков воевала за Советское государство, но были и те, кто служил вермахту.

И лишь в 1990-е годы казачество было в какой-то степени восстановлено, правда, уже далеко не в том количестве, что было ранее. Хотя есть вероятность, что это лишь вопрос времени. В любом случае, флаги казаков вновь развеваются над просторами России.

Страница 2.   Памятная дата казачества.

Библиотекарь 2:  18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. Это ни в коем случае не праздник, а памятная дата, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас. И не были бы такими восточнославянские государства.

День памяти войсковой казачьей славы18 октября  традиционно встречали до 1920 года донские и кубанские казаки как день почитания предков, павших в битвах за родину.

В память битвы под Лейпцигом в 1813 году Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

«Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!». Эти слова принадлежат Наполеону Бонапарту. Действительно, казаки являлись предметом зависти многих европейских императоров: историки пишут, что британская королева Виктория пыталась создать подразделения по типу казачьих, наделив их землёй и дав им волю, но ничего из этого не вышло: духа казачьего не было! И это у британцев — отчаянного народа-покорителя, завоевавшего полмира!

Чтец 3: Мы не забудем о казачьей славе,
О подвигах военных их вовек!
И помнить никогда не перестанем
О них, героях численных побед!
Тебя сегодня с памятною датой
Поздравить я спешу и пожелать,
Чтобы Родину берег, как те казаки,
Готовые за это жизнь отдать!
Войсковую казачью славу помним,
И благодарность им в сердцах храним!
И гордостью мы души переполним,
И дух казачий снова возродим!

 

       Библиотекарь 1:  День памяти войсковой казачьей славы — не праздник, а памятная дата, выпадающая на 18 октября. Её следует помнить всегда, а относиться к ней нужно со всей серьёзностью. Казаки — свободолюбивые люди, по доброй воле шедшие на рубежи своей родины, где им каждую секунду грозила смертельная опасность, были не только завоевателями: они вольно или невольно становились мостом между государством Российским и порубежными народами, способствуя, как ныне модно стало говорить, посредниками межкультурного и межэтнического общения. Недаром же Лев Толстой сказал: «Казаки создали историю России». Считать ли казаков этносом — дело историков, антропологов и культурологов. Пора прекратить споры по поводу того, кто был «более прав», белые или красные казаки: в гражданской войне правых и победителей быть не может. Есть герои, но об их геройстве можно спорить и спорить: жертв несоизмеримо больше, и герои — тоже своего рода жертвы чьей-то политики.

Однажды историки придут к единому мнению. Да так ли это важно? Важно другое: казачьи традиции и былую славу казачества возродить нужно обязательно. И возрождать есть что даже, несмотря на то, что из истории, из быта и из памяти поколений вымарано почти всё. Но что-то же осталось! И «Любо!» тем, кто сделал и ещё сделает возрождение духа народного, духа казачьего делом своей жизни!

Чтец 4: Традициям казачества мы всегда верны,
И на ногах своих стоим мы крепко.
Чтят подвиги казачества внуки и сыны,
Достойными хотят быть своих предков!
Ты тоже помни, что в твоей груди
Казачье сердце бьется от рождения.
Пусть будет оно сильным и горячим,
Не знающим тревоги и сомнения.

Страница 3.    Слава Тебе, Господи, что мы — казаки!

       Библиотекарь 2: Где бы мы не были, мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас, нельзя. Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят нашей духовной сущности, не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности, к вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности.

Чтец 5: С Днем памяти казачьей славы,
С днем доблести и славы войсковой,
Хранит Господь и церкви златоглавые,
Всех казаков с ядреною душой!

Желаем быть защитниками дальше,
Хранить традиции и дух свой боевой,
За это кланяемся вам нижайше,
Желаем быть хранимыми судьбой!

Библиотекарь 1: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы викторины по казачеству.

Викторина «Вехи казачьей славы».

Чтец 1:

Я верю в возрождение казака!

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Увы, забытый ныне властью образ.

Лишь жив доселе в памяти людской.

Он ратник был, какого поискать,

Лихой джигит, пластун не уязвимый.

С противником в сто крат превосходящих сил

Из боя выходил казак — непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,

Ремесленник, в делах неутомимый,

Он покорил Сибирь, он строил города,

И Вере Православной был защитником всегда.

Библиотекарь 2:  Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. И чтобы такого не произошло с нами, вы на протяжении года или чуть больше изучали историю казачества. Ведь казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины.

И сейчас мы с вами собрались для того, чтобы провести интеллектуально- познавательную викторину по истории казачества.

Вопросы викторины:

1.Кто такие казаки?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».

2.Значение терминов:

казачий круг — общее собрание казаков, которое состоялось на майдане.

Майдан — большая площадь, обычно перед церковью

Атаман — главный в казачестве

Есаул — помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года).

Из истории казачества.

Казаки (козаки) — группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу 16 века обе группы выросли в России, Казахстана и Украины. Точное происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в 10-14 веках. К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск. Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь…

Национальные блюда казаков.

