Сценарий забавы у русской печи

 Сценарий проведения экскурсии в этнографический музей «Русская изба» для старшего дошкольного возраста

   Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

     Горница у меня небольшая

    Да красивая какая!

    Проходите хорошо всё обглядите.

Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

 От Федоры теплота.»

Правильно, дети! Самое главное  в деревенской избе — это печь. Она находилась в центре избы.  Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь  существует около четырёх тысяч лет?

 (Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Хозяюшка: Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу. Какую пищу в ней готовили? (выпекали хлеб, варили кашу, пекли картошку, варили квас).

Правильно, а ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше  даже мылись. Зимой в мороз  кур под печкой держали.

Не зря в старину говорили:

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье.

 Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны.

 Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? ( чугун, горшок)

Хозяйка берёт чугун и показывает детям, спрашивает, как называется)

 Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи из которых варят щи)

Чтобы щи сварить, нужно печку истопить.(дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает).

Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать(ребёнок берёт чугун и ставит в печь).

А, чтобы угли не разгорались, их кочергой  размешивали. Вот так.(хозяйка показывает, ребёнок пробует.

А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

 Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

 Вот он какой высоконький,

 Вот он какой мяконький,

 Вот он какой широконький.

 Режь его да ешь!

 После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.)

Хозяюшка: А теперь я хочу с вами послушать русскую народную мелодию, а какую вы мне скажете сами. Авы слушаете внимательно, а потом скажите  какие музыкальные инструменты вы услышите.( Включается фонограмма

« Барыня», после дети называют и  показывают Хозяюшке услышанные муз. инструменты на картинках.)

Хозяюшка: Молодцы хорошо играете, а я хочу знать, а поговорки о труде вы знаете?  Ведь русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

К кому клубочек попадёт, тот поговорку назовёт.

 Игра «Клубочек»

А пока мы играли щи наши и сварились.( хозяйка достаёт щи из печки). Помогли вы мне. Спасибо.  А за это и у меня для вас угощение есть.

 Хозяйка угощает детей печеньями.

Вы наверное, устали много интересного узнали. Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться. До свидания! До новых встреч!

Конспект

совместного досуга в старшей группе.

«Забавы вокруг печки».

Составила и провела:

воспитатель Боровкова С.Г.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом и традициями русского народа.

Задачи.

Образовательные: способствовать умению употреб­лять в разговорной речи пословицы, поговорки; обога­щать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лап­ти, прялка.

Развивающие: развивать коммуникативные способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному быту, развивать образную речь,

Оборудование: Мини – музей «Русская изба», макет русской печи и предметы быта: горшки, миски, ска­терть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотен­ца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки, сарафаны, рубахи, музыкальные инст­рументы.

Содержание НОД.

Мотивационная часть.

Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в комнату.

Ведущая (воспитатель) приветствует гостей (детей).

Здравствуйте, гости дорогие!

Д е в о ч к а-хо з я й к а. Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают на приветствие известными им по­словицами:

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей, много и новостей.

Что есть в печи — на стол мечи!

Ведущая: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вяза­ли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Ребята, предлагаем вам осмотреть «избу» и найти пред­меты, которые могли бы быть сделаны на посидел­ках.( Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти — плетеные, коврик — вяза­ный.) Ведущая: полюбуйтесь этими пред­метами и проходите к нам на посиделки.

Основная часть.

Д е в о ч к а-хо з я й к а.

«Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим».

Ведущая принимает каравай, благодарит с поклоном.

Хоровод «На горе-то калина»

Ведущий. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Дети.

Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рабочие руки не знают скуки.

Разговорами каши не сваришь.

Сделал дело — гуляй смело.

1 — й ребенок.

«В нашем оркестре всего понемножку —

Звенит колокольчик, играет гармошка».

2 — й ребенок.

«Даже играют и в бубен и в ложки —

В нашем оркестре всего понемножку!»

(Играет детский оркестр.)

Ведущий. Делу — время, потехе — час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка.

(Девочка у печки имитирует приготовление пищи — «варит кашу».)

Вспоминают поговорку: «Гречневая каша — матуш­ка наша, а хлеб ржаной — наш отец родной».

