Сценарий знатоки литературы

Цель игры: привлечение детей к чтению и расширению читательского кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков групповой интеллектуальной работы.

Интеллектуальная игра «Знатоки литературы»

для старшеклассников

Цель игры: привлечение детей к чтению и расширению читательского кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков групповой интеллектуальной работы.

Форма проведения: по типу телевизионной передачи «Своя игра»

Участники игры: учащиеся старших классов, поделенные на 2-3 команды

Правила игры: игра может проводиться в 2 тура, заключительный тур – финал. В каждом туре есть несколько категорий вопросов разной стоимости, выражающейся в баллах от 100 до 500.Среди вопросов встречаются «кот в мешке» и вопрос – аукцион. Если команде достается «кот в мешке», она должна отдать этот вопрос другой команде. Если команде достается вопрос-аукцион, то отвечать будет та команда, которая сможет поднять стоимость этого вопроса, если никто не поднимает цену вопроса, то стоимость ответа равна номиналу. В финале есть несколько тем. Каждая команда убирает по одной теме, в результате остается одна, на вопрос которой отвечает каждая команда, делая при этом ставки, в зависимости от той суммы, которую они заработали, дойдя до финала.

 Категории 1 тура

Категория

Баллы

Библиотеки и библиотекари

100

200

300

400

500

Книги бывают разные

100

200

300

400

500

Структура книги

100

200

300

400

500

Знакомые незнакомцы

100

200

300

400

500

Писатели и их герои

100

200

300

400

500

Вопросы категории «Библиотеки и библиотекари»

Вопрос за 100 баллов

Назовите имя древнерусского князя, основавшего первую библиотеку на Руси. (Ярослав Мудрый)

Вопрос за 200 баллов

Как с греческого переводится слово «библиотека»?

(«библио» — книга, «текос» — хранилище, книгохранилище)

Вопрос за 300 баллов («кот в мешке»)

Этот русский писатель 30 лет работал библиотекарем и служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св.Владимира 4 степени  (И.А.Крылов)

Вопрос за 400 баллов

Известно, что такие крупнейшие библиотеки древности, как Александрийская и Пергамская, были уничтожены огнем. Библиотека Ассирийского царя Ашшурбанапала во время осады мидийскими кочевниками тоже попала в пожар, но сохранилась. Почему?

(В ней хранились глиняные таблички)

Вопрос за 500 баллов

Какую библиотеку возглавлял древнегречекий поэт Каллимах, живший в IV-III столетии до н.э.?

(Знаменитую Александрийскую библиотеку. Он составил каталог ее книг, который занял целых 120 томов.)

Вопросы категории «Книги бывают разные»

Вопрос за 100 баллов

Как называется старинная рукопись любого размера и вида: на папирусе, пергаменте, бумаге и т.д.?

(Манускрипт)

Вопрос за 200 баллов («кот в мешке»)

Эти книги не пахнут свежей типографской краской. Их переплеты иногда бывают потрепаны и попорчены. Это старые книги.

(Букинистические книги)

Вопрос за 300 баллов (вопрос – аукцион)

Этим словом называется книга, которая хорошо покупается и хорошо продается; она стала модной и заняла первые места в читательском спросе.

(Бестселлер)

Вопрос за 400 баллов

Про такую книгу говорят: книга – малютка, книга – лилипут, мини-издание. Ее размер не превышает 10 см в высоту и в ширину. Как называется такое издание?

(Миниатюрная книга)

Вопрос за 500 баллов

Это редкое издание, особенно ценное, потому что это любое пожизненное издание писателя – классика, либо книга с автографом, пометками великого человека, либо редкостно оформленная книга.

(Антикварная книга)

Вопросы категории «Структура книги»

Вопрос за 100 баллов

Лицо книги, на которой указывается автор и название книги.

(обложка)

Вопрос за 200 баллов(«кот в мешке»)

Как называется сложенный пополам лист бумаги, скрепляющий книжный блок с переплетом?

(форзац)

Вопрос за 300 баллов

Как называется рисунок или портрет, помещаемый слева от титульного листа книги?

(фронтиспис)

Вопрос за 400 баллов(вопрос – аукцион)

Это владельческий знак, оформленный в виде произведений графики или штемпель, наклеиваемый на книгу, обычно на передней внутренней стороне переплета или обложки.

(экслибрис)

Вопрос за 500 баллов

Ленточка – закладка, приклеенная к верхней части книжного блока и предназначенная для вкладывания между страницами книги в нужном месте.

(ляссе)

Вопросы категории «Знакомые незнакомцы»

Вопрос за 100 баллов(«кот в мешке»)

У какого писателя название трех самых значимых произведений начинается на букву «О»?

(Гончаров)

Вопрос за 200 баллов

Какой знаменитый писатель, увидев свой портрет, сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»?

(А.С.Пушкин)

Вопрос за 300 баллов(вопрос – аукцион)

Кто из писателей в 1891г. бросил службу письмоводителя у присяжного поверенного в Нижнем Новгороде и отправился странствовать по России?

(М.Горький)

Вопрос за 400 баллов

Кто из писателей подписывался псевдонимом Московитянин?

(В.Я.Брюсов)

Вопрос за 500 баллов

Этот драматург сделал героями своих произведений «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскворечья». О каком драматурге-классике идет речь?

(А.Н.Островский)

Вопросы категории «Писатели и их герои»

Вопрос за 100 баллов («кот в мешке»)

Какой литературный герой не мог отличить ямба от хорея?

(Евгений Онегин)

Вопрос за 200 баллов

Какой эпиграф взял Н.В.Гоголь для комедии «Ревизор»?

(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)

Вопрос за 300 баллов

Какого цвета были цветы, которые М.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?

(желтого)

Вопрос за 400 баллов

Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черед».

(М.Цветаева)

 Вопрос за 500 баллов (вопрос – аукцион)

«Мохнатый шмель на душистый хмель…». Музыку написал Андрей Петров. А кому принадлежат слова?

(Р.Киплингу)

Финальная игра

Темы игры:

  • Творчество А.С.Пушкина
  • Творчество И.С.Тургенева
  • Творчество Ф.И.Тютчева
  • Творчество М.Ю.Лермонтова
  • Творчество А.А.Блока
  • Творчество С.Есенина

Вопросы к темам

Творчество А.С.Пушкина

Вопрос: О каком празднике праздников написал А.С.Пушкин?

В чужбине свято соблюдаю

Святой обычай старины.

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!      

(Пасха)

Творчество И.С.Тургенева

Вопрос: Чьей памяти посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

(памяти Белинского)

Творчество Ф.И.Тютчева

Вопрос: Назовите фамилию великого русского писателя, почитателя тютчевского таланта.

(Л.Н.Толстой)

Творчество М.Ю.Лермонтова

Вопрос: О каком острове идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Воздушный корабль»?

Есть остров на том океане –

Пустынников мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт.

