Сценарий завязка это

Сегодня мы поговорим о том:

Сегодня мы поговорим о том:

— Что такое завязка

— Где, когда и как она может находиться в сценарии

— Как её распознать и как она может быть реализована в зависимости от формата (полный метр или сериал)

<p>не смотрите наверх (2021)</p>

не смотрите наверх (2021)

  • Завязка — это начало сюжета, то есть завязка конфликта/конфликтов. В англоязычной терминологии это провоцирующий (подстрекающий) инцидент. Чаще всего, основной конфликт завязывается именно в завязке. Дальше герой уже начинает действовать. 

Завязка — это один из тех терминов, который остался русскоязычным, а не заимствованным из других языков, как часто бывает в киносреде. В русскоязычной индустрии фраза «провоцирующий инцидент» используется реже. Завязка — это то, что нарушает привычный или запланированный ход жизни героя, конфликт по силе и сложности, с которым герой раньше не сталкивался. Тот конфликт, который заставляет героя действовать.

Как правило, в начале авторы показывают нам экспозицию (обычную жизнь героя). Например, в фильме «Один дома» мы видим семью, которая собирается на Рождественские каникулы в Париж. Завязкой, в данном случае, будет являться то, что семилетнего мальчика Кевина «забывают» дома.

В сериале «Во все тяжкие» мы тоже видим повседневную жизнь Уолтера Уайта: дом, семья, работа в школе, подработка на заправке. Завязка — это то, что он теряет сознание, оказывается в больнице и ему ставят смертельный диагноз.

В фильме «Не смотрите наверх» мы видим обсерваторию, где студенты занимаются наблюдениями за космическими объектами. Происходит обнаружение астероида. После соответствующих расчетов становится понятно, что этот астероид столкнется с Землей. Это завязка. Дальше начинается действие. 

  • Какие завязки могут быть в сценарии? 

Завязки, зачастую, вырастают из внешнего или внутреннего конфликта.

· Внешний конфликт — им может стать случайность или событие, которое произошло из-за сил природы и т.п.

· Внутренний конфликт — когда у героя есть некая внутренняя потребность или герой в чём-то нуждается. Такие истории встречаются гораздо реже и, чаще всего, подобные истории построены на характерах. 


<p>Джентельмены (2019)</p>

Джентельмены (2019)

  • Как выстраивается завязка фильма или сериала? 

Классический подход — после экспозиции. Так строятся 95% тех историй, которые мы видим на экране, и которые становятся заметными. 

Быстрая завязка может быть в первой сцене с отложенной экспозицией. 

В телевизионных сериалах лучше, если завязка происходит как можно быстрее — ведь это отличный инструмент для вовлечения зрителя в происходящее на экране. Если зрителя можно вовлечь другими способами (интересной экспозицией, необычными действиями персонажа), то завязка может быть дана и позже. В полнометражных фильмах всё не так критично. Пока считается, что завязка в полном метре необязательно должна даваться слишком быстро. Хотя в фильме «Не смотрите наверх» завязка происходит в первой же сцене. Это связано с тем, что фильм изначально создавался под онлайн-платформы. 

В целом, создатели онлайн-платформ — это люди, которые много наблюдают за тем, как и в какие проекты люди вовлекаются, просмотр каких фильмов прекращают, переключают и выключают. В полном метре, завязка часто происходит через 10-15 минут после начала фильма. А до этого времени зритель наблюдает за экспозицией.

В сериале «Во все тяжкие» завязка тоже происходит после экспозиции. После того, как мы увидели утро героя: у него дома, на работе, на уроке химии. Правда, сначала нам показали еще и флешфорвард, в котором тот же мистер Уайт несётся в машине в противогазе без штанов, а в этой машине лежат чьи-то тела. Далее он записывает видеообращение к своей семье. На фоне мы слышим сирены, и только потом нам показывают обыденное утро этого персонажа. Флешфорвард, в данном случае — это не завязка, а часть кульминации, третьего акта. Само начало истории — это утро героя. Кульминация была искусственно передвинута в начало сериала для того, чтобы увлечь зрителя ярким действием. На контрасте увиденного в первой сцене и в сцене, где герой — это обычный человек, — зритель начинает думать, как вообще этот затюканный жизнью герой дошёл до той ситуации? Был подвешен вопрос, задана интрига.

