Сценарий золотая россыпь народного фольклора

Завершение изучения темы "Фольклор" в 5 классе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

Детский фольклорный праздник

«Слов русских золотая россыпь»

Автор: Горох Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

села Ключи Лысогорского района

 Саратовской области.

Д. тел. 3-46-97.

2008 год.

Цель: Знакомство с поэтической культурой русского народа, с фольклором.

Содержание праздника: 

1. Рассказ о древних славянах и их вере.

2. Рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров.

3. Мифы, сказки и т.д.

4. Игры.

5. Русский народный танец.

Оформление:

1) Творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников; мужской и женской одежды.

2) Выставка предметов народного искусства: посуда, старые ткани, вышивка, кружево.

Ведущий 1. Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

                     Весёлья вам да радости!

                     Давно мы вас поджидаем,

                      Праздник не начинаем.

Ведущий 2. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко,

                     Припасли мы забавушек на всякий вкус!

                     Кому — правда, кому — сказка, кому — песенка!

Ведущий 1. Стоит церковь:

                      из оладей складена,

                      блином покрыта,

                      калашны запорки,

                      шанежка — дверь.

                      Я догадался, шанежку-дверь разломил,

                      Калач укусил, сам себя пропустил.

Ведущий 2. Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение старинной одежды, женских головных уборов-кокошников с их удивительной символикой, старинных рисунков орнаментов, передающих нам мир живой русской природы.

                 (Учитель проводит экскурсию).

Ведущий 1. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.

Ведущий 2. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество. Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник народного словотворчества!

Учитель: Русское народное поэтическое творчество своими корнями уходит в далёкое прошлое, связанное с жизнью наших предков — древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказать и древние летописи, и труды историков.

   Историки единодушно изображают древних славян добрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросали прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дома, отворял двери отворённой, а также пищу предназначенную для странника.

  Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах — волынке, гудке, дудке, гуслях.  Любили пляски, игры, стихотворство.

  Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца — Ярило.

Ведущий 1. Своё представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах.

Чтец: «Миф о солнце» (отрывок).

 Ведущий 2. «Русская земля» (песня-слава).

Чтец: О светло светлая

 И украсно украшена

 Земля русская!

 И многими красотами

 Удивлена еси,

 Озери многими

 Удивлена еси.

 Реками и кладезями

 Месточестными,

 Горами крутыми,

 Холмы высокими.

 Дубравами частыми

 Зверями различными

 Птицами бесчисленными,

 Городы великими,

 Селы дивными.

 Всего еси исполнена

 Земля Русская,

 О правоверная

 Вера христианская!

Ведущий 1. С верой христианской шли русские люди на великий труд, и на великую битву, и на казнь.

Чтец: М.Ю.Лермонтов «Молитва» (чтение сопровождается тихой мелодией).

Учитель: Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и и в стихотворении поэта. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор —  особое творчество. Фольклор — это написанная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны, но создавали их люди с тонким вкусом. Первые фольклорные произведения мы слышим в самом раннем детстве. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от колебать (колыхать, качать). Отсюда и слова колыбель, коляска.

Ведущий 2. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Саратовской области.

( 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но душевно).

                                       (Песни прилагаются.)

Ведущий 2. А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока — белобока»? Вспомните, как мама или бабушка водили пальчиком по вашей ладошке и проговаривали:

         Сорока-сорока!

          Где была?

               ( Ведущий просит продолжить песню).

Учитель: Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики — разговоры. Прибаутки и небылицы всегда весёлые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

                ( Выступает фольклорный ансамбль).

                (Пение сопровождается притопыванием).

Хор: Коза — дереза

         На базаре была

         Купила косу за свою слезу.

         Побежала мостом, киваючи хвостом

         Ты, коза — дереза,

         Лубяные глаза,

         На что тебе коса?

Солист: Сено косить

Хор: А на что тебе сено?

Солист: Коровок кормить.

Хор: А на что коровки?

Солист: Молочко доить.

Хор: А на что молочко?

Солист: Пастухов кормить.

Хор: А где пастухи?

Солист: На войну пошли.

Хор: А где война?

Солист: Посреди гумна.

Тит, а Тит! Пойдём молотить

— Спина болит

— Тит, пойдём мёд пить!

— Дай поскорей шапку схватить.