Ведущий. Ребята, самое главное в деревенской избе — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, раньше даже мылись.

Не зря в старину говорили:

«Печь нам — мать родная»,

«У печи все красное лето».

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

«Стоит девица в избе,

А коса на дворе.

Лето придет —

Не глядят на нее,

Зима настанет,

Обнимают ее.

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое, крови нет.

Сесть на нее сядешь,

А не везет.

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит».

— Ребята, в каких сказках встречается русская печь? ( «Гуси- лебеди», «Колобок», «По щучьему велению».)

А какие угощения нам дарит печь?(Ответы детей)

Как вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, — на стол мечи».

Ребята, самое главное на столе — это хлеб. Хлеб, который раньше выпекали в русской печке.

Уважаемая хозяйка отгадай наши загадки (демонстрирует отгадки)

Дети.

Кто в избе рогат? (Ухват.)

Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

Черный конь скачет. (Кочерга.)

Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)

Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет. (Самовар.)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник.)

Сорок братцев вместе живут мусор метут. (Веник.)

Ведущий. Кто может показать, как пользоваться этими предметами?

Дети показывают.

Ведущая: предлагаю вам послушать шутки-при­баутки.

Дети:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Кузьма, ты пирог съел?

Нет, не я.

А вкусный был?

Очень!

Ведущая: Какие же посиделки без народных игр и хороводов? Вставайте, ребята, поиграем с вами в игру.

Игра «Сорока»

Девочка – хозяйка. Как рада я гостям, русский народ гостеприимный, всегда гостей за стол усаживает, угощает всем, что есть в доме.

Я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печь. (Звучит русская народная мелодия, дети сидят за столом угощаются пирогами и чаем.) До новых встреч!

Цели:

  • приобщить учеников к истокам культуры русского народа, быта, обычаям и
    традициям;
  • привить интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии,
    воспитать чувство прекрасного;
  • пополнить словарный запас учеников, обогатить новыми знаниями.

Оборудование, оформление, реквизит:


  • интерьер старинной русской избы;
  • русские народные костюмы;
  • музыкальное сопровождение (записи русских народных песен).

Действующие лица:

  • ведущий (учитель);
  • Марфа Петровна (бабушка);
  • печник;
  • внучки;
  • два домовенка (можно использовать куклы).

Звучит народная песня, Марфа Петровна принимает гостей.

Марфа Петровна:


Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в
трубе, а на печи тепло и уютно.

Печь – это часть нашей культуры. Старое нужно знать и беречь.

Ведущий: У печного огня древнее происхождение – у слов “пещера” и “печь”
один корень. С давних времен печь символизировала, прежде всего, родной очаг. На
его прошлом – отблеск живого, доброго, дарящего надежду огня. В пустынных местах
и на холодных пепелищах жизнь всегда начиналась с костров и печурок.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и
готовивший для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали
устраивать крышу, возводить стены, а потом и двери, – словом строить дом. А
когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал
устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей.
Так получилась печь.

Первые печи сооружали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни
трубы, дым шел прямо внутрь дома (курная изба). Лишь, к началу нашей эры
появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи
большие, в пол-избы (Приложение I).

Марфа Петровна: На Руси говорили: “Изба без русской печи, что человек без
души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят –
сразу оживает изба”.

Ведущий: Огонь в русской печи – незабываемое зрелище: вокруг него
собирались большими семьями сумерничать. Кто дремлет, кто рассказывает
бывальщину, и все смотрят на догорающие угли, как на мерцающее сокровище. А
кто-то залез на полати, где было особенно хорошо, пахло теплыми кирпичами и
хлебным дымком.

Приготовление в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарят
тушками. А какие пироги дарит нам печь, самые румяные!

Планировка избы была традиционной до начала ХХ века
(Приложение I)
. Печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу,
челом повернутая к окну. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и
стеной устраивали полати – досчатые нары, используемые для сна и хранения
вещей.

Марфа Петровна: Место против печи называлось упечь. Оно
предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской. У печи хозяйка всегда
ставила печную утварь: кочергу, лопату для выгребания угля (“заметалка”), и
конечно ухват. Считалось, что ухваты и кочерги на ночь нужно было класть, а не
ставить, чтобы они отдыхали и дольше служили заботливой хозяйке. Существовало
поверье, что когда во время ливня и града хозяин выбросит из избы лопату и
кочергу, а она упадет крест – накрест, то град пройдет стороной.

