Сценарий загрязнение океана

Презентация для внеклассного занятия по охране окружающей среды. В частности рассматривается проблема загрязнения моря и океана.

Слайд 1

Загрязнение моря мусором Выполнила: Буркеня Н.А. Учитель математики МБОУ «Школа №17»

Слайд 2

Основные пути загрязнения гидросферы Загрязнение нефтью и нефтепродуктами Загрязнение сточными водами Загрязнение тяжелыми металлами Загрязнение кислотными дождями Радиоактивное загрязнение Тепловое загрязнение Механическое загрязнение Бактериальное и биологическое загрязнение

Слайд 3

Приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. Каждая тонна нефти создает нефтяную пленку на площади до 12 км квадратных. Восстановление пораженных экосистем занимает 10 – 15 лет. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами.

Слайд 4

Загрязнение сточными водами в результате промышленного производства, минеральными и органическими удобрениями в результате сельскохозяйственного производства, а также коммунально – бытовыми стоками ведет к эвтрофикации водоемов – обогащению их питательными веществами, приводящим к чрезмерному развитию водорослей и гибели других экосистем водоемов с непроточной водой (озер и прудов), а иногда к заболачиванию местности. Загрязнение сточными водами

Слайд 5

Загрязнение тяжелыми металлами . Нарушает жизнедеятельность водных организмов и человека; Загрязнение кислотными дождями . Приводит к закислению водоемов и гибели экосистем; Радиоактивное загрязнение . Связано со сбросом радиоактивных отходов; Тепловое загрязнение . Вызывается сбросом в водоемы подогретых вод ТЭС и АЭС. Приводит к массовому развитию сине – зеленых водорослей, так называемому цветению воды, уменьшению количества кислорода и отрицательно влияет на флору и фауну водоемов; Механическое загрязнение . Повышает содержание механических примесей; Бактериальное и биологическое загрязнение . Связано с разными патогенными организмами, грибами и водорослями.

Слайд 6

Дампинг — захоронение в море отходов; преднамеренное удаление отходов или других материалов с искусственных морских сооружений, судов и летательных аппаратов. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность придонной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания.

Слайд 7

Загрязнение океанов и морей. Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. Это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса.

Слайд 8

1. Морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности. 2 . Выбросами в случае аварий, токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно загрязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов. Загрязнение океанов и морей. Загрязнение Мирового океана водным транспортом происходит по двум каналам:

Слайд 9

Загрязнение океанов и морей. Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих нефтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт.

Слайд 10

Загрязнение океанов и морей. До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

Слайд 11

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывали в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18-20%-ную серную кислоту, тяжелые металлы с грунтом и осадками сточных вод, содержащими мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин . Загрязнение океанов и морей.

Слайд 12

Защита водных ресурсов Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана заключаются в устранении причин ухудшения качества и загрязнения вод. Особые меры по предупреждению загрязнения морской воды следует предусматривать при разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений на материковых шельфах . Необходимо ввести запрет на захоронение токсичных веществ в океане, сохранять мораторий на испытания ядерного оружия под водой. Следует предпринимать быстрые меры по ликвидации последствий аварий и катастроф, при которых в океан попадают токсичные продукты. Проблема охраны вод Мирового океана является глобальной, она касается всех государств планеты. Для охраны вод Мирового океана необходимы совместные усилия всех государств мирового сообщества, ООН и ее подразделений.

Слайд 13

Принципы охраны вод . Важными принципами охраны вод являются: профилактика — предупреждение негативных последствий возможного истощения и загрязнения вод; комплексность водоохранных мер — конкретные водоохранные меры должны быть составной частью общей природоохранной программы; повсеместность и территориальная деффиринцированность ; ориентированность на специфические условия, источники и причины загрязнения; научная обоснованность и наличие действенного контроля за эффективностью водоохранных мероприятий.

Слайд 14

Технологические меры охраны вод Важнейшими технологическими мерами охраны водных ресурсов являются совершенствование технологий производства, внедрение безотходных технологий. В настоящее время применяется и совершенствуется оборотная система водоснабжения, или повторное использование воды. Поскольку избежать полностью загрязнения воды невозможно, применяются биотехнические меры охраны водных ресурсов — очистка сточных вод от загрязнения. Основные методы очистки — механические, химические и биологические.