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожёг.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Да один ворот остался.

— Эй, Фома, что из леса не идёшь?

— Я медведя поймал!

— Так веди его сюда!

— Не идёт

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

( Участники развёртывают иллюстрации — раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают).

1. Ехала деревня мимо мужика.

2. Вдруг из — под собаки лают ворота.

3. Выскочила палка с бабою в руке.

4. И давай дубасить коня на мужике.

5. Лошадь ела сало, а мужик овёс.

Вместе: Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Танец «Сплетницы» в исполнении девочек 8 класса.

Учитель: В русском фольклоре загадки — весёлое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаюсь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха — голоногим, гром — туром. Из этой тайной речи и родились загадки. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар, и млад. Кто-нибудь из стариков начинал загадывать, задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с  загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий.

Попробуйте и вы отгадать русские загадки и испытать себя.

— Что есть у всех? (Имя)

— Сидит баба на юру, ноги свесила в реку.  (Мельница)

— Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)

— На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

— Голубой платок, красный колобок

  По платку катается, людям усмехается.  (Солнце и небо)

Учитель.

Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто. И выговорить нелегко — язык сломаешь! Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.

 — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

 — Бык тупогуб, у быка губа тупа.

 — Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

 — Иван-болбан молоко болтал, да не выболтал.

Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню

«А  я по лугу…»

 (На сцене установлена скамья. На ней 2 девочки, исполняющие роль  

                        сказительниц, звучат докучные сказки).

                                           Докучные сказки.

Жили- были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?

Учитель.

Как понимать слово докучные? Докучать — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца. Но мы остановим наших сказительниц и покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка. (Обращается к гостям).

   Повторяйте за мной.

-Я пойду в лес.

— И я.

— Найду осину.

— И я.

— Выдолблю корыто.

— И я.

— Налью помои.

— И я.

— Свиньи будут есть.

— И я.

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Приложение.

Колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Во серебряный борок.

Баю-баюшки-баю,

В огороде петушок

Ване спать не дает.

Ване спать не гулять-

Только глазки закрывать.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Таню не буди.

Баи-баи-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ

Детский фольклорный праздник

5 класс

Родная речь певцу земля родная,

в ней предков неразменный клад лежит.

В.Иванов. Язык

Цель. Знакомство с поэтической культурой русского народа, с детским фольклором.

Содержание праздника:

1) рассказ о древних славянах и их вере;

2) рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров;

3) слово об ученом-лингвисте, уроженце Воронежской области А.Н. Афанасьеве;

4) миф о Солнце, песня-слава «Русская земля», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва», колыбельные песни, бытующие в Воронежской области, прибаутки, небылицы, веселые диалоги, загадки, пословицы, скороговорки, докучные сказки, русские народные сказки, записанные А.Н. Афанасьевым: «Сказка о кочетке и курочке», «Журавль и цапля», «Теремок»; стилизованные сказки;

5) старинные детские словесные игры: «Матушка-весна», игра-поддевка, шутка-балагурка;

6) русский народный танец, хоровод с припевками.

Оформление праздника:

1) творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников, мужской и женской одежды, характерной для жителей Воронежской области;

2) выставка предметов народного искусства: посуда, ткани старинных образцов, столешница и др.

Участники праздника выступают в русских народных костюмах, при инсценировании сказок о животных эти костюмы дополняются масками, выполненными из бумаги, и отдельными новыми деталями одежды. Звучит балалайка.

Особенностью праздника являются общение с гостями и музыкальное исполнение отдельных небылиц, пословиц, поговорок и загадок.

Описание праздника

Ведущие.

1) Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник не начинаем!

2) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,

Припасли мы забавушек на всякий вкус!

Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

3) Стоит церковь:

из оладей складена,

блином покрыта,

калашны запорки,

шанежка-дверь.

Я догадался, шанежку-дверь разломил,

калач укусил, сам себя пропустил.

4) Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение русской старинной одежды, женских головных уборов – кокошников с их удивительной символикой, старинных русских орнаментов, передающих нам по-своему мир живой русской природы.

5) Посмотрите выставку старинных предметов русского быта – посуды, тканей, которым по сто и более лет.

