Семик праздник у марийцев

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги,

18:44, 16 июн 2021

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. 

Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку. 

Хозяин дома молитвой освещает стол с кушаньями. На краю блюда, в которое будут класть поминальную пищу, свечи из воска для «начальника» загробного мира (Киямат тӧра), для его помощника (Киямат савус) и для душ умерших родственников (тошто марий-влак).

 Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо… Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.

Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.

По народным представлениям считается, что после этого усопшие уходят из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Процессия, «проводив умерших», заходит обратно в дом. Все ненадолго опять садятся за стол. Хозяин дома освящает хлеб и стол молитвой. Один, оставшийся в доме, спрашивает процессию, что сказали умершие на прощание. Кто-нибудь из проводивших отвечает, что они предвещают хороший урожай, теплые дожди, хороший приплод домашнего скота, и что все будут здоровы и во всём будет сопутствовать удача и т.д. Блины, занесенные в дом, разрезаются, яйца очищаются от скорлупы и тоже разрезаются. За столом угощаются недолго, потом выходят из-за стола. Затем идут в гости к соседям. 

После этого все отправляются с блинами, яйцами, квасом и другой едой на кладбище. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращаются домой. 

Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Фото: скриншот видео

Видео: Республиканский центр марийской культуры

У нас на слуху, в основном, зимние рождественские святки. Однако есть еще так называемые Зеленые святки, выпадающие на Троицкую неделю.

Главным днем Зеленых святок является Семик. В этот день принято поминать «заложенных» покойников – людей, умерших неестественной смертью. Расскажем, когда будет отмечаться Семик в 2023 году, как зародились обычаи празднования и каковы его традиции.

Когда отмечается Семик в 2023 году

Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето. Семик в 2023 году выпадает на 1 июня. Это будет сорок седьмой день после Пасхи.

История праздника Семик

При подготовке к празднику Семик в 2023 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции. В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом.

В конце XIX – начале XX века девушки Центрального региона России отмечали праздник семицко-троицкими гуляниями. Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов – марийцев и чувашей.

История праздника Семик

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. Фото: wikipedia.org

Интересна история праздника Семик на различных российских территориях. В Западной Сибири на берегах Оби Семик широко отмечался до середины двадцатых годов прошлого века. А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2023 году могут широко отмечать, например, в сельских районах  Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить.   

Традиции праздника Семик

На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика – береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы.

Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик – единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении.

При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий. Например, на берегах Вятки на Семик на кладбищах устраивались в честь утопленников буйные поминки. А вот на Смоленщине в Семик даже запрещалось подходить к реке и, конечно, стирать и полоскать белье во избежание появления в деревне утопленников.

Популярные вопросы и ответы

Что обычно сеяли в Семик?

Зеленые святки предназначены были, в основном, для сеяния ячменя. При этом для этого праздника характерны различные аграрные ритуалы. Молодежь гуляла возле посевных площадей, проводила игры с колосками, славила будущий урожай.

Какие еще есть названия у этого праздника?

Как у всех народных, берущих свое начало в глубокой древности, праздников, у этой даты множество других названий. Значение их скрыто в глубине веков. Основное альтернативное название – Русалчин Велик день — произошло из-за того, что именно на эту дату намечались Похороны русалок, ритуальный обряд, символизирующий прощание с весной. 

Другие названия памятной народной даты начала лета: 

●      Троица умерших;
●      Велик четверг;
●      Великоденный четверг;
●      Тюльпа; Семуха;
●      Мавский Велик день;
●      Навская Троица;
●      Рипей;
●      Сухий четверг.

Становится совершенно ясно, что названия дню давались представителями различных российских областей и территорий. Изучение обычаев предков представляет собой немалый интерес для историков и краеведов нашей страны.

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев, входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.