Слайд 15

При химической очистке применяются реагенты, переводящие растворимые вещества в нерастворимые, связывают их, осаждают и удаляют из сточных вод, которые очищаются еще на 25-95%. При механической очистке сточных вод нерастворимые примеси удаляются при помощи решеток, сит, жироловок, маслоловушек и т.д. Тяжелые частицы осаждают в отстойниках. Механической очисткой удается освободить воду от нерастворимых примесей на 60-95%. Биологическая очистка проводится двумя способами. Первый — в естественных условиях — на специально подготовленных полях фильтрации с оборудованными картами, магистральными и распределительными каналами. Второй — ускоренный способ очищения сточных вод — производится в специальных биофильтрах через пористые материалы из гравия, щебня, песка и керамзита, поверхность которых покрыта пленкой микроорганизмов.

Слайд 16

« Современный человек, видимо , не понимает, что все вокруг нас — это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим». Тур Хейердал

Урок окружающего мира

Тема «Загрязнение Мирового океана»

2 класс

Цели:

образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о морях и

океанах; выявить источники загрязнения Мирового океана.

развивающие: развивать пространственное воображение, познавательный интерес,

кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической

литературы;

развивать навыки практической работы в группах, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы, уметь самооценивать себя и своих одноклассников.

воспитательные: воспитывать чувства ответственности, самодисциплины,

воспитывать культуру общения в группе со сверстниками, воспитать чувство

ответственности за происходящее на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (2 класс, 1часть), (автор А.А. Вахрушев),

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм «Загрязнение

океана», справочный материал, маршрутные листы, листы самооценки.

I Организационный момент

Слайд 1

Прозвенел звонок

Начинается урок

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

Сейчас мы начинаем урок окружающего мира.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок (интересным,

познавательным)

Конечно, я буду стараться, чтобы именно такой был урок, но мне обязательна

нужна ваша помощь. Это активная работа на уроке. Мы должны работать быстро и

дружно.

II Актуализация опорных знаний

1) стадия вызова

Звуковой эффект (закройте глаза и послушайте тишину, включается музыка)

Какой звук вы услышали?

Кто видел море?

СЛАЙД 2

Что можете рассказать о море?

СЛАЙД 3

Посмотрите, на глобус какой цвет преобладает.

Почему?

Что дает человеку море?

Вывод

НА ДОСКЕ РИСУНКИ

Рассмотрите рисунки и скажите, что их объединяет?

Кит морж водоросли птица мусор

(Все они обитатели моря, вы правы, но что было лишним)

Она будет связана с море?

Кто виноват, что в море тоже есть мусор, как на земле?

Эта картинка с нами будет весь урок

Я задаю вопрос, а вы одним словом скажите да или нет?

А может ли человек помочь океану избавиться от мусора?

Я сегодня на стороне, тех ребят, кто говорит да

Сформулируйте задачи нашего урока

СЛАЙД 3

Загрязнение Мирового океана

Океан седой гремит набатом

Он таит обиду в глубине

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне

Стали люди сильными как боги

И судьба земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век

На земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли Человек?

От кого просит защитить океан?

НА ДОСКЕ

От деятельности человека

2) Организационноподготовительный этап

На уроке мы будем работать группами, решать проблему, как помочь океану.

Значит необходимо соблюдать правила работы в группе. Я напоминаю вам правило

дружной работы.

СЛАЙД 4

1 Разумно распределяйте обязанности.

2 умейте договариваться и уступать

3 Внимательно слушайте другого

4 Говорите так, чтобы тебя все понимали

5 По окончанию работы определи свою самооценку

Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать

эти правила

3) поисковый материал

У нас будет 5 групп

СЛАЙД 5

1 группа наблюдатели

2 группа теоретики

3 группа исследователи

4 группа экологи

5 группа защитники природы

4) работапо группам

У нас на партах маршрутные листы, вы читаете задание и выполняете.

1 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

Вообразите, что перед вами море. Нефтяной танкер дал течь в середине моря.

Нефть попала в море.

Пронаблюдайте:

1 капните капельку нефти в чашу с водой

2 что вы увидели?

3 как ведет себя «черное пятно»

4 сделайте вывод: «Если нефть попала в воду то …»

Подсказка (растеклась, утонула, испарилась, разлилась по всей поверхности,

плавает, держится на поверхности)

2 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

На поверхности воды «нефтяное пятно». Ваша задача придумать, как можно

убрать нефть. Какой способ по вашему мнению самый эффективный?

На парте:

(материал для опыта)

Какая главная опасность для океана?

На доске

НЕФТЬ

3 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

По морям и океанам плавают огромное корабли. Они могут оставлять на воде не

нужные для океана предметы.

