Сценарий занятия робототехника

Конспект занятия по робототехнике. Занятие посвящено изучению деталей конструктора и построению конструкции робота «Базовая модель».

Слайд 1

Конструктор LEGO Mindstorms EV3

Слайд 2

Кроссворд

Слайд 3

Ответы к кроссворду 1 . Конструктор 2 . Мотор 3 . Лего 4 . Датчик 5 . Колесо 6 . Процессор 7 . Робототехник 8 . Моделирование

Слайд 4

Микроконтроллер EV3 Микроконтроллер EV3 содержит 6 кнопок с LED- подсветкой, 4 порта для моторов, дисплей 178х128, слот для карт памяти mini SD, порт USB 2.0 тип A, Bluetooth , Wi-Fi , громкий динамик.

Слайд 5

Большой сервомотор Мощный мотор со встроенным датчиком угла поворота с точностью до 1 градуса; 160-170 об/мин; момент вращения 335 г*см, момент удержания 670 г*см; может быть синхронизирован с другим мотором для движения строго по прямой; автоматически распознается встроенным программным обеспечением.

Слайд 6

Средний сервомотор Скорость вращения 240-250 об/мин; встроенный датчик угла поворота с точностью до 1 градуса; момент вращения 115 г*см; момент удержания 170 г*см; автоматически распознается встроенным программным обеспечением.

Слайд 7

Ультразвуковой датчик расстояния Измеряет расстояние до отражающего звук предмета в интервале 3-250 см с точностью +/- 1 см; может использоваться как датчик звука; индикатор светится непрерывно, когда датчик излучает, и мигает, когда слушает; автоматически распознается встроенным программным обеспечением.

Слайд 8

Датчик касания (кнопка) Определяет, нажата или отпущена кнопка, умеет подсчитывать одиночные и многократные нажатия; автоматически распознается встроенным программным обеспечением.

Слайд 9

Гироскопический датчик Цифровой гироскопический датчик. В режиме «угол» меряет угловое положение с точностью +/- 3 градуса; в режиме «гиро» меряет скорость вращения до 440 град/сек; автоматически распознается встроенным ПО.

Слайд 10

Датчик цвета/света Цифровой датчик цвета различает 8 цветов и определяет освещенность в широком диапазоне: от темноты до яркого солнечного дня. Меряет отраженный красный свет и общий фоновый. Различает синий, зеленый, желтый, красный белый и коричневый, а также различает цветное и черно-белое изображение. Частота опроса 1 кГц; автоматически распознается встроенным ПО.

Слайд 11

Инфракрасный датчик-поисковик Цифровой инфракрасный датчик-поисковик определяет близость к роботу и считывает сигналы инфракрасного маяка. Близостью считается расстояние в 50-70 см. Рабочая дистанция от маяка до 2 метров. Поддерживает 4 сигнальных канала. Принимает команды с пульта управления. Автоматически распознается встроенным ПО.

Слайд 12

Инфракрасный маяк – пульт дистанционного управления 4 инфракрасных канала; кнопка активации/деактивации; зеленый светодиод сигнализирует об активности маяка; автоматическое выключение, если нет активности в течение часа; рабочее расстояние дo двух метров; питание от двух батареек ААА.

Слайд 13

Задание 1

Слайд 14

Практическое задание Робот с клешней

Слайд 15

Задание

Слайд 16

Задание

Слайд 17

Задание

План-конспект занятия

по теме: «Роботы и робототехника».

Цель: формирование у детей интереса и желания заниматься робототехникой

Задачи:

  • образовательные:

— познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства;

— формирование политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике;

— учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.

  • воспитательные:

— воспитать аккуратность, терпение при работе на уроке;

— воспитать культуру общения.

  • развивающие:

— развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;

-развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;

  • здоровьесберегающая:

— соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация.

Материалы: схемы сборки роботов, детали конструктора.

Основные понятия, используемые на занятии:  роботы и их применение, конструирование.

Формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

  1. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.

  2. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

  3. Воспитывать чувства справедливости, ответственности.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в понятиях «роботы», «конструирование».

  2. Выделять детали заданной формы на готовом роботе.

  3. Анализировать расположение деталей в роботе.

  4. Составлять робота из частей.

  5. Определять место заданной детали в конструкции.

  6. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  7. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  8. Моделировать робота из деталей.

  9. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.

  10. Создавать стандартные модели роботов из деталей.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умения работать  в группах.

  2. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,

 дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

  1. Уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на занятии.

  2. Принимать и сохранять учебную задачу.

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  4. Адекватно воспринимать оценку педагога.

  5. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

План занятия:

  1. Организационная часть занятия. (2 минут)

  2. Сообщение нового материала. (15 минут)

  3. Планирование деятельности.(3 минут)

  4. Практическая работа. (20 минут)

  5. Подведение итогов работы. (5 минут)

Ход урока

Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я проведу у вас урок технологии.

На партах лежат листочки контроля. Подписать.

— А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока, а плохое к концу обязательно станет хорошим.

Посмотрите на экран, мы с вами очутились на планете робототехники.

А кто проживает на этой планете вы поймете прослушав стихотворение.

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»

Скажите о ком говорится в стихотворении. Ответы детей (о роботах)

Планета робототехника на ней живут роботы. Значит тема урока: Роботы и робототехника.

Формулирование темы урока .

Какую цель поставим.

Цель: познакомиться с видами роботов и основными направлениями робототехники.

Задачи:

1.Узнать кто такой робот.

2. Какие функции выполняет робот.

3.Выполнить макет робота.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники.  И я предлагаю вам отправиться в путешествие ….

2.Знакомство с новым материалом.

Ведущий: Мы живём в удивительное время, время внедрения робототехники. Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»?

-А вы знаете, кто такие роботы?

Робот-это  Автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. Он самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может, как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать самостоятельно. Слово «робот» обозначает – трудная работа. Наука, которая разрабатывает, а потом и создаёт роботов, называется «роботехника». Как называют людей, кто непосредственно занимается их созданием? Да, это конструкторы.

Ещё в далёкой древности люди мечтали создать существо, с огромным количеством рук, чтобы оно выполняло сразу много дел, эти образы остались в истории.

Первые попытки создать робота были у Архимеда, его катапульта и баллиста, которые помогали в боях с врагами.

Но первый человекоподобный механизм изготовил в 1495 г. Леонардо да Винчи. Это был механизм, одетый в рыцарские доспехи, приводился он в движение с помощью тросов и роликов. Этот рыцарь так ни разу и не побывал в бою.

— А теперь давайте познакомимся с типами роботов и функциями, которые они выполняют, но для этого сначала я попрошу выполнить задание. (работа в парах собрать пазлы)

  • Аптечный робот — мини-складское оборудование, которое устанавливается в аптеке, аптечных складах и медицинских учреждениях для оптимизации хранения, поиска и выдачи медикаментов к рабочему месту фармацевта (первому столу) или для продажи непосредственно 

  • Андроид (человекообразный робот) от греч. слова «человек»
    и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный
    Могут выполнять функции как бытовых,так и военных и промышленных роботов. А также могут летать в космос

  • Биоробот — человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело — органическое.

  • Промышленный робот — автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое формирует управляющие воздействия, задающие требуемые движения исполнительных органов манипулятора. Применяется для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций

  • Транспортный робот — автоматическая машина, представляющая собой совокупность манипулятора, перепрограммируемого устройства управления и ходового устройства.

