Сценарий взаимодействия это

Работа по теме: аттестация семинар 3. Глава: 6.3. Сценарии и механизмы взаимодействия. ВУЗ: НИТУ МИСиС.

Для каждой ситуации существуют свои
правила участия в них и способы понимания
действий партнера.

Сценарии – это
стандартные последовательности действий
в тех или иных привычных ситуациях.
Большинство социальных действий, в
которые мы вовлечены, имеют форму
запланированных последовательностей,
в которых все отрегулировано и предсказуемо
– как в сценарии фильма. Вне зависимости
от того, кто именно вовлечен в данную
ситуацию, последовательность действий,
которые всем следует совершать, и то, в
какой момент это следует делать, хорошо
известна. Например, сценарий социальной
ситуации «на приеме у врача» предполагает
жалобы больного, расспросы со стороны
врача, процедуры, выполняемые медсестрой,
выписывание врачом рецептов и устные
рекомендации больному о действиях,
способствующих выздоровлению. Сценарий
ситуации «случайная встреча с приятелем»
также предполагает определенную
последовательность действий: удивление,
расспросы, обсуждение нескольких тем,
представляющих общий интерес, передача
приветов, прощание.

Итак, сценарии как бы фиксируют модели
опыта и потому выступают своеобразными
гидами для поведения человека в
разнообразных ситуациях. Если ситуация
знакома, знание сценария помогает
автоматически совершать последовательные
действия. Если ситуация незнакома –
отсутствие сценария затрудняет адекватное
поведение. В межличностном взаимодействии
знание типичных сценариев способствует
взаимопониманию между участниками, и
напротив, отсутствие таких сходных
сценариев может привести к конфликту.

Взаимодействие является
тем фундаментальным процессом, который
скрепляет партнеров в диадную общность.
Основные механизмы,
обеспечивающие
формирование межличностного пространства
взаимодействия, – взаимопонимание,
координация и согласование.

Сценарии взаимодействия

стандартные последовательности
действий в тех или иных привычных
ситуациях.

Если учитывать в качестве относительно
самостоятельных такие сферы общения,
как когнитивная (ее содержание составляют
в первую очередь знания – сведения
партнеров друг о друге); инструментальная
(включающая умения и навыки, которыми
владеют партнеры, используемые ими
стратегии и стили осуществления
деятельности) и мотивационно-потребностная,
то взаимопонимание в большей степени
связано с когнитивными процессами,
координация – с инструментальными, а
согласование – с мотивационно-потребностными.

Основная функция взаимопонимания
– формирование общего
смыслового поля участников взаимодействия,
позволяющего объединить интересы
сторон, выработать сходное видение
задач в данной конкретной ситуации. Для
этого участники взаимодействия должны
быть достаточно осведомлены друг о
друге – о социальном статусе, ролевых
позициях, групповой принадлежности,
привычках, взглядах на мир, об отношении
к тем или иным жизненным событиям.
Способами достижения такого знания
выступают уточнения, переспросы, повторы,
перефразирования, обсуждения и споры
по различным жизненным проблемам.

Координация
поиск таких средств общения, которые в
наилучшей степени соответствуют
намерениям и возможностям партнеров.
Результатом координации является
совместимость в действиях, согласованность
в операциях.

Согласование – механизм
взаимодействия, касающийся в основном
мотивационно-потребностной стороны
общения. Его результатом является
относительное согласие в целях, смыслах,
намерениях, что задает основной тон
межличностным отношениям, определяет
их эмоциональную окраску.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Данная статья поможет молодым специалистам легко начать работу со сценариями использования.

Сценарии использования- это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.

Цель: моделирование и проектирование взаимодействия пользователя с системой в рамках выполнения одного сценария. Пошаговое подробное взаимодействие пользователя с системой. 

Документирование: таблица с описанием действий актора и реагирование системы на определенные шаги пользователя. 

Один сценарий использования имеет несколько потоков: основной и альтернативные. 

Выделение сценариев 

Один сценарий использования должен описывать действия пользователя, которые приведут к одному большому действию- функционалу пользователя. Например, авторизоваться, добавить товар в корзину и тд. 

Если мы имеем большой сценарий использования, необходимо выделить из него те части, которые мы можем вынести в отдельный самостоятельный сценарий, но в предусловии указать условия начала инициации  данного сценария. 

Каждый основной сценарий использования должен быть независимым от другого основного. Если есть определенные условия выполнения- указываем в “Предусловия”

Например, если нам необходимо описать авторизацию пользователя с вводом кода подтверждения, можно выделить отдельный сценарий “Ввод кода подтверждения”, чтобы не нагружать сценарий “Авторизация”. А уже в в сценарии “ввод кода подтверждения”  подробно расписать условия ввода кода, повторной отправки, работу таймера повторной отправки, неверный код подтверждения, возможные ошибки.  

Уровни описания и степени детализации

Сценарии использования могут быть описаны на абстрактном уровне (деловой сценарий использования, иногда называемый ключевым сценарием использования), или на системном уровне (системный сценарий использования). Различия между ними — в деталях.

  1. Деловой сценарий использования не затрагивает технологий, рассматривает систему как «черный ящик» и описывает бизнес-процесс, который используется деловыми актерами (людьми, или системами, внешними к бизнесу) для достижения своих целей. Деловой сценарий использования описывает процесс, ценный для клиента, описывает что именно делает процесс.

  2. Системный сценарий использования обычно описывается на уровне функций системы и определяет функцию или сервис, предоставляемые системой для пользователя. Системный сценарий использования описывает что актер может сделать взаимодействуя с системой. По этой причине рекомендуется, чтобы системные случаи использования началась с глагола (например, создайте ваучер, выберите платежи, отмените ваучер)

Степень формализма выполняемого проекта и стадия, на которой он находится, прямо влияют на степень детальности и проработанности вариантов использования. Определяют следующие степени детальности при написании вариантов использования:

  1. Краткий (brief) вариант использования состоит (помимо названия) из одного-двух описательных предложений. Он хорош при сведении функциональных требований в таблицу при планировании приоритетности, технической сложности, номера версии продукта и т. д.

