Сценарий здоровая планета

сценарий

Сценарий  выступления агитбригады

                                Новокуйбышевск, 20211 год.

Сценарий  выступления агитбригады

«Здоровая планета – здоровый образ жизни»

Звучит музыка, выбегает Земля, танцует, на фоне звучат слова:

                         Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

                         Не год, не два, а миллиарды лет.

                         Все то, что я имела и имею,

                         Рукой своей сметает человек.

Вбегает «Дым – гарь», покрывает Землю .Выходят девочки – планеты и танцуют вокруг Земли. С окончанием убегают, Землю ставят на пъедистал у центральной стены, накрытой вуалью.

Звучит фрагмент из гимна «Здравствуй Мир». Входят дети – ЮСП.

1Реб.     Знают о нас многие

              Мы — юные экологи.

              Природу любим знаем,

              Ее оберегаем!

2Реб.     Чтоб чистым воздухом дышать

               Природу надо охранять!

3Реб.     Деревья новые сажать,

              За старыми ухаживать.

4Реб.    Подкармливать их, поливать

              Под ними почву удобрять.

5Реб.     Беречь траву, не мять цветы,

              Деревья не ломать, кусты.

Все:       Мы их жалеем, бережем,

              Другим в обиду не даем                

Входит Лунтик (идёт задом, смотрит по сторонам, натыкается на детей).

Реб.       Ты кто, ты что с луны свалился?

Лунтик. Да я с луны свалился. А вы кто такие?

Дети.      Мы – ЮСП!

Лунтик.  А что вы спасаете?

Реб.       Мы спасаем нашу Землю.

Реб.       Убираем мусор.

Реб.        Бережём деревья, кустарники, сажаем их.

Реб.        Подкармливаем птиц, делаем кормушки.

Лунтик (показывает на шар)  Какие же вы спасатели, если Земля у вас вся дымом и гарью покрыта.

Реб.         А чтобы не было ни дыма, ни гари нужно, уходя из леса, гасить костры и тогда не будет лесных пожаров, это самое страшное.

Лунтик.  А меня научите.

Дети.      Конечно.

Реб.        Игра « Потуши пожар» (деревья большие держат полотно).

Лунтик (в игру привлекает гостей) Помогите нам пожар тушить.

Большие Деревья. Спасибо вам ЮСП! В знак благодарности для вас танцуют Ивушки

Танец «Ивушки».

Звучит журчанье ручейка, влетает пчёлка, умывается и становится грязной (чёрные перчатки, щёки)

Лунтик. Пчёлка, подожди, эту воду пить нельзя! Ведь она грязная, ты можешь отравиться и умереть!

Пчёлка. Ой! Что же теперь будет?

Реб.       В этой реке танкер пролил нефть, в ней гибнут все водоросли, улитки, рыба, птицы. Насекомые, но мы с этой бедой тоже справимся.

Лунтик.     А как?

Реб.         Нужно собрать нефтяное пятно. Помогай нам Лунтик,

Игра « Собери нефтяное пятно». 

Лунтик.   Ну иди, пчела проверяй свой водоём.

Пчела (снимает перчатки, щёки) Спасибо, я со своими подружками, хотим подарить весёлый танец.

Танец « Пчёлы».

Лунтик (подходит к водоёму, видит там на дне конверты) Вот она красота земная! Что же нам с ней делать?

Реб.     Нужно украсить планету, чтобы она была не чёрной, а разноцветной.

Дети встают в полукруг.

Реб.                 Растения нам добрые братья,

                        Без них мы расти, не хотим!

Реб.                 Планеты зеленое платье,

                        Давайте друзья сохраним!

Реб.                 Защита природы хорошее дело,

Реб.                 На помощь всегда я готов к ней прийти!

Реб.                 Спасатель природы зову себя смело…

Все:                 И лучше спасателей ей не найти!

3-е детей прикрепляют к Земле фигурки.  

Песня «Здравствуй мир» муз. Квинт.

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
  • воспитание бережного отношения к природе;

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, юные экологи! Сегодня все вместе будем решать серьезные проблемы. Мы сегодня будем наблюдать, анализировать и рассуждать.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Послушайте сказку, а после мы с Вами обсудим.

Встретились в лесу звери и птицы и стали обсуждать, как человек относится к природе.

«Многие тысячелетия человек живёт на земле и всё время пользуется благами природы. Природа даёт им пищу, жилище, одежду!» -говорит мудрая сова.

«Из земли они добывают полезные ископаемые, на полях выращивают урожай, в лесу заготавливают древесину, грибы и ягоды!» — добавила рыжая лиса.

«Природа даёт все необходимое для их жизни, но постоянно исчезают природные ресурсы, многие виды растений и животных!» — возмутился медведь.

«Люди не заботятся о природе, не умеют ее правильно охранять и беречь!» — закричали все звери.

В это время мальчик с родителями собирал грибы и случайно услышал разговор зверей. Всю дорогу домой, он думал о том, что обсуждали звери и размышлял, как помочь планете? Дома рассказал родителем об услышанном, и они вместе начали думать, как это можно сделать?

3. Актуализация знаний.

  • Что обеспокоило зверей? (Человек не помогает природе).
  • О чём задумался мальчик? (Как помочь планете).
  • От кого зависит, какая будет наша планета? (От нас, от людей)

Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Ведь человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы. А наука, которая изучает все живое, называют экологией. В переводе с греческого языка “экология” означает “изучение дома”.

Как вы думаете, какой же дом изучает эта наука? (Ответы детей.)

— Посмотрим в словарь Ожегова С.И., что же здесь означает данное слово? Экология- наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Первичная проверка понимания.

— Отгадайте загадки.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Учитель: Вода — существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное. Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней. Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек. Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

— Сможете ли вы доказать, что вода является источником жизни? Выберите правильный ответ.

Вода:

  • Является для всего живого исключительно важным источником питания.
  • Нужна для того, чтобы брызгаться.
  • Делает мокрым песок и получаются отличные куличики.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)

— Сможем ли мы существовать без воздуха? Почему? (Ответы детей)

Учитель: Без воздуха не может жить ни одно живое существо, потому, что все мы воздухом дышим.

Воздушный океан разлит над всей Землей: вокруг нас, в почве, в воде, во всех пустотах, в твердых телах. Этот воздушный слой называется атмосферой. В настоящее время в мире наблюдается сильная нехватка чистого и свежего воздуха. Для того, чтобы почувствовать свежий воздух жители городов выезжают на дачи и в те места, где много растительности. Для здоровья чистый воздух является необычайно полезным. Больше всего полезен для здоровья воздух сосновых лесов. Сосны очищают воздух как минимум в десять раз лучше. А по хвое на сосне можно с легкостью определить насколько загрязнен воздух в округе. Именно из-за целебного воздуха в сосновых лесах очень часто строят дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории. А самый лучший воздух – свежий морской воздух. В морском воздухе содержится большое содержание солей, ионов и озона.

Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение)

— Для чего на Земле растения? Что будет, если исчезнут все растения? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение.

