Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия «Дикие животные»
Организованная образовательная деятельность «Дикие животные»
Воспитатель: Югова Анастасия Игоревна
Новосибирск,2022
Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия
«Дикие животные»
Организованная образовательная деятельность (ООД): Развитие речи
Продолжительность:
1. Организационный блок 2 мин.
2. Основной блок 21 мин.
3. Заключительный блок 2 мин.
Время занятия: 25 минут.
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Оборудование и технические средства: мяч, телеграмма, артикуляционные карточки, компьютер, выход в сеть Интернет, интерактивная доска, презентация PowerPoint c ссылками, телефон.
Тип занятия: Обобщение материала
Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания и активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
1. Обучающие:
— Продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании притяжательных прилагательных, образовании названий детенышей животных).
— Формировать умение детей знать и различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
2. Развивающие:
— Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
3. Воспитывающие:
— продолжать формировать интерес к живой природе;
— воспитывать чуткое отношение к животным, желание помочь.
Аннотация.
Всем известно, что большое место в жизни ребёнка занимает игра, а использование компьютеров в образовании стало уже обычным явлением. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения внедрились новые информационные технологии. ИКТ могут помочь воспитателю в проведение ООД, так как современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.
Ход занятия
1. Организационный блок
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу, передавая мяч.
(Дети передают друг другу мяч, желая хорошего настроения)
2. Основной блок
Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма. Сейчас я вам прочитаю:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!»
Жители леса.
Ну что, отправимся на помощь к животным?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу. Дикие или домашние?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие животные живут в России?
Дети: Волк, белка, медведь, заяц, заяц и т.д.
Воспитатель: Хорошо, но прежде чем отправляться в путешествие, нам с вами нужно ещё подготовить свой язычок, ведь он нам будет нужен, для того, чтобы помогать животным.
Присядем, выпрямим спинки, ножки поставим правильно. Ребята, чтоб подружиться с лесными жителями, давайте им улыбнемся.
Артикуляционная гимнастика (Приложение 1)
-Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесах, подготовили свой язычок и теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
-Ребята, посмотрите на нашу интерактивную доску, там волшебник спрятал для вас первое задание — ребус, давайте попробуем отгадать, каких животных он там спрятал?! (Приложение 2)
Воспитатель: Молодцы ребята, нашли всех животных. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Давайте вместе отгадаем кроссворд и найдём животных в нём! Проверим еще каких животных вы еще знаете! Для этого нам надо нажать на ссылку Кроссворд (Приложение3)
Воспитатель: Молодцы ребята, все животные довольны! Но ребята, волшебник не только спрятал животных, но и распугал их детенышей. Давайте вернем детенышей мамам. Для вас он приготовил игру, нажимаем на ссылку Игра «Найди маму» и распределяем по блоки по категориям.
Воспитатель: Ребята, детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им избавиться от колдовства злого волшебника и решили поиграть с вашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика:
— Ребята, приготовьте ваши ручки.
Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца открывают кулак!
«Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, волшебнику так понравилось, как мы с вами играли, что хочет наших зверей вернуть домой, в лес, но потерял волшебную палочку. Давайте ему поможем и соберём пазл. И нажмем на ссылку Пазл «Волшебная палочка»
Воспитатель: Прекрасно, мы помогли волшебнику! Смотрите, какое странное пришло письмо от него! Давайте прочитаем, что же он нам написал? Это надо сделать с помощью телефона, готовы?! (Ответ Qr- кода: «Спасибо, ребята!»).
Заключительный блок
Воспитатель: Ну вот, всё у нас получилось, можем закончить наши приключения! Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Животным, волшебнику.
Воспитатель: А как мы им помогли? (Ответы детей). Спасибо всем за приключения!
Список используемой литературы
1.Гербова В. В. – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» — М.: Мозаика- Синтез ,2010.
2.Стародубова Н.А. «Теория и методика развития речи дошкольников» – М.: Академия, 2006.
3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» — СПб: Детство – Пресс, 2007
3. www.puzzlecup.com
4. https://etreniki.ru
5. www.learningapps.org
Приложение 1
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая, длинная. Вот такая…
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.
Видели за елкой
Пробегали волки.
Зарычал волчище —
Показал зубищи.
Длительно произносить звук [Ы]; для этого рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором; при выполнении упражнения руки сжать в кулаки и, согнув в локтях, поднять их кверху.
А потом клыками — щелк!
Чтобы знали, кто здесь волк.
Наморщить нос, сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.
Под сосной дремал медведь.
Как проснулся, стал реветь.
Длительно произносить звук [Э], при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.
Приложение 2
Ответ: Лиса
Ответ: Заяц
Приложение 3
Кроссворд
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
1 |
2 |
X |
X |
X |
||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
3 |
4 |
5 |
X |
X |
X |
|||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
6 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
7 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||
X |
X |
X |
X |
8 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
По горизонтали
1. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (Лиса)
3. Корчит рожки зверь — кривляка,
Передразнивает всех.
В цирке или зоопарке
Обеспечен ей успех! (Обезьяна)
7. Спит под крылечком,
Хвостик колечком.
Громко лает,
Хозяина встречает! (Собака)
8. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается! (Кошка)
По вертикали
2. Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? это — ….. (Слон)
4. То рыжая, то серая,
А по названью белая! (Белка)
5. Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
6. Зубы острые, как нож,
На собаку он похож! (Волк)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский садик №381 комбинированного вида»
Московского района города Казани.
Конспект интегрированного занятия
для старшей группы
Тема: «Дикие животные»
Подготовила: воспитатель
Константинова Екатерина Евгеньевна
Цель: Обобщить и
систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, формировать у
дошкольников элементы проблемного мышления.
Задачи:
Образовательные: продолжать уточнять и
систематизировать знания о диких животных. Закрепление решения примеров на сложение
и вычитание. Закрепление звуков К-Д, Щ-Р, Л-М, П-Р, Д-З, Ш-Л (логопедия),
закрепление слов на татарском языке.
Развивающие: развивать связную речь,
умение формулировать свои мысли, развитие мелкой моторики и творческого
мышления (работа с «кругами: создай новый образ»), расширять словарный запас: медвежонок, лисенок, бельчонок, волчонок,
ежонок, зайчонок и т.д. Умение ориентироваться в пространстве, создавать
геометрические фигуры (математические игры со счетными палочками).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным,
лесу, чувство товарищества, дружбы.
