Конспект
занятия фольклорно-этнографической студии «Беседушка»
(
внеурочная деятельность во 2 классе)
«Гуляют
ребятки в зимние Святки»
Подготовила:
Учитель
музыки
БОУ
КМР ВО «Николоторжская СОШ» Шабарова О.В.
2014
год
Сценарий
фольклорного праздника
«Гуляют
ребятки в зимние Святки»
Цель: приобщение школьников к русской
традиционной культуре. Знакомство с обрядом колядования на Руси.
Предварительная работа:
• познакомить ребят с традиционными
святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;
• разучить с детьми святочные песни,
колядки, игры и хороводы;
• объяснить значение слов: «коляда» (от
лат. «выкликать»), «колядка» (короткая песня величально-поздравительного
характера), «колядовщики» (исполнители колядок), «авсень» (от слов «овес»,
«сеять») — песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;
• вместе с детьми изготовить атрибуты
обряда колядования — звезду, вертеп, месяц, мешок (приложение № 1) и
рождественские подарки — сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;
• гостинцы для колядующих.
Участники: учащиеся начальных классов
Действующие лица: ведущий, Федотья, Зима, группа
детей (ряженых, участники фольклорной студии «Беседушка»)
Оборудование
и материалы: ТСО (компьютер), аудиозаписи, атрибуты и
декорации, чайные чашки с предметами для гадания (монета, кольцо, луковица,
хлеб, сахар, соль, вода).
Ход праздника
Зима: Добрый
вечер, святый вечер!
Рада этой с вами
встрече!
Пришла я к вам
сама – развеселая зима!
Да
и как мне веселой – то не быть, когда все самые лучшие праздники на мое время
приходятся! Давненько я у вас не была, все в других краях платком мела. А нынче
решила к вам заглянуть, снежку немного сыпнуть, морозцем приветить, да и
праздник с вами встретить! Приглашаю всех к себе во двор! У меня здесь большой
простор!
Ребята,
сегодня мы с вами собрались накануне одного из самых больших праздников в
православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные
дни от Рождества до Крещения называются Святками. Люди ходят в церковь и в
гости, колядуют и славят Христа — младенца. Они поют рождественские песни и
желают родным и друзьям добра, мира, любви. (рассказать, как отмечали Святки в
Никольском Торжке, используя этнографические материалы. Приложение)
учитель: Дети, Рождество
Христово- волшебный таинственный праздник. А вы знаете, в каком городе родился
Младенец Христос? (В Вифлееме)
ДЕТИ: В
далёкой, в далёкой стране Иудее, где никогда не бывает зимы, родился младенец
Христос. Он появился на свет неподалёку от города Вифлеема.
учитель: Кто была
его мать?
ДЕТИ: Дева Мария
и старец Иосиф
учитель: А что вы
знаете о его рождении?
ДЕТИ
Родители Христа — дева Мария и старец Иосиф шли в город Вифлеем, где
проходила очередная перепись населения. Поздно вечером они добрались до города
и решили остановиться на ночлег в пещере, называемой вертепом.
Учитель:
Куда
положили младенца, когда он родился?
ДЕТИ:
В центре пещеры стояли ясли – деревянная кормушка для скота, а в ней солома и
трава. Случилось чудо, и родился Божественный Младенец – Иисус Христос.
Дева Мария с любовью и нежностью спеленала его и положила в ясли на свежую
мягкую солому.
Учитель:
Каждую
минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, в мире случилось
много неожиданных, дивных чудес. Расскажите, что вы знаете об этом.
ДЕТИ:
В момент рождения Христа в небесах зажглась Рождественская звезда – самая яркая
и лучистая. Она послала свой луч в пещеру, где родился Младенец, и осветила
его таинственным, неземным светом.
Молодцы, вы
многое знаете. Послушайте ещё старинное предание.
Девочка
(Ира Горшкова): Давным-давно во Вифлееме
Спаситель мира родился.
И в честь его у той пещеры
Обряд священный начался.
И Рождество Христово славя,
Туда шли люди чередой…
И даже травы и деревья
Заговорили меж собой.
Сказала пальма: «Я листвою
Младенца в жаркий день укрою».
«А я своим благоуханьем,-
Маслина говорит в ответ,-
Я освежу его дыханье-
Ведь дерева нежнее нет!»
А ель без зависти, но с грустью
Смотрела на своих подруг…
Как бедной ей и недостойной
Явиться ко Христу? Но вдруг
Спустился ангел и сказал ей:
«Не унижай сама себя.
Скромна ты очень и прекрасна,
И возвеличу я тебя»
И вот Божественный Младенец,
Проснувшись, видит пред собой
Сиянье звёзд из поднебесья
На ветках ели скромной той»
Выходят
участники студии «Беседушка», беседуют между собой, говорят по очереди
1. Ой,
девушки, вечер-то какой сегодня чудесный: ясный, морозный, звезд на небе
видимо-невидимо!
2. Все вокруг
пляшут, поют, колядуют, Христа прославляют…
3. На Руси
Святки-самый длинный и веселый праздник. Предки наши пили, ели, веселились две
недели.
4. От
Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.
5. Ой,
ребята, нонче Святки! Не пойти ль нам на колядки?
6. Там блины,
козули и кисель в кастрюле.
Учитель: Да,
ребята, с Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам со звездой, месяцем и
вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли, здоровья им желали.
Давайте и мы с вами пойдём колядовать. Есть у меня сундучок, где хранятся такие
вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам.
Учитель выкладывает
костюмы «лисы», «петуха» «медведя» на отдельные стульчики, дети наряжаются .
У
декорации домика, в окно кричат.
7. А давайте
из этого дома хозяев кликнем, да щедровку-колядку споем.
8. (кричат в
окно) Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С Новым счастьем! Чтоб
здоровы были, много лет чтоб жили!
Поют:
Щедрый
вечер, добрый вечер, добрым людям новый год!
Чтоб масло
и сало на кухне скворчало,
Жилось без
печали, чтоб деньги бренчали.
На
счастье, на здоровье, на новый год!
Сеем,
веем, посеваем, счастья, радости желаем!
Сеем,
веем, посеваем с Новым годом поздравляем!