Стоит иметь в виду, что флешфорварды, как и флешбеки никоим образом не влияют структуру. 

У истории всё равно есть основа (фабула) — то, что происходило. Когда же в сценарии начинаются хронологические передвижки определенных событий, когда мы видим что-то раньше, а что-то позже — это является сюжетом. 

ФАБУЛА — ТО, ЧТО ПРОИСХОДИЛО. СЮЖЕТ — ТО, В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЫ РАССКАЗАЛИ ЭТО ЗРИТЕЛЮ. 

Быстрая завязка обычно происходит в вертикальных сериалах, когда каждая новая серия — это еще и новая самостоятельная история. Если мы говорим про эпизод сериала внутри сезона, то завязка часто будет происходить в первой же сцене.

В экспозиции мы должны заявить: героя, место действия, время, правила сеттинга. Но поскольку это сериал — мы уже заявили всё это в предыдущих сериях. Мы знаем мир и  героев, поэтому в начале промежуточных серий сезона обычно происходит завязка следующей истории. В течение одной серии, как правило, эта история развивается и заканчивается. 

Если говорить о сериале в целом, то завязка может находиться в самом конце пилотной серии. 

Например, в сериале «Жена олигарха» первая завязка заключается в том, что мужа героини арестовывают, у него возникают финансовые проблемы. Героине принадлежит завод по производству сапог. К концу первой серии она понимает, что теперь именно она будет заниматься заводом. Ведь это единственное, что у неё осталось. Эта история не про то, что героиня пытается решить проблему с мужем и его долгами. Акцент смещен на действия героини. В сериалах достаточно часто в начале происходит некий провоцирующий инцидент, и лишь потом мы видим завязку.

В НЕЛИНЕЙНЫХ ИСТОРИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ДВЕ ЗАВЯЗКИ: 

ОДНА В ФАБУЛЕ, ДРУГАЯ — В СЮЖЕТЕ. 

В фильме «Джентльмены» есть основная история, в которой герой Мэттью Макконахи —Майкл (Микки) Пирсон решает продать собственные плантации конопли, выйти из дел, которыми он занимался; получить деньги и завести детей со своей женой Розалиндой. В оригинале завязка начинается с этого — с внутренней потребности героя освободиться от «грязных» дел. Герой предлагает продать конопляное производство американскому миллиардеру еврейского происхождения Мэттью Бергеру за 400 млн фунтов стерлингов. Для того чтобы сбить цену плантации, конкурент подсылает боксёров, которые её разносят. Это фабула — история в той хронологии, как она происходила. А в сюжете, за которым мы наблюдаем как зрители, история начиналась с другого. История начиналась с флешфорварда, где в Микки Пирсона выстрелили сзади. Мы не знаем: убили или не убили главного героя? С первой сцены авторами была задана интрига.



		<p>Крепкий орешек  (1988)	</p>

Крепкий орешек  (1988)

В вертикальном сериале может не быть завязки всего сериала. Нередки истории, где мы просто врываемся в будни героя/героев.

Это может быть очередной день семьи/друзей/коллег/следователей/врачей: 

· В детективном сериале это будет новое расследование: мы видим следователей — у них начался рабочий день, и они отправляются на задание. В следующей серии будет очередное расследование, никак не связанное с предыдущим.

· В российской индустрии медицинская драма — не такое частое явление. А вот в американской индустрии она, наравне с детективными процедуралами, — очень популярна. Постоянно появляются новые медицинские истории. У нас пока их не так много. 

· В комедийном сериале «Офис» мы видим историю будничного дня компании. Конечно, там есть нюанс — вроде как в этот день к ним приходит съёмочная группа. Но съёмочная группа абсолютно никак не влияет на то, что происходит в офисе, она не запускает никакую цепочку событий, а делает из офиса и героев что-то вроде реалити-шоу. Из серии в серию мы наблюдаем за ними. Нет какой-то горизонтальной истории, которая идёт, и мы следим, чем она закончится. Из серии в серию мы видим новую ситуацию, новые обстоятельства, которые герои решают в этой же серии.

Это тот пример, когда у истории нет завязки, в целом. 

<p>Офис (сериал 2005 - 2013)</p>

Офис (сериал 2005 — 2013)

В первую очередь нужно определиться с тем, КАКАЯ ЛИНИЯ ГЛАВНАЯ. 