  • Подводный робот — применения роботов в подводной среде.

  • Бытовой робот  — робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни.

  • Боевой робот (военный робот) — устройства автоматики, заменяющие человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, в военных целяхразведкабоевые действияразминирование и тому подобное.

  • Зооробот  — это робот, внешне напоминающий какое-либо животное.

  • Медицинский робот широко используются в медицине для диагностики и хирургических вмешательств.

  • Микроробот, Наноробот-это управляемые устройства, способные не только двигаться, но и выполнять определенные виды задач. Например, связывать токсические вещества или контролируемо доставлять лекарства или гены в определенную область тела.

  • Робот-игрушка

  • Робот-официант

  • Робот-экскурсовод

Разминка. Гимнастика для глаз.

Загадки:

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну а мы — следим за ним. (Светофор)

Этот робот знает дело.
Не высок он и не мал.
Карту проглотил умело,
А отдать не пожелал(Терминал)

В нем удобно и легко,
Можешь ехать далеко.
Ну а кончится зарядка
Будет друг тебе не сладко.(Электромобиль)

Он в кармане у любого,

Ведь явление не ново

Без такого аппарата

Обходились мы когда- то (Мобильный телефон)

Физминутка 
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

3.Практическая работа. (Повторить технику безопасности)

Предлагаю вам попробовать себя в роли конструкторов и создать макет робота.

На парте у каждого присутствует набор для конструирования.(различные коробочки)

Большой коробкой будет туловище, а одной маленькой – голова. Чтобы замаскировать коробки и сделать вид настоящего робота, понадобится обклеить их цветной бумагой. Лучше всего для этого взять золотистую или серебристую бумагу. Чтобы голова походила на голову, приклейте также к ней глаза и рот. Подойдет все что угодно: глаза можно сделать из пуговиц, рот — из пружины от авторучки, и не забудьте про антенны (без них робот будет неполноценным). Уши — тоже важная часть, их можно сделать из старых транзисторов. Остальные маленькие коробки пойдут на ноги — их так же надо будет оклеить бумагой. Ну а на руки пойдут коробки из-под чая. Прикрепите их к торцу большой коробки-туловища.

Какими инструментами мы будем пользоваться. Повторить технику безопасности.

Теперь поделка почти готова. Остается только добавить аксессуары, которые превратят ваши коробки в самого настоящего робота. Для этого подойдут любые старые радиодетали. Ваш маленький механический друг готов к игре.

4.Закрепление пройденного.

-Молодцы, ребята. Я предлагаю вам вспомнить кто такой робот?

Какие функции он выполняет.

Рефлексия:

  • Сегодня я узнал …

  • Я понял, что …

  • Я попробую …

  • Меня удивило …

  • Особенно мне понравилось …

  • Мне захотелось …

5. Домашнее задание.

Подготовить доклад о роботах, используемых в промышленности.

6. Подведение итогов.  

А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). И оцените работу на уроке. (Заполнить лист контроля)

4

Конспект занятия по робототехнике «Первые шаги. Введение в робототехнику»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида «Золотой ключик»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности

по робототехнике в подготовительной группе

Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику».

Выполнила:

воспитатель

1 квалификационной категории

Полякова Наталья Викторовна

Городской округ

г.Бор

2019г.

Цель: Знакомство с конструктором Лего Wedo и основными его компонентами. Закрепление знаний, умений и навыков в работе с конструктором Лего.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить с основными идеями программирования моделей; программным обеспечением и терминологией; закрепление правил безопасности в обращении с конструктором.

Развивающие:

Привить навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели, расширять словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук, элементы логического мышления, внимание, конструкторские навыки.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО. Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу, работая в подгруппе.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики», беседа «Кто такие фиксики?», игры с конструктором «LEGO»

Оборудование: игрушки-герои мультфильма «Фиксики» -Шпуля и Симка, персональный компьютер, экран, проектор, презентация «Введение в робототехнику», наборы Лего Wedo, аудиозапись песни «Кто такие фиксики?»

Планируемые результаты: знакомство с новым видом конструктора лего и его деталями.

Используемые технологии: исследовательская, игровая деятельности, здоровьесберегающая, интерактивная.

Этапы НОД

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Орг.момент

Игра-приветствие «Наши умные головки»: Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. — Молодцы, присаживаемся на стульчики.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, стоя около стульчиков.

2. Мотивация

Звучит музыка из мультфильма «Фиксики».

На экране слайд №1 презентации.

Раздается стук в дверь, воспитатель открывает, на скейтборде(летающем), «влетают» фиксики – Шпуля и Симка:

-Ребята, посмотрите, к нам прилетели гости? Кто это? Давайте поздороваемся.

«Здравствуйте, ребята. Нам очень нужна ваша помощь! Дело в том, что мы, Фиксики, умеем чинить различные электроприборы, но совсем не знакомы с роботами. Как нам быть, ведь Дим Димыч увлекся робототехникой, ему нужна наша помощь, а мы даже не знаем, что это такое. Помогите нам, ребята!»

Воспитатель: -ребята, поможем Шпуле и Симке?

Дети здороваются.

Ответы детей. Дети соглашаются помочь фиксикам.

3. Проблематизация

-А что такое робот и кто его создал, с какой целью?

Робот — многоцелевая машина, отличающаяся от обычного автомата, гибкостью и универсальностью выполнения различных операций. Создали роботов – люди, с одной целью – помогать им, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым физическим трудом, а также от простых монотонных операций, не требующих высокой квалификации. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! (слайд № 2)

Дети высказывают предположения.

4. Целеполагание

В-ль: чтобы помочь фиксикам, нам нужно самим научиться строить роботов. Скажите, ребята, из чего в детском саду можно построить роботов?

Да, конечно из конструкторов. какие у нас есть конструкторы?

Шпуля:- а у Дим Димыча есть вот такая коробочка(показывает коробку с конструктором Лего),но там написана какая то загадка, которую мы никак не можем отгадать. Поможете нам?

Воспитатель читает загадку:

Красный, жёлтый, голубой, Дом построили большой.

Покрутили, повертели,

Получили карусели.

Паровоз, корабль, авто

Можно сделать из него

Пластмассовых кирпичиков Огромное количество Они все на шипах. Рождаются в руках Машина, дом, телега… Конструктор этот (Лего)

-Да,это конструктор Лего, с помощью которого мы будем учиться создавать роботов (слайд №4). Давайте познакомим Шпулю и Симку с этим конструктором.(слайды № 5-11)

-Как вы думаете, что нужно, чтобы робот начал двигаться?

— А чтобы роботы двигались, нам понадобится конструктор «LEGO WEDO»(показ) и компьтер с программой для этого конструктора . давайте с ним ознакомимся(слайды № 12-16)

Воспитатель: -А как вы думаете, ребята, сможем мы помочь Шпуле и Симке строить роботов из конструкторов Лего? Предлагаю всем вместе совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Робототехника», где мы вместе научимся строить разных роботов, приводить их в движение и играть с ними. У нас будет свой мир роботов, про который мы снимем мультфильм и отправим его к Дим Димычу. Вы согласны?

Шпуля и Симка:- Ура! Мы согласны! А вы, ребята, поможете нам?

Дети — из конструкторов.

Дети называют виды конструкторов.

Помогают фиксикам отгадывать загадки.

Дети высказывают разные предположения.

