Семейные праздники их классификация этапы подготовки

Работа по теме: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота. Глава: 4.2. Организация семейных праздников: структура, основные этапы подготовки и проведения. ВУЗ: ВГУ.

«Пусть каждый
припомнит своё детство, и он увидит, что
праздник для ребёнка совсем не то, что
для нас, что это действительно событие
в детской жизни и что ребёнок считает
свои дни от праздника до праздника
……. Тускло и серо было бы детство, если
бы из него выбросить праздники…..»

К. Д. Ушинский.

Содержательную
основу подготовки и проведения праздника
составляет событие,
которому он посвящен. Цель, которая
стоит перед любым организатором праздника
– раскрыть значимость этого события и
донести ее до всех участников мероприятия.

Фундаментом
празднично-обрядовой культуры является
событийный
календарь
.
В основе традиционных праздников разных
народов лежат культурные, религиозные,
а также общечеловеческие предпосылки.
Дни рождения, свадьбы, память об умерших,
характерны для событийного календаря
людей разных культур. В нем заложен
богатейший народный опыт и исторический
пласт традиций и обычаев и благоговения
перед природой.

На основе этого
календаря каждая семья может создать
свой семейный календарь праздников, в
который был бы вписан весь годовой круг
праздничных событий конкретной семьи:
дни рождения, памятные даты, религиозные
и официальные праздники, которые семья
отмечает исходя из своих ценностей и
установок, а также сезонные праздники,
помогающие и детям и взрослым прожить
и прочувствовать цикличность и ритмичность
жизни природы.

Такой календарь
вносит определенную размеренность в
суету жизни, позволяет взрослым членам
семьи заранее планировать временной и
финансовый бюджет.

Несмотря на
различие, смысловое насыщение праздников,
при организации семейных праздников
можно придерживаться определенной
схемы.

Технология
подготовки и проведения семейного
праздника

предусматривает прохождение трех
этапов:

1) Подготовка к празднику;

2) Проведение праздника;

3) Анализ и осмысление праздника в послепраздничный период.

Рассмотрим подробнее
каждый из этих этапов.

Подготовка к
празднику.
Этот
этап предполагает создание праздничной
ситуации и праздничной атмосферы.
Подготовка к празднику — это часть
ежедневной совместной работы всех
членов семьи в предпраздничный период,
как правило, занимает примерно от одной
до четырех недель.

Это время заполнено
деятельным
ОЖИДАНИЕМ
— украшением дома, подготовкой праздничного
наряда, изготовлением сюрпризов и
подарков, сезонными и тематическими
песнями и стихами, чтением определенной
литературы; выбором, обсуждением и
приготовлением блюд для праздничного
стола. Эта деятельность помогает
почувствовать значение, смысл того или
иного праздника. Взрослые и дети вживаются
в народную культуру, традиции, наследие
предков, ритмичность и звучание родного
языка. Совместная деятельность детей
и взрослых в этот период способствует
возникновению чувства
сопричастности

к празднику.

Время ожидания
праздника буквально организует и
предопределяет характер досуговой
деятельности семьи и в отношении выбора
книг для семейного чтения, спектаклей
для домашнего театра, и в отношении
художественных, музыкальных занятий,
рукоделия, вся деятельность приобретает
определенное значение. Прикладное
творчество наполняется смыслом — вяжем,
вышиваем, лепим — подарок,
ёлочную игрушку, символические украшения.
Рисуем — приглашения на праздник,
украшения для дома.

Примерный алгоритм
подготовки к празднику:

1).
Составить список участников праздника
с указанием даты рождения, телефона и
адреса. В этот список могут быть включены
близкие и дальние родственники, друзья
семьи и т.д. Количество человек зависит
непосредственно от тематики и масштаба
праздника. Это может быть тихий вечер
в кругу самых близких членов семьи, а
может быть широкомасштабное мероприятие.
Такой список может быть составлен один
раз, и на его основании может формироваться
список приглашенных людей на каждый
конкретный праздник; он является главным
помощником организатора на всех этапах
подготовки.

2).
Продумать время начала праздника и
место его проведения. Анализ первого
пункта поможет выбрать наиболее
оптимальное время, исходя из идеи самого
праздника, времени года, дня недели,
времени суток, и возраста участников.
Например, нежелательно начинать праздник
в середине дня, если среди основных
участников есть маленькие дети, у которых
это время отведено на дневной сон. Если
праздник приходится на будний день, то
было бы логично начало праздника отложить
(если это возможно) до прихода с работы
всех трудящихся членов семьи. Безусловно,
есть такие праздники, время которых
предопределено, например, Новый год.

3).
Сделать приглашения. Можно воспользоваться
готовыми открытками, а можно совместно
с детьми сделать приглашения из картона,
цветной бумаги или акварельных зарисовок.

4).
Придумать и сделать подарки для каждого
гостя. Даже для Дня рождения, который
предполагает получение подарков главным
виновником торжества, желательно сделать
маленькие сюрпризы, которыми ребенок
может порадовать своих друзей. Подарок,
сделанный своими руками, несет тепло
рук и сердца. Если подарки приобретены
в магазине, можно совместно заняться
их упаковкой и украшением. Подарки и
сюрпризы должны быть незамысловатыми
и недорогостоящими.

5).
Подобрать праздничную одежду. Это может
быть карнавальный костюм, или отдельный
элемент, который бы подчеркивал тематику
праздника: мишура, банты, ленты и .т.п.

6).
Украсить дом. Каждый праздник имеет
свою традицию приготовления дома. Так
на Новый год принято украшать елку.
Символы Рождества – Рождественская
звезда, свечи, вертеп. К Пасхе можно
украшать дом, использую мотивы с птицами,
яичками и зайцами. На Троицу делают
венок из березовых веток и мобиль из
белых бумажных голубей. Украшение дома,
как и выбор праздничной одежды,
подчеркивает отличие праздника от
повседневности.

7).
Разработать ход и сценарий праздника.
Выбрать книги для чтения и создания
атмосферы, ненавязчиво, в игре заучивать
песенки и стихи, подходящие событию.
Подобрать сказку или пьесу для инсценировки
силами домашнего театра. Может быть
будет необходимо смастерить кукол или
декорации. Этим хорошо заниматься
совместно с детьми.

8).
Продумать меню и форму организации
праздничного стола, если праздник
предполагает угощение. Праздничное
застолье издревле является важным
элементом празднично-обрядовой культуры.
Прежде праздничная трапеза носила
ритуальный характер. В настоящее время
она утратила свой сакральный смысл,
став в большей части традицией. Так,
традиционно на Рождество пекут пряники,
на Масленицу – блины, центром Пасхальной
трапезы являются яйца, куличи, пасха.
День рождения венчается именинным
пирогом со свечами.

Планирование меню
помогает определить финансовый бюджет
и список покупок.

В приготовлении
блюд к семейному праздничному столу
обычно активное участие принимают дети
в силу своих возможностей.

Самое важное!
Внешние
атрибуты праздника не должны затмевать
его суть, за суетой предпраздничной
подготовки главное — не забыть о самом
празднике, о его назначении, о главном
действующем лице, не устать от хлопот,
а наоборот сохранить и взрастить в себе
праздничное настроение.

Проведение
праздника.
Этап
проведения праздника во многом будет
зависеть от предварительной проделанной
работы.

Важными элементами
праздника являются праздничное настроение
и праздничное общение.

