Сценарий знай закон смолоду

Занятие для школы актива

Занятие «Знай закон смолоду»

А.А.Романова,

методист МОУ ДО «Детско-юношеский центр»

Шатковского муниципального района.

Цель: осмысление сути статей Конвенции о правах ребенка через игровую деятельность, усвоение тематической информации.

Возраст участников: 12-15 лет.

Форма: тренинг, игровая модель.

Оборудование: карточки с описанием статей конвенции, фломастеры, альбомные листы.

Ход занятия

  1. Игра: «Более равные, чем другие»
  2. Упражнение «Джеффа»
  3. Конвенция о правах ребенка: детский взгляд

В.: — Поднимите руки те, кто считает, что знает свои права.

— Поднимите руки те, кто считает, что его права нарушаются.

— Поднимите руки те, кто знаком со своими правами? Какими?

— В каком документе зафиксированы права и свободы ребенка? (Конвенция о правах ребенка. Вступила в свои права 15.09.90 года в СССР. В ней — новое отношение к детству. 139 стран подписали этот документ. Обращена ко всем детям до 18 лет).

Игра «Более равные, чем другие»

(Нэнси Флауэрс)

Для игры необходимы: просторное помещение, где играющие могли бы встать в одну шеренгу и свободно  передвигаться, кусок мела, а также заранее приготовленные карточки.

По этим карточкам девочка может «играть» мальчика и, наоборот (здесь может возникнуть путаница, если ты и твои друзья не усвоят  твердо своей игровой роли: такое случается довольно часто, и это нужно объяснить отдельно).

Можно приготовить карточки на всех или только на часть игроков, тогда оставшиеся будут зрителями (что тоже может оказаться очень полезным). Раздавая карточки, ведущий предупреждает, что нужно сохранить их содержание в тайне до конца игры.

Для того чтобы игра получилась, ведущий должен подумать, какие критерии для него важны при составлении биографии, Эти критерии могут быть как положительными, так и отрицательными и распределяются они по «цене»: один шаг вперед, если «+» качества; один шаг назад, если «-« качества.

Предлагаем примерный список критериев:

Положительные: имеет крепкое здоровье, проявляет разносторонние способности, имеет много друзей, хорошо учится, занимается в спортивной секции, общительный.

Отрицательные: имеет слабое здоровье, мало читает, нет постоянных интересов, замкнут, не умеет распоряжаться свободным временем, ленив.

Этот список может быть изменен или дополнен, важно только, чтобы, получив карточку, участник прямо или из контекста мог четко определить свою ситуацию. Если предложенный критерий прямо не обозначен в карточке, участник считает, что его просто нет. Можно составить биографии несколько совершенно благополучных и совершенно обездоленных младенцев. У тех и у других должны присутствовать как благоприятные, так и неблагоприятные факторы жизни.

Ход игры:

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники — это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос: равны ли эти младенцы? Участники стоят все в один ряд, никто не выделяется – ответ будет, наверное, положительным.

Ведущий напоминает, что  участники играют роли, которые описаны в их карточках, и приступают к игре. Он просит тех, кто играет роль «здоровых», сделать один шаг вперед. Далее делают два шага назад те, у кого в карточках « слабое здоровье», и еще два шага вперед – те, у кого написано «хорошо учится». Чередуя положительные и отрицательные критерии, доходим до конца игры, Мы намеренно не хотим навязывать количество шагов и порядок, так как вся прелесть игры именно в импровизации, важно только перечислить критерии.

Когда сама игра закончена, нужно попросить первых и последних рассказать о себе или прочитать свои биографии. Скорее всего, первым окажется тот, кто работает над собой, имеет положительные личностные качества, хорошее здоровье.

Игра проходит очень живо, и мы рекомендуем по ее окончании провести обсуждение.

Ребята видят, в какой ситуации младенец имеет все шансы на счастливую и благополучную жизнь, а в каком случае его существование с самого начала  оказывается связанным с массой сложностей и страданий. В карточках, полученных участниками, может даже оказаться, что человек будет очень высокого или очень низкого роста или ему по наследству от родителей достанется полнота и он станет предметом насмешек для товарищей. Очень наглядно будет назвать этот критерий, чтобы единственный человек из всей группы сделал шаг назад.

Теперь необходимо разделить доску на две части и попросить распределить все отрицательные факторы на две категории: врожденные, данные от природы недостатки     (здесь будут называться инвалидность, разного рода физические недостатки) и характеристики личных качеств ребенка. Следует подчеркнуть вывод о том, что даже данные от природы недостатки не могут явиться причиной нарушения прав ребенка, которые должны защищаться.

Анализ игры

Вывод: Дети, стоящие на разных ступенях социальной лестницы имеют разные возможности, но равные права

«Упражнение «Джеффа»

Цель: дать возможность ребятам свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других.

Упражнение проводиться для большой, по количеству, аудитории в два этапа. Первый – ответы на вопросы, второй – анализ происходящего.