Семык отмечается в разное время, через семь недель после Пасхи (от рус. Семик – «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы»). Поэтому в этом году начинают праздновать в среду (вӱргече) 16 июня, а заканчивают в воскресенье – в день Троицы. Определённое место в празднике занимает культ растительности, а также обычаи, связанные с регулированием семейно-брачных отношений, магические обряды и др.

Среда для марийцев считается тяжёлым днём. В ночь со среды на четверг якобы выходят нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер). Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Православные марийцы на строениях рисовали кресты. В эту ночь домохозяева на улицах зажигали костры, сторожили своё хозяйство, следили за тем, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в деревню. Парни ходили по деревне и брёвнами заваливали ворота, закрывали печные трубы, тайком залезая на крышу дома или бани; опрокидывали котлы с водой. Затем молодые люди на всю ночь уходили на луга и весело проводили время – играли возле костра, плясали, собирали цветы. Встретив восход солнца, возвращались в деревню, мылись в бане (тӱвыт моча), которую старшие члены семьи топили на рассвете, окатывали себя водой – настоем из различных цветов и трав. По поверью, это избавляло от болезней и придавало силы. В семьях, где были усопшие, кто-нибудь из старших приглашал их в баню. Для этого там ставился таз с водой и веником.

У этого древнего и красивого обряда есть своя последовательность. Утром в каждом доме тщательно готовились к празднику: пекли блины, пироги, ватрушки, делали сырки (туара) и обязательно в этот день варили куриный суп (чыве шӱр). Заранее варили пиво, квас и медовуху. Необходимо отметить и то, что в обряде сочетаются как языческие, так и христианские традиции. На стол ставили пиво и квас в берестяном туеске, круглые большие пироги, блины, рыбу, салаты, фрукты. Хозяин дома молитвой освещал стол с кушаньями. Только после выполнения этой церемонии садились за стол. Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом.

После завершения трапезы хозяин брал одну свечу, поминальное блюдо и выходил во двор. Там зажигали свечу, поминальные кусочки пищи из блюда клали на землю, в блюде оставалось несколько целых блинов и варёные яйца. Квас и водку по 3 раза выливали на землю. По народным представлениям считается, что после этого усопшие родственники ушли из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Проводив умерших, заходили обратно в дом с блинами и яйцами, которые лежали в поминальном блюде. Ненадолго опять садились за стол. Блины, занесённые в дом, разрезали, яйца очищались от скорлупы и тоже разрезались. Считается, что это угощение от усопших, все ели эти блины и яйца. За столом угощались недолго, потом выходили из-за стола, шли в гости к соседям и угощались мясным пирогом палыш, который готовился по особым торжественным случаям.

Спать ложились в 4-5 часов утра. К 10 часам или к обеду отправлялись на кладбище с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой. При входе, у ворот кладбища, приносили жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминали всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садились возле могилы, из каждого блюда отщипывали по кусочку и клали на неё, а также выливали немного водки и кваса, и при этом произносили «шужо» («пусть дойдёт»). Вся еда съедалась или оставлялась на могилах, потому что обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигались. т.к. это уже специально делалось в среду дома. Необходимо подчеркнуть тот факт, что у марийцев очень развит культ предков. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращались домой. В этот день ходили в гости друг к другу.

Пятница, называемая в народе Лопка Семык (широкий Семик), и суббота были днями всеобщих праздничных гуляний, проходили в беспечном времяпрепровождении. Крестьяне веселились под игру гуслей, волынок. Молодёжь играла в традиционные игры, развлекались на улице. В этот день, после третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали разъезжаться по домам.

В воскресенье крещёные марийцы отмечали Троицу (Тройчын, Лышташ пайрем), а в понедельник – Духов день (Мланде иланыме кече). В эти дни запрещалось работать на земле.

В нашей республике бережно хранятся традиции язычества, дошедшие из глубины веков. Мари сумели сохранить древнюю веру поклонения силам природы – язычество. Народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни мари.

