Сценарий задорная частушка

ЗАДОРНАЯ ЧАСТУШКА Сценарий музыкального конкурса частушек для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ведущая

Много праздников мы отмечаем

Все танцуем, играем.

И вот опять родной, уютный зал

На праздник всех друзей собрал!

А собрались мы для проведения необычного конкурса «Задорная частушка» Кто из вас знает, что такое частушка?

Дети

Частушка – это короткая весёлая песенка.

Ведущая

Эти коротенькие песенки были не только забавой в народе, но и высмеивали недостатки людей. Раньше на Руси не было концертных залов и люди наряжались, ходили и пели по улицам городов и деревень, посмеиваясь друг над другом. Мы с вами ходить не будем по улицам, устроим конкурс в нашем музыкальном зале. А помогут нам в этом… а вот и они , встречайте наших Веселушек!

Звучит музыка частушек, в зал входят Веселушки.

1 Веселушка

А вот она и заиграла

Разудалая моя.

А вот она опять позвала

На гуляньице меня!

2 Веселушка

А вот она и заиграла,

Заполохала опять.

Разрешите – кА, ребятушки,

Гуляньице начать!

1 Веселушка

Добрый день, родные наши!

2 Веселушка

Здравствуйте, гости!

Приветствуем вас на нашем конкурсе …

Вместе

Частушечников!!!

1 Веселушка

Говорят, у нас в селе

Просто ужас, а не жисть!

Говорят, у нас частушки

Все давно перевелись!

2 Веселушка

Что ты, Таня, что ты, что ты?

Аль объелась каши?

Посмотри – у нас певцы

Один другого краше!

И мы с удовольствием представляем вам участников нашего конкурса!

Ведущая

Сегодня свои частушки нам споют …

Звучит музыка, по залу проходят участники конкурса и садятся на свои места.

1 Веселушка

Конкурс наш весёлый

Сегодня намечается.

А за столиком жюри

Давно нас дожидается

Представление жюри

2 Веселушка

Эй, мальчишки и девчушки.

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Выступление группы частушечников

Ведущая

Ребята, скажите, пожалуйста, а кто является автором частушек?

Ответ детей

Частушки придумал народ.

Ведущая

У многих частушек нет автора, значит они народные. Ребята, скажите, какие бывают частушки, о чём в них поётся?

(ответы детей)

Правильно, в частушках поётся о любви, природе, животных и птицах, а ещё…

Послушаем наших Веселушек!

Веселушки

Есть частушки про ребят,

Есть частушки про девчат,

Есть частушки про игрушки,

Есть частушки – хохотушки!

Встречайте, частушки – хохотушки!

Выступление группы частушечников

Ведущая

Ребята, скажите кто самые главные помощники частушек, кто помогает их исполнять? Музыканты на каких инструментах играют музыку для частушек? Слушаем загадки наших Веселушек!

1 Веселушка

2Веселушка

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет – только тронь…

Как зовут её?

(гармонь)

Ох, на нем не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть –

Ты себя прославишь.

(пианино)

1 Веселушка

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка!

Это наша?

(балалайка)

2 Веселушка

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрёнки.

Поиграем мы немножко

На красивых, ярких…

(ложках)

Ведущая

Приглашаем исполнить свои частушки следующих конкурсантов.

Выступление группы частушечников

Ведущая

Вот и наступила пора подвести итоги музыкального конкурса «Задорная частушка». Сегодня в этом зале было очень весело, царила очень доброжелательная атмосфера. Пока наше жюри подводит итоги конкурса, мы с вами вспомним наших артистов и громко им поаплодируем. Скажите ребята, какая частушка вам понравилась больше всего, а какой исполнитель вам запомнился? Кто громче всех пел? А сейчас своё мнение споют Веселушки!

1 Веселушки

Вы пропели нам частушки,

Прямо скажем – от души.

Хороши ваши частушки,

И вы тоже хороши!

2 Веселушка

Веселушки

Вы пропели нам частушки

Очень даже ничего.

Можно мы на той неделе,
В гости к вам зайдём ещё.

Что с ногами не пойму,

Вправо – влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Дети исполняют танец «Кадриль»

Ведущая

Послушаем мнение нашего уважаемого жюри.

Подведение итогов конкурса.

Веселушки

Все команды хороши —

Просто загляденье!

Становитесь в круг, родные,

Все для награжденья!

Награждение участников конкурса

Сценарий праздника «Задорная частушка»

Цели: обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Предварительная работа.

Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.

Действующие лица: Хозяйка,  Баба  Яга, дети в русских национальных костюмах.

Ход праздника

Зал украшен в русском стиле, хозяйка в национальном костюме, пьет чай из самовара. Стук в дверь. Входят гости.

 Хозяйка. Просим в избу, красному гостю — красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее. Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками.

Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь  собрались лучшие певуны.  Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.

Выходите, ребята, петь частушки!

Дети: 

1. Выходи частушки петь,

Будем рядышком сидеть.

Хорошо на улице!

Ох, посмеются курицы.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

надо пляской помогать.

3.Кто сказал «Частушки вроде

В наши дни уже не в моде»?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

4.У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем, молодец!

Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка?
Верно, частушка — это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

Выходят ребята.

1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,

                       Запоём-ка мы частушки.

2-й мальчик. Девочки-беляночки,

                       Где вы набелилися?

Две девочки. Мы вчера коров доили,

                       Молоком умылися.

1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,

                       Нескладушку будем петь,

2-й мальчик. На лугу свинья пасется,

                        В бане парится медведь!

Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

                Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

Хозяйка. Какие молодцы, ребята!

Как у наших у ворот собирается народ,

Собирается народ и ведет свой хоровод.

Хоровод «На  горе-то калина»

Стук в дверь, появляется баба Яга.

Б.Яга. Услышала ваши веселые частушки, песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек, но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.

Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.

Баба Яга поет:  Посмотрите на меня-

                             Писана красавица,

                             Что прическа, что походка —

                             Всем ужасно нравится.

                             Я диету соблюдаю,

                             Уже не помню сколько лет:

                             Мухоморы ем на завтрак

                             И поганки на обед.

Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!

Баба Яга. А давайте с вами поиграем.

Игра « Плетень»

Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.    

Все. Вы послушайте, мальчишки,

       Мы частушки будем петь.

       Только, чур, не обижаться,

       Из-за шуток не реветь.

1.Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик,

а мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

2.Саша — парень ничего,

Только он кусается,

Все собаки от него

Наутек бросаются.

3.Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихает,

Если Петя погулял,

Дворник отдыхает.

4.Не умеет есть Андрюша,

Словно хрюшка чавкает,

Пришел пес его послушать-

Под окошком тявкает.

Все. Мы частушки вам пропели,

        Хорошо ли, плохо ли,

        А теперь мы вас попросим,

        Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек.

1. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

2.Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

баба ехала пешком

В ситцевой карете.

3.Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем —

Ставим точку с запятой.

Хозяйка.

Вот и наполнилась моя корзина частушками, а за это я вам подарю песню «Посею лебеду на берегу». А Баба  Яга и воспитатели мне помогут.

Песня «Посею лебеду на берегу»

Дети.

Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.

Хозяйка.

Что же это? Танец? Песенка? Игра?

Дети.

Выступление оркестра нам начать пора.

Игра на музыкальных инструментах

Баба  Яга.

Ай да ребята, ай да молодцы!

Ай да красавицы!

Хозяйка.

Славный у нас получился праздник!

Баба  Яга

Пришла пора прощаться.

Хозяйка.

Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Сценарий праздника,

«Задорная частушка»,

в старшей группе «Сказка»

Подготовили:

воспитатель Н.Н. Гоцманова,

первая категория,

воспитатель И.А. Лесик,

первая категория.

Жиздра, 2022 г.

Сценарий праздника «Задорная частушка»

Цель: обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника.

 Задачи:

Образовательные:  приобщать к истокам культурных традиций русского народа; пробуждать интерес к русскому фольклору; формировать у детей умение передавать праздничный, весёлый характер песен, частушек.

Развивающие: развивать творческие способности детей; эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку.

Воспитательные:  воспитывать чувство гордости к своей земле, к своему народу;

Место проведения: музыкальный зал

Действующие лица: Хозяйка,   дети в русских народных костюмах.

 Ход праздника.

Зал украшен в русском стиле, звучит  русская народная мелодия, хозяйка в русском народном  костюме пьет чай из самовара. 

 На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Стук в дверь.

Гости входят в зал, кланяются хозяйке.

 Хозяйка

1. Ко мне гости пришли,
Дорогие пришли.
Я не зря кисель варила,
Пироги пекла.

Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место.  Будьте как дома, присаживайтесь.

Реб: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяйка. У меня для  каждого найдется и местечко, и словечко.