По словам
А.В. Захарова, «в праздничном общении
есть элемент принудительности,
своеобразный «долг празднования»,
свидетельствующий об изначальной
коллективистской природе всякого
праздника, не исключая и тех, которые
принято считать сугубо личными.
Большинство людей хорошо чувствуют,
что во время праздника нельзя быть
раздражительными и угрюмыми, держаться
особняком, нарушать общее приподнятое
настроение. Как и всякое явление культуры,
праздник представляет собой социально
нормированное, организованное поведение»124.

В
рамках одного праздника могут
присутствовать фрагменты всех видов
искусств: музыка, живопись, хореография
и даже архитектура. Кроме того, праздник
может включать в себя и компоненты,
которые не связаны с искусством. Например,
парад военной техники, посадка деревьев,
выпечка блинов на масленицу т.д. Такой
разнообразный материал требует
определенного способа объединения.
Этим объединяющим элементом является
сценарий.

Сценарий
– это определенная схема, последовательность
действий в ходе праздника.

Примерный ход
семейного праздника может быть таким:

    1. Встреча и
      приветствие гостей.

    2. Игры на снятие
      психологических барьеров и
      эмоционального напряжения, игры на
      знакомство (если гости не знакомы
      друг с другом).

    3. Хороводные,
      музыкально-ритмические игры, связанные
      с тематикой праздника (например,
      катание яиц на Пасху, хоровод вокруг
      елки, «Каравай» на день рождения и
      т.д.) конкурсы,

    4. Совместное
      творчество – рукодельная мастерская
      (например, крашение яиц, вырезание
      снежинок, украшение чучела Масленицы,
      изготовление фонариков и звезд к
      Рождеству, голубков на Троицу).

    5. Обмен подарками
      и свободное общение.

    6. Праздничное
      угощение.

    7. Тематический
      спектакль.

    8. Ритуал прощания.
      Это может быть выработанный практикой
      однотипный ритуал расставания
      (например, песенка на прощание, мыльные
      пузыри под медленную музыку), к этому
      ритуалу могут добавляться ритуалы
      конкретного праздника (например,
      сжигание чучела на Масленицу).

По ходу праздника
надо обязательно планировать время
необходимое на мытье рук и туалет,
одевание и переодевание гостей.

Анализ и осмысление
праздника в послепраздничный период.

Этот этап не менее,
а может быть, даже более важен по сравнению
с предыдущими. Это обязательная пауза
после праздника, во время которой и
дети, и взрослые получают возможность
еще раз осознать весь праздник,
«переварить» праздничные впечатления,
выдохнуть. Надо обязательно помнить,
что праздник
это особое событие на фоне повседневности
.
На этом этапе можно повторять песенки,
перечитывать книги, связанные с тематикой
праздника, повторять спектакль.

Именно этот этап
заставляет возвращаться к семейному
праздничному календарю, еще раз
продумывать ту цикличность, которая
была им задана. Вполне возможно, что
некоторые праздники будут вычеркнуты
из данного списка, либо то значение,
которое им предавалось изначально,
будет пересмотрено, а масштаб празднества
уменьшится.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Автор конспекта: Черных Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №144 г. Челябинска».

Тема урока «Семейные праздники».

Модуль «Основы светской этики».

Цели урока: дать представление о понятии «семейные праздники»; сплочение классного коллектива, коллектива учащихся; воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к традициям семьи.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Задачи:

  1. образовательная – познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

  2. воспитательная – воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

  3. развивающая – формирование навыков работы в парах, группах; способности доказывать свое мнение.

Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики; мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация на тему: «Семейные праздники»; раздаточный материал.

Перечень используемых источников:

1. Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики». // Данилюк А.Я.;

2. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Ход урока

Организационный момент

— Я рада вас видеть на нашем уроке. Надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

— Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Последнему играющему следует адресовать такие слова «А самые громкие аплодисменты достаются…»

(После приветствия все садятся на свои места.)

Сообщение темы и цели урока

— Начнём наш урок со стихотворения. Послушайте и скажите, какова его главная мысль?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

— Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или, любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

— У вас на столе лежат пригласительные билеты на важные семейные события. На какие события вы приглашены? (Опрос учащихся.)

— Как можно назвать эти события по-другому, одним словом? (Праздники.)

— О чём сегодня на уроке мы будем разговаривать? Определите тему урока.

— Молодцы! Тема нашего урока «Семейные праздники». (Слайд 2)

Актуализация знаний

— Давайте вспомним тему прошлого урока. Мы разговаривали об этикете. Как нужно вести себя, если Вы пришли на семейный праздник?

— А что такое праздник? Попробуйте объяснить самостоятельно.

— Откройте учебник на с.58 (2-ой и 3-ий абзац) и найдите это определение, сравните со своим ответом.

— А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (Слайд 3)

— Сейчас я предлагаю дать характеристику празднику. Какой он?

(На каждую букву слова необходимо подобрать прилагательное, характеризующее праздник.) (Слайд 5)

Работа по теме урока

— Давайте прочитаем, как возникли праздники (с.58 1-ый абзац). Что узнали?

— А для чего нужно праздники? Какого их предназначение?

— Какие виды праздников существуют? Прочитайте второй абзац на с.59 и назовите эти виды. (Слайд 6)

— У вас на столе есть таблица. Запишите по пять праздников в каждый столбик. (Работа с карточкой №1 в парах, обсуждение в классе.)

— Какие из этих праздников отмечены в календаре красным цветом? Перечислите государственные праздники, которые вам известны. Что происходит во время этих праздников?

— Какие праздники можно назвать общественными и почему?

— А какие праздники мы отмечаем по-домашнему тепло?

Физкультминутка «Семья» (Слайд 7)

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Продолжение работы по теме урока

— В России главные семейные праздники во многом схожи с семейными традициями других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.

— Попробуйте дать определение семейным традициям. (Слайд 8)

— Какие традиции существуют в ваших семьях? Какие у вас есть семейные праздники? Как они проходят? Как к ним готовитесь? Какие семейные праздники у вас самые любимые?

— Мы рассмотрели, зачем нужны семейные праздники, что это такое, настало время обсудить как это сделать. У каждого праздника есть свой ритуал. Что это такое? Найдите в учебнике определение данного слова.

— Давайте составим с вами этапы подготовки семейных праздников. (Слайд 9)

1 этап: подготовка — подарок, сценарий, угощение.

2 этап: проведение праздника по сценарию.

3 этап: подведение итогов.

— Что такое подарок? (Слайд 10)

— Как правильно выбрать подарок? Давайте попробуем составить памятку: «Выбор подарка». Из утверждений выберите правильные (Работа с карточкой №2 в парах, обсуждение в классе, правильные ответы появляются на слайде 11).

Контроль над усвоением знаний учащихся

— Давайте разыграем сценку. Представьте, что вы пришли на день рождения к однокласснику. Как вы будете себя вести, что говорить? Кто хочет быть именинником, кто гостями? (Слайд 12)

(Разыгрывается сценка, позже она подробно разбирается в классе).

Итог урока

— Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Рефлексия (В устной форме по пунктам.) (Слайд 13)

1. Сегодня я узнал (-а) …

2. Я понял (-а) …

3. Я почувствовал (-а) …

4. Я научился (-лась) …

5. Я смог (-ла) …

6. Было интересно …

7. Меня удивило …

8. Мне захотелось …

9. Урок дал моей жизни …

— Для кого урок пролетел быстро? Почему?