Пронаблюдайте:

1Стеклянную бутылку (пузырек), если бросить в воду.

2 Как поведет себя пластиковая бутылка, если наполниться водой.

3 Что будет с бумагой и картоном, если они попадут на поверхность воды.

Сделайте вывод.

4 группа (магнитная доска)

Маршрутный лист

Задание

Подумайте, какой вред и кому могут принести предметы на картинках. Соедините

стрелками. Какой вывод мы можете сделать?

Птицы ,рыбы, дельфин.

Мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, сеть, сточные воды,

металлы.

5 группа

Создать коллаж «Подводный мир»

4 ) Проверка работы в группах

Заканчивайте работу. Давайте внимательно послушаем представителей каждой

группы.

III ФИЗМИНУТКА (слайд6)

5) выступление групп

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1ГРУППЫ

Слайд7

У. Нефть полезное ископаемое. Это топливо, его используют в

промышленности, в медицине. Ежегодно из скважин выкачивают миллионы тонн

нефти. И как бы аккуратно не старались работать нефтяники, полностью избежать

разливов и утечек не удается. Сотни миллионов тонн нефти перевозят танкеры. В

результате аварий, в мире ежегодно происходит до 15 крупных разливов.

Птицы покинули места гнездовья. Для водных организмов нефть смертельно

опасна даже минимальных количествах. Осевшая на дно губит сообщества. Образует

на дне сплошную корку. Напоминающий асфальт.

Еще страшнее нефтяная пленка на поверхности воды. Прекращается доступ

кислорода в верхние слои океана. Начинает задыхаться и гибнуть молодь рыб, а

взрослые рыбы, если перенесут отравление нефтью, будут вынуждены спасаться из

района катастрофы.

У. А как очистить территорию от нефтяной пленке расскажет 2 группа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2ГРУППЫ

Слайд8

У. Существует несколько способов очистки от нефти. Торф и солома,

впитывающие нефть, распределяют по поверхности воды, а затем собирают и сжигают.

Сбор нефти осуществляется при помощи короблейскиммиров

Для эффективной борьбы с нефтяным загрязнением применяют биометод,

используя специальные виды бактерий, при обнаружении в море нефтяного пятна в

воздух поднимается самолет, с которого распыляется заранее приготовленный

бактериальный порошок. Попав загрязненную нефтепродуктами морскую воду,

микробы оживают начинают активную очистительную работу.

У. Вокруг нас много мусора, если это взять и выбросить в океан, что произойдет.

Об этом нам расскажет 3 группа

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ

У. Даже мусор выбрасываемый пассажирами круизных лайнеров может

обернутся трагедией.

Фильм «Загрязнение океана»

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ

У. Многие животные запутываются в пластиковых кольцах, от банок получив

серьезное повреждение гибнут. Металлы отравляют рыб, а затем гибнут животные

,которые ими питаются.

Что еще угрожает океану?

На доске

ХИМИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

УЧИТЕЛЬ

Затихает в море шторм

Затихает в море стон

И на берег из глубин

Морем выброшен дельфин

Все дельфины в ураган

Уплывают в океан

Лишь один из них отстал

Лишь один в беду попал

Как вы думаете, чем закончилась история с дельфином?

Но пришел тут человек

Он дельфину друг навек

Он помог ему в беде

Он отнес его к воде

Слайд 9

ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ

Защита коллажа

Заполнение листа самооценки

IV Закрепление изученного

Слайд 10

а) Игра «Верите ли вы…»

У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой

строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «», если не согласны.

Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Проверка на экране

б) слайд 11

Рефликсия

На уроке:

1. Я узнал…

2. Мне удалось…

3. Я порадовался…

4. Я могу похвалить себя…

Учитель. Человек дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить

всегда. Сегодня в нашей лаборатории мы сделали много открытий. О каких открытиях

вы поделитесь дома с вашими родителями? Спасибо за работу

Урок окружающего мира

Тема «Загрязнение Мирового океана»

2 класс

  • Цели:

  • образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о морях и океанах; выявить источники загрязнения Мирового океана.

  • развивающие: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

развивать навыки практической работы в группах, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, уметь самооценивать себя и своих одноклассников.

  • воспитательные: воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, воспитывать культуру общения в группе со сверстниками, воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (2 класс, 1часть), (автор А.А. Вахрушев), мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм «Загрязнение океана», справочный материал, маршрутные листы, листы самооценки.