Подготовка: для ведения упражнения готовят три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ» и размещаются в зале. Ведущий задает вопросы. После заданного  вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, почему он выбрал именно этот ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свои права? (Какие именно?)

2. Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?

3. Считаете ли вы, что общество теряет моральные устои?

4. Я считаю, что употребление  сигарет, алкоголя, наркотиков в нашем обществе это нормальное явление.

5. Государство должно меня защищать.

В.: Перечислите права ребенка

— Право на жизнь, право на имя, на гражданство, отсутствие дискриминации, право на свободу совести и  религиозных убеждений, на жизнь с родителями, на труд, на отдых, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на защиту жизни и здоровья, на образование, на отсутствие рабства, на жилище, свободу слова, право на получение информации, пользоваться достижениями культуры, право избирать и быть избранным в органы гос.власти и местного самоуправления, обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в гос.орган, участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Конвенция о правах ребенка: детский взгляд

        Деление на команды: игра «Атомы-молекулы».

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула-3» играющие должны соединиться в группы по три человека. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

        Задание командам: изобразить статьи конвенции в виде рисунка.

Раздаточный материал «Конвенция о правах ребенка»

Ст. 1

Ребенком считается человек от 0 до 18 лет

Ст.  2

Государство должно признавать и обеспечивать выполнение всех  прав ребенка независимо    от    расы,    цвета    кожи,    состояния    здоровья,    пола,    языка,    религии, национальности, богатства или бедности его родителей

Ст. 3 .  

Государство    должно    защищать    детей    в    первую    очередь.    Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают  за реализацию прав ребенка.

Ст.4

Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись.

Ст.5 .

Главную ответственность за воспитание детей несут родители. Государство уважает это право и ответственность родителей.

Ст.6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Ст.7.

Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить.

Ст.8 .

Государство обеспечивает право ребенка на сохранение индивидуальности (имя, семью, национальность). Если эти права нарушаются, государство защищает ребенка.

Ст.9.

Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают (т.е. не пьют, заботятся о нем и т.д.)

Ст. 10.

Ребенок, родители которого живут в разных городах, областях, государствах, имеет право поддерживать отношения с ними обоими.

Ст.11.

Нельзя вывозить ребенка и оставлять ребенка за границей насильно.

Ст. 12

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

Ст. 13.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству.

Ст. 14.

Ребенок имеет право на свободу мысли. Ребенок может сам решить, какую религию ему исповедовать. Родители или опекуны могут руководить ребенком в этом вопросе. Однако бывает, что религиозные организации наносят ущерб ребенку, его здоровью, психике. В этом случае государство может принимать меры, чтобы помочь ребенку.

Ст. 15.

Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций.

Ст. 16.

Любой ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не может ворваться к нему в дом, читать его письма и т. д. Любой ребенок может стать, кем захочет. Государство обязано защитить ребенка от тех, кто хочет ему помешать.

Ст. 17.

Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, ИНТЕРНЕТА, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам. Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред.

Ст. 18. 

Оба родителя одинаково отвечают за воспитание детей.

Ст. 19.

Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия или эксплуатации со стороны родителей, опекунов, должностных лиц и т.д.

Ст.20.

Ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особое внимание со стороны государства (на предоставление ему жилья, на оказание медицинской помощи, на усыновление и т.д.). При этом учитывается национальность ребенка, его особенности, принимается во внимание его мнение.

Ст.21.

Если ребенка усыновили в другой стране, то государство обеспечивает все условия для полноценной жизни ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье.

Ст.22.

Если ребенок желает получить статус беженца, то государство обязано обеспечить ему защиту и гуманитарную помощь (пищу, медикаменты, кров), а также помочь найти родителей.

Ст.23.

Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь.

Ст.24.

Каждый ребенок имеет право на лечение.

Ст.25.

Каждый ребенок должен знать, чем и как его лечить, а также то. какими могут быть последствия этого лечения.

Ст.26.   

Каждый ребенок имеет право на социальное обеспечение (дотации родителям, льготные  путевки   в  лагерь,  санаторий,  льготный   проезд  на  транспорте,  бесплатное лечение и т.д.).

Ст.  27

Государство признает право каждого ребенка на жизнь,  достойную человека (когда ребенок сыт, обут, одет, в безопасности, имеет возможности образования и развития).

Ст.28.

Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает ребенку, по крайней мере, бесплатное начальное образование).

Ст. 29.  

Государство   обеспечивает,    чтобы   образование  развивало  ум,   таланты   и способности ребенка,  его физиологические возможности,  способствовало пониманию прав человека, готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе.

Ст.З0.

В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.

Ст.31

Каждый ребенок имеет право играть,    развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать.

Ст.32.   

Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка.

Ст. ЗЗ.

Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических веществ.

Ст.34.

Государство обеспечивает ребенку защиту от всех видов сексуальной эксплуатации.