Ведущий: Чтобы приготовить еду для человека, в первую очередь, следовало
накормить печной огонь. Временами это было нелегко сделать, т.к. огонь мог
“закапризничать”. Если во время топки верхнее полено скатывалось вниз, и готово
было выпасть из печи, или беспричинно вдруг развалился дровяной шалашик, то
следовало ожидать прибытия гостей.

Гость обязательно должен появиться именно в тот день, если хозяйка укладывала
в печь дрова, и при этом одно полено падало на пол.

Марфа Петровна: Считалось, если на отстроенной и в первые дни натопленной
печи полежит собака, или погреется захожий человек, то до конца службы печка
будет исправно служить.

Внучка: Мама всегда зажигала огонь с молитвой, чтобы не прогневать
едва затеплившееся пламя. Если огонь разгорался плохо, это означало, что домовой
за что-то рассердился на хозяев. По цвету и поведению печного огня, мама
определяла погоду и разные события: красное пламя, которое потрескивало, дым
столбом предсказывали морозную погоду, а дрова, которые дымили и долго не
воспламенялись, и дым, который стелился – предшествовали оттепель, снег.

Марфа Петровна: Существует поверье, что в трубе живут Печкины ребята –
это таинственные человечки, чумазые, как маленькие цыганята, которые живут в
печной трубе. Они вылезают из печной трубы ночью, когда все спят. Если светит
луна, они сидят на крыше, а в пасмурную погоду спускаются в избу, бегают по
полу, забираются на полки, в шкафы. Они любят прятать мелкие вещи: пуговицы,
катушки с нитками, спички, ленты, гребенки. А после приходиться искать,
заглядывая во все углы и приговаривать: “Печкины ребята, поиграйте и отдайте”!
И, правда, найдешь вещи в самом неожиданном месте: катушку с нитками – на полке
среди посуды…

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, как появилось высказывание
“танцевать от печки”?

Изначально танцами у огня забавлялись не только люди, но, и, как считалось,
обитатели небес. Люди верили, что на ней танцуют Святые Василий и Меланья и
старались не спать на печи в новогоднюю ночь.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам о приметах.

Марфа Петровна: О, их много. Если в печи сбегало молоко, то это место
посыпали солью, чтобы у коровы не потрескалось вымя.

Искра, выскочившая из печи, или уголек, который упал на пол, означали, что
гости уже около порога.

Перед тем, как хозяин собирался на поиски заблудшего скота, он кричал в
трубу, надеясь, что его голос достигнет дальних пастбищ.

Рожали женщины, бывало на печке, так как в доме были только лавки и стол. А,
чтобы ребенок вырос здоровым, и ни кто не мог его обидеть, после крещения кума
вытягивала из печи уголек, шла с ним на перекресток и бросала его через себя. И
в дальнейшем печь в жизни младенца играла большую роль, особенно, если у того со
здоровьем было не все в порядке.

Ведущий: “Перепеканием ребенка” называли обряд, который совершался над
больным рахитом. Грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в
теплую печь.

Еще считалось, что нельзя бросать в затопленную печь волос, также считалось
грехом бросать в печь скорлупу от пасхальных яиц, потому что родители на том
свете будут сильно обижаться.

Марфа Петровна: Мой отец был печником. Он выкладывал русскую печь в нашем
доме. Со всех окрестных деревень шли к нему люди, подозрительные и мнительные
старались задобрить перед работой, так как работу печников окружали много
легенд, слухов, небылиц.

Ремесло это ценилось. Печника не знали где посадить, как угостить, к нему
ходили на поклон люди за полтора десятка верст.

