Сценарий живая планета

В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. Команды придумывают название, выбирают капитанов. Участники команд проходят все туры игры. В ходе выполнения заданий определяется победитель.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 с. Большая Черниговка

муниципального района Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение, реализующее программы

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Досуговое мероприятие

Автор – составитель:

педагог – организатор

Кравченко Марина Владимировна

2016 год

Аннотация к сценарию экологической игры

В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. Команды придумывают название, выбирают капитанов.

Цели:

оценить состояние и использова­ние растительного и животного миров, познакомить с экологическими проблемами;

— расширить знания о животном и растительном мире, экологические знания детей;

— воспитать бережное, гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле;

— доставить детям радость от участия в мероприятии.

Оборудование: книжная выставка, иллюстрации рыб, таблички с названиями птиц, таблицы с кроссвордами, жетоны для подсчета очков, компьютер с колонками, мультимедиа проектор, экран.

Планируемые результаты

Личностные результаты

— развитие ответственности за свои поступки по отношению к природе;

— воспитание заботливого отношения к братьям нашим меньшим;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

— развитие умения работать в группах.

Метапредметные результаты

— овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства для её осуществления;

— формирование умений контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— овладение навыками речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты

— осознание ценности экосистемы;

— осознание основных законов экосистемы

Ход мероприятия:

(Слайд №1)

«…О, царь Природы, дорогой мой человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит»

(На слайде №2)

Звучит мелодия из телепрограммы «В мире животных».

Ведущий. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответ­ственно его собственная судьба. Глобальный экологичес­кий кризис, угрожающий нашей планете, заставляет заду­мываться над этой проблемой. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище — че­ловека. И безоглядно брали, черпали, расточительно ис­пользовали природные ресурсы. Наша планета в беде. И беды природы – это, прежде всего наши беды. Мы, люди – дети природы. И мы должны охранять её. Нам нужно научиться пользоваться ресурсами предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколении. Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым. Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле. Именно поэтому здесь собрались те, кто знает и любит природу.

Представление команд (обмениваются приветствиями).

Тур «Рыбы»

Ведущий зачитывает описание рыб. Учащиеся подни­мают табличку с названием рыбы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. Большое зна­чение имеет рыба и в жизни человека, являясь существен­ным, важным продуктом питания. «Живое серебро» — так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем самым ее высо­кую ценность.

Ведущий. Внешне эта рыба очень оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков. Голова сравнительно невелика, глаза небольшие, но зоркие. Мелкие особи серебристо-­серые, а крупные — желто-бронзовые. (Лещ.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Вес леща дости­гает в среднем до 3 килограммов, а длина тела — 30 санти­метров и более. Лещ водится в основном в крупных реках, в малых речках встречается редко.

Ведущий. По величине эта рыба относится к рыбам среднего размера. Рот косой, небольшой. Лоб выпуклый. Спина темно-серебристая, покрыта светлыми чешуйками. Хвостовой и спинной плавники темные, остальные — ало­красные. (Язь.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Язь принадлежит к рыбам среднего размера, но иногда достигает 50 санти­метров длины и веса до 7 килограммов. Водится преиму­щественно в реках, а также в пойменных озерах рек.

Ведущий. Эта рыба отличается от всех прочих вытянутым телом, длинной плоской головой, сплющенным рылом и ото­двинутым назад спинным плавником. Такого расположения плавников нет ни у одной пресноводной рыбы. Чешуя мел­кая, гладкая. Основной цвет — серо-зеленый с белыми и темно-зелеными пятнами и разводами, иногда полосами, плавники желто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы — явле­ние непостоянное, она полностью зависит от окружающей среды и может в короткий срок измениться. (Щука.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Щука обитает в реках и заливных озерах, кроме того — в замкнутых озерах. Взрослые экземпляры достига­ют длины 30-50 сантиметров при весе 1,5-2 килограмма. Более крупные — 70-80 сантиметров длиной и весом — до 9 килограммов. Бывали случаи, когда рыбаки вылавлива­ли щуку 1,5 метра длиной и весом 35 килограммов.

Ведущий. Тело этой рыбы высокое, голова небольшая. Бока медно-красные или золотистые. Спинной плавник длинный, немного выпуклый, хвостовой — слабовыемчатый. Луч спинного плавника слегка зазубрен. Чешуя крупная, гладкая. Встречается двух видов. (Карась золотой.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Кроме карася зо­лотого, есть еще карась серебряный. Оба вида являются основными обитателями наших озер, реже встречаются в реках. Карась предпочитает теплые заиленные озера. Может жить там, где из-за недостатка кислорода не выжи­вает никакая другая рыба. Еще больше поражает его вы­носливость в отношении температуры. Когда водоемы промерзают почти до дна или полностью пересыхают, он закапывается в ил на глубину до 70 сантиметров и таким образом переживает неблагоприятный период. Из-за необыкновенной выносливости в некоторых водоемах ка­рась является единственным представителем рыб.