(Дети и взрослые, участвующие в оформлении выставки, рассказывают: о смысле символических знаков на кокошниках, о названии и предназначении отдельных предметов быта, выполненных из дерева и глины, об изготовлении тканей из льна и конопли.)

Ведущие. 1-й. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.

2-й. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество – искусство слова.

Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник искусства слова, народного словотворчества!

Рассказчик. Русское народное поэтическое искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, связанное с жизнью наших предков – древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказывать и древние летописи, и труды историков (например, книга Н.М. Карамзина «История государства Российского»).

Историки единодушно изображают древних славян бодрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросались прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенной, а также пищу, предназначенную для странника. Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах – волынке, гудке, дудке, гуслях, любили пляски, игры, стихотворство.

Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца – Ярило.

Ведущий. Свое представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах. Послушайте «Миф о Солнце» из романа «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского.

Чтец. «Миф о Солнце» (отрывок).

Художественное чтение сопровождается музыкой Д.С. Бартнянского «Песнопение»; медленно открывается занавес.

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?». И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал Тьму, тамо воссияло солнце красное. И полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.

Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.

Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ея вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы… И все жило, все любило и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле.

Ведущий. Слава Солнцу и всей Русской земле, родившейся в его лучах!

Чтец. «Русская земля» (песня-слава).

О светло светлая

И украсно украшена

Земля Русская!

И многими красотами

Удивлена еси,

Озеры многими

Удивлена еси.

Реками и кладезями

Месточестными,

Горами крутыми,

Холмы высокими,

Дубравами частыми,

Польми дивными,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городы великими,

Селы дивными,

Винограды обительными,

Домы церковными

И князьями грозными,

Бояры честными,

Вельможами многими!

Всего еси исполнена

Земля Русская,

О правоверная

Вера христианская!

Ведущий. С верой христианской шли русские люди и на великий труд, и на великую битву, и на казнь.

Чтец. М.Ю. Лермонтов. «Молитва».

(Художественное чтение сопровождается тихой мелодией.)

Рассказчик. Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и в тексте русского поэта. Эти слова хочется повторять и повторять. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор – особое поэтическое искусство слова.

Родная речь певцу земля родная,

В ней предков неразменный клад лежит.

(В.Иванов. Язык)

Ведущий-комментатор. Устное народное творчество – фольклор – это неписаная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Но мы понимаем, что создавали их талантливые люди с тонким вкусом. Это про них А.Пушкин сказал, что им присущи «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Рассказчик. Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда и слова: колыбель, коляска.

Колыбельные песни не бывают очень длинными, редко в них встречается более 8 стихов. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов. Их легко понимает маленький ребенок. Рифма в них присутствует не везде. Обычно в запевах, припевах, концовках.

Ведущий. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Воронежской области.

(На сцене 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но задушевно.)

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок.

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,/

Нашу Машу не буди.

* * *

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

* * *

Баи-баи-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Ведущий (обращается к гостям). А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока-белобока»? Вспомните, как мама, или бабушка, или папа водили пальчиком по вашей ладошке и приговаривали:

– Сорока, сорока!

Где была?

(Ведущий ждет, когда гости припомнят слова и продолжат песню.)

– Далеко!

На базар летала,

Покупки покупала,

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала –

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ведущий благодарит гостей за участие в игровой песне.

Рассказчик. Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то мудрое поучение, то коротенькие рассказики-разговоры – о невероятном событии, интересном характере.

Прибаутки и небылицы всегда веселые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как точно в них слово, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

На сцене без объявления выступает фольклорный ансамбль с солистом.

КОЗА-РАЗВИЗЗЕЗА

(Пение сопровождается притоптыванием, танцевальными движениями, музыкальные инструменты отсутствуют.)

Хор. Коза-развиззеза

На базаре была.

Купила косу

За свою слезу.

Побежала мостом,

Киваючи хвостом.

Ты, коза-развиззеза,

Лубяные глаза,

На что тебе коса?

Солист. Сено косить.

Хор. А на что сено?

Солист. Коровок кормить.

Хор. А на что коровки?

Солист. Молочко доить.

Хор. А на что молочко?

Солист. Сырцы лепить.

Хор. А на что сырцы?

Солист. Пастухов кормить.

Хор. А где пастухи?

Солист. На войну пошли.

Хор. А где война?

Солист. Посреди гумна!

(Переговоры солиста и хора исполняются говорком.)

