Сценарий зимнего фольклорного праздника

Сценарий фольклорного праздника "Зимние посиделки"

МБОУ Локотская СОШ № 2 им Н.Ф.Струченкова

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»

Классный руководитель 3 «б» класса,

учитель начальных классов Т. А. Черняк

Музыкальный руководитель И.И.Баранов

Фольклорный праздник «Зимние посиделки».

Цель: Знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.

Задачи:

— совершенствовать духовно-нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

— развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания в области русского фольклора;

— воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;

Оформление: деревенская изба, ухваты, горшки, прялка, на стенах расшитые полотенца;

посуда, половики.

ХОД ПРАЗДНИКА

Слайд 1.   Чем дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим,

                  Хоть новому принадлежим.

                                                          Вадим Шафнер.

Фонограмма и смена слайдов. Звенят колокола.

Учитель

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ.

Под первою стеной сосновой.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ученик 1.   Добрый день,

                    Гости званные и желанные!

                    Люди старые и молодые,

                    Женатые и холостые.

                    Вас приветствует 3 класс

Ученик 2. Милости просим к нам на посиделки.

Учитель

— Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки, насидушки) – сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами супрядками, беседками, заседками, дозорьками. На Руси посиделки начались с летопроводца ( с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.

-Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Начнем мы наши посиделки с пословиц

Пословицы

-Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:

1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)

4. Один в поле… (не воин)

5. С кем поведешься… (от того и наберешься)

6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)

7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)

8. Любишь кататься,… (люби и саночки возить)

9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)

10. Поспешишь… (людей насмешишь)

— Ну молодцы. Пословицы вы знаете. А вот у меня есть задание похитрей! Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? (представление потешек)

1. Шла лисичка по мосточку,

    Несла вязанку хворосту,

    Вытопила баньку,

    Выкупала Ваньку,

    Дала сладкий пирожок.

2. А ту-ту, ту-ту, ту-ту

    Я на елочке расту

    Ветер елочку укачал

    Я с елочки упал

    Я упал на пенек,

    Стал пригожий паренек.

Небылицы

— Кроме потешек и поговорок на Руси были распространены небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки да говорят насмешки.

Инсценировка небылиц

— Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

— Да он не идет!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит – надо идти.

-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

— Федул, ты че губы надул?

— Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

— Здорово, кума.

-На рынке была!

— Никак ты, кума, глуха?

-Купила курицу да петуха.

-Прощай,  кума.

-Пять алтын дала.

-Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть, сгорю, да не отворю!

Учитель: Ну и порадовали вы нас,

                 А чтоб пыл веселья не угас,

                 Чтоб время шло быстрее,

                 Друзья, я приглашаю вас

                 К загадкам поскорее.

Загадки

  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Ухват- устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

-Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

  • Всех комлю с охотою, а сама безротая (ложка).

-Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши», так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень не простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Пляшу по горнице,

С работаю моей,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею (веретено)

— Будний день крестьян начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.

Веретено – это элемент прялки – «вертящаяся палка».

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.  (Утюг)

-Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой «жаровню». Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начали гладить.

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начали катать по столу толстой прямоугольной с рукояткой палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.

Учитель: Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь умеете?

Ученица: Как известно всем, подружки-мастерицы петь частушки.

Ученик: И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте…

1. Эх, топни нога,

    Топни правенькая,

    Я плясать пойду,

    Хоть и маленькая.

2. Шире круг, шире круг,

    Дайте круг пошире

    Не одна иду плясать

    Нас идет четыре.

3. Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялася

    А гармошка заиграла,

    Я не удержалася.

4. Я плясала в три ноги,

    Потеряла сапоги.

    Оглянулася назад,

    Сапоги мои лежат.

5. Балалаечка – гудок

    Свое дело знает,

    Она в Ваниных руках

    Хорошо играет.

6. На окошке два цветочка,

    Голубой и аленький.

    Я парнишка боевой,

    Хоть и ростом маленький.

7. Елки – долги, елки – долги

    Елки да, осиночки.

    На поляне девки пляшут,

    Скрипают ботиночки.

8. За частушки, друг мой милый,

    Три рубля тебе я дам.

    По глазам по вашим видно,

    Что понравились мы вам.

    Вы послушайте девчата

    Нескладушки будем петь

    На дубу свинья пасется

    В бане парится медведь

    На горе стоит корова

    Надевает сапоги.

   Ставлю ногу на носок,

   А потом на пятку.

   Стану русского плясать,

   А потом в присядку.

— Молодцы, ребята, развеселили вы нас, а поиграть с нами не хотите ли? Я приглашаю русскими народными играми позабавиться.

-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

-Сиди, сиди, Яша,

 Ты забава наша.

 Погрызи орехи для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

-Свои руки положи,

 Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, тот становится водящим, т.е. Яшей и игра продолжается.

Игра «Голубки».

Пары стоят спиной друг к другу. На счет 1,2,3 по хлопку ведущего игроки должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то выиграли.

Учитель:

-Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Ученик: Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

-Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Скороговорки

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Прокоп, украл  укроп.

Встал Архип, петух охрип.

Носит Сеня в сени сено.

На дворе трава, на траве дрова.

Учитель: Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?

Ученик: Подходите, подходите

               Конфетки, бараночки берите.

               Про нас не забывайте,

               Добрым словом вспоминайте. (ученик и ученица раздают угощение)

Учитель: Есть таланты на Руси,

                 Говорю уверенно!

                 Раз народ еще поет –

                 Знать не все потеряно. (Исполнение песни «Во кузнице»)

Учитель:  В небе будто от побелки

                  Засветился Млечный путь,

                  Отшумели посиделки

                  В нашей праздничной светелке,

                  Где пришлось нам отдохнуть.

Ученица:  Посиделки, вечеринки,

                  Звезды в праздничной выси –

                  Это русские картинки

                  Нашей жизни на Руси

Ученик:   Мы делились новостями,

                 Мы старались вас развлечь,

                 Говоря: до новых встреч!

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

«ВОЛШЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ЗИМНИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ»

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей горнице, всех, кто любит русскую культуру, русский народ с его поэтическими обычаями, обрядами и праздниками. На хорошем празднике нет гостей, здесь все хозяева, поэтому, будьте как дома! Ну а сейчас давайте познакомимся. Сегодня в нашей горнице принимают участие в игре команды:

(Идет представление команд)

Ведущая: А оценивать ваши знания будет жюри в следующем составе:

(Представление членов жюри)

Ведущая: Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

У каждого праздника свое время, своё «лицо». Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники – христианские.
Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. До XVIII в. Новый год отмечали 1 сентября.