При подготовке материала использована литература:

  • Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола : [Галерия], 2009. – 872 с.: ил.
  • Календарные праздники и обряды марийцев: сборник материалов / МарНИИ ; сост. О. А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2003. – 285 с. –(Этнографическое наследие ; вып.1).

Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева

Семык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В отличие от русского Семика, основной идеей марий­ского праздника является поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту.

Содержание

  • 1 Распространение.
  • 2 Сроки и время проведения
  • 3 Значение праздника.
  • 4 Обряды.
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Распространение.

Праздник распространен у луговых и восточных марийцев.

Сроки и время проведения

Семык отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе (в тот же день, что и православный семик) и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Значение праздника.

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. В нём сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.

Обряды.

Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер.

Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.

Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.

В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний, в этот день часто затевались свадьбы. В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник — Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж («свободное лето») или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этого времени не работали на земле.

В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль.

См. также

  • Семик

Примечания

Литература

Калинина О. А., перевод Глушковой З. М. Марийские праздники = Марий пайрем-влак. — Йошкар-Ола: Республиканский центр марийской культуры., 2006.

Ссылки

  • Семык. ABOUTMARI.COM. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.
  • Марина Субботина Семык городского формата. Удмуртская правда (10.12.2010). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.
  • Анатолий Радыгин Варали — «возникший позже». Семык на юбилее деревни. Удмуртская правда (2006 г.). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.

May 27 2015, 16:10

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Семик — марийский праздник Семык

Полный календарь.

Сегодня у луговых и восточных мари один из значимых праздников весенне-летнего календарного цикла — Семык. Отмечается он со среды (у православных — с четверга) по субботу или воскресенье Троицкой недели (на седьмой неделе после Кугече / Пасхи). Как и Кугече, Семык связан с культом предков, является частью кон пайрем «щёлоков праздник».

Основные дни — среда и четверг, «в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают. Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы» ((Калинина 2006)).

В пятницу — лопка С. «широкий С.» — устраивали игры, гулянья под гусли, волынки, затевали свадьбы.

В воскресенье православные мари отмечали Троицу, в понедельник — Мланде шочмо кече «земли рождения день» / Духов день.

После С. наступало яра кенгеж «свободное лето», или сынгса жап «цветения ржи время», когда нельзя работать на земле, вывозить навоз, красить одежду, стирать: может быть град, ураган. В настоящее время выполняются лишь отдельные обряды.

Семык — удобное время для колдовства, наведения порчи на болезнь и смерть и проч. Но как это делать, я рассказывать не буду. Разве что только в личке — в познавательных целях.

Добавить в друзья

Сегодня у марийцев начинается Семык.  Этот праздник распространен у луговых и восточных мари, онг отмечается через семь недель после Пасхи, в среду, а заканчивается в воскресенье, в день Троицы.

Как рассказали в Республиканском центре марийской культуры, основная идея праздника — поминовение умерших родственников, также у них просят у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. Основными днями праздника считаются среда и четверг, в эти дни в старину члены семьи, собравшись вместе, поминали умерших родственников, готовили для них обрядовую еду. 

Ночь со среды на четверг считалась самой опасной — временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы уберечься от них, люди разжигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили дома. Обязательным считалось окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений. Молодые парни и девушки на всю ночь уходили на луга встречать Семык и возвращались домой под утро. Семык заканчивался в субботу, а в воскресенье православные марийцы праздновали Троицу (Трочын кече).

Ранее «Марийская правда» писала о том, что В Марий Эл создали передвижную выставку о марийских сказках.

Урал мари. Смерти нет.

  • Уральские марийцы
  • О проекте
  • Карта сайта
  • english

Урал мари. Смерти нет.

