Семейные праздники педагогика

Работа по теме: зрелые, пожилые, семья, инвалиды, коллектив. Глава: Семейные праздники. ВУЗ: ХГУ.

Семейные праздники

Семейный
праздник – это организованный отдых
по случаю какого-либо значительного
для всех членов семьи события. Традиционно
к ним относят дни рождения, крестины,
возвращение из дальней поездки одного
из родственников, начало или окончание
школьной жизни, достижения в спорте,
учебе, творчестве и т.п. Для школьников
могут проводиться маленькие
праздники-сюрпризы, которые организуются
для того, чтобы доставить ребенку
удовольствие.

Наиболее
традиционным семейным праздником
является день рождение одного из детей.
Дети, как правило, с нетерпением ждут
его. Однако, очень важно, чтобы он
запомнился не только количеством
подарков, Праздник по поводу дня рождения
ребенка будет удачным, если родители
сумеют правильно организовать его.

Прежде
всего, необходимо помнить, что день
рождение ребенка – это его праздник.
Следовательно, все, что будет происходить
в этот день, должно доставлять удовольствие
именно ему. Опыт показывает, что очень
часто родители приглашают родственников
и друзей, накрывают стол, произносят
одни и те же тосты и, в конце концов,
забывают о малыше. Виновник торжества
остается в своем игровом уголке,
предоставленный сам себе. Чтобы избежать
этого, хорошо организовать любимые им
игры, приготовить то, что он любит, и
т.п. С ребенком пяти – семи лет можно
заранее обсудить те мероприятия, которые
будут для него интересны.

Далее
необходимо определить этапы подготовки
дня рождения, т.е. композицию праздника:
разработку сценария, продумывание
интерьера, подготовку сувениров для
гостей.

Композицию
праздника необходимо продумывать, если
он не сводится только к приему гостей.
День рождения с самого утра может
начинаться с сюрпризов.

Утреннее
вручение подарка можно организовать
по-разному. Можно проснувшись пораньше,
подождать пробуждение ребенка и прийти
с поздравлениями всей семьей, спеть
песню, прочитать полученные телеграммы
и открытки. А можно показать «волшебный»
конверт (красиво украшенный), открыть
его вместе с малышом и обнаружить там
старинную карту. На карте будут обозначены
разные города (если предполагается
сухопутное путешествие) или порты (если
путешествие будет морским). Населенные
пункты соединены пунктирными линиями,
показывающими направление движения.
Это не что иное, как зашифрованные
праздничные мероприятия (походы в парк,
игры в лесу, посещение кафе, прием гостей
и т.п.) Вместе с ребенком нужно внимательно
рассмотреть карту и начать (движение)
в соответствии с маршрутом. Могут быть
и другие варианты.

Следующее
условие, которое обеспечит успешность
празднование дня рождения, связано с
составлением сценария.

Сценарий
– это детальная литературно-художественная
разработка культурно-деловой программы.

Сценарии
могут быть односюжетными и бессюжетными.

В
односюжетном все эпизоды объединены
одним содержанием (например, «необыкновенное
приключение», «Мамин котеночек», «Если
в дом пришел робот» и т.п.)

Бессюжетные
сценарии составляются из отдельных
игр, развлечений, конкурсов, не соединенных
единым содержанием.

Конечно,
не следует забывать и о праздничном
столе, меню которого должно быть
составлено в соответствии со вкусами
детей данного возраста. Хорошо, если
оформление стола соответствует сюжету
праздника.

После
того, как сценарий разработан, можно
подумать об оформлении квартиры, дома
или помещения, где будет проводиться
праздник: уместны новогодние гирлянды
огней, разнообразные веночки, цветочные
композиции, воздушные шары и пр.

Для
гостей помимо игр и развлечений, надо
приготовить сувениры и призы (для
награждения победителей в конкурсе). В
качестве сувениров могут использоваться
маски, игрушки-забавы, книжки, карандаши
и т.п. Призы и сувениры можно изготовить
самим, можно приобрести в магазине.
Сюрпризы для гостей позволят создать
атмосферу общего веселья. Вместе с тем
гости почувствуют, что их ждали, к их
приходу готовились.

Наконец
настало время поговорить о подарках
для самого виновника торжества. Обычно
родители стараются приобрести какую-то
полезную вещь. Например, рубашку, сапоги,
брюки, платье. Дошкольникам традиционно
дарят игрушки.

Конечно,
одежда, обувь нужны, и их все равно купят.
Но в день рождение лучше подарить ребенку
то, чего он очень хочет и ждет.

Итак,
хорошо продуманная композиция праздника
должна способствовать сохранению
положительного эмоционального настроя
у всех присутствующих, предотвращать
переутомление, развивать интерес,
удовлетворять потребность детей в
самостоятельности и активности.

Организация
семейных походов

Выбор формы
проведения выходного дня происходит в
каждой семье с учетом ее интересов,
склонностей, возможностей, но, пожалуй,
наиболее универсальным видом активного
отдыха для всех членов семьи является
туризм. Он служит надежным средством
укрепления здоровья и восстановления
сил, потраченных за неделю. Сочетание
всех основных составных частей
полноценного отдыха (двигательная
активность, благотворное воздействие
природных факторов познавательность,
разнообразие впечатлений, общение с
новыми людьми и т.п.) делает туризм одной
из самых привлекательных и полезных
форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные
походы дают ни с чем не сравнимый
оздоровительный эффект, получаемый в
результате комплексного воздействия
на организм природных факторов: солнце,
воздуха, воды – и разнообразной
двигательной активности. Доказано, что
продолжительное выполнение циклических
упражнений умеренной нагрузке (ходьба,
езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки)
способствует развитию выносливости,
которая в сочетании с закаливанием
обеспечит формирование механизмов
эффективной профилактики сердечно-сосудистых
и респираторных заболеваний.

Кроме
того, совместные походы способствуют
укреплению семьи, формируют у детей
положительные нравственные качества,
развивают любознательность, приобщают
к миру природы, воспитывая бережное
отношение к ней. Они расширяют кругозор.
Ребенка формируют представления об
истории родного края, традициях и
культуре народа. В семейном походе дети
чувствуют свою причастность к общему
делу, видят какую пользу они приносят.
Именно в походе возникает духовный
контакт, о котором многие родители
только мечтают.