Как вы думаете, почему?

(На этот вопрос можно ответить письменно, правильный ответ: в августе собирали урожай, и начинался новый земледельческий год). Царь Пётр 1 в начале XVIII в. издал указ о праздновании Нового года 1 января, как и в других Европейских странах. И с тех пор мы празднуем Новый год именно в это время.
Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию переплелись.

Праздник, как человек, интересен своей непохожестью. Сегодня мы будем говорить о праздниках зимнего периода.

В чём их самобытность? Зимушка…, зима…так ласково называл русский народ самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимонька» смягчить холода .Отcчет зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели. Она представлялась сном природы. Лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то, ни сё. Осень-засыпание, а весна- пробуждение

( календарь)

Яркими словами в народе называли зимнее время. Они как будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них—ознобень, тянуча, лёдостав, рекостав, лютовей и др. Сами названия месяцев были по-русски красочны и поэтичны: новолетник, студень, грудень, просинец, проказник, бокогрей, вьюговей, сечень, перезимок и др.

В обрядах, играх, праздниках зимнего периода обыгрывались смерть природы и будущее её воскрешение весною. Это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее солнце. Канун праздников – cмерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить, но как? Чем? Весельем, смехом, переодеванием, розыгрышами, ритуальными обрядами. Все это мы с вами и попробуем сегодня сделать.

Ведущая: Ну что ж, тогда начинаю

А вы, дети, смотрите, не зевайте

Слушайте, на ус мотайте

Да на вопросы отвечайте!

— Кто первый отгадает, тот балл получает..Какую же первую затею нам приготовил наш ларец?( достает из ларца) Загадка:

-Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак. Что это?

(Ответ-календарь. Из ларца вынимает календарь и вешает его на стену)

.

Итак, первый зимний месяц Декабрь. В народе его называли:….. студёный, лютый, волчий.

(Декабрь)

С 1-го по 22-го декабря – первозимье, а с 22-го по 31-го декабря наступление коренной зимы Если в декабре высокие сугробы, большой иней, то быть….. большому урожаю.

22 декабря

В этот день самая длинная ночь и самый короткий день в году. День Анны Зимней. В этот день смотрят, какая погода будет в Новый Год. Если в день Анны Зимней стоит хорошая погода, то и 31 декабря будет ясно, но морозно, а если пасмурно, но иней на деревнях есть, то на 31 декабря будет оттепель и пасмурно. В этот день зима вступает в свои права.

25 декабря

(солнцеворот)

А как, ребята, по народному календарю этот день называется?(ответ) Спиридонсолнцеворот. В этот день древний бог Ярило просыпается, на весну поворачивается, вот и солнцеворот. Будто солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Зима же ходит в медвежьей шкуре. Раньше в этот день славили русские люди солнце-Ярило, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца. Зажигали священный «живой» огонь,12 костров разводили, всё плохое сжигали на этих кострах, очищая себя и всё вокруг от нечистой силы. Говорят, что все 12 месяцев к нему приходили. «Живой» огонь горел 12 дней, т.е. до самых Святок. От этого огня зажигались домашние очаги, русские печи.

Хочу спросить у вас, ребята, какие отголоски этого обряда сохранились до сих пор?

(Ответ-гирлянда. Команды отвечают. За правильный ответ-балл. Затейники достают из ларца гирлянду, зажигают).

В ночь на 25-е декабря все католики мира празднуют Рождество.

(гадание)

Посмотрите, собрались в моей горнице девушки гадать. Каждой хочется своё будущее узнать, а ещё лучше жениха своего увидеть.

(Девушки разыгрывают сценку «Гадание»)

Ведущая: А что, девушки-красавицы, не боитесь гадать-ворожить?

1 Девушка нет, не боимся!

2 девушка: А чего бояться-то?

Ведущая: А если вы вместо жениха красивого самого Карачуна увидите?

3 девушка А кто такой Карачун?

1 девушка: Расскажите нам, пожалуйста!

2 девушка: Ну расскажите.

( карачун)

Ведущая: Именем Карачун называли самое злое и тёмное время года. Живет на земле злой и коварный дух Карачун. Весь год в глухих лесах и болотах прячется, ни людям, ни зверям не показывается, злобу на Ярило солнце копит. А как приходит месяц декабрь, или просто студень по народному, Карачун входит в свою силу, вылезает из своего лесного убежища и к людям поближе идет. В волка лютого превратится и ну людей пугать, на улицу потемну выходить не дозволять. Кажется, что в это время солнце одряхло, вот-вот умрёт и будет проглочено Карачуном.

3 девушка: А как этого Карачуна прогнать-то можно?

Ведущая: Старые люди говорили, что боится Карачун…..А вот чего он боится, мы у ребят сейчас и спросим. Кто первым поднимет руку, ответит на вопрос, получит для своей команды балл.

( Команды отвечают. Ответ- чеснока)

(Затейники вынимают из ларца чеснок. За ширмой кашляет и чихает Карачун. Девушки пугаются)

1 девушка: Ой, кто это?

Ведущая: А это и есть Карачун. Слышите, как чихает, не нравиться!

2 девушка: А пусть он совсем от сюда уйдет!

Ведущая: А чтоб он ушел, девонька, да не возвращался вовсе, надо ему волшебную свяшенную песенку спеть. Знаете какую?

Девушки: Знаем

Ведущая: Запевайте!

(Девушки поют колядки)

(калядки)

Я тетёрочку гоню ко Иванову двору.

А Иванова жена пироги пекла.

Кто не даст пирожок, мы коровку за рожок.

Уведем во Торжок, продадим за пирожок…

Ведущая: Ребята, отметьте на своих карточках, как эта песенка называется, в честь какого бога она названа и что вы о нём знаете. Ответы сдавайте жюри.

Карточка №1

1 Как называлось это действие? (Колядование).

2 Как эта песенка называется? (Колядки).

3 В честь какого бога она названа? (Языческого бога Коляды, бога мира, открывающего путь новому лету, новому свету. Богу веселья).