Как правило, несколько линий встречаются в сериалах. Однако, бывают и фильмы, где переплетаются несколько сюжетных линий. Есть истории, где линии не всегда идут одновременно в хронологическом плане. Они могут происходить даже в параллельных мирах.

Если мы берём классическую историю без каких-то особенностей по структуре, когда нет большой разницы между фабулой и сюжетом — стоит выделить главную линию, обозначив: кто главный герой, какая главная проблема у героя, и начинать с неё, концентрируясь опять же на главном герое. Завязки второстепенных линий, как правило, происходят после того, как главный герой начал решать проблему, которая произошла в самом начале. 

Допустим,  мы увидели экспозицию. Если это не очередная промежуточная серия в сезоне — увидели завязку и то, каким способом герой собирается решать возникшую проблему. Уже после этого можно заложить завязку второстепенной линии. Но это не догма. Внутри сезона отдельные серии вполне могут начинаться со второстепенной линии. 

Например, завязка второстепенной линии происходит ночью: два персонажа лежат в постели, и один говорит другому, что он срочно хочет отправиться в путешествие. Задача второстепенного героя — найти деньги на путешествие. А главная линия вообще будет про другого персонажа либо про этого же, но у него появится глобальная проблема, никак не связанная (либо косвенно связанная) со второстепенной линией. Может быть ему сказали, что на его место собираются взять коллегу, который его подсиживает. Параллельно он будет решать вопрос с поиском путёвки. То есть, в данном случае хронологически второстепенная линия началась раньше, потому что чисто логически это произошло ночью. 

Не обязательно сначала должна идти главная линия, а потом начинаться второстепенная. В большинстве случаев бывает именно так. Но всегда возможны исключения. В данном вопросе нет никаких рамок, никаких правильно/неправильно. Если вы можете логически объяснить, почему ваша второстепенная линия началась раньше главной — вполне можно так делать в сценарии, ничего не опасаясь.

Типичные ошибки при создании завязок:

  • Отсутствие завязки — персонажи живут своей жизнью и не действуют в течение продолжительного времени. Герои фильма/сериала должны быть очень интересными и действовать интересно. Мы должны вовлекаться в происходящее на экране этими действиями с самых первых сцен. Если долго нет завязки — это всегда порождает вопрос: зачем нам смотреть именно этот фильм/сериал? Если за этим любопытно наблюдать, то да. Если мы просто видим будничную жизнь героев, будет возникать вопрос: «И что? В чём интрига?».
  • Очень долгая экспозиция или смещение завязки чуть ли не до середины сценария. Мы долго ждём, когда на экране что-то начнёт происходить. Потом вдруг начинается действие. Если это фильм, мы потратили час на то, чтобы вникнуть в экспозицию. А нужно ли было нам получать столько информации про героев? Действительно ли эта завязка не могла произойти гораздо раньше? Если история долго не начинается — это должно быть оправдано. 


		<p>жена олигарха (сериал 2021)</p>

жена олигарха (сериал 2021)

  • Завязка, которая не является чем-то неотвратимым, где герой легко может отказаться. Здесь завязка вроде бы происходит, но герой уже решал подобную проблему. Особенно это касается полного метра. Допустим, герой полицейский и перед ним оказалось очередное дело, какие он видит ежедневно. У зрителя будет возникать резонный вопрос: «Ну и что? В чем сложность?».

Формат вертикального сериала наоборот предполагает, что мы можем наблюдать хоть 100, хоть 200 однотипных дел. Этот формат живет потому, что зрителям может нравиться наблюдать за ярким, необычным героем. При этом каждый раз в новой серии сценаристы добавляют какую-то особенность в дело/способ действий/обстоятельства и т.п.

Если это полный метр, а история сама по себе не является событием, не вынуждает героя действовать особенным способом на грани своих возможностей — автор рискует стать скучным для зрителя.

Часто в боевиках главные герои — это подготовленные люди (сотрудники спец. служб, полицейские или бывшие военные), которые делают что-то обыденное и знакомое для себя. Им наверняка ранее уже приходилось и стрелять, и убегать. Но в фильме им противостоит, к примеру, огромное количество злодеев. Или задача, которую необходимо решить  необычайно сложна. В «Крепком орешке» герой Брюса Уиллиса один противостоит группе террористов, которые захватили заложников. Плюс одна из заложниц — его жена. В целом, раньше он безусловно сталкивался с преступниками. Но не возникало ситуаций, когда безоружные люди оказались бы заперты в небоскрёбе вместе с группой вооруженных криминалити. Герою нужно в одиночку попытаться предотвратить то, что задумали террористы. 