Краткая степень детальности применяется при начале работы над проектом; когда еще не прорабатываются детали, а верхнеуровнего описываются сценарии использования. Также, краткую степень детализации допустимо использовать при сжатых сроках написания ТЗ для кейсов с низким уровнем риска. 

  1. Детальный (detailed) вариант использования – это формальный документ с предопределённой структурой разделов; это, собственно, и есть Use case в его традиционном понимании.

Детальный уровень описания применяют при написании ТЗ. Преимущественно, при написании ТЗ все кейсы необходимо описывать на детальной степени; обязательно применять детальную степень и системный уровень при описании кейсов  с высоким уровнем риска. 

Структура сценария использования

Сценарии использования включают в себя следующие разделы: 

  1. Название. Краткое, максимально понятное. Описывающее общее действие пользователя.

 Пример: 

UC-1. Регистрация в личном кабинете 

UC-2. Регистрация в программе лояльности

UC-3. Добавление товара в корзину 

  1. Предусловие. Формулировка условий, при которых данный вариант использования может быть инициирован. Условие, помимо прочего, может быть упоминанием о выполнении других вариантов использования. Также в предусловии необходимо указывать, в какой части системы находится пользователь, кратко- какие действия уже выполнил.

Пример: пользователь находится в “Корзине”, в “Корзине” добавлено 2 товара”. 

Данное предусловие мы можем указать для описания кейса работы пользователя в “Корзине”. Если мы описываем кейс “Добавление товара в корзину” или “Оформление заказа”, где необходимо указать всю цепочку шагов пользователя- то данное предусловие не подойдет.

  1. Основной сценарий. Сценарий – это последовательность шагов, описывающая процесс решения задачи, которой посвящен вариант использования. Шаги удобно последовательно нумеровать.

  2. Альтернативные сценарии, в которых процесс развития событий на каком-либо шаге чем-либо заметно отличается от основного, то есть имеет место ветвление.

Сценарий использования должен отвечать на вопрос “Что делает пользователь?” “Что делает система?”

При описании сценария использования важно соблюдать пошаговый план действий пользователя,  указывая физическое действие пользователя. 

Например, формулировка  “добавил товар в корзину” неверная. 

Правильно:  “нажимает на кнопку “Добавить товар в корзину” и далее-  реакцию системы на действия пользователя. 

Пользователь

Система

Какое физическое действие произвел пользователь? 

Как отреагировала система?

Нажимает “Добавить в корзину”

Система добавляет выбранный товар в корзину. В иконке “Корзина” система выводит маркер- кол-во добавленного товара в корзину. 

Изменяет кнопку “Добавить в корзину” у выбранного товара на кнопку “Перейти в корзину”

Пользователь нажимает “перейти в корзину”

Система переводит пользователя в корзину, где отображается добавленный товар. 

Альтернативные сценарии 

При проработке основного сценария, все варианты действий пользователя и поведения системы, отличных от основного сценария необходимо выносить в альтернативный сценарий. То есть, везде, где можно указать “если”- это и будет альтернативный сценарий. 

Важно! Альтернативный сценарий должен ссылаться только на один успешный сценарий. Недопустимо прописывать альтернативный сценарий для альтернативного сценария. 

Рассмотрим на примере авторизации

Предусловие: неавторизованный пользователь находится на странице авторизации и регистрации

Пользователь

Система

Какое физическое действие произвел пользователь? 

Как отреагировала система?

Пользователь нажал кнопку “Зарегистрироваться” 

Система вывела форму регистрации, поле “email”

Пользователь вводит данные в поле “email”

3. Система производит проверку введенных данных на валидацию. Данные проходят по условиям валидации

Если данные не прошли проверку валидации, запускается альтернативный сценарий №1. 

Система производит поиск введенных данных “email”  по учетным записям в системе. 

Учетных записей с такими данными “email” не найдено. 

Если в системе найдена учетная запись с таким логином, запускается альтернативный сценарий №2

Система отправляет пользователю код подтверждения на email

Система выводит пользователю поле “код подтверждения”

Сценарий “ввод кода подтверждения” вынесен в отдельный сценарий. — обязательно указываем, если какой-либо функционал выносим в отдельный кейс, более подробный. 

Пользователь вводит корректный код подтверждения в поле “код подтверждения” 

Система производит проверку кода подтверждения. Код введен верно. 

Пользователь зарегистрирован. 

Альтернативный сценарий с неверным кодом подтверждения выносим в сценарий “Ввод кода подтверждения” 

Пример альтернативного сценария 

Альтернативный сценарий №1 

На шаге №3 успешного сценария, введенные данные не прошли проверку валидации. 

  1. Система выводит информер  с указанием запрещенных символов.

  2. Пользователь вводит корректные данные в поле “email”.

Далее сценарий продолжается от шага №3 успешного сценария.

Сценарии использования являются важным и частым артефактом работы системных аналитиков. И я надеюсь, что данная статья немного облегчит жизнь молодой крови, только вступившей на долгий и тернистый путь системного анализа

Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства «Студия F1» и создатель сервиса юзабилити-тестирования сайтов AskUsers.ru, рассказал Нетологии о том, как составлять и использовать пользовательские сценарии.

Сценарии описывают пользовательские истории и взаимосвязи между ними. Они помогают определить, зачем и почему пользователи приходят на сайт и как достигают своих целей: совершают покупки, заказывают по телефону, сравнивают товары, общаются с консультантами.

Прежде чем разработать сценарий, нужно ответить на три вопроса:

1. Кто те люди, что заходят на ваш сайт?

Нужно выделить чёткий сегмент аудитории и проработать портрет клиента, под которого готовится сценарий.

2. Почему они заходят к вам?

На основе аналитики или опроса можно определить, зачем на самом деле пользователи посещают ваш сайт: просто посмотреть, что-то узнать или купить.

3. Какие цели при этом преследуют и как их достигают?

Вариантов не так много, особенно если мы говорим о коммерческих сайтах. Обычные цели — изучить предложение с целью сравнить его с другими, непосредственно купить или сделать заказ, но возможны и другие варианты.