«Цветок земли»
Однажды, дочь спросила меня:
«Мама, откуда под нами земля,
Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»
Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.
И вновь, спросила малышка меня:
«А кто бережёт природу от зла?»
Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.
Тут вспомнила из жизни случай я…
Однажды в саду, у нас вырос цветок,
А Паша, сосед, оторвал лепесток.
Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.
Цветок наш не долго, в саду простоял.
Погиб от того что его лепестки,
Мальчишки сорвали и не сберегли.
Кузнечик не прыгает, не поет соловей.
В саду нет цветка, и нет там детей.
Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,
Когда на ней нет красоты никакой!
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Так мир не дано, никому сохранить!
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в детях!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете!

— Какое негативное влияние на природу оказывает человек? Природа терпелива. Она многое прощает человеку, но и просит помощи. Давайте и мы подумаем о том, как ей помочь? (Ответы детей)

Учитель:

  • В воду сливаются промышленные отходы с заводов, люди часто выбрасывают в воду бытовые отходы. Иногда мы закрываем кран с водой не до конца, и вода течёт просто так.
  • Воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.
  • Лесные пожары, вырубка лесов.

4. Закрепление.

А как вы можете сохранить воду и воздух чистыми, сберечь растения? (Ответы детей).

  • Сделаем вывод:
  • Не загрязнять водоёмы (не бросать туда мусор, бутылки, пакеты; не мыть велосипеды, не оставлять кран открытым и экономно использовать воду).
  • Не ломать ветки, не рвать цветы, не разжигать огонь в лесу, убирать за собой после отдыха на природе, чтобы не засорять почву.
  • Сажать деревья, цветы в классе и дома, так как они хорошо очищают воздух; протирать пыль, проветривать помещения.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Мы с Вами сделали много открытий и важных для себя выводов. Давайте посмотрим на прекрасную выставку рисунков, посвященную охране нашей планеты Земля. И будем помнить каждый день, что здоровье нашей планеты в наших руках.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

«Путешествие к Планете Здоровья»

разработка развлекательно – познавательного мероприятия по ЗОЖ

(для учащихся 6 лет)

Автор-составитель: Степанова О. А.,

педагог дополнительного образования

Междуреченский городской округ, 2017

Дата проведения: ноябрь, 2017 г.

Возрастная категория: дошкольники 6 — 7лет

Тема: «Путешествие к Планете Здоровья»

Цель: формирование у дошкольников представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи:

— создать эмоционально положительную атмосферу в процессе путешествия;

— формировать у детей навыки к рациональному питанию, привычки к здоровому образу жизни;

— развивать интерес к оздоровлению собственного организма;

— воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Этапы занятия: 1. Организационный (вводный) — 3 мин.;

2. Основной — 25 мин.;

3. Итоговый — 2 мин.;

Методы: словесный, игровой, наглядный.

Материалы для занятия: карточки с изображением режимных моментов, слайды с изображением продуктов, предметов личной гигиены, слайд с изображением микроба.

Ход мероприятия:

1 часть. Организационный этап.

Педагог: — Ребята, когда вы заходите в кабинет, то, какое самое первое слово произносите?(«здравствуйте»). Чаще всего кому вы это слово говорите? (папе, маме, друзьям, знакомым).    А знаете ливы, чтооно «волшебное»?    

Здравствуйте! Здравствуйте!
Какое прекрасное слово!
Вы скажете: ну что в нём такого?
Здравствовать – здоровым быть.

Здравствовать – без болезней жить.
Здороваться – желать добра, здоровья, радости всегда.
Такое ласковое слово и болезни лечит.
Так здоровайтесь всегда –

И станет вам намного легче.

Педагог: — Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Планете Здоровья. Планета – это наш организм. На правильную работу нашего организма влияет множество факторов. Каждый из нас должен знать своё тело.

Каждую клеточку тела нужно понять.

Пользоваться умело и охранять.

2 часть. Основной этап.

Педагог:— Ребята, послушайте стихотворение, из которого вы узнаете, зачем нужно знать своё тело.

Вот зачем мне эти ручки?

Чтоб всё трогал, Почемучка!

 А зачем мне ножки?

Чтобы бегать по дорожке.

А зачем мне эта спинка?

Чтоб ложиться на перинку!

 А зачем мне эти глазки?

Для того чтоб видел сказки!

А зачем мне этот носик?

Чтобы нюхать абрикосик!

А зачем мне этот ротик?

Для того, чтоб пить компотик.

Ну, а зубы?

Чтобы кушать

Ну, а ушки?

Ушки, чтобы маму слушать.

Педагог:— Вот вы и узнали, для чего нужно знать своё тело. А теперь я предлагаю через загадки отгадать про части тела. (После правильной отгадки, на слайде появляется картинка).

Если б не было его, 

Не сказал бы ничего (язык);

Когда мы едим — они работают, 
Когда не едим – отдыхают.
Не будем их чистить — они заболят (зубы);

Брат с братом
Через дорогу живут, 
А один другого не видят (глаза);

Всю жизнь ходят наперегонки, 
А обогнать друг друга не могут (ноги);

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно
Они работают пером, 
Пилою, ложкой, топором (пальцы);

Их не сеют, не сажают,
Они сами вырастают (волосы);

Педагог:— И так, отправляемся в путь! За время нашего путешествия к Планете Здоровья, мы с вами узнаем, что надо делать, чтобы быть всегда здоровым.

Первая планета называется «Режим дня».

       — Что такое режим дня? (ответы детей). Это распорядок дня, то, что мы должны обязательно выполнять каждый день и в определённое время суток. На этих карточках изображены различные режимные процессы. (показ карточек с режимными моментами). Вам надо разложить карточки по порядку, одну за другой, так, как вы выполняете распорядок каждый день.

Педагог: — Вторая планета называется «Рациональное питание». Я думаю, что слово «рациональное» для вас новое, незнакомое. А может, кто – нибудь сможет объяснить, что это слово означает?

— Ребята,слово «рациональное» означаетполноценное питание. Мы едим разную пищу, разные продукты – это и есть рацион. Полноценная едадля здоровья нам нужна. Но не всякая еда полезна для нашего здоровья. Есть такие продукты, которые, наоборот, приносят вред нашему организму. Сейчас я буду загадывать загадки про продукты, которые должны входить в рацион вашего питания для того, чтобы вы были здоровыми. Если вы правильно отгадываете, будет появляться картинка(слайд), на которой изображён это продукт.

Есть в нём кальций и белок,

Ешьте, дети все … (творог);

В деревне, где – то далеко

Даёт коровка …(молоко);

Есть полезно разные продукты

Под названием овощи и …(фрукты);

В кипящую водицу

Посеяли пшеницу.

Водица испарится —

Взойдет горой пшеница (каша);

Копилочка расколота —

В ней серебро да золото (яйцо);

Каравай тот никто не печёт,

Есть его одному можно год.

Тонкий ломтик его ноздреват,

Вкус не хлебный и свой аромат(сыр;)

Быстро плавали в реке,

Оказались на крючке.

Тут не до улыбки!

Кто же это? (рыбки);

Педагог: — А теперь я предлагаю всем встать в круг. Проводится игра «Полезно – не полезно». Педагог бросает мяч, называет любой продукт. Если этот продукт полезен, нужно мяч поймать. Если продукт вреден, мяч ловить не надо.