  • Итоги:

Завязка — это начало сюжета, завязка конфликта или конфликтов. 

Завязка — это либо внешний конфликт, когда что-то происходит, либо внутренний конфликт, когда герой в чём-то нуждается. У него есть какая-то потребность, поэтому он и начинает действовать. 

В пилотной серии завязка сериала может быть в начале/финале/середине серии. 

В нелинейной истории будет две завязки — одна в фабуле всей истории, которая произошла. Вторая завязка — в сюжете (то, как мы рассказываем эту историю зрителям). 

Хотите написать пилот собственного сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>

Совершенствование
культурно-досуговой деятельности во
многом зависит от умения и способностей
сценаристов разрабатывать и реализовывать
сценарии различных культурно-досуговых
программ. Создание сценария — это сложный,
многоступенчатый, творческий процесс,
включающий периоды накопления
информационно-содержательного материала,
формирование замысла, написание
драматургического произведения. Автору
сценария необходимо так соединить все
его компоненты, чтобы в итоге получилось
целостное драматургическое произведение.
Культурно-досуговая программа,
организованная и проведенная по сценарию,
производит впечатление ясного и
завершенного целого. Каждая
культурно-досуговая программа содержит
в себе элемент конструкции, построения,
обусловливая тем самым композиционную
организацию сценарного материала.

Композиция
— (соединение, расположение, составление)
построение
художественного произведения
.
Она является основной организующей и
конструирующей силой любого художественного
произведения, это закон, способ соединения
звуковых и текстовых частей, скажем, в
литературном и музыкальном произведениях,
средство выражения связей между
элементами данного произведения.
Композиция является самой существенной
частью творческого процесса.

Драматургическая
основа культурно-досуговой программы
создается такими эмоционально-выразительными
средствами, как живое слово, музыка,
кино, поэзия, пантомима, хореография и
др. Задача композиционного построения
сценария состоит в том, чтобы соединить
все эти элементы в единое целое, придать
будущей программе логичность, стройность,
целостность. От того, насколько данные
элементы будут гармонировать между
собой, взаимодействовать в сюжетной
конструкции, соподчиняться и дополнять
друг друга, зависит эмоциональное и
эстетическое восприятие ее зрительской
аудиторией.

В процессе работы
над драматургией культурно-досуговой
программы сценарист сталкивается с
различными видами творческой деятельности,
которые могут быть успешно им реализованы
лишь в том случае, если он опирается на
прочный фундамент знаний закономерностей
творческого процесса. Для этого, в первую
очередь, необходимо знание теоретических
основ таких творческих явлений как
сущность, структура, особенности
художественного мышления и художественного
вкуса, формы, средства, методы их
формирования, законов композиционного
построения драматургического произведения
— функциональное размещение в нем
экспозиции, завязки, основного развития
действия, кульминации, развязки и
окончания.

Композиция имеет
свои закононы — целостность, взаимосвязь
и соподчиненность частей целому,
контрастность, подчиненность всех
средств художественного произведения
сценарному замыслу, единство содержания
и формы, соразмерность, типизация и
обобщение

и др., которые отражают те многосторонние
связи, которые необходимо соединить в
процессе творческой работы над
драматургией культурно-досуговой
программы.

Охарактеризуем
основные из них. Это законы
целостности, взаимосвязи и соподчиненности
частей целому.

Специфическая особенность драматургии
культурно-досуговой программы,
выражающаяся в поэпизодном построении
сценария, обусловлена не прихотью
сценариста, а объективной необходимостью
наиболее полно и многоаспектно раскрыть
тему и идею, включая различные стороны
выбранной для художественного воплощения
проблемы или явления. Эпизод в сценарии,
являясь частью общего целого, в то же
время характеризуется такими качествами,
как относительная самостоятельность
сюжетной конструкции, система отобранных
художественных средств, аргументирующих
какую-то грань темы и идеи, наличие
события, вокруг которого завязывается
драматургическое действие.

