Сексуальные сценарии поведения

Блинов Андрей Евгеньевич – сексолог, магистрант кафедры междисциплинарной сексологии РНСО

Понятие и структура сексуального сценария

Блинов Андрей Евгеньевич – сексолог, магистрант кафедры междисциплинарной сексологии РНСО

В тривиумальной концепции сексуальности (С. Агарков, Е. Кащенко) сексуальное развитие человека рассматривается как тесное взаимодействие соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности. Психосексуальная составляющая онтогенеза сексуальности включает процессы сексуального поведения, изменяющиеся под воздействием мышления, восприятия, памяти, рассуждений, воображения, эмоций, чувств и прочих психологических аспектов человеческой сексуальной активности на протяжении всей жизни человека [4]. Данные процессы изучаются и описываются в рамках отдельного направления сексологии, именуемого психологией сексуальности.

В настоящее время эта область знаний активно развивается и, как следствие, формирует свой понятийно-категориальный аппарат. Сексологическая терминология, по мнению К. Имелинского, пока еще недостаточно унифицирована [5]. Многие термины нередко по-разному воспринимаются представителями различных научных школ, что создаёт предпосылки к путанице в определениях, неверным выводам при анализе научных работ, невозможности эффективной коммуникации в научном сообществе при решении актуальных проблем. Сказанное в полной мере относится и к психологии сексуальности. Категории этого направления подвергаются регулярному пересмотру, и однозначность мнений по многим вопросам ещё не сложилась.

Одной из ключевых категорий психологии сексуальности является «сексуальный сценарий». Данное понятие близко к понятиям «план», «схема» или «поведенческая программа». Оно позволяет раскрыть содержание сексуального поведения как социально-психологического феномена и подчеркнуть значение социального опыта индивида в процессе сексуальной социализации [3]. В данной работе уточняется определение сексуального сценария, а также анализируется его структура.

Понятие «сексуальный сценарий» введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 году. Авторы считали, что паттерны сексуального поведения возникают в культурном и социальном контексте, т.е. в своего рода социальном сценарии, регулирующем поведение человека [6]. Теория сценариев утверждает, что на протяжении всей жизни людям требуются адекватные культурным контекстам образцы сексуального поведения, которые адаптируются к конкретным ситуациям. Сценарии определяют, с кем люди имеют сексуальные отношения, когда, где, что и почему они должны делать как «носители» и «исполнители» сексуальности [9].

Однако многие авторы, использующие понятие «сценарий», трактуют его через разные категории. Под «сценарием» могут пониматься последовательность и спектр действий (А. Бежен, 1998), стратегии сексуального поведения (С. Голод, 2000), динамика поведения пар (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2002). Сценарий может быть представлен как средство репрезентации субъектом внешней реальности в качестве объекта своих желаний (С. Некрасов, И. Возилкин, 1991). Под сценарием может подразумеваться дискурсивный способ последовательной организации сексуальных опытов (А. Темкина, 2002). В «Руководстве по сексологии» сексуальный сценарий определяется как «разновидность поведенческой программы, без которой не обходится никакое сексуальное поведение, предопределяющеей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнёра, эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения и способы его обоснования и оправдания». [3]

В отечественной сексологии теория сексуального сценария наиболее подробно рассматривается в работах Игоря Кона. Он определяет сексуальный сценарий как «когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, на основе которой люди могут одновременно предвосхищать своё поведение и оценивать его в данный момент». [7]

В более поздних работах он даёт несколько иное определение: «Сексуальный сценарий – это детерминированная культурой и в значительной мере неосознанная мыслительная схема, на основе которой люди организуют, осмысливают и оценивают своё сексуальное поведение» [8].

Однако здесь следует отметить, что, адаптируясь в рамках определённой культуры, люди усваивают именно те паттерны сексуального поведения, которые отвечают их собственным потребностям [6]. Поэтому помимо когнитивных элементов (понятий, представлений, оценочных суждений) в качестве факторов, определяющих сексуальное поведение человека, важную роль играют так же мотивация, поведение и эмоциональные процессы.

Таким образом, определение сексуального сценария можно записать в следующем виде: «Сексуальный сценарий – это схема организации сексуальной активности, включающая совокупность когнитивных, поведенческих, эмоциональных и побудительных элементов».

Сексуальный сценарий характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью его диспозиций. Осуществление сексуального сценария происходит во взаимодействии партнёров друг с другом. При этом происходят непрерывная сознательная и подсознательная оценка происходящего, сравнение с идеальными и обычными запросами, прогнозирование дальнейшего развития событий и их коррекция. [1]

Сценарные элементы прослеживаются во многих аспектах сексуальных ситуаций. Сценарии участвуют в осмыслении внутренних состояний, формировании последовательности характерных сексуальных действий, расшифровывании новых ситуаций, установлении допустимых границ сексуальных реакций и связывают смысл несексуальных аспектов жизни со специфически сексуальными переживаниями [3].

Ниже рассматривается вопрос структуры сексуального сценария и взаимодействия его структурных элементов.

Согласно теории сексуального сценария У. Саймона и Дж. Ганьона, существуют три типа сексуальных сценариев, отражающих различные уровни функционирования. Рассматривая этот вопрос в самом широком контексте, авторы говорят о культурных сценариях, возникших в определённой культурной среде и предписывающих индивиду следовать установленным правилам сексуального этикета. На промежуточном уровне они выделяют межличностные сценарии, обусловленные представлениями окружающих о поведении, допустимом в рамках межличностных отношений. На индивидуальном психологическом уровне располагаются так называемые внутрипсихические сценарии [6].

У. Саймон и Дж. Ганьон выделяют три уровня сценариев, значения которых никогда не совпадают, но всегда, так или иначе, соотносятся друг с другом:

Культурный сценарий – совокупность социальных норм, регулирующих сексуальное поведение членов данного общества;

Межличностный сценарий – межличностное отношение, в котором реализуются эти культурные нормы;

Внутрипсихический (индивидуальный) сценарий – совокупность специфических для данной личности и неразрывно связанных с её образом «Я» эротических мотивов и предпочтений.

Из приведенного выше определения следует, что сексуальный сценарий человека включает в себя как когнитивные, так и эмоциональные и побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения. Необходимо различать поведенческие компоненты сексуальности (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т.д.), эмоциональные и побудительные (эротические фантазии, переживания, сексуальная мотивация) и когнитивные (отношения к проявлениям сексуальности, установки и ценности).

И. Кон [7] указывает на то, что индивид имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать. Во-вторых, это планы реального поведения, которые субъект более или менее последовательно осуществляет. В-третьих, это промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»). В-четвёртых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое. Таким образом, индивидуальный сценарий содержит в себе ещё как минимум три уровня: сексуальное влечение, система сексуальных ценностей и реальный сексуальный опыт. Промежуточные ориентиры (по И. Кону) следует относить к уровню межличностного сценария (по У. Саймону и Дж. Ганьону).

Содержание сценария на разных уровнях очень часто не совпадает. Наличие сексуального влечения к конкретному объекту или потребности в его реализации определённым способом ещё не означает, что оно будет реализовано именно с тем объектом и именно тем способом. Многие сексуальные мотивы по разным причинам не могут реализоваться в жизни. К примеру, если желаемое сексуальное поведение резко противоречит социальным нормам, либо недоступно в силу психологических особенностей индивида, то последний может найти заместительный объект или способ. И наоборот, конкретное сексуальное поведение ещё не означает, что оно является для человека наиболее предпочтительным.

Одной только сексуальной мотивации, обусловленной сексуальным влечением, ещё не достаточно для того, чтобы человек начал действовать в соответствии с ней. Для этого, прежде всего, она должна приобрести характер замысла, иначе говоря, должно образоваться «намерение». Образование намерений следует за обработкой важнейших аспектов привлекательности и реализуемости рассматриваемой цели действия. Однако, какой бы заманчивой и достойной ни казалась эта цель, переход к образованию намерения происходит не автоматически. Очевидно, для того чтобы из рассматриваемой цели возникло намерение, требуется по меньшей мере акт внутреннего одобрения [10].

Исходя из этого, целесообразно выделить ещё один уровень сценария, связанный с намерениями индивида. Планы и намерения относительно сексуального поведения строятся исходя из особенностей влечения, с одной стороны, и отношения к определённым проявлениям сексуальности с другой. Влечение и намерение опосредуются системой сексуальных ценностей усвоенной индивидом.

