Сценарий знатоков русского языка

Цели: приобщение к искусству слова, пробуждение интереса к русскому языку; Развитие художественного восприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала

МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова с. Брыковка»

Конкурс знатоков русского языка.

Игра « Что? Где? Когда?»

Подготовила Жиркина Н.А.
учитель русского языка

МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова

с. Брыковка »

Цели: приобщение к искусству слова, пробуждение интереса к русскому языку;

Развитие художественного восприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала учащихся, навыков работы в группах.

Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: круглый стол, волчок, чёрный ящик, танцевальная музыка для музыкальной паузы,

Ход мероприятия

1 вед.«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно – бойкий и живой».

2 вед. А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

1 вед. А вот что писал Константин Паустовский : «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

2 вед. А теперь, друзья, проверим, хорошо ли вы владеете русским языком

1 вед. Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Наша игра.

2. Сегодня, в международный день родного языка, мы играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (,муз. заставка)

1. А теперь о правилах нашей игры. Они просты: каждая команда играет до 6 очков. Помощник ведущего крутит барабан, озвучивает номер вопроса и команды по очереди за 1 минуту дают ответ. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко.

2. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, во время игры вы можете отдохнуть во время музыкальной паузы или во время игры ведущего с болельщиками.

1. За игрой следит наблюдатель, правильный ответ озвучивает жюри.

2. Правила понятны? Тогда мы начинаем

Слово предоставляется капитанам команд.( представление )

1.Наша команда «Буквоеды»

Наш девиз : «Буквы все от А до Я

Знает дружна семья»

2.Наша команда «Русичи.»

Наш девиз: «Мы- вместе, мы – едины,

и мы –непобедимы»

3.Наша команда «Молодёжь 21 века»

Наш девиз: «Мы молодёжь 21 века,

всегда и везде мы добьемся успеха»

Начинаем первый раунд игры. ( 8 муз заставка- крутится волчок.)

  1. Вопрос …( помощник показывает номер вопроса, а ведущий открывает вопросы под этим номером для каждой из команд ( по очереди)

Вопросы знатокам 5-6 классов

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

—  что не вырубишь топором?  (Что написано пером).

— чем долг красен? (Платежом).

— где черти водятся?  (В тихом омуте).

— что любят деньги?  (Счет).

— что надо сделать, когда назвался груздем?  (Залезть в кузов).

— в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

3.Соберите слова, которые спрятались в других словах. (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

4.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

5. Найдите закономерность и завершите цепочку слов:

бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя и …

( путь) все 11 имен существительных относятся к разносклоняемым)

Вопросы знатокам 7-9 классы

1.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер).

2. Что означает авто в слове автомобиль?9Авто в слове автомобиль означает «сам».

3. Почему мы говорим: время истекло?

(Время истекло – водяные часы долго были единственным прибором для измерения времени. Время измерялось количеством воды, вытекающей из резервуара: время текло)

5.«Веселый счет» С.Я. Маршака весьма иронично повествует о взаимоотношениях цифр. Так, Единица заявляет одной из цифр, что та ничего не стоит. На что ей цифра гордо отвечает:

«Да, ты права, я признаю,

что ничего не стою,

Но можешь стать ты….,

Коль буду я с тобою»

Напишите пропущенное слово!( десятью)

6. Этот фразеологизм чрезвычайно популярен. Вот его варианты:

в английском языке: «когда свиньи полетят»,

в каталонском: «когда куры начнут высиживать котят»,

в болгарском: «когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается».

Напишите русский аналог всемирно известного фразеологизма! ( когда рак на горе свистнет)

7.Почтальон принес одной женщине телеграмму от сына:

«срочно требуется уйма денег есть нечего точка»

Назовите род деятельности сына ( СТУДЕНТ)

Вопросы знатокам 10-11 классы

1.Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

2.Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

3.Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

4.В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

5.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое?( камень)

6. Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: «Расставим все точки над И? Зачем над И ставят точки?

(Точки ставят не над И, а над i. Ранее в русском алфавите, наряду с и, была также буква i (её называли и «и десятиричное» за то, что она могла когда-то обозначить и число 10). Вот над буквой i и положено было для порядка ставить точку. Отсюда выражение – ставить точки над и, т.е. «доводить всё до конца».

7.О каких знаках препинания идёт речь: «отдохновение», «удивный знак», «полуточие», «долгое отдохновение», «молчанка» или «пресекательный знак».