(сыплют
зерном)
Голос
хозяйки из домика: что ж, за щедрую колядку спасибо. Но вот мусорить на
моем дворе было необязательно. Убирай теперь после вас!
Дети: хозяюшка,
а как же угощение?
Хозяйка: какое еще
угощение?
Дети:
колядовщиков по обычаю приветить надо и угостить от души положено.
Хозяйка: кем это
положено? Мне не положено, идите, идите со двора!
Дети
смеются:
Ребята разбирают
заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:
1. Звезда — моя!
2. А мой — месяц!
3. Вертеп — Иринке,
4. А коза — Аринке!
Все смеются. Аринка
(одна из девочек) берет козу за поясок, коза «бодается». Аринка гладит козу,
приговаривает:
Аринка:
Козушка моя серая,
По горке ходила.
Коза моя смелая,
Волчика дразнила.
Коза
подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка.
Волк такого не
стерпел,
Взял козушку, да и съел!
На слово «съел»
коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют
козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к
лежащей на полу козе со словами:
Мальчик.
Нашей козе немного
надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала…
Все (хором). Чтоб коза встала!
Коза неожиданно
поднимается и торжественно объявляет:
Коза.
По деревне всей
пройдем,
Коляду-авсень споем!
Ведущий. В старину на Руси был такой обряд.
Назывался…
Все (хором). Коляда!
Ведущий. С Рождества до Крещения ряженые ходили по
дворам с козой…
Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!
Ведущий. Медведем…
Медведь (мотает головой). Р-р-р!
Ведущий. Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили
подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.
Девочка (с озорством).
С праздником,
господа!
А кричать ли коляда?
Ведущий. Кричите!
Все поют
колядку, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в
середине круга, изображая шествие ряженых.
Каледа, каледа!
Зародилась Каледа
накануне Рождества,
Мы ходили да
искали Каледу святую,
Мы нашли Каледу у
Федотьи на дворе.
Как Федотьин двор
далеко стоит-
На семи верстах,
на семи столбах.
Ты, хозяюшка, наша
матушка.
Дай, дай Каледе –
Тебе двор живота,
а не дашь Каледе – тебе кошка в окошко гнилые глаза.
Мальчик.
Долго мы
колядовали,
Уже ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то… (огорченно) забыли.
Девочка. А вот мы опять пришли к дому Федотьи (показывает
на декорации русской избы). (Обращаясь к подружке.) Поль, стучи в
окно-то.
Полина стучит в
окно со словами:
Девочка.
Здоровья тому, кто
в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик.
Что, Федотья,
наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.
Девочка (выставляя ногу вперед на пятку). У нас
чоботы худые.
Все (жалобно, с притворством). У нас
ножки-ти зябнут.
Мальчик (показывая руки в рукавицах). У нас
рукавички дырявы.
Все (взявшись за кончик платка). У нас
ручки-ти зябнут.
Девочка. У нас платочки то-о-оненьки.
Все. У нас ушки-ти зябнут.
Мальчик (ударяя себя в грудь). И тулуп-то
короток.
Все (обнимая себя двумя руками, «замерзая»).
Колядовщик передрог!!!
Медведь (нараспев). Зимой шубка не шутка. (Хвалится
своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.) Зимой тулуп
всякому люб.
Девочка (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).
Мы и пели, и
играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!
Выходит тетка
Федотья, в руках блюдо с угощением.
Ребята громко
смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.
Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки
отведайте,
А потом и лепешкой обедайте.
Тетка Федотья
загадывает ребятам загадки.
Тетка Федотья.
Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)
Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)
Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)
Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом.)
Не бриллиант, а
светится. (Лед.)
Федотья
Зимний вечер
темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок. Ребята встают в тесный кружок
Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
Ребята играют в
народную игру, здесь же можно завести пляску Игра
«Кто ударил». Один из игроков стоит спиной к остальным. Кто-нибудь легонько
ударяет его по плечу, спине. Игрок быстро оборачивается и старается вызнать
того, кто ударил. Если угадает, то ударивший занимает его место, если ошибся,
то снова отворачивается.
Игра «Нарядись» ( разная одежда складывается в мешок, который
ведущий передает участникам. Далее участники под музыку передают мешок друг
другу. Но как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мешок, должен
запустить туда руку и достать первую попавшуюся вещь и надеть на себя. Дети
остаются наряженные в кругу, учитель предлагает погадать)
Учитель: А вы знаете, что испокон веков наши предки в зимние вечера
под Новый год, под Рождество и в «крещенские вечерки» (в ночь с 18 на 19
января) пытали судьбу – гадали… Хотите и вы попытать судьбу?
(
гадание: В чашки
положить кольцо, монету, хлеб, сахар, луковицу, соль, налить воду. Чашки
накрыть платочком. Ребенок с закрытыми глазами выбирает чашку. Учитель
объясняет смысловое значение. Кольцо – найти друга. Монета – быть богатым. Лук
– плакать придется. Хлеб – быть сытым. Сахар – веселиться. Соль – не нужно
ругаться! Вода – к жизни без особых перемен. Можно использовать гадания именно какие были раньше в
Никольском Торжке ПРИЛОЖЕНИЕ)
Федотья: И, конечно же, какие Святки без подарков? Главное – чтобы подарок
был сделан от чистого сердца. Чаще всего – это были колокольчики, ангелочки,
открытки.
Ну,
что же, колядовщики, совсем животы опустели? Угощайтесь, питайтесь, да смотрите
в тоску не ударяйтесь!
Дети: вот спасибо, хозяюшка! Ох, и
знатное угощение!
1. Мы ходили, мы гуляли да колядки
распевали!
2. сеем, веем, посеваем с Новым
годом поздравляем! Счастья, радости желаем!
3. Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
4. На поле – копнами! На столе
пирогами!
5. С новым годом, с новым счсатьем!
6. Добрая хозяюшка! Новая годинка,
будь деловита, из радостей сшита, добром покрыта, горем не разбита!
Хозяйка
Федотья (обращаясь ко всем присутствующим) Желаю и я всем вам счастливо жить,
богатеть, добра наживать да лиха избегать! Вашим пожиткам дай бог прибытка!
Все вместе : с новым годом! С новым годом!