Некоторые дети сомневаются, смогут ли они помочь строить роботов.

Высказывания детей.

Дети соглашаются.

5. Планирование будущей деятельности

А чтобы наш путь был безопасным, давайте вспомним общие правила техники безопасности при пользовании конструктором ( слайд №17-18)Ну что ж. отправляемся в страну робототехники!

Физкультминутка:

Робот делает зарядку(ходьба на месте) И считает по порядку. Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.) Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх) Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.) И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)

— Итак, что нам понадобится для создания роботов?

Конструктор Лего.

Ответы детей.

Конструкторы, компьютер.

6. Реализация плана

А чтобы Шпуля и Симка познакомились с конструктором Лего, предлагаю поиграть в игру «Назови деталь».

Д-и «Найди и назови деталь» (Высыпает содержимое из коробки) — Посмотрите, пожалуйста, на схему, найдите и назовите фигуру? (Так же находим и следующие фигуры).

— Молодцы, все справились с заданием.

— Следующая игра «Придумай и построй».

Я предлагаю Вам из фигур придумать что-либо, построить и рассказать, что построили.

(Дети рассказывают, кто что построил).

Дети работают со схемами. Находят и называют детали конструктора.

Дети придумывают несложные постройки, строят и рассказывают о них.

7. Оценка и рефлексия

-Итак, ребята, скажите пожалуйста, что вам больше всего сегодня понравилось?

— Что вы сегодня узнали нового?

-Как вы думаете, сможем ли мы помочь фиксикам узнать, что же такое робототехника?

— А как мы будем помогать?

— Правильно, будем вместе учиться создавать роботов!

Шпуля и Симка благодарят детей: — большое вам спасибо, ребята! До новых встреч!

— Что больше всего понравилось при выполнении работы?

Ответы детей.

Опубликовано 25.12.19 в 19:29



Сценарий урока по теме: «Робототехника – шаг в будущее!»

модуля рабочей программы «Введение в робототехнику» в рамках образовательной области «Технология»

Автор Бердникова Юлия Евгеньевна

Должность Учитель технологии

Тема урока: «Робототехника – шаг в будущее!»

Класс:5 класс

Длительность: 1 академический час

Техническое обеспечение:

Ноутбуки, программное обеспечение LegoMindstormsEV3, образовательные наборы конструкторовLegoMindstormsEV3

Место урока по теме в модуле Рабочей программы:

Урок по теме «Робототехника – шаг в будущее!» 1 из 8-и отведенных на данную тему, 1 в разделе «Введение в робототехнику»

Цель урока: ознакомление с робототехникой через практическую деятельность посредством легоконструирования и программирования.

Технологическая карта проведения урока (занятия) по теме «Робототехника – шаг в будущее!»
(с краткой аннотацией каждого этапа урока)

1 этап. Постановка цели урока (творческой задачи), формирование мотивации к учебной деятельности. 10 минут.

Основной вопрос (задание) для обучающихся

Используемые формы, технические средства обучения, электронные образовательные материалы (ЭОМ)*

Краткое содержание этапа

1.

— Просмотр видеоролика «Что такое робототехника?»

— Прочтите текст и озвучьте пропущенное слово. (1 слайд)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

(2 слайд)

— Видеоролик «Что такое робототехника?»

— Прием «Пропущенное слово»

— Презентация «Робототехника – шаг в будущее!»

— Приветствие детей.

— Выход на тему

— Сегодняшний урок (занятие) я начну с такого задания:

прочтите текст и озвучьте пропущенное слово

«………» активно набирает обороты, она внедряется во все сферы человеческого существования — лечение болезней, разведка на расстоянии, производство всевозможной продукции, охрана домов и предприятий, личная помощь и развлечения.

— Умозаключения детей, их высказывания, если дети затрудняются, помочь им выйти из ситуации, озвучить слово «Робототехника».

— Совместная с детьми формулировка темы урока: «Робототехника – шаг в будущее!»

— Просмотр видеоролика «Что такое робототехника?»

2

— Просмотр слайдов презентации и ответы на вопросы:

-Что вы знаете о робототехнике?

— Как понимаете что такое робототехника?

(3 слайд)

— Прием «Посмотри, подумай, ответь»

— Презентация «Робототехника – шаг в будущее!»

— Выявление знаний обучающихся о роботах и робототехнике

— Умозаключения детей, их высказывания

3

— Что бы вам хотелось узнать, чему научиться на уроке?

— Как создаются роботы (этапы создания/ лаборатории)

(4 слайд)

-Планирование деятельности

-Презентация «Основы робототехники»

— Формулировка задач, составление плана урока

— Правила работы лабораторий: аналитическая (проверка знаний, полученных дома); инженерная (сборка робота); программно-техническая (программирование и запуск робота).

2 этап. Аналитическая лаборатория. Актуализация имеющихся знаний. 5 минут.

4.

— Аналитическая лаборатория

— Тест «Основы робототехники» на платформе Online TestPad

— Прием «Перевернутый класс»

— Решение теста «Основы робототехники» на платформе Online TestPad

5.

— Анализ знаний, полученных дома

— Осмысление, дискуссия

— Получение результатов, обсуждение

— Просмотр диаграмм

3 этап. Инженерная лаборатория. Основы легоконструирования – 10 минут.

6

— Обзор стандартного робота «Тележка»

(5 слайд)

— «Перевернутый класс»

— Презентация «Робототехника – шаг в будущее!»

— Определение частей робота

7

-Практическая работа в парах «Сборка на основе робота «Тележка» своего уникального робота»

— «Перевернутый класс»

— Практическая работа в парах

— Методика «Акрослово»

— Сборка робота по своему замыслу, собранного на основе робота-тележки.

— Показ собранных роботов

— Определение задач робота.

— Рефлексия: методика «Акрослово» (Слово: РОБОТ)

4 этап. Программно-техническая лаборатория 10 минут

8

— Практическая работа в парах «Программируем с Lego EV

— Анализ

— «Перевернутый класс»

— Практическая работа в парах

— Представление результатов работы

— Само и взаимооценка.

— Методика «Спасибо»

— Программирование роботов

— Запуск роботов

— Само и взаимооценка.

— Благодарность детей друг другу за работу в парах.

— Рефлексия: методика «Спасибо»

5 этап. Подведение итогов урока. 5 минут

9

— Так какова же была цель нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её.

— Как вы считаете, цель вами достигнута?

— Целеполагание

— Самоанализ деятельности

— Методика «Кубик Блума»

Рефлексия

— Выводы детей.

— Самоанализ деятельности на уроке.

— Рефлексия: доработка презентации вместе с детьми «Робототехника – это…..» (весело, увлекательно, познавательно, интересно…)

— Рефлексия: анализ эмоционального состояния детей от урока:

Дополнительные материалы к уроку для обучающихся.

  1. Презентация «Основы робототехники»

  2. Видеоролик «Что такое робототехника»

  3. Тест «Основы робототехники» на платформеOnlineTestPad

https://onlinetestpad.com/ru/testresult/299822-osnovy-robototekhniki?res=i7eykmexkb2fu

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/501646-konspekt-zanjatija-robototehnikashag-v-budus

Методическая разработка

мероприятия по робототехнике «Знакомство с роботами»

Автор: Бондарь Анна Ивановна,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ»

Ленинского района города Барнаула

Аннотация

Разработка занятия по робототехнике «Знакомство с роботами» рассчитана на педагогов по робототехнике, преподающих в начальной школе, желающих разнообразить занятия и повысить интерес детей к изучаемому предмету. Данная разработка может быть реализована на основе любой версии конструктора Lego.