Ведущий. Внешность этой рыбы своеобразна: она отличается от других рыб пестрой окраской. Тулови­ще широкое и горбатое. Спина – темно — зеленая, бока — ­зеленовато-желтые. По бокам 5-7 поперечных полос зе­леновато-черного цвета. Над горбатой спиной располо­жен колючий гребень спинного плавника. Второй плав­ник — зеленовато-желтый. Грудные плавники также жел­тые, остальные — ало-красные (Окунь).

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Окунь имеет широ­кое распространение, встречается в реках, озерах и стари­цах. Очень неприхотлив к условиям обитания и приспособ­лен к жизни в водоемах, заросших растительностью. Длина тела достигает 30-50 сантиметров, вес до 1,5 килограммов. В крупных озерах встречаются два вида: мелкий — прибреж­ный (травяной), растущий медленно, питающийся в основ­ном беспозвоночными животными, и крупный — глубин­ный, быстрорастущий, питающийся рыбой.

Ведущий. Экологическая памятка. Знайте и помните! В водоемах нашей страны водится более тысячи видов рыб, среди которых 250 — промысловых.

Плотины в 20-30 раз снижают скорость течения рек. Это приводит к их заиливанию, снижению содержания кисло­рода и кормовых ресурсов для рыб.

Нефтепродукты, сброшенные в реки и водоемы, затяги­вают пленкой водную поверхность, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков.

Тур «Птицы»

Ведущий. Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого его обитателя свои повадки, свой образ жизни. По сравнению с другими классами преобладаю­щее распространение. Многие птицы как бы отве­чают за санитарное состояние занятых участков, охраняют их от вредителей. Это дятел, поползень, горихвостка, лас­точка, кукушка и другие. В нашей стране большое разнообразие водоплавающих птиц, с которыми вы и по­знакомитесь.

Ведущий зачитывает описание птиц. Учащиеся подни­мают табличку с названием птицы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Они принадлежат к самым крупным водо­плавающим птицам нашей фауны, сохраняя при этом стат­ность и изящество. В наших стране встречаются два вида этих птиц — кликун и шипун. Эта птица принадлежит к тем счастливым избранникам, на которых природа не поскупи­лась и вложила в их создание все свое мастерство и вдох­новение. Сколько изумительной грации, неповторимой прелести, светлой гармонии во всем облике птицы, в изящно прогнутой шее! Слегка приподнятые крылья на­поминают парус, придавая спине округлую легкость ли­нии. Летящие шипуны молчаливы. Рассерженные и взволнованные шипят, за что и получили свое название. (Лебедь-шипун)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Лебедь-кликун, лебедь малый, лебедь-шипун относятся к редким и исче­зающим видам животных. Добыча ле­бедей законодательно запрещена.

Ведущий. Каждый охотник хорошо представляет эту большую, весом от 3 до 5 килограммов, светло-серую с поперечными полосами по бокам птицу, но далеко не каждый может иметь ее своим трофеем. Уж очень она осторожна. (Серый гусь)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ведущий. Местное название этой птицы — «серяк». Окраска у нее очень скромная, представляет собой чередо­вание серых, черных и белых волнистых полос, сверху имеет небольшой рыжеватый налет. Самец отличается от самки бархатисто-черным подхвостьем. С воды поднима­ется почти вертикально, «столбом вверх». (Серая утка)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. В нашей стране серая утка встречается почти повсеместно. Предпочитает селиться вблизи озер, богатых растительностью, на травяных болотах.

Тур животные

В этом туре команды получают кроссворд о животных.

Кроссворд для команд.

п

1

р

2

и

3

р

4

о

5

д

6

а

1. Млекопитающее, животное семейства куньих, из во­лос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир ис­пользуют как медикаментозное средство (Барсук).

2. Подвижный хищник с гибким сильным телом, немно­гим больше степного хорька. Окраска меха серовато-ко­ричневая, на груди и горле выделяется большое желтое пятно (Куница).

3. Важный пушной зверь лесостепных и степных райо­нов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и тем­ная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов (Хорек).

4. Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой (Лось).

5. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину (Медведь).

6. Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, тол­щиной в несколько сантиметров) (Кабан).

Пока команды разгадывают кроссворды, ведущий зага­дывает загадки болельщикам, которые тоже раздели­лись на две команды: каждая команда болельщиков поддерживает свою команду игроков. За правильные ответы болельщики получают жетоны, которые потом будут учитываться при подведении итогов. Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны.

3aгадки для болельщиков (Слайд 3-5)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке. (Рыбы)

Ой, не трогайте меня: обожгу и без огня! (Крапива)

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы)

Стали братья на ходули, ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли — им с ходулей не сойти. (Журавли)

Стоит в саду кудряшка

­Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Он неказистый на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Горбатый мост на четырех лапах стоит. (Верблюд)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на земле работник. (Лошадь)

Как зовут почтальона, который без адреса письма доставляет? (Голубь)

В сенокос — горька, А в мороз — сладка.

