Сценарий золотой век русской литературы

19 век дал миру произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Толстого и Чехова, невообразимое разнообразие поэтических талантов.

Золотой век русской литературы

Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы

Предполагаемые результаты:

  • повышение эмоционального уровня студентов, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,

  • появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

  • развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Цель: показ разнообразия художественных индивидуальностей  в русской лирике «Золотого века»

Задачи:
Образовательные:

  • вспомнить произведения, относящиеся к данному периоду

  • помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;

Развивающие:

  • Развитие интереса к литературе как виду искусства;

  • Развитие коммуникативных навыков студентов;

  • Развитие навыков выразительного чтения;

  • Развитие чувства прекрасного;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению поэзии;

  • Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.

Ход мероприятия:

Преподаватель: С вашего разрешения, дорогие гости, мы отправимся в грандиозное путешествие сквозь пространство и время. Русская литература 19 века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего общества, время расцвета творческих идей и ярких индивидуальностей. 19 век дал миру произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Толстого и Чехова, невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.

Ведущая

Жил Лермонтов,Толстой и Достоевский …
Любили жизнь, мир открывали молодым..
Стихи, романы писали золотые,
И век назвали золотым.

Ведущий

Золотую эпоху Русской литературы отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли.

Ведущая

Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

Ведущий

С его именем связаны истоки поистине высокой любовной лирики и чувства свободы.

(На фоне музыки цыганского танца ведется диалог)

Ведущая

Что это? Я слышу звон бубнов, странное пение.

Ведущий

“…цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют”

(Звучание музыки усиливается. В центр зала выходят цыгане, танцуют танец, среди них Земфира и Алеко. В конце танца Алеко убивает Земфиру. Цыгане окружают их)

Старый цыган:

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним –
Не нужно крови нам и стонов…
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас;
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел – оставь же нас,
Прости. Да будет мир с тобою.

(Звучит музыка. Молодой цыган, взяв на руки Земфиру, уходит со сцены вместе со всеми).

Ведущая : Первый и самый главный представитель, собственно с него все и началось, это, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.

Студент читает стихотворение Пушкина

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Она

«Печален ты; признайся, что с тобой».
— Люблю, мой друг! — «Но кто ж тебя пленила?»
— Она. — «Да кто ж? Глицера ль, Хлоя, Лила?»
— О, нет! — «Кому ж ты жертвуешь душой?»
— Ах! ей! — «Ты скромен, друг сердечный!
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно…»
— Не то, мой друг! — «Но что ж?» — Я ей не он.

Ведущий:

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный , гибкий стан,
Или большие очи?- но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов- любить никто не мог;
Взор без огня- без запаха цветок!

О небо, я клянусь , она была
Прекрасна!.. я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых все блаженство- ад!

Ведущий

Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы.

К Портрету

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.

Ведущий :

Читая стихи Евгения Абрамовича Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Разуверение

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь.
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует её
И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём
Забвенье мысли пьёт,
Кого далёко от неё
Он, дивный, унесёт!

Весна 1832

Ведущий :

Федор Иванович Тютчев. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия.

Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их — знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

Осенней позднею порою

Осенней позднею порою

Люблю я царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят —

И белокрылые виденья

На тусклом озера стекле

В какой-то неге онеменья

Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени

Екатерининских дворцов

Ложатся сумрачные тени

Октябрьских ранних вечеров —

И сад темнеет, как дуброва,

И при звездах из тьмы ночной,

Как отблеск славного былого,

Выходит купол золотой…

Ведущая :

Алексей Николаевич Апухтин вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые — время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых. 

Мне не жаль, что тобою я не был любим,-
Я любви недостоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-
Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим, и к слезам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Мое сердце сжигал и томил,
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!


Когда так радостно в объятиях твоих
Я забывал весь мир с его волненьем шумным,
О будущем тогда не думал я. В тот миг
Я полон был тобой да счастием безумным.

Но ты ушла. Один, покинутый тобой,
Я посмотрел кругом в восторге опьяненья,
И сердце в первый раз забилося тоской,
Как бы предчувствием далёкого мученья.

Последний поцелуй звучал в моих ушах,
Последние слова носились близко где-то…
Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах,
Но ночь была глуха, и не было ответа!

С тех пор я всё зову… Развенчана мечта,
Пошли иные дни, пошли иные ночи…
О, Боже мой! Как лгут прекрасные уста,
Как холодны твои пленительные очи!

Ведущая:

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – поразительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем — неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Завтра – я не различаю;
Жизнь- запутанность и сложность!
Но сегодня, умоляю,
Не шепчи про осторожность!

Где владеть собой, коль глазки
Влагой светятся туманной,
В час, когда уводят ласки
В этот круг благоуханный?

Размышлять не время, видно,
Как в ушах и в сердце шумно;
Рассуждать сегодня – стыдно,
А безумствовать — разумно.

Ведущий

Последним в нашем списке станет автор единственной, но блистательной, остроумнейшей, ироничной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов. По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная Грибоедовым и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению «Горе от ума». Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. «Говорящие» фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века.

Горе от ума 1

Действующие лица: Фамусов, Молчалин, Софья.

(Молчалин и Софья сидят взявшись за руки. Входит Фамусов)

Фамусов:- Что за аказия, Молчалин ты?

Молчалин:- Я-с

Фамусов:- Зачем же здесь? И в этот час? И Софья?

Что ты так рано поднялась! А? Для какой заботы?

И как вас Бог не в пору вместе свел

Софья:- Он только что теперь вошел.

Молчалин:- Сейчас с прогулки.

Фамусов:- Друг. Нельзя ли для прогулок.