I Организационный момент

Слайд 1

Прозвенел звонок

Начинается урок

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

Сейчас мы начинаем урок окружающего мира.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок (интересным, познавательным)

Конечно, я буду стараться, чтобы именно такой был урок, но мне обязательна нужна ваша помощь. Это активная работа на уроке. Мы должны работать быстро и дружно.

II Актуализация опорных знаний

  1. стадия вызова

Звуковой эффект (закройте глаза и послушайте тишину, включается музыка)

Какой звук вы услышали?

Кто видел море?

СЛАЙД 2

Что можете рассказать о море?

СЛАЙД 3

Посмотрите, на глобус какой цвет преобладает.

Почему?

Что дает человеку море?

Вывод

НА ДОСКЕ РИСУНКИ

Рассмотрите рисунки и скажите, что их объединяет?

Кит морж водоросли птица мусор

(Все они обитатели моря, вы правы, но что было лишним)

Она будет связана с море?

Кто виноват, что в море тоже есть мусор, как на земле?

Эта картинка с нами будет весь урок

Я задаю вопрос, а вы одним словом скажите да или нет?

А может ли человек помочь океану избавиться от мусора?

Я сегодня на стороне, тех ребят, кто говорит да

Сформулируйте задачи нашего урока

СЛАЙД 3

Загрязнение Мирового океана

Океан седой гремит набатом

Он таит обиду в глубине

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне

Стали люди сильными как боги

И судьба земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век

На земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли Человек?

От кого просит защитить океан?

НА ДОСКЕ

От деятельности человека

  1. Организационно-подготовительный этап

На уроке мы будем работать группами, решать проблему, как помочь океану. Значит необходимо соблюдать правила работы в группе. Я напоминаю вам правило дружной работы.

СЛАЙД 4

1 Разумно распределяйте обязанности.

2 умейте договариваться и уступать

3 Внимательно слушайте другого

4 Говорите так, чтобы тебя все понимали

5 По окончанию работы определи свою самооценку

Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать эти правила

  1. поисковый материал

У нас будет 5 групп

СЛАЙД 5

1 группа наблюдатели

2 группа теоретики

3 группа исследователи

4 группа экологи

5 группа защитники природы

  1. работапо группам

У нас на партах маршрутные листы, вы читаете задание и выполняете.

1 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

Вообразите, что перед вами море. Нефтяной танкер дал течь в середине моря. Нефть попала в море.

Пронаблюдайте:

1 капните капельку нефти в чашу с водой

2 что вы увидели?

3 как ведет себя «черное пятно»

4 сделайте вывод: «Если нефть попала в воду то …»

Подсказка (растеклась, утонула, испарилась, разлилась по всей поверхности, плавает, держится на поверхности)

2 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

На поверхности воды «нефтяное пятно». Ваша задача придумать, как можно убрать нефть. Какой способ по вашему мнению самый эффективный?

На парте:

(материал для опыта)

Какая главная опасность для океана?

На доске

НЕФТЬ

3 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

По морям и океанам плавают огромное корабли. Они могут оставлять на воде не нужные для океана предметы.

Пронаблюдайте:

1Стеклянную бутылку (пузырек), если бросить в воду.

2 Как поведет себя пластиковая бутылка, если наполниться водой.

3 Что будет с бумагой и картоном, если они попадут на поверхность воды.

Сделайте вывод.

4 группа (магнитная доска)

Маршрутный лист

Задание

Подумайте, какой вред и кому могут принести предметы на картинках. Соедините стрелками. Какой вывод мы можете сделать?

Птицы ,рыбы, дельфин.

Мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, сеть, сточные воды, металлы.

5 группа

Создать коллаж «Подводный мир»

4 ) Проверка работы в группах

Заканчивайте работу. Давайте внимательно послушаем представителей каждой группы.

III ФИЗМИНУТКА (слайд6)

  1. выступление групп

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1ГРУППЫ

Слайд7

У. Нефть полезное ископаемое. Это топливо, его используют в промышленности, в медицине. Ежегодно из скважин выкачивают миллионы тонн нефти. И как бы аккуратно не старались работать нефтяники, полностью избежать разливов и утечек не удается. Сотни миллионов тонн нефти перевозят танкеры. В результате аварий, в мире ежегодно происходит до 15 крупных разливов.

Птицы покинули места гнездовья. Для водных организмов нефть смертельно опасна даже минимальных количествах. Осевшая на дно губит сообщества. Образует на дне сплошную корку. Напоминающий асфальт.