(Запятая – «отдохновение», восклицательный знак – «удивный знак», точка с запятой – «полуточие», двоеточие – «долгое отдохновение», тире – «молчанка» или «пресекательный знак».)

Черный ящик.

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить.

Что в черном ящике? ( вода)

Вед. Быстро прошла наша игра. Я надеюсь, что вы будете любить и беречь наш русский язык!

И закончить нашу игру я хочу словами:

Я ко всем наукам ключ  имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Великим и могучим языком.

Семен Данилов.

Жюри подводят итоги.

Список использованной литературы

  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.

2.Филипченко М.П. «Загадки-шарады. И не только» – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Козлова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов.

Цели:

  • создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
  • расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
  • развивать речь детей, внимание, мышление;
  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • картинки с фразеологизмами (на доске),
  • звёздочки (для правильного ответа),
  • медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»

(слайд 3)

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как…

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/3.JPG

(слайд 4)

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/4.JPG

III. Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

IV. Задание 2 «Что это?»

(слайд 5)

Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.

Им можно дать волю, если хочешь драться.

Их кладут на полку, когда испытывают голод.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

Их можно надуть, если обидели.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/5.JPG

(слайд 6)

Его задирают, если важничают, зазнаются.

Его задирают, если важничают, зазнаются.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/6.JPG

V. Рисунки-подсказки.

(слайды 7-15)

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/7.JPG

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/8.JPG

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/9.JPG

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/10.JPG

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/11.JPG

Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/12.JPG

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/13.JPG

Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/14.JPG

Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.

https://urok.1sept.ru/articles/610301/15.JPG

Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.

VI. Разгадайте ребус.

(слайд 16)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image064.gif

Ответ: аршин с шапкой.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который очень маленького роста.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см. (слайд 17)

Разгадайте ребус (слайд 18)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image066.gif

Ответ: малиновый звон.

Значение фразеологизма: русское выражение малиновый звон пришло из Бельгии и происходит от названия старинного города Малина. Еще Петр I ездил туда, чтобы послушать колокола. До сих пор каждый вечер по понедельникам, от начала июня до середины сентября, в Малине звучат колокольные концерты, слушать которые едут со всех концов мира. Глубокое звучание колокольного звона связывалось у наших предков с особым ароматом, сравнить который можно было разве что с малиной — одной из самых излюбленных в народе ягод, или с ее цветом — малиновым: не ярким, броским, а приглушенным, мягким, ласкающим глаз и душу русского человека.

Разгадайте ребус (слайд 19)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image068.gif

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.

Разгадайте ребус (слайд 20)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image071.gif

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.

Разгадайте ребус (слайд 21)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image073.gif

Ответ: витать в облаках.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.

Расшифруй (слайд 22).

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image075.gif

Ответ: волосы дыбом.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.

Расшифруй (слайд 23).

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image077.gif

Ответ: знать на зубок.

Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

(слайд 24)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image079.gif

Ответ: энциклопедия ходячая.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который имеет богатые и обширные знания, может давать ответы на многие вопросы. Ум, способности – это те внутренние качества, по которым оценивается человек. Не случайно мы говорим: «По одежке встречают, по уму провожают». Голова своего рода вместилище разума.

VII. Математические действия.

(слайд 25)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image081.jpg

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

Математические действия (слайд 26).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=
КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image083.jpg

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

Математические действия.

(слайд 27)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/16.jpg

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

(слайд 31)

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

(слайд 32)

VIII. Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)

https://urok.1sept.ru/articles/610301/f_clip_image085.jpg

Литература:

  • images.yandex.ru/?lr=213
  • www.raskraska.com/raskraski/196/55.html
  • 900igr.net/kartinki/chelovek/_CHasti-tela.files/012-Ukho.html
  • edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=1065&m=7611
  • frazbook.ru/2008/10/22/znat-na-zubok/
  • www.labirint.ru/screenshot/goods/139487/46/
  • subscribe.ru/archive/job.education.apscis.studytech/201012/20101344.html
  • www.omedia.org/654-eyeborgs-2009-dvdrip-xvid.html
  • anna-hom.livejournal.com/34206.html
  • 1otkrytki.ru/kartinki-na-shkolnuyu-temu-skachat-besplatno.html

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Вообще, что значит – «знать слова»: «Америку открыл», «Язык без костей», «Убивать время» … Откуда пришли к нам в язык эти устойчивые выражения, в которых уже не переставишь, и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла.