Ведущая: Как заслышал Карачун наши колядки, которые были названы в честь языческого бога Коляды, бога мира, открывающего путь новому лету, новому свету да понюхал чеснока,- совсем обессилел, в лес убежал. Так злому духу и надо. Не будет Ярило гневить, над людьми шутить, а нам игру портить!

Нет у солнышка врага, испугался чеснока!

Разгони потемь! Верни на Русь красный день!

(Солнце)

А мы заглянем – ка в наш ларец..31 декабря

Ведущая: Наступил еще один волшебный зимний день, которым заканчивается студёный месяц-31 декабря. В этот день нечистая сила, выпущенная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи, а мы посмотрим, что же делается в нашей горенке.

(Бабушка закрывает крышками все сосуды, затем берёт хворостину и хлещет все углы и стены, приговаривая текст старинного заклинания)

Схлёстываю порчи да озёвы, гоню мороки.

Стень- постень, и ты, всякая нежить

Пойдите под гнилую колоду,

Где добрые люди не хаживают.

Будьте мои слова крепки да востры

Острей острого ножа

Ведущая: Выберите на карточках верный вариант ответа. Для чего перед тем, как читать заговор, бабушка закрыла все сосуды крышечками?

Карточка №2

1 Для того, чтобы не попал туда мусор от хворостины.

2 В сосуд может попасть изгоняемая нечистая сила. ( правильный ответ)

3 Чтобы не пролить содержимое сосудов, нечаянно задев при обходе избы с хворостиной.

Ведущая: Наступил второй зимний месяц январь-просинец зимы.

(январь)

В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Всё явственней от одного дня к другому «разгорается» солнце. Все приметы января связаны с морозом. Например:

На лучине нагар — на дворе холода.

Дрова трещат, ярко горят — морозы сулят.

Сейчас зададим вопросы вам, дети,

А вы рискните, правильно ответьте

А какие приметы вы знаете?

(Достают из ларца приметы по одной)

1.Если в этот вечер звёзды горят и блестят, то предрекают плодородие ягнят и ягод? (В ночь на Крещение)

2.Варят кашу гречиху до рассвета, ровно в 2 часа утра. Старшая в доме женщина ставит в печь с поклоном, а вынимая из печи говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривали горшок. Если треснул, то…….(жди худое в семье)

3.Если каша вылезла из горшка, то……(явная беда всему дому)

4.Снимают пенку ножом, каша красная, полная, то……(предвещает счастье и большой урожай)

5.А мелкая, белая….(угрожает бедами) При худых признаках кашу выбрасывали в реку. Когда варят кашу? В какой день? (14 января)

6.Снегом, собранным в этот вечер, поселяне исцеляют недуги — онемение в ногах , головокружение, судороги. (В Крещенский вечер)

7.Сугробы высоко набило к чему? (К хорошему урожайному году)

8.6 января

Сочельник. Канун церковного празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста. Слово сочельник произошло …….от слова сочиво. Сочиво – это зомоченные в воде зерна пшеницы, ячменя или гороха, как символ возрождения новой жизни. Одним словом это каша. А добавляли в неё мед, орехи, ягоды для сладкой счастливой жизни. Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, дарили друг другу подарки.

У меня есть несколько вопросов, так сказать проверка домашнего задания.

Утром в Рождество ещё до восхода солнца мальчики ходили по дворам и славили Исуса Они носили с собой вертеп — небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова.

!4 января

Кто мне скажет, что связано с этим днём? ( ответ) Да у нас в России его знают, как Старый новый год. А в народе его ещё называют……Васильев день. В этот день выполнялись и некоторые обрядовые действия, не характерные для других святочных празднеств. Наиболее ярким из них было обрядовое застолье, во время которого подавали зажаренного целиком поросенка (либо куски свинины), получившего название кесаретского (кесарийского), так как св. Василий в народе считался покровителем свиней. В ночь на Васильев день,  ходили ряженые, колядовали, гадали. В домах устраивали ритуальные трапезы, на которые «приходили» умершие предки. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства, исполняя обряд посевания изб. А в доме стояла наряженная ёлка.

(ёлка)

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Особенно важным было зимнее солн­цестояние — канун самой длинной ночи в году; считалось, что именно в это время активизируются потусторонние силы и духи, которых надо «задобрить» дарами. Ель же, как и другие вечнозеле­ные растения, символизировала вечную жизнь, поэтому именно она фигурировала в ритуалах зимних праздников.

Елочки украшали различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. Согласно верованиям друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям), наряженные таким образом ветки ели отводили нечистую силу и привлекали духов растительности и плодородия, от которых зависел урожай в наступающем году.

Поз­днее, уже в средневековой Германии, эту традицию приспособили к христианской концепции: елку украшали яблоками, дабы напомнить о перво­родном грехе Адама и Евы, свечами, чей огонь выражал суть жертвенности Христа, вафлями — в напоминание о хлебцах, используемых для причастия (позднее вафли сменили пряники), а верхушку венчала Вифлеемская звезда. Изначально елку наряжали прямо в лесу – для этого выбиралась самая большая хвойная красавица вблизи того или иного поселения. Первыми наряжать домашние елки стали также немцы. Так как наряжать ёлкубыло связано с христианской религией, естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. Сейчас и мы с вами будем делать украшение для ёлочки. Для этого я попрошу по 1 участнику пройти в отдельное помещение с педагогом. И за 5-7 минут они должны справиться с заданием.

А мы пока заглянем в наш ларец. Водокрестие

Откуда это слово, что это такое?( ответ)

Крещение. Славяне-язычники боготворили стихии, силы природы, которые могли принести и большую пользу, и немалый вред. В числе этих сил природы были огонь и вода. Вода поит землю-кормилицу, рядом с водой строили сёла и города. Христиане же почитают воду в память о величайшем событии — крещении Иисуса Христа в священной реке Иордан.
Таким образом, к христианскому религиозному празднику наши предки приурочили свои языческие верования. Праздник назвали Водокрестием, он  празднуется через две недели после Рождества. Люди верили, что во время крещенской ночи вода в реках, озёрах и других водоёмах приобретает чудесные свойства: она смывает с человека все грехи и болезни и побеждает нечистую силу. Несмотря на стоящие в это время лютые «крещенские» морозы, благочестивые и смелые люди до сих пор считают своей святой обязанностью окунуться в прорубь, которая называлась «иордань». «Иордань» в виде креста вырубали во льду, и священники освящали её.