Печник: Много у нас секретов, как печь добрую сложить. Часто начинали
работу на новолуние. Опытные люди говорили, что в этом случае печь будет долго
удерживать тепло во всех своих частях. Новую печь первый раз топили в
присутствии мастера житной соломой, вложив в нее несколько прутиков освященной
вербы. Очаг оживал и обретал душу.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны русские печи оказались просто
не заменимы, т.к. нужно было высушивать сразу много зерна для людей, которые
защищали нашу Родину. Жители деревни освобождали лежанки, принимали хлеб на
просушку с радостью, хотя знали, что на утро он будет увезен на фронт. Но хлеб,
высушенный в русских печах – был знаком любви тем, кто не щадил своих сил на
фронте: отцам, мужьям, братьям, сыновьям.

Марфа Петровна: Вот бывало, собирался мух на работу, а я, когда его
провожала, открывала заслонку в печке и дверь настежь распахивала. Обычай такой
был, чтобы его в пути домашнее тепло согревало, и живой вернулся. А дверь в доме
открыта, – значит, дом его ждет.

Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке
потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки. А
мама постоянно про Чура печного рассказывала. Якобы есть такой печной дух – Чур
– маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так – то он невидимый, но
иногда людям показывается. И если ему язык показать, то он уйдет в другой дом и
тогда хоть топи, хоть не топи печь, все будет холодная.

Внучка: Бабушка, расскажи ребятам сказку.

Марфа Петровна: “Встретились два домовенка, которые жили в соседних
дворах.

У меня хозяйка заботливая, – похвалился один, – всегда вовремя печку
побелит, и сажу из трубы вычистит, а шесток заметает чистым березовым веником,
ни одного уголька не уронит.
А у меня такая неряха, – жалуется второй, – вся печь забита золой,
вынести ей лень. Но это еще полбеды. А вот как скандалить начнет – меня от ее
слов так всего и скручивает, словно соломенный жгут. Сегодня ночью сожгу ее дом.

Только смотри решето не сожги, – говорит первый, – твоя хозяйка вчера у
моей взяла, муку сеять… Ночью у бабы – неряхи сгорел дом весь дотла, а решето
осталось целехонько, даже не закоптилось”.

Внучка: Бабушка, какие свадебные обычаи были раньше?

Марфа Петровна: Когда приходили сваты, девушка пряталась в угол за печью
– это считалось признаком скромности и умения держать себя. А посланцы жениха,
чтобы сватание удалось, приносили с собой в кармане кусочки печной глины. После
свадьбы, когда жена приходила в избу к мужу, из ее бывшего жилища переносился
печной огонь.

Существовал и такой обычай: попав к мужу в дом, молодая жена бросала в печь
курицу, которую подарила ей мать, чтобы жить со свекровью в согласии. Печь
стояла на страже брачной морали. Вдовы и старые девы, которые обрекли себя на
безбрачную жизнь, не должны были лежать на печи. Это считалось большим грехом,
потому что печь – это “второй муж”.

А еще существовал обычай: осенью до Покрова жители деревни утепляли избу,
наваливая вдоль стен хворост и сухие кукурузные стебли. Они говорили: “Покров,
Покров, натопи избу без дров”! Накануне Покрова “засушивали избу” – начиная
топить печь, выполняли некоторые “дровяные” обряды.

Ведущий: До начала ХХ века в нашем районе клали два вида печей:

голландская (комнатная), разного вида и устройства. Она была
предназначена для тепла и угрева;
русская печь (кирпичная или битая). Помимо тепла, в ней можно было
готовить еду, выпекать хлеб, варить пиво, кисель.

Печник: Устройство печи состоит из двух частей: русская печь и подтопок.
Русская печь кормит, а подтопок греет (Приложение IV).

Сооружение печи – дело непростое (Приложение II,
Приложение V). Прежде надо найти глину, причем
необычную, красную, а желтоватую, с песком. Она обладает особой вязкостью. Даже
из кирпича не просто сложить печь, а русскую печь надо слепить из совершенно
бесформенной глиняной массы, которая от воды не может затвердеть, как цемент, а
от сильного жара трескается. Как с ней быть и как сделать свод? Только на под
и дымоход дается несколько десятков кирпичей. Поэтому поиски печной глины
начинают в старых ямах, откуда обычно, мы берем глину. Пригодность глины
определяется, помяв ее в пальцах.

После того, как глину выкапывают и привозят домой, ее нужно сделать вязкой и
однородной, как тесто, а для этого заготавливают деревянные колотушки –
чекмари
: распиливают сучковую березу так, чтобы у каждого опилыша был
свой держак. Получаются деревянные огромные молотки с затесанными
верхушками, которыми надо бить глину.