Подальше выбрать закоулок?

А ты сударыня, чуть свет с мужчиной! С молодым.

Софья:- Позвольте, батюшка, кружится голова.

Я от испуга дух перевожу едва.

Изволили вбежать вы так проворно смешалась я

Фамусов:- Благодарю покорно,

Я скоро к ним вбежал!

Так я вам помешал

Софья:- Нет батюшка

ФамусовМолчалину)- Ты сударь здесь к чему?

Тебя безродного пригрел и ввел в мое семейство

Дал чин асессора и взял в секретари:

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Софья:- Я гнева вашего ни как не растолкую

Он в доме здесь живет, великая напасть

Шел в комнату, попал в другую!

Фамусов:- Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем?

Нельзя, чтобы случайно.

Софья:- Вот в чем однако дело

Вы давече с Лизой были здесь

Перепугал меня ваш голос чрезвычайно

И бросилась сюда я со всех ног.

Фамусов:- Пожалуй на меня всю суматоху сложат

Не в пору голос мой наделал им тревог

Что ж Сонюшка тебе покой я дам

Поди- ка ляг поспи еще немного

(Софья уходит)

Фамусов( Молчалину):- Идем бумаги разбирать

Молчалин:- Я быстро, с час снесу вам для доклада.

(уходят)

Заключение:

XIX век в русской литературе называют «Золотым веком». Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и стала бесспорной законодательницей литературной моды.

Золотой век — первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века.

Она раз и навсегда одарит нас бессмертными строками великих творцов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарит произведения Гончарова. Век девятнадцатый однозначно и непререкаемо будет восприниматься как «Золотой век русской литературы», который впоследствии органично породит не менее знаменитый и не менее талантливый «Серебряный век».

Форма: КТД, игра.

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с понятием «золотой век русской литературы»;
  • обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
  • закрепить знание учащимися текстов стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, закрепить  навыки выразительного чтения.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
  • расширять кругозор обучающихся по биографии авторов, показать связи кинематографа и литературы;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному;
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.

Задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • сформировать навыки осознанной творческой деятельности.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,  Приложение 1 (словарь), Приложение 2 (эмблемы литературных сообществ-команд), Приложение 3 (тесты по биографии классиков), Приложение 4 (ключи к тестам), Приложение 5 (реклама литературного произведения), Приложение 6 (материалы для оформления страницы о герое), Приложение 7 (стенд симпатий благодарных потомков), Приложение 8 (оценочные листы для жюри).

Ход мероприятия

Слад 1.

Учитель: Добрый день, уважаемые участники и гости литературной  интерактивной игры. Сегодня у вас есть уникальная возможность проверить свои знания по русской литературе  золотого века.

  • Кто из вас знает, какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
  •  Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время?  (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Слайд 2. (мелодия вальс П.И.Чайковского «Спящая красавица»)

Учитель: В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение — «золотой век». Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и ми­ровой литературы. Имена трёх из них знакомы нам с детства. Их заслуги перед литературой и народом огромны.

Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? (словосочетание  золотой век на стенд) Приложение 1

Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

А.С.П.: Опять о нас…

Н.В.Г.: Конечно, о Вас… Вы «Солнце русской поэзии», создатель современного русского литературного языка, автор первого романа в стихах, гениальный поэт русский!

М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!

А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!

Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!

М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.

А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.

М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!

Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин.

А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.

Щелчок

Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы.

Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? (на стенде слово классик) Приложение 1

Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества.

Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы. Приложение 8

Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Приложение 1

Слайд 4.
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.

Домашнее задание команд. (2 балла) Приложение 2

(представление команд, д/з команд «Сообщение о каком-либо лит. обществе»)

1 команда «Зелёная лампа»: В 1817-20-х гг., находясь на службе в Коллегии иностранных дел, Пушкин  участвует в литературном кружке «Зелёная лампа». Это литературно-просветительское общество, влиявшее на общественное мнение. Зелёный – символ надежды, лампа – символ просвещения, участники носили красные колпаки – символ  свободолюбия.

2 команда «Звезда»: Во время обучения в Неженской гимназии Гоголь с одноклассниками решили издавать свой журнал. Гоголь был выбран редактором и просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. 1 числа каждого месяца Гоголь часто громко прочитывал всему классу свои и чужие произведения. Этот журнал назывался «Звезда».

3 команда «Парус»: За всю свою недолгую жизнь Лермонтов не входил в литературные общества по причине своего особенного характера. Но так, как часто путешествовал, имел много дружеских знакомств. Аким Павлович Шан-Гирей, троюродный брат поэта, отмечал противоречивость его характера, увлечённость идеей борьбы, свободы, любовью к славному историческому прошлому Отечества. Эти великие идеи объединили не одно поколение поклонников таланта Лермонтова и  воплощены в образе паруса из известного стихотворения.

Словарная работа: Сегодня вы работаете в группе, значит,  работаете интерактивно, т.е. во взаимодействии, как одно целое. Капитаны команд поднимают руку, если команда готовы отвечать, называют того, кто отвечает. (Слово интерактивный на стенд (от англ. interaction — «взаимодействие») Приложение 1

Щелчок

Учитель:

Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!

Учитель: Ну что ж начнём игру.

Слайд 5.

Первая страница «Биографическая». Слово классикам.

А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель!

Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава!

М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…

А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…

Задание-тест по биографии (10 баллов). Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии одного из классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам. Приложение 3, Приложение 4.

Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске  соотносят даты жизни с авторами.

Слайд 7-проверка

Слайд 8.

Страница Поэтическая. Слово классикам.

А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.

М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.

Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!

Задание: Продолжить стихотворение (1 балл за правильный ответ).

Слайды 9-14.

