Сценарий жанры музыки

сценарий разработан с целью пропаганды народных инструментов, знакомством с основными жанрами в музыке.

Муниципальное бюджетное учреждение

Детская музыкальная школа №2 им. В.А. Коха

Сценарий концерта для воспитанников

детского сада «Машенька»

на тему : «Песня, танец, марш — основные жанры в музыке»

подготовила и провела

преподаватель по классу баяна

Мударисова Е.А.

Дата проведения 22 марта 2017г,

зал ДМШ им. В.А.Коха №2 (ул.Высоцкого 7б)

Ноябрьск 2017

ТЕМА: Песня, танец, марш – основы музыки.

эти три жанра в музыке стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство.
Ну кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную или шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение?
Конечно,никто.
Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

так что рассмотрим эти три жанра в музыке более подробно.

Песня – музыка для голоса, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Народная песня: колыбельные, плясовые, свадебные, календарные, частушки.

За давностью лет автор не известен, передавалась из уст в уста.

Одна из таких песен :

Рус.н.п. «Во саду ли, в огороде» (Карлов Сергей 3 кл, преп. Ракитина Т.А.)

ВАРИА́ЦИИ (от лат. variatio — изменение)

Музыкальное произведение, танец и т.п., основанное на видоизменении и разработке главной темы в мелодии, ритме и т.п

До́мра[1] — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. В старину на Руси игроки на домре назывались домрачеями.

Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Латышская нар.песня «Я девушка, как розочка» (Бирюкова Полина 2кл преп. Паршина Е.А,))

Латышские народные песни короткие, как правило, их образует четверостишье. Латыши называют себя поющей нацией. Традиция народного пения является главным символом нации, и этот символ имеет полуторавековую историю.

Чешская нар.песня «Аннушка» (Лихарева Мария 2кл, преп. Паршина Е.А.)

Становление народно-песенного творчества Чехии, в принципе, не очень отличается от этого процесса в других странах.

О серьезном отношении чехов к своему прошлому свидетельствует тот факт, что каждый год в этой стране проводятся фестивали народной музыки.


Р.н.п. «как у наших, у ворот» (Зайцев Егор 5 кл, преп. Мударисова Е.А.)

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста

Русская народная музыка — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры

Композиторская песня – известен автор музыки – композитор, автор текста – поэт. А какая самая главная песня нашей страны? (гимн)

А.Колесов «Считалочка» (Кубаев Ислам 3 кл, преп. Скорик С.А.)

Марш – музыка с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей.
в переводе с французского языка «марш» означает «шествие».

Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Марши бывают спортивные, военные, парадные, и даже – сказочные. Часто исполняются духовыми оркестрами.

О.Гамаюнов Праздничный марш (Хасанов Тимур 2 кл, преп. Лебедева Е.Г.)

Танец – ритмичные, выразительные движения тела под музыку.

Древнейший вид искусства, возник из движений и жестов, связанных с трудом человека и его впечатлений от окружающего мира. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений — танца.
Аз.Иванов «Полька» (Камалов Даян 2 кл, преп. Кривулько В.А.)

Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: (может , вы мне подскажете, какие бывают?) вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие. А слышали про танец «Сырба»?

молдавский народный танец «Сырба» (Лазаренко Иван 2кл, преп. Ивлев В.Г.)

народный хороводный танец в быстром темпе. Танцоры могут выстраиваться в круг, в ряд или танцевать парами. Танец популярен также среди украинцев, венгров, восточноевропейских евреев и поляков

А.Фоменко «Веселый музыкант» (Тавдуль Максим 5 кл, преп. Лебедева Е.Г)

Укр.н.т. «Сапожки» обр. Н.Корецкого (Хаустова Софья 5 кл, преп. Калашникова О.Н.)

Песня, танец и марш – три основных жанра – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный мир. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни песня марш и танец постоянно рядом с нами, независимо от того, обращаем мы на это внимание или-нет.

Порядок выступления

1)Карлов Сергей Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

2) БирюковаПолина Лат.н.п «Я-девушка, как розочка»

3) Лихарева Мария Чеш.н.п. «Аннушка»

4) Зайцев Егор Р.н.п. «Как у наших, у ворот»

5)Кубаев Ислам А.Колесов «Считалочка»

6)Хасанов Тимур А.Гамаюнов «Праздничный марш»

7)Камалов Даян Аз. Иванов «Полька»

8) Лазаренко Иван Молд. Нар.танец «Сырба»

9)Тавдуль Максим А. Фоменко «Весёлый музыкант»

10)Хаустова Софья Укр.н.т. «Сапожки»

Жанры в музыке. Три кита

Автор: Панкратова Дарья Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Жанры в музыке. Три кита

Краткое описание работы: Концерт-лекция на тему «Жанр в музыке.Три кита».