Еще страшнее нефтяная пленка на поверхности воды. Прекращается доступ кислорода в верхние слои океана. Начинает задыхаться и гибнуть молодь рыб, а взрослые рыбы, если перенесут отравление нефтью, будут вынуждены спасаться из района катастрофы.

У. А как очистить территорию от нефтяной пленке расскажет 2 группа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2ГРУППЫ

Слайд8

У. Существует несколько способов очистки от нефти. Торф и солома, впитывающие нефть, распределяют по поверхности воды, а затем собирают и сжигают. Сбор нефти осуществляется при помощи короблей-скиммиров

Для эффективной борьбы с нефтяным загрязнением применяют биометод, используя специальные виды бактерий, при обнаружении в море нефтяного пятна в воздух поднимается самолет, с которого распыляется заранее приготовленный бактериальный порошок. Попав загрязненную нефтепродуктами морскую воду, микробы оживают начинают активную очистительную работу.

У. Вокруг нас много мусора, если это взять и выбросить в океан, что произойдет. Об этом нам расскажет 3 группа

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ

У. Даже мусор выбрасываемый пассажирами круизных лайнеров может обернутся трагедией.

Фильм «Загрязнение океана»

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ

У. Многие животные запутываются в пластиковых кольцах, от банок получив серьезное повреждение гибнут. Металлы отравляют рыб, а затем гибнут животные ,которые ими питаются.

Что еще угрожает океану?

На доске

ХИМИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

УЧИТЕЛЬ

Затихает в море шторм

Затихает в море стон

И на берег из глубин

Морем выброшен дельфин

Все дельфины в ураган

Уплывают в океан

Лишь один из них отстал

Лишь один в беду попал

Как вы думаете, чем закончилась история с дельфином?

Но пришел тут человек

Он дельфину друг навек

Он помог ему в беде

Он отнес его к воде

Слайд 9

ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ

Защита коллажа

Заполнение листа самооценки

IV Закрепление изученного

Слайд 10

а) Игра «Верите ли вы…»

У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

1

2

3

4

5

Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

— Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

— Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

— Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

— Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Проверка на экране

б) слайд 11

Рефликсия

На уроке:

  1. Я узнал…

  2. Мне удалось…

  3. Я порадовался…

  4. Я могу похвалить себя…

Учитель. Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Сегодня в нашей лаборатории мы сделали много открытий. О каких открытиях вы поделитесь дома с вашими родителями? Спасибо за работу

13.10.2014

Спиридонова Анастасия Андреевна

учитель начальных классов

Урок окружающего мира
Тема «Загрязнение Мирового океана»
2 класс

• Цели:
• образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о морях и океанах; выявить источники загрязнения Мирового океана.

• развивающие: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
развивать навыки практической работы в группах, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, уметь самооценивать себя и своих одноклассников.

• воспитательные: воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, воспитывать культуру общения в группе со сверстниками, воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (2 класс, 1часть), (автор А.А. Вахрушев), мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм «Загрязнение океана», справочный материал, маршрутные листы, листы самооценки.

Оценить




1140

Содержимое разработки

Урок окружающего мира

Тема «Загрязнение Мирового океана»

2 класс

Цели:

образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о морях и океанах; выявить источники загрязнения Мирового океана.

развивающие: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

развивать навыки практической работы в группах, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, уметь самооценивать себя и своих одноклассников.

воспитательные: воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, воспитывать культуру общения в группе со сверстниками, воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (2 класс, 1часть), (автор А.А. Вахрушев), мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм «Загрязнение океана», справочный материал, маршрутные листы, листы самооценки.

I Организационный момент

Слайд 1

Прозвенел звонок

Начинается урок

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

Сейчас мы начинаем урок окружающего мира.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок (интересным, познавательным)

Конечно, я буду стараться, чтобы именно такой был урок, но мне обязательна нужна ваша помощь. Это активная работа на уроке. Мы должны работать быстро и дружно.

II Актуализация опорных знаний

стадия вызова

Звуковой эффект (закройте глаза и послушайте тишину, включается музыка)

Какой звук вы услышали?

Кто видел море?

СЛАЙД 2

Что можете рассказать о море?

СЛАЙД 3

Посмотрите, на глобус какой цвет преобладает.

Почему?

Что дает человеку море?

Вывод

НА ДОСКЕ РИСУНКИ

Рассмотрите рисунки и скажите, что их объединяет?

Кит морж водоросли птицамусор

(Все они обитатели моря, вы правы, но что было лишним)

Она будет связана с море?

Кто виноват, что в море тоже есть мусор, как на земле?