Слайд 15. Интерактивное задание для группы 1 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

У интерактивной доски задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов.

Слайд 16-проверка.

Слайд 17. Интерактивное задание для группы 2 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 18-проверка.

Слайд 19. Интерактивное задание для группы 3 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 20-проверка.

Слайд 21

Страница Творческая. Слово классикам.

А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?

Н.В.Г.: А Вы знаете?

А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!

Щелчок

Учитель зачитывает рекламу-образец поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло?  Вы любите приключения?  Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни  главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в  добро! Читайте и наслаждайтесь.

О каком произведении идёт речь?

Щелчок. («Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)

Слайд 22.

Задание (5 баллов): За пять минут составить рекламу одному из произведений по жребию. (повесть «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова», комедия «Ревизор»)

(задание выполняет капитан с помощником) Приложение 5

В это время другие члены команд участвуют в аукционе героев.

Слайд 23

Аукцион героев «Кто больше?» (1 балл)

Кто больше героев назовёт, балл команде принесёт.

(По щелчку меняются авторы)

Слайд 24 Творческая страница, возвращение капитанов с рекламой произведений.

Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать!

Рекламным агентам  составленный текст выразительно прочитать!

(участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)

Слайд 25. Физкультминутка. Слово классикам.

А.С.П.: Друзья мои, а как вы отдыхаете? Вот я люблю прогулки по тверскому бульвару в Москве, в Крыму есть замечательная оливковая роща. Люблю смотреть на море. Но любимое место – это аллея в Михайловском.

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина.

Слайд 26 (музыку сделать тише)

М.Ю.Л.: Я люблю горы. Дух захватывает от этой мощной красоты, а каков воздух! Беру мольберт и рисую, рисую….

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 27 (музыку сделать тише).

Н.В.Г.: Вы будете смеяться, но отец привил мне любовь к саду. У меня дома есть спицы, и я сам вяжу шейные платки, очень успокаивает. Могу приготовить авторский напиток «Гоголь-моголь».

А.С.П.: А ещё в Ваших карманах полно конфет.

Н.В.Г.: Сосредоточиться помогает катание хлебных шариков. Вот как-то так. А как отдыхаете вы, уважаемые читатели?

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 28 (физминутку проводят дети – 1 балл)

Слайд 29

Страница Контактная. Слово классикам.

А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.

М.Ю.Л.: А Ваши женские образы — Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.

Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков  Калашников – вот где истинная смелость, мужество!

Задание (5 баллов): За пять минут заполнить страницу в контакте герою по жребию.

(участники зачитывают статус, информацию о герое, но не вписывают имя. Соперники называют героя, произведение, автора) (Тарас Бульба, Татьяна Ларина, Мцыри) Приложение 6

Слайд 30

Страница вещественная. Слово классикам.

А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?

М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.

А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?

Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.

Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.

Слайды 31-36 (1 балл за правильный ответ)

Слайд 37

Страница кинематографическая. Слово классикам.

А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.

Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!

М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!

А.С.П.: Вот бы посмотреть…

Задание (4 балла): участники просматривают отрывки из кинофильмов, называют произведение, автора, эпизод, героев.

Слайд 38

Рефлексия (на стенд вывешиваются новые слова – рефлексия, рефлексировать)

  • Что узнали нового о М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе?
  • Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
  • Какое задание выполнять было интересно?
  • Какое задание выполнять было трудно?
  • Как вы оцениваете свои знания сегодня?

Слайд 39

Учитель: О.Бальзак: «Последнее слово все равно останется за потомками. Именно им решать, кто вознагражден бессмертием в веках».

Стенд симпатий. Сердечко-лайк под портретом автора. Приложение 7

 Слайд 40

Слово классикам.

Учитель:

Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,

1 ученик (Гоголь):

Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.

2 ученик (Пушкин)

Спасибо, Лермонтов, за твои стихи, 
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.

3 ученик (Лермонтов):

Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”. 

Учитель:

Читайте классиков,  друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека

Слайд 41  Спасибо за игру! Награждение.

Слайд 42  Информационные источники.

Список информационных источников.

  1. В презентации использованы отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
  2. Иллюстрации художников И.М.Тоидзе, Ф.Д.Константинова, К.И.Рудакова, П.М.Боклевского, П.П.Соколова, М.Ю.Лермонтова, О.А.Кипренского, И.Е.Репина, Ф.О.Будкина, Ф.А.Моллера
  3. П.И.Чайковский  Вальс из балета «Спящая красавица»
  4. Отрывки из художественных фильмов:
  5. «Тарас Бульба», реж. В.Бортко, 2009г.
  6. «Барышня-крестьянка», реж. А.Сахаров, 1995г.
  7. «Вий», реж.Г.Крапачов, 1967г.
  8. «Благородный разбойник Владимир Дубровский», реж. В.Никифоров, 1990г.
  9. «Капитанская дочка», реж. В.Каплуновский, 1958г.
  10. «Герой нашего времени», реж. А.Котт, 2007г.
  11. А.Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина», И.П.Золотусский «Гоголь», В.В.Афанасьев «Лермонтов», http://modernlib.ru/

Внеклассное мероприятие по литературе «Золотой век русской литературы». (6–10 кл.)    

  • Цель: Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.
  • Побудить интерес к культуре своего народа.

Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся. 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «золотой век русской литературы»; 
  • обобщить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • закрепить знание учащимися текстов стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, закрепить  навыки выразительного чтения.
  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • расширять кругозор обучающихся по биографии авторов;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.
  • — развитие навыков построения сообщений в устной форме;                                        развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений;                          — развивать навыки устной речи;                                                                                                     — развивать память, внимание, кругозор;                                                                              

Воспитательные

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному; 
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия. 