Сексуальные планы и намерения без учёта влияния общественных норм и сценариев партнёра представляют собой сексуальную приемлемость индивида. Иными словами, под приемлемостью понимается намерение относительно кого-либо или чего-либо в условиях, когда возможность наступления значимых для индивида негативных последствий, обусловленных влиянием половой морали либо несовпадением сценариев с партнёром, стремится к нулю.

Применительно же к конкретной ситуации, помимо внутренних (личных) установок субъекта на намерения оказывают влияние, во-первых, связанные с сексуальной культурой общественные нормы (культурный сценарий по У. Саймону и Дж. Ганьону), согласно которым элементы индивидуального сценария могут быть желательными, приемлемыми, нежелательными или запрещёнными в рамках данной культуры, и во-вторых, особенности сценария партнёра. Не менее важна также способность индивида адекватно оценивать ситуацию и возможные последствия конкретной сексуальной активности, его способность к самоконтролю.

Чем более доверительными являются отношения с партнёром, тем слабее влияние общественных норм и сильнее влияние сценария партнёра на формирование намерений. Если же доверительные отношения между партнёрами не установлены, особенно если речь идет о стадии знакомства и ухаживания, то индивид в своих намерениях руководствуется общественными нормами, а сценарий партнёра определяет возможности индивида в их реализации.

Именно возможностью реализации опосредованы намерения и реальное поведение, образующее сексуальный опыт. Эта возможность складывается из физической доступности партнёра и выбранного способа взаимодействия, коммуникативных навыков индивида, его физиологических возможностей и, как уже было сказано, особенностей сексуального сценария партнёра.

Опыт, полученный в результате сексуального поведения, в свою очередь оказывает влияние и на влечение, и на установки, и на приемлемость, что наиболее заметно на стадии формирования сценария.

Таким образом, можно выделить следующие уровни сексуального сценария:

Влечение, мотивация к половой активности;

Сексуальные установки, ценности, отношение к проявлениям сексуальности;

Приемлемость конкретных проявлений сексуальности;

Сексуальные намерения применительно к конкретной ситуации (промежуточные ориентиры);

Организация сексуальной активности (поведение);

Сексуальный опыт.

При этом содержание одного уровня сценария оказывает существенное влияние на содержание другого (см. Рис.1). Уровни 1 и 3 опосредованы уровнем 2, уровни 3 и 4 опосредованы нормами половой морали, сексуальным сценарием партнёра и психологическими особенностями индивида, а уровни 4 и 5 опосредованы возможностью реализации намерений.

Система сексуальных ценностей, культурные сценарии, сценарии партнёров и возможности реализации являются как бы барьерами или фильтрами на пути к реализации сексуальных потребностей индивида, отсеивая те из них, которые не приемлемы для партнёра, общества или его самого. Но в то же время они могут быть и мотивообразующими факторами, могут создавать несексуальную мотивацию к сексуальному поведению. Примерами таких мотивов могут служить дань традиции, самоутверждение среди сверстников, чувство долга, настояние партнёра, сексуальное замещение, и т. п.

На пятом уровне находит реальное воплощение всё то, к чему ведут предыдущие уровни. Только этот уровень сценария можно наблюдать со стороны, в то время как остальные партнёр, как правило, не видит напрямую. Иными словами, человек, исходя из поведения партнёра, может довольно часто заблуждаться относительно его мотивов, может не знать о его истинных сексуальных желаниях и о его сексуальных убеждениях и ценностях.

Рисунок 1. Взаимодействие между уровнями сексуального сценария

Конкретное содержание сексуального сценария на каждом из обозначенных уровней включает в себя тип партнёра, допускаемые эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации сближения, обоснование потребности и возможности близости и прочие компоненты [2]. Иными словами, сценарий определяет что, с кем, как, когда, где и почему хочет или не хочет, должен или не должен, приемлет или не приемлет, может или не может делать в сексуальном плане индивид.

В структуре содержания сексуального сценария можно выделить следующие компоненты:

Форма сексуального поведения (ЧТО?).

Сексуальный объект, партнёр (С КЕМ?):

Пол партнёра;

Возраст партнёра;

Внешние данные партнёра;

Психологические качества партнёра;

Социальное отношение партнёра к индивиду (брачное, дружеское, деловое и т.п.);

Наличие или отсутствие сексуального опыта у партнёра;

Сексуальные установки и мотивация партнёра;

Родственное отношение партнёра к индивиду;

Количество партнёров;

Нетрадиционные объекты.

Способы, роли и стили (КАК?):

Способ сближения с партнёром;

Исполняемая роль;

Сексуальный стиль;

Позиция при половом контакте;

Прочие обстоятельства.

Обстоятельства времени и места (КОГДА и ГДЕ?):

Частота секса;

Время суток, года;

Фаза цикла;

Место.

Мотивация и значение (ПОЧЕМУ?):

Мотивация к половой активности;

Смысл и значение сексуальных действий.

При этом следует помнить, что происходит развёртывание не одного, а двух сценариев – со стороны каждого из партнёров. Сценарии не могут совпадать полностью, и это требует постоянной коррекции собственного сценария и увязки его со сценарием партнёра. Чем больше вариантов сценария имеет человек, тем больше шансов на дальнейшее благоприятное развитие событий. И наоборот, фиксированное, негибкое сексуальное поведение с большей вероятностью может привести к несовпадению сценариев, их непринятию и конфликту партнёров. [1,2]

Рисунок 2. Структура сексуального сценария

В настоящее время психология сексуального сценария прописана лишь в общих чертах. Для более детальной проработки данной концепции необходимо проводить соответствующие исследования. Исследовать сексуальные сценарии можно по ряду измерений [7]: по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого, по тому, насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности, по степени соответствия сценариев принятым в обществе нормам поведения, а также по их удовлетворительности для субъекта.

Актуальным на сегодняшний день также видится изучение механизмов совместного развития партнёрских сценариев, взаимосвязи сценария с исполнительскими возможностями и возрастной динамики сюжета [1]. Требуют проработки вопросы соотношения сценариев и реального поведения людей, а также влияние на формирование сексуальных сценариев особенностей половой социализации и психосексуального развития.

Литература:

Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (социогенез сексуальности). Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». Воронеж: Научная книга, 2010. – 491 с.

Агарков С. Т. Психогенез сексуальности: от инстинктов к чувствам. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». – М.: РНСО, 2013. – 378 с.

Иоффе Е. В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб., 2005. – 186. с.

Кащенко Е. А. О парадоксальности предмета психологии сексуальности // Мир сексологии. – 2011. №1.

Кащенко Е. А. Психологическое консультирование и ключевые проблемы психологии сексуальности / Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Избранные лекции в авторской редакции к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» / Под. ред. Е. Кащенко. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 301 с.

Келли Г. Основы современной сексологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – 319 с.

Кон И. С. Сексология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

Темкина A.A. Сценарии сексуальности и тендерные различия // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 247 – 286.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  1. Стандарты сексуального поведения (сексуальные сценарии): культурный, межличностный и индивидуальный.

Однако
наиболее плодотворной с точки зрения
возможностей интеграции психологических
и социологических данных представляется
теория «сексуального сценария»,
предложенная У. Саймоном и Д. Ганьоном.
Понятие «сценария», близкое к понятиям
«плана», «схемы» или «поведенческой
программы», обозначает достаточно
широкую когнитивную структуру, соединяющую
многообразные символические и невербальные
элементы в организованный и хронологически
последовательный поведенческий ряд,
на основе которой люди могут одновременно
предвосхищать свое поведение и оценивать
его в данный момент. Нормативные
компоненты сексуального сценария —
кто, что, с кем, где, когда, как и почему
должен, может или не должен и не может
делать в сексуальном плане — в общих
чертах задаются соответствующей
культурой. Однако это не исключает
больших индивидуальных различий и
вариаций количественного и качественного
порядка.

Как
всякая сложная диспозиционная система,
предрасполагающая индивида к определенного
рода поведению, сексуальный сценарий
включает в себя когнитивные компоненты
разного уровня — представления, понятия,
оценочные суждения и т. д. Индивид имеет
обычно не один, а несколько сценариев.
Во-первых, это сексуальные фантазии,
которые субъект никогда не пытается,
не может или далее не хочет реализовать;
во-вторых, планы реального поведения,
которые субъект более или менее
последовательно осуществляет; в-третьих,
промежуточные ориентиры, используемые
в процессе сексуального взаимодействия
(«если он сделает так, я сделаю это»);
в-четвертых, это как бы хранилища памяти,
организующие прошлый сексуальный опыт
в более или менее последовательное
целое.

Нам
представляется, что сексуальные
сценарии
можно
изучать и классифицировать по ряду
измерений.