Рыба, чипсы, кефир, фанта, геркулес, конфеты, морковь, лук, торт, яблоки, свёкла, чупа-чупс, «Сникерс», капуста, гречка, картофель, вафли, мёд, пирожное, чёрный хлеб, булочки, сок, яйца, масло, жир, вермишель, шоколад, фасоль, горох, мандарины, йогурт, мясо, молоко.

Дети садятся на свои места. На слайде появляется изображение микроба.

Я хитрюга ха-ха-ха

Быть здоровым, чепуха

Суйте грязный палец в ротик,

Как живёте? Как животик?

Ну, а голова болит?

Меня это веселит.

Педагог: — Ребята, как вы думаете, это кто к нам пришёл и пытается всё испортить? (ответы детей). Вы знаете кто такие микробы? Как вы думаете, микробы полезные? (ответы детей).

 Микроб — это маленькое, но ужасно вредное существо, если микроб попадает в организм человека, то человек начинает болеть. Но прежде чем спасать планету, нам нужно вспомнить о правилах здоровья. Но у меня есть способ борьбы с микробами. Хотите узнать?

(проводится игра загадки-подсказки)

Гладко, душисто,

Моет чисто, нужно, чтоб у каждого было

Что это такое?(мыло);

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда ваш первый друг?

Смоет грязь с лица и рук (вода);

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос (носовой платок);

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят ….(душ);

Говорит дорожка —

Два вышитых конца:

— Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты полдня

Испачкаешь меня (полотенце);

Педагог: — Как вы считаете, эти предметы помогают быть здоровыми? (ответы детей)

— А сейчас мы с вами скажем волшебные слова, я думаю, микроб исчезнет. Помогайте мне: кро-ко-кас, уходи микроб от нас. Лучше ты микроб уйди, не встречайся на пути. Дети хором произносят несколько раз и микроб «исчезает».

3 часть Итоговый этап.

Педагог: — Как вы думаете, мы спасли от микробов Планету Здоровья? Как же можно защититься от них? (закаляться, любить спорт, принимать витамины, мыть руки с мылом).

— Правильно ребята. Здоровье — это зарядка, это когда дружим с витаминами, употребляем в пищу овощи и фрукты.

— Каквыглядитздоровая планета? (ответы детей: красивая, яркая, цветущая…).

здорова? (Здорова)

— А как выглядитпланета, если она заболела?(ответы детей: грустная, хмурая, невеселая…)

— А как выглядит человек, когда он болеет?(высказывание детей)

— А сами вы не заболели во время нашего путешествия? Сейчас я вас осмотрю.

Попрошу красиво встать, и команды выполнять.

Все дышите, не дышите.

Всё в порядке, отдохните.

Выше руки поднимаем.

Превосходно, опускаем.

Наклонитесь, разогнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Да, осмотром я довольна. И из вас никто не болен.

Источник информации:

http://doshkolnik.ru/zdorove/16564.html;

http://www.idealdomik.ru/yenci;

http://kidsclever.ru/

Классный час на экологическую тему «Здоровая планета».

Цели:

-развитие экологического мышления;

-формирование ответственного отношения к природе;

-воспитание патриотизма.

Задачи:

— ознакомить с негативными последствиями воздействия человека на природу и экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Оборудование: презентация, карточки с тестами.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о чистоте, а точнее о чистоте дома, в котором живем.

Как вы думаете, о каком доме пойдет речь?

Этот дом — «Планета Земля».

Продолжите.

Человек заботится, чтобы в доме было всегда тепло, светло, чисто, уютно. Точно так же нужно заботиться…

и о чистоте нашей планеты. Ведь Земля — это наш дом.

Если природе становиться плохо…

непременно будет плохо и нам, людям. 

И, как известно, чистота…

залог здоровья!

Итак, тема нашего разговора: «Здоровая планета».

3. Основная часть урока.

Давайте вдумаемся в слова словацкого мыслителя и поэта Павола Гвездослава:

«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял — прикоснуться к красоте можно только сердцем…».

И постараемся сердцем прочувствовать то, о чем сегодня будем говорить.

Природа всегда была источником вдохновения для многих художников, писателей, поэтов.

Слайд.

Знаменитое полотно мастера «Лесные дали» написано И.И. Шишкиным в 1884 году. 
Полвека с небольшим прожил художник, написавший этот шедевр. 
Десять лет отделяло его от кончины первой супруги, всего три года тому назад умерла любимая вторая жена — Ольга Лагода.  С живописцем остались дети… 
Он был душевно подавлен. И только богатырская натура позволила ему выстоять, подавить в себе малодушие и находить истинное забвение в любимом труде. 

Работы Ивана Шишкина этих лет обретают особую глубину и мощь. 
Ведь именно природа, родные края воистину раскрыли свои объятия осиротевшему живописцу, и он со всей сердечной щедростью сторицей воздает русскому пейзажу все то, что накопилось, вызрело, выстрадано было годами.

Слайд.

С ранних лет лишённый уюта, заботы, дома и очень часто даже просто еды и приличной одежды, Левитан был очень одинок. 

Много унижений выпало на его долю, от беспросветной тоски его спасала русская природа. К ней он шёл за утешением, и та красота, которой не было в его повседневной жизни, возникала на его полотнах.

Слайд.

Горячо любил природу великий русский композитор П. И. Чайковский.

Прелесть природы воспели русские поэты А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, С.А. Есенин. 

Любовались ее красотой писатели М. Пришвин и К. Паустовский.

Слайд.

Не всегда люди замечают, ценят и задумываются над тем, чем их одарила природа. 

Лес бескорыстно служит человеку.

Началось это очень давно, с тех пор, когда наш предок впервые поднялся с четверенек, разогнул спину и взял в руки суковатую дубинку. Дубинка оказалась прочной, крепкой и очень полезной в суровых первобытных лесах.

Да еще и до дубинки человеку не раз приходилось пользоваться услугами деревьев. Он спасался на них от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры.

Что вам известно о пользе и использовании леса человеком?

***Лес приносит человеку очень большую пользу.

Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах.

Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши.

Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь.

В местах, богатых лесом, его используют как топливо.

Лес снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. Мех лесных животных идёт на приготовление тёплой одежды. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства.

Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.

Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.

Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды.

В лесном воздухе мало пыли. По сравнению с воздухом городов он содержит больше кислорода и меньше углекислого газа. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.

По лесным тропам любят путешествовать туристы.

Слайд.

В настоящее время проблема вырубки лесов относится к числу приоритетных для мирового сообщества, о том, как спасти лес от уничтожения говорят на всех уровнях.

Однако за данной глобальной угрозой мы не замечаем не менее серьезную проблему – загрязнение леса, которое в конечном итоге также приводит к его гибели.

Рост городов и увеличение численности населения приводит к возрастанию роли лесов и лесопарков в качестве мест массового отдыха, поэтому антропогенная нагрузка на них растет стремительно, что усугубляется низкой культурой поведения и отдыха населения. Убедиться в этом может каждый из нас, оказавшись в теплый день в пригородном лесу, где очень трудно найти незахламленный участок леса для отдыха.

Оставленный отдыхающими бытовой мусор не только портит эстетический вид леса, но и приводит к смене лесных трав рудералами (сорными растениями), в числе которых крапива, чертополох и дурман.