Композиционная
целостность в драматургической
конструкции культурно-досуговой
программы не сводится к простой сумме
эпизодов, а достигается прежде всего
за счет объективно необходимого их
количества, наиболее полно раскрывающих
авторский замысел, а также преемственной
тематической связью между ними. Каждый
эпизод относительно самостоятелен как
по теме, так по содержательной
направленности, но в общем контексте
сценария является неотъемлемой частью
целого. Следует учитывать, что
композиционная целостность
культурно-досуговой программы достигается
не только логическим построением данных
эпизодов, а, в первую очередь, системой
связей, возникающей в сюжетной конструкции
сценария, которая складывается из
взаимодействия документального и
художественного материала, оправданности
и согласованности внутренних средств
выражения содержания, приемов и способов
его сценической реализации.

В композиционном
построении сценария культурно-досуговой
программы значительную роль играют
сюжет и сюжетный ход, которые, в свою
очередь, всегда для сценариста являются
творческим открытием. Именно найденный
сюжетный ход — художественный прием —
делает драматургическое произведение
неповторимым и оригинальным по
композиционному построению.

Закон контрастности
в сценарии вытекает из сущности
диалектического закона единства и
борьбы противоположностей и является
важнейшей творческой опорой в отборе
и композиционном построении сценарного
материала. В основе композиционного
построения материала по контрасту лежит
стремление сценариста показать факты,
явления, процессы окружающей
действительности в противоречии, в
конфликтном отношении друг к другу. Это
обеспечивает наличие конфликта в
сценарии, позволяет активизировать
мышление зрительской аудитории, придать
культурно-досуговой программе ярко
выраженный художественно-публицистический
характер.

Использование
контрастов играет большую роль в
эмоциональном восприятии содержания
культурно-досуговой программы.
Убежденность личности в правоте тех
или иных идей не может не формироваться
без опоры на ее чувства. Известно, что
эмоции человека делятся на положительные
и отрицательные. Формирование чувств
происходит не только в процессе
положительных переживаний, но также и
через отрицательные эмоции и переживания.
И часто положительное чувство рождается
в «борьбе» положительных и
отрицательных эмоций. При восприятии
содержания культурно-досуговой программы,
построенной на контрасте, зритель
испытывает гамму переживаний, окрашенных
как положительными, так и отрицательными
эмоциями. Причем эти эмоции находятся
не в статичном состоянии, а постоянно
взаимодействуют, «борются», и эта
«борьба» эмоций оказывает влияние
на интеллектуальную сферу зрителя, в
которой образуется своеобразный конфликт
между тем, что уже установлено в сознании,
и тем, что возникает в процессе восприятия
содержания. В конечном итоге сознание
зрителя обогащается, активное восприятие
положительно влияет на развитие личности.

Закон подчиненности
всех выразительных средств идейному
замыслу культурно-досуговой программы
одна из
самых труднейших задач, которую решает
сценарист при создании драматургии
культурно-досуговой программы. Это
умение оказаться на уровне своего
собственного замысла, то есть разработать
адекватное своему замыслу содержание
данной программы, предназначенной для
сценического воплощения. Реализовать
замысел в содержании — значит, так
отобрать сценарный материал и так его
композиционно выстроить, чтобы все
средства идейно-эмоциональной
выразительности раскрыли идею, авторскую
позицию.

Важно подчеркнуть,
что все эти художественные компоненты,
в зависимости от месторасположения в
сценарии культурно-досуговой программы,
могут нести различную смысловую нагрузку,
свою эстетическую направленность.
Отбирая для сценария те или иные
художественные фрагменты, важно
определить их идейно-тематическую
соотнесенность с общим сценарно-режиссерским
замыслом будущей программы. Наиболее
высоким творческим успехом сценариста
считается умение так соединить
идейно-эмоциональные средства, которые,
взаимодействуя между собой, дают
возможность добиться воплощения идеи
художественного замысла. В этом суть
новизны и оригинальности сценария той
или иной культурно-досуговой программы.

Решение такой
творческой задачи требует от сценариста
больших интеллектуальных и эмоциональных
затрат, развитого художественного
вкуса, тонкого чувства современности,
глубокого знания произведений литературы
и искусства. Смысловым содержательным
стержнем в этом творческом процессе
выступает художественное мышление
сценариста, развитые творческие качества,
такие, как воображение и фантазия, умение
в эмоционально-образной форме реализовать
свой замысел.