Оборудование и материалы: иллюстрации животных, раздаточный материал, 3корзинки,
грибочки (с примерами), счетные палочки, конверт.
Музыкальное оформление к занятию
(аудиозаписи), магнитофон.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети проходят в групповую комнату.
Здороваются с гостями.
Организация детской
деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте,
дорогие ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с и улыбчивых!
Давайте встанем в круг и передадим тепло наших ладошек соседу.
Воспитатель: Сегодня
я вам предлагаю отправиться со мной в путешествие по лесу, где нас ждет много
разных встреч и игр.
Воспитатель:
Пойдем?
Дети: Да.
Воспитатель:
тогда встали в круг
Глаза
закроем мы и скажем: «Вокруг себя обернись, 1,2,3, и в лесу ты окажись!.
…и пошли
Звучит музыка и под музыку мы идем…
Воспитатель:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
Мы сегодня в лес пришли
И зверей лесных нашли.
Воспитатель читает загадку: Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: медведь.
Воспитатель: Правильно медведь. (рис. Медведя). А где
он живет?
Дети: в берлоге
Воспитатель: Посмотрите на столе мишка
нам оставил задания. Давайте присядем и посмотрим что там такое. Выбирайте,
какой конверт откроем…
(время работы отсчитывают песочные часы
– около 2 минут.). Задания в конвертах.
1задание. Мишка хочет посмотреть, какие вы смышлёные. Для этого вы должны
превратить этот круг в предмет или в живых существ. Например, я могу так, если
я дорисую лучики у меня получится солнышко…Теперь Вы приступайте к работе…
(воспитатель хвалит детей…Хорошо.
Великолепно. Ну ты настоящий фантазер).
2 задание. Мишка, хочет проверить насколько вы хорошо знаете геометрические
фигуры. Он предлагает вам составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
3 задание. Скажите ребята, кто у нас ухаживает за лесом, следит за животными.
Лесник. Так вот мишка предлагает вам построить домик для лесника. Для этого
необходимо взять 11 палочек. Начинаем строить с крыши. А теперь давайте
усложним задание. Сделайте так, чтобы домик смотрел в другую сторону. Вам
необходимо переложить только одну палочку.
Воспитатель: посмотрите на доску и
как вы думаете, что за животное спряталось в этом ребусе. (на доске нарисована буква Б *елка)
Дети отгадывают – белка.
Или прочитает загадку:
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: белка.
Воспитатель: Правильно ребята. А где живет белочка? (рис..
Белки).
Дети: белка живет в дупле. А как она готовится к приходу зимы.
Дети: собирает
ягоды, орешки, желуди, грибочки.
Воспитатель: Посмотрите, белочка готовилась к приходу зимы и собрала много грибов, но
белочка не может правильно разложить грибочки по корзинкам. Поможем ей.
Подвижная игра «Собери в корзиночку
грибочки». В корзиночку необходимо собрать нужное количество грибов. Дети под музыку собирают в две корзиночки
орешки.(_________________________).
Воспитатель:
Молодцы! Помогли белочке. А каких диких животных еще знаете, и где они живут?
(дети называют, воспитатель ставит картинки на магнитную доску)
Дети:
Лису, зайца, волка, медведя, ёжика, белку (работа с детьми, уточняет где живут
эти животные)
Воспитатель: Ребята, как называются эти животные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы
думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что все они живут в лесу, сами о себе заботятся,
добывают себе еду.
Воспитатель: Да, все эти животные приготовились к зиме. А кто знает как они
готовятся….
Дети: Они
заготавливают запасы: грибы, шишки, орехи, желуди, ягоды.
Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Дикие животные могут жить
без человека, но человек должен помнить, о том что, в его силах не разрушать их
дом – лес и не обижать этих животных.
Педагог спрашивает название
животных на татарском языке.
У каждого животного есть детеныши.
Давайте вместе вспомним их:
Игра в
снежки «Кто у кого?». Цель: употребление
родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У
медведицы — … (медвежонок, медвежата).
У лисицы — … (лисенок, лисята).
У белки — … (бельчонок, бельчата).
У волчицы — … (волчонок, волчата).
У ежихи — … (ежонок, ежата).
У зайчихи — … (зайчонок, зайчата).
Воспитатель: Ой и
молодцы ребятки! Давайте немного отдохнем .
Физминутка.
Аудиозапись «Зайцы пляшут на поляне».
Воспитатель: — Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Какой звук пропал
в слове», зайчики все перепутали в словах и теперь не могут правильно
составить предложение.
Игра «Какой звук пропал в слове»
-Доски на гору везем,
Будут звери строить новый … «ком» (дом)
— Между гор издалека
Течет бурная… «щека» (река)
-Мишка плачет и ревет
Просит пчел, чтоб дали…. «Лед» (мед)
-Здесь хорошее местечко
Протекает мимо… «печка» (речка)
— Стужа. Снег. Метут метели
Темной ночью бродят… «двери» (звери)
— Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько… «норку» (корку)
— Сшил себе зайчонок тапки
Чтоб зимой не мерзли… «шапки» (лапки)
Воспитатель: Вот незадача, совсем забыла про письмо от
лесника…сейчас мы его прочитаем… достает конверт, в котором написано: « Старый
лесник шел по лесу. У лесной тропы он нашел лисенка…Он положил его в мешок и
принес домой….а что дальше с ним делать он и не знает. Оставить у себя
дома…или вернуть в лес. Подскажите».
Дети рассуждают о
проблеме, как правильно поступить…
Воспитатель подводит
итог: Диких животных нельзя домой забирать. В неволе они погибают. Кроме того
для человека они опасны. Воспитатель: Но, увы нам пора
возвращаться в группу. Я знаю волшебные слова, и мы снова вернемся в садик.
Ну что ж
ребята!
Если мы глаза закроем
И подсматривать не
будем
В детский садик мы
вернемся.
Вокруг себя обернись, 1,2,3, и в садике ты окажись!.
Педагог: — Ребята,
вам понравилась наша прогулка? (Да)
Ребята,
где мы с вами побывали?
— Чем занимались?
— Что больше всего понравилось?
— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди,
покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец).
Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие
День
окончен трудовой
Нам пора
идти домой
Дружно на
прощание
Скажем «До
свидания!»