В
походах дошкольники приобретают
первоначальные навыки выживания в
природной среде (умение ориентироваться
на местности, разбить лагерь, разжечь
и затушить костер, приготовить еду,
оказать первую помощь пострадавшему
и др.). У детей воспитывается
самостоятельность, организованность,
развивается воля. Опыт показывает: дети,
прошедшие физическую и психологическую
подготовку к возможным экстремальным
ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут
себя максимально собранно, без паники
и растерянности и пытаются найти выход
из создавшегося положения

Таким
образом, семейный отдых в выходные дни
и во время отпуска в форме туристических
прогулок и походов имеет целый ряд
компонентов: физкультурно-оздоровительный,
социально-коммуникативный,
эмоционально-психологический,
эстетический, познавательный и прикладной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Хилько Оксана Александровна,

учитель начальных  классов

МБОУ «СОШ№3» п. Пурпе.

Традиции семьи и организация семейных
праздников.

 Взрослые не хотят жить без праздников, а
уж дети — тем более. Та, радость, которую они получают, остается с ними навсегда,
воспоминания о праздниках будут согревать их в трудные минуты жизни, радостное
ощущение жизни сделает их добрее к людям, щедрее, отзывчивее. Ребенку для
полноценного развития праздник необходим как воздух. «Пусть каждый припомнить
свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас,
что это действительно событие в детской жизни ребенка и что он считает свои дни
от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного нашей
жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из
него выбросить праздники», -писал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский.

Самое дорогое –
это семейные, а участие детей в них должно стать семейной традицией. Слово
«традиция» означает передачу, поэтому нужно хорошо понять, что мы хотим
передать своим детям. А уж потом в какой форме.

Семья существует,
благодаря традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых не
мыслимо ее развитие. Во многих семьях сложились традиции посадки деревьев в
честь новорожденного малыша или новобрачных, празднование дня поступления
ребенка в школу, передача от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной
книги, ведение семейной фотолетописи (видеолетописи) и т.д. Передаваясь из
поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не
остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизбежным остается их назначение в
человеческом обществе: ношений, которые функционируют в качестве механизмов
передачи личностного и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта,
сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В традициях
отражаются этические, культурные особенности семьи, профессиональная
принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея,
ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой
конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной
ценности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в
традициях, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и
неконструктивных, стереотипных и нестереотипных истинных и мнимых традициях.

Если традиция не
унаследована, то ничто не мешает ей родиться даже сейчас. И тогда переживание  
ребенком семейного торжества не будет связано с обильным столом и получением
подарков.

Наследуя традиции
или рождая их, мы возвращаем в наши дома смысл, любовь и радость. Можно
собираться семейным кругом, чтобы обсудить план праздника. Решение этих
вопросов на равных со взрослыми будет большой радостью для ребенка. А привычка
собирать семейный совет, прислушиваться друг к другу пригодиться в дальнейшей
семейной жизни.

Но все же для
полного счастья детям нужны их сверстники, и дальновидно поступают те родители,
которые охотно, не боясь за хрустальную вазу или дорогой ковер, принимают в
своем доме друзей своих детей, знают их характеры, особенности жизни в их семьях,
всегда не просто терпят таких, но участливы к ним и приветливы.

Чтобы устроить
праздник ребенку, от родителей требуется не так уж мало: украсить квартиру,
позаботиться о небольших подарках для награждения, приготовить любимые детские
лакомства особенно торт и мороженное)

На празднике
хорошо устроить кукольный спектакль, детский концерт, спортивные соревнования и
д. р.

Очень важно чтобы
дети сами участвовали в подготовке праздника. Существует формула, принадлежащая
А.С. Макаренко, «завтрашняя радость» Хлопоты по подготовке, предвкушение
встречи с друзьями, ожидание радостных событий- все это продлевает праздник во
времени.

Особенно важно,
чтобы в подготовке домашних праздников участвовали дети. Вместе вам будет легче
выбрать игры, отказаться от того, что у нынешних детей не популярно, чтобы не
ставить своих детей в неловкое положение перед друзьями, вы же знаете, как они
болезненно самолюбивы.

Подготовка к
празднику идет в трех направлениях. Во- первых, это создание и поддерживание
праздничного состояния, то есть эмоциональной готовности действовать и
реагировать на все так, чтобы испытывать подъем, искреннюю радо

Во-вторых,
обеспечение простора для самостоятельной, активной, разнообразной деятельности
детей.

В-третьих, предоставление
ребенку возможности насладиться игрой, вволю пообщаться со сверстниками

Это три кита
педагогики детского праздника. Автор книжки с парадоксальным названием «Как не
воспитать идеального ребенка» Л. Первис пишет: «Существуют определенные правила
детских сборищ, и в прошлом я нарушил их все подряд. Помните, что просто
засунув в комнату кучу детей, кинув им несколько воздушных шариков – это еще не
праздник. Это вызовет мгновенные слезы. Ведь хорошая вечеринка – самое
настоящее представление. Это пьеса в трех актах с массовой импровизацией вокруг
основного сценария.»

В каждой семье
есть свои домашние праздники. На первый взгляд все они очень личные. Сыграна
свадьба, родился ребенок, кто-то получил паспорт, окончил учебное заведение… Но
личные эти события только на первый взгляд (Свадьба – создание новой семьи, то
есть новой ячейки нашего общества и т.д.) Радостное семейное событие выходить
за рамки семьи, имеет общественную значимость. Трудно переоценить нравственное
значение семьи в воспитании будущих продолжателей старших поколений. И тут роль
семейных праздников велика

Каковы же основные
слагаемые семейного праздника?

Безусловно. День
рождение и, например, Новый год отмечаются по-разному. Ход праздника во многом
определяется причиной, событием его вызвавшим. И все-таки можно выделить
основные компоненты праздника, его подготовки и проведения.

 Компоненты
семейного праздника:

1.     Сценарий.
Он включает:

а)
замысел праздника;

б)
планирование праздника;

в)
составление программы;

г)
репетиции.

     2.  Оформление.
Включает:

          а)
интерьер квартиры:

          б)
музыкальное сопровождение:

          в)
необходимый по сценарию игровой и сценический инвентарь:

          г)
изобразительные средства.

     3.  Угощение

Состязательно –
игровое общение может быть организованно с использованием:

          а)
аттракционов:

          б)
беспроигрышных лотерей:

          в)
подвижных игр;

        г)
конкурсов, соревнований;

        е)
игр-розыгрышей и игр-забав;

        е)
разнообразных малоподвижных игр:

        ж) концертных
номеров.