Помимо этого, наше стремление к загородному отдыху приводит к ухудшению качественного состояния леса за счет механического воздействия, приводящего к сильному уплотнению верхнего слоя почвы, повреждению лесной травы, кустарников и веток деревьев. Уплотнение почвы приводит к ухудшению питания деревьев, т.к. плотная почва содержит меньше кислорода и гумуса, что их ослабляет, соответственно задерживает развитие: высота и диаметр прироста снижаются, крона изреживается, в ней появляются сухие ветки.

Такие деревья легко поразить болезням и вредителям. Такие повреждения, как зарубки на стволах и обламывание ветвей также приводят к заражению деревьев вредными насекомыми.

Костры, которые туристы часто разводят в лесах очень опасны для жизни леса, причем данная опасность заключается не только в риске возникновения пожара, но также в том, что на месте костра гибнут под воздействием высокой температуры корни деревьев, близко расположенные к поверхности почвы, а место кострища на длительный период выходит из строя (5-7 лет). Для тех, кому лень забрать с собой оставшийся после отдыха мусор в лесопарках устанавливаются мусорные контейнеры, регулярно организуются акции по очистке территорий.

Однако эпизодические экологические акции не могут полностью улучшить ситуацию, не останавливает туристов даже угроза штрафа и административной ответственности. Загрязнение леса будет оставаться в числе приоритетных проблем до тех пор, пока не изменится наше сознание.

Слайд.

Вода — самое распространенное на Земле вещество, она занимает более 70% площади поверхности земли, и только около 30% приходится на долю суши. Вода придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других планет Солнечной системы.

С древности люди поклонялись воде и обожествляли ее.

Давайте поговорим о значении воды.

*** Если комнатное растение совсем не поливать, оно засохнет. Трава, деревья, животные не могут жить без воды.

Для многих живых существ она служит средой обитания.

И человек без воды тоже погибает. В составе крови она разносит питательные вещества по всему организму. Испаряясь с поверхности кожи, вода препятствует перегреванию тела.

Вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, в ней стираем бельё. Она необходима для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.

Вода речного потока работает на гидроэлектро­станциях, вырабатывая электроэнергию.

Вода пере­носит тепло по трубам, обогревая наши дома.

Из­давна водными путями человек передвигается на лодках.

Без воды не обходится ни одна отрасль про­мышленности.

Водой орошают поля в засушливых районах.

Вода оказывает существенное влияние на климат и погоду, так как обладает высокой теплоемкостью и низкой теплопроводностью. Аккумулируя солнечное тепло, она при больших скоплениях выравнивает годичные и суточные колебания температуры.

Применяется она и в лечебных целях. Возле минеральных источни­ков открывают санатории. Водное пространство моря, озера или водопад приносит эстетическое наслаждение.

Слайд.

Наличие пресной чистой воды – необходимое условие существования всех живых организмов на планете.

На долю пресной воды, пригодной к употреблению, приходится всего 3 % от общего ее количества.

Факты о воде:

•На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.

•К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.

•97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.

•75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.

•1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.

•Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.

•500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.

Несмотря на это, человек в процессе своей деятельности нещадно загрязняет ее. Таким образом, очень большой объем пресных вод сейчас стал совершенно непригодным.

Одним из основных загрязнителей воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных её выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья.

Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят всё более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Эти вещества могут образовывать в водоёмах слой пены, особенно хорошо заметный на порогах, перекатах, шлюзах.

Из других загрязнителей надо назвать металлы (например, ртуть, свинец, цинк, медь, олово, марганец), радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных ферм, и стоки животноводческих ферм. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности.

Тяжёлые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам.

Наибольшую токсичность получают рыбы. А это – продукт питания человека, значит, мы едим токсичную рыбу. Токсичность может накапливаться в организме человека, постепенно превращаясь в опасную.

Расширенное производство (без очистных сооружений) и применение ядохимикатов на полях приводят к сильному загрязнению водоёмов вредными соединениями.

Загрязнение водной среды происходит в результате прямого внесения ядохимикатов при обработке водоёмов для борьбы с вредителями, поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий, при сбросе в водоёмы отходов предприятий- производителей, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.

Так называемыми «неточечными» загрязнителями могут быть городские канализационные коллекторы недостаточной пропускной способности, которые переполняются от проливных дождей и несут разлившиеся токсические вещества и неочищенные сточные воды в ручьи и реки.

Сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений (азота, фосфора, калия), вносимых на поля. Повышение концентрации питательных веществ в почве приводит к нарушению биологического равновесия в водоёме.

Одним из видов загрязнения водоёмов является тепловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоём. Это приводит к повышению в нём температуры воды. С повышением температуры начинает уменьшаться количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие. В загрязнённой воде с повышением температуры начинают бурно размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.

В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Происходит ежегодный прирост безвозвратного водопотребления, при котором использованная вода безвозвратно теряется для природы.

При сохранении таких темпов потребления и с учётом прироста населения и объёмов производства к 2100 году человечество может исчерпать все запасы пресной воды.

Слайд.

Какой аргумент служит доказательством того, что воздух играет важную роль в жизни человека?

Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Попробуйте перестать дышать на какое-то время. Уже через несколько секунд вы почувствуете, как нуждаетесь в глубоком вдохе.

Слайд.

Только одному человеку в сутки требуется около 11 тыс. л воз­духа. По объёму это почти целая железнодорожная цистерна.

Одно из главных условий сохранности здоровья и долголетия человека – чистый воздух.

Все источники, негативным образом влияющие на состояние воздушного бассейна, экологи разделяют на антропогенные и естественные. Наибольший урон окружающей среде наносит именно первая категория – факторы, связанные с деятельностью человека. Загрязнения атмосферного воздуха, происходящие по естественным причинам, не только незначительны по мировым масштабам, но и являются самоустраняющимися по своей природе.

Источником загрязнения воздуха «номер один» в развивающихся и некоторых развитых странах является промышленность. Львиная доля выбросов в атмосферу приходится на предприятия энергетики, цветной и чёрной металлургии. Менее вредными для воздушного бассейна, но всё-таки опасными считаются такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение. В местах концентрации промышленного производства в атмосфере в значительных количествах присутствуют фенолы, углеводороды, ртуть, свинец, смолы, оксид и диоксид серы.

Транспорт, будучи необходимым условием функционирования современного общества, одновременно является и главной угрозой здоровью человека. Все машины, использующие для работы разные виды топлива, в той или иной степени загрязняют атмосферу. Например, автомобиль активно поглощает кислород из воздуха. Взамен же он выделяет углекислый газ, водяной пар и токсичные вещества.

Тот вклад, который вносят в загрязнение воздуха отдельные виды транспорта, выглядит следующим образом:

  • 85% вредных выхлопов приходится на легковые и грузовые автомобили;

  • 5,3% – на речные и морские суда;

  • 3,7% и 3,5% на воздушные и железнодорожные транспортные средства соответственно:

  • меньше всех (2,5%) атмосферу загрязняют сельскохозяйственные машины (сеялки, сажалки, комбайны, трактора, пахотная техника).