На первом этапе занятия происходит разделение на команды, выбор капитанов и названия команд. Затем дети знакомятся с историей создания конструктора Lego и совершают виртуальную экскурсию в музей Lego. Далее участники отгадывают загадки о различных технических устройствах, изображают движения роботов-андроидов, танцуют, как роботы. На этапе «Творческая мастерская» каждая команда придумывает и собирает своего робота, в капитаны команд проводят презентации роботов, собранных их командами

Заканчивается занятие подведением итогов и награждением команд-победителей.

Оглавление

Пояснительная записка 2

Ход занятия: 2

Подготовительный этап 2

I. Организационный этап 2

II. Просмотр презентации «История Lego» 4

III. Разделение на команды, выбор капитанов. 5

IV. Конкурс «Делай, как робот» 5

V. Угадайка 5

VI. Творческая мастерская 8

VII. Подведение итогов. 8

Литература и интернет ресурсы 9

Приложение 1 10

Приложение 2 11

Пояснительная записка

Форма проведения: утренник-праздник для учащихся 2, 3 и 4 классов.

Цель: развитие интереса к техническому творчеству.

Задачи:

  • Обобщение знаний учащихся, развитие внимания, логического мышления, творческих способностей.

  • Воспитание бережного отношения к оборудованию, интереса к учению.

  • Развитие информационной компетентности обучающихся (сбор и хранение информации, ее обработка и практическое применение).

  • Развитие коммуникативных способностей, навыков работы в группе, команде, умения обосновывать свою позицию, выражать свое мнение.

  • формирование любознательности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели;

  • осуществление анализа практической ситуации, осмысление, построение рассуждений, прогнозирование результатов и формулировка выводов.

Оборудование: конструкторы Lego Mindstorms, компьютеры, проектор, экран.

Ход занятия: Подготовительный этап

  1. Подготовка презентации «История Lego», оборудования для представления презентации;

  2. Подготовка 2 ведущих (ученики старших классов), 2детей, читающих стихи;

  3. Подготовка заданий для соревнований, музыкального сопровождения;

  4. Подготовка сертификатов участников, дипломов победителей.

I. Организационный этап

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий 2: Мы рады вас видеть на нашем празднике «Знакомство с роботами»!

Дети читают стихи

Знают дети всего мира:

Робот – умная машина.

Может он решать задачи,

Может он стихи писать.

Может робот печь печенье,

Может он варить варенье.

Может делать он детали,

Может песни сочинять,

В космос отправлять ракету,

Заворачивать конфету,

Управлять автомобилем,

Может в шахматы играть.

Знают дети на планете –

Робот может все на свете,

Если умную программу

Ты умеешь составлять.

Ведущий 1:  Мы с вами живём в удивительное время, время развития робототехники.

Ведущий 2: В прошлом столетии человек впервые полетел в космос, придумал, как заставить атом служить человечеству. Чем же запомнится наш век? Как его назовут? Наверное, «Эрой роботов»?

Ведущий 1:  Мы с вами уже заметили, что роботы встречаются нам не только в фантастических фильмах, а всё больше проникают в нашу обычную жизнь.

Ведущий 2: Конечно, робототехника – это целая наука – в ней все так сложно и непонятно!

Ведущий 1: Да ничего там нет сложного. Очень скоро Роботы станут частью нашей жизни и будут помогать нам во всем.

Ведущий 2:  И в чем же?

Ведущий 1: Сегодня роботы применяются во многих сферах человеческой деятельности, особенно там, где человеку опасно находиться.

Ведущий 2:  Роботы могут управлять ракетами и автомобилями, проникают в самые глубокие океанские впадины и жерла вулканов, ремонтируют космические спутники земли, собирают автомобили и бытовую технику, обезвреживают мины и охраняют здания, помогают находить людей после снежных завалов и землетрясений.

Ведущий 1: Действительно, сложно найти такую область, в которой люди не старались бы создать себе автоматического помощника. Роботы могут помочь человечеству бороться даже с глобальными проблемами.

Ведущий 2:  Я думаю, нужно много специалистов в этой области?

Ведущий 1: Это так. Но очень скоро проблема нехватки профессионалов перестанет быть такой серьезной. Ведь мы уже сейчас имеем возможность изучать основы робототехники, помогает нам в этом образовательный конструктор Lego.

Ведущий 2: И сегодняшние соревнования помогут нам в этом убедиться. Ведь мы не только интересно и увлекательно проведем время, но и приобретем новые знания, навыки и, конечно же, новых друзей.

Ведущий 1: Друзья, а вы знаете, как появился конструктор ЛЕГО? Предлагаем посмотреть презентацию «История Lego».

II. Просмотр презентации «История Lego»

Слайд № 2 Давайте заглянем в Музей LEGO. Он расположен в Дании, в доме, где когда-то жил и работал создатель компании Оле Кристиансен.

Слайд № 3,4,5

Кто из вас знаете, как появился конструктор ЛЕГО?

Компания ЛЕГО была основана в 1932 году в Дании. Создал ее столяр и плотник Оле Кирк Кристиансен. Он работал вместе с сыном, которому на тот момент было всего 12 лет. Поэтому сначала компания производила деревянные игрушки.

Слайд № 6,7 Слово ЛЕГО появилось от выражений «играть хорошо», «играть с удовольствием». Потом это слово стало названием компании. Слайд № 8,9

Когда в цеху производства деревянных игрушек произошел пожар, Кирк Кристиансен придумал изготавливать игрушки из пластика.

Слайд № 10. На этой фотографии семья Кристиансен.

Слайд № 11,12,13

Главное новшество, которое придумал Кристиансен – кубики, которые накрепко соединялись вместе с помощью выступов вверху кубика и углублениям в нижней части. Вы все прекрасно представляете себе эти кубики. Конструкции из таких деталей держались очень крепко, не разваливались, как постройки из обычных детских кубиков, и были очень устойчивыми. Ни падение, ни качание не могло разрушить сооружение из кубиков Лего.

Слайд № 14,15,16

Детали, выпущенные в те времена – 60 лет назад, состыковываются с деталями, выпущенными в наши дни с идеальной точностью! Эти игрушки не стареют, ими смогут играть еще многие поколения детей!

Слайд № 17 Современное Лего, ЛегоЛэнд в Дании.

Слайд № 18-39 Сейчас существуют разнообразные наборы ЛЕГО – для самых маленьких и для детей постарше, машинки и приводимые в движение паровозы из ЛЕГО, ЛЕГО – люди, ЛЕГО – роботы.

Слайд № 40 И мы с вами тоже многому научились.

III. Разделение на команды, выбор капитанов.

Ведущий 1: В нашем празднике принимают участие ребята от 7до 10 лет.

Ведущий 2: Приветствуем наших участников!

Ведущий 1: Но чтоб начать соревнования, нам нужно разбиться на 2 команды, затем каждой команде – выбрать капитана и придумать название.

(С помощью жребия происходит определение состава команд, затем капитана и название дети выбирают сами. Ведущие объявляют названия команд и имена капитанов.)

Ведущий 1 Соревнования объявляются открытыми. Желаем всем участникам удачи!

Ведущий 2 Начинаем с конкурса «Делай, как робот».