(Девушки через ширму бросают валенок)

Ведущая Да, это никак девушки гадают? Ведь считалось, что именно на Старый новый год и на Крещение самые верные гадания.А давайте и мы погадаем.

(Наливает в миску воды и заговаривает)

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,

Через край не лейся.

А как есть новолетье держи.

О грядущем скажи.

А сейчас я вынесу миску в сени, а завтра утром посмотрю, что будет, а вам следующее задание: на своих карточках продолжите приметы, связанные с показанным гаданием.

Карточка № 3

1 Лёд вздыбился горкой- год будет (добрым)

2 Лёд застыл ровно, год будет………… …………….(спокойным)

3 Лёд застыл волнами (и горе и счастье)

4 Вымерзла лункой (плохой)

Ведущая: Январь знаменит многодневным праздником «Святки»     

Задание: С какого числа и по какое длились Святые вечера?

Дети наряжают ёлку изготовленными игрушками.

Ведущая : Вот и последний день 31 января покидает при лютых стужах свое место.

Вопрос: А как этот день назывался?

(За правильный ответ-балл)

Считалось, что в этот день ходит по земле Афанасий с ледяной оглоблей и бьёт всякого, кто под руку попадает. Отсюда и поговорка:

«Афанасий-ломонос, береги нос!»

«Афанасий да Кирило забирают за рыло!»

На Афанасия знахари выгоняли из деревень ведьм, заговаривали печные трубы, чтобы ведьмы в них не влетали, рассыпали золу из семи печей, вокруг домов обходили с огнём, очищая своё жилище от нечисти. Сейчас и мы будем снежками изгонять ведьму. Сколько попаданий. Столько и баллов получает команда.

(Капитаны команд бросают по три снежка по очереди в затейника, наряженного в ведьму. Жюри подводит итоги).

( Зимние загадки)

А послушайте, ребятки, наши загадки:

Таскал меня зверь, а попала на людей (шуба)

Треплют, катают, а зиму таскают… …(валенки)

Я вода, по воде же и плаваю…… … (лёд)

Зимою белел, весною присел, как будто устал и вовсе пропал…..(сугроб)

( февраль)

Ведущая: Месяц февраль, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли….. сеченем, а за морозы и снега лютенем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: бокогрей, свадебник

Вопрос: Почему? (Чья команда первой ответит, получает балл)

Ведущая: Потому, что традиция на Руси свадьбы справлять после Святок до Масленицы (от поста до поста .Во время поста свадьбы не игрались) А бокогрей потому, что солнце редко греет, зима не пускает, полютовать ей хочется. Но в народе говорят февраль сшибает рог зиме.

Вопрос: Кто подскажет 15 февраля какой праздник?

Ведущая: Сретение-граница между зимой и летом. Зима идёт обратно, а лето навстречу. Февраль богат на приметы, пословицы и поговорки. А снега еще хватает…Хорошие хозяева собирают снег на поле, в огороде, в саду. Вот и мы с вами сейчас будем собирать «снег» в копилку своей команды.

Задание: Аукцион пословиц и поговорок о зиме. За каждую поговорку команда получает снежинку. А та, которая последней назовет, получает дополнительно одно очко.В народе говорят: -Делу время, а потехе час.А сейчас слово жюри.

Жюри итоги.

: От первого снега до санного пути шесть недель

. Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

. Без шубы и валенок — и зима без конца.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зима — матка, выспишься гладко.

Зима без снега — лето без хлеба.

Зиме да лету союза нету.

Будет зима — будет и лето.

Зима не лето — в шубу одета

Сугроб да вьюга — два друга.

Новый год — к весне поворот.

. Месяц январь — зимы государь.

Январь — весне дедушка.

: Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

.

. Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет

. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки» в 9- 10 классах.

Кл. руководители Галиева Н.Х, Феоктистова А.В.

Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные!

Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем!

Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда заканчивались полевые работы, сделаны запасы на зиму: заквасили капусту, намололи муки

Что же э такое посиделки?

Владимир Даль в своем толковом словаре дает такое объяснение: «Посиделки ( посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Но не только собиралась молодежь, приходили повеселиться и малые дети.

На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения( 7апреля), когда начиналась серьезная крестьянская работа.

  1. На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

  2. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод

Добрым чаем угощались

С медом ,явно без конфет

Как и нынче все общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

  1. Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

  1. Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки.  Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили. Теперь ребята лапти плетут, а девочки  рукоделием занимаются. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет, а кто-то человеческие пороки высмеивает и в песнях о них поёт. «Дрёма».

А ещё на посиделках молодцы, да девицы всякие потехи да забавы придумывали. По —  нынешнему это называется «конкурсы» или «соревнования». Кто в забаве побеждал, тот награды получал. Или – как сегодня говорят – приз. А раньше говорили – угощенье. Потому, что призы раньше были, не как сейчас. Призы были съедобные. Кто выигрывал – тот получал конфету. А кто проигрывал – сухую баранку.

А чтобы наши посиделки были весёлыми разделимся на две артели, или команды. Добры молодцы у нас одной командой будут. А красны девицы – в другой. Кстати, и названия для команд вполне подходящие: «Красны девицы» и «Добры молодцы». Вы не против таких названий? 

А кто же судьи? Конечно же наши дорогие гости : они будут определять победителей в конкурсах и награждать кого конфетками, а кого бубликами.

Раз готовы, тогда вот вам по лукошку: одно красным девицам, другое добрым молодцам. В эти лукошки будете складывать свои конфеты и дырки с бубликами.. А после всего мы подведём итоги.

Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

Ну-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Небылицы в лицах сидят в светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

Хотите знать какие? А вот какие… 

Выходят Фома и Ерема. Во время разговора оба окают.

Фома. Здорово, брат Ерема! 
Ерема. Здорово, брат Фома!
Фома. Куда путь держишь?
Ерема. На ярмарку иду!
Фома. На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых! А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Ерема. Кума сказала!
Фома. А кума, откуда знает?
Ерема. Кума все знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома. Бывал!
Ерема. Велика?
Фома. Не мерил!
Ерема. Сильна?
Фома. Не боролся!
Ерема. А кого ты на ярмарке видел?
Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у нее узенькие, а лоб широкий!
Ерема. Это ведь медведь был.
Фома. Какой там медведь! Я прежде медведя знал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема. Да это волк!
Фома. Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глаза косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает. 
Ерема. Это же заяц!
Фома. Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетает да почирикивает!
Ерема. Да это ведь горностай! И байки, брат Фома, сказывать-то перестань!

Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:

— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал, 
Безъязыкий «караул» закричал

Вы послушайте, ребята, 
Моей сказки небогатой 
От конька-горбунка 
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья 
На дубу гнездо свила. 
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят 
По сучочкам сидят. 
Поросята визжат, 
Полететь хотят. 

Ведущая: Ну какие же посиделки без частушек? Очень часто небылицы перекладывались на частушки. Послушайте их.

1.  Чепуха, чепуха,                     2.  Между небом и землей 
Это просто враки!                          Поросенок рылся 
Куры съели петуха, —                         И нечаянно хвостом 
Говорят собаки.   К небу прицепился.

3.  Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега, 
Новая рубашечка,                       Слезы капают с дуги. 
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.                       Надевает сапоги.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

5. Рано утром на заре

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

6. А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ехал Ваня- мужичок

На козе двуногой

Ведущая: Неизменными спутниками небылиц были потешки- короткие смешные истории в виде диалога.

 потешки:

1.Федул, что губы надул?

     * Кафтан прожег.

     * Зашить можно.

     * Да иглы нет.

     * А велика ли дыра?

     * Один ворот остался.

2. Фома, что из леса нейдешь?

    * Медведя поймал.

    * Так веди сюда.

    * Да он не идет.

    * Так сам иди.

     * Да он не отпускает.

3. Сынок, сходи за водицей на речку.

       * Брюхо болит.

       * Сынок, иди кашу есть.

        * Ну, раз мать велит, надо идти.

Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы сможете удивить нас небылицами, да потешками?

Задание: дописать небылицу.

Ведущая: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки

Из каждой команды по три участника: кто лучше справится с этой забавой.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. А какие игры вы знаете?

Перед началом игры читались считалки, чтобы выявить водящего, например:

Заяц белый, куда бегал? 
В лес дубовый. 
Что там делал? 
Лыко драл. 
Куда клал? 
Под колоду. 
Кто украл? 
Родион. 
Выйди вон. 

Задание: вспомнить и прочитать такую считалочку для другой команды.

Сейчас мы сыграем в импровизированные игры.

Забава с валенками;

Забава с водой.

Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

(Девочки исполняют песню «У прясла»)

Ведущая:Посиделки, особенно, когда на них не было парней, не обходились без гаданий. Вот и мы сейчас накануне нового года проведём для девочек этот обряд.

Гадания.

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению.

Эй, подруженьки-подружки, веселушки – хохотушки.

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Да загадки разгадать.. 

ЗАГАДКИ                                    

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло). 

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем.   (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Подводим итоги: Команды подсчитывают количество баранок и конфет)

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаем вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим.

  И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь, 
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: : до новых встреч!

Цели:

  • развитие речи детей с ОНР;
  • популяризация русской народной культуры,
    приобщение дошкольников к ее истокам, традициям,
    обычаям;
  • развитие творческих возможностей
    воспитанников.

Задачи:

  • воспитывать в детях любовь и уважение к
    традициям своего народа;
  • знакомить детей с русским народным устным и
    музыкальным творчеством;
  • формировать коммуникативные навыки:
  • обогащать и активизировать словарь детей,
    развивать связную речь;
  • развивать речевую активность детей, побуждать
    их к вступлению в диалог;
  • продолжить формировать просодику речи,
    используя элементы логоритмики;
  • развивать чувство ритма, пластику,
    выразительность движений и речи;
  • развивать творческие способности
    воспитанников, воображение и фантазию детей;
  • приобщать дошкольников к нравственной культуре
    и уважению вечных ценностей: любви, доброты,
    трудолюбия;
  • создавать благоприятный психологический
    климата в группе, устанавливать позитивные
    межличностные отношения, сплачивать детский
    коллектив;
  • развивать у воспитанников умение
    взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в
    ходе подготовки и проведения мероприятия;
  • привлечь родителей к участию в празднике и
    жизни детского сада.

Оборудование: зал оформлен как русская изба
(печь, стол, самовар, лавки), веретена, мотки ниток,
старинный рушник с вышивкой.

Ход мероприятия

Ведущая:

Очень часто за событиями
И сутолокою дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.

Зал оформлен под русскую избу. За столом
мальчик и девочка.

Даша.

Зимний вечер темен, долог.
Насчитали сорок елок.

Ваня.


То на лавке посидим,
То в окошко поглядим.


Даша. Позовем-ка мы ребят к себе на посиделки.

Ваня. Будут песни, будут пляски и игра в
горелки.

Даша.


Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!


Ваня.


Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!


Вместе.

Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

Входят дети под музыку “ Светит месяц”.

Гостья: — Не мало ли вас, не надо ли нас?

Хозяйка: Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!
Давно мы вас ждем — пождем, праздник не начинаем! У
нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем
ли слышно, всем ли места хватило?

Гостья: Гостям-то, известное дело, места
хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте — не в обиде. Припасли мы
для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку,
кому-правду, кому-песенку.

В старые времена был такой обычай у русских
людей – коротать зимние долгие вечера вместе на
посиделках. Весело было. То песню затянут, то
шуткой перебросятся – и работа спорится. Как
говорится в русской пословице «от скуки бери
дело в руки». Вот и проводили время за любимым
рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на
полотенце вышивает, кто сарафан шьет. Одни из
глины посуду лепят, другие из дерева ложки да
плошки вытачивают. Издавна русский народ
славился трудолюбием. И сложил про это немало
пословиц и поговорок. (К залу) А вы их знаете?

Хозяйка: Я начну, вы — продолжайте, хором
дружно отвечайте:

– Дело мастера – (дети) Боится!

– Без дела жить – Небо коптить!

– Маленькое дело – Лучше большого безделья!

– Есть терпенье – Будет и уменье!

– Терпенье и труд – Всё перетрут!

– Делу время – Потехе час!

– Сделал дело — Гуляй смело!