Под музыку
колядовщики дарят подарки гостям и с пением покидают сцену. Далее устраивается
чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника —
Святок.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АТРИБУТЫ
ОБРЯДА КОЛЯДОВАНИЯ
(Технология изготовления Н.М. Федотовой)
Звезда
Этот атрибут святочного обряда
колядования символизировал чудесную звезду, которая взошла на небе. По явлению
звезды волхвы узнали о рождении Иисуса. Обычно звезду делали пятиконечной, из
бумаги большого размера, и приделывали к палке. Иногда в центре звезды помещали
икону с ликом Христа. В некоторых областях звезда заменялась большим крестом,
украшенным бумажными венками и цветами.
Звезду изготавливали следующим
образом: из плотного картона или фанеры вырезали звезду (она могла быть
восьмиконечной, круглой или пятиконечной). Лучи звезды могли быть тупыми или
острыми, равными или неравными по длине, главное, чтобы они были симметричными.
Материалы для изготовления звезды были разными: ткань, блестящая бумага и
мишура, атласные ленты, цветная бумага и картон.
В центр звезды приклеивалась иконка.
Внизу под иконкой делали подставку (полочку) для металлического подсвечника, на
которую устанавливалась церковная свеча.
Шест обматывали по спирали атласной
лентой. На нижнем лучике звезды укреплялись колокольчики.
Месяц
Шест с месяцем символизировал
светлую зимнюю ночь, когда родился Иисус Христос.
Изготавливается месяц следующим
образом:
1) из плотного картона или ДВП
вырезается основа высотой 25 см;
2) основа с двух сторон
обклеивается самоклеящейся пленкой желтого цвета;
3) месяц закрепляется на шест;
4) готовый атрибут украшается
лентой и колокольчиками.
Вертеп
Название «вертеп» произошло от
древнерусского слова «пещера». В обрядах колядования вертеп символизировал
пещеру, в которой родился Иисус Христос (см. таблицу: Технология изготовления
вертепа).
Приложение 2
Ряженые О — — — покойник – надевали — он сам в избу заходил — — — |
Ник.-Торжск., |
— |
Ник.-Торжск., |
О — — раскладывали по деревне — — — |
Ник.-Торжск., |
О — |
Ник.-Торжск., |
О — — маскированными ходили — — — — — — шутили – двери — окна сеном закладывали — |
Ник.-Торжск., |
О — — — |
Ник.-Торжск., |
О — |
Ник.-Торжск., |
О — — — им махали и разбрызгивали — — — — — — — — — — — — — |
Ник.-Торжск., |
О — — |
Ник.-Торжск., |
— — цыганкой наряжались — — |
Ник.-Торжск., |
— — шутили – с гор — двери заливали — |
Ник.-Торжск., |
О — — |
Ник.-Торжск., |
О — — курочкой – запихивали — сзади у фуфайки хвост — |
Ник.-Торжск., |
О — — одевали, у кого чего есть — — — — — |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, — Святки-ряженье – — рядились цыганами, — рядились «всякими чучелми»: например, лисой, |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, — Святки-ряженье – — |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, — Святки-ряженье – — ходили маскир†ванными: — наряжались свадьбой: |
Ник.-Торжск., |
О ряженой лошади: «У нас одна такая женшина |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, обрядах — — |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, обрядах — Святки-ряженье – — кудес ходили — женщины наряжались — «медведем набас¿ца»: |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, — Святки-ряженье – — «к‰десом ходили» — надевали мужской костюм, — надевали старинные — выворачивали одежду на |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- -в Святки ходили -рядились -ряженые лица -наряжались -парни рядились -гадания- -девушки в Святки -под подушку -ещё клали -девушки ночью -девки ходили -в Святки -девушки ходили |
Ник.-Торжск., |
-Святки- -ряженые- —в Святки ходили ряжеными -рядились чёртом -ряженые ходили -ряженые ходили |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —в Святки ходили ряжеными -рядились «кто -ряженые -с 4 января были |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —ряженые в Святки приходили на беседу -ряженые на -ряжеными ходили —покойник- -рядились во всё -покойника -в Святки -гадания- -«пр†тив Крешшния» -клали например -ходили в -ходили слушать |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —в Святки ходили ряжеными -ряженые бегали с -ряженые -ряженые -в Святки |
Ник.-Торжск., |
-Святки- -ряженые- —в Святки ходили ряжеными -парни -ряженые -ряженые, когда -ряженых |
Ник.-Торжск., |
-Святки- Ряженые- —в святки ходили ряжеными -наряжались -покойника клали -покойник лежал, -ряженые ходили |
Ник.-Торжск., |
О календарных -Святки- —начинались с 7 января и продолжались до 19 —ряженые- -ряженых называли -ряженые ходили -наряжались «кто -лицо завешивали -ряженые ходили -наряжались -корове делали -покойника не -ряженых -во время Святок |
Ник.-Торжск., |
-Святки- -ряженые- —одна женщина в Святки пришла на беседу с -ряженые лицо |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —в Святки ходили ряжеными -ряженые лицо -«ходили кудесм» -ряжеными ходили -наряжались |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —в Святки рядились цыганами -когда ряженые -ряженые -ряженые ходили с -ряженых называли |
Ник.-Торжск., |
-ряженые- —в Святки рядились цыганом, чёртом -чёртом рядились -ряженые гадали -ряженые ходили |
Ник.-Торжск., |
О календарных праздниках, — Святки: — колядовать ходила — маленьких колядовать не — слова: «Каледа́, |
Ник.-Торжск., Ситское, 1308-02 |
О календарных праздниках, обрядах и — Святки: — ряженье: — «кто нарядно — — кудеса — лицо — — — — бабой — лошадь водили: |
Ник.-Торжск., Ситское, 1308-04 |
Гадания
— гадания – цифры на — |
Ник.-Торжск., |
О — — — на крестах – слушали: — с именем – в |
Ник.-Торжск., |
— гадания – со — с тараканом – клали |
Ник.-Торжск., |
— Укажи́ Не Не Не — — |
Ник.-Торжск., |
О — |
Ник.-Торжск., |
— — на одну сторону клали — |
Ник.-Торжск., |
— — с поясом – клали |
Ник.-Торжск., |
— — на овине – колосья — — со спичками – клали |
Ник.-Торжск., |
О — — — |
Ник.-Торжск., |
—гадания- -в воду лили -смотрели в воду, -девушки ходили -под подушку |
Ник.-Торжск., |
гадания- -девушки гадали -держали руки над |
Ник.-Торжск., |
гадания- —в Святки девушки бегали гадать во двор, где |
Ник.-Торжск., |
—гадания- -девушки в Святки |
Ник.-Торжск., |
—гадания- -девушки ходили -когда ходили на -когда ложились «Таракан пошех†н, Сведи к млому в дом. Покажи с‰женого, Св¢кра да Дверя, |
Ник.-Торжск., |
—Святки- -гадания— -девушки в Святки -некоторые -парни не гадали |
Ник.-Торжск., |
—гадания- -девушки в Святки |
Ник.-Торжск., |
— гадания – — «по блюдечку»: чертили большой круг, внутри — «на частоколе»: подходили к забору, — ходили на перекресток, говорили, что это страшное |
Николо-Торжск., 1319-10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Приложение
4 Подарок « ангелочек»
Ирина Цвикло
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»
Цель: приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования).
