Семык марийский праздник что означает

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги,

18:44, 16 июн 2021

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. 

Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку. 

Хозяин дома молитвой освещает стол с кушаньями. На краю блюда, в которое будут класть поминальную пищу, свечи из воска для «начальника» загробного мира (Киямат тӧра), для его помощника (Киямат савус) и для душ умерших родственников (тошто марий-влак).

 Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо… Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.

Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.

По народным представлениям считается, что после этого усопшие уходят из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Процессия, «проводив умерших», заходит обратно в дом. Все ненадолго опять садятся за стол. Хозяин дома освящает хлеб и стол молитвой. Один, оставшийся в доме, спрашивает процессию, что сказали умершие на прощание. Кто-нибудь из проводивших отвечает, что они предвещают хороший урожай, теплые дожди, хороший приплод домашнего скота, и что все будут здоровы и во всём будет сопутствовать удача и т.д. Блины, занесенные в дом, разрезаются, яйца очищаются от скорлупы и тоже разрезаются. За столом угощаются недолго, потом выходят из-за стола. Затем идут в гости к соседям. 

После этого все отправляются с блинами, яйцами, квасом и другой едой на кладбище. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращаются домой. 

Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Фото: скриншот видео

Видео: Республиканский центр марийской культуры

Краткое описание праздника «Семык» («Троица»)

Праздник
«Семык» отмечается летом, после окончания
полевых работ и дает надежду на добрый
урожай. Не зря говорили: «Пашам чот
ыштыше уи ден муйым кочкеш» («Кто хорошо
трудится, тот хорошо ест»), «Ыштет пужвуд
лекмеш, кочкат шер теммеш» («Работаешь
в три пота, будешь сыт до отвалу»).

В
«Семык» люди вставали вместе с солнцем,
топили баню, печку и готовили еду.
Поминали усопших, мыли в бане (мысленно).
«Семык» неделя начинался в понедельник.
В этот день 10-12-летние девочки варили
квас, а взрослые шили новые вещи. Во
вторник убирались во дворе и дома, чинили
забор. Можжевельником окуривали
хозяйство.

В
среду купались в бане, зажигали свечи,
поминали усопших. В четверг выходили
молиться в молельные места «Кусото».
После молельни в деревне ходили друг к
другу в гости. В честь праздника марийский
народ в этот день резал петуха или
курицу. Кому попадалась грудная
дугообразная кость птицы, тот спорит с
кем-нибудь из гостей на что-нибудь, в
основном на платки, одежду и т.п. И на
следующий какой-нибудь праздник они,
т.е. спорящие дарили друг другу подарки,
на что договорились.

В
любой праздник марийский народ ел из
одного Кашка, пил из одной чашки. Этим
он показывает, что народ дышит одним
воздухом, живет дружно, помогает друг
другу и поддерживает во всем. Они не
боялись заразиться чем-нибудь, т.к. очень
хорошо знали друг друга. Тем более перед
праздником они все убирались в хозяйстве,
парились и мылись в бане. Все это
показывает, что марийский народ –
чистоплотный народ. Так же они не садились
за стол, пока не мыли руки, лицо, не
помолясь богу. За стол сперва садились
старшие, они же начинали трапезу. Такой
обычай, поведение показывает уважение
старших и приучает к порядку. Праздник
«Семык» без игр не проходил. Игры родились
на заклинаниях, наговорах, заговорах,
опираясь на силу уважения. Играли в
пары, «Ручейки», в колечко, перетягивание
каната, кидали листья в воду и т.п.

Опираясь
на традиции и обычаи праздника «Семык»,
возобновили празднование этого праздника
в 1994 году. А в 1997 году «Семык» проводился
в д.Варали.

Компонент 6. Особенности обычаев и обрядов Удмуртов.

В
каждом народе есть нечто особенное, что
представляет всеобщий интерес. Таковой
у удмуртов видится их религиозно-мифологическая
система.