Хозяйка: В старину на посиделках не только
пели да плясали, но еще и трудились. И в моей
горнице работа найдется. А помогите мне,
девицы-красавицы, с работой управиться.

Гостья:

Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется.
Девицы — рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!

Конкурс “Пряхи”. Приглашаются по одному
мальчику
и одной девочке. Мальчик будет пряжу
держать, а девочка мотать ее на веретено.

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки.
Спасибо вам.

Когда нити были готовы, из них ткали полотно,
вышивали на полотне чудесные узоры. Демонстрация
старинного рушника с ручной вышивкой.

Хозяйка: А не засиделись ли вы, ребятушки?

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра
“Золотые ворота!”

Игра “Золотые ворота”.

Хозяйка: Ну, как, понравилось играть в
старинные игры? В них, между прочим, играли еще
ваши прабабушки и прадедушки.

Хозяйка:


Детушки-касатушки,
Садитесь, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь,
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки!
Расскажу сейчас вам сказку!


“Шкатулка сказок”. “Раз, два, три! Ну-ка,
сказка, выходи!”
Хозяйка загадывает детям
загадки о героях русских народных сказок.

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила.
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из сказки
“Репка”)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят из сказки “Волк
и семеро козлят”)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля из сказки “По
щучьему велению”)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Сказка “Три медведя”)

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (Игла)

Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный аппарат летательный.
(Ступа)

Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

Говорила ведь сестрица:
“Пить из лужи не годится”.
Не послушался сестру,
Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и
братец Иванушка)

Хозяйка: В сказках героями становились не
только люди, но и звери, птицы, насекомые. Про них
и сказки сказывали, и песни пели и хороводы
водили.

Гостья:

Встанем дружно в хоровод, музыку заслыша,
Хоровод тот запоет так, что все услышат!

Музыкальная инсценировка “Как у наших у
ворот”

Хозяйка: Из глубоких веков до нас дошли
добрые сказки. А в них очень часто к имени
персонажа добавляется ещё одно слово, его
характеризующее. Например, лисичка – сестричка,
кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть
слово, а вы подбирать к нему “сказочное” слово.

  • “Мишка – косолапый”;
  • “Петушок – золотой гребешок”;
  • “Кощей – бессмертный”;
  • “Зайчишка – трусишка”;
  • “Волчок – серый бочок”;
  • “Избушка – на курьих ножках”;
  • “Травушка – муравушка”;
  • “Баба Яга – костяная нога”.

Хозяйка: Верно, молвится в пословице: “Делу
время – потехе час”. И мы сейчас с удовольствием
поиграем в народную игру “Горелки”!

Игра “Горелка”.

Хозяйка: Все садитесь, кто на пенек, а кто на
лавку, да не делайте давку.

Какие же посиделки без прибауток и небылиц?

Небылицы в лицах,
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.

Хозяйка: Вот, например:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Деревня закричала – “Озеро горит!”
Сено на соломине тушить пожар спешит.

Гостья:

Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Частушки “У ворот Егорова”.

Хозяйка: Долог зимний вечер.
Горит-потрескивает берёзовая лучина, тени бегают
по стене, разливается тепло от русской печки. В
такие вечера загадки служили подспорьем
хорошему настроению. Старались загадывать
неизвестную загадку, чтобы интереснее было
отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда
находились самые сообразительные.

Вот и мы сейчас на наших посиделках
позагадываем друг другу загадки да посмотрим на
самого умного да смекалистого.

Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.

  • Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.
    (Веретено).
  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
  • С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).
  • Что из угла в угол в русской избе не переставишь?
    (Печка).
  • Покупают по дешёвке
    Дырки на верёвке.
    Кто с солью, кто с маком,
    А кто и с таком. (Баранки)
  • Шёлковое поле, четыре угла,
    Цветы на нём не вянут,
    Не сохнет трава. (Платок)
  • Стоит пан на столе,
    Густой пар в голове.
    Всех за стол зазывает.
    Вкусным чаем угощает. (Самовар)

Танец “Самовар”.

Ребенок:

Все мы песни перепели,
Не осталось ни одной,
Не пора ли, в самом деле,
Нам, друзья, идти домой?!

Гостья: Ой, а и правда, засиделись мы!

Хозяйка: Дорогие наши гости! Дорогие ребята!
Речь на наших посиделках шла о старине. О том, как
жили — не тужили наши предки. И в заключение хочу
рассказать старинную притчу.

Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над
корнем, но она никогда не забывала о корне, от
него получала все жизненные силы и соки. Так вот и
жило дерево тысячу лет, стоит оно и по сей день, и
будет стоять, если корень не подрубят.

Так неужели мы с вами глупее дуба, что станем
забывать о своих корнях, о русской старине?

Спасибо вам, девицы красные! Спасибо вам, добры
молодцы! За то, что гостей порадовали и себя
потешили!

И вам спасибо, гости дорогие, за то, что нас
слушали и не скучали, да в ладоши хлопать не
забывали!

Вот и кончилось веселье,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья.
До свидания, друзья!

Сценарий мероприятия

«ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ».

5-7 классы.

Цели:

  • Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность;

  • Развивать навыки межличностного общения учащихся;

  • Расширять и углублять знания по физике и химии.

  • Раскрыть литературные и артистические способности учащихся.

Подготовительный этап:

Команда не более 6 человек. От каждой команды: Стенгазета, поделка, сценка на 3 минуты из любого литературного произведения.

Ход мероприятия.

Ведущие:

  1. ВЕДУЩИЙ 1

  2. ВЕДУЩИЙ 2

Здравствуйте ребята!

ВЕДУЩИЙ 1

«Зима – за морозы, а мужик – за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!» – говорили на посельской Руси. Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается зимним Николиным днем (зимним Николой) – 19 декабря (6 декабря по ст. ст.). Хоть великомученица Варвара, по представлению народной Руси, «мосты домащивает», а за ней святой Савва «гвозди вострит» да «реки салит», а все-таки, добавляет деревня, «хвали зиму после Николина дня!» Но одновременно с этим можно было услышать в народе и другие поговорки-приметы: «Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует!», «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять!» и т. д.

ВЕДУЩИЙ 2

Зимний Никола ведет с собой Никольские морозы, дожидаясь которых говорил деревенский люд: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!» – проносилась молва в народе в ранние зимы, когда чуть ли не с самого Покрова не скидывает белоснежной шубы со своих могучих плеч земля-кормилица.