  • Уральские марийцы
  • О проекте
  • Карта сайта
  • english

facebook_02

vk_cust_color

Семик: живите сами своей жизнью

“ВСемик у нас ходят на кладбище, это как у русских – родительский день, Троицына суббота. Приходим на кладбище, поминаем, угощаем. И все, после Семика они уже не гуляют,” – так нам описывали суть праздника в деревне Верхний Потам. Еще в начале XX века Семик у славян и финно-угров был днем, когда поминали “умерших неестественной смертью”, как это описывал этнограф Дмитрий Зеленин. В деревенской культуре столетней давности умерший раньше срока не уходил в мир иной, а оставался на земле доживать свои годы в виде полуживого-полумертвого существа, привидения. Верили, что такие покойники могли приносить неприятности живым – болезни скотины, засуху или наводнение. Слишком долгая жизнь тоже не считалась благом: если отпущенный тебе срок уже закончился, значит, ты живешь за счет чужой жизни, то есть сокращаешь срок другого человека. Сегодняшний Семик мало напоминает культ “заложных покойников”  – скорее, это общий для всей деревни день поминовения умерших.

Родительский день завершает цикл “свободы” покойников, когда они ходят по деревне от Кугече до Семика, или от Пасхи до Троицы. “После Семика они уже не гуляют” – значит, возвращаются в мир мертвых, откуда не появятся до следующего Кугече, если только в деревне не наступит новая смерть. Ключевое время Семика, как и во время Кугече – незадолго до рассвета. В Нижнем Бардыме нам рассказали, что можно увидеть, как покойников плетьми гонят на тот свет – для этого нужно в определенный момент посмотреть на дорогу через хомут потной лошади.

Провожая умерших, на их могилы приносят и крошат яйца, пироги, оладьи, конфеты, льют квас или самогон, зажигают сигарету. Большую часть принесенной еды съедают сами и раздают соседям и гостям – выносить ее с кладбища не принято. В некоторых деревнях нам говорили, что раньше оставшуюся еду раздавали бедным семьям, но сейчас этот обычай, судя по всему, исчез.

Кормление на семик

Кормление на семик

Деревне Андрейково, Свердловская область.

Рассказывает Яниева Лариса Ивановна

Лариса Яниева рассказывает сон

Деревня Андрейково, Свердловская область.

У марийцев есть одно-единственное слово, когда человек умирает, которое на русский переводится “пусть до тебя дойдет”. Я не могу сказать даже на кладбище или при покойнике, когда идет поминовение: «На, скушай пельмешку». У нас есть одно-единственное слово – “шужо” называется. Каждую шанежку, каждую конфетку, еду, одежду – “шужо” говорим. И имя обязательно. “Толя, шужо”, например. “Таня, шужо”. А если всех родственников перечислишь, что на кладбище, что дома, вдруг, если ты кого-то забыл или кто-то очень давнишние, в последнюю очередь говоришь: “Всем, кто стоит вокруг, кого-то я забыла. Всем вам пусть дойдет”. И сироты, у кого никого нет. Сиротам тоже так говоришь.

Ольга Вапаева

Ольга Вапаева

Деревня Андрейково, Свердловская область

“Шужо” – слово, которое произносится именно по время подношений. Переводится как “чтобы дошло”, “пусть до тебя дойдет”.

У марийцев есть одно-единственное слово, когда человек умирает, которое на русский переводится “пусть до тебя дойдет”. Я не могу сказать даже на кладбище или при покойнике, когда идет поминовение: «На, скушай пельмешку». У нас есть одно-единственное слово – “шужо” называется. Каждую шанежку, каждую конфетку, еду, одежду – “шужо” говорим. И имя обязательно. “Толя, шужо”, например. “Таня, шужо”. А если всех родственников перечислишь, что на кладбище, что дома, вдруг, если ты кого-то забыл или кто-то очень давнишние, в последнюю очередь говоришь: “Всем, кто стоит вокруг, кого-то я забыла. Всем вам пусть дойдет”. И сироты, у кого никого нет. Сиротам тоже так говоришь.

Ольга Вапаева

Ольга Вапаева

Деревня Андрейково, Свердловская область

“Шужо” – слово, которое произносится именно по время подношений. Переводится как “чтобы дошло”, “пусть до тебя дойдет”.