Ст.35.

Государство принимает все меры, чтобы детей перестали похищать, торговать ими или их «контрабандировать».

Ст.36.

Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.

Ст.37.

Ребенок не может быть подвергнут смертной казни.

Ст.38.  

В   случае,   если   ребенок   находится   в   зоне   военных   действий,   существуют специальные меры для обеспечения его безопасности. Детям, не достигшим  15 лет, запрещается участие в военных действиях. Детей от 15 до 18 лет не могут брать в армию. Государство должно брать в армию людей старшего возраста.

Ст.39. 

Если   ребенок   стал   жертвой   любой   агрессии,   эксплуатации,   пренебрежения, жестокости,    конфликтов,   государство   обязано   создать   условия   для    физического, психологического и социального восстановления ребенка.

Ст.40. 

Иногда случается, что ребенок нарушает закон. Он все равно имеет право на отношение,  которое позволяет развить в ребенке чувство достоинства, значимости и уважения к чужим правам. Ребенок имеет право на правовую помощь и уважение к его личной жизни при рассмотрении его уголовного дела.

Ст.41.

Положения конвенции могут быть развиты в законах каждого государства и других международных документах.

Анализ и оценка

Проанализируйте занятие, задав такие вопросы:

  1. Трудно ли было отвечать на вопросы?
  2. Когда мы говорим, у нас есть «право на …», что это означает?
  3. Как вы думаете, эти права являются «всеобщими»? Их соблюдают во всем мире?

Что мы можем сделать в своей жизни, чтобы обеспечить наличие у всех одинаковых прав?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей «Имею право!» — М, 1999 г.
  2. Компастито. Пособие по обучению детей правам человека / редактор и соавтор Нэнси Флауэрс.- Совет Европы,2008г.

Игровая программа «Я в мире прав»(классный час для начальных классов).

Учитель начальных классов Горловской ОШ І – ІІІ ступеней № 15

Завражная Ирина Евгеньевна.

Цель: дать понятие учащимся про Декларацию прав человека; в игровой форме ознакомить со статьями из декларации прав человека, формировать положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, статьи из декларации, рисунки детей, компьютер, музыка, памятки,солнышки – жетоны разного цвета

Ход классного часа.

Здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть. Сегодня у нас необычное занятие и начнём мы его с минутки релаксации (учитель включает музыку и читает текст).

Сядьте удобно, закройте свои глазки, расслабьте руки, ноги, всё своё тело. Представьте ,что вы находитесь

На летней цветущей поляне. Светит ярко солнце, тихо шепчут васильки. Глубоко вдохните и почувствуйте запах полевых цветов. Вы идёте по этой поляне ,весело щебечут птички, неподалёку течет чистый прозрачный ручей. Ваши руки и ноги расслаблены, теплы, отдыхает каждая клеточка вашего организма.

Вам хорошо, сердце бьётся спокойно , дыхание ровное.

Ваш организм набирает сил, сонливость рассеивается ,голова отдохнувшая, ясная ,самочувствие отличное, вы полны энергии. Теперь медленно ,медленно открываем глазки. И с цветущей поляны мы с вами возвращаемся в школу на наше занятие.

Вступительное слово.

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы , появившиеся давно – давно : «Что люди могут делать и что не могут делать ?» , «Что они обязаны делать и что не обязаны ?» , «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

Работать мы с вами будем по группам. А для этого я вам предлагаю выбрать солнышко понравившегося цвета. Займите места за игровыми столами согласно вашему цвету.

Игра «Я это Я».

Возьмите листочки и фломастеры .Нарисуйте круг и прямую .Давайте внимательно посмотрим , что же получилось. Посмотрите сначала рисунки свои ,а потом своих товарищей. Мы видим ,что все рисунки разные .Вот такие разные и вы – не похожие друг на друга. Сколько в мире людей ,столько и разных личностей и в каждой заложены свои качества.

Рисунки ,которые вы подготовили , лишь подтверждение тому. Все дома представленные здесь тоже разные.

Все мы разные ,но одно у нас общее –это наши права и обязанности ,которые общие для всех. Мы все в равной степени должны их выполнять.

Существуют документы ,в которых прописаны наши права. И сегодня мы познакомимся с одним из них.

А для того ,чтобы узнать как он называется , предлагаю игру «Лото».

Игра «Лото».

Каждая группа получает конверт ,в котором разрезана картинка «Права человека»,а на обратной стороне надпись «Декларация прав человека».

Итак ,мы будем говорить о Декларации прав человека.

Международные документы о правах человека условно можно разделить на две группы: декларации и конвенции.

Декларация ( высказывание )- это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ ,который защищает наши права).

Конвенция ( договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Декларация разделена на части, разделы, которые называются статьи.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики — нолики» для того, чтобы познакомиться с некоторыми статьями из Декларации прав человека.