Без объявления участники фольклорного ансамбля разыгрывают веселые диалоги.

1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить.

– Спина болит.

– Тит, пойдем мед пить.

– Дай поскорей шапку схватить!

2. – Федул, что губы надул?

– Да кафтан прожег.

– Зачинить можно?

– Да иглы нет.

– А велика дыра?

– Да один ворот остался.

3. – Эй, Фома, что из леса не идешь?

– Я медведя поймал!

– Так веди его сюда!

– Не идет.

– Так сам иди!

– Да он меня не пускает!

Ведущий. В небылицах, кажется, все разрешено, хоть весь мир вверх ногами переверни! А ведь интересно, какой он бывает, перевернутый мир?

Участники фольклорного ансамбля развертывают иллюстрацию-раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают.

1. Ехала деревня мимо мужика,

2. Вдруг из-под собаки лают ворота,

3. Выскочила палка с бабою в руке

4. И давай дубасить коня на мужике.

5. Лошадь ела сало, а мужик овес.

Вместе:

6. Лошадь села в сани, а мужик повез.

Фольклорный ансамбль без объявления исполняет игровую песню «А я по лугу с комариком гуляла».

Ведущий. В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

Рассказчик. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаясь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха – голоногим, гром – туром. Из этой тайной речи и родились загадки.

В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар и мал. Кто-нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий (обращается к гостям). Попробуйте и вы отгадать русские загадки, испытайте себя.

Участники праздника загадывают загадки:

1. Что есть у всех? (Имя)

2. Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (Мельница)

3. Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)

4. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

5. Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (Солнце и небо)

6. Сперва блеск,

за блеском треск,

за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Фольклорная группа исполняет загадки о зайце и росе.

(Ответ на загадку исполняется говорком.)

1. Маленький,

Беленький,

Все полюшко

Прикружил,

По дорожке

Прыг-прыг!

По снежочку

Тык-тык!

– Это… зайка!

2. Заря-заряница,

Красна девица

По воду ходила,

Ключи обронила,

Месяц увидал –

Ни слова не сказал,

Солнце увидало –

Ключи подобрало.

– Это… роса!

Ведущий. Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко – язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим.

(К гостям.) Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.

Участники фольклорной группы называют скороговорки, а желающие их повторяют.

1. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

2. Бык тупогуб, у быка губа тупа.

3. Бежит кошка по небу, догоню да поиму. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!

4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша!

5. По двору-подворью в добром здоровье.

6. Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

7. Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.

8. Иван-болван молока болтал, да не выболтал.

9. Хохлатке хохотушки хохоток хохотали: ха-ха, ха-ха-ха!

Ведущий-комментатор. Для скороговорки важно не только чтобы ее проговорили как можно быстрее, еще важнее – произнести скороговорку без запинки, чисто и красиво. Ведь недаром русский народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорка.

Фольклорный ансамбль исполняет распевно скороговорки про кукушонка и сову.

КУХУМКА КУКУШОНКУ

Кухумка кукушонку

Купила капюшон.

Кухумкин кукушонок

В капюшоне смешон.

ЛЕТЕЛА СОВА

Летела сова

Из соленого села

На четыре кола,

Колоприворотничка.

Рассказчик. Никто не знает, когда возникли пословицы – обиходные устные изречения народа. В пословицах слова обычно употребляются либо в переносном значении, либо прямые значения слов часто сочетаются с их переносным значением, причем необычно. На это обратил внимание еще М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Ведущий (обращается к гостям). Объясните смысл пословицы: Шуба овечья, да душа человечья.

Рассказчик. В.И. Даль – современник, друг А.Пушкина – много лет своей жизни посвятил собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что есть пословица-стон, пословица-вздох, пословица-огорчение, пословица-улыбка. Слушаешь пословицу – и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости жизни.

Ведущий (обращается к гостям). Послушайте музыкальные зарисовки пословиц и попробуйте определить их характер. Звучат музыкальные пьесы, написанные к пословицам.

1. Если б было все равно, так лазили б в окно, а то дверь прорубили. (Веселая, вызывает улыбку)

2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Назидательная)

3. Беда никогда не приходит одна. (Вызывает чувство тревоги, передает трудный жизненный опыт)

Ведущие. Русские пословицы всегда с нами: учат жить, веселят, утешают в беде.