(о.Эльба – место ссылки Наполеона)

Творчество А.А.Блока

Вопрос: Назовите произведение, написав которое А.Блок воскликнул:

«Сегодня я — гений»

(поэма «Двенадцать»)

Творчество С.Есенина

Вопрос: Как называлась первая книга стихов С.Есенина?  («Радуница»)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Знатоки литературы»


  • Лазарева Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы:

Литература,


Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку















































Загрузить презентацию (1 МБ)


Вид ресурса

Презентация

Предмет, УМК

Литература, УМК любой

Цель и задачи ресурса

Повторение материала, изученного в курсе литературы за 10 класс;
Формирование умений применять полученные знания в новой нестандартной (игровой) форме.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

10 класс

Программа, в которой создан ресурс

PowerPoint 2010

Методические рекомендации по использованию ресурса

Презентацию можно использовать при проведении зачётного урока в конце года или организовать игру между группами, где каждый набирает баллы. Набравшие большее количество баллов принимают участие в суперигре.

Источники информации.

  1. Л.Л. Бельская. Литературные викторины – М.: Просвещение, 2003
  2. Н.В. Францова. Литература. —  М.: «Экзамен», 2005

9.04.2018

Внеклассное мероприятие по литературе для 9-11 классов.

Литературное соревнование «Знатоки литературы»

Автор: Романова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района Плоскошской средней общеобразовательной школы Тверской области.

Описание материала: Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование  для учащихся 9-11 классов.

Цель мероприятия: Определить, расширить объем знаний; пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний вообще.

Задачи :

обучающие:

— углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;

— проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

— развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

— углубление  интереса к предмету;

— развитие  творческих способностей учащихся, активизация желания работать  самостоятельно;

воспитательные:

— воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения  принимать  решение;

— воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Ход игры

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном соревновании.

Один умный человек сказал “Дорогу осилит идущий”.  Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.

Мы приветствуем участников нашей игры!  Итак, все готовы – наша игра начинается.

Задание 1. Знаешь ли ты сказки.

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая)…

Задание 2. Аукцион.

В игре побеждает тот, кто последним назовет фамилию

Писателя

Сказочника

Поэта

Задание 3. Ведущий называет имя писателя или поэта, просит назвать фамилию.

Александр Сергеевич ….. Пушкин

Лев Николаевич….. Толстой

Антон Павлович ….. Чехов

Сергей Александрович…. Есенин

Федор Михайлович …. Достоевский

Вильям…. Шекспир

Оноре де ….Бальзак

Джейм Фенимор… Купер

Эдгар Аллан ….По

Редьярд….Киплинг

Мигель де ….Сервантес

Чингиз…Айтматов

Вениамин….Каверин

Фазиль…. Искандер

Валентин….Катаев, Пикуль, Распутин

Расул ….Гамзатов

Василий… Шукшин

Жюль… Верн

Эрих Мария … Ремарк

Эрнест…. Хемингуэй

Задание 4. Назовите фамилии известных авторов, имеющих имя Михаил.

Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко…

Задание 5. Вспомните и назовите произведения, в названиях которых встречается упоминание о каких-либо днях недели.

«Воскресенье» Л.Н. Толстой

«Клуб «по вторникам» Агата Кристи

«Фиалки по средам» А. Моруа

«Рассказы по понедельникам» Альфонс Доде

Задание 6. Назовите произведения, в названиях которых встречаются какие-либо птицы или животные.

«Дикие лебеди», «Гадкий утенок» Андерсен

«Белая обезьяна» Д. Голсуорси

«Морской волк» Джек Лондон

«Французская волчица», «Лилия и лев» М, Дрюона

«След рыси» Н. Никонова

«Крокодил» Ф.Достоевского

«Собачье сердце» М.Булгакова

«Ранние журавли» Ч. Айтматова

«Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова

«Час быка» И. Ефремова

«Золотой теленок» И. Ильфа и Е.Петрова

«Заклинательница змей» Ф. Сологуба

«Остров пингвинов» А.Франса

Задание 7. Вспомните произведения, в названиях которых встречаются всевозможные титулы.

«Королева Марго» , «Граф Монте-Кристо» А.Дюма

«Маленький принц» Сент-Экзюпери

«Принц и нищий» М.Твен

«Фараон» Б.Пруса

«Князь серебряный» А. Толстого

«Семь подземных королей» А.Волкова

«Княжна Тараканова» Г.Данилевского

Задание 8. Вспомните произведения, в названиях которых содержатся какие-либо родственные отношения.

«Отец Горио» Бальзака

«Дядюшкин сон» Ф.Достоевского

«Мать» М.Горького

«Сестра Керри» Т.Драйзера

«Сестры» Д. Мамина-Сибиряка

«Два брата» М.Лермонтова

«Последний сын вольности» М.Лермонтова

«Братья-разбойники» Пушкина

«История одной матери» Андерсена

«Отец Сергий» Толстого

«Иван Федорович Шпонка и его тетушка» Гоголя

«Наталья, боярская дочь» Карамзина

«Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова

«Сын полка» В.Катаева

«Братья Карамазовы» Ф.Достоевского

«Три сестры» , «Дядя Ваня» Чехова

«Дед Мазай и зайцы» Н.Некрасова

Задание 9. Вспомните произведения, имеющие в своем названии какой-либо определенный цвет.

«Белый клык», «Белое безмолвие» Д.Лондона

«Желтый туман» А. Волкова

«Красное и черное» Стендаля

«Алые перья стрел» Крапивина

«Белый пудель» А.Куприна

«Белые ночи» Ф.Достоевского

«Мороз, красный нос» Н. Некрасова

«Черный человек» С. Есенина

«Голубые города» А.Толстого

«Белый пароход», «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова

«Алые паруса» А.Грина

«Голубая чашка» А.Гайдара

«Голубой карбункул» Конан-Дойля

«Город желтого дьявола» М.Горького

«Аленький цветочек» Аксакова

«Белый вождь» Майн Рида

«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского

«Малиновая вода» Тургенева

Задание 10. Вспомните произведения, имеющие в своем названии числа.

«150 000 000» Маяковского

«10 лет спустя», «20 лет спустя», «45» А.Дюма

«Тысяча и одна ночь»

«Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна

«Сердца трех» Д.Лондона

«Три товарища» Э.М.Ремарка

«Двенадцатая ночь» Шекспира

«7 подземных королей» А.Волкова

«Петр 1» А.Толстого

«В августе 44-го» Богомолова

«Три дня в деревне» Л.Толстого

«12 стульев» Ильфа и Петрова

«Два капитана» Каверина

«3 толстяка» Ю.Олеши

«17 мгновений весны» Ю.Семенова

«3-е в лодке, не считая собаки» Д.К.Джерома

«Вокруг света в 80 дней» Ж.Верна

«10 негритят» А.Кристи

«12 месяцев» Маршака

«Первая любовь» И. Тургенева

«12» Блока

Задание 11. Вспомните произведения, названия которых строится по формуле «имя + фамилия» героя.