Коррекционные:                                                                                                                                                                                                                                         — коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы.                                                                                                                                                                                        Основные принципы работы:                                                                                                                                                                                                                  — принцип вариативности;                                                                                                                  — принцип сотворчества;                                                                                                         — принцип созидательной творческой деятельности;                                                                      — принцип гуманизма.                                                                                                    

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний о    творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • Мероприятие должно вызвать у детей восхищение и гордость творчеством А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова;                                          Развитие креативных способностей обучающихся  во внеклассной деятельности по литературе;
  • Повышение читательских компетенций обучающихся;
  • Развитие познавательных универсальных учебных действий;
  • Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.
  • Развитие личности во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.
  • Появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер,  презентация,

Внеклассное мероприятие по литературе «Золотой век русской литературы».  (6-10 кл.)

Ход мероприятия

 Учитель: Добрый день, уважаемые участники и гости литературной  игры. Сегодня у вас есть уникальная возможность проверить свои знания по русской литературе  золотого века. 

  • Кто из вас знает,  какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
  •  Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время?  (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Слайд 2. (мелодия вальс П. И. Чайковского «Спящая красавица»)

Учитель: В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение — «золотой век». Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Имена трёх из них знакомы нам с детства. Их заслуги перед литературой и народом огромны.

Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? Золотым его называют потому, что именно в это время было написано большинство известных и читаемых до сих пор произведений. XIX век – это время, которое дало миру великих писателей и поэтов.

Учитель. И сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете их творчество. Итак, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и их герои.

Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры  А. С. Пушкин (Москвин Максим), М. Ю. Лермонтов (Трубин Даниил), Н. В. Гоголь (Мосин ЕГОР)

А.С.П.: Опять о нас… 

Н.В.Г.: Конечно, о Вас… Вы «Солнце русской поэзии», создатель современного русского литературного языка, автор первого романа в стихах, гениальный поэт русский!

М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!

А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!

Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!

М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.

А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.

М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!

Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин. 

А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.

Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы. 

Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? Классик — выдающийся, общепризнанный писатель, произведения которого имеют непреходящую ценность для национальной и мировой литературы и культуры.  Например, читать произведения классиков. Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества. Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы.  

Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Корифей – выдающийся деятель на каком-нибудь поприще.                                                                Слайд 4. 
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.      Домашнее задание команд.  (представление команд, д/з команд «Сообщение о каком-либо лит»)

1 команда «Зелёная лампа»: В 1817-20-х гг., находясь на службе в Коллегии иностранных дел, Пушкин  участвует в литературном кружке «Зелёная лампа». Это литературно-просветительское общество, влиявшее на общественное мнение. Зелёный – символ надежды, лампа – символ просвещения, участники носили красные колпаки – символ  свободолюбия.

2 команда «Звезда»: Во время обучения в Неженской гимназии Гоголь с одноклассниками решили издавать свой журнал. Гоголь был выбран редактором и просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. 1 числа каждого месяца Гоголь часто громко прочитывал всему классу свои и чужие произведения. Этот журнал назывался «Звезда».

Сегодня вы работаете в группе, значит,  работаете интерактивно, т.е. во взаимодействии, как одно целое. Капитаны команд поднимают руку, если команда готовы отвечать, называют того, кто отвечает.  

 Учитель: Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!

Учитель: Ну что ж начнём игру. 

Слайд 5.    Первая страница «Биографическая». Слово классикам.

А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель! 

Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава! 

М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…

А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…

Задание-тест по биографии.  Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам.    Слайд 7-проверка

1.Соотнесите  названия имений с именами писателей

Михайловское                            Н. В. Гоголь

Васильевка                                 М. Ю. Лермонтов

Тарханы                                     А. С. Пушкин

2. С   именами каких писателей связаны данные образовательные учреждения?

  • Нежинская гимназия
  • Царскосельский лицей
  • Московский Благородный пансион

3. Кто занимался воспитанием А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя?

  • Арина Родионовна
  • Елизавета Алексеевна Арсеньева
  • Марья Ивановна

Надежда Осиповна (урожденная Ганнибал) Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске  соотносят даты жизни с авторами.  Слайд 7-проверка

Слайд 12.  Страница Поэтическая. Слово классикам.

А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.

М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.

Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!

Поэтическая страница. Продолжить стихотворение.  

Слайды 12 -23.

Слайд 12. 

1.  «У лукоморья дуб зелёный…»

Слайд 13-14

«Я помню чудное мгновенье».

Слайд. 15  «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

Слайд 16.    «Мороз и солнце,
День чудесный…»

Слайд  17.   «Белеет парус одинокий…»

Слайд 18 – 19.  

 «Сижу за решеткой в темнице сырой»

 «Погиб, поэт! – невольник чести – …»

Слайд 20 — 21. «Старик! Я слышал много раз».

Слайд 22.  «Погиб, поэт, — невольник чести»

Слайд 23. «Я к вам пишу – чего же боле?»

Испытание 3. «Найти автора произведения»

Слайд 24 – 29.

На слайде задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов. 

Слайд 30. Испытание 4. Страница театральная. Конкурс на лучшую сценку.

 Слово классикам.

А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.

Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!

М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!

А.С.П.: Вот бы посмотреть… посмотрим инсценировки!

Задание(4 балла).  Посмотрите сценку,  назовите произведение, автора, эпизод, героев.

Испытание 5. Дуэль капитанов.

Слайд  31.  Слово классикам.  Угадайте героев произведений!  

А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.

М.Ю.Л.: А Ваши женские образы — Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.

Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков  Калашников – вот где истинная смелость, мужество!   