— Для кого он показался долгим? Почему?

Родительское собрание на тему:
«Семейные традиции-семейные праздники»

Цель:
глубже
познакомить родителей с семейными традициями, а именно с семейным праздником
«День рождения». Расширить представление о сценарии праздника.

План
подготовки.

·       
Чтение
методической литературы: Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова «Организация досуга в
семье»

·       
Составление
плана проведения

·       
Оформления
стенда или доски.

— Тема: «Семейные праздники»

— Классификация семейных праздников- таблица

— Игры для Дня рождения

·       
Рефлексия
«Что узнали нового, ваши пожелания»

·       
Листы
бумаги и ручки

·       
Выставка различной
литературы и различных квестов.

План проведения.

ü Приветствие

ü Мини –лекция «Семейные праздники»

ü Рекомендации «Как организовать день
рождение ребёнка»

ü Игра

ü Рефлексия

ü Заключение

Ход
проведения

 Здравствуйте Уважаемые
родители!

Проходите пожалуйста в класс,
устраивайтесь по удобнее. Пока все собираются Вы можете отдохнуть, насладиться
музыкой и попить чаю.

 Теперь, когда все собрались,
хочу поблагодарить Вас за то, что Вы смогли выделить время для того, чтобы
посетить наше собрание. Хочется, чтобы эта встреча запомнилась Вам теплом,
прекрасным настроением.

 Для начала, я хотела бы,
чтобы мы с Вами поделились своими семейными традициями. Сейчас мы с Вами будем
передавать вот этот клубок друг другу, и рассказывать о своих семейных
традициях. Начнём с меня.

Больше всего я люблю
встречать Новый год. Мы отмечаем его только своей семьёй. Под ёлку ложем друг
другу подарки, вместе с детьми катаемся на горке, играем в народные игры на
улице, поём песни.

Теперь я передаю клубок Вам
(передаю клубок рядом сидящему, и он рассказывает о своих традициях и т.д.)

 Праздник – это день,
посвящённый отдыху по случаю или в память какого-либо события (религиозного,
государственного и т.п.)

 Семейный праздник- это
организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи
события. Традиционно к ним относятся дни рождения, крестины, свадьба, проводы в
армию и др.

 Для детей младшего школьного
возраста могут проводиться маленькие праздники сюрпризы, которые организуются
для того, чтобы доставить ребёнку удовольствие.

 В основу классификации
семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический
принципы.

 Наиболее традиционным
семейным праздником является день рождение одного из членов семьи. Дети, как
правило, с нетерпением ждут его. Однако очень важно, чтобы он запомнился не
только количеством подарков. Праздник по поводу дня рождения ребёнка будет
удачным, если родители сумеют правильно организовать его.

 Прежде всего, необходимо
помнить, что день рождение ребёнка-это его праздник. Значит, всё, что будет
происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.

 Хорошо организовать любимые
им игры, приготовить то, что он любит, и т.п. С ребёнком младшего школьного
возраста можно заранее обсудить те мероприятия, которые будут для него
интересны.

 Дальше, необходимо
определить этапы подготовки дня рождения; разработку сценария, продумывание
интерьера, подготовка сувениров для гостей.

 День рождение с самого утра
может начинаться с сюрпризов.

 Утреннее вручение подарка
можно организовать по –разному.

 Например, проснуться раньше
ребёнка, подождать пробуждение ребёнка и прийти с поздравлениями всей семьёй с
шарами, спеть песню, прочитать телеграммы и открытки. А можно показать
«волшебный конверт» (красиво украшенный), вручить ребенку. Он его откроет и
обнаружит там карту (на карте план, по которому ребёнок будет искать подарок).

 Что такое сценарий?

 Сценарий- это детально
литературно-художественная разработка культурно –деловой программы. (Л.С.
Жаркова). Работа над сценарием включает несколько этапов:

v Рождение замысла;

v Определение идеи;

v Выбор
литературно-художественного, игрового, спортивного и др. материала;

v Компоновка отборного
материала в соответствии с замыслом и идей;

При составлении сценария необходимо
учитывать возраст ребёнка, его интересы, особенности характера, количество
приглашённых, условия проведения праздника и др.

 Сценарии могут быть односюжетными и
бессюжетными.

В односюжетном все эпизоды объединены
одним содержанием, например, «Необыкновенное приключение»

 Бессюжетные сценарии составляются из
отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединённых единым содержанием.

 Ну и конечно, праздничный стол. Меню
праздничного стола должно быть составлено в соответствии со вкусами детей. Хорошо
если оформление стола соответствует сюжету праздника.

Ребёнок может принимать участие в
обсуждении сценария, отборе игр, забав, подготовке сюрпризных моментов и
сувениров для гостей.

 Также нужно подумать об оформлении
квартиры, дома или помещения, где будет проводиться праздник. Можно украсить
новогодними гирляндами, разнообразные веночки, цветочные композиции, плакаты,
воздушные шары и т.д. Главное, чтобы интерьер способствовал праздничной
атмосферы.

 Для гостей помимо игр и развлечений,
надо приготовить сувениры и призы (для награждения победителей в конкурсе).
Сувениры и призы можно купить в магазине, а можно изготовить самим.

В день рождения лучше подарить
ребёнку то, что он очень хочет и ждёт.

 Конечно же, при подготовке дня
рождения нужно продумать и нарядную одежду. Она должна быть удобной, не мешать,
не стеснять движения во время игр и конкурсов.

 Хорошо продуманная композиция
праздника должна способствовать сохранению положительного эмоционального
настроя у всех присутствующих, предотвратить переутомление, развивать интерес,
удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

 Семейный праздник-это одна из очень
важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное
отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим.

 У Вас на столах лежат листочки с
вопросами и ручки. Пожалуйста, ответьте на них и передайте мне.

 Спасибо за внимание, за Ваше
участие, до новых встреч.

Слайд 1

Методика организации семейных праздников в учреждении дополнительного образования Составитель: Езеева А.А., методист МКУ СЮН ДО Дигорского района РСО-Алания 2021 год

Слайд 2

Результаты социологического опроса Конфликты в семье 12% родителей сохраняют самообладание в конфликтных ситуациях; 25% родителей не могут извиниться перед ребенком в случае своей неправоты; 6% родителей воздерживаются от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; 30% родителей отмечают барьер в общении с ребенком

Слайд 3

Результаты социологического опроса Отношения родителей и детей 39% родителей отмечают пассивное отношение к домашним поручениям; 40% родителей не смогли назвать близкого друга своего ребенка; 25% родителей не смогли назвать заветную мечту ребенка; 27% родителей не смогли назвать любимую книгу ребенка

Слайд 4

Совместная деятельность родителей и детей обеспечивает единство ценностных ориентаций всех членов семьи и является главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам коллектива

Слайд 5

Методические рекомендации педагогу для работы с семьей Правила посещения семьи Правила общения с родителями Памятка для родителей Памятка для детей

Слайд 6

Методика организации семейного праздника Семейный праздник — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим.