Что это за ягодка? (Рябина)

Одно бросил — целую горсть взял. (Зерно)

Не мотор, а шумит;

Не пилот, а летит;

Не гадюка, а жалит. (Пчела)

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

Тур «3елёная aптeka»

(Слайд 6-7)

Ведущий. Богат и разнообразен мир дикорастущих ле­карственных растений. К лекарственным относятся растения, употреб­ляемые для лечения и профилактики заболеваний чело­века и животных, для получения препаратов, используемых в медицинской и ветеринарной практике. Еще наши да­лекие предки применяли их целебные свойства, чтобы избавиться от различных заболеваний. Настои, отвары из трав они называли зельями и снадобьями, а тайну их при­готовления тщательно скрывали. В разное время отноше­ние к лекарственным растениям менялось: от чрезмерно­го увлечения до полной потери интереса к ним. На осно­вании изучения лекарственных растений появились кни­ги, которые называли лечебниками и травниками. В этом туре вы познакомитесь с лекарственными растениями и их целебными свойствами.

Kpocсворд «Зеленная аптека»

Вопросы:

1. Эта ягода — вкусное лакомство; листья ее могут за­менить чай, а сама ягода при меняется в косметических це­лях и в медицине.

2. Соком этого овоща промывают нос при насморке.

З. Ягоды этого растения, а также варенье из них исполь­зуют в качестве жаропонижающего средства.

4. Это дерево — настоящий зеленый целитель: в меди­цине применяют его листья, почки, кору, сок.

5. Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа.

6. «Кошачья трава», применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство.

7. Лекарственное растение с освежающим вкусом, его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство.

8. Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос, а ранней весной ее мож­но использовать в пищу.

9. Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы.

10. Научное название этого ядовитого растения проис­ходит от греческого слова «ласточка», а само название го­ворит о его применении.

11. Настоящий витаминный чемпион среди овощей.

12. Латинское название этого растения — allium сера; оно улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи.

13. По ней принято гадать о любви, а ее цветы применя­ют в лечебных целях в качестве успокаивающего, проти­вовоспалительного и дезинфицирующего средства.

Ответы: 1. Земляника; 2. Свекла; З. Малина; 4. Береза; 5. Чеснок; 6. Валериана; 7. Мята; 8. Крапива; 9. Шипов­ник; 10. Чистотел; 11. Перец; 12. Лук; 1 З. Ромашка.

Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны. Затем задает по пять вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда не сможет ответить, право ответа получа­ет команда соперников, и ей в случае успеха вручается дополнительный жетон.

Вопросы первой команде:

1. В этой ягоде очень много витамина С, а куст, на кото­ром она растет — с шипами. (Шиповник)

2. Из ягод какого растения делают масло? (Облепиха)

3. Из этих ягод делают «королевское» варенье, а отвар успокаивает человека. (Пустырник)

4. Какое растение прикладывают к ранам? (Крапива)

5. Красивый цветок, его используют как противовоспа­лительное средство, на нем еще гадают. (Ромашка)

Вопросы второй команде:

1. Один из ранних цветов, который применяют в меди­цине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик)

2. Каким растением можно остановить кровь из свежей раны? (Подорожник)

3. Ранний витамин; применяют при авитаминозах, гаст­рите и гепатите, им также полощут волосы. (Крапива)

4. Приправа, тертые корни этого растения рекоменду­ют при радикулите. (Хрен)

5. Она хороша при простуде, как варенье и в виде на­стоя из листьев. (Малина)

Команды отвечают и получают жетоны.

Ученик. Экологическая памятка. Знайте и помните!

Еще древние славянские племена широко практикова­ли лечение травами. Археологами были найдены cocyды с остатками лекарственных растений: валерианы, зверобоя, крапивы, полыни и других.

Современной отечественной медициной используются 230 видов лекарственных растений.

За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений. Исчезновение только одного вида растений может повлечь за собой исчезновение от 10 до 30 видов нaceкомых.

В России на болотистых землях, в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, до 800 тысяч тонн черники и брусники.

Ведущий. Спасибо за участие в игре. Сегодня вы узнали много нового о растениях и животных, их значении в жизни человека. И ещё раз убедились в том, что человек должен бережно относиться ко всему живому. Я думаю, что на этом не закончится ваше общение с природой. И хочется верить, что человек, соприкоснувшийся хоть раз с ней, не способен на грубость и подлость.

Подведение итогов. Команды подсчитывают свои жетоны. Называется команда-победитель, ей вручается главный приз. Проигравшей команде — поощрительный приз.

ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,-

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир природы

1 Знакомимся с командами. (название, девиз)

I страница – Растения

 2 Блиц-гейм (кто первый поднимет карточку)

— Какое растение связано со звоном? (колокольчик)

— Никто не пугает, вся дрожит? (осина)

— Какое растение носит название глаза? (вороний глаз)

 — Какая самая высокая трава? (бамбук)

— Из древесины какого дерева делают спички? (осины)

— Что за трава, которую знают слепые? (крапива)

— Какое животное на морском дне на цветок похоже? (актиния)

— Другое название лекарственных ноготков. (календула)

— Из лепестков каких цветов варят варенье? (розы)

— Лепестки какого цветка исполняли желания? (цветик-семицветик)

— Автор сказки (В. Катаев)

— Какой цветок никогда ничего не забывает? (незабудка)

— Цветок-парашютист. (одуванчик)

— Какой цветок подскажет, любят вас или нет? (ромашка)

— Какое ядовитое растение упоминал старик из сказки «О золотой рыбке»? (белена)

— Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)

— Какое растение носит мужское имя и название напитка? (Иван-чай)

— Любимые цветы Кая и Герды (розы)

— Автор сказки. (Г.Х. Андерсен)

— Цветок, названный мужским и женским именем? (Иван-да-марья)

— Какое дерево росло у Лукоморья? (дуб)

— Какой цветок считают последней улыбкой осени? (астру)

— Из-за какого цветка отцу пришлось расстаться с любимой дочерью? (аленький)

— Автор сказки. (Аксаков)

3 Заморочки из бочки

1) В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (тюльпан)

2) Существует греческий миф о происхождении этого изящного цветка. Однажды в лесу гулял сын речного бога Цефиза, прекрасный юноша, которому было предсказано, что поживёт он долго и счастливо, если не увидит своего лица. Юноша повстречался с нимфой Эхо, которая безумно в него влюбилась. Нимфа обратилась к богам с просьбой сжалиться над ней и наказать бесчувственного юношу, так как он был холоден к ней. Тогда по велению богов он ощутил сильную жажду и наклонился над чистым источником. Увидев в воде своё отражение, он влюбился в себя. Но боги не дали ему погибнуть и превратили в цветок, венчик которого наклонён, как будто он любуется собой и не может налюбоваться. Что это за цветок? (нарцисс) Юношу так и звали.

3) Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии? (хризантема)

4) Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и пошла. Из её прекрасных глаз покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считают символом чистой и нежной любви. (ландыш)

Германские язычники устраивали на Пасху празднества, на которых все молодые украшали себя букетиками из ландышей. Принять в этот день букет ландышей означало согласие на брак, бросить под ноги – кровно обидеть. Из настоя этих цветов в древности готовили эликсир от головных болей. Занесён в Красную книгу.

5) Все знают животное – ленивца. Он хорошо маскируется под цвет листвы в джунглях. Среди листвы его трудно заметить. В чём секрет? (мех ленивца имеет зеленоватый оттенок, так как  в волосах живут зелёные водоросли)

6) яркие, жёлтенькие, будто маленькие электрические лампочки, зажигаются эти цветы ранней весной. Пчёлы охотно лакомятся их пыльцой, а из листьев этого цветка готовят лекарство от кашля. Листья с верхней и нижней стороны не одинаковы. (мать-и-мачеха)

7) Источником этой старинной легенды является дерево. Считалось, что оно испускает ядовитые испарения, убивающие всё живое вокруг, а вся земля вокруг него покрыта костями его жертв.(анчар) никаких ядовитых испарений анчар не испускает, но яд, сделанный из сока этого дерева, через 7 минут убивает обезьяну.

8) Лёгкий, а не пух,

    Мягкий, а не мех,

   Белый, а не снег,

   Но оденет всех. (хлопок)

9) Травка та растёт на склонах

    И на холмиках зелёных.

   Запах крепок и душист,

   А её зелёный лист

   Нам идёт на чай.

   Что за травка, отгадай? (душица)

4 Песни, в которых есть какие-либо растения.

II стр. – Животные

5 «Один из трёх» (слайды)

Вопросы:

1.        Горбач — это…

  1. одногорбый верблюд;
  2. представитель усатых китов;
  3. сгорбившийся человек.

2.        Пипа — это…

  1. маленькая пипетка;
  2. жаба, откладывающая икру на собственную спину;
  3. другое название пятачка у свиньи.

3.        Куду — это…

  1. африканский колдун;
  2. крупная антилопа;
  3. родственник кузу — ночного зверька, лазающего по
    деревьям.

4.        Армадилло — это…

  1. сорт итальянских макарон;
  2. карликовый щетинистый броненосец;
  3. город в Италии.

5.        Бандикут — это…

  1. главарь бандитской шайки;
  2. сумчатый барсук;
  3. маленькая бандероль.

6.        Ушан — это…

  1. человек с большими ушами;
  2. разновидность зайцев;
  3. один из видов летучих мышей.

7.        Вомбат-это…

  1. воинское звание;
  2. сумчатое австралийское животное;
  3. фирма, производящая батарейки.

8.        Олуша — это…

  1. олух в женском роде;
  2. полярная птица, устраивающая гнезда в скалах;
  3. ласковое от «Лукерья».

9.        Финвал — это…

  1. разновидность синяка;
  2. представитель усатых китов;
  3. финансовая операция.

10.        Кускус — это…

  1. человек, покусанный собакой;
  2. сумчатое животное Австралии и Новой Гвинеи;
  3. пахучее вещество, выделяемое скунсом.

11.        Кукубара- это…

  1. родственница кукушки;
  2. австралийская птица, поедающая змей;
  3. дразнилка африканских пигмеев.