Русский язык богат фразеологизмами, именно они придают ему особый колорит и ту яркую индивидуальность, которая другим языкам не присуща. Так, например, только с одним «рука» имеется более пятидесяти оборотов.

Фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Они возникли благодаря народной мудрости. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, и многие другие известные писатели. Фразеологизмы, являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Фразеология изучает изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение; в них образно описываются правила жизни в обществе.

Работая в начальной школе более 20 лет, я поняла, что целью работы учителя заключается не в преподнесении ему знаний, а научении его самостоятельно добывать необходимые знания и использовать их в последующей учебной и не учебной деятельности. Большую роль здесь играет общение детей, их словарный запас, пословицы, поговорки, фразеологизмы, умение правильно строить речевые обороты и правильно их использовать. Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний. Ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Именно в этот период идёт интенсивное освоение богатством родного языка. Словарь учащихся, которые поступают в первый класс, и так очень беден, и говорить о том, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, не приходится.

Но уже на начальном обучении в школе, ребята впервые знакомятся с фразеологизмами: могут услышать в разговоре с близкими людьми, во время просмотров телепередач, встретить их в изучаемых произведениях различных авторов. Ученики не могут самостоятельно понять смысл каждого фразеологизма, так как он не складывается из смыслов входящих в него слов. Не каждый ребёнок сам возьмёт в руки фразеологический словарь и начнёт их изучать. Кроме того, не все родители понимают значение фразеологизмов, да и фразеологический словарь имеется не каждой семье. Я пришла к выводу, что работу над значением, происхождением и правильным использованием фразеологизмов необходимо начинать уже с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Изучив учебники начальных классов по программе «Школа России», можно судить о том, что по данной программе не предусматривается специальных уроков по изучению фразеологических единиц. Если в учебнике и встречаются упражнения, то их очень маленькое количество и знакомство с ними происходит поверхностно, вскользь. Они и не помогут создать полную картину о фразеологизмах, как о богатстве русского языка. В основном эти упражнения встречаются в 4 классе при изучении темы «Глагол».

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютерные технологии помогут привлечь внимание детей к изучению фразеологизмов, поэтому я стараюсь построить свои уроки так, чтобы без уныния и лени ребята выполняли и серьёзные, и шутливые задания.

Работу над изучением фразеологизмов я провожу систематически, начиная с 1-го класса на протяжении всех четырёх лет обучения:

  • при изучении новых словарных слов;
  • на уроках литературного чтения ребята регулярно учатся работать с фразеологическим словарём;
  • на уроках русского языка словарные диктанты и тексты на отработку орфограмм, составляю с использованием фразеологизмов;
  • проводятся внеклассные мероприятия, викторины, брейн-ринги, в которые включаю задания на знание значений и правильное использование фразеологических оборотов в речи;
  • ребята регулярно пишут сочинения, придумывают свои истории с предложенными фразеологизмами;
  • на уроках изо учащиеся иллюстрируют предложенные фразеологизмы.

В качестве примера своей педагогической деятельности по данному направлению, я предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, проведённый мною во 2 классе.

Данная работа поможет учителям весело и с пользой провести внеклассное мероприятие, разнообразить урок русского языка. В презентации представлен материал по развитию и обогащению словарного запаса учащихся, который непосредственно связан с устойчивыми словосочетаниями. Во время внеклассного мероприятия ученики пополнят свой словарный запас, откроют для себя много нового из истории и происхождения фразеологизмов. Усваивая понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», анализируя лексическое значение фразеологизмов, учащиеся расширяют свой словарный запас, получают возможность более глубокого овладения языком. Представленный познавательный материал поможет приобщить детей к истокам слова, формирует стремление ребёнка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Использование наглядности при работе с фразеологизмами помогает в создании условий для развития творческого воображения детей.

Во внеклассном мероприятии используются различные виды заданий:

  • логически-поисковые;
  • на развитие концентрации внимания;
  • ребусы;
  • шифрограммы;
  • задания, связанные с математическими действиями.

Данная работа позволяет решить три аспекта:

  • познавательный (умение искать и находить правильный ответ);
  • развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);
  • воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить трудный материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной деятельности.

Систематическая работа, проводимая в представленной форме, формирует позитивное отношение учащихся к учению, помогают лучше представить и изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается, оживляется сам учебный процесс, возрастает эмоциональный фон урока.