IV. Конкурс «Делай, как робот»

Ведущий 1: Робототехник – основополагающими в этом слове являются слова *робот* и *техника*, а знаете ли вы, какими бывают роботы?

(Ответы детей)

 Молодцы ребята, я вижу, что вы много знаете про роботов.

А смогли бы вы выполнить функции роботов, о которых мы сейчас вспоминали?

 Робот повар

Робот няня

Робот медсестра

Робот полицейский

Робот помощник по дому

Робот пылесос

 (На площадку поочередно выходят по одному участнику от каждой команды. Для них на экране показываются изображения роботов, и дети должны показать, как функционируют эти роботы и изобразить их движения!

Когда на площадке будет достаточно много детей, ведущий даёт задание станцевать как робот, включается музыка.)

(За выполнение задания по каждой картинке командам начисляется по 1 баллу. По окончании конкурса подсчитываются баллы и объявляются ведущими).

V. Угадайка

Ведущий 1 Ребята давайте немного отдохнем и отгадаем загадки!

Электронная машина,
Знает все о целом мире,
Все ответы на вопросы очень быстро может дать.
Помогает всегда людям,
Называется (компьютер)

У компьютера рука

На веревочке пока.

Как приветливый мальчишка,

Кто вам тянет руку? (мышка)

 Много клавиш есть на ней

Набирай слова скорей!

Вот где пальцам — физкультура.

Он знает всё и даже больше,

И к нам на помощь поспешит.

Любой вопрос, пусть очень сложный,

Мгновенно с лёгкостью решит.

Плетёт свою он паутину,

Хотя, по сути, не паук.

Он видит всё. Вы догадались?

А ну-ка, что это за друг? (интернет)

 Печатаю буквы, рисую цветочки,

И фото для вас напечатаю срочно.

Стою на столе я в конторе и дома.

Ну, что догадались?

Со мной вы знакомы? (Принтер)

А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это… (джойстик)

Он похож на раскладушку,

Заменяет мне подружку.

Не обидит, не обманет,

Вместе с ним весь мир в кармане.

Обожает интернет

Мой технический брюнет. (ноутбук)

Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен —
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек. (робот)

 (Каждая верно отгаданная загадка оценивается одним баллом. Итоги конкурса и суммарные баллы подсчитываются и объявляются).

VI. Творческая мастерская

Ведущий 1: Начинаем этап соревнований «Творческая мастерская».

Ведущий 2: Настало время показать, чему вы научились на занятиях по робототехнике. Каждой команде нужно собрать из конструктора робота, придумать, какие функции он может выполнять и чем может быть полезен людям. По окончании сборки капитанам должны провести презентацию своего робота – рассказать о его устройстве, показать, какие детали у него могут двигаться и что он «умеет».

(Команды собирают своих роботов, затем капитаны проводят презентации)

(Оценки за конкурс: робот собран – 5 баллов, у робота есть подвижные детали – 2 балла, за каждую придуманную функцию (умение) – по 3 балла.)

VII. Подведение итогов.

Ведущий 2: Молодцы ребята, интересные у вас получились роботы. А сейчас настало время подвести итоги.

(Пока идет подсчет баллов, дети читают стихи)

Соберу для мамы робота такого,

Чтобы всю работу делал он по дому.

И стирал, и гладил, жарил и варил,

И полы на кухне подметал и мыл.

Чтобы мог зашить он рваные штанишки,

На ночь прочитал бы нам с братишкой книжки.

И, придя с работы, мама удивится:

— Никакой заботы, можно спать ложиться!

(Ведущий 1 объявляет результаты последнего конкурса и итоговые быллы).

Ведущий 2: Поздравляем наших победителей – команду …!

(участникам команды-победителя вручаются дипломы, остальным участникам – сертификаты)

Ведущий 1: Спасибо всем за участие! Вы – создатели технологий завтрашнего дня! Удачи Вам в реализации самых смелых идей и проектов в будущем! До встречи на занятиях по робототехнике.

Литература и интернет ресурсы

  1. Барсуков, А.П. Кто есть кто в робототехнике / А.П. Барсуков. — М.: Книга по Требованию, 2010. — 128 c.

  2. Иванов, А. А. Основы робототехники / А.А. Иванов. — М.: Форум, 2012. — 224 c.

  3. Костров, Б. В. Искусственный интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. — М.: Диалог-Мифи, 2008. — 224 c.

  4. Макаров, И. М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. — М.: Наука, МАИ, 2003. — 352 c

  5. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. — Л.: Наука, 2013. — 320 c.

  6. ЛЕГО — Википедия про создание ЛЕГО (http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO)

  7. Практическая робототехника (http://www.roboclub.ru)

  8. Программа «Робототехника» (http://www.robosport.ru)

  9. Самодельный робот (http://robot.paccbet.ru)

  10. Интеллектуальные мобильные роботы (http://imobot.ru)

Приложение 1

Картинки роботов:

Р обот-повар Робот – помощник по дому

Р обот-медсестра Робот-няня

Р обот-пылесос Робот-полицейский

Приложение 2

Презентация «История Lego»

Сценарий открытого занятия по «Робототехнике»-

«Умный волчок»

Возраст детей 6-7 лет.

Разработали:воспитатели

Чувызгалова Н.С.

Калина Е.Л.

МАДОУ «Детский сад №369»

г.Пермь.

Цель: построить модель механического устройства для

запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

Задачи: Познакомить детей с тем, как количество зубьев и диаметр зубчатого колеса влияет на скорость вращения волчка.

Познакомить с понятием «Зубчатая передача».

Научить сравнивать большое и маленькое зубчатые колёса, установливать соотношения между их диаметром, количеством зубьев и скоростью вращения.

Развивать общение детей в устной форме с использованием соответствующего словаря.

Ход занятия:

— Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады , что вы пришли на наше открытое занятие по «РОБОТОТЕХНИКЕ».

Сегодня с ребятами мы будем строить модель , которая называется «Умная вертушка».

На этом занятии мы с ребятами должны построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

— Ребята , у вас у каждого на столе лежит монетка – попробуйте её раскрутить…Что нужно для этого сделать? Как долго крутятся эти предметы?

— Бóльшая часть предметов не может стабильно и долго крутиться, и довольно быстро падает на поверхность стола. Замедление вращения обусловлено действием силы трения.

Чтобы обеспечить устойчивое вращение объекта, необходимо приложить к нему силы симметрично относительно его центра; в противном случае вращение объекта будет неустойчивым, он будет двигаться из стороны в сторону и очень быстро затормозится.

— А теперь, ребята, представьте себя волчком и покрутитесь на месте. Как нужно управлять своим телом, чтобы крутиться как можно дольше? А что нужно сделать, чтобы ускорить вращение?

— Можно вытянуться во весь рост и балансировать руками, чтобы не упасть. Для уменьшения площади «точки опоры», при вращении следует поставить ноги как можно ближе друг к другу.

— Давайте , ребята, начнём строить нашу модель.

— Собираем , ребята, модель , следуя пошаговой инструкции…

( Собирают модель, проговаривая названия всех деталей (коронное зубчатое колесо, большое зубчатое колесо, малое зубчатое колесо, мотор, датчик движения,usb – коммутатор)

— Молодцы построили, теперь мы попробуем испытать программу , которую нам предлагают…(Программа включает мотор и воспроизводит Звук 15 (звук работающего мотора), после чего ожидает, когда датчик расстояния сообщит о том, что устройство для запуска поднято и волчок освобождён. После этого программа выключает мотор.)