  1. По
    их сложности, т. е. по количеству и
    разнообразию их компонентов и соотношению
    воображаемого и реализуемого: какой
    круг мотивов, партнеров, мест и времен
    действия представлен в сценарии; чем
    отличается когнитивная программа от
    реального исполнения; насколько тесно
    связаны друг с другом различные элементы
    сценария и т. д.

  2. По
    их ригидности, жесткости и рутинизации:
    насколько велика допускаемая сценарием
    рассогласованность плана и реальности;
    насколько жестко и единообразно
    запрограммированы содержание и
    последовательность действия субъекта
    и как он отнесется к нарушению принятого
    порядка.

  1. По
    их обыденности, конвенциональности:
    насколько данный сценарий или его
    компоненты соответствуют принятым в
    обществе нормам поведения.

  2. По
    их удовлетворительности для субъекта:
    доволен ли он своими эротическими
    фантазиями или стыдится их, в какой
    мере ему удается их реализовать и т. п.
    Хотя понятие сценария теоретически
    слабо разработано, оно имеет большую
    эвристическую ценность для изучения
    когнитивных аспектов сексуального
    поведения и мотивации, включая эротическое
    воображение. Пуританская мораль прошлого
    считала любые
    эротические
    образы и фантазии безнравственными и
    вредными, но без фантазии и творческого
    воображения, обгоняющего реальность,
    не обходится никакая человеческая
    деятельность. Не представляет исключения
    и сексуальность.

Существуют
три типа сексуальных сценариев, отражающих
различные уровни функционирования.
Рассматривая этот вопрос в самом широком
контексте, можно говорить о культурных
сценариях,
возникших
в определенной культурной среде и
предписывающих индивиду следовать
определенным правилам сексуального
этикета. Эти сценарии допускают немыслимое
количество комбинаций и перестановок,
поэто­му выбор индивида зависит от
его личных предпочтений. Социальные
конструктиви­сты полагают, что
сексуальный выбор индивида определяется
социальными и куль­турными императивами.

На
промежуточном уровне существуют
межличностные
сценарии,
обусловлен­ные
представлениями окружающих о поведении,
допустимом в рамках межличност­ных
отношений. На индивидуальном психологическом
уровне располагаются так на­зываемые
внутрипсихические
сценарии.
Личность
воспринимает информацию из культурного
и межличностного контекста, а затем
подвергает ее переработке. Как только
мужчина или женщина начинают понимать,
какую роль навязывает им сексу­альный
сценарий возможного партнера, они
выдвигают встречный сценарий, выстроен­ный
по их собственной схеме. Сценарии трех
уровней находятся в состоянии постоян­ного
взаимодействия и могут корректироваться
в течение жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Notion and structure of sexual script«

 БЛИНОВ Андрей Евгеньевич

— сексолог-консультант, магистрант кафедры междисциплинарной сексологии ГЭТИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие сексуального сценария, как одной из ключевых категорий психологии сексуальности. Описана теория сексуального сценария, сформулировано уточненное определение данного понятия. Структура сексуального сценария проанализирована и осмыслена с позиций теории мотивации. Выделено несколько компонентов и уровней сценария. Предложена структурная схема, раскрывающая взаимосвязь между уровнями.

Abstract: In this article the notion of sexual script as one of the key categories of psychology of sexuality is considered. The theory of sexual script is described, the specified definition of this notion is formulated. The structure of the sexual script is analyzed and comprehended from the standpoint of the theory of motivation. The several components and levels of the script is distinguished. The block diagram showing the relation between the levels is offered.

     В тривиумальной концепции сексуальности (С. Агарков, Е. Кащенко) сексуальное развитие человека рассматривается как тесное взаимодействие соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности. Психосексуальная составляющая онтогенеза сексуальности включает изменяющиеся процессы сексуального поведения под воздействием мышления, восприятия, памяти, рассуждений, воображения, эмоций, чувств и прочих психологических аспектов человеческой сексуальной активности на протяжении всей жизни человека [4]. Данные процессы изучаются и описываются в рамках отдельного направления сексологии, именуемом психологией сексуальности.

В настоящее время эта область знаний активно развивается и как следствие формирует свой понятийно-категориальный аппарат. Сексологическая терминология, по мнению К. Имелинского, пока еще недостаточно унифицирована [5]. Многие термины нередко по-разному воспринимаются представителями различных научных школ, что создаёт предпосылки к путанице в определениях, к неверным выводам при анализе научных работ, невозможности эффективной коммуникации в научном сообществе при решении актуальных проблем. Сказанное в полной мере относится и к психологии сексуальности. Категории этого направления подвергаются регулярному пересмотру, и  однозначность мнений по многим вопросам еще не сложилась.

Одной из ключевых категорий психологии сексуальности является «сексуальный сценарий». Данное понятие, близко к понятиям «плана», «схемы» или «поведенческой программы». Оно позволяет раскрыть содержание сексуального поведения как социально-психологического фено­мена и подчеркнуть значение социального опыта индивида в процессе сексу­альной социализации [3]. В данной работе уточняется определение сексуального сценария, а так же анализируется его структура.

 Понятие сексуального сценария

Понятие «сексуальный сценарий» введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 году. Авторы считали, что паттерны сексуального поведения возникают в культур­ном и социальном контексте, т. е. в своего рода соци­альном сценарии, регулирующем поведение человека [6]. Теория сценариев утверждает, что на протяжении всей жизни людям требуются аде­кватные культурным контекстам образцы сексуального поведения, которые адаптируются к конкретным ситуациям. Сценарии определяют, с кем люди имеют сексуальные отношения, когда, где, что и почему они должны делать как «носители» и «исполнители» сексуальности [9].

Однако многие авторы, использующие понятие «сценарий» трактуют его через разные категории. В качестве сценария может пониматься по­следовательность и спектр действий (Бежен А., 1998), стратегии сексуально­го поведения (Голод С.И., 2000), динамика поведения пар (Эйдемиллер Э., Юстицкис В., 2002). Сценарий может быть представлен как средство репре­зентации субъектом внешней реальности в качестве объекта своих желаний (Некрасов С.Н., Возилкин И.В., 1991). Под сценарием может подразумевать­ся дискурсивный способ последовательной организации сексуальных опытов (Темкина А., 2002). В «Руководстве по сексологии» (Руководство по сексологии, 2001; с.44) сексуальный сценарий определяется как разновидность поведенческой программы, без ко­торой не обходится никакое сексуальное поведение, предопределяющей воз­можный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические стиму­лы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения и способы его обоснования и оправдания. [3]

В отечественной сексологии теория сексуального сценария наиболее подробно рассматривается в работах И.С. Кона. Кон определяет сексуальный сценарий как когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, на основе которой люди могут одновременно предвосхищать свое поведение и оценивать его в данный момент. [7]

В более поздних работах он дает несколько иное определение: «Сексуальный сценарий — это детерминированная культурой и в зна­чительной мере неосознанная мыслительная схема, на основе которой люди организуют, осмысливают и оценивают свое сексуальное поведение» [8].

Однако здесь следует отметить, что адаптируясь в рамках определенной культу­ры, люди усваивают именно те паттерны сексуально­го поведения, которые отвечают их собственным потребностям [6]. Поэтому помимо когнитивных элементов (понятий, представлений, оценочных суждений) в качестве факторов, определяющих сексуальное поведение человека важную роль играют так же мотивация, поведение и эмоциональные процессы.

Таким образом, определение сексуального сценария можно записать в следующем виде: «Сексуальный сценарий — это схема организации сексуальной активности, включающая совокупность когнитивных, поведенческих, эмоциональных и побудительных элементов»

Сексуальный сценарий характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью его диспозиций. Осуществление сексуального сценария происходит во взаимодействии партнеров друг с другом. При этом происходят непрерывная сознательная и подсознательная оценка происходящего, сравнение с идеальными и обычными запросами, прогнозирование дальнейшего развития событий и их коррекция. [1]

Сценарные элементы прослеживаются во многих аспектах сексуальных ситуаций. Сценарии участвуют в осмыслении внутренних состояний, форми­ровании последовательности характерных сексуальных действий, расшифро­вывании новых ситуаций, установлении допустимых границ сексуальных ре­акций и связывают смысл несексуальных аспектов жизни со специфически сексуальными переживаниями [3].

Ниже рассматривается вопрос структуры сексуального сценария и взаимодействия его структурных элементов.