Условие:  капитаны зачитывают отрывки из  литературных произведений, угадывают  героев. Если капитан не справляется с заданием, оно переходит команде-сопернице.

Угадайте  героев произведений.  

1.На первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи, и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действия. Емельян Пугачев «Капитанская дочка» А.С. Пушкин

2.Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. Петр Гринев «Капитанская дочка» А. С. Пушкин

3. Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал. Мцыри М. Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

4.«Стыдно тебе, старый пес, что ты, не взирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего, приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».  Андрей Гаврилович Гринев Пушкин «Капитанская дочка».

5.  Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста».   Владимир Дубровский Пушкин А. С. «Дубровский»

6.Вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет». А. Швабрин А. С7 Пушкин «Капитанская дочка».

7. «Вдруг толпа раздалась в обе стороны – 
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец.
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает…»
 (М.Ю.Лермонтиов «Песня про купца Калашникова»)

8. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…

Мария Миронова А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

9.Молодой человек лет  двадцати  трех,  тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в  канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без  всякого соображения.   Он   не  в  состоянии  остановить   постоянного  внимания  на какой-нибудь  мысли.  Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту  роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.    Хлестаков Н.В. Гоголь «Ревизор».

 10.  Такие обиды  чинит,  что описать нельзя.

Постоем совсем заморил,  хоть  в  петлю полезай. Не  по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит:  «Ах ты, татарин!» Ей-богу!  Если  бы, то  есть,

чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда  исполняем: что следует на  платья супружнице его и дочке — мы против этого не  стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого  мало — ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет,  все берет. Купец о Городничем Н. В. Гоголь «Ревизор»

11.   «…нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…» Акакий Акакиевич Н. В. Гоголь «Шинель»

12. «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?  К. П. Троекуров А. С. Пушкин «Дубровский»

Испытание 6. Страница Творческая. Слово классикам.

Слайд №32-34.

А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?    

Н.В.Г.: А Вы знаете?

А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!

ЗАДАНИЕ  для команд.  СОСТАВИТЬ  ТЕКСТ РЕКЛАМЫ

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  Учитель зачитывает рекламу-образец поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло?  Вы любите приключения?  Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни  главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в  добро! Читайте и наслаждайтесь.

О каком произведении идёт речь?  («Руслан и Людмила», А. С. Пушкин)

Задание (5 баллов): За пять минут составить рекламу одному из произведений по жребию. (повесть «Капитанская дочка»,     комедия «Ревизор»)    

 Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать! Рекламным агентам  составленный текст выразительно прочитать! (участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)

Испытание 7.  Страница вещественная.

Слайд  37 – 48.

Слово классикам.

А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?

М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.

А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?

Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.

Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.

  • Рефлексия.
  • Что узнали нового о М. Ю. Лермонтове, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе?
  • Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
  • Какое задание выполнять было интересно?
  • Какое задание выполнять было трудно?
  • Как вы оцениваете свои знания сегодня?

Учитель: Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,

Слово классикам.

1 ученик (Гоголь):    Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.

2 ученик (Пушкин) Спасибо, Лермонтов, за твои стихи, 
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.

3 ученик (Лермонтов): Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”. 

Учитель:      Читайте классиков,  друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека    

Слайд  52  Спасибо за игру! Награждение. Слайд  53  Информационные источники.

Слайд 53  Информационные источники.

Список информационных источников.

  1. В презентации использованы отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя. 
  2. Иллюстрации художников И.М.Тоидзе, Ф.Д.Константинова, К.И.Рудакова, П.М.Боклевского, П.П.Соколова, М.Ю.Лермонтова, О.А.Кипренского, И.Е.Репина, Ф.О.Будкина, Ф.А.Моллера 
  3. П.И.Чайковский  Вальс из балета «Спящая красавица» 

Биографическая страница Задание 1.

Тест по биографии А. С. Пушкина

1. Укажите годы жизни  А. С. Пушкина.

а) 1802 – 1841                                                                                                                                                        б) 1789 — 1829                                                                                                                                                 в) 1799 — 1837                                                                                                                                                              г) 1840 – 1875

2. В каком городе родился  А. Пушкин?

 а) В Петербурге                                                                                                                                                  б) В Москве                                                                                                                                                                в) В Туле                                                                                                                                                                               г) В Орле                

3.  Как звали прадеда Александра Пушкина?

а) Мурат Нахимов

б) Александр Крижановский

в) Абрам Ганнибал

4. В каком учебном заведении получил образование А. С. Пушкин?

а) в Царскосельском лицее

б) в Московском университете

в) в Петербургском училище

5. Один из лицейских друзей посетил А. Пушкина в Михайловском, его Пушкин назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кто это?    

а) А. Дельвиг                                                                                                                                                                 б) К. Данзас                                                                                                                                                           в) В. Кюхельбекер                                                                                                                                                  г) И. Пущин

6. В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение          «Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?                

а) В. А. Жуковского                                                                                                                                                 б) Г. Р. Державина                                                                                                                                                    в) А. Н. Радищева                                                                                                                                                            г) А. С. Грибоедова

7. В каком литературном обществе не был задействован А. С. Пушкин?

а) «Зеленая лампа»

б) «Московские вечера»

в) «Арзамас»

8. Как звали жену А. С. Пушкина?

а) Наталья Гончарова

б) Анна Керн

в) Татьяна Ларина

9. Кто был соперником Пушкина по дуэли?

а) Маркиз де Барант                                                                                                                                                  б) Жорж Дантес                                                                                                                                                             в) Николай I                                                                                                                                                                    г) Пётр Чаадаев      

10. Где похоронен А. С. Пушкин?