— Ребята, чтобы модель работала лучше, необходимо чтобы зубчатое колесо на вертушке входило в надёжное зацепление с зубчатым колесом, установленным на волчке. При запуске волчка не нужно сильно прижимать его к поверхности стола – волчок должен вращаться свободно.

— Дети, энергия передается от компьютера на мотор, вращает коронное зубчатое колесо. Это зубчатое колесо приводит в движение маленькое зубчатое колесо, установленное на одной оси с большим зубчатым колесом, которое поэтому тоже вращается. Волчок вставляем верхней частью в вертушку. На верхушке волчка закреплено маленькое зубчатое колесо,

через которое волчку передаётся крутящий момент, и когда волчок освобождается, он продолжает крутиться. Сочетание работающих вместе зубчатых колёс называется зубчатой передачей.

— Вот, уважаемые родители, посмотрите , что у нас получилось (Испытываем модель)

— Ребята, чем мы с вами занимались сегодня на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового?

— На следующем занятии мы с вами будем проводить исследования с

«Умным волчком», до следующей встречи!

P.S. для родителей:

— Но на этом не заканчивается наши занятия с этой моделью, на следующем занятии мы с ребятами будем проводить исследования, которые заключаются в следующем

— Так же мы обсудим выводы :1) Как долго будет крутиться волчок, если зубчатое колесо, установленное на моторе (ведущее) имеет 24 зуба, а зубчатое колесо на волчке (ведомое) – 8 зубьев, как показано в первом ряду таблицы? 2) Ускорится или замедлится вращение волчка, если вместо 8-зубого колеса установить на него такое же 24-зубое, что и на моторе, как показано во втором ряду таблицы? Будет ли волчок крутиться дольше, или наоборот, остановится быстрее? 3)Ускорится или замедлится вращение волчка, если установить 8-зубое колесо на мотор, а 24-зубое колесо – на волчок, как показано в третьем ряду таблицы? Волчок будет крутиться быстрее или медленнее? Будет ли он крутиться дольше, чем с предыдущими

комбинациями зубчатых колёс, или остановится быстрее?

— А уже на третьем занятий ребята самостоятельно попробуют программировать «Умный волчок».

Номинация: Воспитательное мероприятие

Тема: «В мире робототехники»

Выполнила:

Педагог доп образования, Мациевская Д.О.

Аннотация к
воспитательному мероприятию «В мире робототехники».

Сценарий «В мире робототехники» — методическая
разработка для ребят младшего школьного возраста. Главное предназначение данной
методической разработки
обеспечить эффективное изучение курса
робототехники.Данное мероприятие проводится в форме урока,игры.

Пояснительная записка

Мероприятие способствует развитию
интереса, формированию любознательности, и целеустремлённости
и погружает детей в активно развивающийся в наши дни
мир робототехники. Тематическая цельность и
последовательность праздника помогают обеспечить эмоциональные контакты взаимодействия
детей в каждом задании. Мероприятие предполагает сотворчество учителя и
ученика, четкость поставленных задач и вариативность их решения. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к технике.

Актуальность

Развитие робототехники в настоящее время включено в
перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере
информационных технологий. Важным условием успешной подготовки
инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является
внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и
даже дошкольников. Актуальность данного мероприятия в рамках образовательного
кружка «Робототехника» заключается в том, что в настоящий момент развиваются
нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. создана
благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи
страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень
интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на
сегодняшний день технологий.

Практическая значимость:

В ходе мероприятия ребята демонстрируют свои
познавательные навыки: приемы поиска нужной информации, применяют алгоритмы
основных учебных действий по анализу и интерпретации информации, высказывают и
поясняют свою точку зрения. Демонстрируют и применяют основы коммуникативной
деятельности на практическом уровне, применяют правила групповой работы.

Новизна  

Новизна методической разработки
воспитательного мероприятия заключается в том, что она предлагает
современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность,
способствующую профилактике асоциального поведения детей, включает детей и
родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Новизна и уникальность мероприятия «В мире
робототехники» заключается в возможности объединить конструирование и
программирование. В ходе мероприятия, дети получат дополнительные знания в
области физики, механики, электроники и информатики.

Цели:

·        
Обобщение знаний
учащихся,
развитие
мыслительных способностей детей,
внимания
и мышления, логики.

·        
Подчеркнуть важность и
необходимость умения работать с техникой.

·        
Развивать у детей умение работать
сообща и дружно одноклассниками.

·        
Воспитывать бережное отношение к
оборудованию, интерес к учению.

·        
Развитие, создание условий для
формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.

Задачи:

·        
заложить основы
информационной компетентности обучающихся, т. е. помочь обучающимся овладеть
методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления,
обработки и практического применения;

·        
научить обучающихся
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания
из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решения;

·        
способствовать
развитию их коммуникативных способностей, развитию навыков взаимодействия,
самостоятельности при принятии решений, раскрытию творческого потенциала.

·        
формирование
любознательности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели;

·        
умения слушать и
слышать собеседника, умения работать в группе, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение;

·        
развитие интереса к
новой учебной задаче и способам ее решения;

·        
осуществление анализа
практической ситуации, осмысление, построение рассуждений, прогнозирование
результатов и формулировка выводов.

Форма проведения:

Урок —  игра.

Вид мероприятия:

-по целям учебной деятельности:

метапредметный

-по типу организации:

познавательный

Педагогические технологии:

инновационные технологии, личностно ориентированные
технологии, проектная деятельность.

Целевая аудитория:

Обучающиеся кружка робототехника

Ожидаемые результаты

·        
Мероприятие будет
способствовать творческому развитию личности ребёнка и воспитанию интереса к
программированию, технике, механики.

·        
Учащиеся научатся узнавать механизмы в готовых моделях, создавать
подвижные модели по заданной теме, самостоятельно составлять программу с учетом
имеющихся в модели механизмов и приборов, применять свойства механизмов для
решения поставленных задач.

·        
Учащиеся научатся презентовать свои проекты.

·        
Учащиеся научатся читать графические изображения, создавать мысленный
образ в процессе конструирования моделей.

·        
Коллективная
творческая работа и живое общение создаст условия для формирования
коммуникативной компетенции учащихся.

·        
У учащихся будет
проявляться интерес к общению и уважение мнения собеседников.

·        
Учащиеся будут
преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии.

·        
Следить за действиями
других участников в процессе коллективной деятельности.

·        
Входить в
коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

·        
Мероприятие
способствует стремлению учащихся к успешности в учебной деятельности.

·        
У учащихся будет
развиваться понимание цели и смысла выполняемых заданий, понимание важности
планирования своей деятельности.

·        
Школьники будут
участвовать в оценке результатов своей деятельности.

Ход мероприятия

Педагог Добрый
день, дорогие друзья!