 Структура сексуального сценария

Согласно теории сексуального сценария У. Саймона и Дж. Ганьона существуют три типа сексуальных сценариев, отражающих различные уровни функционирования. Рассматривая этот вопрос в самом широком контексте, авторы говорят о культурных сценариях, возникших в определенной культурной среде и предписывающих индивиду следовать определенным правилам сексуального этикета. На промежуточном уровне они выделяют межличностные сценарии, обусловлен­ные представлениями окружающих о поведении, допустимом в рамках межличност­ных отношений. На индивидуальном психологическом уровне располагаются так на­зываемые внутрипсихические сценарии [6]. Таким образом У. Саймон и Дж. Ганьон выделяют три уровня сценариев, значения которых никогда не совпадают, но всегда так или иначе соотносятся друг с другом:

1. Культурный сценарий — Совокупность социальных норм, регулирующих сексуальное поведение членов данного общества;

2. Межличностный сценарий — Межличностное отношение, в котором реализуются эти культурные нормы;

3. Внутрипсихический (индивидуальный) сценарий — Совокупность специфических для данной личности и неразрывно связанных с ее образом «Я» эротических мотивов и предпочтений.

Однако, из приведенного выше определения следует, что сексуальный сценарий человека включает в себя как когнитивные, так и эмоциональные и побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения. Необходимо различать поведенческие  компоненты сексуальности (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т. д.), эмоциональные и побудительные (эротические фантазии, переживания, сексуальная мотивация) и когнитивные (отношения к проявлениям сексуальности, установки и ценности).

И.С.Кон [7] указывает на то, что индивид имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые субъект более или менее последовательно осуществляет, в-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»), в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое. Таким образом, индивидуальный сценарий содержит в себе еще как минимум три уровня: сексуальное влечение, система сексуальных ценностей и реальный сексуальный опыт. Промежуточные ориентиры (по Кону) следует относить к уровню межличностного сценария (по Саймону и Ганьону).

Содержание сценария на разных уровнях очень часто не совпадает. Наличие сексуального влечения к определенному объекту или потребности в его реализации определенным способом еще не означает, что оно будет реализовано именно с тем объектом и именно тем способом. Многие сексуальные мотивы по разным причинам не могут реализоваться в жизни. К примеру, если желаемое сексуальное поведение резко противоречит социальным нормам, либо недоступно в силу психологических особенностей индивида, то последний может найти заместительный объект или способ. И наоборот, конкретное сексуальное поведение еще не означает, что оно является для человека наиболее предпочтительным.

Одной только сексуальной мотивации, обусловленной сексуальным влечением, еще не достаточно для того, чтобы человек начал действовать в соответствии с ней. Для этого прежде всего она должна приобрести характер замысла, иначе говоря, должно образоваться «намерение». Образование намерений следует за обработкой важнейших аспектов привле­кательности и реализуемости рассматриваемой цели действия. Однако, какой бы заманчивой и достойной ни казалась эта цель, переход к образованию намерения происходит не автоматически. Очевидно, для того чтобы из рассматриваемой цели возникло намерение, требуется по меньшей мере акт внутреннего одобрения [10].

Исходя из этого, целесообразно выделить еще один уровень сценария, связанный с намерениями индивида. Планы и намерения относительно сексуального поведения строятся исходя из особенностей влечения с одной стороны, и отношения к определенным проявлениям сексуальности с другой. Влечение и намерение опосредуются системой сексуальных ценностей усвоенной индивидом.

Сексуальные планы и намерения без учета влияния общественных норм и сценариев партнера представляют собой сексуальную приемлемость индивида. Иными словами, под приемлемостью понимается намерение относительно кого-либо или чего-либо в условиях, когда возможность наступления значимых для индивида негативных последствий, обусловленных влиянием половой морали либо несовпадением сценариев с партнером стремится к нулю.

Применительно же к конкретной ситуации, помимо внутренних (личных) установок субъекта на намерения оказывают влияние, во-первых, связанные с сексуальной культурой общественные нормы (культурный сценарий по Саймону и Ганьону), согласно которым элементы индивидуального сценария могут быть желательными, приемлемыми, нежелательными или запрещенными в рамках данной культуры, и во-вторых, особенности сценария партнера. Не менее важна также способность индивида адекватно оценивать ситуацию и возможные последствия конкретной сексуальной активности, его способность к самоконтролю.

Чем более доверительными являются отношения с партнером тем слабее влияние общественных норм и сильнее влияние сценария партнера на формирование намерений. Если же доверительные отношения между партнерами не установлено, особенно, если речь идет о стадии знакомства и ухаживания, то индивид в своих намерениях руководствуется общественными нормами, а сценарий партнера в определяет возможности индивида в их реализации.

Именно возможностью реализации опосредованы намерения и реальное поведение, образующее сексуальный опыт. Эта возможность складывается из физической доступности партнера и выбранного способа взаимодействия, коммуникативных навыков индивида, его физиологических возможностей и, как уже было сказано, особенностей сексуального сценария партнера.

Опыт, полученный в результате сексуального поведения, в свою очередь оказывает влияние и на влечение, и на установки, и на приемлемость, что наиболее заметно на стадии формирования сценария.

Таким образом, можно выделить следующие уровни сексуального сценария:

  1. Влечение, мотивация к половой активности
  2. Сексуальные установки, ценности, отношение к проявлениям сексуальности
  3. Приемлемость конкретных проявлений сексуальности
  4. Сексуальные намерения применительно к конкретной ситуации (промежуточные ориентиры)
  5. Организация сексуальной активности (поведение)
  6. Сексуальный опыт

При этом содержание одного уровня сценария оказывает существенное влияние на содержание другого. Уровни 1 и 3 опосредованы уровнем 2, уровни 3 и 4 опосредованы нормами половой морали, сексуальным сценарием партнера и психологическими особенностями индивида, а уровни 4 и 5 опосредованы возможностью реализации намерений.

Система сексуальных ценностей, культурные сценарии, сценарии партнеров и возможности реализации являются как бы барьерами или фильтрами на пути к реализации сексуальных потребностей индивида, отсеивая те из них которые не приемлемы для партнера, общества или его самого. Но в то же время они могут быть и мотивообразующими факторами, создавать несексуальную мотивацию к сексуальному поведению. Примерами таких мотивов может служить дань традиции, самоутверждение среди сверстников, чувство долга, настояние партнера, сексуальное замещение, и т.п.

На пятом уровне находит реальное воплощение все то, к чему ведут предыдущие уровни. Только этот уровень сценария можно наблюдать со стороны, в то время как остальные партнер как правило не видит напрямую. Иными словами, человек исходя из поведения партнера может довольно часто заблуждаться относительно его мотивов, может не знать о его истинных сексуальных желаниях и о его сексуальных убеждениях и ценностях.

Рисунок 1 Взаимодействие между уровнями сексуального сценария

Конкретное содержание сексуального сценария на каждом из обозначенных уровней включает в себя тип партнера, допускаемые эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации сближения, обоснование потребности и возможности близости и прочие компоненты [2]. Иными словами, сценарий определяет что, с кем, как, когда, где и почему хочет или не хочет / должен или не должен / приемлет или не приемлет / может или не может делать в сексуальном плане индивид.

В структуре содержания сексуального сценария можно выделить следующие компоненты:

  1. Форма сексуального поведения (ЧТО?)
  2. Сексуальный объект, партнер (С КЕМ?)
    1. Пол партнера
    2. Возраст партнера
    3. Внешние данные партнера
    4. Психологические качества партнера
    5. Социальное отношение партнера к индивиду (брачное, дружеское, деловое, и т.п.)
    6. Наличие/отсутствие сексуального опыта у партнера
    7. Сексуальные установки и мотивация партнера
    8. Родственное отношение партнера к индивиду
    9. Количество партнеров
    10. Нетрадиционные объекты
  3. Способы, роли и стили (КАК?)
    1. Способ сближения с партнером
    2. Исполняемая роль
    3. Сексуальный стиль
    4. Позиция при половом контакте
    5. Прочие обстоятельства
  4. Обстоятельства времени и места (КОГДА И ГДЕ?)
    1. Частота секса
    2. Время суток/года
    3. Фаза цикла
    4. Место
  5. Мотивация и значение (ПОЧЕМУ?)
    1. Мотивация к половой активности
    2. Смысл и значение сексуальных действий

При этом следует помнить, что происходит развертывание не одного, а двух сценариев — со стороны каждого из партнеров. Сценарии не могут совпадать полностью, и это требует постоянной коррекции собственного сценария и увязки его со сценарием партнера. Чем больше вариантов сценария имеет человек, тем больше шансов на дальнейшее благоприятное развитие событий. И наоборот, фиксированное, негибкое сексуальное поведение с большей вероятностью может привести к несовпадению сценариев, их непринятию и конфликту партнеров. [1,2]

Рисунок 2. Структура сексуального сценария

В настоящее время психология сексуального сценария прописана лишь в общих чертах. Для более детальной проработки данной концепции необходимо проводить соответствующие исследования. Исследовать  сексуальные сценарии можно по ряду измерений [7]: по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого, по тому, насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности, по степени соответствия сценариев принятым в обществе нормам поведения, а так же по их удовлетворительности для субъекта.