12.        Мертвая голова — это…

  1. рисунок на трансформаторной будке;
  2. ночная бабочка;
  3. эмблема пиратского флага.

13.        Чесночница — это…

  1. приспособление для раздавливания чеснока;
  2. жаба, слизь которой имеет чесночный запах;
  3. любительница чеснока.

14.        Вампир — это…

  1. крупная летучая мышь;
  2. последователь графа Дракулы;
  3. кровососущее насекомое.

15.        Альбинос — это…

  1. животное с причудливым носом;
  2. животное или человек, лишенные окраски;
  3. гора в Альпах.

16.        Хохлач — это…

  1. петух с большим гребнем;
  2. представитель семейства тюленей;
  3. собака с поднятой дыбом шерстью.

17.        Богомол — это…

  1. монах, живущий в монастыре;
  2. теплолюбивое насекомое;
  3. верующий человек.

18.        Капибара — это…

  1. крупный южноамериканский грызун;
  2. бразильское женское имя;
  3. город в Северной Азии.

19.        Чау-чау- это…

  1. порода собак, выведенная в Китае;
  2. название сорта индийского чая;
  3. марка японской машины.

20.        Горностай — это…

  1. марка горных лыж;
  2. птицы, живущие стаями в горах;
  3. млекопитающее семейства куньих с ценным мехом.

21.        Нарвал — это…

  1. медицинский термин;
  2. морское млекопитающее, у которого развит толь
    ко один бивень;
  3. земляное укрепление.

22.        Клиппшпрингер — это…

  1. название улицы в Берлине;
  2. одна из карликовых антилоп;
  3. место для съемки музыкальных клипов.

23.        Бормотушка — это…

  1. птица из семейства дятлов, распространенная в
    лесах Центральной и Южной Америки;
  2. беспрерывно болтающая на уроке школьница;
  3. игрушка, способная издавать бормочущие звуки.

24.        Мамба — это…

  1. жевательная ириска с фруктовым вкусом;
  2. ядовитая змея;
  3. национальный танец южноамериканских индейцев.

25.        Кайман — это…

  1. карман особой формы;
  2. крокодил, живущий в Амазонке;
  3. птица из рода кайры.

26.        Сколопендра — это…

  1. обидное прозвище;
  2. скорпион в женском роде;
  3. насекомое с большим количеством ножек.

27.        Щитомордник — это…

  1. рыцарь с опущенным забралом;
  2. ядовитая змея;
  3.         мотоциклист в шлеме.

6 Представить какое-либо животное

III Сбережём планету!

7 Защита проекта «Земля через 100 лет»

8 Кричалки: как сберечь Землю.

9 Конкурс стихов о природе

10 Конкурс фотографий

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица — с небом, как поле – с плугом,

Как ветер – с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

   Давайте будем стремиться, чтоб нас любили

   И зверь, и птица. И доверяли всюду нам,

   Как самым верным своим друзьям…

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

 Игра-путешествие «Живая планета»

для обучающихся начальных классов

Подготовила и провела в рамках недели начальных классов:
Гаврилова Е.Н.

Цели: расширять
кругозор обучающихся;

развивать мышление,
сообразительность, внимание, память;

воспитывать интерес, любовь и
бережное отношение к животным;

Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к викторине, фишки, карточки, грамоты
победителям.

Дорогие ребята! Мы начинаем игру «Эти забавные животные».
В нашей игре участвуют четыре команды игроков. За каждый правильный ответ
игроки получают фишки. У кого больше фишек, тот и побеждает. Желаю всем игрокам
удачи!

Разминка:

 Конкурс
«Закончи определение»

Командам выдаются конверты, в которых
написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных
данного класса. 
• Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела,
бабочка)
• Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка,
голубь, воробей)
• Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы-
окунь, карась, щука)
• Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, 

Конкурс «
Шифрограмма».

 Каждая команда получит листок, на
котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее
расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке — алфавит. Дети разгадают животное
и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш, 
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
33-я,
Задание 1 команде:
14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
(медведь)

Задание 2 команде:
19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
(стрекоза)

Задание
3 команде:

3
-16 -18 -16 -2 -6 -11

(воробей)

Задание
4 команде:

12
– 18 -16 -12 -16 -5 -10 -13

(крокодил)

Вопросы первого тура:

Когда бобры строят свои жилища?

Утром

Ночью

Днём.

Кто полезнее?

Жук-олень

Майский жук

Жужелица (поедает в огромном количестве вредных гусениц и слизней)

Птичьи гнёзда

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (воронье –
лотком, сорочье – круглое, с крышей)

Где устраивают себе гнёзда
скворцы, для которых не хватило скворечника? (в дуплах).

Где и из чего строит себе
гнездо ласточка? (лепит его из глины и слюны под крышами изб, сараев)

Назовите месяц, в котором у совы появляются птенцы?

Апрель

Июнь

Май

Блиц-вопросы:

Что случается с пчелой после
того, как она ужалит? (она погибает)

Какого цвета нос у молодого
грача? (чёрный)

Сухие или свежие грибы ест
белка? (сухие)

Какие грибы ест ёж? (он не
ест грибов)

Сухие или сырые грибы едят
барсуки и лоси? (сырые)

Какого цвета самый крупный из дятлов?