ВЕДУЩИЙ 1

О, кстати , а ведь существует растение, а именно кактус который зацветает только зимой, какое название он носит? (ДЕКАБРИСТ)

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1)

ВЕДУЩИЙ 2

Зима – одно из любимых времен года многих людей. Свои стихи зиме посвящали поэты, писатели.

Конкурс №1

Каждая команда должна соотнести ПОЭТА и его Великое творение.

ПОЭТ

СТИХОТВОРЕНИЕ

А. С. Пушкин

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.
 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?
 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.
 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

А.А. Фет

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Ф. И.Тютчев

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

С. А. Есенин

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

А. Л. Барто

Зимний сон

Мне ночью снились горы…

Высокая гора,

Та самая, с которой

Катались мы вчера.

Мы до деревни ближней

Неслись по целине,

И ночью снег и лыжни,

Блестящий снег и лыжни

Всё время снились мне.

И.А. Бунин

Родина

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 6)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 5 класса прочитает нам стихотворение:

Кто рисует так искусно…

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазеры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанес орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это все один художник.

Это все его картины.

Порезвясь в широком поле

И устав в лесу скитаться,

Дед Мороз от скуки, что ли,

В теплый дом решил забраться.

Но испуганные люди

Дверь держали на запоре,

И Морозко — будь что будет —

Сквозь окно полез к ним вскоре.

Но и там была преграда —

В окнах стекла были всюду,

И Морозко от досады

Навредить решился людям.

Он прикинул хитрым оком,

Кисти взял, белил, эмали —

И к утру все стекла окон

Света в дом не пропускали.

М. Лесна-Раунио

Давайте поблагодарим за прекрасное прочтение стихотворения.

ВЕДУЩИЙ 1

Конкурс №2

Каждая команда подготовила сценку на 3 минуты из любого литературного произведения.

Давайте взглянем, что у ребят получилось

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 5)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 6 класса презентует нам материал:Биологические изменения в зимний период.

Давайте поблагодарим за прекрасную подачу научного материалла.

ВЕДУЩИЙ 2

Конкурс №3

Выпишите зимующих птиц нашего края:

Список зимующих птиц нашего края

  1. Воробей полевой

  2. Воробей домовой

  3. Синица длиннохвостая.

  4. Тетеревятник

  5. Перепелятник.

  6. Зимняк.

  7. Белохвост.

  8. Сапсан.

  9. Дербник.

  10. Куропатка.

  11. Рябчик.

  12. Тетерев.

  13. Глухарь.

  14. Голубь сизый

  15. Филин.

  16. Сова белая.

  17. Сова ястребиная.

  18. Сова ушастая.

  19. Сыч многоногий.

  20. Сыч воробьиный.

  21. Неясыть серая.

  22. Неясыть длиннохвостая.

  23. Неясыть бородатая.

  24. Желна.

  25. Дятел седой.

  26. Дятел зелёный.

  27. Дятел большой.

  28. Дятел малый.

  29. Дятел белоспинный.

  30. Дятел трёхпалый.

  31. Сорокопут серый.

  32. Сойка.

  33. Кукша.

  34. Сорока.

  35. Галка.

  36. Грач.

  37. Ворона серая.

  38. Ворон.

  39. Кедровка.

  40. Свиристель.

  41. Королёк.

  42. Рябинник.

  43. Синица длиннохвостая.

  44. Пухляк.

  45. Гаичка черноголовая.

  46. Синица хохлатая.

  47. Лазоревка.

  48. Поползень.

  49. Пищуха.

  50. Воробей полевой.

  51. Воробей домовой.

  52. Зеленушка.

  53. Чиж.

  54. Щегол.

  55. Чечетка.

  56. Еловик.

  57. Снегирь.

  58. Дубонос.

  59. Овсянка обыкновенная.

  60. Подорожник.

  61. Пуночка.

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 60)

А пока жюри подсчитывает баллы учащиеся 7-х классов споют зимнюю песню.

У Леса На Опушке, Жила Зима В Избушке

У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке

Она сучила пряжу она ткала холсты

Ковала ледяные да над реками мосты
 

Потолок ледяной дверь скрипучая

За шершавой стеной тьма колючая

Как шагнешь за порог всюду иней

А из окон порог синий синий

Ходила на охоту ковала серебро

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро

Деревьям шубы шила дарила санный путь

А после в лес спешила чтоб в избушке отдохнуть

Потолок ледяной дверь скрипучая

За шершавой стеной тьма колючая

Как шагнешь за порог всюду иней

А из окон порог синий синий

Давайте поблагодарим за прекрасное исполнение песни.

ВЕДУЩИЙ 1

Конкурс №4

Каждая команда должна ответить на 6 вопросов:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

Правда ли, что зимой деревья тоже растут?

Нет, зимой их рост приостанавливается

2.

Жир на зиму бобр накапливает именно в этой части тела. В какой?

В хвосте

3.

На 95% снежинки состоят именно из этого. Из чего?

Из воздуха

4.

Верно ли утверждение, что в мире не существует двух одинаковых снежинок?

Да, действительно, многолетние исследования это подтвердили

5.

Какое животное каждый год 2 февраля вылезает из норы в американском городе и предсказывает погоду?

Сурок Фил

6.

Какой царь ввел обычай праздновать Новый год и ставить елки в домах?

Петр I

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 6)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 5 класса презентует нам материал: Зимующие птицы.

Давайте поблагодарим за прекрасную подачу научного материалла.
 

ВЕДУЩИЙ 1

Спасибо больше ребята, что пришли на наш интеллектуальный праздник зимы.

А напоследок ученики6 и 7 классов прочтут стихотворение:

Большой мороз

Как железо, скрежещет снег

И, как скрипка, поет у ног.

На деревьях иней, как мех.

На заборах иней, как мох.

И вздымается иней из труб

Рукавами собольих шуб.

Слышал я, как гудки гудели,

Чтобы мы по домам сидели,

как по радио предупредили,

Чтобы в школу мы не ходили.

Но люблю я школу в мороз!

Ни домашних, ни классных работ.

Ни опрос, что похож на допрос,

Ни диктант никого не ждет.

Я же мог не слышать гудка!

Я же радио мог не включить!

Три-четыре ученика

В каждом классе. Кого учить?

