18:44, 16 июн 2021
Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи.
Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку.
Хозяин дома молитвой освещает стол с кушаньями. На краю блюда, в которое будут класть поминальную пищу, свечи из воска для «начальника» загробного мира (Киямат тӧра), для его помощника (Киямат савус) и для душ умерших родственников (тошто марий-влак).
Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо… Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.
Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.
По народным представлениям считается, что после этого усопшие уходят из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Процессия, «проводив умерших», заходит обратно в дом. Все ненадолго опять садятся за стол. Хозяин дома освящает хлеб и стол молитвой. Один, оставшийся в доме, спрашивает процессию, что сказали умершие на прощание. Кто-нибудь из проводивших отвечает, что они предвещают хороший урожай, теплые дожди, хороший приплод домашнего скота, и что все будут здоровы и во всём будет сопутствовать удача и т.д. Блины, занесенные в дом, разрезаются, яйца очищаются от скорлупы и тоже разрезаются. За столом угощаются недолго, потом выходят из-за стола. Затем идут в гости к соседям.
После этого все отправляются с блинами, яйцами, квасом и другой едой на кладбище. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращаются домой.
Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Фото: скриншот видео
Видео: Республиканский центр марийской культуры
Шочмо кечет дене открытка
Дата: 02-08-2022
Смотрели: 1 427
75 фото
1
Шочмо кече дене открытка
2
Букет цветов на фоне природы
3
Картина Шочмо кечет дене
4
Fragaria — земляника — rot
5
Альмира Сабирзянова
6
Лето ромашки
7
Шочмо кечет дене Изай
8
Гипсофила картинка на рабочий стол
9
Какие планы на вечер
10
Огромный красивый букет цветов
11
Принимаю заказы
12
Марий элем Шочмо Верем
13
С днём рождения Надежда
14
Учитель кече дене
15
Поздравления на марийском языке
16
Поздравительный фон для фотошопа
17
Инга с днем рождения
18
Ава пайрем дене
19
Солнечный букет
20
Шочмо кечет дене открытка
21
Красивые цветочные фоны для поздравительных открыток
22
Соцветие Сургут 2020
23
Цветы розы
24
Букет роз
25
Фото поздравления с днём рождения маме
26
С днём учителя поздравления
27
Поздравления с днём рождения
28
С днём рождения Олечка
29
Цветы для подруги
30
Поздравляю с днём рождения
31
Шочмо кечет дене Курской
32
С днем рождения
33
Амина с днем рождения поздравления
34
Фон для поздравительной открытки
35
С днём рождения Люба
36
С днём рождения Альбина
37
Рамка для поздравления
38
Четвериков Дюймовочка
39
Витя Шочмо кечет дене
40
Шочмо кече дене саламлымаш
41
Поздравительная открытка
42
Оригинальные открытки с 8 мартом с поздравлениями
43
Открытка цветы
44
С днем рождения
45
Поздравление с юбилеем женщине 50
46
Поздравления с днем рождения Танюшке
47
Открытка в конверте с юбилеем!
48
Поздравления с днём рождения на татарском языке
49
С юбилеем на казахском языке
50
Открытки Честит рожден ден
51
Татарские поздравления с днем рождения
52
Марийский праздник Пеледыш пайрем
53
Кухня Мари Эл Национальная Марий-Эл
54
Туғилган кунингиз билан
55
Цветы для любимого мужчины
56
Прекрасный день
57
Белые розы с пожеланиями
58
Красивый фон для открытки
59
Поздравление с юбилеем
60
Стихи про сирень
61
Зимний фон с днем рождения
62
Красные розы
63
Красивый фон для поздравления
64
Розы и жемчуг
65
Самые лучшие цветы для тебя
66
Известные марийские Писатели
67
Красивые торты
68
С днём рождения крестнице
69
Поздравление с юбилеем женщине
70
Красивые поздравления с днем рождения
71
Поздравления с днём рождения бабушке
72
С юбилеем Танюша поздравления
73
С днем рождения
74
С днём матери поздравления
24.07.2016, 22:47 ( Обновлено 25.01.2023, 01:07 ) Просмотров 15к.
Саламлымаш мут-влак
Шочмо кечет дене алал кумылын саламлена. Тыланена пенгыде тазалыкым, йолгорно гай кужу ӱмырым, шошо леве мардеж гай куштылго кап-кылым, памаш вӱд гай яндар шӱм-чоным, илышыштет да коштмо корныштет — пиалым. Тек вуй ӱмбалнет чевер кече гына шыргыжеш.