Пёстрый

Чёрный

Зелёный

Что положить в кормушку?

Синице (сало)

Снегирю (ягоды рябины)

Клесту (семена шишек)

Покажите на картинке:

Сороку

Синицу

Дятла

Кто быстрее всех бегает?

Антилопа

Гепард

Волк

Вопросы второго тура:

В каком месяце бобры больше всего валят деревьев, запасая
себе еду и устраивая жилища?

В августе

В сентябре

В октябре

Для чего нужен хвост:

Дятлу (для прочности, служит подпоркой)

Бобру (служит рулём и веслом)

Белке (для тепла – и от ветра
заслонит, и от стужи прикроет)

Кто где живёт?

Где раки зимуют? (в норках, выкопанных в иле)

Какой зверь летом живёт в
воде, а зимой в земле? (водяная крыса)

Где зимой и осенью спят
вороны? (на деревьях, в садах и рощах, куда с вечера собираются большими
стаями)

Назовите месяц, когда у бурой медведицы детки рождаются?

Январь

Февраль

Апрель

Блиц-вопросы:

Сколько крыльев у жука? (две пары)

Кто носом дубы сажает?
(сойка)

Что птицам зимой страшнее:
холода или голод? (голод)

Какой зверь спит всю зиму
вниз головой? (летучая мышь)

Какие птицы устраивают
спальни в снегу? (куропатки, тетерева, рябчики)

У какой птицы самая большая
семья? (у серой куропатки – 26-28 птенцов)

Как поступают с пойманной добычей львы-самцы?

Отдают самке

Едят сами

Отдают детям

Что положить в кормушку:

Зяблику (разные семена)

Щеглу (семена чертополоха и
репейника)

Воробью (крошки, крупу)

Покажите на картинке:

Ястреба-тетеревятника

Вальдшнепа

Глухаря

Кто быстрее всех летает?

Ласточка

Орёл

Стриж (
140 км/ч)

Вопросы третьего тура:

Если деревья растут вдали от
воды, как поступают бобры, чтобы доставить их к жилищу?

Выкапывают канаву и по ней переплавляют дерево вплавь

Найдут другое дерево, что
поближе

Позовут других бобров, чтобы
сообща притащить дерево

Чей дом, чьё жилище самое прочное?

Бобров

Термитов

Муравьев

Лесные жители

Едят ли ежи яблоки? (нет)

Когда лоси сбрасывают свой
«головной убор» – рога? (зимой)

Какую птицу прозвали
«крылатой кошкой»? (сову)

По прошествии какого времени после рождения бельчата
начинают впервые грызть
 орехи
и шишки?

На четвёртый

На пятый

Сразу же

Блиц-вопросы:

Где живут маленькие кенгурята? (в сумке на животе мамы)

Плавают ли муравьи? (да,
могут реку переплыть)

Какое наземное животное самое
крупное? (слон)

Какая обезьяна самая большая?
(горилла)

Кого называют «морской
щукой»? (акулу)

Другое название чёрного
леопарда? (пантера)

Как поступает волк, добывая пищу?

Ест сам

Кормит волчицу

Отдает пищу детёнышам

Какой жук носит название:

Рогач? (жук-олень)

Дровосек? (жук-усач)

Навозник? (скарабей; его ещё
называют жуком-барометром)

Покажите на картинке:

Пеликана

Клеста

Козодоя

Самый маленький из журавлей – это…

Чёрный

Красавка

Японский

Вопросы для финала:

В какое время суток спят кенгуру?

Вечером

Днём

Ночью

Согласны ли вы с тем, что выдра питается рыбой, мышами,
лягушками, раками?

(не ест мышей, вся её жизнь
связана с водой)

Где чаще всего можно встретить стрекоз?

В лесу

Вблизи водоёма

В поле

Кто чаще всех обедает?

Птенцы ласточки (295 раз в сутки)

Птенцы пеструшки ( 561 раз в сутки)

Птенцы горихвостки (469 раз в
сутки)

Назовите самую большую птицу на Земле?

Орёл

Страус

Журавль

Какой из медведей самый крупный?

Белый

Гималайский

Бурый

Какой хищный зверь самый сильный?

Тигр

Белый медведь

Лев

Назовите зверька с самой драгоценной шкуркой?

Соболь

Куница

Белка

Какая птица живёт дольше всех?

Гусь

Ворон

Утка-кряква

Кто из детёнышей зверей рождается зрячим?

Лисята

Зайчата

Волчата

Ведущий: А
сейчас, пока жюри подводит итоги викторины, вопросы болельщикам.