2. Разучить святочные песни.
3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.
4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.
Взаимодействие с родителями:
— Подготовка костюмов
— Провести беседу «Народные праздники дома»
— Участие в празднике
Ход праздника
Иван и Марья (переодетые воспитатели) встречают ряженых детей. Дети под музыку входят в зал и проходят на свои места
Иван. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Марья. Красному гостю – красное место!
Иван. Ребята, вас, наверное, удивил наш внешний вид? А это все потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники.
А какие зимние праздники вы знаете?
Ответы детей. (Новый год, Рождество… и т. д.)
Марья. Наступил самый весёлый и светлый зимний праздник, который длится две недели — СВЯТКИ.
Иван и Марья (Хором). Святки, святки! Все на святки! Приходите к нам, ребятки! И Овсень и Коляда будут вместе с нами?
Дети (хором) — Да!
Иван. Что такое святки, вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и конечно показать!
Святки делятся на три праздничных этапа:
Первый -7 января — праздник Рождества Христова — святые вечера.
Второй — Щедрый вечер, Старый Новый год
Третий — Крещение. Страшные вечера
Марья. Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.
Иван. Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Самым весёлым на святки было колядование.
Расскажем, как это было.
Марья. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети переодевались в разные костюмы — это переодевание называлось «ряженьем», или «окручиванием». Одевались, кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным героем был Коляда.
Анна Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду. Подвяжем поясом – вот и готова Коляда Маляда. Коляда – это не женщина и не мужчина – древнее божество. (Женщины переодевались в мужчин, а мужчины — в женщин). Обязательным участником колядок был медведь, первопрородок лесных жителей, с поводырём. Саша будет у нас Мехоношкой, дадим ему мешок (обязательно из меха, чтобы собирал гостинцы. Катя будет Шишком. Кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. В него не рядятся, а просто дают в руки личину. Он уводил колядовщиков из дома. Ну вот, колядовщики готовы.
Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и стучали в двери. Не просто стучали и просили угощения или денег, а пели им колядки – специальные песенки, желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья.
Дети обычно колядовали днём, а молодёжь и взрослые вечером.
Анна Викторовна. Добрый день, люди добрые, мы пришли к вам не с помехою, а с весельем да потехою. С Новым годом поздравить, да колядою прославить.
«Песня, исполнявшаяся под окном дома»
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.
Дети (Средняя группа).
Коляда – маляда,
Прикатила молода
Мы искали коляду
Во Ивановом двору
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тёпленький пирог,
Или маслице – творог.
Или денежку копьём,
Или рубль серебром
Коляда, коляда,
Открывай ворота,
Открывай сундучки,
Подавай пирожки,
Кто не даст пирожков
Подавай пятачков…
Коляда колядин,
Я иду к вам не один!
Тетушка добренька,
Дай кусочек сдобнинька.
Не режь, не ломай
Лучше весь подавай
Коляда, коляда,
Ты подай пирога.
В сундучок монетку,
А в мешок конфетку!
Марья. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испечёнными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.
Иван. Мимо не проходите, в дом заходите! Марьюшка, угости ряженых
Марья. Ай, да молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить (угощает конфетами)
Иван. Все, чем угощали хозяева, складывалось в “мех” к мехоноске. Когда “мех”- мешок становился полным, мехоноска говорил: “Хватить колядовать!”,
Мехоноска. Хватит колядовать!
Иван. А после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: “кол-ада”- круговая еда.
Марья. Зимний вечер темен, долог – насчитаю сорок елок. Скину шубу на снежок – все, пожалуйста, в кружок!
Игра «Прялица» (хороводная)
Уж ты, прялица — кокорица моя,
С горя вынесу на улицу тебя
Буду прясть да попрядывать
На мила дружка поглядывать
Нитка рвется не вяжу
Все на милого гляжу.
Иван. На Святки устраивали посиделки. Что это такое?
Посиделки — это отдых, веселье, где загадывали загадки, рассказывали потешки и небылицы, и играли.
А не помериться ли нам силушкой богатырской?
Игры.
— Перетягивание каната
— Бой подушками
— Соревнования в валенках
Марья. А ещё на посиделках танцевали и пели песни.
Песня. «К нам гости пришли, дорогие пришли…»
Иван. А в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж. Как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки — куда валенок укажет, там и жених живёт. Мы не будем нарушать наших традиций и погадаем. На улице холодно, поэтому гадать будем в зале.
Гадание на горшочках.
Марья. Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
Лента-к долгой счастливой жизни
Пуговица — жить в большой семье
Монета — к богатству
Щепка — крепкое здоровье
Картошка — ждёт большое счастье
Гвоздь-на пороге гость
Скрепки (прищепки) — к новым друзьям
Колечко — сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!
Полотенце – дорога, путешествие.
Иван. В последний день святок собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный. Может прибавить красоты и здоровья
Марья. А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что все это обладает чудесной силой.
Иван. Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!
(Колядуют дети старшей группы и родители, рассыпают пшеницу, поздравляют с новым годом.)