***
Тачысе сылне лӱмгече пайремет дене саламлен, тыланен кодына пенгыде тазалыкым, кужу умырым, чон ласкалыкым да ласка шонгылыкым.
***
Тазалыкет пенгыде, кочшаш киндет перкан, йӱшаш вӱдет яндар, вий-куатет самырык годсо гай да ӱмырет йогын вӱд гай кужу-кужу лийже.
***
Шочмо кечет дене саламлен, тыланен кодына самырык тумо гай таза, вис-вис пеледыш гай мотор да весела илышым. Ерыште ийын коштшо мужыр йӱксӧ гай пиалан лий. Ӱмырет йолгорно гай кужу лийже.
***
Ачай, тургыжланымаш, ойго да осал шонымаш эреак ӧрдыжтӧ кодышт, а шӱм-чонет ласкалык дене лыпланыже. Шоҥгылыкым веселан вашлийын, пошкудо да йолташ-влак дене келшен, умылен, икте-весым пагален, илыш-корным шуяш тыланена. Пиалан, таза да кужу ӱмыран лий.
***
Тыланена волгыдо пиалым, ешыште ваш умылымашым, пагалымашым, пенгыде тазалыкым да кужу ӱмырым.
***
Ешлан поро, сай, кеч-могай жапыштат ӱшанле эҥертыш улметлан, пенгыде вий-куатетлан шӱм гыч лекше шокшо тау мутым каласена. Вуй ӱмбалнет канде кавам, кужу деч кужу ӱмырым тыланена. Тек шӱм-чонетым кече эреак ырыкта, ласкалык дене илыш вийым пуэн шога.
***
Илышет лийже муро гае йоҥгыдо, кече гае волгыдо, вурс гае пенгыде, пеледыш гае эреак сӧрал, памаш вӱд гай яндар. Пеленет эреак тыйым пагалыше да йоратыше, умылен моштышо да полшен шогышо лишыл енет-влак лийыт.
шочмо кече дене саламлымаш мут-влак поздравление с днём рождения на марийском языке
Краткое описание праздника «Семык» («Троица»)
Праздник
«Семык» отмечается летом, после окончания
полевых работ и дает надежду на добрый
урожай. Не зря говорили: «Пашам чот
ыштыше уи ден муйым кочкеш» («Кто хорошо
трудится, тот хорошо ест»), «Ыштет пужвуд
лекмеш, кочкат шер теммеш» («Работаешь
в три пота, будешь сыт до отвалу»).
В
«Семык» люди вставали вместе с солнцем,
топили баню, печку и готовили еду.
Поминали усопших, мыли в бане (мысленно).
«Семык» неделя начинался в понедельник.
В этот день 10-12-летние девочки варили
квас, а взрослые шили новые вещи. Во
вторник убирались во дворе и дома, чинили
забор. Можжевельником окуривали
хозяйство.
В
среду купались в бане, зажигали свечи,
поминали усопших. В четверг выходили
молиться в молельные места «Кусото».
После молельни в деревне ходили друг к
другу в гости. В честь праздника марийский
народ в этот день резал петуха или
курицу. Кому попадалась грудная
дугообразная кость птицы, тот спорит с
кем-нибудь из гостей на что-нибудь, в
основном на платки, одежду и т.п. И на
следующий какой-нибудь праздник они,
т.е. спорящие дарили друг другу подарки,
на что договорились.
В
любой праздник марийский народ ел из
одного Кашка, пил из одной чашки. Этим
он показывает, что народ дышит одним
воздухом, живет дружно, помогает друг
другу и поддерживает во всем. Они не
боялись заразиться чем-нибудь, т.к. очень
хорошо знали друг друга. Тем более перед
праздником они все убирались в хозяйстве,
парились и мылись в бане. Все это
показывает, что марийский народ –
чистоплотный народ. Так же они не садились
за стол, пока не мыли руки, лицо, не
помолясь богу. За стол сперва садились
старшие, они же начинали трапезу. Такой
обычай, поведение показывает уважение
старших и приучает к порядку. Праздник
«Семык» без игр не проходил. Игры родились
на заклинаниях, наговорах, заговорах,
опираясь на силу уважения. Играли в
пары, «Ручейки», в колечко, перетягивание
каната, кидали листья в воду и т.п.
Опираясь
на традиции и обычаи праздника «Семык»,
возобновили празднование этого праздника
в 1994 году. А в 1997 году «Семык» проводился
в д.Варали.
Компонент 6. Особенности обычаев и обрядов Удмуртов.
В
каждом народе есть нечто особенное, что
представляет всеобщий интерес. Таковой
у удмуртов видится их религиозно-мифологическая
система.