«Анна Каренина» Л.Толстого

«Мартин Иден» Д.Лондона

«Евгений Онегин» Пушкина

«Борис Годунов» Пушкина

«Анна Снегина» Есенина

«Тарас Бульба» Гоголя

«Макар Чудра» Горького

«Джейн Эйр» Ш.Бронте

«Мери Поппинс» П.Трэверс

«Питер Пэн» Д.Барри

«Фома Гордеев» М.Горького

«Вл.Маяковский» Маяковского

Задание 12. Вспомните произведения, имеющие в своем названии драгоценные камни и металлы.

«Золотой жук» По

«Гранатовый браслет» Куприна

«Алмазный мой венец» В. Катаева

«Малахитовая шкатулка» Бажова

«Голубой карбункул» Конан-Дойля

«Изумруд» Куприна

«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова

«Князь серебряный» А.Толстого

«Золотой ключик» Толстого

«Серебряное копытце», «Золотой волос», «Аметистовое дело», «Хрустальный лак» Бажова

«Золотая цепь» Грина

«Золотой теленок» Ильфа и Петрова

Задание 13. Вспомните произведения, в названиях которых встречаются различные виды насекомых.

«Осиное гнездо» А.Кристи

«Овод» Э.Л.Войнич

«Клоп» Маяковского

«Повелитель блох» Э.Гофмана

«Муравьи» А. Моруа

«Муха-Цокотуха» К.Чуковского

«Тараканище» Чуковского

«Стрекоза и Муравей» Крылова

«Золотой жук» По

Задание 14. Вспомните произведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо часть лица.

«Нос» Гоголя

«Карлик нос» В. Гауфа

«Мороз, Красный нос» Н. Некрасова

Задание 15. Вспомните пары братьев писателей.

Братья Гримм

Братья Гонкур
Братья Вайнеры

Братья Стругацкие

Братья Жемчужниковы

Братья В. И С. Крапивины («Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина младшего»)

Задание 16. Кем написано самое длинное произведение и как оно называется.

Эмиль Золя «Ругон –Маккары» (20 томов)

Ведущий:Дорогие участники игры, зрители и болельщики! Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей игры, проверили свои знания, учли на будущее свои ошибки. Успехов вам в учебе! Дерзайте и пусть девиз нашего праздника “Дорогу осилит идущий!” будет девизом вашей жизни!

Внеаудиторное мероприятие (интеллектуальная игра)

для студентов I курса «Знатоки литературы»

Введение

Внеаудиторное мероприятие «Знатоки литературы» проводится для студентов I курса ГБПОУ КК НКРП и с их непосредственным участием в рамках декады УМО общих социальных и гуманитарных наук.

Основные цели проведения мероприятия:

  • расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;

популяризация художественной литературы среди студентов;

развитие интереса к родному языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого мышления;

  • воспитание здорового духа соперничества среди студентов группы; воспитание гражданственности;

  • укрепление коллектива группы.

Дата проведения данного мероприятия определяется в соответствии с планом работы предметной комиссии на текущий учебный год, а так же с планом проведения декады отделения социально-гуманитарных наук и I курса.

Мероприятие проводится как конкурсная интеллектуальная игра. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Для болельщиков также проводятся небольшие конкурсы.

Данное мероприятие предполагает участие двух команд от группы в составе 7 человек каждая.

В качестве домашнего задания необходимо подобрать пословицы, поговорки, изречения, афоризмы великих людей о книгах, литературе.

Состав жюри: зав. отделением I курса, преподаватели (2 человека).

Оборудование:

  • портреты писателей и поэтов;

  • выставка художественной литературы;

  • плакаты с изречениями великих людей о книгах, литературе;

  • листы для учета выполнения командами конкурсных заданий;

  • жетоны для болельщиков.

Ход мероприятия

О, раскройте глаза свои шире,

Нараспашку вниманье и слух,-

Это же самое дивное в мире,

Чем вас жизнь одарит вокруг!

Николай Асеев

Ведущий: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник» Демьян Бедный

(Команды занимают свои игровые места).

1 конкурс для команд – это проверка домашнего задания. Вам необходимо было подобрать пословицы и поговорки, афоризмы, изречения, литературные цитаты о книге, о литературе.

(Проверка домашнего задания и оценка жюри).

Очень часто, приходя в библиотеку, вы просите у библиотекаря книгу, а название или автора перепутали.

2 конкурсное задание:

Какие произведения вы имели в виду, запрашивая у библиотекаря:

(Время на выполнение задания 5 минут)

«Храбрый песец»

«80000 лет под водой»

Жорж Симедол

«Альпийская совесть»

«Мальчик на шпаге»

«Безумная езда в Киев»

«Белый пудинг»

«Книжное обострение»

«Княжна Наркоманова»

«Акулья пасть»

«Замочить пародиста»

«Малина классная»

«Водоросль»

Фёдор Чючев

(«Храбрый Персей»)

(«80000 лье под водой»)

(Жорж Сименон)

(«Альпийская повесть»)

(«Мальчик со шпагой»)

(«Безумная Евдокия»)

(«Белый пудель»)

(«Книжное обозрение»)

(«Княжна Тараканова»)

(«Челюсти»)

(«Убить пересмешника»)

(«Калина красная»)

(«Недоросль»)

(Фёдор Тютчев)

«Бледная Лиза» («Бедная Лиза»)

Конкурс для зрителей: угадайте, о чём идет речь

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь в десять раз умней.

Экспресс-викторина:

1.Укажите произведение, героями которого являются Андрей Петрович Гринёв, Маша Миронова? («Капитанская дочка»)

2. …Ярославна, князь Игорь. Где происходит действие поэмы «Мцыри». Кто её автор?(«Слово о полку Игореве»)

3. Где происходит действие поэмы «Мцыри». Кто её автор? (На Кавказе. М.Ю.Лермонтова)

4. Вспомните, чему учил дед Каширин своего внука Алексея Пешкова? (Грамоте)

5.За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что…(хвалит он Кукушку).

6.Недаром говорится,

Что …(дело мастера боится).

3 конкурс для команд.

Отгадав загадку, вам надо назвать писателя, у которого есть произведение с таким названием. Задание это очень сложное.

(Время на выполнение задания 5 минут):

  1. На улице столбом – в небе скатертью.

(«Дым», И.С.Тургенев)

  1. Есть глаза – не видят, есть рот – не говорит, есть уши – не слышит, есть нос – не нюхает.

(«Портрет», Н.В.Гоголь)

  1. Дедушка мост мостил без топора и без ножа.

(«Мороз – Красный нос», Н.А.Некрасов)

  1. Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка, по дороге той ползет, весь обоз одна везет.

(«Железная дорога», Н.А.Некрасов)

  1. Белый холст встал во весь рост, ветер задержал, по морю побежал.

(«Парус», М.Ю.Лермонтов)

Конкурс для зрителей: Назовите литературные произведения, которые названы кличкой собаки («Муму», «Каштанка», «Белый Бим – Черное ухо» и т.д.)