а) в Москве                                                                                                                                                          б) в Петербурге                                                                                                                                                      в) в Пскове                                                                                                                                                            д)  в Псковской области в Святогорском монастыре                                                                                                                                              

Тест по биографии Н. В. Гоголя

1. Укажите годы жизни Н. В. Гоголя:

а) 1808 — 1865

б) 1809 — 1852

в) 1810 — 1871

2. Где родился Н. В. Гоголь?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Полтаве  

г) в местечке Большие Сорочинцы на Украине

3. В какое учебное заведении поступил в 1821 г. Н. В. Гоголь?

а) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Нежинская гимназия

4. Как назывался школьный литературный журнал, организатором и участником которого был Гоголь-гимназист?

а) «Пчела»

б) «Звезда»

 в) «Северная заря»

г) «Метеор литературы»

5. Какая роль особенно удалась Гоголю в школьном спектакле?

а) трагическая

б) комическая мужская

 в) комическая женская

6. После окончания Нежинской гимназии Н.В. Гоголь начал службу в департаменте:

а) образования

б) иностранных дел

в) юстиции

7. Сюжет к какой комедии был подсказан Н. В. Гоголю в письме А. С. Пушкиным?

а) «Ревизор»;

б) «Шинель»;

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки».

8. Какое произведение принесло Н. В. Гоголю известность?

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

б) «Тарас Бульба»

в) «Ревизор»

г) «Мёртвые души»

9. Почему личность Гоголя называют загадочной?

а) потому что он писал и фантастические, и сатирические произведения

б) потому что считал себя русским писателем, хотя был украинцем

в) потому что вокруг факта его смерти и похорон было много необычного

10. Где похоронен Н. В. Гоголь?

а) на Украине

б) в Петербурге

в) В Москве на Новодевичьем кладбище

Творческая страница. Задание 6  

СОСТАВИТЬ  ТЕКСТ РЕКЛАМЫ  ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Задание: Составить текст рекламы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по плану.

Соотнесите фрагменты текста и пункты плана: у вас получится реклама.

  1. Известная цитата из произведения.
  2. Краткое содержание произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Зачем нужно прочитать это произведение?

Фрагменты текста.

С таким напутствием отправляет отец своего сына Петрушу на службу. Смысл этих слов становится понятен герою спустя долгое время. Судьба готовит ему много испытаний: он учится признавать свою вину, прощать, любить, преодолевать свой страх перед подлецом-соперником, перед предводителем крестьянского бунта. Мальчишка, гонявший по крыше голубей в первых главах повести постепенно становится смелым, отважным, честным, порядочным офицером. Он верен своей чести, любимой девушке, дочери капитана Белогорской крепости,  и Отечеству.

Автор показывает нам путь взросления героя, объясняет, что в жизни есть важные ценности – это честь, совесть, милосердие и любовь.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Прочитав эту повесть, вы поймёте, что жизнь каждому человеку предоставляет выбор.  От того, как мы поступим в определённой ситуации, зависит наше будущее. Самое главное не предавать себя, свои чувства.

Задание : Составить текст рекламы комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Соотнесите фрагменты текста и пункты плана: у вас получится реклама.

  1. Известная цитата из произведения.
  2. Краткое содержание произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Зачем нужно прочитать это произведение?

 «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

В начале произведения автор показывает нам небольшой уездный городок, жителям которого живётся очень плохо. Дороги худые, в больницах не лечат, а калечат, на почте вскрывают письма, полицейские избивают всех без разбору, а в суде не найдёшь справедливости. Кругом взяточничество, лицемерие. Справедливость пришла, откуда не ждали. Все чиновники города были наказаны глупым, наглым, лживым авантюристом. Комизм ситуации состоит в том, что наказание чиновники получили от такого же проходимца, как и они сами.

Автор высмеивает пороки общества, показывает изнанку власти, порочность её представителей. Удивительно то, что среди персонажей нет положительного героя. Самым благородным лицом в своей комедии автор считает смех. Правда, это смех сквозь слёзы…

Чтение комедии доставит много интересных и смешных минут читателю. И вместе с тем заставит посмотреть на себя со стороны, задуматься о своих недостатках.

up

Поиск по сайту

Сценарий внеклассного мероприятия Литературной гостиной «Золотой век русской литературы»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Ишбулатова Ирина (Ислямия) Андреевна (Анваровна)

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 26.83 Kb
Количество скачиваний: 18

Скачать

Просмотров: 58

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературе «Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.»
  • Урок по литературе на тему «С. А. Есенин как национальный поэт»
  • Конспект урока по русскому языку»Буква Э, звук [э] .»
  • Использование приемов развития критического мышления в формировании предметных компетенций учащихся
  • Урок внеклассного чтения с региональным содержанием по предмету «Литературное чтение» во 2 классе. ( проведен в рамках районного конкурса «Учитель года -2015»)
  • ПОВТОРЯЕМ НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ ЗНАКОВ
  • Литературное чтение Читательская конференция.Пантелеев.Честное слово
  • Итоговый урок по литературному чтению по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
  • Разработка урока по русскому языку для 6 класса «Фразеологизмы»
  • Урок по чтению на тему:»Люблю природу русскую .Осень»

31.10.2019

внеклассное мероприятие «Турнир знатоков Золотого века русской поэзии»

Зайцева Анна Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Цель: показ разнообразия художественных индивидуальностей в русской лирике «Золотого века»
Задачи:
Образовательные:
• вспомнить произведения, относящиеся к данному периоду
• помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;
Развивающие:
• Развитие интереса к литературе как виду искусства;
• Развитие коммуникативных навыков студентов;
• Развитие навыков выразительного чтения;
• Развитие чувства прекрасного;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к изучению поэзии;
• Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова; тема «Золотой век русской поэзии»; 6 табличек с названием подтем: «Биография А.С.Пушкина», «Лирика А.С.Пушкина», «Евгений Онегин», «Биография М.Ю.Лермонтова», «Герой нашего времени», «Лирика М.Ю.Лермонтова»; рисунок, изображающий свечу; иллюстрации к произведениям поэтов.