Правила игры:

Каждая команда подходит к столу , выбирает себе конверт ,где на листах распечатаны герои из сказок .

Посовещавшись, вы должны назвать какие права нарушены у этого героя сказки.

Итак ,ребята, вспомним сейчас с вами героев сказок и выясним какие права детей были нарушены.

В конвертах находятся такие герои сказок:

1.А.Н.Толстой «Приключение Буратино»

Буратино.

2. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Кай и Герда.

Дети имеют право на воспитываться в семье.

3 К.И.Чуковский «Айболит» .

Айболит .

Дети имеют право на медицинский уход, но сами должны заботиться о своём здоровье (заботится о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим дня..)

4.Ш.Перро «Золушка».

Золушка.

В Конвенции о правах человека записано право на отдых и защиту от злоупотребления детским трудом.

Дети должны должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, по мере своих сил и возможностей.

5. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Гадкий утёнок.

Конвенция о правах ребёнка призывает к уважению прав другого человека.

Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других.

6. Сценка «Морозко»

Выходит дед садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник.

Жил –был дед, да с другой женой. И у деда была дочка ,и бабы была дочка. Все знают ,как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё , что не сделает , хвалят да по головке : «Умница».Падчерица дрова и воду в избу носит ,печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчеричу со свету сжить.

Мачеха.

Вези ,вези её, старик, куда хочешь, чтобы глаза мои её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник.

Старик затужил ,заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик .

Собирайся ,милая дочь.

Уходят.

Эта жестокая женщина подвергала жизнь и здоровье ребёнка опасности.

А сейчас к нам в гости пришёл юрист. Давайте его выслушаем.

Юрист (старшеклассник).

Дана нам возможность –

Юристами стать,

Статьи правовые — все изучать.

Если мы будем права свои знать,

То сможем по жизни смело шагать.

Юрист раздаёт памятки «Я ребёнок !И у меня есть право.», «Мои обязанности».

Работа с памятками.

Игра «Поле чудес».

На доске зашифрованы слова Декларация, статьи,Конвенция.

1.Как называется один из документов, в котором прописаны права человека?

2.Как называются части ,на которые разделена Декларация?

3.Как называется соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор?

По мере отгадывания букв ,учитель открывает слова.

Итог . 

Игра «Листопад».

На доске заранее учитель рисует дерево и прикрепляет листочки ,на которых написаны права и обязанности детей. Каждый участник команды подходит к дереву и снимает по листочку, зачитывая написанное на них.

Капитаны команд подсчитывают колличество своих солнышек –жетончиков ,полученных за всю , игру и учитель объявляет победителей ,награждая грамотами.

Ученики выходят и читают стихотворение «Новый закон».

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха ,-гласил бы он,-

Одних ,без нас ,родителей

В театры ,в цирк ,на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись — буквы покрупней!

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается!»

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

На этом наша игровая программа завершена. Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Внеклассное мероприятие в рамках правовой недели.

« Я и Закон».

Преподаватель Романенко Т.В.

10 класс.

Цели и задачи: расширять правовые знания воспитанников, ознакомить с

основными правами и обязанностями из декларации прав человека, с видами

ответственности за нарушение законов.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, любовь к Родине,

уважение к закону.

Эпиграф

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын».

(Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»)

Ход мероприятия:

Слайд (две ученицы читают стихи)

Человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть

Стать справедливей и мудрей

И, наконец, понять

Каким же в этой жизни быть

Чтоб звание человека заслужить?

На добрые дела не следует скупиться

Чтоб в мире стало меньше зла

И с радостью любой мог подружиться

Желай ты каждому добра.

Я доброту считаю

Всех благ земных дороже

Ведь без нее я знаю

Никто прожить не сможет.

Она как солнце освещает

Путь человека непростой

И в миг суровый помогает

Не отступить перед бедой

Пусть миром правит доброта

Жестокость же исчезнет, словно сон

А рядом с ней живет пусть красота

Как самый главный человеческий закон.

Дорогие ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир

гражданских прав и обязанностей. Давайте выясним, что же такое

закон,конституция и гражданство?

Слайд Что такое закон? (нормы или правила поведения).

Зачем нужен закон? (чтобы каждый человек страны имел бы равные права и

обязанности, чувствовал бы себя защищённым).

Слайд Конституция это основной закон государства, определяющие

его общественное и государственное устройство, порядок и принципы

образования представительных органов власти, избирательную систему,

основные права и обязанности граждан.

Слайд Гражданство установленная законом связь человека с

определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и

обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены Конституцией

Слайд

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын».

(Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»).

(сообщение, зачитывает ученик )

Давнымдавно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с

ними появились Главные Вопросы:

Слайд

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной

кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в

обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем

международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря о

самых заурядных драках.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы и на свет

появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней написано, то кошмар и

неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Вот основные права человека:

Слайд

Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и

равными в своих правах. Все люди должны относиться друг к другу по

братски.

Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на

личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Рабство и работорговля запрещены во всех видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному

обращению.

Каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию,

изгнанию.

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от

вмешательства в личную и семейную жизнь.

Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и

выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.

Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью

независимо от своей расы, национальности и религии. Материнство и

детство, семья находятся под защитой государства.

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого

произвольно лишать имущества.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на труд.

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее

образование должно быть бесплатным.

Каждый человек имеет право на отдых.

Обязанности.

Слайд

Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы.

Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет должны заботиться о

нетрудоспособных родителях.

Основное общее образование бесплатно.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного

наследия, беречь памятники истории и культуры.

Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской

Федерации.

Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.

Нет прав без обязанностей.

Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.

Разумно пользуйся своими правами.

Уважай права других людей.

Слайд.

Миром должна править, конечно, доброта. Но, к сожалению, нас не всегда

окружают только добрые люди. Поэтому человечество создает определенные

законы, чтобы защитить граждан от злых или равнодушных людей.

Есть такая народная мудрость: « Все беды происходят с молчаливого

согласия равнодушных». Равнодушные к нам люди продают спиртное,

сигареты, приобщают к наркотикам.

Так вот, если человек нарушает законы, он получает наказание

материальное, административное и даже уголовное.

Виды административных наказаний:

Слайд

предупреждение;

административный штраф;

конфискация орудия совершения правонарушения;

административный арест с 18 лет(15 суток).

Что относится к административным нарушениям:

Слайд

незаконный оборот наркотических средств;

употребление наркотических средств;

мелкое хищение;

заведомо ложный вызов специализированных служб;

неповиновение, неуважение к представителям власти;

распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных

местах;

курение в общественных местах.

За продажу в магазине пива несовершеннолетним – штраф .

Уголовная ответственность несовершеннолетних

(тем, кому исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет)

Уголовная ответственность начинается с 14 лет за особо тяжкие

преступления (арест с 16 лет). Срок лишения свободы не превышает 10 лет.

Лишение свободы осуществляется в колониях общего режима (если

преступление совершено один раз) и в колониях усиленного режима (если не

один раз).

Не дай Бог, чтобы когото из вас коснулась уголовная ответственность.

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение

пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых

неблагоприятных поворотах судьбы.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем

возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с

орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не

хотел…», этот лепет часто приходится слышать.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних имущественные: кражи,

грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки,

которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за

распространение наркотиков.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения

преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно

воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно

трудовых колониях общего и усиленного режима.

Несовершеннолетнему могут назначить следующие виды наказаний:

штраф (если несовершеннолетний имеет свой заработок или имущество, на

которое может быть наложено взыскание); арест (это краткосрочное лишение

свободы в условиях строгой изоляции), срок от одного до четырех месяцев и

только для лиц старше 16ти лет; исправительные работы; лишение свободы

на определенный срок (отбывается несовершеннолетним в воспитательной

колонии, назначается за тяжкие и особо тяжкие преступления).

Как вы думаете, может ли суд освободить несовершеннолетнего от

уголовной ответственности, в каком случае?

Несовершеннолетний впервые совершивший преступление небольшой или

средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности,

если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем

применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные

меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор

родителей, возложение обязанностей загладить причиненный ущерб

(например возместить ущерб за уничтожение или повреждение имущества),

ограничение досуга и установление особых требований к поведению

несовершеннолетнего, например по решению суда подросток обязан

находится дома с 22.00 до 6.00. Несовершеннолетнему могут быть назначено

несколько принудительных мер воспитательного воздействия. В случае

неисполнения предписанных мер, несовершеннолетний привлекается к

уголовной ответственности.

Как мы уже говорили уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие

преступления наступает с 14ти лет. Какие преступления являются тяжкими

и особо тяжкими?

o Убийство;

o Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;

o Похищение человека;

o Кража, грабеж, разбой;

o Вымогательство;

o Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения

(угон;)

o Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества при

отягчающих обстоятельствах (т.е. путем поджога, взрыва и т.д.);

o Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

o Хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

o Вандализм;

o Терроризм;

o Хищение либо вымогательство наркотических или психотропных

веществ;

o Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

За остальные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 16

ти лет (это нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью)

Рассмотрим подробно перечисленные мною преступления.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью может быть

не опасным для жизни. Оно может вызвать длительное расстройство

здоровья человека (трещины и переломы мелких костей, переломы ребер,

сотрясение головного мозга средней тяжести) .

Наказывается лишением свободы на срок до 5ти лет.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью совершение действий,

которые могут повлечь за собой потерю зрения, речи, слуха, утрату общей

трудоспособности. За данное деяние преступник лишается свободы на срок

от 2х до 15ти лет.

Похищение человека это тайное или открытое, либо с помощью обмана

его завладение и удержание вопреки его воле. За данное преступление

предусмотрена уголовная ответственность: лишение свободы на срок от

до 20ти лет.