Назовите сказки, в названии которых есть числительные («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка» и т.д.)

4 конкурс для команд.

Ответьте на вопросы:

(вопросы задаются командам по-очереди)

  1. Что это за сказка, в которой три главных героя, три брата. Они одинакового роста и возраста. В борьбе с трудностями и невзгодами они приобретают опыт, закаляют свой характер, учатся преодолевать трудности сообща, каждое дело учатся выполнять качественно.

(«Три поросенка», английская сказка)

  1. Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье.

(«Аленький цветочек», С.Аксаков)

  1. Что это за предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата.

(Баба Яга)

  1. Этот герой не послушался своих умудренных опытом родителей и поплатился за это своей жизнью.

(Колобок)

  1. Эти герои вынуждены были уйти из дома, но создав музыкальный коллектив, сумели выжить в трудных условиях.

(Бременские музыканты)

5 конкурс для команд.

Стихи живые сами говорят,

И не о чём-то говорят, а что-то

(С.Я.Маршак).

Следующее задание «Досочините стихотворение»

(Время на выполнение задания 5 минут):

1) Я думал, что у красоты твоей

В поддельных красках надобности нет.

Я думал: ты прекрасней и милей

Всего, что может высказать поэт,

То, что во взоре светится твоем…

2) Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которую моряк определяет…

3)Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной,

Мы в нежных розах ценим аромат,…

Конкурс для зрителей: А стихи о любви вы знаете? Давайте вспомним знаменитое пушкинское «Я помню чудное мгновенье…».

Прочитаем вместе, я буду начинать, а вы продолжать.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной (явилась ты)

Как мимолетное (виденье),

Как гений (чистой красоты).

В томленьях грусти (безнадежной)

В тревогах шумной (суеты),

Звучал мне долго голос (нежный)

И снились милые (черты).

Шли годы. Бурь порыв (мятежный)

Рассеял прежние (мечты).

И я забыл твой голос (нежный),

Твои небесные (черты).

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо (дни мои)

Без божества, (без вдохновенья),

Без слез, без жизни, (без любви).

Душе настало пробужденье;

И вот опять (явилась ты)|

Как (мимолетное виденье),

Как (гений чистой красоты).

И сердце бьется в (упоеньи),

И для него воскресли (вновь)

И божество, (и вдохновенье),

И жизнь, и (слезы, и любовь).

Пока команды занимаются стихотворчеством, вам тоже предоставляется такая возможность. Даны слова, рифмующиеся в конце параллельных стихотворных строчек, вам необходимо досочинить двустишие или четверостишие.

1………………….кусался

……………………спасался

……………………опасался

……………………боялся.

2………………….Мирон

……………………ворон.

3………………….забор

……………………топор.

6 конкурс для команд.

Вам необходимо вспомнить стихотворения русских поэтов о природе.

Кому принадлежат эти строки?

(Время на выполнение задания 5 минут)

1) Мороз и солнце; день чудесный!… (А.С.Пушкин)

2) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…(А.С.Пушкин)

3) Унылая пора! Очей очарованье!… (А.С.Пушкин)

4) Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман тернистый путь блестит…(М.Ю.Лермонтов)

5) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)

6) Зима не даром злиться,

Прошла ее пора…(Ф.И.Тютчев)

7) Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…(Ф.И.Тютчев)

8) Чудная картина,

Как ты мне родна…(А.А.Фет)

9) Колокольчики мои,

Цветики степные! (А.К.Толстой)

10) Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…(А.Н.Майков)

11) Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (А.А.Фет)

12) Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая! (К.Д.Бальмонт)

13) Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром. (С.Есенин)

Конкурс для зрителей: Вспомните поэта, который написал

следующие строки:

  1. И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)

  1. У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…(А.С.Пушкин)

  1. Я памятник воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…(Г.Р.Державин)

  1. Открылась бездна, звезд полна

Звездам числа нет, бездне – дна…(М.В.Ломоносов)

  1. Послушайте, ведь если звёзды зажигаются,

Значит это кому-нибудь нужно…(В.В.Маяковский)

  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…(Ф.И.Тютчев)

  1. Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на слона…(И.А.Крылов)

  1. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…(А.Л.Барто)

  1. Нынче Муха-Цокотуха именинница…(К.И.Чуковский)

7 конкурс для команд. Отгадайте героя по описанию его внешности и поведения.

(Время на выполнение задания 5 минут)

  1. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод…

Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку…

(Чичиков. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

  1. Когда Чичиков взглянул искоса на…, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги…

(Собакевич. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

  1. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; а в транспорте был офицер, молодой человек лет 25. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…

(Печорин. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

  1. А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск… (Катерина. А.Н.Островский «Гроза»)

  2. Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных –

…, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,…

(Евгений Онегин. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…

(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)

  1. Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же

месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что все уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.

(Акакий Акакиевич Башмачкин. Н.В.Гоголь «Шинель»)

  1. Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда…

(Василий Тёркин. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»)

  1. Весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был ещё трёх лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

(Митрофанушка. Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

  1. Весь он был складный, точёный, острый… Его атласный, шитый шёлками, глухой жилет был стар, вытерт; ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.

Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы…

(Дед Каширин. М.Горький «Детство»)

  1. Путешественница отодвинула потихонечку заслонку, поглядела, не назвал ли сын её в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезли из печки, окинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле.

(Солоха. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

  1. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.

Этот молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга,…, едет, говорит, в Саратовскую губернию и,…, престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. (Иван Александрович Хлестаков. Н.В.Гоголь «Ревизор»)

Конкурс для зрителей: Во многих произведениях встречаются слова, не понятные современным читателям. Обычно они объясняются в сносках. Вам предстоит самим выбрать определения для слов. Покажите ваш интеллект.

  1. Что такое понт?

а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.

  1. Басурманин – это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание (иноверец).

  1. Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу; б) в книге; в) на карте.

  1. Агнец – это:

а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь.

  1. Василиск – это:

а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила.

  1. Какого цвета бывают ланиты?

а) красного; б) зелёного; в) синего.

  1. Можно ли верить забобонам (сказки, бредни)?

а) да; б) нет.

  1. Во время битвы живот (жизнь) можно:

а) набить; б) отрастить; в) потерять.

Подводим итоги последнего конкурса для команд и всей игры. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

(Награждение команды- победительницы и активных игроков).

Заключение:

Литература – это необъятный мир, в котором есть чему поучиться всем нам. Хочется вспомнить слова великого русского народа, который сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Эти слова с полным правом можно отнести к любому художественному произведению, будь то повесть, рассказ, роман, басня, стихотворение.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда б вы не прочли хоть одной странички…» Константин Паустовский

12

Внеклассное
мероприятие по литературе.

          Литературное
соревнование «Знатоки литературы»

Описание
материала
:
Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование  для студентов
1 курса.

Цель мероприятия: Определить, расширить объем  знаний;
пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний  вообще.