Пошагово достижение целей обычно расписывается в профилях задач. Здесь такая детализация не нужна, просто нужно понимать, какие шаги делает пользователь для достижения цели.

Сценарии помогают лучше понимать предпочтения посетителей сайта и анализировать пользовательский опыт. Это нужно, чтобы в дальнейшем проектировать сайт или интерфейс так, чтобы он вписывался в привычные для клиентов паттерны и приводил к цели посещения за наименьшее количество шагов и с минимальными затратами сил, времени и внимания.

Также сценарии используют для анализа пользовательского опыта при проведении юзабилити-тестов и других маркетинговых исследований.

Сценарий — наглядное схематическое представление того, как пользователь решает свою задачу с помощью сайта, что ему помогает и что мешает в достижении цели.

Пользовательские сценарии по степени детализации и технической проработки делятся на четыре группы.

Это самый насыщенный подробностями вариант: рассказ, схемы, видео, фотографии — все, что помогает описать опыт взаимодействия, иногда даже без привязки к персоне клиента. У каждого пользователя может быть своя история и свой специфический опыт. Это сбор сырой информации.

Если мы говорим о покупке: кто-то берет для себя, а кто-то в подарок, кто-то подарит маме, а другой — жене. У кого-то все хорошо с финансами, кто-то собирал деньги на покупку, кого-то интересует кредит и рассрочка. Опыт в этих пользовательских историях будет отличаться.

Запишите простые человеческие истории: «Через месяц у нас юбилей свадьбы, я отложил деньги и собираюсь выбрать подарок жене. У меня есть предел по стоимости, я знаю, что жена любит серебро и носит серьги…».

Вот пример из серии скринкастов: пользователь пытается сделать покупку в интернет-магазине:

Создаются с помощью объединения похожих пользовательских историй и отсечения лишнего и несущественного. Такой подход обобщает множество пользовательских историй в несколько сценариев. Например, таких: «Пользователь готовит деньги заранее, ищет через форму поиска, имеет ограниченный бюджет — сразу использует фильтры, принимает решение долго, несколько раз заходит в корзину и сравнивает товары».

А вот, например, шаги сценария, подготовленные при изучении сайта по аренде автокранов. Пользователи выделили вопросы, которые для них важны, теперь можно расписывать разные сценарии поведения.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Составляются уже с позиции персонажа (персоны покупателя). Еще меньше абстракции и больше конкретики. Каждой группе ЦА сопоставляется персонаж, далее прописывается его путь достижения цели.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Могут добавляться ограничения: например, проработка только варианта заказа с планшета или со смартфона.

Опишите пользовательский опыт по шагам: кто, каким образом и в какой последовательности делает. Это должен быть наиболее детализированный и технически проработанный вариант.

Пользовательские истории и концептуальные сценарии нужны для понимания основных мотивов пользователей и погружения в мир клиента. Конкретные сценарии и варианты использования уже могут использоваться для проектирования информационной архитектуры и интерфейсов, а также при проведении тестов и исследований юзабилити.

Единой формы для разработки пользовательских сценариев не существует. Поэтому итоговый результат может сильно отличаться.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Описание варианта использования от uxexperience.net

«Общение» пользователя и терминала по приему платежей:

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Фрагмент презентации компании «Собака Павлова» о пользовательских сценариях.

Еще сценарий от uxforthemasses.com:

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Обновлено: 01.02.2023

Структура межличностного взаимодействия: а) контексты межличностного взаимодействия, б) пространство межличностного взаимодействия; в) сценарии и механизмы взаимодействия.

1. Контексты межличностного взаимодействия Если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации. В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

2. Пространство межличностного взаимодействия.Развитие процесса межличностного взаимодействия после того, как его участники определили тип социальной ситуации, удобно описывать в терминах пространства, используя такие слова, как «позиция» (положение, расположение), «верх», «низ», «близкий», «далекий», «расстояние», «дистанция», «граница» и т. д.

3. Сценарии и механизмы взаимодействия Сценарии — это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту.

Типы взаимодействия.

Выделяют следующие его виды: межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое, межгрупповое, массово-групповое, планетарное (глобально-массовое). В межличностном общении различают двустороннюю направленность: с одной стороны, инструментальную –; с другой – личностную направленность.

.Ключевыми понятиями общения считаются коммуникация и межличностные отношения. Коммуникация – это процесс обмена информацией между обучающими и обучаемыми. Межличностные отношения сконцентрированы в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые касаются личности человека.

Многофункциональность и разная направленность общения позволяют выделить следующие его аспекты: – информационно-коммуникативный .интерактивный;;– аксиологический;– нормативный;– семиотический;– социально-практический..Для эффективного взаимодействия используются также понятия совместимости и срабатываемости членов группы. Совместимость – это прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности. Выделяют четыре уровня совместимости: физиологический

; психофизиологический .психологический (пред и социально-психологический

Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия.

Виды социальных мотивов при вступлении во взаимодействие с другими людьми.

Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция)4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия)6) минимизация различий в выигрыше (равенство)

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество

2. Противодействие

3. Компромисс

4. Уступчивость

5. Избегание

Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.

Для развития тех или иных качеств, индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником опять же являются люди, окружающие его. Таким образом, для развития индивида, как личности, взаимодействие его с другими необходимо.
Исходя из сказанного, целью нашей работы становится изучение различных аспектов межличностного взаимодействия:
1. Изучение структуры межличностного взаимодействия;
2. Изучение специфики межличностного взаимодействия;
3. Описание механизмов и сценариев взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть
1 Структура межличностных взаимодействий……………………………..7
2 Пространство межличностного взаимодействия……………………………..12
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности
делового взаимодействия…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………25
Глоссарий……………………………………………………………. ………28
Список использованных источников………………

Работа состоит из 4 файла

my_Курсовая.doc

Также к пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения, и обозначения индивидом территории, которую он считает “своей”. Это может быть, как физическая территория: кабинет, рабочий стол, так и на эмоциональном уровне это право на собственное настроение, отношение к чему или к кому-либо; на ролевом уровне- право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ решения какой-то задачи.