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и «старый» Новый Год —
Все равно добро несёт!
Мы желаем по старинке
Плодовитости — скотинке,
Тёплой будки — собачонку,
Блюдца молока — котёнку,
Горсть пшеницы — петушку,
Девку красную — дружку,
Деток малых — папе с мамой,
Бабушке — внучаток малых!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Уродись у вас овёс,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
Марья. Наш праздник подошёл к концу! А что вы узнали нового и что запомнили? (ответы детей).
Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. Не забывайте народных традиций. И пусть хорошее настроение останется с нами!
Вот вам угощенье – пироги да печенье, пряники, конфетки. Покушайте детки! (Иван и Марья угощают всех конфетами.)
А сейчас загадайте желание и оно обязательно сбудется!
«Гуляют ребятки в Рождественские святки»
Фольклорный праздник
Цель: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядом колядования на Руси.
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
УЧАСТНИКИ: Дети в группе наряжаются в колядовщиков
-дети старшей группы
-дети подготовительной гр
-дети подготовительной «А» гр
Действующие лица:
Воспитатель – Ведущий (Коза + Звезда) —
Коляда — Н.Г. Коровина
Хозяйка — Р.Н. Шувалова
Дядька Николай – Н.М. Лобанова
Хозяйка Акулина- О.И. Липатникова
Оборудование:
-1 домик, метла,
-свеча,
-горшочек для гадания,
-звезда на шесте,
-угощения для детей,
-мешок,
-шумовые музыкальные инструменты, платочки.
Ход праздника.
***Под музыку (аудиозапись) «Коляда да Коляда-то» дети входят в зал. Встают в круг. Их ждет Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Все на святки, все на святки,
Все пришли сюда ребятки.
Вы не слышали ребятки,
Что это такое –святки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно показать!
Воспитатель: Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Хозяйка: От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.
Воспитатель: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Звучит весёлая музыка, воспитатели замечают мешок.
Воспитатель: Ой! Откуда здесь такой большой да красивый мешок?
Хозяйка: А давайте развяжем да посмотрим!
Развязывают мешок, из него выскакивает — Коляда.
Коляда: Я –Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждом доме желанная.
Каждый год издалека прихожу.
Прямо с неба по золотым мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит да приветит,
Добра пожелаю, да всем пожелаю.
Воспитатель: Красны девицы и добры молодцы!
Собирались и нарядились – на колядки со мной отправились!
Коляда (поёт) Как пошла Коляда вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять-с Рождеством поздравлять!
Дети с воспитателями: Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Коляда: Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом мы ходить,
Коляду заводить.
Воспитатель: Пойдём с нами по дворам колядовать
Там живут люди богатые
Все добро гребут лопатою!
Глядишь, и нам чего-нибудь достанется.
Берут муз инструменты (на сугробе). Под музыку колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят ёлку.
Колядка: Колядка:
Коляда — маляда, Коляда, Коляда, подай пирога.
Прикатила молода Не подашь пирога, то корову за рога,
Мы нашли Коляду А подашь пирога- целый двор живота!
Во широком во двору Кто подаст лепешки – золоты окошки,
Давай подавай, неси целый каравай!
Коляда: Скок на крылечко,
Бряк во колечко,
Дома ли хозяйка с хозяином?
Колядовщикам никто не открывает. Они снова стучатся и поют колядки.
Воспитатель — Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку,
А дай бог тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
Эй, дядька Николай,
Выноси добро во двор!
Коляда: Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
Хозяйка: Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог.
Или денежку копьём,
Или рубль серебром.
Воспитатель: Наша хозяюшка-то во дому
Что оладушек в меду.
А её деточки-что конфеточки,
А её муженёк – что на пальце перстенёк!
Все хором: С Новым годом! С Новым годом! С Рождеством!
Коляда: Чтоб поросятки водились!
Чтоб горшки не бились!
Чтоб мука была в амбаре!
Чтобы жили как бояре!
Счастье да любовь, да совет на долгий век!
Все вместе: Впустите в дом, угостите ладком.
Коляда: Выходи, хозяин, выходи боярин!
Принимай гостей со всех волостей!
Выходит, потягиваясь, дядька Николай.
Дядька Николай: Кто тут орёт, спать не даёт?
Дети хором: Это мы колядовщики.
Мы пришли поздравлять, хозяев величать.
Дядька Николай: Ишь чего надумали, по дворам ходить, людей добрых тревожить. Сидели бы дома на печке, мороз-то какой. Уходите прочь! (уходит в дом).
Коляда: Хозяин, слезай с печки, доставай свечки,
Открывай сундучок, доставай пятачок,
Нам славить некогда, мы озябли.
Дядька Николай: Я вам озорникам, угощенье-то приготовлю, уж я вас угощу.
Разгоняет всех метлой.
Коляда: Уж ты Коля –Николай
У, жадина-говядина!
Чтоб тебе ни кола, ни двора, ни куриного пера.
Сиди дома, не гуляй.
В тёплом местечке, с бабушкой на печке. (смеются)
Хозяйка: Пойдёмте под другим окошком поколядовать немножко.
С колядками уходят, идут вокруг ёлки
Воспитатель — Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку,
А дай бог тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
Коляда: Ой, что-то мы замёрзли. Пойдёмте к тёте Акулине погреться.
Дети подходят к дому. Останавливаются у дома, стучат.
Все: Тетушка Арина, пусти погреться!
Тётушка Арина: Милости прошу, люди добрые, проходите!
Дядька Николай: (из окошка) Я вам озорникам.
Тётушка Арина: Что ты Николай, разве забыл, что нельзя колядовщиков прогонять, будешь плохо жить целый год. А будешь привечать да одаривать, будешь жить богато.
Дядька Николай: Ну, тогда! Будем день коротать, песни петь да плясать. Давайте повеселимся!
Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай!
Ты подай – ка пирог,
С рукавицу широк!
Подавай, не ломай
И начинку не теряй!
Ребенок: Подавай и каши –
Золотые чаши.
Или ступу молока;
Или блюдо киселя,
Или хлеба ломтику,
Или денег полтину!
Уж ты не скупись,
С нами поделись!