Иными
словами «язычество удмуртов» — наиболее
древняя, первобытная, удмуртская сфера
комплекса духовной культуры народа,
становление и развитие системы
религиозно-мифологических представлений
удмуртов о мире.

Система
язычества удмуртов характеризуется
значительной сложностью и развитостью.

Этнографические
материалы об удмуртах — (РФНИИ: 221)
всевозможных богов, божеств, духов и
различных мифологических существ, порой
не совсем ясного происхождения — однако
все они, как полагали верующие удмурты,
так или иначе оказывали воздействие на
жизнь человека и природы в целом.

Общее
число удмуртских богов и божеств было
около 40. На вершине удмуртского Олимпа
возвышался могущественный бог Инмар в
переводе дословно «Что на небе». Но
исследователи переводят «Небесный
человек». Образ удмуртского Инмара
восходит к прафинно-угорскому божеству
«Ильмаринен». Здесь любопытно привести
запись исследователя XVIII в. «…вотский
бог есть так называемый Инмар, коего
жилище кладут на небесах».

Возвышение
Инмара над остальными божествами явление
более позднее и поэтому все моления,
сохранившиеся до наших дней, посвящены
этому богу.

Большое
место у удмуртского народа занимают
служители культа — жрецы, являющиеся
своеобразными посредниками между
божествами и общей массой верующих. Они
же являются непосредственными творцами
религиозно-мифологических идей.

Реализация
языческой обрядовой жизни удмуртов
осуществлялось в особых местах —
святилищах, что сохранилось в Алнашском
районе д.Кузебаево и до нашего времени.

Определенным
свидетельством развитости системы
язычества удмуртов является разработанная
обрядовая жизнь со сложными ритуалами
жертвоприношений.

За
многовековую историю были выработаны
определенные ритуалы жертвоприношений
с молениями. Разным божествам и духам
предписывались разные жертвоприношения,
и сам ритуал был различен.

Даже
краткое рассмотрение отдельных
компонентов языческого комплекса
удмуртов совершенно отчетливо показывает,
что все они, не смотря на крайнюю пестроту
и разнохарактерность, объединяются в
единую систему.

В
системе язычества удмуртов является
наиболее древняя сфера, в частности,
культ огня, земли, представление о жизни
и смерти, душе, поклонение божеству
неба, почитание водоплавающей птице,
культ деревьев и священной роще, наличие
ритуальной постройки — святилище.

Компонент
7. Взаимодействие обычаев и обрядов
удмуртского народа с другими народами

Исследовав
и анализируя некоторые обряды и обычаи
удмуртов, русских, татар и марийцев
можно провести между ними некоторые
параллели. Особенно характерно это для
традиционных праздников, доживших до
наших дней, таких как свадьбы и аграрные
моления удмуртов, связанные с
земледельческими работами. Например,
у удмуртов «Гырон быдтон», у русских
«Троица», у татар «Сабантуй», у марийцев
«Семык» — все эти праздники посвящены
окончанию сева, так называемые праздники
сохи или плуга. Хотя изначально у удмуртов
этот праздник назывался «Ага яшка»,
«Акаяшка», что соответствует удмуртскому
«Герышыд», «Гершыд». Весенний праздник
плуга у разных народов Поволжья имеет
много общего, что служит доказательством
общности происхождения народов этого
региона. Что примечательно, так это
праздник постепенно перешел из праздника
первой борозды в праздник окончания
сева, причем у всех этих народов.

В
приобщении к культу нового рода также
есть сходные обряды, в частности
обхождения очага, поклоны огню, топят
баню, устраивают девичники, пекут лепешки
(табани), назначают старших на свадьбе,
дарят подарки и наводят чистоту в доме.

Все
это говорит о заимствовании элементов
обычаев и обрядов друг у друга.

Поклонение
единому богу Инмару — доказательство
того, что это произошло под влиянием
ислама и христианства, именно они
способствовали формированию у удмуртов
представлений о едином боге.