Кража это тайное хищение чужого имущества. Наказывается штрафом от

200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы на

срок до 10 лет

Приведите примеры кражи. Какое наказание ожидает преступника?

Чем кража отличается от грабежа?

Грабеж это открытое хищение чужого имущества: лишение свободы от

нескольких месяцев до 20 лет.

Приведите пример грабежа.

Также грабежом будут считаться действия, когда преступник вырывает из

рук женщины сумочку или срывает шапку с прохожего. Банные действия

могут быть применены с применением насилия дарил кулаком, сбил с ног

потерпевшего). Кража и грабеж очень похожи, но отличаются тем, что

совершая грабеж преступник применяет насилие, опасное для жизни либо

угрожает применением такого насилия.

Разбой самый опасный вид преступлений из группы хищений, т.к.

преступник может применить оружие.

Вымогательство это требование передачи чужого имущества или права на

имущество под угрозой применения насилия, либо под угрозой

распространения сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего.

Данное деяние наказывается штрафом до 50000 тысяч рублей, либо

лишением свободы сроком от 3х до 15ти лет.

Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения,

другими словами угон. Срок заключения может достигать двенадцати лет.

Деяние заключается в угоне транспортного средства и использовании его в

своих интересах без намерения присвоить его.

Умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное

общеопасным способом, либо повлекшее по неосторожности смерть

человека или иные тяжкие последствия.

Что значит общеопасным способом? (при совершении преступления могут

пострадать или погибнуть люди) .

Терроризм это совершение взрыва, поджога или иных действий,

создающих опасность гибели людей, причинения значительного

имущественного ущерба, если эти действия совершены в целях нарушения

общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов

власти. Слово «террор» заимствовано из латинского языка и означает «ужас».

Наказывается лишение свободы на срок от 5ти до 20лет.

Захват заложников. Можете описать данное деяние?

захват заложников это противоправное лишение свободы одного или

нескольких лиц, соединенное с насилием или угрозой применения такого

насилия. Наказывается лишением свободы сроком от 5ти до 20ти лет.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Штраф за это

преступление . Как вы думаете о чем идет речь в этой статье? Но если лицо

предполагает возможность теракта на основе случайно услышанного

разговора, странного поведения человека ит.д., то сообщение не

соответствующее действительности, преступлением считаться не будет.

Еще одна статья, по которой к уголовной ответственности привлекают с 14ти

лет, хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Что вообще значит

понятие «хулиганство»? хулиганство грубое нарушение общественного

порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся

применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно

уничтожением или повреждением чужого имущества. Оно может быть

совершено группой лиц, либо связано с сопротивлением представителю

власти, либо совершено лицом, ранее судимым за хулиганство. За данное

преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до

5ти лет. Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов,

используемых в качестве оружия (камень) наказывается лишением свободы

сроком до 7ми лет. Местом совершения данного преступления могут быть

как людные общественные места (улица, кинотеатр, транспортное средство),

так и безлюдные места, или отдельная квартира.

Вандализм.

Сформулируйте определение данного деяния.

Вандализм это осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества

на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Наказывается штрафом от пяти до десяти тысяч рублей, либо арестом до трех

месяцев. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко

нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах, в загрязнении стен

домов и других сооружений в населенных пунктах, порче оборудования

транспортных средств, лифтов в жилых домах и учреждениях, повреждении

телефонных автоматов и тому подобное.

«Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых

веществ наказывается лишение свободы сроком от трех до пятнадцати лет».

Вы понимаете о чем идет речь?

Следующая статья: «Хищение либо вымогательство наркотических средств

или психотропных веществ». Наказание: от 3х до 15ти лет лишения свободы.

Откуда преступник может похитить наркотические средства или

психотропные вещества? (из больницы, у больного человека)

И последнее, за что могут привлечь несовершеннолетнего к уголовной

ответственности с 14ти лет, это приведение в негодность транспортных

средств или путей сообщения. Штраф либо лишение свободы сроком до

лет. Если данное деяние повлекло смерть двух или более лиц – лишение

свободы сроком от 6ти до 10ти лет.

Как вы уже заметили, за одно и то же преступление срок лишения свободы

может колебаться от до 8ми лет, от 5ти до 15ти. Как вы думаете с чем это

связано и чем руководствуется суд при определении срока наказания?

В Уголовном Кодексе есть понятия «отягчающие обстоятельства» и

«обстоятельства, смягчающие наказания».

Смягчающими обстоятельствами признаются:

совершение впервые преступления небольшой тяжести;

несовершеннолетие виновного;

беременность;

наличие малолетних детей у виновного;

совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств (украл,

был голоден, в другом городе);

оказание медицинской или иной помощи после совершения преступления;

явка с повинной в органы внутренних дел;

активное способствование раскрытию преступления, розыску других

участников преступления.