Члены фольклорной группы друг за другом называют пословицы и поговорки:

1. Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.

2. Русский молодец – ста басурманам конец.

3. Кушай варенье, да слушай говоренье.

4. Не спеши языком, торопись делом.

5. Щи хлебай, да поменьше бай! Ешь капусту, да не мели попусту!

6. Умный молчит, когда дурак ворчит.

7. Чужим умом жить – добра не нажить.

8. Дурак дураку рад.

9. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

10. Этот ананас не для нас.

11. Счастье дороже богатства.

12. Молись, а злых дел берегись.

Группа девочек исполняет русский народный танец.

На сцене установлена скамья. На ней 3 девочки, исполняющие роль сказительниц. Звучат русские докучные сказки.

1. Жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

2. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

3. – Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

– Скажи.

– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

– Скажи.

– Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Рассказчик. Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца.

Ведущий-комментатор. Но мы остановим наших сказительниц. Хватит толковать, пора другую сказку начинать.

Рассказчик. Сказка – один из самых любимых народом жанров фольклора. Большим ценителем и знатоком русских народных сказок был замечательный ученый-лингвист, уроженец города Боброва Воронежской области Александр Николаевич Афанасьев. Его научные труды получили высокую оценку и в России, и за рубежом. Трехтомная работа ученого «Поэтические воззрения славян на природу» является классической, не имеющей аналога в мировой науке. Мы гордимся своим земляком. Это был к тому же справедливый и смелый человек. Он не побоялся второй выпуск своего собрания сочинений открыть сказкой «О кочетке и курице». Это редчайшая сказка в русском фольклоре. Сказочники побаивались рассказывать ее посторонним людям, тем более печатать. Она не так уж безобидна, как может показаться с первого взгляда.

Ведущий. Послушайте и подумайте, в чем тут дело.

СКАЗКА О КОЧЕТКЕ И КУРИЦЕ

(Инсценирование в масках и русских народных костюмах)

Ведущий (беседует с гостями). Чем страшна была сказка? О чем она говорит?

Рассказчик. Она была страшна своим свободомыслием. Сказка говорит не только о беде, которая приключилась с курицей. Настоящий смысл сказки в другом. Казалось бы, дело ясное: виноват петух; но бояре рассудили иначе – они добрались до волка. Но и он не виноват. Сказочник иронизирует над неумным судебным разбирательством, над обыкновением все валить на Божью волю даже тогда, когда вина виноватого очевидна.

Ведущий-комментатор. «Сказка о кочетке и курице» радует ум, как орнамент радует глаз. Сказочные формулы, в которых за вопросом следует ответ, напоминают орнаментальный узор.

Но ценность сказки не только в игре ума, но и в правде, которую она несет.

Это кумулятивная (или цепевидная) сказка. Cumulatio в переводе с латинского означает увеличение, скопление. К этому типу сказок относятся «Колобок», «Репка», «Теремок». В них сходные, иногда точно повторяющиеся действия следуют друг за другом и соединяются, как звенья в цепи.

Ведущий. Русская народная сказка, записанная А.Н. Афанасьевым, «Журавль и цапля». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах. Звучит балалайка.)

Ведущий. Русская народная сказка «Теремок». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах.)

Ведущий. А сейчас мы вам покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка.

Ведущий (обращается к гостям). Повторяйте за мной.

– Я пойду в лес.

– И я.

– Найду осину.

– И я.

– Выдолблю корыто.

– И я.

– Налью помой.

– И я.

– Свиньи будут исть.

– И ты.

Ведущий (обращается к гостям). Давайте посмотрим и разучим с вами старинную русскую игру.

МАТУШКА ВЕСНА

Ведущий-комментатор. Эта старинная игра немножко похожа на танец. Начинается она с красивой считалки.

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Рассеребряный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи из круга вон!

Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют:

Идет матушка весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел –

Всех детей провел,

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Один участник игры идет влево, следующий – вправо. Обойдя «ворота», они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот». Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и задорно поет.

Ходит матушка весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой запрещается,

А на третий раз

Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру (фольклорная группа вместе с гостями проводит игру).

Ведущий. Наш праздник «Слов русских золотая россыпь» подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Ведущий-комментатор. Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.