Цели:

  • создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
  • расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
  • развивать речь детей, внимание, мышление;
  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • картинки с фразеологизмами (на доске),
  • звёздочки (для правильного ответа),
  • медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»

(слайд 3)

Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как…

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

(слайд 4)

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

III. Физкультминутка.

Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

IV. Задание 2 «Что это?»

(слайд 5)

Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.

Им можно дать волю, если хочешь драться.

Их кладут на полку, когда испытывают голод.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

Их можно надуть, если обидели.

(слайд 6)

Его задирают, если важничают, зазнаются.

Его задирают, если важничают, зазнаются.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

V. Рисунки-подсказки.

(слайды 7-15)

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.

Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.

Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.

VI. Разгадайте ребус.

(слайд 16)

Ответ: аршин с шапкой.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который очень маленького роста.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см. (слайд 17)

Разгадайте ребус (слайд 18)

Ответ: малиновый звон.

Значение фразеологизма: русское выражение малиновый звон пришло из Бельгии и происходит от названия старинного города Малина. Еще Петр I ездил туда, чтобы послушать колокола. До сих пор каждый вечер по понедельникам, от начала июня до середины сентября, в Малине звучат колокольные концерты, слушать которые едут со всех концов мира. Глубокое звучание колокольного звона связывалось у наших предков с особым ароматом, сравнить который можно было разве что с малиной — одной из самых излюбленных в народе ягод, или с ее цветом — малиновым: не ярким, броским, а приглушенным, мягким, ласкающим глаз и душу русского человека.

Разгадайте ребус (слайд 19)

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.

Разгадайте ребус (слайд 20)

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.

Разгадайте ребус (слайд 21)

Ответ: витать в облаках.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.

Расшифруй (слайд 22).

Ответ: волосы дыбом.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.

Расшифруй (слайд 23).

Ответ: знать на зубок.

Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

(слайд 24)

Ответ: энциклопедия ходячая.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который имеет богатые и обширные знания, может давать ответы на многие вопросы. Ум, способности – это те внутренние качества, по которым оценивается человек. Не случайно мы говорим: «По одежке встречают, по уму провожают». Голова своего рода вместилище разума.

VII. Математические действия.

(слайд 25)

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

Математические действия (слайд 26).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=
КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

Математические действия.

(слайд 27)

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

(слайд 31)

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

(слайд 32)

VIII. Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)

Литература:

  • images.yandex.ru/?lr=213
  • www.raskraska.com/raskraski/196/55.html
  • 900igr.net/kartinki/chelovek/_CHasti-tela.files/012-Ukho.html
  • edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=1065&m=7611
  • frazbook.ru/2008/10/22/znat-na-zubok/
  • www.labirint.ru/screenshot/goods/139487/46/
  • subscribe.ru/archive/job.education.apscis.studytech/201012/20101344.html
  • www.omedia.org/654-eyeborgs-2009-dvdrip-xvid.html
  • anna-hom.livejournal.com/34206.html
  • 1otkrytki.ru/kartinki-na-shkolnuyu-temu-skachat-besplatno.html

МБОУ СОШ №21

«Турнир знатоков русского языка»

(5-6 классы)

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы Алистанова И.М.

2018-2019 уч.год

В игре участвуют команды 5-6 классов.

Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование:запись на доске«Турнир знатоков русского языка», карточки с заданиями для команд , секундомер, грамоты для команд, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши, презентация.

Ход турнира:

I. Вступление

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

А классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

Итак, за стол игроков приглашается команды 5 класса (представляются участники команды) и команда 6 класса (представляются участники команды).

Победителя турнира определит компетентное жюри в составе наших педагогов.

Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

II. Турнир.

Разминка «Узнай название команды».

Учитель: Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово.

Н

К

И

М

У

Ч

И

Команда

Т

З

А

Н

О

К

И

Команда

Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, другая команда – 1 балл.

1

I.Первый тур. Приветствие команд.

Команда 5 класса: «Умнички».

Мы весёлые ребята, и не любим мы скучать,

С удовольствием все будем мы в турнире выступать.

И пусть быстрей кипит борьба, сильней соревнование,

Успех решает не судьба, а только наши знания.

2

Команда 6 класса: «Знатоки».

Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба владычицей побед.

И, соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней – и наша дружба крепнет с ней.

Конкурс 1. «Какого я рода?».

Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами.

Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.

Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.

(За каждое слово – 1 балл.)