Актуальным на сегодняшний день также видится изучение механизмов совместного развития партнерских сценариев, взаимосвязи сценария с исполнительскими возможностями и возрастной динамики сюжета [1]. Требуют проработки вопросы соотношения сценариев и реального поведения людей, а также влияние на формирование сексуальных сценариев особенностей половой социализации и психосексуального развития.

Литература:

  1. Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность в цивилизации: отпещер до небоскребов (социогенез сексуальности). Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». Воронеж: Научная книга, 2010. – 491 с.
  2. Агарков С.Т. Психогенез сексуальности: от инстинктов к чувствам. Учебное пособие к курсу  «Психологическое консультирование в сексологии». – М.: РНСО, 2013. – 378 с.
  3. Иоффе Е.В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб., 2005. – 186. с.
  4. Кащенко Е.А. О парадоксальности предмета психологии сексуальности // Мир сексологии. – 2011. №1.
  5. Кащенко Е.А. Психологическое консультирование и ключевые проблемы психологии сексуальности / Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Избранные лекции в авторской редакции к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» / Под. ред. Е.Кащенко. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 301 с.
  6. Келли Г. Основы современной сексологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.
  7. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – 319 с.
  8. Кон И.С. Сексология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
  9. Темкина A.A. Сценарии сексуальности и тендерные различия // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 247 – 286.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The idea of sexual script brings a new metaphor and imagery for understanding human sexual activity as social and learned interactions. The concept was introduced by sociologists John H. Gagnon and William Simon in their 1973 book Sexual Conduct. The idea highlights three levels of scripting: cultural/historical, social/interactive and personal/intrapsychic. It draws from a range of theories including symbolic interactionism, discourse theory and feminism. The theory of sexual scripting brings sociological, cultural, anthropological, historical and social psychological tools to the study of human sexualities. Whereas human sexuality is usually seen as the province of the biologist and the clinician, scripting helps research and analysis to understand sexualities as less biological and more cultural, historical and social.

Sexual script[edit]

Sexual scripts are guidelines for appropriate sexual behavior and sexual encounters. Sexual behavior and encounters become behavior which is learned as well as instinctive. Each partner in consensual encounters acts as if they are an actor in a play or film following a script, rather than acting on impulse alone. Research on sexual scripts and sexual script theory have concluded that sexual scripts are gendered. Thus, sexual scripts have been described by researchers as a form of social construction. Sexual Script Theory (SST) and its application in clinical practice are founded on the idea that the subjective understandings of each person about his or her sexuality (and called a sexual script) substantively determine that person’s choice of sexual actions and the subsequent qualitative experiencing of those sexual acts. Scripts refer to social functions. They dictate what one should be doing at a particular time and in a particular place if one is to play the role characteristically associated with that script. There may be several people involved in the same situation, but they may differ in the roles that they have been given or have chosen to enact.

Sexual scripting suggests the importance of meanings and symbols in human sexuality. According to Gagnon and Simon, scripts can be layered through three dimensions: ‘cultural scenarios’, ‘interpersonal scenarios’, and ‘intrapsychic scenarios’. Sexual feeling does not simply happen from within the body, but needs meanings and symbols which provide cues and clues to enable sexualities to develop. Cultural scenarios are linked to different historical periods and social change; scripts can be shown to change with the arrival of HIV/AIDS in the 1980s, for example (Epstein, Lauman …). Interpersonal scenarios are linked to encounters and interactions (for example in rape, as illustrated in the early work of Stevi Jackson). Also intra-psychic scenarios indicate the ways in which personal sexual ‘turn ons’ and imageries grow. Sexual scripts can be seen as providing guidelines for appropriate sexual behaviour and sexual encounters, as sexual behaviour and encounters are learned through culture and others in interactions. It can be linked to theories of sexual desire but is critical of the tendency to stress the purely biological aspects of desire.

Developments[edit]

Drawing upon conversational analysis, sexual encounters are considered to be scripted if the parties involved use any of these five linguistic devices:[1]

  • References to predictable stages
  • References to common knowledge
  • The production of consensus through seamless turn-talking and collaborative talk
  • The use of hypothetical and general instances
  • Active voicing

Research on sexual scripts and sexual script theory have concluded that sexual scripts are organised through gender, class, ethnicity and other social vectors.

Sexual script theory and its application in clinical practice are founded on the undeniable reality that the subjective understandings of each person about his or her sexuality (and called a sexual script) substantively determine that person’s choice of sexual actions and the subsequent qualitative experiencing of those sexual acts. Scripts refer to social functions. They dictate what one should be doing at a particular time and in a particular place if one is to play the role characteristically associated with that script. There may be several people involved in the same situation, but they may differ in the roles that they have been given or have chosen to enact. Script theory is a form of social scripting theory which has been defined clearly by Michael W. Wiederman: «Social scripting theory points to the fact that much of sexual behavior seems to follow a script. Similar to scripts that stage actors use to guide their behavior, social scripts instruct members of a society as to appropriate behavior and the meanings to attach to certain behaviors.»[2]

Social scripting theory directly relates to sexual scripts, as it is just a specified example regarding sexual encounters and sexual behavior in social context. Social theory is also a useful resource in determining the construction of social scripts.

[edit]

The theory is linked to the wider development of social constructionism on the socially-created nature of social life. Social construction is important to sexual scripts because they can come from how a child is raised through the beliefs of social construction.[3] In other words, women are to be subjected to male gaze to be a part of the social construction system and maintain social norms of a long-living society.

Sexual norms[edit]

A sexual norm can be an individual or a social norm, which is a rule that is socially enforced. Norms affect a wide variety of human behavior.
Social norms regarding sexuality are present in most cultures. For example, the norm in most cultures consists of heterosexual acts between married individuals. Sexual norms are constantly changing and normal sexual behavior is a spectrum and cannot be rigidly defined.
Deviance from normal sexual behavior is common and can be classified in several ways. If non-restrictive sexual norms are regarded positively they may be called «sexual freedom», «sexual liberation», or «free love». If regarded negatively they may be called «sexual license» or «licentiousness». Restrictive behavior when judged negatively is called «sexual oppression»; if judged positively they are called «chastity», «sexual restraint», The Marital Effect, or «sexual decency».[citation needed]
In the West, sexual normality can be defined as any sexual practice which does not involve sexual perversions. There has been a liberalization in attitudes which has resulted in the legalization of homosexuality in many countries. There is a tendency in Western countries toward serial monogamy as a normal heterosexual lifestyle.[4]

Gender script[edit]

Gender schema theory also plays a part in sexual script because studies show that males and females interact in different ways, even from a young age. In 1991, Martha Boston and Gary Levy found that through their research observations, children, primarily boys, were better with being able to sequence own-sex rather than other-sex scripts.[5] «As well as acquiring knowledge about the sex-role stereotypes of their culture, young children also develop sex-typed attitudes, preferences, and behaviors that pervade many aspects of their lives.»[6]

From an early age, men are often raised to embrace their sexuality, but women are usually brought up to suppress it.[7] Anatomically, boys have the benefit (or curse) of genitals that are more easily viewed and handled by their owners. The young boy is taught to hold onto his penis to urinate and to handle it for purposes of washing.[2] Conversely, the young girl is not taught to touch her clitoris. She is taught to wipe carefully after urination to avoid contracting an infection by transferring bacteria from her rectum to her vagina. The end result is that boys and girls are given two subtly different sets of messages regarding their own genitals. Boys readily discover that their genitals feel good when handled and are not necessarily any “dirtier” than other parts of their body that they can see.[2] Girls readily learn that their genitals are difficult, if not impossible, for them to see and that there are “dirty” aspects, which require appropriate precautionary measures.[2] Similarly, gender roles may encourage sexual exploration more for boys than for girls.[2]