Задачи :

обучающие:

— углубление,
обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;


проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:


развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;


углубление  интереса к предмету;


развитие  творческих способностей учащихся, активизация желания
работать  самостоятельно;

воспитательные:


воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению
партнера, формирование умения  принимать  решение;


воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Ход
игры

Ведущий:
 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном
соревновании.

 Один
умный человек сказал “Дорогу осилит идущий”.  Пусть эти слова будут
девизом нашего праздника.

Мы приветствуем участников нашей игры!  Итак, все готовы – наша игра
начинается.

Задание
1.
   
Знаешь ли  ты  сказки.

  Подберите  прилагательные-эпитеты к  именам 
существительным, которые  часто встречаются  в сказках.

  
Молодец  (добрый), девица (красная), солнце (ясное),  ночь (лунная), конь 
(вороной), лес (дремучий),  вода (живая), дорога (прямоезжая)…

Задание
2
.  
Аукцион.

  
В  игре  побеждает  тот, кто  последним  назовет  фамилию

1.      Писателя

2.     Сказочника

3.     Поэта

Задание
3.
 
Ведущий  называет  имя  писателя или  поэта, просит  назвать  фамилию.

  
Александр   Сергеевич  ….. Пушкин

Лев  
Николаевич….. Толстой

Антон 
Павлович ….. Чехов

Сергей 
Александрович…. Есенин

Федор
Михайлович …. Достоевский

Вильям….
Шекспир

Оноре 
де ….Бальзак

Джейм 
Фенимор… Купер

Эдгар 
Аллан  ….По

Редьярд….Киплинг

Мигель 
де ….Сервантес

Чингиз…Айтматов

Вениамин….Каверин

Фазиль….
Искандер

Валентин….Катаев,
Пикуль, Распутин

Расул 
….Гамзатов

Василий…
Шукшин

Жюль…
Верн

Эрих 
Мария  … Ремарк

Эрнест….
Хемингуэй

Задание
4.

Назовите  фамилии  известных авторов, имеющих  имя  Михаил
.

  
Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко…

Задание
5
.
Вспомните и назовите  произведения,  в  названиях которых  встречается 
упоминание о каких-либо днях  недели.

 «Воскресенье»  
Л.Н. Толстой

«Клуб 
«по вторникам» Агата  Кристи

«Фиалки 
по средам» А. Моруа

«Рассказы
по понедельникам» Альфонс Доде

Задание
6.
 
Назовите  произведения, в названиях  которых  встречаются  какие-либо  птицы
или животные.

 
«Дикие  лебеди», «Гадкий  утенок» Андерсен

«Белая 
обезьяна»  Д. Голсуорси

«Морской 
волк» Джек Лондон

«Французская
волчица», «Лилия и лев» М, Дрюона

«След
рыси» Н. Никонова

«Крокодил»
Ф.Достоевского

«Собачье
сердце» М.Булгакова

«Ранние
журавли» Ч. Айтматова

«Пегий
пес, бегущий краем  моря» Ч. Айтматова

«Час
быка» И. Ефремова

«Золотой
теленок» И. Ильфа и Е.Петрова

«Заклинательница
змей» Ф. Сологуба

«Остров
пингвинов» А.Франса

Задание
7.
 
Вспомните произведения, в названиях которых встречаются всевозможные титулы.

«Королева
Марго» , «Граф  Монте-Кристо» А.Дюма

«Маленький
принц» Сент-Экзюпери

«Принц
и нищий» М.Твен

«Фараон»
Б.Пруса

«Князь
серебряный» А. Толстого

«Семь
подземных королей» А.Волкова

«Княжна
Тараканова» Г.Данилевского

Задание
8.

Вспомните произведения, в названиях которых содержатся какие-либо
родственные отношения.

«Отец
Горио» Бальзака

«Дядюшкин
сон» Ф.Достоевского

«Мать»
М.Горького

«Сестра
Керри» Т.Драйзера

«Сестры» 
Д. Мамина-Сибиряка

«Два
брата» М.Лермонтова

«Последний
сын вольности»  М.Лермонтова

«Братья-разбойники»
Пушкина

«История
одной  матери» Андерсена

«Отец
Сергий» Толстого

«Иван
Федорович Шпонка и его тетушка» Гоголя

«Наталья,
боярская дочь» Карамзина

«Детские
годы Багрова-внука» С.Аксакова

«Сын
полка» В.Катаева

«Братья
Карамазовы» Ф.Достоевского

«Три
сестры» , «Дядя Ваня»  Чехова

«Дед
Мазай и зайцы» Н.Некрасова

Задание
9.

Вспомните произведения, имеющие в своем  названии какой-либо определенный
цвет.

«Белый
клык», «Белое безмолвие»  Д.Лондона

«Желтый
туман» А. Волкова

«Красное
и черное» Стендаля

«Алые
перья стрел» Крапивина

«Белый
пудель» А.Куприна

«Белые
ночи» Ф.Достоевского

«Мороз,
красный нос» Н. Некрасова

«Черный
человек» С. Есенина

«Голубые
города» А.Толстого

«Белый
пароход», «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова

«Алые
паруса» А.Грина

«Голубая
чашка» А.Гайдара

«Голубой
карбункул» Конан-Дойля

«Город
желтого дьявола» М.Горького

«Аленький
цветочек» Аксакова

«Белый
вождь» Майн Рида

«Белый
Бим Черное ухо» Г.Троепольского

«Малиновая
вода» Тургенева

Задание
10
.
Вспомните произведения, имеющие в своем  названии  числа.

«150 000 000» 
Маяковского

«10
лет спустя», «20 лет спустя», «45» А.Дюма

«Тысяча
и одна ночь»

«Пятнадцатилетний
капитан» Ж.Верна

«Сердца
трех» Д.Лондона

«Три
товарища» Э.М.Ремарка

«Двенадцатая
ночь» Шекспира

«7
подземных королей» А.Волкова

«Петр
1» А.Толстого

«В
августе 44-го» Богомолова

«Три
дня в деревне» Л.Толстого

«12
стульев» Ильфа и Петрова

«Два
капитана» Каверина

«3
толстяка»  Ю.Олеши

«17
мгновений весны» Ю.Семенова

«3-е
в лодке, не считая собаки» Д.К.Джерома

«Вокруг
света в 80 дней» Ж.Верна

«10
негритят» А.Кристи

«12
месяцев» Маршака

«Первая
любовь» И. Тургенева

«12»
Блока

Задание
11.
Вспомните
произведения, названия которых строится по формуле «имя + фамилия» героя.

«Анна
Каренина» Л.Толстого

«Мартин
Иден» Д.Лондона

«Евгений
Онегин»  Пушкина

«Борис
Годунов»  Пушкина

«Анна
Снегина»  Есенина

«Тарас
Бульба»  Гоголя

«Макар
Чудра»  Горького

«Джейн
Эйр»  Ш.Бронте

«Мери
Поппинс» П.Трэверс

«Питер
Пэн»  Д.Барри

«Фома
Гордеев» М.Горького

«Вл.Маяковский»
Маяковского

Задание
12.