От того, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух (и более) партнеров по общению, социально и психологически заведомо непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Одним из путей для повышения устойчивости строящейся межличностной связи является борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения. Таковой является предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию. Другим путем повышения устойчивости межличностной связи, более трудным с точки зрения душевных затрат, но при этом более устойчивым во времени, является установка на сотрудничество, при которой требуется отыскать способы продуктивного сопряжения намерений обоих партнеров.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия благодаря сходному определению ситуации его участниками, приспособлению к позициям друг друга, согласованию их намерений, организации совместной деятельности, оказывается фактором, воздействующим на успешность или неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы. Потому межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс “отлаживания” соответствий между интересами каждого из участников и интересами формирующейся общности. В ходе такого процесса создается пространство взаимодействия, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения. В свою очередь это пространство определяет характер психологического контакта между партнерами.

3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности делового взаимодействия.

Определённые правила существуют для каждой ситуации, а также и свои способы для понимания действий партнеров.

Сценарии- это стандартные последовательности действий в различных привычных ситуациях. Почти все социальные взаимодействия, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и довольно предсказуемо- как в сценарии фильма. Не зависимо от того, кто именно вовлечён в конкретную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует соблюдать- хорошо известна, а также то, в какой момент это следует делать. Например, сценарий ситуации “случайная встреча с приятелем” предполагает обычную последовательность действий, такие как: удивление, расспросы, обсуждение тем, представляющих общий интерес, передача приветов и в конце прощание.

Сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разных ситуациях. Если ситуация знакома, то знание сценария позволяет автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома- отсутствие сценария затрудняет легкость поведения. В межличностном взаимодействии знание сценариев способствует скорейшему взаимопониманию между участниками, и наоборот, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту. Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который связывает партнеров в общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия- это взаимопонимание, координация и согласование. Если учитывать, в качестве относительно самостоятельных, такие сферы общения, как: когнитивная (знания и сведения партнеров друг о друге), инструментальная (умения и навыки, которыми владеют партнеры, используемые ими стратегии и стили осуществления деятельности) и мотивационно-потребностная. Тогда взаимопонимание в большей степени связано с когнитивными процессами, координация- с инструментальными, а согласование- с мотивационно-потребностными процессами.

Формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации- основная функция взаимопонимания. Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге: о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к различным событиям. Способами достижения такого знания выступают вербальные методы: уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам.

Координация- поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является согласованность в действиях и операциях.

Согласование- механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в смыслах, целях и намерениях, что задает основной однородный тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в результате которого партнеры обретают предмет общения, на основе которого строятся отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в совместный поиск, и эта совместная активность порождает новое содержание. Для каждого уровня общения стратегически значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуа­ции и правил поведения каждого из участников. Умение понять ситуацию, привести поведение в соответствие с ней и вы­ражение своих эмоций, а также в соответствие с поведением других людей- необходимое условие совместной жизнедеятельности. Подчинение своего поведения выработанным канонам ситуации- первый шаг на пути к взаимопониманию. Насколько человек умен, малознакомые люди оценивают в первую очередь по умению правильно вести себя в соответствующей ситуации. Например, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в данной ситуации. Это- внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющие второстепенное отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ, если студент демонстрирует энерично-деловое настроение, а не естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха. Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то она приобретает решающее значение на социально-ролевом и личностном уровне взаимодействия. На интимно-личностном уровне- ведущую роль играет способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния, а на социально-ролевом более значимыми являются демонстрируемые эмоции. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, а при социально-ролевых контактах в первую очередь реагировать на демонстрируемые эмоции. В случае, если интимно-личностные отношения становятся для человека обременительными, он переходит на язык социально-ролевого или делового общения: подчеркнуто реагирует только на демонстрируемые формы настроения, якобы не замечая плохо скрываемых слез или игривых намеков, проявляет завидное “простодушие”. При осознаваемой оценке уровня отношений, в конечном счете, устанавливается определенная согласованность относительно уровня общения.

Для обозначения процесса согласования характеристик взаимодействия Доценко Е.Л. предложил использовать термин из компьютерного лексикона- “форматирование”. Форматирование общения- это выработка схемы (шаблона), задающей параметры нашего контакта, контуры отношений, сценарии взаимодействия. Процедуры, которые по его мнению составляют процесс форматирования, таковы:

— поиск соответствующего конкретной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения;

— пробное использование данного содержания в готовом виде, без всяких изменений;

— выбраковка неподходящих заготовок;

— отбор тех находок, которые подходят, успешно работают;

— выработка совместных приемов, способов и параметров (правил) взаимодействия;

— подгонка части заготовок под особенности партнера, под характер и свойства его контекстных привнесений;

— ограничение достаточным количеством форм, в которые отливается то или иное содержание;

— уточнение собственных намерений (пересмотр своей психологической ситуации), если потребуется;

— изменение условий взаимодействия, если есть возможность;

— интенсивное использование тех форм, которые лучше всего работают.

В результате форматирования, по мнению исследователя, создается уникальная конфигурация совместного семантического пространства взаимодействия: особенности установившейся дистанции, территориальное разделение, виды используемых пристроек, мозаика видов контакта, степень его глубины и соответственно вовлекаемые в общение внутрипсихические структуры, используемые последовательности обмена действиями, общий эмоциональный тон, темп продвижения к намеченным целям, скорость чередования ходов, основной используемый язык, границы его варьирования за счет введения сленга или профессиональных жаргонов, репертуар допустимых жестов и многое другое, что составляет многомерную ткань человеческого общения. Каждую новую встречу мы начинаем с того момента, которым завершилась предыдущая встреча, а не с пустого места. Вся история наших взаимодействий латентно присутствует в каждый момент нашего актуального взаимодействия. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что между нами существует совместное смысловое поле. Именно это поле мы и форматируем в каждый момент взаимодействия. Другими словами, мы как бы договариваемся между собой о том, какие контексты будут актуализированы и привлечены к данной ситуации общения, создаем собственный уникальный микромир, в котором можно уединиться и поговорить на своем уникальном языке о том, что интересно только нам двоим. В той степени, в какой этот мир оказывается обособлен, мы чувствуем свое единение.