Видимо,
со времени подчинения части удмуртов
Булгарскому государству, а затем
вхождение вех групп удмуртов в состав
Русского государства, когда и на
присоединенные земли распространилась
власть единого царя, только тогда стали
складываться условия для возникновения
представлений о едином боге. Большое
значение в этом процессе имело крещение
удмуртов, именно в этот период Инмар
приобретает черты христианского бога.
Постепенно удмурты — христиане, оставаясь
верными своей старой вере, начинают
приходить к сознанию, что «Надо и
по-вотски, и по-русски молиться».

И
все-таки в глубине души большинство
вотяков остаются язычниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев, входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.

Семык отмечается в разное время, через семь недель после Пасхи (от рус. Семик – «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы»). Поэтому в этом году начинают праздновать в среду (вӱргече) 16 июня, а заканчивают в воскресенье – в день Троицы. Определённое место в празднике занимает культ растительности, а также обычаи, связанные с регулированием семейно-брачных отношений, магические обряды и др.

Среда для марийцев считается тяжёлым днём. В ночь со среды на четверг якобы выходят нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер). Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Православные марийцы на строениях рисовали кресты. В эту ночь домохозяева на улицах зажигали костры, сторожили своё хозяйство, следили за тем, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в деревню. Парни ходили по деревне и брёвнами заваливали ворота, закрывали печные трубы, тайком залезая на крышу дома или бани; опрокидывали котлы с водой. Затем молодые люди на всю ночь уходили на луга и весело проводили время – играли возле костра, плясали, собирали цветы. Встретив восход солнца, возвращались в деревню, мылись в бане (тӱвыт моча), которую старшие члены семьи топили на рассвете, окатывали себя водой – настоем из различных цветов и трав. По поверью, это избавляло от болезней и придавало силы. В семьях, где были усопшие, кто-нибудь из старших приглашал их в баню. Для этого там ставился таз с водой и веником.

У этого древнего и красивого обряда есть своя последовательность. Утром в каждом доме тщательно готовились к празднику: пекли блины, пироги, ватрушки, делали сырки (туара) и обязательно в этот день варили куриный суп (чыве шӱр). Заранее варили пиво, квас и медовуху. Необходимо отметить и то, что в обряде сочетаются как языческие, так и христианские традиции. На стол ставили пиво и квас в берестяном туеске, круглые большие пироги, блины, рыбу, салаты, фрукты. Хозяин дома молитвой освещал стол с кушаньями. Только после выполнения этой церемонии садились за стол. Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом.

После завершения трапезы хозяин брал одну свечу, поминальное блюдо и выходил во двор. Там зажигали свечу, поминальные кусочки пищи из блюда клали на землю, в блюде оставалось несколько целых блинов и варёные яйца. Квас и водку по 3 раза выливали на землю. По народным представлениям считается, что после этого усопшие родственники ушли из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Проводив умерших, заходили обратно в дом с блинами и яйцами, которые лежали в поминальном блюде. Ненадолго опять садились за стол. Блины, занесённые в дом, разрезали, яйца очищались от скорлупы и тоже разрезались. Считается, что это угощение от усопших, все ели эти блины и яйца. За столом угощались недолго, потом выходили из-за стола, шли в гости к соседям и угощались мясным пирогом палыш, который готовился по особым торжественным случаям.

Спать ложились в 4-5 часов утра. К 10 часам или к обеду отправлялись на кладбище с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой. При входе, у ворот кладбища, приносили жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминали всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садились возле могилы, из каждого блюда отщипывали по кусочку и клали на неё, а также выливали немного водки и кваса, и при этом произносили «шужо» («пусть дойдёт»). Вся еда съедалась или оставлялась на могилах, потому что обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигались. т.к. это уже специально делалось в среду дома. Необходимо подчеркнуть тот факт, что у марийцев очень развит культ предков. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращались домой. В этот день ходили в гости друг к другу.

Пятница, называемая в народе Лопка Семык (широкий Семик), и суббота были днями всеобщих праздничных гуляний, проходили в беспечном времяпрепровождении. Крестьяне веселились под игру гуслей, волынок. Молодёжь играла в традиционные игры, развлекались на улице. В этот день, после третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали разъезжаться по домам.