Вспомните произведения, имеющие в своем  названии   драгоценные камни и
металлы.

«Золотой
жук»  По

«Гранатовый
браслет» Куприна

«Алмазный
мой венец» В. Катаева

«Малахитовая
шкатулка»  Бажова

«Голубой
карбункул» Конан-Дойля

«Изумруд» 
Куприна

«Волшебник
Изумрудного города»   А.Волкова

«Князь
серебряный» А.Толстого

«Золотой
ключик» Толстого

«Серебряное
копытце», «Золотой волос», «Аметистовое дело», «Хрустальный лак» Бажова

«Золотая
цепь»  Грина

«Золотой
теленок»   Ильфа и Петрова

Задание
13

Вспомните произведения, в названиях которых встречаются различные виды
насекомых
.

«Осиное
гнездо» А.Кристи

«Овод»
Э.Л.Войнич

«Клоп» 
Маяковского

«Повелитель
блох» Э.Гофмана

«Муравьи»
А. Моруа

«Муха-Цокотуха» 
К.Чуковского

«Тараканище»
Чуковского

«Стрекоза
и Муравей» Крылова

«Золотой
жук»   По

Задание
14

Вспомните произведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо
часть лица
.

«Нос» 
Гоголя

«Карлик 
нос»  В. Гауфа

«Мороз,
Красный нос» Н. Некрасова

Задание
15.
 
Вспомните пары  братьев писателей.

Братья
Гримм

Братья
Гонкур
Братья Вайнеры

Братья
Стругацкие

Братья
Жемчужниковы

Братья
В. И С. Крапивины («Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина младшего»)

Задание
16.
 
Кем  написано  самое длинное произведение и как оно  называется.

    
Эмиль  Золя «Ругон –Маккары» (20 томов)

Ведущий: Дорогие
участники игры, зрители и болельщики!  Надеюсь, что вы получили удовольствие от
нашей игры, проверили свои знания, учли на будущее свои ошибки. Успехов вам в
учебе! Дерзайте и пусть  девиз нашего праздника  “Дорогу осилит идущий!” будет
девизом вашей жизни!



Сценарий «Знатоки детской литературы»

КОУ «Сургутская школадетский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сценарий для педагогического совета

Деловая игра «Знатоки детской литературы»

Старший воспитатель: Зуб С.М.

Сургут

2014

2

Цель:

*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение детской

художественной литературы в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть

творческий потенциал каждого педагога.

Материал: презентация заданий, иллюстрации к сказке «Репка» 2 штуки, детская

художественная литература, подготовленные консультации на тему: «Роль детской книги в

речевом развитии» для родителей своей возрастной группы, белая бумага, ручки, приз.

ТСО: интерактивная доска, магнитная доска, компьютер.

3

Деловая игра для педагогов и специалистов проводится в конференцзале и является

практической частью педагогического совета «Развитие речи и речевого общения

детей посредством произведений художественной литературы».

Ведущий:

Уважаемые педагоги, предлагаем вам сыграть в деловую игру. Как и во всех играх у нас

будет победитель, а чтобы им стать нужно собрать, как можно больше героев из сказки

«Репка», в зачёт своей команды.

Для этого вам нужно разделиться на 2 команды.

1 команда педагогов (Младшая группа «Колокольчик», Подготовительные группы

«Василёк», «Рябинка»).

2 команда педагогов (Подготовительная группа «Ромашка», старшая группа «Радуга»,

средняя группа «Солнышко»).

Выбор капитанов (выбирают и представляют своего капитана).

Игра начинается с разминки капитанов. Вопросы задаются поочерёдно.

Задание № 1. «Разминка». Слайд №2

1. Как звали кота из сказок про дядю Федора из Простоквашино? Кто Автор?

А) Мурзик

Б) Полоскин

В) Матроскин

2. Назовите название и автора сказки, в которой есть такие слова: «Лети, лети лепесток,

через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты

земли – быть помоему вели».

А) Аленький цветочек.

Б) Цветик семицветик.

В) Три поросенка.

3. Вспомните и назовите героя русской народной сказки, который растаял от тепла.

А) Незнайка.

Б) Мороз Иванович.

В) Снегурочка.

4. Назовите автора книги «Приключение Незнайки и его друзей»

А) Николай Николаевич Носов.

Б) Сергей Владимирович Михалков.

В) Самуил Яковлевич Маршак.

5. Как звали главных героев из сказки Уолда Диснея «Три поросенка»?

А) НикНик, НакНак, НукНук.

Б) Хрюша, Степашка и Филя.

В) НифНиф, НафНаф и НуфНуф.

4

6. Назовите знакомых вам авторов, которые пишут басни.

А) С. В. Михалков.

Б) Иван Андреевич Крылов.

В) А.С. Пушкин

7.Что несла Красная шапочка бабушке?

А) Пирожки и горшочек масла; Б) Сметана и вареники ; В) Блинчики и кефир.

Ведущий: В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию. Вы

все хорошо их знаете.

Задание №2 «Расположите задачи в порядке возрастания». Слайд №3

1.Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия в

сказке, сопереживать героям произведения. (2я младшая группа)

2.Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и

на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

(Средняя группа)

4.Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать

поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально

передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. Развивать чувство

юмора. (Подготовительная группа)

3.Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого

жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического

произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. Воспитывать чуткость к

художественному слову. (Старшая группа)

Задание №3

Назвать детские художественные произведения, написанные: Слайд №4 (проверка ответа 5)

А) К.И. Чуковским Мухацокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе»,

«Краденное солнце», «Айболит» и др.)

Б) В.Сутеев Мешок яблок», «Три котёнка», «Кто сказал мяу?» , «Под грибом» и др.)

В) Н.Н.Носов («Приключение незнайки и его друзей», «Огурцы», «Живая шляпа» и т.д.)

Г) С.Я.Маршак («Зоосад», «Жираф», «Зебра», «Где обедал воробей», «Сказка об умном мышонке»

и т.д.)

Задание №4

Определите название художественного произведения и его автора по предложенному

отрывку слайд №6 (проверка №7,8)

1 команда

А) Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

Постой, я тоже кочергу возьму.

Да у нас другой кочерги нет.

Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Где же она?…….спрашивает Вадик. (Н.Носов «Живая шляпа»)

5

Б) «…Как услышал царьотец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ…»

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

2 команда

В) « Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал ну невозможно есть! Тогда

посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял

и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное,

потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…»

. Драгунский «Тайное становится явным»)

Г) «У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники –

Столяры и плотники!» (В. Маяковский «Кем быть?»)

Задание 5

Игра «Чудесный мешочек». Слайд 9,10

Предлагается командам назвать, одним словом.