Хоровод – это и танец, и игра. Водя хоровод, все вместе, сообща, притоптывают, хлопают в ладошки, сообща веселятся и радуются.

(Все участники праздника и гости становятся в хоровод.)

Хоровод сопровождается припевками:

1. Веселей-ко

Бей ногами,

Бей ногами,

Пляши с нами!

2. Этак! Этак!

Да вот так!

Этак! Этак!

Еще так!

3. Ой ли

Ой ли-лёль!

Поплясать еще изволь!

4. То ли, сё ли,

Ну и что ли,

Попляши,

Иван, поболе!

5. Скачи, скачи

По соломушке,

Не жалей лаптей

В хороводушке!

Ведущие.

1. Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

2. То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

(С.Есенин)

3. Мы благодарим всех, кто пришел к нам на праздник, всех, кто любит и понимает русский фольклор, народное искусство слова.

пп

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Методические

рекомендации

1

Организационный момент

-Здравствуйте, уважаемые члены кружка «В мире слов»! Я рада видеть Вас сегодня, думаю, что наша встреча принесёт нам радость общения друг с другом!

Дети приветствуют друг друга. Эмоциональный отклик

1мин.

 

2

Мотивационный настрой

Послушайте музыку и попытайтесь нарисовать образно картины, которые навеяла эта музыка.( Звучит народная музыка. Игра на гуслях)

Читаю стихотворение

РАЗГОВОР СО СТАРЦЕМ

Свежий ветер мой сон будоражит.

Божья птица нависла стеной,

Быстро, быстро, как будто взлетая,

Машет крыльями над головой.

Я не слышу её мощных взмахов,

Но моя её видит душа,

Она помнит её с прошлых жизней

И стоит перед ней, чуть дыша.

Я боюсь, вдруг исчезнет виденье.

Это чудо – Народ мой живой,

Словно щит распластал в небе крылья

И молитву творит надо мной.

-Какие картины вы представили?

Слушают музыку и стихотворение

Эмоциональный отклик

3мин.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки

в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Актуализация знаний

На доске даны слова: «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»,

 ??? Давайте попробуем объяснить каждое слово в нашей теме.

Золотые – ценные, важные, дорогие, полезные

Россыпи – много, изобилие

Народной – создано народом, простым человеком

Мудрость – опыт, знание.

Какой вид творчества отражает народную мудрость?

-Что является ярким отражением народной мудрости, какой жанр устного народного творчества?

И все эти слова  очень точно отражают суть пословиц и поговорок.

Как вам хочется назвать тему нашего занятия?

Читают слова на доске и дают им объяснения слайд № 6

Высказывают свои мысли

«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ

НАРОДНОЙ

МУДРОСТИ»,

5мин

 
 

Планирование и принятие учебной задачи

Давайте рассмотрим слова ПОСЛОВИЦА   и ПОГОВОРКА  с точки зрения их состава.

Делаем вывод – обе они рождены в устной речи. Термины «пословицы» и «поговорки» — русские. Их связь с корнями слов «говорить», «говор», «слово» свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Общая характеристика пословиц и поговорок

!!!! Какие определения пословиц и поговорок вы нашли ? 

Определение В.И Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В. И. Даль так определял

этот жанр: «Пословица — краткое изречение, поученье, более в виде притчи,

иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1,

с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание,

но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).

Слайд №7

Работа со словарями

Слайд №8,9,10

Работа по слайдам

11,12,13

11мин

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Применение открытого способа для решения учебно-практической задачи

В.И.Даль был первым составителем сборника пословиц и поговорок

-Что же такое пословица и поговорка?

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Пословица — это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Пословица — это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. 

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»; «Чем черт не шутит, когда Бог спит».

Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: «Поговорка — цветочек, а пословица – ягодка»

— Какова тематика пословиц и поговорок?

 ТЕМАТИКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК?
Данные пословицы и поговорки отражают основные аспекты, стороны жизни  человека, передают  накопленный веками опыт, учат уму-разуму, дают правильное представление о жизни, закладывают фундамент нравственности.  

 «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…

Напрасно думать, что эта литература была лишь
плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66,
с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора

4. Где мы можем использовать пословицы и поговорки?

!!!!!!!!!!!!!!!!!!Без пословицы речь не молвится!!!!!!!!!!!!!!! 

Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», — так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!