Конкурс 2. «Знаем ли мы мир?»

Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.

Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди)

Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия.

За правильный ответ – 1 балл.

Конкурс 3. «Волшебные числа».

Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.

(стон, стол, пистон, сток, стой, стоп, касторка, застолье, столик, столовая, стог, исток, листок, стойка, стопка, столяр, история, застой, устой, столешница; трико, тризна, триммер, трибунал, трибуна, триллер, Тристан, матрица, триумф).

За каждое слово – 1 балл.

Учитель: Первый тур закончился. Жюри подводит итоги

(пока жюри подводит итоги)

Задание:

Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.

Куро, лакош, праат, качур, агинк, салкс, итульче.

За каждое правильно собранное слово – 1 балл)

3

II. Второй тур.

Конкурс 1. «Волшебница-пунктуация».

Этот конкурс определит, насколько хорошо вы ориентируетесь в синтаксисе и пунктуации.

Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. (на слайде)

1. [ ], и [ ]. 2.«П», — а.

3.А: «П». 4. [ О и О ].

а правильный ответ – 1 балл.)

Конкурс 2. «Мой словарик».

Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом.

(Команды отвечают по очереди.)

Человек, который часто и много кушает.(Обжора)

Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока)

Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня)

Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда)

(За верное слово – 1 балл.)

Конкурс 3 «Лишнее слово»

Н.А.Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово.

Май месяц, моя автобиография, два рубля денег,

апрель месяц, проливной ливень.

(За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.)

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.

(За каждое слово – 1 балл.)

Учитель: Вот и закончился второй тур.

(Жюри подводят итоги)

4

III.Физкультминутка

А сейчас давайте немного отдохнем и, надеюсь, развлечемся. Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Озвучивание».

Ваша команда –это киностудия. Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.

-Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.

Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.

(3 баллов за выполненное задание).

IV. Третий тур. Конкурс 1. «В гостях у феи Морфемики».

Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!

Приставка такая же, как в слове полёт.

Корень такой же, как в слове дарить.

Суффикс такой же, как в слове дружок.

Окончание такое же, как в слове лес.

(За правильно составленное слово – 3 балла.)

Конкурс 2. «Мой друг – антоним».

В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику.

(Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

(За каждое слово – 1 балл.)

Конкурс 3. «Третий лишний».

Этот конкурс потребует от вас внимательности.

В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.

5

1. Лес, лесничий, лестница.

Смешной, смешать, смешить.

Лев, левый, налево.

Водитель, водичка, водяной.

Честность, чесночный, чеснок.

(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)

2. Дивный, удивлённый, диванный.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

Водитель, вода, водить.

Запах, пахать, пахарь.

Море, измор, морской (берег).

(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)

(За каждое слово -1 балл.)

Конкурс 4. «В мире пословиц».

Этот конкурс потребует от вас не только знания пословиц, но и сообразительности. Капитаны команд подойдите и выберите карточки с заданием, вернитесь на свои места. За 30 секунд команда должна дать ответ на задание.

Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык:«Недостаток ума компенсируй ходьбой»?

(Дурная голова ногам покоя не даёт).

Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык «Двух ослов к одной кормушке не привязывают»?

(Два медведя в одной берлоге не уживаются)

(Жюри подводит итоги третьего тура.)

V. Четвёртый тур.

Конкурс 1. «Зашифрованное слово».

Этот конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? (Вода)

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его. (Трус)

6

За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?(Яблоко)

Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета? (Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака)

Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»

А сколько это алтын?(3 копейки)

(За правильный ответ – 1 балл.)

2 конкурс «Шахматы»

Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?

П

Ь

Е

Н

В

Р

И

О

М

Н

У

Е

Т

Т

Е

Я

О

Ч

И

А

(Повторение – мать учения. Отсутствует тире.

Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым»)

(Жюри подводит итоги 4 тура. )

Пятый тур.

Конкурс 1. «Сколько частей речи в русском языке?».

(текст на слайде)

В 1775 году в учебнике «Русская грамматика», созданном М.В. Ломоносовым, писалось: «Слово человеческое имеет осемь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей, 2) слова для сокращения именований, 3) слова для названия деяний, 4) слова для сокращения соединением имени и действия в одно речение, 5) слова для краткого изображения обстоятельств, 6) слова для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) слова для изображения взаимности наших понятий, Слова для краткого изъявления движений духа.

Задания:

Какие части речи были?