1) образное, краткое изречение, метко определяющее какоелибо явление (поговорка)

2) короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом

моралью(басня)

3) устное народное творчество. Песнясказание, основанное на реальных событиях

(былина)

4) основной вид устного народного творчества, художественное повествование

фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

5) короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

6) устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

7) небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения

(песня)

8) вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения

(загадка)

9) краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

10) короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся

переплясом (частушка)

6

Задание 6

«Презентации консультаций для родителей». Слайд №11

Ведущий:

Исходя из подготовки к тематической проверке «Развитие речи и речевого общения детей

посредством художественной литературы» вы должны были подготовить консультации для

родителей своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.

Задание 7. Слайд №12

Ведущий:

Исходя из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи

для детей и о детях предлагаю вам устроить небольшой конкурс наилучшего чтеца.

Победителем будем выбирать все вместе.

«Конкурс детских стихов среди воспитателей и специалистов»

Предлагаются стихотворения (К.И. Чуковского «Федорино горе»). Команды выбирают, кто

из педагогов будет читать стихотворение.

Подводятся итоги «Деловой игры». Слайд№13

Награждение. Победившая команда получает –приз! Слайд№14

7

1) образное, краткое изречение, метко

определяющее какоелибо явление.

2) короткий рассказ, чаще всего

стихотворный, иносказательного

содержания с выводомморалью.

3) устное народное творчество. Песня

сказание, основанное на реальных

событиях.

4) основной вид устного народного

творчества, художественное

повествование фантастического,

приключенческого или бытового

характера.

8

5) короткий, веселый рассказ с

остроумной концовкой на

злободневную тему.

6) устное народное творчество,

народная мудрость.

7) небольшое лирическое

произведение, предназначенное для

вокального исполнения.

8) вид устного народного творчества,

вопрос или задание, которое требует

решения.

9) краткое выразительное изречение,

имеющее поучительный смысл.

9

10) короткая из 2 или 4 строчек

припевка в быстром темпе, часто

сопровождающаяся переплясом .

10

1 команда

А) Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её

кочергой тресну.

Постой, я тоже кочергу возьму.

Да у нас другой кочерги нет.

Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули

в комнату.

Где же она?…….спрашивает Вадик.

Б) «…Как услышал царьотец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ…»

2 команда

В) «… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал ну

невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже

стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу

всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я,

наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр

выплеснул кашу на улицу в окно…»

Г) «У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники

Столяры и плотники

Цели и задачи:

-Повторить и закрепить изученный  материал, способствовать поднятию интереса к   получению новых знаний.

— Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде.

-Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Блок 1

«Разминка»

1.Этот гениальный датский сказочник утверждал, что «человек-сам кузнец своей судьбы» (Андерсен)

2.Что потерял Иа-Иа в сказке  А.Милна о Винни-Пухе? (хвост)

3.Он блоху подковал (Левша)

4.Кто автор сказки «Конек – Горбунок»? (Ершов)

5.Крестная сказочной Золушки.(фея)

6.Герой произведения Агнии Барто, которому оторвали лапу?(мишка)

7.Содержимое воза «мужичка с ноготок» у Н.Некрасова.(хворст)

8.Что обозначает фамилия Жилина из рассказа-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?(жила)

Блок 2

Соединить имя литературного персонажа из левой колонки с фамилией автора в правой части задания.

Данила –мастер                                                      И.А.Крылов

Дениска                                                                    Л.Н.Толстой

Костылин                                                                  П.П.Бажов

Муму                                                                         А.С.Пушкин

Моська                                                                      И.С.Тургенев

Руслан и Людмила                                                  В.Ю.Драгунский

Блок 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Сценарий

игры

«Знатоки литературы»

в рамках Предметной Недели

русского языка и литературы

среди учащихся

5-а, б классов

учитель русского языка и литературы

Ефремова Елена Львовна

г. Новомосковск, 2015

Цели и задачи:

-Повторить и закрепить изученный  материал, способствовать поднятию интереса к   получению новых знаний.

— Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде.

-Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Блок 1

«Разминка»

1.Этот гениальный датский сказочник утверждал, что «человек-сам кузнец своей судьбы» (Андерсен)

2.Что потерял Иа-Иа в сказке А.Милна о Винни-Пухе? (хвост)

3.Он блоху подковал (Левша)

4.Кто автор сказки «Конек – Горбунок»? (Ершов)

5.Крестная сказочной Золушки.(фея)

6.Герой произведения Агнии Барто, которому оторвали лапу?(мишка)

7.Содержимое воза «мужичка с ноготок» у Н.Некрасова.(хворст)

8.Что обозначает фамилия Жилина из рассказа-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?(жила)

Блок 2

Соединить имя литературного персонажа из левой колонки с фамилией автора в правой части задания.

Данила –мастер И.А.Крылов

Дениска Л.Н.Толстой

Костылин П.П.Бажов

Муму А.С.Пушкин

Моська И.С.Тургенев

Руслан и Людмила В.Ю.Драгунский

Блок 3

«Вернисаж литературных героев»

Назвать героя и произведение:

1. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, (Герасим. «Муму» И С Тургенев.)

3. Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица. П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)

4 «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…»

(Незнайка. Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Блок 4

«Литературный батл»

1.Назовите номер кабинета литературы.

2.Фамилия, имя, отчество учителя литературы.

3.Назовите автора учебника литературы

4.Любимо слово Вашего учителя литературы.

5.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить.

6.Сколько раз в неделю вы занимаетесь литературой?

Блок 5

В сказках много певцов, кто только в них не поет. Вспомнить песенки героев. Напеть.

Блок 6

Назвать произведение, автора по иллюстрации

«Снежная королева» Х.К.Андерсен

«Красная Шапочка»

А.С.Пушкин «Сказка о Попе..»

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

И.А.Крылов «Квартет»

И.С.Тургенев «Муму»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

А.П.Чехов «Хирургия»

Блок 7

По горизонтали:1.Что мешало спать принцессе? 5. Кто съел людоеда?6.Кто говорил?: Сесть бы на пенек Съесть бы пирожок.8.Что несла  Красная Шапочка бабушке?10. Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие?11. Кто говорил?: Не садись на пенек Не ешь пирожок.12. Курочка….

По вертикали:2. Один из женихов Дюймовочки?3. Чем угощала Лиса Журавля?4. Папа Буратино?5. Кто жених мухи Цокотухи?7. Продавец лечебных пиявок?8. Итальянский Буратино?9. Из какого металла был сделан андерсеновский солдат?10. Крокодильчик из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»?

Ответы:

По горизонтали: 1. Горошина 5. Кот 6. Медведь. 8. Пирожок. 10. Колобок 11. Маша 12. Ряба

По вертикали: 2. Крот 3. Каша 4. Карло 5. Комарик 7. Дуремар 8. Пиноккио 9. Олово 10. Кокоша.

http://www.igraza.ru/kross-litskaz.htm

Цель: формирование у пользователей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры, повышение читательской и творческой активности.

Часть 1

1. Кто был певцом страны «незнаемой», расположенной за Москвой-рекой? Кого назвали «Колумбом Замоскворечья» в XIX веке?