Слайд 7

Цель и задачи проведения семейных праздников Цель: Создание атмосферы единения педагогов, родителей и детей. Задачи: Установить более тесный контакт педагога с родителями, Наладить дружеские , союзнические отношения Раскрыть творческий потенциал семьи. Способствовать укреплению семейных традиций

Слайд 8

Система подготовки и проведение семейных праздников Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями) Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов) Этап активного участия в празднике Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет Этап последующего проживания праздника Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями

Слайд 9

Этапы организации семейного праздника Создать штаб праздника Определиться с направленностью праздника Составить рабочий план праздника Репетиции

Слайд 10

Важные компоненты праздника Сюрпризы Музыкальное оформление Оформление зала Игры, соревнования, встреча с интересными людьми Добровольность участия в празднике Праздник не должен быть однообразным Грамотно организовать работу жюри (ведомости, определить систему и критерии оценок) Продумать систему награждения (места или номинации)

Слайд 11

Особенности семейного праздника Создать предпраздничное настроение: Разослать пригласительные билеты ; Дать несложное домашнее задание, предполагающее совместную деятельность родителей и детей

Слайд 12

Особенности семейного праздника Продумать мероприятие так, чтобы в нем присутствовали воспитательные моменты, как детей , так и взрослых Задание детям: Как обрадовать своих родителей (можно провести аукцион) Конкурс по семейным традициям (изобразить на листе бумаги) Разыграть сценку, где дети и родители меняются местами, причем «дети» проявляют непослушание.

Слайд 13

Особенности семейного праздника Педагогу необходимо грамотно , учитывая способности каждого ребенка, распределить обязанности так, чтобы родители увидели его творческие успехи: Оформление зала ; Роли ведущих, артистов; Выставка (декоративно- прикладные способности учащихся) Спортивные достижения и др. Проведенный семейный праздник в УДОД, должен способствовать желанию родителей и детей на проведение подобных праздников дома, поэтому педагогу необходимо подсказать идеи для конкурсов или игр в домашней обстановке.

Слайд 14

Рекомендации по проведению домашних праздников Обязательно красиво одеться Подготовить декламацию стихов Приготовить что- то вкусное Организовать торжественную встречу гостей Подобрать игры и конкурсы в домашней обстановке Предусмотреть награждение победителей (медали, дипломы) Сфотографировать все, что происходит Предусмотреть торжественные проводы гостей Подобные праздники устраиваются не чаще 2-4 раз в год

Слайд 15

Рекомендации ведущему праздника Если Вы ведущий : Не утомляйте долгими объяснениями конкурсов Пробуйте сами выполнить задания конкурсов Следите чтобы азарт не перехлестывал через край (перерывы на чай, лимонад) Не употребляйте слов (замените) «проиграл» (не много не хватило до победы) , «промахнулся»( почти попал ) и др. Постарайтесь устроить так, чтобы в каждом конкурсе был не один, а два, три победителя Не устраивайте единоборств, соревнований один на один Не устраивайте командных соревнований (в проигравшей команде будут искать «стрелочника») Не проводите конкурсы, где нужно что-то съесть или выпить быстрее или больше остальных

Слайд 16

Умные мысли «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» К.Д. Ушинский .

Обновлено: 31.01.2023

Родителям обычно дарим подарки сделанные своими руками. Уже много лет хранится фигурка регулировщика, которую сделал Алёша когда ему было пять лет. Традиционными стали в семье фотоальбомы и стенгазеты, фотоколлажи.

Не в опрометчивом капризе

Ветвями, судьбами сплелись

Отец и мать- две светлых жизни

Нам право давшие на жизнь.

Ежегодно отмечаем День свадбы родителей, День рождения нашей семьи. Этот праздник теперь готовим мы с братом и всегда придумываем что-то новое. На юбилей были даны наказы — “жениху” и “невесте”. все конкурсы посвящались только “молодоженам”, а асмым интересным было интервью. Мама и папа должны были откровенно на все вопросы. которые моголи задать все гости.

С удовольствием слушают виновники торжества и гости импровизированный концерт, который готовим не только мы, но и наши сёстры и братья. наши родственные связи родители всячески поддерживают и воспитывают чувство ответственности и гордости к нашему роду.

Знакомство со своей родословной даёт много полезного. Появляется чувство причастности к России. благодаря рассказам бабушек и дедушек теперь мы знаем родословную 7 поколений(по материнской линии). Для того чтобы быть достойными наших предков нам надо ещё очень много сделать, а главное пока получать знания. Способности передаются по наследству, но они могут и исчезнуть, если их не развивать, а для этого нада много трудится.

В празник можно привратить любое сеейное событие. Даже выезд в лес может стать не очередной поездкой. а “встречей с зелёным другом”. Традиционными стали поездки за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зелёных росточков, которые преодолев плотность земли, тянутся к солнцу. Встречи с Природой — это поход в мир красоты и гармонии. Целесообразность в природе удивительна, человеку только надо внимательно вглядываться в этот мир. именно на природных подсказках построена наука бионика. многие чудеса техники мы находим в природе, об этом нам рассказывают родители во время прогулок. Сколько интересного в жизни растений и животных! А сколько легенд существует в этом сказочном мире! С ними нас знакомят друзья родителей, так ка часто наши поездки бывают коллективными. Учимся бережному отношению к Природе, проникаемся чувством единения с растениями и животными, своей причастностью ко всему живому. Охотно фотографируемся на природе. Эти фотографии всегда ечень интересны и остаются в архиве семьи. Учимся искуству икибаны, каждый дома составляет свой букет. Иногда это всего один крохотный цветочек и 2-3 зелёных листочка, а сколько изящества и неповторимой красоты, сколько воспоминаний, если цветок засушен.

“Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.”

Не только цветок, но и любое очнь красивое место можно “сфотографировать” в памяти. Для этого надо очень внимательно посмотреть на это место, охватить взором, закрыть глаза и запечетлеть где-то в сознании этот уголок. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами является картина того места, что однажды запечатлелось в сознании. Этому нас тоже учат взрослые.

Весной поездка за ветренницей, мать-и-мачехой, медуницей; позже — за огоньками, ромашками; а в разгар лета- за лилиями. Все эти цветы цветут очень недолго, а доставляют огромное эстетическое удовольствие. Но есть своя прелесть и в зимних букетах из конского щавеля, полыни, рогоза, камыша, дудника и других цветковых растений.

Природа учит нас чуткости. доброте, красоте. невозможно понять картины художников, не научившись видеть это в живой природе. Оставаясь слепым и глухим к природе, ребёнок труднее постигает окружающий мир, ему сложнее учиться школе. Радость этих встреч незабываема!

Можно считать уже традиционным наш семейный праздник “Самая длинная ночь”. Это день зимнего солнцестояния. Первое проведение нашего праздника запомнилось своей неожиданнастью. Вдруг перед самым Новым годом ещё один необычный праздник. после школьных занятий, дети и их родители собрались у нас. В прихожей всех встречал таинственный полумрак, это создавало сразу сказочное настроение. А сделать это было очень просто, натянув на светильник цветную юбку. Все гости переоделись в импровизированные костюмы. Это были элементы костюмов сказочных героев, даже одна деталь поднимала настроение. Все были приглашены вдругую комнату, где их всречала бабушка — сказательница. Но белее всего удивила комната. В ней царил полумрак и освещалась она только ёлочной герляндой, а на полу стоял цветочный горшок, и в нём три свечки. этот маленький “костерок” создавал какой-то уют. Вокруг него лежали свёрнутые ватные одеяла и на них сели все гости. Бабушка начала свою беседу: “Не внекотором царстве, не внекотором государстве, а в граде Асине, что средь болот стоит, собрались гости знатные, девицы — красавицы да красны молодцы со своими мамками — няньками беседу вести да сказки слушати”.