Закон соразмерности
при работе над драматургией
культурно-досуговой программы базируется
на неограниченных возможностях при
поиске материала. Первым ориентиром в
отборе сценарного материала служит,
как правило, событие, которому посвящается
та или иная культурно-досуговая
программа. Событие, его масштаб и
содержательная направленность определяют
«границы» отбора материала. На
втором этапе работы с материалом, изучая
проблему, сценарист из массы материала
отбирает только тот, который в большей
степени отвечает его творческому
замыслу.

Целостность
драматургического произведения во
многом зависит и от количественного
соотношения материала. Объем и характер
сценарного материала, его распределение
по эпизодам подчиняются задаче наиболее
полной реализации творческого замысла.
И здесь в силу вступают такие важные
творческие качества сценариста, как
чувство меры, творческая интуиция.
Добиваясь соразмерности расположения
второстепенных и главных частей
сценарного материала, синтезируя
идейно-эмоциональные средства, сценарист
должен стремиться к точному и четкому
пропорциональному соотношению структурных
элементов композиции — экспозиции,
завязки, основного развития действия,
кульминации, развязки и окончания. Такая
конструкция сценария позволяет правильно
выстроить сюжет, избегая однотипности
отбираемых сведений и фактов и однообразия
внутренних ритмов драматургического
действия.

Знание законов
композиционного построения драматургического
произведения требует умения гибко
использовать основные приемы монтажа
сценарного материала: последовательный,
параллельный, контрастный, ассоциативный.
При этом следует помнить, что достижение
целостности и выразительности (а
конечная цель композиционного построения
именно в этом и состоит) не происходит
только с написанием литературно-текстовой
части сценария. Композиционная
завершенность драматургической формы
сценария окончательно наступает в его
реализации на сцене, где огромную роль
играет декоративно-художественное
оформление (пространственная композиция),
световое решение и сценическая пластика,
общая атмосфера культурно-досуговой
программы. Поэтому качественная
драматургическая основа является
важнейшим фактором ее успешной организации
и проведения.

Итак, рассмотрев
основные законы композиции в работе
сценариста культурно-досуговых программ,
перейдем к анализу структуры композиционного
построения сценария. Диапазон
культурно-досуговых программ достаточно
широк как по содержанию, так и по формам.
Это игровые, конкурсно-игровые,
информационные, развлекательные,
художественно-публицистические,
театрализованные и другие комплексные
программы. Каждый вид такой программы
имеет свои специфические особенности
драматургической организации сценарного
материала и, следовательно, композиционного
построения. Значительное место в
структуре указанных программ занимают
театрализованные представления. Это
сложнейшая драматургическая форма,
приближенная к литературно-художественному
произведению всеми признаками жесткой
композиционной структуры. Классическую
структуру такой программы, как отмечалось,
составляют следующие элементы: экспозиция,
завязка,
основное развитие действия, кульминация,
развязка и окончание.

Каждый названный элемент в структуре
композиции имеет свое определенное
функциональное назначение. Рассмотрим
последовательно каждый из данных
элементов.

Экспозиция
— первый структурный элемент композиционного
построения сценария. Как правило,
экспозиция располагается вначале и
служит основой для развития последующего
драматургического действия. Особенность
экспозиции заключается в том, что в ней
практически отсутствует событие. Она
лаконична, кратковременна, в ней
отражается лишь общий характер темы
будущей культурно-досуговой программы.
Это может быть знакомство с участниками
театрализованного представления или
сообщение ведущего исходных данных о
теме предстоящей программы.

В некоторых случаях
экспозицию отождествляют с таким
композиционным приемом, как пролог. Но
следует помнить, что экспозиция и пролог
не идентичные понятия. Пролог (предисловие)
— это композиционный прием, суть которого
заключается в показе или демонстрации
идей автора, его отношение к событию,
которому посвящена культурно-досуговая
программа. Самым существенным отличием
является то, что пролог не связан с
основным сюжетным действием, в то время
как в экспозиции сюжетное действие
берет свое начало. Использование данного
приема характерно для театрализованных
и особо торжественных представлений,
что дает возможность режиссеру-постановщику
осуществить красочное и зрелищное
начало представления.