Оценить




492

Содержимое разработки

ФИО автора: Зайцева Анна Юрьевна

место работы, должность: МОУ «Ильинская ООШ» учитель русского языка и литературы

предмет: литература

класс: 9 класс

Турнир знатоков Золотого века русской поэзии

(внеклассное мероприятие)

Цель:показ разнообразия художественных индивидуальностей  в русской лирике «Золотого века»

Задачи:
Образовательные:

вспомнить произведения, относящиеся к данному периоду

помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;

Развивающие:

Развитие интереса к литературе как виду искусства;

Развитие коммуникативных навыков студентов;

Развитие навыков выразительного чтения;

Развитие чувства прекрасного;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению поэзии;

Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова; тема «Золотой век русской поэзии»; 6 табличек с названием подтем: «Биография А.С.Пушкина», «Лирика А.С.Пушкина», «Евгений Онегин», «Биография М.Ю.Лермонтова», «Герой нашего времени», «Лирика М.Ю.Лермонтова»; рисунок, изображающий свечу; иллюстрации к произведениям поэтов.

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы проводим Турнир знатоков Золотого века русской поэзии, знатоков творчества Пушкина и Лермонтова. Чтобы окунуться в атмосферу той эпохи, послушаем стихотворение Беллы Ахмадулиной «Свеча»:

Всего-то – чтоб была свеча,

Свеча проста, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

— Познакомлю вас с участниками турнира, в ходе изучения темы они уже зарабатывали баллы, их «послужные списки» находятся у жюри.

Итак: (представление участников)

— Начинаем 1 –ый тур нашего турнира. За 3 минуты нужно составить как можно больше слов из букв слова «РОМАНТИЗМ». Дань этому литературному направлению отдали оба пота: И Пушкин, и Лермонтов. Слова должны быть существительными в именительном падеже. Время пошло (звучит музыка).

Теперь слово предоставляется жюри.

— Переходим ко второму — основному – нашему туру. Распределяем очередность выбора тем, имеющихся на доске.

Биография А.С.Пушкина

Где родился А.С.Пушкин? ( в Москве)

В «Евгении Онегине» Пушкин пишет «Под небом Африки моей». Почему поэт называет Африку своей? (Прадед Пушкина Ганнибал был привезен Петром 1из Абиссинии)

Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

Где учился Пушкин? (в Царскосельском лицее)

Назови лицейских друзей Пушкина. (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)

Назовите произведение Пушкина, по ходу написания которого формировалось такое направление, как реализм. («Евгений Онегин»)

Где Пушкин находился в ссылке с 1824 по 1826 год? (В Михайловском)

Какой лицейский друг посетил там пота? (Иван Пущин)

Кто смертельно ранил Пушкина на дули? (Дантес)

Как назвал Пушкина в некрологе Владимир Одоевский: «…русской поэзии закатилось»? (Солнце русской поэзии)

Лирика Пушкина

Где написано Пушкиным стихотворение «Цветок»? ( В Тверской области)

Кому посвящено стихотворение «Я вас любил…»? (Анне Олениной)

Какова история создания стихотворения «Я вас любил…»? ( в 1829 году Пушкин сватается к Анне Олениной, но получает отказ)

О чем говорится в концовке стихотворения «Я вас любил…»? (Пот самоотверженно отказывается от своей любви ради счастья любимой – пусть даже она будет счастлива с другим)

Продолжи строчку стихотворения «Мороз и солнце…» (День чудесный)

Продолжи стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (Передо мной явилась ты)

Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? (Анне Петровне Керн)

Что такое анчар? (это дерево с ядовитым соком)

Продолжи стихотворение «К Чаадаеву» «Мой друг, отчизне посвятим…» (Души прекрасный порывы)

Продолжи строчку «Я памятник себе…» (воздвиг нерукотворный)

«Евгений Онегин»

Сколько лет Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» (7 лет)

Кому посвящен роман «Евгений Онегин»? (другу поэта П.А,Плетневу)

Чей это портрет? «Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные» (Ольга Ларина)

Кто это? «Всегда восторженная речь

И кудри черные до плеч» (Ленский)

О ком говорится? «Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей? ( О Татьяне Лариной)

Кто решает: «Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего

Вдруг разрешат судьбу его»? (Ленский)

Назовите секунданта Ленского? (Зарецкий)

Почему Онегин не отказывается от дуэли? (Из-за ложного кодекса дворянской чести)

Чьи то слова: «Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана,

И буду век ему верна»? (Татьяна)

Как можно назвать композицию «Евгения Онегина» и почему? (1. Зеркальная. 2. Одна часть романа как бы отражается в другой: сначала – Татьяна влюбляется, пишет письмо, получает отповедь от Онегина; потом – Онегин влюбляется, пишет письмо, получает отповедь от Татьяны)

Биография М.Ю,Лермонтова

Где родился М.Ю,Лермонтов? (В Москве)

Где Лермонтов вырос? ( В имении бабушки Тарханы)

Сколько лет было Лермонтову, когда умерла его мать? (2 года)

Кто растил Лермонтова? (бабушка Елизавета Алексеевна)

Почему Лермонтов написал: «Печальная судьба отца и сына:

Жить розно и в разлуке умереть» (Бабушка не отдала мальчика отцу)

Какое стихотворение, посвященное победе в Отечественной войне 1812 года, написал Лермонтов? («Бородино»)