Ребенок: Наша – то Коляда –
Ни мала, ни велика!
Она в дверь не влезет,
В окно не въедет.
Не ломай, не считай,
Весь пирог подавай.
Арина: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.
Воспитатель — Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку,
А дай бог тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
Коляда: Тётушка Акулина, а не пора ли с колядовщиками поиграть? А то на улице мороз, подмораживает нос.
Акулина: Сейчас всех согреем, дядька Николай принеси-ка нам рукавички. А вы, ребятушки, кладите свои инструменты (на сугроб), и вставайте по кругу. Поиграем в игру «Рукавичка».
***ИГРА «Рукавичка» — объясняет и играет Николай
Под музыку передают много рукавичек, по окончании музыки, те у кого рукавичка в руках, выходят танцевать.
………………………………..
Акулина: Молодцы! Вот все и согрелись.
Садитесь, садитесь, гостюшки!… Садятся на стульчики
Коли такие веселые, загадки наши отгадайте.
Акулина: Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
** Скатерть бела
Весь мир одела. (Снег)
Николай: Шёл я по тюх-тюх-тю,
Нашёл я Валюх-тюх-тю.
Кабы не эта Валюх-тюх-тя
Съела меня тюх-тях-тя!
(Дети не могут отгадать, Акулина говорит, что он просто пошутил.)
Акулина: В этот праздник, такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз — два, раз — два, начинается игра!
Объясняет и играет АКУЛИНА
***Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с другой парой.
……………………………………….
Акулина: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?
Коляда: Хочу.
Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог.
объясняет и играет ХОЗЯЙКА
***Игра «Пирог» (под русскую народную мелодию) –
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
В середине – водящий «пирог».
Все поют: Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
………………………………………
Акулина: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать?
Коляда. Да, в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!
Акулина: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе предмет.
***«Гадание на горшках» — гадают Акулина и Николай
Посередине зала ставится горшочек. Дети встают в хоровод и поют.
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек;
Что сбудется?
Что станется.
Мышь. Мышь пищит, 100 рублей тащит
Кому спели, тому добро. (К богатству)
Нитки. На лавочке сижу,
Длинные нитки вожу,
Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)
Петушок. Рылся кочеток на завалинке,
Вырыл кочеток да жемчужинку.
Кому мы спели, тому добро. (К счастью)
Саночки. Саночки – самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.
Кому спели, тому дорога. (К дороге)
Лопата: За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото, да всё лопатою.
Кому песню поём, тому добро,
Тому сбудется, не минуется. (К богатству)
Капуста. Секи, мать, капусту,
Пеки пироги,
Тебе будут гости.
Ко мне женихи. (К замужеству)
Машинка – когда ты вырастишь, будешь ездить на машине,
Бусы – будь весь год красивой и нарядной,
Мячик – будешь здоровым и спортивным,
Зубная щетка – будут у тебя зубки здоровые и красивые,
Расческа – будешь всегда опрятным и расчесанным,
Кисточка – Будешь знаменитым художником,
Гантелька – будешь самым сильным спортсменом.
Ножницы детские – будешь ты у нас знаменитым стилистом.
Сантиметр – будешь модельером.
Книжка – будь всегда умной и любознательной.
Муз.инструмент – в скором будущем отправишься на концерт музыкантов.
Краски – будешь художником знаменитым.
Градусник – будешь людей лечить.
Машина – будешь водителем-дальнобойщиком.
Монетка – много денег тебя ожидает в будущем, будешь бизнесменом (вумен).
Коляда: Спасибо Акулина и дядька Николай за игры. Не пора ли вам, колядовщиков-то одарить?!
Не скупитесь, поделитесь,
Щедро всем распорядитесь!
Акулина и Николай одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.
Николай: Коли вы так добры,
Дарим вам подарки мы!
Воспитатель — Колядовщики: Чтобы колос — с бревно,
А зерно — с ведро!
Кому песни поем,
Тому будет добро,
Тому сбудется,
Не минуется.
Коляда: Уродись, коляда,
Накануне Рождества!
Коляда, коляда,
Отворяй ворота!
Воспитатель: Пора нам и за стол садиться угощеньем насладиться
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед, много-много лет!
Воспитатель с детьми уходят в группе пьют чай с угощением
На семи столбах, на восьми верстах!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!
Ведущая: А сорить тут у вас можно?
Хозяйка: Можно! Сори, сколько хочешь, приберём.
Колядовщики(вместе):Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
1-й ребенок: Уродись пшеница, горох, чечевица! (сеет)
2-й ребенок: Чтоб здоровенькими были, много лет на свете жили! (сеет)
3-й ребенок: Жить вам вместе лет до двести! (сеет)
Все: Счастья и здоровья!
Исполняют песню «Сею—вею, повеваю» (из сборника «Как у наших у ворот…»
И.Новоскольцевой, И. Каплуновой)
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что не прошли меня стороной. Вот вам мешок
добра, да два – серебра! Милости прошу, проходите.
Будем вечер коротать, будем петь да плясать!
(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь: «Хозяйка дома?»)
Хозяйка: Дома, дома. Ещё гости пожаловали, пора стол накрывать.
Входите, входите, милости прошу. Для колядовщиков и двери настежь.
(Входит вторая группа колядовщиков, двое несут сделанный «вертеп»,
остальные подыгрывают на музыкальных инструментах)
Все:
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: «Христос родился!»
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить!
1-й ребенок: Позволь, хозяюшка, колядку спеть?
Хозяйка: Окажите честь.
Исполняют колядку «Рождество Христово» (из сборника «Как у наших у
ворот…» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой)
2-й ребенок: Уж ты, тётушка, подай, ты, лебёдушка, подай.
Подай, не ломай и начинку не теряй!
3-й ребенок: Подавай—ка пирог – с рукавичку широк!
4-й ребенок: Подавай и каши – золотые чаши,
5-й ребенок: Либо ступу молока, либо блюдо киселя,
Либо сена клок, либо вилы в бок!
Все: Ты, хозяйка, не скупись, в Новый год поделись!
Ведущая: Чтоб напастей избежать, нас должны вы привечать,
Уйдём с дарами со двора – полны будут закрома.
Коль нас щедро наградишь, радость в доме сохранишь!