Мы живём в удивительное время, время робототехники.Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным
веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком
роботов»?То, что робототехника в будущем будет всё больше проникать в
повседневную жизнь обычного человека, уже понятно многим. Конечно,
робототехника – это целая наука – автоматизация технических систем В ближайшем
будущем Роботы станут частью нашей жизни.Сегодня в мире используются миллионы
роботов. Применение им нашлось практически во всех сферах человеческой
деятельности.  (Вопрос : в каких областях применяется робототехника?)(ответы
учащихся)

Роботы управляют самолетами и поездами, спускаются в
жерла вулканов и на дно океанов, помогают в строительстве космических станции,
в сборке автомобилей и производстве микрочипов, охраняют здания, используются
военными для разведки и разминирования, помогают спасателям Сейчас у ребят
появилась возможность изучать основы робототехники, с помощью образовательного
конструктора LEGO WEDO.
Подтверждение
тому – сегодняшние соревнования. И это не только захватывающее зрелище и
увлечение, а приобретение навыков, опыта и, конечно же, новых друзей.

Педагог Ребята,
давайте посмотрим МИНИ ФИЛЬМ О ЛЕГО и узнаем с чего все начиналось  

(Просмотр мини фильма)

А знаете ли вы историю возникновения ЛЕГО…

Учащиеся пересказывают мини фильм
используя отрывки из него.

Что стало началом кубика лего?

Кем была основана компания лего? И т.д.

Датская компания ЛЕГО была основана в 1932
году столяром и плотником Оле Кирком Кристиансеном. Ему помогал сын, которому
было 12 лет. Фирма занималась производством деревянных игрушек, гладильных
досок и стремянок. Так что в начале были деревянные уточки и кубики.Ставшее
позже названием компании. Оно образовалось из выражений *играть весело*,
*играть с удовольствием*, *играть хорошо*.После пожара на цехе производства
деревянных игрушек, Кирк Кристиансен решил перейти на создание игрушек из
пластикаСейчас существуют разнообразные наборы ЛЕГО– для самых маленьких и
для детей по старше, машинки и приводимые в движение паровозы из ЛЕГО, ЛЕГО –
люди, ЛЕГО – роботы.

Физминутка

Педагог Робототехник – основополагающими в этом слове
являются слова *робот* и *техника*, а знаете ли вы, какими
бывают роботы?

(Ответы детей)

 Молодцы
ребята, я вижу, что вы много знаете про роботов.

А смогли бы вы выполнить функции
роботов, о которых мы сейчас вспоминали?

 Робот
повар

Робот медсестра

Робот няня

Робот помощник по дому

Робот пылесос

Робот полицейский

 (На
сцену по очереди приглашаются дети. Для них на экране появляются
картинки роботов, и ребята должны показать, как работают эти роботы и
выполнить их движения!

Когда на сцене будет достаточное
количество детей, даётся задание станцевать как робот, включается музыка.)

Педагог Начинаем I 
конкурс «Самый умный».
Из названия ясно что в стране РОБОТЛАНДИЯ живут роботы

Что вы знаете о
роботах? Как вы представляете себе робота?

Сейчас мы посмотрим
на сколько вы знакомы с роботами.

 Вопрос
командам
 (а отвечает один из членов команды): расскажите,

 что вы
знаете об этом роботе, о его приключениях.

   Кто
готов??  Дети рассказывают.

Педагог Ребята
давайте немного отдохнем и отгадаем загадки!

Вот так дом —

Одно окно:

Каждый день

В окне кино! (Телевизор)

Сам — металлический,

Мозг — электрический. (Робот)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам —

Скажет здесь,

А слышно там. (Телефон)

Миллион задачек сразу

Мне решит помощник мой.

Он с одним огромным глазом

И с квадратной головой. (Компьютер)

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну а мы — следим за ним. (Светофор)

Богатырь идёт железный,

Наш работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с Весной:

— Помогай, Весна-красна,

Грей нам землю для зерна. (Трактор)

Окна светлые кругом —

Что за чудо этот дом!

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Автобус)

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

 Он
вокруг Земли летает

И сигналы подаёт.

Корабли в морях спасает

И погоду узнаёт. (Спутник)

Педагог  Начинаем II Конкурс
«Сбор моделей по задаче».

Учащимся необходимо выбрать из предложенных заданий
одно и осуществить сборку и программирование робота

Итог мероприятия Вручение дипломов.

Спасибо всем за участие. Вы – создатели
технологий завтрашнего дня! Удачи Вам в реализации самых смелых идей и проектов
в будущем! До встречи в следующем году.

Литература и интернет ресурсы

1.     
Барсуков, А.П. Кто есть кто в
робототехнике / А.П. Барсуков. — М.: Книга по Требованию, 2010. — 128 c.

2.     
Иванов, А. А. Основы
робототехники / А.А. Иванов. — М.: Форум, 2012. — 224 c.

3.     
Костров, Б. В. Искусственный
интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. — М.:
Диалог-Мифи, 2008. — 224 c.

4.     
Макаров, И. М. Робототехника.
История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. — М.: Наука, МАИ, 2003. —
352 c

5.     
Филиппов, С. А. Робототехника
для детей и родителей / С.А. Филиппов. — Л.: Наука, 2013. — 320 c.

6.     
ЛЕГО — Википедия про создание ЛЕГО (http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO)

7.     
Практическая робототехника (http://www.roboclub.ru)

8.     
Программа «Робототехника» (http://www.robosport.ru)

9.     
Самодельный робот (http://robot.paccbet.ru)

10.  Интеллектуальные мобильные роботы (http://imobot.ru)

Скачано с www.znanio.ru



Конспект урока «Знакомство с робототехникой»

Конспект урока

на тему:

«Знакомство с робототехникой»

Педагог дополнительного образования

Киренский Л.И.

2021

Конспект урока на тему: «Знакомство с робототехникой»

Цель:

ознакомление с робототехникой через практическую деятельность

посредством Легоконструирования и программирования

Задачи:

Образовательные

познакомить детей с основными направлениями робототехники и

современного робототехнического производства;

познакомить с видами и названиями деталей конструктора; азами

программирования.

Развивающие

побудить интерес к занятиям робототехникой;

развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать,

выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;

развивать конструкторскотехнологические способности, пространственные

представления.

Воспитательные

воспитывать воспитать аккуратность, терпение при работе с конструкторами;

воспитать бережное отношение к материальнотехнической базе лаборатории

робототехники;

воспитать культуру общения.

Здоровьесберегающая:

соблюдение правил техники безопасности.

В ходе занятия обучающиеся должны продемонстрировать следующие

результаты в виде универсальных учебных действий:

Регулятивные:

научиться собирать роботов по технологической карте

программировать роботов через задание внутренних команд;

Познавательные:

Знакомство с робототехникой, создание собственного робота, его

программирование через задание внутренних команд.

Коммуникативные: развить коммуникативные навыки при работе в

группе или в паре.

Личностные: развитие памяти и мышления, возможность изучения

робототехники в старших классах.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, конструктор LEGO Mindstorms

9797 (5 шт.), программируемый блок управления NXT, 2 сервомотора,

технологические и инструкционные карты

План урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Теоретическая часть. (7-10 мин)

3. Практическая работа (2325 мин)

знакомство с деталями конструктора и их названиями;

сборка робота по технологической карте;

программирование собранных роботов через задание внутренних команд.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Здравствуйте ребята. Я Штригель Анатолий

Владимирович, педагог Центра технического творчества, веду занятия в

«Клубе любителей робототехники» Сегодня мы с вами познакомимся с миром

роботов.

Тема нашего занятия «Знакомство с робототехникой».

Мы узнаем, что же такое «робот», где их применяют, познакомимся с видами и

названиями деталей конструктора; азами программирования.