“Собирается очень много народу”. Семик – общинный праздник, когда не только жители деревни, но и родственники из других деревень или из города встречаются на кладбище, угощают друг друга и обмениваются новостями.

В пасхальную неделю ритуалов очень много, которые надо дома соблюдать. А когда Семик, там ритуалов не много. Народ идет весь на кладбище. Его отмечают по-разному, я в интернете смотрела – в Татарстане, в Башкирии его просто отмечают даже как праздник. Концерты какие-то делают. У нас же такого нету. В Татарстане весело, а у нас стараются просто сходить на кладбище. Часа два посидеть рядом со своим с кем-то, рассказать о своей радости, рассказать о своих болях, о какой-то проблеме, поговорить с ним, попросить у него помощи, покормить его той едой, которую он любил при жизни. Просим, чтобы нас охраняли, чтобы нас предупреждали, во сне снились и все такое. И обязательно говорим: “Живите сами своей жизнью, нас никого не забирайте, к нам не ходите. Не ходите к нам, не тревожьте нас, нас никого не забирайте”… Обычно всегда у нас бывает каждый год, в Семик приходишь, собирается очень много народу. Интересно тем, что все друг с другом общаются, радуются.

Я раньше, ну, ходила к покойникам, я в их мешочек деньги просто ложила, говорила “прощай”, а никогда не угощала, не приходила к близким. А моя мать, она в 92 года умерла, дала мне наказ, что ли. Ты, говорит, когда я умру, ты к покойникам ходи и меня угощай. А может быть меня никто не угостит, никто не упомянет. Ты, говорит, ходи к покойникам, не часто, но угощала чтобы. И вот я после этого начала ходить. Она умерла, когда мне было 46 лет. На Семик, потому что это последний день, как люди заходят в землю после этого. После Пасхи. Они по земле ходят. А в Семик мы их провожаем уже на кладбище. Они уже закрываются. А с Пасхи до Семика они как бы вольные. Вот и говорят, ветры сильные – это значит, покойники ходят. Еще говорят – это до Семика. Семик будет, они закрываются, ветры утихают. Внучка у меня, 21 год. Она полурусская, полумарийка, она живет в городе. А вторая, 6 лет ей. Они знать не будут. Они даже не вникают. Вот если мы умрем, наверное, никто и не будет навещать.

Ираида Яматьева

Ираида Яметьева

Деревня Верхний Потам, Свердловская область

“В их мешочек деньги просто ложила”. Во время похорон марийцы кладут покойному множество предметов, в том числе, деньги в мешочке. Это должны быть монеты, а не купюры.

Я раньше, ну, ходила к покойникам, я в их мешочек деньги просто ложила, говорила “прощай”, а никогда не угощала, не приходила к близким. А моя мать, она в 92 года умерла, дала мне наказ, что ли. Ты, говорит, когда я умру, ты к покойникам ходи и меня угощай. А может быть меня никто не угостит, никто не упомянет. Ты, говорит, ходи к покойникам, не часто, но угощала чтобы. И вот я после этого начала ходить. Она умерла, когда мне было 46 лет. На Семик, потому что это последний день, как люди заходят в землю после этого. После Пасхи. Они по земле ходят. А в Семик мы их провожаем уже на кладбище. Они уже закрываются. А с Пасхи до Семика они как бы вольные. Вот и говорят, ветры сильные – это значит, покойники ходят. Еще говорят – это до Семика. Семик будет, они закрываются, ветры утихают. Внучка у меня, 21 год. Она полурусская, полумарийка, она живет в городе. А вторая, 6 лет ей. Они знать не будут. Они даже не вникают. Вот если мы умрем, наверное, никто и не будет навещать.

Ираида Яматьева

Ираида Яметьева

Деревня Верхний Потам, Свердловская область

“В их мешочек деньги просто ложила”. Во время похорон марийцы кладут покойному множество предметов, в том числе, деньги в мешочке. Это должны быть монеты, а не купюры.