Хозяйка: Ах, вы, хитрые ребятки, голые пятки!
Будет вам угощенье – пирог да варенье.
Проходите, гости. (дети садятся на стульчики).
Я, ребятушки, пирог уже стряпала, теперь в печь отправляю. Пока он печется,
расскажите мне, ребятки, знаете ли вы, что такое Святки?
1-й ребенок: Это праздник самый длинный, он весёлый и старинный.
2-й ребенок: Наши предки пили, ели, веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.
МБДОУ Детский сад «Солнечный зайчик»14
«Зимние святки»
сценарий развлечения
Составил:
Музыкальный руководитель
Зайцева О.Д.
Рязань 2020
Цель: Формировать любовь к народным
традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными
праздниками.
Задачи: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам;
— Познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас;
— Создать хорошее настроение;
— Представить фольклор,
как явление, сочетающее музыку, действие и тексты;
— Познакомить с обрядом
колядования на Руси.
Действующие
лица:
Скоморох 1
Скоморох 2
Баба-Яга
Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны
девицы, здравствуйте! Я рада принимать вас в этом уютном зале. Мы собрались на
посиделки.
В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все
необходимое и приготовившись к встречи весны, могли немного отдохнуть. Особенно
ждали в народе Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до
Крещения, а самым интересным было колядование или колядки.
Подг.гр.
1-й ребенок.
Как когда-то наши
прадедушки,
Ну а с ними и прабабушки.
2-й ребенок.
Приходили на веселые
святки,
На песни всем миром да
загадки.
3-й ребенок.
А что такое святки?
4-й ребенок.
Праздник этот самый
длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
5-й ребенок.
От Рождества и до
Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
6-й ребенок.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Колядка « К нам гости
пришли»
Заходят Скоморохи-ряженные.
Скоморох 1:
А, вы, знаете кто мы?!
Ответы детей:
Скоморох 2:
Мы скоморохи-колядовщики.
Скоморох 1:
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Скоморох 2:
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Здравствуйте, ребята!
Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Скоморохи рассыпают зерно (имитируют движение).
Скоморох 1:
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Слава вам! Слава!
Скоморох 2:
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!
Скоморох 1:
Мы к вам сюда пришли сейчас
Поиграть, повеселиться!
Раз-два, раз-два, начинается
игра!
Скоморох 2:
Все за нами повторяйте,
Да смотрите не зевайте!
Игра-танец «а…на..улице…мороз…
Скоморох 2: Мы принесли вам интересную игру, она про сказки, а
называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают)
Ок-ок-ок – покатился …
(колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал… (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)!
А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!
звучит
музыка, на метле влетает Баба – Яга
Баба – Яга:
Я – бабулечка лесная
Обожаю всех пугать!
Но не бойтесь меня, детки,
Вас не буду обижать!
Здравствуйте ребятишки,
кочерыжки!
Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Игра «Веселая
метелка»
)
Баба Яга: Ой, что я вам скажу, ой, очень интересное
расскажу.
Ведь мы жители лесные, веселые,
озорные,
В Старый Новый Год, любим
гадать.
Можем вам сейчас, и показать,
хотите?
Только, чур, внимательно смотрите.
Припасен
у меня тут мешочек со всякими разными интересностями… (берет мешочек с
заготовленными вещами для гадания и подзывает по одному к себе, ребенок на
ощупь вынимает предмет)
«Чудесный мешочек» – в
мешочек кладутся разные предметы.
Ребенок на ощупь
отгадывает предмет и показывает его детям.
Машинка – когда ты вырастишь,
будешь ездить на машине,
Бусы – будь весь год красивой
и нарядной,
Мячик – будешь здоровым и
спортивным,
Зубная щетка – будут у тебя
зубки здоровые и красивые,
Расческа – будешь всегда
опрятным и расчесанным,
Кисточка – Будешь знаменитым
художником,
Гантелька – будешь самым
сильным спортсменом.
Ножницы детские – будешь ты у
нас знаменитым стилистом.
Сантиметр – будешь
модельером.
Книжка – будь всегда умной и любознательной.
Муз.инструмент – в скором
будущем отправишься на концерт музыкантов.
Краски – будешь художником
знаменитым.
Градусник – будешь людей
лечить.
Машина – будешь водителем-дальнобойщиком.
Монет – много денег тебя
ожидает в будущем, будешь бизнесменом (вумен).
Баба Яга: А вот еще одного гадание, вставайте в хоровод:
«Гадание на
горшках»
Посередине зала ставятся
шесть горшков. Дети встают в хоровод и поют :
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек;
Что сбудется?
Что станется.
Вынимают из
горшка полотенце.
Баба Яга: Полотенце! Далеко расстилается. Ждет нас дорога
путешествие.
Дети ведут
хоровод выбирают 2-й горшок, с булкой.
Баба Яга: Булка! В вашем детском саду достаток будет,
благополучие.
Дети далее ведут
хоровод. Дети выбирают 3 горшочек, с колечком. И отдают его кому-нибудь из
девочек.
Скоморох 1: Жених в этом году у тебя объявиться.
Дети ведут
хоровод. Они выбирают 4-й горшочек. В нем лента. Лента достается одному из
Скоморохов.
Баба-Яга: Лента – к богатству, прибыли. Видишь, и тебе повезло!
Дети ведут
хоровод. В 5-м горшочке – пуговица. Отдают его другому Скомороху.
Баба-Яга: Пуговица! Жить тебе в большой семье счастливой
жизнью!
Дети идут хороводом,
поют.
Баба-Яга: До меня то дело дойдет или нет, наконец! Мне
погадайте! Я тоже счастья хочу!
Ей дают 6-й
горшочек, в нем – веточка.
Баба-Яга: (обращается к Скоморохам): Что это?
Растолкуйте!
Скоморох 1: Видно, к новому помелу!
Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок) А колечка
больше нет?
Скоморох 2Да кто тебя замуж возьмет? Тебе лет-то сколько?
Баба-Яга: Ах так! Ах, вот ты как? Сейчас я вам устрою экзамен.
Кто самый смелый?