Каждая страна по-своему решает проблему, связанную с загрязнением атмосферного воздуха. Показательным в этом плане является опыт Дании. После Второй Мировой войны жители маленькой скандинавской страны, улицы которой наводнили автомобили, стали возмущаться загазованностью. Когда же грянул нефтяной кризис 70-х годов, датским властям ничего не оставалось, как пойти на поводу у общественности. В стране была создана развитая велосипедная инфраструктура, на покупку и пользование автомобилем введён огромный налог. Идея пришлась местным жителям по душе: массовыми стали акции «Копенгаген без машин» и «Воскресенья без авто». Сейчас Дания – самая велосипедная страна мира, входящая в тройку наиболее чистых и благополучных для человека государств.

Масштабное загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами вызвано работой теплоэнергетических предприятий. Функционирование энергоустановок на угле, дизеле, мазуте, керосине и бензине сопровождается выбросом опасных соединений тяжёлых металлов, угарного газа, углерода, азота. За городом, как правило, скапливаются отвалы золы, оставшейся при сжигании угля.

Уменьшить золообразование позволяет использование жидкого топлива, но на количестве выбросов азота и оксида серы подобная замена никак не сказывается. На атомных электростанциях происходит загрязнение воздуха аэрозолями, радиоактивными газами и йодом. Все виды традиционного топлива, безусловно, вредные.

Сделать воздух чище позволяют альтернативные энергоисточники. В пользу использования энергии приливов-отливов, ветра и солнца говорит и другой аргумент – ограниченность запасов газа и нефти. На альтернативные источники в этих странах приходится до 20% всего объёма выработки энергии. В прибрежных регионах строят приливные электростанции, в южных странах – солнечные. ГеоТЭС, вырабатывающие энергию из природного тепла планеты, размещают у термальных источников.

Сельскохозяйственное производство наносит больший урон водоёмам, земле и деревьям, чем воздуху, но всё-таки считается одним из основных источников загрязнения атмосферы. В результате использования в животноводческих фирмах навоза происходит выброс аммиака. Опасность для человека, животных и растений представляют также применяемые в сельском хозяйстве ядохимикаты. Решением проблемы могли бы стать агрокомплексы нового типа, работающие без использования гербицидов и пестицидов. Внедрение концепции экологически чистых ферм полным ходом идёт в европейских странах, Канаде, США. Успешные хозяйства по производству здоровой продукции действуют в России.

Среди естественных источников наибольший вклад в загрязнение воздуха вносит явление выветривания почвы. Мелкая пыль удерживается в воздухе 1,5–3 недели, разносится по всему полушарию. Крупные частицы распространяются на сотни километров, оседают в течение нескольких часов или дней.

Извержение вулкана – редкое явление, сопровождающееся катастрофическими последствиями. Ежегодно в ходе стихийного бедствия атмосфера пополняется 40 млн т веществ.

В жаркий период остро стоит проблема лесных пожаров. Причиной возгорания может быть, как солнечная активность, так и несоблюдение правил безопасности человеком.

Итак, основные источники загрязнения атмосферного воздуха связаны с деятельностью человека. К антропогенным факторам, ухудшающим состояние воздушного бассейна, относится промышленное производство, транспорт, теплоэнергетика. Степень влияния каждой из этих причин в разных регионах в мире заметно отличается. Среди природных источников экологическому состоянию атмосферы больше всего грозит выветривание почвы.

Слайд.

После просмотра «печальных» кадров, свидетельствующих о безответственном отношении человека к природе, приходят на ум слова русской детской писательницы Эммы Мошковской:

«Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть!»

Мы часто слышим слова «экология», «экологическая проблема», «экологическая катастрофа».

Что же означает слово «экология»?

Наука о природе.

Слайд.

«Экос» — по-гречески жилище, местопребывание, убежище.

Экология — наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой.

Другими словами, наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии, соблюдать все её законы, а главное – думать о ее будущем.

Современная техногенная цивилизация, помимо увеличения степени бытового комфорта, привела к стремительному ухудшению экологической ситуации в мире. Со временем испорченная цивилизацией экология может привести к катастрофическим последствиям.

Скажите, возможно ли решение экологических вопросов в рамках отдельно взятых городов, областей, районов и даже стран?

Человек воздействует на биосферу локально — в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера — единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий, сливаясь и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, человечество узнало на примере чернобыльской катастрофы. Во время взрыва реактора часть ядерного топлива была выброшена наружу. Взрыв освободил радиоактивные газы и твердые частицы, подняв их на высоту 6 км. Образовалось радиоактивное облако, которое в первый день после взрыва распространилось над территорией Украины и Белоруссии, а затем разделилось на два облака. Одно из них начало двигаться на северо-запад, достигло Польши и Швеции (второй — четвертый дни), затем повернуло на юго-восток, пересекло Европу (пятый — шестой дни) и достигло Греции, Турции, Ливана, Сирии (седьмой — десятый дни). Другое облако пересекло Европу к востоку, направляясь к Азии, прошло над Сибирью (пятый — шестой дни), Японией (двенадцатый день), северной частью Тихого океана, достигнув на восемнадцатый день после аварии Северной Америки.

Этот пример показывает, как быстро мощное локальное воздействие приводит к глобальному эффекту.

И точно так же огромное количество мелких локальных воздействий приводит к глобальной деградации окружающей среды: истощению природных ресурсов, гибели ряда видов растений и животных, загрязнению и отравлению среды промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами, разрушению естественных экосистем (озер, лесов). Все неблагоприятные изменения в биосфере воздействуют как на животный и растительный мир, так и на человека.

Загрязнители попадают в почву и водоемы, накапливаются в тканях растений и животных, а через них — в организме человека. Различные химические вещества часто усиливают мутационный процесс у человека. Понятно, что это может приводить к возникновению различных врожденных и наследственных аномалий. Экологические проблемы на национальном и глобальном уровне тесно связаны с экономическими и социальными проблемами, являясь часто их следствием или причиной.

Слайд.

Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Главные из них:

-обеспечение населения продовольствием и водой.

Что вам известно по данной проблеме?

Около 800 миллионов человек в мире страдают от голода и недоедания.

Уже каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация по мере развития урбанизации, роста населения, увеличения промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться. Недостаток воды вскоре может привести к развитию и усугублению уже существующих глобальных проблем.

Годами не выпадает никаких осадков в пустынях Африки, Америки, Монголии. Гонконг получает питьевую воду из Китая по трубопроводу. На привозной воде существует целое государство — Алжир. Чистая вода в Югославии и Алжире ценится дороже вина. По сообщениям печати Дания и Голландия планируют увеличить закупку чистой воды из Швеции, а из Аляски — в Канаду, США, Мексику. Видя катастрофические последствия на примере этих государств, мы еще серьезнее должны подходить к разумному использованию наших водных ресурсов.

Слайд.

– защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса.

Что вам известно по данной проблеме?