Константин Ильин

Константин Ильин

Деревня Верхний Потам, Свердловская область

“Капка орол, Киямат тӧра, Киямат саус”. Слово “киямат” заимствовано из арабского через татарское слово “кыямат” – “воскресение из мёртвых”. У марийцев “киямат” используется как слово “черт” и в качестве обозначения загробного мира в названиях духов кладбища. Самый главный, владыка загробного мира – Киямат тӧра (“тӧра” – начальник, господин). Его слуга – Киямат саус, сторож кладбища – Капка орол.

Угощение-то не просто так принимается. Сначала надо говорить слова. Капка орол, Киямат тӧра, Киямат саус. Тӧра – это господин. Там, наверное, старший. После этого только начинают говорить. Свечку зажигаешь и начинаешь сначала эти слова говорить, потом только имена, кого ты кормишь. По очередности. А без этого, говорит, не принимается. Не дойдет до них. По именам перечисляешь. Им быстрее доходит. Ну, кого забудешь, ну, пускай всем.

Константин Ильин

Константин Ильин

Деревня Верхний Потам, Свердловская область

Угощение-то не просто так принимается. Сначала надо говорить слова. Капка орол, Киямат тӧра, Киямат саус. Тӧра – это господин. Там, наверное, старший. После этого только начинают говорить. Свечку зажигаешь и начинаешь сначала эти слова говорить, потом только имена, кого ты кормишь. По очередности. А без этого, говорит, не принимается. Не дойдет до них. По именам перечисляешь. Им быстрее доходит. Ну, кого забудешь, ну, пускай всем.

“Капка орол, Киямат тӧра, Киямат саус”. Слово “киямат” заимствовано из арабского через татарское слово “кыямат” – “воскресение из мёртвых”. У марийцев “киямат” используется как слово “черт” и в качестве обозначения загробного мира в названиях духов кладбища. Самый главный, владыка загробного мира – Киямат тӧра (“тӧра” – начальник, господин). Его слуга – Киямат саус, сторож кладбища – Капка орол.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

дизайн сайта: АНАСТАСИЯ ЛЕБЕДЕВА

видео: АНАТОЛИЙ КУРЛАЕВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр

Б.Н. Ельцина»

Центр Фотодок

Фонд "Хамовники"

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.

текст, видео:

НАТАЛЬЯ КОНРАДОВА

фото, видео:

ФЕДОР ТЕЛКОВ, АЛЕКСАНДР СОРИН

фото: АЛЕКСЕЙ ЕРШОВ

дизайн сайта: АНАСТАСИЯ ЛЕБЕДЕВА

видео: АНАТОЛИЙ КУРЛАЕВ

веб-дизайн: ИЛЬЯ ФИГЛИН

партнеры проекта:

Новосибирский государственный

краеведческий музей

Фонд «Президентский центр

Б.Н. Ельцина»

Центр Фотодок

Фонд "Хамовники"

All rights reserved © 2019. Разрешено использование материалов со ссылкой на сайт и Фонд “Хамовники”.

Семик 

Дата в 2023 году: 1 июня , четверг (четверг перед Троицей)
Другие названия:   Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг
Традиции:   Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2023 году он выпадает на 1 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Какого числа Семик в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
20 июняЧт 5 июняЧт 28 маяЧт

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 107
Сколько всего было просмотров: 49466

Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.

В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.

Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.

В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).

Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.

Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.

Для гостей устраиваются специальные состязания: перетягивание каната, бои с мешками, бег в мешках, бег с коромыслом, лазание на шест и другие, экскурсии по марийскому подворью и «Городу мастеров», концертные программы на центр. площадке и малой сцене.

Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семик праздник на руси что это
  • Семик праздник на руси кратко
  • Семик праздник на руси когда
  • Семик праздник на руси история
  • Семик праздник дата