Познавательное занятие «Дикие животные»
Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания, о питании; повторение знаний о домашний животных. Активизировать и расширить словарь по данной теме.
Задачи:
– Формировать умение детей знать и различать диких животных;
– Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в лесу;
– Способствовать развитию связной речи;
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материалы и оборудование:
– Набор картинок «дикие животные», «Домашние животные»;
– Мультимедийная система;
– Ноутбук с мультимедийной презентацией на интерактивной доске: презентация «Электронное письмо» «Дикие животные», «Домашние животные», «Заколдованный лес», «Игра, кто тут лишний», сматр-стол игра «звери».
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Солнцу и птицам. Доброе утро!
Улыбчивым лицам: Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Ребята, давайте всем нашим гостям скажем: «Доброе утро!».
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску, что это? (На интерактивной доске со звуковым сопровождением появляется конвертик.)
Ребята, нам в группу сегодня пришло электронное письмо. Открываем и листаем слайд: (текст письма)
«Срочно, срочно приходите,
Срочно, срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!»
Жители леса.
Воспитатель: Ребята, в лесу случилась беда и животным, которые там живут, нужна наша помощь!
Ну что, отправимся на помощь к животным?
Дети отвечают: да.. Садитесь на стульчики поудобней……
Воспитатель: Но перед тем, как отправиться в лес, на помощь диким животным, давайте вспомним, почему мы называем животных дикими? Ребята, скажите, а как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Воспитатель: Но чтобы отправиться на помощь лесным жителям и оказаться в лесу, мы с вами должны произнести волшебное заклинание. Закройте глаза и повторяйте за мной.
Воспитатель: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели. Вели чтобы … мы с детьми в лесу оказались».
Воспитатель: включается презентация про таинственный лес (звучит магическая музыка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами очутись?
Дети: В лесу
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы идем по лесу и песенки поем……
Физминутка:
Мы на коврике стоим,
Во все стороны глядим.
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись! (2 раза.)
Выше ручки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (2раза.)
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Получается у нас. (2 раза.)
Воспитатель: молодцы, ребята.
Обсуждение презентации «Лес»
Воспитатель: Ребята, вам нравиться гулять по лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы попали в сказочный лес, ребята, а каким вы увидели лес? Какие времена года вы увидели?
Дети: Лето, осень, весна……
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь животным разобраться, нам с вами нужно вспомнить всех диких животных, выяснить где они живут и чем питаются.
Воспитатель: Давайте сядем и внимательно посмотрим очень увлекательный репортаж о лесных жителях. (Воспитатель включает презентацию «Дикие животные», часть про медведя.) Посмотрите кто же это?
Дети: Медведь (остановка презентации).
Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Большой или маленький? Какого цвета окрас у медведя? Коричневый? А какие у него лапы? Большие, с длинными когтями или маленькие?
Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. (Продолжение презентации.)
Воспитатель: А как называют дом медведя? (Остановка презентации.)
Дети: Берлога.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз скажем, кокой ж медведь.
Отвечаем вместе с детьми: Медведь: большой, коричневый, с длинными когтями на лапах. Медведь живет в берлоге. Зимой он впадает в спячку.
Воспитатель: А мы с вами будем знакомиться дальше с дикими обитателями леса. Отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка.)
Дети: Белка
Воспитатель: Правильно. (Продолжение презентации, часть про белку.)
(Остановка презентации.) Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Она рыжая? Какие у неё ушки, маленькие или большие? А какой у белки хвост, длинный и пушистый?
Дети отвечают: Белка рыжая. У нее длинный пушистый хвост и маленькие ушки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живет белка? Как называется ее домик?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети: Чтобы другие звери не достали.
Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?
Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.
Ребята, давайте с вами еще раз расскажем, какая она – белка. Белка – маленькая, у нее пушистый длинный хвост и маленькие ушки. Белка живет на дереве в дупле. Она питается орехами и шишками.
Молодцы ребята!
Воспитатель: У медведя есть берлога, у белки — дупло, а где же зайка живет? Кто знает, какой у него домик?
Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.
Воспитатель: давай превратимся в зайчиков. Ставайте, давайте попрыгаем. Вот молодцы, какие у нас замечательные зайчики…..
Физминутка, зайчики
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(Прыжки вперед-назад.)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движения выполнять по содержанию текста.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Приседание на корточки, потирание рук.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Выполнение прыжков, стоя на месте.)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.
(Поворот спиной, приседание на корточки,
обхватить себя руками, голову опустить вниз.). Все зайчики поскакали на стульчики…
(Продолжение презентации, часть про зайца.)
(Остановка презентации.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он, маленький или большой? Какие у него ушки, длинные или маленькие, серые или белые?
Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.
Воспитатель: — Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?
Дети: — Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давай еще раз скажем, какой зайчик?
Вместе с детьми: Зайчик, маленький, серенький. У него длинные уши.
Воспитатель (продолжение презентации, часть про волка).
(Остановка презентации.) Ребята, давайте, скажем, какой волк? Злой? Серый? Охотиться ночью или днем?
Молодцы, ребята (продолжение презентации, последний блок про кабана).
(Остановка.) Ребята, на кого похож кабан?
Дети: на свинью.
Воспитатель: Правильно. Давайте скажем, какой кабан? Большой или средний? Серый? Кого боится кабан, волка и человека или зайчика?
Ребята, нам нужно выполнить очень важное задание. Помните, мы с вами уже говорили, что дикие животные — это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду. А знаете те ли вы, как называются животные, которые живут рядом с человеком? Человек о них заботиться и кормит. Как называются такие животные?
Дети: это домашние животные.
Воспитатель: правильно, давайте перечислим с вами домашних животных, которых вы знаете? – (используем обычные карточки).
Дети: кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь…..
Игра – презентация «Убери лишнее»
Воспитатель: давай поиграем! Посмотрите на доску, перед вами четыре карточки с животными. Вам нужно убрать лишнюю карточку. Будьте внимательны…..
Воспитатель: правильно ребята, молодцы! Вставайте и пройдем по дорожке нашего сказочного леса, чтобы выполним задание.
Гимнастика для глаз:
По дорожке мы ходили,
Глазки наши утомили
Чтобы им помочь опять
Будем быстро мы моргать
А теперь закроем глазки,
отдохнем немного так
Вправо, влево повернись
Друг на друга поглядись.