Помимо этого,
прекрасные возможности для праздничного общения могут предоставить:

·       
Танцы,

·       
Шуточные анкеты

·       
Пение,

·       
Домашние 2кинотеатры»

·       
Инсценировки и театрализации,

·       
Подарки-сюрпризы,

·       
Фотографирование.

Одной из семейных
традиций является празднование Дня рождения. В каждой семье Дни рождения
отмечаются по-своему. Но в одной семье традиции Дня рождения ребенка
реализуются в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками,
веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором хранится на
долгие годы не только для ребенка, но и для всех гостей. Но есть и другие
семьи, в которых День рождение ребенка — это повод для очередного взрослого
застолья, за котором забыт ребенок, его праздник, его потребности в радости. От
такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых
близких людей.

Дети всегда с
нетерпением ждут праздников. Но. Пожалуй, сильнее всего своих дней рождения.
Именно с этими днями у детей связаны самые приятные воспоминания: не только
подарки, приход гостей, праздничное настроение, но и очень важная мысль – они
станут старше на целый год!

Используйте
нетерпеливое ожидание (их 2 завтрашнюю радость») в воспитательных целях.
Скажите им, что ко дню рождения все должно быть в полном порядке, чтобы и самим
было приятно, и перед гостями не стыдно!

Нельзя забывать,
что дни рождения особенно запоминаются. Яркие впечатления любых других дней    
могут со временем более или менее стереться, но дни рождения остаются в памяти
очень надолго, и дети часто возвращаются к ним. Например : «Это было, когда мне
исполнилось 4 года…» Такое прекрасное воспитательное средство нельзя
использовать.

Чем старше дети,
тем, естественно, сложнее и общая подготовка к празднику, и формы поздравления,
и подарки. Неизменным остается только одно – постоянная последовательность:
каждый новый день рождения – это следующий шаг к зрелости ребенка.

Чем старше дети, тем,
естественно, сложнее  и общая подготовка к празднику, и формы поздравления, и
подарки. Неизменным остается только одно – постоянная последовательность:
каждый новый день рождения – это следующий шаг к зрелости ребенка.

Во многих семьях
существует обычай: в день рождения отмечают на стене рост ребенка. Пусть он
видит, насколько подрос за год! Детям это очень нравится.

Хорошо в каждый
день рождения фотографировать ребенка – одного и в кругу семьи. Это тоже
убедительно свидетельствует о взрослении.

Но еще важнее —
подарки. Они всегда должны быть немного «на вырост». Но не слишком, а в меру.
Каждый подарок должен развивать мышление, память, внимание, способности,
прививать хороший вкус. Их не должно быть чрезмерно много, они не должны быть
слишком дорогими, но непременно полезными для детей, развивающими их. Нужно
стараться, чтобы подарки отвечали интересам и ожиданиям детей, соответствовали
их возрасту.

Важно участие
детей в подготовке их праздников, их посильная помощь взрослым в
предназначенных хлопотах. Особенно нужно позаботиться о гостях. В частности, продумать
и подготовить игры, забавы, аттракционы, которыми станут развлекать пришедших,
и, прежде всего своих сверстников. Затейливые пригласительные билеты гостям, оригинальное
украшение комнат тоже можно возложить на детей. (конечно с учетом их возраста)

Праздновать дни
рождения детей необходимо только с учетом их возраста, обусловленных их
особенностями. Например, малыши быстро утомляются, не могут долго сидеть и
фиксировать внимание на чем-то одном. Праздничные игры самые простые,
достаточно подвижные. В праздничных хлопотах их участие минимальное – часто
символическое… У дошкольников уже более устойчивое внимание. Им можно
предложить кукольный театр, игры на ловкость и сообразительность и т.д.

Естественно, в
каждой семье учитывают характеры детей, их увлечения. Стараются, чтобы в детях
раскрылось все самое лучшее, чтобы они ничем не оплошали перед гостями. Если
требуется, то в необидной форме приходить к ним на помощь. Никаких замечаний
при гостях обычно не делают. Напротив, находят подходящий повод похвалить…

Литература:

1.     Извекова
Н.А. Праздник в семье. – М.: Педагогика, 1986. – 141 с.

2.     Исаенко
В.П. Праздник в нашем доме. – М.: Легпромбытиздат, 1992. -155

3.     Суслопарова
Л.Д. Семейные традиции. – М.: Знание, 1979. -96 с.                                                                      

Семейные праздники в детском саду
как актуальная форма сотворчества
детей и воспитывающих взрослых

Автор: Казаченок Мария Петровна

Организация: МБДОУ Детский сад № 132

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Умение взрослыми создавать этот мир, легко и непринужденно погружать в него воспитанников остается актуальным и в настоящий момент. Сейчас я имею возможность поделиться опытом своей работы по направлению творческой самореализации педагогов, детей и родителей в рамках организации и проведения семейных праздников.

ФГОС ДОО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых необходимым условием является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством организации разнообразных традиционных и инновационных форм [5].

Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы совместной деятельности в триаде «педагоги – родители – дети», достойное место среди которых могут занять семейные праздники. Когда педагоги и родители настроены на близкое творческое общение, между ними часто возникают новые формы сотворчества. И если данные формы оказываются удачными, то в последствии они становятся традицией.

Все, что должен усвоить ребенок, проходит через уклад семьи и семейные взаимоотношения и ценности. Взрослея, человек формируется как личность, но процесс развития происходит в большей степени в семье. Именно через семью, через ее уклад передаются детям традиции, взгляды, обычаи. На детей влияет весь комплекс компонентов семейного уклада, и от влияния семейных взаимоотношений зависит вся дальнейшая судьба ребенка [1, с. 78].

Взаимодействуя с ребенком во время досуга, необходимо вовлекать его в различные события, обогащать его жизненный опыт. Поэтому, планируя культурно — досуговую деятельность в ДОО педагогам необходимо не только самим способствовать формированию у детей творческих увлечений, но и вести работу среди родителей в этом направлении, учитывая высокую степень влияния родительского примера.