Сценарий концерта-лекции «Жанры в музыке.Три кита»

Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы отправимся в путешествие по океану музыки. И познакомимся с еѐ основными жанрами. А помогут мне ребята, которые учатся в нашей музыкальной школе. Согласно старинной легенде люди думали, что наша земля плавает в огромном океане, и держат еѐ три кита. О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали еѐ учѐные-музыканты. Музыка тоже держится на трѐх китах, и плавают они в океане музыки. Много лет назад замечательный педагог и композитор Дмитрий Кабалевский сравнил музыкальные жанры с «тремя китами», на которых держится вся музыка. «Вы знаете как их зовут?» (ребята отвечают).

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке. Песня, танец и марш — это надѐжные мостики, по которым вы школьники творчески, активно, шаг за шагом можете войти в любую область музыкального искусства.

Вся музыка – волшебная страна. А в королевстве третьем — песня

Она красива, ласкова, нежна.   И грусть, и радость жили вместе.

Три королевства разных в ряд,     Когда ни в одно слились,

В стране волшебной той стоят.     По миру песни разнеслись.

                                                    Поют их взрослые и дети,

Вот марш, он величав и строен,    Все люди, что живут на свете.

Из громких звуков он построен.

И если кто к искусству глух –   Вся музыка – волшебная страна,

 Наверняка захватит дух.          А без нее и жизнь скучна.

                                                    В трех королевствах поюываем

И королевство танца есть,         И многое мы там узнаем.»

Людей веселых там не счесть.

 Весь день резвятся и кружатся,

И лишь под утро спать ложатся

Первый кит – песня

 Если слова соединить с мелодией,

 И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто…(дети отвечают — «песня»).

Педагог: Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью. В песне, наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия. В широком понимании песня это всѐ то, что поѐтся, одновременно сочетая слова и напев. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него.

1.Давай те послушаем девочек Пудовкина Полина, Горшенева Вероника и Тупикова Оля исполнят нам песню про «Трех китов».

    Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неѐ что – то своѐ, индивидуальное. С первых занятий на русских народных инструментах, вы, ребята, связаны с русской народной песней. Песни разные по характеру: плавные, задушевные, быстрые, озорные, игривые.

2.В исполнении Штервенского Димы прозвучит р.н.п. «Ехал казак за дунай»

Песню любят и взрослые, и дети, и даже герои сказок и мультфильмов.

3. хор исполнит «Песенка про ноты»

Педагог: Песня всегда рядом, она помогает нам веселиться и мечтать, заставляет задумываться о чем-то, а иногда и грустит вместе с нами. Ведь не зря говорят, что в каждой песне – частица нашей души.

Второй кит – танец

Педагог: Описывать танцы словами дело бесполезное и крайне неблагодарное — в них надо либо участвоватьсамим, либо, смотреть. Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений — танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чѐтче 6 передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам.

    Танцы могут быть веселыми и бодрыми, быстрыми и медленными, они исполнятся на народных праздниках, в больших парадных залах, на улицах. Их танцуют все: и дети и взрослые.

4.Журавлев Богдан «Экосез»

Педагог: Скажите, а на дискотеке может исполняться этот танец?

Экосез – это старинный шотландский народный танец., который сопровождался волынкой. Раньше у него был умеренный темп, но со временем он стал парно-групповым танцем быстрого темпа.

Педагог: Послушайте загадку:

С тобой мы движемся по кругу.

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы несколько,

Веселую танцуя…..(ПОЛЬКУ).

5. Перед вами ансамбль пианистов Мантуленко Софья, Журавлева Катя «Полька»

6. А теперь послушаем как этот танец будет звучать на другом инструменте Сорокин Матвей «Полька».

Педагог: Много танцев есть на свете,

Очень нам они нужны:

Танго, твист, товшур и полька,

Ишкимдык, гопак, кадриль,

Плавный хоровод и бульба,

Быстрый рок-н-рол, чарльстон,

Вальс… он самый-самый главный

И любимый всеми он.

7.Мартыненко Виктор «Вальс».

Педагог: Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс,

полька, краковяк, мазурка, чардаш, полонез и многие другие.

8.Ансамбль скрипачей подготовил для вас музыкальную викторину, послушайтеи попробуйте отгадать какие танцы они исполнили.

«Полька»

«Вальс»

Третий кит – марш.

Педагог: «Марш» в переводе с французского – «Ходьба». Это музыка,

которая сопровождает шествие людей. «Какие марши бывают?» — (ребята

отвечают) Да, с маршами, различными по настроению: весѐлыми и бодрыми,

праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие

моменты из жизни человека.

9. «Марш Черномора»

Педагог: Маршам присущи строгий, неизменный темп, четкий ритм. Размер

почти всегда 4/4, иногда 2/4. Марш является одним из ведущих жанров

военной музыки.