Дети начали придумывать по ходу свои сказки и вдругстук в дверь. На огонёк зашел погреться старичок — лесовичок. Это, конечно, наш папа в костюме. Начались лесные сказки из жизни зверей. А в рюкзачке у старичка много всяких волшебных предметов. Кусок обыкновенной доски мог быть от бочки царя Гвидона, от крыльца сказочного терема, от корыта и т. д. А вот чтобы попасть на скатерть — самобранку надо было отгадать загадки. С этим заданиемвсе успешно справились и все направились в соседнюю комнату, где за ширмой на полу был накрыт стол. всем пришлось садится прямо на пол. Смеху было много! Перед каждым стояла тарелка со сказочным гномиком (из яйца) и лежало красочно оформленное “Меню”. Все салаты и напитки имели свои сказочные названия. “Живая вода, пирожок Красной шапочки, салат Дюймовочки, наливное яблочко и другие. Надо было вспомнить сказку прежде чем всё кушать это. А одному салату давалось конкурсное название (победитель получал приз). После лёгкого ужина дети слушали сказки в записи. Большая выставка книг всех гостей и хозяев позволила обменятся. до позднего вечера задержались гости. Этот вечер имел свой резонанс — на другой вечер в доме наших друзей собрались взрослые и при свечах пели песни под гитару до утра. С тех пор мы ежегодно проводим этот праздник. Тематику меняем.

Однажды проводили вечер по теме “Слышен звон бубенцов из далека”. Название и тематику взяли из книги с таким названием (автор А.К.Ганулич), которую все гости получили в падарок. Все конкурсы, загадки, аукционы и викторина посвящались русской тройке. За столом царил настоящий ямщицкий дух. пели ямщицкий песни, вспоминали литературные произведения, где упоминалась тройка. Не могли вспомнить на какой повозке приехал Чичиков. шутки смех не смолкали до 12 ночи, а потом родители пошли провожать всех. (Это тоже наш семейный обычай всех госте провожать до дома)

Одна ночь посвящалась русскому романсу. Вечерний салон “Фасолинка” овещался только свечами. Костюмы, причёски 19 века настраивали на сентиментальный лад. Многие девочки учились в музыкальной школе, поэтому звучала живая музыка, пели много песен. Было много кроссвордов, викторин, ребусов. Время пролетело так быстро, а программа была так насыщена, что не всё удалось провести и осталось на новогоднюю ночь.

Этот праздник получил своё продолжение. Теперь у нас есть и самая короткая ночь. Сначала проводили её в городе, а вот 5 лет проводим в деревне, на даче. это незабываемо и ни с чем несравнимо! Всреча солнышка у костра! Искры живого, настоящего костра, песни под гитару, печёная картошка и ночлег на сеновале — это остаётся в памяти на вс. жизнь!

Не забываем про русские обычаи. Гости в русских костюмах — женщины, девочки в сарофанах, мальчики в косоворотках. а встречает хозяйка и всем на голову кладёт венки из полевых цветов. Все припасы выкладываем сразу на скатерть — самобранку. Расстелено большое покрывало прямо во дворе на траве. Вокруг него и садятся гости. Здесь дымокур, здесь самовар, здесь свежий мёд и всякие овощи. Двор большой, всем раздолье, а детям радость общения с природой. С нова конкурсы, загадки, самодельные сувениры. И каждый раз всё новые. После 12 часов ночи идём к костру на конец огорода, где стоят прекрасные русские берёзы! Дети сидят вместе со взрослыми и спать совсем не хочется. Когда забнежит рассвет, тогда идут все спать. А поздно утром снова в лес за земляникой и цветами. Уезжать действительно не хочется, но этих впечатлений хватает на весь год.

По просьбе выпускников уже дважды была “Самая длинная ночь” и в школе. По разрешению родителей и директора школы это действительно оказалась самая длинная школьная ночь. После 7 часового веселья (А это подготовить было не просто. Здесь в гостях была Шахерезада, Екатерина 2 и Пётр 1, три богатыря и все со своими кокурсами. Чтобы попасть на вечер все проходили огонь, воду и медные трубы.)все пошли провожать друг друга. Это путешествие по ночному городу продолжалось ещё 3 часа и только рано утром пришли домой усталые и довольные. мне кажется, что на вечере всречи выпускников эту ночь вспомнят обязательно.

Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К нему начинают готовится задолго. мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем квартиру. Недели за две появляются признаки праздничного оформления. Рисуем новые плакаты, готовим гирлянды из гофрированной бумаги, отбираем открытки для выставки. К новогодним открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка обязательно обыгрывается по сценарию. Неожиданным сюрпризом может явится выставка открыток за многие годы тех людей, которые приглашены на праздник. Размещение их можно разнообразить — в виде ёлки, снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних фотографий, закрепить их можно на стене иглами. Большой простор фантазии для росписи стёкол шкафов, зеркал. Это очень легко сделать гуашъю или зубной пастой. Удалить это не трудно, поэтому делаем рисунки с удовольствием. Не забываем про укхню и прихожую. “Театр начинается с вешалки, а дом с прихожей” — гласит пословица и об этом надо помнить. Ёлочные гирлянды, снег и снежинки — обязательные украшения в нашем доме, особое удовольствие доставляет делать снег. Привозим в дом лесную красавицу 29 декабря, а 30 — наряжаем. Этот момент ячень волнующий и в нём обязательно принимают участие все члены семьи. С этого момента на две недели ёлка будет рядом с детьми. в нашей семье принято ставить натуральную ёлку, так как дух ели, её запах, фитоциды очищают воздух квартиры наполняя её живительной энергией. Очень жаль, что в нашем городе не практикуется сжигание ёлок, как это делается в Германии. Дух ели поднимается в космос, очищая воздух вокруг селения.

Новогодние костюмы никогда не бывают богатыми, часто это какие — то элементы сказочных персонажей, приспособленные для этого старые вещи с дополнительными украшениемии. костюм необходим, только этот удивительный праздник позволяет хоть на несколько часов всем стать детьми. Чтобы всем всю ночь было весело, надо продумать весь сценарий праздника. если ведутся обыденные разговоры о текущих делах, то праздника не чувствуется. Запрещено касаться двух тем — политика и работа, учёба. Нельзя в этот день упрекать ребёнка в плохой учёбе и его неблаговидных поступках. Для этого есть другие дни. Здесь царит праздник!

В программу вечера входит интересный ритуал — смена календарей. Это любят делать и дети и взрослые. Почти ежегодно удаётся сфотографировать. На фото видно какой год встречаем. Очень вот уже енсколько лет ь проводим игру “Загадай желание”. В 11 часов вскрываются конверты прошлого года и читают вслух прошлогодние пожелания. Что сбылось, а что не сбылось?! Очень редко желания материального плана, это чаще задание себе по вопитанию каких — то качеств. Смеху бывает мнаго! Сразу все получают новые конверты, лист чистой бумаги и ручки, карандаши и все пишут новые желания, конверты сразу заклеиваем и кладём в большой конверт до следующего. Если кто — то из прошлогодних гостей не присутствует, то вручаем конверт позже, часто он о нём и не помнит, а прочитав желания вспоминает весь прожитый год. Это приучает детей строить планы на будущее

Новогодние подарки особые и готовятся в тайне друг от друга. Это может быть любая вещичка, но лучше если не куплена. Родители часто дарят книги по нашим интересам. Подарки готовятся для всех гостей и кладутся в корзину Деду Морозу. Именные подарки вручаются лично. Дед Мороз ежегодно посещает нас, часто в этой роли выступает мама, но побует свои творческие силы и папа. В театрализованном представлении учавствует Баба Яга, которая похищает Снегурочку и требует за неё выкуп. Пока Дед мороз выкупает её, отгадывая загадки, Бармалей украл мешок с подарками. Чтобы задобрить Бармалея, дети поют песниЮ читают стихи и он отдаёт мешок. Действо вручение подарков очени интересно, каждого ждёт сюрприз. подарки, конечно, памятные. Но на этом сюрпризы не кончаются. Вдруг под тарелкой все находят пожелания или прогноз на год из гороскопа.