Для самого сложного сооружения в печи – кружала, нужно напилить досок,
набрать жердинок, подходящих поленьев.

Прежде чем приступить к сооружению основной печи, делается опечек.
Потом работа становится все ответственнее, тоньше – мастер начинает выкладывать
из досок кружало – то самое место, ту пустоту, которая станет потом
сводом печи. Чтобы закрепить кружало, делают деревянную подпорку. Потом кружало
обмазывают. На глазах поднимается тяжелая громада уже напоминающая печь, она
сулит тепло и добро. Но печь еще не готова, нет ни чела, ни печурков,
куда кладут в доме всякую всячину. Прорезать их еще рано.

Печку сделали – радость в доме. Как это много уметь мастерить, хорошо знать
свое ремесло.

После того, как сложить кожух и выведет на крышу трубу начинается
тонкая работа. В том месте, где торчала из печи вешка, обозначившая кружало,
вырезают чело. Выбрав подсохшую глину, вытаскивают то решающее поленце, которое
держало всю деревянную клетку, и открывают свод печи. Отличный, на
совесть сделанный свод! Теперь можно вырезать и печурок. Он должен получиться
красивым и ровным.

Марфа Петровна: Недели через две печь следует протопить и побелить, что
бы она стала ласковой, добродушной, настоящей печью, которая и ребятишек
согреет, и еду сварит, и картошку да пироги испечет.

Печник: В домах с достатком печи украшали печными изразцами (Приложение
VI
, Приложение VII), а также украшали
заслонки и печные дверца (Приложение V).

Ведущий: Спасибо вам хозяева за интересный рассказ.

Ребята, мы предлагаем вам поиграть и вспомнить, что нового вы сеггдня узнали
(Приложение VIII).

Класс делится на 2–3 группы (команды). Каждая команда выполняет задание.

Задание 1. Вам необходимо заполнить кроссворд.

Ведущий: Я буду загадывать загадки, а вы отгадки впишите в кроссворд.

По горизонтали:

2. Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати)
3. И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу.
(Искра)
4. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел – семью кормил.
(Глиняный горшок)
9. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на
него сядешь, а с места не свезет? (Печь)
10. Разновидность печей, используемые на территории Руси. (Русская)

По вертикали:

1. Залезла Варвара выше амбара: не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба)
5. Без рук, без ног – на гору ползет. (Огонь)
6. У нас под лавкой медвежья лапка. (Полено)
7. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Кто строит дом не для жилья, а для поленьев и угля, Что бы огонь нам в нем
потом, еду варил и грел весь дом (кров). (Печник)
11. Чем украшали печи? (Изразцы).

Задание 2.

На карточках – горшочках написаны слоги (буквы). Командам необходимо
составить слово и объяснить, что оно означает. (Например: изразец, искра,
полено, полати, труба, угли, огонь, ухват, утварь, кочерга, горшок, печь,
печник, дым и т.д.)

Задание 3.

А. Командам предлагается украсить печь печными изразцами (Нарисовать
изразец).
Б. Команде предлагается изобразить русский быт (интеръер крестьянской избы).
(Приложение III)
.

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А.Введенский. второе
    издание. Государственное научное издательство “Большая советская
    энциклопедия” 1955.
  2. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Сост.
    Н.В.Шахматова
    и др. СПб.: ИД “весь”, 2004.
  3. Паршин В.В. Сокровищница Калужского края: История.– Калуга:
    Золотая аллея, 2005.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.:ООО Фирма
    “Издательство АСТ”, ЗАО “ Издательский дом “Семейная библиотека”, 1998.
  5. Боровский край в истории России. Часть1. Боровский край с древнейших
    времен до конца 17 века. Издание 2е, исправленное. Учебное пособие для
    учителей 8–10 классов школ Боровского района Калужской области. Составитель
    В.И.Осипов. 2004.
  6. Боровск: страницы истории. Историко-краеведческий сборник. Гл.ред.
    В.И.Осипов.
    Учредители историко-краеведческий музей. Фонд культуры МО
    “Боровский район”. № 3 2001.
  7. Часть информации собрана в 2006 году в ходе
    краеведческо-исследовательской работы: встреча с мастерами и старожилами
    города Балабанова.