Эта картинка с нами будет весь урок

Я задаю вопрос, а вы одним словом скажите да или нет?

А может ли человек помочь океану избавиться от мусора?

Я сегодня на стороне, тех ребят, кто говорит да

Сформулируйте задачи нашего урока

СЛАЙД 3

Загрязнение Мирового океана

Океан седой гремит набатом

Он таит обиду в глубине

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне

Стали люди сильными как боги

И судьба земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век

На земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли Человек?

От кого просит защитить океан?

НА ДОСКЕ

От деятельности человека

Организационно-подготовительный этап

На уроке мы будем работать группами, решать проблему, как помочь океану. Значит необходимо соблюдать правила работы в группе. Я напоминаю вам правило дружной работы.

СЛАЙД 4

1 Разумно распределяйте обязанности.

2 умейте договариваться и уступать

3 Внимательно слушайте другого

4 Говорите так, чтобы тебя все понимали

5 По окончанию работы определи свою самооценку

Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать эти правила

поисковый материал

У нас будет 5 групп

СЛАЙД 5

1 группа наблюдатели

2 группа теоретики

3 группа исследователи

4 группа экологи

5 группа защитники природы

работапо группам

У нас на партах маршрутные листы, вы читаете задание и выполняете.

1 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

Вообразите, что перед вами море. Нефтяной танкер дал течь в середине моря. Нефть попала в море.

Пронаблюдайте:

1 капните капельку нефти в чашу с водой

2 что вы увидели?

3 как ведет себя «черное пятно»

4 сделайте вывод: «Если нефть попала в воду то …»

Подсказка (растеклась, утонула, испарилась, разлилась по всей поверхности, плавает, держится на поверхности)

2 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

На поверхности воды «нефтяное пятно». Ваша задача придумать, как можно убрать нефть. Какой способ по вашему мнению самый эффективный?

На парте:

(материал для опыта)

Какая главная опасность для океана?

На доске

НЕФТЬ

3 группа

Маршрутный лист

Ситуация

Прочитайте

По морям и океанам плавают огромное корабли. Они могут оставлять на воде не нужные для океана предметы.

Пронаблюдайте:

1Стеклянную бутылку (пузырек), если бросить в воду.

2 Как поведет себя пластиковая бутылка, если наполниться водой.

3 Что будет с бумагой и картоном, если они попадут на поверхность воды.

Сделайте вывод.

4 группа (магнитная доска)

Маршрутный лист

Задание

Подумайте, какой вред и кому могут принести предметы на картинках. Соедините стрелками. Какой вывод мы можете сделать?

Птицы ,рыбы, дельфин.

Мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, сеть, сточные воды, металлы.

5 группа

Создать коллаж «Подводный мир»

4 )Проверка работы в группах

Заканчивайте работу. Давайте внимательно послушаем представителей каждой группы.

III ФИЗМИНУТКА (слайд6)

выступление групп

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1ГРУППЫ

Слайд7

У. Нефть полезное ископаемое. Это топливо, его используют в промышленности, в медицине. Ежегодно из скважин выкачивают миллионы тонн нефти. И как бы аккуратно не старались работать нефтяники, полностью избежать разливов и утечек не удается. Сотни миллионов тонн нефти перевозят танкеры. В результате аварий, в мире ежегодно происходит до 15 крупных разливов.

Птицы покинули места гнездовья. Для водных организмов нефть смертельно опасна даже минимальных количествах. Осевшая на дно губит сообщества. Образует на дне сплошную корку. Напоминающий асфальт.

Еще страшнее нефтяная пленка на поверхности воды. Прекращается доступ кислорода в верхние слои океана. Начинает задыхаться и гибнуть молодь рыб, а взрослые рыбы, если перенесут отравление нефтью, будут вынуждены спасаться из района катастрофы.

У. А как очистить территорию от нефтяной пленке расскажет 2 группа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2ГРУППЫ

Слайд8

У. Существует несколько способов очистки от нефти. Торф и солома, впитывающие нефть, распределяют по поверхности воды, а затем собирают и сжигают. Сбор нефти осуществляется при помощи короблей-скиммиров

Для эффективной борьбы с нефтяным загрязнением применяют биометод, используя специальные виды бактерий, при обнаружении в море нефтяного пятна в воздух поднимается самолет, с которого распыляется заранее приготовленный бактериальный порошок. Попав загрязненную нефтепродуктами морскую воду, микробы оживают начинают активную очистительную работу.