Праздник как форма организации культурно – досуговой деятельности в ДОО не является понятием из числа инновационных форм. Праздник в детском саду скорее понятие традиционное. Посвященные знаменательным событиям в жизни страны, календарные, бытовые, связанные с определенным временем года праздники нацелены на приобщение ребенка к общечеловеческой культуре.

В своей педагогической практике мы постарались перевести эту традиционную форму существования праздников в ДОО в новую форму, актуализирующую сотворчество детей и воспитывающих взрослых; подошли к понятию «праздник» как источнику детско — взрослого продуктивного сотворчества и попытались перевести его в форму «семейного праздника».

Семейный праздник в детском саду – особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого – либо события. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Веракса по которой осуществляет образовательную деятельность наш детский сад, рекомендует следующий перечень таких событий:

— День матери;

— День отца;

— Новый год;

— День победы;

— Международный день семьи;

— Всероссийский день семьи, любви и верности.

Являясь частью культурно-досуговой деятельности ДОУ, праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности. Цель семейных праздников – в обеспечении атмосферы эмоционального благополучия детей и взрослых, развитии эстетических воззрений, а также в проявлении своих художественных способностей и творческих инициатив.

Семейные праздники помогают решать многие конструктивные задачи по взаимодействию с семьей:

— обеспечивают права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;

— помогают познакомить родителей с организацией культурно – досуговой деятельности в ДОО;

— информируют о значимости и содержательности предстоящего события или праздника, его истории и традициях;

— помогают установить партнерские отношения между детьми и воспитывающими взрослыми;

— объединяют усилия для создания условий по раскрытию творческой самореализации в триаде «педагоги – дети – родители»;

— создают атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта.

В основу обеспечения эффективности семейных праздников мы заложили следующие функциональные особенности понятия «праздник», описанные О.П. Радыновой [6]:

— обучающая функция — сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

— воспитательная функция — проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

— развивающая функция — гармоническое развитие личностных качеств участников мероприятия при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

— коммуникативная функция — объединение участников в коллектив, общение в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

— эстетическая функция — развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

— просветительская функция — развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

— развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

— релаксационная функция — снятие напряжения с помощью игровых приемов и самой игры.

Понятие «праздник» в словарях трактуется по-разному: и как «праздность» и «ничегонеделание», и «день торжества», и «день, особо отмечаемый церковью». Но общим и сквозным для всех пониманий является слово «радость». Ведь, действительно, в празднике могут быть песни, а могут и не быть, могут быть танцы, а можно обойтись и без них. В празднике многое можно варьировать и изменять, многое отменять и вводить в традиционные моменты новые приемы и находки [4, с. 203].

Следует отметить, что праздники отличаются от других массовых мероприятий по некоторым параметрам. В трудах педагогов Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета Н.А. Опариной, И.Д. Левиной и М.Г. Кайтанджян встречаются следующие их характерные различия.

1. В структуре праздника есть «предпразднество» – ожидание предстоящей радости, ощущение предстоящих положительных эмоций, ярких событий. Это «предпразднество» помогает организаторам праздника создавать яркий настрой, готовность людей воспринять все действия радостно и открыто. Праздник невозможен без предварительного периода подготовки людей, и очень важно умело использовать «предпразднество» в своих творческих интересах. Идет подготовка, создается атмосфера приближения торжества, проводятся конкурсы, встречи, праздник рекламируется. Умело проведенный этап празднества поможет придать празднику успех и радость всему коллективу [3, с. 87].

2. Праздник – это общая радость. Праздник – это активное, радостное проведение времени вместе со всеми. И для этого сценарист и организатор-постановщик должен приложить немало сил, немало выдумки и фантазии. И каждому нужно придумать дело, такие условия в программе праздника, чтобы весело было тоже каждому [2]. Это и викторины, и общие танцы, и песни, и конкурсы, и спортивные соревнования и многое другое.

Программа праздника всегда очень разнообразна. В нее чаще всего включены развлечения для всех возрастных категорий участников, которых организаторы праздника ожидают, и в ней учитывают все запросы и вкусы. И главное, не следует делить людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и на активных выступающих.

3. Праздник – это еще и весьма масштабное явление во всем. Праздник может проходить не один день и не на одной, а сразу на нескольких площадках [8]. И семейный праздник тоже может длиться не один день и разрастись на разные площадки, где проходят и игры, и творческие выступления, и конкурсы, и угощение.

Особая масштабность присутствует и в организации, подготовке и проведении праздника. Одному организатору такое дело не под силу. Важно сразу определить все необходимое для проведения праздника и поделить обязанности между ответственными за тот или иной участок работы. Только после определения всеми места проведения праздника, времени, площадок, средств, участников сценарист может приступать к работе [9].

Праздник от неумелой организации не выигрывает. Нужно заранее распланировать все репетиции, оставить время на корректировку, исправление, дополнение или сокращение тех или иных частей праздника и всей программы.

Очень важно в празднике продумать моменты вовлечения, активизации присутствующих гостей, чтобы они тоже почувствовали себя участниками события [7]. Важно определить кульминационную – самую яркую часть праздника и уделить внимание завершающему эпизоду, чтобы не «комкать» праздник, и приложить все силы и средства, чтобы он всем запомнился, особенно детям. И если к окончанию праздника у людей преобладает чувство радости, что он был, и сожаления, что все заканчивается, значит, сверхзадача организаторов праздника выполнена.

Разнообразная тематика праздников дает возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

В своей педагогической практике мы используем различные моменты творческой активизации участников семейных праздников на разных этапах подготовки и проведения данных мероприятий.

Так, например, на этапе подготовки или «предпразднества» мы совместно с родителями и педагогами выделяем цели и задачи мероприятия, составляем план проведения мероприятия и степень участия в нем педагогов, родителей и детей; распределяем роли между взрослыми и детьми; изготавливаем пригласительные билеты или продумываем иные формы оповещения о проведении мероприятия; занимаемся разучиванием отдельных творческих номеров (стихов, танцев, песен); изготавливаем атрибуты для праздника, продумываем костюмы для персонажей – участников праздника, прикладываем творческие усилия для украшения помещения, в котором будет проходить мероприятие. При подготовке праздников осуществляется дифференцированный подход к родителям и детям, наиболее раскрепощенные, артистичные участвуют в режиссерских постановках, а другие – в организации игровой программы и оформлении помещений, где проводится праздник.