Любая совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, с наличием у ее участников единой цели. И данные задачи могут быть поставлены самими участниками взаимодействия, например, семья решила сделать ремонт в квартире или поехать в лес по грибы, а могут задаваться более широким контекстом- производственным, политическим, культурным и т. д. (например, производство должно открыться к определенному сроку; хоккейная команда должна сохранить место в высшей лиге). Структура совместной деятельности, осуществляется она семейной парой или производственной группой, включает ряд обязательных элементов. Такие как:

— общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

— наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий;

— координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;

— разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распре­деление между участниками.

Если первые четыре признака в определенной степени свойственны и ритуальному взаимодействию, то последние два характеризуют конкретно совместную деятельность, придавая межличностному общению на этом уровне особый характер.

Каким образом происходит непосредственное взаимодействие между людьми в деловой среде и в игровом пространстве, и в чем заключается его специфика? Какое влияние на межличностное взаимодействие оказывают объединение людей для достижения единых целей, их совместная активность, жесткие рамки организации, в которые они помещены? В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого является характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами простого процесса общения. Это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), стоящей перед организацией людей (фирмой, предприятием), что накладывает определенные рамки на поведение людей. Выделим ключевые характеристики организационной структуры, которые определяют специфику делового взаимодействия:

1. Довольно жесткая и четкая регламентация целей и мотивов общения, а также способов осуществления контактов между сотрудниками. За каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которые необходимо соблюдать. Ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит, прежде всего, не личный характер, но подчинено, в первую очередь, совместному решению служебной задачи. В результате чего, деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, “холодным”.

3. Мотивация труда, как необходимое условие эффективной деятельности организации или предприятия. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда может быть частично объяснена противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации, которые можно наблюдать объективно: в деловом общении он выступает одновременно и как конкретная целостная личность и как представитель организации, то есть носитель определенных профессионально-ролевых функций. В случае, если личностные потребности не удовлетворяются в должной мере, в процессе деятельности в организации, или собственные идеи и стиль поведения человека не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть внутриличностный конфликт, вследствие которого снизиться интерес к выполняемой работе. Конфликты такого рода часто оказываются темой обсуждения между сотрудниками, а иногда и причиной проблемных бесед между руководителем и подчиненным. Вместе с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации, большое мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными, то есть непосредственное взаимодействие в деловой обстановке. Критические оценки, форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы либо помогают сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждают их работать успешнее и прибыльнее, либо могут сильно препятствовать этому.

Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера.

Итак, сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту.

Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия, – взаимопонимание, координация и согласование.

Основная функция взаимопонимания – формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям. Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам.

Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

28. Социальный ритуал. Функции социальных ритуалов.

Социальный ритуал — исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Именно посредством регулярных, повторяющихся, четко обозначенных, имеющих

устойчивую последовательность действий люди создают саму возможность совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий, а следовательно, задают условия для социального выживания и безопасности.

Практически все исследователи выделяют следующие функции социальных ритуалов:

коммуникативная функция;

функция мировоззренческая (формирование системы культурных символов);

функция социализации (социальное воспитание, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению);

функция социального контроля;

функция укрепления сплоченности группы;

функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и

кризисных ситуациях (в период кризиса следование ритуалам может снимать ощущение тревоги и неблагополучия, тем самым вызывая у людей положительные эмоции).

В поведении многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии. Причина их появления в том, что все мы, живя в социуме, ограничены определенными условностями и нормами этикета и не всегда получаем на наши поступки ожидаемую реакцию.

Поведенческий сценарий — это усредненный вариант поведения человека, в котором сочетаются его естественные желания и действия с нормами внешнего мира. В большинстве случаев защитные сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности, а также слабые стороны человека с тем, чтобы выяснить, в каких психологических стимулах и сигналах он нуждается и как правильно строить с ним отношения, настраивать и осуществлять влияние.

При этом важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее, тем более значим для человека — это обязательно стоит учитывать. Один-два раза появившуюся тему в разговоре ни в коем случае не надо считать сценарием и делать какие-либо выводы.

Рассмотрим несколько типичных сценариев. О чем они говорят и каким образом вести себя с таким человеком, если мы хотим расположить его к себе и стимулировать взаимодействие?

Наиболее правильная и успешная реакция — подтвердить его значимость, периодически хвалить и поддерживать разговор о том, как вы (и, возможно, не только вы, но и другие) цените то, что человек делает. Стоит показать, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит, что другие ценят его.

Этот сценарий говорит о неудовлетворенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция состоит в частичном согласии («да, дейстительно, иногда такое случается) и в сопереживании человеку, когда он столкнулся с неприятной ситуацией.

Важно понимать, что человек защищается, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе человека оградить себя от эмоциональных травм.

Он очень похож на предыдущий сценарий, только лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Человек заранее обезопасил себя, если действительно ничего не получится.

В этом случае следует дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, и он действительно умеет прогнозировать ситуацию, однако убеждайте сделать попытку, заверив, что ничего плохого не произойдет даже если ничего не получится.

Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало человека и постараться поэтапно настроить его позитивно.

Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми человек особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае это говорит о существующих комплексах: принижая других, человек как бы приподнимает себя.

Если вы хотите завоевать расположение собеседника, достаточно просто с энтузиазмом поддержать его и подтвердить его качества. Однако впоследствии стоит корректировать поведение такого человека, так как оно может перейти в агрессию и привести к абсолютно не объективной самооценке.

Если довести данный сценарий до крайности, то мы придем к классической дедовщине, и здесь уже прибавляется некоторая мстительность и моральный садизм. Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент. Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости человека, его прошлых и нынешних заслуг.

Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.

Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий актуален именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные люди помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).