Иными
словами «язычество удмуртов» — наиболее
древняя, первобытная, удмуртская сфера
комплекса духовной культуры народа,
становление и развитие системы
религиозно-мифологических представлений
удмуртов о мире.
Система
язычества удмуртов характеризуется
значительной сложностью и развитостью.
Этнографические
материалы об удмуртах — (РФНИИ: 221)
всевозможных богов, божеств, духов и
различных мифологических существ, порой
не совсем ясного происхождения — однако
все они, как полагали верующие удмурты,
так или иначе оказывали воздействие на
жизнь человека и природы в целом.
Общее
число удмуртских богов и божеств было
около 40. На вершине удмуртского Олимпа
возвышался могущественный бог Инмар в
переводе дословно «Что на небе». Но
исследователи переводят «Небесный
человек». Образ удмуртского Инмара
восходит к прафинно-угорскому божеству
«Ильмаринен». Здесь любопытно привести
запись исследователя XVIII в. «…вотский
бог есть так называемый Инмар, коего
жилище кладут на небесах».
Возвышение
Инмара над остальными божествами явление
более позднее и поэтому все моления,
сохранившиеся до наших дней, посвящены
этому богу.
Большое
место у удмуртского народа занимают
служители культа — жрецы, являющиеся
своеобразными посредниками между
божествами и общей массой верующих. Они
же являются непосредственными творцами
религиозно-мифологических идей.
Реализация
языческой обрядовой жизни удмуртов
осуществлялось в особых местах —
святилищах, что сохранилось в Алнашском
районе д.Кузебаево и до нашего времени.
Определенным
свидетельством развитости системы
язычества удмуртов является разработанная
обрядовая жизнь со сложными ритуалами
жертвоприношений.
За
многовековую историю были выработаны
определенные ритуалы жертвоприношений
с молениями. Разным божествам и духам
предписывались разные жертвоприношения,
и сам ритуал был различен.
Даже
краткое рассмотрение отдельных
компонентов языческого комплекса
удмуртов совершенно отчетливо показывает,
что все они, не смотря на крайнюю пестроту
и разнохарактерность, объединяются в
единую систему.
В
системе язычества удмуртов является
наиболее древняя сфера, в частности,
культ огня, земли, представление о жизни
и смерти, душе, поклонение божеству
неба, почитание водоплавающей птице,
культ деревьев и священной роще, наличие
ритуальной постройки — святилище.
Компонент
7. Взаимодействие обычаев и обрядов
удмуртского народа с другими народами
Исследовав
и анализируя некоторые обряды и обычаи
удмуртов, русских, татар и марийцев
можно провести между ними некоторые
параллели. Особенно характерно это для
традиционных праздников, доживших до
наших дней, таких как свадьбы и аграрные
моления удмуртов, связанные с
земледельческими работами. Например,
у удмуртов «Гырон быдтон», у русских
«Троица», у татар «Сабантуй», у марийцев
«Семык» — все эти праздники посвящены
окончанию сева, так называемые праздники
сохи или плуга. Хотя изначально у удмуртов
этот праздник назывался «Ага яшка»,
«Акаяшка», что соответствует удмуртскому
«Герышыд», «Гершыд». Весенний праздник
плуга у разных народов Поволжья имеет
много общего, что служит доказательством
общности происхождения народов этого
региона. Что примечательно, так это
праздник постепенно перешел из праздника
первой борозды в праздник окончания
сева, причем у всех этих народов.
В
приобщении к культу нового рода также
есть сходные обряды, в частности
обхождения очага, поклоны огню, топят
баню, устраивают девичники, пекут лепешки
(табани), назначают старших на свадьбе,
дарят подарки и наводят чистоту в доме.
Все
это говорит о заимствовании элементов
обычаев и обрядов друг у друга.
Поклонение
единому богу Инмару — доказательство
того, что это произошло под влиянием
ислама и христианства, именно они
способствовали формированию у удмуртов
представлений о едином боге.
Видимо,
со времени подчинения части удмуртов
Булгарскому государству, а затем
вхождение вех групп удмуртов в состав
Русского государства, когда и на
присоединенные земли распространилась
власть единого царя, только тогда стали
складываться условия для возникновения
представлений о едином боге. Большое
значение в этом процессе имело крещение
удмуртов, именно в этот период Инмар
приобретает черты христианского бога.
Постепенно удмурты — христиане, оставаясь
верными своей старой вере, начинают
приходить к сознанию, что «Надо и
по-вотски, и по-русски молиться».
И
все-таки в глубине души большинство
вотяков остаются язычниками.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад к уроку ИКН по теме Марийский праздник семык
Содержание
-
1.