На этапе проведения семейных праздников дети и родители участвуют в конкурсах, играх, викторинах, совместных танцах, хороводах и пении, являются участниками шумовых оркестров, совместно декламируют стихотворения, участвуют в защите карнавальных костюмов и причесок, участвуют в «хоре рук», проявляют свои актерские способности в инсценировке пьес, песен и танцев.

На этапе подведения итогов, если у участников преобладает чувство радости, что праздник был, и сожаления, что все заканчивается, можно определить, что сверхзадача организаторов праздника выполнена. Тогда участники мероприятия могут выразить свои впечатления от произошедшего в гостевой книге, на сайте ДОО, обсудить за «сладким столом» и чаепитием, нарисовать рисунки.

Таким образом, использование такой формы сотрудничества ДОУ и семьи, как семейные праздники, помогает нам в выстраивании положительных и искренних отношений между участниками образовательного процесса, позволяет убедить взрослых в том, что их участие в жизни детского сада необходимо и нужно как для их ребенка, так для них самих. Мы убеждены, что семейный праздник как категория педагогики является своеобразной формой творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка и воспитывающих взрослых.

Библиографический список

1. Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб.: Паритет, 2006. – 160 с.

2. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 62–65.

3. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. – 2-е изд., доп. – М.: Белый ветер, 2017. – 235 с.

4. Опарина Н. А., Кайтанджян М. Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2015. – Ч. 4. – С. 203–206.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

6. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

7. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

8. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. –189 с.

9. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,1 КБ

Опубликовано: 24.04.2020

Консультация для родителей.

«Праздники в семье»

Что такое праздник? Праздником принято  называть традиционное торжество, веселье, устраиваемое народом, коллективом, семьей в честь или в память какого-либо знаменательного события.

Праздники бывают разные: календарные, народные, домашние.

Календарные праздники  — Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Апреля и т.д.

Народные  праздники — Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и др.

     В каждой семье есть свои домашние праздники: дни рождения, юбилеи, свадьбы, рождение ребенка и т.д. Это может быть и праздник рисунка, день дружбы, праздник для взрослых, карнавал, первый звонок, новоселье, праздник первого урожая.

      Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.

     Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека.  Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

     Считается, что ребенок, с самого раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник – это целое событие. Он считает свои дни до праздника, как взрослые считают года от одного важного события в жизни до другого.

     Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники

      Семейные праздники содержат также богатые возможности для воспитания ребенка и развития всех его дарований. Загадки, занимательные задачи, викторины, различные познавательные игры — непременные атрибуты детских праздников, хорошие помощники в интеллектуальном  развитии.

         В доме праздник —  нужно подготовить подарок, украсить дом, все вычистить – так входит труд в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, разыгрываем сценки, украшаем дом, наряжаемся, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем ребенка эстетически.

        Совместная подготовка к празднику ребенка и его родителей укрепляет семью. Вместе придумать план праздника, его подготовить – большая радость для детей. Каждый делает то, что ему больше по душе, что отвечает его интересам и способностям.

       Планируя программу праздника нужно учитывать возрастные особенности детей. Малыши быстро утомляются, не могут долго сидеть и фиксировать внимание на чем-либо. В предпраздничной подготовке их участие минимально, чисто символически. Игры для них подбираются самые простые и подвижные. У дошкольников более устойчивое внимание. Им можно предложить кукольный театр, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы. Детям нравятся настольные игры, с удовольствием принимают участие в домашнем концерте.

       Родителям надо помнить, что для создания праздничного настроения, нужно не забыть о сюрпризах. Это может быть что-то новое в одежде, в оформлении комнаты, в угощениях, это и подарок, и неожиданный гость, новые стихи и песни и т.д.

       В каждой семье праздник проводится по-своему. Главное, что любой праздник, торжество, встреча с друзьями должны быть запоминающимися, веселыми, оставляющими добрый след в душе. Это получится в том случае, если будет не только застолье, но и игры. И  сегодня мы вашему вниманию предложим небольшое количество игр и потех, которые помогут сделать  ваши домашние праздники веселее, радостнее и  ярче.

Дети любят играть. Играют всегда. Но при их выборе надо учитывать и количество гостей, и степень их знакомства, и характер самого праздника.

 «Встретим праздник весело»

Игры и потехи для всей семьи.

Показ мод.

На празднике можно устроить веселое развлечение с демонстрацией моделей имеющейся в наличии у взрослых одежды. Для этого нужно положить  в коробку всевозможные старые платья, блузки, юбки. Следует добавить туда туфли на высоких каблучках и разноцветные шарфики.

Можно дополнить подобный реквизит рубашкой, шляпой, галстуком, жакетиками и сумочками. Каждый ребенок выбирает наряд по своему вкусу. Стиль одежды, как правило, соответствует привязанности юного манекенщика: элегантно-классический или авангардный.

Старшие ребята или взрослые могут исполнять роль ассистентов, помогая малышам надевать туфельки, завязывать бантики и т.д.

Негромко звучащее музыкальное оформление поможет создать атмосферу настоящего праздника моды. Роль взрослого в этом достаточно активна, поскольку он комментирует наряд ребенка, демонстрируя свою изобретательность и выдумку в составлении кратких, ярких характеристик для каждого костюма.

Игра в подарки.

Организовать призы участникам праздника можно, устроив беспроигрышную лотерею, чтобы каждый участник праздника получил какой-нибудь приз. В начале праздника гости от хозяев получают бумажный кружок с номером, который разыгрывается в конце праздничного вечера.  В качестве подарков – сувениров могут быть фломастеры, карандаши, книжки-раскраски, открытки, календарики, наклейки, шарики, закладки для книг и другие приятные для ребенка вещицы.

Организовать призы можно и следующим образом. Нужно протянуть по ширине комнаты веревку. К ней следует привязать предназначенные гостям сувениры, упаковав их в мешочки или коробочки по количеству участвующих  в праздничном вечере. Первому гостю завязывают глаза, раскручивают несколько раз, дают ножницы и направляют к подаркам. Он должен срезать себе сувенир.

Поиски спрятанного в комнате предмета или приза.

Это занятие нравится детям любого возраста. Для малышей его надо сделать попроще, проследить, чтобы не запрятали предмет так, что малыш не смог его найти. Когда предмет спрятан, можно начинать. «Холодно», «теплее», «горячо» — этими возгласами дети обычно помогают в поисках. Можно использовать музыку. Если спрятанный предмет далеко – музыка звучит тихо. Чем ближе к предмету – тем музыка громче. Можно спрятать игрушку, сувенир, шоколадку – тот, кто найдет, возьмет себе приз.