У. Вокруг нас много мусора, если это взять и выбросить в океан, что произойдет. Об этом нам расскажет 3 группа

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ

У. Даже мусор выбрасываемый пассажирами круизных лайнеров может обернутся трагедией.

Фильм «Загрязнение океана»

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ

У. Многие животные запутываются в пластиковых кольцах, от банок получив серьезное повреждение гибнут. Металлы отравляют рыб, а затем гибнут животные ,которые ими питаются.

Что еще угрожает океану?

На доске

ХИМИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

УЧИТЕЛЬ

Затихает в море шторм

Затихает в море стон

И на берег из глубин

Морем выброшен дельфин

Все дельфины в ураган

Уплывают в океан

Лишь один из них отстал

Лишь один в беду попал

Как вы думаете, чем закончилась история с дельфином?

Но пришел тут человек

Он дельфину друг навек

Он помог ему в беде

Он отнес его к воде

Слайд 9

ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ

Защита коллажа

Заполнение листа самооценки

IV Закрепление изученного

Слайд 10

а) Игра «Верите ли вы…»

У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

1

2

3

4

5

Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

— Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

— Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

— Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

— Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Проверка на экране

б) слайд 11

Рефликсия

На уроке:

Я узнал…

Мне удалось…

Я порадовался…

Я могу похвалить себя…

Учитель. Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Сегодня в нашей лаборатории мы сделали много открытий. О каких открытиях вы поделитесь дома с вашими родителями? Спасибо за работу

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/65822-urok-okruzhajuschego-mira-tema-zagrjaznenie-m

Также вас может заинтересовать

  • Интегрированный, театрализованный урок «Лесные новости». 1 класс.
  • Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО по теме «Где живут белые медведи»
  • Урок окружающего мира в 4 классе. Пустыни
  • Открытый урок по курсу «Окружающий мир» в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
  • Как защищаются животные. Урок окружающего мира во 2-м классе

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Команда выходит под звуки текущей воды в
природе.

Участник 1. Вас приветствует команда:
“Аквалюбы”(название команды говорят все
участники).

Наш девиз: “Загрязнения победим, воду чистой
сохраним”(говорят все).

Участник 2. Вода у древних химиков
считалась самым главным элементом. Вода- начало
всех начал!

Поднимается лозунг — “Вода — колыбель жизни”.

Участник 3. Водные источники у древних
народов служили местом сборища всех богов, воде
поклонялись как сверхъестественной силе.

Участник 4. Основатель греческой медицины
Гиппократ при лечении на одно из первых мест
ставил воду.

Участник 5. Заселение земного шара
растительным и животным мирами связано с
живительными свойствами воды.

Участник 1. “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою
наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама
жизнь!”

Участник 6. “Ты наполняешь нас радостью,
которою не объяснить нашими чувствами. С тобою
возвращаются к нам силы, с которыми мы
простились”- Антуан де Сент-Экзюпери.

Звучит “Гимн воде” на музыку к песне “Я люблю
тебя жизнь”.

1.

О воде мы поем,
Что само по себе и не ново.
“Без воды никуда” —
Повторяем мы снова и снова.
Океаны, моря
Материк омывают повсюду.
Что такое вода?
Это мир, это жизнь, это чудо!

2.

На планете любой
Не найти нам подобия жизни.
Не живут без воды
Ни бактерии, ни организмы.
Нам вода так нужна,
Дарит жизнь она снова и снова
Без тебя никогда
Человечество выжить не сможет!

Участник 7. Человек не ценит воду до тех пор,
пока не иссякнет источник. А источник в
опасности!

Участник 5. Один житель Нью-Йорка расходует
в сутки 1760 литров воды, в Москве — 800 л., в городе
Нижний Новгород- 650 литров.

Участник 8. Значительную угрозу для воды
представляют сельскохозяйственные стоки —
минеральные удобрения и ядохимикаты. Один
комплекс из 10 тысяч голов скота дает загрязнений
столько, сколько город со 100-тысячным населением.

Участник 9. Хлоридом натрия и кальция зимой
в изобилии посыпают дороги, чтобы растапливать
лёд. За один сезон на 1 м дорог приходится до 100 кг
соли. Весной она стекает в реки. Одна треть
хлоридов в реках европейской части привнесена
человеком.

Участник 2. Мы взяли пробы воды из реки
Левинка и проверили ее на содержание хлоридов. Их
в воде оказалось в избытке.

(проводится опыт: в пробу воды реки Левинка
добавляется нитрат серебра, выпадает белый
осадок, что свидетельствует о наличии ионов
хлора в речной воде).