Праздник русской печки

(Сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого)

Цели:

1. Дать начальное представление о традициях русского народа, о

быте.

2. Обогащать словарный запас детей.

3. Развивать коммуникабельность, актерские способности.

Зал убран в стиле русской избы. Основное место занимает русская печь

(нарисована). У печки угли, ухват, поленья, солома. Висит люлька. На лавке

стоят чугуны, горшки, утюг. В углу прялка, клубки шерсти, веретена,

корзины, валенки. На столе стоит самовар, керосиновая лампа, хлеб, соль,

деревянные ложки.

В зал входят ученики.

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Садитесь, гости дорогие!

Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы отправимся в удивительный мир

русской народной культуры. Побываем в далекомдалеком прошлом и

посмотрим, как жили не тужили наши прабабушки и прадедушки. Русская

старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль

зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу радушно пригласили нас

хозяин Владислав, хозяйка Елена и их дети: Вася, Юля и маленький Ванечка.

Так о чем же мы поведаем нашим гостям?

Хозяин: Как о чем? А впрочем, ребята, догадайтесь сами.

Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта от Федоры

теплота. (Печь).

Хозяйка: В избе изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит

пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Вася: Стоит в углу Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают

глотает. (Печь).

Юля: Лето придет не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь).

Ведущий: Так о чем же сегодня пойдет речь в этом доме? (Ответы

детей).

Догадлив крестьянин на печи избу поставил гласит русская

пословица. Действительно, печь основа русского дома, его душа. Само слово

«изба» произошло от древнего слова «истоба», «истопка», ведь изначально

избой называли лишь отапливаемую часть дома.

Устроена печь довольно сложно. Соорудить ее, или как в старину

говаривали поставить, дело совсем непростое. Им занимались особенные

мастера, которых так и называли печники. Печник был очень уважаемым

человеком в народе ведь от него зависело, будет ли в доме тепло суровой

зимой, хороший ли хлеб будет печься у хозяйки.

Хозяин: Вот и наш печник закончил свою работу. Он расскажет нам,

как устроена печь.

Печник: Для постройки брал только огнеупорные кирпичи и глину.

Кладка у меня плотная, дыма в доме не будет, я проверял. Зажег кусок толя в

печке, а вьюшку крышку, которая закрывает трубу, не открыл, дым через

кладку не прошел. Полукруглый широкий жерл печи будете закрывать

железным листом с ручкой заслонкой. Верхнюю лежанку сделал длинной,

чтобы удобно было вам лежать и греться. Шесток широкий, надеюсь, хозяйке

понравится. Печурки глубокие, будете там свои варежки и носки сушить.

Конкурс «Печники». Ученик вытягивает табличку и крепит ее на

соответствующее место на печи. Таблички: труба, вьюшка, лежанка, печурка,

свод, шесток, заслонка, запечье.

Хозяин: Спасибо! Замечательная печь!

Печник: Пользуйтесь на здоровье. А когда сажи в дымоходе много

накопится, сожгите в печке картофельные очистки, сажа отлетит. Мне пора

идти, меня в другом доме ждут. До свидания.

Хозяин: Главное в доме печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а

на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг

другу сказки. От печи теплый пар клубитсяструится, вкусным да сдобным

калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Дети у печки сидят,

сказки сказывают, друг друга перебивают. А вы, ребята, узнаете сказки?

1) Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как

выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». («Лиса и заяц»)

2) Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи,

куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу».

(«Гусилебеди»)

3) Углы в избе затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели. И печь

сама пошла по улице, прямо к царю. («По щучьему велению»)

4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там

женину кожу, да и сжег ее в печи». («Царевналягушка»)

5) Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует. А

младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой».

(«Сивкабурка»)

6) Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла она

в избушку и видит: сидит на печи БабаЯга костяная нога, губы на полке, а

нос к потолку прирос. («Финист ясный сокол»)

Какие молодцы, все сказки о печке узнали. А знаете ли вы, что русская

печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности в

уникальности. Русская печь отапливает помещение, в ней приготавливается

пища, выпекается хлеб, сушатся грибы, ягоды, травы и одежда.