Вверх посмотрим, вниз посмотрим
Отдохнули хорошо, продолжаем наше путешествие………………
Воспитатель подходит к смарт-столу, и приглашает детей, помочь классифицировать всех животных по категориям: Птицы, домашние животные, дикие животные.
— Ребята, уберите пож-та всех птиц.
— Ребята, уберите пож-та всех домашних животных.
А теперь внимание: Я загадала и спрятала карточку, на которой изображено дикое животное. Чтобы узнать, что это за животное, вам нужно отгадать загадку:
У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…(Олень.)
Воспитатель: Правильно, ребята молодцы!
Воспитатель: Ну вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись» играет волшебная музыка.
Ребята, вам понравилось наше приключение?
Дети: Да!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Диким животным леса. Давайте перечислим диких животных, о которых мы сегодня говорили?
Воспитатель: Какие игры вам понравились?
Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.
Опять на доске, появляется письмо.
Воспитатель: Ой, посмотрите, что это такое? Нам опять пришло письмо.
«Дорогие ребята, большое вам спасибо за помощь. В благодарность, мы прислали вам гостинцы из леса. Ждем вас снова в гости».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это гостинцы из леса. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.
До новых встреч!
Приложения к работе можно скачать здесь.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, жилище).
Образовательные:
- Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
- Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила; продолжать формировать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивающие:
- упражнять в образовании названий детёнышей животных;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Презентация
Ход занятия
Эмоциональный настрой. (Настроить обучающихся на работу.)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
I. Организационный момент
Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы, разгадав их, узнаете о ком будет наше сегодня занятие:
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?»
(Белка)Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета
— На зиму, на лето.
(Заяц)Рыжий клубок
За белым — скок.
(Лиса)Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)У него нос пятачком,
Хвостик маленький — крючком.
Он любитель жёлудей,
Корешков, грибов и змей.
С двумя грозными клыками,
С мощной шеей и ногами
В ямы прячется в буран…
Кто скажите он?
(Кабан)«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос».
(Медведь)
Про кого же были эти загадки?
Как можно их назвать одним словом? (Животные).
— Почему их называют животными? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).
— Где живут эти животные? (В лесу).
— Как вы думаете, как по-другому называются эти животные? (Дикие животные)
— Почему вы считаете, что это дикие животные? (версии детей)
Давайте с вами разберемся каких животных можно назвать дикими и почему?
II этап. Актуализация знаний
Обнаружить, увидеть в лесу какое-либо животное непросто. Все они научились ловко прятаться от людей. Надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы заметить в лесу зверей или их следы.
Ой, посмотрите, а что это такое? (Следы). А давайте назовем, кто оставил следы? Это чей след? (Волка, лисы, белки, зайца, кабан). Правильно!
Ребята, а как вы думаете, куда приведут следы лисы? (К норе)
Значит, Лиса живет где? (лиса живет в лесу, в норе)
Правильно, лиса живет в лесу в норе.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы зайца и живет он в лесу под кустом или в ямке)
— Правильно заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружают себе зимовье.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы белки, которая живет в лесу и приведут они к дуплу на дереве)
— Правильно, белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там.
Куда приведут эти следы? (Это следы волка, он живет в логове)
— Правильно, волк — животное леса. Живут волки в логове.
Ребята, а как вы думаете, следы какого животного, мы сейчас увидеть не можем? (Медведя). А почему? (медведь зимой впадает в спячку)
— Правильно. Бурый медведь — животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку.
А сейчас, я вам предлагаю подойти к столам и поселить диких животных в их жилищах. Проведите линию карандашом от животного до его жилища.
- Медведь — берлога
- Волк — логово
- Лиса — нора
- Заяц — куст
- Белка — дупло
- Корова — гнездо
- Воробей -муравейник
Давайте посмотрим, все ли справились с заданием? Петя где живет медведь? (ребенок выкладывает на доску медведя и берлогу) и т.д.
А кто знает, почему следы привели лису — к норе, волка к логову и т.д.? (Они живут там). Да, это их жилища.
Ребята, а как вы думаете, откуда появились эти жилища у зверей? Кто им их построил? (версии детей)
Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что дикие животные сами делают себе жилища.
А чем питаются эти животные? Посмотрите, чем питается это животное? (ответы детей)
Правильно, белка — Белки всеядные животные: любят орехи, ягоды, грибы, муравьев, их личинки. Весной питаются почками деревьев, пьют березовый сок. Иногда едят насекомых, лягушек, и даже небольших птиц. Белки делают заготовки на зиму: сушат грибы, собирают орехи. Некоторые виды белок прячут орехи в дуплах деревьев, другие — закапывают их в землю.
А чем питается это животное?
Правильно, Заяц — травоядное животное. Летом зайцы едят сочные травы: клевер, одуванчик и др., питаются листьями, стеблями молодых деревьев, плодами. Едят грибы, но самое любимое лакомство — кора осины, для зайцев она слаще сахара. Осенью и зимой зайцы кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников.
А чем питается это животное?
Правильно, Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег.
А чем питается это животное?
Правильно, у волка крепкое тело, длинные сильные ноги, и, как у всякого хищника, мощные челюсти с острыми и крепкими зубами. Питаются волки другими животными. Часто нападают на ослабленных и больных животных, поэтому их называю санитарами леса. охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком.
А чем питается это животное?
Правильно, у бурого медведя Основная пища — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать.
А чем питается это животное?
Кабан — дикий предок домашней свиньи. Кабаны всеядны, едят все, что найдут. Очень любят подземные части растений, орехи, желуди. Из верхнего слоя почвы кабан выбирает все, что ему по вкусу: корни, луковицы, насекомых и их личинок, дождевых червей, улиток, мышей и их запасы в норках. Поедают моллюсков, рыбу. Детеныши диких свиней — поросята — полосатые.
А чем питается это животное?
Лось — могучее, сильное животное. Ударом копыта может убить волка.
Огромные лопатообразные рога — отличное оружие. Животное сбрасывает их один раз в год. Лоси обитают недалеко от воды. Они кормятся водной растительностью, также поедают траву, ветки и листья деревьев и кустарников, шляпные грибы и веточки черники и брусники с ягодами. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над ним торчат только голова и холка, спасаясь от холода.
Ребята, так кто же кормит зверей?