Под каким номером часть речи еще не изучали?

Какие части речи появились позже и существуют в современном русском языке?

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Конкурс 2. «Двойственное число».

Почему мы говорим два стола, но в классе стоят столы, три гриба, нов лесу грибы? Это может объяснить история языка. В древнерусском языке было 3 числа: единственное, множественное и двойственное. Оно выделяло два предмета по отношению к одному и ко множеству предметов. У существительных во всех числах были разные окончания:две жене, два стола, два селе, две плечи, два домы, две кости, два камени. 7 примеров потому, что было 7 склонений.

С 13-ого века началось разрушение двойственного числа. Но следы его мы можем увидеть в сочетании с числительными один. Два, три, четыре стола, но пять и более –ужестолов, рогов, две, три, четыре книги, но 5 и далее – книг, два, три, четыре окна, а 5 и далее – окон.

Задание:

В современном русском языке есть 2 числа: единственное и множественное: стол – столы. Книга – книги. Но есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе, например, молодежь, ножницы. Записать по группам имена существительные только единственного или только множественного числа:

Пятнашки, асфальт, вилки, интеллигенция, брюки, зима, порох, вилы, ходьба, сторона, сани, столы, весы, белье, вода, сутки, сметана.

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Конкурс 3. «Кто быстрее».

Необходимо исправить ошибки в произношении слов.

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не __________________, а колидор.

«Дилектор входит в кабинет…

Закрыт магазин на обед…

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черед: портфель он портфелем зовет.

(За правильный ответ – 1 балл.)

(Жюри подводит итоги 5 тура и всего турнира.)

8

Учитель:

Итак, закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться.

Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется нашему жюри, они объявят итоги нашего конкурса.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ)

«Конкурс художников». (если успеем)

Проиллюстрировать по поговорке.

1 команда: кот наплакал

2 команда: курам на смех

Отзыв на внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка» в рамках недели русского языка и литературы 

Дата:  15 марта 2019 года

Учитель: Алистанова Ильмира Мамедмирзаевна

В рамках недели русского языка и литературы Алистанова Ильмира Мамедризаевна провела Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка».

Внеклассное мероприятие  было организованно для параллели  5-6 ­х классов с использованием   игровых   технологий.   Форма   проведения   мероприятия   – викторина. Учитель   широко   использует   возможности   компьютерной   и мультимедийной   техники.   Задания   для   команд   в   виде   презентации содержащей  гиперссылки, дающие  возможность   увидеть  иллюстрированный ответ. Методически   верно   организованная   структура   мероприятия предусматривает  наличие художественных отступлений, неразрывно связанны с   темой   каждого   конкурса,   реализованных   при   помощи   видео,   аудио   и анимационных фрагментов.

В   ходе   викторины   проводилась   игра   со   зрителями,   позволившая повысить интерес учащихся, придать мероприятию динамичность.

Эстетическое   оформление   мероприятия   осуществлялось   путем украшения кабинета яркими плакатами, шарами, лентами. Учителем удачно подобрано музыкальное сопровождение.

Видна   система   работы   учителя   по   организации   внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий.   Учитель   показал   высокий   методический   уровень   и   возможность использования своей методики.

Зам. директора по УВР Гасанова Э.М.

Отзыв на внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка», проведённого учителем русского языка и литературы Алистановой Ильмирой Мамедризаевной.

Дата:  15 марта 2019 года

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №21

Учитель: Алистанова Ильмира Мамедмирзаевна

Одним из путей повышения интереса к изучению русского языка является хорошо организованная внеклассная работа. Так учителем русского языка и литературы было организованно и провеждено внеклассное мероприятие : «Знатики русского языка» в в паралели 5-6 –х классов .

Ребята объединились в команды знатоков и пробовали свои силы в различных состязаниях. Знатокам пришлось не просто: нужно было показать свои знания в объяснении пословиц, разгадывании ребусов, быть очень грамотным, чтобы найти и исправить все ошибки, быть интеллектуалом и любителем литературы, чтобы разгадать кроссворд.

Требовалось быть дружными, чтобы работать в группах и быстро и качественно справиться с предложенным заданием.

Капитанам команд — еще и быть стратегами, чтобы дать право ответа тому игроку, который имеет верный ответ.

Со всеми этими задачами наши знатоки русского языка справились!

Благодарю за труд – учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 Алистанову Ильмиру Мамедризаевну ! Больше бы таких педагогов, как Вы!

