Семейные сценарии тренинг

Скачать: Сценарий тренинга для родителей "Современная семья-какая она?""

Современная семья – какая она?

http://www.detstvo-vrn.ru/images/cms/img/Formy_semya/medium_family_2.bmp

Практикум
с элементами тренинга

для
просвещения родителей

2015

Тема. Технологии
педагогической и социально-психологической  помощи и поддержки семьи в современных
условиях. 

Цель. Изучение
технологий
педагогической и социально-психологической  помощи и поддержки семьи в 
современных условиях

Задачи:

Ø  ознакомить
с понятием семьи как фактора социализации, субъекта воспитания
личности ребенка; со структурой семьи, типами семей;

Ø  освоить
практически  упражнения на осознание содержания понятия «родительство»,
согласование представлений о родительстве, рефлексию опыта родительства.

Форма проведения: практикум
с элементами тренинга

Ход
занятия

I.                  
Вступление

1.      Слово
тьютора (введение в тему).

Ø 
Сегодня мы собрались для того, чтобы
поговорить об одном из важнейших аспектов  в жизни каждого человека. А
определить этот аспект я предлагаю, решив математические примеры с точки зрения
жизненного опыта. Математика — наука точная, но жизнь вносит  даже в точную
науку свои коррективы, помните об этом, когда попробуете ответить на
поставленные вопросы.

Ø  Сколько
будет 1+ 1 ≠ 2,    1+ 1 + 1 ≠3,    1 + 1 + 1 + 1 ≠4 и т.д.

Принятие различных вариантов
ответов без комментариев.

Ø  Ответ:
1 + 1 = 7Я….

Ø  Семья
– это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

2.     
Упражнение «Знакомство».

Ø  Всем
участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на ту
же букву, что и собственное имя.

Ø  .
Как же важно оставаться у самого себя! А значит, как важно заботиться, прежде
всего, о самой себе. Задумайтесь об этом. Это не эгоизм. Это возможность,
наполняя свой сосуд, отдавать другим. И запомните одно высказывание:

Ø  «У
несчастливых родителей не может быть счастливых детей!» Поэтому любите себя и
будьте счастливы!

ІІ
Основная часть

3.      Упражнение
«Переходим на один язык»

Цель: рефлексия
опыта родительства, осознание содержания понятия «родительство», согласование 
представлений о родительстве.

Инструкция:
каждый участник в течение 2-3 мин. пишет ассоциации к слову «родительство»,
затем происходит обсуждение ассоциаций в группе. Далее обсуждается содержание
родительства по схеме:

Ú 
является ли стремление стать родителем
врожденным или приобретается в течение жизни;

Ú 
какие факторы влияют на исполнение
родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т. д.);

Ú 
являются ли наши родительские роли (моя и
моего супруга), согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах
чаще возникают разногласия.

4.      Презентация
«Семья — субъект воспитания личности ребенка».

5.      Упражнение
 «Моя Галактика»

¯ 
Уважаемые родители!  Любому человеку
свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем
вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет
вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное
восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит
наладить с ними адекватные отношения.

¯ 
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы
слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте
себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется,
что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что
одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по
характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым,
и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у
нас много общего, но если приглядеться пристальней, — каждый человек
неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой
Космос, своя Галактика.

¯ 
Давайте продолжим вглядываться в ночное
небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она
больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет
излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров
теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей
свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

¯  Отпустите
ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном
небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение
практического задания тренинга.

¯ 
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги
– это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас
создадите свою Галактику.

¯ 
В ней будет столько звезд, сколько вы
захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если
они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета,
любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

¯ 
Найдите среди всех звезд ту, которая
больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите
звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего
супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и
близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной
безымянной звезды!

Пояснительная
часть.

¯ 
С точки зрения психологии, вы создали мир,
в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному
окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите
внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или
сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая
большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда
хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка
маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует
задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас
отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

¯ 
Цвет звезды рассказывает о вашем
эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о
том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но
несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным,
но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый –
гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но
поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый –
очень активным, открытым, общительным, веселым;фиолетовый – беспокойным,
эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый –
зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным,
враждебным, отвергаемым.

¯  А
теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера?
Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка:
значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на
эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то
далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех
остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка
вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти
люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение
звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка,
значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не
думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно
ли времени он проводит с семьей?  

¯  Рассмотрите
все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого
цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими
людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

6.      «Общение
детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).

Инструкция. Отвечая
на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего
ответа.

ü  С
каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

ü  С
каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

ü  Каким
вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

ü  Каких
пиктограмм больше?

ü  Совпадают
ли пиктограммы первого и второго вопросов?

ü  Есть
ли разница в ответах на второй и третий вопросы?

7.      Упражнение
«Солнце любви»

Ø  Каждый
участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка.
На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих
детей.

Ø  Затем
все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Ø  Предлагаю
вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня 
атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили
его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

8.      Упражнение
«Ценности»

ü  Участникам
предлагают  написать на листочках, не нумеруя, что для них является главным.
Затем предлагают пронумеровать по значимости .

ІІІ
Заключение

Всегда
будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
Какая хорошая эта семья!

Завершение тренинга и вручение
«Памятки для родителей»

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к
концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они
вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

            Желаем вам успеха в
выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и
берегите своих родных и близких!

dccc64cb.pngdccc64cb.pngdccc64cb.png

dccc64cb.png

Семейный
сценарий является организующим началом
семейной жизни и в своей совокупности
определяет её.

Семейный сценарий
— это представления индивида об
определенных типичных (повторяющихся)
ситуациях. Это также сценарии более или
менее частых событий семейной жизни.
Они помогают индивиду ориентироваться
в происходящем, предвидеть, каких событий
следует ожидать, с какими проблемами
или трудностями он может столкнуться.
И как указывает Э.Г. Эйдемиллер, каждый
член семьи обычно неплохо представляет
себе типичную последовательность
событий, обычное поведение каждого
члена семьи и т.д.

Сценарий
семейной ситуации играет большую роль,
организуя восприятие её индивидом,
определяя селективность этого восприятия:
какие вопросы он задает себе, столкнувшись
с ситуацией, на что обращает внимание,
что видит и чего не замечает. Часть
представления индивид уже доопределяет
в момент столкновения с ситуацией.
Сценарий напоминает карту, по которой
следует (или хотя-бы придерживается)
индивид.

Исследования
«типовых сценариев» показали, что
поиск определенной информации является
одной из важных частей практически
любого сценария. Попав в ситуацию,
индивид что-то уже знает о ней заранее,
а что-то лишь предполагает и стремится
уточнить. Направление сбора информации
— что именно интересует индивида — обычно
заложено в сценарии. Поэтому, изучая
семейные сценарии, можно найти ответ
на вопрос, чрезвычайно важный для
понимания нарушений в функционировании
семьи — о причинах «информационной
слепоты» членов семьи: почему они не
замечают, казалось бы очевидных и очень
важных для успешного функционирования
семьи фактов?

Для принятия
решения необходима деатоматизация
семейных сценариев, возвращение сценария
в сознание — то, что Э.Г. Эйдемиллер и
В.В. Юстицкис называют активизацией
сценария.

Активизация
сценария — это не только трудный, но
одновременно и весьма значимый, важный
процесс. Какие конкретно картины и в
какой последовательности возникнут
перед мысленным взором членов семьи
при обсуждении той или иной проблемы,
насколько они будут яркими и сколь
сильное впечатление они произведут.

Решение, которое
примет член семьи, связано с процессом
активизации семейного представления
различными путями. Для принятия решения
важно:

1. Число активированных
сценариев (какое количество сценариев
типовых ситуаций возникает в сознании
члена семьи).

2. Последовательность
активизации семейных сценариев
(односторонность или многосторонность
процесса активизации).