(А. Н. Островский, драматург)

2. Кто из русских писателей XIX века путешествовал на фрегате «Паллада» (он же был цензором)?

(И. А. Гончаров.)

3. Кто умел замечать и быстро отображать изменения, произошедшие в жизни, в своих произведениях?

(И. С. Тургенев)

4. Перечислите произведения русского писателя, которые начинаются на букву «о». Кто это?

(И. А. Гончаров: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)

5. Перечислите романы И. С. Тургенева.

(«Рудин», «Отцы и дети», «Накануне», «Новь», «Дым»)

6. Кто «лиру посвятил народу своему»?

(Н. А. Некрасов)

7. Кто создал сказки для детей изрядного возраста?

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

8. Кто создал образ прекрасной чистой девушки? Как он называется?

(И. С. Тургенев, «тургеневская девушка»)

9. Кого называют титаном русской литературы XIX века?

(Л. Н. Толстой)

10. Кто из русских писателей «выдавливал по капле из себя раба»?

(А. П. Чехов)

11. Кто написал стихи в прозе? Самое известное из них?

(И. С. Тургенев. «Русский язык»)

12. Кто автор этих строк: «Умом Россию не понять…»?

(Ф. И. Тютчев)

Часть 2

Назовите автора и произведение.

1. «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

2. «Гений и злодейство — две вещи несовместные».

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

3. «Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья».

(А. А. Фет)

4. «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить».

(Ф. И. Тютчев)

5. «И дым Отечества нам сладок и приятен».

(А. С. Грибоедов «Горе от ума».)

6. «Бороться и искать,

Найти и не сдаваться»

(В. Каверин «Два капитана»)

7. «У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть».

(Н. В. Гоголь «Ревизор»)

8. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

(Л. Толстой «Анна Каренина»)

9. «К нему и птица не летит,

И тигр нейдет; лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный».

(А. Пушкин «Анчар»)

10. «Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит».

(М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)

11. «Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет».

(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

12. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».

(А. П. Чехов «Вишневый сад»)

13. « Напрасно мне кудесники сулили

Дни долгие, дни власти безмятежной».

(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)

14. «Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

15. «Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал».

(А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)

16. «Я за эти месяцы только восемь слов выучил наизусть. Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделали. Они в концах какое-то шипение произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься?»

(М. Шолохов «Поднятая целина»)

17. «Вдруг на самой ее вершине, на продавленном кузове поваленного омнибуса, появился высокий человек в старом сюртуке, подпоясанном красным шарфом, и соломенной шляпе на седых растрепанных волосах. В одной руке он держал красное знамя».

(И. С. Тургенев «Рудин»)

18. «Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива…»

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин».)

19. «Особые приметы: прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостает двух пальцев. Шрам на лице. Заикается».

(Э. Войнич «Овод»)

20. «Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, —

А душу можно ль рассказать?»

(М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)

21. «Он всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в пальто на вате».

(А. П. Чехов «Человек в футляре»)

Часть 3

1. Автором, каких произведений (из ниже перечисленных),  является В. Маяковский: «Клоп», «Анна Снегина», «Облако в штанах», «Двенадцать», «Черный человек», «Баня».

(«Клоп», «Облако в штанах», «Баня»)

2. Кто является автором следующих произведений: «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно…»?

(М. Лермонтов)

3.  Перечислите пьесы Островского.

(«Гроза», «Бесприданница», «Доходное место», «Банкрот», «Не в свои сани — не садись», «Волки и овцы», «Лес», «Снегурочка».)

4.  Перечислите основные персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

(Фамусов, Чацкий, Скалозуб, Молчалин, Софья, Лиза.)

5.  О ком сказал Герцен: «Его душу разбудил пистолетный выстрел»?

(О Лермонтове)

6.  О ком сказал Тургенев: «Нет сомнения, что он создал наш язык»?

(О Пушкине)

7.  Кто из писателей сказал следующие строки о своем произведении и какое это произведение: «Основной вопрос, который я хотел поставить — что лучше: истина или ложь?»?

(М. Горький «На дне»)

8.  Перечислите пьесы Чехова.

(«Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня»)

9.  Жанр произведения «Евгений Онегин».

(Роман в стихах)

10.  Перечислите афоризмы из произведения «Горе от ума».

(«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Дистанция огромного размера»)

11. Кто является автором следующих стихотворений: «Внимая ужасам войны…», «Умру я скоро…», «Элегия…»

(Н. А. Некрасов)

12. Назовите известные вам произведения А. Куприна.

(«Олеся», «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Поединок»)

13. Назовите известные вам произведения И. Бунина.

(«Темные аллеи», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Деревня Суходол»)

14. Кто является автором следующих произведений: «Дни Турбиных», «Бег», «Белая гвардия»?

(М. Булгаков)

Часть 4

Максим Горький

  1. Как известно, Горький – это псевдоним. А какой была настоящая фамилия писателя?

(Пешков)

  1. В каком городе родился Алексей Максимович Горький?

(В Нижнем Новгороде)

  1. В каком возрасте Алеша осиротел?

(В 7 лет)

  1. Кто воспитывал мальчика?

(Дед и бабушка со стороны матери – Каширины)

  1. Какую роль в становлении будущего писателя сыграли книги?

(«Всем хорошим во мне я обязан книгам»)

  1. С какого возраста Алексей сам зарабатывал себе на жизнь?

( С 11 лет)

  1. Как называлось первое произведение писателя, напечатанное под псевдонимом «Максим Горький»?

(«Макар Чудра», 1895 год)

  1. Почему М. Горького стали называть «буревестником революции»?

(Потому что в «Песне о буревестнике» он предвещал и призывал революцию)

  1. В каком из романтических рассказов Горького речь идет о сыне орла?

(«Старуха Изергиль»)

  1. Как звали главных героев рассказа?

(Ларра, Данко, старуха Изергиль, автор)

  1. За что изгнали из племени Ларру?

(Он не считался ни с кем, кроме себя, не уважал людей, убил девушку)

  1. В чем подвиг Данко?

(Он пожертвовал собой ради людей)

  1. Какой роман писал Максим Горький последние 10 лет своей жизни и оставил незаконченным?

(«Жизнь Клима Самгина»)

  1. В каком году умер Максим Горький?

(В 1936 году)

  1. Какие повести и романы Максима Горького вы знаете?

(«Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Мать», «Детство», «В людях», «Мои Университеты»)

  1. Какие пьесы М. Горького вы знаете?

(«На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги», «Васса Железнова»)

  1. Сколько раз М. Горький был номинирован на нобелевскую премию по литературе?

(5 раз)

  1. В чьи уста вложил Максим Горький афоризм «В жизни… всегда есть место подвигу»?

(Старухи Изергиль)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий звери встречают зиму
  • Сценарий захват заложников
  • Сценарий игровой программы калейдоскоп игр
  • Сценарий знатоки кроссвордов
  • Сценарий звезды спорта