В воскресенье крещёные марийцы отмечали Троицу (Тройчын, Лышташ пайрем), а в понедельник – Духов день (Мланде иланыме кече). В эти дни запрещалось работать на земле.

В нашей республике бережно хранятся традиции язычества, дошедшие из глубины веков. Мари сумели сохранить древнюю веру поклонения силам природы – язычество. Народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни мари.

При подготовке материала использована литература:

  • Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола : [Галерия], 2009. – 872 с.: ил.
  • Календарные праздники и обряды марийцев: сборник материалов / МарНИИ ; сост. О. А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2003. – 285 с. –(Этнографическое наследие ; вып.1).

Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева

Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.

В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.

Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.

В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).

Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.

Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.

Для гостей устраиваются специальные состязания: перетягивание каната, бои с мешками, бег в мешках, бег с коромыслом, лазание на шест и другие, экскурсии по марийскому подворью и «Городу мастеров», концертные программы на центр. площадке и малой сцене.

Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Семык отмечается спустя 7 недель после Куэче.

Праздник Семык — языческий праздник, в христианстве — Троица.

Происхождение праздника Семык: По языческой мифологии души умерших на зиму уходят в спячку. Со дня зимнего солнцестояния начинается пробуждение душ,по весне умершие души выходят на белый свет в виде русалок (праздник Куэче). Обряды в честь русалок и по проводам русалок язычники называют Семык. В древности праздник Семык отмечали и славяне, и фины и другие племена.

Сейчас Семык — один из значимых и любимых праздников марийцев. Он ознаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Основная идея праздника  — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

В среду днем положено сходить за свежим букетов цветов, собрать свежий веник из березовых веток. Букетом цветов украшают дом, вьют венок на голову.

Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил. Злые силы собираются на совет на известной, даже жителям Марий Эл, горе Тырмас около деревни Уялово и на горе Керемет около деревни Янгаулово.

Чтобы злые силы не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — на засовы закрывают двери, производят разного рода шумы.

Один из предохранительных мер от нечисти – разжигание костров. Костры разводят на горе, рядом с деревней, так жители деревни Мещерево разводят костер на горе Модыш курык, урсаевцы – Агытан курык, янгауловцы – Керемет курык, биктышевцы – Шӓра курык, уяловцы – Тырмас курык. Молодежь устраивает игры с прыжками через костер.

Для молодежи характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могут завалить бревнами ворота, перевесить на другое место ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходят на луга и до рассвета проводят время в веселье и играх.

Рано утром топят баню, молятся. С восходом солнца накрывают поминовальный стол (см. Кугече). Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп.

Празднование Семык, также как и Кугече, проводится среди родственных групп — сорта рад (см. Кугече). Праздник Семык, в отличие от Кугече, начинают отмечать в той семье, которая ниже всех по течению реки (Улыл мучаш гыч).

После угощения гостей последним принимающим хозяином, все участники мероприятия провожая «умерших» с песнями направляются на кладбище. На кладбище обходят своих умерших родственников и знакомых, ставят водку и ломтики блинов, приговаривая «шужо» (чтоб дошло), просят благ. Затем все вместе возвращаются по своим домам.

В 2013 году Семык/Троицу отмечают 19 июня.

_______________________________________________________________________

Интересная статья? Поделись ей с другими:

(5 июня 2020) Сегодня народ мари, представители которого проживают в разных регионах России и за её пределами, отмечает праздник Семык, знаменующий наступление лета. В нём сосредоточены марийские обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством и семейно-брачными отношениями.

Происхождение праздника

По языческой мифологии души умерших на зиму уходят в спячку. Со дня зимнего солнцестояния начинается пробуждение душ, по весне умершие души выходят на белый свет в виде русалок. Обряды в честь русалок и по проводам русалок язычники называют Семык.