Вывод: Значит, мы можем сделать вывод, дикие животные добывают себе пищу сами.
А легко ли живется животным в лесу? Почему вы так думаете? А в какое время года животным живется легче? Почему вы так думаете?
Да, зимой животным трудно в лесу им тяжело добывать себе пищу. Но есть люди, которые помогают животным перезимовать. Знаете, как они называются?
Егеря.
Зимой в лесу егеря ставят кормушки. Место для подкормочной площадки выбирают неподалеку от густого молодого леса, где звери смогут укрыться от ненастья и хищников. В бревне, в специальном углублении кладут минеральную соль — солонец. Для крупных зверей кормушки должны иметь навесы для защиты корма от дождя и снега. Работники лесничеств, охотничьих хозяйств в местах, где звери находятся постоянно, устраивают специальные площадки, на которые выкладывают сено, веточный корм, картофель, свеклу, морковь, капусту, желуди, каштаны. Ближе к весне на площадках раскладывают обрезанные в садах ветки фруктовых деревьев. Кормушки егеря постоянно осматривают, ремонтируют; убирают вокруг них.
Вывод: Значит, мы можем сделать вывод, что человек помогает перезимовать диким животным.
III. Физкультминутка
Раз — присядка. Присесть.
Два — прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. «Ушки на макушке» — зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Есть ли семья у диких животных? Давайте с вами это узнаем? (Видео)
Вывод: Значит, мы можем сделать вывод дикие животные заботятся о своем потомстве.
А теперь давайте с вами поиграем:
Игра «Семья»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Надо по схеме, назвать всех членов семьи животного, которое появится на экране.
Самец — Медведь, самка — медведица, детеныши (потомство) — медвежата; один (детеныш) — медвежонок
Он — волк, она — волчица, потомство — волчата, детеныш — волчонок;
Он — лис, она — лисица, детеныши — лисята, один — лисёнок;
Он — заяц, она — зайчиха, детеныши — зайчата, один — зайчонок;
Он — лось, она — лосиха, детеныши — лосята, один — лосенок;
Д/и «Какой? Какая?»
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) — большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый…
Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
IV. Рефлексия
Ребята, давайте вспомним про каких лесных животных мы с вами сегодня говорили? (заяц, волк, медведь, лиса, белка). Картинка из презентации, где будут все животные на одном слайде.
Так каких животных можно назвать дикими и почему?
- дикие животные живут в лесу.
- дикие животные сами делают себе жилища.
- дикие животные добывают себе пищу сами.
- дикие животные заботятся о своем потомстве.
Как называется человек, который помогает диким животным перезимовать.
- Каких еще диких животных вы знаете?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вы сможете рассказать своим родителям о диких животных?
Сценарий занятия по теме «Дикие животные» (с использованием театрализации)
Составила: Учитель-логопед Кожегачева Валентина Ивановна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Богашево» Томского района
Цель: совершенствование лексико-грамматической и произносительной сторон речи по теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи:
Образовательные;
- систематизировать знания детей о диких животных
- учить размышлять, решать проблемные ситуации
- развивать творческие способности через сценические образы
Коррекционные:
- Развивать фонематический слух, автоматизировать звук (Р) в словах
- обогащать и активизировать словарь детей всеми частями речи
- отрабатывать использование притяжательных прилагательных, антонимов
- упражнять в образовании единственного и множественного числа существительных
- развивать логическое мышление при отгадывании загадок
- продолжать учить навыкам диалогической речи с движениями
- продолжать использовать методы ритмопластики в сценических видах деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
- формировать чуткое, доброе отношение к окружающему миру
Предшествующая работа:
- отработка материала на занятиях воспитателя и логопеда по теме.
- рисование детьми животных и изготовление поделок по теме
- подбор иллюстративного материала для создания презентации по теме.
- чтение произведений о животных и рассматривание иллюстраций по теме
- работа над сценическим образом (отработка диалогов и реплик; ритмопластика и выразительность движений героев сказки)
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов и пошива костюмов с спектаклю.
1. Вводная часть
Дети входят в зал, здороваются и становятся в круг.
2. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Выходи смелей на круг!
Поведем мы хоровод
Там, где солнышко встает,
Выше руки поднимай,
Солнце красное встречай!
Поздоровайся с березкой,
С небом, лесом и травой,
Ну, а ветру – забияке
Покачаем головой:
«Уходи, нам не мешай,
Иди тучи обнимай!»
Логопед: — Ребята, а Шумок-Ветерок не унимается. Он принес нам веселые игры и упражнения.
3. Отгадывание загадок (Слайдовая презентация на каждый ответ детей).
1. Вот речные мастера:
Строят дом без топора.
Из бревен да из тины
Возведут за день плотину.
(Бобер)
2. У кого смешные щечки,
На спине полосок пять.
А за щечками – мешочки,
Чтобы семечки таскать.
(Бурундук)
3. Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его…
(Барсук)
-Ребята, скажите, как одним словом можно назвать этих животных?
Дети: -Это дикие животные.
4. Игра «Найди свою маму» (Дети надевают шапочки животных и их детенышей. Затем меняются масками).
Логопед: -Ребята, что за плач стоит в лесу? Потерялись малыши. Маму деткам отыщите и семью соедините.
(Проводится речевая работа: -Ты кто? — Я лисенок. -Кто у тебя мама? Ты кто? Я медведица. Как зовут твоих детей? – Медвежата. И т.д.)
5. Игра «Один-много».
Логопед: -Дети, скажите, диких животных в лесу много или мало? Я буду называть одно животное, а вы много: одна белка – много белок.
6. Игра «Чья морда, чей хвост?» (Слайды)
Логопед: — Ветерок сфотографировал диких животных. Просит узнать, где чей портрет.
7. Разрезные картинки
Логопед: — наш Шумок-Ветерок никак не успокаивается, он разбил фотографии в стеклянных рамках. Вы портреты соберите и надписи прочтите. (Дети собирают картинки и читают названия животного)
Логопед.
Ребята, послушайте, а наш то Ветерок – Шумок успокоился и приглашает нас на полянку посмотреть спектакль «Лесная школа».
8. Театрализованное представление (роли исполняют дети)
Учительница — ворона Карка Ивановна
Ученики: Бобр. Барсук, Бурундук, Медведь
Учительница — ворона Карка Ивановна:
-Поздоровайтесь, ребята!