Какой же жанр песня, танец или марш самый важный в музыке? (Дети

отвечают.)

Педагог: Все они одинаково важны, потому что музыка на этих «трех китах»

держится». В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате

и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке,

словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех

китов». В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род,

манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои

отличительные черты, содержание, форму и назначение.

Педагог: «Ребята, вам сегодня понравился наш небольшой концерт? Что мы узнали на нем? (дети отвечают)

Педагог: Молодцы. Вы были внимательны и активны.

Мы ещѐ раз убедились в том, что в музыке есть три музыкальных жанра:

— под марши мы будем маршировать

— под танец мы будем танцевать

— а в жанре песня мы будем петь и можем встретить сразу – же всех

«трѐх китов».

В завершении нашего концерта, средний хор подарит всем слушателям песню

10. «Лягушачий хор».

Спасибо за внимание.

Программные задачи:

— определять музыкальные жанры: песня, танец, марш (дидактическая игра «Определи музыкальный жанр»);

— развивать ритмическое восприятие музыки (дидактическое упражнение «Прохлопай ритм);

 — узнавать песню по фрагменту, передавать в пении выразительные средства музыки («Портниха» муз. Пономарёвой);

— развивать координацию движений, творческие способности, умение выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни передавая характерные движения персонажей («А воробьи чирикают…» муз. Т.Тряпициной;

— передавать игрой на музыкальных инструментах ритм музыки, добиваться слаженности исполнения («Весенняя песенка» муз. М. Картушиной);

— исполнять танец «Солнышко» легко, эмоционально, правильно передавая ритм;

— вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку нежного лирического характера, выделять выразительные средства – динамику, направление мелодических интонаций («Подснежник» П.И.Чайковского).

 Пособия, атрибуты, дидактический материал:

Составная картинка из 3 частей с изображением скрипичного ключа; замок (бутафория); карточки с ритмическим рисунком  (можно внести несколько карточек), с рисунками: дети поют, девочка танцует, мальчик марширует; ширмы настольные; столы; музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны; кукла кукольного театра Петрушка; импровизированная «весенняя поляна», иллюстрация с изображением времени года – весны.

  ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.

         Музыкальный руководитель. Фея музыки Домисолька приглашает вас на   ярмарку музыкальных загадок. Вы рады приглашению? Пешком идти долго. Что делать? Как добраться быстро?

(ответы детей)

  Предлагаю отправиться на автобусе. Согласны? Тогда в путь.

Музыкально – ритмическая игра «Автобус».

Дети имитируют движения по тексту песни «Автобус» (из программы Суворовой).

              Музыкальный руководитель. Мы у цели. Вот ворота в парк (показывает на импровизированные ворота, на которых «висит» замок). Да… Пригласили в гости, а ворота заперты. Что делать? (ответы детей)

              Педагог. Смотрите, здесь записка. Сейчас прочитаю: «Замок можно открыть, если соберете ключ, его сломал злой волшебник Диссонанс на три части. Ели вы отгадаете его загадки и соберете ключ, то замок откроется».

(достает 3 карточки с изображением одной из частей скрипичного ключа на каждой карточке). А вот и сломанный ключик (передает музыкальному руководителю).

            Музыкальный руководитель. Загадка первая.

«Прохлопай и спой на слоги «тим»,  «там» ритмический рисунок».

«Тим» — короткие звуки, «там» — долгие звуки.

Дети выполняют задание, сначала коллективно, а затем несколько индивидуальных ответов.

(После каждой отгадки укрепляет одну из частей картинки с изображением скрипичного ключа на замок).

              Музыкальный руководитель. Загадка вторая

«Определи музыкальный жанр» (работа с карточками). Музыкальный руководитель исполняет фрагменты песни, марша, танца. Дети должны показать соответствующую карточку с поющими детьми,  марширующим мальчиком, или танцующей девочкой.

               Музыкальный руководитель. Загадка третья.

«Отгадай и спой». Музыкальный руководитель исполняет фрагмент песни «Портниха» муз. Пономарёвой (из сборника «Музыкальная палитра» № 2,2008), дети должны дать название песни, назвать композитора и  исполнить ее. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что петь нужно  напевно, ласково, нежно, в припеве смягчать ударные  окончания «крою…, шью… (Во время исполнения песни девочки «вышивают» платочки). 

               Педагог. Молодцы! Все загадки злого волшебника отгаданы. Ваша дружба помогла нам попасть на ярмарку музыкальных загадок!

Все части собраны – путь свободен!

                Музыкальный руководитель (обращает внимание на изображение скрипичного ключа).

                Посмотрите! Вот ключ Соль –

                Нотной азбуки король.

                Музыкальный слух отличный.

                Ключ такой зовут скрипичный.