Реб: Дома сидеть, ничего не высидеть.  Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Дети садятся на лавки.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли места хватило?

Гостья: В тесноте, да не в обиде! 

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком.

А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы  начинает водить.

Там, где песня льется, там легче живется!

Хозяйка: Запевайте-ка песню шуточную, весёлую.

Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Хозяйка. Ох и дружно вы поете! А я что-то засиделась! Сыграйте-ка со мной в игру народную – «Ручеек». Посмотрим, кто кому мил, да пригож!

Все вместе играют в «Ручеек».

Хозяйка: Молодцы ребята, а вы знаете, что такое частушка?
Верно, частушка — это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

Хозяйка: Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют  частушки под русские народные  мелодии.

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

***

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

***

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

***

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

***

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

***

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,
Причесала языком!

***

Вы послушайте меня,
Я частушки буду петь:
Сидит заяц на берёзе,
В бане парится медведь!

***

Я цветочки поливала

На балконе леечкой

Почему то стал вдруг мокрым

Дядя на скамеечке.

***

Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»,
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька».

***
Я куличек испека,

Угостила Ваню.

Он за это показал

 Мне жука в стакане

***

Вот как Петя хорошо
Поливает грядку!
Там теперь все лягушата
Делают зарядку.

***

А у ас во дворе

Крякали утята,

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я готовил всё по книжке,

А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилос

***

Все. Мы пропели вам частушки,

        Вы скажите от души.

        Хороши частушки наши,

        А мы тоже хороши!

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Чем же, гости дорогие, вас угостить? Чай горячий — наша сила, украшение стола.

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Реб: Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

Спасибо, хозяйка,

За веселье да за угощенье.

Реб: Будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. До свидания, гости дорогие.

Хозяйка: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Захотела провести праздник, посвящённый частушки — поискала готового ни где не нашла, сама сочинила — может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству

Звучит аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят Девушки
ГОЛОС.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица….
Далее звучит фонограмма из сказки, после того как автор в сказке скажет: «третья молвила сестрица»….
ДЕВУШКА 1.
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
ГОЛОС.
Дверь тихонько отворилась….
Звучит фонограмма скрип двери, затем фонограмма весёлой, звонкой музыке
Входят парни и баянист
ПАРЕНЬ.
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Девушки 1, 2 подходят к парню и поют
ДЕВУШКА 2,3. (поют)
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день!

ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!

(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.

ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.

ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.

ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 — «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!

№2 — «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…

ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, — частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.

ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!

№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1

ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2

ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех — словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» — как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, — бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»

ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!

№11 «Хор старушек» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает

ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек

ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!

Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…

05.04.2015

«Праздник частушки» сценарий конкурсной программы

Долгая Елена Геннадьевна

учитель музыки, зам директора по ВР

«Праздник частушки» — конкурсная программа для 4 — 5 классов.
Цель:
• знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.
Задачи:
• обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;
• воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
• научиться исполнять частушки.
Учащиеся получают задания (домашнее задание), основной материал программы готовится заранее.

Оценить




2633

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

( для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна.

Цель:

знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

научиться исполнять частушки.

Оборудование:

музыкальный инструмент

костюмы

музыкальный центр

оформление

Ход программы:

Ведущий:

Частушки — это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь — музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка — самый распространенный жанр народного творчества.

Представление команд.

команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» — частушке.

«Весельчаки».

— Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

— А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

— Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

— Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

— Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

— На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

— Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

— На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

— Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

— Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

— А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

— Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

— Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

— Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

«Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки ( время).

Частушки — это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь — музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

«Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

— Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

— Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

— Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

— ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

— В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

— Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

— Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» — ответила мне ты.

«Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

— Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

— Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

— В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

— Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

— В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

— Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

— Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

— У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

— Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

— Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет — страницы:

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/121564-prazdnik-chastushki-scenarij-konkursnoj-progr

Также вас может заинтересовать

  • Спич (застольная приветственная речь) «Время толерантности»
  • Весёлые старты по ПДД для учащихся 1-4 классов корекционных школ VIII вида.
  • Презентация программы гражданственно-патриотического воспитания
  • Конспект воспитательного мероприятия «Я люблю свой родной язык»
  • Возвращение к истокам

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий дюп пожарная безопасность
  • Сценарий загс татарча регистрации сузл?ре
  • Сценарий закрытие музыкального конкурса
  • Сценарий жана жыл балабакша екинши киши топ
  • Сценарий закрытия фестиваля национальных культур