Аттракционы. Игры.

«Шофер».

    Для аттракциона необходимо две машины с привязанными к ним длинными веревочками. Концы веревок закреплены на небольшой палочке или карандаше. Участники (2 человека) садятся на стулья и берут в руки палочку с прикрепленной к ней на веревке машине (машина должна находиться на одинаковом расстоянии от участников). По команде каждый из играющих начинает наматывать веревку на палочку, машины при этом двигаются по направлению к игрокам. Чья машина подъедет первой, тот признается победителем.

«Попади карандашом в бутылку».

Количество участников игры не ограничивается. Для нее потребуется несколько (по числу играющих) пустых бутылок, карандаши и нитки. Участнику игры привязывается сзади за средней длины нитку карандаш. Игрок должен слегка расставить ноги, чтобы лучше видеть карандаш, и постараться попасть им в стоящую на полу бутылку. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Забей картошкой гол».

     Для игры необходимо иметь 2 мяча, 2 картошины на средней длины веревочках и ворота, которые можно без труда сделать из кубиков.

    На пояс двум участникам сзади привязывается на веревке картошина. Расставив ноги и раскачивая картошку, игрок должен ударить ее по мячу так, чтобы он влетел в импровизированные ворота. Болельщики награждают победителя бурными продолжительными аплодисментами.

 «Не упади, ватка».

     В аттракционе может принять участие любое количество играющих. По числу игроков образуются команды. Главная задача участников – не уронить как можно дольше на пол мягкий комочек ваты, который будет держаться в воздухе до тех пор, пока хватит сил, терпения и ловкости у игроков, дующих на него.

«Приставь пятачок поросенку».

     На большом листе бумаги должна быть нарисована рожица поросенка. Место пятачка на ней не обозначается. Пятачок вырезается из бумаги отдельно. Участника игры ставят на небольшом расстоянии от рисунка и завязывают ему глаза. Играющий должен пойти в указанном направлении к рисунку и приложить пятачок, который лежит у него в руке, на рожицу поросенка в то место, куда считает нужным. Побеждает тот, кто недостающим элементом правильно дополнит рисунок.

«Шутливая рыбалка».

     Аттракцион организуется следующим образом. В проеме двери, ведущей в комнату, натягивается любая ткань (это берег воображаемого озера). Участники игры находятся по одну  из сторон ограничительного пространства. В руках у них импровизированная удочка: кушак от  маминого платья, привязанный к небольшому удилищу. Закидывается «удочка». Стоящий по другую сторону ткани взрослый привязывает к «удочке» любой предмет из «озера». Это может быть какой-либо подарок (игрушка, угощение) или предмет одежды (чтобы было веселее, привязать можно старую мамину туфлю, шляпу, папин ботинок, резиновый сапог и т.д.). Взрослым необходимо помнить: если один ребенок вытащил первый раз какой-либо подарок, в следующий раз роли должны обязательно поменяться (чтобы никому не было обидно)

     Заканчивается шутливая рыбалка общей пляской всех участников. Для большего веселья дети надевают на себя те вещи, которые им попались на крючок, и танец становится еще задорнее.

«Вкусные загадки»

     Заверните конфету или шоколад в несколько обверток и вложите в каждую по загадке. Играющий, разворачивая лакомство, должен правильно ответить на загадку. С каждой оберткой загадки становятся сложнее. Если ребенок не знает ответа или ошибается, конфета переходит другому. Съесть конфету посчастливится тому, кто отгадает последнюю, наиболее сложную загадку.

Разыгрывание приза на счет 3.

     Два участника стоят друг против друга – перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: 1, 2, три…ста, раз, два, три…надцать и т.д. побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет – три.

Раздави шарик соперника.

Двум человекам дается по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге. Правой же ногой надо раздавить шарик соперника.

Откуси яблоко.

     Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно.

Музыкальные конкурсы»

«Найди свою половинку и пригласи на танец»

     Для проведения конкурса необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения. Ведущий праздника выбирает лучших танцоров.

«Потешный хор».

     Выстраивается хор, впереди хора становится дирижер. Каждый участник вспоминает один куплет какой-нибудь песни. По команде «дирижера» начинает петь «солист», на которого укажет руководитель хора. Особенно смешно и интересно, когда по просьбе «дирижера» начнут петь два или несколько участников. «Дирижер» должен не забывать жестом «выключать» поющих.

«Запретное движение».

     Звучит веселая ритмичная музыка. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых (например приседание) – запретное. Все повторяют движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибается, выбывает, а оставшиеся дольше всех объявляются победителями.

«Дракон кусает свой хвост».

     Звучит веселая  музыка. Все встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый участник – «голова Дракона», последний – «хвост Дракона». «Голова Дракона» пытается поймать «хвост», а тот отворачивается от него.

К вашему вниманию предлагаем следующие книги: «Детские праздники в семье» Г. Н. Тубельской, «День рождения в семье и школе» Е.И. Ромашковой. Эти книги – для всех, кто связан с детьми, кто любит их и готов отдать часть своего свободного времени детям, чтобы в будущем они были хоть чуть-чуть счастливее, спокойнее,

увереннее в себе.

Библиографическое описание:

Васютина, И. В. Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников / И. В. Васютина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15938/ (дата обращения: 01.02.2023).



В


статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании.

Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в данном направлении.

Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов).

Детство — незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добром и заботой родителей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Ребенок растет в семье, где его любят, не предают, защищают, а иногда и многим жертвуют ради него. Ведь семья — это опора во всем. Это одни на всех радости и печали, привычки и традиции. То, что ребенок в детстве приобретает в семье, он хранит в течение всей последующей жизни. Ведь не зря свои детские впечатления мы помним долгие годы. Особенно запоминаются яркие, богатые эмоциональными красками праздники. [1.с.4].

Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами.

Ведь детский праздник — это радость самовыражения, творчества, общения, духовного обогащения. Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух, это событие в детской жизни и малыш считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. Если из детства выбросить праздники, то детство будет серым, тусклым и унылым.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по — разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять [1, с.31].