Руководитель ШМО А.А. Рамазанова

Конкурс знатоков русского языка

«Люби и знай русский язык».

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, чистые листы.

Ход конкурса.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.

Ведущий:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Сегодня отправляются в путешествие команды. Давайте познакомимся с нашими командами.

Представление команд.

У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. В этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:

— юмор;
— способность оценить шутку другого;
— товарищество.
Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри.

Представление жюри.

Вам предстоит поучаствовать в нескольких конкурсах. За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.

КОНКУРС «Разминка». ( вопросы задаются командам по очереди)

Слова с противоположным значением. (АНТОНИМЫ)

Слова, имеющие одно лексическое значение. (СИНОНИМЫ)

Что изучает фонетика? (ЗВУКИ)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

Раздел языкознания, изучающий написание слов по правилу. (ОРФОГРАФИЯ)

Слова, имеющие несколько лексических значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ)

Назовите одним словом (спросить кто первый)

Храбрый человек — храбрец. — Болтливый человек — болтун. — Ленивый человек — лентяй. Мудрый человек — мудрец. Богатый человек — богач. Весёлый человек — весельчак.

2.КОНКУРС «Число семь». (вопросы задаются командам по очереди)

Седьмая буква алфавита (Ё)

Назовите семь цветов радуги. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)

Седьмая буква в слове электрификация (И)

Седьмая нота октавы (СИ)

Седьмой месяц года? (ИЮЛЬ)

Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Единица исчисления времени, равная 7 дням? (НЕДЕЛЯ)

3.КОНКУРС «Орфоэпическая дуэль».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

— Предоставляю Вам право выбора оружия.

— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую.

Задание: Расставьте ударения в словах

Свекла Торты
Досуг Звонит
Щавель Красивее

4.КОНКУРС «Орфографическая дуэль».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

— Шесть порций орфографических ошибок.

— Этого подать не можем, не держим, — ответил официант. — Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню.

Задание: Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный. Бульон куриный
2. К..тлеты св..ные. Котлеты свиные
3. П..льмени . Пельмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе. Шампиньоны в масляном соусе
5. К..мпот груш..вый. Компот грушевый
6. К..сель клюкв..ый . Кисель клюквенный
7. П..рожное б..сквитное. Пирожное бисквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой . Пирожки с печёнкой

5.КОНКУРС «Фразеология».

А)

его вешают, приходя в уныние (1 попытка – 3 балла);

его задирают, зазнаваясь(2 попытка – 2 балла);

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело(3 попытка – 1 балл).

Отгадка: нос

Б)

его советуют искать в поле (1 попытка – 3 балла);

он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка – 2 балла);

на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка – 1 балл).

Отгадка: ветер

В)

не цветы, а вянут;

не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные;

орган, на который вешают лапшу.

Отгадка: уши

Г)

За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться;

Его проглатывают;

Его заставляют держать за зубами.

Отгадка: язык

6.КОНКУРС «Устаревшие слова».

Недаром Даль отмечал, что язык — явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.

Задание: подберите к устаревшим словам современные значения.

Око глаз

Чело лоб

Чрево живот

Перст палец

Ланиты щеки

Уста губы

Рыло нос

7. КОНКУРС «Старое – новое».

Л.В. Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие, же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (ДВОРНИК)

Раньше — купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (ГОСТЬ)

Раньше — человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас — тот, кто живет на чужие средства (НАХЛЕБНИК)

Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (ПОДПИСЧИК)

КОНКУРС «Иноязычные слова».

Сокровища родного слова, —

Заметят важные умы, —

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим фраз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

И не читаем книг своих.

Так писал А.С. Пушкин. Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С. Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание: первое слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении и подобрать второе слово.

Мыльня баня

Представщик актер

Позорище зрелище

Топталище тротуар

Лечезнание медицина

Ветродуй вентилятор

9. КОНКУРС «Волшебный круг».

Задание: сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ можно прочитать в этом круге? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

(ярмо, мост, стол, толь, кот, котик, кусок, сок, сокол, кол, колос, лось, колосья)

Заключительная часть. «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»  

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?

Попросим жюри огласить результаты.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!    

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий зачетного воспитательного мероприятия
  • Сценарий игровой программы ко дню пожилого человека
  • Сценарий игрового развлекательного мероприятия
  • Сценарий здесь живет история моя
  • Сценарий знатоки русского языка