Хлеб, пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски, сало и вареные яйца, вареники, блинчики с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом, гарбузянная  каша,

3.  Органы управления казачьим войском?   

Большой Войсковой круг    

Совет Атаманов

Войсковой Атаман     

Атаманское правление

Войсковой штаб

Экономический совет 

Совет старейшин        

Ревизионная комиссия

4.Где расселялись казаки?

Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.

5.Традиции казаков?

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие.

Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай».

Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу.

При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу.

Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили.

Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная — по дому хлопотала.     

Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец  

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего — это закон.   

Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей.        

Детям, тем, кто баловался,  мог и посторонний казак надрать уши.

6.Вера казаков.

Православие.

7.Праздники у казаков?

Святки.  Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск.

Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.

8. Чем занимались казаки?

Военным делом, рыболовством, земледелием и скотоводством, охотой.

9.Казачьи заповеди?  

1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;

 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ        

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!»        

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ    

6.ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

7.ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

11.Оружие казаков?

Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож – стилет, нагайка.

12. Женщина — казачка.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

13.Круг служебных обязанностей казаков.

Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался. Первенствовали чисто военные функции.  Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен.

14.Одежда казаков.

Папаха – головной убор донского казака.

Кубанка – головной убор кубанского казака.

Казакин – у донских казаков

Бешмет – у терских и кубанских казаков

Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного,

у терских – синего цвета.

Бурка, шаровары.

15.Откуда получали доходы казаки?

Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное.

16.Формально в Российской империи атаманом всех казачьих войск страны был с 1827 года

1. император 2. наследник престола 3. военный министр 4. наказной атаман.

17. Спас у казаков – это…(исключите лишний ответ)

1. Казачий православный праздник 2. Искусство ведения боя

3. Система боевой подготовки 3. Система подготовки духа казака

18. Сколько лет уходило на военную подготовку молодого казака

1. 5 лет 2. 7 лет 3. 9 лет

19. «Казацкие чайки» — это

1. птицы, живущие в станичных городах 2. казачьи корабли 3. казачьи кони

20. Старые казаки говорили: «Когда ЛАВА в бою — ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин вперёд». «Лава» — это….

1. способ ведения битвы стенка на стенку

2. внезапность при наступлении на врага

3. временное отступление

21. Джигитовка – это

1. искусство владения шашкой 2. искусство езды на коне

3. выполнение сложных упражнений при верховой езде

22. Что означает дословно в переводе с языка донских казаков понятие «Шермиции»

1. национальные традиционные казачьи игры 2. примерные бои, устраиваемые на праздниках 3. состязания казаков 4. кулачный бой 5. Верны все ответы

23. СЕРЬГИ (у мужчин) — означали его роль и место в роду. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Укажи, как носил серьги казак в 1 и 2 случаях.

1. единственный сын у матери

2. последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии

Выбери ответ 1. одну серьгу в левом ухе

2. серьгу в правом ухе

3. серьги в обоих ушах

1-1

2-2

24. КОЛЬЦО — мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Соотнеси как носили кольца казачки с приметами

  1. серебряное кольцо на левой руке 1. жених служит
  2. Золотое кольцо на правой руке 2. вдова
  3. Кольцо с бирюзой 3. девушка на выданье
  4. Два золотых кольца на одном пальце левой руки 4. замужняя

1-3

2-4      

3-1

4-2

25. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

1. Без молитвы 2. Без шашки 3. Без атамана 4. Без хлеба

26. Вставь пропущенные слова.

Шашка — символ всей полноты ( 1)……. у казака. С потерей силы старик меняет шашку на (2)…… При отсутствии (3) ………. шашка ломается пополам и укладывается в гроб.

1-власти

2-посох

3-наследника

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Библиотекарь 1: Дорогие ребята. Мы закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. Большое спасибо за активное участие, за правильные ответы. До свидания. До новых встреч.

Литература:

  1. Астапенко, М. Донские казачьи атаманы [Текст]/М. Астапенко.-Ростов н/ Д, 1996.- 347с.
  2. Небратенко, Г.Г. Обычаи вольного казачества [Текст]/ Г.Г. Небратенко.- Ростов н/Д, 2010.- 232 с.
  3. Скорик, А.П. Возникновение донского казачества [Текст]/ А.П. Скорик.- Новочеркасск, 1992.-93 с.
  4. Шумов, В.В. История казачества [Текст]/ В.В. Шумов.- Ростов н/Д, 2011.- 275с.
  5. Шишков, А.В. Сто великих казаков [Текст]/ А.В. Шишков.- Москва, 2007.- 298с.

Материал подготовила:

библиотекарь Гнидина Л.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий выступления агитбригады дюп визитная карточка
  • Сценарий выступления казаки
  • Сценарий гадание на крещение
  • Сценарий выступления агитбригады дорожный патруль
  • Сценарий выступления есть такой удивительный народ беларусь