Теперь рассмотрим обстоятельства, отягчающие наказание.

Можете назвать их самостоятельно?

совершение преступления в группе; с использованием оружия;

неоднократность преступлений;

наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

особо активная роль в совершении преступления;

привлечение к преступлению лиц, которые страдают тяжелыми

психическими заболеваниями, а также несовершеннолетних;

совершение преступления по мотиву национальной розни;

совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с

осуществлением данным лицом служебной деятельности;

совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, а также

мучениями для потерпевшего;

Мы перечислили фактически все смягчающие и отягчающие обстоятельства.

А к чему мы можем отнести обстоятельство, когда преступление совершено

человеком, находившимся человеком в состоянии алкогольного опьянения?

«Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в

состоянии опьянения» лицо, совершившее преступление в состоянии

опьянения, если прием алкоголя или наркотика произошел против его воли,

т.е. насильственно или путем обмана, освобождается от уголовной

ответственности.

Нередко лица, привлеченные к уг. отти, заявляют :»Я был сильно пьян,

ничего не помню». Такого рода защита совершенно неприемлема. У пьяного

сохраняется контакт с окружающей средой, и его действия носят

мотивационный характер. Опьянение наступает постепенно. Лицо осознает,

что алкоголь одурманивает его, нарушает нормальное состояние психики,

координацию движений, быстроту реакции. Продолжая употреблять

алкоголь, человек по своей воле приводит себя в состояние сильного

опьянения.

Известно, что 90% случаев хулиганства, значительное число убийств, также

насильственных преступлений против личности, разбоев и грабежей

совершается лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Поэтому

состояние обычного алкогольного не только не устраняет уголовную

ответственность, но и не может рассматриваться как смягчающее

обстоятельство.

Социальный педагог.

Ты несовершеннолетний, но как любой гражданин имеешь правовой статус,

который определяется правами, обязанностью и ответственностью за свои

поступки перед государством и обществом.

Школа это то место, где ты не только получаешь знания, но и

приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько

хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешными станут

твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты

будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно

пользоваться своими правами и уважать права других людей, тогда и

окружающие будут соблюдать и уважать твои права.

Конституция гарантирует каждому гражданину доступные и бесплатные

дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование.

Слайд Вы должны знать, что каждая школа, в том числе и наша имеет

главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на

основании Устава – внутренний распорядок.

Еще раз напоминаю, что защищая свои права вы всегда должны

помнить о своих обязанностях.

Слайд

Выполнять требование Устава и внутреннего распорядка школы.

Вовремя приходить на занятия.

Своевременно и в полном объеме готовить домашнее задание.

Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.

Бережно относиться к школьному имуществу.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Умей сказать правдуона спасет тебя и твоих друзей от лжи.

Береги честь смолоду.

Хочешь быть благодарным – не проходи мимо зла.

Уважай тех, кто старше тебя.

Приобретай больше знаний – это облегчит тебе жизнь.

Трудись с охотой – это украсит твою жизнь.

Сохраняй лучшие школьные традиции.

ПРАВИЛО 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать

на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права

человека реализуются только через его волю.

ПРАВИЛО 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение

прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого ,

завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

В заключении, подводя итоги нашего мероприятия, я хочу сказать, что

надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться

правами и жить по самым простым человеческим законам добра и

справедливости. Так, чтобы нам, педагогам, вашим родителям, никогда ни за

что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали:

банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником,

строителем самое главное – быть достойным гражданином своей Отчизны.

Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну –

красиво, бережно и стремительно.

Н. Рерих

Песня «Береги любовь»

Круглый стол

«Не считай ворон, а знай закон»

Цель:

1. Расширить знания учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе.

2. Формировать правовую грамотность, правосознание гражданской позиции.

3. Формировать правовое и нравственное воспитание учащихся, развивать гражданскую активность и воспитание законопослушности.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах и обязанностях детей, то есть о наших с вами правах и обязанностях. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Ребята! В какой стране мы живём? Символы страны. (слайд )
Но ещё мы живём в правовой стране.

Право — это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН. 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. РК присоединилась к этой конвенции в 1994 году. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

2. Знакомство с основными документами о правах ребёнка.

1. Всеобщая декларация прав человека 2. Конвенция о правах ребенка 3. Закон РК «О правах ребёнка»

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.

Конвенциямеждународное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

На нашей земле много государств, и в каждой стране свои законы. Но есть общие всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека. Правила учитывают традиции, обычаи и культуру общества.

Всеобщая декларация прав человека принята в 1948 году. В 2002 году был принят Закон «О правах ребёнка в РК »

— О каких же правах идет речь в конвенции и в Законе «О правах ребёнка в РК »?

На что каждый ребенок имеет право?