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
(Ты- бобер, с добрым утром тебя! ты – бурундук, здравствуй, мой друг!)
Все зверята сели ровно,
Начинается урок. Кар-кар!
Не грызи бревно, бобер!
Ты куда его попер?
Бобр:
Я-то?! В школу, на урок,
Погрызу еще чуток.
Карка Ивановна:
Бурундук! Ты отвечай,
Что такое – каравай?
Автор:
Бурундук сказать не может.
Щеки, как мешки висят.
Там орехи… Целый короб!
Вдруг, да на пол улетят!
Карка Ивановна.
Ну, а ты, барсук, чего?
Тычешь в книжку лапой.
Что увидел там, скажи,
Завтра в школу с папой.
Значит так!
Придется двойки
Всем поставить за урок.
Без родителей, вас, завтра
Не пущу и на порог:
Кар-кар-кар…
Автор:
Перемена, перемена,
Рада, рада детвора!
Всем, конечно, непременно
Хочется кричать «УРА».
Танец «На лесной полянке»
Автор:
Но учительница снова
Каркает: «Пора! Пора!»
2 урок. Звук (Р).
Карка Ивановна:
Сегодня мы с вами научимся говорить звук (Р).
Слушайте внимательно, как надо говорить звук (Р):
Язычок мы подготовим
Блинчик на губе лежит.
Вдруг он в чашку превратился,
Мы подуем на чаек.
Дуем- воздух теплый, сильный.
Вдруг – моторчик загудел
Р-р-р-р…
Молодцы ребята. Язычки у вас послушны. Продолжаем мы урок.
Ра-ра-ра — вы послушайте слова
Рада- рама- рак- рука — кар
Четко слышим мы звук р
Кар-кар-р-р-рррррр…
Каркуша, кар-кар-р-р-рррр…
Кар-р-р-р-ка Ивановна!
Понятно?
(зверята кивают головами.)
Скажем вместе: Карка Ивановна!
Правильно произносим:
Бурундук: ра-ра-ра –заниматься нам пора.
Басук: ру-ру-ру – ручку в руку я беру.
Бобер: ро-ро-ро – вот, пишу я хорошо!
Карка Ивановна:
Хорошо, тогда скажите, кто может так рычать?
Р-р-р-рррр- медведь, лев, тигр, собака.
Вместе рычим: р-р-р-р-рррррр.
До чего хороший рык
Мы пропели хором.
Даже Миша косолапый
Просится к нам в школу.
(Входит Медведь, топчется с ноги на ногу и припевает)
Медведь:
Хорошо в лесу живется,
Есть орехи и грибы.
Птицам весело поется.
Все деревья, как столбы.
Ты, бобер, зачем сегодня
Вон, то дерево погрыз?
Ты, барсук, зачем так много
Кукурузы в поле сгрыз?
Бурундей, ты, бурундей,
Что же, ты, меня жадней?
Сам вон маленький, какой,
Щеки видно за спиной.
Карка Ивановна:
Молодец, Миша! Очень верно ответил на вопрос: что такое хорошо и что такое – плохо. Садись, пять тебе ставлю.
Всем пора домой, зверята.
Скажем громко все – «Ура!»
Говорим все р-р-р-р отлично,
Но и отдохнуть пора!
Герои прощаются со зрителями
Используемая литература:
- Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников «Союз» С-Петербург 1999
- Коноваленко Конспекты фронтальных занятий для детей с ОНР С-Петербург, изд-во «СОЮЗ» 2001
- Ничинская Н.М. Стихи для детей
- Н.В. Микляева Развитие языковой способности у детей с ОНР Творческий центр «сфера» М2012
- Е.В. Васильева Развиваем речь ребенка с помощью речи и движений Творческий центр «сфера» М2013
- Г.А. Ванюхина Экстернат речевой культуры для дошкольников Творческий центр «сфера» М2009
- Л.С. Дмитриевских Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР Творческий центр «сфера» М2011
< Предыдущая | Следующая > |
---|
автор: Воронкова Татьяна Владимировна
воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 23 г. Томска
Сценарий утреннего сбора по теме «Дикие животные».
Утренний круг друзей – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Цель проведения круга: развитие у ребенка – дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые для успешной самореализации и развития ребенка.
Задачи:
- сплотить детский коллектив;
- формировать умения слушать и понимать друг друга;
- формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждать планы на день, неделю;
- развивать умения выражать свои чувства и переживания;
- привлечь родителей к жизни детей в ДОО.
Сценарий утреннего сбора по теме « Дикие животные».
(средняя группа)
Цель: Расширять представления детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
– Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия
– Способствовать развитию связной речи
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы
Оборудование: 1. колокольчик (позывной на утренний круг);
- волшебный клубочек (клубочек ниток),
3.мячик,
4.микрофон,
5.карточки – эмоции,
6.листья для выбора центров.
- магнитики
Структура утреннего круга:
- Начало утреннего сбора:
Чем продуктивнее утро, тем продуктивнее пройдет день! Для приглашения на утренний сбор звучит колокольчик.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Когда все дети собрались в круг и улыбнулись друг другу, воспитатель продолжает:
Здравствуй, здравствуй дружный круг — (качаем руками).
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила, (берёмся за руки)
Можем маленькими быть, (приседаем),
Можем мы большими быть — (встаём),
Но один никто не будет – (пожимаем друг другу руки).
Дети:
Мы рады, что пришли в детский сад!
Всем, всем, всем доброго дня!
- Приветствие:
Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью клубочка, но это не простой клубок а «волшебный клубок». Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».
Дети говорят что у нас получился дружный круг, что наш круг похож на солнышко, так как мы группа «Солнышко», а мы его лучики.
Воспитатель хвалит детей, посмотрите – мы все с вами сидим в одном большом кругу, а с помощью «волшебного клубка» мы все соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Ребята, клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем! Вы очень понравились волшебному клубочку. Он говорит, что вы все очень дружные.
После приветствия предлагается детям
- Счет детей:
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Давайте ребята посчитаемся, узнаем сколько нас сегодня пришло в группу, сколько у нас мальчиков, сколько девочек и кого ж сегодня больше, мальчиков или девочек. Ребята, как мы сегодня будем считаться? Дети высказывают, как они хотят посчитаться, по желанию девочки считают девочек, мальчики мальчиков (может быть наоборот, девочки считают мальчиков, мальчики – девочек), это все обговаривается. Если желающих много то применяем считалочки по теме недели. Так как у нас тема «Дикие животные», то считалочки вспоминаем или разучиваем про диких животных.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл,
Сидит, грызёт,
Иди прочь — хозяин идёт!