А новогодний торт тоже сюрприз. В нём запечён торт или крупная фасоль. Кому попадёт боб, тот становится бобовым королём. Ему на голову надевается корона и его три желания обязательно надо исполнять. Можно такие сюрпризы приготовить и в другие праздники. А уходя домой гости лбнаружат в карманах пальто кофетку или какой — либо фрукт. Можно что-то положить и в сапог, сколько восторгов бывает у детей и у взрослых! Позже все идут на городску ёлку. Однажлы удалось сфотографировать нас ночью в городском новогоднем городке.

Особо хочется отметить новогодний стол. Скатерть обычно белая и на ней немного конфети. Возле каждого прибора может быть открытка или веточка, или салфетка в виде снежинки. На большой тарелке новогодняя композиция из ветечек ели, свечек, маленьких игрушек и новогоднего дождя.

  • педагогика досуга. организация досуга детей в семье

Праздники в семье ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Семейные праздники

Праздник, по определению В. И. Даля , — это день, посвященный отдыху по случаю или в память какого-либо события (религиозного, государственного и т. п. ). Исходя из этого, семейные праздникиэто организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу, проводы в армию и др. В каждой семье могут быть и свои праздники. Например, возвращение из долгой поездки одного из родственников, начало или окончание школьной жизни, выдающиеся достижения в спорте, учебе, творчестве и т. п. Для дошкольников могут проводиться маленькие праздники-сюрпризы, которые организуются для того, чтобы доставить ребенку удовольствие.

В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы (табл. 2.1).

Классификация семейных праздников.

Праздники для членов семьи разного возраста

Праздники для членов семьи с различными социальными ролями

Праздники

различной

тематики

Для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга.

День рождения, крестины, именины, 1 сентября,.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут его. Однако очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков. Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, если родители или семейный педагог сумеют правильно организовать его. Подчеркнем некоторые важные моменты.

Прежде всего необходимо помнить, что день рождения ребенкаэто его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Опыт показывает, что очень часто родители приглашают родственников и друзей, накрывают стол, произносят одни и те же тосты и в конце концов забывают о малыше. Виновник торжества остается в своем игровом уголке, предоставленный сам себе. Чтобы избежать этого, хорошо организовать любимые им игры, приготовить то, что он любит, и т. п. С ребенком пяти-семи лет можно заранее обсудить те мероприятия, которые будут для него интересны.

Далее необходимо определить этапы подготовки дня рождения, т. е. композицию праздника: разработку сценария, продумывание интерьера, подготовку сувениров для гостей.

Композицию праздника необходимо продумывать, если он не сводится только к приему гостей. День рождения с самого утра может начинаться с сюрпризов.

Обычно в ночь перед днем рождения мама прятала подарки под подушку. Если подарок под подушку не умещался, то его помещали на табурет в изголовье, а под подушку клали шоколад, записную книжку, набор открыток и др. Проснувшись утром и еще не открыв глаза, Оля или Алеша запускали руку под подушку. Каждый раз они находили там самый первый в этот день подарок. Дети так привыкли к этому обычаю, что, став взрослыми и поступив в институты, еще долго пытались нащупать под подушкой подарок, просыпаясь в праздничный день в студенческом общежитии. Но, увы, подарка там не было.

Следующее условие, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, связано с составлением сценария.

Сценарий — это детальная литературно-художественная разработка культурно-деловой программы (Л. С. Жаркова). Работа над сценарием включает несколько этапов:

  • 1) рождение замысла;
  • 2) определение идеи сценария;
  • 3) отбор литературно-художественного, игрового, художественноспортивного и другого материала;
  • 4) компоновку отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;
  • 5) определение художественно-выразительных средств.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных, условия проведения праздника и др.

Понятно, что ребенка двух лет не заинтересует содержание игр, конкурсов, соревнований, предназначенных для детей шести-семи лет, а некоторые окажутся просто не по силам. Ребенку-романтику неинтересен будет праздник спортивной направленности, а любителю флоры и фауны — технический.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными.

Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединенных единым содержанием.

Затем отобранные игры и забавы необходимо выстроить в соответствии с логикой сюжета. При этом важно учитывать следующее.

Эти требования относятся как к сюжетным, так и к бессюжетным сценариям.

Проанализируйте сценарии, данные в приложении 2, и выделите их структурные части.

Конечно, не следует забывать и о праздничном столе, меню которого должно быть составлено в соответствии со вкусами детей данного возраста. Хорошо, если оформление стола соответствует сюжету праздника.

Ребенок пяти-семи лет может принять участие в обсуждении сценария, отборе игр, забав, подготовке сюрпризных моментов и сувениров для гостей.

После того, как сценарий разработан, можно подумать об оформлении квартиры, дома или помещения, где будет проводиться праздник: уместны новогодние гирлянды огней, разнообразные веночки, цветочные композиции, воздушные шары и пр. Хорошо, если оформление соответствует сюжету сценария. Но главное, чтобы интерьер способствовал созданию праздничной атмосферы.

Продумывая оформление праздника, целесообразно решить вопрос о более рациональном размещении мебели. Разумеется, двигать шкафы и диваны не стоит. А вот передвинуть стол, стулья, небольшие тумбочки и т. п. можно. Если предполагается, что в доме будут гости, то неплохо убрать напольные вазы, кашпо, торшеры и другие неустойчивые и бьющиеся предметы. Передвигая мебель, необходимо определить место для игр, спокойных и подвижных, для праздничного стола и театрализованных представлений.

Для гостей, помимо игр и развлечений, надо приготовить сувениры и призы (для награждений победителей в конкурсе). В качестве сувениров могут использоваться маски, игрушки-забавы, ручки, карандаши и т. п. Сувениры и призы можно изготовить самим, можно приобрести их в магазине. Еще интересней, если дети сумеют сделать сувениры для себя сами в ходе праздника (см. приложение 2). Сюрпризы для гостей позволят создать атмосферу общего веселья. Вместе с тем гости почувствуют, что их ждали, к их приходу готовились. Наконец настало время поговорить о подарках для самого виновника торжества. Обычно родители стараются приобрести какую-то полезную вещь. Например, рубашку, сапоги, брюки, платье. Дошкольникам традиционно дарят игрушки.

Родители решили, что лошадь можно сделать самим. Они нашли выкройку и увеличили ее. Из лоскутков скроили и сшили игрушку. Папа приладил к ней деревянные копыта, подковал, справил упряжь и седло. Радости девочки не было предела. С этой лошадью Катя не расставалась даже ночью.