Хозяйка: Русская печка наша кормилица. Как встану поутру, так

первым делом начинаю растапливать печку. Ставлю в печь три больших

чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных

надобностей. Посуда для русской печки особой формы: горшки да чугуны

должны иметь большую боковую поверхность, потому что посуда нагревается

в печи больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать

ухватом. Нука, ребятишки, поднимите чугунок ухватом. (Дети поднимают,

переносят)

Какие же продукты я использую для приготовления каши в печке? Если

названный продукт нужен, говорите «да», а если он не используется для

приготовления каши «нет».

Сорокабелобока задумала кашу варить,

Чтоб деток накормить. На рынок пошла

И вот что для каши взяла. Парное молоко (да)!

Куриное яйцо – (нет)! Крупа манная – (да)!

Капуста качанная – (нет)! Соленый огурец – (нет)!

Мясной холодец – (нет)! Сахар да соль (да)!

Белая фасоль – (нет)! Масло топленое – (да)!

Рыбка соленая – (нет)! Лавровый лист – (нет)!

Китайский рис – (да)! Чернослив да изюм – (да)!

Шоколадный лукум – (нет)! Перец болгарский – (нет)!

Соус татарский – (нет)! Клубничное варенье – (да)!

Бисквитное печенье – (нет)! Да, славная каша получилась.

Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и

ароматом. А какие каши дарит нам печь!

Конкурс «Угадай кашу по вкусу». Приглашаются участники, им

завязывают глаза и дают попробовать кашу. (Гречневая, пшенная, пшеничная,

рисовая, геркулесовая, манная, тыквенная)

Хозяин: Печка русская, стоишь ты, широкая да ладная, полизбы,

почитай, занимаешь. И кормишь ты нас, и обогреваешь, если нужно. Одно

слово – «матушка». Даже иногда детей купают в печке – настоящую баню

устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с

горячей водой, и лезут в печку наперегонки детишки. Каждому охота

поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

Хозяйка: Намою ребят и спать. Большие на лежанке, а малые в люльке.

Леля богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую

кроватку назвали люлькой.

Юля: (Поет русскую народную колыбельную песенку).

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

Ведущий: Ребята, какую песню спела Юля? А кому из вас мама поет

колыбельные песенки? (Дети по желанию поют колыбельные песенки у

люльки)

Хозяйка: Тепло у нашей печки. Дрова прогорели, можно и самовар

ставить (засыпает угли в самовар и раздувает их). Пока самовар закипает,

будем белье гладить. (Засыпает угли в утюг, несколько учеников гладят белье)

Ведущий: В зимнее время у крестьян в поле, на огороде работы нет.

Занимались в теплой избе домашними делами. Мужчины подшивали валенки,

плели корзины. Каждая женщина умела прясть, а учили этому с малолетства.

(Рассказ об устройстве прялки и показ действий пряхи) (Ученики по желанию

прядут под руководством взрослого).

Ребята, вспомните сказку Пушкина, которая начиналась словами: «Три

девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане, о сыне

его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне лебеди»).

А в какой сказке жизнь королевской дочери зависела от веретена?

(«Спящая красавица»).

Молодцы, ребята!

На улице зимой темнеет рано, телевизоров и компьютеров не было.

Собирались соседи в какойнибудь избе у теплой печки со своим рукоделием,

пели песни, сказки сказывали, хороводы да игры водили.

Сегодня к нашим хозяевам тоже соседка с рукоделием пришла.

Хозяин: Здравствуй, Егорьевна! Проходи, проходи, садись поближе к

теплой печке. Что интересного принесла для нас?

Егорьевна: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей, погляжу.

1) Зимой нет теплей, летом холодней. (Печь)

2) Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых

идет. (Ухват).

3) Пляшетскачет крошка, а всего одна ножка. Как устанет в угол

встанет. (Веник).

4) Дедко коптел, много лет терпел, много душ накормил, а разбился,

под плетнем очутился. (Горшок).

Какие все вы смышленые, все мои загадки разгадали.