А что же такое право? С чем ассоциируется слово «право»? (с законом)

1. Право на учёбу 2. Право на каникулы 3. Право на занятия в кружках, секциях

Школьник не имеет право:

1. Опаздывать без уважительной причины 2. Не выполнять д/з 3. Пропускать уроки без уважительной причины 4. Врать старшим 5. Драться и обижать своих сверстников.

Право – это совокупность правил, которые утверждены государством. А какие права есть у школьника? И есть ли у него права?

3. Чтение стихотворения детьми

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно-

Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родимом языке.»

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки —

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным — все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

(Последние слова чтецы говорят хором)

Права детей:

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

4. Литературно-правовая викторина

Группе зачитываются игровые ситуации, и предлагается выяснить, какая статья из конвенции была нарушена.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

3 ситуация:

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

4 ситуация:

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

5. Обязанности детей.

Каждый ребёнок обязан: — Соблюдать Конституцию и законодательство — Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц — Уважать государственные символы — Заботится о нетрудоспособных родителях — Сохранять историческое и культурное наследие — Сохранять природу и бережно относиться к ней.

6. Беседа: «Ответственность несовершеннолетних»

По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

Что такое ответственность?

Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия и поступки.

Юридическая ответственность – это виды наказаний, которые применяет государство к человеку, не выполнившему обязанности или нарушившему закон. Юридическую ответственность перед государством за своего ребёнка несут родители.

Юридическая ответственность может быть:

— Административной — Уголовной

Виды административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, лицензии.

Виды уголовного наказания: лишение свободы, тюрьма, колония, колония для несовершеннолетних. Уголовное наказание определяется только решением суда. Уголовная ответственность – самая строгая ответственность за совершение преступления (от лишения свободы до смертной казни). Смертная казнь к н/летним не применяется.

— Во сколько лет наступает УО?

За тяжкие преступления в 14 лет: — убийство — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека — кража — грабёж — разбой — вымогательство — терроризм — заведомо ложное сообщение об акте терроризма — вандализм — хулиганство

Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, привлекаются к УО за любые преступления. К ним применяются наказания: — штраф — привлечение к общественным работам — исправительные работы — арест — лишение свободы

Дети до 14 лет считаются малолетними. И к УО не привлекаются. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера: — ограничение досуга — возложение обязанностей загладить причинённый вред — помещение в специальные воспитательные учреждения. Но это не считается уголовным наказанием. Ими занимается КДН.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», — этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трех преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растет число привлеченных к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

Вы видите высказывания великих людей, они помогут вам понять, что не зная законов, своих прав и обязанностей можно пойти по наклонной.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

«Проступок, преступление, правонарушение» (Определение понятий)

7. Разбор ситуаций.

Проступок , преступление , правонарушение — что общего между этими понятиями и чем они отличаются?

1. классифицировать каждую ситуацию что это проступок, правонарушение или преступление.

2. дать определение проступок, правонарушение или преступление.

Ситуация №1-1 Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление?

(В данном случае ученик не совершил ничего противозаконного, но нарушил устав школы в которой он учиться его действие характеризуется как проступок )

Ситуация №1-2 Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, её окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившимся, то они её найдут и разберутся с ней.

( Преступление. Грабёж – открытое хищение чужого имущества Ст. 178 ч.2 УК РК)

Ситуация №1-3 Анатолий, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет

( Административное правонарушение ст.336-1 КРКоАП)

Ситуация №2-1 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут , им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия мальчиков , как проступок, правонарушение или преступление?

(Преступление, вымогательство требование передачи чужого имущества путём угрозы применения насилия ст.181.УК РК )

Ситуация №2-2 Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.

(проступок)

Таким образом, мы с Вами разобрали на примерах, что такое проступок, преступление, правонарушение.

8. Итог занятия:

Сегодня мы с вами говорили о правах и обязанностях детей, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

К сожалению, не все осознают, что их необходимо знать, считают это скучным и ненужным. Серьезно задуматься заставляют лишь высокие стены, обнесенные колючей проволокой.

1. Назовите основные документы, в которых закреплены основные права и обязанности детей.

(Конвенция о правах ребёнка, Закон «О правах ребёнка в РК»)

2. В каком году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

(в 1989 г.).

3. Когда был принят Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»?

( в 2002 г.)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность:

(с 14 лет).

5. Что такое проступок?

6. Что такое правонарушение?

7. Что такое преступление?

Слайд: «Даты по правам человека»

XXI

Век ребенка

2001 г.

Международное десятилетие мира и ненасилие в интересах детей планеты

1 июня

Международный день защиты детей

4 июня

Международный день детей – жертв агрессии

30 августа

День Конституции РК

20 ноября

Всемирный день прав ребенка

10 декабря

День прав человека

16 декабря

День Независимости РК

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий игровая программа нам года не беда
  • Сценарий звездного мальчика
  • Сценарий заседания школьного научного общества
  • Сценарий злой волшебник табак
  • Сценарий звездная страна