A double standard exists in the traditional heterosexual sexual script. It endorses different sexual behavior for women and men in which women are expected to confine sexual behavior to the context of a committed relationship, and men are expected to engage in sexual behavior in all kinds of relationships.[2] Young adult men who have not realized that their female peers hold a different set of sexual scripts are often perplexed.[2] When young adults have finally gained a marked increase in privacy from family (such as going away to college or getting married), it often seems obvious to young men that sexual activity should “naturally” occur since a major barrier has been overcome.[2] Females who take such a view run the risk of being labeled deviant. To be too sexually interested or aggressive, especially outside the context of an intimate relationship, implies masculinity, or desperation, or some other flaw.[2]

Ellen van Oost uses the concept of gender script «to illustrate the ways that the design of technological artifacts are affected by the gender assumptions held about their ‘envisioned users.'» Drawing from Akrich’s argument that «like a film script, technical objects define a framework of action together with the actors and the space in which they are supposed to act,»[8] van Oost extends the script approach to include the gender aspects of technological innovation. van Oost looks at the ways electric shavers are gendered for men and women starting in the late 1920s, including the «cigar» model for men and the «lipstick model for women.» Van Oost also argues that the development of the electric razor systematically constructs a gender script of technological incompetence as feminine, and «inhibits the ability of women to see themselves as interested in technology and as technologically competent, whereas the genderscript of [electric razors «for men»] invites men to see themselves that way. In other words: [electric razors] not only [produce] razors but also gender.»[9]

Applications[edit]

The theory has now been applied to a wide range of areas such as the following:

  • Young gay men (Matt G Mutchler)[10]
  • Rape (Stevi Jackson)[11]
  • Pornography (Jeffrey Escoffier)[12]
  • ‘My types’ (David Whittier)[13]
  • Men’s scripts (Christopher T. Norwood)
  • Women’s scripts (Judith Long Laws & Pepper Schwarz;[14] Breanne Fahs & Rebecca F. Plante[15])
  • HIV and AIDS (Lauman, Seidman)
  • Sexual pharmacology (Leonore Tiefer)
  • Love (Lyndsey Moon)[citation needed]
  • Bodies (Stevi Jackson and Sue Scott)[16]
  • Technologies and their design (Ellen van Oost)[9]

References[edit]

  1. ^ Hannah Frith, Celia Kitzinger, Reformulating Sexual Script Theory. Theory and Psychology, 11 (2). pp. 209–232. Sass, November 2007.
  2. ^ a b c d e f g h i Michael Wiederman, The Gendered Nature of Sexual Scripts. The Family Journal, Vol. 13, No. 4, 496-502. Sage Publications, 2005
  3. ^ Social Construction of Gender. http://employees.oneonta.edu/farberas/ARTH/ARTH200/gender.html
  4. ^ Stanton L. Jones, Heather R. Hostler, Sexual Script Theory: An Integrative Exploration of the Possibilities and Limits of Sexual Self-Definition. 2002.
  5. ^ Gary Levy, Martha Boston, Preschoolers’ Recall of Own-Sex and Other-Sex Gender Scripts. The Journal of Genetic Psychology, 155(3). pp. 369–371. 2001.
  6. ^ Lisa Serbin, Kimberly Powlishta, Judith Gulko, The Development of Sex Typing in Middle Childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development, Volume 58, No. 2. 1993.
  7. ^ Fahs, Breanne (2010). «Daddy’s Little Girls: On the Perils of Chastity Clubs, Purity Balls, and Ritualized Abstinence». Frontiers: A Journal of Women Studies. 31 (3): 116–42. doi:10.5250/fronjwomestud.31.3.0116. PMID 21132933. S2CID 38144651.
  8. ^ Akrich, Madeleine (1992). «The de-scription of technical objects». In Bijker, Wiebe E.; Law, John (eds.). Shaping technology/building society: Studies in sociotechnical change. The MIT Press. p. 208.
  9. ^ a b van Oost, Ellen. «Materialized Gender: How Shavers Configure the Users’ Femininity and Masculinity,» in Nelly Oudshoorn and Trevor Pinch, eds. How Users Matters. The Co-construction of Users and Technology (Cambridge: MIT Press, 2003). 207.
  10. ^ Mutchler, Matt G. (February 2000). «Young Gay Men’s Stories in the States: Scripts, Sex, and Safety in the Time of AIDS». Sexualities. 3 (1): 31–54. doi:10.1177/136346000003001002. S2CID 144206077.
  11. ^ Jackson, Stevi (1978). «The Social Context of Rape». Women’s Studies International Quarterly. 1 (4): 341–352. doi:10.1016/S0148-0685(78)91231-9.
  12. ^ Escoffier, Jeffrey (2007). ««Scripting the Sex: Fantasy, Narrative and Sexual Scripts in Pornographic Films»«. In Michael Kimmel (ed.). The Sexual Self. Vanderbilt. pp. 61–80.
  13. ^ Whittier, David Knapp; Simon, William (2001). «The Fuzzy Matrix of ‘My Type’ in Intrapsychic Sexual Scripting». Sexualities. 4 (2): 139–166. doi:10.1177/136346001004002003. S2CID 144378320.
  14. ^ Laws, Judith Long; Schwartz, Pepper (1977). Sexual scripts the social construction of female sexuality. Hinsdale, Ill.: Dryden Press. ISBN 9780030141119.
  15. ^ Fahs, Breanne Fahs; Plante, Rebecca F. (2016). «On ‘good sex’ and other dangerous ideas: women narrate their joyous and happy sexual encounters». Journal of Gender Studies. 26 (1): 33–44. doi:10.1080/09589236.2016.1246999. S2CID 151927982.
  16. ^ Jackson, Stevi, Scott, Sue. Theorizing Sexuality. Maidenhead, England: McGraw Hill/ Open University Press.

Further reading[edit]

  • Gagnon, J., and W. Simon, Sexual Conduct: The Social Sources of Human Sexuality. Aldine, 1973.
  • Michael Kimmel ed The Sexual Self: The Social Construction of Sexual Scripts, Vanderbilt, 2007
  • Plummer, K. (2010). «The social reality of sexual rights.» In P. Aggleton & R. Parker (Eds.), Routledge Handbook of Sexuality, Health and Rights (pp. 45–55). New York, NY: Routledge.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The idea of sexual script brings a new metaphor and imagery for understanding human sexual activity as social and learned interactions. The concept was introduced by sociologists John H. Gagnon and William Simon in their 1973 book Sexual Conduct. The idea highlights three levels of scripting: cultural/historical, social/interactive and personal/intrapsychic. It draws from a range of theories including symbolic interactionism, discourse theory and feminism. The theory of sexual scripting brings sociological, cultural, anthropological, historical and social psychological tools to the study of human sexualities. Whereas human sexuality is usually seen as the province of the biologist and the clinician, scripting helps research and analysis to understand sexualities as less biological and more cultural, historical and social.

Sexual script[edit]

Sexual scripts are guidelines for appropriate sexual behavior and sexual encounters. Sexual behavior and encounters become behavior which is learned as well as instinctive. Each partner in consensual encounters acts as if they are an actor in a play or film following a script, rather than acting on impulse alone. Research on sexual scripts and sexual script theory have concluded that sexual scripts are gendered. Thus, sexual scripts have been described by researchers as a form of social construction. Sexual Script Theory (SST) and its application in clinical practice are founded on the idea that the subjective understandings of each person about his or her sexuality (and called a sexual script) substantively determine that person’s choice of sexual actions and the subsequent qualitative experiencing of those sexual acts. Scripts refer to social functions. They dictate what one should be doing at a particular time and in a particular place if one is to play the role characteristically associated with that script. There may be several people involved in the same situation, but they may differ in the roles that they have been given or have chosen to enact.

Sexual scripting suggests the importance of meanings and symbols in human sexuality. According to Gagnon and Simon, scripts can be layered through three dimensions: ‘cultural scenarios’, ‘interpersonal scenarios’, and ‘intrapsychic scenarios’. Sexual feeling does not simply happen from within the body, but needs meanings and symbols which provide cues and clues to enable sexualities to develop. Cultural scenarios are linked to different historical periods and social change; scripts can be shown to change with the arrival of HIV/AIDS in the 1980s, for example (Epstein, Lauman …). Interpersonal scenarios are linked to encounters and interactions (for example in rape, as illustrated in the early work of Stevi Jackson). Also intra-psychic scenarios indicate the ways in which personal sexual ‘turn ons’ and imageries grow. Sexual scripts can be seen as providing guidelines for appropriate sexual behaviour and sexual encounters, as sexual behaviour and encounters are learned through culture and others in interactions. It can be linked to theories of sexual desire but is critical of the tendency to stress the purely biological aspects of desire.