(Дети вместе с педагогом и музыкальным руководителем проходят в «ворота» в ту часть зала, где расставлены столики с дидактическим материалом и атрибутами).

                 Педагог. Вот мы и пришли  с вами на ярмарку, кто же нас встречает? (ответы детей).  

                 Петрушка (кукла кукольного театра). Проходите, проходите, на загадки посмотрите! На нашей ярмарке на каждого Якова товару всякого. Только не всяк товар этот увидит. А вы видите? Нет? Да и правда не видно, только ширмочки разноцветные стоят, важничают, товар прячут. Вам надо отгадать, что там. Когда узнаете – дружно поиграете.

                Педагог. Подойдем к этому столику – прилавку.

                Музыкальный руководитель.  Домисолька сказала, что выбор будет

за музыкой, куда музыка укажет, то и покупать будем. Если вы подойдете к одному из прилавков, а музыка звучит пиано (тихо), то надо идти дальше, где будет звучать форте (громко), там и остановиться можно.

Игра «Тихо – громко».

                 Педагог. Вот сюда нас музыка привела (обращает внимание детей на первый столик). Что здесь? (ответы детей)

             Музыкальный руководитель. Да, это музыкальны инструменты, назовите их. Предлагаю на них поиграть.

Песня «Весенняя песенка» муз. и сл. М. Картушиной (из сборника «Музыкальная палитра» №3 , 2009), (на музыкальный проигрыш дети играют на  колокольчиках, металлофонах и треугольниках).                     

Педагог. Поиграли – теперь пора и на другой товар взглянуть.

(Дети снова проходят вдоль прилавков под музыку и останавливаются там, где указало музыкальное форте).

               Педагог. А кто спрятался за этой ширмой?  Да, это  воробышек,  а какую мы знаем  про него песню? (ответы детей). Воробышек приглашает нас на прогулку, согласны?

Упражнение на развитие координации движений «А воробьи чирикают…» муз. Т. Тряпициной («Музыкальная палитра» № 2,2008).

                 Педагог. Остался еще один товар.

                 Музыкальный руководитель.  Хотите узнать какой? Тогда отгадайте загадку:

Утром улыбнется детям,

Даше, Юле, Ване, Пете,

Днем забавы затевает,

В прятки с детками играет.

Ночью клонится к закату,

Значит, спать пора ребятам.

Наступает утро, вновь в оконце

Заглянет ласковое…(солнце).

(Загадку может загадать ребенок)

Правильно, отгадали. (Достает из-за ширмы импровизированное солнышко). А чтобы нам стало еще веселее, предлагаю исполнить танец «Солнышко».

Танец «Солнышко» (песня «Выйди, солнышко, скорей»   детской  студии «Улыбка»).

              Музыкальный руководитель.  Фея Домисолька приготовила для вас еще одну загадку. Давайте пройдем на «весеннюю поляну».

(Показ иллюстрации с изображением весеннего пейзажа  и небольшая беседа по содержанию).

Я предлагаю вам прослушать произведение известного вам композитора Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

Прослушивание произведения.

        Музыкальный руководитель. Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?  Какая музыка по настроению? Давайте помечтаем, какую еще картину можно себе представить?  

Прослушивается отрывок произведения,  (рассказы детей).

        Музыкальный руководитель. Какие еще произведения этого композитора вы знаете? (ответы детей)

        Музыкальный руководитель. Вот и побывали мы на музыкальной ярмарке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Сейчас, когда вы придете в свою группу попробуйте изобразить в рисунках самые интересные для вас моменты. До свидания, до следующей встречи в музыкальном  зале.

up

Поиск по сайту

Сценарий мероприятия «Основные жанры музыки»

Предмет: Доп. образование
Категория материала: Конспекты
Автор: Агеева Оксана Викторовна

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 37 Kb
Количество скачиваний: 7

Скачать

Просмотров: 31

Похожие материалы

  • Сценарий по музыке «Знатоки музыки»
  • Конспект занятия в старшей группе по предметному окружению на тему «Этот загадочный космос»
  • «Это нужно всем нам знать, чтоб пожара избежать»
  • ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРАВИЛО КВАДРАТА»
  • Конспекты учебно-тренировочных занятий по футболу для тренировочной группы первого года обучения (10 лет) по темам «Пас, Контроль мяча, Удар»
  • Сценарий «Выпускной в школе искусств»: «Ответное слово выпускников» (старшие классы)
  • Конспект урока ансамбля барабанщиков
  • Занятие на конкурс педагог года
  • Конспект занятия по хореографии для детей 3-4 лет
  • Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения «Зеленый свет»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий задорная частушка
  • Сценарий закрытие недели добра
  • Сценарий жана жыл балабакша ортангы топ
  • Сценарий закрытия фестиваля педагогических идей
  • Сценарий дюп пожарная безопасность