Завязка
— это важнейший опорный структурный
элемент композиционного построения
сценария культурно-досуговой программы.
Функциональная ценность данного элемента
заключается в том, что в его основе, в
первую очередь, лежит событие, так
называемое «исходное», которое
определяет начало драматургического
конфликта и находит свое развитие в
последующих структурных элементах
композиционного построения сценария.
Именно исходное событие привлекает
внимание зрительской аудитории и
побуждает ее следить за дальнейшим
сюжетным развитием действия.

В структуре сюжета
завязка является определяющим началом
развития основного действия, и таким
образом, завязка, ее содержание, оказывает
влияние на последующий событийный ряд
в сюжетно- композиционном построении
сценария.

Поиск сценаристом
оригинального сюжетного решения завязки
всегда является драматургической
проблемой. Завязка не только формально
определяет исходное событие, но и
является существенным моментом
оригинального драматургического решения
сценария культурно-досуговой программы.
Оригинальное решение завязки во многом
определяет последующий ход всей
программы. Небрежный, необдуманный
подход сценариста к решению завязки,
как правило, приводит к сюжетной
неопределенности и рыхлости композиционного
построения сценария.

Основное развитие
действия
в
композиционном построении является
самой обширной частью сценария. Здесь
фактически укладывается весь основной
сюжет культурно-досуговой программы.
Именно здесь исходное событие, которое
произошло в завязке, в основном развитии
действия, находит свое драматургическое
продвижение к кульминации. Напомним,
что сценарий культурно-досуговой
программы строится из блоков и эпизодов,
которые обладают определенной сюжетно-
тематической самостоятельностью, то
есть имеют свой оригинальный сюжет,
внутренний событийный ряд, композиционное
построение и свой неповторимый
драматургический ход. Количество блоков
и эпизодов, включаемых в драматургическую
ткань сценария, определяется творческим
замыслом сценариста.

Однако здесь
необходимо усвоить, что событийный ряд
данных блоков и эпизодов подчинен
основному сюжетному ходу сценария, его
основному сквозному драматургическому
действию. Общий сюжетный ход, проходя
красной нитью через все эпизоды и блоки,
связывая их в единое драматургическое
действие, является главнейшим
композиционным приемом, способствующим
созданию целостности культурно-досуговой
программы.

В то же время
событийный ряд отдельных блоков и
эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания
сюжетного действия, которое в конце
концов органично приводит к кульминации
в сценарии. Чем оригинальнее будут
выстроены блоки и эпизоды в сценарии,
тем интереснее будет развиваться
сквозное действие культурно-досуговой
программы, его основной сюжет.

Композиционное
построение основной части сценария
требует от сценариста большого мастерства,
чтобы избежать опасности потери течения
сюжета. В
этой связи
большое значение имеют так называемые
сюжетные акценты, то есть слова, фразы,
сценические действия, которые фиксируют
внимание зрительской аудитории на
основных сюжетных узлах и позволяют ей
с неослабевающим интересом следить за
ходом программы и адекватно воспринимать
все происходящее на сцене.

Кульминация
— вершина развития драматургического
конфликта в сценарии, высшая точка
эмоционального восприятия зрительской
аудитории. В центре кульминации лежит
главное событие, задача которого — в
разрешении всего драматургического
конфликта в сценарии. Если исходное
событие в завязке и событийный ряд в
основном развитии действия логично
между собой сопряжены, то кульминация
вытекает естественно и становится
смысловым и эмоциональным центром всей
культурно-досуговой программы.

Развязка
— как структурный элемент композиционного
построения выполняет функцию завершения
сюжетной линии сценария. Развязка ставит
последнюю точку в развитии сквозной
линии. Важно помнить, что в развязке в
обязательном порядке следует заключительное
событие, в котором сообщается результат
разрешения драматургического конфликта.
Следовательно, событийный ряд, взявший
свое исходное начало в завязке, пройдя
основное развитие действия и достигнув
кульминации, в развязке завершает свое
драматургическое развитие.

Финал
— следует за развязкой и означает полное
завершение сценического действия. Финал
служит средством подведения итогов
всего драматургического действия,
происходившего на сцене.

Особой формой
финала является эпилог (послесловие).
В композиционном построении сценария
он выполняет важнейшую апофеозную роль,
благодаря чему каждая театрализованная
культурно-досуговая программа завершается
массовым эмоционально-зрелищным
действием.