Участник 6. Из-за загрязнения воды
промышленными стоками, “мокрыми технологиями”,
происходит гибель экосистем, развитие
организмов-деструкторов и мутантов.

Выходят 2 участника в костюмах мутантов и поют
“Песню мутантов” на мелодию песни гангстеров из
мультфильма “Приключения капитана Врунгеля”.

Мы мутанто,
В грязноватой мы водице обитанто.
В прошлой жизни
Пескарями, карасями называнто. О-е.
А теперь мы пучеглазо,
И пугаем водолазов. О-е.
Если только
Нас съеданто, сразу все вы отравлянто.} 2 раза.

Участник 1. Люди загрязняют водоемы
бытовыми отходами, особенно в городах. Такие
водоемы превращаются в настоящую свалку.

Звучит “Песня о речке” на мелодию песню
“Такси” И. Николаева.

1.

Речка грязная течет
Меж домов вдоль Березовской.
И чего только не найдет,
Кто купается в речке той:
И пакеты и бутылочки,
Даже рваные башмаки.
Загрязняет её народ,
Стала хуже любых болот.

Пр-в:

Плыви, плыви корабль мечты.
Вдоль родных дорог, мимо чьих-то снов.
Мы верим, что нам суждено
Чистой увидать всю речную гладь!

Участник 1. Загрязнение гидросферы — это тот
же массированный ядерный удар, но растянутый из
секунд на десятилетия.

Отсчет уже идет!

Участник 2. На уроках экологии наш учитель
Марина Александровна рассказывала нам о
бескрайних просторах мирового океана, о
кристальной чистоте озера Байкал, о великолепных
кружевах речных систем России. И теперь со всех
концов земли звонят ее ученики.

Монтаж по рекламе “Билайна” — “Алло, я…..”

Участник 10. Алло, Марина Александровна! Я
сейчас за полярным кругом. Здесь такой чистый
искрящийся снег, а какие удивительные полярные
сияния. Все так, как Вы нам рассказывали…

Участник 4. Алло, Марина Александровна! Я
звоню Вам с Карибов. здесь такое чистое голубое
море, искрящийся золотой песок, а как много
красивых рыбок! Все так, как вы нам рассказывали…

Участник 12. Алло, Марина Александровна! Я
звоню Вам с Волги, ловлю рыбу. Только вот рыбы нет,
вода вся покрыта мазутными пятнами. Все совсем не
так, как Вы нам рассказывали…

Участник 9.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Участник 11.

Сейчас же кинулись спасать
“Природную среду”,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Участник 2.

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек — всю Землю —
Можешь только ты,
Разумный человек!

Участник 12. Необходимо ужесточить
законодательными актами ответственность
водопотребителей.

Участник 5. Необходимо использовать новые
технологии с внедрением водооборотных циклов.

Участник 2. Необходима утилизация отходов,
в том числе и промышленной воды.

Участник 12. Необходимо применение “сухих”
технологий — без использования воды.

Участник 9. Необходимо из сточных вод
животноводческих комплексов получать биогаз и
удобрения.

Участник 6. Необходимо улучшать качество
очистных сооружений.

Участник 7.

“Два мира есть у человека:
один, который нас творил,
другой, который мы до века,
творим по мере наших сил”.

Звучит финальная песня на мелодию песни “Так
устроен этот мир” Д. Билан.

Океаны, моря, ледники и озера и реки,
Много в мире воды, без неё человеку не жить.
Так зачем загрязнять,
То, что нужно всем.
И мы хотим вам сказать,
Что нужно оберегать
Бесценный дар.

Пр-в:

Так устроен этот мир,
Что имеем, не храним.
Помни всегда
Жизнь есть вода.
Кристально чистой пусть будет она.
Омывает шар земной
Океан живой водой.
Море, ручьи и родники
Ты, человек, это все сохрани!

Во время звучания песни участники
разворачивают лозунг: “Или человек уменьшит
количество загрязнений в воде, или загрязнения
уменьшат количество людей!”

Во время проигрыша один из участников
произносит следующие слова:

“Или человечество уменьшит количество
загрязнений в воде, или загрязнения уменьшат
количество людей! Остановитесь! Задумайтесь! Что
вы оставите своим детям? Каким будет их будущее?”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий закрытия фестиваля народного творчества
  • Сценарий загрязнение водоемов
  • Сценарий дьявол носит прада на русском
  • Сценарий закрытие выставки художников
  • Сценарий жазылатын кезе?ді аны?та?ыз