Решение семейной
проблемы может зависеть от того, в какой
последовательности в сознании члена
семьи возникают те или иные сценарии.

3. Степень
конкретизации семейных сценариев.

Принимаемое решение
зависит не только от того, какие именно
картины представил себе член семьи, но
и того, сколь сильной была активизация
каждой отдельной картины. Чем возникающая
картина ярче, конкретнее, насыщеннее
деталями, тем более сильный эмоциональный
отклик она вызовет и тем сильнее будет
её влияние на принимаемое решение.

Уровни конкретизации
отдельного семейного представления.

  • Первый
    — «нулевой». Член семьи совершенно
    не может представить себе конкретное
    семейное событие (по просьбе психолога).

  • Второй уровень —
    схематическое представление. В этом
    случае перед мысленным взором члена
    семьи — лишь бледное представление,
    причем может быть, даже не о его
    собственной семье, с её неповторимостью
    и индивидуальностью, а некий стереотип,
    «картинка из календаря».

  • Третий уровень —
    конкретизированный образ семьи: яркое,
    насыщенное деталями отражение того,
    что в действительности происходит в
    семье. То, что в этом случае возникает
    перед внутренним взором члена семьи,
    — это четкое и в то же время обобщенное
    представление о том, что обычно происходит
    именно в данной семье в определенной
    семейной ситуации, как ведут себя члены
    семьи в ней, что они чувствуют, какие
    существуют варианты развития этой
    ситуации. Степень конкретизации
    определенного представления определяет
    уровень его эмоциональной насыщенности.

4. Психологичность
семейного представления — характеризует
степень, в которой семейное представление
отражает чувства и другие психологические
состояния действующих лиц семейного
сценария.

Некоторые
семьи очень хорошо представляют себе
материальные, бытовые стороны своей
жизни — изменения в жизни семьи, связанные
со сменой жилища, повышением и снижением
материального уровня, приобретением
автомобиля, будущим ремонтом, необходимостью
копить деньги и т.д. Однако при этом их
представления о чувствах друг друга, о
мыслях, о возможных реакциях на различные
события могут быть чрезвычайно наивны
и примитивны, могут основываться на
стереотипных, крайне поверхностных
соображениях или исключительно на
здравом смысле.

Таким образом,
семейные сценарии, представляют своего
рода карту действий каждого члена семьи.
Важно при этом как действуют члены
семьи, по одному сценарию или у каждого
свой. Это задача психолога.

Соседние файлы в папке учебник психол семьи

  • #
  • #

Выбор партнёров, воспитание детей, отношение к работе и многие решения в жизни могут быть связаны с семейными сценариями. Это установки, которые достаются нам по наследству. Они могут помочь адаптироваться в социуме, а могут загнать в рамки и мешать получать от жизни удовольствие. Мы поговорили с психологом Александрой Елисеевой о том, как формируются семейные сценарии, как отделить свои желания от родительских и можно ли воспитать собственных детей без каких-либо установок. 

перинатальный и клинический психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт. Окончила МИП и МГППУ. Практикует с 2012 года.

Что такое семейный сценарий?

Родительский, или семейный, сценарий — это набор паттернов поведения, которые дети перенимают в семье и потом воспроизводят в самостоятельной жизни. Они формируются не только из-за действий мамы и папы, но и благодаря другим значимым для ребёнка взрослым: дяде, тёте, бабушке или дедушке. В сценарии закладываются способы взаимодействия с окружающим миром и представления о том, что человек может и что не может делать.

Жить по сценарию — хорошо или плохо?

Можно подумать, что любые родительские установки мешают детям строить собственную жизнь. Это не так. Семейные сценарии могут не только вредить, но и помогать. Большую часть знаний о мире ребёнок усваивает из семьи. Именно семейные сценарии помогают нам понимать, что такое «хорошо» и «плохо».

Сценарии задают систему координат ценностей. Благодаря им мы понимаем, как важно быть честным и порядочными, с любовью относится к близким, уважать права других людей, хорошо делать свою работу, читать и постоянно саморазвиваться и тому подобное.

Вопрос не в том, хорошие или плохие установки закладываются семьёй, а в том, насколько они жёсткие. Если они не гибкие, то могут помешать собственному развитию ребёнка.

Иногда семейные сценарии просто устаревают. Два столетия назад передача моделей и правил поведения из поколения в поколение была эффективна, она помогала молодым людям освоиться в обществе. Но сейчас общество быстро меняется: если сравнить жизнь молодых людей и жизнь их бабушек и дедушек, это будут две разные реальности. Образ семьи, понимание роли мужчины и женщины, принципы воспитания детей, отношение к работе — всё изменилось. Поэтому многие сценарии могут не быть эффективными в новых условиях.

Пример

В семье три поколения работают врачами. Когда ребёнок в этой семье вырастает, он тоже выбирает эту специальность, потому что она ему действительно с детства интересна. В этом случае семейный сценарий совпадает с собственными целями человека.

Пример

В семье считается, что женщина — только жена и хранительница очага. Мама исполняет эту роль, так же воспитывают и дочь. Девочка вырастает и считает, что её главная задача — выйти замуж. При этом внутренней потребности в этом она может не ощущать. Возможно, на самом деле ей хочется учиться, путешествовать, жить одной или быть в отношениях, но не вступать в брак. Но, следуя сценарию, она не может отделить свои желания от установок своей семьи. В этом случае семейный сценарий вступает в противоречие с потребностями человека.

На какие сферы жизни влияют семейные сценарии?

Отношения с родителями и родственниками

Есть семьи, в которых принято поддерживать связь со всеми дальними и близкими родственниками, собираться всем составом на семейные встречи. Ребёнок из такой семьи с большей вероятностью будет поддерживать связь со всеми родными, вне зависимости от близости. А в семьях, где не принято общаться большим составом, выросшие дети могут жить обособленно.

Отношения с партнёрами

К примеру, многим знакома установка «надо быть за мужем как за каменной стеной». Однако она может привести к высокой толерантности к абьюзивным отношениям. Например, партнёр, ограничивающий партнёршу и принимающий все важные решения, будет восприниматься как мужественный, а не опасный.

Отношения с детьми

Родители могут давать разные установки: «Дети — это счастье и цель жизни», «Нас пороли, и мы нормальными выросли», «Хорошей матери забота о малыше может быть только в радость». Часто молодые матери следуют последнему сценарию. Они совсем не оставляют времени на себя, не просят помощи у близких, у партнёра. В итоге это может привести к ухудшению их психологического состояния и даже депрессии.

Отношение к деньгам

Бывают такие сценарии: «В нашей семье деньги не задерживаются», «Нам деньги всегда достаются легко» или «У нас все много работают, но мало получают». При этом родительские сценарии могут входить в противоречие с реальностью. Если взрослые говорили ребёнку, что в их семье всегда не хватает денег, то в самостоятельной жизни ребёнок может следовать этой установке. Он может получить хорошее образование и реализоваться в профессии, но при этом легко спускать все деньги. При этом он сам может не понимать, почему ему никак не удаётся накопить крупную сумму.

Отношение к работе 

Родители могут говорить: «работа — обязательно изматывающий труд», «работа должна приносить деньги, а не удовольствие». Последний сценарий часто наблюдается у поколения детей 90-х. Их родители проводили большую часть времени на работе, но получали маленькие зарплаты. Убеждение, что работа — это что-то тяжёлое, неинтересное и к тому же плохо оплачиваемое, может передаться следующему поколению. Тогда ребёнок даже не подумает искать работу, которая ему интересна. В первую очередь он будет выбирать такую специальность, где точно можно получать стабильный доход. 

Как дети усваивают родительские сценарии?

Вербальные установки

Взрослые рассказывают детям, как стоит себя вести, что делать, к чему стремиться. Родители могут повторять, что главное в жизни — родить детей или состояться в профессии. Также они могут говорить друг с другом о своём отношении к работе, ведению быта, общению с друзьями.

Пример

Папа каждый день приходит с работы и говорит, как его достали коллеги, как он устал и как ему всё надоело. Ребёнок может воспринять такое отношение к работе как единственно возможное. 