Конечно, одежда, обувь нужны, и их все равно купят. Но в день рождения лучше подарить ребенку то, чего он очень хочет и ждет.

Конечно, при подготовке детского дня рождения нужно продумать и нарядную одежду. Она должна быть удобной, не мешать, не стеснять движений во время игр.

Итак, хорошо продуманная композиция праздника должна способствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Все другие семейные праздники готовятся и проводятся в соответствии с теми требованиями, которые были выделены выше.

Праздники-сюрпризы не требуют такой длительной и тщательной подготовки. Они рассчитаны на то, чтобы доставить ребенку радость, стимулировать его познавательную активность, совершенствовать умения и навыки. Например, можно приготовить подарок (конструктор, альбом с красками, собрать и поставить спортивный уголок и т. п. ), выложить его в отсутствии ребенка или во время сна. После этого подарок можно обыграть и использовать по назначению. В качестве праздника-сюрприза может быть запланирована поездка в парк, в лес, в гости, игры во дворе и т. п.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим: семейный праздник — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим.

Стремление людей ярко, торжественно и красочно отметить узловые события своей жизни обусловлено преданию этим событиям формы праздников и обрядов.

Обряд — совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни.

Ритуал — последовательность действий при проведении обряда.

Церемония

Традиция — общественное явление, передающееся из поколения в поколение, охватывающее сферы быт, семья, мораль, религия.

В настоящее время обряд играет всё большую роль в духовной жизни людей. Они необходимы современному человеку, т.к.

  • Создают условия для внутрисемейного и межсемейного общения, знакомства, совместного времяпрепровождения;
  • Создают атмосферу веселья, радости, раскованности;
  • Придают общественной значимости события личной жизни человека;
  • Способствуют формированию личности;
  • Воспитывают человека;
  • Дают возможность реализовывать себя;
  • Формируют мировоззрение;
  • Помогают снять психологическое напряжение, организовать досуг;
  • Способствуют получению положительных эмоций и т.д.

Обряды можно подразделить на определенные виды. К ним относят:

  • Гражданские обряды (посвящение в студенты, проводы в армию…)
  • Трудовые (посвящение в профессию, проводы на пенсию, юбилей…)
  • Семейно-бытовые (рождение, крещение…)
  • Календарные (Пасха, Рождество…)

Семейно-бытовые праздники и обряды связаны с круговоротом человеческой жизни; отражают жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

Многие ученные считают, что некогда земледельческая и семейно-бытовая обрядность составляли единое целое, имея одну общую задачу — достижение благополучия в семье, хорошего урожая. Неслучайно большое сходство наблюдается в календарных и свадебных песнях заклинательного характера.

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким событиям в личной жизни человека, а не постоянно повторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу.

Воздействие продуктов горения на жизнь и здоровье людей

. продуктов горения на жизнь и здоровье людей При горении выделяются ядовитые газы: синильная кислота, . остановки дыхания. Отмечены случаи гибели людей от последствий отравления спустя даже 2-3 недели . бытовой химии и широкое распространение пластиковых покрытий вообще чревато опасностями, о которых раньше не задумывались. Новые искусственные органические соединения создаются ежедневно. Но влияние .

Среди русского старожильческого населения (особенно среди крестьян, рано получивших землю во владение, а затем и в собственность) обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Снох ожидал в семейной жизни тяжелый повседневный труд, от них ждали покорности и повиновения. В то же время все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети.

После отмены крепостного права и получения земельных наделов появилась тенденция к распаду больших семей. Переселенцы последних десятилетий XIX в. редко решались на переезд большим составом. Вместе с тем проживание старшего сына с родителями повсюду оставалось семейной традицией. Семьи в 7-9 человек были распространенным явлением.

1. Свадебные обряды

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

Основные составляющие обряда:

  • Сватовство
  • Смотрины
  • Рукобитие (помолвка)
  • Вытие
  • Девичник / Мальчишник
  • Свадебный поезд
  • Свадебный выкуп
  • Венчание
  • Гуляние
  • Свадебный пир

Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?

Общий строй римской семьи

. избегать. 1. Римская семья 1.1 Значение родственных отношений в римском обществе В древнейший период (до VIII в. до н. э.) в Риме безраздельно господствовал родовой строй с . и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым .

  • Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Оглашение решения о свадьбе. Рукобитие (помолвка)

Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания.

Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался. После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок — часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.

Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье.

Традиционная текстильная кукла

Подготовка к свадебному дню. Вытие

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

расплетание девичьей косы.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

свадебный обряд венчание рукобитие

2. Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

День космонавтики и авиации реферат для школьника

Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.).

Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т.д. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновного могли жестоко избить. С языческих же времен сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке (при их наличии), чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достаточный подарок.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Модернизация Петра 1, её последствия для России с точки зрения .

. мышления и общественного поведения. Глава 1. Предпосылки и начало модернизации страны Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта . отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. Глава 2. Реформы Петра 1 2.1. Военная реформа Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. .

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

3. Второй день свадьбы

Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.).

Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Свадебные песни

Примеры похожих учебных работ

День космонавтики и авиации реферат для школьника

Традиционная текстильная кукла

. реферате я попыталась узнать побольше о текстильной кукле, любимой игрушке девочек. Я заглянула в историю куклы и узнала, что классифицировать куклу . коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их .

Традиционная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания детей дошкольного .

. — мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость. Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые .

Масленица. История праздника и его традиции

Статья: Русская бытовая живопись второй половины XIX века

. чтобы в ней победило лучшее. Русский художник бытовой живописи стремился рассказать о жизни народа не только . памяти с детства запомнившиеся нам бытовые картины передвижников Третьяковской галереи. Русская бытовая живопись второй половины XIX века .

4. Семейно-бытовые обряды (родильная, крестильная, свадебная и похоронная обрядность).

1.Стремление людей ярко, торжественно и красочно отметить узловые события своей жизни обусловлено преданию этим событиям формы праздников и обрядов.

Что же такое обряд?

Обряд – совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни.

Ритуал – последовательность действий при проведении обряда.

Церемония – это то же, что и ритуал, но характерна для особо значимых торжественных случаев.

Традиция – общественное явление, передающееся из поколения в поколение, охватывающее сферы быт, семья, мораль, религия.

2. В настоящее время обряд играет всё большую роль в духовной жизни людей. Они необходимы современному человеку, т.к.

· Создают условия для внутрисемейного и межсемейного общения, знакомства, совместного времяпрепровождения;

· Создают атмосферу веселья, радости, раскованности;

· Придают общественной значимости события личной жизни человека;

· Способствуют формированию личности;

· Дают возможность реализовывать себя;

· Помогают снять психологическое напряжение, организовать досуг;

· Способствуют получению положительных эмоций и т.д.

3. Обряды можно подразделить на определенные виды. К ним относят:

· Гражданские обряды (посвящение в студенты, проводы в армию…)

· Трудовые (посвящение в профессию, проводы на пенсию, юбилей…)

· Семейно-бытовые (рождение, крещение…)

· Календарные (пасха, рождество…)

4. Семейно-бытовые праздники и обряды связаны с круговоротом человеческой жизни; отражают жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

Многие ученные считают, что некогда земледельческая и семейно-бытовая обрядность составляли единое целое, имея одну общую задачу – достижение благополучия в семье, хорошего урожая. Неслучайно большое сходство наблюдается в календарных и свадебных песнях заклинательного характера.