Практическая часть

Смотрят отрывок из мультипликационного фильма и из дополнительной литературы и используя свой социальный опыт подбирают пословицы и поговорки

Вывод : Пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной.

А для того, чтобы речь таковой стала, надо знать много пословиц и поговорок.

Конкурс для творчества в свободное время

Вспомни пословицы о следующих предметах(вода, дом, добро и зло, учеба)

Слайд 14

Отвечают на вопросы

Работа по слайдам презентации

Слайд № 15- 22

Слайды №23-28

Практическая часть

Работая в парах дети к каждой ситуации подбирают пословицу или поговорку

Слайд № 29-30

10мин

10мин

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из источников, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать

выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться в словаре

7. Находить ответы на вопросы.

Познавательные УУД

1.Обобщать и классифицировать по признакам.

 

Итоговый контроль

оценка деятельности

Итог.

Понравилось наше занятие?

Что вы узнали о пословицах и поговорках?

Для чего нужны пословицы и поговорки?

Какова основная тематика пословиц и поговорок?

Чему учат нас пословицы и поговорки?

Сегодня   на занятии кружка мы говорили об особенностях пословиц и поговорок,  их строении и  смысле, их роли в формировании нравственного кодекса человека.

Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью.

5мин

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную

рефлексию

 

Рефлексивный анализ деятельности

Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? Какие качества мешали? Чем ты помог другим?

Анализируют процесс и результат деятельности

   

Цель: способствовать развитию у младших школьников монологической речи, внимательности, сообразительности, быстроты мышления, активности, обогащению словарного запаса.

образовательная: познакомить детей с новым понятием пословица, поговорка, учить находить отличия между понятиями, учить сравнивать их;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь уч-ся;

воспитательная: учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитание положительных качеств личности учеников; активности, воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа.

Оборудование : толковый словарь Даля, презентация, выставка книг с пословицами и поговорками

Регулятивные: уметь работать по заданному алгоритму, учить различать пословицы от поговорок;

Познавательные: научить самостоятельно находить пословицы и поговорки, учить применять их в своей речи;

Личностные: умение давать самооценку, анализировать что получилось, что нет.

Подготовила: Ташкинова Елена Анатольевна – учитель начальных классов.

«Слов русских золотая россыпь»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Презентации
Автор:

Классный час «Слов русских золотая россыпь»

Цель: обогащение культурного уровня обучающихся.

Задачи: 

образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; 

развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;

воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Оборудование: карточка со словарным словом «фольклор»; индивидуальные карточки с пословицами, скороговорками, аудиозапись колыбельной песни «Ой люли…»; аудиозапись песни «Во поле берёза стояла»; самовар; сушки; рушники и наволочки вышитые гладью; презентация «Слов русских золотая россыпь».

Слайд 1

«СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ»

Слайд 2

ЗАГАДКАЧто есть у всех? На дворе горой, а в избе водой? Голубой платок, красный колобок
По платку катается, людям усмехается? Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск?

Слайд 3

ПОТЕШКА- короткие стишки (реже песенки) , предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время проговаривания или пропевания.

Слайд 4

ПОСЛОВИЦАжанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Без друга – в жизни туго») .

Слайд 5

ЧАСТУШКАкороткие (обычно 4-строчные) , исполняющиеся в быстром темпе, рифмованные припевки преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. (БЭС)

Слайд 6

ПРИБАУТКАЗабавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

Слайд 7

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯКолыбельная песня, небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.

Слайд 8

СКОРОГОВОРКАСпециально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (на дворе трава, на траве дрова) .

Слайд 9

СКАЗКАПовествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки.  

Слайд 18

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 22

«СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ»

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 2.76 Mb
Количество скачиваний: 70

Скачать

Просмотров: 140

Похожие материалы

  • Диспут по теме: » Чему можно научиться в школьные годы»
  • Разработка классного часа по теме «Конфликты в нашей жизни»
  • Презентация «Ты мне снишься ночами, Афган…»
  • Классный час в 10 классе «Учись управлять собой»
  • Презентация к классному часу на тему «190-лет со дня рождения К. Ушинского»
  • Презентация к классному часу на тему «Масленица»
  • Классный час-презентация на тему «Путь в профессию»
  • Школьное портфолио для девочек.
  • Школьное портфолио для мальчиков.
  • Презентация на тему «Моя Белоруссия»
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2023

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Политика Конфиденциальности сайта uroki.me

Цели и задачи классного часа (урока):


  • привитие интереса к русскому народному
    творчеству и обычаям, традициям других народов;
  • мотивация школьников к изучению фольклора
    своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной
    деятельности школьников.