Презентация к уроку ИКН по теме Марийский праздник семык -
2.
Се́мык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает -
3.
Значение праздникаСемык один из значимых и любимых -
4.
ОбрядыОбряды раньше совершались в течение всех праздничных -
5.
Ночь со среды на четверг считается временем -
6.
Для молодежи было характерно устраивать в эту -
7.
В период праздника соблюдались разные запреты — не -
8.
В субботу или в воскресенье праздник -
9.
Спасибо за внимание!
Се́мык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах
Слайд 1Марийский праздник «Семык»
Выполнила работу: Ешмекова Юлия
Руководитель: Васенина О.Н.
Слайд 2Се́мык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык
входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
Слайд 3Значение праздника
Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. В нём
сосредотачиваются обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.
Слайд 4Обряды
Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный
характер.
Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым), поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.
Слайд 5Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал
вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы.
Слайд 6 Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки,
парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.
Слайд 7В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с
землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний, в этот день часто затевались свадьбы
Слайд 8 В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные
марийцы отмечали Троицу, а в понедельник — Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж (свободное лето) или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2—3 недели. В течение этого времени не работали на земле.
-
May 27 2015, 16:10
- Праздники
- Cancel
Семик — марийский праздник Семык
Полный календарь.
Сегодня у луговых и восточных мари один из значимых праздников весенне-летнего календарного цикла — Семык. Отмечается он со среды (у православных — с четверга) по субботу или воскресенье Троицкой недели (на седьмой неделе после Кугече / Пасхи). Как и Кугече, Семык связан с культом предков, является частью кон пайрем «щёлоков праздник».
Основные дни — среда и четверг, «в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают. Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы» ((Калинина 2006)).
В пятницу — лопка С. «широкий С.» — устраивали игры, гулянья под гусли, волынки, затевали свадьбы.
В воскресенье православные мари отмечали Троицу, в понедельник — Мланде шочмо кече «земли рождения день» / Духов день.
После С. наступало яра кенгеж «свободное лето», или сынгса жап «цветения ржи время», когда нельзя работать на земле, вывозить навоз, красить одежду, стирать: может быть град, ураган. В настоящее время выполняются лишь отдельные обряды.
Семык — удобное время для колдовства, наведения порчи на болезнь и смерть и проч. Но как это делать, я рассказывать не буду. Разве что только в личке — в познавательных целях.
Добавить в друзья
Перейти к содержанию
Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии
На чтение 2 мин Просмотров 200
Гуляния прошли 12 июня в деревне Быргында Каракулинского района республики
Праздник начался парадом делегаций из районов Удмуртии, а также гостей из Татарстана, Башкортостана и Марий Эл. Все они привезли с собой вышитые вручную полотенца — символы гостеприимства и доброжелательности, и повязали их на импровизированные «мостики дружбы» рядом со сценой.
На красочной церемонии открытия хозяева праздника спели на русском и марийском языках о родной стороне. Легенда о происхождении деревни была рассказана в театрализованной сценке, главные герои которой — лесные марийцы, получившие на камских берегах столько земли от башкирского хана, сколько сумел пройти от восхода до заката их предводитель Токтай-патыр.
В 2021 году марийцы Удмуртии отметили Семык в 25-й раз. Празднование приурочили объявленному в республике Году села и 95-летию со дня образования Каракулинского района.
Поздравить марийцев приехала министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова: «Сегодня на Каракулинской земле нас всех собрал марийский праздник «Семык». Этот праздник посвящен радости сегодняшнего дня и надежде на будущее. Очень радостно, что сегодня на марийском празднике присутствуют представители многих национальностей. У нас богатая и дружная семья: 134 народа проживают в Удмуртии в мире и согласии, слыша и уважая друг друга». Также, она поздравила всех собравшихся с Днем России и отметила, что всех уголках страны сегодня проходят различные праздничные мероприятия.
Также к гостям праздника обратились представители традиционной марийской религии — верховные карты (жрецы) из Удмуртии, Татарстана и Башкортостана. Было подписано соглашение между руководством Каракулинского района и Советом марийских организации нашей республики по сохранению и развитию культуры марийцев. Программу праздника продолжили выступления народных коллективов, традиционный обрядовый обед и марийские молодецкие игры.
Семык – традиционный праздник марийцев, говорящий о наступлении лета, который открывает летний праздничный календарь. В нём присутствуют обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством и семейно-брачными отношениями. Праздник содействовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.
Журналист, редактор, контент-менеджер сайта, СММ специалист, оператор-постановщик интернет-телеканала «Даур ТВ»