С появлением техники с одной стороны люди освободили себя от тяжелой рутинной работы, однако с появлением различной техники, человеку даже не приходится думать, что отражается на умственной и физической способности человека, порождается лень, невежество, безделье, общество деградирует. Может кино про восстание машин не фантастика и нам пора задуматься, пока вымысел не стал реальностью? Возникает новый класс угроз и опасностей, связанных с формированием информационного общества. С помощью интернета мы можем купить любую вещь или продукт в интернет-магазине, не выходя из дома, конечно в этом есть плюс экономия времени, а с другой стороны огромная опасность того, что человек становится замкнутым и изолированным. Почему дел всегда так много, а времени — всегда не хватает? Людей поглотили социальные сети, куда ни пойдешь везде люди, которые не выпускают из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир. Можно предположить, что утро большинства людей начнется с проверки аккаунтов «Instagram» и «Facebook», «В контакте», «Одноклассники», выискивая новости из жизни всех друзей. Современным отношениям не хватает здравого смысла. Люди встречаются раз или два в месяц, зачем встречаться чаще ведь мы целый день переписываемся, отправляем смайлики, виртуальные букеты или поцелуйчики. Что-то исчезло. Нужны ли нам отношения, в которых на самом деле так мало искренности? Мы приняли так много неприемлемых вещей: сидеть за обеденным столом с телефоном в руке, спорить с помощью текста, а не живого общения, и рассказывать о каждой минуте своей жизни тысячам людей в социальных сетях. Чего мы добились таким образом? Того, что все в нашем мире постоянно друг другу лгут, обман современности состоит в том, что все отношения, всё общение, все чувства, все кругом стало не настоящим, фальшивым, люди перестали любить и ухаживать друг за другом, имитируя действия в социальных сетях. Интернет, как ожидалось, не сближает нас, а наоборот, мы становимся все более одинокими. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни.

Слайд.

-обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и в природных ресурсах.

Что вам известно по данной проблеме?

В качестве альтернативных источников энергии предполагается использовать неисчерпаемую энергию природных процессов (солнечную, ветровую, геотермальную, энергию приливов и отливов), биологические ресурсы (биогаз, биотопливо) и гидроэнергетику (особенно за счет малых ГЭС).

Не следует недооценивать и такой источник энергии, как мусор и бытовые отходы. В ряде стран при их сжигании большое внимание уделяется получению электроэнергии.

Слайд.

-охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, защита среды от разнообразных загрязнений — физических, химических, биологических.

Что вам известно по данной проблеме?

Парниковый эффект, озоновые дыры, наводнения, засухи, лесные пожары, погодные сюрпризы, истощение водных ресурсов и острая нехватка питьевой воды, эпидемии, новые болезни…

К чему ещё приведут достижения человеческого разума?

Слайд.

-сохранение биологического (генетического) разнообразия: многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого вида как представителя таксономической группы и сообщества.

400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных.

Слайд.

К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний.

Что вам известно по данной проблеме?

Загрязнение планеты привело к возникновению «болезней цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно — психических заболеваний, злокачественных опухолей.

Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.

Слайды.

Глобальные экологические проблемы обострились после Второй мировой войны. Для их решения в 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Первоочередной задачей МСОП являлось составление Красных книг — списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга СССР, а в 1985 г. – Красная книга Российской Федерации.

В 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов была разработана «Всемирная стратегия охраны природы».

В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного по белкам, витаминам и микроэлементам.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. На этой конференции был принят ряд документов, подписанных представителями 179 государств:

В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «…разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, …осуществлять контроль за видами деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на биологическое разнообразие».

В 1995 г. в Софии на конференции министров окружающей среды европейских стран была принята Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Слайд.

В нашей стране существует ряд уровней экологического законодательства.

Основу экологического законодательства РФ составляют положения Конституции Российской Федерации: о праве на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, об обязанности бережно относиться к природным богатствам.

Слайд.

Конституция Республики Крым закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 35).

Согласно статье 51 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Слайд.

2016 год только-только вступил на порог, а правительство Российской Федерации уже сделало несколько важных заявлений. Например, 5 января президентом страны был подписан указ о том, что 2017 год станет Годом экологии.

Правительство РФ обеспокоено тем, что вот уже который год экологическая ситуация в стране становится все хуже. Ведущие специалисты в области экологии уже бьют тревогу, предупреждая нас о нависшей угрозе.

Руководство страны, в том числе и Владимир Путин, уверено, что удачная реализация планов касаемо Года экологии поможет в корне изменить ситуацию не только в России, но и мире.

Из документа, подписанного президентом, можно понять, что это мероприятие внедряется для привлечения внимания общества к проблемам экологии Российской Федерации, а также для сохранения биологического разнообразия. Еще один пункт — это обеспечение экологической безопасности.

Слайды.

Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.

Слайд.

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». 

Это правило Маленького принца должно стать законом для каждого жителя планеты Земля!

4. Закрепление.

Работа в парах.

Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны:

1. развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса);

2. факторами космического порядка;

3. природными (геологическими) процессами самой Земли.

Вредные выбросы оказывают влияние:

1. только на те регионы, где появилось загрязнение

2. на близлежащие регионы

3. даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»

Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:

1. пластмасса

2. стекло

3. металл

Прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо:

1. рассортировать

2. собрать в одном месте

3. раскрошить

Самая страшная «добавка» к воде:

1. бытовой мусор

2. пестициды

3. минеральные удобрения

Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. защита поверхности земли и грунтовых вод

2. ограждение места свалки

3. укомплектование соответствующей техникой

Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Лондона

3. Нью-Йорка

Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

1. производство упаковочных материалов

2. переработка мусора

3. производство автомобилей

Бутылка из пластмассы пролежит без изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 и более лет

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. их захоронение

2. разработка правовых механизмов регулирования процесса

3. рециркуляция (повторное использование отходов)

Подсчет баллов.

5. Заключительная часть.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много. для этой звезды!

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

Как вы поняли притчу?

Начни с малого:

-уходя из помещения, в котором никого нет, гасите свет;

-выключайте воду, когда чистите зубы;

-плотно закрывайте водопроводный кран;

-наливайте в чайник столько воды, сколько вам нужно в данный момент;

-фантики, жвачки всегда выбрасывайте в урны…

Рефлексия.

Заинтересовал ли вас наш разговор?

Была ли информация полезной для вас?

Пополнили вы свои экологические знания?



Классный час «Путешествие по планетам здорового образа жизни»

Малышева Ирина Сергеевна,

социальный педагог МАОУ «НОШ №

г.Губаха Пермского края

Классный час

«Путешествие по планетам Здорового образа жизни»

Цель:

воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные:

расширение знаний о составляющих здорового образа жизни;

Развивающие:

способствовать развитию навыка ведения здорового образа жизни,

развитие потребности следовать здоровому образу жизни.

Воспитательные:

способствовать воспитанию стремления к сохранению здоровья;

способствовать формированию в детях потребности заниматься спортом,

соблюдать режим дня, сохранять здоровье.

Планируемый результат:

расширить познания учащихся в области здорового образа жизни

Личностные УУД:

Формирование позитивного отношения к себе и окружающему

миру.

Воспитание информационной культуры.

Предметные результаты:

Знакомство с понятием здоровый образ жизни, его составляющими

Расширение кругозора и воспитание интереса к сохранению здоровья

Метапредметные УУД:

развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

развитие познавательного интереса.

Методы:

словесные – рассказ, беседа,

наглядно – иллюстративный, просмотр презентации;

диалогический.