Невербальные установки

Иногда установки даже не обязательно проговаривать. Ребёнок может запомнить, что атмосфера в семье и быт выстроены определённым образом, и самостоятельно сделать из этого выводы.

Пример

Мама не говорит девочке, что когда она вырастет, то обязательно должна будет опираться на партнёра. Но сама мама постоянно встречается с разными мужчинами. При этом её поведение кардинально различается. Когда она одна, она злая, грустная и говорит, что её жизнь кончена. А когда встречает новую любовь, становится счастливой и окрылённой. Дочка видит, как ведёт себя мама, считывает её поведение и делает для себя выводы. 

Вербальные и невербальные установки, которые противоречат друг другу

Бывает, что взрослые настойчиво повторяют ребёнку одни установки, а сами живут совершенно иначе.

Пример

Родители говорят дочке, что она должна хорошо учиться, поступить в хороший университет, профессионально состояться. При этом всё, что делает мама девочки, — обслуживает папу. Дочь видит, что мама сидит дома, у неё нет своей жизни, своих интересов. Девочка получает противоречивый сценарий: проговаривается одно, а на практике реализуется другое. 

Как понять: я живу так, как хочу, или следую родительскому сценарию?

Мы буквально срастаемся с родительскими сценариями. Не всегда можно понять, что определённые установки в нашем поведении связаны с семьёй.

Следуя сценарию, человек может буквально повторять судьбы своих родителей, бабушек и дедушек. Это может касаться выбора такого же партнёра, работы, способов ведения быта. Такое сходство заметить проще.

Возможны случаи, когда человек ведёт себя абсолютно противоположно родительскому сценарию. Кажется, что это собственный выбор. На самом деле это могут быть такие же ограничивающие рамки: действуя против родительского сценария, человек всё время на него оглядывается: «Лишь бы не так». В результате это всё равно родительский, а не личный выбор.

Пример

Отец ушёл из семьи, мама с дочкой остались вдвоём. Они жили бедно, потому что при жизни с отцом мать сидела дома, а после его ухода ей трудно было найти работу. Мама всё время тосковала и надеялась, что бывший муж одумается и вернётся. Казалось бы, для девочки мог бы сложиться вот такой сценарий: нужно все силы потратить на удержание мужчины, чтобы не остаться в бедности и одиночестве. Однако, вырастая, девочка выбирает иной сценарий: жить одной, работать до изнеможения, чтобы не остаться без денег, и надеяться только на себя, чтобы не оказаться в такой ситуации, в которой оказалась её мама. 

Если вам сложно определить, где заканчиваются ваши желания и начинаются желания родственников или действия из чувства протеста, попробуйте понаблюдать за собой. Обращайте внимание на то, чем занимаетесь, и пытайтесь оценить каждое увлечение и стремление. Задавайте себе вопросы: «Я действительно люблю ходить на концерты классической музыки? Или родители мне говорили, что только так я стану развитой личностью?».

Можно ли вырастить ребёнка и не навязать семейные сценарии?

Даже если вы будете очень стараться этого не делать, вы всё равно сформируете какой-то сценарий. В том, как вы строите отношения со своими родителями и партнёром, как общаетесь с друзьями и ходите на работу, уже заложены определённые паттерны. Но про это можно разговаривать.

Важно давать ребёнку поддержку: «Да, у нас вот такой опыт отношения с деньгами, с работой, друг с другом. Ты можешь опереться на наш опыт, но можешь сделать по-другому. Мы всё равно примем тебя, ты принесёшь что-то новое в нашу семью».

Пример

Вспомним семью, где три поколения работают врачами. Родители могли бы говорить ребёнку, что он обязан стать врачом, как все его родственники. Но будет ли он от этого счастлив? Будет лучше, если они скажут ему: «У нас в семье все медики, но ты можешь выбрать ту профессию, которую захочешь. Возможно, стать врачом будет проще, потому что в этой сфере мы могли бы тебе помочь, подсказать. Но ты свободен в своём выборе».

Что делать, если родные не понимают ваше желание не жить по семейному сценарию?

Вы можете попытаться спокойно объяснить свои взгляды, рассказать о своих чувствах, никого не упрекать. Примут ли ваши объяснения — зависит от ваших родственников, а не от вас. Родные могут к вам прислушаться, а могут и нет. Вам станет легче, если вы примете тот факт, что вы не способны изменить взрослых людей.

Помогите себе отделиться от потребности обязательно переубедить семью, которая вас не поддерживает. Ведь можно потратить на это всю жизнь, но так и не добиться желаемого. Не в ваших силах заставить других людей думать и жить иначе. В ваших силах — очертить личные границы и решить, во что вкладывать свои силы и время.

Важная, глубокая, деликатная

Семейные сценарии

Игра — это прояснение смыслов для себя и ответ на свои внутренние «зачем» и «почему»

Приглашаю Вас поиграть в психологическую игру он-лайн.

Хотя, «поиграть в игру» звучит, на мой взгляд, несколько легкомысленно. Участие в этой игре — это полноценная терапия. Это возможность получить ответы от своей семьи на вопросы, связанные с отношениями внутри семейной системы.

Запросом на игру может быть любой вопрос игрока, связанный лично с ним и находящийся в плоскости семейной темы (семейная сфера, отношениями с кем-то из членов семьи; желания, цели, состояния игрока «внутри» семьи и т.д.).

Приглашаю Вас поиграть в психологическую игру он-лайн.

Хотя, «поиграть в игру» звучит, на мой взгляд, несколько легкомысленно. Участие в этой игре — это полноценная терапия. Это возможность получить ответы от своей семьи на вопросы, связанные с отношениями внутри семейной системы.

Запросом на игру может быть любой вопрос игрока, связанный лично с ним и находящийся в плоскости семейной темы (семейная сфера, отношениями с кем-то из членов семьи; желания, цели, состояния игрока «внутри» семьи и т.д.).


Кому ИГРА может быть интересна и полезна?


Кому ИГРА может быть интересна и полезна?

Тем, кому интересна собственная семейная система, поколения семьи, семейная история. Кто верит и знает, что наша семья дает нам не только любовь, заботу, уважение (или не даёт!).

Тем, кому интересна собственная семейная система, поколения семьи, семейная история. Кто верит и знает, что наша семья дает нам не только любовь, заботу, уважение (или не даёт!).

Семья передает нам определенные жизненные стратегии – семейные сценарии. Мы реализуем их в своей жизни, часто даже не задумываясь.

Мы просто живем, строим отношения, стремимся к счастью. И используя те или иные стратегии, мы часто НЕ выбираем. Они в нас «работают», иногда помогая, страхуя, оберегая, а иногда – мешая, закрывая от жизни, от нового опыта. Семейные сценарии – это и наши крыльях, которые нас поднимаю вверх, и наши камни, из-за которых мы вновь и вновь падаем вниз.

Игра СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ для тех, кто хочет прочувствовать крылья – свои ресурсы, сильные стороны, полученные в наследство от своей семьи, и научиться использовать камни, чтобы построить ДОМ – пространство своей счастливой семьи.

Семья передает нам определенные жизненные стратегии – семейные сценарии. Мы реализуем их в своей жизни, часто даже не задумываясь.

Мы просто живем, строим отношения, стремимся к счастью. И используя те или иные стратегии, мы часто НЕ выбираем. Они в нас «работают», иногда помогая, страхуя, оберегая, а иногда – мешая, закрывая от жизни, от нового опыта. Семейные сценарии – это и наши крыльях, которые нас поднимаю вверх, и наши камни, из-за которых мы вновь и вновь падаем вниз.

Игра СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ для тех, кто хочет прочувствовать крылья – свои ресурсы, сильные стороны, полученные в наследство от своей семьи, и научиться использовать камни, чтобы построить ДОМ – пространство своей счастливой семьи.

Тем, у кого есть вопросы, и ПОКА мало ответов. Игра СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ позволяет увидеть свою семью, её 3-4 поколения, словно «сверху», целостно, во взаимосвязи отношений.