В такой ситуации стоит подтвердить компетентность человека, его опыт и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других людей или каких-либо теорий. Впоследствии такого человека стоит чем-то удивить, поразить. Если такой сценарий становится преобладающим, то почти всегда это знак отсутствия перспектив дальнейшего развития такого человека.

Неправильная реакция: попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего человек не знает, не делая акцента на его незнании); логическое убеждение в пользе обучения.

Человек всячески избегает разговоров, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте он старается пресечь их и у других, что означает очень высокую степень неуверенности в личной сфере.

Наиболее правильно при общении с таким человеком не касаться личных тем и свести общение к сугубо деловому.

Читайте также:

      

  • Комплексное сопровождение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей реферат
  •   

  • Проблема применения пищевых добавок реферат
  •   

  • Металл как конструкционный материал реферат
  •   

  • Этнические стереотипы поведения реферат
  •   

  • Реферат что такое научная идея



О чем речь?
Use Сase – это сценарий, который описывает взаимоотношения участников внутри какой-либо системы. Например, это может быть взаимодействие двух людей (при продаже или покупке) или человека с программой.



На что обратить внимание?
Use Case используются в различных сферах: от разработки ПО до формирования бизнес-процессов. Главные требования – ясность и лаконичность, ведь от этого зависит, поймут ли его в принципе.

В статье рассказывается:

  1. Понятие Use Case
  2. Когда необходим Use Case
  3. Правила написания Use Case
  4. Рекомендации по созданию Use Case
  5. Ошибки при создании Use Case
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Use Case представляет собой технику взаимодействия объектов, согласно определенному сценарию. В частности, описание может быть дано и пользовательскому требованию, и системному, и коммуникации реальных людей и компаний.

Понятие Use Case

Понятие Use Case

Если говорить обобщенно, то Use Case – это сценарий, описывающий взаимодействие нескольких участников, происходящее с определенной целью, например:

  • отпуск товара, где осуществляется сотрудничество между продавцом и покупателем;
  • передача информации по электронной почте – отправитель взаимодействует с почтовым клиентом;
  • поиск страницы браузером (браузер – веб-сервер).

При таком варианте использования Use Case, как разработка программного обеспечения, сценарий необходим для описания взаимодействия между пользователем и системой. Собственно, в этом контексте мы и будем рассматривать понятие в нашей статье.

Раньше требования к работе системы устанавливались посредством создания отдельных функций, пока в 1990-х гг. Ивар Якобсон не предложил использовать Use Case в качестве дополнительного инструмента определения функциональности программы. Идея заключалась в том, чтобы требования к системе описывались не с помощью отдельных функций, но в виде описания контекста и последовательности пользовательских действий.

По мнению шведского ученого, эта разработка позволяет воссоздать набор требований, способный обеспечить полноту взаимодействия.

Когда необходим Use Case

Кому нужны сценарии Use Case:

  • разработчику, задачей которого становится создание алгоритма событий. В данном случае сценарий помогает определить результат, получаемый после совершения того или иного действия;
  • заказчику, который, благодаря простоте и доступности изложения, может делать выводы о том, что цель достигнута, или, напротив, потребовать внести изменения в сценарий;

Скачать файл

  • тестировщику, проводящему проверку работоспособности программы;
  • команде проекта, в случаях, когда сценарий должен быть согласован, но при этом периодически возникают альтернативные варианты. Упорядоченное описание потока событий поможет не отступить от основной идеи;
  • другим участникам.

Когда необходим Use Case

Когда необходим Use Case

Случаи, в которых могут быть использованы сценарии Use Case:

  • Для создания качественной спецификации требований системы. При их разработке и применяется также описание интерфейса программы, и возможность ее интеграции с другими.
  • При осуществлении технической поддержки. В таком случае UseCase помогает выявить ошибку и определить, на каком этапе она произошла.
  • Если требуется дать описание лишь части функциональности системы, взаимодействия пользователя и программой. Здесь на выручку приходит шаблон UseCase, на основе которого и создается сценарий. Допустим, что в основе мобильного приложения лежит описание пользовательского интерфейса. Но не учтен ряд функций, выполнение которых требует создания дополнительных сценариев с использованием таблички: «Действие пользователя – отклик системы» или их совмещения.

Правила написания Use Case

Количество элементов Use Case может меняться в зависимости от степени сложности сценария. Но, как правило, их набор всегда стандартен:

  • Актор (actor), то есть пользователь. Например, в магазине онлайн в качестве акторов выступают и продавцы, и покупатели, а также компании, осуществляющие доставку товара или обеспечивающие поступление платежей.
  • Стейкхолдер (stakeholder) – это лицо, заинтересованное в получении выгоды от работы сценария. Если продолжить рассматривать пример онлайн-магазина, то в данном случае Стейкхолдером может являться платежная система.
  • Primary actor, или первичное действующее лицо. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое посредством работы системы достигает своих целей. В нашем примере, в качестве primary actor мы можем рассматривать фирму-дистрибьютора, продажа товаров которой осуществляется на платформе онлайн-магазина.
  • Предусловия и постусловия. Другими словами, это факторы, при наличии которых производится запуск сценария, и те, которые возникают после.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 18595
pdf иконка

  • Триггеры – элементы, приводящие в действие UseCase.
  • Успешный сценарий, то есть происходящий без ошибок и непредусмотренных обстоятельств.
  • Альтернативные варианты. Их можно охарактеризовать как запасной план, созданный на базе основного сценария, необходимый при сбоях в функционировании системы.