Техническое оснащение: мультимедиа, презентация

Тип занятия: классный час

Продолжительность занятия 40 минут

Каждому ребенку: листок и ручку, буклеты с заповедями ЗОЖ.

Ход урока

1. Организационный момент:

─ приветствие;

─ проверка готовности учащихся к уроку;

─ организация внимания учащихся.

2. Учебная ситуация и погружение в тему

(Слайд 1)

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам: «Здравствуйте, и тем

самым, я желаю вам здоровья! Здоровье для человека самая главная

цель. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда,

когда начинаем его терять. Сегодня наш классный час будет посвящен тому,

как быть здоровым и что для этого нужно сделать.

Проблемная ситуация лайд 2)

Сказка

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял

дворец. В нем жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил

своих сыновей и они отвечали ему взаимностью. Дети росли

трудолюбивыми, добрыми, послушными. Но одно огорчало правителя

сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и

спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили

долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый мудрый из

них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни,

поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья

для всех детей своей страны, где обучали бы вести здоровый образ

жизни.

А что же такое здоровый образ жизни? Как вы думаете?

Слайд 3

Понятие «Здоровый образ жизни» включает в себя следующие

компоненты:

правильное дыхание;

правильное и рациональное питание;

двигательная активность;

положительные эмоции;

закаливание;

любовь к природе и ее сохранение;

отказ от пагубных привычек

Получается, что если вести здоровый образ жизни, то

необходимо заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не

лениться, заниматься спортом, закаляться, кушать только полезную

пищу, не переедая, на окружающих смотреть с позитивом, делать

добро для других людей, бережно относиться ко всему живому и не

отравлять свой организм различными вредными веществами. Только в

этом случае здоровье у человека не пострадает.

А как правильно следовать этим правилам, мы узнаем, если

совершим необычное путешествие по космическим просторам планет

«Здорового образа жизни». (Слайд 4)

Сегодня, отправляясь в путешествие, мы остановимся на

нескольких планетах Здорового Образа Жизни, где будем выполнять

задания и тем самым выведем формулу здоровья, ведь хорошее

здоровье основа долгой, счастливой и полноценной жизни.

Девизом нашего путешествия станут слова: «Моё здоровье в

моих руках!» Давайте вместе дружно прокричим его!

Пристегните ремни. Наш космический корабль на старте! 3,2,1,

Пуск!

Слайд 5

Мы приближаемся к планете «Успех»

Жители этой планеты все успевают делать, и домашние задания

подготовить, и книжку почитать, и поиграть, и родителям помочь, и

любимой игрой заняться. Одежда всегда у них в порядке и в комнате

убрано, и в школу они никогда не опаздывают. Почему так происходит,

как вы думаете?

Я открою вам секрет: жители этой страны знают тайну времени.

Слайд 6

Жители планеты «Успех» готовы поделиться с нами своей

тайной. Она заключается в соблюдении режима дня.

Ребята, как повашему, что такое режим дня? (ответы детей)

Режим это особый распорядок дел, расположенных в

определенном порядке по времени.

Скажите, кто из вас хотел бы, чтобы ему сопутствовал успех?

Тогда давайте проверим, соблюдаете ли вы режим дня!

(Слайд 7)

С чего вы начинаете свой режим дня?

Проснувшись, выполнив утреннюю зарядку, мы… (дети

продолжают)

Позавтракали, а затем… (дети продолжают)

Вернувшись со школы, мы…(дети продолжают)

Затем у нас есть время для отдыха. Чем вы занимаетесь в

свободное время?

Готовим домашние задания.

А во сколько, мы ребята ужинаем и ложимся спать?

Что нужно запомнить, соблюдая режим дня?

Почему важен режим дня для человека? (Подведение итога)

Надеюсь, что вы будете его соблюдать.

Отправляемся дальше. Наш девиз (хором) «Моё здоровье в моих руках!»

(Слайд 8)

Мы подлетаем к планете «Спортивная». Населяют эту планету люди,

которые дружат со спортом. А что означает слово спорт?

Для некоторых спорт это ежедневные тренировки на пределе

человеческих возможностей, для других спорт это развлечение. (Слайд 9)

А для чего вам нужен спорт? Кто ответит?

Жители страны приготовили для вас интересное упражнение и очень хотели,

чтобы вы его разучили.

Физминутка (Демонстрация видео фрагмента физминутки)

Отправляемся на встречу новым приключениям. Наш девиз: «Моё

здоровье в моих руках!»

(Слайд 10)

Мы приближаемся к планете «Здоровье»

Как выглядит эта планета? тветы детей: красивая, яркая,

цветущая…).

На ваш взгляд, каково здоровье этой планеты: больна она или

здорова? (Здорова)

А как выглядит планета, если она заболела? (ответы детей:

грустная, хмурая, невеселая…)

А как выглядит человек, когда он болеет?

Скажите, какими заболеваниями вы болеете чаще всего? (простудными).

Я открою вам небольшой секрет. Он заключается в том, что,

воздействуя на определенные точки своего организма, человек может

предотвратить начало простудных заболеваний. И сейчас мы с вами в этом

потренируемся. (Слайд 11)

Приготовьтесь, начинаем! (точечный массаж ушей, носа, рук, лба по

Уманской)

Зная средство от простуды,

Мы здоровыми все будем.

Есть волшебные точки у нас

Нажимай их каждый раз.

Точку первую найдем, (между бровей)

Пальчик кругом повернем.

Отдохнули, поворот

Пальчик движется вперед.

Точку первую оставим,

Пальчик ко второй поставим (около крыльев носа)

Чтобы носик наш дышал.

Насморк деткам не мешал.

Покрутили точку эту

Передали эстафету.

Точки третьи мы находим (мочки ушей)

И опять по кругу водим.

Стоп, пойдем теперь вперед.

Кто быстрей точку найдет?

Точка четвертая на грудке у нас.

Находим все дружно ее мы сейчас,

Пальчиком водим по кругу мы снова

Из школы домой пойдут все здоровы.

Советую данные упражнения проводить ежедневно, по 56 раз в день.

Ребята, жители планеты «Здоровье» не отпускают нас со своей планеты,

пока мы не выполним одно задание.

(Слайд 12)

Перед вами зашифрованные пословицы русского народа о здоровом образе

жизни. Попытайтесь соединить начало и конец пословицы, так чтобы

появился смысл.

Пословицы:

1. В здоровом теле – здоровый дух!

2. Кто излишне полнеет, тот стареет.

3. Двигайся больше, проживешь дольше.

4. Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.

5. Чистота – залог здоровья!

Ура! Мы выполнили задание жителей планеты «Здоровье». Теперь можем

отправляться покорять новые планеты. Наш девиз: «Мое здоровье в моих

руках!

(Слайд13)

На нашем пути планета «Сладкоежек»

Поднимите руки, кто мечтал бы жить на планете, на которой на завтрак

пирожное, на обед торт со сгущенным молоком, на полдник мороженое, а на

обед шоколадные конфеты с киселем?