***
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
После того, как посчитаны девочки и мальчики, обсуждаем кого же сегодня больше и на сколько. Так как дети еще только начало средней группы им сложно понять, поэтому мы встаем парами (мальчик с девочкой). Когда пары закончатся, наглядно видно кто остался и сколько. Дети с легкостью отвечают что, например, остались девочки, значит сегодня больше девочек. На вопрос на сколько больше девочек, чем мальчиков, дети считают сколько осталось на стульчиках девочек.
- Календарь:
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поговорим о погоде. Как вы думаете, а зачем нужна информация о погоде?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, информация о погоде нужна для того, чтобы люди правильно оделись в холод, либо взяли с собой зонт, если намечается дождь.
Сегодня 22 сентября – вторник, день осеннего равноденствия. Это день и ночь длятся равные 12 часов. И в этот день славяне чествовали солнце, и просили ночь отступить.
А сейчас ребята, давайте поиграем в игру «Круглый год».
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. Какое время года наступит после осени?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы. А затем?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. А после весны?
Дети: Лето.
Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали.
А сейчас ребята, давайте вспомним дни недели.
Первый.
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Второй.
Дети: Вторник.
Воспитатель: Третий.
Дети: Среда.
Воспитатель: Четвертый.
Дети: Четверг.
Воспитатель: Пятый.
Дети: Пятница.
Воспитатель: Шестой.
Дети: Суббота.
Воспитатель: Седьмой.
Дети: Воскресенье.
Давайте вспомним стишок о днях недели.
Подскажите-ка нам звери
Как запомнить дни недели
Первый-понедельник
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник
Соловей-задорник.
За вторником – среда
Лисичкина еда.
За средой четверг
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота
Баня у енота.
За субботой воскресенье
Целый день у нас веселье.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте у кого мяч. Если будет трудно ответить, то все ребята помогают. Какой день наступит после понедельника?
Дети: Вторник.
Воспитатель: Какой день недели после вторника?
Дети: Среда.
Воспитатель: Какие дни рабочие в неделе?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Воспитатель: Какие дни выходные?
Дети: Суббота, воскресенье.
После игры дети описывают погоду, и по желанию зарисовывают данные в календарь природы.
- Словарь по теме:
берлога, спячка, запасы, бурый, косолапый, длинноухий, копыта, клыки.
- Игра:
Логоритмическая игра «На водопой»
Цель: развитие координации речи с движением; подражательности, творческого воображения.
Жарким осенним днем лесной тропой Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом.) За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.) За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.) За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.) За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.) За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.) За мамой-зайчихой —косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.) Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.) Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг, делают движения языком — «лакают».)
- Обмен новостями:
Воспитатель: а сейчас, ребята, мы с вами отправимся в «Путешествие в страну «Эмоции», и узнаем, с каким же настроением пришли вы в сад, и изменилось ли ваше настроение на данный момент. Дети сидят на подушечках в кругу, перед ними карточки с эмоциями (радость, грусть, обида, удивление, удовольствие, злость, любопытство). Дети по очереди вытягивают карточку с эмоцией, объясняют всем, почему именно эту эмоцию выбрали.
Воспитатель: ребята, в руках у меня микрофон, а это значит, пришло время новостей. Есть ли у вас новости, которыми вы бы хотели поделиться с нами? Давайте внимательно послушаем новости друг друга, если у кого-то возникнут вопросы, поднимаем руку и задаём вопрос. Дети по желанию рассказывают свои новости.
- Планирование дня:
В течении дня у нас сегодня работают 4 центра: три центра – это центры творчества и один центр «В мире знаний» (книжный центр).
В первом центре мы с вами будем делать ниточную аппликацию «Шубка для животных»
Во втором центре мы будем лепить диких животных из теста, посмотрите у нас на столе разноцветное тесто, вы сможете слепить лесное животное по желанию.
В третьем центре будем рисовать диких животных в лесу.
Четвертый центр – это книжный центр, где вы сможете вспомнить сказки о диких животных, рассмотреть картинки, составить рассказ.
Обратите внимание, что на каждом центре у нас обозначение на столе – осенний листок. Давайте посмотрим, в ценре аппликации у нас осенний лист каким цветом? (зеленый), а в центре где мы будем рисовать диких животных в лесу каким цветом осенний листок? (оранжевым), а в книжном центре каким цветом осенний лист? (желтым).
Воспитатель: запомните ребята цвет листьев, нам это понадобится при выборе центров.
- Выбор центров:
Воспитатель: теперь я попрошу вас закрыть глазки, вспомнить, какие центры у нас сегодня работают и подумать, в какой центр вы хотели бы сходить. А теперь откройте глазки, у меня на подносе листочки (четыре цвета, по цвету центра), выберите пожалуйста цвет центра, какой вы хотите сейчас посетить.
Дети делают выбор с помощью осенних листочков по цвету центра и садятся за столы.
Воспитатель: я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы все задуманное вами у вас получилось.
- Реализация плана:
Одели диких животных в теплые шубки, слепили диких животных и проиграли сказку «Колобок», нарисовали карандашами, восковыми мелками, гуашью животных леса, составили в книжном центре рассказ.
- Анализ деятельности:
Воспитатель: ребята, мы с вами сегодня трудились и мне хочется узнать все ли вам понравилось, все ли у вас получилось, были ли трудности в работе, и какой центр вы посетили, а в какой не успели, но очень хотели.
Воспитатель: ребята, в каком центре вам больше всего понравилось работать? (Дети высказывают свое мнение, что им понравилось, что не успели и почему, в чем была трудность и т.д. На доске успешности выставляют магнитики)
Предложить детям сесть на подушечки в кружок, закрыть глаза и послушать красивую музыку, которую сочинил Петр Ильич Чайковский «Музыка осени».
Воспитатель задает вопросы после слушания: Ребята, вам понравилась музыка? Какое настроение у музыки? Что вы представили себе, когда слушали это произведение?
Ответы детей: (я увидела хмурое небо с тучами; а я видела, что дует ветер и листья с деревьев падают, как самолетики; а я услышал дождь).