Тем, у кого есть вопросы, и ПОКА мало ответов. Игра СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ позволяет увидеть свою семью, её 3-4 поколения, словно «сверху», целостно, во взаимосвязи отношений.

Возможность выйти из системы и посмотреть со стороны позволяет увидеть те ответы, которые есть в семье, но которых ты пока не увидел. Просто потому что ты «внутри».

В игру СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ игроки входят с вопросами о причинах и последствиях, о взаимосвязях поколений (как то, что есть в семейной истории предков, может повлиять на меня и что я могу сделать), о способах разрешения сложных ситуаций и наиболее успешных стратегиях обретения желаемого в отношениях, в семье в целом.

Если у вас есть действительно АКТУАЛЬНЫЙ вопрос о вас и вашей семье, то вы сможете получить ответы. Но не от ведущего, а от своей же семейной системы. Задавая вопросы, получаем ответы.

Возможность выйти из системы и посмотреть со стороны позволяет увидеть те ответы, которые есть в семье, но которых ты пока не увидел. Просто потому что ты «внутри».

В игру СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ игроки входят с вопросами о причинах и последствиях, о взаимосвязях поколений (как то, что есть в семейной истории предков, может повлиять на меня и что я могу сделать), о способах разрешения сложных ситуаций и наиболее успешных стратегиях обретения желаемого в отношениях, в семье в целом.

Если у вас есть действительно АКТУАЛЬНЫЙ вопрос о вас и вашей семье, то вы сможете получить ответы. Но не от ведущего, а от своей же семейной системы. Задавая вопросы, получаем ответы.

Семейные сценарии игра

Индивидуальный формат

Длительность игры 2−3 часа.Он-лайн игра проводится только в индивидуальном формате — 1 игрок и 1 ведущий.

Игра заканчивается или по времени (через 3 часа от начала) или по осознанию, что запрос получил свой ответ.

Стоимость индивидуальной он-лайн игры — 7000 руб, продолжительность игры до 3 часов

Заполните форму заявки ниже на проведение игры и мы Вам перезвоним

  • Игра «Семейные сценарии», в которой я участвовала в рамках тренинга «Посмотри на меня», стала для меня мощным трансформационным импульсом. Сначала я получила ответ на поставленный мною запрос, что, безусловно, удивило и восхитило меня изначально. Но самое интересное произошло позднее. И, надо сказать, происходит до сих пор. Я научилась отслеживать в своем поведении моменты, которые запускают негативные сценарии и осознанно их останавливать. Ощущения при этом просто фантастические, словно я нашла выход из замкнутого круга и смело иду вперед!

    Наталья

  • Привет, Юль. Только щас добрался написать что-то.
    По поводу игры. Я шёл туда не зная на что иду и по большому счету я шёл просто поболтать, помочь тебе, забить как-то свое время, но через минут 20, наверное, меня вдруг выкинуло в очень интересные для меня размышления и вопросы. К примеру, я понимал, что во мне много противоречий, но не думал, что на одну и ту же вещь может быть настолько разные взгляды у меня самого. Особенно понравилось, когда я думал,что ситуация в минусе, а вероятность говорила другое и заставляло подумать в другую сторону. И на последок спасибо тебе большое, правда очень нужно было мне задать самому себе вопросы, которые всплыли потом в моей голове пока домой шёл

    Илья

  • Как то утром пришла на работу и начала рассказывать коллеги, что очень уж трудно выстраивать отношения в семь с одним из её членов, постоянные недопонимания, претензии, что очень ранит и угнетает. Хотя, как мне кажется, семейные узы должны поддерживать и давать силы жить и развиваться. Спустя пару часов в этот же день, увидела, что Юля разместила предложение поиграть в игру семейные сценарии с подробным её описанием. «Это то что нужно» — подумала я и поспешила записаться. Моя коллега,то посмеялась и говорит: «удивительно, как быстро приходят ответы на твои запросы)». Игра проходила по скайпу. Сначала Юля попросила меня написать запрос на бумаге, заранее предупредив, что возможно его придётся уточнять, в зависимости от того какая цифра выпадет на кубике. При этом запрос в слух мною не был озвучен. Со второго раза, запрос был сформулирован точно. Далее с помощью карточек с персонажами мы выложили моё семейное дерево и стали наполнять структуру эмоциями и чувствами. В процессе игры, чутко сформулированные вопросы Юли позволили наглядно увидеть всю систему нашего рода в разрезе трех поколений и отношений между ними. Появлялось понимание, что в целом в семейной системе заложено огромное пространство для развития, жизни и любви. Игра помогла мне посмотреть на проблему с другой стороны, сгладила подсознательные негативные убеждения на позитивные, что в итоге привело к улучшению отношений! Спасибо, Юля, тебе за мягкое направление в нужное русло и наведение на новые мысли, рассуждения и возможности! На следующий день после нашей с тобой игры у нас с мамой опять случился конфликт… В итоге все закончилось хорошо, я попыталась ей рассказать чувства, которые испытываю, как бы хотела что бы было, вспомнила твои слова, что про уважения желаний друг друга, в тогда мама сама сказала: «так, в следующий раз, пусть каждый выскажется спокойно и надо успокаиваться, не разводить дальше)

    Анна

  • Вот созрела написать отзыв)))). Безусловно играть в эту психологическую игру стоит. После игры начинаешь лучше понимать себя, свои сильные и слабые стороны и откуда они взялись. Отсюда возникает благодарность своим родственникам, потому что даже отрицательный опыт, пережитый мной в детстве и взлелеянная жалость к себе по этому поводу, оказалось дали мне такую силу характера, что мне теперь вообще ничего не страшно в жизни. Я раньше чувствовала в себе это бесстрашие конечно, но теперь я его ОСОЗНАЛА и записала в свои сильные стороны)))))). И соответственно теперь сознательно применяю это качество в мирных целях, хотя до этого пускала в ход не там, где нужно. Также оказалось, что та семейная драма, о которой так любит рассказывать моя мама по поводу их с отцом отношений, и не драма вовсе, а отголосок семейного сценария, навязанного моей маме бабушкой и прабабушкой. Эти знания позволили мне наконец выйти из круга ощущения себя несчастной и позволили почувствовать, что я — абсолютно счастливая женщина и не испытывать вины за это как раньше, не оглядываться назад — а вдруг мне это только показалось, вдруг это не правда…

    Мария

  • Игра «Семейные сценарии» меня заинтересовывала сразу, как я о ней прочитала. Но все время находились причины отложить «на потом». Последний месяц в моей жизни планируется и происходит много изменений и, хотя ни времени, ни финансов больше не стало, я решила, что момент настал. Сразу скажу, я ожидала несколько иного, была настроена именно покопаться в родовом семейном сценарии, но игра сразу пошла «про здесь и сейчас», что, конечно, не случайно. Ответ я на свой вопрос получила, более того и вопрос я окончательно сформулировала и осознала в процессе игры. А, как известно, в правильном вопросе уже содержится половина ответа Это мое второе знакомство с подобными играми и меня поражает в них то, что, во-первых, несмотря на то, что ты проговариваешь то, что уже давно думалось, крутилось в голове и может даже обсуждалось, игра дает возможность посмотреть на себя и ситуацию совсем под иным углом зрения, и ты вдруг делаешь совершенно иные выводы или вдруг мучившая тебя диллема разрешается весьма неожиданным способом. То есть происходит осознание себя и мира на совершенно другом уровне. А во-вторых (и это возможно самый ценный результат), игра не заканчивается в тот момент, когда ты выключаешь скайп или прощаешься с организатором игры, она работает дальше в твоей голове, порой параллельно, подбрасывая раз за разом новые открытия, давая ответы и знакомя тебя с самой собой. И хочется сказать комплименты в адрес Юли. Как ведущая она тактична, душевна и мудра. Очень хотелось бы поиграть с Юлей в оффлайне. Очень надеюсь, что это еще случится в будущем

    Оксана

  • А вот игра Семейный сценарии помогла во всем страшном и бессмысленном увидеть то, на что стоит опереться из опыта предыдущих поколений, что помогало им не просто выживать, а жить, иметь смелость рожать детей и уметь радоваться трудностям окружающим их каждую минуту.

    Светлана

  • Юлечка, спасибо огроменное тебе за игру, за нашу сегодняшнюю встречу!!! Я уехала такая наполненная любовью и теплом ко всем и всему меня окружающему. Такой счастливой, что всё это богатство МОЁ !!!! Ощущение невероятного внутреннего спокойствия и гармонии !!! Просто бежала по метро домой с такой легкостью (как мой мотылек. А голова, мозги, холодный расчет оказались действительно совсем не важны. Чувства, сердце, внутренняя наполненность — вот что дает силы и уверенность во всем). Спасибо тебе огроменное!!!

    Наташа

  • Игра нужна и я очень рада, что решилась на нее. Игра была вечером, утром проснулась и рука потянулась к ручке, поперли какие-то тезисы, нужные мысли. Я получила ответ на свой запрос, и ответ на другие «больные» темы. Кстати, утром же пришла ассоциация, что игра похожа на массаж – надавили, помассировали и стало легче. Реально. Хотя и было больно. И на следующий день было чувство легкости. И с мужем было как-то легко и непринужденно. Я смогла сказать ему какие-то вещи, которые раньше и не пыталась, и все выходило как –то непосредственно и легко.

    Ольга

  • Я играла в империю магов и семейные сценарии. в первую игру влетела с большим азартом…при входе во вторую уже была более внимательна, т.к. хотелось прочувствовать каждое мгновение игры…да вобщем и не игра это вовсе а целая сессия чувств и эмоций событий и явлений, происходящих в твоей жизни, и их проживание….большая часть проживания остается все же на поле выхода из игры. потрясающее чувство освобождения после проговаривания и осознания чего то, что много лет подавляло тебя… и свобода! Играйте, проживайте, осознавайте хочу добавить, что не играла с другими сопровождающими в игре, кроме Юли, …но так понимаю, что это крайне важно…и мне было с Юлей очень комфортно , она была очень чутким и очень-очень внимательным ведущим

    Люба

Заполните заявку и получите в подарок вебинар » Сбыча мечт»

Семейные сценарии: столичный психолог рассказал, как изменить свою судьбу

Семейные сценарии: столичный психолог рассказал, как изменить свою судьбу

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Семейные сценарии: столичный психолог рассказал, как изменить свою судьбу

Молодые воспитанницы центра «Маленькая мама» часто обращаются к психологам с вопросами, как изменить свою судьбу и не повторить ошибок родителей. Большинство из них искренне хотят создать счастливую семью, воспитать ребенка, устроиться на хорошую работу. Однако в жизни не каждая в итоге достигает желаемого. Разобраться в том, что же такое семейные сценарии и как их менять, поможет психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Часто в жизни можно услышать подобные фразы: «живет в точности, как мать и бабушка» или «смотри, пошел по стопам отца и деда». Наблюдая за схожими жизненными сценариями, особенно негативными и тяжелыми, где присутствуют разводы, алкоголизм, ранняя беременность, наркомания, некоторые люди начинают считать, что причина этого неблагополучия кроется в родовых проклятьях или заговорах. Они искренне верят, что во всем происходящем виноваты гадалка, бабка, женщина с работы, с которой бывают частые конфликты. Некоторые винят во всем генетику и природу. Мол, а что с него взять, у него вся семья пила и пить будет. И крайне редко можно услышать версию о повторении «семейных сценариев», которая достаточно часто рассматривается в психологии семейных отношений.

Весомый вклад в изучение семейной психотерапии внес американский психиатр и психолог Мюррей Боуэн, который изучал феномен повторения поведенческих стереотипов. Он установил факт того, что с течением времени в семье накапливается свой уникальный опыт, который передается из поколения в поколение от родителей к детям. При этом он отметил, что часто в опыте поколений формируются и закрепляются формы нездоровых взаимодействий.

Как работает семейный сценарий

«Семейные сценарии — повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны взаимоотношений, поведения, которые поддерживаются всеми членами семьи. Каждый ребенок на бессознательном уровне в какой-то степени повторяет судьбу родителей или ближайших родственников. Свой своеобразный и уникальный сценарий человек создает еще в раннем возрасте, опираясь на опыт, поступки и нравы близких людей. Природа и характер жизненных сценариев, в том числе и семейных, очень хорошо описаны в книге Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», — рассказывает психолог.

Как считал Берн, самый важный критерий семейных сценариев — их повторяемость из поколения в поколение. Во всех видах сценариев есть свой ограниченный набор ролей, и если проследить историю рода, можно достаточно четко спрогнозировать исход событий.

Семейные сценарии оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека с раннего детства. Опыт предков формирует на подсознательном уровне первые установки, убеждения, реакции, ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. Повторяющиеся сценарии из поколения в поколение во многом определяют характер взаимоотношений человека с внешним миром и его социальное функционирование во всей дальнейшей жизни. Их влияние проявляется в наличии представлений, касающихся самых важных сфер жизни:

  • семейных отношений (взаимоотношения между супругами);
  • профессиональной деятельности;
  • финансового статуса, дохода;
  • детско-родительских взаимоотношений;
  • статуса / позиции в обществе;
  • привязанности возраста к определенным жизненным событиям.

«Когда партнеры готовы к созданию семьи, они вносят в нее свои личные ожидания, представления, мечты, цели. Кроме этих осознаваемых намерений, каждый вкладывает также множество неосознаваемых убеждений, которые были заимствованы у родителей, бабушек, дедушек и других предков. Именно эти установки во многом влияют на то, какого типа семьи будут придерживаться супруги, какие отношения будут между ними, в какой атмосфере будут расти их дети», — отмечает специалист.

Причины возникновения сценариев не осознаются ни самой личностью, ни другими членами семьи. Таким образом, большинство происходящих событий воспринимается как что-то само собой разумеющееся. К примеру, в одной семье на протяжении нескольких поколений женщины становились матерями в раннем возрасте, до 20 лет. Семейная жизнь складывалась не самым лучшим способом. Чаще всего все обязательства по дому, уходу за детьми ложились на плечи женщин, все мужья имели алкогольную зависимость и были инертны. У женщин отсутствовало высшее образование. Как следствие, они получали работу с низкой зарплатой, которой хватало впритык от месяца к месяцу. Не имея в опыте примера иных отношений, иной жизни, эти женщины на бессознательном уровне повторяли сценарии предыдущих поколений своих родственников.

Особенно сильно семейные сценарии работают в тех областях жизни, где личность не осознает свое «я», не понимает своих потребностей, ценностей, а опирается на членов семьи, близких людей или мнение социума.

Написать свою историю

Семейный сценарий — не приговор, и при определенной внутренней работе каждый человек способен изменить свою жизнь в лучшую сторону. Повторения сценариев бывают далеко не всегда очевидными. Поэтому одни люди могут самостоятельно обнаружить систематические повторения в роду, а другие могут годами прикладывать усилия, стараться менять свою жизнь, однако итог будет похож на родительский.

Некоторые считают, что они смогут изменить свой сценарий, если станут полной противоположностью своих родителей. Этот феномен называется антисценарием и, к сожалению, он не работает.

Для серьезной работы с семейным сценарием лучше начать знакомство с изучения своей семейной истории с помощью генограммы. Желательно восстановить информацию минимум о последних трех поколениях со стороны отца и матери. В процессе работы обратите внимание на следующие моменты:

  • средняя продолжительность жизни каждого человека;
  • наличие / отсутствие образования (среднее, среднее специальное, высшее);
  • какие заболевания были в роду (хронические, органические / психиатрические);
  • количество детей;
  • брак / развод / измены;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической, других);
  • значимые события;
  • самоубийства / убийства / аборты;
  • профессиональная реализация;
  • финансовое состояние.

Для составления генограммы можно обратиться за помощью к родственникам или в специальные бюро, которые занимаются вопросами изучения семей и могут помочь восстановить необходимые данные.

После составления генограммы проведите анализ и ответьте себе на следующие вопросы:

— Какие ресурсы есть в вашем роду?

— От чего они вас защищают?

— Чего они вас лишают?

Вы можете поработать со сценариями рода через метод убеждений. Для этого необходимо постепенно выписывать семейные убеждения, которые сильно вас задевают и с которыми вы бываете в корне не согласны. Лучше эту работу выполнять поэтапно. Выписав от 1 до 3 убеждений за раз, попробуйте понять, почувствовать, каким образом они влияли на жизнь ваших родственником и как влияют на вас.

После попробуйте определить важность каждого убеждения. Далее, чтобы их изменить, необходимо сформулировать свои собственные убеждения, опираясь на личные ценности. Если вам сложно отказаться от негативного шаблона, попробуйте перефразировать содержание. Старайтесь поэтапно внедрять новые убеждения в свою жизнь и отслеживайте, что вы при этом ощущаете, когда говорите, мыслите или действуете иначе, чем раньше. «Для более глубокой и эффективной работы рекомендую обращаться за помощью к специалисту, который поможет высветить темные, не осознаваемые вами грани собственной жизни, личных убеждений и семейных сценариев», — поясняет психолог.

Изменить свой жизненный сценарий сложно, но возможно. Психологи «Кризисного центра помощи женщинам и детям» помогут проанализировать родовые программы, осознать свои роли, посмотреть на события жизни новым взглядом. Такая работа над собой, безусловно, даст вам силы изменить свою жизнь, сделав ее более осознанной и свободной.

Молодые воспитанницы центра «Маленькая мама» часто обращаются к психологам с вопросами, как изменить свою судьбу и не повторить ошибок родителей. Большинство из них искренне хотят создать счастливую семью, воспитать ребенка, устроиться на хорошую работу. Однако в жизни не каждая в итоге достигает желаемого. Разобраться в том, что же такое семейные сценарии и как их менять, поможет психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Из поколения в поколение

Часто в жизни можно услышать подобные фразы: «живет в точности, как мать и бабушка» или «смотри, пошел по стопам отца и деда». Наблюдая за схожими жизненными сценариями, особенно негативными и тяжелыми, где присутствуют разводы, алкоголизм, ранняя беременность, наркомания, некоторые люди начинают считать, что причина этого неблагополучия кроется в родовых проклятьях или заговорах. Они искренне верят, что во всем происходящем виноваты гадалка, бабка, женщина с работы, с которой бывают частые конфликты. Некоторые винят во всем генетику и природу. Мол, а что с него взять, у него вся семья пила и пить будет. И крайне редко можно услышать версию о повторении «семейных сценариев», которая достаточно часто рассматривается в психологии семейных отношений.

Весомый вклад в изучение семейной психотерапии внес американский психиатр и психолог Мюррей Боуэн, который изучал феномен повторения поведенческих стереотипов. Он установил факт того, что с течением времени в семье накапливается свой уникальный опыт, который передается из поколения в поколение от родителей к детям. При этом он отметил, что часто в опыте поколений формируются и закрепляются формы нездоровых взаимодействий.

Как работает семейный сценарий

«Семейные сценарии — повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны взаимоотношений, поведения, которые поддерживаются всеми членами семьи. Каждый ребенок на бессознательном уровне в какой-то степени повторяет судьбу родителей или ближайших родственников. Свой своеобразный и уникальный сценарий человек создает еще в раннем возрасте, опираясь на опыт, поступки и нравы близких людей. Природа и характер жизненных сценариев, в том числе и семейных, очень хорошо описаны в книге Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», — рассказывает психолог.

Как считал Берн, самый важный критерий семейных сценариев — их повторяемость из поколения в поколение. Во всех видах сценариев есть свой ограниченный набор ролей, и если проследить историю рода, можно достаточно четко спрогнозировать исход событий.

Семейные сценарии оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека с раннего детства. Опыт предков формирует на подсознательном уровне первые установки, убеждения, реакции, ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. Повторяющиеся сценарии из поколения в поколение во многом определяют характер взаимоотношений человека с внешним миром и его социальное функционирование во всей дальнейшей жизни. Их влияние проявляется в наличии представлений, касающихся самых важных сфер жизни:

  • семейных отношений (взаимоотношения между супругами);
  • профессиональной деятельности;
  • финансового статуса, дохода;
  • детско-родительских взаимоотношений;
  • статуса / позиции в обществе;
  • привязанности возраста к определенным жизненным событиям.

«Когда партнеры готовы к созданию семьи, они вносят в нее свои личные ожидания, представления, мечты, цели. Кроме этих осознаваемых намерений, каждый вкладывает также множество неосознаваемых убеждений, которые были заимствованы у родителей, бабушек, дедушек и других предков. Именно эти установки во многом влияют на то, какого типа семьи будут придерживаться супруги, какие отношения будут между ними, в какой атмосфере будут расти их дети», — отмечает специалист.

Причины возникновения сценариев не осознаются ни самой личностью, ни другими членами семьи. Таким образом, большинство происходящих событий воспринимается как что-то само собой разумеющееся. К примеру, в одной семье на протяжении нескольких поколений женщины становились матерями в раннем возрасте, до 20 лет. Семейная жизнь складывалась не самым лучшим способом. Чаще всего все обязательства по дому, уходу за детьми ложились на плечи женщин, все мужья имели алкогольную зависимость и были инертны. У женщин отсутствовало высшее образование. Как следствие, они получали работу с низкой зарплатой, которой хватало впритык от месяца к месяцу. Не имея в опыте примера иных отношений, иной жизни, эти женщины на бессознательном уровне повторяли сценарии предыдущих поколений своих родственников.

Особенно сильно семейные сценарии работают в тех областях жизни, где личность не осознает свое «я», не понимает своих потребностей, ценностей, а опирается на членов семьи, близких людей или мнение социума.

Написать свою историю

Семейный сценарий — не приговор, и при определенной внутренней работе каждый человек способен изменить свою жизнь в лучшую сторону. Повторения сценариев бывают далеко не всегда очевидными. Поэтому одни люди могут самостоятельно обнаружить систематические повторения в роду, а другие могут годами прикладывать усилия, стараться менять свою жизнь, однако итог будет похож на родительский.

Некоторые считают, что они смогут изменить свой сценарий, если станут полной противоположностью своих родителей. Этот феномен называется антисценарием и, к сожалению, он не работает.

Для серьезной работы с семейным сценарием лучше начать знакомство с изучения своей семейной истории с помощью генограммы. Желательно восстановить информацию минимум о последних трех поколениях со стороны отца и матери. В процессе работы обратите внимание на следующие моменты:

  • средняя продолжительность жизни каждого человека;
  • наличие / отсутствие образования (среднее, среднее специальное, высшее);
  • какие заболевания были в роду (хронические, органические / психиатрические);
  • количество детей;
  • брак / развод / измены;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической, других);
  • значимые события;
  • самоубийства / убийства / аборты;
  • профессиональная реализация;
  • финансовое состояние.

Для составления генограммы можно обратиться за помощью к родственникам или в специальные бюро, которые занимаются вопросами изучения семей и могут помочь восстановить необходимые данные.

После составления генограммы проведите анализ и ответьте себе на следующие вопросы:

— Какие ресурсы есть в вашем роду?

— От чего они вас защищают?

— Чего они вас лишают?

Вы можете поработать со сценариями рода через метод убеждений. Для этого необходимо постепенно выписывать семейные убеждения, которые сильно вас задевают и с которыми вы бываете в корне не согласны. Лучше эту работу выполнять поэтапно. Выписав от 1 до 3 убеждений за раз, попробуйте понять, почувствовать, каким образом они влияли на жизнь ваших родственником и как влияют на вас.

После попробуйте определить важность каждого убеждения. Далее, чтобы их изменить, необходимо сформулировать свои собственные убеждения, опираясь на личные ценности. Если вам сложно отказаться от негативного шаблона, попробуйте перефразировать содержание. Старайтесь поэтапно внедрять новые убеждения в свою жизнь и отслеживайте, что вы при этом ощущаете, когда говорите, мыслите или действуете иначе, чем раньше. «Для более глубокой и эффективной работы рекомендую обращаться за помощью к специалисту, который поможет высветить темные, не осознаваемые вами грани собственной жизни, личных убеждений и семейных сценариев», — поясняет психолог.

Изменить свой жизненный сценарий сложно, но возможно. Психологи «Кризисного центра помощи женщинам и детям» помогут проанализировать родовые программы, осознать свои роли, посмотреть на события жизни новым взглядом. Такая работа над собой, безусловно, даст вам силы изменить свою жизнь, сделав ее более осознанной и свободной.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Семейные сценарии и контрсценарии

Семейные сценарии и контрсценарии

Муж жене: «Дорогая! Когда один из нас умрет, я наконец-то поеду отдыхать к моей маме в Одессу…»

Анекдот

Несмотря на то что над проблемой родового наследства бились многие ученые мужи, точные механизмы передачи информации между поколениями так до конца и не раскрыты. Но для того, чтобы прорваться через семейное бессознательное, освободиться от воспроизведения в своей жизни заданного сценария, достаточно заинтересоваться содержимым своего приданого, а точнее – жизненного сценария, уготованного нам семьей.

Эрик Берн определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала.

Жизненный сценарий может касаться таких аспектов, как взаимоотношения между мужчиной и женщиной, профессиональная реализация, родительство, отношения с деньгами, болезни, передвижения по миру, учеба.

Будучи детьми, мы перенимаем у взрослых их поведение, действия, эмоциональную заряженность и невольно соглашаемся с тем, что происходит. В этом случае мы неосознанно становимся похожими на родителей или начинаем играть взаимодополняющие роли: родители беспомощны – ребенок супермен; родители перед ним заискивают и боготворят – он наглеет; чрезмерно опекают его – он инфантилен; они авторитарны – он зависим и придавлен. Если же детей в семье несколько, то все это распределяется между ними по умолчанию. Один из них становится родительским клоном, а другой – выявляет неразвитые черты родителей.

Затем дети взрослеют, и у них появляется критичность к родительскому опыту. Тогда они предпринимают попытки жить иначе – так формируется контрсценарий. Но это лишь другая сторона той же монеты!

* * *

«Своей маме я все делаю назло, наказываю ее. Хочет она внука – фигу ей! Чтобы у меня была семья – обломись! Возможно, я мщу за папу, которого она обманывала, изменяла ему и посвящала меня в это обстоятельство. Она делала меня сообщницей и настраивала против него. Хотя я не знаю, что там было со стороны папы. Я не хочу семью, где супруги лгут друг другу, а другой картины семьи в детстве перед глазами не было, поэтому лучше семью не заводить».

* * *

Девизом к контрсценарию может послужить что угодно: «Если мои родители были бедны, то я обязательно буду состоятельным. Они были алкоголиками – я буду преподавать йогу и вести здоровый образ жизни. В семье были скандалы и ругань – у меня вообще семьи не будет. Всю жизнь пахали на начальников, а я – “свободный художник”. Мама жила без любви, а у меня – стометровый список любовников». Всех тем не перечислить. Важно помнить, что эта позиция в жизни, своеобразные клятвы, которые мы даем, перечеркивая опыт родительской семьи, – лишь мнимая свобода. Мы на крючке у исходной ситуации, в которой родились и выросли. Мы будем барахтаться на крючке до тех пор, пока по-взрослому не взглянем на свое богатство и не увидим в нем громадный ресурс.

* * *

«Сколько я себя помню, мне всегда было страшно жить. Я даже родилась на две недели позже срока и шла вперед попой, а не головой, видимо, от страха рождаться на этот свет. Иногда я чувствую себя счастливой, спокойной. Это если не лезть внутрь. Но если копнуть глубже, у меня всегда найдется повод для страха. Сейчас я понимаю, как проецирую свой страх на детей. Мне так страшно за них по любому поводу и без повода. Я душу детей своими страхами, не давая им свободы и возможности собственного выбора. А делаю это для того, чтобы мои страхи не задушили меня.

Еще недавно я представлялась себе этакой “совершенной мамочкой” – заботливой, полностью поглощенной своими детьми, семьей и домом. Вопрос – на хрена мне это надо? Никогда в детстве я не мечтала о большой семье и детях. Я вообще замуж выходить не хотела. Так откуда эта роль?

А все просто: мне нужно было доказать своей матери, что я лучше ее. “Утереть ей нос” за побои, за холодность, за взыскательность, за придирки, за отчуждение, за чрезмерный контроль и завышенные ожидания. И еще отомстить за отца, которого я очень любила и который ушел от нее по этим же причинам. Я стала успешной там, где мама потерпела неудачу: я стала преданной, заботливой женой и чудесной милой мамой.

А теперь, в результате последних событий в моей семье, эта иллюзия рассыпалась. Я нисколько не лучше своей мамы. Я так же неуспешна, как она, и причины этого одни и те же. Мы обе играли не свои роли».

* * *

Амитай Мэггед написал прекрасную книгу «Семью выбирают!», в которой изложил подход, импонирующий нам. Мы рождаемся по своему выбору в определенной среде, чтобы получить свой уникальный опыт прохождения трудностей и выучить Урок Души. Идея вовсе не нова, имеет в основе многолетние эзотерические поиски, которые в этой книге можно опустить. Но в ней заложен трансформативный подход: а что если признать свою семью с ее заморочками и заскоками идеальной для себя? Что, если осознанно выбирать ее снова и снова на протяжении всей жизни и черпать в ней возможность для личностного роста и развития?

Например, принять, что муж-наркоман, как никто другой, помогает своей жене развивать устойчивость и независимость вместо привычной жертвенной позиции «за что мне все это?!» Ребенок с синдромом Дауна учит окружающих безусловной любви, терпимости и отдаче. Мать в глубокой депрессии именно таким образом «продвигает» своих детей, способствуя их независимости, самостоятельности и достижению результатов. Похотливый дядя, щупающий свою племянницу, – это тоже учитель, хоть и омерзительный, способствующий установлению границ и самозащиты у девочки. Мальчик с синдромом гиперактивности и рассеянного внимания «тренирует» своих родителей фокусировать внимание на себе, объединяя таким образом маму с папой. То, что происходит в нашей семье и не только, – не падает с неба и может рассматриваться нами как идеальная исходная позиция для тренировки. Действительно, такой взгляд на наши трудности – непопулярен и часто вызывает недоумение. Тем не менее подобная коннотация жизненных драм, связанная с позицией ответственности за все, что мы создаем, принесла немало замечательных психологически вызревших плодов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Системное видение и семейные сценарии

Системное видение и семейные сценарии

После 20 лет брака, размышляя о том, кто он по натуре – победитель или проигравший, он пришел к заключению, что он потерпевший.
Анекдот
Влияние семьи на нашу жизнь трудно переоценить. Зигмунд Фрейд утверждал, что главная роль родителей

Семейные мифы

Семейные мифы
У каждого семейного сценария есть свой заданный жанр. Этот жанр определяет некое романтическое представление семьи о себе, которого она придерживается и которое лелеет. Обычно эта объединяющая формула начинается со слов «Мы – это те, кто…».Например:
«Мы –

Крепкие семейные и дружеские связи и обращение за поддержкой

Крепкие семейные и дружеские связи и обращение за поддержкой
С 1980-х годов люди, высоко поднявшиеся по карьерной лестнице, рассматриваются как сильные личности, преданные своему делу и целеустремленные. Кажется, что на пути вверх мужчины теряют все моральные принципы

Из чего состоят семейные финансы?

Из чего состоят семейные финансы?
Сейчас мы удовлетворим естественное детское любопытство – посмотрим, что там у наших финансов внутри. Из чего они состоят?>> Если смотреть по-крупному, не вдаваясь в детали, то семейные финансы состоят из четырёх элементов: активы,

Семейные отношения

Семейные отношения
Если отношения в семье доверительные и дружелюбные, комплекс неполноценности вряд ли возникнет у одного из ее членов; для того чтобы человек закомплексовал, стал мнительным и замкнулся в себе, лелея какую-то свою внутреннюю проблему, должна быть явная

Семейные правила

Семейные правила
Осознаем мы это или нет, но каждая семья существует по определенным правилам, даже если правила эти не оговорены заранее мужем и женой. Эти правила привносятся супругами в семью из своих родительских гнезд (или вопреки тому негативному опыту, от которого

Цель тренинга: изменение неадекватности родительских позиций; гармонизация стиля воспитания.

Задачи тренинга:

Дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.

Обучить различным навыкам межличностного общения.

Оборудование:

листы формата А-4 на каждого родителя;

мяч;

запись релаксационной музыки (спокойной, умеренной);

карточки с написанием слов разных эмоций;

свеча;

памятки «Родительские установки – жизненный сценарий ребенка»;

мишень «Обратная связь».

Ход тренинга

Введение в тренинг.

Психолог. Дорогие родители, я рада вас приветствовать. Наша сегодняшняя встреча называется «Родительские установки – жизненный сценарий ребенка».

Для начала я хотела бы вас познакомить с принципами работы в тренинге. Их необходимо соблюдать, чтобы работать было всем удобно. Итак, это следующие принципы:

активности;

добровольности;

уважение говорящего;

обращение участников друг к другу и психологу на «ты».

I. Упражнение-знакомство «Презентация ребенка».

Из бумаги сложить гармошку. Сколько граней получилось на гармошке столько рассказать положительных и отрицательных качеств своего ребенка.

Обратить внимание родителей на то, что некоторым родителям легче назвать отрицательные качества, чем положительные.

II. Упражнение «Ребенок в нас».

Психолог. Все мы были когда-то детьми. В каждом взрослом человеке остался этот ребенок. Это можно увидеть в манере общения: как говорит человек, двигается и т.д.

Сейчас я предлагаю поиграть. Бросая мяч, обратиться друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)…» В ответ каждый может согласиться или отказаться с данной ему характеристикой.

III. Упражнение «Родительские установки».

Психолог. На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить.

Психолог просит участников закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что…», «Непослушный ребенок – это…»

После выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями родительских установок.

Психолог. Родительские позиции — это установки, ожидания и отношения родителей к ребенку. Существуют следующие родительские позиции по отношению к своему ребенку:

демократичность,

авторитарность,

инфантильность,

гиперопека,

противоречивость в стиле воспитания.

Наверно сейчас вы задаете себе вопрос: «Какой же стиль воспитания будет эффективным, если я хочу вырастить человека социально зрелого, нравственного, способного иметь и отстаивать собственную точку зрения на действительность, занимающего активную жизненную позицию?» Предлагаю Вам с ними ознакомиться и сделать свой выбор.

Демократичные родители – воспитывают в детях самостоятельность и дисциплинированность. Ценят дружеские отношения с ребенком. Стремятся к равноправию при неравенстве их социальных позиций. Это значит, что ребенок пользуется уважением, но и от него ждут того же. У ребенка есть свои права и обязанности, но и родители кроме обязанностей имеют еще и права. Признавая потребности и интересы ребенка, родители сами делятся своими интересами и потребностями с ребенком. Не принимая решений за ребенка, родители в совместном обсуждении пытаются выяснить, какие цели преследует ребенок. Проявляя к нему теплые чувства, заботу и любовь, родители не забывают контролировать выполнение обязанностей.

Авторитарные родители – требуют беспрекословного подчинения, не объясняя причины запретов и указаний, пытаются контролировать каждый шаг ребенка, не давая ему никакой свободы и самостоятельности. В результате ребенок начинает бунтовать, конфликтовать и полностью отбиваются от рук, приобщаясь к жизненным ценностям, противоположным родительским, либо приспосабливаются. Такое приспособление провоцирует развитие у ребенка целого ряда негативных качеств: не уверенность в себе, инфантильность, зависимость от мнения окружающих. Если стремление к полному контролю сочетается с эмоциональной холодностью, то у ребенка развивается жесткость и жестокость по отношению к другим людям.

Инфантильные родители – это семьи, в которых на ребенка не давят просто потому, что к нему, в сущности, безразличны. Родители погружены в собственную жизнь, в которой нет места для ребенка. Какой-либо контроль отсутствует. В результате ребенок становится не предсказуемым, попадает в зависимость от внешнего влияния. А свобода без ограничений порождает вседозволенность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции.

Родительская гиперопека – склонны те родители, для которых ребенок становится единственным смыслом жизни. У которых не остается собственных интересов, которые видят в ребенке возможность, словно заново пережить «несостоявшуюся жизнь». Гиперопека как излишняя забота и контроль за каждым шагом, за любыми действиями ребенка порождает пассивность, не самостоятельность, трудности в общении со сверстниками.

Противоречивый стиль воспитания – один и тот же родитель использует прямо противоположные методы воспитания. Подобный стиль способствует становлению неадекватной самооценки, заниженного или завышенного уровня притязаний, преобладанию побуждений, связанных избежать неудачи, — вместо того, чтобы стремиться к успеху.

Конечно, чистых стилей воспитания не существует, есть их сочетания, в которых те или иные виды воздействия и влияния, тем не менее, преобладают.

Обсуждение.

Психолог. Уважаемые родители, как вы думаете, какие фразы, выражения употребляют родители с тем или иным стилем воспитания. К какому типу семей вы в большей степени относите себя?

IV. Упражнение «Памятник чувству».

Психолог. Задача взрослых состоит в стремлении к взаимопониманию с ребенком. Понять ребенка – значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения.

Родители работают в парах, один выполняет роль — «глины», другой – «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этом этапе родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:

1) когда вы испытываете такое чувство по отношению к своему ребенку?

2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Психолог. Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают.

V. Упражнение «Дисциплина».

Взрослые часто применяют какие-либо дисциплинарные методы воздействия в тех ситуациях, когда ребенок не выполняет требований взрослого.

Предложить родителям кратко описать ситуацию типичную для его семьи, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку.

Эти карточки перемешать на подносе. Родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и выявления его логических последствий.

Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.

Психолог. Предоставление свободы выбора и выяснения логических последствий этого выбора – не единственные методы установления необходимой дисциплины. Предлагаю вам познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета»:

1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется…»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это сделать сейчас, так как…»).

3. Указать каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится…»).

VI. Ролевая игра «Дисциплина».

Отработка умения применять на практике новые методы решения проблем дисциплины происходит в ролевой игре.

Ритуал завершения тренинга.

Все участники тренинга передают друг другу зажженную свечу и говорят о том, каким они представляют себе счастливого ребенка.

Мишень «Обратная связь»

Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах.

Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1. Деятельность ведущего.

2. Содержание занятия.

3. Деятельность участника (самооценка).

4. Психологический климат в группе.

Оценка осуществляется по 10-бальной шкале.

В конце встречи родителям раздаются памятки (Приложение 1).

Приложение 1

НЕГАТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

Подумайте о последствиях

И вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче…»

«Не твоего ума дело!…»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?…»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»

«Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!..»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все можешь сам!»

Приложение 2

Деятельность ведущего

Содержание тренинга

Деятельность участника (самооценка)

Психологический климат в группе

Приложение 3

Радость

Любовь

Счастье

Страх

Сочувствие

Доверие

Раздражение

Безразличие

Недоверие

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/77833-trening-s-roditeljami-roditelskie-ustanovkiz

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семейные спортивные конкурсы сценарий
  • Семейные родословные сценарии
  • Семейные праздники января
  • Семейные праздники это цитаты
  • Семейные праздники это определение