«Семык» (Семик) один из любимых традиционных праздников марийцев, знаменующий начало летнего праздничного цикла. Этот день у марийцев связан с культом предков, земледельческими обрядами. Здесь сочетается радость, торжество жизни, уважение и почитание предков. Последнее занимает самое большое место в празднике: души родственников встречали, водили в баню, угощали праздничной едой, с почестями провожали. Особенностью традиционного праздника являлось проведение предохранительных обрядов, соблюдение запретов, что было связано с защитой посевов от засухи, града, других стихийных явлений.

Подготовка к главному дню

В дни Семыка запрещалось работать, копать землю, что-либо сажать. Все важные работы завершались до Семыка. Нельзя было тревожить людей громкими звуками. Например, до праздника нужно было завершить мягчение холстов.

Праздник имеет свою последовательность. Готовиться к нему начинают уже в понедельник — вторник. Необходимо провести тщательную уборку не только в доме, но и во всей усадьбе, с большим усердием в доме чистится утварь, моются стены, потолки, пол, подметается двор, чистятся сараи, навесы. Вся металлическая посуда должна блестеть, особенно тщательно чистили самовар. Жители избавляются от старой рухляди (старой одежды, лаптей, мусора), которую сжигали. Считается, что в этот период активизируется нечистая сила, которая может навредить, если в доме и на усадьбе будет сор и грязь.

Распространено мнение, что особенной страстью к «разгуливанию» по земле отличаются души тех, кто при жизни больше других вредил людям. В этот период места, где запрятанные клады, светились, но к ним нельзя было подобраться, так как их охраняли черти. По традиционным представлениям в дни поминовений и особенно в Семык владыка загробного мира «киямат тöра» души усопших отпускал на поминки, где они посещают своих живых родственников и даже могут ночевать одну ночь. Для поминовения заранее изготавливают свечи из домашнего воска и кудели. Для праздника шьется новая одежда, которую надевают и используют до следующего Семыка.

В среду готовят для праздничного стола различные блюда. Стол должен быть богатым, поэтому пекут пироги большие и маленькие с различной начинкой, ватрушки, блины многослойные (коман мелна) и однослойные, булочки.

Предпочтительны на этот праздник пироги с рыбной начинкой. Пиво и квас варят заранее. Готовят каши из различных круп. Обязательны блюда из яиц: яичница, омлеты с добавлением сливок или молока и картошки (муноплошка), просто вареные яйца. Кроме того, на праздничном столе должны быть молочные блюда: творог, топленое молоко или сливки, сырки. В отдельной посуде выставляется сливочное или топленое масло.

От нечистой силы на двери вешают ветки можжевельника, шиповника, рябины. Баню топят дважды. Первую баню можно топить уже во вторник вечером или днем в среду. В растопленную баню приглашают души умерших и поименно хлещут веником полог, символически паря умерших родственников. После завершения банных процедур, души усопших родственников приглашают в дом пить чай.

Стол для поминок может накрываться в кудо (летняя кухня), под навесом, в доме. Рядом со столом на скамейке ставится большое блюдо, емкость для напитков и дощечка для прикрепления поминальных свеч. Перед поминанием зажигают три свечи для владыки загробного мира, для его помощника, третья свеча для душ покойных. Всем этим действием руководит старший член семьи, который читает молитвы с упоминанием умерших предков, у которых просят содействия в земных делах живых.

После завершения поминок присутствующие выходят провожать души покойных, исполняя специальные очень грустные песни «колшо муро» (песни мертвых), а поминальная еда и напиток выливаются в определенном месте во дворе. Считается, что души умерших после этого ритуала покидают мир живых и отправляются в загробное царство до следующих поминок.

В пятницу ходят поминать на кладбище. К 10 часам или к обеду жители села и других окрестных деревень, а также и приехавшие из города однодеревенцы, отправляются с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой на кладбище, которое расположено недалеко от села. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шÿгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садятся возле могилы и из каждого блюда отщипывают по кусочку и кладут на нее, а также выливают немного водки и кваса, и при этом говорят шужо (пусть дойдет). Вся еда съедается или оставляется на могилах, так как обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигаются, т.к. это делалось специально в среду дома. На могильные кресты вешают полотенце. Близкие родственники захоронены в одном месте. Поминая своих умерших родственников, они просят содействия в жизни, чтобы все складывалось хорошо, были деньги, удачной была дальняя дорога.