На смерть какого поэта написал Лермонтов стихотворение в 1837 году? (Пушкина)

Почему в наказание за стихотворение «На смерть поэта» власти выслали Лермонтова на Кавказ? (под пули горцев)

Критик Белинский писал: «Мне кажется, что Пушкин умер не без наследника». Кого он называет наследником Пушкина? (Лермонтова)

Кто убивает Лермонтова на дули? (офицер Мартынов)

Лирика Лермонтова

Как Лермонтов называет парус в одноименном стихотворении? (мятежный)

С каким знаменитым английским поэтом – романтиком сравнивает себя Лермонтов в стихотворении «Нет, я не…, я другой…»

Почему Лермонтов использует в стихотворении «Дума» местоимение «мы» (Он не отделяет себя от своего поколения, которое обличает в «Думе»)

Как соотносится пушкинский «Пророк» с лермонтовским? (Стихотворение Лермонтова «Пророк» продолжает одноименное пушкинское)

Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»? (Лермонтов далек от официального патриотизма, он любит скромную родную природу и родной народ)

С чем сопоставляет Лермонтов современного ему поэта в стихотворении «Поэт»? (с кинжалом)

Продолжи строчку: « И скучно, и грустно…» («И некому руку подать»)

К пейзажной или любовной лирике относится стихотворение «Утес»? (к любовной)

Какие стихи у Лермонтова представляют собой монолог солдата? («Бородино», «Завещание»)

Кого Лермонтов любил всю жизнь? (Вареньку Лопухину, в замужестве Бахметьеву)

«Герой нашего времени»

Его глаза «не смеялись, когда он смеялся» Кто это? (Печорин)

«Маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре» Чей это портрет? (Казбич)

Кто из героев носил солдатскую шинель, чтобы его принимали за разжалованного за дуэль? (Грушницкий)

« И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, так и заглядывали вам в душу» Кто это? (Бэла)

«Забыть! Я – то не забыл ничего… Не так я думал с вами встретиться…» Чьи это слова? (Максима Максимыча)

Кто говорит: «Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет, как поет! А вышивает золотом – чудо! Неуели не стоит Бэла твоего скакуна?» (Азамат)

Чьи слова: « Я помню в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде я любил природу…» (Печорин)

Кто подговаривает Грушницкого зарядить только один пистолет на дуэли с Печориным? (драгунский капитан)

Кто говорит: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу» (Грушницкий)

Кого пытается догнать Печорин, загнав при этом коня? (Веру)

Жюри подводит итоги второго тура. Проводится игра со зрителем. Балл зарабатывает тот, кто первым поднимет руку и правильно продолжит строчку. Свой балл можно подарить любому участнику игры.

Игра со зрителями

1.Буря мглою небо кроет (Вихри снежные крутя)

2.У Лукоморья дуб зеленый (Златая цепь на дубе том)

3.И в суму его пустую (Суют грамоту другую)

4.Ночевала тучка золотая (На груди утеса-великана)

5.Тучки небесные (Вечные странники)

6.Белеет парус одинокий (В тумане моря голубом)

Ведущий:3-ий тур – борьба за лидерство, за 1-е место. В нем участвуют двое лучших игроков.

1-ый игрок должен угадать ту, которой Пушкин посвятил одно из самых прославленных своих стихотворений. Если вы назовете ее во время первой паузы, то получите 15 баллов, если во время второй – то 10, во время третьей – 5, во время последней – всего 3 балла.

Итак, начинаем. Задание для первого игрока:

Весной 1819 года 20-летний Пушкин увидел ее на одном балу в Петербурге и, ослепленный ее красотой, воскликнул: «Позволительно ли быть до того прелестною!» О ком идет речь? (15 баллов)

В июне 1825 года, когда Пушкин томится в Михайловском, она неожиданно прибывает в соседнее Тригорское к родственникам. Эта встреча произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. (10 баллов)

Когда она уезжала, Пушкин преподнес ей на прощанье только что вышедшую 2 – ю главу «Онегина», а в нее был вложен листок со стихами, которые сейчас знает каждый школьник.(5 баллов)

Благодаря этому стихотворению, до сих пор на ее могиле, которая находится в Прутне, недалеко от Торжка, всегда живые цветы.(3 балла) (Анна Петровна Керн)

Задание второму участнику.

Лермонтов в ранней юности метался в поисках истинной любви, но после встречи с ней его душевное пространство на долгие годы стало занято только ею. «Она была прекрасной, как мечтанье», — писал о ней поэт. Кто это? (15 баллов)

Однако в какой-то момент чувство Лермонтова к ней оказалось заглушено шумной жизнью среди юнкеров, успехами в литературе. Оно пробудилось мгновенно и сильно при неожиданном известии о ее замужестве. (10 баллов)

В замужестве она не была счастлива. Когда в 1838 году она проездом оказалась в Петербурге, друг Лермонтова послал за поэтом, и тот через два часа приехал из Царского Села. Это была их последняя встреча. (5 баллов)

Свое глубокое и мучительное чувство к ней Лермонтов перенес в свои произведения: в лирику, в поэму «Демон». Мы узнаем ее и в образе Веры в «Герое нашего времени» (3 балла) (Варенька Лопухина)

Золотой век переходит в серебряный. Послушайте в заключение стихотворение поэта серебряного века Марины Цветаевой « Встреча с Пушкиным»

Жюри подводит итоги. Вручение призов.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/379054-vneklassnoe-meroprijatie-turnir-znatokov-zolo

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий защиты курсовой работы
  • Сценарий игровой программы кругосветка
  • Сценарий здравствуй книжкина неделя
  • Сценарий игровой программы веселая тусовочка
  • Сценарий золотого миллиарда что это такое