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким событиям в личной жизни человека, а не постоянно повторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу.

Читайте также:

      

  • Надзор и контроль в сфере безопасности реферат
  •   

  • Биохимический контроль в спорте реферат
  •   

  • Реферат по философии на тему учение о
  •   

  • Обязанности лиц допущенных к секретным работам и документам реферат
  •   

  • Акции рынок акций реферат

Семейные праздники — не просто сбор за общим столом, это особенный ритуал, от правильности выполнения которого зависит счастье, богатство и здоровье всей вашей семьи.

Моя семья

Как часто все ваши родственники собираются вместе? Дяди, тёти, племянники, троюродные и двоюродные братья и сёстры? Когда вы видели их в последний раз? Согласитесь, такие семейные праздники в наше время — большая редкость.

«Поводом повидать дальних родственников становятся свадьбы и, как это ни грустно, похороны».

Ну, или юбилеи прабабушек и прадедушек, какие-то значимые даты, например, 80-летие или 90-летие.

Сегодня семья, если и собирается, то, что называется, узким составом. В лучшем случае это три поколения: бабушки и дедушки, родители и дети. Ни о каких внучатых племянниках речи даже не идёт — у них своя семья, состав которой вы с трудом вспомните.

Казалось бы, ну и что? Конечно, у всей родни свои заботы и радости, да и какой может быть повод, чтобы собраться вместе, ведь не Новый год — это праздник для самых близких. Да и живут члены одной семьи обычно в разных городах, в разных уголках страны, а иногда и в разных странах. Общий сбор сложно осуществить чисто логистически — надо куда-то ехать, лететь, брать отпуск или отгулы.

Положа руку на сердце, о дальних родственниках мы вспоминаем пару раз в год, когда поздравляем их с днём рождения, а необходимости в личном общении и вовсе не испытываем. Технический прогресс существенно облегчил общение с дальней роднёй, можно вообще ничего друг другу не писать, а только следить за постами друг друга в соцсетях. Создаётся иллюзия, что мы знаем о жизни родственников достаточно.

И никто не задумывается о том, что семейные праздники влияют на жизнь каждого члена семьи. А зря.

Пир на весь мир

То, что мы сегодня называем «семейные праздники», в шаманской традиции называется «родовыми праздниками». Проводились они не просто так, а чтобы накормить духа Рода. Именно он защищает ваше Родовое дерево от духов нижнего мира — бедности, алкоголизма, разводов, ссор, болезней и прочих горестей.

Дух Рода — очень мощный дух, его невозможно, как домовёнка, накормить блюдечком молока, или как духа леса — кусочком хлеба. Дух Рода нуждается в энергии всех представителей семьи. Причём общаться с ним весь род должен вместе. Так и появились родовые праздники, на которых собиралась вся семья, включая самых дальних родственников.

Древние семейные праздники проводили в священные даты — солнцестояние и осеннее равноденствие. Собирались на родовой земле. Что это такое? Это место, откуда пошёл ваш род, а точнее, те его поколения, историю которых вы можете проследить. У вас тоже есть такая родовая земля — например, дом в глухой деревушке, где когда-то жил ваш прадед, где родилась ваша бабушка, где, может быть, и сейчас живёт кто-то из членов вашей семьи. А может, дом давно продан или стоит разрушенный, так тоже часто бывает.

«В древности семейные праздники предполагали пир горой, а ещё песни, хороводы, танцы, которые имели ритуальное значение — сбор энергии всего рода и её передача духу Рода».

Эта традиция прервалась относительно недавно, вспомните, наши бабушки и дедушки всегда пели за праздничным столом, а наши родители подпевали, как могли. Сейчас родители не поют, мы в качестве праздничного фона используем музыкальные треки из телефона или ноутбука, а дети вообще не поднимают головы от своих гаджетов. Семейные праздники всё меньше напоминают ритуальные сборы всего рода, и род разрушается: болезни, разводы, больные дети, нежелание создавать семью, скрытый алкоголизм, наркомания, невозможность заработать. Нас больше не защищает дух Рода, и духи нижнего мира безнаказанно разрушают наши жизни.

Сохраните свой род!

Можно ли вернуть силу своему роду? Конечно! Для этого нужно восстановить традицию родовых праздников.

Кто это должен сделать? Старейшина рода, именно он когда-то проводил семейные праздники, следил за тем, чтобы собиралась вся семья и выполняла необходимые ритуалы.

Сейчас вы скажете, что старейшина вашего рода — кто-то из старших членов семьи — уже вряд ли может выступить организатором такого мероприятия, слишком он стар и болен. Ничего страшного, смена старейшин — естественный процесс, так было и 100, и 1000 лет назад. Но у вас-то есть силы? А желание? Тогда берите всё в свои руки! Сейчас самое время стать старейшиной вашего рода, начать проводить семейные праздники и позвать духа Рода. Вы и есть тот человек, который сумеет сохранить и сберечь ваш род, вернуть ему счастье, здоровье и богатство!

Статьи по теме свернуть ↑

Семейный миф — это вера, объединяющая всех членов семьи. В мифе содержатся знания о том, как следует относиться друг к другу, что принято чувствовать, думать и делать, а что осуждается и не принимается. Семейный миф отвечает на вопросы «кто мы?» и «какие мы?». Можно сказать, что у каждой семьи есть… Читать дальше

Наверное, большинство из нас имеет хоть какие-то представления о шаманизме и, возможно, чуть более чёткие — о том, что такое религия. Вряд ли вы всерьёз задумывались о том, что одно вытекает из другого, и между этими, столь разными на первый взгляд понятиями, есть взаимосвязь.

Шаманизм

Следы, оставшиеся… Читать дальше

Магические праздники имеют отличные от традиционного календаря даты. Они тесно связаны с силами природы и направлены на поддержание энергии человека для полноценной жизни. Каждому празднику соответствует свой обряд, выполнение которого легко и непринуждённо приблизит вас к собственной истинной сущности… Читать дальше

Психотерапия представляет собой сравнительно новое явление в социо-культурной жизни России. Для Западной культуры — это нечто хорошо известное и имеющее свою историю. И в том, и в другом случае психотерапия появляется в тот момент, когда общество переживает кризис, связанный прежде всего с деятельностью… Читать дальше

Статьи автора

Настоящая сила шамана кроется в ритуальном костюме, а магические предметы и амулеты усиливают его способности, позволяя приносить в мир добро и гармонию. Раскроем секрет сакрального начала главного шаманского атрибута силы.

В чём заключена сила шамана?

Самый главный источник силы шамана — шаманский… Читать дальше

Кто такой шаман? Это человек, обладающий истинным знанием. Попробуйте задать вопрос псевдошаману, и он не сможет логично ответить. Необязательно задавать сложный вопрос, можно простой. Например, почему домовёнка нельзя угощать алкоголем, мясом и любыми ненатуральными продуктами. Спросите человека… Читать дальше

Можно ли молиться за живых?

Можно ли силой молитвы защитить от всех напастей ваш род? Кто должен совершать молитву? Нужно ли молиться за некровных родственников? Как правильно молиться? Обо всём этом наша статья.

Кто должен совершать молитву?

Конечно, молиться может любой человек, который испытывает… Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Седьмое ноября какой праздник церковный
  • Семейные праздники день матери
  • Семейные праздники великобритании
  • Семейные праздники блог
  • Семейные праздники беларуси