Дело молодое

Семык также любим молодежью. В эти праздничные дни молодые люди весело и дружно проводят время: устраивают на улице качели и проводят время у качели три дня. В среду группами молодые уходят на луга, собираются за околицей, где до утра играют в различные игры, танцуют, разжигают костер и прыгают через него. Играть ходят девушки с 15-16 лет, парни 17-18 летнего возраста. Также на эти игрища могут приходить молодожены, если со свадьбы их не прошло года. Молодежь играет в разные игры: вытягивание парами лыка (ний кучен шупшын модмаш), кольцо (онго), выбор пары (туп кырен модмаш), ручеек (вÿд йоген модмаш), разбивание яиц (муно шалатен модмаш) и другие. Так, например, берутся лыковые полоски длиной 2 метра, которые спутываются ведущим. Девушки и парни становятся отдельно в разных концах. Вытянувшие одно лыко парень и девушка должны поцеловаться, если же они не нравятся друг другу, то в этом случае они должны отдать ведущему какую-нибудь вещь. В конце игры хозяин этой вещи должен исполнить желание ведущего – спеть, сплясать или сделать еще что-то другое.

Для молодежи характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могут завалить бревнами ворота, перевесить на другое место ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходят на луга и до рассвета проводят время в веселье и играх.

Современные формы бытования

В годы Советской власти, в период атеизма старались искоренить религиозные языческие праздники – они не приветствовались официальными лицами. Но даже несмотря на то, что праздник приходился на рабочие дни, сельчане не отказывались от обрядов Семыка. Жители старались проводить их вечером после работы, так как традиции были очень важными для них, передававшимися из поколения в поколение. Особенно старшее поколение марийцев никогда не забывали свой праздник и обряды, связанные с ним, он был всегда в душе и сердце, поскольку, невозможно, выкинуть из памяти своих почивших родителей, родственников, друзей, свои родные места. Старшее поколение и в настоящий период воспроизводит обряды. К примеру, современный поминальный стол Семыка сохранил основной набор блюд ритуальной пищи традиционного стола.

Период демократизации общества повлиял на возрождение традиционных праздников. Возобновились моления в рощах.

В Татарстане марийский праздник Семык получил республиканский статус, он включен в Государственную программу по реализации национальной политики и проводится каждый год в одном из районов компактного проживания народа мари.  Соорганизаторами праздника традиционно выступают Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстан и Национально-культурная автономия марийцев РТ. В этом году, как и другие национальные праздники народов Татарстана, в связи с эпидемиологической ситуацией, Семык проводится в онлайн формате.

Олег Третьяков — Председатель РОО «Национально-культурная автономия марийцев Республики Татарстан»:

Семык — значим и горячо любим народом мари. Он открывает календарь летних праздников. Это — праздник встречи поколений.

В этот день мы вспоминаем о духовной культуре и народных традициях, задумываемся над тем, чтобы грядущее поколение было счастливым. Этот праздник начинается со дня поминовения умерших родственников и прошения у них благословления на удачу в хозяйственных делах и в быту.

Пусть в каждом доме всегда царят мир, покой и благополучие. И Семык этого года придаст уверенности в завтрашнем дне!

Информационный Центр ДДнТ

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 29.01.2023 18:38

Султанова Лидия Никитична

Учитель родного (марийского) языка и литературы, русского языка и литературы

44 года

рейтинг760
место50 451

Презентация Семык

08.08.2016 09:44

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о марийском календарном празднике Семык. Для учителей марийского языка и литературы, для обучающихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа

«Презентация Семык»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семык марийский праздник поздравления открытки
  • Семык марийский праздник когда
  • Семык марийский праздник дата
  • Семуха религиозный праздник
  • Семуха праздник что означает