Правила написания Use Case

Правила написания Use Case

Последовательность действия при создании сценариев Use Case описана максимально просто и доступно. Как правило, выделяются такие шаги как:

  1. Определение пользователей сайта.
  2. Выбор одного из них.
  3. Формулировка действий пользователя на сайте, которые и будут являться UseCase.
  4. Определение потока события для каждого из сценариев.
  5. Описание действий пользователя и результата, к которому они ведут. Другими словами, каким должен быть отклик системы.
  6. Создание и добавление других вариантов развития событий в сценарий.
  7. Выбор других пользователей и описание UseCase для каждого из них (шаги 2 – 6).
Создание бренда: этапы и разбор ошибок

Читайте также

Нижеприведенный пример Use Case – это сценарий входа пользователя в школьное приложение:

Наименование Use Case Login
Описание Вход пользователя в систему для получения доступа к функционалу
Акторы Ученик, Учитель, Родитель, Администратор
Предусловия Подключение системы к сети
Постусловия Отправка уведомления о входе в систему на mail id пользователя
Основные сценарии Номер Шаги
Акторы/пользователи 1 Ввод Имя пользователя
Ввод Пароль
  2 Проверка системой имени пользователя и пароля
  3 Получения разрешения на вход
Расширения 1a Имя пользователя указано неверно 

Система выдает сообщение об ошибке

  2b Пароль введен неправильно 

Система показывает сообщение об ошибке

  3c Пароль введен неправильно 3 раза 

Происходит закрытие приложения

pdf иконка

Точный инструмент «Колесо компетенций»

Для детального самоанализа по выбору IT-профессии

pdf иконка

Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют

Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый

doc иконка

Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога

Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех

Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.

Только до 6 февраля

Осталось 17 мест

Для наглядного представления сценариев, используются диаграммы Use Case, в которых сама система представлена в виде прямоугольника, актор – схематичным изображением человека, сценарий – овалом.

Рекомендации по созданию Use Case

Применяйте диаграммы

Советуем не пренебрегать использованием этого графического инструмента при разработке Use Case, так как текстовое описание, безусловно, можно сделать полным и исчерпывающим, но именно диаграмма поможет визуализировать весь процесс. Кроме этого, схематично представленный сценарий позволяет увидеть границы описанных событий, что особенно важно, когда участников и вариантов работы системы довольно много.

Рекомендации по созданию Use Case

Рекомендации по созданию Use Case

Люди – первостепенно важный элемент сценария

В диаграммах Use Case схематично изображенные человечки называются субъектами. Их предназначение – показать роль или объект, взаимодействующий с системой и находящийся за ее пределами. Описание этого сценария – процесс довольно сложный и трудоемкий, но интересный и перспективный, если вложить в него большое количество усилий и учесть требования функциональности. Это позволит наладить работу субъектов и улучшить качество выполнения ими своих задач.

Если вы занимаетесь разработкой системы, работа которой не будет сопряжена или зависима от других объектов, то тогда следует тщательно проработать сценарии, связанные с потребностями людей-субъектов.

Идите за потоком

Хороший сценарий Use Case – это не только краткое и емкое описание, но и создание определенной структуры, позволяющий определить сочетание частей сценариев между собой. Способы, при которых производится структурирование, называются стилем сценария, и они могут быть самыми разными.

Стандартный метод предполагает последовательное выполнение многочисленных шагов при создании сценария. Но при таком подходе есть риск, что при возникновении ошибок выполнения процесса какая-либо из частей прервется. На этот случай допустимо преобразование в модули, но для отображения картины в целом писать и читать их нужно тогда, когда фрагменты сценария сочетаются между собой.

Другими словами, Use Case должен иметь основной поток событий и несколько альтернативных. В первом случае описывается последовательность действий и результат, когда сценарий работает без ошибок и приводит к намеченной цели. Собственно, так чаще всего и происходит.

Но иногда разработчики сценариев создают описания для нескольких основных потоков, что негативно отражается на понимании потребителем конечного результата. Именно поэтому в качестве основного потока должен выступать общий сценарий процесса.

Ошибки при создании Use Case

В завершение статьи кратко расскажем, какие ошибки чаще всего допускаются разработчиками при создании различных видов Use Case:

  • Большое количество деталей в диаграмме. Иногда при попытке обозначить все аспекты поведения системы, разработчики перегружают ее лишними элементами, мешающими понять основные принципы ее функционирования.
  • Привязка модуля к техническим устройствам либо к способам взаимодействия пользователей и вариантов сценария.
  • Описание требований к функциональности системы без обозначения последовательности действий.
  • Дается описание только действиям акторов, а отклики системы не предусмотрены.
  • Роль инициатора взаимодействия между пользователем и системой отдается последней, хотя должно быть с точностью наоборот.
  • Текст сценария не содержит описания возможных ситуаций и действий, что влечет за собой недоработку в определении альтернативных вариантов использования.
  • Использование терминов и сокращений, непонятных для пользователей и заказчиков.
  • Спецификация атрибутов сценария и различных операций производится еще до того, как описание всех возможных вариантов будет завершено.
Интеллект-карта (mind map): как легко запоминать и анализировать

Читайте также

Надеемся, что статья оказалась полезной для всех, кто изучает возможности сценариев Use Case. Пусть ваши усилия будут продуктивными и полезными!

Без технической душноты исследуем сценарии «пользователь <—> система». Для продактов, дизайнеров и аналитиков — оставили готовый шаблон

Всем привет! Я Ната, UX/UI дизайнер в Red Collar. В этой статье я расскажу о методологии, которая улучшит коммуникацию внутри команды, а значит и работу над продуктом — Use Case или «юзкейсе», а также поделюсь шаблоном для тех, кто сталкивается с ней впервые.

В идеальном мире юзкейсы составляет системный аналитик на основе правил, сформулированных бизнес-аналитиком после общения с заказчиком. В реальном мире таких позиций в команде может не быть из-за ограничений по времени и бюджету, но проблема передачи знаний внутри команды на проекте остается. В таких случаях писать юзкейс может дизайнер, тестировщик, продакт и другие люди.

Польза юзкейсов — единое представление о продукте

Если в команде более 5 человек, а проект длится более 3 месяцев, то может возникнуть дискоммуникация. Например:

  • разработчики неправильно поняли сценарий взаимодействия и реализовали фичу не так, как планировалось;

  • в ходе долгих обсуждений внутри команды вы сильно отклонились от первоначальной идеи и точно воспроизвести её не можете;

  • дизайнеры спроектировали функциональность, которая изначально не планировалась;

  • один и тот же кейс в разных местах реализован по-разному, что увеличивает время разработки и усложняет UX;

  • при тестировании пропускаются значительные ошибки;

  • сменился состав команды: к проекту подключились новые участники, а ведущие члены команды ушли.