Скажите, чем грозит нам чрезмерное употребление сладкого, жирного,

мучного? (Ответы детей: ожирение)

Правильно, существуют продукты, которые благоприятно влияют на наш

организм, насыщая его энергией. Но в нашем рационе питания присутствуют

и те продукты, которые только утяжеляют работу нашего организма.

Перед вами лист ватмана, газеты, журналы, клей, ножницы. На одной

стороне ватмана сделайте коллаж из тех продуктов питания, которые на ваш

взгляд, принесут пользу организму. А на другой стороне ватмана те

продукты, которые отрицательно повлияют на здоровье организма. (Работа

детей в 3 –х группах).

Представление продуктов работы.

Надеюсь, что теперь вы будете лучше разбираться в продуктах, которые

употребляете в пищу. Прежде, чем съесть чипсы или сухарики, задумаетесь

о влиянии их на ваш организм и откажетесь от этих вредных продуктов.

Ну а мы снова собираемся в путь. Наш девиз: «Мое здоровье в моих руках!»

Мы приближаемся к планете «Вредных привычек» (Слайд 14)

Ой, ребята, посмотрите, что же случилось с этой планетой? (Ответы

детей)

Правильно, эта планета была красивой, цветущей, жизнерадостной

планетой. Но она увлеклась вредными привычками. Как вы думаете, какими?

(Ответы детей)

Совершенно верно, она курила и употребляла алкоголь. От этого вся

красота планеты исчезла. Она стала старая, больная и очень несчастная.

Я предлагаю провести опыт, который называется «Легкие курильщика».

Вы знаете, что легкие это один из главных органов человеческого

организма. Когда человек курит, то никотин оседает в его легких.

Постепенно вредные вещества накапливаются в организме человека и

затрудняют дыхание. От курения появляются кашель, одышка, плохое

самочувствие и развиваются разные страшные болезни. Посотрите как это

происходит.

Демонстрация опыта

Подготовить чистую сухую прозрачную пластиковую бутылку. Взять

любую сигарету, желательно без фильтра и ее кончик обмотать чистой

ватой. Сигарету с ватой вставить в горлышко бутылки так, чтобы она

крепко держалась там.

Сейчас мы посмотрим с вами опыт, который нам покажет, как выглядят

легкие курящего человека изнутри. Бутылка будет служить нам макетом

легкого. Возьмем сигарету без фильтра, а вместо фильтра возьмем вату.

Поджигаем сигарету.

Учитель руками сжимает и разжимает бутылку, поясняя, что это “вдох

выдох” макета. Прозрачная бутылка позволяет просматривать дым

изнутри. Опыт проводится до тех пор, пока не выгорит вся сигарета, а

затем ее потушить. Дать учащимся понюхать вату и бутылку.

В опыте вы видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” человека,

тогда как курильщик выкуривает несколько сигарет, и его легкие выглядят

значительно чернее и запах от них еще сильнее.

Думаю, что после этого опыта вы никогда не будете дружить с вредными

привычками.

Я предлагаю поскорее улететь с этой планеты и вернуться на свою родную,

любимую Землю. Наш девиз: «Мое здоровье в моих руках!»

(Слайд 15)

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по планетам Здорового

образа жизни».

Что же такое здоровье? (Ответы детей) (Слайд 16)

Здоровье это не просто отсутствие болезней, это состояние физического,

психического и социального благополучия.

Планета это наш организм со сложным строением. На его работу влияет

множество факторов. И каким будет ваш организм зависит от вас, так как

наш девиз: «Мое здоровье в моих руках!» Берегите свое здоровье, так как это

самое ценное, что есть у человека.

В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы поаплодировали сами себе:

Сильно, если вам наше сегодняшнее занятие было для вас полезным,

познавательным и интересным, и слабо, если полученные знания вам

кажутся неинтересными и бесполезными.

Спасибо за работу на уроке. Будьте здоровы! (Слайд 17)

Источник информации:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/15/klassnyy-chas-zozh

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Сергея Забавина»

Сценарий внеклассного мероприятия

для обучающихся 5 — 11 х классов

форма проведения: акция-концерт

                                                                           Разработала: Костина Л.В.

Цель: формирование здорового образа жизни, содействовать нравственному становлению учащихся, способствовать психологической защите ребенка против негативных асоциальных явлений среды.

Зал оформляется рисунками, плакатами о здоровом образе жизни, шарами.

Звучит песня «Три цвета» в исполнении обучающихся 7 класса

1Ведущий: Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Только что прозвучала песня о нашей Родине, о том месте где мы с вами живем. И не столь важно большой город это или маленькое село, самое главное, чтобы мы могли здесь учиться, заниматься спортом, петь,танцевать, смеяться и любить. 2 вед. Все это присуще нашему юному поколению и не случайно, сегодня в нашем зале мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней – Здоровый образ жизни!

1 вед. Здоровье человека – это главная ценность . Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

2 вед. Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом: “Мы за здоровый образ жизни!” Вся наша жизнь – это территория здоровья. А хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.

Итак, именно об этом расскажут нам обучающиеся 9а класса (показ презентации)

1 вед. Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать.

2 вед. Наверное нужно задуматься над такими цифрами : в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики. Среди школьников наркоманией охвачено в той или иной мере 30–40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

1 Ведущий: Что же для здоровья хорошо и что для здоровья плохо?

Начнем рассказ с вредных привычек, которые мешают людям вести здоровый образ жизни.

(Слово предоставляется 9бклассу сценка «Семечки»)

2 вед. Можно предотвратить все заболевания гораздо раньше, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий.

Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни!

1 вед. Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Именно об этом нам говорят ребята 5х классов, давайте послушаем их.

(песни «Дорога добра», « Все на свете»)

2 вед. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. И очень приятно видеть, что добро побеждает зло, а хорошего больше чем плохого. В этом нас попытаются убедить участники социальной рекламы.

Вам слово, 10 класс! ( Идет показ ролика социальной рекламы)

1 вед. Известно, что курить – здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение– причина многих болезней. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.

2 вед. Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год. Вдумайтесь в эту цифру!

1 вед. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех. По итогам 2014-2015 учебного года самым спортивным классом был признан 8а класс. О своем образе жизни в песне « Чемпионы» они нам и расскажут.

Песня «Чемпионы» 8а класс

2 вед, Если ты не боишься бега в противогазе, рытья окопов и ночных тревог- значит ты настоящий мужчина.

1 вед. Если ты любишь петь и танцевать, да еще очень зажигательно, зачем тебе сигарета, просто встань и танцуй, как эти ребята.

Танец 11 класса

2 вед Природа создала всё, чтобы человек был счастлив.

Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву.

1 вед. И нас, людей, – сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Мы родились для того, чтобы жить,

Может, не стоит планету губить?

Есть кроме “да”, и получше ответ,

Скажем всему негативному “нет”!

Песня 8 б класса « Тверичи»

2 вед. Ежегодно на Земле умирают миллионы людей от болезней, спровоцированных курением, алкоголем и наркотиками. Так давайте же задумаемся! О себе! О детях! О нашем будущем!

1 вед. Решай сегодня, каким ты будешь завтра!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы ко дню призывника
  • Сценарий игрового фильма
  • Сценарий здесь родины моей начало концерта
  • Сценарий знатоков русского языка
  • Сценарий зачетного воспитательного мероприятия