Но учитель, жалея нас,

В сиротливый приходит класс.

Не начальственен и не строг,

Он сидит, как за чайным столом,

И, смеясь, за уроком урок

Вспоминает о детстве своем,

Про рыбалки, про снежных баб…

«Ну, до завтра! Мороз ослаб».

Валентин Берестов

Давайте поблагодарим за прекрасное прочтение стихотворения.

ВЕДУЩИЙ 2

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!!!!

Сценарий праздника:«Зимние русские народные забавы»

Цели:

  1. Показать, что зимние игры и забавы играют важную роль в формировании здорового образа жизни человека, а знание истории является частью общечеловеческой культуры;

  2. Развивать коммуникативные способности, расширять познавательный интерес учащихся, формировать национальную культуру.

  3. Воспитывать ответственность, сплочённость, коммуникабельность.

Музыка для выхода

Ведущий:

Здравствуйте, красны девицы!

Аль нет здесь девиц-красавиц?

Что-то не слышно, не видно вас?

Здравствуйте, красны девицы!

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Видно добры молодцы либо попрятались,

либо совсем состарились?

Или удаль молодецкая не в теле,

коли слышно их еле-еле?

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Здравствуйте – значит, доброго здоровья вам всем!

А теперь знакомиться будем.

Развеселая затейница

Вроде даже не бездельница

Рада представиться вам я

Но немного погодя…

Я вам имя назову,

Да еще и отчество

А от вас фамилию

Мне услышать хочется

Итак, внимание! Начинаю с простого задания:

Александр Сергеевич….ПУШКИН

Продолжаем – Михаил Юрьевич… ЛЕРМОНТОВ

Молодцы!

Усложняю задание! Агния Львовна… БАРТО

Справились. Дальше еще сложнее — ведущий говорит имя и отчество, дети отгадывают фамилию.

Призадумались… А Любовь Николаевна (ИО) — это я.

Именно так меня звать-величать. Поздоровались, познакомились.

С давних времен народ устраивал зимой шумные гулянья. Петр Первый даже издал особый указ, которым повелел соотечественникам гулять, радоваться и громко смеяться, кататься на санях, плясать вокруг елки, устраивать кулачные бои и прочие зимние забавы.

А на праздник народ созывал колокол.

Наверное, многие из вас слышали, как звучит колокол. А сейчас мы попробуем сымитировать, т.е. изобразить голосом его звучание.

Игра «Колокол»

1 команда — большой колокол, звонить низко, гулко, медленно: «Бу -у-ум! Бу -у-ум!» Репетируем. Музыка

2 команда — средний колокол, ваш звук более выше и короче: «Бим — бом! Бим — бом!» Пробуем! Музыка

3 команда — партия малого колокола, звук выше и чаще: «Бам! Бам! Бам!» Репетируем.

Музыка

Итак, внимание! Начинает звучать большой колокол. Вступает средний. Подключается малый колокол.

Спасибо. Этот праздничный звон возвестил нас о начале праздника.

А собрались мы здесь не случайно

Играть мы будем в игры русские,

Народные, задорные, хороводные!

Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Ведь не лето на дворе

Разогреемся в игре.

Начинаем одеваться

В беге разогреваться.

Итак, построились в 3 колонны. Мы будем играть в игру «Веселый лыжник»

Построение под музыку.

Игра «Весёлый лыжник» На протяжении всей игры — музыкаОборудование: 3 штанов, 3 лыжи, ориентир

Первый надевает штаны, и одну лыжу (коротышку) добегает до ориентира, бежит обратно, с него снимают штаны и надевают на второго и т. д.

Вы нас всех развеселили

Мы баранки вам вручили.

Музыка (Команде победителей вешается на снеговика связка баранок)

Русские всегда высоко ценили физическую силу. Богатыри — силачи обязательные персонажи всех русских народных сказок, былин. Перетягивание каната широко распространено во всем мире, включено в программу Всемирных игр. А в начале 20 века было даже Олимпийским видом спорта.

Мы девчонок и ребят

Вызываем на канат

8 слева, 8 справа

Только мускулы трещат.

Игра «Перетягивание каната» Музыка

Оборудование: канат. Команде победителей вручаются баранки.

Одним из любимых зимних развлечений было катание с ледяных гор и на санях. А знаете ли вы, что катались раньше на шкурах, на расплющенных корзинах, на деревянных корытах, на коротких скамейках, переворачивая их вверх ножками.

Любое русское гулянье

Не проходит без катанья

В руки саночки берём

И кататься все идём.

Музыка

Игра «Саночки»

Оборудование: 3 саней, ориентир

Один садится на санки, второй его везет до ориентира, затем они меняются и готовится следующая пара.

Команде победителей вручаются баранки

В старину не только пели и плясали, но и выбирали самого сильного и ловкого. Одним из развлечений были кулачные бои, где показывали свою удаль и силу. В их схватках оформились специальные приемы русской борьбы: «бросать с носка», начинать схватку «колесом».

Кто из вас самый смелый и ловкий

Выходи, прояви сноровку.

Игра «Бой мешками» Музыка

Оборудование: мешки, 12 кочек

(на 2 кочки встают в руках мешки стараются сбить мешками друг друга)- 2 раза мальчики, девочки (6 девочек и 6 мальчиков)

Сейчас вьюги-метели вас всех занесут, заморозят!

Не поддайтесь метелям-вьюгам!

Не дайте им заморозить себя!

Игра «Самый большой сугроб» Музыка

Оборудование: 3 ведра

Вся команда по очереди в ведро набирает снег, и высыпают под снеговика.

Песенный конкурс «Ай, да зимушка-зима» Музыка

Каждая команда должна исполнить песню на зимнюю тему. Побеждает команда, которая исполнит песню последней.

Ни один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод — древний народный круговой массовый танец- игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

Выходи честной народ

Спляшем с вами хоровод.

Хоровод Музыка

Ну, спасибо вам, ребята.
За веселье, удальство.
Это время пошло вам на пользу.
А не так, на баловство. Музыка

Для вас готово угощенье,

Всем на удивленье!

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

А за праздник вам спасибо!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровой программы играй город
  • Сценарий зимнего фестиваля рдш
  • Сценарий игровой программы играем вместе
  • Сценарий зимнего утренника снежная королева
  • Сценарий игровой программы зонтик