Сосед: Здравствуйте, соседи! Можно к вам зайти, вечерок скоротать?

Хозяйка: Проходи, места всем хватит.

Сосед: На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Хозяйка, а ложки у тебя найдутся?

(Игра на ложках «Светит месяц») (Хоровод «Во поле береза стояла»)

Хозяйка: Юля, Вася! А нука сыграйте нам небылицы в лицах, а сосед,

дед Лука, вам на гармошке подыграет.

Вася: Сценка «Уля и Филя». Роли исполняют: Уля наша Юля, Филя

это я, Василий.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Где ты был?

Филя. У матушки!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала оладушек!

Уля. А где же они?

Филя. Я их под лавку положил!

Уля. Экий ты, Филя чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы в печку положила, ты бы пришел и поел.

Звучат народные наигрыши. Уля и Филя то расходятся, то вновь сходятся.

Филя. Мать прислала сарафан.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в печку положил!

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля как?

Уля. Я бы его повесила в шкаф.

Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.

Филя. Мать прислала барана.

Уля. А где же он?

Я его повесил в шкаф!

Уля. Экий ты, Филя чудак!

Филя. А ты бы, Уля как?

Уля. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.

Филя. Мать прислала Настюшку.

Уля. А где же она?

Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила!

Звучат наигрыши.

Филя. Мать прислала свинью.

Уля. А где же она?

Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.

Уля. Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!

Сосед: У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора,

Ждет вас русская игра «Колышки».

Юля: Перед игрой надо посчитаться.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал?

Лыко драл.

Куда клал?

Под колоду убирал.

Вынь, положь. Кого берешь?

Раз, два, три – выходи! Ты водящий.

Играющие встают плотным кругом. Водящий ходит за кругом: «Кума, кума,

продай колышки».

Игроки отвечают: «Купи».

Водящий: «А что стоит?»

Игроки: «Кочан капусты, да веник, да рубль денег».

Водящий ударяет одного из игроков по рукам. «А ну, по рукам да в баню».

Бегут вокруг круга в разные стороны. Кто первым прибежит и встанет на

свободное место, тот и выиграл. (Потом играют ученики по желанию).

Печник: Смотрю у вас в доме огонь. Зайду, думаю, спрошу, как тут

моя печь, не дымит ли, держит ли тепло.

Хозяйка: Спасибо вам за печь.

Сосед: Не поставите ли и мне такую же печь будущим летом?

Печник: Хочу задать вам несколько вопросов:

1) Какие нужны стройматериалы для того, чтобы сложить печь?

(Кирпичи и глина)

2) Какого качества они должны быть? (Огнеупорные)

3) Как проверить исправность печки? Плотная кладка или нет? (Кусок

толя зажечь в печи, вьюшку не открывать, если дым проходит через кладку,

значит, надо заново класть)

4) Чтобы отлетела сажа из дымохода, что нужно сделать? (Жечь в

печи картофельные очистки)

5) Если дым из трубы идет, что это значит? (Печка топится)

Все правильно. Отчего ж не поставить, поставлю.

Сосед: Как быстро пролетело время возле вашей печки!

Хозяин: Я думаю, что возле нашей печки символа домашнего тепла

и уюта мы встретимся еще не раз.

Хозяйка: Всем спасибо за вниманье, за игру, за звонкий смех.

Соседи: Говорим мы до свиданья!

Хозяева: Снова в гости ждем вас всех!

Ведущий: Ребята, вам понравилось в гостях у русской печки? (Ответы

учеников) А сейчас приглашаем всех, отведать пирожков из русской печки.

Приятного аппетита! (Чаепитие).

Литература

1. Захарян И. Н. Русский народный костюм // Начальная школа. 2008.-

№ 2.

2. Козлова С. Б. Нижегородская ярмарка // Начальная школа. — 2004.- 2.

3. Кошева Н. И. Праздник русской печки // Уроки в начальной школе:

Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М.: Начальная школа, 2004.–

(Приложение к журналу «Начальная школа»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий друзья домашнего очага
  • Сценарий ертегі еліне саяхат
  • Сценарий закон есть закон
  • Сценарий закрытия спартакиады трудящихся
  • Сценарий забавное веселое смешное