Developments[edit]

Drawing upon conversational analysis, sexual encounters are considered to be scripted if the parties involved use any of these five linguistic devices:[1]

  • References to predictable stages
  • References to common knowledge
  • The production of consensus through seamless turn-talking and collaborative talk
  • The use of hypothetical and general instances
  • Active voicing

Research on sexual scripts and sexual script theory have concluded that sexual scripts are organised through gender, class, ethnicity and other social vectors.

Sexual script theory and its application in clinical practice are founded on the undeniable reality that the subjective understandings of each person about his or her sexuality (and called a sexual script) substantively determine that person’s choice of sexual actions and the subsequent qualitative experiencing of those sexual acts. Scripts refer to social functions. They dictate what one should be doing at a particular time and in a particular place if one is to play the role characteristically associated with that script. There may be several people involved in the same situation, but they may differ in the roles that they have been given or have chosen to enact. Script theory is a form of social scripting theory which has been defined clearly by Michael W. Wiederman: «Social scripting theory points to the fact that much of sexual behavior seems to follow a script. Similar to scripts that stage actors use to guide their behavior, social scripts instruct members of a society as to appropriate behavior and the meanings to attach to certain behaviors.»[2]

Social scripting theory directly relates to sexual scripts, as it is just a specified example regarding sexual encounters and sexual behavior in social context. Social theory is also a useful resource in determining the construction of social scripts.

[edit]

The theory is linked to the wider development of social constructionism on the socially-created nature of social life. Social construction is important to sexual scripts because they can come from how a child is raised through the beliefs of social construction.[3] In other words, women are to be subjected to male gaze to be a part of the social construction system and maintain social norms of a long-living society.

Sexual norms[edit]

A sexual norm can be an individual or a social norm, which is a rule that is socially enforced. Norms affect a wide variety of human behavior.
Social norms regarding sexuality are present in most cultures. For example, the norm in most cultures consists of heterosexual acts between married individuals. Sexual norms are constantly changing and normal sexual behavior is a spectrum and cannot be rigidly defined.
Deviance from normal sexual behavior is common and can be classified in several ways. If non-restrictive sexual norms are regarded positively they may be called «sexual freedom», «sexual liberation», or «free love». If regarded negatively they may be called «sexual license» or «licentiousness». Restrictive behavior when judged negatively is called «sexual oppression»; if judged positively they are called «chastity», «sexual restraint», The Marital Effect, or «sexual decency».[citation needed]
In the West, sexual normality can be defined as any sexual practice which does not involve sexual perversions. There has been a liberalization in attitudes which has resulted in the legalization of homosexuality in many countries. There is a tendency in Western countries toward serial monogamy as a normal heterosexual lifestyle.[4]

Gender script[edit]

Gender schema theory also plays a part in sexual script because studies show that males and females interact in different ways, even from a young age. In 1991, Martha Boston and Gary Levy found that through their research observations, children, primarily boys, were better with being able to sequence own-sex rather than other-sex scripts.[5] «As well as acquiring knowledge about the sex-role stereotypes of their culture, young children also develop sex-typed attitudes, preferences, and behaviors that pervade many aspects of their lives.»[6]

From an early age, men are often raised to embrace their sexuality, but women are usually brought up to suppress it.[7] Anatomically, boys have the benefit (or curse) of genitals that are more easily viewed and handled by their owners. The young boy is taught to hold onto his penis to urinate and to handle it for purposes of washing.[2] Conversely, the young girl is not taught to touch her clitoris. She is taught to wipe carefully after urination to avoid contracting an infection by transferring bacteria from her rectum to her vagina. The end result is that boys and girls are given two subtly different sets of messages regarding their own genitals. Boys readily discover that their genitals feel good when handled and are not necessarily any “dirtier” than other parts of their body that they can see.[2] Girls readily learn that their genitals are difficult, if not impossible, for them to see and that there are “dirty” aspects, which require appropriate precautionary measures.[2] Similarly, gender roles may encourage sexual exploration more for boys than for girls.[2]

A double standard exists in the traditional heterosexual sexual script. It endorses different sexual behavior for women and men in which women are expected to confine sexual behavior to the context of a committed relationship, and men are expected to engage in sexual behavior in all kinds of relationships.[2] Young adult men who have not realized that their female peers hold a different set of sexual scripts are often perplexed.[2] When young adults have finally gained a marked increase in privacy from family (such as going away to college or getting married), it often seems obvious to young men that sexual activity should “naturally” occur since a major barrier has been overcome.[2] Females who take such a view run the risk of being labeled deviant. To be too sexually interested or aggressive, especially outside the context of an intimate relationship, implies masculinity, or desperation, or some other flaw.[2]

Ellen van Oost uses the concept of gender script «to illustrate the ways that the design of technological artifacts are affected by the gender assumptions held about their ‘envisioned users.'» Drawing from Akrich’s argument that «like a film script, technical objects define a framework of action together with the actors and the space in which they are supposed to act,»[8] van Oost extends the script approach to include the gender aspects of technological innovation. van Oost looks at the ways electric shavers are gendered for men and women starting in the late 1920s, including the «cigar» model for men and the «lipstick model for women.» Van Oost also argues that the development of the electric razor systematically constructs a gender script of technological incompetence as feminine, and «inhibits the ability of women to see themselves as interested in technology and as technologically competent, whereas the genderscript of [electric razors «for men»] invites men to see themselves that way. In other words: [electric razors] not only [produce] razors but also gender.»[9]

Applications[edit]

The theory has now been applied to a wide range of areas such as the following:

  • Young gay men (Matt G Mutchler)[10]
  • Rape (Stevi Jackson)[11]
  • Pornography (Jeffrey Escoffier)[12]
  • ‘My types’ (David Whittier)[13]
  • Men’s scripts (Christopher T. Norwood)
  • Women’s scripts (Judith Long Laws & Pepper Schwarz;[14] Breanne Fahs & Rebecca F. Plante[15])
  • HIV and AIDS (Lauman, Seidman)
  • Sexual pharmacology (Leonore Tiefer)
  • Love (Lyndsey Moon)[citation needed]
  • Bodies (Stevi Jackson and Sue Scott)[16]
  • Technologies and their design (Ellen van Oost)[9]

References[edit]

  1. ^ Hannah Frith, Celia Kitzinger, Reformulating Sexual Script Theory. Theory and Psychology, 11 (2). pp. 209–232. Sass, November 2007.
  2. ^ a b c d e f g h i Michael Wiederman, The Gendered Nature of Sexual Scripts. The Family Journal, Vol. 13, No. 4, 496-502. Sage Publications, 2005
  3. ^ Social Construction of Gender. http://employees.oneonta.edu/farberas/ARTH/ARTH200/gender.html
  4. ^ Stanton L. Jones, Heather R. Hostler, Sexual Script Theory: An Integrative Exploration of the Possibilities and Limits of Sexual Self-Definition. 2002.
  5. ^ Gary Levy, Martha Boston, Preschoolers’ Recall of Own-Sex and Other-Sex Gender Scripts. The Journal of Genetic Psychology, 155(3). pp. 369–371. 2001.
  6. ^ Lisa Serbin, Kimberly Powlishta, Judith Gulko, The Development of Sex Typing in Middle Childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development, Volume 58, No. 2. 1993.
  7. ^ Fahs, Breanne (2010). «Daddy’s Little Girls: On the Perils of Chastity Clubs, Purity Balls, and Ritualized Abstinence». Frontiers: A Journal of Women Studies. 31 (3): 116–42. doi:10.5250/fronjwomestud.31.3.0116. PMID 21132933. S2CID 38144651.
  8. ^ Akrich, Madeleine (1992). «The de-scription of technical objects». In Bijker, Wiebe E.; Law, John (eds.). Shaping technology/building society: Studies in sociotechnical change. The MIT Press. p. 208.
  9. ^ a b van Oost, Ellen. «Materialized Gender: How Shavers Configure the Users’ Femininity and Masculinity,» in Nelly Oudshoorn and Trevor Pinch, eds. How Users Matters. The Co-construction of Users and Technology (Cambridge: MIT Press, 2003). 207.
  10. ^ Mutchler, Matt G. (February 2000). «Young Gay Men’s Stories in the States: Scripts, Sex, and Safety in the Time of AIDS». Sexualities. 3 (1): 31–54. doi:10.1177/136346000003001002. S2CID 144206077.
  11. ^ Jackson, Stevi (1978). «The Social Context of Rape». Women’s Studies International Quarterly. 1 (4): 341–352. doi:10.1016/S0148-0685(78)91231-9.
  12. ^ Escoffier, Jeffrey (2007). ««Scripting the Sex: Fantasy, Narrative and Sexual Scripts in Pornographic Films»«. In Michael Kimmel (ed.). The Sexual Self. Vanderbilt. pp. 61–80.
  13. ^ Whittier, David Knapp; Simon, William (2001). «The Fuzzy Matrix of ‘My Type’ in Intrapsychic Sexual Scripting». Sexualities. 4 (2): 139–166. doi:10.1177/136346001004002003. S2CID 144378320.
  14. ^ Laws, Judith Long; Schwartz, Pepper (1977). Sexual scripts the social construction of female sexuality. Hinsdale, Ill.: Dryden Press. ISBN 9780030141119.
  15. ^ Fahs, Breanne Fahs; Plante, Rebecca F. (2016). «On ‘good sex’ and other dangerous ideas: women narrate their joyous and happy sexual encounters». Journal of Gender Studies. 26 (1): 33–44. doi:10.1080/09589236.2016.1246999. S2CID 151927982.
  16. ^ Jackson, Stevi, Scott, Sue. Theorizing Sexuality. Maidenhead, England: McGraw Hill/ Open University Press.