Молодцы ребята, все потрудились, у вас все получилось, утро прошло интересное, плодотворное.
Выполнила:
Иванова Светлана Венадьевна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 101/4 «Березка» города Тюмени
Первая квалификационная категория
Конспект образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР п
о лексической теме «Дикие животные»
Цель организованной образовательной деятельности:
активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
- Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
- Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познание развитие:
- Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
- Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
- Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных
Физическое развитие:
- Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать навыки коммуникативной стороны речи;
- обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми об животном мире леса
- Беседы на тему «Как вести себя в лесу».
Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.
Ход организованной образовательной деятельности:
В лес отправимся гулять (Маршируют)
Будем весело шагать.
Ноги выше поднимаем,
На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)
На носочки дружно встали (встают на носки)
В зимний лес все прибежали.(руки в разные стороны)
1.Организационный момент. Приветствие.Дети стоят кругом. Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают загадки. После загаданных загадок — какие животные еще спрятались в лесу?
*У нее красивая шкурка
Пятнистая, как у Мурки.
Но ее поберегись,
Ведь она не кошка — это … (рысь).
*Пробежала кочка
Около пенечка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки. (Еж)
*Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?(заяц)
*Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)
-Как назвать одним словом всех этих животных? (дикие)
-Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).
-Как можно назвать их по другому? (звери).
2. «Кто как голос подает» по схеме.В лесу зверей много. И все они по-своему подают голос.
Волк – воетМедведь — ревет, рычит
Лиса — тявкает.Кабан — хрюкает.
Еж — фыркает Белка – цокает.
Лось ревет, стонет.Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.
3. Сейчас сядет тот, кто назоветкак называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….
— семья ежа (ежиная)-семья лисы (лисья)
-семья медведя (медвежья)-семья волка (волчья)
-семья барсука (барсучья)-семья зайца (заячья)
-семья лося (лосиная)-семья рыси (рысья)
-семья белки (беличья)-семья кабана (кабанья)
-семья оленя (оленья)-семья бобра (бобриная)
4. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. «Назовите членов звериного семейства»(по схеме). Папа-мама-детеныш.Например:
-еж-ежиха-ежонок-лис-лиса-лисенок
-медведь-медведица- медвежонок -волк- волчица-волчонок
-барсук –барсучиха-барсучонок-заяц –зайчиха-зайчонок
-лось –лосиха-лосенок-рысь-рысиха-рысенок
-белка-белка-бельчонок-кабан –кабаниха-поросенок
-олень –оленуха-олененок-бобр –бобриха-бобренок
У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.
***А когда ежонок вырастит кем он будет (ежом, ежихой) и т.д.
5.«Опиши животное по схеме».Давайте рассмотри какие части тела есть у животного, какого окраса его шерсть и чем он питается.
1.У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса хищное животное.
2. У медведя большое туловище, голова, маленькие округлые ушки, четыре мощные лапы с острыми когтями и короткий хвостик. Медведь коричнего (бурого) цвета. Медведь всеядное животное.
3. У оленя крупное туловище, голова, морда, ветвистые рога, короткий хвост и ноги с копытами. Тело оленя покрыто светло-коричневой короткой шерстью. Олень травоядное животное.
Фото 1
6.Вы ребятки не зевайте, а части тела ласково называйте «Назови ласково» (в кругу с мячом)
Рыжая голова – рыженькая головка, острые зубы – остренькие зубки,
короткий хвост-коротенький хвостик черные глаза — черненькие глазки
колючая спина –колюченькая спинкаморда — мордочка
копыта-копытца рога-рожки
мягкая шерть – мягонькая шерстка длинные уши-длиненькие ушки
когти — коготочки усы – усики.
7.Логопед приглашает детей на ковер.
Поработали, ребятки,А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь,Все в зверюшек превратитесь.
Сколько здесь пришло зверей!Не узнать моих детей!
8. Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.
(Я — бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата).
Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята
Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата
Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата
Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата
Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата
Я поросенок и я поросенок – вместе мы поросята.
Фото 2
9. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».
Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте
Как животных нам назвать?руки разводят в стороны
С людьми они не знаются, хлопают в ладоши
В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками
По картинкам всяк их знаетскладывают ладони в виде книжки
Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке
Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой
Они – дикие, лесные.изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,
растопырив на них пальцы.
10. Пальчиковая гимнастика «В лесу».
-Что в лесу опять стряслось? Растопыренные руки-«рога» над головой,приподнять брови.
Удивился старый лось
-Это дерево упало — Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.
Дров бобру на зиму мало! Рубим дрова
Головой качает рысь: указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой
-Ну-ка, звери, берегись! Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.
11 Ребята к нам пришло письмо. Смотрите здесь для вас задание. Разгадайте слово по первых звукам картинок.«Назови жилье животных».
Фото 3
хлеб – арбуз – танк – кот – ананас — (ХАТКА).
Кто знает что такое ХАТКА?
Лиса живет в норе.А кто еще живет в норе?(Барсук живет в норе.Ежик живет в норке.)
Белка живет в дупле.Медведь живет в берлоге.
Волк живет в логове.Заяц под кустом.
Лосиха живет под деревом.
12.«Составь рассказ» по плану.
Белка это дикое животное. Она живет в лесу. Белка по размерам маленькая.
У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост.У белки детёныши бельчата. Белка живет с бельчатами в дупле.
Она любит есть орехи и грибы.
13. Ребята, а теперь я вам предлагаю стать писателем и придумать свою загадку по схеме про лесного жителя.
1)Лапа, хвост, мышка. (У этого животного мощные лапы с острыми когтями, длинный хвост, питается мелкими животными).
2) Рога, копыта, трава.(У этого животного мощные рога, есть копыта, ест траву)
3) Цвет, как подает голос, где живет?(Это животное рыжее, тявкает, живет в норе)
12. «Пересказ» рассказа «Лиса-охотница».
13. Итог образовательной деятельности.
Приложение:
Интернет — ресурсы по теме:
http://logoportal.ru/konspekt-12830/.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/10/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-frontalnogo-zanjatija-po-leksicheskoi-teme-dikie-zhivotnye-dlja-detei-starshei-logopedicheskoi-grupy-s-onr.html
http://pandia.ru/text/80/251/20539.php
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004717
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf