Семейный праздник это определение

праздники годового календарного круга, которые связаны с крупными событиями в семье, изменяющими ее статус, уклад жизни, внутреннюю структуру. К таким праздникам относятся свадьбы, в том числе и свадебные юбилеи, дни рождения и именин (крестины)…

Семейные праздники

Семейные праздники
праздники годового календарного круга, которые связаны с крупными событиями в семье, изменяющими ее статус, уклад жизни, внутреннюю структуру. К таким праздникам относятся свадьбы, в том числе и свадебные юбилеи, дни рождения и именин (крестины) каждого члена семьи, дни поминовения умерших родственников, дни ухода в армию и возвращения из нее. К семейным праздникам относятся разовые события: начало учения детей в первом классе, день окончания школы, дни поступления в профессиональные учебные заведения и окончания их, дни получения высоких наград, поступления на первую работу и получения первой получки и др. Все семейные праздники отмечаются радостно, с благодарностью к Богу и к жизни, с праздничным столом, гостями и подарками. Благодаря праздникам каждый член семьи по несколько раз в году бывает в центре внимания и всеобщих забот.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
.
2000.

Смотреть что такое «Семейные праздники» в других словарях:

  • Праздники — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • праздники — А. Религиозные праздники 1. Заповеданные в Ветхом Завете Пасха: Исх 12:1 14; Лев 23:5; Чис 9:1 14; Втор 16:1 7 праздник опресноков: Исх 12:15–20; Исх 13:3 10; Лев 23:6–8; Чис 28:17–25; Втор 16:3,4,8 принесение первого снопа (снопа потрясания)… …   Библия: Тематический словарь

  • Профессиональные праздники — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Праздничный день — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Профессиональный праздник — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Праздник — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/16 июня 2012. Дата постановки к улучшению 16 июня 2012 …   Википедия

  • Византийский быт — Гелиос в окружении знаков зодиака. Среди византийцев была распространена вера в астрологию. Византийский быт  сфера культуры византийского общества, основной целью которой было удовлетворение его материальных, общественных и духовных… …   Википедия

  • Николаевский морской лицей имени профессора М. Александрова — Николаевский морской лицей имени профессора М. Александрова …   Википедия

  • Лето Господне — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • ПРАЗДНИК — [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… …   Толковый словарь Ушакова

Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений? Во-первых, это некое массовое мероприятие развлекательного или торжественного характера. Оно может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа. Примером могут служить наши общие государственные праздники – такие, как: «День Победы», «День Защиты детей». А также праздники, имеющие большое значение для верующих людей – религиозные.

Во-вторых, это может быть некое календарное событие (календарный праздник), в связи с которым установили день отдыха. Это наши общегосударственные праздники, которые вполне могут стать любимыми семейными торжествами. Действительно, как обойти вниманием Новый год или 8 Марта? Семья не остается безучастной и вплетает их в полотно родовых традиций.

В-третьих, значение слова праздник может определяться неким радостным событием, которое не связано с официальным календарем. Оно касается сугубо отдельно взятой конкретной семьи. Это семейные праздники. В свою очередь семейные праздники также могут подразделяться на личные праздники и тематические. К личным относятся:

– именины;

– различные годовщины;

– памятные даты.

Говоря о праздновании личного торжества, уместна оговорка: порой устав от ежедневной суеты, жизненного круговорота: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов, хочется собраться узким кругом самых близких и родных людей. И именно личный праздник – подходящий повод для подобного семейного сбора. Более того, в каждой семье обязательно должны присутствовать личные даты.

Тематические семейные праздники – праздники, которые семья придумывает себе сама по какому-то поводу, касаемому конкретной семьи. Вот так им захотелось. Кто-то празднует самую длинную ночь в году, а кто-то – летние каникулы. Это не является праздником? В прямом смысле – да. Но каждая семья вполне может создать подобный тематический праздник, придуманный ее членами на основе события, важного только для конкретно этой семьи в целом или для кого-то из ее членов. Вполне понятно, что в дальнейшем этот праздник может стать одним из самых любимых семейных праздников.

Почему бы и нет? Посудите сами, какому ребенку не понравится сюрприз в виде маленького торжества по случаю начала или окончания школьной жизни, достижений в учебе, спорте, творчестве и т.д. Подобное неожиданное приятное событие не только доставит ребенку удовольствие, но и станет отличным стимулом для его дальнейших маленьких личных побед. Собственно говоря, а почему только ребенку? Кому из нас, взрослых, не понравится аналогичный сюрприз? А повод? Повод можно найти всегда, было бы желание.

Из истории: по официальной версии, люди впервые узнали, что такое праздник, примерно тогда, когда изобрели календарь. Именно тогда в календаре появились дни, которые отличались от всех остальных.

Какова же значимость праздников?

Занимаясь рассмотрением данной темы, мною было проведено анкетирование и интервьюирование воспитанников Школы-центра младшего школьного возраста. Детям было заданы примерно следующие вопросы:

Какой праздник у вас самый любимый? Как ваша семья отмечает этот праздник?

Какие еще события празднует ваша семья?

Какие традиции хотели бы вы создать в своей семье?

Анкетирование позволило сделать следующие выводы: чаще всего ребята называют те праздники, которые им лучше запоминаются своей яркостью, масштабностью или шумностью. Обладая такими качествами, именно эти праздники больше всего им нравятся, что совсем неудивительно. Самые распространенные ответы: День Рождения всех членов семьи, 8 марта, Новый год.

Чем они нравятся нашим детям? Здесь ребята перечисляли атрибутику, в случае Новогоднего праздника, это: елка, гирлянда, петарды, Дед Мороз. Далее, как правило, неизменно: мама готовит много вкусной еды, приходят гости, дарят подарки, поздравляют, говорят тосты, играет музыка, все танцуют, поют караоке, и так далее…далее…далее.

Увы, но практически никто из опрошенных ребят не сказал про существование в семье тематических праздников и традиций, созданных самими членами семьи: гулять, кататься на лыжах, играть в футбол, ходить в походы или на рыбалку. Более того прозвучало, что даже в день рождения ребенка, на торжество приглашаются только взрослые – друзья родителей. Однако значимым моментом явились слова одного из воспитанников, высказавшегося о своем желании создать такой праздник, традицию, которую можно будет передавать из поколения в поколение! Быть может стоит прислушаться к детям, к нашим детям?!

А что же мы, взрослые? Что делаем мы для наших детей? Что чаще всего встречаем в реальности?

Да, бывает, что празднование дня рождения ребенка действительно реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Радостное воспоминание о таком торжестве сохранится надолго и для виновника события, и для всех присутствующих.

Другая семья обращается за помощью в подготовке и проведении праздника к аниматорам или ведущим. Сейчас это считается модным и престижным. Специалисты своего дела, они действительно смогут организовать праздник ярко и динамично. Но, с другой стороны, это по сути, чужие люди, которым неизвестны какие-либо тонкости взаимоотношений в конкретной семье или личностные особенности её членов.

Бывает так, что ребенка оставляют за общим столом, но никому нет до него дела. Ему неинтересно, он чувствует себя одиноко! Другой вариант присутствия ребенка за одним столом с взрослыми может оказаться более «насыщенным»: он становится свидетелем не только взрослых разговоров, но и «веселого русского застолья» в целом, включая тосты, распитие спиртных напиток и т.д.

Бывает, что мы любим демонстрировать способности своих детей. И в случае присутствия на празднике нескольких ребят, вполне можно лицезреть настоящий конкурс талантов. Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно себя чувствуют робкие дети. Заставлять их выступать не следует. Не исключена и ситуация когда родители или другие гости отмечают особые способности детей в чтении стихов, танцах. Превознося успехи одного, наносится удар по самооценке другого. Так у ребенка зарождаются комплексы, которые в дальнейшем могут отразиться на его личностном росте и выстраивании взаимоотношений в социуме.

Оказывается, все совсем не так просто и лучезарно. И в наших интересах, в интересах наших детей, их будущего, осознать, что семейные праздники – это не только яркое и веселое действо. Это самые чистые, искренние и наделенные любовью события, имеющие колоссальное значение для наших семей в целом, включая и взрослых и детей. Посудите сами: делая перерыв в повседневной жизни человека, они выполняют функцию релаксации. А самое главное – семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников! Это – своего рода цемент, укрепляющий кирпичики отношений. На самом деле: привычка весело и интересно проводить досуг вместе укрепляет отношения и душевную близость.

Покажите свой список семейных праздников, и сразу станет понятно, насколько крепкие у вас отношения в семье.

Кстати, о самом распространенном семейном празднике – дне Рождения. Дни рождения побуждают проявлять личное внимание к виновнику торжества. Это помогает ощущать свою значимость, индивидуальность и уникальность. А бывает и так, что день рождения хоть немного способствует примирению поссорившихся родственников. Хочется того или нет, а в этот день нужно проявить доброту, вручить подарок и сказать что-нибудь приятное друг другу.

Теперь попробуем разобраться как, каким образом семейные праздники оказывают влияние на воспитание наших детей.

В первую очередь, это формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Рассмотрим, что происходит, когда семья собирается за круглым столом для организации своего семейного события. Она взаимодействует: совместно планирует, учитывает пожелания всех членов семьи, обговаривает возможности. Привлекая к этому процессу своего ребенка, вы обозначаете его значимость как личности, как полноправного члена семьи!

Теперь давайте вспомним, что мы традиционно делаем в доме перед праздником? Конечно, генеральную уборку. Возможно украшаем дом, затем сервируем стол. И что же мы этим формируем? Разумеется, трудовые навыки. Более того, мы формируем умение трудиться сообща. Причем без принуждения, а с желанием.

Ежедневная суета: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов отнимает у нас много времени. Как следствие: очень редкое полноценное общение с родными людьми, включая наших детей. Во время же подготовки и проведения семейного праздника, мы можем наверстать упущенное.

При проведении семейного торжества в свою очередь вместе с нашими родителями, т.е. бабушками и дедушками, мы осуществляем связь поколений.

Проанализировав вышеизложенное, вывод очевиден: участвуя в подготовке семейного праздника и в самом торжестве, при условии его правильной организации, наши дети учатся многим важным вещам.

Но почему-то этого не происходит. Каковы причины? Есть что-то, что нам мешает. Попробуем разобраться конкретнее с этим «что-то». В настоящее время многие современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. Основные силы и время родителей в большинстве семей расходуются на материальное обеспечение. Общение же с детьми сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении полученных оценок.

Статистика. Особенно печален дефицит общения детей с отцами. Учеными доказано, что папы в разных культурах видят своих малышей кто 30 минут, а кто и только 5 минут в сутки. И мы прекрасно осознаем и понимаем, что дело здесь не только в занятости пап и борьбе за хлеб насущный.

Еще одна проблема современности – так называемое «гаджетовое помешательство»: смартфоны, планшеты и прочая цифровая техника не просто вошли в нашу жизнь, а с успехом вытесняют из нее реальность.

Статистика. Как утверждает статистика: семилетний житель Европы уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний – больше четырех лет!

Разумеется, сегодняшние дети другие. Именно другие, не лучше и не хуже своих сверстников из прошлого, ни в коем случае, но главная потребность – потребность современных детей в общении со своими родителями прежняя. И к сожалению в современном мире она часто остаётся не удовлетворенной. Большое человеческое несчастье – одиночество для ребенка болезненно вдвойне. Как следствие – его уход в виртуальность.

Не получая полноценного общения с самыми близкими и родными людьми – своими родителями, наши дети находят его в интернете. Он не отказывает им в разговорах, расскажет сказку, споет песню…. вот только какую сказку и какую песню — большой вопрос!

Что же делать нам, взрослым? Быть рядом с нашими детьми! Использовать (даже изыскивать) малейшую возможность и быть рядом.

Не стоит забывать, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит не детскому саду или школе, родителям. И, именно так гласит Закон РФ «Об образовании».

Статья 18 Закона «Об образовании» возлагает всю ответственность за воспитания детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные и школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Важно осознать, что семья для наших детей: может стать крепостью, где он будет защищен от неизвестности и опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, да – иногда и пожурят, но, поймут.

Может стать, а… может и не стать. Зависит это только от родителей. Не стоит забывать, что семья также может стать первой школой. Самыми важными учителями которой, являются именно родители. И, разумеется, качественный показатель такой школы напрямую также зависит от них. Не стоит забывать и то, что дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, укладом, традициями, которые складываются в доме. Первая школа ребенка – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в своей жизни, на формирование его системы ценностей. И, гораздо позже, когда ребенок будет строить свою личную семью, модель семьи своих родителей он возьмет как пример, как основу.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Пусть помнят, что с лихвой получат от них всё то, чему их учат.

(Себастьян Брандт)

Именно в период младшего школьного возраста: от 7 до 10 лет для детей в отношениях с взрослым характерно не только послушание, как это было в дошкольный период, а почитание взрослого. Именно этот период является сензитивным, то есть чувствительным, для правильного формирования организации свободного времени ребенка. От личного примера родителей и их инициативы зависит, будут ли дети «убивать» время впустую, искать интересное общение вне дома (улица, интернет) или совместно с самыми дорогими и близкими людьми найдут увлекательную форму организованного семейного отдыха.

Думаю, учитывая вышеизложенное, ответ на вопрос, обозначенный в названии статьи: нужны ли в современном обществе семейные праздники, очевиден — конечно нужны.

Более того, разве есть у нас, взрослых, моральное право не прислушаться к словам одного из ребят, участника опроса, про создание в своей семье такого «талисмана» (так обозначил традиции ребенок), который будет передаваться из поколения в поколение.

А ведь в большинстве семей есть так или иначе уже присутствуют свои гласные или негласные традиции. Даже если кто-то из читателей считает, что в его семье нет ничего подобного, немного ошибается. Ведь даже утреннее: «Привет!», «Доброе утро» и вечернее: «Спокойной ночи!» – это тоже своего рода традиции.

Возможно, стоит добавить ещё интересных традиций?

Литература

1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. – Минск, 1983.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

5. Земска М. Семья и личность. –   М., 1986.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

7. Семейно-бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. – Минск, 1987.

8. Интернет-ресурс: http://goodhome.su/semeynie-tradicii/semeynie-prazdniki-i-podarki

Консультация для родителей.

«Праздники в семье»

Что такое праздник? Праздником принято  называть традиционное торжество, веселье, устраиваемое народом, коллективом, семьей в честь или в память какого-либо знаменательного события.

Праздники бывают разные: календарные, народные, домашние.

Календарные праздники  — Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Апреля и т.д.

Народные  праздники — Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и др.

     В каждой семье есть свои домашние праздники: дни рождения, юбилеи, свадьбы, рождение ребенка и т.д. Это может быть и праздник рисунка, день дружбы, праздник для взрослых, карнавал, первый звонок, новоселье, праздник первого урожая.

      Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.

     Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека.  Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

     Считается, что ребенок, с самого раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник – это целое событие. Он считает свои дни до праздника, как взрослые считают года от одного важного события в жизни до другого.

     Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники

      Семейные праздники содержат также богатые возможности для воспитания ребенка и развития всех его дарований. Загадки, занимательные задачи, викторины, различные познавательные игры — непременные атрибуты детских праздников, хорошие помощники в интеллектуальном  развитии.

         В доме праздник —  нужно подготовить подарок, украсить дом, все вычистить – так входит труд в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, разыгрываем сценки, украшаем дом, наряжаемся, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем ребенка эстетически.

        Совместная подготовка к празднику ребенка и его родителей укрепляет семью. Вместе придумать план праздника, его подготовить – большая радость для детей. Каждый делает то, что ему больше по душе, что отвечает его интересам и способностям.

       Планируя программу праздника нужно учитывать возрастные особенности детей. Малыши быстро утомляются, не могут долго сидеть и фиксировать внимание на чем-либо. В предпраздничной подготовке их участие минимально, чисто символически. Игры для них подбираются самые простые и подвижные. У дошкольников более устойчивое внимание. Им можно предложить кукольный театр, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы. Детям нравятся настольные игры, с удовольствием принимают участие в домашнем концерте.

       Родителям надо помнить, что для создания праздничного настроения, нужно не забыть о сюрпризах. Это может быть что-то новое в одежде, в оформлении комнаты, в угощениях, это и подарок, и неожиданный гость, новые стихи и песни и т.д.

       В каждой семье праздник проводится по-своему. Главное, что любой праздник, торжество, встреча с друзьями должны быть запоминающимися, веселыми, оставляющими добрый след в душе. Это получится в том случае, если будет не только застолье, но и игры. И  сегодня мы вашему вниманию предложим небольшое количество игр и потех, которые помогут сделать  ваши домашние праздники веселее, радостнее и  ярче.

Дети любят играть. Играют всегда. Но при их выборе надо учитывать и количество гостей, и степень их знакомства, и характер самого праздника.

 «Встретим праздник весело»

Игры и потехи для всей семьи.

Показ мод.

На празднике можно устроить веселое развлечение с демонстрацией моделей имеющейся в наличии у взрослых одежды. Для этого нужно положить  в коробку всевозможные старые платья, блузки, юбки. Следует добавить туда туфли на высоких каблучках и разноцветные шарфики.

Можно дополнить подобный реквизит рубашкой, шляпой, галстуком, жакетиками и сумочками. Каждый ребенок выбирает наряд по своему вкусу. Стиль одежды, как правило, соответствует привязанности юного манекенщика: элегантно-классический или авангардный.

Старшие ребята или взрослые могут исполнять роль ассистентов, помогая малышам надевать туфельки, завязывать бантики и т.д.

Негромко звучащее музыкальное оформление поможет создать атмосферу настоящего праздника моды. Роль взрослого в этом достаточно активна, поскольку он комментирует наряд ребенка, демонстрируя свою изобретательность и выдумку в составлении кратких, ярких характеристик для каждого костюма.

Игра в подарки.

Организовать призы участникам праздника можно, устроив беспроигрышную лотерею, чтобы каждый участник праздника получил какой-нибудь приз. В начале праздника гости от хозяев получают бумажный кружок с номером, который разыгрывается в конце праздничного вечера.  В качестве подарков – сувениров могут быть фломастеры, карандаши, книжки-раскраски, открытки, календарики, наклейки, шарики, закладки для книг и другие приятные для ребенка вещицы.

Организовать призы можно и следующим образом. Нужно протянуть по ширине комнаты веревку. К ней следует привязать предназначенные гостям сувениры, упаковав их в мешочки или коробочки по количеству участвующих  в праздничном вечере. Первому гостю завязывают глаза, раскручивают несколько раз, дают ножницы и направляют к подаркам. Он должен срезать себе сувенир.

Поиски спрятанного в комнате предмета или приза.

Это занятие нравится детям любого возраста. Для малышей его надо сделать попроще, проследить, чтобы не запрятали предмет так, что малыш не смог его найти. Когда предмет спрятан, можно начинать. «Холодно», «теплее», «горячо» — этими возгласами дети обычно помогают в поисках. Можно использовать музыку. Если спрятанный предмет далеко – музыка звучит тихо. Чем ближе к предмету – тем музыка громче. Можно спрятать игрушку, сувенир, шоколадку – тот, кто найдет, возьмет себе приз.

Аттракционы. Игры.

«Шофер».

    Для аттракциона необходимо две машины с привязанными к ним длинными веревочками. Концы веревок закреплены на небольшой палочке или карандаше. Участники (2 человека) садятся на стулья и берут в руки палочку с прикрепленной к ней на веревке машине (машина должна находиться на одинаковом расстоянии от участников). По команде каждый из играющих начинает наматывать веревку на палочку, машины при этом двигаются по направлению к игрокам. Чья машина подъедет первой, тот признается победителем.

«Попади карандашом в бутылку».

Количество участников игры не ограничивается. Для нее потребуется несколько (по числу играющих) пустых бутылок, карандаши и нитки. Участнику игры привязывается сзади за средней длины нитку карандаш. Игрок должен слегка расставить ноги, чтобы лучше видеть карандаш, и постараться попасть им в стоящую на полу бутылку. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Забей картошкой гол».

     Для игры необходимо иметь 2 мяча, 2 картошины на средней длины веревочках и ворота, которые можно без труда сделать из кубиков.

    На пояс двум участникам сзади привязывается на веревке картошина. Расставив ноги и раскачивая картошку, игрок должен ударить ее по мячу так, чтобы он влетел в импровизированные ворота. Болельщики награждают победителя бурными продолжительными аплодисментами.

 «Не упади, ватка».

     В аттракционе может принять участие любое количество играющих. По числу игроков образуются команды. Главная задача участников – не уронить как можно дольше на пол мягкий комочек ваты, который будет держаться в воздухе до тех пор, пока хватит сил, терпения и ловкости у игроков, дующих на него.

«Приставь пятачок поросенку».

     На большом листе бумаги должна быть нарисована рожица поросенка. Место пятачка на ней не обозначается. Пятачок вырезается из бумаги отдельно. Участника игры ставят на небольшом расстоянии от рисунка и завязывают ему глаза. Играющий должен пойти в указанном направлении к рисунку и приложить пятачок, который лежит у него в руке, на рожицу поросенка в то место, куда считает нужным. Побеждает тот, кто недостающим элементом правильно дополнит рисунок.

«Шутливая рыбалка».

     Аттракцион организуется следующим образом. В проеме двери, ведущей в комнату, натягивается любая ткань (это берег воображаемого озера). Участники игры находятся по одну  из сторон ограничительного пространства. В руках у них импровизированная удочка: кушак от  маминого платья, привязанный к небольшому удилищу. Закидывается «удочка». Стоящий по другую сторону ткани взрослый привязывает к «удочке» любой предмет из «озера». Это может быть какой-либо подарок (игрушка, угощение) или предмет одежды (чтобы было веселее, привязать можно старую мамину туфлю, шляпу, папин ботинок, резиновый сапог и т.д.). Взрослым необходимо помнить: если один ребенок вытащил первый раз какой-либо подарок, в следующий раз роли должны обязательно поменяться (чтобы никому не было обидно)

     Заканчивается шутливая рыбалка общей пляской всех участников. Для большего веселья дети надевают на себя те вещи, которые им попались на крючок, и танец становится еще задорнее.

«Вкусные загадки»

     Заверните конфету или шоколад в несколько обверток и вложите в каждую по загадке. Играющий, разворачивая лакомство, должен правильно ответить на загадку. С каждой оберткой загадки становятся сложнее. Если ребенок не знает ответа или ошибается, конфета переходит другому. Съесть конфету посчастливится тому, кто отгадает последнюю, наиболее сложную загадку.

Разыгрывание приза на счет 3.

     Два участника стоят друг против друга – перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: 1, 2, три…ста, раз, два, три…надцать и т.д. побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет – три.

Раздави шарик соперника.

Двум человекам дается по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге. Правой же ногой надо раздавить шарик соперника.

Откуси яблоко.

     Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно.

Музыкальные конкурсы»

«Найди свою половинку и пригласи на танец»

     Для проведения конкурса необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения. Ведущий праздника выбирает лучших танцоров.

«Потешный хор».

     Выстраивается хор, впереди хора становится дирижер. Каждый участник вспоминает один куплет какой-нибудь песни. По команде «дирижера» начинает петь «солист», на которого укажет руководитель хора. Особенно смешно и интересно, когда по просьбе «дирижера» начнут петь два или несколько участников. «Дирижер» должен не забывать жестом «выключать» поющих.

«Запретное движение».

     Звучит веселая ритмичная музыка. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых (например приседание) – запретное. Все повторяют движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибается, выбывает, а оставшиеся дольше всех объявляются победителями.

«Дракон кусает свой хвост».

     Звучит веселая  музыка. Все встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый участник – «голова Дракона», последний – «хвост Дракона». «Голова Дракона» пытается поймать «хвост», а тот отворачивается от него.

К вашему вниманию предлагаем следующие книги: «Детские праздники в семье» Г. Н. Тубельской, «День рождения в семье и школе» Е.И. Ромашковой. Эти книги – для всех, кто связан с детьми, кто любит их и готов отдать часть своего свободного времени детям, чтобы в будущем они были хоть чуть-чуть счастливее, спокойнее,

увереннее в себе.

Семейные праздники

Семейный
праздник – это организованный отдых
по случаю какого-либо значительного
для всех членов семьи события. Традиционно
к ним относят дни рождения, крестины,
возвращение из дальней поездки одного
из родственников, начало или окончание
школьной жизни, достижения в спорте,
учебе, творчестве и т.п. Для школьников
могут проводиться маленькие
праздники-сюрпризы, которые организуются
для того, чтобы доставить ребенку
удовольствие.

Наиболее
традиционным семейным праздником
является день рождение одного из детей.
Дети, как правило, с нетерпением ждут
его. Однако, очень важно, чтобы он
запомнился не только количеством
подарков, Праздник по поводу дня рождения
ребенка будет удачным, если родители
сумеют правильно организовать его.

Прежде
всего, необходимо помнить, что день
рождение ребенка – это его праздник.
Следовательно, все, что будет происходить
в этот день, должно доставлять удовольствие
именно ему. Опыт показывает, что очень
часто родители приглашают родственников
и друзей, накрывают стол, произносят
одни и те же тосты и, в конце концов,
забывают о малыше. Виновник торжества
остается в своем игровом уголке,
предоставленный сам себе. Чтобы избежать
этого, хорошо организовать любимые им
игры, приготовить то, что он любит, и
т.п. С ребенком пяти – семи лет можно
заранее обсудить те мероприятия, которые
будут для него интересны.

Далее
необходимо определить этапы подготовки
дня рождения, т.е. композицию праздника:
разработку сценария, продумывание
интерьера, подготовку сувениров для
гостей.

Композицию
праздника необходимо продумывать, если
он не сводится только к приему гостей.
День рождения с самого утра может
начинаться с сюрпризов.

Утреннее
вручение подарка можно организовать
по-разному. Можно проснувшись пораньше,
подождать пробуждение ребенка и прийти
с поздравлениями всей семьей, спеть
песню, прочитать полученные телеграммы
и открытки. А можно показать «волшебный»
конверт (красиво украшенный), открыть
его вместе с малышом и обнаружить там
старинную карту. На карте будут обозначены
разные города (если предполагается
сухопутное путешествие) или порты (если
путешествие будет морским). Населенные
пункты соединены пунктирными линиями,
показывающими направление движения.
Это не что иное, как зашифрованные
праздничные мероприятия (походы в парк,
игры в лесу, посещение кафе, прием гостей
и т.п.) Вместе с ребенком нужно внимательно
рассмотреть карту и начать (движение)
в соответствии с маршрутом. Могут быть
и другие варианты.

Следующее
условие, которое обеспечит успешность
празднование дня рождения, связано с
составлением сценария.

Сценарий
– это детальная литературно-художественная
разработка культурно-деловой программы.

Сценарии
могут быть односюжетными и бессюжетными.

В
односюжетном все эпизоды объединены
одним содержанием (например, «необыкновенное
приключение», «Мамин котеночек», «Если
в дом пришел робот» и т.п.)

Бессюжетные
сценарии составляются из отдельных
игр, развлечений, конкурсов, не соединенных
единым содержанием.

Конечно,
не следует забывать и о праздничном
столе, меню которого должно быть
составлено в соответствии со вкусами
детей данного возраста. Хорошо, если
оформление стола соответствует сюжету
праздника.

После
того, как сценарий разработан, можно
подумать об оформлении квартиры, дома
или помещения, где будет проводиться
праздник: уместны новогодние гирлянды
огней, разнообразные веночки, цветочные
композиции, воздушные шары и пр.

Для
гостей помимо игр и развлечений, надо
приготовить сувениры и призы (для
награждения победителей в конкурсе). В
качестве сувениров могут использоваться
маски, игрушки-забавы, книжки, карандаши
и т.п. Призы и сувениры можно изготовить
самим, можно приобрести в магазине.
Сюрпризы для гостей позволят создать
атмосферу общего веселья. Вместе с тем
гости почувствуют, что их ждали, к их
приходу готовились.

Наконец
настало время поговорить о подарках
для самого виновника торжества. Обычно
родители стараются приобрести какую-то
полезную вещь. Например, рубашку, сапоги,
брюки, платье. Дошкольникам традиционно
дарят игрушки.

Конечно,
одежда, обувь нужны, и их все равно купят.
Но в день рождение лучше подарить ребенку
то, чего он очень хочет и ждет.

Итак,
хорошо продуманная композиция праздника
должна способствовать сохранению
положительного эмоционального настроя
у всех присутствующих, предотвращать
переутомление, развивать интерес,
удовлетворять потребность детей в
самостоятельности и активности.

Организация
семейных походов

Выбор формы
проведения выходного дня происходит в
каждой семье с учетом ее интересов,
склонностей, возможностей, но, пожалуй,
наиболее универсальным видом активного
отдыха для всех членов семьи является
туризм. Он служит надежным средством
укрепления здоровья и восстановления
сил, потраченных за неделю. Сочетание
всех основных составных частей
полноценного отдыха (двигательная
активность, благотворное воздействие
природных факторов познавательность,
разнообразие впечатлений, общение с
новыми людьми и т.п.) делает туризм одной
из самых привлекательных и полезных
форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные
походы дают ни с чем не сравнимый
оздоровительный эффект, получаемый в
результате комплексного воздействия
на организм природных факторов: солнце,
воздуха, воды – и разнообразной
двигательной активности. Доказано, что
продолжительное выполнение циклических
упражнений умеренной нагрузке (ходьба,
езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки)
способствует развитию выносливости,
которая в сочетании с закаливанием
обеспечит формирование механизмов
эффективной профилактики сердечно-сосудистых
и респираторных заболеваний.

Кроме
того, совместные походы способствуют
укреплению семьи, формируют у детей
положительные нравственные качества,
развивают любознательность, приобщают
к миру природы, воспитывая бережное
отношение к ней. Они расширяют кругозор.
Ребенка формируют представления об
истории родного края, традициях и
культуре народа. В семейном походе дети
чувствуют свою причастность к общему
делу, видят какую пользу они приносят.
Именно в походе возникает духовный
контакт, о котором многие родители
только мечтают.

В
походах дошкольники приобретают
первоначальные навыки выживания в
природной среде (умение ориентироваться
на местности, разбить лагерь, разжечь
и затушить костер, приготовить еду,
оказать первую помощь пострадавшему
и др.). У детей воспитывается
самостоятельность, организованность,
развивается воля. Опыт показывает: дети,
прошедшие физическую и психологическую
подготовку к возможным экстремальным
ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут
себя максимально собранно, без паники
и растерянности и пытаются найти выход
из создавшегося положения

Таким
образом, семейный отдых в выходные дни
и во время отпуска в форме туристических
прогулок и походов имеет целый ряд
компонентов: физкультурно-оздоровительный,
социально-коммуникативный,
эмоционально-психологический,
эстетический, познавательный и прикладной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Семейные праздники

праздники годового календарного круга, которые связаны с крупными событиями в семье, изменяющими ее статус, уклад жизни, внутреннюю структуру. К таким праздникам относятся свадьбы, в том числе и свадебные юбилеи, дни рождения и именин (крестины) каждого члена семьи, дни поминовения умерших родственников, дни ухода в армию и возвращения из нее. К семейным праздникам относятся разовые события: начало учения детей в первом классе, день окончания школы, дни поступления в профессиональные учебные заведения и окончания их, дни получения высоких наград, поступления на первую работу и получения первой получки и др. Все семейные праздники отмечаются радостно, с благодарностью к Богу и к жизни, с праздничным столом, гостями и подарками. Благодаря праздникам каждый член семьи по несколько раз в году бывает в центре внимания и всеобщих забот.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Урок 5 а класс. «Семейные праздники»

Цели урока:

 — создать условия
для осознания значимости семейных праздников в жизни человека;

 — узнать, когда и
как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его
выбирать и дарить

Предметные результаты:

 — формирование
нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок.
Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные
результаты:

 — учить добывать
информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт;

 — участвовать в
работе класса, группы, принимать коллективные решения;

 — развивать умение
обобщать полученную информацию, делать выводы;

 — умение строить
логические цепочки рассуждения;

 — формирование
установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

 — развивать умения
анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки;

 — учить оценивать
свою работу и работу группы.

Технология, методы и
приемы: ИКТ, технология работы в группе; работа с дополнительными источниками
информации; здоровье сберегающие технологии, самооценивание.

Формы
организации учебной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная, групповая.

Тип
урока:
комбинированный

Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.

Оборудование:
слайдовая презентация, карточки-задания, викторина,
игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Ход
занятия.

1.Организационный
этап.

ХОД
УРОКА:

1.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

2.    
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЗНАНИЙ

 Открывается
дверь, входит ученик. Говорит всем: Привет.


Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о правилах ЭТИКЕТА. Что не так
сделал …..?

 Вы
опоздали на урок. Ваши слова и действия.  

 (Нужно
постучать, открыть дверь и сказать всем: Здравствуйте. Извините за опоздание,
разрешите, пожалуйста,  войти… Привет говорят друзьям в другой обстановке).

-Что
такое этикет? (Этикет —
это свод норм, правил общения людей между
собой…)

-Что
является основой этикета? (Уважение)

Правил
этикета очень много, но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу:
«Уважай окружающих людей»! Об этикете мы говорили на прошлом уроке, не
забывайте правила поведения.

3.Подготовка к формулировке темы и целей урока.

Прежде, чем нам  с вами сформулировать тему и цели урока давайте
выполним несколько заданий, которые нам помогут это сделать

1.     Задание 1.

О чем идет
речь во всех этих загадках? О праздниках.

Слайды №
2,3 – Какое событие объединяет эти фотографии?

Совершенно
верно. Но праздники по своему значению в жизни людей, каждого человека
подразделяются. Сейчас я вам покажу несколько слайдов, на которых изображены
различные праздники.

Задание №2
«Ассоциации».

Сгруппируйте
данные праздники  из слайдов  презентации в  наиболее подходящие между собой, и
запишите их в таблицу
(работа в парах).

Учащимся
предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

Приложение

I
группа

II
группа

III   группа

IV   
группа

V   
группа

Праздники
подразделяются на:  государственные ,общественные, профессиональные,
религиозные и семейные. Именно о последних мы и будем говорить сегодня на
уроке.

4. ТЕМА: СЕМЕЙНЫЕ
ПРАЗДНИКИ.

Что бы вы хотели
узнать сегодня на уроке? (Формулировка целей и задач урока)

5. Работа по теме
урока.

1.
Работа с пособием  для учащихся.  Чтение статьи.

Откройте
учебник на стр. 58,  прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)


чем прочитали в 1 –м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам
дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)


каким силам природы обращались древние люди?


Как они это делали? (Люди приносили дары, пели и танцевали. Произносили
хвалебные слова. Для этого люди освобождались от работы в определенные дни.)


Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние
времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в
людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя
свободными.  Как известно из истории, организация праздников относилась к числу
любимых занятий славян.

Прочитайте
самостоятельно в учебном пособии  2-ой абзац.

-Что
в древние времена называли (отмечали) праздником?  (Праздниками отмечали все
новое: наступление весны, нового года, дни рождения)

Слово
«праздник» в славянских языках — столь же древнее, как и сами праздники.
Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё
началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор
широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя
многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

-Давайте с вами
подумаем что такое  «праздник» в наше время. Кто ответит? (Ответы детей)

2.
ФОРМУЛИРОВКА И ЗАПИСЬ ПОНЯТИЯ «Праздник»

Праздник – день торжества, установленный в
честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества
по поводу чего- либо; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.

 -Давайте
посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (3-й абзац).
Зачитайте. (Чтение вслух)


Что такое праздник в наши дни?  Праздник- это веселье, торжество, которое
устраивается по какому –либо поводу.  В наше время люди воспринимают праздник
как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной
реальности.

3.Проведение
семейных праздников и торжеств.

Работа
в группах.

Правила
этикета.

        -Все праздники отмечаются
торжественно, но только семейные праздники отмечаются  тепло и с любовью.
Рождаются чувства радости, гордости и восхищения своими близкими и родными.

Чтобы
праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им
было хорошо, весело. А теперь давайте вспомним правила, которые надо соблюдать,
чтобы праздник прошел хорошо.

1
группа —  Советы тем, кто готовит подарки.

При
выборе подарка учитывайте вкусы того, кому он предназначен.


Самодельный подарок должен быть аккуратен, безопасен, не хрупкий.


Подарки должны быть красиво оформлены, приятны.


«Живые» подарки обсуждают заранее


Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому, кого мы хотим порадовать.

Воздержитесь
дарить вещи, уже бывшие в употреблении.

2
группа —  Правила  приема подарков.


принимают подарок, стоя, а не сидя;


улыбаются дарителю и благодарят за подарок;


подарок желательно рассмотреть;


любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два
одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите
за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

3
группа —  Советы тем, кто готовит сценарий праздника.

Сначала
составить программу праздника, соответствующую теме. Конкурсные программы чаще
составляют из интеллектуальных заданий и заданий на ловкость, силу, скорость.
Никто не должен быть обделен вниманием.  Призы и костюмы готовят заранее.
Каждый член семьи должен внести свой вклад в подготовку к празднику.

4
группа —  Советы тем, кто готовит украшение к празднику.

 Можно
украсить комнату плакатами,  стенгазетами, посвященными имениннику, гирляндами
и, конечно же, воздушными шарами. Хорошим украшением будут гирлянды, игрушки,
яркие банты, бусы, мишура, серпантин, разнообразные композиции из природных
материалов, свечи. Цель украшения – создание праздничной атмосферы праздника.

Игра
– физминутка « Подарки»

Учитель читает
текст, а дети изображают все движения:  

«У нас  был
семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты,
среди которых был молоток. Брату подарили лыжи,  он теперь катается. Бабушке
подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне
подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

5.
Сообщения учащихся.

Поднимите руку,
кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый
для вас и вашей семьи?

Какие
праздники принято отмечать в вашей семье?

 Для чего нужны
«Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен
дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от
времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей,
а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких
подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не
испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими
руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий?
Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг
другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

В нашей стране
много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие? 

         
Международный день семей
отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года.
Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

День
семьи, любви и верности.
  С 8 июля 2008 года. 
(кратко рассказать об истории Петра и Февронии).     

— Что стало его
символом? (ромашка)

На праздниках 
принято дарить подарки. 

Да, очень важно
следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в
поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у

вас
был родной дом.

Игра
«Пословицы разбежались»
Соберите их и объясните
смысл.(Приложение 1)

Работа
в группах
.

На
что и клад

коли
в семье лад

Родительское
слово

мимо
не молвится

Вся
семья вместе

так
и душа на месте

Отца
с матерью почитать

горя
не знать

Родители
трудолюбивы

и
дети не ленивы

Дом
согревает не печь

а
любовь и согласие

ИТОГ
УРОКА.

-Наш
урок подходит к концу. 

Есть
много праздников на свете.

Их
любят взрослые и дети.

Рисуют
открытки, готовят подарки.

Праздники
делают жизнь семьи — яркой!

-Ребята, я хочу вам сказать, что самое дорогое, что
есть в жизни человека – это семья. Ее надо беречь, дорожить ее традициями и
обычаями, любить своих родителей, уважать старших. Во время семейных праздников
родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу
и цените каждый день, проведенный в кругу семьи. Дружная семья – большое
счастье!

РЕФЛЕКСИЯ.

 Каждому
человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.Где бы мы ни были, мы
всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом- это
родительский дом. Итак, для чего нужны семейные праздники? Что такое традиция? Итак,
семейные традиции :не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно
только беречь как зеницу ока.

-Продолжите
высказывания об уроке:


На уроке я узнал…


получил(а) полезную информацию о том, что…

-Знания,
полученные на уроке, мне необходимы…


Интересны были высказывания….

8.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ

1.
«Сценарий семейного праздника» в нем отразить: украшение помещения, встречу
гостей, проведение игр, вручение призов.

или

2.
Фоторепортаж «Праздники в моей семье». Презентация на ватмане фотоколлаж.

                                        
или

3.
Поздравительная открытка к празднику.

Семья – это счастье, любовь и удача,

         
                     
  Семья – это летом поездки на дачу,

  Семья – это праздник, семейные
даты,

         
                     
  Подарки, покупки, приятные траты,

         
 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

  Мечты о хорошем, волнение и
трепет.

   Семья – это труд, друг о
друге забота,

 Семья – это много домашней
работы.

Семья – это важно!

  Семья – это сложно!

     Но счастливо жить
одному невозможно!

    …Всегда будьте вместе,
любовь берегите,

         
                     
Обиды и ссоры подальше гоните,

         
                     
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

         
                     
Какая хорошая Ваша СЕМЬЯ!

1
группа —  Советы тем, кто готовит подарки.

2
группа —  Правила  приема подарков.

3
группа —  Советы тем, кто готовит сценарий праздника.

Приложение

I
группа

II
группа

III   группа

IV   
группа

V   
группа

I
группа

II
группа

III   группа

IV   
группа

V 
  группа

I
группа

II
группа

III   группа

IV   
группа

V   
группа

Лист
самооценки работы на уроке

Ф.
И.___________________________________

Этап
урока

+,-

Д/з

Работа
с таблицей

Работа
на уроке

Дополнительные
+

Лист
самооценки работы на уроке

Ф.
И.___________________________________

Этап
урока

+,-

Д/з

Работа
с таблицей

Работа
на уроке

Дополнительные
+

Семья в праздничном настроении

Семейный праздник – торжество самых близких, когда родственники собираются отметить важное событие в жизни семьи. В доброжелательной и естественной обстановке дарят друг другу нежность и тепло, обмениваются пожеланиями и воспоминаниями.

Семейные праздники укрепляют отношения между членами семьи, благотворно влияют на мышление детей. Происходит связь между поколениями, передача ценностей и традиций.

Главными семейными праздниками в России считаются дни рождения (как ежегодные, так и юбилеи), рождение в семье ребенка, день ангела (именины), годовщины совместной жизни, день матери, день отца и новоселье. В эти дни семья, как никогда, близка и сплочена.

День рождения

День рождения в семейном кругуДень рождения по праву считается семейным праздником. Человек отмечает его с тех самых пор, как изобрел календарь. История возникнования празднования дней рождения теряется в глубине веков. Первые упоминания в России относятся к XVII веку, тогда дни рождения и именины обычно совпадали, поэтому два праздника не различали.

В то время традиции празднования отличались от нынешних: для именинника пекли пироги и караваи, варили пиво по уникальному рецепту. Родители пели имениннику песню «Каравай», сегодня ее заменяют «Пусть бегут неуклюже» и «Happy birthday to you». Отличительная особенность празднования дня рождения в России – тянуть именинника за уши столько раз, сколько ему исполнилось лет.

Часто с возрастом отношению к этому празднику меняется, однако для каждого человека он остается главным событием года. Виновнику торжества преподносится торт, на котором он должен, желательно с первого раза, задуть все свечи, дарят подарки, читают стихи в его честь и произносят поздравления.

Юбилеи

Юбилеем называется празднование любой круглой даты, но самой значимой считается пятидесятилетний юбилей.

Он обычно отмечается с большим размахом, чем рядовой день рождения. Приглашается большие количество гостей, дарятся более дорогие памятные подарки, звучат торжественные поздравления.

Юбилей знаменуется подведением итогов, оценкой прошлых лет, когда вспоминаются самые важные перемены и значительные события в жизни именинника.

Рождение ребенка

Рождение в семье ребенка – огромная радость, волнение и хлопоты в жизни семьи.

В допетровской России роды обычно проводились в бане, как в самом чистом месте, рожать женщине помогала повитуха. Близкие в это время разматывали все узелки, открывали крышки сундуков, а при подходящей погоде двери и окна: считалось, что так роды пройдут легче. Только при Петре I царские особы и богатые дворяне стали обращаться за помощью иностранных врачей.

Сегодня принято пышно встречать маму и младенца у стен роддома, везти в украшенный цветами, шарами и ленточками и отмытый до блеска дом и устраивать небольшое застолье в кругу самых близких. Маленькому человеку ни к чему шум, обстановка дома должна быть тихой и спокойной, и уже через несколько месяцев, когда малыш подрастет и окрепнет, можно устроить пышное торжество.

Ребенка крестили на восьмой или сороковой день после рождения. Даже сейчас многие родители придерживаются приметы, что в первые сорок дней жизни малыша его должно видеть как можно меньше людей.

Именины или день ангела

День ангелаДнем ангела или именинами человека зовется день памяти того святого, чье имя при крещении ему дали.

Раньше в православном мире имя ребенку выбирали строго по Святцам, учитывая день какого святого отмечает церковь. Сегодня этой традиции придерживаются не так много родителей и имена детям выбирают в соответствии со своими вкусами.

На Руси в именины человеку устраивали пышное празднество, приглашали гостей. С утра он посещал церковь, заказывал молебен в честь своего здравия, молился и преклонялся перед иконой своего покровителя. Родные пекли для именинника караваи и пироги, традиции с задуванием свечей тогда не было. Самыми почетными гостями дня считались крестные родители именинника.

В Советской России именины отмечать было не принято из-за христианской направленности праздника и, постепенно, он утратил свою былую значимость.

Годовщина свадьбы

Первый семейный юбилейГодовщины совместной жизни в России начали отмечать в конце позапрошлого века, однако нынешнюю популярность они приобрели в 80-х годах ХХ века, когда в отделах ЗАГС стали чествовать супружеские пары, прожившие вместо 25, 50 и 65 лет. Сегодня при желании можно заказать подобную церемонию в любом российском Дворце Бракосочетания.

Обычно каждая годовщина совместной жизни носит свое название: так первая годовщина «ситцевая» и символизирует непрочность отношений в первый год брака. Пятилетие называется «деревянной свадьбой» и означает, что семья стала прочной, как основательный бревенчатый дом.

В годовщины свадьбы дарят подарки в соответствии с символом торжества, так на третью годовщину семейной жизни принято дарить кожаные вещи, а на девятилетие, «фаянсовую свадьбу» – изделия из хрусталя и фаянсовую посуду.

С наибольшим размахом отмечают десять лет совместной жизни, «серебряную» и «золотую» свадьбы, двадцать пять и пятьдесят лет супружества соответственно. Приглашаются гости, которые присутствовали на празднике в день бракосочетания, иногда в точности повторяется первоначальная церемония.

День семьи

День семьи, любви и верности был установлен государственным праздником России в 2008 году и отмечается 8 июля. В этот день принято вспоминать покровителей брака православных святых Петра и Февронию.

Отмечая этот праздник, супруги дарят друг другу подарки, собираются за праздничным столом в кругу семьи. В городах проводятся большие торжества, чествуют пары, прожившие в браке более 25 лет, и многодетные семьи. Считается, что брак, заключенный в этот день, будет долговечным.

Символ молодого праздника – ромашка, она издревле обозначала любовь. С каждым годом популярность этого нужного праздника растет, как повод еще раз собраться вместе и, сидя за большим столом, дарить друг другу слова любви и нежности.

День матери

Печенье на семейное торжествоДень матери с 1998 года отмечается в России в последнее воскресенье ноября. В этот день во многих семьях мужья и дети берут на себя все хлопоты по дому, окружая маму заботой и теплом.

В родной дом съезжаются живущие отдельно дети. Дарятся цветы и поздравительные открытки, днем семья может пойти на поздравительное мероприятие в своем городе, а вечером завершить приятный день в кругу самых близких.

Мать – основа всего. В трудную минуту каждый человек нуждается в поддержке матери, потому важно хотя бы один день в году делать для нее незабываемым.
В этот день принято поздравлять не только своих матерей, но и бабушек, знакомых мам и беременных женщин.

День отца

Дочка обнимает папу День отца как официальный праздник в России пока не отмечается, хотя к этому есть предпосылки. В 2014 году его праздновали 15 июня. Кто-то совмещает этот день с 23 февраля. Отец играет огромную роль в жизни детей, мужское влияние – неотъемлемая часть воспитательного процесса каждого ребенка.

Отцу дарят рисунки и открытки, мужские подарки. Некоторые пытаются обязательно пойти на футбол. Пекутся пироги, готовятся праздничные блюда: устраивается небольшое застолье кругу самых близких, где глава семьи слушает в свой адрес добрые слова.

Новоселье

У семьи новоселье.

Весь смысл торжества в том, чтобы провести его в новой квартире или доме. Еще не успев обжиться, молодая семья приглашает гостей отпраздновать счастливое событие. Если оно приходится на лето – дом обычно украшают живыми цветами, если на зиму – гирляндами, шарами.

К приходу гостей новое жилище тщательно убирают, готовят праздничное меню или организуют шведский стол. В конце вечера устраиваются танцы или проводятся различные конкурсы.

Новоселье отмечали с древнейших времен, тогда проводились различные обряды, некоторые из них сохранились и по сей день. Для того чтобы защитить дом от злых духов, первой в новое жилище запускали кошку. Чтобы в новых стенах жилось сладко, углы обмазывали медом. Приходили новоселы с веником из старого дома, тем самым приводя с собой уже знакомого домового. Гости новоселов потчуют хлебом и солью, чтобы на новом месте у семьи всегда был достаток.

Семейный праздникВ России не так много семейных праздников, и желательно, чтобы в эти дни съезжались все близкие родственники.

Праздники – повод собраться вместе, вспомнить прошлое, подвести итоги и сказать друг другу самые добрые слова. В дни торжеств семья становится единым целым, проявляется вся теплота и нежность семейных отношений.

Некоторые праздники насчитывают века, а какие-то только приживаются в нашем обществе, но главная их цель – дарить любовь и оставлять незабываемые воспоминания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семейный праздник шкода
  • Семейный праздник ужин
  • Семейный праздник традиции моей семьи
  • Семейный праздник сценарий на день рождения
  • Семейный праздник стенгазета