Further reading[edit]

  • Gagnon, J., and W. Simon, Sexual Conduct: The Social Sources of Human Sexuality. Aldine, 1973.
  • Michael Kimmel ed The Sexual Self: The Social Construction of Sexual Scripts, Vanderbilt, 2007
  • Plummer, K. (2010). «The social reality of sexual rights.» In P. Aggleton & R. Parker (Eds.), Routledge Handbook of Sexuality, Health and Rights (pp. 45–55). New York, NY: Routledge.

м

Одной из ключевых категорий психологии сексуальности является «сексуальный сценарий». Данное понятие близко к понятиям «план», «схема» или «поведенческая программа». Оно позволяет раскрыть содержание сексуального поведения как социально-психологического феномена и подчеркнуть значение социального опыта индивида в процессе сексуальной социализации (Иоффе Е. В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности).


Понятие «сексуальный сценарий» введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 году. Авторы считали, что паттерны сексуального поведения возникают в культурном и социальном контексте, т.е. в своего рода социальном сценарии, регулирующем поведение человека (Келли Г. — Основы современной сексологии).

Теория сценариев утверждает, что на протяжении всей жизни людям требуются адекватные культурным контекстам образцы сексуального поведения, которые адаптируются к конкретным ситуациям. Сценарии определяют, с кем люди имеют сексуальные отношения, когда, где, что и почему они должны делать как «носители» и «исполнители» сексуальности.

Однако многие авторы, использующие понятие «сценарий», трактуют его через разные категории. Под «сценарием» могут пониматься последовательность и спектр действий (А. Бежен, 1998), стратегии сексуального поведения (С. Голод, 2000), динамика поведения пар (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2002). Сценарий может быть представлен как средство репрезентации субъектом внешней реальности в качестве объекта своих желаний (С. Некрасов, И. Возилкин, 1991). Под сценарием может подразумеваться дискурсивный способ последовательной организации сексуальных опытов (А. Темкина, 2002).

В «Руководстве по сексологии» сексуальный сценарий определяется как «разновидность поведенческой программы, без которой не обходится никакое сексуальное поведение, предопределяющей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнёра, эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения и способы его обоснования и оправдания».

В отечественной сексологии теория сексуального сценария наиболее подробно рассматривается в работах Игоря Кона. Он определяет сексуальный сценарий как «когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, на основе которой люди могут одновременно предвосхищать своё поведение и оценивать его в данный момент». ( Кон И. С. Введение в сексологию)

В более поздних работах он даёт несколько иное определение: «Сексуальный сценарий — это детерминированная культурой и в значительной мере неосознанная мыслительная схема, на основе которой люди организуют, осмысливают и оценивают своё сексуальное поведение»(Кон И. С. Сексология).

Однако здесь следует отметить, что, адаптируясь в рамках определённой культуры, люди усваивают именно те паттерны сексуального поведения, которые отвечают их собственным потребностям. Поэтому помимо когнитивных элементов (понятий, представлений, оценочных суждений) в качестве факторов, определяющих сексуальное поведение человека, важную роль играют так же мотивация, поведение и эмоциональные процессы.

Таким образом, определение сексуального сценария можно записать в следующем виде: «Сексуальный сценарий — это схема организации сексуальной активности, включающая совокупность когнитивных, поведенческих, эмоциональных и побудительных элементов».

Сексуальный сценарий характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью его диспозиций. Осуществление сексуального сценария происходит во взаимодействии партнёров друг с другом. При этом происходят непрерывная сознательная и подсознательная оценка происходящего, сравнение с идеальными и обычными запросами, прогнозирование дальнейшего развития событий и их коррекция. (Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов)

Сценарные элементы прослеживаются во многих аспектах сексуальных ситуаций. Сценарии участвуют в осмыслении внутренних состояний, формировании последовательности характерных сексуальных действий, расшифровывании новых ситуаций, установлении допустимых границ сексуальных реакций и связывают смысл несексуальных аспектов жизни со специфически сексуальными переживаниями.

У. Саймон и Дж. Ганьон выделяют три уровня сценариев, значения которых никогда не совпадают, но всегда, так или иначе, соотносятся друг с другом:

1. Культурный сценарий — совокупность социальных норм, регулирующих сексуальное поведение членов данного общества;

2. Межличностный сценарий — межличностное отношение, в котором реализуются эти культурные нормы;

3. Внутрипсихический (индивидуальный) сценарий — совокупность специфических для данной личности и неразрывно связанных с её образом «Я» эротических мотивов и предпочтений.

Необходимо различать поведенческие компоненты сексуальности (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т.д.), эмоциональные и побудительные (эротические фантазии, переживания, сексуальная мотивация) и когнитивные (отношения к проявлениям сексуальности, установки и ценности).

Наличие сексуального влечения к конкретному объекту или потребности в его реализации определённым способом ещё не означает, что оно будет реализовано именно с тем объектом и именно тем способом. Многие сексуальные мотивы по разным причинам не могут реализоваться в жизни. К примеру, если желаемое сексуальное поведение резко противоречит социальным нормам, либо недоступно в силу психологических особенностей индивида, то последний может найти заместительный объект или способ.

Конкретное содержание сексуального сценария включает в себя тип партнёра, допускаемые эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации сближения, обоснование потребности и возможности близости и прочие компоненты (Агарков С. Т. Психогенез сексуальности). Иными словами, сценарий определяет что, с кем, как, когда, где и почему хочет или не хочет, должен или не должен, приемлет или не приемлет, может или не может делать в сексуальном плане индивид.

В структуре содержания сексуального сценария можно выделить следующие компоненты:

  • Форма сексуального поведения (ЧТО?).

Сексуальный объект, партнёр (С КЕМ?):

  • Пол партнёра;
  • Возраст партнёра;
  • Внешние данные партнёра;
  • Психологические качества партнёра;
  • Социальное отношение партнёра к индивиду (брачное, дружеское, деловое и т.п.);
  • Наличие или отсутствие сексуального опыта у партнёра;
  • Сексуальные установки и мотивация партнёра;
  • Родственное отношение партнёра к индивиду;
  • Количество партнёров;
  • Нетрадиционные объекты.

Способы, роли и стили (КАК?):

  • Способ сближения с партнёром;
  • Исполняемая роль;
  • Сексуальный стиль;
  • Позиция при половом контакте;
  • Прочие обстоятельства.

Обстоятельства времени и места (КОГДА и ГДЕ?):

  • Частота секса;
  • Время суток, года;
  • Фаза цикла;
  • Место.

Мотивация и значение (ПОЧЕМУ?):

  • Мотивация к половой активности;
  • Смысл и значение сексуальных действий.

При этом следует помнить, что происходит развёртывание не одного, а двух сценариев — со стороны каждого из партнёров. Сценарии не могут совпадать полностью, и это требует постоянной коррекции собственного сценария и увязки его со сценарием партнёра. Чем больше вариантов сценария имеет человек, тем больше шансов на дальнейшее благоприятное развитие событий. И наоборот, фиксированное, негибкое сексуальное поведение с большей вероятностью может привести к несовпадению сценариев, их непринятию и конфликту партнёров.

Автор Блинов Андрей — сексолог, магистрант кафедры междисциплинарной сексологии РНСО (фрагмент статьи из сборника «Очерки современной психологии сексуальности». /Сборник научных статей под редакцией профессора Е.Кащенко).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сексуальное платье на праздник
  • Секреты терпсихоры копилка муз руководителя сценарии утренников
  • Секреты старого сундука сценарий
  • Секреты написания сценариев
  • Секреты дружного класса сценарий мероприятия