В настоящее время недопонимание значимости детского праздника среди родителей и некоторых педагогов привели к тому, что развлекательные мероприятия сводятся, в основном, к форме активного отдыха, который доставляет радость ребенку, вызывает у него положительные эмоции и поднимает настроение. Но ведь ведущая педагогическая идея любого детского мероприятия заключается в том, чтобы в интересной и увлекательной форме донести до ребенка знания об окружающей жизни, распахнуть им окно в этот удивительный мир, чтобы через образы искусства они могли увидеть всю его неисчерпаемую красоту и уникальную ценность. [2, с.19].

Формирование нравственных идеалов и праздничной культуры у дошкольников актуально в связи с тем, что, развлекаясь, дети развивают речь, её коммуникативные функции, проявляют творческую инициативу, само выражаются, духовно обогащаются. Семейные праздничные мероприятия, тематические вечера, развлечения помогают подрастающему поколению формировать высоконравственные идеалы, обогащают представления детей о прекрасном. Но последние наблюдения показывают, что особые трудности при организации детских развлечений испытывают именно родители. Многие считают, что достаточно приготовить вкусное угощение, приобрести множество подарков, а ещё лучший вариант — устроить праздник в кафе и этого будет достаточно для удовлетворения потребностей ребенка. Но ведь эмоциональный фон детей во многом зависит от поведения взрослых, от поступков, которые они совершают. Поэтому планируя какое-либо детское мероприятие, взрослым необходимо продумать всё до мелочей, чтобы ребенок смог почувствовать полный эмоциональный комфорт, ощутить радость от праздничного семейного общения. У каждой семьи есть свои семейные ценности и традиции, а воспитанию детей на основе семейных традиций отводится особое место. В традициях отражается культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования. Если внутри семьи благополучные взаимоотношения между родителями, то и ребенок будет эмоционально и психологически здоров. Семейные праздничные традиции сближают всех близких родных, делают семью семьей, а не просто группой родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы помогают преодолеть непонимание между родителями и детьми, являются одним из важнейших каркасов построения культуры и воспитания нравственности. [3,с.24].

К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь большинства семей, то можно заметить, что для одних членов семьи характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т. д. Другие члены семьи испытывают ограничение свобод и прав, не могут реализовать свои потенции, потребности, интересы, а, кроме того, скука одномерной жизни [2, с.14].

Для решения названных проблем люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры — обряды, игры — обычаи, игры — церемониалы, игры — ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно [4,с. 28].

При подготовке любого совместного праздника взрослым необходимо учитывать интересы ребенка, принимать во внимание его музыкальные предпочтения, желания, увлечения. Также нужно подумать об украшении помещения, где будет проходить праздник, продумать изготовление костюмов и различных атрибутов. И тогда праздник доставит радость общения, творчества и взаимообогащения.

Результатом всех праздничных забот заинтересованных в своих детях родителей будет то, какими станут дети, когда вырастут, к чему будут стремиться, какие идеалы и ценности будут беречь и что в дальнейшем передадут своим детям. [4,с.5].

Чтобы стать и быть успешным в современном обществе, жить в гармонии с собственными чувствами, тонко чувствовать других людей, понимать ценность жизни, быть счастливым человеком с положительным мировосприятием необходимо иметь высокие личностные качества, которые формируются посредством семейных традиций, познания и освоения духовной культуры общества.

Литература:

  1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. — 2006. — № 1.
  2. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.103–110.
  3. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.42
  4. Шмаков С. А. Досуговая педагогика. — Екатеринбург, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, традиция, праздник, член семьи, детский праздник, нравственное воспитание, родитель, событие.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного

Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как

Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое…

Консультация для родителей «Роль семейных традиций…»

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственноеСемейные традиции как средство духовно-нравственного

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление…

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Роль семьи в духовно-нравственном

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и ближние родственники.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная…

Формирование у воспитанников представлений о семейных

родитель, ребенок, традиция, детский сад, семья, праздник, народ, моя семья, нравственная культура, активное участие.

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая…

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей.

Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к…

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель

Праздники и традиции.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детейдетский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие детей, ребенок, родитель, семейное чтение, раннее детство, консультативный материал, дошкольный возраст…

Семейный праздник как фактор
воспитания

Актуальность и практическая
значимость работы

Воспитание – один из важнейших
компонентов образования человека.

Цель воспитания, которую ставит школа
– формирование личности как субъекта,
способного строить жизнь достойную человека.
Постановка же этой цели предполагает
формирование системы отношений к основным
ценностям жизни, среди которых одно из первых
мест занимает семья и семейные отношения.

Трудно переоценить значение
стабильной семьи для страны. Государство – это
конгломерат множества семейных ячеек, и от их
жизнеспособности, сохранности зависит и
устойчивость самой государственности. И, как ни
спорно это звучит, именно семейные праздники
позволяют укреплять связь каждого отдельного
человека с обществом, определяет направление
мировоззрения индивидов и общества в целом.

Семейный праздник – это важная
семейная традиция. В той семье, где умеют
праздновать и радоваться жизни, вырастают
контактные, коммуникабельные оптимисты и
хорошие работники. Но далеко не в каждой семье
умеют устраивать праздник, отвечающий запросам
ее членов и требованиям общества. Эта неумелость
дорого обходится государству, поскольку в наше
время семейный праздник мало – помалу
вырождается в попойку со всеми ее криминальными,
медицинскими и аморальными последствиями, а
нравственная традиция семейного торжества,
радующего и объединяющего разновозрастной
коллектив кровных родственников, превращается в
традицию разобщения, а то и противостояния
поколений. Это утверждение особенно справедливо
в отношении семей, которые принято называть
неблагополучными.

К сожалению таких становится все
больше. И дело не только в алкоголизации и прочих
вредных пристрастиях. В наше время становятся
неблагополучными и семьи трудоголиков,
работающих день и ночь, чтобы обеспечить
материальные запросы семьи – духовные
становятся вторичными, на них не хватает ни
времени, ни денег, ни сил.

В тех семьях, где родители и стремятся
организовать интересный совместный досуг с
детьми, они сталкиваются с серьезными
материальными проблемами. Самые популярные виды
семейного досуга, предоставляемые современной
индустрией развлечений (бассейн, кафе, боулинг –
клуб, лыжная база, парк детских развлечений,
танцпол и т.п.) обходятся довольно дорого.

Семьи со средним достатком, которых
большинство, могут позволить себе подобные
мероприятия нечасто. Поэтому самая
распространенная форма семейного праздника в
современном российском обществе – застолье,
более или менее культурное, которое в силу
нетрезвости исключает серьезное общение и не
может удовлетворить потребности ребенка в
морально – этическом образце семейных
отношений.

Современные СМИ, обеспечивая
подростка псевдообщением и псевдопраздником, не
могут воспитать будущего семьянина – скорее
поддерживают в нем незрелость мышления,
моральный анархизм.

Традиционный школьный праздник, форма
которого давно устоялась, имеет большое
познавательно-воспитательное значение, но в нем
практически отсутствует компонент демонстрации
образцовых семейно-родственных отношений. Здесь
редко появляется семья – команда, выступающая
как сложившийся коллектив. Как правило,
активными участниками школьного праздника
становятся дети, а родители появляются в
качестве зрителей – болельщиков, иногда –
артистов или организаторов. Родители группы
риска вовсе редкие и пассивные гости на таких
мероприятиях.

Собственно, подросток практически не
имеет возможности получить опыт организации
трезвого нравственного семейного праздника, что
помогло бы ему правильно строить
взаимоотношения в своей будущей семье.

Некоторым выходом из данной ситуации в
условиях массовой школы может стать создание
цикла семейных праздников разной тематики,
организованных на основе методики,
разработанной А.С.Макаренко. Свой принцип – воспитание
проблемной личности в рамках здорового
коллектива
– Макаренко А.С. реализовал в
условиях “сводного отряда” — изобретенной им,
уникальной единицы существования коллектива.
Именно в этом отряде ребенок получал опыт
здоровых социальных отношений и учился
правильно строить свою жизнь.

Наша цель более узкая – дать подростку
определенный опыт нравственных семейных
отношений в процессе цикла праздничных
мероприятий.

Технологию этих праздников можно
описать следующим образом.

Мероприятие выстраивается по правилам
любой конкурсно-игровой или
коммуникативно-познавательной программы, но
состав и организация команд – участниц
существенно отличается от традиционных, т.к.
включает своеобразный “семейный компонент”.
Такая команда составляется не из сверстников и
не только из школьников. В нее помимо детей
входят взрослые люди – добровольцы, носители
образцовых семейных отношений. Это могут быть
либо настоящие родственники подростков
(родители, братья – сестры, бабушки – дедушки и
т.д.), либо “посаженные”, т.е. принимающие на себя
роль старших родственников на период игры. По
такому же принципу в команду включаются
подростки – как родные или “приемные” дети.

В итоге получается не просто команды, а
“сводная семья” (по аналогии со “сводным
отрядом” А.С.Макаренко).

Главное требование – в команде –
“семье” должны быть представители разных
поколений, что характерно для обычной семьи.

Состав “семьи” — команды по
возможности остается неизменным на учебный год и
более, чтобы сформировать и закрепить
родственно-дружеские отношения между членами
“сводной семьи” и тем самым обеспечить для
подростка здоровый микросоциум.

“Семья” — команда обязательно должна
принимать самое активное участие в подготовке
праздника. Наравне с организатором все члены
“сводной семьи” составляют программу
торжества, заботятся об оформлении, подбирают
реквизит, готовят подарки, сюрпризы, угощение;
рассчитывают смету. Эта совместная деятельность
очень важна для детей – они испытывают чувство
ответственности за порученное дело, активно
фантазируют, работают без принудительных мер;
учатся быть семейным психологом, драматургом,
режиссером, дизайнером и кулинаром. А, главное,
подростки группы риска овладевают принципами
организации семейного отдыха, получают реальный
опыт здоровых семейных отношений.

В дальнейшем это станет базой для
осознания ценности семейных отношений и
стремления построить их согласно нравственному
образцу.

Итак, новизна данного опыта в том, что,
организуя совместную деятельность “дети —
взрослые” в рамках команды – “сводной семьи”,
показать пример образцовых семейных отношений,
носителями которых являются взрослые –
добровольцы, и тем самым воспитать в подростке
готовность и умение создать здоровую традицию
семейного праздника.

В течение 2003 – 2008 гг. автором был
разработан цикл семейных конкурсно – игровых и
коммуникативно-познавательных мероприятий,
адресованных учащимся – подросткам.

Результат апробации этого цикла на
классе коррекции 8 вида, зафиксированный при
помощи психологического тестирования (по
методике Айзенка; Е. Пирса, Д. Харриса; Шмитека) на
входе и в конце реализации цикла, показал
положительную динамику многих показателей, а
именно:

— общая удовлетворенность учащихся –
на 22%;

— позитивное отношение к себе и
окружающим – на 40%.

Здоровье, семью, считают главной
ценностью в жизни – 100% учащихся (на входе 61%).

Таким образом, практика показала, что
организация цикла семейных праздников в
условиях массовой школы является довольно
продуктивной формой воспитательной работы.

Апробированные сценарии мероприятий ,
построенных по описанному принципу, смотрите в Приложении № 1 “Рождество –
семейный праздник” ; Приложение № 2
“конкурсно-игровая программа, посвященная Дню
выборов “Мой голос значим! Я творю закон!”

Список использованной литературы


  1. Аникеева Н.П. – Воспитание игрой, Новосибирск,
    1994.
  2. Бабанский Ю.А. – Методические основы
    оптимизации учебно-воспитательного процесса. М.
    “Просвещение”, 1982.
  3. Выготский Л.С. – Игра и ее роль в психическом
    развитии ребенка. – Собр. соч. 8 6-ти т.; М., 1983.
  4. Выготский Л.С. – К вопросу о динамике детского
    характера. – Собр. соч. в 6-ти т., М., 193.
  5. Кащенко В.П. – Педагоги исключительных детей. –
    М., “Просвещение”, 1965.
  6. Макаренко А.С. – Лекции о воспитании детей. –
    Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  7. Макаренко А.С. – Некоторые выводы из
    педагогического опыта. Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  8. Пестов Н.Е. – Современная практика
    православного благочестия. – СПб, “Сатисъ”, 1999.
  9. Цикл лекций преподавателей кафедры
    культурологи АКИПКРО Жерносенко И.А. , Шалабод
    М.Л. по теме: “Основы православной культуры”, 2003
    – 2005 гг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семейные праздники октября
  • Семейные праздники на французском
  • Семейные праздники монолог
  • Семейные праздники марийцев
  • Семейные праздники ксп