Сценарии юзкейсов — как игра в теннис между пользователем и системой

Use Case — это описание взаимодействия с системой в виде последовательности действий для достижения конкретного результата. По сути, это метамодель, которая иллюстрирует не саму систему, а набор функциональных требований к ней.

Методология была разработана в 80-х Иваром Якобсоном. Для всех желающих погрузиться в тему глубже есть бесплатная книга Use-Case 2.0, также другие ссылки по теме оставлю внизу статьи.

Для наглядности юзкейс можно сравнить с игрой в теннис, где один игрок это пользователь, другой — система. Удар ракеткой это действие, которое совершает пользователь, после чего мяч переходит системе, и далее система ему отвечает. Разница только в том, что в юзкейсе пользователь или система могут подряд совершить несколько действий.

Юзкейсы существуют в двух равнозначных видах: UML-диаграмма или текстовый документ. По желанию их можно совмещать

«Основной юзкейс» — сценарий успеха: участники + действия + результат + доп. условия

Единого формата для написания юзкейсов не существует. Каждая компания сама определяет для себя формат и уровень детализации. Опишу основной принцип написания.

Основные элементы юзкейса:

1. Понятный заголовок, желательно, чтобы он содержал результат юзкейса. Пример, «Создание заявки».

2. Действующие лица или участники. Можно выделить такие варианты:

  • «Пользователь и система». Например, при авторизации.
  • «Несколько пользователей и система». Например, если мы описываем общение в чате.

  • «Система и система». Например, если мы описываем внутренние процессы внутри системы.
  • «Несколько систем и система».

3. Описание последовательности действий в виде сценария.

4. Результат, то есть то, к чему должны прийти пользователь или система.

Ниже показан простой вариант юзкейса на примере регистрации. В нем есть все основные элементы. Также добавлена нумерация шагов, чтобы проще было ссылаться на конкретный шаг в коммуникации.

Пример простого юзкейса

Выглядит понятно, но в реальности кейсы могут оказаться сложнее, поэтому к юзкейсу добавляют дополнительную уточняющую информацию:

  • контекст использования;
  • откуда происходит переход к юзкейсу;
  • дополнительные условия;
  • триггер;
  • цель;
  • изменения в технологии.

В описание юзкейса могут добавлять перечисление инпутов (полей ввода), если это необходимо для понимания сценария.

Пример развернутого юзкейса с пояснениями

«Альтернативный юзкейс» — сценарий ошибки

Рассмотрели вид основных сценариев юзкейсов, а что если возникла ошибка или пользователь столкнулся со сложностями? Для этого создается альтернативный юзкейс: когда результат основного не был достигнут. Например, пользователь не смог зарегистрироваться, так как имя уже занято или с указанной почты уже создана учетная запись.

Альтернативные юзкейсы прописывают отдельно, в нашем случае будет создана отдельная таблица, но если сценарий короткий, то мы описываем его в рамках основного юзкейса. Пример ниже.

Пример юзкейса с альтернативными сценариями внутри основного

Чеклист для написания юзкейсов

Разобрались, что юзкейс нам нужен в первую очередь для улучшения коммуникации внутри команды при разработке продукта. Теперь вы можете легко его написать, но важно, чтобы его также было легко читать. Ниже найдете критерии, которые помогут вам написать легкий для восприятия юзкейс.

Вначале сделайте единый шаблон и заведите словарь

В идеале юзкейсы пишутся на этапе проектирования, при планировании фичей или продукта в целом, но бывает так, что необходимость в юзкейсах обнаруживается позже, когда дизайн готов, а часть продукта уже вышла в прод.

Если вы на начальной стадии проекта, рекомендую начать с составления пути пользователя, а позже переходить к юзкейсам.

Если у вас уже готов дизайн, то перед написанием юзкейсов внимательно изучите все материалы, составьте список разделов и взаимодействий с ними в связке с продактом, дизайнером и другими лицами, участвовавшими в планировании и проектировании продукта.

Советы, которые ускорят написание юзкейсов:

  1. Создайте один шаблон для всех юзкейсов на проекте. Не страшно, если он будет видоизменяться со временем. Главное, чтобы не приходилось для каждого юзкейса придумывать уникальный формат, так как их будет сложно писать и еще сложнее читать.
  2. Создайте словарь терминов. Если внутри вашей команды активно используется определенная терминология или вы работаете над узкоспециализированным продуктом, создайте словарь с расшифровкой терминов и ссылайтесь на него при написании юзкейса.

Так нужен ли вам юзкейс?

Важно понимать, что юзкейс — это инструмент, а цель любого инструмента — упростить и улучшить работу. Если после внедрения юзкейсов в проект вы не видите изменений, а ресурсы расходуются все больше на ведение документации, то, вероятно, вам стоит пересмотреть процесс ведения документации и протестировать другие инструменты, например, User Story.

Всем крутых продуктов!

Ната Нефедьева

Шаблон юзкейса + дополнительные материалы

Подготовила для вас шаблон юзкейса, открыт всем в гуглдоке.

1. Статьи и бесплатные книги о юзкейсах от создателя методологии Ивара Якобсона — даст более полное представление об инструменте «из первых рук» (en)

2. Короткое видео с простым объяснением инструмента от бизнес-аналитика + ссылка в описании к видео на их шаблон юзкейсов (en)

3. Короткое видео о юзкейсах для новичков от UX/UI дизайнер в Siemens (ru)

4. Статья от Usability.gov с краткой информации о юзкейсах и примером их заполнения (en)

5. Статья от системного аналитика, где подробно рассказывается о методологии и опыте ее применения в QIWI (ru)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий визитки на конкурс мисс
  • Сценарий взаимодействия пример
  • Сценарий визитки на конкурс лидер года
  • Сценарий вечный огонь символ нашей памяти
  • Сценарий визитки на конкурс культработников