Рассмотренные
особенности композиционного построения
сценария культурно-досуговых программ
с опорой на закономерности ее композиции
и структуры требуют от студентов
глубокого изучения данной проблемы как
в теоретическом так и учебно-методическом
плане.

Следует помнить,
что организация культурно-досуговых
программ на основе умозрительно
сконструированных сценариев без знания
законов и закономерностей творческого
процесса, без глубокого художественного
и документального исследования не дает
положительных результатов, приводит к
утрате доверия зрительской аудитории,
снижает авторитет учреждения культуры.

Вопросы
для самопроверки :

1. Понятие
композиции, ее сущность и содержание.

2. Характеристика
основных закономерностей композиции.

3. Роль структурных
элементов композиции в сценарии
культурно-досуговой программы.

Рекомендуемая
литература:

1. Марков О.И.
Методика создания сценария клубного
театрализованного представления. —
Барнаул, 1985.

2. Рисунок,
живопись. Композиция: Хрестоматия: для
студентов худож.-граф. фак. пединститутов
/ Сост. Н.Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение,
1989.

3. Чечетин А.И.
Искусство театрализованных представлений.
— М.: Сов .Россия. 1988.

4. Шорохов Е.В.
Композиция: Учеб. для студентов
худож.-граф. фак. педагогических.
институтов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Просвещение, 1986.

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

Запускаем новую рубрику — «Словарь». В этом выпуске: аутлайн, катарсис, тритмент, синопсис, сеттинг, флэшбэк и флэшфорвард, в чем разница между сюжетом и фабулой, а также зачем нужна сценарная заявка.

Аннотация

[Annotation]

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя

Антагонист

[Antagonist/Heavy]

— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
 

Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.  

Антигерой

[Antihero]

— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста

 Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне

Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории

 — А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

Аутлайн 

[Outline/Step outline]

— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов

 Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.

В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев — Movie Outline.   

Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
 

Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.    

Диалог

[Dialogue/Lines]

— обмен репликами между двумя и более персонажами
 

Драфт/Черновик/Набросок

[Draft]

— один из черновых вариантов сценария
 

Завязка

[Inciting incident/Catylist/Setup]

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия

 В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.

Заявка/Сценарная заявка

[Request/Query letter]

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.

 Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.

Идея

[Idea/Concept]

— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
 

Катарсис

[Catharsis]

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
 

Композиция

[Composition]

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
 

Конфликт

[Conflict/Complication/Confrontation]

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
 

Кризис

[Crisis]

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
 

«Крючок»

[Hook]

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
 

Кульминация

[Climax/High point/Zenith/Apex/Crescendo]

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом

 В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки

Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.   

Логлайн

[Logline/Premise]

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
   

МакГаффин

[MacGuffin]

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет

Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок

Монолог

[Monologue]

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
 

Линейное повествование

[Linear narrative]

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
 

Нелинейное повествование

[Nonlinear/Disjointed/Disrupted narrative]

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.   

Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

[Peripeteia/Peripety/Plot point]

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
 

Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
 

Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

[Treatment]

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
 

Пролог

[Prologue]

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
 

Протагонист

[Protagonist]

— главный герой, как правило, «положительный»

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.   

Развитие

[Rising action/Confrontation]

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
 

Развязка

[Denouement/Resolution/Tag]

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
 

Режиссерский сценарий

[Shooting script]

— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
 

Синопсис

[Synopsis]

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).   

Сеттинг

[Setting/Locale]

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.

Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки 

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
 

Структура

[Dramatic structure]

— последовательность событий, происходящих в фильме
 

Сценарий

[Screenplay/Script]

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок

Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
 

Сценарный доктор/Скрипт-доктор

[Script doctor]

— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
 

Сюжет

[Plot/Story/Beat/“A” story]

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
 

Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
 

Тема

[Theme/Topic]

— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
 

Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
 

Трехактная структура

[Three-act structure]

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
 

Фабула

[Fabula]

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.   

Финал

[finale/ending]

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
 

Флэшбэк

[Flash-back]

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один. 

Флэшфорвард

[Flash-forward/Flash-ahead]

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов.  Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.   

Экспозиция

[Exposition/Set up]

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
 

Эпилог

[Epilogue]

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.

Источник: tvkinoradio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий жазу шеберлігі
  • Сценарий закрытия турслета
  • Сценарий завязка кульминация развязка
  • Сценарий душу исцелит добро
  • Сценарий закрытие абилимпикс