Данная программа может послужить моделью для
нетрадиционного урока литературы.

Оборудование:


  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • жетоны с количеством очков;
  • секундомер.

Предварительная работа:

Классный руководитель (учитель) формирует
команды из учащихся или одного класса, или
разновозрастные. Участники знакомятся с
правилами игры, выбирают капитана команды.
Количество команд выбирает сам учитель.

Правила игры:

Путешествие происходит по шести станциям:
“Музыкальная”, “Народные праздники”,
“Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт
русского народа”, “Пословицы”. Участники по
очереди выбирают станцию и номер вопроса. На
обсуждение предлагается 30 секунд, после этого
даётся ответ. Если команда не отвечает, то
возможность ответить получает другая команда.

Описание классного часа (урока):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень
рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы
поговорить об очень серьёзных вещах.

На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу
время – потехе час”. Русский народ умел
работать, защищать свою землю, но и умел хорошо
веселиться и отдыхать.

На сегодняшнем классном часе мы постараемся и
всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

Итак, начинаем!

Станция “Музыкальная”

100 — Как называется русский трёхструнный
щипковый инструмент? (Балалайка)

200 — Каким музыкальным инструментом владел
Садко? (Гусли)

300 — Как называли человека, исполнявшего музыку
на церковных колоколах? (Звонарь)

400 — Как называется самый популярный жанр
русской народной песни? (Частушка)

500 — Необычный музыкальный инструмент, похожий
на дудочку, заимствованный у рогатого скота?
(Рожок)

Станция “Народные праздники”

100 — На какой праздник особенно любили гадать
девушки? (Святки)

200 — Назовите самый короткий народный праздник
(Ночь на Ивана Купалу)

300 — Назовите время года, когда девушки
праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

400 — Что представлял собой обряд “завивание
бороды”? (Украшение лентами последнего
несжатого снопа)

500 — Вокруг какого священного дерева объезжал
свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Станция “Народное искусство”

100 — Какие три главных цвета имеет хохломская
роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

200 — Посватавшись к девушке, жених обязательно
дарил ей изделие собственной работы, которое она
брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

300 — Когда мастера делали заготовку бересты? (В
период сокодвижения)

400 — Что такое колт? (Височная подвеска кокошника
или шапки)

500 — Какие самые популярные изделия русских
умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

Станция “Русская кухня”

100 — Без какого продукта невозможен обед на Руси?
(Хлеб)

200 — Назовите самое главное угощение во время
древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

300 — Как назывался распространённый на Руси
тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

400 — Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

500 — Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

Станция “Быт русского народа”

100 — Назовите самое распространённое на Руси
осветительное устройство. (Лучина)

200 — Какая обувь была самой распространённой в
Древней Руси? (Лапти)

300 — Назовите русский сосуд для питья вкруговую.
(Братина)

400 — Чем определялась длина полотенца в русских
семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

500 — Любимое узорчатое деревянное завершение
крыши русской избы. (Конёк)

Станция “Пословицы”

(Участники должны подобрать к
названной пословице русский аналог)

100 — “Бежал от дождя, попал под ливень”
(арабская пословица). (Из огня да в полымя)

200 — “Тот не заблудится, кто спрашивает”
(финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

300 — “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт
за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и
рак рыба)

400 — “Всё хорошо в своё время” (английская
пословица). (Делу время — потехе час)

500 — “Пика не кладётся в мешок” (польская
пословица). (Шила в мешке не утаишь)

В конце игры подводятся итоги, определяется
команда-победительница. Происходит награждение.
Учителю важно поощрить отличившихся ребят,
которые показали не только знание, но и
заинтересованность в изучении русского
фольклора.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий здоровье богатство на века игровая программа
  • Сценарий игровой программы когда мои друзья со мной
  • Сценарий игровой программы армейская академия
  • Сценарий золотая осень титульный лист
  • Сценарий защиты выставки декоративно прикладного творчества