Вопросы для болельщиков

Какая птица может шипеть как
змея? (вертишейка, или вертиголовка)

Доит ли коз козодой? ( нет,
ловит над стадом насекомых)

Бывают ли белые тигры? (Да)

Умеют ли тигры плавать? (Да)

А бурые медведи? (Да)

Правда ли, что белые
медвежата рождаются в середине зимы? (Да)

Правда ли, что новорожденный
ёж уже колется (Нет)

Правда ли, что северные олени
едят грибы? (Да)

Правда ли, что белка питается
орехами, желудями, шишками, грибами, может съесть иногда яйца птенцов,
насекомых? (Правда)

Как вы считаете: зебра – это
белое животное с чёрными полосами или чёрное – с белыми? (Белое животное с
черными полосами)

Молоко какого животного самое
жирное? (У кита – 50% жира, тогда как у коровы – 3-4,5%)

Кто «видит» ушами? (летучая
мышь)

Кто слышит ногами? (кузнечик)

Какая птица любит нырять в
прорубь? (Оляпка)

Какая птица «лает»? (самец
белой куропатки)

Кто одной ноздрей дышит?
(кашалот)

Кто «пьёт» ногой? (Лягушка)

Какая птица «поёт» хвостом?
(Бекас)

У кого каждый день растут
зубы? (У всех грызунов)

Есть ли зубы у комаров?
(Есть, и немало – 22)

Какому животному поставлено
два памятника? (Лягушке)

Какой палец и на каких лапах
у бобра самый важный? (Мизинец на передних лапах)

Правда ли, что бурый медведь
ест рыбу? (Да, сам ловит лосося)

Правда ли, что крот, живущий
под землей, выйдя наружу, погибает? (Нет, с ним ничего не случается: у кротов
такое плохое зрение, что они едва различают свет)

Правда ли, что касатки
нападают даже на больших китов? (Да)

Подведение итогов.

Награждение.

автор: Гаврилова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МКОУ Каргатская средняя школа №2 им.Горького

Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Живая планета»

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 

Экологическая игра «Живая планета»

Цель:    воспитывать интерес к природе и её обитателям.                   

Задачи:

-расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; 

-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. 

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева, зелёные листочки, cкотч

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

 Под крышей голубой.

 Живут в нём солнце, дождь и гром,

 Лес и морской прибой.

 Живут в нём птицы и цветы,

 Весенний звон ручья,

 Живёшь в том светлом доме ТЫ

 И все твои друзья.

 Куда б дороги не вели,

 Всегда ты будешь в нём.

 ПРИРОДОЮ родной земли

 Зовётся этот дом. 

-Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической  игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

– Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. 

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной, 

Вопросы тебя обгоняют гурьбой. 

Одно «почему?» меж деревьями мчится, 

Летит по пятам за неведомой птицей. 

Другое – пчелою забралось в цветок, 

А третье – лягушкою скок в ручеек. 

«Что?» мышкой шныряет  под листьями в норах, 

 «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох 

 Сидит «отчего?» на зеленом листке. 

 «Куда?» полетело верхом на жуке. 

 «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. 

 Вопрос за вопросом, и так –целый день!

 Мы с вами, друзья, по тропинке идем 

 Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

 Викторина «Узнай растение».

-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 

-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник). 

-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

 И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик:Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

2-й конкурс.

 Какие листья и плоды на дереве  растут?

Лист берёзы – берёзовый. 

 Лист липы – … 

 Лист клёна – … 

 Шишка ели – … 

 Плод дуба – … 

 Лист дуба – ….

 Лист осины – …

 Лист ивы – …

 Шишка сосны – …

 Плод яблони – …

3-й конкурс.

 Игра «Четвёртый лишний». 

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

4-й конкурс.

«Загадки»

Русская красавица, 

Всем нам очень нравится. 

Бела она, стройна, 

Одежда зелена. (Береза).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал. 

Год прошел – и деревцем 

Маленьким он стал. (Желудь).

Что за дерево такое 

Угощает снегирей? 

Снег стоит, трещат морозы, 

Ну а ягоды вкусней. (Рябина). 

В дополнение к тому, что вы знаете о растениях, мой помощник познакомит вас с интересными фактами из их жизни.

Ученик: Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от  35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от  70 тонн. Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка. Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый. 

  1. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. 

– На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. 

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери). 

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы 

В серебристо-бурых шубах 

Из деревьев, веток, глины 

Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка: 

Не рот, а ловушка. 

Попадут в ловушку 

И комар, и мушка. (Лягушка). 

На спине я дом ношу, 

Но гостей не приглашу: 

 В костяном моём дому 

 Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

 Шипит плутовка,

 Брать её опасно – 

 Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс. «Жалоба»

-Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы. 

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)

№2. Сама  знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

-Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик: Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе. Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15. Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

– Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

 В лес за ними мы идём.

 Если место попадётся,

 То лукошко наберём. (Грибы).

III. Третья станция. «Царство Грибов».

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.  

Вот растёт гриб – боровик

 И красив он, и велик.

 В толстой шляпке набекрень,

 Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха,

 Белый шёлковый мундир.

 Посмотрев, опёнок ахнул:

 Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?

 Ты по виду старичок.

 Удивил грибок меня:

 Возраст мой – всего два дня.

Спрятались под ёлками

 Рыжики с иголками.