2. Теоретическая часть. (Слайд 2)

Но для начала, ответьте на несколько вопросов:

Как вы считаете, что такое робот? (автоматическое устройство,

предназначенное для осуществления различного рода механических

операций, которое действует по заранее заложенной программе).

Где мы встречаемся с роботами? быту, на производстве, в медицине и

т.д.)

Для чего нужны роботы? (для облегчения труда людей, выполнения

опасных работ, работ, требующих особой точности).

(Слайд 3)

Робот автоматическое устройство, предназначенное для осуществления

различного рода механических операций, которое действует по заранее

заложенной программе.

(Слайд 4) Учитель: Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: «Чем

занимается наука робототехника?».

(Слайд 5) Робототехника прикладная наука, занимающаяся разработкой

автоматизированных технических систем.

Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика,

кибернетика, телемеханика, мехатроника, информатика, а также радиотехника

и электротехника.

Выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую,

авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную)

робототехнику.

Какие же бывают роботы?

(Слайд 6)

Манипуляционный робот автоматическая машина (стационарная или

передвижная).

Такие роботы производятся в напольном, подвесном и портальном

исполнениях. Получили наибольшее распространение в машиностроительных и

приборостроительных отраслях.

Мобильный робот автоматическая машина, в которой имеется движущееся

шасси с автоматически управляемыми приводами.

Такие роботы могут быть колёсными, шагающими и гусеничными (существуют

также ползающие, плавающие и летающие мобильные робототехнические

системы, см. ниже)

(Слайд 7)

К настоящему времени роботы внедрены во многие сферы деятельности

человека и продолжают дополнять и иногда заменять людской труд как в

опасных видах деятельности, так и в повседневной жизни.

3. Практическая работа: сборка и программирование робота.

(Слайд 8)

Сборка робота

Учитель: Теперь перейдем от теории к практике и попробуем самостоятельно

собрать и запрограммировать робота (дети объединяются в пары).

Но вначале я хочу напомнить вам о соблюдении правил техники безопасности.

Работай с деталями только по назначению.

Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.

(Слайд 9)

Перед вами лежат необходимые детали.

элемент 1 руки; элемент 2 изгибы в форме L; элемент 3 большие

зубчатые передачи; элемент 4 колеса; элемент 5 NXT блок; элемент 6

маленькие черные сцепки; элемент 7 большие черные сцепки; элемент 8

маленькие черные сцепки; элемент 9 небольшие светлосерые сцепки;

элемент 10 большие светлосерые сцепки; элемент 11 голубые сцепки;

элемент 12 темносерые сцепки; элемент 13 колпачки; элемент 14 шасси

Мы будем использовать конструктор LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

Теперь пошагово выполняем сборку робота. У вас на столах лежат

технологические карты, в которых отображены этапы конструирования нашего

робота.

(ученики смотрят в технологические карты (на слайды презентации с 10 по 22)

и собирают простейшего робота)

Учитель: Наш робот сконструирован. Теперь вспомним, что же такое робот?

(Слайд 23)

Робот автоматическое устройство, предназначенное для осуществления

различного рода механических операций, которое действует по заранее

заложенной программе.

Сейчас мы и займемся программированием нашего робота при помощи задания

внутренних команд.

Программирование робота.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятии?

Из каких деталей мы собирал наших роботов?

Что такое робот? (автоматическое устройство, предназначенное для

осуществления различного рода механических операций, которое действует по

заранее заложенной программе).

Где мы встречаемся с роботами? (в быту, на производстве, в медицине и т.д.)

Для чего нужны роботы? (для облегчения труда людей, выполнения опасных

работ, работ, требующих особой точности).

Понравилось вам наше занятие?

Приходите к нам в Центр технического творчества.

Самоанализ занятия

по теме «Знакомство с робототехникой»

Дата проведения: 18.02.2019 г.

Занятие по теме «Знакомство с робототехникой» проводилось в

лаборатории для занятий робототехникой. Кабинет оснащен необходимым

оборудованием: мультимедийный проектор, конструктор LEGO Mindstorms

9797 (5 шт.), программируемый блок управления NXT, 2 сервомотора,

технологические и инструкционные карты.

Изучение данной темы позволит ознакомить обучающихся с

робототехникой через практическую деятельность посредством

Легоконструирования и программирования и сформирует у обучающихся

интерес и желание заниматься робототехникой.

Занятие построено в традиционной форме обучения. В соответствии с

этим были поставлены следующие задачи:

обучающие: познакомить детей с основными направлениями

робототехники и современного робототехнического производства, с видами и

названиями деталей конструктора, азами программирования;

развивающие: побудить интерес к занятиям робототехникой, развивать

наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять

работу с опорой на схемы и технологические карты, развивать конструкторско

технологические способности, пространственные представления;

воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение при работе с

конструкторами, бережное отношение к материальнотехнической базе

лаборатории робототехники; культуру общения;

здоровьесберегающие: соблюдение правил техники безопасности.

Тип занятия – комбинированное.

Вид занятия – практическая работа.

Мною сохранена структура занятия, которая отражает логическую

последовательность этапов. Каждый этап включает в себя следующие

структурные элементы:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Теоретическая часть. (710 мин)

3. Практическая работа (2325 мин)

знакомство с деталями конструктора и их названиями;

сборка робота по технологической карте;

программирование собранных роботов через задание внутренних

команд.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (57 мин).

На теоретической части занятия обучающиеся отвечали на вопросы о

видах роботов и их практическом применении в быту и промышленности,

узнали, что такое робот, наука робототехника и какие бывают роботы.

На практической части занятия обучающиеся разбивались на пары и

совместно собирали и программировали робота. Перед началом работы ребята

предупреждены о возможном травматизме и мерах его предупреждения. При

объяснении технологической последовательности выполнения операций я

использовал мультимедийную презентацию, которая демонстрировалась на

экране, что способствовало восприятию и запоминанию.

На этапе показа и объяснения основных приемов мною показывались

основные операции и приемы работы, акцентировалось внимание на

выполнение сложных этапов, возможных ошибок и способов их

предотвращения.

Самостоятельная работа учащихся состояла из сборки робота и его

программирования при помощи задания внутренних команд. Ребятам были

предложены инструкционные карты с последовательностью выполнения работ,

для предотвращения возможных ошибок и при возникающих затруднениях.

Во время практической работы мною проводились обходы, в ходе

которых предоставлялись дополнительные консультации.

На этапе подведения итогов обобщили типичные ошибки, сделанные

обучающимися, анализируя совместно с ними причины их возникновения. Был

повторен материал теоретической части занятия.

Выбранные мной методы обучения: объяснительноиллюстративный

(беседа, инструктаж, объяснение, презентация, технологические карты, готовая

модель робота); репродуктивный воспроизводство знаний и способов

деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу,

упражнения по аналогу); частично поисковыйрешение проблемных задач с

помощью педагога; программированный набор операций, которые

необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ,

соответствуют цели занятия и в полной мере обеспечивали развитие

познавательной активности детей.

На занятии обучающиеся были активны, своевременно выполняли

задания. Чувствовался интерес ребят к выполнению заданий. Знания и умения

усвоены.

По результатам выполненных работ считаю, что поставленная цель

достигнута, обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены, всё

запланированное мною выполнено в полном объеме.

Педагог д/о Штригель А.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий елки акима
  • Сценарий дембельский аккорд
  • Сценарий занятия математического кружка
  • Сценарий елка главы города
  • Сценарий делай раз делай два