Игра «Катание на метле»
Формируются 2
команды по 5-6 человек, им даются 2 метлы. Игрокам нужно сесть на метлу,
обежать стойки, не задев их помелом.
Скоморох1:
Ух, на улице мороз (говорит заглядывая в окно)
Подмораживает
нос.
Скоморох 2:
Не велит долго стоять
Велит
песни петь, играь!
Игра Румяный….коровай..ср.гр
Скоморох 1:
Здорово спели, да сплясали!
Скоморох 2:
Однако еще одно гадание нам предстоит, не простое, а со свечками! Сейчас будем
на женихов гадать, да на невест.
Гадай,
девица, гадай,
Да судьбу
свою узнай,
С кем петь,
с кем плясать,
С кем в игры
играть.
Гадание со свечой
Дети
встают в два круга: мальчики и девочки. Скоморохи по строчке говорят, девочки
за ними повторяют передавая друг другу незажженную свечу.
Суженый,
ряженый,
Ты ко мне
повернись,
Ты со мною
подружись.
Я свечу передаю
И с тобой плясать
пойду.
Мальчик
и девочка, у которых окажется свеча, когда закончатся слова, исполняют
перепляс. Игра повторяется 3- 4 раза.
Баба Яга: Эй, парнишки и девчушки! Не споете ли нам частушки!
Дети поют частушки.с.гр
1. Хорошо колядка пелась. Милые подружки!
Только, что за посиделки. Без
нашей частушки?
2. Милому рубашку шила. Да смотрела не туда:
Вместо ворота пришила. Оба
вместе рукава.
3. Ой, маманя, не перечь! На печи не устеречь!
Всю трубу разворочу! На
гулянку ускачу!
4. Все пришли, все пришли. Все по лавкам сели!
Твоего милого все нет,
наверно, волки съели!
5. Я пойду с гармошечкой. Под твое окошечко.
Погляди гармошечка. Откроется
ли окошечко?
6. Эй, топни нога. Топни правенькая!
Все равно ребята любят. Хоть
и маленькая!
7. По деревне – то пойдешь. Все березы – веточки.
Наши сельские ребята. Ниже
табуреточки.
8. Дай Бог снежку. Гладеньку дорожку!
Неудача чтоб ушла. От моего
окошка!
9. Я узоры пришивала. Громко песни распевала.
А теперь пойду домой. Не
хотите ли со мной?
10. Мы вам спели, как сумели. И сыграли, как смогли.
Ждите нас на той недели. А
теперь домой пошли!
Баба Яга
Что с ногами не пойму
вправо, влево носятся.
не стоят они на месте
так плясать и просятся!
Свободная пляска под веселую музыку. В танце Баба Яга вызывает всех
плясать. Музыка останавливается, дети рассаживаются.
Игра-танец ……» Шишки-елки»
Баба
– Яга уходит.
Скоморох
1:
Не пора ли вам, ребятки, колядовщиков-то одарить?!
Не скупитесь, поделитесь,
Щедро всем распорядитесь!
Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее
угощением.
Скоморох 2:
Коли вы так добры,
Дарим вам подарки мы!
Раздают угощение, приговаривают.
Скоморох 1:
Чтобы колос — с бревно,
А зерно — с ведро!
Кому песни поем,
Тому будет добро,
Тому сбудется,
Не минуется.
Колядующие,
пританцовывая, уходят с пением.
Скоморохи вместе:
Уродись, коляда,
Накануне Рождества!
Коляда, коляда,
Отворяй ворота!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»
Сценарий развлечения «Святки».
Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь
Пояснительная записка:
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор — это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Цель:
Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.
Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.
План мероприятия:
1. Разыгрывание сценок колядования.
2. Пение колядок и святочных частушек.
3. Аттракцион «Перетягивание каната».
4. Шумовой оркестр.
5. Сценка «медведь и Коза».
6. Игра «Хвост Бабы Яги».
7. Игра «В цапки».
Материалы и оборудование:
1. Предметы русского быта и прикладного искусства.
2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
3. Костюм для Ведущей.
4. Детские костюмы Медведя и Козы.
5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.
6. Корзины для угощения.
7. Канат.
Действующие лица:
1. Ведущая (взрослый).
2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).
3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).
Предварительная работа:
1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.
2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.
3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Литература:
1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.
2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.
4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.
5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.
6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.
7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.
Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.
Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?
Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.
Голос из-за двери:
Дома ли хозяева?
Хозяин и Хозяйка:
Дома!
Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».
Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!
Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
Говорят:
Желаем всем счастья, здоровья!
Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:
Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!
Колядовщик:
В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.
Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!
Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!
Коляда – молода, зашла в новы ворота.
А за ней и Мороз через тын перерос.
Поют:
Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.
Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!
Ведущая:
Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.
Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.
Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.
1 Колядовщик:
Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли — счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог — радость в дом!
2 Колядовщик:
Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:
Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!
Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Коляда-моляда, золотая борода.
Позолоченный усок, по рублю за волосок,
Подай, тётушка, подай, матушка,
На тарелочке, да на блюдечке.
4 Колядовщик:
Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:
Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Хозяин:
Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:
Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе — пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем — посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:
Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)
Ведущая:
С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!
Рождество — это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество — это значит мир!
Рождество — это значит надо всех простить, как Иисус простил!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Как Христово Рождество подкатилось под окно.
А как наша коляда ни мала, ни велика.
Под окошком шьёт, пироги подаёт.
Открывайте окно, запускайте Рождество!
Ведущая:
А сейчас я предлагаем вам игру — мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».
Ведущая:
Максим, что ты хочешь нам сказать?
Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!
Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».
Ведущая:
Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/
Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:
Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.
(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: «Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!»
Играют с мишкой несколько раз.
Ведущая:
Мы сегодня пришли и козу с собой привели.
Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.
Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?
Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо — ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.
Ведущая:
Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».
Игра «Хвост Бабы Яги».
/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./
Ведущая:
А какой же праздник без весёлых частушек.
Дети поют «Частушки».
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.
И частушки пропоём всем на удивление.
2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал — курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!
Мы народные таланты, нами край наш славится.
Ведущая:
Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Да и где же это видано, да и где же это слышано.
Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!
Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!
Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!
Да и где же это видано, да и где же это слышано!
Ведущая:
А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Ведущая:
Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
< Предыдущая | Следующая > |
---|