 Не малы, не велики, 

 И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

 Чьё-то беленькое брюшко.

 Это груздь нас просит взять,

 А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

 Гриб в малиновом платочке,

 Подосиновиком звать,

 И его придётся взять.

1-й конкурс.  «Грибники». Назвать правила сбора грибов.

2-й конкурс. «Собери грибочки». 

– Кто больше соберёт грибов. 

3-й конкурс. «Собери пословицу». 

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

“Любопытные факты о грибах”. 

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов. Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

  1. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»? 

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

Мы приехали на речку

 Воскресенье провести, 

 А свободного местечка

 Возле речки не найти!

 Тут сидят, и там сидят:

 Загорают и едят,

 Отдыхают, как хотят,

 Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли.

 Но и здесь до нас сидели;

 Тоже пили, тоже ели,

 Жгли костёр, бумагу жгли –

 Насорили и ушли!

 Мы прошли, конечно, мимо

 – Эй, ребята! – крикнул Дима, –

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода,

 Чудный вид!

Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

 Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

 В футбол играли – 

 Веселились, как могли:

 Пили квас, конфеты ели,

 Хороводом песни пели…

 Отдохнули – и ушли!

 И остались на поляне

 У потухшего костра:

 Две разбитых нами склянки – 

 Две размокшие баранки – 

 Словом мусора гора.

 Мы приехали на речку

 Понедельник провести, 

 Только чистого местечка

 Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

Подумайте и закончите фразу:

– если ты встретил на тропинке птенца…

– если набрёл на земляничную поляну…

– если на твоём пути встретился большой муравейник…

– если ты взял с собой походный приёмник…

– если ты увидел на поляне красивые цветы…

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

  1. Нельзя сорить и бросать мусор.
  2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

  1. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.
  2. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.
  3. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.
  4. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи – санитары леса. 
  5. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.
  6. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Как яблоко на блюдце, 

 У нас Земля одна. 

 Не торопитесь, люди, 

 Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться 

 До скрытых тайников, 

 Разграбить все богатства 

 У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

 Одной судьбы родня, 

 Нам пировать позорно 

 В счет будущего дня.

Поймите это, люди, 

 Как собственный приказ. 

 Не то Земли не будет 

 И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево )

Внеклассное   мероприятие

по окружающему миру

в 3х классах

Внеклассное мероприятие по окружающему миру.

Экологическая игра «Живая планета»

Цель:    воспитывать интерес к природе и её обитателям.

Задачи:

-расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева

                           зелёные листочки

                           cкотч

                           мультимедийная презентация

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

 Под крышей голубой.

 Живут в нём солнце,

 дождь и гром,

 Лес и морской прибой.

 Живут в нём птицы и цветы,

 Весенний звон ручья,

 Живёшь в том светлом доме ТЫ

 И все твои друзья.

 Куда б дороги не вели,

 Всегда ты будешь в нём.

 ПРИРОДОЮ родной земли

 Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической  игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

1-й конкурс.

 Викторина «Узнай растение».

-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

 И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик:

Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

 Какие листья и плоды на дереве  растут?

Лист берёзы – берёзовый.

 Лист липы – …

 Лист клёна – …

 Шишка ели – …

 Плод дуба – …

 Лист дуба – ….

 Лист осины – …

 Лист ивы – …

 Шишка сосны – …

 Плод яблони – …

3-й конкурс.

 Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Ученик:

Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от  35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от  70 тонн.

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка.

Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

— На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

 В серебристо-бурых шубах

 Из деревьев, веток, глины

 Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

 Но гостей не приглашу:

 В костяном моём дому

 Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

 Шипит плутовка,

 Брать её опасно –

 Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс.

«Жалоба»

-Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)

№2. Сама  знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

-Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик:

Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

 В лес за ними мы идём.

 Если место попадётся,

 То лукошко наберём. (Грибы).

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.  

Вот растёт гриб – боровик

 И красив он, и велик.

 В толстой шляпке набекрень,

 Ножка крепкая, как пень.

1-й конкурс.

«Грибники».

Назвать правила сбора грибов.

2-й конкурс.

 «Собери грибочки».

– Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс. «Собери пословицу».

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

“Любопытные факты о грибах”.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс

«Правила друзей природы».

Подумайте и закончите фразу:

— если ты встретил на тропинке птенца…

— если набрёл на земляничную поляну…

— если на твоём пути встретился большой муравейник…

— если ты взял с собой походный приёмник…

— если ты увидел на поляне красивые цветы…

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи — санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Как яблоко на блюдце,

 У нас Земля одна.

 Не торопитесь, люди,

 Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

 До скрытых тайников,

 Разграбить все богатства

 У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

 Одной судьбы родня,

 Нам пировать позорно

 В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

 Как собственный приказ.

 Не то Земли не будет

 И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево )

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Экологическая игра «Живая планета»»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий закрытия конкурса музыкантов
  • Сценарий зажигание семейного очага на свадьбе
  • Сценарий живая классика 2022
  • Сценарий единство непохожих
  • Сценарий закрытия конкурса воспитатель года на муниципальном уровне